Точечная роспись на стекле. Точечная роспись по стеклу акриловыми красками

– это особый вид рисования, когда рисунок создаётся из точек. Точки собираются в фигуры и линии, и в результате всё выглядит очень интересно – как бисерное плетение или наклеенные по рисунку стразы.

Немного истории

Рисунки из точек выглядят очень красиво. И поэтому догадались рисовать точками люди сразу в нескольких местах мира. Однако историки считают, что раньше всех придумали точечные орнаменты австралийские аборигены – древнейшие образцы нашли именно в Австралии, и этим образцам около 40 000 лет! Тем не менее, точечная роспись известна и в других районах мирах – в Китае и Индии, в Индонезии и Африке, в Персии и Таиланде.

Австралийские росписи со времён открытия Зелёного континента очень заинтересовали европейских искусствоведов и художников. Поэтому точкам нашлось место и в серьёзной живописи. Точками писали свои картины Ж.-П. Сёра, П. Синьяк, Л. и К. Писарро.

Естественно, точки использовались и европейскими народами в традиционных ремёслах. Но мы их касаться не будем – ведь там это всего лишь элемент.

Точечная роспись для начинающих: я тоже так хочу!

Точечная живопись не сложнее, чем бисероплетение или вышивка. На первый взгляд кажется, что у вас никогда не получится, что это очень долгая и кропотливая работа, но это не так. Попробуйте для начала карандашом – вы увидите, что поверхность закрывается точечными орнаментами довольно быстро. Но карандаш – это ещё не точечная роспись. Здесь нужны другие материалы.

Точечная роспись для начинающих не слишком обременительна, ведь никаких страшно дорогих инструментов и материалов не требуется. А что нужно?

  • Любая заготовка с ровной поверхностью – например, деревянная, керамическая, стеклянная, пластиковая.
  • Довольно густая краска – для начала можно взять любую акриловую, но если хотите, можно купить и специальные краски для точечной росписи, под названием «контур».
  • Заострённая палочка, твёрдый карандаш, старый непишущий фломастер для нанесения краски.
  • Бутылочка ацетона или любой спиртосодержащей жидкости для обезжиривания поверхности (хоть тот же одеколон или дешёвая жидкость для снятия лака).
  • И, конечно, подготовленное рабочее место – удобное, с хорошим светом.


Техника точечной росписи или «с чего начать?»

Техника точечной росписи одинакова для всех стилей. А стилей росписи также существует немало. Мы начнёт, пожалуй, с того, что может быть ближе большинству из наших рукодельниц: с мозаичных точек.

Что такое мозаичные точки ? Это рисунок, проще говоря, выполненный по клеточкам. Только вместо клеточки точка. Припоминаете, где видели такое? Да-да – это схемы для вышивки крестиком и для жаккардовых узоров .

Другой способ – это радиальные орнаменты , то есть, такие, в которых рисунок идёт от центра или нескольких центров, располагаясь лучами вокруг. Кстати, для этого можно использовать даже схему салфетки крючком или для плетения кружева .

И есть ещё свободный способ , когда вы просто рисуете точками всевозможные фигуры. Это уже на ваше усмотрение – использовать ли какой либо шаблон или творить по наитию.

Но вернёмся к нашим пробам. Для начала мы выберем несложный рисунок, в котором задействован всего один цвет – и одна краска. Кроме краски нам понадобятся:

  • ватные палочки и диски;
  • ацетон или жидкость для снятия лака;
  • штопальная игла (карандаш, фломастер);
  • бумага для трафарета;
  • бумага для проб;
  • обойный нож или лезвие;
  • малярный скотч или скрепки;
  • листок акварельной бумаги или картона (для робких);
  • стеклянная баночка (для решительных).

Первый мастер-класс проведём на листке акварельной бумаги – так проще, а если не получится, то и выбросить не жалко. А если хотите, можно попробовать и на стеклянной баночке. Зато, если получится хорошо, будет приятно.

Обезжиривать бумагу не нужно, но если вы вдруг решили рискнуть и расписать стеклянную баночку, то ацетоном обработайте всю её поверхность, используя ватный диск.

Подготовьте схему для росписи. Можно придумать её самостоятельно, а можно найти что-то простое и милое в своих запасниках. Из схемы нужно сделать трафарет для росписи. Для этого нужно перевести картинку на плотную бумагу, а потом вырезать лезвием или обойным ножом по контуру.

