Художественное стекло сообщение. Русское художественное стекло

Стекло на Востоке известно с древних времен. Британские археологи во время раскопок на территории древней Ассирии нашли стеклянные предметы, а вместе с ними и рецепты изготовления стекла. Стеклянные изделия делали уже в древнем Египте, Финикии и соседних странах. Многие техники того времени были переняты и использованы более поздними поколениями, некоторые из них удержались до позднего средневековья. Техника выдувания стекла, возникшая на рубеже старого и нового времени в Сидоне (ныне г.Сайда в Ливане), тогда важнейшем центре стекольного производства, уже в 8–9 вв. сделала возможным изготовление первых прозрачных тонкостенных сосудов самой разнообразной формовки. Формы для выдувания делалась либо из дерева, либо из глины.

Как правило, в основе стеклопроизводства лежали три основные техники: формование (когда стеклянную массу заливают в форму), выдувание и гранение (из куска стеклянной массы извлекают лишние части и поверхность обрабатывается шлифованием абразивным колесом, что позволяет имитировать хрусталь).

Сирийские стеклоделы выдували флаконы, чаши, колбы, иногда с налепленными нитями или орнаментами, вплавленными в толщу стекла наподобие рельефа. С помощью абразивного колеса была усовершенствована резьба по стеклу. Подобные сосуды – с вертикальными ребрами (типа каннелюр) изготовлялись в подражание предметам римского периода.

С возникновением мусульманского халифата ремесленники начинают расписывать стекло эмалевыми красками и золотом. На северо-востоке Сирии в городе Ракка, центре изготовления стекла и керамических изделий, уже использовали полихромный люстр. В дамасском музее представлено несколько сосудов, изготовленных в Ракке. В основном это сосуды без подставки, почти цилиндрической формы, с геометрическим и растительным орнаментом, украшенные люстром. Однако после нашествия монголов в 1259–1260 производство эмалированного стекла переместилось в Дамаск и Алеппо, где сохранялось вплоть до 14 в.

В Иране при династии Саманидов (9–10 в.) стала применяться сирийская техника обработки стекла. В 10 в. мастера начали использовать технику снятия части внешней поверхности изделия, как это делали камнерезы. Резной декор использовался в линейном геометрическом орнаменте. Подобный метод был популярен в Иране, Ираке и Египте.

В период с 12 по 15 вв. сирийские ремесленники во множестве изготовляют лампы, сосуды для вина и воды, чаши, фляги, стаканы из цветного стекла с пестрыми росписями, в том числе с каллиграфическими арабесками, сделанными золотом. Сирийское стекло с росписью эмалями стало предметом роскоши в Европе. Практически все восточное расписное стекло европейцы называли «дамасским», хотя в эту категория попадали как иракские, так и иранские предметы. Формы изделий 13 в. были чрезвычайно изысканными. Они были украшены лентообразным эпиграфическим декором, медальонами с символикой заказчика и даже фигурами людей и хищных животных. Иногда применялась эмаль, иногда позолота.

Наиболее распространенным видом стекла, изготовлявшегося в Сирии еще с древности, было так называемое «молочное», в состав которого входила смесь полевого и плавикового шпата. Ныне при использовании меньшего количества этой примеси получают опаловое стекло. Образцы изящных по форме сосудов молочного стекла сирийского производства представлены в коллекциях Эрмитажа и других крупных музеев. Шесть арабских ламп 13–15 вв., имеющиеся в коллекции Эрмитажа, демонстрируют высокий уровень развития этого вида искусства.

Во времена Аббасидов (749–1258) в иракских мастерских изготовляли стеклянные кубки с накладными нитями синего цвета, подчеркивающими край чаши, а также украшающими колоколообразное тело кубка. Еще во времена правления Омейадов стеклодувы иракского города Куфы первыми начали изготовлять стекло синего и сине-зеленого цвета.

Стеклянная посуда того времени разнообразна по форме: сосуды напоминают колбы, вдоль горл которых вьется стеклянная спираль. На широкой части колбы делалось изображение – иногда это сцена охоты, игры в поло. Вазы с широким расширяющимся вверх горлом обычно имеют несколько уровней орнаментации. Чаще всего это роспись цветной эмалью в виде лент, иногда с использованием эпиграфики. Изготовлялись большие колбы для кальянов, а также лампады. Старинные мечети Египта, Сирии, Ирака обладают огромными коллекциями дарственных лампад. Мода на подобные подношения приходится на 13–14 вв. В декоре этих лампад, изготовленных из цветного стекла, наряду с надписями и гербами можно увидеть растительные мотивы – многолепестковые розетки, узор из листьев, усиков и бутонов.

При Фатимидах (909–1171) получает распространение обработка природного горного хрусталя. Бируни , ученый-энциклопедист 11 в. писал, что в Басру (Ирак) ввозили необработанный горный хрусталь. О том, что в Египте изготовляли шедевры из горного хрусталя, писал персидский путешественник Насир-и Хосров (11 в.). Очень часто такие изделия имели оправу из позолоченного серебра. На изделия из хрусталя наносили надписи в стилекуфи , а также сцены битв животных. Из хрусталя делали уже не только декоративные сосуды, но и флаконы для медицинских снадобий, благовоний и сурьмы, шахматы.

Египетский историк Макризи (1364–1442) указывал, что в сокровищнице халифов династии Фатимидов (909–1171) хранилось около двух тысяч драгоценных хрустальных сосудов. Изделия египетских гранильщиков очень высоко ценились в средневековой Европе. В 1069 эта сокровищница была разграблена. Многие из ее предметов попали в Европу и хранились как реликварии в европейских соборах и частных домах.

Искусствоведы обычно выделяют среди лучших произведений этого рода два больших кувшина, находящихся в Музее Виктории и Альберта в Лондоне. На одном из них рельефной гравировкой среди крупных вьющихся побегов и полупальмет изображены большие хищные птицы. По своим формам и общему характеру декора художественное стекло Египта близко к сирийскому, но для него типичны крупные надписи с благопожеланиями, которые широкими поясами покрывают почти всю нижнюю часть сосуда.

Во времена мамлюков (1250–1390) стеклянные предметы стали украшать надписями в стиле насх , а также растительными орнаментами. Египетские мастера использовали технику «прищепов», когда горячее стекло схватывалось клещами в нескольких местах. Тогда же в Египте и Сирии появляются сосуды для «ароматов». Узкое горлышко позволяло выпускать жидкие ароматы каплями и не проливать драгоценную влагу при падении. Особо интересны сосуды из непрозрачного стекла с перистым рисунком. На самом деле техника изготовления подобных предметов является возобновлением производства по античным рецептам. Техника, в которой изготавливались подобные сосуды, заключалась в накручивании непрозрачных стеклянных нитей вокруг предмета и проката его на мраморной плитке, когда горячий предмет еще был присоединен к трубке для выдувания стекла. Инструментом, похожим на гребень, по поверхности стекла проводились линии, которые нарушали структуру обвитых стеклянных нитей. Затем поверхность сосуда сглаживалась на мраморной поверхности.

В сирийских изделиях айюбидского периода (1186–1462) излюбленной темой декорирования сосудов становятся фигуры людей, расположенные в медальонах. В мамлюкский период (1250–1517) эти рисунки вытесняются надписями и растительными узорами. Тогда же сосуды начинают украшать золотом и эмалью. Эмаль – стекловидная паста, цвет которой получается благодаря использованию металлических красителей, смешанных со стекловидным материалом. Зачастую сосуды снабжались затейливыми ручками на манер амфор. Но уже во второй половине 14 в. производство стеклянных изделий с позолотой и эмалью начинает приходить в упадок. Все попытки мамлюкского султана аль-Ашрафа Сайф ад-дина Ка"ит-бея (1468–1496) возродить их производство не увенчались успехом.

