1 кл окр мир как путешествует письмо. Изучение нового материала

У нас сегодня гости. Оглянулись, посмотрели, настроились на урок, показываем всё самое лучшее, что мы умеем и знаем.

Наши друзья и помощники Мудрая Черепаха и Муравьишка Вопросик недавно читали книгу.

И сейчас предлагают вам узнать, что же это была за книга. Для этого они вы должны собрать пазл из разрезанных картинок. Приклеить его на листочек.

Как называется книга, которую прочитали наши друзья? Кто автор этого произведения?

Узнали героя?

Какая профессия у героя по фамилии Печкин?

Где он работает? (на почте)

Какая работа у почтальона?

Зачем люди пишут письма?

Что такое письмо?

Вот, что об этом говорится в «Толковом словаре»:

Письмо-это написанный текст, посылаемый для сообщения кому-то.

Скоро Новый год, а кому вы написали свои письма? (Деду Морозу.)

А как ваше письмо попадёт к Д.М.?

Кто уже догадался о чём мы узнаем сегодня на уроке? Чему научимся?

Да, узнаем какой путь проделывает письмо.

Тема: Как путешествует письмо?

Возьмите письмо для Д.М.. Что нам нужно сделать, чтобы его отправить?

Правильно, только в конверте письмо может начать своё путешествие.

Берём конверт, вкладываем в него письмо. Что нужно сделать дальше? (Заклеить)

Теперь можно посылать?

Почему? (Нужна марка и адрес)

На письме должна быть марка. А зачем?

Марка-это проездной билет письма, оно оплачивает его путешествие.

Посмотрите, где у вас на столе марка? Приклейте её на конверт в правом верхнем углу.

Марки бывают разные:

большие и маленькие, цветные и простые. Марки бывают очень красивыми и интересными, очень редкими и ценными.

Многие люди коллекционируют марки. На почте выпускают специальные экземпляры, которые люди уже не наклеивают на конверт, а кладут в специальные альбомы и показывают другим людям, друзьям и знакомым.

Как называются такие люди?

(филателисты).

Посмотрите

Итак, конверт с маркой у нас есть. Можно отправлять? Не хватает адреса.

Мы с вами будем конверт отправлять, значит мы с вами будем отправителями.

Отправитель-это тот, кто отправляет письмо.

Адресат-это тот, кто получает письмо.Тот, кому оно адресовано. На конверте указывается адрес: имя,

фамилия, адрес и почтовый индекс.

Индекс-это последовательность цифр, которые облегчают сортировку писем. Цифры должны быть определенного образца, т.к. индекс расшифровывает машина. Заполняем адрес на конверте:

Подписали. Как наше письмо до Д.М. доберётся?

Идём на почту, отпускаем письмо в почтовый ящик.

На машине поехали (ж-ж-ж-ж-ж-ж…)

На самолёте полетели (р-р-р-р-р-р…)

На поезде поехали (чух-чух-чух…)

На теплоходе поплыли (ту-ту-у-у-у-у…) (садимся)

После снова письмо попадает на почту к почтальону, который доставит его адресату.

Проверим, как вы запомнили, какой путь проделает письмо прежде, чем попадёт к Д.М.

Пододвинули в руки маршрутный лист. Между вами и Д.М. много пустых квадратиков. Вы должны подумать, какой путь проделывает письмо от отправителя к адресату. Возьмите картинки и расположите их в той последовательности, чтобы получилась схема путешествия письма. Куда идёт сначала, куда потом.

Сверка с доской.

Учебник стр. 65.

А что ещё можно отправить по почте?

п.с.л.к. (о,ы,а),

ьлореднаб

На двойном листе большом

Всё узнаю обо всём.

В почтовом ящике бывает,

О жильцах не забывает. (Газета.)

Для дяди Фёдора у Печкина есть очень короткая добрая весть. В ней очень кратко: «Спешу навестить приеду с утра встречай тчк.»Быстрее ветра из Амстердама к нему примчалась…..(телеграмма)

Посылка-это упакованная вещь, пересланная по почте.

Бандероль- небольшое почтовое отправление в бумажной обертке. Но сейчас часто стали

использовать уже пластиковые пакеты.

Открытки, газеты, журналы…все это называется корреспонденцией.

Как узнать сколько весит посылка или бандероль?

Откройте тетрадь на странице 42. Задание 2. Рассмотрите рисунки. Кто может сказать, что это

за предметы и зачем они нужны на почте? (штемпель, весы, стеллаж)

Весы нужны для взвешивания. За пересылку тяжелого письма надо заплатить дороже, поэтому письма взвешивают перед тем, как наклеить марку.

А что вы знаете о том,как передавали новости в далеком прошлом?

(гонцы, почтовые голуби, бутылочная почта..)

Срочную почту доставляли гонцы.

Для перевозки больших корреспонденций использовали почтовые кареты.

Подумайте, а какое отношение имеет бутылка к нашей теме урока?

Издавна «почтой Нептуна»-«бутылочной почтой» пользовались люди, потерпевшие

кораблекрушение, чтобы послать сигнал помощи. Бутылки с записками должны были

быть выброшены на берег, послание найдено и прочитано людьми.

На 65 странице учебника, Мудрая Черепаха с голубем, в клюве которого письмо. Подумайте,

что Черепаха нам хотела рассказать?

Была распространена и голубиная почта. Почтовых голубей приучали разносить письма из

города в город. Голубь стал почтальоном поневоле. Несколько тысячелетий назад люди

заметили способность голубей ориентироваться на местности и возвращаться домой.

Что исследовали на уроке?

Какие новые слова запомнили?

Зачем людям нужна работа почтальона?

Даю дополнительные марки для конверта, тем, кто хорошо работал на уроке.

