Малые закупки: ограничения, экспертиза, штрафы. Малые закупки: ограничения, экспертиза, штрафы 44 фз минимальная сумма контракта без торгов

Для закупок до 400 000 руб,. помимо ограничения заказчиков по деятельности, установлено ограничение по объему и сумме таких госзакупок - они не должны превышать 50% от СОГЗ организации и их сумма не должна превышать 20 млн. руб. Такие процедуры также должны вноситься заказчиком в план-график закупок, но размещения в ЕИС не требуется. Заказчик самостоятельно ведет их учет и предоставляет отчет по ним в конце годового финансового периода. Штраф за нарушение требований в закупках малого объема Кодекс об административных правонарушениях в ч.1 ст 7.29 предусматривает ответственность должностных лиц за нарушение требований, установленных законодательством, при проведении закупок у единственного поставщика. При выявлении ошибок в процедурах до 100 / 400 тыс. руб., с должностного лица в организации заказчика будет взиматься административный штраф в размере 30000 руб.

Малые закупки по 44-фз

Закона N 44-ФЗ).При заключении договора, сумма которого не превышает 100 тыс. рублей заказчик вправе руководствоваться пунктом 4 или пунктом 5 части 1 статьи 93 ФЗ-44 Нужно ли регестрировать договора в реестре контрактов 2.0 по п.5 ч.1 ст.93 44-ФЗ В соответствии с частью 1 статьи 103 Федерального закона № 44-ФЗ, в реестр контрактов не включается информация о контрактах, заключенных в соответствии с пунктами 4 и 5 части 1 статьи 93 указанного Федерального закона. 1) Надо ли регистрировать договора до 100 и до 400 тыс (заключенные в Электронном магазине) в реестре госкантрактов на ООС. В соответствии с частью 1 статьи 103 Федерального закона № 44-ФЗ, в реестр контрактов не включается информация о контрактах, заключенных в соответствии с пунктами 4 и 5 части 1 статьи 93 указанного Федерального закона.

Закупки малого объема (до 100 и 400 тыс)

Ответы Разъясните пожалуйста порядок заключения договоров на регулярные услуги, по которым в 2013 году были ежеквартальные пролонгации до 400 т.р. в квартал. Например – бухгалтерское обслуживание, клининг, озеленение и т.д. При заключении контракта с единственным поставщиком, даже при наличии соответствующих правовых оснований, необходимо в письменном отчете обосновать нецелесообразность или невозможность определения поставщика конкурентными способами (часть 3 статьи 93 Федерального закона № 44-ФЗ).

Поэтому в настоящее время такие договоры целесообразно заключать путем проведения конкурентных процедур. Заключение дополнительных соглашений к контрактам (договорам) не предусмотрено законом. У учреждения в план-графике все договоры на сумму до 100 000 руб.
Лимита средств 5% не хватает на заключение всех договоров.

Закупки малого объема 44-фз

Внимание

В то время как закупать без проведения конкурсных торгов на сумму до 400 тыс. рублей имеют только определенные виды организаций. Но давайте обо всем по порядку. Итак, в отношении малых закупок в силу вступают ограничения их лимитов по годовому объему. В рамках закона о контрактной системе изложено два варианта расчета максимально возможного объема:

  1. на сумму не более 2 млн рублей в год;
  2. на сумму, не превышающую 5% от совокупного годового финансового объема закупок предприятия.

Осуществляя расчеты, необходимо принимать во внимание также контракты, заключенные до начала определенного финансового периода, но оплаченные после того, как он наступил.


Таким, образом, для компании с большим оборотом, намного выгоднее и удобнее второй вариант расчета, в то время как остальным лучше выбрать фиксированный предел в 2 млн рублей.

Лимиты закупок малого объема по 44-фз для бюджетного учреждения

Специальными нормами при проведении закупок небольшого объема пользуются организации исполнительной власти федерального уровня — их годовой лимит объема закупок на сумму до ста тысяч определяют в особенном порядке. При организации малых закупок законодательство РФ избавляет учреждения от нужды:

  • отчитываться в документах о невозможности реализовывать закупки другими способами;
  • обосновывать контрактную сумму и прочие главные условия его выполнения;
  • указывать в документе контракта расчет и обоснование цены;
  • указывать в отчетных документах итоги каждого этапа выполнения контракта, сведения о предмете контракта.

Правонарушения Некоторые недобросовестные заказчики усматривают в возможности проводить закупки у одного поставщика способ уклониться от проведения торгов или даже способ заключать контракты напрямую с определенной организацией.