Возьмите листок плотной бумаги, и потренируйтесь оставлять точечки с помощью иглы или карандаша. Точки должны быть аккуратными и одинаковыми. Если вы сразу используете краску-контур, никаких дополнительных приспособлений не нужно, их роль играет носик тюбика в виде конуса. Чтобы точки были круглыми, нужно ставить инструмент вертикально, как можно ближе к идеальной вертикали, либо с малым наклоном. Чем больше наклон, тем выше вероятность, что точки будут овальными или смажутся в запятую.

Чтобы точки получались одинаковыми, периодически нужно очищать инструмент. Более того, при использовании краски-контура нужно ещё и давить на тюбик с одинаковым усилием. Но попробуйте – вы увидите, что здесь нужен только навык, ничего более.

Итак, закрепите шаблон на расписываемой поверхности с помощью малярного скотча (если у вас баночка) или канцелярских скрепок (если лист картона). Аккуратно по контуру каждого элемента рисунка наносите точки, стараясь, чтобы они располагались равномерно. Начинаем с крупных элементов, заканчиваем мелкими.

Если рисунок предполагает, точки могут быть и разной величины. Например, контуры крупного листка можно выполнить большими точками, а внутри листок заполнить орнаментом из меленьких точек. Равномерность и круглый размер – вот, что важно.

    Пошаговый мастер-класс по точечной росписи тарелки акриловыми контурами

    Первым делом необходимо подготовить тарелочку к росписи: моем её с мылом или со средством для мытья посуды, вытираем насухо, протираем смоченным спиртом/водкой ватным диском.

    Важно! В некоторых источниках встречается мнение, что рабочую поверхность можно обезжиривать жидкостью для снятия лака - будьте осторожны, поскольку зачастую такая жидкость может содержать в составе масла, что не лучшим образом скажется на обезжиривании тарелочки, а, следовательно, и на самой росписи.

    Приступаем к нанесению разметки (для большей наглядности здесь использован красный карандаш, но целесообразнее использовать белый, поскольку он не окрашивает нанесенный поверх него контур). Находим центр тарелки - чертим карандашом три не пересекающиеся хорды (отрезки, соединяющие две произвольные точки на окружности), отмечаем серединку каждой.

    Из середины каждой хорды с помощью угольника проводим перпендикуляр. Пересечение перпендикуляров и будет центром нашей тарелочки.

    Стираем ненужные нам линии, оставляем только центр. Проводим линию через центр тарелки (то есть чертим диаметр).

    С помощью гибкого транспортира размечаем тарелку, деля окружность по 10 градусов.

    Вырезаем несколько небольших кусочков двустороннего скотча и склеиваем их друг с другом. Приклеиваем получившийся многослойный кусочек в центр тарелки, это поможет нам воспользоваться циркулем. На любой из нарисованных линий, двигаясь от края тарелки к центру, наносим следующие деления: 1.5 см, 0.5 см, 1.5 см, 1.5 см, 0.5 см, 2 см, 1.5 см, 0.5 см, 1.5 см, 0.5 см. Вообще, конечно, не обязательно отмерять какое-либо расстояние на одной из линий, чтобы нарисовать круги, в дальнейшем вы можете делать это на глаз. Здесь конкретные отрезки указаны для того, чтобы получился в точности такой же рисунок, как на фотографии.

    Закрепляем наш карандаш в ножку циркуля, ставим иголочку циркуля в самый центр тарелки на скотч и чертим круги по нанесённым отметинам на одной из линий, то есть первый круг (ближе всего к центру) - самый маленький по отметке 0.5 см, второй 1.5 см, третий 0.5 см и т.д. Подобная разметка позволяет рисовать самые разнообразные орнаменты, узоры и мандалы.

    Приступаем к рисованию узора по нанесённой разметке. Рисовать будем от центра тарелки, двигаясь к краю. Первые два нарисованных круга не трогаем, а между вторым и третьим рисуем лепестки. Это первый ряд лепестков.

    И сразу же слегка влажной ватной палочкой аккуратно стираем ненужные нам карандашные линии.

    Пространство между третьим и четвертым кругом оставляем нетронутым, а между четвертым и пятым кругом рисуем крупные лепестки (не забываем после этого стирать ненужную карандашную разметку ватной палочкой). Вы можете оставить линии, обозначающие центр лепестка, но если вы и без этого сможете его определить «на глаз», то можете стереть и его. У нас получился второй ряд лепестков.

    Между большими лепестками, нарисованными на прошлом этапе, рисуем крошечные лепесточки. Между пятым и шестым начерченным кругом рисуем следующий ряд лепестков (более вытянутых) – это третий ряд лепестков.

