Кто входит в административный персонал в компании? Примерный перечень должностей, относящихся к административно-управленческому персоналу федеральных государственных бюджетных учреждений и федеральных государственных казенных учреждений, находящихся в вед.

Обычно в структуре штатного расписания любой организации присутствуют следующие графы:

Данные по ставкам, окладам, надбавкам внизу расписания суммируются, составляя общий ФОТ (фонд оплаты труда), утверждённый в организации.

Важно! В некоторых случаях по конкретным должностям требуется дополнительная информация. Для этого в расписании может быть предусмотрена графа «Примечания», в которой записываются дополнительные сведения.

Чем он регламентируется?

При этом в настоящий момент организационная структура штатного расписания нигде официально не утверждена. До 2013 года обязательной была , утверждённая постановлением Госкомстата №1 от 05.01.2004 года .

Однако со вступлением в действие ФЗ «О бухгалтерском учёте» предприятиям дано право самостоятельно разрабатывать формы первичной документации, если они особо не утверждены уполномоченным органом. В отношении штатного расписания такого утверждения не было – и потому в организациях бланк для него может быть утвержден отдельно.

Тем не менее, форма Т-3 по-прежнему широко используется. Она удобна для ведения учёта, содержит всю необходимую информацию, и кадровики с опытом работы давно умеют правильно её заполнять. Поэтому в дальнейшем имеет смысл в первую очередь рассматривать использование именно этого бланка.

Можно ли вносить изменения?

Оформить таких работников в штатном расписании можно двумя способами:

  1. Во время сезона, когда есть потребность в дополнительной рабочей силе, в штатное расписание вносятся соответствующие единицы. После окончания сезона, когда истёк срок действия их контрактов, ставки из расписания выводятся.
  2. В графе «Примечание» ставится указание на то, что работа является сезонной. Такой способ удобен там, где используется форма Т-3.

В том случае, если вакансии постоянно указаны в расписании, о них ежемесячно придётся сообщать в службу занятости, даже если откроются они лишь в следующем году (п. 3 ст. 25 Закона РФ от 19 апреля 1991 г. № 1032-1). При несоблюдении этого правила возможна для работодателя ответственность по ст. 19.7 КоАП РФ .

Разряды

К числу информации, отражаемой в штатном расписании, относятся и разряды работников. Дело в том, что для многих должностей профессиональными стандартами и ЕТКС определён необходимый уровень знаний и умений, который соответствует определённым разрядам. Внося их в штатное расписание, работодатель тем самым устанавливает, согласно ст. 57 ТК РФ , требования по квалификации работника.
Если в расписании указаны разряды, то они должны совпадать с теми, которые значатся в приказах о приёме на работу. Если в будущем работник сдаст экзамен на более высокий квалификационный разряд, то и трудовой договор, и штатное расписание могут быть откорректированы.

Номер

К числу дополнительной информации, отражаемой в штатном расписании, относится и нумерация. Она может касаться:

  • количества структурных подразделений;
  • количества ставок;
  • номера самого документа.

В любом случае нумерация будет указываться та, которая утверждена действующими на предприятии правилами делопроизводства.

Группа

На некоторых предприятиях применяется «матричная» организационная структура , когда при работе над каким-то проектом сводятся временные рабочие группы из числа работников отдела. При этом в группе назначается руководитель, который после окончания работы над проектом может стать обычным специалистом – и в другой группе попасть под начало другого руководителя. Как отражать специфику такой формы работы в штатном расписании?

Здесь возможны следующие подходы:

  1. Внесение изменений в расписание на время работы над проектом. В этом случае руководитель и его группа будут сначала выделены, а затем, после расформирования, переведены обратно на занимаемые ранее должности.
  2. Оформлять срочный трудовой договор совместительства для руководителя группы ( ?). В этом случае эта должность обычно будет вакантной, и занимать её будет человек лишь на время.
  3. Заключение гражданско-правовых договоров оказания услуг или подряда (гл. 37 , 39 ГК РФ). Однако в этом случае возможны сложности с начислением налогов согласно НК РФ. Кроме того, при таком подходе работники могут через суд попытаться признать такие договора трудовыми.

АУП

Что такое АУП? АУП – это административно-управленческий персонал. Его численность и нормы, касающиеся оплаты, законодательством не регламентированы, поэтому в штатном расписании сотрудники этой категории отображаются руководством предприятия самостоятельно, опираясь исключительно на потребности и экономические возможности фирмы. На практике численность АУП свыше 10-15% от общего штатного состава предприятия считается неэффективной.

Размер оплаты сотрудникам АУП может проводиться с помощью единой тарифной межотраслевой сетки, но может устанавливаться предприятием и самостоятельно, исходя из имеющих потребностей и возможностей фирмы.

Обычно АУП состоит из следующих должностей:

  • Руководитель организации.
  • Главный бухгалтер. В соответствии с ФЗ «О бухгалтерском учёте» и ГК РФ его обязанности может исполнять и директор. В этом случае, не смотря на наличие или отсутствие на предприятии других бухгалтеров или экономистов личную ответственность за соблюдение правил учёта будет нести непосредственно руководитель организации.
  • Главы отделов, департаментов, участков, бригад или иных структурных подразделений фирмы.
  • Сотрудники отделов, связанных с управлением предприятием – финансового, кадрового, планово-экономического и т. д.

Важно! Структура АУП нигде не регламентируется. Перечень должностей зависит исключительно от воли руководства организации.

Реквизиты

Наконец, в штатном расписании должны быть отражены реквизиты следующих документов:

  1. Приказа, которым оно было утверждено.
  2. Приказа, который ввёл в действие форму (если используется не Т-3, а самостоятельно разработанный бланк).

Дополнительно само расписание может иметь реквизиты – номер согласно правилам делопроизводства, дату введения и период действия.

Заключение

Штатное расписание следует считать обязательным документом для предприятия. Структура расписания должна отражать кадровый состав самого предприятия – внутренние подразделения, ставки, названия должностей и т. д. Кроме того, этот документ должен содержать и учётные реквизиты.

Кто относится к административным работникам

К данному виду персонала можно отнести работников органов управления кооперативными, общественными и государственными системами.

Таким образом, административно-управленческий персонал - это руководители, заместители руководителей, работники, возглавляющие структурные подразделения на предприятиях, а также сотрудники, входящие в состав планового, финансового и юридического отделов, бухгалтерии, отдела труда и кадров. Нельзя при этом забывать о секретарях, машинистках, курьерах и другом обслуживающем персонале. А вот технологи, конструкторы, агрономы, механики, учителя, врачи и прочие работники, которые непосредственно участвуют в деятельности субъекта хозяйствования, не могут быть причислены к административному персоналу.

Категории

Для более полного усвоения данного понятия необходимо рассмотреть его основные категории. Таким образом, административный персонал - это не только управленцы высшей степени, но и руководители низшего звена.

