Как узнать штатную численность организации контрагента. Сведения о среднесписочной численности работников

Деятельность хозяйствующего субъекта характеризуется по ряду критериев, среди которых особое место отдается такому показателю, как сведения о среднесписочной численности работников фирмы. Он используется при отнесении компании к той или иной группе в соответствии с размерами фирмы. Поэтому списочная численность записывается во многих отчетах, которые представляют организации.

Среднесписочная численность это данные о том, сколько сотрудников работают за определенный период в компании в среднем.

Она обязательно должна определяться на каждом субъекте, являющимся нанимателем трудовых ресурсов. При расчете данного показателя используются самые разнообразные отчетные промежутки - один месяц, три, двенадцать (год).

Независимо от времени, нормы закона установили единую методологию определения этого показателя.

Предоставление информации, куда входит и среднесписочная численность для вновь созданных организаций также обязательно, как и для работающих компаний. Законодательство требует, чтобы эти предприятия до двадцатого числа месяца, после регистрации в ЕГРЮЛ, направляли отчеты с данными показателями в налоговую.

В дальнейшем они сдают отчет о среднесписочной численности в обычном порядке. Таким образом, данная отчетность ими подается два раза при создании компании.

Внимание! Сведения о среднесписочной численности работников не обязательно представлять только субъектам бизнеса, которые работают в качестве индивидуальных предпринимателей без привлечения наемного труда. Это правило начало действовать только с 2014 года.

Значимость данных сведений определяется способом их использования при определении других важнейших показателей, например, средняя зарплата.

Разделение фирм по размеру предприятия происходит по среднесписочной численности. На базе этих данных устанавливается перечень деклараций и способ их представления.

Важно! Если на основании предоставляемых в налоговую сведений окажется, что в организации более 100 сотрудников, то она больше не сможет применять такие упрощенные налоговые режимы, как ЕНВД и УСН. А при у ИП не может быть более 15 сотрудников.

Куда сдается отчетность

Для предприятий предусмотрено нормами закона, что они должны отправлять данные отчеты в ИФНС по месту их расположения. Если в состав предприятия включаются филиалы и другие внешние подразделения, то по организации подается один общий отчет, содержащий эти сведения.

Форма КНД 1110018 предпринимателями, у которых есть трудовые контракты с сотрудниками, сдается по месту их прописки и постановки их на учет.

Важно! Предприниматель осуществляющий хозяйственную деятельность на другой территории, отличной от той, где он был поставлен на учет, должен отчет о среднесписочной численности отправлять по месту своей регистрации.

Способы сдачи сведений

Данная отчетность формируется либо вручную, путем заполнения соответствующих бланков, либо с использованием специальных программных комплексов.

Существует несколько способов сдать такой отчет в ИФНС:

  • Отнести его в налоговую самостоятельно или попросив представителя, в бумажном виде. Отчет при этом должен быть составлен в двух экземплярах, на втором из которых инспектор проставляет соответствующую отметку.
  • Почтовым отправлением с обязательной описью вложения.
  • С помощью спецоператора с использованием .

Внимание! В зависимости от региона инспектор, принимающий отчет на бумаге, может попросить предоставить еще и электронный его файл.

Сроки сдачи отчета среднесписочной численности

В зависимости от ситуации выделяют три срока подачи этого отчета:

  • До 20 января года после отчетного - сдают в общем порядке все организации и предприниматели, выступающие нанимателями работников. При выпадании этого времени на выходной, оно переносится на идущий далее ближайший рабочий день. Таким образом за 2017 год отчет предоставляется до 22 января 2018 года.
  • До 20 числа месяца, который следует за месяцем постановки на учет хозяйствующего субъекта - сдают как вновь созданные компании, так и индивидуальные предприниматели. Т.е. если или ИП были зарегистрированы в марте, то отчет необходимо сдать до 20 апреля.
  • Не позже дата исключения субъекта из реестра юрлиц и ИП - при закрытии бизнеса.

Скачать .

Как правильно заполнить отчет о среднесписочной численности

Заполнение отчета начинается с указания ИНН организации или индивидуального предпринимателя. При этом ИНН ООО состоит из 10 цифр, а ИНН предпринимателя – из 12. Далее для организаций указывает КПП, а для ИП – ставим прочерк, так как у них этого кода нет. Указываем номер заполняемого листа.

Ниже вносим данные о той налоговой инспекции, куда сдается отчет и ее четырехзначный код. Например, для 29 налоговой г. Москвы это 7729.


Следом ставим дату, на которую сдается отчетность:

  • Если отчет предоставляется по окончании года, то ставим 01.01 и соответствующий год.
  • Если вы только зарегистрировали компанию или ИП, то как указали ранее – крайний срок – это 20 число месяца, который следует за месяцев в котором была произведена регистрация.
  • Если отчет сдается по случаю или закрытия ИП, то дата сдачи должна быть до того, как вы подадите документы о закрытии бизнеса.

Ниже пишем количество сотрудников в соответствии с произведенным расчетом.

Далее заполняем только левую часть бланка. В соответствующем поле директор, ИП или представитель должен поставить свою роспись, и дату подписания отчетности.

Внимание! Если отчет подписывается представителем, то необходимо будет к отчетности приложить доверенность, на основании которой данное лицо действует.

Как рассчитать среднесписочную численность работников

Данная обязанность по определению среднесписочной численности может возлагаться на кадровика или на бухгалтера.

В связи со значимостью этого показателя, его расчету надо уделять большое внимание, с тем чтобы обеспечить точность произведенного вычисления. Тем более, что контролирующие инстанции могут его проверить.

Исходную информацию следует брать из кадровых документов по учету времени, а также распоряжений руководства о приеме, отпуске или увольнении.

Специальные программы для ПК позволяют формировать данный показатель автоматически, исключая ошибки при вычислении. При этом обязательно нужно проверять источники информации.

Работник, производящий определение этого показателя, должен знать весь алгоритм расчета, с тем чтобы в любой момент он мог проверить данные вычисления.

Шаг 1. Определение численности за каждый день месяца

Первым шагом нужно определить количество сотрудников, которые работали в компании в каждый из дней месяца. Для каждого из рабочих дней это число равно количеству сотрудников, с которыми имеются трудовые контракты, включая рабочих на больничных и в командировках.

В расчете не участвуют:

  • Совместители, у которых основное место - другая фирма;
  • Работающие на основании договоров подряда;
  • Работницы отпусках - декретном или по уходу за детьми;
  • Сотрудники, у которых по соглашению устанавливается сокращенный рабочий день. Если же снижение времени работы закреплено законодательно, то они в расчете участвуют.

Внимание! Численность в выходной или праздник принимается как численность в предыдущий день работы. Таким образом, сотрудник, который уволился в пятницу, будет «числиться» еще субботу и воскресенье.

Если у компании не подписано ни одного соглашения, то для расчета число работников равно «1», принимая во внимание директора, даже если ему не выплачивается зарплата.

Определение численности иногда требуется для предоставления сведений в налоговую инспекцию по месту регистрации вашего предприятия. Такой показатель считается обязательным для того, чтобы заполнять статистическую и налоговую отчетность, а также от него напрямую зависит способ предоставления налоговой декларации. Как определить численность персонала на предприятии – это должен знать каждый квалифицированный бухгалтер, ведь от этого зависит правильное составление налоговой отчетности.

Как определить численность персонала на предприятии — советы

Во время расчета численности работающих сотрудников на предприятии вы должны руководствоваться Росстатом. Вы должны производить расчеты, основываясь на табелях учета использованного рабочего времени, которые должен заполнять руководитель вашего предприятия или кадровая служба. Источником данной информации могут быть приказы о приеме на работу и увольнении, переводе работников на другую должность или в другое подразделение.

Как рассчитать среднесписочную численность работников?

Копии этих документов можно получить в кадровом отделе.

Для определения списочной численности персонала следует учитывать численность людей, которые работают по внешнему совмещению должностей, а также тех работников, с которыми ранее были заключены гражданско-правовые договора по выполнению отдельных видов работ, это должно отдельно учитываться. Учету могут подлежать не все сотрудники, которые работают на вашем предприятии

В показатель численности персонала руководители организации включаются только тогда, когда они получают в данной организации заработную плату. Вы должны учитывать в нем и тех работников, которые находятся в командировке, в трудовых отпусках, или же отсутствуют на рабочем месте в связи с временной нетрудоспособностью.

Во время расчета численности персонала на точную дату, вы должны учитывать, что если вдруг она выпадает на праздничный или выходной день, тогда в расчет должен приниматься последний рабочий день перед выходными.

Как целые единицы учитывайте работников, которые в вашей организации получаю ежемесячную доплату, работают на несколько ставок и тех, которые работают неполный рабочий день или неделю.

Чтобы определить численность персонала на предприятии следует учитывать все факторы, которые в будущем будут влиять на заполнение налоговой и статистической отчетности.

Комментарии

Добавить комментарий

Поля отмеченные * обязательны.

Таким образом, на выполнение только 7 операций будет уходить время, указанное в таблице 3. Таблица 3<* Нвр k 6% 7% 8% 9% 10% 11% Нраб 0,49 0,49 0,50 0,50 0,51 0,51 Нслуж 0,78 0,79 0,80 0,81 0,81 0,82 <* Вычисления проводились с точностью до 0,01. Из таблицы видно, как зависит норма времени на выполнение только одной работы от того, каким образом изначально организовано рабочее место, насколько сам кадровик собран и организован. Теперь нам необходимо определить годовую трудоемкость нормируемых работ Тн. Согласно Сборнику она определяется с учетом объема каждого вида выполняемых работ по формуле: где Тн - годовая трудоемкость нормируемых работ (чел.ч); Нврi - норма времени на выполнение конкретного нормируемого вида работы (чел.ч); Vi - объем конкретного вида работы выполняемой за год; i - 1, 2, …, n - виды выполняемых работ.

Подсчитаем Тн при оформлении приема на работу.

Проверка контрагентов

От подобных контрагентов в бизнесе рекомендуется держаться подальше, дабы не навредить своей деятельности, не подвести команду единомышленников, не потерять инвестиции и не нарваться на солидные штрафные санкции, чреватые ощутимой потерей прибыли.

Считаем численность работников: среднюю, списочную

Услуги частных детективов позволят вам все это предупредить.

Несколько способов, как проверить численность сотрудников контрагента? У профессиональных частных детективов есть несколько способов того, как проверить численность сотрудников контрагента и сопоставить ее с заявленными им данными. Все они абсолютно законны и не нарушают ни чьих прав и свобод.

У фнс больше нет секретов

Автор КакПросто! Определить численность персонала требуется, например, для того, чтобы представить эти сведения в налоговый орган по месту регистрации предприятия. Этот показатель является обязательным для заполнения в налоговой и статистической отчетности, от него зависит способ предоставления налоговых деклараций.

Статьи по теме: Инструкция 1 При расчете численности работающих на предприятии сотрудников, руководствуйтесь утвержденными Росстатом 12.11.2008 года «Указаниями по заполнению форм статистической отчетности», пунктами 81-84 данного документа. Ваши расчеты должны основываться на табелях учета рабочего времени, которые заполняют руководители подразделений вашей организации или кадровая служба.
Источником необходимой информации станут приказы о приеме и увольнении, переводе сотрудников, копии которых можно получить в отделе кадров.

Численность работников: списочная и среднесписочная

Рисунки как нельзя лучше иллюстрируют, как текучесть кадров, которая порой зависит больше от политики оплаты труда, мотивации и иных факторов, нежели от самого отдела кадров, влияет на численный состав самих кадровиков. Надеемся, что эти цифры убедят ваше руководство, что если всего лишь две работы - оформление приема и увольнения - требуют в компании с численностью 500 человек 1 кадрового работника при текучести 27% в месяц (см.

рис. 1), то для того, чтобы выполнять еще около четырех десятков работ, вам уже давно требуются помощники. В древние времена, пока люди еще не приобщились к культуре и науке, они добывали огонь трением твердого дерева. Люди же просвещенные совлекали с неба более чистый огонь, собирая с помощью зеркал и линз лучи солнца.
Подобным же образом различаются способы определения численности работников организации.

Узнать о численности сотрудников контрагента

Иногда у кадровых работников возникает вопрос, как рассчитать среднесписочную численность работников за квартал? Этот показатель определяется путем суммирования среднесписочной численности работников за все месяцы работы организации в квартале и деления полученной суммы на три. Среднесписочная численность работников за период с начала года по отчетный месяц включительно определяется путем суммирования среднесписочной численности работников за все месяцы, истекшие за период с начала года по отчетный месяц включительно, и деления полученной суммы на число месяцев за период с начала года.

Чтобы быстро и безошибочно рассчитывать показатели списочной и среднесписочной численности, воспользуйтесь программами автоматизации кадрового учета. Например, программа Контур-Персонал рассчитывает показатели на любую дату и за любой период, при этом учитывает все вышеперечисленные правила.

Штатная численность работников - что это такое

Внешний совместитель Не учитывается Не учитывается Сотрудник отработал весь июнь техником как внешний совместитель, на 0,5 ставки. В списочную численность на 30 июня он включается как 0.

В списочную численность на 30 июня он включается как 1 по должности инженера. В среднесписочную численность за июнь он включается как 1 по должности инженера.

Для отображения в отчете П-4 итоговый показатель среднесписочной численности организации округляется до целого числа по правилам арифметики.
Прежде всего, разберемся, какие операции должны выполняться работниками отдела кадров в соответствии со Сборником и проанализируем, какие из них выполняются во всех организациях, какие - только в некоторых (в т.ч. из-за специфики деятельности компании), а какие, в силу изменения законодательства, практически не выполняются. Таблица 1 Итак, перечень работ - внушительный. В реальности же он еще больше, поскольку за годы после утверждения нормативов к функциям отделов кадров добавились работы по подготовке и предоставлению документов индивидуального (персонифицированного) учета в системе государственного пенсионного страхования, работы с подразделениями ФСС России по социальному страхованию, работы по медицинскому страхованию и еще целый ряд иных весьма трудоемких работ.

ч) k 6% 7% 8% 9% 10% 11% 1

Т0 =12 4,98 5,01 5,05 5,10 5,15 5,19 2 Т0 = 24 9,92 10,02 10,11 10,20 10,30 10,38 3 Т0 = 36 14,88 15,03 15,15 15,30 15,45 15,57 4 Т0 = 48 19,84 20,04 20,22 20,40 20,60 20,76 5 Т0 = 60 24,80 25,05 25,25 25,50 25,75 25,95 6 Т0 = 72 29,76 30,06 30,33 30,60 30,90 31,14 <* Вычисления проводились с точностью до 0,01. Еще одна ключевая работа, выполняемая отделом кадров, - оформление отпуска.

В ее состав входят следующие операции:

  1. составление приказа на отпуск;
  2. запись в личной карточке на основании приказа;
  3. подсчет продолжительности дополнительного отпуска;
  4. запись в журнале регистрации отпусков (если такой ведется).

На выполнение этой работы Сборник отводит 0,11 ч на 1 работника.

Внимание

Поскольку - количество человек, рассчитанных на 100 штатных единиц, то a является одновременно и процентом лиц, уволенных и принятых на работу. Мы считаем, что прием рабочих и служащих осуществляется в их процентном соотношении, то есть за год будет уволено и принято 2,4 рабочих и 9,6 служащих при условии, что ежемесячные увольнение и прием составят 1 человек.

Если же увольняют больше работников, то необходимо сделать соответствующий перерасчет. В случае, когда в компании 20% служащих и 80% рабочих, формулы для определения количества работников отдела кадров изменяются и принимают следующий вид: 11,74 х -количество работников отдела кадров на 100 штатных единиц компании; 1910 58,70 х -количество работников отдела кадров на 500 штатных единиц компании.

Если в течение года работники увольняются, устраиваются новые, часть сотрудников работает неполный день, то в этом случае сначала нужно сосчитать среднесписочную численность по каждому месяцу. Делать это нужно поэтапно.

Расчет месячной ССЧ работников, которые работали полный рабочий день.
В ООО за январь 2016 года отработало:
14 чел по 31 дню, 1 чел отработал 21 дня и еще 1 – только 8
Определяем ССЧ работников за январь:
(14*31)+(1*21)+(1*8)= 463/31=14,9

Полученный результат не округляется. Если в организации только один директор, других работников нет, ССЧ равна «1». В выходные и праздники в расчет принимается то количество работников, которое было в предшествующий рабочий день. Те сотрудники, которые находятся на больничном или в командировке также включаются в расчет ССЧ работников.

Расчет месячной ССЧ работников, которые работали неполный рабочий день.
В ООО при 40 часовой неделе (продолжительность рабочего дня 8 часов) был привлечен сотрудник на неполный рабочий день на 3 часа работы на 15 рабочих дней в месяце.
Определяем ССЧ работников, занятых неполный рабочий день:
(3*15)/8/15=0,375

Расчет ССЧ работников за весь год
Так как уже есть ССЧ сотрудников за каждый месяц, отработавших и полный и неполный рабочий день, можно приступить к расчету среднегодовой ССЧ. Делается это следующим образом: Все результаты по всем месяцам суммируются и делятся на 12. И только полученный результат округляется до целого числа.

Чтобы новый партнер не обманул с вычетами и расходами, необходимо правильно запросить у него список документов для проверки. Что и как запросить у контрагента, читайте в статье Какие документы необходимо запросить у контрагента перед заключением договора?

Для того, чтобы не возникало проблем с налогами, с их начислением или вычетами НДС, нужно проверять контрагентов, с которыми Вы работаете. Для этого создано несколько сервисов (государственных и не только), на которых есть практически вся нужная для проверки информация.

При работе с недобросовестными контрагентами инспектор, на основании постановления , имеет полное право отказать налогоплательщику в возвращении дополнительно уплаченных денег.

Эти данные ФНС будет размещать на своем сайте. Доступ к информации будет бесплатным.

ПРЕЗИДИУМ ВЫСШЕГО АРБИТРАЖНОГО СУДА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в составе:

председательствующего - Председателя Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации Иванова А.А.;

членов Президиума: Андреевой Т.К., Бабкина А.И., Валявиной Е.Ю., Витрянского В.В., Вышняк Н.Г., Завьяловой Т.В., Исайчева В.Н., Козловой О.А., Першутова А.Г., Сарбаша С.В., Слесарева В.Л., Юхнея М.Ф. -

рассмотрел заявление индивидуального предпринимателя Якубовского Александра Александровича о пересмотре в порядке надзора постановления суда апелляционной инстанции Арбитражного суда Кемеровской области от 29.10.2007 по делу N А27-5203/2007-2 и постановления Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 20.02.2008 по тому же делу.

В заседании приняли участие представители Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 11 по Кемеровской области - Бастрыкина Л.И., Иншина Ц.К., Уткина В.М.

Заслушав и обсудив доклад судьи Завьяловой Т.В. и объяснения представителей участвующего в деле лица, Президиум установил следующее.

Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы N 11 по Кемеровской области (далее - инспекция) по результатам выездной налоговой проверки соблюдения предпринимателем Якубовским А.А. (далее - предприниматель) требований налогового законодательства за период с 01.01.2005 по 31.12.2005 вынесла решение от 21.02.2007 N 16-12-27/25 о привлечении его к налоговой ответственности, предусмотренной пунктом 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс), а также доначислила налог на доходы физических лиц, единый социальный налог и налог на добавленную стоимость и начислила пени за несвоевременную их уплату.

Предприниматель обратился в Арбитражный суд Кемеровской области с заявлением о признании недействительным решения инспекции в части доначисления 121 760 рублей налогов, начисления соответствующих пеней и взыскания 24 352 рублей штрафов (с учетом уточнения предмета спора в порядке, определенном статьей 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).

Основанием для принятия решения инспекции в оспариваемой части послужили ее выводы о недостоверности счетов-фактур, представленных предпринимателем в обоснование права на налоговый вычет по налогу на добавленную стоимость, и о том, что понесенные им расходы, принимаемые в целях исчисления налога на доходы физических лиц и единого социального налога, нельзя признать документально подтвержденными.

Решением суда первой инстанции от 27.08.2007 требование предпринимателя удовлетворено.

Суд счел: предприниматель подтвердил факт реального осуществления хозяйственных операций, предполагающий уплату налога на добавленную стоимость в бюджет с оборота по реализации товаров, а следовательно, право на соответствующий налоговый вычет, и признал документально подтвержденными и обоснованными его расходы по приобретению товаров у общества с ограниченной ответственностью "Фирма "ВМТ" (далее - фирма "ВМТ"), что является основанием для их учета в целях исчисления налога на доходы физических лиц и единого социального налога.

Постановлением суда апелляционной инстанции от 29.10.2007 решение суда первой инстанции отменено, в удовлетворении заявленного требования отказано.

Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа постановлением от 20.02.2008 постановление суда апелляционной инстанции оставил без изменения.

Суды апелляционной и кассационной инстанций исходили из того, что контрагент предпринимателя - фирма "ВМТ" - не состоит на налоговом учете в инспекции Федеральной налоговой службы по городу Томску и не зарегистрирована в Едином государственном реестре юридических лиц, следовательно, первичные учетные документы оформлены несуществующим юридическим лицом и это лишает предпринимателя права по принятию понесенных им расходов при исчислении налога на доходы физических лиц и единого социального налога, а также возможности заявить налоговый вычет по налогу на добавленную стоимость.

В заявлении, поданном в Высший Арбитражный Суд Российской Федерации, о пересмотре в порядке надзора указанных постановлений судов апелляционной и кассационной инстанций предприниматель просит их отменить, ссылаясь на нарушение судами норм материального права.

В отзыве на заявление инспекция просит оставить названные судебные акты без изменения как соответствующие налоговому законодательству.

Проверив обоснованность доводов, изложенных в заявлении, отзыве на него и выступлениях присутствующих в заседании представителей инспекции, Президиум считает, что обжалуемые судебные акты подлежат оставлению без изменения по следующим основаниям.

Исходя из подпункта 1 пункта 1 статьи 227 Кодекса, физические лица, зарегистрированные в установленном действующим законодательством порядке и осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, исчисление и уплату налога производят от суммы доходов, полученных от осуществления такой деятельности.

Согласно статье 210 Кодекса при определении налоговой базы по налогу на доходы физических лиц учитываются все доходы налогоплательщика, полученные им как в денежной, так и в натуральной формах, или право на распоряжение которыми у него возникло, а также доходы в виде материальной выгоды. Налоговая база определяется как денежное выражение доходов, подлежащих налогообложению, уменьшенных на сумму налоговых вычетов, предусмотренных статьями 218 - 221 Кодекса.

В силу статьи 221 Кодекса при исчислении налоговой базы по налогу на доходы физических лиц право на получение профессиональных налоговых вычетов имеют налогоплательщики, указанные в пункте 1 статьи 227 Кодекса, - в сумме фактически произведенных ими и документально подтвержденных расходов, непосредственно связанных с извлечением доходов. Состав расходов, принимаемых к вычету, определяется налогоплательщиком самостоятельно в порядке, аналогичном порядку определения расходов для целей налогообложения, установленному главой "Налог на прибыль организаций" Кодекса.

В соответствии со статьей 236 Кодекса объектом обложения единым социальным налогом для налогоплательщиков - индивидуальных предпринимателей признаются доходы от предпринимательской либо иной профессиональной деятельности за вычетом расходов, связанных с их извлечением.

Налоговая база указанных налогоплательщиков определяется как сумма доходов, полученных ими за налоговый период от предпринимательской либо иной профессиональной деятельности, за вычетом расходов, связанных с их извлечением. При этом состав расходов, принимаемых к вычету, определяется в порядке, аналогичном порядку определения состава затрат, установленных для плательщиков налога на прибыль.

Согласно статье 252 Кодекса расходы - обоснованные и документально подтвержденные затраты, осуществленные (понесенные) налогоплательщиком; обоснованные расходы - экономически оправданные затраты, оценка которых выражена в денежной форме; документально подтвержденные расходы - затраты, подтвержденные документами, оформленными в соответствии с законодательством Российской Федерации. Расходами признаются любые затраты при условии, что они произведены для осуществления деятельности, направленной на получение дохода.

Таким образом, при решении вопроса о возможности принятия расходов в целях исчисления налога на доходы физических лиц и единого социального налога необходимо исходить из реальности этих расходов, произведенных для приобретения товаров (работ, услуг), а также их документального подтверждения.

На основании пункта 1 статьи 171 Кодекса налогоплательщик имеет право уменьшить общую сумму налога на добавленную стоимость, исчисленную в соответствии со статьей 166 Кодекса, на установленные этой статьей налоговые вычеты. Вычетам подлежат суммы данного налога, предъявленные налогоплательщику и уплаченные им при приобретении товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации в отношении товаров (работ, услуг), приобретаемых для осуществления операций, признаваемых объектами налогообложения в силу главы 21 Кодекса, и товаров (работ, услуг), приобретаемых для перепродажи.

В статье 172 Кодекса (в редакции, действовавшей в рассматриваемый период) определен порядок применения налоговых вычетов, согласно которому налоговые вычеты, установленные статьей 171 Кодекса, производятся на основании счетов-фактур, выставленных продавцами при приобретении налогоплательщиком товаров (работ, услуг), документов, подтверждающих фактическую уплату сумм налога, либо на основании иных документов в случаях, предусмотренных пунктами 3, 6 - 8 статьи 171 Кодекса. Вычетам подлежат суммы налога, предъявленные налогоплательщику и уплаченные им при приобретении товаров (работ, услуг), после принятия на учет указанных товаров (работ, услуг) с учетом особенностей, предусмотренных этой статьей, и при наличии соответствующих первичных документов.

Следовательно, исполнив упомянутые требования Кодекса, налогоплательщик вправе претендовать на получение налогового вычета при исчислении налога на добавленную стоимость.

Вместе с тем согласно пункту 2 статьи 9 Федерального закона от 21.11.1996 N 129-ФЗ "О бухгалтерском учете" (далее - Закон) первичные учетные документы принимаются к учету, если они составлены по форме, представленной в альбомах унифицированных форм первичной документации, а документы, форма которых не определена в этих альбомах, должны содержать следующие обязательные реквизиты: наименование документа, дату составления документа, наименование организации, от имени которой составлен документ, содержание хозяйственной операции, измерители хозяйственной операции в натуральном и денежном выражении, наименование должностей лиц, ответственных за совершение хозяйственной операции и правильность ее оформления, личные подписи указанных лиц.

Таким образом, перечисленные требования Закона касаются не только полноты заполнения всех реквизитов, но и достоверности содержащихся в них сведений.

В соответствии с позицией, изложенной в пункте 1 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 12.10.2006 N 53 "Об оценке арбитражными судами обоснованности получения налогоплательщиком налоговой выгоды" представление налогоплательщиком в налоговый орган всех надлежащим образом оформленных документов, предусмотренных законодательством о налогах и сборах, в целях получения налоговой выгоды является основанием для ее получения, если налоговым органом не доказано, что сведения, содержащиеся в этих документах, неполны, недостоверны и (или) противоречивы.

В настоящем деле в обоснование произведенных расходов предприниматель представил инспекции и суду счета-фактуры, товарные накладные, контрольно-кассовые чеки, подтверждающие, по его мнению, приобретение и оплату товара (рыба и мясопродукты).

Однако согласно сообщению инспекции Федеральной налоговой службы по городу Томску от 01.02.2007 фирма "ВМТ" - контрагент предпринимателя - не состоит на налоговом учете в данной инспекции, сведения об этой организации в Едином государственном реестре юридических лиц отсутствуют, под указанным идентификационным номером иная организация также не зарегистрирована.

В силу положений статей 49, 51 Гражданского кодекса Российской Федерации организации, не прошедшие государственную регистрацию в качестве юридических лиц, не приобретают правоспособности юридического лица, а их действия, направленные на установление, изменение и прекращение гражданских прав и обязанностей, не могут быть признаны сделками, что влечет негативные налоговые последствия для участников данных правоотношений.

Оценив представленные в материалы дела доказательства, суды апелляционной и кассационной инстанций пришли к правильному выводу об отсутствии у предпринимателя правовых оснований для учета в целях налогообложения произведенных им расходов по приобретению товара у фирмы "ВМТ".

Исходя из изложенного и руководствуясь статьей 303, пунктом 1 части 1 статьи 305, статьей 306 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации

постановил:

постановление суда апелляционной инстанции Арбитражного суда Кемеровской области от 29.10.2007 по делу N А27-5203/2007-2 Арбитражного суда Кемеровской области и постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 20.02.2008 по тому же делу оставить без изменения.

Заявление предпринимателя Якубовского Александра Александровича оставить без удовлетворения.

Председательствующий

Статья 102. Налоговая тайна

1. Налоговую тайну составляют любые полученные налоговым органом, органами внутренних дел, следственными органами, органом государственного внебюджетного фонда и таможенным органом сведения о налогоплательщике, за исключением сведений:

1) являющихся общедоступными, в том числе ставших таковыми с согласия их обладателя - налогоплательщика. Такое согласие представляется по выбору налогоплательщика в отношении всех сведений или их части, полученных налоговым органом, по форме, формату и в порядке, утверждаемым федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов;

(пп. 1 в ред. Федерального закона от 01.05.2016 N 134-ФЗ)

2) об идентификационном номере налогоплательщика;

3) исключен. - Федеральный закон от 09.07.1999 N 154-ФЗ;

3) о нарушениях законодательства о налогах и сборах (в том числе суммах недоимки и задолженности по пеням и штрафам при их наличии) и мерах ответственности за эти нарушения;

(в ред. Федеральных законов от 09.07.1999 N 154-ФЗ, от 01.05.2016 N 134-ФЗ)

4) предоставляемых налоговым (таможенным) или правоохранительным органам других государств в соответствии с международными договорами (соглашениями), одной из сторон которых является Российская Федерация, о взаимном сотрудничестве между налоговыми (таможенными) или правоохранительными органами (в части сведений, предоставленных этим органам);

(в ред. Федерального закона от 09.07.1999 N 154-ФЗ)

5) предоставляемых избирательным комиссиям в соответствии с законодательством о выборах по результатам проверок налоговым органом сведений о размере и об источниках доходов кандидата и его супруга, а также об имуществе, принадлежащем кандидату и его супругу на праве собственности;

(пп. 5 введен Федеральным законом от 26.04.2007 N 64-ФЗ)

6) предоставляемых в Государственную информационную систему о государственных и муниципальных платежах, предусмотренную Федеральным законом от 27 июля 2010 года N 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг";

(пп. 6 введен Федеральным законом от 27.06.2011 N 162-ФЗ)

7) о специальных налоговых режимах, применяемых налогоплательщиками, а также об участии налогоплательщика в консолидированной группе налогоплательщиков;

(пп. 7 введен Федеральным законом от 30.09.2013 N 267-ФЗ)

8) предоставляемых органам местного самоуправления (органам государственной власти городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя) в целях осуществления контроля за полнотой и достоверностью информации, представленной плательщиками местных сборов, для расчета сборов, а также о суммах недоимки по таким сборам;

(пп. 8 введен Федеральным законом от 29.11.2014 N 382-ФЗ; в ред. Федерального закона от 01.05.2016 N 134-ФЗ)

9) о среднесписочной численности работников организации за календарный год, предшествующий году размещения указанных сведений в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" в соответствии с пунктом 1.1 настоящей статьи;

(пп. 9 введен Федеральным законом от 01.05.2016 N 134-ФЗ)

10) об уплаченных организацией в календарном году, предшествующем году размещения указанных сведений в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" в соответствии с пунктом 1.1 настоящей статьи, суммах налогов и сборов (по каждому налогу и сбору) без учета сумм налогов (сборов), уплаченных в связи с ввозом товаров на таможенную территорию Евразийского экономического союза, сумм налогов, уплаченных налоговым агентом;

(пп. 10 введен Федеральным законом от 01.05.2016 N 134-ФЗ)

11) о суммах доходов и расходов по данным бухгалтерской (финансовой) отчетности организации за год, предшествующий году размещения указанных сведений в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" в соответствии с пунктом 1.1 настоящей статьи.

(пп. 11 введен Федеральным законом от 01.05.2016 N 134-ФЗ)

КонсультантПлюс: примечание.

С 1 января 2017 года Федеральным законом от 03.07.2016 N 243-ФЗ в абзац 1 пункта 1.1 статьи 102 вносятся изменения. См. текст в будущей редакции.

1.1. Сведения об организации, указанные в подпункте 3 (в части сведений о суммах недоимки и задолженности по пеням и штрафам (по каждому налогу и сбору), налоговых правонарушениях и мерах ответственности за их совершение) и в подпунктах 7, 9 - 11 пункта 1 настоящей статьи, размещаются в форме открытых данных на официальном сайте федерального органа исполнительной власти, уполномоченного по контролю и надзору в области налогов и сборов, в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", за исключением сведений об организации, составляющих государственную тайну. Сведения, подлежащие размещению, по запросам не представляются, за исключением случаев, предусмотренных федеральными законами.

Сроки и период размещения сведений, указанных в абзаце первом настоящего пункта, порядок их формирования и размещения утверждаются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов.

(п. 1.1 введен Федеральным законом от 01.05.2016 N 134-ФЗ)

2. Налоговая тайна не подлежит разглашению налоговыми органами, органами внутренних дел, следственными органами, органами государственных внебюджетных фондов и таможенными органами, их должностными лицами и привлекаемыми специалистами, экспертами, за исключением случаев, предусмотренных федеральным законом.

(в ред. Федеральных законов от 09.07.1999 N 154-ФЗ, от 02.01.2000 N 13-ФЗ, от 30.06.2003 N 86-ФЗ, от 28.12.2010 N 404-ФЗ)

К разглашению налоговой тайны относится, в частности, использование или передача другому лицу информации, составляющей коммерческую тайну (секрет производства) налогоплательщика и ставшей известной должностному лицу налогового органа, органа внутренних дел, следственного органа, органа государственного внебюджетного фонда или таможенного органа, привлеченному специалисту или эксперту при исполнении ими своих обязанностей.

(в ред. Федеральных законов от 30.06.2003 N 86-ФЗ, от 28.12.2010 N 404-ФЗ, от 11.07.2011 N 200-ФЗ)

2.1. Не является разглашением налоговой тайны предоставление налоговым органом ответственному участнику консолидированной группы налогоплательщиков сведений об участниках этой группы, составляющих налоговую тайну.

(п. 2.1 введен Федеральным законом от 16.11.2011 N 321-ФЗ)

3. Поступившие в налоговые органы, органы внутренних дел, следственные органы, органы государственных внебюджетных фондов или таможенные органы сведения, составляющие налоговую тайну, имеют специальный режим хранения и доступа.

(в ред. Федеральных законов от 09.07.1999 N 154-ФЗ, от 02.01.2000 N 13-ФЗ, от 30.06.2003 N 86-ФЗ, от 28.12.2010 N 404-ФЗ)

Доступ к сведениям, составляющим налоговую тайну, имеют должностные лица, определяемые соответственно федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов, федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в области внутренних дел, федеральным государственным органом, осуществляющим полномочия в сфере уголовного судопроизводства, федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в области таможенного дела.

(в ред. Федеральных законов от 29.06.2004 N 58-ФЗ, от 26.06.2008 N 103-ФЗ, от 28.12.2010 N 404-ФЗ)

4. Утрата документов, содержащих составляющие налоговую тайну сведения, либо разглашение таких сведений влечет ответственность, предусмотренную федеральными законами.

5. Положения настоящей статьи в части определения состава сведений о налогоплательщиках, составляющих налоговую тайну, запрета на разглашение указанных сведений, требований к специальному режиму хранения и доступа к указанным сведениям, а также ответственности за утрату документов, содержащих указанные сведения, либо разглашение таких сведений распространяются на сведения о налогоплательщиках, полученные организациями, подведомственными федеральному органу исполнительной власти, уполномоченному по контролю и надзору в области налогов и сборов, осуществляющими ввод и обработку данных о налогоплательщиках, а также на работников указанных организаций.

(п. 5 введен Федеральным законом от 18.07.2011 N 227-ФЗ)

6. Положения настоящей статьи в части запрета на разглашение сведений, составляющих налоговую тайну, требований к специальному режиму хранения указанных сведений и доступа к ним, ответственности за утрату документов, содержащих указанные сведения, или за разглашение таких сведений распространяются на сведения о налогоплательщиках, поступившие в государственные органы, органы местного самоуправления или организации в соответствии с законодательством Российской Федерации о противодействии коррупции.

Доступ к сведениям, составляющим налоговую тайну, в государственных органах, органах местного самоуправления или организациях, в которые такие сведения поступили в соответствии с законодательством Российской Федерации о противодействии коррупции, имеют должностные лица, определяемые руководителями этих государственных органов, органов местного самоуправления или организаций.

(п. 6 в ред. Федерального закона от 03.12.2012 N 231-ФЗ)

7. Положения настоящей статьи в части запрета на разглашение сведений, составляющих налоговую тайну, требований к специальному режиму хранения указанных сведений и доступа к ним, ответственности за утрату документов, содержащих указанные сведения, или за разглашение таких сведений распространяются на сведения о размере и об источниках доходов работников (их супругов и несовершеннолетних детей) организаций с государственным участием, поступившие в государственные органы в соответствии с нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации.

Доступ к указанным в настоящем пункте сведениям, составляющим налоговую тайну, в государственных органах, в которые такие сведения поступили в соответствии с нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации, имеют должностные лица, определяемые руководителями этих государственных органов.

(п. 7 введен Федеральным законом от 28.06.2013 N 134-ФЗ)

8. Сведения, содержащиеся в специальной декларации, представленной в соответствии с Федеральным законом "О добровольном декларировании физическими лицами активов и счетов (вкладов) в банках и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", и (или) прилагаемых к ней документах и (или) сведениях, признаются налоговой тайной с учетом следующих особенностей:

1) такие сведения признаются налоговой тайной без исключений, установленных подпунктами 1 - 3 и 5 - 8 пункта 1 настоящей статьи;

2) разглашение таких сведений и утрата представленных специальных деклараций и (или) прилагаемых к ним документов и (или) сведений являются основанием для привлечения к уголовной ответственности за незаконное разглашение сведений, составляющих налоговую тайну, в соответствии с Уголовным кодексом Российской Федерации;

3) должностное лицо налогового органа, которому такие сведения стали известны, не может быть привлечено к ответственности за отказ от дачи показаний по обстоятельствам, которые стали ему известны из сведений, указанных в абзаце первом настоящего пункта;

4) такие сведения могут быть истребованы у налогового органа только по запросу самого декларанта, признаваемого таковым в соответствии с указанным в абзаце первом настоящего пункта Федеральным законом;

5) в случае необходимости подтверждения факта представления в налоговый орган специальной декларации и документов и (или) сведений, прилагаемых к декларации, и достоверности содержащихся в них сведений должностное лицо органа государственной власти или банка, которому в качестве основания для предоставления гарантий, предусмотренных указанным в абзаце первом настоящего пункта Федеральным законом, была представлена копия специальной декларации с отметкой налогового органа о ее принятии, вправе направить ее в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный по контролю и надзору в области налогов и сборов, для сверки с оригиналом специальной декларации, находящейся на централизованном хранении. Федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный по контролю и надзору в области налогов и сборов, в пятидневный срок после получения такой копии специальной декларации направляет ответное уведомление о том, соответствует либо не соответствует полученная копия специальной декларации оригиналу.

(п. 8 введен Федеральным законом от 08.06.2015 N 150-ФЗ)

С помощью или этого онлайн-сервиса для организаций можно вести налоговый и бухучет на УСН и ЕНВД, формировать платежки, 4-ФСС, СЗВ, Единый расчет 2017 и подавать любую отчетность через интернет и пр.(от 250 р/мес.). 30 дней бесплатно. Для вновь созданных ИП сейчас (бесплатно).

С 1 июня 2016 года изменились нормы законодательства о налоговой тайне (ст. 102 НК РФ, Федеральный закон от 01.05.16 № 134-ФЗ). Сведений, которые считаются тайной, стало меньше. Изменился порядок их обнародования. Появилось больше возможностей для получения информации о контрагентах. Методика, описанная в этой статье, поможет вам «проявлять должную осмотрительность», минимизировать возникновение финансовых и налоговых рисков.

Есть две причины того, почему надо проверять контрагента.

Причина 1. Существует риск признания договора недействительным в судебном порядке. Это может быть связано с формальными нарушениями, допущенными контрагентом:

  • отсутствие полномочий на подписание договора;
  • противоречие предмета договора уставным целям деятельности контрагента и т.п.

В свою очередь, признание договора недействительным может привести к негативным финансовым последствиям для вашей компании.

Причина 2. Налоговики могут предъявить к вам претензию, которая обычно звучит так «Не проявление налогоплательщиком должной осмотрительности при выборе контрагента». В результате вас обвинят в получении необоснованной налоговой выгоды при возврате НДС или при учете расходов для целей налогообложения прибыли (также см. «Чего ожидать от налоговиков»).

Чего ожидать от налоговиков

Расширение возможностей по поиску сведений, которые ранее были налоговой тайной, скорее всего, спровоцирует налоговиков активнее проводить проверки. От компаний будут ожидать более глубокой оценки безрисковости другой стороны сделки. Поэтому для отстаивания своей позиции касательно проявления должной осмотрительности при выборе контрагентов в суде уже будет недостаточно:

  • копий уставных документов;
  • распечаток с сайта ФНС России о том, что адрес, учредители и директора контрагента не являются «массовыми».

Вместе с тем, на сегодняшний день, арбитражные суды, при отсутствии четкой урегулированности в законодательстве института проявления должной осмотрительности, дают оценку поведению организаций достаточно субъективно. Есть судебная практика, как в пользу налогоплательщика, так и в пользу налоговиков.

Поэтому в целях собственной безопасности используйте максимально возможные методы проверки своих контрагентов.

Воспользуйтесь методикой, которая поможет убедиться в благонадежности поставщиков, проанализировать различные аспекты их деятельности: от правового статуса до показателей бухгалтерской отчетности. Отмечу, что при ее разработке были учтены рекомендации контролирующих органов (к примеру, письмо ФНС России от 16.03.2015 N ЕД-4-2/4124) и существующая деловая практика.

Шаг 1. Запросите документы у контрагента

Чтобы определить «реальность» контрагента, как юридического лица, запросите у него:

  • копию устава организации;
  • решение о назначении генерального директора (для акционерных обществ – протокол общего собрания акционеров);
  • приказ о вступлении в должность генерального директора;
  • копию паспорта генерального директора;
  • лицензию, если сделка заключается с контрагентом в рамках лицензируемой деятельности.

Понять, сможет ли контрагент исполнить свои обязательства по договору, помогут следующие документы.

  1. Копия штатного расписания организации. Изучая ее, вы поймете, есть ли в штате компании-контрагента необходимые специалисты. Совсем небольшая численность сотрудников может являться одним из признаков фирм-однодневок.
  2. Выписка о движении денег по расчетному счету контрагента за последние полгода. Она поможет вам удостовериться в наличии или отсутствии:
  • реальных сделок контрагента с другими юридическими лицами;
  • характерных для реально действующей компании платежей (арендная плата, выплаты заработной платы сотрудникам, хозяйственные расходы и т.п.).

Если реальных сделок и характерных платежей нет, это также может говорить о неблагонадежности контрагента.

Важно!

О необходимости запроса документов (заверенных копий) указывают контролирующие органы (письма ФНС России от 24.07.2015 г. № ЕД-4-2/13005@, от 16.03.2015г. № ЕД-4-2/4124, от 11.02.2010 г. № 3-7-07/84, Минфина России от 16.10.2015 г. № 03-02-07/1/59422, от 06.07.2009 г. № 03-02-07/1-340).

Также есть положительная судебная практика.К примеру, суды при рассмотрении дела № А40-83175/10-140-423 (постановление ФАС Московского округа от 19.04.2011 г. № КА-А40/2826-11), исследовав и оценив представленные обществом документы, полученные от контрагента, пришли к выводу о проявлении обществом должной осмотрительности и осторожности.