    Между шестым и седьмым кругом ничего не рисуем (только стираем ненужные линии), а вот между седьмым и восьмым рисуем лепестки, чередуя маленькие и большие. Мы нарисовали четвёртый ряд лепестков.

    Между следующими кругами рисуем огромные лепестки, которые начинаются из вершинок больших лепестков предыдущего ряда. Они составят пятый ряд.

    Снова пропускаем один ряд между следующими кругами и у самого края тарелки рисуем завершающий ряд лепестков. Итого у нас вышло шесть рядов лепестков, считая от центра.

    Между предпоследним и последним рядами лепестков (между лепестков предпоследнего ряда) рисуем «завитушки», похожие на половинки сердечка.

    Аналогичные завитушки из предыдущего шага рисуем между лепестков третьего ряда.

    На этом наша разметка готова! Сейчас приступим к самому интересному - непосредственно к точечной росписи.

    В самом центре ставим большую точку жемчужно-белым контуром.

    Обводим первый круг рядом серебряных точек, а второй - светлым серебром.

    Большие лепестки первого ряда «заточкиваем» лиловыми точками, а лепестки поменьше - светлым серебром.

    Точки стараемся делать одного размера, регулируя нажатие на тюбик, а также ставить их максимально близко друг к другу, но при этом так, чтобы они не сливались друг с другом (если это ваша первая работа в технике точечной росписи, предварительно потренируйтесь ставить точки на листке бумаги).

    Во время работы на кончике пластмассового носика тюбика будет скапливаться краска, её необходимо периодически убирать, вытирая носик о бумажную салфетку.

    Если вы ошиблись или промахнулись (например, точки слились, линия из точек получилась неровной, поставили точку не туда и т.д.), можно поступить следующим образом:

    1) дождаться, пока контур подсохнет, а затем подцепить ошибочную точку чем-нибудь острым (например, зубочисткой или острым краем апельсиновой палочки для маникюра) и убрать её, не задевая соседние точки. После этого (при необходимости) слегка влажной ватной палочкой подчистить место, где была неудачная точка. Этот метод удобен при плотном рисунке, когда вокруг неудачной точки уже присутствует другой рисунок, другие точки;

    2) если неудавшаяся точка находится с краю рисунка, и поблизости от неё отсутствуют другие точки, можно аккуратно стереть ещё невысохшую точку влажной ватной палочкой (или убрать её широким концом апельсиновой палочки, после протерев влажной ватной палочкой), затем протереть это место сухой ватной палочкой и продолжить точкование.

    Круг после первых лепестков обведём серебряными точками, круг, следующий за ним - лиловыми.


    Крупные лепестки следующего ряда (второго) «заточкиваем» лиловыми точками, а маленькие - светлым серебром. Следующий круг обводим крупными точками лилового цвета.

    Используя серебряный контур, обводим точками следующий ряд лепестков.

    Жемчужно-белыми точками заполняем пространство между следующими двумя нарисованными кругами, оставляя между крупными точками место для одной точки поменьше, которую потом ставим лиловым цветом.

    Крупные лепестки следующего (четвёртого) ряда обводим лиловыми точками.


    В этом же четвертом ряду мелкие лепестки между крупными лиловыми обводим серебряными точками. Следующий ряд крупных лепестков обводим серебром, ставя чуть более крупные точки, чем в предыдущем ряду.


    Крупными точками жемчужно-чёрным контуром заполняем пространство между следующими двумя кругами. Оставляем место между жемчужно-чёрными точками для мелких точек светло-серебряного цвета, проставляем их.

    Крайний ряд лепестков обводим точками лилового цвета.

    Даём краске хорошо высохнуть, после чего слегка влажной ватной палочкой стираем ненужные нам карандашные линии, по которым мы уже проставили точки. Ничего страшного, если вы случайно задели нужные линии, при необходимости их можно дорисовать.

    Лиловым цветом ставим точки вокруг центральной жемчужины. Этим же цветом обводим аккуратными точками внутреннюю часть маленьких светло-серебряных лепестков первого и второго рядов.


    Светлым серебром ставим точки по кругу, заполняя пространство между лиловым и серебряным кругом в центре. Точками этого же цвета обводим внутреннюю часть крупных лепестков первого и второго рядов.

    В крупных лепестках первого ряда ставим жемчужно-белую точку, а в маленьких лепестках второго ряда - жемчужно-чёрную.