Иногда этот термин может иметь более обширное значение. К примеру, административно-хозяйственный персонал состоит из непосредственно административно-управленческих работников, линейного и производственного персонала. В данную категорию необходимо также включить сметчиков, проектировщиков, сотрудников жилищно-коммунальной сферы и лабораторий. На производственных предприятиях административный персонал - это инженерно-технические и руководящие сотрудники, младший обслуживающий состав работников и служащие, занятые и в управленческом аппарате на производственных участках, и в подсобных производствах, обслуживающих хозяйствах.

Определение необходимой численности администрации

Расчет численности, например, административно-хозяйственного персонала (инженерно-технические работники, служащие и младший обслуживающий персонал) производится в соответствии с зарегистрированными в соответствующих финансовых органах штатными расписаниями.

Кто еще относится к данной категории?

Приведенная классификация является достаточно условной, так как, рассматривая состав той или иной категории персонала, задействованного в управлении на предприятии, можно увидеть, что одни и те же сотрудники могут относиться как к одному типу управленцев, так и к другому.

К примеру, административно-технический персонал - это первые руководители на предприятиях, начальники цехов и лабораторий, их заместители, техники, инженеры, мастера, а также персонал, который занимается ремонтным и эксплуатационным обслуживанием.

Основные обязанности административного персонала

Административно-управленческий персонал - это сотрудники, у которых есть свои конкретные обязанности. Рассмотрим некоторые обязанности представителей данной категории.

Так, директор (руководитель) предприятия обязан:

  • организовать процесс планирования различных организационно-технических мероприятий, связанных с совершенствованием техники безопасности и охраны труда;
  • следить за своевременностью финансирования данных мероприятий;
  • осуществлять контроль расходования средств, запланированных на оздоровление и улучшение условий труда;
  • обеспечить выполнение плана по улучшению условий труда.

Технический руководитель (главный инженер) обязан:

  • руководить работой, связанной с охраной труда, техникой безопасности;
  • требовать от начальников участков на производстве своевременного реагирования при обнаружении любых нарушений в сфере охраны труда и правильной эксплуатации инструмента и оборудования;
  • препятствовать вводу в эксплуатацию построенных либо реконструированных цехов, участков или предприятий в целом без соответствующих разрешений от органов, которыми осуществляется технический и санитарный надзор;
  • строго соблюдать трудовое законодательство.

Отнесение сотрудников к управленческому и вспомогательному персоналу

Для объективного исследования данной темы необходимо рассмотреть административно-управленческий и вспомогательный персонал параллельно. Необходимо четко понимать, какие сотрудники относятся к первой категории, а какие - ко второй.

Так, административно-управленческий персонал - это в первую очередь руководители, главные инженеры, старшие механики и т. д. В соответствии с квалификационными характеристиками данная категория сотрудников считается основным персоналом.

Что касается вспомогательного персонала, то сюда могут быть отнесены следующие сотрудники:

  • работники инженерно-технической службы;
  • представители такого обслуживающего персонала, как уборщики в помещениях, дворники, вахтеры и гардеробщики;
  • водители и прочие работники-экспедиторы.

А вот административный персонал - это руководители учреждений, их заместители, исполнительные директоры, главные бухгалтеры, руководители кадровой и юридической службы.

Вывод

Таким образом, на любом предприятии при формировании перечня должностей того или иного (административного или вспомогательного) вида персонала нужно исходить из следующего:

  • учитывать должностные обязанности сотрудников ;
  • к основному персоналу могут быть отнесены работники, функциональные обязанности которых являются необходимыми при обеспечении деятельности субъектов хозяйствования;
  • технический (вспомогательный) персонал складывается из представителей других профессий (общеотраслевых должностей), которые не предусматривают выполнения управленческих и административных функций.

Поэтому можно с уверенностью говорить о том, что административный персонал - это руководящий состав любого предприятия.

Приказ Министерства труда и социальной защиты РФ от 14 октября 2013 г. № 535н “О предельной доле оплаты труда работников административно-управленческого персонала федеральных государственных бюджетных учреждений и федеральных казенных учреждений, находящихся в ведении Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации, в фонде оплаты труда указанных учреждений и примерном перечне должностей, относящихся к административно-управленческому персоналу” (не вступил в силу)

Примерный перечень
должностей, относящихся к административно-управленческому персоналу федеральных государственных бюджетных учреждений и федеральных государственных казенных учреждений, находящихся в ведении Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации

1. Архивариус
2. Бухгалтер
3. Ведущий бухгалтер
4. Ведущий инженер
5. Ведущий специалист по кадрам
6. Ведущий специалист-эксперт организационно-методического отдела
7. Ведущий экономист
8. Генеральный директор
9. Главный бухгалтер
10. Главный специалист по гражданской обороне
11. Главный специалист по строительству
12. Делопроизводитель
13. Директор
14. Диспетчер
15. Документовед
16. Заведующий канцелярией
17. Заместитель генерального директора
18. Заместитель главного бухгалтера
19. Заместитель директора по административно-хозяйственной части
20. Заместитель директора по медицинской части
21. Заместитель директора по научно-методической работе
22. Заместитель руководителя
23. Заместитель директора по учебно-воспитательной работе
24. Заместитель директора по социальной реабилитации и культурно-массовому обслуживанию
25. Инспектор отдела кадров
26. Инженер по защите информации
27. Инспектор по кадрам
28. Инженер по нормированию труда
29. Кассир
30. Машинистка
31. Начальник договорного отдела
32. Начальник, заместитель начальника юридического отдела
33. Начальник информационно-аналитического отдела
34. Начальник общего отдела
35. Начальник организационно-методического отдела
36. Начальник отдела кадров
37. Начальник отдела капитального строительства
38. Начальник отдела материально-технического снабжения
39. Начальник отдела охраны труда
40. Начальник отдела подготовки кадров
41. Начальник отдела (лаборатории, сектора) по защите информации
42. Начальник планово-экономического отдела
43. Начальник правового отдела
44. Начальник социального отдела
45. Начальник финансового отдела
46. Начальник хозяйственного отдела
47. Проректор по административно-хозяйственной работе
48. Помощник ректора по общим вопросам
49. Проректор по учебной и научной работе
50. Ректор
51. Руководитель
52. Секретарь руководителя
53. Системный администратор
54. Советник
55. Специалист по гражданской обороне
56. Специалист по делопроизводству
57. Специалист по кадрам
58. Специалист по кадровой работе
59. Специалист по учебно-методической работе
60. Старший специалист - консультант по пенсионному обеспечению социального отдела
61. Техник - программист
62. Ученый секретарь совета учреждения
63. Экономист по организации и планированию труда
64. Экономист
65. Юрисконсульт

Обзор документа

Определена предельная доля оплаты труда работников административно-управленческого персонала ФГБУ и ФГКУ, подведомственных Минтруду России, в фонде оплаты труда указанных учреждений. Она составляет не более 40%.

Приведен примерный перечень должностей, относящихся к административно-управленческому персоналу. В него включены, в частности, генеральный директор, главный бухгалтер, их заместители, делопроизводитель, заведующий канцелярией.