Закупки малого объема

Инфо

Каждый заказчик иногда организует закупки на малые суммы. Зачастую объем закупаемых работ либо товаров очень мал, поэтому организация торгов является экономически и практически неэффективной. Вследствие этого на законодательном уровне разрешены небольшие закупки у единственного поставщика, без организации длительных и сложных торгов.


Важно

Возможность проведения Форма малой закупки возможна исключительно при контрактной цене не более ста либо четырехсот тысяч рублей. Размеры границы цены зависят от формы организации заказчика, видов деятельности и объема закупок в год. Причины для реализации этих закупок детально определены статьей 93 закона №44-ФЗ.


Условия для проведения малой закупки Если закупить у одного поставщика на сумму до ста тысяч рублей может любой заказчик, то закупку до четырехсот тысяч могут проводить только некоторые типы предприятий.

Совокупный годовой объем закупок

При осуществлении малых закупок закон снимает с заказчика обязательство по обоснованию цены контракта, предоставлению отчета о невозможности использовать прочие методы закупки, демонстрации итогов каждого этапа процедуры. Кроме того, организатор может вообще нигде не размещать информацию о проводимой процедуре, в том числе и в ЕИС. Это остается его добровольным правом. Отличие малых закупок по 223-ФЗ В соответствии с частью 15 статьи 4 223-ФЗ малой признается закупка, сумма которой не превышает 100 рублей.

Это справедливо для организаций, годовая выручка которых не превышает 50 миллиардов рублей. В противном случае малой признается закупка на сумму до 500 тысяч рублей. Информацию о таких закупках организатор не обязан размещать в ЕИС.
Каждый заказчик вправе самостоятельно определять перечень закупок, к которым может применять упрощенный порядок проведения процедуры.

Любому государственному заказчику время от времени приходится совершать закупки на небольшие суммы. В некоторых случаях их объем настолько мал, что проведение конкурентных торгов считается нерациональным с экономической точки зрения. Поэтому законодатель разрешает проводить малые закупки по 44-ФЗ у единственного поставщика.
В этой ситуации работает целый ряд законодательных норм.

Процедура малой закупки

Процедура малой закупки может производиться только при стоимости контракта не выше 100 или 400 тыс. рублей. Величина ценового ограничения напрямую зависит от субъекта закупки, формы его организации, сферы деятельности и годовой величины закупок. Все основания для осуществления таких закупок подробно изложены в п. 4,5 ч.1 ст. 93 44-ФЗ.

Обоснования малой закупки

Основание для закупки у единственного поставщика на сумму менее 100 тыс. рублей имеет абсолютно каждый заказчик. В то время как закупать без проведения конкурсных торгов на сумму до 400 тыс. рублей имеют только определенные виды организаций. Но давайте обо всем по порядку.
Итак, в отношении малых закупок в силу вступают ограничения их лимитов по годовому объему. В рамках закона о контрактной системе изложено два варианта расчета максимально возможного объема:
  1. на сумму не более 2 млн рублей в год;
  2. на сумму, не превышающую 5% от совокупного годового финансового объема закупок предприятия.
Осуществляя расчеты, необходимо принимать во внимание также контракты, заключенные до начала определенного финансового периода, но оплаченные после того, как он наступил.
Таким, образом, для компании с большим оборотом, намного выгоднее и удобнее второй вариант расчета, в то время как остальным лучше выбрать фиксированный предел в 2 млн рублей.
Переходим к закупкам у единственного поставщика на суммы до 400 тыс. рублей. Проводить их имеет право ограниченный круг заказчиков. Среди них только муниципальные и государственные организации:
  • культурные и образовательные учреждения;
  • парки, зоопарки, заповедники, ботанические сады;
  • театры, музеи, концертные организации, планетарии, цирки;
  • дворцы и дома культуры, клубы;
  • архивные и библиотечные учреждения;
  • организации, связанные с телевизионным и радиовещанием, имеющие государственное, либо муниципальное финансирование.
В отношении них также существуют ограничения: годовой объем закупок, которые заказчик вправе осуществить, не должен превышать 50% совокупного годового объема закупок заказчика и не должен составлять более чем 20 млн рублей.
Принцип расчета остается тем же: в годовой объем включают не заключенные, а оплаченные за текущий период договоры.