Отправьте своё письмо Д.М. любым способом каким захотите (голубь, бутылка, самолёт и т.д.

Представлен урок окружающего мира в 1 классе "Как путешествует письмо" по УМК "Школа России" : презентация, конспект, наглядность. Этапы урока составлены в соответствии с требованиями ФГОС.

Скачать:

Предварительный просмотр:

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

Как путешествует письмо? Выполнила: учитель начальных классов МБОУ СОШ № 143 г. Красноярска Лелюк Оксана Васильевна

Письмо - написанный текст, посылаемый кому-нибудь.

Конверт - пакет для пересылки бумаг.

Филателисты

Индекс – указатель.

Физминутка

Почтамт на Комсомольской площади в Москве.

Соедини правильно, назови виды почты Письмо Кипу Голубиная почта Бутылочная почта

Различные почтовые сообщения

Предварительный просмотр:

Учитель : Лелюк Оксана Васильевна.

Класс : 1 Е.

Предмет : окружающий мир.

Дата: __________.

Тема урока : «Как путешествует письмо?»

Тип урока : первичное восприятие новых знаний.

Цели урока :

  1. образовательные : раскрыть роль почтовой связи в жизни людей; познакомить учащихся с работой почты, видами почтовых отправлений;
  2. развивающие : развивать коммуникативные способности учащихся; развивать информационную грамотность учащихся; развивать способность к самооценке на основе критерия успешной деятельности;
  3. воспитательные : формировать целостный, социально ориентированный взгляд на мир; формировать ориентацию на успех в учебной деятельности и понимание его причин.

Формируемые УУД:

  1. регулятивные: умение принимать и сохранять учебную задачу; умение адекватно воспринимать предложения и оценку учителя, товарищей; умение вносить необходимые коррективы;
  2. коммуникативные: умение допускать возможность существования различных точек зрения; умение договариваться и приходить к общему решению;
  3. предметные: умение проявлять понимание, что реальная ситуация может быть представлена схемой; умение находить и сопоставлять предметы и их назначение; умение ориентироваться в сферах труда;
  4. личностные: умение проявлять способность к самооценке на основе критерия успешной деятельности;
  5. познавательные: умение осуществлять поиск необходимой информации; умение использовать знаково-символические средства; умение устанавливать причинно-следственные связи.

Оборудование: презентация Microsoft Power Point «Как путешествует письмо?», большой конверт с заготовками для оформления, письмо, бандероль, посылка, заготовка для групповой и парной работой.

Ход урока.

  1. Орг. момент.
  1. Актуализация знаний.

Кто стучится в 1 «Е»
С толстой сумкой на ремне,
Это он, э то он, красноярский почтальон!
- У нас гость.

Читает ребенок в начале урока (почтальон).

Аким Яков

Неумейка

Слыхали?
Сегодня
В подъезде
Восьмом
Ходил почтальон
С необычным
Письмом.

Измятый конверт,
А на нём
По линейке
Написано чётко:
"ВРУЧИТЬ НЕУМЕЙКЕ"

На первый этаж
Письмоносец
Зашёл.
Увидел, как Вову
Сажали
За стол.

Со сказкою
Вове
Вливали бульон.

Письмо Неумейке! -
Сказал почтальон.

За ложку
Схватился
Испуганный
Вова,
А мама ответила:
- Нету такого!

В квартире
Над ними
Жил мальчик
Андрюшка.
По комнате всей
Раскидал он
Игрушки.

Услышав про адрес,
Смутился
Андрейка:
- Не думайте, дядя,
Что я - Неумейка!

Я, дядя,
Ещё не окончил
Игру.
Вот выстрою
Домик
И всё уберу.

Направилась
Почта
В квартиру направо,
Где только проснулся
Голубчиков Слава

Сестрёнка ему
Надевала
Чулок,
А Слава скучал
И глядел
В потолок.

Сказал почтальон
- Неплохая семейка!
Не здесь ли живёт
Гражданин Неумейка?

Но Слава,
Услышав
Обидное слово,
Чулок натянул
И воскликнул:
- Да что вы!
Я сам одеваюсь,
Когда захочу,
А это… ну, просто
Сестрёнку учу!

Идёт письмоносец
В другую
Квартиру
И видит на кухне
Такую
Картину:

Тарелки
Помыты
И сложены в груду,
А мама и дочь
Вытирают
посуду.

Сказал почтальон,
Улыбнувшись:
- Беда!
Простите,
Я снова
Попал не туда!

Спустился во двор
Письмоносец
И вскоре
Чуть-чуть не упал
На трёхлетнего
Борю -
Цветы поливал он
Из маленькой лейки.

И здесь
Не нашёл
Почтальон
Неумейки!

Присел почтальон,
Отдохнул
И опять
Отправился в путь -
Неумейку искать.

Письмо
Получателя ищет по свету.
Но что же в письме?
Рассказать по секрету?

Два слова
В конверте
Письма заказного:
"ПОЗОР НЕУМЕЙКЕ!"
Обидных два слова.

И я вас прошу:
Постарайтесь, ребята,
Чтоб это письмо
Не нашло
Адресата!

И что, уважаемый почтальон, Вы думаете, что Неумейка среди нас?

Нет (отвечают дети).

А как помочь Неумейке! Что мы можем ему посоветовать.

А давайте тоже напишем ему письмо. Можно?

Вы знаете, я уже устал его искать и поэтому написал уже ему письмо. Вот оно. Вы приготовьте его, чтобы я зашел, забрал и отнес его на почту. Да, вот еще его вещи. Я их уже упаковал, конечно, пусть пока полежат у вас. Здесь: фотография, шарф, конструктор (достает из сумки конверт, бандероль, посылку, листок с письмом, при этом их не называет). Все это я приготовил для Неумейки, чтобы он хоть чему-нибудь научился глядя на них. А я пойду пока, доделаю свои дела, да на обратном пути это все и заберу.