Действующий

Название документа: (с изменениями на 26 ноября 2018 года)
Номер документа: 1050
Вид документа:
Принявший орган:
Статус: Действующий
Дата принятия: 06 августа 2015
Дата начала действия: 06 августа 2015
Дата редакции: 26 ноября 2018

Об утверждении перечней должностей, относящихся к административно-управленческому и вспомогательному персоналу государственных учреждений, в отношении которых министерство здравоохранения области выполняет функции и полномочия учредителя

МИНИСТЕРСТВО ЗДРАВООХРАНЕНИЯ САРАТОВСКОЙ ОБЛАСТИ

Об утверждении перечней должностей, относящихся к административно-управленческому и вспомогательному персоналу государственных учреждений, в отношении которых министерство здравоохранения области выполняет функции и полномочия учредителя

В тексте документа учтены изменения и дополнения, внесенные
приказом Министерства здравоохранения Правительства Саратовской области от 22.09.2015 N 1354 ,
.

_______________________________________________________________


В соответствии с пунктом 6.2 постановления Положения об оплате труда работников областных казенных и бюджетных учреждений здравоохранения, утвержденного постановлением Правительства Саратовской области от 22 марта 2012 года N 151-П "Об оплате труда работников областных казенных и бюджетных учреждений здравоохранения" , ПРИКАЗЫВАЮ:

1. Утвердить перечни должностей, относящихся к административно-управленческому и вспомогательному персоналу государственных учреждений, в отношении которых министерство здравоохранения области выполняет функции и полномочия учредителя, согласно приложениям N 1 - N 9 к настоящему приказу.

2. Настоящий приказ подлежит официальному опубликованию в средствах массовой информации.

3. Контроль за исполнением настоящего приказа возложить на заместителя министра по экономике и финансам Николаева В. Б.

И. о. министра
Ж. А. Никулина

Приложение 1. Перечень должностей административно-управленческого и вспомогательного персонала государственных учреждений, в отношении которых министерство здравоохранения области выполняет функции и полномочия учредителя

Приложение N 1

от 06.08.2015 г. N 1050


Перечень должностей административно-управленческого и вспомогательного персонала государственных учреждений, в отношении которых министерство здравоохранения области выполняет функции и полномочия учредителя
(за исключением перечисленных в приложениях N 2, 3, 5, 6, 7, 8)
приказом Министерства здравоохранения Саратовской области от 26.11.2018 N 198-п , см. предыдущую редакцию)

1.1. Руководители:
Руководитель
Заместитель руководителя всех наименований
Главный бухгалтер
Главная медицинская сестра
Главная акушерка
Главный фельдшер


Главный инженер
Главные: механик, энергетик
Директор котельной


Начальник гаража
Начальник автоколонны
Начальник (заведующий) мастерской
Заведующий столовой
Заведующий производством (шеф-повар)
Заведующий прачечной
Заведующий центральным складом
Заведующий складом
Заведующий архивом, хозяйством

Мастер участка
Менеджер

1.3. Специалисты и служащие:

Бухгалтер
Бухгалтер-ревизор
Документовед
Диспетчер
Инспектор
Механик

Лаборант*
Физиолог
Переводчик
Программист
Производитель работ (прораб)
Психолог
Социолог
Сурдопереводчик
Специалист по маркетингу



Специалист по охране труда
Специалист по кадрам
Специалист по персоналу

Специалист по закупкам
Техник всех специальностей
Экономист всех наименований
Электроник
Юрисконсульт

2. Вспомогательный персонал


Агент по снабжению
Архивариус

Делопроизводитель
Инкассатор
Калькулятор
Кассир, старший кассир
Машинистка
Оператор диспетчерской службы

Секретарь
Секретарь-машинистка
Секретарь руководителя
Секретарь-стенографистка
Статистик
Стенографистка
Табельщик
Учетчик
Экспедитор
Эвакуатор

2.2. Высококвалифицированные рабочие, постоянно занятые на важных и ответственных работах:
Аппаратчик гидролиза
Аппаратчик дегидрирования
Аппаратчик экстрагирования
Оптик медицинский
Электромеханик по ремонту и обслуживанию медицинского оборудования
Водитель автомобиля (автобуса или специальных автомобилей, имеющих 1 класс, оборудованных специальными техническими средствами; занятый перевозкой обучающихся (детей, воспитанников)
Газосварщик
Машинист холодильных установок
Наладчик приборов, аппаратуры и систем автоматического контроля, регулирования и управления
Оператор котельной
Повар, выполняющий обязанности заведующего производством (шеф-повара) при отсутствии в штате учреждения такой должности
Рабочий зеленого строительства
Рабочий по комплексному обслуживанию и ремонту зданий
Рабочий-станочник (токарь, фрезеровщик, шлифовщик и др.)
Слесарь по контрольно-измерительным приборам и автоматике
Слесарь-ремонтник
Слесарь-сантехник
Слесарь-электрик по ремонту электрооборудования
Слесарь по ремонту и обслуживанию систем вентиляции и кондиционирования
Столяр строительный
Тракторист
Электромеханик (всех наименований)
Электромонтер по ремонту и обслуживанию электрооборудования
Электромонтер станционного оборудования телефонной связи
Электрогазосварщик
Электросварщик ручной сварки

2.3. (за исключением перечисленных в п. п. 2.2 и за исключением водителя автомобиля скорой медицинской помощи)

_____
* Кроме участвующих в оказании услуг (выполнении работ) в соответствии с государственным заданием, в оказании медицинской помощи, финансовое обеспечение которой осуществляется за счет средств обязательного медицинского страхования или иной приносящей доход деятельности.

Приложение 2. Перечень должностей административно-управленческого и вспомогательного персонала Государственного казенного учреждения здравоохранения Саратовской области "Саратовский медицинский мобилизационный центр резервов "Резерв"

Приложение N 2
к приказу министерства здравоохранения Саратовской области
от 06.08.2015 г. N 1050

Перечень должностей административно-управленческого и вспомогательного персонала Государственного казенного учреждения здравоохранения Саратовской области "Саратовский медицинский мобилизационный центр резервов "Резерв"
(приложение в редакции, введенной приказом Министерства здравоохранения Саратовской области от 26.11.2018 N 198-п , см. предыдущую редакцию)

Наименование должности, профессии

1. Административно-управленческий персонал

1.1. Руководители:
Директор
Главный бухгалтер

1.2. Руководители структурных подразделений:
Начальник основного отдела, определяющего техническую, экономическую политику или политику по профилю деятельности учреждения
Начальник вспомогательного отдела (кадров, гражданской обороны, службы, хозяйственного, маркетинга, лаборатории, сектора по защите информации, кроме указанного в числе основного отдела) учреждения

1.3 Специалисты и служащие:
Бухгалтер*
Инженер всех специальностей и наименований
Программист
Специалист по кадрам
Специалист по защите информации
Специалист по охране труда
Специалист гражданской обороны
Механик
Экономист всех наименований
Юрисконсульт