Крестоносцы буквально охотились за восточными предметами из стекла. В частности, они вывозили лампы, которыми оснащались мечети, и преподносили их в дар христианским монастырям и церквам. Следует отметить, что в этот период в деле освещения своих домов (и даже улиц) европейцы заметно отставали от арабов.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Магнитогорский государственный университет

Технологический факультет

на тему: Художественное стекло

Выполнила:

Недбаева О.

1. Стеклоделие

Стекловарение -- одна из древнейших технологий в материальной культуре, но сравнительно молодая отрасль промышленности. Основное сырьё при получении наиболее у потребимых видов стекла -- кремнезём. Варка стекла в настоящее время производится по нескольким методам, но общими для них являются достаточно строгие технологические параметры, основными из которых являются условия высокой чистоты производства и управляемый высокотемпературный режим, подразумевающие наличие соответствующего оборудования и инструментария. Продукты стеклоделия всегда имели и будут находить применение во всех областях деятельности человека.

Художественное стекло - готовые изделия и заготовки из стекла, выполняющее художественно-декоративные и прикладные функции (посуда, вазы; ювелирные изделия и бижутерия; светильники; витражи и смальтовые мозаики, различные архитектурные детали и декоративные композиции, мелкая пластика, скульптура). Художественные стеклянные изделия могут быть уникальными, ручной работы, но шире распространены художественные изделия массового (заводского) производства.

Уже более пяти тысячелетий люди знают и используют стекло. По версии ученых, с искусственным стеклом впервые столкнулись гончары: при обжиге изделия из глины, на него могла попасть смесь соды и песка, образовав на поверхности глазурь. Согласно другой легенде, со стеклом впервые столкнулись купцы во время путешествия по Аравийской пустыне. Одним из товаров, которым торговали купцы, была сода. На ночь купцы поставили мешки с содой возле огня, защитив, таким образом, костер от ветра. А утром, к удивлению купцов, сода превратилась в стекло.

Хотя это всего лишь легенда, ученые считают, что при некоторых обстоятельствах такое вполне могло случиться. Температура плавления песка 1710 °С, но при добавлении соды она снижается до 720 °С. Эту легенду подтверждает и интересная находка археологов в Месопотамии - бусы из стекла (примерно 2450 года до н.э.), которые изготовлены из осколков стеклянной глыбы путем обработки с помощью камней. По данным ученых, стекла изготавливали еще египтяне и жители Востока, в III-IV тысячелетии до н.э.

Раньше стекло варилось в горшках, подобно обычному супу, на костре или в печи. В емкость помещали шихту - смесь песка, соды, золы и различных примесей (мел, доломит, полевой шпат). Будущие свойства стекла, такие как прочность, прозрачность, стойкость к химическим веществам и цвет, сильно зависели от качества и способа приготовления шихты. Например, для получения непрозрачного, мутного стекла использовали смесь из песка и соды. Такое стекло растворялось в обычной воде, но если к этому составу добавляли глинозем, то прочность и твердость стекла, его стойкость к химическим веществам, температуре увеличивалась.

Первое стекло, полученное человеком, было непрозрачным. Такое стекло у египтян имитировало камни - малахит, бирюзу. Люди постоянно экспериментировали с составом стекла, вводили в него новые ингредиенты - оксиды свинца и олова, соединения марганца и кобальта (как красители). В древности египтяне использовали два метода обработки стекла: пластическое формование и прессование. С помощью этих методов сначала изготавливали небольшие изделия. Цветное стекло возникло примерно в 1200 год до н.э., когда люди стали добавлять в состав будущего стекла красители. Добавляя в состав медь и железо, получали голубое, зеленое и бирюзовое стекло. Позже, в начале нашей эры, в состав стекла стали добавлять кобальт, для получения синего цвета стекла.

В древние времена стекло казалось людям чем-то чудесным и невероятным, ведь оно обладало противоречивыми свойствами, было мягким и пластичным в расплавленном состоянии и твердым, блестящим после застывания. К тому же, стекло было создано землей и огнем. Поэтому в те времена стекло стоило дороже серебра и золота, а умение его получать считалось настоящим искусством. По легенде, во временя римского императора Тиберия (42 год до н.э.), один мастер поплатился жизнью за то, что раскрыл секрет изготовления небьющегося стекла. Император не желал, чтобы стекло обесценилось.

Постепенно совершенствовались методы работы со стеклом. При раскопках городов Древней Италии (Помпеи, Геркуланум), которые были разрушены извержением Везувия в 79 году н.э., были найдены стеклянные полы из мозаики, фрагменты настенных витражей, куски матового стекла.

Значительные изменения в технологии производства стекла произошли на рубеже нашей эры: появились бесцветные стекла, а также выдувные изделия. В I веке н. э. изобрели стеклодувную трубку для создания посуды. Забавно, но за тысячелетия инструмент стеклодува остался практически неизменным: и тогда, и сейчас мастера используют длинную трубку из железа, покрытую деревом, с одной стороны которой находится мундштук, а с другой - утолщение для набирания стекла грушевидной формы. Стеклодув нагревает конец трубки и окунает его в расплавленное стекло, которое образует на конце трубки горячий ком. Затем мастер быстро вынимает из печи трубку и сразу начинает дуть в нее со стороны мундштука. В стеклянном коме образуется полость, которая увеличивается по мере вдувания воздуха. Таким образом, можно изготавливать почти любые стеклянные изделия - и мелкую посуду (вазы, чаши, блюда, кубки), и большие стекла для зеркал.

Пик развития стеклоделия в Европе пришелся на V-VII века. Центром мирового стеклоделия стала Византия. Именно здесь стали создавать не только прекрасные сосуды, но и смальту, составные части мозаику, которые представляют собой куски цветного непрозрачного стекла.

В начале XIII века венецианские стеклоделы стали обладателями важнейших тайн ремесла, раскрытых благодаря привезенным из Константинополя образцам. С тех пор стеклянная промышленность Венеции стала развиваться быстрее. Но мастерам было не просто, хотя у них не было конкурентов во всей Европе, они постоянно находились под контролем властей. Правительство запрещало вывозить материалы для приготовления стекла за границу и разглашать секреты производства. Если стеклодел пытался покинуть Венецию, ему грозили серьезные неприятности - от тюрьмы до смертной казни. В конце XIII века стеклоплавильные горны перенесли за черту Венеции, на остров Мурано, где и родилось знаменитое «муранское» стекло. Оно быстро завоевало большую популярность. «Муранское» стекло чрезвычайно ценили европейцы уже в XV веке, его подносили важным персонам в качестве драгоценного дара.

Мировую славу «муранское» стекло приобрело в XVI веке, и до сих пор ее сохраняет. До нашего времени дошли произведения итальянских художников того времени - их картины, на которых изображена венецианская посуда. Даже на картинах видно, насколько эта посуда невесомая, чистая, прозрачная - остается только восхищаться стеклодувами того времени. Они могли создать сосуды для жидкостей в виде птиц, животных, рыб, насекомых. Сейчас эти сосуды занимают почетное место в западноевропейских музеях. На стекле мастера делали украшения в виде капель пузырей, розеток, края изделий делали волнистыми, украшали птичьими и звериными элементами. Используя разнообразные техники, венецианские мастера изготавливали сосуды и другие изделия: позолоченные, расписанные эмалями, украшенные стеклянными нитями, изделия с узорами в виде трещинок (кракле).

В XVI веке одновременно с развитием стекольного производства в Венеции, начинается его развитее в Испании, Португалии, Нидерландах, Франции, Англии, Германии. И в XVII веке постепенно нежное венецианское стекло вышло из моды, уступив место тяжелому стеклу Богемии и Силезии.