  1. Постановка цели.

Тогда давайте скорее начнем. Кто умеет писать письма? Кто знает, как их подписывать? Куда нести? Когда и как оно дойдет до Неумейки? Что будем делать? А все это умеют?

Кто же мне скажет, чем сегодня нам придется заняться на уроке. О чем мы будем сегодня говорить? (Сегодня на уроке нам предстоит разобраться, что такое письмо и как путешествует письмо, как работает почта).

  1. Первичное восприятие и усвоение нового теоретического материала.
  1. Собираем письмо.

Что такое письмо? (Письмо - это написанный текст, посылаемый для сообщения кому-нибудь).

Что нужно, чтобы письмо смогло дойти до Неумейки? (Нужен конверт и марка).

Конверт - пакет для вкладывания, хранения и пересылки бумаг. Изготавливается из разных материалов.

Давайте его рассмотрим. Найдите слова "От кого", "Кому".

"Отправитель" - это тот, кто отправляет письмо (тот, от кого оно приходит). В нашем случае – это мы.

"Адресат" - это тот, кто получает письмо" – Неумейка.

(На конверте указывается адрес: имя, фамилия, название организации, улица, дом, квартира, почтовый индекс).

Почтовый индекс. Слово означает "указатель". "Индекс" - это последовательность букв и цифр, которые облегчают сортировку писем. В России принята шестизначная система цифр в индексе: первые три цифры - это код города, ещё три номер почтового отделения. Пишут индекс особыми цифрами, смотрите на образец. Дело в том, что индекс расшифровывает машина. Особое устройство с бегающим лучом считывает все вертикальные, горизонтальные и наклонные линии. Поэтому цифры должны быть определенного образца.

На письме должна быть марка. Марка - это проездной билет письма, оно оплачивает его путешествие. Но марки бывают очень интересными и красивыми, многие люди их коллекционируют - это филателисты.

Вот мы закончили оформлять конверт. Теперь его можно отправить, но куда?

  1. Определяем участников, которые занимаются почтовой рассылкой?

Письма готовы. Отправляем их в путешествие. Но как это сделать.

Загадки к каждой картинке. (Дети по очереди читают загадки, а на доске поочередно закрываются нужные окошечки).

1 загадка

Я синего цвета

Вишу на стене

И много приветов

Хранится во мне. (Почтовый ящик)

2 загадка

Все вести

Собрались вместе. (Мешок с письмами)

3 загадка

На столе на видном месте

Собирают вести вместе.

А потом его жильцы

Полетят во все концы. (Письма на столе)

4 загадка

Что за птица

Песен не поет

Гнезда не вьет

Людей и груз везет? (Самолет )

5 загадка

Полотно, а не дорожка

Конь не конь – сороконожка

По дороге той ползет

Весь обоз один везет. (Поезд)

6 загадка

Кто стучится в дверь ко мне

С толстой сумкой на ремне … (Почтальон)

7 загадка

Дома из жести,

А жильцы в них – вести . (Почтовые ящики)

  1. Физминутка .
  1. Применение теоретических положений в условиях выполнения упражнений и решения задач.
  1. Работа в группах . Определение последовательности в работе почты.

Все эти предметы участвуют в путешествии письма. Сейчас у себя на парте вместе со своим соседом по парте расположите их в той последовательности, как вы считаете.

По очереди выходят учащиеся и определяет последовательность каждого этапа. Все остальные сравнивают со своими схемами.

Комментарий учителя: на стене на видном месте висит синий ящик. В щёлку ящика люди опускают письма. Каждый день письма вынимают. Подставит человек мешок, щёлкнет замочком - письма так и посыпятся в мешок. Как письмо попадёт к адресату? Все письма на почте разбирают по адресам. На каждом письме ставят штамп с датой отправления. Потом отправляют в самолётах, в почтовых вагонах, на пароходах. Оттуда развозят по почтовым отделениям. Самые большие почтовые отделения называются ПОЧТАМТ. Самый большой почтамт Москвы находится при Казанском вокзале на Комсомольской площади. За одни сутки там сортируют 3 миллиона писем. После это письма разносятся и развозятся по адресам, и почтальоны разбрасывают их по почтовым ящикам. С момента отправки письма до момента получения пройдет много времени.

Какие мы молодцы! Покажите, кто думает, что мы все сделали правильно.

  1. Самостоятельное творческое использование сформированных умений.

Как вы думаете, ребята, каким образом много лет назад люди могли передавать сообщения друг другу, когда не было почты, не было поездов и самолётов, радио и телеграфа.

Нужно соединить соответственно те предметы, которые совместно участвовали в доставке сообщения.

Голубь – небо.

Бутылка – вода.

Узелковое письмо

Другие способы почтовых отправлений: глиняная дощечка, свиток – почтовая карета, треугольник – письмоносец во время войны, яндекс – электронная почта.

Вы знаете, много сотен лет назад почтальоном был голубь. Его так и называли -почтовый голубь, который мог пролететь 3000 км и лететь быстрее автобуса в 2 раза. Поразительное умение голубей быстро и точно находить дорогу из любой точки к родному гнезду давно было замечено людьми. Тренированная птица вернется домой, даже если её увезти на значительное расстояние.

Правильно. Голуби, которые имели особые заслуги и спасли жизни людям, установлены памятники. Этот памятник установлен во Франции в городе Лиль.

