История конверта. Бумажные конверты - история изобретения

История почтового конверта

Даже те из нас, кто никогда не отправлял и не получал написанных на бумаге писем, ежедневно сталкиваются с почтовым конвертом. Только, уже в иртуальным. Когда просматривают электронную почту или берут в руки мобильный телефон, просигналивший о поступлении смс -сообщения . Что в этих случаях видит человек на мониторе компьютера и на экране телефона? Знакомый прямоугольник с пересекающимися диагональными линиями - к онверт! Удивительно, насколько прочно вошел он в нашу жизнь! Не отстал на поворотах истории и продолжает шагать в ногу с эпохой! Но всегда ли люди пользовались столь простой и незаменимой вещью? Было ли такое время, когда конверта попросту не существовало, и что предшествовало его появлению? Давайте попробуем во всем этом разобраться.

Ценный груз каравеллы "Виктории"

Ранним утром 20 сентября 1519 года порт испанского города Санлукар-де-Баррамеда гудел как растревоженный улей. Сотни людей - грузчики, моряки, торговцы - суетились возле пяти красавиц-каравелл, готовых с минуты на минуту выйти в океан, чтобы отправиться в дальнее, полное опасностей и приключений путешествие. Наконец, этот торжественный миг настал. Расправил паруса "Сантьяго" капитана Жуана Серрана, соратника знаменитого Васко да Гаммы, отдала швартовы "Виктория" казначея экспедиции Луиса де Мендосы, убрал трапы "Консепсьен" знатного Гаспара де Кассады. Последними подняли флаги и покинули порт "Сан-Антонио" Хуана де Картахены, личного представителя короля Карла I, и флагманский "Тринидад" командующего походом контр-адмирала Фернана Магеллана, португальца на службе у испанской короны. "Куда направляется столь внушительная, хорошо вооруженная, добротно снаряженная экспедиция? - гадали санлукарцы, пришедшие проводить отважных мореплавателей. - Уж мы-то, жители главных морских ворот королевства, насмотрелись на то, как снаряжаются корабли в плавание, - важно рассуждали они. - Будь то в Индию, на Мадагаскар и даже в загадочную, совсем недавно открытую Америку. Ничем нас не удивить. Но догадаться о том, куда держит путь контр-адмирал Магеллан нам не по силам! Мало того, об этом не ведомо матросам его пяти каравелл!" Да разве одним матросам! О цели предстоящего плавания не знали капитаны "Сан-Антонио", "Консепсьона", "Виктории" и "Сантьяго"! На все вопросы своих подчиненных Магеллан уклончиво отвечал: "Ваша обязанность - следовать днем за моим флагом, а ночью за моим фонарем". Но почему он делал секрет из своих планов? Все очень просто: опасаясь предательства, Магеллан никому не доверял. При этом больше всего он боялся встречи с кораблями бывших соотечественников - португальцев, главных соперников Испании на океанских просторах. Магеллан не мог допустить того, что экспедиция, которую он так долго и тщательно готовил, будет сорвана. И в самом деле, это было бы весьма досадно, потому как задумал смелый путешественник совершить то, что до него не удавалось ни одному мореходу - дойти западным путем до остров Пряностей. Так в XVI веке европейцы называли индонезийские Молуккские острова. Именно западным путем, не через Индийский океан, где хозяйничали вездесущие португальцы, а через Атлантический, обогнув южную оконечность Америки. Сегодня все мы знаем, что поставленная Магелланом цель была достигнута. Экспедиция не только добралась до богатых мускатом, перцем и гвоздикой Молуккских островов, открыв на пути к ним Тихий океан, но и совершила первое в мировой истории кругосветное плавание. Благодаря походу Фернана Магеллана люди убедились в том, что Земля круглая, а океаны, омывающие ее сушу, нераздельны. К сожалению, цена этих великих открытий была также велика. Через три долгих года после начала экспедиции, 6 сентября 1522 года к берегам Испании причалила лишь одна "Виктория", единственная из пяти уцелевшая каравелла. На ее борту находилось всего-навсего восемнадцать человек. Потомки помнят этих героев поименно, в том числе двух отважных мальчишек - юнгу Хуана де Сантандера и его помощника Хуана де Субилету. Восемнадцать из двухсот пятидесяти шести, отправившихся в плавание! Кто-то утонул, кто-то умер с голоду, пока корабли пересекали бескрайний Тихий океан, кто-то попал в плен к португальцам, кто-то, как контр-адмирал Магеллан, погиб в стычках с воинственными аборигенами - жителями далеких островов. Впрочем, современники признали экспедицию успешной - затраты на ее снаряжение с лихвой окупил ценный груз, доставленный многострадальной "Викторией". В основном это были пряности. Хотя, не только они. Кроме мешков с перцем и мускатом из далекого, полного загадок Индокитая испанские моряки привезли еще кое-что, не мене важное: особое клейкое вещество, которое мы с вами называем "сургучом".