Порядок осуществления закупок малого объема: исключения и ограничения

Порядок осуществления закупок малого объема предполагает определенные исключения.
Например, при закупке со стороны учреждений сельскохозяйственного сектора лимиты не рассчитываются. Эту норму закрепляет п. 4 ч.1 ст. 93 44-ФЗ.
Кроме того, особенными положениями при совершении малых закупок вправе руководствоваться федеральные органы исполнительной власти. Для них ограничения годового объема закупок до 100 тыс. рублей рассчитывают в отдельном порядке.
Наконец, стоит сказать о том, что некоторые заказчики видят в разрешении осуществлять малые закупки у единственного поставщика возможность уклониться от организации тендеров или даже передавать контракты напрямую «своей» фирме. Для этого они применяют искусственное дробление договоров, разбивая один дорогостоящий лот на множество 100-тысячных контрактов и заключая все их с одной организацией. Такое действие может быть квалифицировано как притворная сделка, которая является административным правонарушением и наказывается в соответствии с ч. 1,2 ст. 7.29 КоАП РФ.

Если вы столкнулись с подобными нарушениями со стороны госзаказчиков, о них следует незамедлительно сообщить в Федеральную антимонопольную службу. Не знаете, как правильно составить жалобу или подать ее? Наши специалисты с радостью вам помогут. Вместе с вами мы сделаем тендерный рынок конкурентным и прозрачным!

Материал является собственностью сайт. Любое использование статьи без указания источника - сайт запрещено в соответствии со статьей 1259 ГК РФ

Теперь в "Бико" новый пакет услуг полного сопровождения после победы в тендере
24.01.2019

У нас хорошие новости! Вы уже знаете, что компания «Бико» обеспечивает поставщика всем необходимым для победы в тендере и сопровождает до заключения контракта.

Обращаясь к статистике, будет очевидным тот факт, что малые закупки вовсе не малые. Если посмотреть на 223-ФЗ по годам, то:

2016 год

  • Всего закупок - 1 422 676;
  • Сумма - 25 720 076 млн. руб.;
  • Из них у ед. поставщика - 78%;
  • Из них по прямым договорам - около 700 000.

2017 год

  • Всего закупок - 1 312 126;
  • Сумма - 27 039 648 млн. руб.;
  • Из них у ед. поставщика - 72%;
  • Из них по прямым договорам - около 600 000.

Если посмотреть на 44-ФЗ по годам, то:

2016 год

  • Всего закупок - 3 085 448;
  • Сумма - 6 403 723 млн. руб.;
  • Из них у ед. поставщика - 11%;
  • Из них по прямым договорам - 70 170.

2017 год

  • Всего закупок - 3 160 724;
  • Сумма - 7 100 691 млн. руб.;
  • Из них у ед. поставщика - 7%;
  • Из них по прямым договорам - 74 280.

В среднем в России в год проходит около 1 200 000 закупок по прямым договорам в рамках 223-ФЗ и 44-ФЗ на сумму свыше 1 триллиона рублей.

Проблемы малых закупок и их решения

На данные момент регуляция малых закупок не конкретна. По-прежнему очевидны следующие проблемы:

  1. Непрозрачность процедуры выбора поставщика, завышение цен;
  2. Отсутствие предварительного контроля бюджетных лимитов;
  3. Отсутствие контроля соответствия плана закупок фактическому осуществлению;
  4. Существенные, по отношению к стоимости контрактов, трудозатраты на ведение бумажного документооборота;
  5. Отсутствие автоматически формируемой отчетности об итогах закупок;
  6. Отсутствие конкуренции при определении поставщика в виде конкретного торга.

Эксперты в сфере закупок, озвучив все эти проблемы, единогласно приходят к выводу о том, что закупки малого объема необходимо централизовать или, как минимум, автоматизировать, потому что контроль, прозрачность, единство экономического пространства и иные принципы закупочного законодательства максимально достигаются посредствам применения современных IT-решений. Таким образом, намечается тренд на централизацию закупок малого объема. В чем же он выражается?

На уровне регионов и муниципалитетов активно внедряются автоматизированные системы внешнего заказа, которые ориентированы на централизацию всей закупочной деятельности (малой в том числе).

В качестве примера можно привести системы, применяющиеся в большинстве регионов РФ. Также активно развиваются электронные магазины для закупок в рамках 223-ФЗ и 44-ФЗ. Комплексные системы для централизации и автоматизации процесса закупок малого объема: единый агрегатор торговли (электронный магазин «березка»).