2. Вспомогательный персонал


Машинистка
Секретарь руководителя

2.2. Рабочие:
Профессии рабочих всех наименований*

_____


Приложение 3. Перечень должностей административно-управленческого и вспомогательного персонала Государственного учреждения здравоохранения "Медицинский информационно-аналитический центр"

Приложение N 3
к приказу министерства здравоохранения Саратовской области
от 06.08.2015 г. N 1050

Перечень должностей административно-управленческого и вспомогательного персонала Государственного учреждения здравоохранения "Медицинский информационно-аналитический центр"
(приложение в редакции, введенной приказом Министерства здравоохранения Саратовской области от 26.11.2018 N 198-п , см. предыдущую редакцию)

Наименование должности, профессии

1.1. Руководители:
Директор
Заместитель директора всех наименований
Главный бухгалтер

1.2. Руководители структурных подразделений:
Заведующий хозяйством

1.3. Специалисты и служащие:
Бухгалтер
Специалист по кадрам
Экономист всех наименований*

2. Вспомогательный персонал:

2.1. Рабочие:
Профессии рабочих всех наименований*

_____


Приложение 4. (утартило силу)

Приложение N 4
к приказу министерства здравоохранения Саратовской области
от 06.08.2015 г. N 1050

__________________________________________
Приложение утратило силу на основании
приказа Министерства здравоохранения
Саратовской области от 26.11.2018 N 198-п ,
см. предыдущую редакцию .
___________________________________________

Приложение 5. Перечень должностей административно-управленческого и вспомогательного персонала Государственного бюджетного учреждения здравоохранения Саратовской области "Дезинфекционная станция Саратовской области"

Приложение N 5
к приказу министерства здравоохранения Саратовской области
от 06.08.2015 г. N 1050

Перечень должностей административно-управленческого и вспомогательного персонала Государственного бюджетного учреждения здравоохранения Саратовской области "Дезинфекционная станция Саратовской области"
(приложение в редакции, введенной приказом Министерства здравоохранения Саратовской области от 26.11.2018 N 198-п , см. предыдущую редакцию)

Наименование должности, профессии

1. Административно-управленческий персонал:

1.1. Руководители:
Главный врач
Главный бухгалтер

1.2. Руководители структурных подразделений:
Заведующий хозяйством

1.3. Специалисты и служащие:
Бухгалтер
Специалист по кадрам
Программист
Специалист гражданской обороны
Экономист всех наименований*
Юрисконсульт

2. Вспомогательный персонал:

2.1. Другие служащие (технические исполнители):
Кассир
Секретарь-машинистка

2.2. Рабочие:
Профессии рабочих всех наименований*

_____
* Кроме участвующих в оказании услуг (выполнении работ) в соответствии с государственным заданием или услуг (выполнении работ), финансируемых за счет средств от иной приносящей доход деятельности.

Приложение 6. Перечень должностей административно-управленческого и вспомогательного персонала Областного государственного учреждения "Саратовский аптечный склад"

Приложение N 6
к приказу министерства здравоохранения Саратовской области
от 06.08.2015 г. N 1050

Перечень должностей административно-управленческого и вспомогательного персонала Областного государственного учреждения "Саратовский аптечный склад"
(приложение в редакции, введенной приказом Министерства здравоохранения Саратовской области от 26.11.2018 N 198-п , см. предыдущую редакцию)

Наименование должности, профессии

1. Административно-управленческий персонал:

1.1. Руководители:
Директор
Заместитель директора всех наименований
Главный бухгалтер

1.2. Руководители структурных подразделений:
Заместитель главного бухгалтера
Начальник основного отдела, определяющего техническую, экономическую политику или политику по профилю деятельности учреждения
Начальник вспомогательного отдела (кадров, гражданской обороны, службы, хозяйственного, маркетинга, лаборатории, сектора по защите информации, кроме указанного в числе основного отдела) учреждения
Заведующий хозяйством

1.3. Специалисты и служащие:
Бухгалтер*
Специалист по кадрам
Специалист по размещению государственного заказа
Специалист гражданской обороны
Специалист по маркетингу
Инженер по охране труда
Программист*
Экономист всех наименований*
Юрисконсульт*

2. Вспомогательный персонал:

2.1. Другие служащие (технические исполнители):
Кассир
Секретарь руководителя

2.2. Рабочие:
Профессии рабочих всех наименований*

_____
* Кроме участвующих в оказании услуг (выполнении работ) в соответствии с государственным заданием, в организации мероприятий по обеспечению граждан, имеющих права на льготное лекарственное обеспечение лекарственными препаратами и изделиями медицинского назначения, в оказании услуг по приобретению, хранению, складской обработке, перевозке, реализации, отпуску, распределению лекарственных препаратов, а также в персонифицированном учете отпуска лекарственных препаратов и информационном взаимодействии между участниками системы льготного лекарственного обеспечения граждан.

Приложение 7. Перечень должностей административно-управленческого и вспомогательного персонала Государственного учреждения здравоохранения "Саратовский областной центр медицинской профилактики"

Приложение N 7
к приказу министерства здравоохранения Саратовской области
от 06.08.2015 г. N 1050

Перечень должностей административно-управленческого и вспомогательного персонала Государственного учреждения здравоохранения "Саратовский областной центр медицинской профилактики"
(приложение в редакции, введенной приказом Министерства здравоохранения Саратовской области от 26.11.2018 N 198-п , см. предыдущую редакцию)

Наименование должности, профессии

1. Административно-управленческий персонал:

1.1.Руководители:
Главный врач
Заместитель главного врача всех наименований
Главный бухгалтер
Главная медицинская сестра

1.2. Руководители структурных подразделений:
Заведующий хозяйством

1.3. Специалисты и служащие:
Бухгалтер*
Специалист по кадрам
Специалист по охране труда
Специалист гражданской обороны
Программист
Экономист всех наименований*
Юрисконсульт

2. Вспомогательный персонал:

2.1. Другие служащие (технические исполнители):
Кассир
Машинистка
Секретарь-машинистка
Секретарь руководителя

2.2. Рабочие:
Профессии рабочих всех наименований*

_____
* Кроме участвующих в оказании услуг (выполнении работ) в соответствии с государственным заданием или оказании медицинской помощи, финансовое обеспечение которой осуществляется за счет средств обязательного медицинского страхования или иной приносящей доход деятельности.

