Становление личности в процессе социализации презентация. "социализация" презентация к уроку на тему

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

социализация Социализация личности - процесс активного ее включения в общественную жизнь.

стадии социализации

ВКЛАД ЭРИКСОНА Э. Эриксон разработал психосоциальную концепцию развития личности, где показал тесную взаимосвязь развития личности и характера социальной среды, в которой она развивается. Ввел понятие «групповая идентичность», которая формируется с первых дней жизни человека.

« Как будет решена проблема социализации на первой стадии, аналогично, она будет протекать и на последней. » (Эриксон) «Понять жизнь можно только к концу, а прожить надо сначала». (житейская мудрость)

Переходы от одного возрастного периода социализации к другому рассматриваются как критические, переходные возрасты, что связано с ломкой прежних социальных отношений с окружающей средой и формированием новых. В эти периоды следует учитывать, что дети: - трудновоспитуемы; - проявляют упрямство; - непослушание; - строптивость; - негативизм и др.

Механизмы социализации

большие малые протекают внешне спокойно и связаны с ростом совокупности знаний, навыков и умений, относительной самостоятельности ребенка. обусловлены перестройкой отношений с социальным окружением. КРИЗИСЫ

Теории социализации Теории социального научения (бихевиористские) Психоаналитические теории (идентификации) Когнитивистские теории (социального сравнения)

Нарушение социализации Просоциальное поведение - поведение человека среди других людей, бескорыстно направленное на общее благо. Асоциальное поведение (девиантное) - противоправное, (влечет административную или уголовную ответственность), или аморальное (систематическое пьянство, наркомания, стяжательство, сексуальная распущенность, а иногда включается поведение суицидное).

Аморальное асоциальное поведение В зависимости от способов взаимодействия индивида с реальностью и нарушения тех или иных норм общества девиантное поведение разделяется на пять типов (по В.Д. Менделевичу): Делинквентный тип девиантного поведения (преступления, проступок). Аддиктивный (сексуальные взаимодействия, трудоголизм, фанатизм). Патохарактерологический (психопатии и акцентуации характера) Психопатологический (психические расстройства и заболевания). Основанный на гиперспособностях (математических, музыкальных, художественных и иных).

Непротивоправное девиантное поведение

Антисоциальное девиантное поведение

1) Отклоняющееся поведение личности - это поведение, которое не соответствует общепринятым или официально установленным социальным нормам. 2) Девиантное поведение и личность, его проявляющее, вызывает негативную оценку со стороны других людей (осуждение, социальные санкции). 3) Девиантное поведение наносит реальный ущерб самой личности или окружающим людям. Таким образом, девиантное поведение деструктивно или аутодеструктивно. 4) Девиантное поведение можно охарактеризовать как стойко повторяющееся (многократное или длительное). 5) Девиантное поведение должно согласовываться с общей направленностью личности. 6) Девиантное поведение рассматривается в пределах медицинской нормы. 7) Девиантное поведение сопровождается явлениями социальной дезадаптации. 8) Девиантное поведение имеет выраженное индивидуальное и возрастно-половое своеобразие. ПРИЗНАКИ ДЕВИАНТНОГО ПОВЕДЕНИЯ:

Агрессия. - Суицид. - Злоупотребление веществами, вызывающими состояния измененной психической деятельности (алкоголизм, наркотизация, табакокурение и др.). - Нарушение пищевого поведения (переедание, голодание). - Аномалии сексуального поведения (девиации, перверсии, отклонения психосоциального развития). - Сверхценные психологические увлечения (« трудоголизм », « гемблинг », фанатизм, коллекционирование). Выделяются клинические формы девиантного поведения:

Сверхценные патопсихологические увлечения (разновидность маний, сутяжничество и др.). - Характерологические и патохарактерологические реакции (эмансипации, группирование и др.). - Коммуникативные девиации (аутизация, гиперобщительность, конформизм, фобическое, нарцисстическое поведение). - Безнравственное, аморальное поведение (алчность, зависть, прелюбодеяние, тщеславие и др.). - Неэстетическое поведение (девиация стиля речи - заикание, дислалия, афазия), девиация стиля взгляда, движений и др.

