Скачать презентацию на тему моральные ценности. Духовно-нравственные ценности в школе: Духовно-нравственные ценности в школе: опыт, задачи, перспективы

Мои нравственные ценности


Эпиграф

Когда добро творить ты не способен,

Верни хоть то, что сделано тебе,

Пусть для кого- то станешь неудобен,

Зато не затеряешься в толпе.

Суди себя взыскательно и строго!

Приподнимись над выгодой своей,

И о себе не думай слишком много,

Надменность не в почёте у людей.


У каждого человека, маленького и большого, есть удивительная возможность – возможность мечтать. Пока человек живет, он всегда о чем-то мечтает. Иногда его мечты становятся явью, превращаясь в жизненные цели.

Давайте представим себе нашу жизнь в виде лестницы, по которой мы идем вверх, в будущее, во взрослую жизнь. Ваше право – выбрать, какой будет ваша лестница, большая или маленькая, из каких ступенек она будет состоять. Вы можете считать, что каждая ступенька – это то, к чему вы стремитесь в вашей жизни и давайте назовем эту лестницу лестницей ценностей.


Поднимаясь по лестнице, мы не всегда идем уверенно, можем ошибаться, можем оступиться и даже упасть. В жизни тоже бывает всякое: нас сопровождают болезни, разочарования и даже потери. Наш подъем зависит во многом от того, как мы будем вести себя по отношению к другим людям, которые идут вместе с нами по лестнице: будем толкаться, переступать через кого-то, пропускать вперед или идти рядом.

Давайте попробуем подумать над тем, каким будет наше движение?


Ценность – это все то, что значимо для жизни человека и людей в этом обществе.

  • Нравственность- это правила, определяющие поведение, духовные и душевные качества, необходимые человеку в обществе, а также выполнение этих правил.

Что из перечисленного вы хотели бы взять с собой для построения лестницы желаний?

  • Хитрость, настойчивость,независимость, креативность, благородство, осторожность, скупость, недоверчивость, лицемерие

застенчивость, толерантность, зависть, патриотизм, жадность,наглость, великодушие, безответственность, честность, доверие, уверенность,.....


Что выбрать: совесть иль покой,

Благополучие иль честь,

Покорность или бой,

Отвагу или лесть?



Что такое совесть?

  • Совесть – это тайник души, в котором отзывается одобрение или осуждение каждого поступка; чувство пробуждающее любовь к истине и добру, отвращение от лжи и зла
  • Совесть – самый суровый и неумолимый из всех судей, какие только встречаются в жизни человека.

  • Совесть является таким нравственным чувством, которое вложено Богом в душу человека. Совесть делает человека человеком.
  • Совесть- это голос Бога внутри нас. Каждый человек должен быть воспитан так, чтобы в нём постоянно звучал голос совести.

В мире мудрых мыслей

  • В ком стыд, в том и совесть.

(Русская пословица)

  • Совесть – это когтистый зверь, скребущий сердце.

(Л. Ландау)

  • Совесть! Без тебя нет во мне ничего возвышающего меня над животными.

(Ж. Ж. Руссо)


Собирательный образ совестливого человека.

  • Он всё делает по совести, стыдится поступать несправедливо, не пройдёт равнодушно мимо чужой беды, не увильнёт трусливо в сторону там, где нужно постоять за правду.
  • Он сверяет каждый свой шаг с действующими нормами морали и поступает сознательно в строгом соответствии с ними.
  • Он не совершает поступков, которые уронят его в глазах других людей, даже тогда, когда вполне уверен, что никто об этом не узнает
  • Совестливый человек, если и совершает какие-то несправедливые поступки, то непреднамеренно, и они вызывают у него глубокое раскаяние.

  • На совестливых людях держится мир и порядок.
  • Они несут в себе заряд нравственного здоровья, благотворно влияющего на окружающих.
  • Их жизненная позиция во многом определяет моральный климат общества и уровень его идеалов.

Мухи и пчёлы

Однажды у мудреца спросили:

  • -Почему одни люди добрые и благочестивые, а другие злые и аморальные?

