Конспект занятия по аппликации гжель. Конспект непосредственно образовательной деятельности в старшей группе «Сказочная гжель» план-конспект занятия по аппликации, лепке (старшая группа) на тему

Предварительный просмотр:

МБДОУ «Детский сад № 6 г. Калининска Саратовской области»

Конспект непосредственно образовательной деятельности в старшей группе «Сказочная гжель»

Воспитатель: Сысолятина

Елена Викторовна

Калининск 2013 год

Художественное творчество: пластинография на объемной плоскости.

Интеграционные области: художественное творчество (лепка), коммуникация, чтение художественной литературы, музыка, познание, социализация, физическая культура, безопасность.

Виды деятельности: игровая, продуктивная, коммуникативная, музыкально-художественная, познавательно-исследовательская, восприятие художественной литературы.

Цели. Познание: продолжать знакомить детей с русскими народными промыслами; на примере гжельских мастеров, закреплять представления детей о народных промыслах: хохлома, дымка, Семеновская матрешка.

Социализация: способствовать развитию эстетического вкуса, формированию прекрасного. Воспитывать чувство гордости за талант своего народа, уважение к мастерам и желание создавать своими руками коллективную работу – гжельский сервис.

Художественное творчество: учить оформлять объемную плоскость элементами узора гжельской росписи, выполняя работу в стиле пластинографии. Вызвать чувство композиции, умение красиво располагать узор на объемной плоскости.

Коммуникация: развивать речь, умение использовать в речи относительные прилагательные.

Здоровье: следить за сменой поз, с целью профилактики сколиоза.

Физическая культура: развивать мелкую моторику пальцев рук.

Музыка: развитие музыкально-эстетического вкуса.

Оборудование: аудиозапись песни «Незабудковая гжель», слайдовая презентация «Сказочная гжель», посылка, выставка работ народного творчества: хохлома, гжель, дымка, семёновская матрешка.

Материал: масса для лепки, доски, детский сервиз, салфетки.

  1. Вводное слово воспитателя Дети вы любите путешествовать? Сегодня мы с вами совершим путешествие в мир красоты, добра, в мир удивительных творений народных умельцев. А каких умельцев, вы сейчас расскажите сами.
  2. Путешествие в сине-голубую сказку Сегодня утром почтальон принёс посылку в детский сад. Давайте откроем её и посмотрим, что в ней.

Как хороша – эта девица душа.

Щёчки алые горят,

Удивительный наряд.

Сидит кокошник горделиво

Барышня так красива. (достать из посылки барышню и гуся).

Как называется эта роспись? (ответы детей)

Вот ложки, блюдца расписные, (стучу в ложки).

Как называется эта роспись?

Давайте прочитаем про хохлому стихотворение.

Роспись хохломская – сильно колдовская,

В сказочную песню просится сама.

И нигде на свете нет таких соцветий

Всех чудес чудесней – роспись хохлома.

А как называется эта игрушка? (семеновская матрешка).

Как называется эта роспись? (показ предметов гжели).

Чтение стихотворения о гжели:

- Гжельская роспись на белом фарфоре –

Синее небо, синее море,

Синь васильков,

Синие птицы на ветках тонких.

Музыка скромной российской природы

Кружит и водит свои хороводы.

Сейчас мы с вами послушаем и посмотрим сине-голубую сказку, а почему она так называется, вы поймете сами.

Закрыли глазки, представили, что вы попали в сказку. Глазки открываются, сказка начинается (по телевизору просмотр слайдов).

В некотором царстве, в некотором государстве, недалеко от Москвы стоит деревенька Гжель. Давным-давно жили там умелые мастера. Нашли они в своей сторонушке глину белую и стали лепить из нее разную посуду, и расписывать ее узорами из синих цветов, капелек, полос, веточек. Каждый мастер стал умение свое показывать.

Один мастер слепил чайник, на крышке петух красуется.

Другой мастер услышал сказку про кита, да сделал масленку. На спине кита вылепил сказочный город с башенками и церквушками.

Третий мастер еще лучше придумал: слепил он сахарницу в виде рыбки сказочной, улыбается рыбка, хвостом помахивает.