    В круге после первого ряда лепестков, который мы оставили расчерченным на сектора, в каждой ячейке ставим небольшую жемчужно-белую точку, оставляя между ними расстояние, в которое ставим небольшую лиловую точку. Лиловые точки попадают на границу секторов.

    Рисуем «хвостики» снаружи крупных лепестков первого ряда: в основании между лепестками ставим серебряную точку, после чего зубочисткой растягиваем её к вершинке лепестка, огибая его.

    Аналогичные «хвостики» рисуем и во втором ряду, огибая ими крупные лепестки, но используя уже жемчужно-белую краску.

    Над серебряными «хвостиками» в первом ряду ставим ряд лиловых точек: от крупных к маленьким, постепенно уменьшая их размер к вершине лепестка.

    Внутри крупных лепестков второго ряда ставим ещё один светло-серебряный ряд точек. В центре каждого лепестка ставим жемчужно-белую точку.

    Внутри серебряных лепестков следующего (третьего) ряда приставляем ряд крупных лиловых точек.

    В этих же лепестках из предыдущего шага ставим ряд мелких серебряных точек, после чего в основании рисуем жемчужно-белую точку, а над ней - маленькую лиловую.

    В промежутках между лепестками третьего ряда жемчужно-белым ставим две точки и растягиваем их зубочисткой, рисуя завитушки, похожие на половинки сердечка (по нарисованной нами карандашной разметке) так же, как рисовали «хвостики» ранее.

    В центре каждого «сердечка» ставим небольшую жемчужно-белую точку.

    Внутреннюю сторону следующего четвёртого ряда лепестков (и крупных, и маленьких) обводим рядом светло-серебряных точек.

    Продолжаем заполнять этот же ряд лепестков. В основании лепестков поменьше ставим жемчужно-белую точку и растягиваем её к вершине лепестка (рисуем «хвостик»).

    Заполняем внутреннюю часть больших лепестков ещё одним рядом светло-серебряных точек, делая их при этом чуть большего размера. Внутри крупных лепестков этого же ряда по центру ставим большую жемчужно-чёрную точку.

    Огибаем крупные лиловые лепестки жемчужно-белыми «хвостиками»: ставим точку снаружи лепестка у его вершинки, не выходя при этом за начерченный круг, и растягиваем её к основанию лепестка зубочисткой.

    Аналогично огибаем маленькие серебряные лепестки этого же ряда хвостиками, только уже лилового цвета (также не выходя за начерченный круг).

    Внутри лепестков следующего (пятого) ряда проставляем два ряда светло-серебряных точек.

    По центру ставим огромную лиловую точку, а затем еще по три точки с каждой из сторон от неё, постепенно уменьшая при этом размер точек.

    Снаружи серебряных лепестков пятого ряда рисуем жемчужно-белые «сердечки», такие же, как рисовали ранее.

    С каждой стороны от нарисованных «сердечек» из предыдущего шага ставим по три жемчужно-белых точки, постепенно уменьшая их размер от «сердечка» к краям.

    Внутри крайнего ряда лепестков жемчужно-белым контуром ставим пять точек: одну в вершинке и по две с каждой стороны от неё, а потом растягиваем их зубочисткой по направлению к центру основания.

    В центре основания крайних лепестков ставим крупную лиловую точку, а снаружи проходим сначала рядом серебряных точек, а потом светло-серебряных.

    Между крайних лепестков ставим крупную жемчужно-белую точку.

    Поздравляю! Чудесная нежная тарелочка «Жемчужинка» готова!


Самые красивые вещи получаются только при условии соединения таких компонентов, как вдохновение и мастерство. Предметы интерьера, украшенные точечной росписью, являются ярким тому примером. Эффектные панно, оригинальные инсталляции, оформленные точечным узором, способны стать настоящей «изюминкой» кухонного интерьера, выступив достойным дополнением любого дизайна. Да и создание таких элементов декора само по себе увлекательное занятие. Чтобы освоить эту несложную в исполнении, но довольно оригинальную технику предлагаем взять за основу два мастер-класса точечной росписи для начинающих.

Техника «точка к точке» изначально на Руси использовалась при создании чеканок. Позже она стала именоваться «капельная»: краску просто набирали в соломинки и «накапывали» на изображение. Сегодня точечная роспись, вобравшая в себя приемы графики, мозаики и витража, увлекает все больше людей легкостью исполнения, изяществом и красотой рисунка.