Мудрец ответил:

  • -Жизненный опыт привёл меня к выводу о том, что существуют две категории людей. Одна категория людей подобна мухе. Муха имеет обыкновение садиться на грязное. Если даже в саду много благоухающих цветов, но где-то в углу есть навозная куча, то муха усядется на неё ,начнёт в ней копаться, наслаждаясь зловонием и её невозможно бывает отогнать. Если вы спросите муху, где находятся цветы, то она не сможет вам ответить, потому, что она не знает что это такое. Так и некоторая часть людей, подобно мухе, ищут только Зло, не желая искать Добро и жить в нём. Другая категория людей похожа на пчёл. Особенность пчелы – находить и садиться на красивое и сладкое. Если среди множества нечистот есть хоть один свежий цветок, то пчела выпущенная в этом месте будет искать этот цветок и нигде кроме этого цветка не сядет, потому что помойки её не интересуют, она их просто не замечает. Люди с добрыми помыслами думают о хорошем и видят только хорошее.
  • -Жизненный опыт привёл меня к выводу о том, что существуют две категории людей.
  • Одна категория людей подобна мухе. Муха имеет обыкновение садиться на грязное. Если даже в саду много благоухающих цветов, но где-то в углу есть навозная куча, то муха усядется на неё ,начнёт в ней копаться, наслаждаясь зловонием и её невозможно бывает отогнать. Если вы спросите муху, где находятся цветы, то она не сможет вам ответить, потому, что она не знает что это такое. Так и некоторая часть людей, подобно мухе, ищут только Зло, не желая искать Добро и жить в нём.
  • Другая категория людей похожа на пчёл. Особенность пчелы – находить и садиться на красивое и сладкое. Если среди множества нечистот есть хоть один свежий цветок, то пчела выпущенная в этом месте будет искать этот цветок и нигде кроме этого цветка не сядет, потому что помойки её не интересуют, она их просто не замечает. Люди с добрыми помыслами думают о хорошем и видят только хорошее.

У каждого человека есть выбор, к какому типу относиться: к мухам или пчелам .


Доброта

  • Добро – это всё то, что морально ценно, что способствует благополучию человека, общества в целом.
  • Добро в первую очередь связано с умением радоваться и сострадать, сочувствовать, сопереживать, откликаться на чувства других и держать свою душу открытой.
  • К свойствам доброты относятся отзывчивость, внимание к людям, щедрость, готовность поступиться своими интересами ради других, бескорыстие.

Притча

  • В одной из стран жила одна старушка. В течение многих лет она ходила с палочкой по пляжу в разгар летнего сезона, проводя под лучами палящего солнца весь день. Люди недоумевали и не понимали, что она ищет в песке, разгребая его палкой, но никто не решался её спросить об этом, боясь обидеть старушку.
  • Как вы думаете, что она искала в песке в такую жару?


Ваше мнение:

  • Многого ли достигла в жизни эта старушка?
  • Как вы думаете, каков был ее путь по лестнице жизни?
  • Каковы были ее нравственные ценности?

Милосердие

  • Особый вид доброты - милосердие. Это милость сердца, жалость, мягкость, сострадание, любовь к людям.
  • Милосердие - не слабость, а сила, потому что оно свойственно людям, способным прийти на помощь.
  • Способность сострадать, сопереживать - это признак духовной зрелости личности.
  • Слёзы сочувствия к другому человеку - святые слёзы. Они означают наличие у человека души и сердца.

Напоминание

Один молодой человек ехал на новой дорогой машине и был в прекрасном настроении. В салоне звучала весёлая музыка. Вдруг, он увидел сидевших на обочине детей. Проскочив на скорости мимо детей, он вдруг услышал, как в дверь машины ударился камень. Молодой человек выскочил из машины и начал трясти одного из мальчиков за шиворот с криком:

Паршивец! Какого чёрта ты бросил в мою машину камень? Ты хоть знаешь сколько она стоит?!

Простите меня, ради Бога, - ответил мальчик, -у меня не было намерений причинить вам вред. Дело в том, что мой брат инвалид выпал из коляски, а я не в силах поднять его. Уже несколько часов мы просим помощи, но никто не останавливается. У меня не было другого выхода, как бросить камень, иначе вы бы тоже не остановились.

Молодой человек помог усадить инвалида в коляску, пытаясь сдержать слёзы сострадания к нему. Подойдя к машине, он увидел на двери вмятину от камня. Сев в машину он выключил музыку и остаток пути проехал в полной тишине.

Он проездил много лет на этой машине, оставив вмятину на дверце, потому что она служила ему напоминанием о том, что нельзя проходить мимо чужой беды.