В начале XVII века во Франции изобрели новый метод создания стеклянных изделий - отливку стекла на медных плитках с дальнейшей прокаткой. В это же время, стали применять обработку стекла травлением (смесь шпата с серной кислотой), началось развитие производства стекол для окон и оптики. А что же знаменитое «муранское» стекло? К сожалению, в конце XVII - начале XVIII веков, стеклодельные цеха на острове были разрушены французскими оккупантами. Возродилось производство венецианского стекла лишь в середине XIX века, благодаря адвокату Антонио Сальвиати, который при поддержке других поклонников старины возобновил работу Муранского завода. С тех пор завод успешно работает, выпуская изделия, которые пользуются большой популярностью в мире. Стеклянные изделия с авторским клеймом Муранского завода с каждым годом ценятся все выше, особенно среди коллекционеров, посещающих европейские аукционы.

На Руси стеклоделие еще с древних времен было на высоте. Правда, первый стеклянный завод открылся только в1635 году в Подмосковье. С открытия завода шведом Елисеем Кохтом и началось официальное основание русского стеклоделия. Когда закончилась 15-летняя привилегия Кохта на изготовление стеклянных изделий, тут же появилось несколько аналогичных заводов других предпринимателей, но все эти начинания не имели поддержки, и ожидаемого развития стеклоделия в России не случилось.

Лишь в начале XVIII века, Петром Великим были утверждены поощрения для стеклоделов, они стали посылаться для обучения за границу и т.д. Это привело к оживлению в сфере производства стекла. Именно царь Петр Великий открыл два стеклянных завода под Москвой и Петербургом, пригласил на работу мастеров из Германии. С этого периода стеклоделие в России стало постоянно развиваться.

В XVIII веке в России популярными стали расписные стеклянные изделия из молочного и опалового стекла. Их раскрашивали эмалью, изображая цветы или сюжеты. Позже, в начале ХIХ века, популярность приобрели изделия из свинцового хрусталя с алмазной гранью. Их выпускал стекольный завод Петербурга. На заводе выпускалась не только красивая посуда, но и вазы, светильники.

В 1902 году Эмилем Фурко был внедрен метод машинной вытяжки стекла. Из печи стекло вытягивали в виде непрерывной ленты через прокатные валки. Далее его охлаждали и разрезали на листы. Другим методом изготовления стекла был флоат-метод, изобретенный в 1959 году фирмой «Пилкингтон». Заключается он в следующем: из печи плавления стекло поступает в виде плоской ленты, проходит через ванну с расплавленным оловом, затем происходит охлаждение и отжиг. Преимущества этого метода: отсутствие оптических дефектов стекла, постоянная толщина листа, высокое качество поверхности стекла, делающее полировку не нужной. Метод также позволил задавать некоторые свойства стекла во время его производства.

Даже сейчас все стеклянные предметы изготавливаются все теми же способами: выдуванием, литьем и прессованием. Ремесло стеклоделов наиболее востребовано в дизайне предметов: ведь возможности стекла (пластические, технологические, фактурные, цветовые) почти безграничны, дают возможность реализовывать самые разнообразные идеи авторов. Источником вдохновения для многих дизайнерских фирм служат, кончено, старинные мотивы. Стекло сегодня - это не только светильники и люстры, но и интересные детали интерьера (ручки мебели, выключатели и т.д.)

2. Технология создания художественного стекла

Варка художественного стекла происходит по тем же технологиям, что и для обычных типов стекла, главное отличие - очень широкий спектр применяемых компонентов: для получения разноцветного стекла, для матового (глушёного), стекла с повышенным коэффициентом преломления, авантюринового и т.д.

Выдувание -- операция, позволяющая из вязкого расплава получить различные формы -- шары, вазы, бокалы. Плоское стекло первоначально также получали из выдутых шаров, разрезая и равняя их на подходящей поверхности. С точки зрения стеклодува стекла делятся на «короткие» (тугоплавкие и термостойкие, например -- «пирекс»), пластичные в весьма узком диапазоне температур и «длинные» (легкоплавкие, например -- молибденовое) -- имеющие этот интервал значительно более широким.

Важнейший рабочий инструмент стеклодува, его выдувальная трубка, это полая металлическая трубка длиной 1--1,5 м, на одну треть обшитая деревом и снабжённая на конце латунным мундштуком. Пользуясь трубкой, стеклодув набирает из печи расплавленное стекло, выдувает его в форме шара и формует. При необходимости для отрезания части стеклянной массы используют металлические ножницы, отрезанное стекло также прикрепляют к трубке или к заготовке.

Для вытягивания и формования стеклянной массы, образования тиснёных украшений и т.д. используют длинные пинцетообразные клещи из металла, для отсекания всего изделия от трубки используют сечку или ножницы, деревянной ложкой (скалка, долок -- в формекоклюшки) разравнивают набранную стекломассу. Предварительно отформованное с помощью этих инструментов стекло («баночку») стеклодув вкладывает в форму из дерева или железа.

Готовое изделие отшибают от трубки на вилы и несут в отжигательную печь. Оставшийся от отшибания след (насадок, колпачок) приходится удалять шлифовкой.

3. Техники декора стекла

В этой технике используется тонкая пленка цветного стекла, накладываемая поверх белой или прозрачной основы; на верхнем слое вырезается рисунок, сквозь который виден нижний слой. В викторианской Англии было популярно атласное стекло - молочное с пленкой чистого или цветного стекла, обработанного парами фтористой кислоты, а также стекло оттенков цветов персика, нанесенное поверх молочно-белой основы в подражание китайскому фарфору такой окраски. Изготовление камеи из стекла, которую ввели в практику римляне, а позднее богемские и английские стеклоделы, по сути является усложненной версией этой же техники, искусной рельефной резьбой по двухслойному стеклу, обычно непрозрачному белому или палевому, с темной основой.

Слоеное стекло представляет собой усложненную форму резьбы по двухслойному стеклу. В этой технике последовательно накладываются несколько слоев стекла разного цвета, и затем на них вырезается рисунок так, чтобы были видны разные слои. В этой технике особенно успешно работали богемские и английские стеклоделы в 19 в.

Древние римляне заключали рисунки на золотой фольге между двумя слоями чистого прозрачного стекла; многие фрагменты этих изделий, в основном с христианскими сюжетами, были обнаружены в катакомбах. Позднее европейские ремесленники, особенно в Германии и Богемии, развили эту технику до уровня настоящего искусства.

Росписи по готовому стеклу обычно выполняются плавкими красками, для закрепления которых изделие, как правило, подвергается повторному отжигу. Эта техника, изобретенная римлянами, в 10-14 вв. была доведена до совершенства сирийскими стеклоделами и с тех пор применяется во всех странах. Золоченое стекло расписывается коричневым оксидом золота по готовому стеклянному изделию, которое затем отжигается в муфельной печи.

Простое гранение на гранильном станке применяется для огранки стекла или создания геометрических узоров с целью усиления его яркости и способности преломлять свет.

Нередко для создания более сложных и утонченных узоров, сцен, пейзажей, портретов и т.п. прибегают к гранению медным колесиком или гравировке алмазным наконечником. Современная техника гранения и гравирования восходит к концу 16 в., когда в Праге придворный ювелир императора Рудольфа II К. Леман возродил античные методы и приемы.

Рисунок вырезается инструментом на загрунтованной воском или битумом поверхности и затем вытравливается фтористой кислотой и фтористым аммонием, или же протравливаются отдельные участки, оставленные незакрытыми защитным слоем. Этот процесс был известен в 17 в., но мало использовался до 19 в.

Узор гравируется на поверхности, частично защищенной трафаретами, струями кварцевого песка, выдуваемого с силой через форсунку сжатым воздухом. Этот процесс был изобретен в Америке в 1860-х годах, но использовался в основном для массовой продукции и рисунков на архитектурных деталях.

Изделия из художественного стекла

· Витражи

· Архитектурные детали

· Украшения

· Сувенирная продукция

· Предметы интерьера

стекловарение фольга гранение гравирование

4. Словарь

Витраж (фр.Vitre-- оконное стекло, отлат. Vitrum-- стекло)-- произведение декоративного искусства изобразительного или орнаментального характера из цветного стекла, рассчитанное на сквозное освещение и предназначенное для заполнения проёма, чаще всего оконного, в каком-либо архитектурном сооружении.

