Источники финансирования деятельности некоммерческих организаций. Финансирование деятельности некоммерческих организаций

В результате изучения данной главы студент должен:

знать

  • виды и способы финансирования деятельности некоммерческих организаций, включая целевой капитал;
  • источники формирования имущества некоммерческих организаций и их структуру;
  • особенности организации финансов некоммерческих организаций за рубежом;

уметь

  • определять дополнительные источники финансирования для некоммерческих организаций;
  • оценивать возможность привлечения заемных источников финансирования для некоммерческих организаций;
  • применять зарубежный опыт организации финансов в российской практике;

владеть

  • навыками разработки альтернативных вариантов по привлечению дополнительных источников финансирования в некоммерческие организации;
  • способами привлечения финансовых ресурсов различных источников;
  • информацией о формировании некоммерческими организациями эндаументфондов за рубежом.

Особенности финансирования некоммерческих организаций

Понятие финансирования некоммерческих организаций

Ранее в параграфе 1.2 мы кратко останавливались на рассмотрении видов финансовых ресурсов некоммерческих организаций и подчеркивали, что их наличие является основным условием функционирования некоммерческих организаций. В связи с этим встает вопрос об обеспечении некоммерческой организации финансовыми ресурсами. Под "обеспечением" в русском языке понимается предоставление достаточных материальных средств, снабжение чем-либо в нужном количестве. Под "финансовым обеспечением" понимается покрытие затрат некоммерческих организаций за счет финансовых ресурсов, переданных учредителями и самостоятельно полученных некоммерческой организацией в процессе деятельности, приносящей доход. Словосочетание "финансовое обеспечение" ближе всего по содержанию к термину "финансирование", под которым понимается направление денежных средств на определенные цели. Финансовое обеспечение некоммерческой организации осуществляется посредством финансирования.

Финансирование – это процесс выделения средств некоммерческой организации в денежной форме для достижения основной цели ее деятельности. В английском языке для обозначения процесса "финансирования", т.е. снабжения денежными средствами, используются разные термины. В частности, funding – означает финансирование только за счет внутренних источников, a financing – допускает использование внешних или заемных источников.

Финансовое обеспечение некоммерческих организаций осуществляется в следующих формах:

  • – финансирование учредителями (участниками, членами);
  • – финансирование спонсорами, меценатами, благотворителями, грантодателями;
  • – самофинансирование;
  • – кредитование.

Финансирование некоммерческой организации учредителями

Учредители осуществляют финансирование некоммерческой организации в момент ее создания, а также в процессе ее функционирования. При создании некоммерческой организации учредители осуществляют первоначальное финансирование в соответствии с Уставом. Учредители передают (вносят на расчетный, валютный счета организации, в кассу) денежные средства в сумме и сроки, предусмотренные Уставом некоммерческой организации. Передача в качестве взноса в некоммерческую организацию неденежных средств (земельных участков, основных средств, нематериальных активов) осуществляется в установленные сроки. Кроме того, учредители осуществляют финансирование основной деятельности на постоянной основе в текущем порядке в процессе функционирования некоммерческой организации. Таким образом, финансирование учредителями является внешним финансированием для некоммерческих организаций.

К внешнему финансированию некоммерческих организаций относится бюджетное финансирование, осуществляемое в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации от 31.07.1998 № 145-ФЗ (далее – БК РФ).

Под бюджетным финансированием понимается предоставление бюджетных средств (средств бюджетов РФ и средств государственных внебюджетных фондов) для полного или частичного покрытия затрат но основной деятельности бюджетных, автономных и казенных учреждений.

Характерной особенностью бюджетного финансирования является целевой характер предоставления бюджетных средств. ВПК РФ выделена специфика такого вида финансирования, как целевое финансирование.

В соответствии с действующим налоговым законодательством, некоммерческие организации, получившие средства целевого финансирования, обязаны вести раздельный учет доходов (расходов), полученных (произведенных) по целевому финансированию. В таком случае средства целевого финансирования не включаются в доходы, подлежащие налогообложению по налогу на прибыль. При отсутствии раздельного учета средств целевого финансирования полученные средства приравниваются к внереализационным доходам и подлежат налогообложению в установленном порядке.

Целевое финансирование – это передача средств, которые следует использовать в строгом соответствии с целями, определенными субъектом (организацией или физическим лицом), выделившим эти средства. Особенностью целевого финансирования является контроль со стороны субъекта, выделившего средства, над целевым использованием перечисленных средств.

Подробный перечень средств целевого финансирования приведен в ст. 251 НК РФ.

К средствам целевого финансирования относится имущество, полученное некоммерческой организацией и использованное ею по назначению, определенному организацией (физическим лицом) в виде бюджетных ассигнований, выделяемых бюджетным учреждениям, в виде субсидий – автономным учреждениям.

Бюджетные ассигнования представляют собой средства федерального, региональных и местных бюджетов, направляемые на развитие экономики, управление государством, регионом, управление государственным долгом, финансирование социально-культурной сферы, обороноспособности страны, правоохранительных органов.

Бюджетные ассигнования предоставляются бюджетным, автономным, казенным учреждениям в сфере образования, науки, культуры, физической культуры и спорта, а также некоммерческим организациям других организационно-правовых форм на финансирование расходов, предусмотренных в их финансовых планах и сметах. Казенным учреждениям бюджетные ассигнования предоставляются в виде лимитов бюджетных обязательств, которые также являются средствами целевого финансирования.

Подробно бюджетные ассигнования как источники финансирования казенных, бюджетных и автономных учреждений будут рассмотрены в гл. 4.

Субсидия (от лат. subsidium – помощь, поддержка) – это бюджетные средства, получаемые учреждениями на определенные цели для софинансирования (долевого финансирования) затрат. Например, субсидии, являющиеся средствами целевого финансирования из бюджетов РФ, предоставляются бюджетным и автономным образовательным учреждениям на возмещение нормативных затрат, связанных с оказанием ими, в соответствии с государственным (муниципальным) заданием, государственных (муниципальных) услуг (выполнением работ).

Например, к средствам целевого финансирования относят субсидии в виде средств бюджетов, выделяемых товариществам собственников жилья, жилищным, жилищно-строительным кооперативам или иным специализированным потребительским кооперативам, управляющим организациям, выбранным собственниками помещений в многоквартирных домах, на долевое финансирование проведения капитального ремонта многоквартирных домов в соответствии с Федеральным законом от 21.07.2007 № 185-ФЗ "О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства".