Тайна печати

Но почему историю почтового конверта вы начали с рассказа о сургуче? - удивленно спросит меня пытливый читатель. - Разве он главный персонаж книги? Нет, друзья мои, главный персонаж, конечно же, почтовый конверт. Но история конверта, это, прежде всего, история о том, как люди защищали свои послания, охраняли тайну переписки. К тому же вам будет достаточно узнать происхождение слова "конверт", чтобы по достоинству оценить значимость привезенного испанскими моряками сургуча. Итак... Слово "конверт" иностранное. То есть к нам в Россию оно пришло из заграницы. Вот только откуда, сказать сложно. Немцы наверняка будут уверять нас, что оно немецкое. Дескать их das Kuvert на русский язык так и переводится - "конверт". При этом французы, полагаю, с ними не согласятся: в их языке имеется прилагательное couvert , что означает "скрытый, тайный". У англичан, кстати, также есть похожее по звучанию слово - глагол to cover - "закрывать". Давайте не будем ни с кем из них спорить. Особенно с немцами, поскольку их das Kuvert , скажу вам по секрету, сам произошел от французского couvert . Главное, мы выяснили: "конверт" - это нечто "закрытое" и "тайное". -Конечно, "тайное"! - согласитесь вы. - Ведь мы доверяем ему свои письма! Все верно, кто-то заботится о сохранности послания, а кто-то о его секретности. Например, одного моего соседа - юного художника Никиту - волнует то, чтобы рисунки, которые он отправляет на конкурс, дошли до адресата невредимыми, не помялись в пути, не испачкались. А вот другая моя знакомая - чрезвычайно влюбчивая молодая особа по имени Настя - переживает, как бы ее письма никто не прочитал. Никто, кроме ее молодого человека, разумеется. Поэтому и Никита, и Настя свои конверты заклеивают или, как еще говорится, запечатывают. Запечатывают?! Как так? Ни Никита, ни Настя не ставят на своих конвертах никаких печатей! Они не ставят, а вот наши предки ставили, сначала просто на сложенных пополам или втрое письмах, защищая их таким нехитрым способом от постороннего взора. Оттого-то именно с сургуча, лучшего материала для изготовления печатей, я и начал свой рассказ.

Его величество Воск и письма с золотыми застежками

В Древней Греции и Древнем Риме послания часто писали на восковых табличках. Перед тем, как отправить такое письмо, таблички складывали лицом друг к другу и перевязывали шнурком. На нем-то, на шнурке, и ставилась печать, защитница письма от чужого взгляда. Греки делали свои печати из смеси глины и воска, а римляне обходились одним воском. Да только ненадежные это были "защитники". Каждый из вас когда-нибудь пользовался свечкой, пусть не восковой, а парафиновой или стеариновой, не важно. Свойства воска, парафина и стеарина весьма схожи. Все они податливы и непрочны. Разве такими должны быть охранные печати?! Но что делать? Очень долго никакой другой, более достойной защиты для своих писем у европейцев попросту не было. Так до шестнадцатого века и промучились с "Его величеством Воском". Уже и на бумаге писали, а всё свои письма - сложенный текстом внутрь листок - восковыми печатями скрепляли. Правда, иногда, время от времени, использовали металлические печати - свинцовые, серебряные и даже золотые. Чтобы поставить такую печать, тоненький кусочек металла перегибали по краю письма, затем на нем проставляли какой-нибудь личный знак. Это могли быть герб или монограмма - заглавные буквы имени отправителя. Однако сколько же ценного металла нужно было иметь, чтобы им еще и письма "украшать"! Знатные особы вряд ли запечатывали свои послания свинцом, все больше серебром да золотом. Подумать страшно - письма с золотыми застежками! А теперь представьте, как обрадовались короли, герцоги, бароны и их супруги появлению обыкновенного сургуча, который они по привычке окрестили воском, только "испанским", в честь испанских мореплавателей. Кстати, во французском и английском языках сургуч до сих пор называется воском, впрочем, уже не "испанским", а "запечатывающим".

Глиняный конверт

Поначалу сургуч был доступен далеко не каждому. В первые после экспедиции Магеллана годы лишь несколько мастеров могли его изготовить, поэтому сургучные печати оберегали тайны исключительно особо важных персон. Все остальные продолжали запечатывать письма воском, который, как мы помним, был крайне ненадежным защитником. Слабо помогал от взлома почтовой корреспонденции. Не то, что сургуч. Печать из сургуча нужно было именно сломать, если хочешь прочесть послание. Отсюда и пошло выражение "распечатать письмо". -Неужели в Средневековье не было хорошего клея, чтобы заклеить конверт? - удивятся многие. Дорогие мои, так ведь и конверта в те времена еще не существовало! Он только-только рождался. Сложенный втрое лист бумаги, скрепленный печатью, восковой, металлической или сургучной, это - прообраз современного конверта! Первый шаг на пути к изобретению нашего главного персонажа. -Подождите! - воскликнет мой самый информированный читатель. - А я слышал, что первые конверты появились давным-давно, много тысяч лет назад! На Ближнем Востоке. Действительно, нечто похожее на конверт появилось около пяти тысяч лет назад, в Месопотамии. Месопотамия в переводе с древнегреческого - "Междуречье". Так называли земли между двух ближневосточных рек - между Тигром и Евфратом. Сейчас это территория государства Ирак. Так вот, выглядел месопотамский конверт весьма необычно... Однако для начала вспомним, на чем в столь давние времена писали люди? На глиняных табличках! Бумагу тогда еще не изобрели, вот и использовали вместо нее то, на чем можно было оставить какие-либо знаки. -Но как же в таком случае делали месопотамский конверт? - спросите вы. На первый взгляд просто: уже обожженное послание - табличку с текстом - обмазывали новым слоем сырой глины и обжигали во второй раз. В результате выделения водяных паров при повторном обжиге две таблички - "письмо" и "конверт" - не слипались, не становились одним куском. Получателю послания, чтобы его прочитать, достаточно было аккуратно разбить "скорлупу" конверта. Вот каким интересным способом сохранялась тайна переписки! Только не прижились глиняные конверты. Исчезли вместе с глиняными письмами. Попользовались и тем и другим древние жители Месопотамии, да и забыли о своем изобретении.