Муранское стекло - это уникальные технологии ручной обработки стекла с 1000-летней историей, появившиеся в итальянской Венеции (отсюда - венецианское стекло), а впоследствии спрятанные от завистливых глаз на острове Мурано.

Прессование (от лат. Presso -- давлю, жму) - процесс обработки давлением разных материалов с целью уплотнения, изменения формы, отделения жидкой фазы от твёрдой, изменения механических и др. Свойств материала. П. Применяется в различных отраслях промышленности и сельском хозяйстве и осуществляется обычно при помощи прессов высокого давления

Смальта (отнем. Smalte или Schmalte, от schmelzen -- плавить, итал. Smalto -- эмаль) -- может означать ярко-синюю краску, полученную из кремневой кислоты и кобальта или цветное искусственное стекло, изготовленное по специальным технологиям выплавки с добавлением оксидов металлов, равно как и кусочки различной формы, полученные из него методом колки или резки.

Стеклодув - это мастер, создающий изделия из разогретой стеклянной массы путём выдувания.

Художественное стеклом - изделия из неорганического стекла, как монументальные (витражи и мозаика, архитектурные детали, мебель), так и относительно мелкие (посуда, разнообразные украшения). Изделия из стекла изготовляют выдуванием, прессованием и отливкой. В основном используется силикатное стекло, но распространены и другие виды, например, фосфатное, с помощью которого имитируют дорогое богемское стекло.

Шихта (от нем. Schicht) - смесь материалов в определённой пропорции, подлежащих переработке в металлургических, химических и других агрегатах. Ш. рассчитана на получение конечных продуктов с заданными физическими и химическими свойствами.

Размещено на Allbest.ru

...

Подобные документы

    История производства стекла. Основные стеклообразующие вещества. Различные виды стекол и их основные свойства. Тонированное, цветное, художественное, защитное, узорчатое и зеркальное стекла. Применение стекла в оптической и строительной промышленности.

    презентация , добавлен 20.04.2013

    Технология создания бронированного стекла. Безопасные, пожаростойкие и ударостойкие стекла, их применение. Пленки SUN GARD. Окупаемость установленной на окна полимерной защиты. Эксклюзивные технологии производства безопасных стеклянных конструкций.

    реферат , добавлен 30.10.2013

    История изготовления и использования первого стекла древними египтянами. Физико-химические свойства, структура, виды материала и области его применения. Технология создания художественных произведений из стекла. Основные стеклообразующие вещества.

    презентация , добавлен 07.04.2015

    Характеристика процесса травления и описание получаемых при этом объектов. Основные свойства и неоднородность травления алюминиевой фольги. Математическое описание процесса формовки анодной алюминиевой фольги для электролитических конденсаторов.

    контрольная работа , добавлен 14.05.2011

    Керамика: изделия и материалы, получаемые спеканием. Распространение оксидной керамики на основе природных минералов и синтетических оксидов металлов. Виды, состав и свойства стекла. Применение силикатного стекла в быту и различных областях техники.

    презентация , добавлен 04.03.2010

    Физические свойства стекла, его классификация. Современные технологии получения стекла. Характеристика листового стекла различного ассортимента, его использование в строительстве и производстве. Теплоизоляционные и звукоизоляционные стекломатериалы.

    курсовая работа , добавлен 26.01.2015

    Основные физико-химические свойства стекла, его применение в сфере строительства и автомобилестроения. Комфорт и энергосбережение, безопасность и охрана здоровья. Виды стекла в дизайне интерьеров. Сверхпрочные виды стекла, оригинальные изделия их него.

    презентация , добавлен 23.11.2011

    Характеристика оптических и механических свойств поликристаллических материалов. Изучение понятия, типов, технологий изготовления неорганического стекла. Ознакомление с масштабами производства керамики, определение перспективных направлений ее применения.

    контрольная работа , добавлен 07.07.2010

    Технология производства стекла. Шлифовка и полировка стекла, его металлизация и окрашивание. Основные стеклообразующие вещества. Плавление кремнезёмистого сырья. Промышленные виды стекла. Производство свинцового, бросиликатного и пористых стекол.

    презентация , добавлен 10.03.2014

    Стекло, его производство и свойства. История возникновения стеклоделия. Технологии изготовления, виды стекла. Свойства, характеристики стекол. Разработка, изготовление установки для проверки стекла на прогиб. Исследование различных видов стекла на прогиб.

Одним из древнейших искусственных материалов, созданных человеком, является стекло. Античные историки рассказывают легенду о финикийских купцах, плывших по морю с грузом соды. По пути их застала непогода. Пристав к берегу, они разложили костер, который загородили от ветра глыбами соды. А на утро обнаружили около кострища блестящие камешки - кусочки стекла, получившиеся из расплавившихся от жара и соединившихся между собой соды, песка и древесной золы.

Новый материал первоначально использовался для подражания или имитации уже известных материалов: маленькие кусочки цветного стекла обрабатывали как драгоценные камни, а небольшие сосудики повторяли по формам керамические изделия. Этим древнейшим произведениям из стекла, обнаруженным в Египте и на территории бывшей Финикии, около 5 тыс. лет.

Из густой, похожей на мед или патоку, расплавленной от жара стекломассы лепили с помощью металлических инструментов небольшие предметы или навивали пластичную горячую стеклянную нить на глиняный сердечник для того, чтобы получить маленькие сосуды. Когда стекло остывало, глину размачивали воДой и удаляли. Подлинный переворот в стеклоделии произошел примерно 2 тыс. лет назад, когда изобрели способ выдувания и стеклодувную трубку, которой пользуются до сих пор. Появилась возможность выдувать предметы значительно больших размеров и самых разнообразных форм. С начала нашей эры и до сего дня области применения стекла постоянно расширяются: посуда, зеркала, мозаика, строительство (оконное стекло стеклянные кирпичи), оптика (в том числе и волоконная оптика) и т. д.

Древние славяне делали из стекла браслеты, бусы, простейшие сосуды для питья и хранения жидкостей - скляницы. Уже в Киевской Руси варили специальные цветные стекла - смальты - для набора мозаик.

В XV-XVI вв. мировую известность приобрело художественное стекло, изготовлявшееся венецианскими мастерами на острове Му-рано. Это были изделия тонких причудливых форм с налепами и деталями из стекла другого цвета. Венецианскому стеклу подражали в немецких и чешских землях, а затем на Украине.

В России первую челобитную с просьбой разрешить завести стекольный завод подал швед Елисей Койет в 1635 г., а уже через несколько лет его завод успешно работал. К концу XVII в. под Москвой работало четыре стекольных завода, в том числе царский Измайловский. Здесь стекло расписывалось красками и золотом. Оно очень ценилось современниками.

Е. И. Рогов. Декоративный комплект. 1968. Гусь-Хрустальный.

Много сделал для развития русского стеклянного и зеркального дела Петр I, по указам которого было построено несколько казенных заводов. Выдающийся вклад в науку и искусство стеклоделия внес в середине XVIII в. великий русский ученый М. В. Ломоносов. Он возродил искусство смальтовой мозаики, забытое со времен Киевской Руси, основал в России производство стекляруса и бисера, открыл ряд новых составов цветных стекол, в том числе так называемый «золотой рубин» - винно-красное стекло, получаемое на основе добавления в стекольную массу соединений золота. «Золотой рубин» нередко использовался для подделки натуральных рубинов и гранатов. Впервые этот состав открыл один из европейских алхимиков, и его держали в большом секрете, используя для изготовления дорогих украшений.