В Англии тоже есть памятник голубке, которая спасла подводную лодку. Это произошло в 1942 году. Было это так. Английскую подводную лодку повредили фашистские самолеты, и она вынуждена была опуститься на дно. Гибель казалась неминуемой. На борту подлодки жили два голубя. К лапкам птиц прикрепили записки с указанием координат - местонахождения лодки, поместили их в специальную капсулу, которую через торпедный аппарат выбросили наружу. Голубь во время шторма погиб, а голубка сумела долететь до базы. И помощь пришла. За этот подвиг голубка была удостоена высшей военной награды Великобритании и увековечена в образе бронзовой птицы .

Сегодня почтовые голуби тоже используются: в Англии голуби доставляют донорскую кровь в пробирках, минуя все пробки.

Во время ВО войны голуби доставляли за одни сутки около 85 донесений.

В Японии даже вывели новую породу голубей, способных летать ночью: враг не увидит и не подстрелит воздушного почтальона, а дневные хищные птицы его не схватят.

  1. Обобщение усвоенного и включение его в систему ранее усвоенных ЗУНов и УУД.
  1. Работа с учебником.

Но ведь почтальон приготовил еще и вот эти вещи. Как же они называются? Они совсем не похожи на письмо. Кто знает?

Может вы знаете? Нет, узнаем из учебника.

Работа с учебником Плешакова "Окружающий мир", 1 класс.

Посылка - упакованная вещь, пересланная по почте.

Бандероль - небольшое почтовое отправление в бумажной обертке. Но в современном мире стали использовать пластиковые пакеты.

Почтальон в начале урока принес нам какие-то предметы. Кто помнит какие? (фотография, шарф, конструктор).

Что и как почтальон решил отправить?

  1. Работа в парах . Разложить слова и картинки.

Фотография – письмо.

Шарф – бандероль.

Воздушный шар – посылка.

  1. Проверка.
  1. Контроль за процессом и результатом учебной деятельности школьников .

Проверим правильно ли они оформлены вещи, которые принес почтальон.

  1. Рефлексия .

А сейчас мы посмотрим, что нового вы узнали на уроке и чему научились. Что вы узнали о тех предметах, которые появляются сейчас на доске?

Предварительный просмотр:

От кого ___ ученики 1 «Е» класса ___________________

Откуда ___ школа 143 ________________________________

____________ г. Красноярск____________________

Кому __________ Неумейке _ __________________________

________________________________________________________

Куда _____ г. Красноярск______________________

_______________________________________________________

Лелюк Оксана Васильевна

МБОУ СОШ № 143 г. Красноярска

Учитель начальных классов

Предмет : окружающий мир.

Класс: 1 .

Тема урока : «Как путешествует письмо?»

Тип урока : первичное восприятие новых знаний.

Цели урока :

    образовательные : раскрыть роль почтовой связи в жизни людей; познакомить учащихся с работой почты, видами почтовых отправлений;

    развивающие : развивать коммуникативные способности учащихся; развивать информационную грамотность учащихся; развивать способность к самооценке на основе критерия успешной деятельности;

    воспитательные : формировать целостный, социально ориентированный взгляд на мир; формировать ориентацию на успех в учебной деятельности и понимание его причин.

Формируемые УУД:

    регулятивные: умение принимать и сохранять учебную задачу; умение адекватно воспринимать предложения и оценку учителя, товарищей; умение вносить необходимые коррективы;

    коммуникативные: умение допускать возможность существования различных точек зрения; умение договариваться и приходить к общему решению;

    предметные: умение проявлять понимание, что реальная ситуация может быть представлена схемой; умение находить и сопоставлять предметы и их назначение; умение ориентироваться в сферах труда;

    личностные: умение проявлять способность к самооценке на основе критерия успешной деятельности;

    познавательные: умение осуществлять поиск необходимой информации; умение использовать знаково-символические средства; умение устанавливать причинно-следственные связи.

Оборудование: презентация Microsoft Power Point «Как путешествует письмо?», большой конверт с заготовками для оформления, письмо, бандероль, посылка, заготовка для групповой и парной работой.

Ход урока.

    Орг. момент.

    Актуализация знаний.

Кто стучится в 1 «Е» С толстой сумкой на ремне, Это он, э то он, красноярский почтальон! — У нас гость.

Читает ребенок в начале урока (почтальон).

Аким Яков

Неумейка

Слыхали?
Сегодня
В подъезде
Восьмом
Ходил почтальон
С необычным
Письмом.

Измятый конверт,
А на нём
По линейке
Написано чётко:
«ВРУЧИТЬ НЕУМЕЙКЕ»

На первый этаж
Письмоносец
Зашёл.
Увидел, как Вову
Сажали
За стол.

Со сказкою
Вове
Вливали бульон.

— Письмо Неумейке! —
Сказал почтальон.

За ложку
Схватился
Испуганный
Вова,
А мама ответила:
— Нету такого!

В квартире
Над ними
Жил мальчик
Андрюшка.
По комнате всей
Раскидал он
Игрушки.

Услышав про адрес,
Смутился
Андрейка:
— Не думайте, дядя,
Что я — Неумейка!

Я, дядя,
Ещё не окончил
Игру.
Вот выстрою
Домик
И всё уберу.

Направилась
Почта
В квартиру направо,
Где только проснулся
Голубчиков Слава

Сестрёнка ему
Надевала
Чулок,
А Слава скучал
И глядел
В потолок.

Сказал почтальон
— Неплохая семейка!
Не здесь ли живёт
Гражданин Неумейка?

Но Слава,
Услышав
Обидное слово,
Чулок натянул
И воскликнул:
— Да что вы!
Я сам одеваюсь,
Когда захочу,
А это… ну, просто
Сестрёнку учу!

Идёт письмоносец
В другую
Квартиру
И видит на кухне
Такую
Картину:

Тарелки
Помыты
И сложены в груду,
А мама и дочь
Вытирают
посуду.