  • Когда великий титан Прометей похитил с Олимпа и передал людям огонь богов, отец богов Зевс страшно покарал смельчака, но было поздно. Обладая божественным пламенем, люди перестали подчиняться небожителям, научились разным наукам, вышли из своего жалкого состояния. Еще немного - и они завоевали бы себе полное счастье...
  • Тогда Зевс решил наслать на них кару. Бог-кузнец Гефест вылепил из земли и воды прекрасную женщину Пандору. Остальные боги дали ей: кто - хитрость, кто - смелость, кто - необычайную красоту. Затем, вручив ей таинственный ящик, Зевс отправил ее на землю, запретив снимать крышку с ящика. Любопытная Пандора, едва придя в мир, приоткрыла крышку. Тотчас все человеческие пороки, несчастья, преступления и болезни вылетели оттуда и разлетелись по Вселенной. Пандора в страхе попыталась вновь захлопнуть крышку, но в ящике среди всех несчастий находилась ещё одно существо. Боги, преисполнившись жалостью к людям, спрятали среди духов зла одно доброе существо, Надежду.Она хотела вылететь вслед за бедствиями, но испугавшаяся Пандора захлопнула крышку, и Надежда осталась на дне. Вылетевшие из ящика злые бедствия, страдания, болезни тотчас распространились по земле. Позже Надежда смогла вырваться из ящика и бросилась исправлять все бедствия.
  • Счастливо раньше жили люди, не зная зла, тяжелого труда и губительных болезней. Теперь незваными гостями днем и ночью стали болезни и бедствия. Так, согласно древним мифам, в мире появилось Зло, принеся с собой невыносимые страдания, но за ним по пятам всегда идет Надежда, помогая страждущим людям и суля им счастливое будущее.

Поэтому, давайте не терять Надежду на то, что рано или поздно на земле снова воцарятся гармония, счастье, спокойствие и миром будет править ДОБРОТА. А для этого каждый из нас должен жить по нравственным правилам людей.


Нравственные правила людей:

  • 1Всегда и во всем слушайся свою совесть.
  • 2.Не проходи мимо нуждающихся в помощи.
  • 3. Не будь злопамятным, умей прощать.
  • 4. Уважай мнение другого, даже если ты с ним не согласен.
  • 5. Всегда поступай так, как хочешь, чтобы поступали с тобой.
  • 6. Заботься о всех живых: и о людях, и о животных.
  • 7. Будь честным не только с людьми, но и в отношении к самому себе.
  • 8. Уважай старших и заботься о младших.
  • 9. Делай людям добро и оно вернется к тебе.
  • Человек рождается Жизнь свою творить. Человек рождается, Чтобы ПРОСТО ЖИТЬ!
  • Что мы ценим в жизни? Какая главная ценность?
Нравственные ценности человека:
  • Какая жизнь особенно ценна? Кто должен сделать жизнь такой?
  • А.С.Пушкин - поэт
  • Ю.А.Гагарин- космонавт
  • Анна Курникова -
  • теннисистка
  • А.Б.Пугачева - певица
  • М.В.Ломоносов –
  • поэт и ученый
  • древнегреческий врач
  • Они подарили людям свой талант, знания, творчество
  • Что главное в жизни для человека?
  • От чего зависит счастье родителей?
  • Кто заботится о здоровье людей в старости?
  • Почему жизнь человека имеет особую ценность?
  • Чтобы ценить жизнь любого человека надо придерживаться золотого правила нравственности.
  • «(Не) поступай по отношению к другим так, как ты (не) хотел бы, чтобы они поступали по отношению к тебе».
  • Примерно 2 с половиной тысячи лет назад в Гималаях жил человек, которого звали Будда – «просветленный». Он был царевичем, но оставил свое царство, чтобы путешествовать. Узнавая мир, он познал много горя и зла среди людей. Будда захотел научить людей быть счастливыми, показать им путь к счастью. Будда считал, что к счастью нужно идти по дороге добрых мыслей, добрых слов и добрых дел.
  • Будда учит нас:
  • «Не делай
  • другим того,
  • что сам считаешь
  • злом».
  • Примерно в то же время в царстве Лу в Китае жил великий философ Конфуций (или учитель Кун). Он тоже хотел научить людей правильно жить, не совершать ошибок, не делать зла. Он говорил, что хочет добиться того, «чтобы старики жили в покое, все друзья были верными, а молодежь любила старших».
  • Конфуций говорил:
  • «Только добро ведет к счастью».
  • В Индии существует вера в то, что когда–то давным–давно там родился первый человек Ману – первопророк, прародитель людей. Он долго жил и у него были дети, внуки, правнуки. Он был очень мудр и, чтобы научить людей жить по правде, правильно, он написал книгу, которую называют «Законы Ману».
  • Смысл законов Ману:
  • «Не делай другим того, что причинило бы боль тебе».
  • В существовавшем когда–то государстве Иудея, у иудейского народа был вождь – Моисей. Они уважали и чтили его за то, что он освободил их, увел из египетского рабства. Во время пути (при освобождении) иудеи и Моисей испытали много трудностей, но им помогал Бог. Именно в пути на горе Моисей получил от Бога 10 заповедей, по которым должны жить люди.
  • Десять Заповедей Божиих.
  • 1. Я есть Господь Бог твой, и нет других богов, кроме Меня. 2. Не сотвори себе кумира и никакого изображения; не поклоняйся им и не служи им. 3. Не поминай имени Господа Бога твоего всуе. 4. Шесть дней работай и делай всякие дела свои, а седьмой – суббота – есть день отдохновения, который посвяти Господу Богу твоему. 5. Почитай отца твоего и мать, да будешь благословен на земле и долголетен. 6. Не убий. 7. Не прелюбодействуй. 8. Не укради 9. Не лжесвидетельствуй. 10. Не пожелай ничего чужого.
Я люблю тебя, жизнь,
  • Я люблю тебя, жизнь,
  • Что само по себе и не ново.
  • Я люблю тебя, жизнь,
  • Я люблю тебя снова и снова.
  • Вот уж окна зажглись,
  • Я шагаю с работы устало.
  • Я люблю тебя, жизнь,
  • И хочу, чтобы лучше ты стала.
  • Люби свою жизнь!


СВОБОДЕН

НЕСВОБОДЕН


Это возможность поступать как хочется.

Это наличие возможности выбора варианта и

реализацию исхода события.

– это свобода слова,

выбора, воли,

вероисповедания,


"Свобода есть право делать всё то и заниматься всем тем, что не вредит другому. Границы, в пределах которых каждый может двигаться без вреда для других, определяются законом, подобно тому, как граница двух полей определяется межевым столбом" (Коркунов Н.М.)


Басни И.Крылова

иллюстрации

Дополните

предложение:

В каждой басне есть …

Какое слово

добавите?


– это правила и нормы поведения людей по отношению друг к другу

и обществу.

Договор между людьми, как себя вести, чтобы всем удобно было жить.


«Направо пойдёшь- голову потеряешь, налево – счастливым будешь»,- читает богатырь на камне у пересечения трёх дорог и принимает решение.


Это сознательный выбор решения проблемы в определенной ситуации.

Это самоопределение человека в отношении к самой морали,в выборе системы ценностей.





Свобода

Моральный выбор

Моральный конфликт


Если мы будем чаще говорить и слушать,

понимать и находить понимание,

Делиться радостью и радоваться за других,

Мир изменится к лучшему для каждого из нас.

Работу выполнила учитель истории Каменских Е.Е.

Ц ЕННОСТИ – ЗНАЧИМЫЕ ДЛЯ ЧЕЛОВЕКА ОБЪЕКТЫ; УСТОЙЧИВЫЕ, ОБОБЩЕННЫЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ О ЧЕМ - ТО КАК БЛАГЕ, ОТВЕЧАЮЩЕМ ПОТРЕБНОСТЯМ И ИНТЕРЕСАМ ЧЕЛОВЕКА Ценности различают по: содержанию (польза, добро, власть и др.) знаку (положительные и отрицательные) Так же выделяют практические, духовные, высшие и низменные ценности Некоторые ценности являются общими для всех людей, все, что ценно для людей вообще называется высшим благом


И ДЕАЛ Современная этика рассматривает идеал с позиций антропоцентризма: - универсальное, абсолютное, нравственное представление о благе, должном - образ совершенных отношений между людьми - устройство общества, обеспечивающего совершенные взаимоотношения людей (общественный идеал) - высший образец нравственной личности


Л ИЧНЫЙ МОРАЛЬНЫЙ ИДЕАЛ – ЭТО СТРЕМЛЕНИЕ К СЧАСТЬЮ, УДОВЛЕТВОРЕННОСТИ ЖИЗНЬЮ Аспекты личного идеала: Чувственно-эмоциональный (представления о личном счастье) Понимание цели и смысла жизни Мотивы деятельности Отношение к другим людям Формирование идеала – превращение окружающей среды во внутренний мир индивида. Функции идеала: определение цели нравственной деятельности человека; пробуждение человека к нравственным поступкам; объединение должного и сущего; определение морального облика человека.




С МЕНА ИДЕАЛОВ. К ОНФЛИКТ ПОКОЛЕНИЙ Идеал единства - то, что объединяет людей, независимо от индивидуальных и социальных характеристик. Смена идеалов - содержание идеала (представление о качествах человека) меняется в зависимости от объективных условий и субъективных предпочтений людей. Смена идеалов происходит в условиях обострения противоречий, конфликтов между обществом и личностью. Смена идеалов – моральный конфликт поколений. Признаки конфликта: личностный характер, возможность выбора поведения, возможность выбора средств и путей решения. Решение конфликтов возможно: с помощью диалога и компромисса, которые позволяют избежать насилия, учесть интересы всех участников конфликта; зависит от моральных свойств личности, ее воспитания




Д ОБРО – ПОЛОЖИТЕЛЬНОЕ, ЗНАЧИМОЕ ДЛЯ ЧЕЛОВЕКА И ОБЩЕСТВА, ОНО АССОЦИИРУЕТСЯ С ГАРМОНИЕЙ, БЛАГОПОЛУЧИЕМ Относительный смысл: хорошее, полезное для данного человека в данных обстоятельствах Абсолютный смысл – выражение самоценного добра, которое не является средством достижения цели В обыденном сознании добро является результатом субъективной оценки В религиозном сознании добро является характеристикой мира, созданного Богом, существует объективно, является самим Богом


Д ОБРОТА. Д ОБРОДЕТЕЛЬ. П ОЛЬЗА. Добрый человек – творящий добро. Доброта выражается в практической деятельности; свойственна целостной личности; неэгоистична: добрый человек жертвует частными интересами ради блага других Добродетель – нравственно положительные качества человека. Добродетели отражают разные стороны добра и воспитываются в людях Польза – материальные, социальные, духовные блага. Сведение добра к пользе размывает границы между добром и злом. Польза является средством достижением добра


З ЛО В ЭТИКЕ АССОЦИИРУЕТСЯ С РАЗРУШЕНИЕМ, ГИБЕЛЬЮ Виды зла: Природное, естественное зло – стихийные силы, болезни, не зависят от воли и деятельности человека Социальное зло является частью исторического процесса; рождается под влиянием деятельности людей; не может контролироваться человеком Нравственное зло творится под воздействием сознания человека, его воли и морального выбора Конструктивность зла в обществе (Н.Макиавелли), для личности (Ф.Ницше), диалектическое взаимодействие добра и зла (Г.Гегель, К.Маркс)


В ИДЫ МОРАЛЬНОГО ЗЛА ВЫРАЖАЮТСЯ В ЧЕЛОВЕЧЕСКИХ ПОРОКАХ (НРАВСТВЕННО ОТРИЦАТЕЛЬНЫХ КАЧЕСТВАХ) Враждебность – активное зло, направленное на других людей, их жизнь и благополучие Распущенность – зло направленное на себя, пороки человека: лень. Обжорство, прелюбодейство, ложь и др. Распущенный человек становится рабом своих страстей; нарушает социокультурные запреты, неспособен к деятельной любви к ближнему


В ЗАИМООПРЕДЕЛЕННОСТЬ ДОБРА И ЗЛА Добро и зло познаются только в единстве. Чтобы сделать добро надо знать, что такое зло. Недостаточно изучать зло, чтобы постичь добро, злу необходимо сопротивляться Добро получает значимость в противоположность злу, утверждается в противопоставлении злу Противоречия в понимании добра и зла: западная цивилизация утверждает как добродетели стремление к самоутверждению, выделению из общества, завоевательное отношение к внешнему миру; восточная цивилизация нравственным человеком считает того, кто является гармоничной частью общества, его лучшее качество – невмешательство Неоднозначность – добро для одних может быть злом для других (убийство, предательство, НТП…)


М ОРАЛЬНЫЙ ДОЛГ – ФОРМА КОНТРОЛЯ ОБЩЕСТВА ЗА ПОВЕДЕНИЕМ ИНДИВИДА И ОТРАЖЕНИЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ МЕЖДУ ЛЮДЬМИ Долг – осознание человеком необходимости исполнения того, что предписывается моральным долгом Долг человека заключается в добродетельности; противостоянии злу; содействии благу Для того чтобы содействовать благу других, человек должен соблюдать их права и выполнять свои обязанности Долг осознается человеком как внутреннее побуждение Долг можно понимать как давление на личность, принуждение со стороны общепринятых норм Моральные требования предъявляются в форме рекомендаций Требования долга самоценны, человек выполняет его бескорыстно, утверждая его приоритет по отношению к своим страстям Санкции морали носят идеальный характер, обращены к сознательной личности


Долг требует самопринуждения Сознание долга заключается в - осознании человеком какого-либо своего качества; - сопротивлении этому качеству; -принуждении себя в случае необходимости к совершению того, что противоречит желанию человека. В исполнении долга проявляется автономия личности: человек выполняет долг без принуждения из вне; относится к долгу будто установил его сам; действует уверенный в своей правоте


Д ОБРОДЕТЕЛЬ И ПОРОК – ФОРМЫ ПРОЯВЛЕНИЯ МОРАЛИ НА УРОВНЕ ЛИЧНОСТИ Количество добродетелей соответствует количеству видов деятельности Добродетели и пороки служат характеристиками личности для оценки другими людьми Ориентация на добродетель предполагает наличие у человека чувства собственного достоинства Человек добродетелен и порочен, даже моральный человек не состоит только из добродетелей


С ОВЕСТЬ – КРИТИЧЕСКАЯ ОЦЕНКА ЧЕЛОВЕКОМ СВОИХ ПОСТУПКОВ, ОСОЗНАНИЕ СВОЕГО НЕСООТВЕТСТВИЯ ИДЕАЛУ И НЕВЫПОЛНЕНИЯ МОРАЛЬНОГО ДОЛГА Совесть не зависит от мнения других людей; соотносится только с долгом; действует и в том случае, когда контроль со стороны общества отсутствует Совесть – голос Бога (религиозный подход) Содержание совести культурно и исторически изменчиво (исторический подход) Совесть формируется в процессе воспитания






«Ч ИСТАЯ СОВЕСТЬ ». С ВОБОДА СОВЕСТИ Спокойная совесть – осознание выполнения всех моральных обязанностей и реализация всех своих возможностей Совесть требует от человека исполнения долга Человек может культивировать в себе совесть «Все больше прислушиваться к голосу внутреннего судьи и использовать для этого все средства» (И.Кант) Свобода совести – право человека на самостоятельное формирование убеждений; на независимость духовной жизни


С ТЫД. Стыд выражает чувство вины, осознание человеком несоответствие требованиям окружающих людей Стыд ориентирован на мнение других людей Стыд может использоваться тогда, года человек имеет представление о нравственности Человек испытывает стыд в случаях: - осознания своего несоответствия общепринятым нормам и ценностям; - неспособности следовать этим нормам; - при наличии осознаваемых пороков; - неспособности проявить качества необходимые в конкретной ситуации (трусость в момент опасности - Ложный стыд – ощущение несоответствия ложным, аморальным требованиям (например, неумение проявить агрессию)


В ИНА – ПЕРЕЖИВАНИЕ ЧЕЛОВЕКОМ НЕСООТВЕТСТВИЯ НОРМАМ, НЕВЫПОЛНЕНИЯ ДОЛГА. Чувство вины не зависит от мнения других и наступает тогда, когда человек несет личную ответственность за происходящее Источником вины могут быть внешние явления (страдания других людей), внутренние явления (вина за грешные мысли) Чувство вины тяготит человека, оказывает давление на его психику. Оно может быть снято прощением или раскаянием. Раскаяние - сожаление о случившемся, принятие нравственного решения не повторять подобного, изменение своих оценок и поведения Прощение - акт великодушия, происходит по доброй воле обиженного, восстанавливает позитивные отношения между людьми


М ОРАЛЬНАЯ СВОБОДА ЧЕЛОВЕКА – ВОЗМОЖНОСТЬ ОПРЕДЕЛЕНИЯ И РЕАЛИЗАЦИИ НРАВСТВЕННОЙ ПОЗИЦИИ Концепции понимания свободы: Возможность достижения выгоды (прагматизм) Абсолютная свобода деятельности, реализация эгоистических интересов (экзистенциализм) Постижение Бога, следование законам божественной морали (религиозная этика) Определение человеком цели деятельности и удовлетворения ее результатами


С ВОБОДА И НЕОБХОДИМОСТЬ Человек ограничен множеством необходимостей – условиями, которые предзаданы личности. Человеку необходимо осознать внешнюю необходимость, как единственно возможную, подчиниться ей, принять ее как внутреннее побуждение «Свобода есть осознанная необходимость» (Б.Спиноза) Свободный выбор возможен при наличии альтернатив и доступности возможных вариантов


М ОРАЛЬНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ - ОСОЗНАНИЕ СООТВЕТСТВИЯ ИЛИ НЕСООТВЕТСТВИЯ МОРАЛЬНЫМ НОРМАМ ДЕЙСТВИЙ ЧЕЛОВЕКА И РЕЗУЛЬТАТАМ ЕГО ПОСТУПКОВ Моральная ответственность зависит от дееспособности человека; от способности к пониманию и верному истолкованию требований; от влияния внешних обстоятельств. Безответственное поведение – действия, совершаемые без учета их последствий, связаны с неадекватной оценкой, равнодушием и пр. «Нести ответственность» – добровольное принятие на себя ответственности



Л ЮБОВЬ – ЧУВСТВО ПРИВЯЗАННОСТИ К ОБЪЕКТУ ЛЮБВИ, ПОТРЕБНОСТЬ В ПОСТОЯННОМ КОНТАКТЕ С НИМ. Виды любви: Любовь ко всему миру Любовь к Отечеству Любовь к Богу Любовь к родителям, к детям, к женщине и мужчине Любовь к предметам, занятиям Любовь как вид личных отношений Любовь – забота (старание уберечь объект любви от чего-то, ответственность, уважение)


Л ЮБОВЬ МЕЖДУ МУЖЧИНОЙ И ЖЕНЩИНОЙ Основана на биологическом влечении, но не сводится к нему Утверждает другого человека как уникальное существо Означает принятие любимого таким каким он есть, как абсолютную ценность Открывает личность другого (его качества)


С ЕМЬЯ – ПЕРВИЧНАЯ ГРУППА ОБЩЕСТВА, ОСНОВАНА НА КРОВНОРОДСТВЕННЫХ, ДУХОВНЫХ, ЭКОНОМИЧЕСКИХ И ЮРИДИЧЕСКИХ СВЯЗЯХ ЛЮДЕЙ В семье человек обретает чувство безопасности, комфортности, поддержки, условия для самовыражения, облегчение житейских забот, нравственное сознание Семейные отношения подразумевают чувство долга, ответственность за членов своей семьи, самоограничение, подчинение эгоистических стремлений интересам семьи Семейные отношения регулируют соблюдение взаимных обязательств супругов, заботу о детях, стариках и пр.


Д РУЖБА - НРАВСТВЕННОЕ ЧУВСТВО, ОСНОВАННОЕ НА БЕСКОРЫСТИИ, ЧЕСТНОСТИ И ИСКРЕННОСТИ, САМООТВЕРЖЕННОСТИ Дружеские отношения могут реализовываться в формах эмоциональной привязанности, деловой общности, духовной общности, комплиментарности (взаимодополняемости) Доминирующие в дружбе нравственные ценности – общность интересов, деятельная поддержка и взаимовыручка, психологическая поддержка, взаимопонимание


Товарищеские отношения проявляются в основном в групповом общении, являются оценкой отношений в группе, основаны на равенстве и взаимоуважении, нивелируют различия социальные, экономические, основаны на интересах общей деятельности Приятельские отношения не имеют высокой нравственной ценности, являются устойчивыми отношениями, подразумевают комфортность общения, не предполагают полного взаимопонимания, доверительности и взаимовыручки

Нравственные ценности российского народа Основы духовно-нравственной культуры народов России Уроки 5-6 Учитель: Лисицына З.Н.

Как приучить себя совершать только добрые поступки?

Как не делать зла?

Домашнее задание

Нравственные ценности российского народа Основы духовно-нравственной культуры народов России Уроки 5-6

Нравственные ценности

российского народа

узнаешь в этом разделе?