В XVII-XVIII вв. особую славу завоевало английское стекло. Оно вырабатывалось на основе соединений свинца и получило название «хрусталь». Хрусталь - твердое стекло исключительной чистоты и прозрачности - породил особую технику украшения стеклянных изделий - алмазное гранение, применяющееся и сегодня. Особенно красив глубоко врезаемый узор, создающий впечатление, что изделие состоит из сверкающих, уложенных правильными рядами бриллиантов. Этот узор был изобретен в начале XIX в. на Петербургском казенном заводе и до сих пор известен в мировом стеклоделии как «русский камень».

На рубеже XIX и XX вв. в стеклоделие пришли профессиональные художники. Особенно известны работы француза Эмиля Галле, создавшего собственное художественное направление в мировом искусстве стекла на основе подражания экзотическим цветам, морским раковинам, лианам и т. д.

После Великой Октябрьской социалистической революции началось подлинное возрождение славы отечественного стекла. Оно связано с именем советского скульптора В. И. Мухиной . По ее инициативе был создан художественный цех, а затем завод художественного стекла в Ленинграде (ЛЗХС), и постепенно сформировалось особое стилистическое направление торжественно-строгого стекла - невский хрусталь. После Великой Отечественной войны были значительно расширены и реконструированы старые Гусевский, Дятьковский, Красно-Майский стекольные заводы в РСФСР и Неманский в БССР. Построен ряд новых на Украине, в Азербайджане, Грузии и других союзных республиках.


Образцы рисунков алмазно-го гранения. Фрагмент хрустальной вазы.

Выдающимся достижением было изобретение в СССР сульфидцинкового стекла, обладающего рядом особых художественных достоинств и способного менять цвет и степень осветленности в зависимости от разных температурных режимов. Сульфид-цинковое стекло не нуждается в последующей, так называемой холодной декоративной обработке - гранении, гравировке, росписи и т. д. Красочное богатство этого стекла снискало ему признание во всем мире.

Сегодня на всех заводах художественного стекла и хрусталя нашей страны работают квалифицированные художники. Вслед за невским хрусталем сложилось собственное художественное направление на Украине, отличающееся повышенной яркостью и декоративностью цвета. В стекле Прибалтийских республик, более строгом по форме и скупом по декору, нередко используют мягкие оттенки коричневатых, серо-голубых, зеленоватых тонов. Постепенно вырабатывается собственный стиль изделий заводов, расположенных в средней полосе России.

Многие советские художники стекла удостоены государственных премий и почетных званий. У каждого из них есть свои излюбленные материалы и приемы работы. Они успешно работают в разных областях художественного стекла: в бесцветном хрустале, сульфидцинковом стекле, в гравировке по хрусталю, в лепном, так называемом гутном стекле, т. е. стекле, обрабатываемом горячим способом, прямо в гуте, у печи; в росписи по стеклу; в области архитектурного стекла и новых дизайнерских форм посуды.

Большую роль в развитии советского художественного стекла сыграл начавший работать еще под руководством Мухиной заслуженный художник РСФСР Б. А. Смирнов.