Этот популярный вид техники известен также под названием «point-to-point»

Принцип нанесения контуров орнамента кроется в самом названии техники: рисунок создается в результате совокупности множества точек. Каждая из них может иметь разный цвет и размер. Да и нанесены они могут быть разными красками.

Простота – главное достоинство точечной росписи

Создать свой шедевр способен любой желающий, даже при условии, что он в жизни не держал в руках художественную кисть и понятия не имеет, как правильно рисовать.

Точечная роспись является самым простым способом, с помощью которого можно вдохнуть новую «жизнь» в старые сувениры или в утратившие со временем свою привлекательность аксессуары.

Техника нанесения определяется формой декорируемого изделия и материалом, из которого оно выполнено. В этой технике можно украшать любую поверхность: посуду и кухонную утварь, шкатулки и обложки на паспорт, корпусы ноутбуков и телефонов.

Тонкости выбора материалов для росписи

Используя в работе различные виды красок, вы сможете декорировать столовые приборы, элементы посуды и любые другие предметы интерьера. Для росписи на посуде лучше выбирать краски, отличающиеся повышенной влагостойкостью и светочувствительностью.

Выбирая краски для декорирования, учитывайте тип поверхности, на которую они будут нанесены. В противном случае созданный вами узор долго не продержится на предмете. Роспись можно выполнять, используя следующие типы красок:

  • Глиняные предметы – красками для керамики и стекла. Их также называют контурные краски. Они продаются в небольших тюбиках с удлиненным носиком.
  • Металлические аксессуары – эмалевыми живописными красками. Украшения, оформленные эмалью, отличаются долговечностью, яркостью и чистотой красок.
  • Изделия текстильного производства – «тканевым» акрилом. Контуры для нанесения рисунка на одежду менее устойчивы к истиранию.

Совет: при покупке красок протестируйте тюбики, обращая внимание на густоту состава. Чтобы определить консистенцию, нажмите тюбик: краска не должна выходить слишком легко, образуя лужицу, но и не должна слишком трудно выдавливаться.

Краски для росписи бывают:

  • на водной основе — они легко смываются водой;
  • на органической — снимаются с поверхности только растворителем типа уайт-спирит.

Для росписи поверхностей, соприкасающихся с пищей, следует использовать специальные краски, которые подлежат обжигу при температуре в 600-800°С. В домашних условиях применять такие краски невозможно. Для этих целей мастерицы выбирают самозастывающие краски. Они застывают без обжига в течение 2-х дней. Но такие контуры менее устойчивы к воздействию моющих средств. Посуда, расписанная самозастывающими акриловыми красками, требует более бережного обращения.

Выделяют два типа красок для росписи посуды:

  • Надглазурные – смесь пигментов с легкоплавким стеклом. Их наносят на глазурованную посуду.
  • Подглазурные – смесь пигментов с глазурью. Они используются для декорирования неглазурованной поверхности. Прозрачный надглазурный слой, который делает посуду блестящей, наносят уже сверху рисунка.

В зависимости от того, какой эффект планируете получить, выбирайте краски: образующие матовое или глянцевое покрытие, полупрозрачные витражные и непрозрачные укрывистые составы. Для создания объемных точек и «жемчужин» удобно использовать 3D гели.

Основные моменты при росписи посуды

Роint-to-point – довольно требовательный вид творчества. Ведь от усидчивости мастера и аккуратности выполнения работ зависит презентабельность изделия. Эта техника не терпит неторопливости и небрежности.

Роспись посуды, будь то декоративных тарелок или изящных ваз, с применением точечной техники включает ряд основных этапов:

  1. Подготовка основания. Поверхность предмета обезжиривают спиртовым составом или жидкостью для снятия лака.
  2. Нанесение фона. На подготовленное основание наносят фон желаемого оттенка любой краской: гуашевой, акриловой, автомобильной, витражной. Для этой цели удобно использовать акриловый грунт: при густом нанесении он дает мутный белый оттенок.
  3. Нанесение разметки будущего рисунка. Рисунок лучше придумать заранее, но даже если вы начнете импровизировать, непременно получится замечательный узор.
  4. Создание рисунка. Путем поочередного нанесения точек выбранного цвета и размера создают орнамент.

Мастер-класс: точечная роспись стеклянной бутылки

Точечная роспись способна преобразить любые предметы, сделав их оригинальными элементами декора. Используя эту технику, вы с легкостью превратите неприметную стеклянную бутылку в удивительный сосуд или необычную вазу для цветов.

Главное – подобрать текстуру и цветовую палитру красок так, чтобы созданный вашими руками аксессуар органично вписывался в дизайн помещения.