Девиантное поведение может сочетаться с достаточно хорошим знанием нравственных норм, что указывает на необходимость формирования нравственных привычек в относительно раннем возрасте. !!!



Этапы социализации Известно, что младенец вступает в большой мир как биологический организм и его основной заботой в этот момент является собственный физический комфорт. Через некоторое время ребенок становится человеческим существом с комплексом установок и ценностей, с симпатиями и антипатиями, целями и намерениями, шаблонами поведения и ответственностью, а также с неповторимо индивидуальным видением мира. Человек достигает этого состояния с помощью процесса, который мы называем социализацией. В ходе этого процесса индивид превращается в человеческую личность.


Стадии социализации Дотрудовая стадия. Ранняя социализация от рождения до поступления в школу; Стадия обучения – школьные годы, студенчество (ВУЗ – двоякое отнесение). Трудовая стадия. Идея социализации как непрерывного процесса, непрерывного образования. Специфика социализации взрослых. Послетрудовая стадия. Идея «десоциализации», свертывания социальных функций. Роль пожилых людей при воспроизводстве социального опыта. Изменение типа активности.




Социализация – это двусторонний процесс, включающий: усвоение индивидом социального опыта путем вхождения в социальную среду, систему социальных связей; процесс активного воспроизведения индивидом системы социальных связей за счет его активной деятельности, активного включения в социальную среду. Термин «социализация» отличают от смежных понятий «развитие личности» и «воспитание».


Институты социализации Институты социализации - конкретные группы, в которых личность приобщается к системам норм и ценностей и которые выступают транслятором социального опыта (Белинская, Тихомандрицкая). Дотрудовая стадия: семья, дошкольные детские учреждения, школа, группы сверстников, учебные заведения. Трудовая стадия: трудовой коллектив, команда, организация. Послетрудовая стадия: общественные организации, членами которых являются пенсионеры.


Процесс социализации личности включает и воспитание активной социальной ответственности, осознания долга перед обществом, понимания необходимости соблюдения социальных норм, что в конечном счете обеспечивает нормативное поведение, высокую степень социальной воспитанности человека, предупреждение его антисоциальных проявлений.


Три сферы становления личности: деятельность На протяжении процесса социализации происходит расширение «каталога» деятельностей. Три важных процесса: Ориентировка в системе связей (через личностные смыслы); Центрирование вокруг главного (возникновение иерархии личности); Освоение новых ролей и осмысление их значимости


Три сферы становления личности: общение Общение в контексте социализации рассматривается со стороны его расширения и углубления: расширение общения понимается как умножение контактов с другими людьми, специфика этих контактов в каждом возрасте; углубление общения – это переход от монологического общения к диалогическому.


Три сферы становления личности: самосознание Процесс социализации означает становление в человеке образа «Я»: отделение этого образа от деятельности; интерпретация «Я»; Социальная психология: каким образом включение человека в различные социальные группы запускает этот процесс?


ВЫВОДЫ: социализация представляет собой двусторонний процесс, включающий, с одной стороны, усвоение индивидом социального опыта путем вхождения в социальную среду, систему социальных связей; с другой стороны, процесс активного воспроизводства системы социальных связей индивидом за счет его активной деятельности, активного включения в социальную среду; становление личности происходит в трех сферах: деятельность, сознание, общение; особая роль в современной социализации принадлежит образованию и приобретению профессии; в современных условиях формируется активная жизненная позиция личности.

Социализация личности






Цели урока:

  • определить степень усвоения основных знаний (деятельность, игра, труд);
  • продолжить работу над формированием умения находить нужный материал по заданной теме а, показать практическую направленность предмета;
  • развитие у учащихся интереса к творческой деятельности, умения работы в группе, продолжить формирование коммуникативных навыков.

Цели урока:

  • вспомнить основные понятия, связанные с деятельностью человека(деятельность, игра, труд);
  • Работая самостоятельно с материалом, разработать схему социализации личности в обществе, используя понятия «социализация, адаптация, этапы социализации, жизненный цикл, его этапы, агенты и институты социализации (первичные и вторичные); ресоциализация и десоциализация;»


Социализацией называется осуществляющийся на протяжении всей жизни индивидов процесс воздействия на них общества и его структур, в результате которого люди накапливают социальный опыт жизнедеятельности в конкретном обществе, становятся личностями.