Лепили гжельские мастера и животных, и птиц разных. Занятно сделан петух с пышным хвостом, бычок, гордый конь, ласковая кошка, никому не страшен такой лев, он немного смешной.

Делают гжельские мастера и часы. Форма у них непростая, причудливая. Расписаны они сверху донизу цветами, а на самую макушку петушок забрался, так и кажется, что сейчас прокукарекает: «Спать пора».

У каждого есть свой узор любимый, в каждом отражается сторонушка родимая. Ее трава шелковая, ее цветы весенние. И мастерство волшебное достойно восхищения. Всего одна краска, а какая нарядная и праздничная получилась роспись.

Понравилась вам сине-голубая сказка?

А еще у нас открылась выставка «Сказочная Гжель», приглашаю Вас ее посетить. Рассмотрим изделия гжельских мастеров, полюбуемся на это голубое чудо (рассматриваем выставку).

Почему гжель называют сине-голубой?

Какими узорами украшена посуда? (цветы, веточка, бордюр).

Из каких элементов состоит цветок? (серединка и лепестки).

На что похожи лепестки? (на капельки).

Чем украшена чашка? (веточка).

На веточке листья одинаковые или нет? (снизу крупные, а вверху мелкие).

Дети, посмотрите есть на нашей выставке и необычный сервиз. Пришло время стать вам народными умельцами и украсить этот сервиз гжельскими узорами. Только мастера свою посуду расписывали красками, а вы это сделаете необычным способом – при помощи эластичной массы.

3. Физминутка А перед началом работы давайте проведем пальчиковую гимнастику.

Наши синие цветы распускают лепестки, (поднимают руки вверх)

Ветерок чуть дышит, лепестки колышет (качают руками и пальчиками в стороны)

Наши синие цветы закрывают лепестки,

Тихо засыпают, головой качают (приседают, сжимают пальцы в кулак)

4. Украшение сервиза. Дети берут блюдца и чашки. Рассаживаются за столы.

Звучит тихая музыка «Незабудковая гжель».

Дети, закройте глаза, положите руку на кусок эластичной массы, сделайте два глубоких вдоха, подружитесь с рабочим материалом.

Откройте глаза и приступайте к работе.

Самостоятельная работа детей.

По окончании работы дети выставляют свои изделия на стол, покрытый белой скатертью.

Все украсили по одному предмету, а вместе получился красивый нарядный сервиз. Нравится он вам?

У русских людей есть поговорка «Умелец да рукоделец себе и людям радость приносит». Она о вас. Своей работой вы подарили радость себе, мне и нашим гостям.

5. Рефлексия. Вот и подошло к концу наше путешествие. О каких народных промыслах мы сегодня вспоминали (гжель, хохлома, дымка, семеновская матрешка).

Мы возвращаемся в группу.


Муниципальное образовательное бюджетное учреждение дополнительного образования детей Дом детского творчества

муниципального образования Новокубанский район

Конспект занятия

«Орнамент гжель (аппликация)»

Методист

Бондаренко Марина Анатольевна

Новокубанск, 2014 год

Конспект занятия «Орнамент гжель (аппликация)».

Дата проведения: 26.03.2014 г.

Цели:

Познакомить учащихся с Гжельской росписью, особенностью промысла.

Научиться выполнять узоры в технике Гжельской росписи.

Сформировать навыки составления декоративной композиции.

Воспитывать нравственно-эстетическое отношение к миру, любовь к Родине, её истории и культуре.

Развивать творческую активность, навыки работы с художественными материалами (гуашь, акварель)

Задачи:

Стремление к самостоятельной творческой деятельности;

Развитие творческого потенциала учащихся в условиях активизации воображения и фантазии;

Проявление интереса к истории и культуре своего народа;

Развитие способности к поэтапному планированию выполнения работы (от простого - к сложному);

Умение самостоятельно создавать эскиз будущего узора;

Осознанное и произвольное построение высказывания, создание мысленного и зрительного образа декора;

Самостоятельное моделирование узора гжельской росписи;

Взаимодействие с педагогом и друг с другом во фронтальном режиме.

Оборудование и материалы:

Презентация «Орнамент гжель (аппликация)»;

Схемы-таблицы с изображением гжельских узоров;

Художественные материалы;

Иллюстрации с изображением гжельской росписи.

Организационный момент.