Выбор материалов и инструментов

Для изготовления оригинального сосуда потребуется:

  • стеклянная бутылка;
  • обезжириватель;
  • универсальный грунт;
  • акриловые краски для росписи по стеклу;
  • плоская широкая синтетическая кисть.
  • аэрозольный лак для защиты и закрепления рисунка.

При выборе оттенка стекла учитывайте, что точечная роспись наиболее эффектно смотрится на темных поверхностях

Для нанесения росписи на посуду удобно использовать стеклянные бутылки плоской формы. Фоновую краску на них наносят только в том случае, если не устраивает оттенок или прозрачность изделия.

Подготовка стеклянной основы

Бутылку очищают от этикеток и тщательно обезжиривают спиртосодержащей жидкостью. Широкой кистью наносят грунтовочный состав, равномерно распределяя его по поверхности.

Узор для декорирования бутылки можно взять из интернета, подсмотрев идеи на тематических форумах, или придумать самостоятельно. Чтобы узор сделать ровным и симметричным, на наружные стенки бутылки с помощью скотча фиксируют полосу тетрадного листа. Ширина полосы будет определять размер узора. В предложенном варианте узор будет шириной в 13 клеточек.

Вдоль края приклеенного листа проводят центральную линию узора

Нанесение основных узоров

Приступают к росписи бутылки. Вдоль верхнего края листа акриловым контуром наносят полосу из нескольких точек одинакового размера. При работе контуром тюбик необходимо держать вертикально. Благодаря этому точечки получаются ровными и симметричными.

Совет: помарки и неточности, которые часто возникают при нанесении точек, легко устранить с помощью смоченной в спирте гигиенической палочки.

Клетки листа помогут отработать расстояние между точками и создать ровную линию

Для создания плавных полукругов и изгибов узора используйте трафаретные шаблоны. Сделать их можно самостоятельно, вырезав заготовку нужного размера из того же листа бумаги. Чтобы определить размер полукругов, нужно окружность бутылки разделить на количество элементов.

Совет: не забывайте время от времени повторно обезжиривать поверхность с помощью салфетки, пропитанной спиртовым составом, поскольку в процессе росписи на стекле будут вновь появляться следы пальцев.

Приложив шаблон к стеклу, делают контур из мелких точек

Роспись обрамляющих контуров

Для получения витиеватых ажурных узоров точки наносят разного размера, чередуя их между собой.

Вырисовывая сердечки и цветы, смело давайте волю своей фантазии

При создании новых элементов орнамента вновь вырезают трафарет нужного размера и делают по нему наметки будущего контура.

Намеченные по шаблону точки «наводят» акриловым контуром

Если мелкие детали узора можно сделать «на глазок», то при росписи акриловыми красками крупных элементов без шаблонов не обойтись.

Бутылку можно расписывать краской до тех пор, пока не будет покрыта вся поверхность

Кто хоть раз пробовал создавать кружевные узоры из россыпи точек, подтвердит, что процесс создания орнамента просто завораживает.

Видео: процесс росписи по стеклу акриловыми красками

Декорирование тарелки в технике «роint-to-point»

Техника росписи тарелок мало чем отличается от описанного выше процесса декорирования бутылки. Первым делом тщательно обезжиривают поверхность и переносят разметку эскиза на стеклянную или керамическую поверхность.

Опытные мастерицы могут рисовать без эскизов сразу на тарелке, придумывая узоры по ходу работы. Начинающим рукодельницам все же рекомендуем заранее продумывать художественный замысел, выбрав орнаменты и определив для себя цветовую палитру.

Для первых работ в качестве основы удобнее всего использовать прозрачные стеклянные тарелки.

Лист с эскизом мотива рисунка кладут под тарелку, а затем точка за точкой наводят контуры

Прежде чем приступить к росписи, потренируйтесь на бумаге создавать контуры из точек маленького и большого размеров, размещая их на одинаковом расстоянии друг от друга.

Наведение контуров лучше начинать с центра тарелки, постепенно передвигаясь к ее краям

Чтобы рисунок во время работы случайно не сместился, вырезанный шаблон лучше на время приклеить с обратной стороны тарелки с помощью скотча или изоленты.

Рисуйте по принципу «от общего к частному»: начиная с прорисовки крупных контуров и завершая проработкой мелких деталей

При создании линий выдерживайте такое минимальное расстояние между точками, чтобы они хорошо «читались», но при этом не сливались в сплошную линию

Если рисование из тюбиков дается вам тяжело, рисуйте точки зубочисткой или иглой

Выбор оттенков и их чередование зависит только от вашей фантазии и выбранного рисунка.