Цвет имеет значение

Итак, глиняный конверт не оставил "потомков". На рождение своего бумажного собрата это месопотамское изобретение никак не повлияло. Поэтому давайте продолжим наш разговор о сургучных печатях, о том, как европейцы своим собственным умом дошли до создания бумажного конверта. Приготовление сургуча совсем недолго хранилось в секрете. Вскоре он перестал быть предметом роскоши. Через каких-то двадцать-тридцать лет, прошедших со времени экспедиции Магеллана, не только короли могли позволить себе запечатывать письма рельефными печатями из "испанского воска". Уже в середине богатого на события XVI века их мог изготовить любой желающий. А все потому, что некий Самуэль Циммерман, житель немецкого города Аугсбурга, не пожадничал и в сочинении об искусстве переписки раскрыл известный ему рецепт красного сургуча. "Надо взять чистой белой смолы, - написал в своей книге добрый Самуэль Циммерман, - распустить ее на умеренном угольном огне и, когда она распустится, снять с огня и вмешать в смолу на один фунт четыре лота мелкой малярной киновари, дать вместе застыть или перелить в холодную воду, и получится красивый красный, крепкий сургуч". Красный сургуч долгое время был самым распространенным. Хотя не единственным. Придавать печатям различный, намекающий на содержания письма цвет додумались еще древние римляне. Например, свадебные приглашения они скреплялись белой, тогда еще восковой, печатью, а трагические сообщения - черной, траурной. Так и сургуч, в зависимости от пожелания отправителя письма, мог быть: черным - благодаря добавлению в смолу ламповой сажи или жженой слоновой кости; зеленым за счет краски ярь-медянки; или желтым из-за хромового желтого красителя. Доподлинно известно, что в Англии и во Франции различным типам посланий присваивались различные цвета печатей. Например, во Франции красный сургуч употреблялся, как правило, для деловых писем, белая печать извещала о свадьбе, шоколадная приглашала на торжественный обед или ужин, а черная, как и в Древнем Риме, на похороны. Вообще же, фантазии отправителей писем не было предела, и в различных жизненных случаях ими использовались печати самых неожиданных оттенков, в том числе розовые, рубиновые, синие, серые. Со временем были созданы целые фабрики по производству сургуча, где рецепт великодушного аугсбургца Самуэля Циммермана постоянно усложнялся. Чего только не добавляли в сургуч для улучшения его качеств. Даже ароматное гвоздичное масло, чтобы запахом горящей смолы не осквернять обоняние знатных особ, лично запечатывающих свои послания! В конечном итоге готовую продукцию продавали в виде отполированных до блеска палочек, а иногда, для пущего шику, их покрывали бронзовой краской, серебрили и даже золотили! Впрочем, главным при производстве сургуча всегда оставались его свойства, а не цвет. Сургуч должен был не терять твердости при самой высокой летней температуре и в тоже время легко плавиться от пламени обычной свечи.

Пакетик мистера Бревера

Однако предчувствую, что какой-нибудь мой самый нетерпеливый читатель в этом месте меня обязательно прервет. -Про печати нам все ясно, - скажет он. - Когда же, наконец, появится сам конверт? Не так быстро, друзья мои, не так быстро. Только в девятнадцатом веке. Существует множество легенд, рассказывающих о появлении бумажного почтового конверта. Например, согласно одной из них, конверты были изобретены во Франции времен Наполеона Бонапарта. Причем не для каких-нибудь политиков-интриганов, а для молодых влюбчивых особ, таких, как моя знакомая Настя. У этих ветреных девушек тайн и секретов не меньше, чем у дипломатов. Поэтому, как гласит легенда, им было мало одной сургучной печати, скрепляющей письмо, вот они и стали заклеивать свои откровенные послания в дополнительный лист бумаги. Впрочем, это всего лишь красивая легенда. На самом деле первые привычного для нас вида конверты появились в Англии в 1820 году. Именно там и тогда некий мистер Бревер, торговец писчебумажными принадлежностями из города Брайтон, задумал обновить витрину своего магазина. С этой целью он соорудил пирамиду из лучшей писчей бумаги всевозможных форматов, вершину которой завершала стопка листочков размером с визитную карточку. И вдруг, совершенно неожиданно именно эти "малыши" стали наиболее популярными у покупателей. Отчего-то вошло в моду использовать для коротких писем именно их. Одна беда: эти листочки были настолько малы, что на них не хватало места для адреса получателя. Тогда предприимчивый мистер Бремер придумал склеивать для своих "малышей" небольшие пакетики, на которых отправители и писали координаты адресата. Изобретение хитроумного брайтонца имело оглушительный успех. Такой, что вскоре наш торговец доверил изготовление своих пакетиков специальным предприятиям, сотрудники которых только и делали, что мастерили новомодные конверты. Кстати, поначалу конверт звался вовсе не конвертом, а "пакетиком мистера Бревера", прославляя тем самым имя своего изобретателя!

Такой м ноголикий конверт

Как только пакетики мистера Бревера вошли в моду, за их совершенствование тотчас принялись другие изобретатели и просто случайные люди. Быстро изменился и способ производства конвертов. Так в 1845 году лондонцы Эдвин Хилл и Уорен Де ла Рю придумали машину, способную изготавливать их без участия человека. С тех пор уже редко кто брался вырезать и клеить конверт вручную. Правда, первые образцы продукции Хилла и Де ла Рю имели форму ромба, что совсем не нравилось английским почтовым служащим. По этой причине спустя несколько лет Королевская почтовая служба Великобритании приняла в качестве эталонного старый прямоугольный "пакетик мистера Бревера". Другое скорое изобретение коснулось сургучной печати, которой некоторое время продолжали запечатывать новомодные конверты. Однажды француз мсье Пуарье предложил просто проклеивать клапан конверта, и тогда надобность в сургучной "защитнице" отпала вовсе. Впрочем, эпоха сургучной печати в тот момент не закончилась, сургучом еще очень долго запечатывали посылки и бандероли - вплоть до начала нашего с вами третьего тысячелетия. А еще в самом конце XIX века в моду вошли разноцветные конверты и разноцветная писчая бумага. Так же как когда-то цветные сургучные печати. Однако теперь цвет конверта и бумаги не всегда зависел от содержания письма. Например, некоторые чудаки-англичане в разные дни недели писали на бумаге разного цвета. В понедельник - на бумаге цвета морской волны, во вторник - на бледно-розовой, в среду - на серой, по четвергам - на светло-голубой, по пятницам - на серебристой, в субботу - на желтой, и только в воскресенье, слава богу, на обычной - белой.