Сказал почтальон,
Улыбнувшись:
— Беда!
Простите,
Я снова
Попал не туда!

Спустился во двор
Письмоносец
И вскоре
Чуть-чуть не упал
На трёхлетнего
Борю —
Цветы поливал он
Из маленькой лейки.

И здесь
Не нашёл
Почтальон
Неумейки!

Присел почтальон,
Отдохнул
И опять
Отправился в путь —
Неумейку искать.

Письмо
Получателя ищет по свету.
Но что же в письме?
Рассказать по секрету?

Два слова
В конверте
Письма заказного:
«ПОЗОР НЕУМЕЙКЕ!»
Обидных два слова.

И я вас прошу:
Постарайтесь, ребята,
Чтоб это письмо
Не нашло
Адресата!

— И что, уважаемый почтальон, Вы думаете, что Неумейка среди нас?

— Нет (отвечают дети).

— А как помочь Неумейке! Что мы можем ему посоветовать.

— А давайте тоже напишем ему письмо. Можно?

— Вы знаете, я уже устал его искать и поэтому написал уже ему письмо. Вот оно. Вы приготовьте его, чтобы я зашел, забрал и отнес его на почту. Да, вот еще его вещи. Я их уже упаковал, конечно, пусть пока полежат у вас. Здесь: фотография, шарф, конструктор (достает из сумки конверт, бандероль, посылку, листок с письмом, при этом их не называет). Все это я приготовил для Неумейки, чтобы он хоть чему-нибудь научился глядя на них. А я пойду пока, доделаю свои дела, да на обратном пути это все и заберу.

    Постановка цели.

— Тогда давайте скорее начнем. Кто умеет писать письма? Кто знает, как их подписывать? Куда нести? Когда и как оно дойдет до Неумейки? Что будем делать? А все это умеют?

— Кто же мне скажет, чем сегодня нам придется заняться на уроке. О чем мы будем сегодня говорить? (Сегодня на уроке нам предстоит разобраться, что такое письмо и как путешествует письмо, как работает почта).

    Первичное восприятие и усвоение нового теоретического материала.

    Собираем письмо.

— Что такое письмо? (Письмо — это написанный текст, посылаемый для сообщения кому-нибудь).

Что нужно, чтобы письмо смогло дойти до Неумейки? (Нужен конверт и марка).

Конверт — пакет для вкладывания, хранения и пересылки бумаг. Изготавливается из разных материалов.

Давайте его рассмотрим. Найдите слова «От кого», «Кому».

«Отправитель» — это тот, кто отправляет письмо (тот, от кого оно приходит). В нашем случае – это мы.

«Адресат» — это тот, кто получает письмо» – Неумейка.

(На конверте указывается адрес: имя, фамилия, название организации, улица, дом, квартира, почтовый индекс).

Почтовый индекс. Слово означает «указатель». «Индекс» — это последовательность букв и цифр, которые облегчают сортировку писем. В России принята шестизначная система цифр в индексе: первые три цифры — это код города, ещё три номер почтового отделения. Пишут индекс особыми цифрами, смотрите на образец. Дело в том, что индекс расшифровывает машина. Особое устройство с бегающим лучом считывает все вертикальные, горизонтальные и наклонные линии. Поэтому цифры должны быть определенного образца.

На письме должна быть марка. Марка — это проездной билет письма, оно оплачивает его путешествие. Но марки бывают очень интересными и красивыми, многие люди их коллекционируют — это филателисты.

Вот мы закончили оформлять конверт. Теперь его можно отправить, но куда?

    Определяем участников, которые занимаются почтовой рассылкой?

Письма готовы. Отправляем их в путешествие. Но как это сделать.

Загадки к каждой картинке. (Дети по очереди читают загадки, а на доске поочередно закрываются нужные окошечки).

1 загадка

Я синего цвета

Вишу на стене

И много приветов

Хранится во мне. (Почтовый ящик)

2 загадка

Все вести

Собрались вместе. (Мешок с письмами)

3 загадка

На столе на видном месте

Собирают вести вместе.

А потом его жильцы

Полетят во все концы. (Письма на столе)

4 загадка

Что за птица

Песен не поет

Гнезда не вьет

Людей и груз везет? (Самолет )

5 загадка

Полотно, а не дорожка

Конь не конь – сороконожка

По дороге той ползет

Весь обоз один везет. (Поезд)

6 загадка

Кто стучится в дверь ко мне

С толстой сумкой на ремне … (Почтальон)

7 загадка

Дома из жести,

А жильцы в них – вести . (Почтовые ящики)

    Физминутка .

    Применение теоретических положений в условиях выполнения упражнений и решения задач.

    Работа в группах . Определение последовательности в работе почты.

— Все эти предметы участвуют в путешествии письма. Сейчас у себя на парте вместе со своим соседом по парте расположите их в той последовательности, как вы считаете.

По очереди выходят учащиеся и определяет последовательность каждого этапа. Все остальные сравнивают со своими схемами.

  • познакомить учащихся с работой почты, видами почтовых отправлений, правилами написания письма
  • расширить представление учащихся о жизни почтовых голубей
  • развивать информационную грамотность и коммуникативные способности учащихся

Тип урока: урок ознакомления с новым материалом

  • словесный : сообщение новой темы
  • наглядный : работа с презентацией
  • практический : работа с раздаточным материалом

Оборудование:

  • компьютер
  • мультимедийное оборудование
  • карточки с изображением почтовых отправлений
  • доска-тренажер по ПДД

Ход урока

I. Актуализация.

С боку марка и картинка,
В круглых штампах
Грудь и спинка.
Маленькое очень,
Быстрое,как птица,
Если захочешь -
За море умчится. (письмо )

Постановка цели урока.