Приложение 8. Перечень должностей административно-управленческого и вспомогательного персонала Государственного учреждения здравоохранения "Туберкулезный санаторий "Летяжевский"

Приложение N 8
к приказу министерства здравоохранения Саратовской области
от 06.08.2015 г. N 1050

Перечень должностей административно-управленческого и вспомогательного персонала Государственного учреждения здравоохранения "Туберкулезный санаторий "Летяжевский"
(приложение в редакции, введенной приказом Министерства здравоохранения Саратовской области от 26.11.2018 N 198-п , см. предыдущую редакцию)

Наименование должности, профессии

1. Административно-управленческий персонал:

1.1. Руководители:
Главный врач
Главный бухгалтер
Главная медицинская сестра

1.2. Руководители структурных подразделений:
Заведующий хозяйством

1.3. Специалисты и служащие:
Бухгалтер
Специалист по кадрам
Программист
Специалист гражданской обороны
Специалист по размещению государственного заказа
Экономист всех наименований*
Юрисконсульт

2. Вспомогательный персонал:

2.1. Другие служащие (технические исполнители):
Агент по снабжению
Кассир
Секретарь-машинистка

2.2. Рабочие:
Профессии рабочих всех наименований* (и за исключением повара, кухонного работника, официантки)

_____
* Кроме участвующих в оказании услуг (выполнении работ) в соответствии с государственным заданием.

Приложение 9. Перечень должностей административно-управленческого и вспомогательного персонала государственных автономных профессиональных образовательных учреждений и государственных автономных учреждений дополнительного профессионального образования

Приложение N 9
к приказу министерства здравоохранения Саратовской области
от 06.08.2015 г. N 1050

Перечень должностей административно-управленческого и вспомогательного персонала государственных автономных профессиональных образовательных учреждений и государственных автономных учреждений дополнительного профессионального образования (далее - Перечень)
(приложение в редакции, введенной приказом Министерства здравоохранения Саратовской области от 26.11.2018 N 198-п , см. предыдущую редакцию)

Наименование должности, профессии

1. Административно-управленческий персонал:

1.1. Руководители:
Директор
Заместитель директора всех наименований
Главный бухгалтер

1.2. Руководители структурных подразделений:
Руководители структурных подразделений всех наименований*
Заместители руководителей структурных подразделений всех наименований*

1.3. Специалисты и служащие:
Администратор всех наименований
Бухгалтер
Бухгалтер-ревизор
Библиотекарь
Библиограф
Ведущий специалист по технической поддержке
Документовед
Диспетчер всех наименований
Инженер всех специальностей и наименований
Инспектор
Инструктор производственного обучения рабочих массовых профессий в лечебно-трудовых мастерских
Механик
Методист (кроме педагогических работников)
Физиолог
Программист
Психолог
Переводчик
Социолог
Сурдопереводчик
Специалист по маркетингу
Специалист по связям с общественностью
Специалист по размещению государственного заказа
Специалист по закупкам
Специалист по защите информации
Специалист по охране труда
Специалист по кадрам
Специалист гражданской обороны
Специалист по социальной работе
Техник всех специальностей
Экономист всех наименований
Электроник
Юрисконсульт

2. Вспомогательный персонал

2.1. Другие служащие (технические исполнители)
Агент по снабжению
Архивариус
Дежурный (по выдаче справок, комнаты отдыха и др.)
Делопроизводитель
Инкассатор
Калькулятор
Кассир
Машинистка
Оператор диспетчерской службы
Оператор по диспетчерскому обслуживанию лифтов
Секретарь
Секретарь-машинистка
Секретарь руководителя
Секретарь-стенографистка
Секретарь учебной части (диспетчер)
Статистик
Стенографистка
Табельщик
Учетчик
Экспедитор
Экспедитор по перевозке грузов
Эвакуатор

2.2 Рабочие:
Профессии рабочих всех наименований

Примечание:

В случаях выполнения директором, заместителями директора, главным бухгалтером или другим работником учреждения, включенными в Перечень, педагогической работы на условиях совмещения должностей (профессий), или на условиях почасовой оплаты в объеме не более 300 часов в год, или исполнения обязанностей временно отсутствующего педагогического работника без освобождения от основной работы в фактически начисленной заработной плате учитываются суммы, начисленные по совмещаемой должности (профессии), или начисленные на условиях почасовой оплаты в объеме не более 300 часов в год, а также начисленные за исполнение обязанностей временно отсутствующего работника без освобождения от основной работы.

При выполнении директором, заместителями директора, главным бухгалтером или другим работником педагогической работы по совместительству в фактически начисленной заработной плате учитываются только суммы фактически начисленной заработной платы по должности директора, заместителя директора, главного бухгалтера или другого работника по основной должности.
_____
* Кроме участвующих в реализации основных профессиональных образовательных программ среднего профессионального образования и дополнительных профессиональных программ повышения квалификации

Редакция документа с учетом
изменений и дополнений

ИПС "Кодекс" - Центр "Уникласс".

Об утверждении перечней должностей, относящихся к административно-управленческому и вспомогательному персоналу государственных учреждений, в отношении которых министерство здравоохранения области выполняет функции и полномочия учредителя (с изменениями на 26 ноября 2018 года)

Название документа:
Номер документа: 1050
Вид документа: Приказ Министерства здравоохранения Саратовской области
Принявший орган: Министерство здравоохранения Саратовской области
Статус: Действующий
Дата принятия: 06 августа 2015
Дата начала действия: 06 августа 2015
Дата редакции: 26 ноября 2018

Многие специалисты в процессе бюджетирования не уделяют должного внимания административным расходам. Однако контролируемость таких расходов занимает важное место в управлении компанией, а также в планировании и анализе общего объема расходов. Особенность административных расходов в том, что они не связаны напрямую с объемами хозяйственной деятельности. Часто при снижении объемов операционной деятельности можно наблюдать рост административных расходов. Как решить данную проблему? Нужно составить реалистичный бюджет административных расходов.

«КЛАССИКА» В МЕТОДАХ

Процесс бюджетирования многогранный, поэтому для формирования статей расхода применяются разные методы. Главное — подходить к бюджетированию с учетом особенностей как самих статей, так и современных условий ведения бизнеса.

Рассмотрим ключевые методы формирования бюджета административных расходов .

Первый метод — ограничение административных расходов определенным процентом. Примеры:

  • численность управленцев в процентах от численности основных рабочих;
  • фонд оплаты труда управленцев в процентах от ФОТ основных рабочих;
  • административные расходы в процентах от объема реализации и т. п.

В настоящее время такой метод применяется крайне редко. Объяснить это довольно просто. Неотъемлемой частью современных технологических процессов является их автоматизация , что приводит к снижению количества основных оизводственных рабочих. Одновременно численность административно-управленческого персонала (АУП) остается неизменной. При таких условиях процент АУП по сравнению с численностью основных рабочих возрастает.

Может возникнуть противоположная ситуация. Предприятие осуществило автоматизацию, численность производственных рабочих сократилась, объем производства значительно вырос. Как следствие, требуется больше заказов покупателей, нужно искать новых оптовых закупщиков, расширять рынки сбыта. В данном случае предприятие не уменьшает численность управленцев, а увеличивает. Соответственно, растут расходы, причем не только по оплате труда, в отделах продаж, маркетинга, логистики, юридическом отделе и в бухгалтерии.

Второй метод — постфактумный (от достигнутого). Суть метода: административные расходы прошлого периода индексируют на уровень инфляции. Применяя такой метод, важно учитывать изменения в структуре и бизнес-процессах предприятиях . Например, за прошлый год могли произойти такие изменения: создали новые подразделения (отдел активных продаж, отдел развития, отдел тендерных закупок), отдельные функции отдали на аутсорсинг (кол-центр, маркетинг, бухгалтерия, охрана).