Педагог: Здравствуйте дорогие ребята!

Учащиеся: Здравствуйте!

Добрый день всем, кто хочет сегодня окунуться в мир творчества, стать настоящим мастером промысла.

Вступительное слово педагога.

Сегодня я хочу начать наше занятие со стихотворения.

Есть в Подмосковье такое местечко
Белая рощица, синяя речка.
В этой негромкой российской природе
Слышится эхо волшебных мелодий.
И светлеет вода родниковая,
И дыхание ветра слышней.
Расцветает Гжель васильковая,
Незабудковая Гжель!

П. Синявский

Постановка цели занятия.

С каким видом декоративно – прикладного искусства мы сегодня познакомимся на занятии?

Учащиеся: Гжельская роспись

А что же, ещё мы с вами должны узнать на занятии?

Учащиеся: Наверное, мы должны узнать историю гжельской росписи.
- Должны научиться вырезать элементы гжельской росписи.

Новый материал. Показ презентации «Орнамент гжель (аппликация)»

Гжель (гжельская керамика), изделия керамических промыслов Московской области, центром которых была бывшая Гжельская волость. В настоящее время изделия производят в тридцати селах и деревнях бывших Бронницкого и Богородского уездов, в 60 км от Москвы (ныне Раменский район). Слово «гжель» происходит, возможно, от «жечь».

И так хороши эти изделия, так полюбились они людям, что слава о гжельском искусстве разнеслась не только у нас в стране, но и далеко за её пределами.

За что гжель нравится всем? Чем она отличается?

Да прежде всего - своим цветом. Он всегда одинаков: бело-синий. Сами гжельцы любят говорить, что небо у них, как нигде в России, синее-синее. Вот и задумали они перенести эту синеву на белый фарфор.

Всего одна краска… а какая нарядная и праздничная получилась роспись! Самый излюбленный узор – гжельская роза. Иногда она изображается крупно, широкими мазками. А иногда написана тонкой кистью. То мы видим букет из нескольких роз. То цветы разбросаны по всех поверхности. Бывает и так: самой розы нет, есть только её лепестки.

Не только в росписи, но и по форме гжельские изделия отличаются от других. Это квасники – декоративные кувшины, с кольцевидным туловом, высокий куполообразный, с крышкой, длинным изогнутым носиком, часто на четырёх округлых ножках.

Кумганы – подобные же сосуды, но без сквозного отверстия в корпусе. Кувшины, тарелки, блюда, чашки и многое другое.

Сколько художников, столько и разных форм. И всегда они необычные и весёлые. Всякую вещь, сделанную в Гжели, интересно рассматривать, любоваться ею.

Итак, мы с вами на миг очутились в мастерской Гжели. Понравились ли вам изделия, расписанные Гжельской росписью?

Скажите, пожалуйста, за что же всем нравится Гжель?

Ответы учащихся.

Она нравится, прежде всего, своим цветом.

Бело-синий.

Да, прежде всего своим цветом.

Педагог: всем удачи! Приступаем к работе.

Практическая работа

Задание:

1.Нарисовать на бумаге понравившиеся элементы гжельской росписи (сделать шаблон) и вырезать из цветной бумаги.

2. Распределить на листе вырезанные элементы гжельской росписи и приклеить.

Анализ выполненных работ.

Замечательно ребята! Я попрошу все работы поставить на демонстрационный стол.

Садитесь удобно, посмотрите на свои работы. (Выставка работ обучающихся)

Чем замечательны ваши орнаменты?

О чем вы думали, когда выполняли их?

С какими чувствами сочетали синий и белый цвет в единую композицию?

Выслушиваются мнения нескольких учащихся.

Что вы будете делать со своими поделками?

Итог занятия.

1.Керамика – что означает это слово?

2.Недалеко, от какого города находится деревня Гжель?

«Аппликация из ткани» - Желаю вам счастливого путешествия в мире лоскутных красок! Предметные: I. Обращайтесь с ножницами очень осторожно. Сказки, рассказы… Сюжетные: «Всё что делаем мы сами Называем чудесами!». Осторожно работайте с белыми и черными лоскутами. Аппликация из ткани. Изображающие узор или орнамент. 2. Если нужно инструмент передать другому.