Сегодня на уроке нам предстоит разобраться, как путешествует письмо, как работает почта.

II. Формирование новых знаний.

Вступительная беседа (интрига)

Сегодня, когда я шла на урок, увидела нашего Муравьишку. Он сидел и плакал. Оказывается в далёкой- далёкой стране у него живёт друг. Муравьишка очень хочет рассказать своему другу о том, чему он научился в первом классе. Но как это сделать, он не знает. Давайте поможем ему. Что вы можете предложить?

(рассуждения детей)

Верно, ребята, Муравьишка должен написать письмо. Он уже умеет хорошо писать. А вот и Мудрая Черепаха, она принесла ему лист бумаги. (на доске изображения сказочных героев )

Если Муравьишка напишет о себе на этом листочке, сможет ли он отправить его другу? Почему? А что ещё ему нужно? (конверт )

Верно, только в конверте лист бумаги станет письмом и сможет отправиться в путешествие. Пока Муравьишка пишет письмо своему другу, мы с вами узнаем как оно должно дойти в далёкую страну, другими словами как путешествует письмо.

Знакомство с работой почты

(презентация и пояснения учителя)

1 слайд - почтовый ящик на почте

Когда мы хотим отправить письмо, мы в первую очередь должны положить его в конверт с маркой и опустить в почтовый ящик для писем на почте.

2 слайд - почтовый мешок с письмами

Из ящиков почту собирают в специальные почтовые мешки и везут на спец. машинах на почту.

3 слайд - стопки писем

На почте письма сортируют по пунктам назначения и ставят штамп с датой отправки.

4 слайд - самолёт и поезд

Как вы думаете на чём отправляют почту в другие города и страны?

Верно, почту в далёкие страны отправляют на самолёте, а на более близкие расстояния на поезде, на машине.

5 слайд - самолёт и багаж

В пунктах назначения, в аэропорту или на вокзале специальными Машинами эту почту развозят по почтовым отделениям.

6 слайд - почтовая сумка

На почте почтальоны сортируют письма непосредственно по адресам, ставят штамп с датой доставки.

7 слайд - почтовые ящики на двери

Почтальоны расходятся по адресам и раскладывают письма в ящики получателям.

Вот так путешествует письмо.

Физминутка под музыку детской песни

"Вместе весело шагать по просторам"

Знакомство с маркой.

Мудрая Черепаха принесла Муравьишке два конверта.

Взгляните на них. Какой конверт должен выбрать наш друг и Почему? (ответы детей )

Правильно конверт с маркой. Марка оплачивает доставку письма. Марки бывают самые разные: большие и маленькие, цветные и простые. Коллекционирование марок называется филателией Многие взрослые даже коллекционируют марки. Таких людей называют филателистами.

(показ слайдов с марками )

Марки собирают по темам, например: спорт, птицы, транспорт.

На марке указывается цена. Но не все марки можно использовать для отправки писем. Есть марки негашеные: они без печати, такие марки имеют ценность ими можно пользоваться для отправки писем. Есть марки гашеные:на них уже стоит печать, ими пользоваться нельзя.

Историческая справка о почтовых голубях.

Как вы думаете, ребята, каким образом много лет назад люди Могли передавать сообщения друг другу, когда не было почты, не было поездов и самолётов, радио и телеграфа.

(рассуждения детей )

(показ слайдов с изображением почтовых голубей)

Почтальоном был голубь. Его так и называли - почтовый голубь. Почтовые голуби могли точно находить дорогу и возвращаться даже из очень отдаленных мест, находящихся на расстоянии 500 и более километров. Много лет людям служил почтовый голубь. Сейчас, когда почту доставляют самолётами и другими видами транспорта, даже есть электронная почта через Интернет, голубиная почта утратила свое значение. В мирное время почтовые голуби приобрели статус спортивных, но в любое время их можно использовать, как почтовых. К примеру в Англии почтовых голубей используют для доставки в лаборатории крови больных для анализа, с Олимпийских игр в Токио и Мюнхене было доставлено почтовыми голубями в редакции газет сотни фотоплёнок.

Физминутка на релаксацию под музыку.

Однако во время войны голубей использовали для доставки донесений. В Японии даже вывели новую породу голубей, способных летать ночью: враг не увидит и не подстрелит воздушного почтальона, а дневные хищные птицы его не схватят.

Работа с учебником.

Прочитайте в учебнике,что об этом говорит Мудрая Черепаха (читает ученик )

Что нового вы узнали из прочитанного, о чём я не рассказала?

(ответы детей)

Правильно. Голуби, которые имели особые заслуги и спасли жизни людям, установлены памятники.(показ слайдов ).Этот памятник установлен во Франции в городе Лиль.

Бронзовый памятник голубю (точнее, голубке) есть и в Англии... Это произошло в 1942 году. Английскую подводную лодку повредили фашистские самолеты, и она вынуждена была опуститься на дно. Гибель казалась неминуемой. На борту подлодки жили два голубя. К лапкам птиц прикрепили записки с указанием координат - местонахождения лодки, поместили их в специальную капсулу, которую через торпедный аппарат выбросили наружу. Голубь во время шторма погиб, а голубка сумела долететь до базы. И помощь пришла. За этот подвиг голубка была удостоена высшей военной награды Великобритании и увековечена в образе бронзовой птицы.

III. Формирование новых навыков.

(закрепление и отработка полученных знаний)

Ребята Муравьишка уже написал письмо. Ждёт нашей помощи.

Давайте расскажем и покажем ему как же будет путешествовать его письмо. Что должен сделать Муравьишка в первую очередь, чтобы его письмо отправилось в путешествие?