Решения, которые уже применяются:

  • Активная разработка и внедрение внешних систем размещения заказов на уровне конкретных регионов и муниципалитетов;
  • Развитие «электронных магазинов» для закупок малого объема в рамках 44-ФЗ И 223-ФЗ;
  • Комплексные решения для централизации и автоматизации ЗМО (Единый агрегатор торговли).

Любой комплексный проект, включающий централизацию и автоматизацию, предполагает определенные проблемы как для заказчиков, так и для поставщиков, в т.ч. и при осуществлении закупок малого объема.

  • Административное давление на участников процесса;
  • Не всегда рыночные условия конкуренции между производителями;
  • Бюрократические нагромождения при централизации и автоматизации ЗМО.

Решения, позволяющие избежать вышеуказанных проблем, который на сегодняшний день активно применяются в сфере закупок малого объема:

  • Электронные магазины на базе ведущих ЭТП (ОТС-Маркет, РТС-Маркет, ГПБ, Росэльторг, Сбербанк -АСТ, Б2Б и др.) ;
  • Электронные магазины на базе применяемых ВСРЗ (Криста, Кейсистемс и др.);
  • Электронные магазины B2C (Яндекс Маркет, Маркет Плаза и др.).

Преимущества автоматизации и централизации малых закупок для заказчиков и поставщиков

Преимущества централизации и автоматизации закупок малого объема для заказчиков:

  • Снижение временных и финансовых затрат на осуществление ЗМО;
  • Работа по принципу «Единое окно»;
  • Широкий функционал в части администрирования процесса осуществления ЗМО;
  • Формальное соблюдение принципов законодательства о закупках;
  • Потенциальное расширение базы поставщиков.

Преимущества для поставщиков:

  • Открытость, прозрачность и конкурентность в ЗМО;
  • Витрина закупок и модуль по привлечению поставщиков;
  • ИТ сервисы для оптимизации закупок.

Минусы автоматизации и централизации малых закупок для заказчиков и поставщиков

  • 15-20% поставщиков, зарегистрированных в системах, - это посредники;
  • Невозможность продолжения сотрудничества с проверенными поставщиками;
  • Конкурентность в ЗМО приводит к увеличению количества жалоб.

Минусы для заказчиков применения систем автоматизации и централизации:

  • Удорожание закупки за счет комиссии оператора;
  • Исчезновение «устойчивых хозяйственных отношений» с заказчиком;
  • Обременение условиями регистрации и участия.

Выводы

Закупки малого объема составляют около 1/30 всех закупок в рамках 44-ФЗ и 223-ФЗ. Суммы и количество таких закупок неизбежно приведут к увеличению администрирования и контроля. На данном этапе это применение систем централизации и автоматизации.

Трудности есть, но мы можем повлиять на развитие данных сервисов и сформировать для себя оптимальные условия работы.