Некоммерческие организации обязаны обеспечить целевое расходование полученных ими субсидий и представить соответствующие отчеты в органы государственной власти и местного самоуправления, органы управления государственными внебюджетными фондами.

К средствам целевого финансирования относится безвозмездно полученное имущество государственных и муниципальных образовательных учреждений, а также негосударственных образовательных учреждений на ведение уставной образовательной деятельности.

Средствами целевого финансирования является имущество (включая денежные средства), полученное религиозной организацией в связи с совершением религиозных обрядов и церемоний, а также от реализации религиозной литературы и предметов религиозного назначения.

Доходы Внешэкономбанка , являющегося государственной корпорацией, также являются средствами целевого финансирования.

Кроме государственных и муниципальных учреждений, получателями бюджетных средств являются некоммерческие организации других организационно-правовых форм.

Согласно распоряжению Президента РФ от 01.04.2015 № 79-рп "Об обеспечении в 2015 году государственной поддержки некоммерческих неправительственных организаций, участвующих в развитии институтов гражданского общества и реализующих социально значимые проекты и проекты в сфере защиты прав и свобод человека и гражданина" выделено субсидий, предусмотренных в федеральном бюджете на 2015 год, в размере 4 228 200 тыс. руб. Список некоммерческих неправительственных организаций, участвующих в развитии институтов гражданского общества, представлен в Приложении 2.

Бюджетные ассигнования в виде субсидий могут предоставляться по итогам конкурса на реализацию конкретных программ и проектов в определенной сфере или по итогам уже осуществленных инициатив. Субсидии распределяются операторами в рамках Конкурса государственной поддержки неправительственных организаций, участвующих в развитии институтов гражданского общества, и в рамках поддержки социально ориентированных НКО. На федеральном уровне субсидии также распределяют ряд министерств и ведомств (Минздрав России, Минобрнауки России, Минкультуры России и др.).

Увеличение государственного финансирования некоммерческих организаций, принятие на государственном уровне целевой программы развития некоммерческих организаций в долгосрочной перспективе, реализация государственно-частного партнерства, создание механизма возмещения расходов на социальные услуги, оказываемые некоммерческими организациями, будут способствовать повышению финансово-экономической устойчивости некоммерческих организаций.

Финансирование некоммерческих организаций учредителями является основополагающим, так как осуществляется в момент образования некоммерческой организации. Дальнейшее финансирование учредителями предполагает повысить финансовую устойчивость некоммерческой организации при выполнении ею уставных задач.

  • Внешэкономбанк не является коммерческим банком, его деятельность регулируется Федеральным законом от 17.05.2007 № 82-ФЗ банке развития", вступившим в силу 04.06.2007.

"Финансовая газета. Региональный выпуск", 2005, N 33

Порядок создания некоммерческих организаций (НКО), их реорганизации и ликвидации, а также иные вопросы их деятельности регламентируются Федеральным законом от 12.01.1996 N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях" (далее - Закон N 7-ФЗ). Они могут быть созданы в следующей форме:

общественные и религиозные организации (объединения);

государственная корпорация;

некоммерческие партнерства;

учреждения;

автономная некоммерческая организация;

объединения юридических лиц (ассоциации и союзы).

Основным их отличием от любой коммерческой структуры является то, что НКО не преследуют цель извлечения прибыли. Кроме того, получаемый в процессе деятельности НКО доход не распределяется между участниками (учредителями).

В Законе N 7-ФЗ указано, что НКО вправе осуществлять предпринимательскую деятельность, соответствующую целям, для достижения которых они созданы.

Исключение составляют учреждения. В Законе N 7-ФЗ ничего не сказано о том, могут ли они и на каких условиях вести предпринимательскую деятельность. Однако согласно п. 2 ст. 298 ГК РФ учреждению предоставлено право осуществлять приносящую доходы деятельность, если это записано в учредительных документах. В таком случае доходы, полученные от такой деятельности, и приобретенное за счет этих доходов имущество поступают в самостоятельное распоряжение учреждения и учитываются на отдельном балансе.

Таким образом, если в учредительных документах не прописано, что НКО может заниматься предпринимательской деятельностью, то ее ведение является нарушением действующего законодательства.

Вместе с тем основные проблемы возникают именно из-за того, что НКО придерживаются мнения, что поскольку они не созданы для извлечения прибыли, а вся их деятельность направлена на достижение социальных, благотворительных и пр. целей, то любые полученные ими средства являются целевыми и не подлежат обложению ни НДС, ни налогом на прибыль.

Источники поступления средств НКО для ведения деятельности, ради которой и была создана некоммерческая организация, регламентированы ст. 26 Закона N 7-ФЗ. При этом условно их можно подразделить на четыре группы:

  1. Регулярные и единовременные поступления от учредителей (участников, членов); добровольные имущественные взносы и пожертвования от любых юридических и физических лиц.
  2. Выручка от реализации товаров (работ, услуг).
  3. Доходы и проценты, получаемые по ценным бумагам и вкладам, а также доходы, получаемые от собственности некоммерческой организации (сдача в аренду имущества НКО).
  4. Другие, не запрещенные законом поступления.

Отметим, что законами могут устанавливаться ограничения для отдельных видов НКО.

Что касается источников формирования имущества государственной корпорации, то это могут быть регулярные и (или) единовременные поступления от юридических лиц, для которых обязанность осуществлять эти взносы определена федеральным законом.

В соответствии с изложенной выше классификацией к п. 1 будут относиться поступления, полученные от учредителей в соответствии с уставными документами, в том числе дополнительные (единовременные) взносы от учредителей (например, для выполнения конкретной программы НКО, на ведение уставной деятельности НКО). По данному же пункту будут классифицированы добровольные целевые и нецелевые взносы и пожертвования от юридических и физических лиц, не являющихся учредителями или членами НКО. Данные поступления в обязательном порядке должны быть документально оформлены обеими сторонами как добровольные пожертвования.

Пункт 3 не требует дополнительного разъяснения. К поступлениям по п. 4 могут быть отнесены, например, средства, полученные в виде субвенции, гранта и т.п. Иные стандартные поступления для НКО будут расценены как выручка от реализации товаров (работ, услуг).

Остановимся отдельно на каждом из видов поступлений для того, чтобы понять, будет ли с точки зрения налогового законодательства данное поступление освобождено от обложения НДС и налогом на прибыль.