О славных страницах истории народов России

О семейных ценностях

О людях труда

  • «Береги землю
  • родимую,
  • как мать любимую»
Обсудим вместе
  • Почему люди воюют?
  • Каковы причины того, что одна страна нападает на другую?
  • Как можно понять словосочетания
  • «война освободительная» и «война захватническая»?
Уже наши предки, жившие в эпоху постоянных войн с чужеземцами, выработали житейское представление о патриотизме, о тех качествах человека, благодаря которым формируется это высокое чувство. У всех народов России есть множество пословиц и поговорок о любви к Родине:
  • У всех народов России есть множество пословиц и поговорок о любви к Родине:
  • «Человек без Родины, что соловей без песни» - гласит русская пословица,
  • «Жить – Родине служить, «У чужой еды и вкус чужой» – так говорят на Кавказе,
  • «На родной стороне даже дым сладок» – утверждает татарская пословица.
В малых фольклорных жанрах представлена позиция человека: В малых фольклорных жанрах представлена позиция человека: каждый должен любить и защищать свою Родину так, как любят и защищают самого близкого человека – мать. Предать Отчизну, не встать на её защиту считалось позорным. В древних преданиях, священных книгах прославлялись В древних преданиях, священных книгах прославлялись подвиги воинов, защищавших родную землю. Образы былинных богатырей всегда были примером для народа. Образы былинных богатырей всегда были примером для народа. Читая или слушая сказания о героях – защитниках родной земли, Читая или слушая сказания о героях – защитниках родной земли, человек проникался чувством глубокого уважения к ним. И ему тоже хотелось поступать так же, как его далёкие предки, самому творить добро и противостоять злу.
  • Так воспитывались нравственные качества человека.
Почитаем вместе Домашнее задание
  • Подготовьте сообщение (презентацию) об одном из героев былин, сказаний, легенд, используя справочную литературу и Интернет.
  • Никита Кожемяка
  • Алёша Попович
  • Добрыня Никитич
  • Илья Муромец
Урок 6 Защитники родной земли Составьте словесный портрет героя якутского эпоса. Вспомните и расскажите, что вы запомнили о нем. Отважное сердце Урал-батыра Жили-были два брата Урал и Шульген. Жили-были два брата Урал и Шульген. Урал – смелый, добрый, мужественный, послушный сын. Шульген – злой, завистливый, не уважающий своих родителей. Много подвигов совершил Урал-батыр во имя своего народа, своей родины. А его жестокий брат день и ночь думал о том, как победить род людской. Однажды Шульген решил затопить всю землю водой. В страхе пришли люди к Урал-батыру, молили они одолеть эту напасть. Тогда батыр (богатырь) собрал людей, что жили на земле, и взял их под свою защиту.
    • Не дам затопить землю! Выпью всю воду, освобожу род людской!- решил Урал-батыр.
Но плохо стало батыру от той воды, сила ушла из его тела, не устоял он на ногах, упал навзничь. Но плохо стало батыру от той воды, сила ушла из его тела, не устоял он на ногах, упал навзничь. Собрался народ возле смертного ложа Урал-батыра, ждали люди, каким будет его последнее слово. Приподнялся Урал-батыр, и люди услышали его завет: Приподнялся Урал-батыр, и люди услышали его завет:
    • Не пейте воду в одиночку. Я, гордый своим богатырством, не ценил своих помощников, хотел сам освободить вас от врагов, и вот теперь умираю.
    • А ещё хочу сказать тебе, народ мой, такие слова: не бери себе в попутчики зло. Пока не станет сердце твоё отважным, не делай ничего, не посоветовавшись с мудрыми людьми.
И вам, сыновья, моё слово.
    • И вам, сыновья, моё слово.
    • На этих землях, что я освободил от врагов, устройте счастье людей. Чтите старшего по годам, не пренебрегайте их советами. Чтите молодого за молодость его, не лишайте его своего совета и участия.
  • - А всем вам скажу так – пусть добро будет вашей опорой, вашим спутником в пути. Не сторонитесь добра, не уступайте дорогу злу!
  • Сказал так Урал-батыр и умер. Низко-низко склонили свои головы в скорби все люди.
Похоронили Урал-батыра на высокой горе. Ту могилу вода не зальёт, огонь не сожжёт.
  • Похоронили Урал-батыра на высокой горе. Ту могилу вода не зальёт, огонь не сожжёт.
  • Стала гора именоваться по имени батыра – Урал-гора. А вскоре и всю горную страну стали называть его именем – Урал.
Что вы запомнили о башкирском герое Урал-батыре? 1.Каким был Урал-батыр по характеру? 2.Какой подвиг совершил герой? 3.Как отблагодарили его люди? 4.Какие советы Урал-батыра вы запомнили? Никита Кожемяка Никита Кожемяка - герой народной сказки времен Киевской Руси, записанной в нескольких вариантах в разных областях Украины, Беларуси и России. Относясь к широко распространённому сюжету змееборства, сказки о Кожемяке имеют ту специальную черту, что герой-змееборец раньше совершения обычного подвига - убиения змея и освобождения царевны - даёт доказательства своей богатырской силы, разрывая несколько сложенных вместе бычьих шкур.
  • Никита Кожемяка - герой народной сказки времен Киевской Руси, записанной в нескольких вариантах в разных областях Украины, Беларуси и России. Относясь к широко распространённому сюжету змееборства, сказки о Кожемяке имеют ту специальную черту, что герой-змееборец раньше совершения обычного подвига - убиения змея и освобождения царевны - даёт доказательства своей богатырской силы, разрывая несколько сложенных вместе бычьих шкур.
Домашнее задание
  • Прочитайте русскую былину о Никите Кожемяке и ответьте на вопросы:
  • 1.Почему главного героя назвали Кожемякой? 2.Каким по счёту сыном он был в семье? 3.С каким народом князь Владимир послал на бой Никиту Кожемяку? 4.Зачем печенеги напали на Киев? 5.Каким был печенежский воин? 6.Как испытывали силу Никиты Кожемяки? 7.Как Никита Кожемяка победил Печенега? 8. Почему печенеги испугались?
Успешной работы Успешной работы вам, ребята!