Вопросы

1. ОТС-маркет - это конкурентная закупка или закупка у единственного поставщика? В электронном магазине ОТС-маркет есть опция дополнительного торга. Сама по себе закупка малого объема не конкурентна и может заключаться посредствам прямого договора. Однако это не очень выгодно и эффективно, а также трудозатратно. Поэтому применение подобных ОТС-маркет площадок является наиболее удобной, выгодной и актуальной системой закупок малого объема. 2. Один из критериев закупки малого объема - это сроки, отсюда и прямые договоры с единственным поставщиком, зачастую не с самой низкой ценой. Как вопрос со сроками будет решен при автоматизации? Не увеличатся ли сроки многократно? Все зависит от эффективности применяемого решения. Если сроки критичны, то понятие «срочная закупка» существует даже в электронных магазинах. В случае проблемы с количеством поданных заявок, включается модуль привлечения поставщиков и рассылка. Увеличение сроков как таковых не предполагается при применении систем автоматизации. Они рассчитаны на то, чтобы форсировать процесс осуществления закупки. При внедрении новых систем на первых этапах предусмотрен период пилотной эксплуатации, когда идет процесс формирования пула поставщиков, предусматривающий наличие тех или иных проблем со сроками и предложениями. Как только система набирает обороты, эти проблемы решаются. 3. Как быть школам при закупке учебников в количестве 4-5штук? Могут ли они миновать электронные магазины? Здесь идет речь о применении единого агрегатора электронной торговли. Необходимо дождаться публикации регламента в новой редакции, там будут даны конкретные разъяснения. 4. Поставщик утром не привез сырье, поэтому намечается срыв питания. В этот же день заключается договор с другим поставщиком, осуществившим доставку вовремя. Автоматизированные электронные закупки при подобной ситуации быстрее не будут… Устойчивые хозяйственные связи и пулы поставщиков, с которыми мы привыкли работать, диктуют как плюсы, так и минусы в реализации закупочной деятельности. Все зависит от того, как быстро и на сколько сложно происходит переходный период. 5. Есть ли инсайдерская информация по поводу принудительного перевода субъектов 23-ФЗ на проведение закупок малого объема через электронные сервисы (по аналогии с 44-ФЗ)? Если да, то каковы сроки? Пока нет новой информации. Есть два уклона: мнение со стороны законотворцев, что 223-ФЗ должен стать разделом 44-ФЗ, и мнение о том, что 223-ФЗ должен оставаться таким, какой он есть. Ни одно из этих мнений не возобладало. 6. Обязаны ли автономные организации осуществлять закупки с применением электронных магазинов? Никаких обязательств по применению электронных магазинов в законодательстве нет, однако есть местные распоряжения на уровне некоторых регионов. 7. ОТС-маркет: каковы сроки от принятия заказчиком решения о проведении закупки до заключения договора? При проведении закупки малого объема сроки устанавливаются заказчиком. Законодательного регулирования как такового нет на этот счет. Однако средние сроки составляют 3-5 рабочих дней. 8. Можно ли дробить закупку с одним предметом на два договора менее 100 тысяч рублей? ФАС очень ревностно относить к дроблению закупок, поэтому лучше этого не делать. 9. Можно ли просмотреть документы поставщиков в сервисе ОТС при закупках малого объема? Если есть требования в извещении о том, что поставщик должен прикрепить какие-либо документы, то просмотреть их можно. 10. Муниципальные учреждения, совершающие закупки по 223-ФЗ, должны ли переходить на закупки в малых объемах? Применение маркета конкретным заказчиком - это его личное решение. Маркет имеет ряд преимуществ для заказчика, соответственно его можно применять или не применять, если на уровне региона нет постановления о применении того или иного электронного магазина. 11. Получается, что в рамках автоматизации и централизации заключить договор в течение 1-3 дней станет проблематично? Это не проблематично, а зависит от рыночной конъюнктуры конкретного региона и пула поставщиков конкретного заказчика. 12. Что считается закупкой малого объема в рамках 223-ФЗ? В рамках 223-ФЗ закупка малого объема - это закупка до 100 тысяч рублей, если выручка организации менее миллиарда рублей, и до 500 тысяч рублей, если выручка более 5 миллиардов рублей. Они не публикуются в планах, извещения по ним не публикуются в ЕИС. 13. Если мы не можем знать заранее потребность в товарах, к примеру, на год и закупаемся ежемесячно, как только выявляется потребность, можно ли это считать дроблением? Если у вас есть документы, подтверждающие периодичность закупки, то это не дробление, а необходимость. 14. Если заказчик работает по 44-ФЗ и 223-ФЗ, то закупки малого объема можно проводить и там, и там? Нет, заказчик, в первую очередь, работает по 44-ФЗ. Работа по 223-ФЗ в этом случае ведется по определенным законодательным основаниям.

Закупке у единственного поставщика посвящена статья 93 закона 44-ФЗ . Конкретно о малых закупках сказано в части 4 этой нормы закона.

Условия малых закупок

Основание для закупки малого объема может быть любым, при условии, что цена контракта не превышает 100 тыс. рублей. Также существуют дополнительные ограничения по годовому объему малых закупок. Он должен быть:

  • не более 2 млн рублей;
  • не более 5% от совокупного годового объема закупок и при этом не более 50 млн рублей.

Одно из этих условий заказчик выбирает по своему усмотрению. Есть закупки, на которые такие ограничения не распространяются. В частности, это процедуры, которые проводятся муниципалитетами для нужд сельских поселений.

Регистрация в ЕРУЗ ЕИС

С 1 января 2019 года для участия в торгах по 44-ФЗ, 223-ФЗ и 615-ПП обязательна регистрация в реестре ЕРУЗ (Единый реестр участников закупок) на портале ЕИС (Единая информационная система) в сфере закупок zakupki.gov.ru.