Фронтовой треугольник

Казалось бы, на этом можно и завершить рассказ о конверте. Ведь он уже принял привычный нам вид: обрел прямоугольную форму, получил заклеивающийся клапан, даже стал выпускаться на фабриках, где его вырезали и склеивали машины, а не люди. И все же мне хотелось бы рассказать вам еще об одном - почти - конверте. Во многих российских семьях бережно хранятся сложенные в виде треугольника письма с фронтов Великой Отечественной войны. Как ждали их родные и близкие бойцов Красной Армии! Не зря фронтовой треугольник до сих пор остается одним из символов той грозной эпохи. Как же случилось, что письма с фронта стали приходить не в конвертах, а сложенные особым способом? Дело в том, что с началом войны была нарушена привычная жизнь всех советских людей. Миллионы семей оказались разлученными. И только почта могла помочь жителям огромной страны не потерять друг друга. В годы войны отправлялось так много писем, что обычных конвертов попросту не хватало. В такой обстановке и родился фронтовой "треугольник". Письмо писалось на листочке бумаги, складывалось тремя простыми движениями и передавалось почтальону. А теперь попробуйте сами сделать такой "конверт". Это не сложно. Положите перед собой обычный тетрадный лист, возьмитесь за его правый верхний угол и согните лист по диагонали. Получился двухслойный треугольник с довеском - неширокой полоской бумаги в нижней части. Затем двухслойный треугольник перегните пополам еще раз, но уже слева направо, а тот самый довесок - оставшуюся полоску бумаги - вставьте как клапан внутрь получившегося "конверта". Готово! Возможно, вы скажете, что это не конверт, а по-особому сложенное письмо. Наверное, вы правы. Хотя... Помните французское прилагательное couvert , от которого, судя по всему, и произошло слово "конверт"? А от какого слова произошло оно само? Не от латинского ли couverte , что означает "преобразуются"? Тогда почему бы нам, в виде исключения, не посчитать фронтовой треугольник особым видом конверта, а точнее письмом, преобраз ованным в конверт? Что вы на это скажите, друзья мои? Согласны?

История конверта в России

В России пересылка писем в конвертах, или, как тогда говорили, в "штемпельных кувертах" (помните немецкий das Kuvert ?) началась с 1-го декабря 1845 года. Почему конверт... ой, извините, куверт назывался штемпельным? Из-за того, что на его белой лицевой стороне имелся круглый шетмпель - прообраз будущих почтовых марок. Штемпель первого Санкт-Петербургского куверта был голубого или синего цвета, а штемпель Московской городской почты - красного. Первоначально стоимость конверта составляла 6 копеек серебром, но когда в 1848 году "штемпельные куверты" были выпущены для всей России, их цена стала зависеть от веса конверта с его содержимым. Конверт за 10 копеек серебром с черным штемпелем предназначался для корреспонденции весом не более одного лота, что-то около 13 грамм. Синий штемпель "утяжелял" конверт в несколько раз: за 20 копеек в два раза, за 30 копеек в три. К этому времени в Санкт-Петербурге действовала уже хорошо налаженная городская почта. Работать она начала еще в январе 1833 года. Письма сдавалась на почту через приемные пункты, организованные в мелочных лавках. Первоначально в столице Российской империи было открыто 42 приемных пункта, а к середине 1834 года их число увеличилось до 108. За прием, а также сохранность корреспонденции и денег ответственность несли хозяева лавок. Оплаченные отправителями письма опускались в запертый почтовый ящик, из которого регулярно вынимались и доставлялись на почтамт, откуда разносились адресатам. Сначала это делалось 3 раза в день, потом гораздо чаще - 6 раз. В Москве такое новшество ввели чуть позже, в 1846 году. Причем московская почта, кроме пунктов приема корреспонденции в мелочных лавках, организовала приемные места для писем в больших кондитерских. Это было сделано для большего удобства москвичей: в отличие от мелочных лавок, большие кондитерские работали и в праздничные дни, а в будни закрывались позже всех остальных магазинов. А уже в 1848 году и в Санкт-Петербурге и в Москве появляются уличные почтовые ящики, доступные всем в любое время дня и ночи. Теперь не нужно было с каждым письмом идти на почтамт или стучаться к лавочнику. Поэтому в 1866 году приемные пункты в лавках и магазинах за ненадобностью были закрыты.

Первый почтовый ящик

А хотите, я расскажу легенду о том, как появился первый почтовый ящик? Говорят, к рождению первого почтового ящика приложил руку еще один великий мореплаватель - Бартоломео Диас, вернее, члены экипажа его корабля. В 1500 году корабль Диаса возвращался из Бразилии в родную Португалию и попал в страшный шторм у берегов Африки. Потрепанная бурей каравелла укрылась в тихой бухте и оставалась там, пока матросы ни закончили ее ремонт. А перед тем как покинуть спасительную гавань, один из офицеров корабля написал подробный отчет об итогах плавания и о гибели своего капитана - доблестного Бартоломео Диаса. Отчет решили оставить на берегу, на тот случай, если кораблю не суждено будет добраться до Португалии. Послание завернули в просмоленную непромокаемую ткань, засунули в крепкий кожаный башмак и подвесили на высокое, хорошо видневшееся отовсюду дерево. Моряки надеялись, что кто-нибудь когда-нибудь да обнаружит их послание. Так и оно случилось! Однажды корабль капитана Жуана да Нова - тоже, кстати, португальца - зашел в ту самую гостеприимную бухту. Моряки да Новы сразу заметили на берегу высокое дерево с болтающимся на одной из его веток потрепанным ветрами башмаком. Так необычное послание дошло до получателя. По приказу Жуана да Нова в бухте была сооружена часовня, вокруг которой со временем вырос крупный поселок, позже названый Моссел Бэй. А знаменитый башмак безвестного матроса еще долго оставался висеть на своем месте, в память об отважный моряках Бартоломео Диаса. Спустя много-много лет чудом уцелевшие высокое дерево было объявлено национальным памятником, а рядом с ним был воздвигнут другой памятник - бетонный, в форме старинного португальского башмака. Кстати, этот бетонный башмак - не просто городская достопримечательность Моссел Бэя. Это действующий почтовый ящик, конверт с письмом в которой может опустить любой местный житель, а также вы, дорогие мои читатели, если посетите те достославные места.