Нанесенная на тарелку краска должна застыть

При естественных условиях краска застывает в течение суток. Чтобы ускорить процесс, подсушите поверхность феном и оставьте декорированную тарелку на 10-12 часов. После полного подсыхания краски остается только закрепить рисунок лаком.

Видео мастер-класс: роспись аксессуаров в технике «точка к точке»

Освоив технику точечной росписи, вы с легкостью сможете воплощать свои идеи в жизнь, развивая в себе задатки художника. Созданные собственными руками элементы декора станут предметом гордости хозяйки кухни и достойным украшением интерьера.

  • схемы для вышивки крестиком или мозаичного плетения бисером;
  • красивые узоры на тканях (шейные платки в восточном, марокканском или африканском стиле, имитация окраски различных животных, цветочные мотивы и т.д.);
  • ажурные салфетки, вязанные крючком, или схемы для их вязания;
  • этнические орнаменты и узоры, распечатанные в подходящем размере на бумаге (можно воспользоваться книгами по традициям и этнической вышивке;
  • бумажные салфетки или декупажные карты.











Вдохновение в поиске схем и орнаментов можно поискать культурах разных народов: восточные мечети славятся своими растительными орнаментами, в кафедральных соборах можно можно позаимствовать узоры из витражных роз. Много полезной информации и схем можно найти в разных книгах по истории и построению орнамента у разных народов.




Точечная роспись контурами: готовые схемы и трафареты

В зависимости от формы и размера предмета, стоит подбирать рисунок. Самыми простыми в исполнении и универсальными по назначению являются простые геометрические формы. Если вы никогда раньше не занимались точечной росписью, начните с выведения кругов на плоской поверхности прямоугольной формы - обложке для паспорта или чехла для мобильного телефона. Составляя орнамент из простых фигур – кругов, треугольников, квадратов и линий разных цветов, можно добиться очень интересных результатов. Для достижения максимального эффекта надо лишь правильно подобрать цвета контуров.

Более сложные в исполнении круговые и линейные орнаменты. Для их выполнения поверхность изделия сначала необходимо подготовить - нанести карандашом едва заметные линии разметки. Если работа предстоит на прозрачной стеклянной поверхности, можно закрепить эскиз рисунка с обратной стороны с помощью скотча.

Большое количество схем рисунков для точечной росписи можно найти в интернете. Вот лишь несколько вариантов для разных предметов:

Для тарелок (подойдут большинство круглых орнаментов, мандалы для раскрашивания и т.д):

Восточные узоры (один из самых популярных вариантов – индийский огурец пейсли в различных комбинациях):

Для бокалов и бутылок (легкие воздушные орнаменты в виде завитков, либо «бесшовные» линейные узоры)

Для различных аксессуаров (футляры для очков, пеналы, чехлы мобильных телефонов, кошельки и визитницы):

Работа со схемами

Если выбранная схема является счетной (для вышивки крестиком или бисером), то необходимо специальным карандашом для стекла на поверхности изделия отметить основные оси (горизонталь, вертикаль, центр рисунка). И начинать работать, отталкиваясь от этих ориентиров. Вертикальные и горизонтальные орнаменты лучше начинать рисовать с верхней строки, от центральной точки в стороны – так удастся сохранять симметричность и следить за узором. Круглые или фигурные мотивы лучше выводить от центра рисунка в стороны, заполняя секторами.


Если в виде схемы используется любой не счётный рисунок (ткань, бумага, пластик), то очень удобно закрепить его под обрабатываемой поверхностью. Для этого подойдет малярный скотч. Далее, пользуясь прозрачностью стекла, достаточно обвести основные контуры тонкой линией краски (можно использовать и специальный карандаш). Выбирая краску для обводки, подумайте, не окажется ли она слишком контрастной и броской, смогут ли точки заполнения перекрыть ее. После того как набросок высохнет, можно приступать к заполнению элементов точками.

Важно обязательно давать высыхать каждому цвету и ряду точек, иначе рисунок может смазаться или слиться в неопрятные кляксы. Таким способом можно переносить рисунок и на плоские тарелки или рамки для фото, и на более сложные предметы (вазы, бокалы и т.д.). Во втором случае выбранная схема размещается и закрепляется внутри сосуда.