Третий метод — привязка административных расходов к конечному результату (например, административный бюджет зависит от прибыли). Большинство собственников и топ-менеджмент предпочитали бы пользоваться именно этим методом, поскольку он действительно эффективен . Однако привязка к конечному результату абсолютно всего объема административных расходов труднореализуема. Такой метод оптимально использовать при планировании ФОТ финансового директора, отдела продаж.

Четвертый метод — договорной. Суть метода: административный бюджет планируют строго в соответствии с заключенными договорами и оговоренными в них суммами на закупку канцтоваров, оргтехники и т. п.

СТАТЬИ РАСХОДОВ

Основные статьи административных расходов представлены на рисунке.

Рассмотрим особенности бюджетирования отдельных статей расхода.

Планируя расходы на канцеляри ю и связь , нужно предварительно проверять, не используются ли они впустую, в личных целях. При проработке этих статей часто устанавливают лимит на бумагу, Интернет и телефонные разговоры.

Формирование статей по транспортным расходам предусматривает прогнозирование расходов на оплату услуг сторонних перевозчиков, содержание собственного автотранспорта (как правило, речь идет о легковых автомобилях).

Часто в бюджет административных расходов не закладывают развитие информационных технологий, приобретение программного обеспечения . Если экономист поднимет этот вопрос перед руководителями административных подразделений, он может настоять на включении таких расходов в формируемый бюджет. В данном случае экономисту нужно инициировать подразделения подумать о том, какое новое эффективное программное обеспечение они бы могли (хотели) использовать в своей работе и что это даст компании в целом.

У компаний, которые следят за инновациями, такая статья может быть достаточно существенной: CRM, ERP, WMS-системы, обновление программного обеспечения в бухгалтерии. Если компания уже пользуется какой-либо системой, то спланировать расходы на обслуживание и обновление не составит труда, поскольку систему обслуживает фирма-поставщик, а компания ежемесячно перечисляет абонентскую плату.

Наиболее просто спланировать расходы на аренду, амортизацию зданий, сооружений, оборудования : ставки амортизации известны, а обновление таких основных средств планируется редко. Что касается арендной платы, то сумма расходов прописана в договоре.

В отношении рассматриваемой статьи важно установить правило : начальники отделов в процессе бюджетирования должны определиться, какая компьютерная техника требует обновления и нужна ли новая офисная мебель.

Перед тем как планировать покупку нового компьютера, рекомендуем проверить, задействованы ли в работе имеющиеся компьютеры.

Довольно часто в бюджет не закладывают и с удебные издержки . Тем не менее, если в настоящее время контрагентам направлены претензии, если уже проходят судебные разбирательства, следует запланировать расходы на судебный сбор, оплату услуг экспертов, командировки юриста (проезд, проживание).

ЭТО ВАЖНО

Статья судебных расходов в составе административного бюджета обязательно должна быть запланирована, если компания отгружает продукцию в долг, с отсрочкой платежа, работает по предоплате с поставщиками и подрядчиками

Консультационные услуги могут носить разовый характер, но компании сейчас предпочитают пользоваться годовым абонентским обслуживанием. Как правило, это бухгалтерия.

Если компания обязана проходить обязательный аудит, такие расходы вносят в бюджет. Необходимо проводить экономическое обоснование выбора консультанта/аудитора, запрашивать подробные сметы и калькуляции стоимости услуг.

Чтобы спланировать расход ы на расчетно-кассовое обслуживание и услуги банков , нужно иметь информацию о количестве открытых счетов, тарифах банка на различные услуги, объемах движения денежных средств по счету, объемах других услуг.

Следует помнить, что плату за свои услуги банки производят самостоятельно, то есть списывают сумму, зафиксированную в договоре, со счета компании. Вы не найдете стандартных актов выполненных услуг, но сможете увидеть такие суммы в банковской выписке. Банки берут дополнительную плату за выдачу справок, дубликатов выписок для суда. Эти суммы также нужно запланировать в бюджете.

БЮДЖЕТ ФОНДА ОПЛАТЫ ТРУДА

Значительный удельный вес в бюджете административных расходов будет занимать фонд оплаты труда административно-управленческого персонала. Как и административный бюджет, бюджет на оплату труда нужно составлять с разбивкой по структурным подразделениям. П о каждому подразделению целесообразно выделять :

  • постоянн ую часть — формируется на основе штатного расписания, утвержденных тарифных сеток и тарифных ставок;
  • переменн ую часть — премирование на основе схем мотивации. Для расчета этой части необходимо получить данные о показателях, используемых в схемах мотивации соответствующих служб.

Исходя из специфики подразделения, переменная часть может быть не у всех сотрудников. Некоторые работают по фиксированной ставке, например бухгалтерия.

Переменная часть присутствует не в каждом календарном месяце. Возможные п ричин ы :

  • начисление переменной части осуществляется по завершении проекта, а проект, например, в январе еще не будет завершен;
  • отдел только создан и в первые месяцы говорить о переменной части рано;
  • предусмотрены квартальные показатели премирования.

Принцип деления заработной платы на постоянную и переменную части значительно упрощает не только процесс бюджетирования, но и анализ, корректировку бюджета. Сразу будет видно, где возник перекос и в чем его причина.

Схемы мотивации предусматривают депремирование сотрудников, но не рекомендуется суммы вероятных штрафов закладывать в бюджет. Это может демотивировать сотрудников, даже если в компании строгие корпоративные правила и штрафы в определенном объеме всегда имеют место.

Одна из ошибок в данном бюджетном процессе планирование максимальной зар аботной платы . Например, по штату положено десять сотрудников, и ФОТ планируют на десять человек на весь плановый год, хотя на момент формирования бюджета есть две вакансии. Одна будет заполнена в середине февраля, вторая — в конце мая. Одновременно планируется максимально возможная премия. Такой подход чреват финансовыми потерями.

Во-первых, создаются излишние резервы на фонд оплаты труда, в то время как деньги должны быть в обороте.

Во-вторых, когда подобная ситуация имеет место по всем структурным подразделениям, то для покрытия расходов многие компании берут кредит , тратят средства на экспертизу залогового имущества, платят банку проценты и комиссионные вознаграждения, а потом оказывается, что предприятие может выплатить зарплату из собственных средств, без кредита.

Представим пример бюджета на оплату труда административно-управленческого персонала крупного производственного предприятия (основные виды деятельности — производство и оптовые продажи).

Бюджет на оплату труда административно-управленческого персонала

(в составе бюджета административных расходов) на 2016 г., тыс. руб.

№ п/п

Статья бюджета

План на год

План по месяцам

январь

февраль

март

итого за І кв.

итого за ІІ кв.