ХУДОЖЕСТВЕННОЕ СТЕКЛО ХУДОЖЕСТВЕННОЕ СТЕКЛО

ХУДО́ЖЕСТВЕННОЕ СТЕКЛО́, изделия из неорганического стекла, как монументальные (витражи и мозаика, архитектурные детали, мебель), так и относительно мелкие (посуда, разнообразные украшения). Изделия из стекла изготовляют выдуванием, прессованием и отливкой. В основном используется силикатное стекло, но распространены и другие виды, например, фосфатное, с помощью которого имитируют дорогое богемское стекло.
Стекло Древнего Востока
Родиной стекла считается Египет (4000 лет до н. э.), хотя при раскопках в Месопотамии находят фрагменты стеклянных изделий примерно на 500 лет и более ранние. Но именно в Египте, где изготавливались чаши, небольшие вазы, блюда, бусы, серьги, браслеты, печати, амулеты в основном зелено-бирюзовой гаммы, стеклоделие древнего мира достигло своего расцвета. Из стеклянной пасты делали вставки в изделия из золота и бронзы. Такое непрозрачное стекло изготавливалось путем прессования в открытых глиняных формах или путем навивания стеклянной массы на палочку. Египетское стекло было предметом экспорта на многие территории, а бусы, видимо, играли роль своего рода «международной валюты», их находят даже на местах расселения славян.
В эпоху царствования династии Птолемеев (см. ПТОЛЕМЕИ) (4-1 века до н. э.) египетское стекло достигло своего наивысшего расцвета.
В Финикии из стекла делали украшения и стеклянные скульптурные маски.
В 9 веке до н. э. изделиями из стекла славились мастера Сирии.
Стекло Греции и Рима
Греческие мастера сделали следующий и очень важный шаг в развитии искусства стеклоделия: они нашли способ свободного выдувания стекла с помощью трубки. Греческие сосуды известны в основном во фрагментах. Редчайшие находки из Таврии (Крыма) хранятся в Эрмитаже.
Римляне уже производили сложные изделия с налепным и инкрустированным декором, так называемое стекло-камея. Ярчайшим образцом такого сосуда является знаменитая Портлендская ваза (см. ПОРТЛЕНДСКАЯ ВАЗА) из синего непрозрачного стекла с белым рельефным узором на тему мифа о Пелее (см. ПЕЛЕЙ) и Фетиде (см. ФЕТИДА) . Эта ваза (1 век н. э.), хранящаяся в Британском музее, позднее, в 18 веке, породила волну подражаний, как в стекле, так и в керамике (в частности, знаменита копия Дж. Веджвуда (см. ВЕДЖВУД Джозайя) ). Римлянам удалось освоить изготовление сложных изогнутых форм, к сосудам они приделывали ручки. Известно римлянам было и производство хрусталя (см. ХРУСТАЛЬ) (стекла с солями свинца), впоследствии заново открытое европейцами уже в 18 веке.
Стекло в Средние века
Из Рима, примерно, к 6 веку н. э. центр изготовления высокохудожественных изделий из стекла переместился в Византию. Особенно процветало здесь изготовление смальты (см. СМАЛЬТА) , а также непрозрачных цветных сосудов и флаконов для благовоний. Изготовленные из смальты витражи, использовавшиеся для украшения в основном церковных зданий, оказали сильное влияние на западноевропейскую готику (см. ГОТИКА) .
Еще заметнее расширилась в Византии цветовая гамма стекла. Его яркие, чистые насыщенные краски сохранили до сих пор свою первозданную сочность.
В 7 веке мощная волна арабских завоевателей впитала многие достижения народов греко-римской культуры. Арабские правители, стремившиеся к наивысшей роскоши, поощряли высокий художественный уровень декоративно-прикладного искусства. В Египте времен арабского господства появляется новый вид стекла - люстровое. Живопись по стеклу серебряными пигментами при коричневато-золотистой гамме стекла создает эффект таинственного мерцания.
В Сирии в 12-14 веках создаются изделия, которые в Европе обобщенно называют дамасским стеклом, включая сюда все изделия производства исламских государств. Для них характерно наложение эмалей на стеклянную основу.
В Европе производство стеклянных изделий уже с 7 века развивалось в Венеции. С последней четверти 10 века здесь выделывают сосуды простых и вместе с тем изящных форм. В 1291 все стеклянное производство было сосредоточено на острове Мурано и объявлено секретным. Мастера при щедрой оплате их труда с этого времени находились фактически в заточении вместе с членами семей. В эпоху крестовых походов венецианское стекло (см. ВЕНЕЦИАНСКОЕ СТЕКЛО) испытало огромное влияние технологий Востока.
Ренессанс и Новое время
Со второй половины 15 века в Венеции наряду с цветным, молочным и зеркальным стеклом появилось кристальное стекло, то есть высококачественное бесцветное стекло без огранки, не содержащее свинца, хотя в обиходе его часто называют хрусталем. Доминирование Венеции в производстве стекла (и зеркал) продолжалось почти до 17 века. Мастера с острова Мурано приглашались ко многим дворам Европы, и постепенно венецианские секреты оказались раскрытыми. Природные условия Богемии (особый состав воды и песка) способствовали появлению здесь твердого кальцинированного стекла с толстыми стенками, украшавшегося гравировкой, изобретенной К. Леманом - придворным мастером знаменитого императора Рудольфа II (см. РУДОЛЬФ II Габсбург) . Распространенным приемом богемских мастеров было золочение в сочетании с гравировкой. Из богемского стекла возникли три основные ветви: немецкое, австрийское и чешское стекло. Производились не только сосуды, но и канделябры, люстры, искусственные украшения, пуговицы. В Потсдаме в 1676 был открыт секрет производства рубинового стекла (добавка хлорида золота).
В Англии в 1770-х годах началось производство стекла с добавкой солей свинца - хрусталя, лидского хрусталя, его называют также «английским стеклом». Обработка хрусталя алмазной гранью создала эффект преломления света. Англичане в 17-18 веках близко познакомились также с индийским стеклом этого периода, которое по правящей династии называют стеклом Великих Моголов (см. ВЕЛИКИЕ МОГОЛЫ) . В декоре этих изделий преобладают арабески (см. АРАБЕСКА (орнамент)) , цветочные и геометрические мотивы. Они оказали некоторое влияние на декор чисто английских изделий.
Во Франции на протяжении 16-18 веков работали венецианские и местные мастера в очень близкой к венецианцам манере, которая называлась «венецианский фасон».
Венецианская манера как нельзя лучше устраивала мастеров и потребителей эпохи рококо (см. РОКОКО) , но ампир (см. АМПИР) потребовал нового стиля. Во Франции началось производство хрустальных изделий с гравировкой, отделкой золотом и гравированными рисунками. В 1816 в городе Баккара, на фабрике, до того выпускавшей простые обиходные изделия, начался выпуск хрусталя, получившего название «баккара» (см. БАККАРА) . Во Франции славятся также изделия завода Сен-Клу.
Стекло в 19 веке
Во Франции наряду с баккара и другим хрусталем в Баккара, Сен-Клу и Крезо с 1810 по 1890 выпускались изделия из опалового стекла, по-новому продолжившие венецианскую традицию молочного стекла. В ранний период в изделиях варьировались оттенки голубого, желтого и розового цветов (последний не встречается позже 1840). Мастера разных стран соревнуются между собой, особенно ревниво отслеживаются новинки богемского производства. Цвет голубого неба, появившийся в изделиях 1835 в Чехии, с 1843 присутствовал в изделиях Баккара и Сен-Клу, быстро была подхвачена техника украшения в виде рисовых зерен. Насыщенный ультрамарин появляется в 1845-50 годах. Двойной цвет (бело-голубой) встречается в изделиях фабрики Баккара в 1845-50 годах. А вот пурпурное стекло выпускалось в небольших количествах на фабрике Берси в Париже и только в 1828. По оттенку зеленого узнается хронология изделий: яркий оттенок незрелого миндаля в 1825-30 годах переходит в более нежные цвета весенних листочков поздних выпусков. С 1840 из опалового стекла делают копии китайских и японских фарфоровых изделий.
В эпоху классицизма (см. КЛАССИЦИЗМ) во всей Европе, в том числе и в России, из стекла делают элементы внутреннего убранства в классическом стиле.
Для выпусков знаменитых предприятий второй половины 19 века характерен интерес к повторению старых, проверенных временем фасонов. Для многих изделий конца 19 века характерна эклектичность форм.
Модерн и двадцатый век
Стекло оказалось удивительно созвучно поискам художников рубежа 19-20 веков. Этот пластичный материал легко принимал любую форму и цвет и был сравнительно недорог. К стеклу обращаются многие дизайнеры и архитекторы (во Франции Э. Галле (см. ГАЛЛЕ Эмиль) , братья Дом, Э. Руссо, в Австрии Й. Хоффман, в США Л. К. Тиффани (см. ТИФФАНИ (фирма)) ). Тиффани изобрел новое радужное стекло (стекло фавриль), из которого делал лампы и сосуды. Также характерна для его работ роспись люстром и эмалями.
Изделия этих художников часто многослойны, отличаются тонкими нюансами цветовых сочетаний, техника их декорирования усложнена, но не избыточна. Широко используются стилизованные природные формы.
Из мастеров первой трети 20 века можно выделить изделия Рене Лалика (см. ЛАЛИК Рене) (Франция), которому удалось создать свою фабрику, где выпуск изделий в стиле Лалика был продолжен его сыном после смерти отца.
Для современного художественного стекла характерно в первую очередь обыгрывание его фактуры. В целом процветает необыкновенное разнообразие техник и стилевых тенденций. Стеклом занимаются многие мастера, создающие не только изделия, имеющие некоторое практическое применение, но и необычного вида скульптуры, инсталляции, парадоксальные композиции и все то, что отличает современное авторское стекло.
Стекло в России
Долгие годы считалось, что на Руси собственного стекольного производства не было до 17 в., а стеклянные изделия попадали на Русь торговыми путями, однако это не так. Первые данные об изготовлении стекла в домонгольской Руси были получены в конце 19 в. в результате раскопок под Овручем, на Украине, где обнаружили следы стекольного производства, осколки битых бус и браслетов. В результате раскопок, производимых в начале 20 в. в Киеве, были обнаружены остатки стеклодельной мастерской 11 в. в районе Десятинной церкви, а также близ Киево-Печерской лавры. Сохранились остатки горнов и куски разноцветной смальты. Одной из интереснейших находок были куски свинца. Его киевские мастера добавляли для легкоплавкости в мозаичное стекло, а также в бусы, браслеты и в посудное стекло. Изделия из калиево-свинцовых стекол встречены при раскопках в Киеве, Минске, Смоленске, Вышгороде, Новгороде, Костроме, Галиче и др. Древним мастерам известно было четыре способа изготовления стекла: прессование, вытягивание, литье, выдувание.
Татаро-монгольское нашествие почти на три столетия остановило развитие культуры славянских народов. Погибли многие ремесла, в том числе и стеклоделие. Вновь оно возрождается на Руси только в середине 17 в. В 1635 шведом Елисеем (Юлием) Койетом на пустоши Духанино в Дмитровском уезде был построен стекольный завод. В грамоте, полученной от царя Михаила Федоровича, говорилось: «...пушечного и рудознатного дела мастера Елисея Койета пожаловали, в нашем Московском государстве скляничное дело делать велели». На заводе работали мастера, вывезенные из Литвы. Завод выпускал посуду для аптекарского приказа. Царская аптекарская посуда представляла собой высокохудожественные изделия из цветного стекла (в основном темного, чаще коричневого тона), покрытые росписью золотом и серебром.
Вслед за Духанинским был открыт казенный завод в Измайлове (1669-1710). Здесь наряду с иноземцами работали и русские мастера, которые осваивали основные приемы европейского стеклоделия. На Измайловском заводе получили развитие две основные школы стеклоделия эпохи барокко (см. БАРОККО) . Одна из них вела начало от венецианских мастеров, работавших в технике свободного выдувания (гутной), другая продолжала традиции богемских резчиков стекла. В ассортименте, кроме аптекарской посуды, были рюмки, чарки, ставики, сулейки, братины, суды и др. Редчайшими являются «потешные кубки», выполненные Андреем Лериным. Его приемами широко пользовались народные мастера на протяжении всего 18 в., особенно при изготовлении различных фигурных сосудов в виде коней, медведей, птиц. Для царя Алексея Михайловича (см. АЛЕКСЕЙ Михайлович) изготовлялись хрустальные стаканы и рюмки с печатями. Характерным орнаментом для стаканов с гравировкой был бегущий олень на фоне архитектурного пейзажа - на манер работ богемских мастеров, но в отличие от чешского стекла измайловское было легким и тонким. Использовалось стекло бесцветное и зеленое. Изделия Измайловского завода можно было купить в московском Гостином дворе.