Для работы в технике точечной росписи используют специальную краску - акриловые контуры. От обычных акриловых красок контур отличается упаковкой - чаще всего это металлические (реже пластиковые) тубы небольшого объема с тонким длинным носиком, которым очень удобно ставить точки. Кроме упаковки контуры отличаются консистенцией – они обычно более густые, и способностью держать форму - в идеале контур не оседает, а получившиеся точки сохраняют свой объем, придавая готовой работе приятный на ощупь рельеф.


Чтобы не испортить работу, новый тюбик контура обязательно надо протестировать на небольшом кусочке дерева или стекла. Попробуйте поставить им точки разного размера и понаблюдайте, как краска поведет себя на поверхности. Иногда совсем свежий контур перед работой на час-два можно положить в холодильник - так он становится гуще и не растекается. Ну и, конечно, не надо забывать чистить длинный пластиковый носик от засохшей краски. Делать это удобнее всего швейной иглой или кусочком тонкой металлической проволоки.

Поверхность изделия, на которую будет нанесена точечная роспись, необходимо подготовить к работе. В первую очередь - очистить с помощью обезжиривателя или спирта. Затем покрасить в нужный цвет согласно задумке и покрыть 2-3 слоями лака. Контурные краски являются финишным материалом, т.е. не требуют закрепления лаком или другими составами.

Точечная роспись на примере декорирования фужера. Мастер-класс

Подготовила: Рыбалко Елена Анатольевна, воспитатель детского сада №1 г. Киселёвска.
Цели : знакомство с нетрадиционной техникой рисования; формирование эстетического и художественного вкуса; развитие моторики рук, усидчивости.
Техника точечной росписи известна давно . Изначально точку как средство и основу рисунка использовали в чеканке. Потом же она стала называться капельной, потому что краску набирали в соломинки и наносили «накапывая» на рисунок. Такая техника характерна для Персии и Индии, Африки и Таиланда. Возможно, первыми точечную роспись придумали австралийские аборигены, которые использовали эту технику для того, чтобы передать через поколения свое послание об их истории, укладе жизни, победах и поражениях.
Точка использовалась с древних времён и в менди, нательная роспись хной, пришедшая к нам из Индии и Северной Африки и до сих пор популярна в этих странах. Также точечную роспись использовали в Китае. Сейчас это уже сформировавшаяся точечная роспись, которая увлекает все больше и больше людей легкостью, изяществом и красотой рисунка. Эта техника позволяет декорировать одежду, обувь, предметы интерьера. Для работы в этой технике используются краски, которые подбираются в соответствии с тем, на каком материале будет выполняться работа (по стеклу, керамике, дереву...). На западный манер точечную роспись стали называть еще росписью point-to-point, от английского point - точка.

Для того, чтобы работать контурами, совершенно не обязательно уметь хорошо рисовать. Ведь все могут изобразить примитивные фигурки – листочки, цветочки, зверюшек для ребенка. Этих навыков вполне достаточно!
2. Любой сложный узор состоит из набора простых элементов. Нужно просто уметь выделять эти части.
3. Начинать рисование лучше на простых и ненужных вещах, для этого лучше всего подходят матовые ровные поверхности. На них можно смело экспериментировать, не боясь испортить. Этот вид росписи очень хорошо развивает мелкую моторику рук, усидчивость и положительно влияет на нервную систему.

Материалы:

Для росписи нам понадобятся краски по стеклу, карандаш, лист бумаги, вата, ватные палочки, жидкость для снятия лака, зубочистки и, конечно, сам бокал.

Последовательность работы:


На листе бумаге карандашом изображаем рисунок, или вырезаем любой понравившейся и прикрепляем его скотчем с внутренней стороны бокала.Вот некоторые изображения для примера:


Стенку бокала с внешней стороны протрём жидкостью для снятия лака или спиртом, чтобы обезжирить поверхность (для того чтобы краска ложилась ровно и не скапливалась).
Наносим точки по контуру нашего рисунка любым цветом. Я выбрала синий.


После нанесения контура можно приступать к заполнению цветом самой картинки. Для рисования я выбрала сиреневый оттенок, который был у меня в наличие.


Для того, чтобы работа выглядела законченной и объёмной следует сделать контур по рисунку. Для этой цели наиболее подходят светлые или перламутровые оттенки. В этой работе контуром выступил белый цвет.


После высыхания краски поверхность рисунка следует покрыть бесцветным акриловым лаком.
ЖЕЛАЮ ВАМ ТВОРЧЕСКИХ УСПЕХОВ И ПОЛЁТА ФАНТАЗИИ!!!
А вот ещё несколько моих работ: