Какие api синхронизации имеются в windows. Средства синхронизации потоков в ОС Windows (критические секции, мьютексы, семафоры, события)

Процессом (process) называется экземпляр программы, загруженной в память. Этот экземпляр может создавать нити (thread), которые представляют собой последовательность инструкций на выполнение. Важно понимать, что выполняются не процессы, а именно нити.

Причем любой процесс имеет хотя бы одну нить. Эта нить называется главной (основной) нитью приложения.

Так как практически всегда нитей гораздо больше, чем физических процессоров для их выполнения, то нити на самом деле выполняются не одновременно, а по очереди (распределение процессорного времени происходит именно между нитями). Но переключение между ними происходит так часто, что кажется, будто они выполняются параллельно.

В зависимости от ситуации нити могут находиться в трех состояниях. Во-первых, нить может выполняться, когда ей выделено процессорное время, т.е. она может находиться в состоянии активности. Во-вторых, она может быть неактивной и ожидать выделения процессора, т.е. быть в состоянии готовности. И есть еще третье, тоже очень важное состояние - состояние блокировки. Когда нить заблокирована, ей вообще не выделяется время. Обычно блокировка ставится на время ожидания какого-либо события. При возникновении этого события нить автоматически переводится из состояния блокировки в состояние готовности. Например, если одна нить выполняет вычисления, а другая должна ждать результатов, чтобы сохранить их на диск. Вторая могла бы использовать цикл типа "while(!isCalcFinished) continue;", но легко убедиться на практике, что во время выполнения этого цикла процессор занят на 100 % (это называется активным ожиданием). Таких вот циклов следует по возможности избегать, в чем оказывает неоценимую помощь механизм блокировки. Вторая нить может заблокировать себя до тех пор, пока первая не установит событие, сигнализирующее о том, что чтение окончено.

Синхронизация нитей в ОС Windows

В Windows реализована вытесняющая многозадачность - это значит, что в любой момент система может прервать выполнение одной нити и передать управление другой. Ранее, в Windows 3.1, использовался способ организации, называемый кооперативной многозадачностью: система ждала, пока нить сама не передаст ей управление и именно поэтому в случае зависания одного приложения приходилось перезагружать компьютер.

Все нити, принадлежащие одному процессу, разделяют некоторые общие ресурсы - такие, как адресное пространство оперативной памяти или открытые файлы. Эти ресурсы принадлежат всему процессу, а значит, и каждой его нити. Следовательно, каждая нить может работать с этими ресурсами без каких-либо ограничений. Но... Если одна нить еще не закончила работать с каким-либо общим ресурсом, а система переключилась на другую нить, использующую этот же ресурс, то результат работы этих нитей может чрезвычайно сильно отличаться от задуманного. Такие конфликты могут возникнуть и между нитями, принадлежащими различным процессам. Всегда, когда две или более нитей используют какой-либо общий ресурс, возникает эта проблема.

Пример. Несинхронизированная работа нитей: если временно приостановить выполнение нити вывода на экран (пауза), фоновая нить заполнения массива будет продолжать работать.

#include #include int a; HANDLE hThr; unsigned long uThrID; void Thread(void* pParams) { int i, num = 0; while (1) { for (i=0; i<5; i++) a[i] = num; num++; } } int main(void) { hThr=CreateThread(NULL,0,(LPTHREAD_START_ROUTINE)Thread,NULL,0,&uThrID); while(1) printf("%d %d %d %d %d\n", a, a, a, a, a); return 0; }

Именно поэтому необходим механизм, позволяющий потокам согласовывать свою работу с общими ресурсами. Этот механизм получил название механизма синхронизации нитей (thread synchronization).

Этот механизм представляет собой набор объектов операционной системы, которые создаются и управляются программно, являются общими для всех нитей в системе (некоторые - для нитей, принадлежащих одному процессу) и используются для координирования доступа к ресурсам. В качестве ресурсов может выступать все, что может быть общим для двух и более нитей - файл на диске, порт, запись в базе данных, объект GDI, и даже глобальная переменная программы (которая может быть доступна из нитей, принадлежащих одному процессу).

Объектов синхронизации существует несколько, самые важные из них - это взаимоисключение (mutex), критическая секция (critical section), событие (event) и семафор (semaphore). Каждый из этих объектов реализует свой способ синхронизации. Также в качестве объектов синхронизации могут использоваться сами процессы и нити (когда одна нить ждет завершения другой нити или процесса); а также файлы, коммуникационные устройства, консольный ввод и уведомления об изменении.