обучение (процесс приобретения индивидом новых знаний об окружающем мире),

взросление (социопсихологическое становление человека в узком возрастном диа­пазоне от 10 до 20 лет).


Процесс социализации проходит через несколько стадий , которые социологи называют жизненными циклами :

детство,

юность,

зрелость

старость .


  • Жизненные циклы связаны со сменой социальных ролей , приобретением нового статуса, изменением привычек и образа жизни.

По степени достижения результата различают

начальную, или раннюю, социализацию, охватывающую периоды детства и юности,

продолженную, или зрелую , социализацию, охватывающую зрелость и старость.


  • Становление личности человека в процессе социализации происходит при помощи так называемых агентов и институтов социализации.

Агенты социализации

агенты первичной социализации (родители, братья, сестры, близкие и дальние родственники, друзья, учителя и т. д.

агенты вторичной социализации (должностные лица вуза, предприятия, сотрудники телевидения и т. д.)


  • Агенты первичной социализации составляют ближайшее окружение человека и играют важнейшую роль в процессе формирования его личности, агенты вторичной социализации оказывают менее важное влияние .

Институты социализации - это социальные учреждения, влияющие на процесс социализации и направляющие его.

Институты социализации

институты

первичной социализации

(семья, школа)

институты

вторичной социализации



Агенты и институты социализации выполняют две основные функции :

1) обучают людей принятым в обществе культурным нормам и образцам поведения;

2) осуществляют социальный контроль за тем,

насколько прочно, глубоко и правильно эти нормы и образцы поведения усвоены личностью.


  • Поэтому такие элементы социального контроля, как поощрение (например, в форме положительных оценок) и наказание (в форме оценок отрицательных) одновременно являются и приемами социализации .

В период вторичной социализации личность может быть субъектом процессов десоциализации и ресоциализации .

Институты вторичной социализации (средства массовой информации, армия, церковь.)





Задание по теме


1.Процесс воздействия на индивидов общества, осуществляющийся на протяжении всей их жизни, в результате которого люди накапливают социальный опыт и становятся личностями, называется __________________________ .


2.Ограниченный во времени процесс привыкания к новым условиям существования - это ________


3.Процесс приобретения индивидом новых знаний об окружающем мире - это ________

4.Социопсихологическое становление человека в узком возрастном диапазоне от 10 до 20 лет - это ________


5 . Назовите жизненные циклы социализации и ее виды.


6. Конкретные люди, ответственные за обучение других людей культурным нормам и оказание им помощи в освоении различных социальных ролей - это ________





Назовите их.

11. Они выполняют две основные функции :

1) обучают людей принятым в обществе культурным нормам и образцам поведения;

2) осуществляют социальный контроль за тем, насколько прочно, глубоко и правильно эти нормы и образцы поведения усвоены личностью.

  • 13.Утрата или сознательный отказ от усвоенных ценностей, норм поведения, социальных ролей, привычного образа жизни – это ______

14.Процесс восстановления утраченных ценностей и социальных ролей, переобучение, возвращение индивида к нормальному (старому) образу жизни – это ______

Ответы:

  • Социализация
  • Адаптация
  • Обучение
  • Взросление
  • Детство, юность, зрелость, старость
  • Агенты
  • Агент первичной социализации
  • Агент вторичной социализации
  • Институты социализации
  • Родители, братья, сестры, близкие; армия, школа, церковь
  • Агенты и институты социализации
  • Поощрения и наказания
  • Десоциализация
  • Ресоциализация

Описание презентации по отдельным слайдам:

1 слайд

Описание слайда:

2 слайд

Описание слайда:

3 слайд

Описание слайда:

Социализация - это процесс освоения социальных ролей, приобретения социальных статусов и накопления социального опыта. Процесс социализации начинается с рождения человека и продолжается всю его жизнь. Жизненный цикл человека составляют определенные возрастные этапы: - детство - юность - зрелость - старость

4 слайд

Описание слайда:

Периоды социализации Период детства и юности составляет начальную социализацию; Период зрелости и старости - продолженную социализацию.