Дирекция по логистике

Директор по логистике

постоянная часть

переменная часть

Отдел снабжения

постоянная часть

переменная часть

Транспортная служба

постоянная часть

переменная часть

Дирекция по персоналу

Директор по персоналу

постоянная часть

переменная часть

Отдел кадров

Отдел подбора персонала

постоянная часть

переменная часть

Отдел нормирования труда

постоянная часть

переменная часть

Финансовая дирекция

30 720,0

Финансовый директор

постоянная часть

переменная часть

Финансовый отдел

постоянная часть

переменная часть

Бухгалтерия

Планово-экономический отдел

постоянная часть

переменная часть

Юридический отдел

Отдел программного обеспечения

постоянная часть

переменная часть

Хозяйственная служба

Итого расходы на оплату труда

71 038,0

17 790,0

18 449,0

Директор по персоналу: Рыжова Г. Д. ___________

Начальник ПЭО: Головная М. В. _________

БЮДЖЕТ НА ОБУЧЕНИЕ ПЕРСОНАЛА

Сегодня компании стремятся обучать не только сотрудников отдела продаж, но и категории административно-управленческий персонал. Такое обучение направлено на соблюдение корпоративных правил, командообразование, повышение лояльности, развитие лидерских качеств.

ЭТО ВАЖНО

Бюджет на обучение не является обязательной статьей расходов, поэтому в отношении данного бюджета необходим строгий регламент.

Существует два подхода к формированию бюджета на обучение .

Первый подход : руководство просто выделяет на обучение фиксированную сумму. Исходя из ее размера, специфики компании и представлений менеджера, который эту сумму будет осваивать, формируется сам бюджет.

Если сумма бюджета на обучение будет достаточно крупной, то могут возникнуть негативные последствия. Вначале многие сотрудники, особенно молодежь, проявляют интерес к обучению и охотно записываются на различные курсы, семинары, бизнес-тренинги. Со временем таких желающих остается все меньше и меньше, но бюджет на обучение по-прежнему выделяется, ведь он запланирован на год. Обучение превращается в добровольно-принудительное мероприятие, эффективность его резко сокращается, о чем ответственный менеджер особо не задумывается. Ведь если он в текущем году отведенную сумму не потратит, то в следующем бюджет на эти нужды значительно сократят.

Чтобы не допустить подобных растрат, приступать к планированию бюджета нужно только после того, как программа обучения, разработанная менеджером по персоналу, пройдет одобрительное согласование у начальников отделов (ведь именно их сотрудники будут посещать тренинги и семинары) и будет утверждена высшим руководством.

Второй подход к формированию бюджета основан на инициативе со стороны сотрудников. Согласно специальному регламенту руководитель структурного подразделения, планирующий обучить своих работников, заранее подает соответствующие заявки и самостоятельно согласовывает план обучения с топ-менеджментом компании. Если директор утверждает план обучения такому начальнику отдела, то затраты относятся на соответствующее подразделение. В данном случае сумма затрат на обучение определяется исходя из потребностей, с учетом возможностей компании.

Целесообразно в бюджете на обучение запланировать небольшой резерв на тот случай, если появится информация, например, о каком-то интересном семинаре или что-то изменится в законодательстве.

Бюджет затрат на обучение персонала (в составе бюджета административных расходов), тыс. руб.

№ п/п

Статья бюджета

План на год

План по месяцам

январь

февраль

март

итого за І кв.

итого за ІІ кв.

Оплата услуг бизнес-тренера

Плата за время обучения

Расценка за 1 ч (на одного ученика)

Количество часов обучения на одного сотрудника

Количество сотрудников, планируемое к обучению

Плата за раздаточный материал

Цена одного комплекта

Количество сотрудников, которым предусмотрена выдача раздаточного материала

Инвестиционные затраты

Приобретение программного обеспечения, предназначенного для обучения персонала

Затраты на оборудование учебного класса

Круглый стол (1 шт.)

Стулья (12 шт.)

Маркерная доска

Проектор

Резерв затрат на обучение

Итого

Финансовый директор: Медведев В. Г. ___________

В данном бюджете предусмотрено, что обучение будет проводить приглашенный бизнес-тренер, оплата услуг которого зависит от количества обучающих сотрудников и количества часов обучения (согласно прайс-листу бизнес-тренера).

Процесс обучения предусматривает обеспечение учеников раздаточным материалом. Это делает обучение более эффективным, поскольку непосредственно на рабочем месте можно применить полученные знания. Раздаточный материал — дополнительная статья расходов. Отдельные учебные центры заранее закладывают стоимость раздаточного материала в стоимость обучения одного сотрудника, поэтому статей группы 4.1.2 в бюджете может и не быть.

Если компания планирует обучение впервые, то необходимо инвестировать в программное обеспечение и оборудование учебного класса (группа статей 4.2). Такие инвестиционные затраты носят разовый характер, осуществляются перед началом учебного процесса.

Планирование закупки основных средств базируется на информации о количестве сотрудников в одной учебной группе. В рассматриваемом бюджете предусмотрено, что в группе будет не более 11 человек (плюс один бизнес-тренер). Необходимо закупить 12 стульев и круглый стол определенного размера. Если компания крупная, то для бюджетирования нужно иметь график прохождения обучения . Не исключен вариант, что потребуется увеличить количество человек в группе, если желающих пройти обучение будет много. Следовательно, придется дополнительно закупать офисную мебель.

РОЛЬ ШТАТНОЙ ЧИСЛЕННОСТИ

Если экономист, работающий над бюджетом, знает, что компания развивается, планируется открытие представительств в регионах, выход на новые рынки, он должен получить график приема персонала на работу, график открытия торговых точек. От таких графиков напрямую зависит, в какие месяцы запланировать увеличение ФОТ, затрат на оборудование новых рабочих мест, на аренду, связь, канцелярию, обучение. Это оказывает влияние на значение бюджетных показателей, на итоговое финансово-экономическое состояние компании.

Если планируется закрыть филиал, сократить по каким-либо причинам штат сотрудников, то экономисту нужен график сокращения персонала (перевод на другую работу, перевод на другое юридическое лицо и т. п.) и график закрытия представительств.

График прием а персонала на работу — 2016 год

Структура

Должность

Количество человек

Плановая зарплата в месяц, руб.

Месяц приема

оловной офис

Программист

Начальник отдела по работе с розничными сетями

Специалист по договорам

Экономист

Менеджер по продажам

Мерчандайзер

Водитель-курьер

Филиал в Краснодарском крае

Директор филиала

Менеджер по продажам

Бухгалтер

Итого

Директор по персоналу: Казанцев А. Л. ___________

БЮДЖЕТ АДМИНИСТРАТИВНЫХ РАСХОДОВ

Бюджет административных расходов рекомендуется составлять в разрезе подразделений , так как это значительно упрощает его анализ (смотрите пример бюджета ООО «Инновация»; для упрощения подачи материала в разрезе подразделений представлены только затраты на оплату труда).