Любой объект синхронизации может находиться в так называемом сигнальном состоянии. Для каждого типа объектов это состояние имеет различный смысл. Нити могут проверять текущее состояние объекта и/или ждать изменения этого состояния и таким образом согласовывать свои действия. При этом гарантируется, что когда нить работает с объектами синхронизации (создает их, изменяет состояние) система не прервет ее выполнения, пока она не завершит это действие. Таким образом, все конечные операции с объектами синхронизации являются атомарными (неделимыми.

Работа с объектами синхронизации

Чтобы создать тот или иной объект синхронизации, производится вызов специальной функции WinAPI типа Create... (напр. CreateMutex). Этот вызов возвращает дескриптор объекта (HANDLE), который может использоваться всеми нитями, принадлежащими данному процессу. Есть возможность получить доступ к объекту синхронизации из другого процесса - либо унаследовав дескриптор этого объекта, либо, что предпочтительнее, воспользовавшись вызовом функции открытия объекта (Open...). После этого вызова процесс получит дескриптор, который в дальнейшем можно использовать для работы с объектом. Объекту, если только он не предназначен для использования внутри одного процесса, обязательно присваивается имя. Имена всех объектов должны быть различны (даже если они разного типа). Нельзя, например, создать событие и семафор с одним и тем же именем.

По имеющемуся дескриптору объекта можно определить его текущее состояние. Это делается с помощью т.н. ожидающих функций. Чаще всего используется функция WaitForSingleObject. Эта функция принимает два параметра, первый из которых - дескриптор объекта, второй - время ожидания в мсек. Функция возвращает WAIT_OBJECT_0, если объект находится в сигнальном состоянии, WAIT_TIMEOUT - если истекло время ожидания, и WAIT_ABANDONED, если объект-взаимоисключение не был освобожден до того, как владеющая им нить завершилась. Если время ожидания указано равным нулю, функция возвращает результат немедленно, в противном случае она ждет в течение указанного промежутка времени. В случае, если состояние объекта станет сигнальным до истечения этого времени, функция вернет WAIT_OBJECT_0, в противном случае функция вернет WAIT_TIMEOUT. Если в качестве времени указана символическая константа INFINITE, то функция будет ждать неограниченно долго, пока состояние объекта не станет сигнальным.

Очень важен тот факт, что обращение к ожидающей функции блокирует текущую нить, т.е. пока нить находится в состоянии ожидания, ей не выделяется процессорного времени.

Критические секции

Объект-критическая секция помогает программисту выделить участок кода, где нить получает доступ к разделяемому ресурсу, и предотвратить одновременное использование ресурса. Перед использованием ресурса нить входит в критическую секцию (вызывает функцию EnterCriticalSection). Если после этого какая-либо другая нить попытается войти в ту же самую критическую секцию, ее выполнение приостановится, пока первая нить не покинет секцию с помощью вызова LeaveCriticalSection. Используется только для нитей одного процесса. Порядок входа в критическую секцию не определен.

Существует также функция TryEnterCriticalSection, которая проверяет, занята ли критическая секция в данный момент. С ее помощью нить в процессе ожидания доступа к ресурсу может не блокироваться, а выполнять какие-то полезные действия.

Пример. Синхронизация нитей с помощью критических секций.

#include #include CRITICAL_SECTION cs; int a; HANDLE hThr; unsigned long uThrID; void Thread(void* pParams) { int i, num = 0; while (1) { EnterCriticalSection(&cs); for (i=0; i<5; i++) a[i] = num; num++; LeaveCriticalSection(&cs); } } int main(void) { InitializeCriticalSection(&cs); hThr=CreateThread(NULL,0,(LPTHREAD_START_ROUTINE)Thread,NULL,0,&uThrID); while(1) { EnterCriticalSection(&cs); printf("%d %d %d %d %d\n", a, a, a, a, a); LeaveCriticalSection(&cs); } return 0; }

Взаимоисключения

Объекты-взаимоисключения (мьютексы, mutex - от MUTual EXclusion) позволяют координировать взаимное исключение доступа к разделяемому ресурсу. Сигнальное состояние объекта (т.е. состояние "установлен") соответствует моменту времени, когда объект не принадлежит ни одной нити и его можно "захватить". И наоборот, состояние "сброшен" (не сигнальное) соответствует моменту, когда какая-либо нить уже владеет этим объектом. Доступ к объекту разрешается, когда нить, владеющая объектом, освободит его.