Мы оказываем услугу по регистрации в ЕРУЗ в ЕИС :

Также без конкурентных процедур можно закупаться в соответствии с частью 5 статьи 93 закона 44-ФЗ. Это закупки учреждений культуры - заповедников, парков, зоопарков, библиотек, театров, цирков, музеев и прочих подобных заведений. Здесь цена контракта ограничена суммой 400 тыс. рублей, а годовой объем закупленных таким образом товаров, работ и услуг не должен превышать 50% совокупного годового объема закупок и не должен составлять более чем 25 млн рублей.

В чем плюс малых закупок

Закупки малого объема проводят в упрощенном режиме. При этом не нужно:

  • обосновывать, почему заказчик заключил контракт с единственным поставщиком;
  • уведомлять контролирующие органы о заключении контракта;
  • отчитываться в ЕИС об этапах контракта и приобретенных товарах, работах либо услугах.

Как проводится малая закупка

В первую очередь, заказчик определяется со своей потребностью - какой ему нужен товар, в каком количестве и в какой срок. Извещение о заключении контракта с единственным поставщиком размещать в ЕИС не нужно.

Далее он направляет свое предложение поставщику, которого выбрал для исполнения контракта. Это может быть компания или предприниматель, с которым заказчик уже имел дело, или же поставщик со стороны, предлагающий выгодные условия. В этом смысле пока выбор полностью за заказчиком.

Следует отметить, что в настоящее время в тестовом режиме запущен . С конца текущего года часть заказчиков будет обязана пользоваться им для проведения своих малых закупок.

Далее стороны заключают контракт - это можно сделать в любом виде, который предусматривается Гражданским кодексом. При этом в документ можно не включать часть положений, обязательных для контрактов, заключенных после проведения конкурентной процедуры.

Планирование закупок до 100 тыс. рублей

Отражать каждую малую закупку в плане-графике не нужно. Они указываются одной строкой по каждому КБК в размере годового финансового обеспечения . При этом каждому коду соответствует отдельная строка.

Вносить контракты до 100 тыс. в также не нужно. Однако заказчик должен хранить все сопутствующие такой закупке документы.

Отражение закупок до 100 тыс. в плане закупок прописано в постановлении Правительства № 1043. В их отношении в документе указывается индивидуальный код процедуры, наименование предмета контракта и объем финансирования . Данные вносятся одной строкой.

Обоснование закупки

Если закупка проводится на основании статьи 93 закона 44-ФЗ, то в общем случае заказчику необходимо обосновывать выбор способа определения поставщика. Однако это не относится к малым закупкам - при сумме контракта до 100 тыс. рублей обоснование не требуется.

А должен ли заказчик в таком случае обосновывать цену контракта? В соответствии со статьей 93, такой обязанности у него нет. Вместе с тем обоснование цены закупки предусмотрено статьей 22 закона 44-ФЗ, и в ней нет никаких исключений, в том числе и для закупок до 100 тыс. рублей. Поэтому многие специалисты по закупкам рекомендуют все же обосновывать цену малого контракта.

Как рассчитать предельный объем малых закупок

Выше мы упоминали о том, что малые закупки можно проводить до достижения определенного порогового значения. Чтобы правильно запланировать объем малых закупок в первую очередь нужно верно рассчитать совокупный годовой объем закупок. Если ошибиться, то можно получить немалые штрафы.

Допустим, совокупный годовой объем закупок заказчика составляет 100 млн рублей. Ему выгоднее установить лимит на уровне 5% совокупного. В этом случае объем его малых закупок может доходить до 5 млн рублей. Таким образом, напрямую с поставщиками он сможет заключить до 50 контрактов по 100 тыс. рублей каждый.

В заключение обратим внимание на то, что искусственно дробить крупные закупки запрещено. У заказчиков иногда возникает соблазн заключить несколько контрактов до 100 тыс. рублей вместо одного на общую сумму, чтобы не проводить конкурентные процедуры. Если такие контракты будут заключены с одним поставщиком, высок шанс, что ФАС признает это нарушением закона. В особенности если все они будут подписаны с небольшим разрывом по времени.

Закупки малого объема - это на сумму до 100 тыс. руб., а в некоторых случаях - до 400 тыс. руб. Это быстрый и удобный вариант, так как вы можете заключить договор в любой форме, предусмотренной Гражданским кодексом РФ для совершения сделок, и не тратить время на согласование закупки с контрольным органом, подготовку извещения или обоснование выбора способа закупки. Однако для этих закупок установлены предельные годовые объемы исходя из вашего СГОЗ. Важно учитывать при планировании закупки эти лимиты, так как если вы их превысите, вас оштрафуют за неправильный выбор способа определения поставщика.