Почти одновременно с Измайловским в Богородском уезде был устроен третий стеклозавод, Черноголовский. Завод был небольшой и выпускал незначительное количество изделий. В 1690-х гг. предприняли еще одну попытку создать стеклозавод – на этот раз по инициативе Петра I – у Тайницких ворот Московского Кремля (см. КРЕМЛЬ Московский) , но там дело не пошло.
Начало 18 в. можно назвать периодом подъема стеклоделия. Важной вехой его развития в России явилось открытие стекольного завода на Воробьевых горах под Москвой, построенного также по инициативе Петра I. В 1706 завод уже работал. Основными видами продукции Воробьевского завода были литые зеркала и зажигательные стекла. Стекло варилось, затем выливалось на медную доску, прокатывалось медным катком, шлифовалось, полировалось и под него подводилась амальгама (см. АМАЛЬГАМА) . При этом размеры зеркал были самыми большими в Европе того времени: до 2,75 на 1,68 м. В 1730-х годах завод был переведен в г. Ямбург, затем, в 1768, – в село Назью Шлиссельбургского уезда, а в 1779 – в Санкт-Петербург и подчинен непосредственно кабинету Ее Императорского Величества. Помимо зеркал завод производил и хрустальную посуду для нужд двора.
В 1710 близ г. Ямбурга (д. Таблино) князь А. Д. Меншиков (см. МЕНШИКОВ Александр Данилович) учредил два стеклозавода. На заводах, соединенных вскоре в один под названием Ямбургский, работал 91 человек. Мастера были русские. Особо выделялись Василий Пивоваров и Дементий Войлоков. Они стали основоположниками русской школы гравирования. Гравировку производили с помощью станка с медным колесом размером с булавочную головку. На заводе изготавливали зеркальное и оконное стекло, посуду со шлифовкой и гравировкой. Использовались темы: геральдика, вензеля эпохи Петра I, события Северной войны; в орнаменте - крупные листья, напоминающие размах крыльев бабочки, маргаритки. Продукция Ямбургского завода отличалась слегка желтоватым оттенком. Завод просуществовал до 1735.
В 1738 на Фонтанке в Петербурге был образован новый завод, куда перевели мастеров с Ямбургского производства. Резную мастерскую возглавили Пивоваров и Дементьев, с их именами связан расцвет национальной школы гравированного стекла. На заводе изготавливали большие кубки с портретами Елизаветы Петровны (см. ЕЛИЗАВЕТА Петровна) и Екатерины I (см. ЕКАТЕРИНА I) , гербами и вензелями, архитектурными пейзажами, сложными аллегорическими композициями. Декоративность гравировок усиливалась чернением, золочением, цветными эмалями. Этот завод просуществовал до 1774 и затем, видимо, был объединен с заводом, подчиненным кабинету Ее Императорского Величества.
В 18 в. были основаны частные стеклозаводы в Орловской, Брянской, Калужской и Владимирской губерниях. На изделиях этих заводов (обязательным ассортиментом были штофы, кувшины, бочонки, бутыли) очень редко встречаются клейма, которые могли бы подсказать их принадлежность.
Под Москвой было основано пять частных стеклозаводов, один из них – купцами Аксеновым и Дружининым, которые взяли себе в компаньоны Орловского купца Василия Мальцова. Вскоре компаньоны умерли и, начиная с 1734, Василий Мальцов (см. МАЛЬЦОВЫ) стал единственным владельцем завода.
Развитие стекольного дела в России в первой половине 18 в. повлекло за собой уничтожение значительной части лесов - лес шел на дрова и стеклозолу. Опасность пожаров вблизи заводов была велика, в связи с этим в 1747 был выпущен указ Сената, запрещавший строить винокуренные и стекольные заводы в радиусе 200 верст от Москвы, в 1754 указ повторили, однако Мальцовы ему не подчинились. К тому времени их посудой уже сервировался царский стол, и императрице Елизавете Петровне пришлось лично трижды делать внушение заводовладельцам. Мальцовы, подчиняясь указу, разделили завод и одну из частей перевели сначала в Орловскую губернию, а затем в село Дятьково (см. ДЯТЬКОВО) , а другую - во Владимирскую губернию на р. Гусь. Дятьковский завод стал вторым центром стеклоделия, а первым - завод, поставленный на р. Гусь. К концу 18 в. в руках семейства Мальцовых было сосредоточено уже 15 стекольных заводов. Ассортимент изделий был необычайно широк – от дворцовых хрустальных сервизов до обычных бытовых стаканов с незатейливой гравировкой, выпускались также кувшины, штофы, бутыли, кружки, графины, рюмки. Распространенной была фигурная посуда – графины и бутыли в форме птиц и зверей из зеленого, бесцветного, полупрозрачного стекла. Традиция изготовления «потешных вещиц» прослеживается на всем пути развития завода в Гусь-Хрустальном (см. ГУСЬ-ХРУСТАЛЬНЫЙ) и не исчезает и тогда, когда завод стал специализироваться на выпуске дорогой хрустальной посуды. В 1857 заводу было разрешено изображать на своих изделиях государственный герб.
В 1748 появляется завод Немчиновых в Дорогобужском уезде. Они получили право, вторыми после Мальцовых, изготавливать посуду к царскому столу. Все немчиновские граверы были крепостными, а стекло гравировалось только на заказ.
В 1764 А. Бахметьев создает крупный завод по производству хрусталя. В конце 18 в. один из заводов Калужской губернии был передан гр. Орлову. Завод выпускал стопки, бокалы и т. д. Использовался орнамент, так называемая «англицкая рисовка», - цветы на провисшей нити. Характерные цветы – тюльпаны, гвоздики, розы. На протяжении 17-18 вв. в России было основано 86 стекольных заводов, к 1804 их количество дошло уже до 114.
В последней трети 18 в. в изготовлении художественных стеклянных изделий стал преобладать стиль классицизм (см. КЛАССИЦИЗМ) . Значительно расширился их ассортимент, появились первые винные наборы, состоящие из графинов и рюмок. Из стекла стали делать масленки, супницы, кашпо, судки для специй, флаконы для духов, табакерки и т. д. Внутренние покои дворцов стали украшать стеклянными вазами, канделябрами, люстрами, зеркалами. Цветными стеклами нередко облицовывали стены. Помимо ранее известного бутылочно-зеленого и бесцветного стекла, появилось и цветное - красное, зеленое, синее, фиолетовое, молочное. Несмотря на то, что русские мастера научились варить цветное стекло еще в начале 18 в., его широкое использование приходится на последнюю треть 18 в., в основном, благодаря разработкам М. В. Ломоносова (см. ЛОМОНОСОВ Михаил Васильевич) . Цветное стекло в сочетании с золоченой бронзой широко использовалось для осветительных приборов. Бесцветное стекло с золотой и серебряной росписью выпускалось, главным образом, Императорским (получил статус в 1792) и Бахметьевским заводами. Их изделия отличаются друг от друга лишь тем, что в Бахметьевском стекле позолота чаще сочетается с серебрением и прозрачными эмалями.
Первая треть 19 в. считается временем расцвета русского художественного стеклоделия. Впервые стали привлекаться к руководству и работе профессиональные художники: А. Н. Воронихин (см. ВОРОНИХИН Андрей Никифорович) , Тома де Томон (см. ТОМА ДЕ ТОМОН Жан) , К. И. Росси (см. РОССИ Карл Иванович) , И. Иванов на Императорском заводе разрабатывали эскизы парадных сервизов, ваз, настольных украшений, многие из которых предназначались для украшения царских резиденций. Все художественные изделия этого времени изготавливались, главным образом, из нового, только что освоенного 6есцветного свинцового хрусталя (см. ХРУСТАЛЬ) с алмазной гранью.
Новый метод обработки стекла – «алмазную грань» – назвали так по способу обработки клиновидными врезами, напоминающими огранку камней. Хрусталь обрамлялся серебром, часто золоченым. Основные сюжеты этого времени – события 1812, герои войны 1812.
Для ампира (см. АМПИР) характерно использование крупных архитектурных деталей, оформление интерьеров из стекла, в моду вошли парадные хрустальные сервизы. (см. БИДЕРМЕЙЕР)
Бидермейер (см. БИДЕРМЕЙЕР) с его требованиями камерности, уюта вызвал поиски новых материалов. В большую моду вновь вошло цветное стекло. На Императорском заводе стали выпускаться сервизы, крупные вазы, канделябры, вмонтированные в золоченую бронзу и дополненные золоченым фарфором. Распространение получили также вазы с рисунком в «неогреческом» стиле. В 1856 на Императорском заводе появилось новое отделение – мозаичное (заслуга в открытии состава смальт (см. СМАЛЬТА) принадлежит еще М. В. Ломоносову). Основные цвета смальты: красный, синий, белый, золотой. Тема мозаичных панно: народные сюжеты.
На Бахметьевском и Орловском заводах изготавливались более скромные изделия, нередко использовалось сочетание цветного и бесцветного стекла, алмазной грани и позолоты с серебрением.
К середине 19 в. производство стекла приобретает индустриальный характер. Расширилась палитра цветного стекла. В 1840-х годах начинается производство темно-вишневого «медного рубина» и уранового стекла двух видов – «зеленого» и «желтого». Повсеместно распространяются непрозрачные «глушеные» стекла, напоминающие бирюзу, яшмы, лазурит и т. д. На Дятьковском заводе с 1849 делаются вазы и графины «мозаической работы». Дальнейшее развитие получает техника нацвета. Только теперь употребляют как два, так и три слоя стекла. Среди стилистического разнообразия середины 19 в. наиболее устойчивыми были стили неоготический и рококо (см. РОКОКО) , которые особенно четко проявлялись в изделиях Императорского завода. Провинциальное же стеклоделие практически не знало четкой стилистической ориентации. Здесь мастера шли больше от материала, техники, функциональности, и потому их работы были более цельными и ясными. В это время наблюдается возврат к свободным живым формам, к цветочному орнаменту, разбросанному по поверхности предметов, чаще всего выполненных из цветного стекла. Начиная с 1870-х годов, значительно увеличивается объем производства хрусталя с обильной алмазной гранью. Возрастает интерес к гравированному стеклу. Первенство в его производстве и качестве принадлежало Дятьковскому заводу. Мастера модерна (см. МОДЕРН) в поисках национального стиля украшали стекло и хрусталь русским орнаментом, более характерным для деревянных вещей.
В последней четверти 19 в. на изделиях появляется маркировка.
На Императорском и Гусевском заводах изготавливались уникальные произведения, выполненные в манере Галле (см. ГАЛЛЕ Эмиль) .
Советское стекло как самостоятельное художественное явление заявило о себе лишь в конце 1930-х годов. До этого считалось достаточным обеспечение страны обычным сортовым стеклом. В 1934 выходит указ Советского правительства о необходимости восстановления производства высокосортной столовой и хрустальной посуды. И выпуском такой посуды начинают заниматься Гусевский, Дятьковский и некоторые другие заводы. Постепенно начинают вспоминать все известные до революции методы обработки стекла – цветное стекло, алмазную грань, венецианскую нить, разрабатываются некоторые новые методы. Важная роль в возрождении отечественного художественного стеклоделия принадлежит экспериментальной лаборатории, основанной при Ленинградской зеркальной фабрике, руководила лабораторией известный скульптор Вера Мухина (см. МУХИНА Вера Игнатьевна) . За короткий срок было создано более трехсот новых образцов изделий, многие из них были взяты за основу крупными стекольными предприятиями России и выпускаются до сих пор. Дальнейшему развитию стеклоделия помешала Великая Отечественная война 1941. После войны основная роль в возрождении отечественного стеклоделия принадлежит Ленинградскому заводу художественного стекла, образованному на базе лаборатории Мухиной. На заводе осваивается производство сульфид-цинковых стекол, дающих широкую палитру цветов и оттенков: желтых, зеленых, бирюзовых, синих и т. д. Институт стекловолокна в Гусь-Хрустальном разрабатывает метод отделки посуды цветными нитями стеклоткани, сходный с венецианскими нитями. И, наконец, на Гусевском заводе осваивается крашение хрусталя редкоземельными элементами. Хрусталь может быть уже нежных цветов – от светло-лилового до бледно-голубого (долгое время секрет такой окраски был монополией одной из чехословацких фирм).
Советские и российские мастера художественного авторского стекла занимают достойные места в мире. Однако общий упадок промышленности в результате реформ 1990-х годов сказывается и на выпуске массовых изделий.