Две (или более) нити могут создать мьютекс с одним и тем же именем, вызвав функцию CreateMutex. Первая нить действительно создает мьютекс, а следующие - получают дескриптор уже существующего объекта. Это дает возможность нескольким нитям получить дескриптор одного и того же мьютекса, освобождая программиста от необходимости заботиться о том, кто в действительности создает мьютекс. Если используется такой подход, желательно установить флаг bInitialOwner в FALSE, иначе возникнут определенные трудности при определении действительного создателя мьютекса.

Несколько нитей могут получить дескриптор одного и того же мьютекса, что делает возможным взаимодействие между процессами. Можно использовать следующие механизмы такого подхода:

  • Дочерний процесс, созданный при помощи функции CreateProcess может наследовать дескриптор мьютекса в случае, если при создании мьютекса функцией CreateMutex был указан параметр lpMutexAttributes.
  • Нить может получить дубликат существующего мьютекса с помощью функции DuplicateHandle.
  • Нить может указать имя существующего мьютекса при вызове функций OpenMutex или CreateMutex.

Для того чтобы объявить взаимоисключение принадлежащим текущей нити, надо вызвать одну из ожидающих функций. Нить, которой принадлежит объект, может его "захватывать" повторно сколько угодно раз (это не приведет к самоблокировке), но столько же раз она должна будет его освобождать с помощью функции ReleaseMutex.

Для синхронизации нитей одного процесса более эффективно использование критических секций.

Пример. Синхронизация нитей с помощью мьютексов.

#include #include HANDLE hMutex; int a; HANDLE hThr; unsigned long uThrID; void Thread(void* pParams) { int i, num = 0; while (1) { WaitForSingleObject(hMutex, INFINITE); for (i=0; i<5; i++) a[i] = num; num++; ReleaseMutex(hMutex); } } int main(void) { hMutex=CreateMutex(NULL, FALSE, NULL); hThr=CreateThread(NULL,0,(LPTHREAD_START_ROUTINE)Thread,NULL,0,&uThrID); while(1) { WaitForSingleObject(hMutex, INFINITE); printf("%d %d %d %d %d\n", a, a, a, a, a); ReleaseMutex(hMutex); } return 0; }

События

Объекты-события используются для уведомления ожидающих нитей о наступлении какого-либо события. Различают два вида событий - с ручным и автоматическим сбросом. Ручной сброс осуществляется функцией ResetEvent. События с ручным сбросом используются для уведомления сразу нескольких нитей. При использовании события с автосбросом уведомление получит и продолжит свое выполнение только одна ожидающая нить, остальные будут ожидать дальше.

Функция CreateEvent создает объект-событие, SetEvent - устанавливает событие в сигнальное состояние, ResetEvent - сбрасывает событие. Функция PulseEvent устанавливает событие, а после возобновления ожидающих это событие нитей (всех при ручном сбросе и только одной при автоматическом), сбрасывает его. Если ожидающих нитей нет, PulseEvent просто сбрасывает событие.

Пример. Синхронизация нитей с помощью событий.

#include #include HANDLE hEvent1, hEvent2; int a; HANDLE hThr; unsigned long uThrID; void Thread(void* pParams) { int i, num = 0; while (1) { WaitForSingleObject(hEvent2, INFINITE); for (i=0; i<5; i++) a[i] = num; num++; SetEvent(hEvent1); } } int main(void) { hEvent1=CreateEvent(NULL, FALSE, TRUE, NULL); hEvent2=CreateEvent(NULL, FALSE, FALSE, NULL); hThr=CreateThread(NULL,0,(LPTHREAD_START_ROUTINE)Thread,NULL,0,&uThrID); while(1) { WaitForSingleObject(hEvent1, INFINITE); printf("%d %d %d %d %d\n", a, a, a, a, a); SetEvent(hEvent2); } return 0; }

Семафоры

Объект-семафор - это фактически объект-взаимоисключение со счетчиком. Данный объект позволяет "захватить" себя определенному количеству нитей. После этого "захват" будет невозможен, пока одна из ранее "захвативших" семафор нитей не освободит его. Семафоры применяются для ограничения количества нитей, одновременно работающих с ресурсом. Объекту при инициализации передается максимальное число нитей, после каждого "захвата" счетчик семафора уменьшается. Сигнальному состоянию соответствует значение счетчика больше нуля. Когда счетчик равен нулю, семафор считается не установленным (сброшенным).