Налог на добавленную стоимость

Прежде всего следует обратить внимание, что в соответствии со ст. 143 НК РФ НКО относятся к плательщикам НДС. Это означает, что даже при отсутствии объекта обложения они обязаны представлять в налоговые органы декларацию по НДС не реже одного раза в квартал (ст. 174 НК РФ).

Порядок определения объекта налогообложения по НДС закреплен в ст. 146 НК РФ. В пп. 1 п. 2 данной статьи указано, что операции, перечисленные в п. 3 ст. 39 НК РФ, не признаются объектом налогообложения. Что касается НКО, то в пп. 3 п. 3 ст. 39 НК РФ говорится о том, что не признается реализацией передача основных средств, нематериальных активов и (или) иного имущества некоммерческим организациям на осуществление основной уставной деятельности, не связанной с предпринимательской деятельностью.

НКО зачастую ошибочно трактуют данный подпункт, считая, что получаемые ими средства не включаются в налогооблагаемую базу именно на его основании. Однако следует подчеркнуть, что он прямо относится к стороне, передающей данные средства, а не к получателям средств. То есть если организация передает НКО некое имущество, что не связано с предпринимательской деятельностью НКО, эта передача у данной организации не попадает в налоговую базу для расчета НДС.

Пример 1 . ООО "Звездочка" отправило в качестве добровольного пожертвования некоммерческому фонду "Счастливое детство" 100 пар детской обуви на общую сумму 50 000 руб. для ее дальнейшей безвозмездной передачи в детские дома.

Для общества данная передача имущества не будет признана реализацией, база для начисления НДС отсутствует.

В бухгалтерском учете ООО "Звездочка" будет записано:

Д-т 76, К-т 91 - 50 000,00 - отражена передача имущества фонду;

Д-т 91, К-т 41 - 50 000,00 - отражено выбытие обуви;

Д-т 99, К-т 76 - 50 000,00 - списана задолженность фонда за счет собственных средств.

Некоммерческим фондом "Счастливое детство" получение указанного имущества отражается как целевое поступление средств:

Д-т 41, К-т 86 - 50 000,00 - отражено целевое поступление имущества;

Д-т 76, К-т 41 - 50 000,00 - отражено списание имущества на основании актов приема-передачи его детским домам;

Д-т 86, К-т 76 - 50 000,00 - отражено целевое использование поступивших средств.

В то же время, если организация передает НКО любое имущество на возмездной основе, такая передача будет признана для организации обычной реализацией. Для фонда оплата данного имущества является затратами, проводимыми в рамках некоммерческой либо коммерческой деятельности. Рассмотрим ситуацию, когда такая оплата будет являться затратами по некоммерческой деятельности НКО.

Пример 2 . Частное лицо передало НКО денежные средства в размере 10 000,00 руб. для оказания необходимой помощи лицам, пострадавшим от наводнения в Краснодарском крае. НКО приобрела на эти средства продукты питания и лекарства и передала пострадавшим (по соответствующей ведомости).

В учете НКО:

Д-т 51, К-т 86 - 10 000,00 - отражено поступление добровольного пожертвования;

Д-т 60, К-т 51 - 10 000,00 - оплачены приобретаемые продукты питания и лекарственные средства;

Д-т 41, К-т 60 - 10 000,00 - оприходованы купленные материальные ценности;

Д-т 76, К-т 41 - 10 000,00 - переданы материальные ценности пострадавшим;

Д-т 86, К-т 76 - 10 000,00 - произведенные расходы признаны целевыми.

Немало вопросов возникает у благотворительных фондов по порядку исчисления НДС. Безусловно, они имеют под собой основание. Согласно пп. 1 п. 2 ст. 146 и пп. 3 п. 3 ст. 39 НК РФ не признается реализацией товаров передача основных средств, нематериальных активов и (или) иного имущества некоммерческим организациям на осуществление основной уставной деятельности, не связанной с предпринимательской деятельностью. Кроме того, на основании пп. 12 п. 3 ст. 149 НК РФ не подлежит налогообложению передача товаров (выполнение работ, оказание услуг) безвозмездно в рамках благотворительной деятельности в соответствии с Федеральным законом от 11.08.1995 N 135-ФЗ "О благотворительной деятельности и благотворительных организациях", за исключением подакцизных товаров. При этом под благотворительной понимается добровольная деятельность граждан и юридических лиц по бескорыстной (безвозмездной или на льготных условиях) передаче гражданам или юридическим лицам имущества, в том числе денежных средств, бескорыстному выполнению работ, предоставлению услуг, оказанию иной поддержки. Обращаем внимание, что не любая безвозмездная (или на льготных условиях) передача имущества является благотворительной. В ст. 2 указанного Закона приведен исчерпывающий перечень целей, в рамках которых она может проводиться.

Следует отметить, что бескорыстной передачей для фонда будет признана только та, за которую фонд не получил вознаграждения в каком бы то ни было виде. Иными словами, НКО должна сама выступать инициатором проведения благотворительной акции и привлекать средства иных юридических или физических лиц, а не быть привлеченной для выполнения такой акции.

Рассмотрим ситуацию, когда с точки зрения налогового законодательства поступления средств для НКО относятся к предпринимательской деятельности.

Пример 3 . ООО "Ягодка" заключило с некоммерческим фондом "Согласие" договор. По условиям данного договора фонд должен приобрести и передать детскому дому 5 компьютеров. Стоимость работ по данному договору - 170 000,00. В смете указано, что стоимость компьютеров должна составить 140 000,00, а 30 000,00 руб. - величина организационных расходов фонда. Несмотря на то что основным видом деятельности НКФ "Согласие", определенным в его уставе, является благотворительная деятельность в отношении детских домов, заключенный таким образом договор будет рассматриваться как ведение фондом предпринимательской деятельности.

В бухгалтерском учете фонда производятся записи:

Д-т 51, К-т 62 - 170 000,00 - отражено поступление средств по договору;

Д-т 41, К-т 60 - 118 644,07 - оприходованы купленные материальные ценности;

Д-т 19, К-т 60 - 21 355,93 - отражен НДС по приобретенным ценностям;

Д-т 68, К-т 19 - 21 355,93 - принят к вычету НДС по компьютерам;

Д-т 62, К-т 90-1 - 170 000,00 - выполнены услуги, предусмотренные договором;

Д-т 90-3, К-т 68/НДС - 25 932,20 - начислен НДС с реализации;

Д-т 76, К-т 41 - 118 644,07 - переданы ценности детскому дому;

Д-т 90-2, К-т 76 - 118 644,07 - учтена стоимость переданных ценностей при определении финансового результата;

По итогам выполнения данного договора НКО должна будет уплатить в бюджет НДС - 4576,27 руб., а также налог на прибыль - 6102,00 руб.

Как видно из предыдущего примера, при предложенном оформлении договора вся сумма будет участвовать в оборотах по реализации. Однако этого можно избежать, если оформить договор поручения.

Пример 4 . ООО "Ягодка" заключило с некоммерческим фондом "Согласие" договор поручения. По условиям договора общество поручает фонду приобрести за счет средств ООО "Ягодка" и передать детскому дому 5 компьютеров. Стоимость компьютеров - 140 000,00. Сумма вознаграждения по договору - 30 000,00. В смете указано, что стоимость компьютеров должна составить 140 000,00, а 30 000,00 - величина вознаграждения фонда. Несмотря на то что основным видом деятельности НКФ "Согласие", определенным в его уставе, является благотворительная деятельность в отношении детских домов, заключенный таким образом договор будет рассматриваться как ведение фондом предпринимательской деятельности.

В бухгалтерском учете фонда делаются записи:

Д-т 51, К-т 76 - 170 000,00 - отражено поступление средств по договору;

Д-т 60, К-т 51 - 140 000,00 - оплачены приобретаемые компьютеры;

Д-т 76, К-т 60 - 140 000,00 - зачтена оплата компьютеров поставщику в счет расчетов с доверителем;

Д-т 002 - 140 000,00 - отражено поступление материальных ценностей.

Обращаем ваше внимание, что по поступлению материальных ценностей НКО должна отразить их на забалансовом счете и одновременно выдать отчет ООО "Ягодка" с приложением копий приходных документов, чтобы общество могло отразить указанные ценности на своем балансе.

К-т 002 - 140 000,00 - переданы ценности детскому дому;

Д-т 62, К-т 90-1 - 30 000,00 - выполнены услуги, предусмотренные договором;

Д-т 90-3, К-т 68/НДС - 4576,27 - начислен НДС с реализации;

Д-т 90-9, К-т 99 - 25 423,73 - определен финансовый результат сделки;

Д-т 99, К-т 68/налог на прибыль - 6102,00 - начислен налог на прибыль;

Д-т 99, К-т 86 - 19 321,73 - результат сделки учтен в доходах НКО.

По итогам выполнения данного договора НКО должна будет уплатить в бюджет НДС - 4576,27 руб., а также налог на прибыль - 6102 руб.

Заметим, что, если бы с НКО был заключен договор не ООО, а бюджетной организацией и, таким образом, НКО фактически получала деньги из бюджета (но не по бюджетной росписи), в бухгалтерском учете НКО исполнение указанного договора отражалось бы так же, как указано выше.

При определении финансового результата учитываются расходы, проведенные некоммерческим учреждением, при выполнении определенных договором работ. Следовательно, величина финансового результата и как следствие налог на прибыль будут существенно ниже, чем без учета этих расходов. К таким расходам будет отнесена часть общехозяйственных затрат (услуги связи, канцтовары, оплата труда работников и т.д.). Чтобы указанные расходы могли быть учтены при определении финансового результата от деятельности НКО, классифицируемой в рамках налогового законодательства предпринимательской, необходимо иметь внутренние распорядительные документы, обосновывающие их отнесение к такой деятельности. При этом согласно ч. 1 ст. 2 ГК РФ предпринимательской является самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг лицами, зарегистрированными в этом качестве в установленном законом порядке.

В то же время отметим, что в арбитражной практике зачастую деятельность некоммерческих организаций по реализации предусмотренной уставом производимой продукции (работ и услуг) относится к предпринимательской лишь в той части, в которой получаемый от этой деятельности доход не инвестируется непосредственно в данной организации на нужды обеспечения, развития и совершенствования основной деятельности (Постановления ФАС Московского округа от 15.09.2004 N КА-А40/7850-04, от 23.09.2003 N КА-А40/7015-03).

Вместе с тем налоговые органы иначе трактуют порядок отнесения доходов НКО к доходам от предпринимательской и непредпринимательской деятельности. Таким образом, право на невключение доходов, рассмотренных в настоящей статье, в базу для определения налога на прибыль организации придется отстаивать в суде.

Рассмотрев возможность оформления одного и того же вида работ разными договорами, можно сказать, что при условии соблюдения всех требований по составлению счетов-фактур организациями-поставщиками для НКО у фонда возникают одинаковые обязательства по уплате НДС. Если же не по всем произведенным расходам будут правильно оформлены полученные счета-фактуры, то заключение договора поручения для фонда предпочтительнее.

По поступлениям НКО, полученным от учредителей в соответствии с уставными документами, или дополнительным (единовременным) взносам от учредителей, а также добровольным целевым и нецелевым взносам и пожертвованиям от юридических и физических лиц, не являющихся учредителями или членами НКО, объекта налогообложения по НДС для НКО не возникает. Аналогично отсутствует объект налогообложения у НКО при получении средств в виде субвенции, гранта и т.п.

Перечисленные выше доходы отражаются в бухгалтерском учете следующим образом:

Д-т 51, К-т 75 - средства, полученные от учредителей;

Д-т 75, К-т 86 - указанные средства отнесены к целевым поступлениям;

Д-т 51, К-т 76 - средства, полученные от жертвователей;

Д-т 76, К-т 86 - указанные средства отнесены к целевым поступлениям;

Д-т 10, К-т 76 - переданы в качестве пожертвования определенные материалы;

Д-т 76, К-т 86 - указанные пожертвования отнесены к целевым поступлениям.

Рассмотрим ситуацию, когда один из источников поступлений НКО - сдача имущества некоммерческой организацией в аренду.

Пример 5 . НКО "Мир детства" имеет в собственности помещение, часть которого сдается в аренду. В бухгалтерском учете НКО делаются записи:

Д-т 51, К-т 76 - 59 000,00 - поступления от арендаторов;

Д-т 76, К-т 91-1 - 59 000,00 - отражена операция по прочей реализации;

Д-т 91/НДС, К-т 68/НДС - 90 000,00 - начислен НДС с доходов от сдачи имущества в аренду.

Возникают вопросы у НКО по обложению НДС при фактическом проведении ими работ вне территории Российской Федерации. В данной ситуации нужно определить, является ли рассматриваемая деятельность предпринимательской (например, проводится благотворительная акция на основании заключенного с российской организацией договора поручения) или проведение благотворительной акции проводится на основании программы НКО на средства НКО либо пожертвования.

Пример 6 . Некоммерческий благотворительный фонд "Россия" проводит в рамках уставной деятельности благотворительный концерт на территории Грузии. В рассматриваемой ситуации отсутствует объект обложения НДС.

Пример 7 . Некоммерческий благотворительный фонд "Россия" заключил договор с ОАО "Нефть и газ", предметом которого является благотворительный концерт на территории Грузии. В рамках договора ОАО "Нефть и газ" оплачивает расходы по организации и проведению концерта по прилагаемой смете в размере 300 000 руб., а также организационные расходы НКО "Россия" - 45 000 руб. В рассматриваемой ситуации независимо от факта проведения концерта за пределами Российской Федерации следует учитывать, что покупатель услуг (а проведение концерта не что иное как оказание услуги для ОАО в рамках заключенного договора) находится на территории Российской Федерации, и, как следствие, указанная операция является объектом для исчисления НДС.

Генеральный директор

1

Развитие некоммерческого сектора значительно помогает государству в выполнении социальных и культурно-просветительских функций, особенно в условиях российской действительности, когда государство финансирует общественные блага в ограниченных масштабах. При этом следует подчеркнуть, что в настоящее время недостаточно проработаны вопросы влияния внешней среды на структуру источников финансирования некоммерческой организации. Некоторые вопросы управления финансовыми источниками некоммерческой организации являются дискуссионными и требуют углубленного изучения. Целевой капитал, как источник финансирования, чаще всего остается без внимания менеджеров некоммерческих организаций. Хотя именно эффективное управление целевым капиталом гарантирует жизнеспособность некоммерческой организации в течение длительного периода функционирования. В данной статье проведен анализ современного состояния источников финансирования и целевых капиталов некоммерческой организации в российской практике, а также проведено комплексное исследование источников финансирования некоммерческих организаций. Предложена модель управления целевым капиталом некоммерческой организации. Также в статье дается авторское определение целевого капитала некоммерческой организации НКО с целью уточнения экономического содержания категории и обозначения специфической роли в обеспечении деятельности НКО.

целевой капитал некоммерческой организации; модель управления целевым капиталом некоммерческой организации.

некоммерческая организация

1. Миркин Я.М., Миркин В.Я. Англо-русский толковый словарь по банковскому делу, инвестициям и финансовым рынкам. Свыше 10000 терминов. - М.: Альпина бизнес букс, 2006.

2. Информация о зарегистрированных некоммерческих организациях. Министерство юстиции РФ [Электронный ресурс]. - Режим доступа: URL: (http://unro.minjust.ru/NKOs.aspx).

3. Программа «Целевые капиталы» Некоммерческого партнерства грантодающих организаций «Форум Доноров» http://endowment.donorsforum.ru/newstype/6.html

4. Фонд целевого капитала «Урал-Инвест Плюс» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: URL: бфурал.рф (Благотворительный фонд «Урал») (дата обращения – 25.01.2013)

5. Федеральная служба государственной статистики [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.gks.ru

Некоммерческие организации представляют собой довольно значительный сектор российской экономики. По состоянию на 01.10.2013 г. количество некоммерческих организаций в России составляет 416 380 организации.

Проведенный выше анализ классификаций показывает, что с их помощью не удается достаточно точно и полно определить границы некоммерческого сектора и на этой основе получить о нем достоверную информацию. Автор считает, что объективным в качестве базового критерия классификации следует использовать функциональное назначение основной деятельности некоммерческой организации в современном обществе.

Некоммерческие организации, занимающиеся проведением научных исследований, образованием; обеспечением аналитической информацией, консультирование; социальной работой и воспитанием; издательской, рекламной и информационной работой; общественно-политической работой, содействие развитию МСУ; повышением культуры граждан; организацией досуга; правовой и юридической помощью; благотворительной и гуманитарной помощью; работой с молодежью; помощью в лечении и реабилитации больных; содействием развитию предпринимательства; защитой прав граждан; выдачей сертификатов и проведением экспертизы; охраной природы; помощью людям, оказавшимся в трудной жизненной ситуации; содействием развитию гражданского общества; религиозные объединения и ассоциации.

Применяя данную классификацию некоммерческих организаций в обществе, можно увидеть резкое отличие в структуре источников финансирования некоммерческой организации в зависимости от функционального назначения организации. Так, например, основными финансовыми ресурсами некоммерческих организаций работающих в области повышения культуры граждан выступают бюджетные ассигнования и собственные средства. А для некоммерческих организаций занимающихся благотворительной и гуманитарной помощью основным источником выступает целевые средства.

  • политические партии,
  • общественные объединения,
  • государственные компании и корпорации,
  • ассоциации крестьянских (фермерских) хозяйств,
  • ассоциации экономического развития,
  • садоводческие, огороднические, дачные и иные товарищества,
  • советы муниципальных образований,
  • товарищество собственников жилья,
  • религиозные организации и объединения,
  • нотариальные палаты,
  • государственные, муниципальные, частные учреждения,
  • благотворительные и иные фонды,
  • социально- ориентированные некоммерческие партнерства.

Данная авторская классификация позволит подробнее исследовать некоммерческие организации и обозначить социально-ориентированные некоммерческие организации, к которым относятся социальные, благотворительные и иные фонды, религиозные организации и социально-ориентированные некоммерческие партнерства.

В зависимости от источников финансирования некоммерческие организации подразделяются на:

  • осуществляющие свою деятельность за счет членских взносов (общественные организации, нотариальная палата, политические партии, некоммерческие партнерства, потребительские кооперативы);
  • осуществляющие свою деятельность за счет пожертвований, доходов от целевого капитала (религиозные организации, благотворительные организации, общественные организации и фонды);
  • осуществляющие свою деятельность за счет международных и федеральных грантов (некоммерческие партнерства, автономные некоммерческие организации, общественные организации и фонды);
  • Некоммерческие организации, использующие в качестве основного источника своего развития бюджетные ассигнования (автономные учреждения, бюджетные учреждения, казенные учреждения).

Таблица 1 - Структура финансовых источников некоммерческой организации в зависимости от платности источника

Наименование

Источники финансирования

Признак платности

Собственные средства

Складочный капитал, доходы от предпринимательской деятельности

Безвозмездный источник

Заемные средства

Банковские кредиты, выпуск долговых ценных бумаг

Возмездный источник

Бюджетные ассигнования

Бюджетные субсидии

Безвозмездный

Целевые средства

Спонсорские средства, членские взносы

Возмездный источник

Благотворительные взносы, пожертвования, гранты фондов и др.

Безвозмездный

Для некоммерческой организации привлечение различных источников финансирования связано с некоторыми затратами, возникает возможность выбора этих источников как по объемам, так и по стоимости. В результате привлечения различных источников складывается определенная их структура и возникает общая цена источников финансирования, которую необходимо уплатить за пользование данными источниками финансирования.

Рис. 1 - Модель оптимизации структуры источников финансирования некоммерческой организации

Основным показателем является средневзвешенная цена источников финансирования некоммерческой организации, который характеризует уровень затрат или общую сумму всех расходов, возникающих в связи с привлечением и использованием ресурсов, а исходными являются два показателя - цена возмездных источников и сумма активов некоммерческой организации.

Математическое представление модели имеет следующий вид:

где Сцелев.возмезд. - цена возмездных целевых источников финансирования. Оценить стоимость таких источников возможно по затратам на ответные услуги (реклама, организация пресс-конференций).

vцелев.возмезд. - доля возмездных целевых источников финансирования в общих финансовых поступлениях,

(в формуле отсутствуют собственные средства, бюджетные ассигнования и безвозмездные целевые средства, так как их цена равна нулю).

Из представленной модели видно, что средневзвешенная цена источников финансирования некоммерческой организации находится в прямой зависимости от стоимости возмездных источников и в обратной зависимости от общей суммы активов организации. Построенная модель средневзвешенной цены источников финансирования может быть использована различными некоммерческими организациями в целях совершенствования управления источниками финансирования.

Автор считает целесообразным ввести понятие «капитал» применительно к некоммерческим организациям на основании того, что в современной рыночной экономике некоммерческие организации также выступают субъектами финансовых отношений, могут осуществлять предпринимательскую деятельность, могут получать доход и прибыль, являются налогоплательщиками, также могут учреждать коммерческую организацию. Таким образом, если даже целевой капитал не направлен на извлечение прибыли, фактически его использование может приносить прибыль.

Автор считает необходимым обозначить в условиях российских реалий «целевой капитал некоммерческой организации», как «фонд денежных средств», так как идет процедура распределения ресурсов и продуктов. Фонд подразумевает денежные и материальные средства, сосредоточенные в единую совокупность с целью использования их для определенных целей.

Целевой капитал- фонд денежных средств, сформированный и пополняемый за счет пожертвований и (или) за счет имущества, полученного по завещанию, с целью аккумулирования, последующего инвестирования и использования в качестве дополнительного дохода от инвестиционных операций. Инвестиционный доход в обязательном порядке используется для финансирования деятельности некоммерческой организации в целях установленных учредительными документами или иных некоммерческих организаций.

Автор обращает внимание на то, что в Российской Федерации формой инвестирования средств в эндаументы выступают только денежные средства, в отличие от зарубежных стран, где в целевой капитал можно инвестировать денежные средства, ценные бумаги, недвижимость и другие активы. Лишь уже существующий целевой капитал, возможно, пополнять за счет ценных бумаг, недвижимого имущества, дивидендов, процентного купонного дохода, иных доходов по ценным бумагам. Но фактически в российских условиях целевые капиталы так и остаются сформированными лишь за счет денежных средств.

Некоммерческая организация может сформировать несколько целевых капиталов, в зависимости от целей определенных договором пожертвования или завещанием. Автор предлагает структуру целевого капитала изобразить следующим образом:

Рис. 2. Структура целевого капитала некоммерческой организации.

На 1 октября 2013г. в России зарегистрировано 110 фондов целевого капитала (из них 50 принадлежат вузам). Общая сумма денежных средств, размещенных в целевых капиталах, составляет 24 млрд. рублей.

Несмотря на тенденцию роста числа фондов целевого капитала, анализ показывает наличие некоторых проблем в развитии российских эндаумент-фондов: закрытость российских эндаумент - фондов, недоступность целевых капиталов для небольших НКО, проблема получения гарантированного дохода от целевого капитала и грамотное распределение дохода, отсутствие в России традиций благотворительности. Для решения всех этих проблем в развитии фондов целевого капитала (особенно касательно Ульяновской области, где пока нет ни одного эндаумент-фонда) автор считает необходимым создать Фонды развития региона.

На сегодняшний день в России преобладающим механизмом благотворительности является прямая передача денежных средств непосредственно нуждающимся в помощи благополучателям. Автор предлагает внедрить новый для потенциальных доноров механизм оказания поддержки - целевые капиталы (эндаументы) в рамках региона. А именно создание структуры в форме специальных Фондов развития некоммерческого сектора региона (Фонда развития спорта, Фонда развития культуры, Фонда развития искусства и т.д.) Через указанные Фонды денежные средства должны будут направляться на поддержку социальной жизни региона.

Использование Фондов развития в регионе даст следующие преимущества:

  • Будет создан единый эндаумент, где будут накапливаться целевые средства. Доходы от них станут существенным дополнением к доходам некоммерческих организаций (театральных коллективов, спортивных команд, других коллективов искусств и т.д.);
  • Данные Фонды будут поддерживать небольшие коллективы (небольшие театральные труппы, спортивные секции и др.), которые не в силах создать собственный целевой капитал;
  • Фонды развития будут осуществлять финансовую поддержку инноваций в культурно-просветительской и образовательной деятельности, спортивной, области театрального искусства, а также ряда других;
  • Данные Фонды будут проводить экспертизу законодательных инициатив некоммерческого сектора;
  • Фонды развития будут консультировать представителей некоммерческих организаций и граждан по вопросам создания, организационного развития и устойчивости НКО;
  • Фонды развития будут осуществлять международное сотрудничество;
  • Также Фонды будут развивать социальное партнерство в регионе.

Рецензенты:

Байгулов Р.М., д.э.н., профессор кафедры финансов и кредита заведующий кафедрой финансов и кредита Ульяновского Государственного Университета, г. Ульяновск.

Коптева Е.П., д.э.н., доцент кафедры финансов и кредита Ульяновского Государственного Университета, г. Ульяновск.

Библиографическая ссылка

Ларина Л.Р. ИСТОЧНИКИ ФИНАНСИРОВАНИЯ НЕКОММЕРЧЕСКИХ ОРГАНИЗАЦИЙ, И УПРАВЛЕНИЕ ИМИ // Современные проблемы науки и образования. – 2013. – № 6.;
URL: http://science-education.ru/ru/article/view?id=11667 (дата обращения: 01.02.2020). Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
Финансы НКО являются частью национальной финансовой системы, включающей финансы государственных, муниципальных, коммерческих и некоммерческих организаций и финансы домохозяйств, а также международной финансовой системы. Как уже отмечалось, НКО участвуют в движении финансовых потоков, перераспределении денежных средств между физическими и юридическими лицами. В то же время институты, регулирующие правила финансирования деятельности НКО, формируются с учетом социальной направленности их уставной деятельности.
Эти институты изменяются под воздействием двух основных групп факторов:
  • отношения государства к НКО (какую роль оно отводит им и в какой мере рассматривает их в качестве налогоплательщиков, работодателей, благотворительных структур, самостоятельных организаций или находящихся под контролем государства);
  • противоречий в развитии самих НКО - между необходимостью осуществлять уставную деятельность и искать средства для ее осуществления.
В России в период перехода к рыночной экономике произошлл трансформация всей системы институтов. Были приняты Консти туция РФ, Гражданский, Бюджетный, Налоговый, Трудовой и Жи лищный кодексы РФ, ряд федеральных законов и законов субъек тов РФ, в которых содержатся правовые основы государственного регулирован™ финансовой стороны деятельности НКО. Изменились также источники финансирован™ и направлен™ расходования средств НКО.
В соответствии со своим статусом большинство НКО осуществляют не только уставную, но и коммерческую деятельность - в той мере, в какой она способствует реализации уставных целей. Следовательно, доходы НКО можно подразделить на две группы:
  • доходы, получаемые при осуществлении уставной деятельности;
  • доходы от коммерческой деятельности.
При осуществлении уставной деятельности НКО получают доходы из внутренних и внешних источников. Доходы из внутренних источников - это взносы учредителей и членов организации. Доходы из внешних источников зависят от успешного фандрайзинга.
Фандрайзинг представляет собой сбор средств, выделяемых и виде пожертвований или под конкретные заказы (целевые программы). Работа при этом осуществляется в рамках уставной деятельности, но за плату, которая поступает от государства, различных организаций и частных лиц. Финансово-экономический кризис обостр™ проблемы поиска благотворителей, заказов, участия в конкурсах и лоббирования интересов своей организации. НКО конкурируют между собой в поиске источников финансирования.
Доходы и расходы НКО отражены в их сметах.
В разделе I сметы отражаются различные виды доходов НКО:
  • регулярные и единовременные поступления от учредителей и членов организации;
  • добровольные целевые взносы, пожертвован™, гранты;
  • ассигнован™ из государственного и муниципального бюджетов;
  • выручка от реализации товаров, работ и услуг;
  • дивиденды (доходы, проценты) по акциям, облигациям, другим ценным бумагам и вкладам;
  • доходы от собственности (сдача в аренду, авторские права и т.п.);
другие не запрещенные законом поступления (например, труд добровольцев, доходы от лотерей, благотворительных концертов).
К единовременным поступлениям относятся взносы учредителей и вступительные взносы. Членские взносы - это регулярные поступления, характерные для некоторых организационно-право- иых форм НКО, предполагающих членство (общественное объединение, ассоциация, союз, некоммерческое партнерство, потребительское общество и т.п.).
Размер и порядок поступления взносов определяются локальными нормативными актами - уставами НКО либо решениями собственника (для учреждений).
Средства из государственного и муниципальных бюджетов могут поступать НКО в виде оплаты выполнения заказов, субсидий на развитие организации или в виде целевого финансирования программ и мероприятий. Средства выделяются на основе нормативного финансирования из бюджета соответствующего уровня.
Существенную роль в формировании доходов НКО играют также целевые поступления (пожертвования): из федерального бюджета, бюджетов субъектов РФ, местных бюджетов, государственных внебюджетных фондов, от юридических и физических лиц. Эти поступления могут быть как в натуральной, так и в денежной форме. Их состав определен в п. 2 ст. 251 Налогового кодекса РФ. Поступление этих средств отражается на соответствующих субсчетах счета 86 «Целевое финансирование».
Целевые поступления должны расходоваться на цели, указанные жертвователями. Поэтому в каждом случае составляются целевая программа и смета доходов и расходов по ней. Изменение статей расходов возможно только при наличии письменного согласия жертвователя. Если письменного согласия нет, а средства не удалось потратить целевым образом, их лучше вернуть жертвователю. В случае нецелевого использования сумма средств, израсходованных не по назначению, подлежит уплате в доход федерального бюджета.
Если пожертвование в денежной форме получила благотворительная организация, то согласно Федеральному закону № 135-ФЗ от 11 августа 1995 г. «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях» не менее 80% этой суммы должно быть использовано на благотворительные цели в течение года с момента получения благотворительной организацией этого пожертвования (если иное не предусмотрено благотворителем или
благотворительной организацией). В случае получения благотво рительного пожертвования в натуральной форме оно должно бы п. направлено на благотворительные цели в течение одного года с момента получения (если иное не предусмотрено благотворителем или благотворительной организацией).
Таким образом, институт целевого финансирования НКО пред ставляет собой некоммерческий контракт между НКО и жертвователем, который определяет права и обязанности сторон. Особенность некоммерческого контракта состоит в том, что он обеспечивает целевое использование средств жертвователей.
Некоммерческие организации вправе получать доходы не только в денежной, но и в натуральной форме: имущество, услуги, труд добровольцев. Однако в России труд добровольцев пока не имеет существенного значения в отличие, например, от США, где добровольный труд широко распространен.
Особенности финансирования НКО сказываются на порядке осуществления расходов. Их можно подразделить на следующие виды:
  • расходы по выполнению уставной деятельности;
  • расходы, связанные с коммерческой деятельностью;
  • средства, переданные в результате внутрихозяйственных расчетов;
  • потери и списания.
В состав расходов НКО (раздел II сметы) входят: заработная плата (с начислениями), командировочные расходы, канцелярские и хозяйственные расходы, амортизация основных средств, расходы на аренду зданий и помещений, транспорт, административно-хозяйственные расходы.
НКО являются налогоплательщиками, но имеют некоторые льготы. Эти льготы можно считать дополнительным источником финансирования. Так, например, в США НКО освобождены от федеральных налогов, взноса в фонд занятости (в большинстве штатов), по желанию могут не платить налог на социальное страхование, хотя около 80% НКО предпочитают его платить. В России основные возможности получить льготы имеются по налогам на прибыль, на добавленную стоимость и на имущество. С ними же связан и ряд проблем.
Налоговый кодекс РФ позволяет уменьшить налогооблагаемую базу при расчете налога на прибыль (пп. 1 и 2 ст. 251) в рамках уставной деятельности. В составе доходов НКО не учитываются денежные средства и иное имущество, полученные в виде безвозмездной помощи и в рамках целевого финансирования (конкретные виды перечислены ранее), при условии раздельного учета доходов и расходов по уставной и по предпринимательской деятельности.
Не подлежит налогообложению прибыль общественных организаций инвалидов, а также предприятий, организаций и учреждений, находящихся в их собственности, хозяйственных обществ, уставный капитал которых состоит полностью из вкладов общественных организаций инвалидов.
Вместе с тем в рамках Налогового кодекса РФ большинству НКО невозможно получить льготы по налогу на прибыль от предпринимательской деятельности. Они уплачивают налог с получаемой от такой деятельности суммы превышения доходов над расходами.
Согласно п. 2 ст. 149 Налогового кодекса РФ не подлежит обложению НДС ряд товаров и услуг медицинских и образовательных учреждений, учреждений культуры и искусства и т.п. Такой подход соответствует статусу НКО. Принцип - по социальному назначению товара - отражает социально-экономические функции НКО.
Существуют также льготы для общественных организаций инвалидов, среди членов которых инвалиды и их законные представители составляют не менее 80%, для учреждений и организаций, принадлежащих обществам инвалидов. Не облагаются налогом: передача товаров (выполнение работ, оказание услуг) в соответствии с Федеральным законом «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях», за исключением подакцизных товаров; реализация товаров, работ и услуг, за исключением брокерских и иных посреднических услуг, подакцизных товаров, минерального сырья, полезных ископаемых и других товаров по перечню, утверждаемому Правительством РФ.
НКО, занимающиеся коммерческой деятельностью, являются плательщиками налога на имущество. В то же время налогом на имущество не облагается ряд НКО (при условии, что они не занимаются коммерческой деятельностью), в том числе бюджетные учреждения и организации, коллегии адвокатов, учреждения образован™, науки и культуры, религиозные организации, национально-культурные общества, потребительские кооперативы, обще ственные организации инвалидов, а также другие предприятия, учреждения и организации, где численность инвалидов составляет не менее 50% общего количества работников, и др.
Следовательно, институты финансирования деятельности НКО в России постепенно приобретают функции, соответствующие особенностям этих организаций, т.е.:
  • ориентируют НКО на целевое использование средств;
  • стимулируют развитие организаций в направлении расширения уставной деятельности.
В наибольшей мере эти функции проявляются в правилах бухгалтерского учета и отчетности. В то же время в налогообложении недостаточно учитывается специфика НКО. Необходимо дополнить и уточнить льготы по налогу на прибыль и на имущество, а также льготы для юридических лиц, делающих пожертвования и денежной и натуральной формах. Все это будет способствовать развитию НКО и их эффективному взаимодействию с органами государственного и муниципального управления.