5 слайд

Описание слайда:

Блажен, кто смолоду был молод, Блажен, кто вовремя созрел, Кто постепенно жизни холод С летами вытерпеть успел... А.С.Пушкин В ходе социализации человек из биологического существа превращается в социальное. Социальная среда играет в этом процессе решающую роль. Социализация дает возможность общаться посредством освоенных ролей. Социализация обеспечивает сохранение самого общества: прививает новым гражданам общепринятые ценности, образцы поведения.

6 слайд

Описание слайда:

Социализация - процесс развития человека, становления личности во взаимодействии с окружающим миром. Социализацию переживает каждый из нас на протяжении всей жизни. Социализацию понимают как процесс освоения человеком социальных ролей и культурных норм, накопления жизненного опыта. Иногда социализацию понимают как подготовку к взрослой жизни, как обучение и воспитание в школе, обучение предмету.

7 слайд

Описание слайда:

8 слайд

Описание слайда:

Первичная социализация Семья Первичная социализация очень важна для ребёнка, так как она является основой для всего остального процесса социализации. Наибольшее значение в первичной социализации играет семья, откуда ребёнок и черпает представления об обществе, о его ценностях и нормах.

9 слайд

Описание слайда:

Вторичная социализация Детский сад, школа Вторичная социализация происходит уже вне дома. Её основой является место, где детям приходится действовать в соответствии с новыми правилами и в новой обстановке. В процессе вторичной социализации индивид приобщается уже не к малой группе, а к большой. Конечно, изменения, происходящие в процессе вторичной социализации, меньше, чем те, которые происходят в процессе первичной.

10 слайд

Описание слайда:

Досрочная социализация Досрочная социализация представляет из себя «репетицию» будущих социальных отношений. Например, взаимоотношения с одноклассниками, могут послужить «репетицией» отношений с будущими коллегами по работе.

11 слайд

Описание слайда:

Ресоциализация Ресоциализация - это процесс устранения сложившихся ранее моделей поведения и приобретения новых. В этом процессе человек переживает резкий разрыв со своим прошлым, а также чувствует необходимость изучать и подвергаться воздействию ценностей, радикально отличающихся от сложившихся до этого. Ресоциализация происходит в течение всей жизни человека.

12 слайд

Описание слайда:

"ступени" социализации: детство, юность, зрелость, старость. "Годы юности - самые трудные годы", - еще в XVIII веке писал немецкий философ И. Кант. Трудности подросткового возраста: психологические сдвиги (влечение к противоположному полу, усиливается агрессивность, склонность к необузданному риску и т.д.); склонность к инновации и творчеству; непризнание авторитетов; подчеркнутое стремление к независимости и самостоятельности; формируется параллельная система ценностей: родители - сверстники; изменяется поведение (от почти полного послушания к скрытому или явному неповиновению родителям); противоречие между усилившейся ориентацией на самостоятельность и усилившейся зависимостью от мнения и поведения сверстников.

13 слайд

Описание слайда:

Может быть, это проблемы только современных подростков и молодых людей? Когда были написаны эти слова? Эта молодежь растленна до глубины души. Молодые люди злокозненны и нерадивы. Никогда они не будут походить на молодежь былых времен. Молодое поколение сегодняшнего дня не сумеет сохранить нашу культуру". (Надпись на вавилонском сосуде, около 3-х тыс. лет до н. э.). "Молодые строптивы, без послушания и уважения к старшим. Истину отбросили, обычаев не признают. Никто их не понимает, и они не хотят, чтобы их понимали. Несут миру погибель". (Надпись на гробнице фараона, около 3,5 тыс. лет до н. э.). Подростковый возраст - это экзамен для всех (самого подростка, родителей, учителей). Нельзя быстро и без труда разрешить все проблемы этого возраста: надо набраться терпения...

14 слайд

Описание слайда:

Важность подросткового этапа Заканчивается формирование фундамента личности - мировоззрения; Осознание своего "Я" происходит как осмысление своего места в жизни; идет постоянный поиск нравственных ориентиров. Экономически несамостоятельны, требуют социальной защиты, не выступают участниками правоотношений, не являются собственниками, производителями. Они лишь потребители; хотя психофизически они уже созрели для принятия важных решений. Недостаток жизненного опыта вынуждает совершать много ошибок. Но главное не их количество, а качество: преступность, наркотики, лихачество, алкоголь, половая распущенность... Это попытка играть роль взрослых.