Функция CreateSemaphore создает объект-семафор с указанием и максимально возможного начального его значения, OpenSemaphore – возвращает дескриптор существующего семафора, захват семафора производится с помощью ожидающих функций, при этом значение семафора уменьшается на единицу, ReleaseSemaphore - освобождение семафора с увеличением значения семафора на указанное в параметре число.

Пример. Синхронизация нитей с помощью семафоров.

#include #include HANDLE hSem; int a; HANDLE hThr; unsigned long uThrID; void Thread(void* pParams) { int i, num = 0; while (1) { WaitForSingleObject(hSem, INFINITE); for (i=0; i<5; i++) a[i] = num; num++; ReleaseSemaphore(hSem, 1, NULL); } } int main(void) { hSem=CreateSemaphore(NULL, 1, 1, "MySemaphore1"); hThr=CreateThread(NULL,0,(LPTHREAD_START_ROUTINE)Thread,NULL,0,&uThrID); while(1) { WaitForSingleObject(hSem, INFINITE); printf("%d %d %d %d %d\n", a, a, a, a, a); ReleaseSemaphore(hSem, 1, NULL); } return 0; }

Защищенный доступ к переменным

Существует ряд функций, позволяющих работать с глобальными переменными из всех нитей, не заботясь о синхронизации, т.к. эти функции сами за ней следят – их выполнение атомарно. Это функции InterlockedIncrement, InterlockedDecrement, InterlockedExchange, InterlockedExchangeAdd и InterlockedCompareExchange. Например, функция InterlockedIncrement атомарно увеличивает значение 32-битной переменной на единицу, что удобно использовать для различных счетчиков.

Для получения полной информации о назначении, использовании и синтаксисе всех функций WIN32 API необходимо воспользоваться системой помощи MS SDK, входящей в состав сред программирования Borland Delphi или CBuilder, а также MSDN, поставляемым в составе системы программирования Visual C.