Тема: История конверта, марки, почтового ящика.

Цели:

Познакомить учащихся с историей конверта, марки, почтового ящика;
- развивать орфографические навыки, расширить словарный запас, кругозор;
- пробудить интерес к истории почты.

Оборудование: Разные виды конвертов, карточки с надписями слов конверт, гонец, куверт, марка, филателист, почтовый ящик.

Ход урока

I. Организационный момент

II. Формирование темы и цели урока

Ребята, кто из вас читал книжку «Дядя Фёдор, пёс и кот»?

Кто может рассказать краткое содержание?

Как вы относитесь к поступку главного героя?

Сегодня к нам в гости пришёл дядя Фёдор, и он понял, что нельзя убегать из дома, что надо слушаться взрослых. Дядя Фёдор просит вас о помощи, он написал родителям письмо, чтобы они его простили, а как послать его не знает.

Поможем послать письмо дяде Фёдору?

Что нужно сделать сначала? (Правильно сложить письмо и положить его в конверт. )

Показать способы складывания.

III. Работа над темой урока

КОНВЕРТ (Карточка на доске.)

Работа со словом:

Разделите слово на слоги;
- поставьте ударение;
- какая орфограмма в слове;
- задайте вопрос к слову;

- сколько в слове букв, звуков (звукобуквенный анализ слова).

Что такое конверт?

КОНВЕРТ- (по словарю С.И. Ожегова) - заклеивающаяся бумажная упаковка для писем, бумаг.

Кто из вас видел конверт? (Показ, рассмотрение разных видов конверта.)

Придумайте предложение со словом.

Ребята, а вы знаете историю конверта? Какая судьба писем была без конверта?

Рассказывает подготовленный ученик.

Раньше письменные сообщения зашивали в меховую шапку или в кожаный мешочек (чтобы и дождь не замочил, и в дороге не затерялось), вёз русский гонец.

ГОНЕЦ - в старину: человек, посылаемый куда-нибудь со срочным известием.

Иногда гонец особые вести заучивал наизусть.

Пересылка почты стоила дорого, на первых порах почтовая пересылка была доступна лишь состоятельным людям. Затем была установлена сортировка писем по городам с заделкой их в особые мешки, на которых надписывались места назначения («Москва», «Новгород» и.т.д.) На связках писем проставлялся их точный вес.

Русская почта имела два заметных недостатка. Отданная на откуп частным предпринимателям, она зачастую нарушала сроки отправки и доставки писем. Вторым недостатком являлось то, что к пересылке принимались пакеты с недозволенными вложениями (золото, драгоценные камни), что наносило ущерб.

Почтовое ведомство долго не решалось на создание городской почты из боязни, что она окажется убыточной. Наконец 17 января 1833 года была открыта первая в России городская почта в Санкт-Петербурге, также были размещены приёмные пункты - это были мелочные торговые лавчонки.

В 1845 году ввели в употребление штемпельные конверты или, как тогда говорили, «куверты». (Приложение 1)

Штемпельный куверт в С-Петербурге имел на белой лицевой стороне голубой или синий круглый штемпель (прообраз будущих почтовых марок). Штемпеля на кувертах Московской городской почты были красного цвета. Куверты эти продавались всюду. Стоимость их была 6 копеек серебром.

В 1848 году штемпельные куверты были выпущены для всей России. Их было три: с чёрным штемпелем за 10 копеек серебром для писем в 1 лот, с синим штемпелем - за 20 копеек для писем в 2 лота, за 30 копеек для писем весом в 3 лота.

Ребята, что особенно вам запомнилось из истории конверта?

МАРКА (Карточка на доске.)

Работа со словом:

Разделите слово на слоги;
- поставьте ударение;
- задайте вопрос к слову;
- к какой части речи относится слово;
- оставьте предложение с этим словом. (Одно из предложений учащиеся записывают, проводят синтаксический разбор.)

Слово «марка» - разбор по составу.

Хотите узнать историю марки?

Подлинно революционным нововведением в работе русской почты явились почтовые марки. Появление их намного упростило систему переписки, и это сразу же увеличило количество отправляемой корреспонденции.

Первая почтовая марка в России достоинством 10 копеек предназначалась для писем весом в 1 лот и поступила в продажу в почтовые отделения 10 декабря 1857 года. (Приложение 2)

Она была без зубцов и отделялась от листа с помощью ножниц. Продажа марок началась немедленно, а официальное почтовое хождение их было установлено с 1 января 1858 года. Однако известны случаи отправки писем с марками до этого срока, ещё с 1857 года.

Вначале марки гасились на почте простым перечёркиванием крест-накрест пером, а некоторое время спустя был введён круглый календарный почтовый штемпель.

В начале 1858 года появился второй выпуск марок, уже с зубцами, достоинством в 10, 20 и 30 копеек. (Приложение 3 , Приложение 4 , Приложение 5 , Приложение 6)

С тех пор царская Россия одну за другой издаёт свои почтовые марки. Рисунок их оставался неизменным: в центре изображается царский герб - двуглавый орёл - и скрещённые почтовые рожки.

Ребята, есть ли у нас в классе, кто собирает марки?

Как называют таких людей? (Коллекционеры-филателисты. )

Что особенно вам запомнилось из истории марки?

Скажите, а куда письмо отпускают? (В почтовый ящик.)

ПОЧТОВЫЙ (ЯЩИК)

Работа со словом:

Какая орфограмма в слове почтовый;
- составления предложений;
- морфологический разбор.

Ребята, а вы знаете, что первые почтовые ящики впервые были вынесены на улицу лишь в 1848 году? (Приложение 7)

(Рассказывает подготовленный ученик.)

По виду эти ящики резко отличались от современных почтовых, так как они были произвольной формы и состояли из двух отделений: одно, закрытое на замок, - для того, чтобы туда опускали письма; другое, открытое, - для хранения писем, подлежащих возврату отправителю, так как адресаты их не были разысканы.

Конструкция их была ещё несовершенна, они были сколочены из досок и обшиты снаружи тонким листовым железом. Без особого труда перочинным ножом можно было открыть дверцу, как будто бы надёжно закрытую на замок. Население боялось доверять свою переписку таким ящикам.

Тогда, чтобы «поднять авторитет» почтовых ящиков, пошли на такую меру - начали целиком отливать их из чугуна. Эти массивные коробки, весом до 3 пудов, уже трудно было взломать или унести с собой. Но стоили они весьма дорого и широкого применения не получили.

И только с третьей попытки почтовые ящики получились более или менее удачными - они были довольно лёгкими и прочными, в них вделывались внутренние корпуса, позднее заменённые брезентовыми мешками. На ящиках так, чтобы бросалось в глаза, были изображены конверты. Любопытно, что такие конверты на почтовых ящиках рисовались в течение 80-ти лет, и только в 1926 году, когда грамотность стала достоянием всех слоёв населения, их рисовать перестали, заменив надписью «Почтовый ящик».

Что особенно запомнилось из истории почтового ящика?

Итак, мы с вами дяде Фёдору напомнили, что надо положить письмо в конверт, заклеить, наклеить марку, сбросить в почтовый ящик.

Ребята, а кто письма доставляет? (Почтальон.) (Приложение 8)

Посмотрите внимательно на письмо дяди Фёдора. Доставит ли почтальон письмо родителям? Почему? (Нет адреса.)

На следующий урок дядя Фёдор снова придёт к нам в гости. И мы вместе с ним будем учиться подписывать конверт.

IV. Итог. Обобщение

Что нового узнали?

Что особенно понравилось и запомнилось?

Использованная литература

1. Сафонов Н., Карлинский В. Письмо отправляется в путь. - 1966 г.
2. Карлинский В. Жизнь и приключения почтовой марки, ящика, письма.

Несмотря на то, что почтовые отправления все больше вытесняются электронными способами коммуникации, старый добрый почтовый конверт все еще служит нам свою службу.

Конечно, в сфере передачи чистой информации почта уже не конкурент Интернету, но есть вещи, передать которые в виде электронных импульсов пока не представляется возможным – ценные бандероли, посылки, пакеты документов с «мокрыми печатями», семенной материал и многое другое.

И хотя в современном мире через Интернет Остап Бендер вполне мог бы в припадке толстовства отослать миллион в Наркомфин, но вернуть его назад под предлогом варенья из райских яблочек для дяди у него бы уже не получилось.

Прообраз конверта

Впрочем, конверт - отнюдь не такое уж давнее изобретение, как может показаться. Хотя, если отрешится от того, что конверт – это нечто бумажное, или на худой конец пергаментное, то сам принцип конверта был известен еще в древней Ассирии.

Именно там глиняные клинописные таблички обмазывались сырой глиной и вновь обжигались: при правильном обжиге слипания не происходило. «Письмо-кирпич» при известной сноровке можно было аккуратно расколоть и прочитать.

Письма без конверта

Военные треугольники

Привычные нам бумажные сообщения ранее передавались просто в свернутом виде, точно так, как во время Великой отечественной войны солдаты слали домой «треугольники» - особым образом сложенную бумагу для писем. Так бывало и ранее: большая часть сообщений передавалась без всяких почтовых конвертов, просто само письмо складывалось определенным образом.

Но запечатывание писем путем простого сложения не решало очень важного вопроса – защиты от чужого любопытства. Каждый мог аккуратно развернуть бумагу, ознакомится с содержимым и завернуть обратно, не вызвав никаких подозрений.

Сургучные печати Средневековья

Проблема конфиденциальности переписки существовала давно, поэтому уже в Средневековье начали применять особый состав, которым запечатывали письма – сургуч. Печать из сургуча можно было снять лишь один раз, восстановить же ее так, чтобы не возникло подозрений, было затруднительно. Печать из сургуча нужно было именно сломать, если хочешь прочесть послание. Отсюда и пошло выражение "распечатать письмо".

Достоинство сургуча было и его недостатком – он крепко прилипал к бумаге и порой во время вскрытия письмо довольно просто было порвать, особенно если из-за сырости и долгого путешествия бумага обветшала.

Манипуляции со свечой так же могли привести к повреждению текста документа, который собирались передать по почте. Помимо этого, письмо без конверта неминуемо загрязнялось и истрепывалось, и при длительных путешествиях на конной почте, которые длились порой месяцами, доходящее до адресата письмо рисковало превратиться в замызганную бумажку, которую неприятно даже взять в руки. Тут-то и появилась идея конверта.

Конверт не только защищал письмо от загрязнения и повреждения, ограничивал доступ посторонних лиц к информации, но и позволял пересылать несколько сообщений одним пакетом без риска их растерять.

Первые привычные нам конверты

«Язык конвертов»

Первые конверты появились для дипломатических сообщений в XVII веке, а массовый выпуск стандартных конвертов для почтовых отправлений был осуществлен лишь брайтонским книготорговым домом Брюеров в 1820 году. И в данном случае заказчиками стали вовсе не дипломаты, как это было ранее, а преимущественно представительницы прекрасного пола, среди которых быстро распространилась мода писать «изящные письма». Конверты в то время скорее были модой – наряду с ажурными зонтиками от солнца, шляпками и юбками с кринолином. Вокруг конверта сложилась целая система особого почтового этикета.