Разрабатывая бюджет, важно добиться его информативности. Бюджет должен быть достаточно подробным и не громоздким. Задача используемого программного обеспечения — сложить и разложить бюджет по уровням вложенности, предоставить различные вариации сортировки и выборки данных, обеспечить удобство контроля и анализа.

Если за каждой статьей расхода закрепить цифровы е шифр ы , это позволит избежать путаницы и двузначных трактовок при идентификации расходов. Цифровые шифры — это удобно. Например, если экономисту ПЭО необходимо согласовать заявку на оплату приобретение нового ноутбука для отдела логистики, он поставит соответствующий шифр, а специалист финансового отдела, принимая заявку к оплате, проверит, вписывается ли такой платеж в сумму по данной статье в бюджете.

Бюджет административных расходов на 2016 г., тыс. руб.

№ п/п

Статья бюджета

План на год

План по месяцам

январь

февраль

март

итого за І кв.

итого за ІІ кв.

Амортизация и аренда помещений, оборудования, офисной мебели и техники

Оплата труда административно-управленческого персонала

Генеральный директор и секретариат

Дирекция по логистике

Директор по логистике

Отдел снабжения

Транспортная служба

Дирекция по персоналу

Директор по персоналу

Отдел кадров

Отдел подбора персонала

Отдел нормирования труда

Финансовая дирекция

Финансовый директор

Финансовый отдел

Бухгалтерия

Планово-экономический отдел

Юридический отдел

Отдел программного обеспечения

Хозяйственная служба

Подбор персонала

Обучение персонала

Услуги связи, Интернет

Стационарная городская связь

Мобильная связь

Интернет

Материальное обеспечение

Канцтовары

Расходные материалы для принтеров, картриджи

Мелкие офисные принадлежности

Прочее материальное обеспечение

Коммунальные услуги

Электроэнергия

Водообеспечение и стоки

Вывоз мусора

Теплоснабжение

Дезобработка

Услуги охраны

Транспортные расходы

Услуги сторонних фирм-перевозчиков

Ремонт и техобслуживание собственного транспорта, в том числе запчасти

Страхование

Страхование работников

Страхование имущества (кроме автотранспорта)

Страхование автотранспорта

Банковские услуги

Курсовая разница

Комиссионные за банковское обслуживание

Услуги системы «Клиент-Банк»

Инкассация

Проценты за кредит

Затраты на получение кредита

Прочие банковские расходы

Представительские расходы

Услуги сторонних организаций

Аудиторские услуги

Консалтинговые услуги

Юридические услуги

Услуги эксперта

Почтовые услуги

Государственная почта

Услуги служб доставки

Курьерские расходы

Командировочные расходы

Расходы на урегулирование споров в судебных органах

Услуги по оформлению электронных ключей

Подписка на профессиональную литературу, приобретение книг

Инвестиционные расходы

Программное обеспечение

Приобретение готового программного обеспечения

Затраты на разработку программного обеспечения

Офисная техника

Компьютерная техника

Принтеры, сканеры, ксероксы, иная периферийная техника

Клавиатура, флеш-накопители и прочая мелкая техника

Прочая компьютерная техника

Офисная мебель

Офисная мебель представительского класса для директоров и начальников отделов

Офисная мебель для рядовых сотрудников

Затраты на оборудование помещений для клиентов, холлов, коридоров, ресепшена, конференц-зала

Цветы и затраты на озеленение

Штрафы, пени, неустойки за нарушение собственных обязательств

Прочие административные расходы

Итого

86 086,8

21 136,0

21 705,5

Финансовый директор: Медведев В. Г.___________

Начальник ПЭО: Головная М. В. ___________

«ДЕЛИКАТНАЯ» ОСОБЕННОСТЬ

Административный бюджет является одним из самых «деликатных» бюджетов. Сотрудник, ответственный за такой бюджет, должен быть максимально неконфликтным. Если взять, например, бюджет производства, то как бы ни был настроен против цифр директор по производству, здесь действуют строгие технологические нормы на материалы, трудозатраты. Кроме того, о производстве есть исчерпывающие данные в нескольких структурах: бухгалтерии, отделе нормирования, финансовом и планово-экономическом отделах. Эти данные четко задокументированы, их достаточно для бюджетирования.

Что касается административно-управленческого персонала, то директора, курирующие то или иное направление, стремятся получить максимум финансирования именно для своего департамента.

Первая причина : имея максимум возможностей, не нужно просить в дальнейшем оплатить необходимые, но не предусмотренные бюджетом расходы.

Вторая причина — амбиции: «Почему у меня, директора по персоналу, должно быть меньше финансирования, чем у директора по логистике». Часто аналогичные позиции занимают не только директора направлений, но и начальники отделов, желая таким образом закрепить свой авторитет.

Когда система бюджетирования натолкнется на непонимание и сопротивление со стороны таких руководителей, то эту преграду ни экономист, ни начальник ПЭО не смогут устранить самостоятельно. Данный вопрос будет вне их компетенции. Ситуация влечет либо приостановку процесса бюджетирования административных расходов, либо приспосабливание под тех или иных «несогласных». Последнее ведет к искажению методики расчета финансовых результатов. Как следствие, руководители принимают ошибочные управленческие решения, компания терпит убытки. Значит, процесс бюджетирования долж ен курировать генеральны й директор и ли собственник компании . Малейшее сопротивление или нарушение регламента нужно строго пресекать.

Чтобы нивелировать конфликты, упростить процесс бюджетирования, довести до сотрудников суть, цели, задачи и методики бюджетирования, необходимо провести отдельный семинар (мастер-класс ) для административно-управленческого персонала по вопросам составлени я бюджета . На семинаре должны присутствовать не только начальники отделов, директора направлений, но и те сотрудники, которые будут заниматься бюджетированием (от 1 до 3 человек от каждого отдела, в зависимости от его размера и специфики данных). Ведь так и бывает, что за бюджет по отделу отвечает начальник, но работает с цифрами, делает необходимые расчеты, готовит данные, взаимодействует и консультируется с экономистом ПЭО один из подчиненных.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Как показывает практика, довольно часто формируемый бюджет не соответствует стратегическим целям. Ситуация имеет место в случаях, когда собственник по сути сам управляет бизнесом, а директора исполняют его указания. Стратегия как таковая находится только в мыслях у собственника. Об этой «стратегии» имеют смутное и часто субъективное представление лишь директора и некоторые начальники отделов. Решение одно: стратегия должна быть формализована (четко определена) с помощью показателей, задающих направление развития.

Стратегия должна быть сформулирована на среднесрочную перспективу (3-5 лет) и разбита по годам. Формулировка «Завоевать рынок, увеличить продажи» не подходит. Пример правильной формулировки: «Увеличить продажи к 2020 г. — не менее 50 млрд руб. в год». На первый, 2016-й год: «Достичь продаж 18 млрд руб. в 2016 г.». Оперируя такой стратегией, в бюджет вписывают новое структурное подразделение — отдел по работе с торговыми сетями. Одновременно менеджер по персоналу может настаивать на увеличении бюджета на обучение персонала. Это правильно и логично.