Для программ, использующих несколько потоков или процессов, необходимо, чтобы все они выполняли возложенные на них функции в нужной последовательности. В среде Windows 9x для этой цели предлагается использовать несколько механизмов, обеспечивающих слаженную работу потоков. Эти механизмы называют механизмами синхронизации. Предположим, разрабатывается программа, в которой параллельно работают два потока. Каждый поток обращается к одной разделяемой глобальной переменной. Один поток при каждом обращении к этой переменной выполняет её инкремент, а второй – декремент. При одновременной асинхронной работе потоков неизбежно возникает такая ситуация: - первый поток прочитал значение глобальной переменной в локальную; - ОС прерывает его, так как закончился выделенный ему квант времени процессора, и передаёт управление второму потоку; - второй поток также считал значение глобальной переменной в локальную, декрементировал её и записал новое значение обратно; - ОС вновь передаёт управление первому потоку, тот, ничего не зная о действиях второго потока, инкрементирует свою локальную переменную и записывает её значение в глобальную. Очевидно, что изменения, внесённые вторым потоком, будут утеряны. Для исключения подобных ситуаций необходимо разделить во времени использование совместных данных. В таких случаях используются механизмы синхронизации, которые обеспечивают корректную работу нескольких потоков. Средства синхронизации в ОС Windows : 1) критическая секция (Critical Section ) – это объект, который принадлежи процессу, а не ядру. А значит, не может синхронизировать потоки из разных процессов. Существует так же функции инициализации (создания) и удаления, вхождения и выхода из критической секции: создание – InitializeCriticalSection(…), удаление – DeleteCriticalSection(…), вход – EnterCriticalSection(…), выход – LeaveCriticalSection(…). Ограничения: поскольку это не объект ядра, то он не виден другим процессам, то есть можно защищать только потоки своего процесса. Критический раздел анализирует значение специальной перемен­ной процесса, которая используется как флаг, предотвращающий исполнение некоторого участка кода несколькими потоками одновременно. Среди синхронизирующих объектов критические разделы наиболее просты. 2) mutex mutable exclude . Это объект ядра, у него есть имя, а значит с их помощью можно синхронизировать доступ к общим данным со стороны нескольких процессов, точнее, со стороны потоков разных процессов. Ни один другой поток не может завладеть мьютексом, который уже принадлежит одному из по­токов. Если мьютекс защищает какие-то совместно используемые данные, он сможет выполнить свою функцию только в случае, если перед обращением к этим данным каждый из потоков будет проверять состояние этого мьютекса. Windows расценивает мьютекс как объект общего доступа, который можно пере­вести в сигнальное состояние или сбросить. Сигнальное состояние мьютекса говорит о том, что он занят. Потоки должны самостоятельно ана­лизировать текущее состояние мьютексов. Если требуется, чтобы к мьютексу могли обратиться потоки других процессов, ему надо присвоить имя. Функции: CreateMutex(имя) – создание, hnd=OpenMutex(имя) – открытие, WaitForSingleObject(hnd) – ожидание и занятие, ReleaseMutex(hnd) – освобождение, CloseHandle(hnd) – закрытие. Его можно использовать в защите от повторного запуска программ. 3) семафор – semaphore . Объект ядра “семафор” используются для учёта ресурсов и служат для ограничения одновременного доступа к ресурсу нескольких потоков. Используя семафор, можно организовать работу программы таким образом, что к ресурсу одновременно смо­гут получить доступ несколько потоков, однако количество этих потоков будет ограничено. Создавая семафор, указывается максимальное количество пото­ков, которые одновременно смогут работать с ресурсом. Каждый раз, когда программа обращается к семафору, значение счетчика ресурсов семафора уменьша­ется на единицу. Когда значение счетчика ресурсов становится равным нулю, семафор недоступен. создание CreateSemaphore, открытие OpenSemaphore, занять WaitForSingleObject, освобождение ReleaseSemaphore 4 ) событие – event . События обычно просто оповещают об окончании какой-либо операции, они также являются объектами ядра. Можно не просто явным образом освободить, но так же есть операция установки события. События могут быть мануальными (manual) и единичными (single). Единичное событие (single event) – это скорее общий флаг. Событие находится в сигнальном состоянии, если его установил какой-нибудь поток. Если для работы программы требуется, чтобы в случае возникновения события на него реа­гировал только один из потоков, в то время как все остальные потоки продолжали ждать, то используют единичное событие. Мануальное событие (manual event) - это не про­сто общий флаг для нескольких потоков. Оно выполняет несколько более сложные функции. Любой поток может установить это событие или сбросить (очистить) его. Если событие установлено, оно останется в этом состоянии сколь угодно долгое время, вне зависимости от того, сколько потоков ожидают установки этого события. Когда все потоки, ожидающие этого события, получат сообщение о том, что событие произошло, оно автоматически сбросится. Функции: SetEvent, ClearEvent, WaitForEvent. Типы событий: 1) событие с автоматическим сбросом: WaitForSingleEvent. 2) событие с ручным сбросом (manual), тогда событие необходимо сбрасывать: ReleaseEvent. Некоторые теоретики выделяют ещё один объект синхронизации: WaitAbleTimer – объект ядра ОС, который самостоятельно переходит в свободное состояние через заданный интервал времени (будильник).

Потоки могут находиться в одном из нескольких состояний:

    Ready (готов) – находящийся в пуле (pool) потоков, ожидающих выполнения;

    Running (выполнение) - выполняющийся на процессоре;

    Waiting (ожидание), также называется idle или suspended, приостановленный - в состоянии ожидания, которое завершается тем, что поток начинает выполняться (состояние Running) или переходит в состояние Ready ;

    Terminated (завершение) - завершено выполнение всех команд потока. Впоследствии его можно удалить. Если поток не удален, система может вновь установить его в исходное состояние для последующего использования.

Синхронизация потоков

Выполняющимся потокам часто необходимо каким-то образом взаимодействовать. Например, если несколько потоков пытаются получить доступ к некоторым глобальным данным, то каждому потоку нужно предохранять данные от изменения другим потоком. Иногда одному потоку нужно получить информацию о том, когда другой поток завершит выполнение задачи. Такое взаимодействие обязательно между потоками как одного, так и разных процессов.

Синхронизация потоков (thread synchronization ) - это обобщенный термин, относящийся к процессу взаимодействия и взаимосвязи потоков. Учтите, что синхронизация потоков требует привлечения в качестве посредника самой операционной системы. Потоки не могут взаимодействовать друг с другом без ее участия.

В Win32 существует несколько методов синхронизации потоков. Бывает, что в конкретной ситуаций один метод более предпочтителен, чем другой. Давайте вкратце ознакомимся с этими методами.