(ответы детей)

(показ слайда - конверт )

Как называют того, кто отправляет письмо и того, кто его получает? (показать где пишется адрес )

Чтобы добраться до почты в большом городе, ему необходимо найти безопасный путь. Давайте напомним ему правила перехода улицы и поможем ему, чтобы с ним не случилась беда.

Физминутка "Светофор"

Работа с доской тренажёром по ПДД

Молодцы, ребята. Муравьишка очень рад. Давайте вспомним и расскажем нашему другу что же дальше будет с его письмом. А помогут нам в этом картинки. надо расположить их в нужном порядке и доказать свой выбор.

(задание на экране )

Мы рассказали, а теперь давайте покажем.

Практическая работа.

(дети выкладывают карточки в учебнике )

Проверка на экране.

IV. Итог урока

Молодцы, ребята. Вы сегодня помогли своему другу.

Муравьишка очень рад, что у него есть такие друзья. Он многое узнал сегодня. А что вы интересного узнали сегодня на уроке?

(высказывания детей )

А если вы захотите поздравить своего друга, то что ему можно отправить? (открытку)

Как её можно отправить? Нарисуйте открытку для своего друга дома.


Тема: «Как путешествует письмо»

Тип урока:
Урок-объяснение.
Цели урока:
познакомить учащихся с работой почты, видами почтовых отправлений, правилами написания письма.
раскрыть роль почтовой связи в жизни людей,
расширить представление детей о жизни почтовых голубей,
развивать информационную грамотность учащихся,
развивать коммуникативные способности учащихся.
Планируемые достижения учащихся:
усвоить этапы путешествия письма, правила написания письма.
Оборудование:
компьютер,
мультимедийное оборудование,
презентация "Письмо",
кроссворд,
карточки со словами "отправитель, адресат, индекс, конверт, марка, индекс, штамп, бандероль, посылка",
учебник Плешакова "Окружающий мир", 1 класс,
Раздаточный материал:
Чистый лист бумаги А4, цветные карандаши.
В составлении урока я использовала интернет- ресурсы, методичку и художественную литературу

I.Организационный момент.
Слайд № 1.
Проверка готовности к уроку.
Долгожданный дан звонок
Начинается урок.
II. Повторение изученного.
Слайд № 2 Кроссворд
- Ребята, сегодняшний урок мы начнем с кроссворда. Но чтобы заполнить кроссворд. Мы должны отгадать загадки:
1. Скажи ты мне,
Какой чудак
И днём и ночью
Носит фрак. Пингвин

2.Спинкою зеленовата,
Животиком желтовата,
Чёрненькая шапочка
И полоска шарфика. Синица

3. Всю ночь летает -
мышей добывает.
А станет светло -
спать летит в дупло. Сова

4.Красногрудый, чернокрылый,
Любит зёрнышки клевать.
С первым снегом на рябине
Он появится опять. снегирь

5.Сам Ерёмка мал, да удал.
Незаметно по лесу ходит,
Тяжелее себя ношу носит. (Муравей)
(загадка-подсказка)
5.На поляне возле елок
Дом построен из иголок.
За травой не виден он,
А жильцов в нем миллион. Муравьи

6.Трещала с самого утра: "Пор-р-ра! Пор-р-ра!"
А что пора? Какая с ней морока,
Когда трещит... Сорока