Некоммерческими организациями являются те организации, которые в процессе своей деятельности не преследуют цели извлечения прибыли и ее получения. В том случае, если коммерческая прибыль все же получена, то она не распределяется среди участников организации. Юридическое лицо, являющееся какой-либо некоммерческой организацией, может осуществлять какой-либо вид предпринимательской деятельности лишь тогда, когда это будет служить достижению тех целей, для которых она, собственно, и создана и, которым она соответствует.

Созданы подобные организации могут быть в той или иной форме, которые предусматриваются законодательством. Например, это может быть потребительский кооператив, или , благотворительный фонд либо государственное или муниципальное унитарное предприятие.

Организации некоммерческого типа, осуществляющие подобную деятельность, служат для оказания следующих услуг:

  • Различные социальные услуги
  • Услуги управленческого характера
  • Оборонная деятельность страны
  • Правоохранительные услуги, в том числе охрана порядка общественного.

Финансы некоммерческих организаций являются материальным носителем тех разнообразных финансовых отношений, в которые эти организации вступают в процессе своей деятельности. возникают с коллективом трудящихся самой организации, с какими-либо другими лицами или организациями, а также с государственными учреждениями по поводу уплаты налогов и обязательных отчислений в бюджет.

Финансы некоммерческих организаций - это деньги, которые мобилизуются из различных источников, как на осуществление деятельности предприятия, так и на его расширение. Источниками формирования этого служат услуги, предоставляемые предприятием, которые в свою очередь напрямую зависят от того, какого вида и характера услуга будет оказываться (платно, бесплатно, смешано).

Полная самоокупаемость либо финансирование на основе утвержденной сметы, таковы способы мобилизации и использования тех денежных ресурсов, которые составляют финансы некоммерческих организаций. Тот или иной способ применяется в зависимости от методов хозяйствования предприятия.

Сметное финансирование - это использование средств различных уровней для того, чтобы она могла покрыть свои расходы, руководствуясь утвержденной сметой. При подобном способе финансирования организации свои услуги потребителям она оказывает бесплатно. Те бюджетные средства, которые предусматриваются в расходно-доходной смете, и будут являться основной частью финансового обеспечения, формирующего финансы некоммерческих организаций.

Финансирование на основе утвержденной сметы применяется в социально-культурной сфере. По большей части это учреждения бюджетные, которые оказывают населению образовательные услуги, услуги в области здравоохранения и услуги социального характера. Подобным образом ведется финансирование организаций, обеспечивающих правопорядок и оборону, а также органов госбезопасности и различных органов, как государственной власти, так и местного самоуправления.

Хотя основной источник финансового обеспечения некоммерческих организаций состоит из бюджетных средств, тем не менее, имеет место ряд причин, вынуждающих подобные организации заниматься поиском дополнительного внебюджетного источника финансирования. Это происходит из-за снижения качественного уровня жизни населения, нарастания проблем социального характера, увеличения потребительского уровня как социальных, так и материальных благ, роста и тому подобных явлений.

Исходя из этого, можно заключить, что особенности финансов некоммерческих организаций могут быть определены специфической направленностью их деятельности. Помимо бюджетных средств источниками финансового обеспечения некоммерческих организаций дополнительно могут выступать взносы участников предприятия и пожертвования. В том случае, если некоммерческой организацией получена прибыль в результате какой-либо предпринимательской деятельности, по закону, она должна послужить для целевых расходов самой организации. Однако использовать этот доход в соответствии с можно лишь после уплаты налога на прибыль.