В почтовом конверте начала XIX века значение имело все: и цвет сургучных печатей, и форма, и способ склеивания. Возник целый «язык конвертов», схожий с языком цветов. Белые сургучные печати на квадратном конверте чаще всего служили приглашением на свадьбу, маленькие удлиненные конверты с рубиновым или позолоченным сургучом – предложением руки и сердца или любовным признанием. Красный конверт с красным сургучом – это решение денежных вопросов, чаще всего деловое предложение или уведомление. Шоколадный сургуч на темном пергаментном конверте – явное приглашение на банкет.

Конверты, созданные машиной

В 1844 году лондонцы Хилл и де Ла Рю изобрели машину, позволяющую изготавливать конверты механизированным способом. Англичане же ввели в моду разноцветные конверты, отмечающие дни недели: в понедельник было принято писать письма на бумаге цвета морской волны, во вторник – на бледно-розовой, в среду – на серой, по четвергам – на светло-голубой, по пятницам – на серебристой, в субботу – на желтой, а в воскресенье – на белой. В этом был не только эстетический, но и практический смысл: так было возможно довольно легко разложить письма по времени их написания, что имело громадное организационное значение в регулярной деловой переписке.

Конверт бурно развивался, получая все более сложное оформление. В дальнейшем к нему стало предъявляться и еще одно требование, важное для индустриальной эпохи – стандартность. Стандартность размеров позволяла более успешно механизировать почтовую обработку.

Конечно, современные телекоммуникации сделали почтовый конверт скорее данью традиции при деловой и личной переписке. Но, тем не менее, конверт не вытеснен полностью, а во многих случаях он просто незаменим.

31.07.2013 15:35

О достоинствах Direct Mail, адресной почтовой рассылки, написано много. И, тем не менее, значительная часть писем даже не вскрывается получателями, отправляясь прямо в мусорную корзину. В чем же дело? Посмотрим на сложившуюся ситуацию. Пик популярности почтовой рассылки пришелся на середину 70-х гг. прошлого века: именно тогда в США Direct Mail становится мощным маркетинговым инструментом. Однако в тех пор, как цифровые технологии буквально ворвались в нашу жизнь, произошли значительные перемены. С конца 90-х и по сей день продолжается победоносное шествие интернета. Сегодня он является не только информационным ресурсом, но и своеобразным механизмом продаж. Разумеется, в таких условиях Direct Mail трудно конкурировать с возможностями интернета. Но, тем не менее, адресную почтовую рассылку никто не отменял, и в определенных случаях она отлично справляется со своими задачами. Условно почтовую рассылку можно разделить на две категории: информационную и рекламную. В первом случае, компания, проводящая почтовую рассылку, информирует своих постоянных клиентов о скидках, специальных предложениях, сообщает новости и пр. Рекламная же рассылка используется как для сохранения существующих клиентов, так и для приобретения новых.

Одежка для письма

Для адресной почтовой рассылки используются конверты и пакеты. Их можно приобрести в магазине (и оформить по своему желанию) или заказать в типографии. Конструктивно конверты и пакеты различаются следующим: у конверта клапан располагается вдоль длинной стороны, у пакета - вдоль короткой. И конверты, и пакеты выпускаются различных стандартных форматов, а также и на заказ. Остановимся на материалах, из которых изготавливаются конверты и пакеты. Чаще всего используется бумага. Заказывая конверт, вы можете выбрать бумагу с учетом вашего письма. В большинстве случаев подходит офсетная бумага плотностью 80-120 г/м2. Красивее выглядит конверт из мелованной бумаги, правда он и стоит дороже. Использовать дизайнерскую бумагу может себе позволить не каждая компания, зато конверты из такой бумаги, безусловно, выделяются из общей почты: отпечатанное на них изображение выглядит ярко и насыщенно. Пакеты и конверты из бумаги «крафт» применяются для отправления журналов и каталогов, особенно на дальнее расстояние: «крафт» - очень прочная бумага. Что касается пакетов, то они изготавливаются не только из бумаги, но и из полиэтилена. При этом они могут быть прозрачными, непрозрачными или с напечатанной информацией (логотип, рисунок и т. д.)

Отдельная тема - конверты с окошком. Они, конечно, дороже обычных, зато выглядят престижнее. Окошко представляет собой отверстие, обычно в форме прямоугольника с закругленными углами, закрытое прозрачной пленкой и позволяющее частично видеть содержимое конверта. Окно располагается в любом месте лицевой стороны конверта, не менее чем в 15-20 мм от края (в зависимости от формата конверта). Стандартный размер окна - 45і90 мм, стандартное расположение - правый нижний угол конверта.

ОВПО - ответное внутреннее почтовое отправление

Ответное внутреннее почтовое отправление (ОВПО) представляет собой письмо с напечатанными отличительными знаками. Таким образом, адресат получает возможность сразу ответить на предложение фирмы. Вместо конверта может использоваться почтовая открытка. ОВПО широко используется за рубежом. В России, например, УФПС «Московский почтамт» осуществляет пересылку возвратных форм, используя схему оплаты почтового тарифа по количеству фактически присланных писем.

Основное достоинство конвертов с окошком в том, что они удобны при персонализированной отправке: на бланке с сообщением размещается информация о получателе (адрес, Ф. И. О.), причем таким образом, что при сгибе (фальцовке) бланка надпись располагается по месту окошка. Некоторые фирмы используют прозрачное окошко для привлечения внимания получателя, помещая в конверт специальные вложения с красочными картинками.

SDMF - Spesial Direct Marketing Form - специальная директ-маркетинговая форма

SDMF (специальная директ-маркетинговая форма) представляет собой буклет для массовых почтовых рассылок. Полное отсутствие традиционного конверта позволяет экономить средства на упаковке и весе отправления при тираже свыше 30 тыс. экз. Вся необходимая почтовая информация размещена на буклете с боковой проклейкой, а на линии отрыва находится перфорация. Также SDMF может содержать отрывной купон-открытку для обратного ответа.