Что понимается под закупками малого объема по Закону N 44-ФЗ

Закупки малого объема - это закупки у единственного поставщика по п. 4 (закупки до 100 тыс. руб.) и п. 5 (закупки до 400 тыс. руб.) ч. 1 ст. 93 Закона N 44-ФЗ.

Заключить контракт до 400 тыс. руб. могут только образовательные организации и ряд других учреждений, перечисленных в п. 5 ч. 1 ст. 93 Закона N 44-ФЗ.

Для каждого из этих видов закупок установлен предельный годовой объем. Поэтому, если у вас есть иное основание для заключения контракта с единственным поставщиком, лучше использовать его.

Сохранилось ли понятие одноименных товаров в Законе N 44-ФЗ

Понятие одноименности было важным при размещении заказов по Закону N 94-ФЗ, который утратил силу с 1 января 2014 г.

Товары, работы и услуги считались одноименными, если по коду ОКДП они относились к одной группе (ч. 6.1 ст. 10 Закона N 94-ФЗ). Нужно было учитывать квартальные лимиты для закупок таких товаров в малом объеме у единственного поставщика. В Законе N 44-ФЗ этот термин и связанные с ним ограничения отсутствуют.

Как провести закупки до 100 тыс. руб.

Чтобы провести закупку до 100 тыс. руб., прежде всего нужно убедиться в том, что она целесообразна и возможна. Дело в том, что для таких закупок установлены предельные годовые объемы, поэтому всегда нужно взвешивать, действительно ли вы хотите заключить контракт с единственным поставщиком именно на этом основании.

Не забудьте внести данные о закупке в , если это необходимо.

Как определить, возможна ли закупка до 100 тыс. руб.

Чтобы определить, возможно ли провести закупку до 100 тыс. руб., вам необходимо:

  • определить СГОЗ;
  • рассчитать предельный годовой объем закупок до 100 тыс. руб.

Если СГОЗ составил менее 40 млн руб., предельный объем закупок - до 2 млн руб., если более 40 млн руб. - до 5% СГОЗ, но не более чем 50 млн руб.

Обратите внимание, что в отношении закупок для муниципальных нужд сельских поселений эти ограничения не действуют. А если вы проводите закупки для нужд госорганов, созданных для обеспечения деятельности Президента РФ или Правительства РФ, рассчитывайте лимиты отдельно для каждого госоргана;

  • сложить цены всех контрактов до 100 тыс. руб., которые вы уже заключили в этом году или планируете обязательно заключить;
  • вычесть полученную сумму из предельного годового объема.

Если вы получили результат, который превышает цену планируемой закупки, вы можете ее провести. Если же нет - не можете, так как вы превысите предельный объем закупок.

Пример

Вы планируете закупить бумажные конверты формата А4 на сумму 90 тыс. руб. у единственного поставщика по п. 4 ч. 1 ст. 93 Закона N 44-ФЗ, однако при составлении плана-графика не учли эту закупку.

Вы определили, что ваш СГОЗ составляет 35 460 тыс. руб. (то есть менее 40 млн руб.). Значит, за год вы можете провести закупки до 100 тыс. руб. на общую сумму до 2 млн руб.

Далее вы берете все контракты до 100 тыс. руб., которые вы уже заключили или планируете в этом году, и складываете их цены. Допустим, вы получили 1 млн 920 тыс. руб. Если вычесть эту сумму из 2 млн руб., мы получим 80 тыс. руб. Это сумма, на которую вы дополнительно можете заключить контракты до 100 тыс. руб. до конца года.

Мы видим, что цена планируемого контракта превышает наш остаточный лимит в 80 тыс. руб. В этой ситуации мы можем:

  • закупить конверты у ЕП на меньшую сумму;
  • выбрать конкурентный способ закупки;
  • снизить цену или изменить способ закупки иного товара, который вы изначально хотели закупить до 100 тыс. руб., а конверты А4 закупить у единственного поставщика на сумму 90 тыс. руб.

Обратите внимание, что вам нужно будет внести изменения в план-график: включить в него закупку конвертов и при необходимости скорректировать другие закупки.

Учтите, что вам может понадобиться внести изменения в план-график.

Закупки сверх указанных пределов повлекут штраф за неправильный выбор способа определения поставщика.

Как заключить контракт до 100 тыс. руб.

Для заключения контракта до 100 тыс. руб. вам не нужно у единственного поставщика. Также вы можете не включать в .

Вы заключаете контракт в любой форме, предусмотренной Гражданским кодексом РФ для совершения сделок (ч. 15 ст. 34 Закона N 44-ФЗ).

В большинстве случаев это следующие варианты:

  • заключение договора .

Стороны составляют и подписывают документ, предусматривающий, какие товары, работы, услуги и на каких условиях будут поставляться, выполняться, оказываться (п. 2 ст. 434 ГК РФ).

При этом некоторые требования ст. 34 Закона N 44-ФЗ к такому контракту заказчик вправе не применять (ч. 15 ст. 34 Закона N 44-ФЗ):

Условия об ответственности сторон контракта (ч. 4 - 9 ст. 34 Закона N 44-ФЗ);

Типовые условия контрактов (ч. 11 ст. 34 Закона N 44-ФЗ);

Условия о порядке и сроках оплаты исполнения контракта и иные условия, предусмотренные в ч. 12, 13 ст. 34 Закона N 44-ФЗ.

Каких-либо специальных правил к названию этого документа нет: он может именоваться и как «контракт», и как «договор». Аналогичный вывод сделан в Письме Минэкономразвития России от 17.08.2016 N Д28и-2107;

  • оплата по счету или приобретение без договора .

При таком способе двусторонний документ («договор», «контракт») не оформляется. Контракт заключается непосредственно путем подписания актов (накладных) на поставку товаров (выполнение работ, оказание услуг) либо оплаты выставленного счета (п. 3 ст. 434, п. 3 ст. 438 ГК РФ);

  • закупка за наличный расчет.

Закупки за наличный расчет возможны по Закону N 44-ФЗ. Они осуществляются сотрудником заказчика за выданные ему под отчет наличные денежные средства. Если закупка проводится у юрлица или индивидуального предпринимателя, сумма оплаты по ней не должна превышать 100 тыс. руб. (п. п. 2, 5, 6 Указания Банка России от 07.10.2013 N 3073-У).

Двусторонний документ в данном случае также не оформляется. Подтверждением сделки являются товарные или кассовые чеки и другие документы (п. 3 ст. 434, п. 3 ст. 438 ГК РФ).

Сведения о закупках, совершенных без заключения госконтракта, внесите в реестр закупок малого объема.

Как провести закупки до 400 тыс. руб.

Закупки до 400 тыс. руб. может провести только определенная категория заказчиков: учреждения культуры, образовательные организации и другие учреждения, перечисленные в п. 5 ч. 1 ст. 93 Закона N 44-ФЗ.

При этом также важно учитывать предельный годовой объем закупок такого типа: он составляет до 50% СГОЗ, но не более 20 млн руб.

Имейте в виду, что все заказчики по п. 5 ч. 1 ст. 93 Закона N 44-ФЗ могут заключать контракты как до 100 тыс. руб., так и до 400 тыс. руб., расчет предельных объемов по разным основаниям производят отдельно. Это значит, что такие заказчики могут провести малые закупки в большем объеме.

Пример

СГОЗ университета составляет 60 млн руб. Рассчитаем для него предельный объем закупок до 400 тыс. руб. 50% от 60 млн руб. - 30 млн руб. Это выше, чем 20 млн руб., поэтому университет может заключить контракты «до 400 тысяч» на общую сумму 20 млн руб.

Кроме того, университет может заключить контракты «до 100 тысяч» на общую сумму 3 млн руб. (5% от 60 млн руб.).

А вот заказчик-больница, который не относится к числу заказчиков по п. 5 ч. 1 ст. 93 Закона N 44-ФЗ, при том же СГОЗ может заключить контракты «до 100 тысяч» только на сумму 3 млн руб.

Контракт до 400 тыс. руб. может быть заключен в любой форме, предусмотренной Гражданским кодексом РФ (ч. 15 ст. 34 Закона N 44-ФЗ). Порядок заключения имеет такие же особенности, что и заключение контракта до 100 тыс. руб.

Обратите внимание: с 1 июля 2018 г. начал работать сайт единого агрегатора торговли - https://agregatoreat.ru/. Большинство федеральных госзаказчиков обязаны с 1 ноября 2018 г. проводить закупки малого объема с помощью этого сайта. Провести закупку вне агрегатора будет возможно, если нашли цену ниже. При этом информацию о такой закупе нужно будет разместить на этом сайте. Закупки с гостайной также можно проводить вне этого сайта. Остальные заказчики могут использовать сайт при желании (Распоряжение Правительства РФ от 28.04.2018 N 824-р).