«Аппликация из бумаги» - Основополагающий вопрос: Информационные ресурсы: Образовательная. Вопросы для закрепления. Простые аппликации. Подведение итогов. Обрывные аппликации. Какие виды аппликаций вы знаете? Коллажи. Необходимы осторожность, терпение и аккуратность. «Художественный дизайн». Развивать творческие способности.

«Городец» - Городецкий розан. Но для начала придётся просто копировать (повторять). Копирование – обязательный момент в изучении росписи. Городец. У меня - 5,5 см - большой; 4 см - средний; 2 см - малый. Использовано пособие: Здесь же в 1870-е годы появилась сюжетная роспись на прялках - знаменитая "городецкая роспись".

«Народный промысел гжель» - Последовательность выполнения росписи сахарницы. Забавные сувениры. Синева гжели. Элементы гжельской росписи. Освоение простых элементов росписи. Гжельская посуда. Гжельская керамика. Гжельские фигурки. Искусство гжели. Точки и прямые линии. Секреты таятся в самой природе. Гжельские орнаменты. Распиши вазу элементами гжельской росписи.

«Городецкий промысел» - Ни одно городецкое изделие не обходится без пышных гирлянд, букетов цветов, напоминающих розы, купавки, ромашки. Очень похоже на выполнение купавки. Потом зеленым цветом рисуем листочки. В течение многих десятилетий отрабатывались приемы декоративной отделки. Сверху большого кружка, рисуем маленький.

«Городецкая роспись» - Цвет дужек совпадает с цветом центра цветка. 4. На доске вывешены пословицы. Центр исполняют чистой краской, без белил. Несколькими движениями кистью мастер определяет силуэт цветка в форме круга. После прописки дужек – лепестков цветы явно преображаются. Цветной силуэт венчика получают, смешав белила с одной из ярких красок.

Еще одна распространенная дымковская фигурка (пожалуй, не менее распространенная, чем дымковская барышня) — это лошадка. Первым делом из выбранного для работы материала лепим туловище, затем конусы ног, а также голову с гривой и небольшой хвост.

/www.toysew.ru/wp-content/uploads/2015/04/dymka12.jpg" target="_blank">http://www.toysew.ru/wp-content/uploads/2015/04/dymka12.jpg 640w" width="640" />

Target="_blank">http://www.toysew.ru/wp-content/uploads/2015/04/dymka17.jpg 640w" width="640" />

Лепим из теста. Лошадка из соленого теста, мастер-класс которой предоставил мастер современных hande-made работ сделана в стиле дымковской игрушки. Может быть поэтому эта поделка столь красива и притягательна взгляду.

Оказывается, почувствовать себя настоящим творцом-ваятелем совсем не так уж и сложно! И не нужно ни мрамора, ни гранита, ни бронзы, ни даже глины. Ведь вылепить скульптуру можно… из теста! Конечно, это должно быть не обычное тесто, а специальное - солёное. Тогда оно не потрескается при высыхании и приобретёт достаточную прочность, сравнимую с глиняной. Блинная мука для создания пластичной массы не подойдёт, так как обязательно будет подниматься, образуя трещины и деформируя фигурку.

Как сделать лошадку из соленого теста

Чтобы сделать пластичное соленое тесто нужно взять муку, соль и воду, в весовых пропорциях 200:200:125. Но следует учесть, что соль в два раза плотнее муки, поэтому если отмерять объёмом, то пропорция будет 200:100:125.

Воду следует брать холодную и вливать её частями в смесь муки и соли. При вымешивании лучше всего воспользоваться миксером.

Затем тесто вымешивают руками так же, как это делают для выпечки.


Если решено вылепить фигурку лошадки, то сделать это можно в три приёма, начав с лепки туловища. Остальную массу лучше всего на время поместить в полиэтиленовый пакет с тем, чтобы она не покрывалась жёсткой корочкой.


Вылепив голову и шею, эту деталь скрепляют с туловищем. Можете для клейкости слегка смочить место скрепления, а сам «шов» осторожно разгладить, спрятав его.

В самом конце формируем хвост кобылы. Можете сделать его до самой земли - это увеличит опору фигурки ещё на одну точку.