Учитель:
-Кто лишний? (муравей)
-Почему? (Потому что насекомое)
- чем насекомое отличается от других животных? (есть крылья, шесть ног)
- кто такие пингвин, синица, снегирь, сова, сорока? (птицы)
-чем птицы отличаются от других животных? (оперенье, летают)
-на какие группы можно разделить птиц? (дикие и домашние)
-Прочитайте выделенное слово по вертикали (Письмо)
-Мы сегодня познакомимся с новой темой: Как путешествует письмо.
Маленькое очень,
Быстрое как птица,
Если хочешь -
За море умчится.
III. Объяснение нового.
- Что такое письмо? (ответы детей)
Письмо - это написанный текст, посылаемый для сообщения кому-нибудь.
На боковой доске словарь появляется слово "письмо".
-Кто занимается рассылкой писем? (Почта)
Слайд № 3. "Как путешествует письмо"
-Чтобы письмо смогло дойти до места назначения нужен конверт и марка.
Слайд№4.
Конверт - пакет для вкладывания, хранения и пересылки бумаг. Изготавливается из разных материалов.
На боковой доске словарь появляется слово "конверт".
-Давайте его рассмотрим. Найдите слова "От кого", "Кому".
"Отправитель" - Это тот, кто отправляет письмо (тот, от кого оно приходит).
На боковой доске появляется слово "отправитель".
"Адресат" - Это тот, кто получает письмо" (тот, кому оно адресовано)
На боковой доске появляется слово "адресат".
-На конверте указывается адрес: имя, фамилия, название организации, улица, дом, квартира, почтовый индекс.
Почтовый индекс. Слово означает "указатель".
Слайд № 5. (Индекс. Образцы написания цифр индекса)
На боковой доске появляется слово "индекс".
"Индекс" - Это последовательность букв и цифр, которые облегчают сортировку писем.
-В России принята шестизначная система цифр в индексе: первые три цифры - это код города, ещё три номер почтового отделения. Пишут индекс особыми цифрами, смотрите на образец, дело в том, что индекс расшифровывает машина. Особое устройство с бегающим лучом считывает все вертикальные, горизонтальные и наклонные линии. Поэтому цифры должны быть определенного образца.
-На письме должна быть марка.
Слайд №6.
Марка - это проездной билет письма, оно оплачивает его путешествие.
На боковой доске словарь появляется слово "марка".
-Но марки бывают очень интересными и красивыми, многие люди их коллекционируют - это филателисты. (Показ коллекции марок)
Слайд №7.
-Письма готовы. Отправляем их в путешествие.
Чтение рассказа "Почта" (читает ученик).
"На стене на видном месте висит синий ящик. В щёлку ящика люди опускают письма. Каждый день письма вынимают. Подставит человек мешок, щёлкнет замочком - письма так и посыпятся в мешок. Как письмо попадёт к адресату? Все письма на почте разбирают по адресам. На каждом письме ставят штамп с датой отправления. Потом отправляют в самолётах, в почтовых вагонах, на пароходах".
На боковой доске словарь появляется слово "штамп".
Слайд 8. Физкультминутка
-Проследим ещё раз путь письма.
Слайд № 9 (Путь письма)
Узнали сказочного персонажа? А прежде чем почтальон Печкин начнёт разносить почту, какой путь проделает письмо?
-Мы опустили письма в почтовый ящик, письма доставляют в почтовое отделение. Дальше на разных видах транспорта письма отправляются по указанному адресу в другие города и села.
Слайд № 10
И во Время Великой Отечественной войны работала почта. Только отправляли наши защитники солдатские треугольники.
Слайд № 11.
-В Сибири у кочевников тундры, был свой способ доставки писем. Едет человек на оленях, спрашивает встречного, куда тот держит путь. Если в подходящем направлении, передаёт ему письмо. Так послание и переходит из рук в руки, пока не дойдёт до адресата. Передать письмо в нужные руки каждый считал делом своей чести. Кочевая почта всегда работала быстро и на совесть.
Слайд № 12.
-Вы, наверное, слышали имя великого путешественника Христофора Колумба? Когда Колумб возвращался из плавания, его парусник попал в сильный шторм. Колумб думал, что гибель неминуема. И он решил послать письмо. На листе пергамента Колумб сообщал об открытиях своей экспедиции и о возможной гибели судна. Завернул пергамент в ткань, привязал записку: тот, кто доставит послание королю или королеве Испании, получит 100 золотых. Поместил это письмо Колумб, в дубовый бочонок. Он заметнее бутылки. Утверждают, что послание Колумба океанские волны носили 360 лет! Обросший ракушками бочонок случайно нашли матросы американского судна. Но корабль Колумба, сильно потрепанный штормом, со славой вернулся к берегам Европы.
Слайд № 13.
-Много сотен лет назад почту людям доставляли голуби. Хороший голубь-почтальон может пролететь 3000 км и развивать скорость до 140 км/ ч, быстрее автобуса в 2 раза. Поразительное умение голубей быстро и точно находить дорогу из любой точки к родному гнезду давно было замечено людьми. Тренированная птица вернется домой, даже если её увезти на значительное расстояние.
Когда Париж, столица Франции, была в осаде, голубей высылали за пределы города на воздушных шарах. В этом городе была открыта "Голубиная почта". Посмотрите, как крепились письма.
Слайд № 14.
За заслуги перед столицей Франции в г.Париже почтовому голубю был установлен памятник.
В Англии тоже есть памятник голубке, которая спасла подводную лодку. Было это так. Лодка не смогла оторваться от дна, тогда экипаж выпустил на поверхность пару голубей в маленькой капсуле. Голубь погиб. А голубка добралась до базы, экипаж был спасен.
Слайд № 15. Физкультминутка
Слайд № 16. Творческая работа
Прежде чем выполнить творческую работу, отгадайте загадку.
-Отгадайте загадку:
Чьи рисунки на окне,
Как узор на хрустале?
Щиплет всякого за нос
Зимний дедушка… (мороз)
Мы должны нарисовать конверт для письма Деду Морозу.
-Что должно присутствовать на конверте?
1. изображение почтовой марки
2. надписи «кому», «куда»
3. «от кого», «откуда»
-Расположите лист в альбомном формате. Мы должны нарисовать конверт для письма для Деда Мороза.
- Но одного конверта недостаточно. Мы должны написать письмо. Кому мы чаще всего пишем письма? (ответы детей)
Слайд 17. Ребята, давайте рассмотрим схему письма.
1. Обращение, приветствие. Объясните, что это значит? (ответы детей)
2.Фраза, где вы говорите о том, что получили письмо спешите ответить или как давно вы не получали писем.
4. В основном содержание письма. Вы рассказываете о новостях, которые решили сообщить.
5. Вопросы адресату. Интересуетесь жизнью и делами, родными и знакомыми.
6. Просьбы. Если вам что-нибудь необходимо, то можно попросить
7. Приветы.
8. Прощание.
9. Концовка.(подпись, дата)
- А нужны ли правила переписки? Какие правила необходимо соблюдать. (ответы детей)
Слайд 18. Сейчас мы с этими правилами познакомимся.
1.Отвечать на письма нужно как можно быстрее.
Поздравительные письма отправляйте заблаговременно.
2. Бумага для письма должна быть чистой и аккуратно обрезанной.
3. Не пишите писем карандашом.
5. Старайтесь не делать исправлений, ошибок.
6. Чистый, неизмятый конверт подписывается четко, аккуратно.
7. Никогда не вскрывайте и не читайте чужих писем. Это относится и к самым близким людям. Это выражение уважения к свободе другого человека.
IV.Итог урока.
-Ну что друзья, подведём итог?
Чем занимались мы целый урок?
- Сегодня на уроке мы с вами узнали о том, как путешествует письмо.
-Что вам понравилось, что запомнили? А если мы хотим отправить друзьям или родным подарки? Как быть?

V. Домашнее задание:
написать письмо и подписать конверт

В составлении урока я использовала интернет ресурсы, методичку и художественную литературу.
Полный текст материала Урок окружающего мира в 1 классе "Как путешествует письмо". смотрите в скачиваемом файле .
На странице приведен фрагмент.