Критические секции

Один из методов синхронизации потоков состоит в использовании критических секций (critical sections). Это единственный метод синхронизации потоков, который не требует привлечения ядра Windows. (Критическая секция не является объектом ядра). Однако этот метод может использоваться только для синхронизации потоков одного процесса.

Критическая секция - это некоторый участок кода, который в каждый момент времени может выполняться только одним из потоков. Если код, используемый для инициализации массива, поместить в критическую секцию, то другие потоки не смогут войти в этот участок кода до тех пор, пока первый поток не завершит его выполнение.

До использования критической секции необходимо инициализировать ее с помощью процедуры Win32 API InitializeCriticalSection(), которая определяется (в Delphi) следующим образом:

procedure InitializeCriticalSection(var IpCriticalSection: TRTLCriticalSection); stdcall;

Параметр IpCriticalSection представляет собой запись типа TRTLCriticalSection, которая передается по ссылке. Точное определение записи TRTLCriticalSection не имеет большого значения, поскольку вам вряд ли понадобится когда-либо заглядывать в ее содержимое. От вас требуется лишь передать неинициализированную запись в параметр IpCtitical Section, и эта запись будет тут же заполнена процедурой.

После заполнения записи в программе можно создать критическую секцию, поместив некоторый участок ее текста между вызовами функций EnterCriticalSection() и LeaveCriticalSection(). Эти процедуры определяются следующим образом:

procedure EnterCriticalSection(var IpCriticalSection: TRTLCriticalSection); stdcall;

procedure LeaveCriticalSection(var IpCriticalSection: TRTLCriticalSection); stdcall;

Параметр IpCriticalSection, который передается этим процедурам, является не чем иным, как записью, созданной процедурой InitializeCriticalSection().

Функция EnterCriticalSection проверяет, не выполняет ли уже какой-нибудь другой поток критическую секцию своей программы, связанную с данным объектом критической секции. Если нет, поток получает разрешение на выполнение своего критического кода, точнее, ему не запрещают это делать. Если да, то поток, обратившийся с запросом, переводится в состояние ожидания, а о запросе делается запись. Так как нужно создавать записи, объект «критическая секция» представляет собой структуру данных.

Когда функция LeaveCriticalSection вызывается потоком, который владеет в текущий момент разрешением на выполнение своей критической секции кода, связанной с данным объектом «критическая секция», система может проверить, нет ли в очереди другого потока, ожидающего освобождения этого объекта. Затем система может вынести ждущий поток из состояния ожидания, и он продолжит свою работу (в выделенные ему кванты времени).

По окончании работы с записью TRTLCriticalSection необходимо освободить ее, вызвав процедуру DeleteCriticalSection(), которая определяется следующим образом:

procedure DeleteCriticalSection(var IpCriticalSection: TRTLCriticalSection); stdcall;

Последнее обновление: 31.10.2015

Нередко в потоках используются некоторые разделяемые ресурсы, общие для всей программы. Это могут быть общие переменные, файлы, другие ресурсы. Например:

Class Program { static int x=0; static void Main(string args) { for (int i = 0; i < 5; i++) { Thread myThread = new Thread(Count); myThread.Name = "Поток " + i.ToString(); myThread.Start(); } Console.ReadLine(); } public static void Count() { x = 1; for (int i = 1; i < 9; i++) { Console.WriteLine("{0}: {1}", Thread.CurrentThread.Name, x); x++; Thread.Sleep(100); } } }

Здесь у нас запускаются пять потоков, которые работают с общей переменной x. И мы предполагаем, что метод выведет все значения x от 1 до 8. И так для каждого потока. Однако в реальности в процессе работы будет происходить переключение между потоками, и значение переменной x становится непредсказуемым.

Решение проблемы состоит в том, чтобы синхронизировать потоки и ограничить доступ к разделяемым ресурсам на время их использования каким-нибудь потоком. Для этого используется ключевое слово lock . Оператор lock определяет блок кода, внутри которого весь код блокируется и становится недоступным для других потоков до завершения работы текущего потока. И мы можем переделать предыдущий пример следующим образом:

Class Program { static int x=0; static object locker = new object(); static void Main(string args) { for (int i = 0; i < 5; i++) { Thread myThread = new Thread(Count); myThread.Name = "Поток " + i.ToString(); myThread.Start(); } Console.ReadLine(); } public static void Count() { lock (locker) { x = 1; for (int i = 1; i < 9; i++) { Console.WriteLine("{0}: {1}", Thread.CurrentThread.Name, x); x++; Thread.Sleep(100); } } } }

Для блокировки с ключевым словом lock используется объект-заглушка, в данном случае это переменная locker . Когда выполнение доходит до оператора lock, объект locker блокируется, и на время его блокировки монопольный доступ к блоку кода имеет только один поток. После окончания работы блока кода, объект locker освобождается и становится доступным для других потоков.