SDMF-форма появилась на Западе, а в России она приобрела популярность с 2003 г., в основном за счет рентабельности при массовой рассылке.

На полпути в типографию

Если вы решили заказать конверты в типографии вам обязательно потребуется макет. Его можно изготовить самостоятельно, но лучше поручить это профессионалам, поскольку существует ряд требований, предъявляемых почтовыми службами, причем в разных регионах они могут отличаться. Макет показывает, какого формата конверт, где будет располагаться логотип фирмы, данные адресата, элементы декора (если они предусмотрены) и пр.

Определившись с материалом, размером и типом конверта, можно вызвать курьера из типографии, в которой вы собираетесь сделать заказ. Курьер привезет образцы готовых конвертов и материалов, из которых они могут быть выполнены.

Перед тем как отдавать заказ в типографию или передавать фирме-посреднику, необходимо выбрать формат конверта и материал, из которого он будет изготавливаться, решить все вопросы по его дизайну, согласовать сроки выполнения заказа и его стоимость.

Кстати, о внешнем оформлении конверта. Возможно, у вас остались электронные файлы с логотипом, после заказа визиток, например. Если нет, то логотип, как и элементы декора, могут быть на бумаге. Можно нарисовать макет «от руки»: передайте в типографию рисунок с обозначением границ конверта и местоположения текста и графических элементов. Правда тогда вам придется оплатить изготовление электронного макета.

Размеры и типы конвертов

Размеры современного конверта строго базируются на стандартах бумажных листов. К примеру, в конверт Е65 (евроконверт) помещается сложенный втрое лист А4; в конверт С6 - А4 - сложенный вчетверо, либо А5, сложенный пополам; в конверт С5 - лист формата А5 или А4, сложенный вдвое; в пакет С4 - лист, или журнал формата А4. Существуют также конверты форматов К7, К8, К65 и К5, предназначенные для поздравительных открыток. Стандартный российский конверт - это С6 (114х162 мм). Именно данный формат являлся основным на территории бывшего СССР до 1997 г., когда был официально введен «Eвростандарт» - Е65.

Существует три основных типа заклеивания конверта, в зависимости от используемых материалов: смачиваемый клей (декстрин) - традиционный способ заклейки; «латекс» - с двумя полосами клея на задней стороне конверта и отрывная лента из силиконизированной бумаги - перед запечатыванием такого конверта, необходимо снять ленту которая закрывает клеевой слой.



Что еще важно знать

    если вы используете фирменные цвета - предоставьте собственные образцы, либо «названия» цветов по шкале Pantone;

    распечатка макета на струйном принтере не может быть использована как образец, так как струйный принтер всегда искажает цвета. Поэтому никогда не подписывайте цветную распечатку у вашего начальника или заказчика;

    при пересылке макета по электронной почте обязательно архивируйте файлы, причем размер архива (ZIP, ARJ, RAR) в одном письме не должен превышать 1,4 Мб. Не присылайте самораспаковывающиеся архивы, так как они могут быть заражены вирусами и в работу их не примут;

    для создания макета не используются программы MS Office (Word, Excel и др.). Файлы, созданные в этих приложениях, не предназначены для полиграфического воспроизведения, из них трудно, либо вовсе невозможно, извлечь графическую информацию и отпечатать в типографии.

Печать на конвертах осуществляется несколькими способами, и каждый из них экономически выгоден в определенном случае. Об особенностях способов печати мы расскажем в следующем номере.

Конструктивно конверты отличаются от пакетов расположением клапана: у конверта он находится вдоль длинной стороны, у пакета - вдоль короткой. При этом сам клапан может иметь различную форму. В зависимости от формата почтового отправления можно подобрать конверт того или иного размера.


История происхождения конверта

«Современный человек, пишущий письма и запечатывающий их в конверты, вряд ли задаёт себе вопрос, откуда взялся конверт и чему обязан он своим появлением на свет.

Слово «конверт» произошло от английского глагола «to cover» - закрывать.

Появление бумажного конверта обязано простой случайности.

В 1820 году владелец песчебумажного магазина в городе Брейтона (Англия) Бревер решил для привлечения покупателей устроить в витрине своего магазина оригинальную выставку. Всю ночь он без устали трудился над сооружнием в большом окне грандиозной пирамиды из бесчисленных бумажных листов самых разных размеров.

Основанием пирамиды служили листы бумаги, предназначенной для печатания газет, вершиной - листок бумаги размером с визитную карточку.

Бумажная пирамида в витрине магазина Бревера привлекла внимание всего города. Днём и ночью около витрины собиралась толпа. Особого внимания удостоился листок, венчающийф пирамиду.

Если до этого брейтонцы использовали для писем бумагу любого формата, то после «выставки» особым шиком стало считаться писать письма на бумаге формата визитной карточки.

Вскоре, однако, обнаружилось, что это неудобно: чтобы отправить письмо по почте, требовалось, естественно, написать адрес получателя, а так как о конвертах тогда никто не имел ни малейшего представления, то адрес писался на том же листе мубаги, что и само письмо. Для этого письмо складывалось с таким расчётом, чтобы оставалось свободное место для адреса. На маленьком листке этого свободного места не оставалось.

Владелец магазина стал получать от своих покупателей многочисленные жалобы по этому поводу, которые навели его на мысль изготовить из бумаги нечто вроде мешочков для вкладывания в них писем.

Бревер, продумав форму и размеры такого мешочка, изготовил в 1820 году небольшую партию и стал, вначале в виде бесплатного приложения к купленной у него бумаге, вручать их своим покупателям.

Мешочки имели громадный успех и получили название «конверт», от глагола «закрывать». Успех конвертов был столь велик, что Бревер вынужден был поручить их изготовление двенадцати специальным предприятиям».