Готовое изделие нужно хорошо высушить. Можно воспользоваться духовкой и «пропечь» скульптуру при 80 градусах. А можно воспользоваться «микроволновкой» - это безопаснее и быстрее. Только в микроволновой печи лучше сначала воспользоваться режимом разморозки и выдержать фигурку в течение минуты.
Затем нужно проверить, не появились ли трещины, не потеряло ли изделие форму. В случае нарушений поверхности можно «произвести маленький ремонт» тестом, опуская его предварительно в воду. Таким образом легко скрыть неровности и трещины, которые могут появиться.
Затем уже можно перейти на режим разогрева. Фигурку периодически следует вынимать и проверять на прочность. Когда она станет твёрдой и сухой, можно приступать к последнему шагу изготовления игрушки-статуэтки.


Это будет раскрашивание. Можете использовать любые краски: от акриловых и масляных до пищевых и акварельных. Некоторые могут вообще оставить фигурку чисто-белой, кто-то ограничится лишь окрашиванием гривы и хвоста. А можно немного пошутить и вспомнить знаменитые пёстрые дымковские игрушки.

Разве теперь скажешь, что лошадка слеплена из соленого теста? Скорее она прискакала из сказки или мультика…


Вот так легко стать настоящим скульптором, ваятелем, художником - одним словом, творцом.

Поэтому скорее берите муку и соль и - за дело, господа! Создавайте свои шедевры!

Аппликация на тему посуды познакомит детей в детском саду с повседневными предметами кухонного обихода и научит сервировать стол к чаепитию. Детсадовцы своими руками сделают сервиз и украсят им панно. Следующий мастер-класс наглядно покажет, как самому создать посуду в стиле аппликации.


Дети в младшей группе на своё усмотрение украсят вырезанные по шаблонам бумажные кружки. Для этого подойдут геометрические фигуры или наклейки. В результате одноцветная заготовка преобразится в красивую деталь сервиза.



Для чашки чая приобретите следующие материалы и инструменты:

  • картон;
  • цветная бумага;
  • бисер;
  • трафарет для основания и ручки;
  • клей;
  • ножницы.

Описание работы:

В старшей группе с детьми составляют композицию из чашки и чайника.

Для работы понадобятся:

  • основа для аппликации (цветной картон, плотная бумага);
  • бумага разных тонов;
  • бумажная ажурная салфетка для сервировки стола;
  • клей;
  • дырокол;
  • ножницы.

Пошаговая инструкция:


В подготовительной группе воспитанники справятся с выполнением более сложных композиций. Посуду украсят узоры, ягоды или элементы традиционной росписи (хохлома, гжель). Аппликация выполняется поэтапно: сначала вырезаются и наклеиваются на основу силуэты посуды, а затем приклеиваются мелкие цветные элементы.



Рекомендуется совместить технику аппликации с рисованием. Пример такой комбинированной работы - самовар, раскрашенный под хохлому.

Видео: Силуэтное вырезание

Аппликация с применением пластилина

Для МК подготовьте:

  • пластилин;
  • доску для лепки;
  • стеки (ножик для отрезания кусочков материала);
  • изображения чашки и чайника;
  • плотную основу (картон от коробки, ДСП);
  • ножницы;
  • клей.

Пошаговая инструкция:


Работа с зернами кофе и стразами

По контурной картинке плотно друг к другу наклеиваются кофейные зёрна в виде чайной пары. В результате получится оригинальный и ароматный декор для кухни. Помните, что зёрна плохо приклеиваются на ПВА. Для поделки лучше использовать резиновый или горячий клей.



Видео: Кофейное панно

Аппликации из ткани

Тканевые аппликации украсят грелку для чайника, чехол для кружки, панно. Элементы пришиваются к ткани с помощью швейной машинки плотным стежком.






Дошкольникам сложно освоить такое направление аппликации, но с ним справятся мамы. Однако и для детей найдётся работа: тканевые элементы вырезаются по типу бумажных с помощью трафаретов. Хлопчатобумажная ткань легко наклеивается на картонную основу клеем ПВА (прижимать и разглаживать наклеенный элемент тряпкой).

Видео: Чайные композиции из ткани

Идеи и трафареты

Не забывайте и про другую посуду. Аппликацией украшают тарелки, кастрюли, разделочные доски, ложки.