. Синхронизация потоков

Для синхронизации действий, выполняемых разными потоками существует несколько различных способов. Условно их можно разделить на следующие:

· синхронизация с помощью глобальных переменных

· синхронизация с помощью обмена событиями

· синхронизация с помощью специальных объектов (событий, семафоров, критических секций, объектов исключительного владения и других)

Первый метод синхронизации следует признать самым неудачным, так как он требует постоянного опроса состояния глобальной переменной. У этого метода есть и более серьезные недостатки - так, например, возможна полная блокировка потоков, если поток, ожидающий изменения глобальной переменной имеет более высокий приоритет, чем поток, изменяющий эту переменную. Правда, его можно несколько улучшить - вводя дополнительные временные задержки между последовательными опросами.

Второй метод потребует создания объектов, способных получать сообщения или извещения о выполнении некоторых действий. Это могут быть окна, файлы (например, при использовании асинхронных операций или операций с уведомлением), каталоги и т.д. Во многих случаях может быть удобно создать невидимое окно, участвующее в обмене сообщениями или ожидающее получения сообщений для выполнения тех или иных действий.

Третий метод - синхронизация с помощью специальных объектов - потребует рассмотрения разных объектов и разных методов синхронизации с использованием объектов. В Win32 API существует большое число объектов, которые могут быть применены в качестве синхронизирующих, причем во многих случаях вместо одного объекта может применяться объект другого типа. Поэтому будет интересно рассмотреть несколько основных методов синхронизации с использованием объектов.

Общие представления о методах синхронизации

При рассмотрении способов синхронизации удобно выделить несколько основных способов, применяемых разными операционными системами. В числе таких способов можно выделить четыре метода:

· критические секции

· объекты исключительного владения

· события

· синхронизация группой объектов

Последовательно рассмотрим эти основные методы, используя в качестве примера функции по работе с глобальной кучей. Попробуем абстрактно разобраться со свойствами этих функций, что бы понять, какие методы синхронизации и в каких случаях удобно применять.

Во–первых, глобальную кучу в целом можно рассматривать как некий сложный объект, над которым могут выполняться некоторые операции (пока мы рассматриваем только операции над кучей в целом, не вдаваясь в нюансы работы с отдельными блоками - при необходимости доступ к отдельным блокам кучи должен быть синхронизирован, но это уже не функции кучи, а проблема того, кто пользуется кучей).

Часть операций, например получение указателя на какой–либо блок в куче, не нуждается в изменении самой кучи. То есть функции, осуществляющие подобные операции могут выполняться одновременно разными потоками не конфликтуя друг с другом. Такие функции удобно назвать “читателями” - они не изменяют кучу как единый объект.

Другие операции, например выделение нового блока в куче, требуют внесения изменений в кучу - изменения в цепочке выделяемых блоков. Обычно такие изменения осуществляются не в одном месте, а требуется согласованное внесение изменений в нескольких структурах данных. В процессе такой операции структура кучи какое–то время оказывается нарушенной, вследствие чего одновременное выполнение таких действий должно быть исключено. Такие функции удобно назвать “писателями” - они изменяют кучу как единый объект.

Применительно к куче возможен одновременный доступ нескольких читателей и исключительный - писателей. Более того, если к куче получает доступ писатель, то читатели также должны быть лишены доступа (в других случаях это может быть не так - читатели могут работать одновременно с писателем).

Можно сформулировать несколько правил для работы с таким объектом:

· если к объекту имеет доступ писатель, то ни читатели, ни другие писатели доступа не имеют;

· если к объекту имеет доступ читатель, то возможен одновременный доступ других читателей и запрещен доступ писателям;

· если объект свободен, то первый пришедший писатель или читатель имеет право доступа.

Рассмотренный пример очень удобен, так как подобная ситуация (много читателей, единственный писатель) встречается сплошь и рядом - а стандартного объекта для синхронизации доступа к такому объекту нет. Благодаря этому такой пример становится благодатной почвой для рассмотрения разных способов синхронизации.