Энциклопедический словарь . 2009 .

Смотреть что такое "ХУДОЖЕСТВЕННОЕ СТЕКЛО" в других словарях:

    Искусственный материал, обычно прозрачный, хрупкий, в расплавленном состоянии легко поддающийся формовке; художественное стекло включает витражи, смальтовые мозаики, художественные сосуды, архитектурные детали, декоративные композиции,… … Художественная энциклопедия

    СТЕКЛО НЕОРГАНИЧЕСКОЕ, квазиаморфное твердое вещество, у которого при наличии ближнего порядка (см. БЛИЖНИЙ ПОРЯДОК) отсутствует дальний порядок (см. ДАЛЬНИЙ ПОРЯДОК И БЛИЖНИЙ ПОРЯДОК) в расположении частиц. В современном понимании понятие… … Энциклопедический словарь

Художественное стекло Spectrum Glass используют для изготовления классических витражей, витражей в стиле Tiffany, фьюзинга, а также для декоративного оформления интерьеров, окон и межкомнатных дверей.

Продажа художественного стекла ПРИОСТАНОВЛЕНА!

Художественное стекло Spectrum Glass объединяет уникальную комбинацию традиционных методов ручной работы и современной технологии производства стекла.

Компания «Стекло и стеклоизделия» — официальный дилер Bohle AG в России. Поставка инструмента во все регионы России!

Компания Spectrum Glass Company, Inc. находится в городе Вудинвиль (Woodinville), штат Вашингтон, США. Компания была основана более 20-ти лет назад. Выпускает свыше 300 сортов витражного художественного стекла под торговыми марками Spectrum®: Waterglass®, Baroque, Crystal Opal, Home Collection, OpalArt™, Pearl Opal, Rough Rolled, Spirit™, System 96®, а также иризированное, многоцветное и узорчатое (фактурное) цветное стекло. Spectrum Glass является разработчиком системы совместимости стекла, которая называется System 96.

В отличии от обычного оконного стекла, которое совершенно гладкое, художественное стекло Spectrum Glass имеет эстетические «недостатки». Эти эффекты подражают листовому стеклу ручной работы прошлых столетий.

Прайс-лист на художественное стекло Spectrum Glass (США). В ассортименте более 300 видов стекла. Размеры листов 1220 х 610 мм и 1220 х 510 мм

Продажа Художественного стекла ПРИОСТАНОВЛЕНА!

Художественное стекло Spectrum Glass имеет форму волн и рифлений, случайные воздушные пузыри и многие другие естественные рельефы. В природе не существует двух идентичных листов стекла.

Художественное стекло Baroque создано путем объединения стекломассы разных составов. Различные стекла взаимодействуют друг с другом, создавая артистические трехмерные водовороты в размерной циркулирующей структуре и ярком цветном контрасте.

Это один из видов художественного стекла Cathedral, объединенных с белым опаловым стеклом, чтобы создать разноцветный лист. Возможны с различными степенями световой передачи.

Spectrum Glass Atrique

Серия художественного стекла Atrique заново воссоздает дух и характер выдувного старинного стекла, изобилует дефектами поверхности, характеризующими выдувное стекло. Художественное стекло Artique объединяет блестящие поверхностные характеристики, легкое преломление и тонкое, но определенное второстепенное искажение.