Даже при простейшем анализе такой таблицы можно заметить, что писатели находятся в неравном положении - при достаточно большом числе читателей и писателей возможна полная блокировка последних, так как читатели могут получать право одновременного доступа к объекту, так что возможна ситуация, когда объект вообще не будет освобожден для писателей - хоть один читатель да найдется. Для выхода из такой ситуации следует слегка модифицировать реакцию объекта во 1м случае - если имеется ожидающий поток–писатель, то надо разрешить доступ ему, а не читателю. Для полной “симметрии” следует в 4м случае проверять наличие читателей и разрешать им доступ, даже если имеется ожидающий поток–писатель. Такой механизм, хотя и достаточно сложный в реализации, обеспечит более–менее равные права для выполнения потоков разного типа.

Критические секции

Этот синхронизирующий объект может использоваться только локально внутри процесса, создавшего его. Остальные объекты могут быть использованы для синхронизации потоков разных процессов. Название объекта “критическая секция” связано с некоторым абстрактным выделением части программного кода (секции), выполняющего некоторые операции, порядок которых не может быть нарушен. То есть попытка двумя разными потоками одновременно выполнять код этой секции приведет к ошибке.

Например, такой секцией может быть удобно защитить функции–писатели, так как одновременный доступ нескольких писателей должен быть исключен.

Для критической секции вводят две операции:

· войти в секцию;
Пока какой–либо поток находится в критической секции, все остальные потоки при попытке войти в нее будут автоматически останавливаться в ожидании. Поток, уже вошедший в эту секцию, может входить в нее многократно, не ожидая ее освобождения.

· покинуть секцию;
При покидании потоком секции уменьшается счетчик числа вхождений этого потока в секцию, так что секция будет освобождена для других потоков только если поток выйдет из секции столько раз, сколько раз в нее входил. При освобождении критической секции будет пробужден только один поток, ожидающий разрешения на вход в эту секцию.

Вообще говоря, в других API, отличных от Win32 (например, OS/2), критическая секция рассматривается не как синхронизирующий объект, а как фрагмент кода программы, который может исполняться только одним потоком приложения. То есть вход в критическую секцию рассматривается как временное выключение механизма переключения потоков до выхода из этой секции. В Win32 API критические секции рассматриваются как объекты, что приводит к определенной путанице - они очень близки по своим свойствам к неименованным объектам исключительного владения (mutex, см. ниже).

При использовании критических секций надо следить, что бы в секции не выделялись чересчур большие фрагменты кода, так как это может привести к существенным задержкам в выполнении других потоков.

Например, применительно к уже рассмотренным кучам - не имеет смысла все функции по работе с кучей защищать критической секцией, так как функции–читатели могут выполняться параллельно. Более того, применение критической секции даже для синхронизации писателей на самом деле представляется малоудобным - так как для синхронизации писателя с читателями последним все–равно придется входить в эту секцию, что практически приводит к защите всех функций единой секцией.

Можно выделить несколько случаев эффективного применения критических секций:

· читатели не конфликтуют с писателями (защищать надо только писателей);

· все потоки имеют примерно равные права доступа (скажем, нельзя выделить чистых писателей и читателей);

· при построении составных синхронизирующих объектов, состоящих из нескольких стандартных, для защиты последовательных операций над составным объектом.

Объекты исключительного владения

Объекты исключительного владения - mutex (mut ualex clusion) - могут принадлежать только одному потоку одновременно. Соответственно определяются операции над этими объектами:

· затребовать владение объектом;
При запросе владения система проверяет, владеет–ли какой–либо другой поток этим объектом или нет. Если имеется другой поток–владелец, то данный поток останавливается до тех пор, пока объект не освободиться. Как только объект становится свободным, система отдает его во владение новому потоку. Поток, уже владеющий объектом, может многократно вступать во владение им.

· освободить объект;
При освобождении объекта система просматривает, имеются–ли другие потоки, ожидающие освобождения этого объекта. Если имеются, то возобновит работу только один поток, а все остальные продолжат ожидание - объект mutex может быть во владении только у одного потока. Освобождать объект может только тот поток, который им в данный момент владеет, другие потоки этого сделать не могут. Для полного освобождения объекта поток должен столько раз освободить его, сколько раз он затребовал владение с того момента, как ему дали этот объект во владение.