Блог дмитрия евтифеева. Эффект Tilt-Shift (миниатюры) в фотографии быстро и просто! Обработка фотографии в стиле tilt shift

21.12.2014 11395 Справочная информация 0

Принцип работы

Оптическая схема Tilt/Shift объективов такова, что поле качественного изображения намного превышает площадь кадра, благодаря чему фотограф может сдвигать кадр в границах данного поля, перемещая либо наклоняя объектив относительно плоскости сенсора. В результате этого теряется соответствие центров перспектив объектива и изображения. В результате получается эффект, соответствующий смещению кадрирования от центра изображения к краю в объективах с широким углом обзора.

Сдвиг имеет два основных использования: смена перспективы или расширение угла зрения (с использованием нескольких снимков). При этом сенсор запечатлевает не всё круговое изображение целиком, а часть его - центральное прямоугольное кадрирование. Для расширения угла зрения используются несколько снимков.

Говорить, что Tilt/Shift объективы что-то исправляют в кадре, не совсем верно. Они скорее позволяют перестроить сюжет соответственно привычному для нас восприятию. Как известно, наше зрительное восприятие не отражает в точности геометрическое построение мира, как это делает зеркало, а производит в мозгу психологическую обработку увиденной картинки.

Обратной стороной медали является то, что объективы с функцией сдвига имеют более значительные размеры и массу по сравнению с обычными объективами (при тех же значениях фокуса и наибольшей диафрагме). Помимо этого при значительном сдвиге в поле зрения попадут те части кругового изображения, которые имеют уже ухудшенное качество. Но тут надо сказать, что на обычном объективе постоянно доступное изображение часто бывает не лучшего качества. Tilt/shift объектив c фокусным расстоянием 24 мм соответствует по своим оптическим данным обычному объективу с фокусным расстоянием 16 мм в связи с одинаковым размером кругового изображения. А из этого следует, что tilt/shift объектив с фокусом 24 мм уступает по качеству полученного оптического изображения обычному объективу с фокусом 24 мм. Это и понятно - чем больше угол зрения, тем качество ниже.

В маркировке объективов, допускающих только сдвиг оптической оси в поперечном направлении, присутствуют буквы PC, означающие управление перспективой (англ. Perspective Control, Perspective Correction). При наличии дополнительной возможности наклона оптической оси, объектив чаще всего маркируется аббревиатурой TS, означающей сдвиг и наклон.

Пример использования

Например, необходимо снять и цветы на переднем плане, и замок на заднем плане.

Красной линией помечена зона наилучшего фокуса. Как видите, только на F16 нам удается захватить и то и другое в глубину резкости. Но при этом оба объекта находятся на границах ГРИП и не будут идеально резкими. Не говоря уже о том, что F16 — значение диафрагмы объектива, которое превышает дифракционный лимит для большинства современных камер и потому тоже вносит свою лепту в снижение резкости фото.

Материала мы обсуждали проблемы достижения нужной ГРИП в предметной макросъемке и возможные пути решения (как работающие, так и не очень).

Сегодня мы поговорим об одном из самых «честных» способов увеличения ГРИП — о применении тилт-шифт оптики .

Этот метод далеко не универсален и работает только тогда когда нужно положить в ГРИП протяженную поверхность, стоящую под углом к камере.

Обычная оптика позволяет получать резкой лишь плоскость, параллельную матрице или пленке. Она вполне справляется со съемкой фронтальных ракурсов изделий, но оказывается бессильной, когда предмет снимается под углом:

Здесь и приходит на помощь оптика с подвижками .

Оптическая схема тилт-шифт объективов в принципе такая же, как и всей остальной фикс-фокальной оптики:


Но в тилт-шифтах имеется механизм (шарнир c верньерой), который позволяет наклонять оптическую ось относительно байонета камеры:

Для изменения направления наклона в такой оптике обычно передняя часть вращается еще и относительно байонета:


Также имеется и механизм сдвига (шифт), который полезен для исправления перспективных искажений, в том числе и в предметке, но сегодня в контексте управления ГРИП мы его рассматривать не будем.

Если посмотреть на классический тилт-шифт Canon 90 mm TS-E , который наиболее часто используется для предметки в системе Canon, можно заметить, что наклоняется он в довольно незначительных пределах — всего на 8 градусов в каждую сторону:


Каким же образом такой небольшой наклон помогает нам компенсировать углы наклона снимаемых изделий вплоть до 90 градусов?

Здесь в силу вступает правило Шаймпфлюга , которое наглядно показано на рисунке:


В системе, где оптическая ось отклоняется от вертикали,
ГРИП представляет собой клин, постепенно расширяющийся по мере удаления от камеры.

Таким образом, зависимость ГРИП от дистанции фокусировки (масштаба) и от диафрагмы работает и в системах с подвижками, за тем лишь исключением, что плоскость ГРИП здесь наклонна, а ширина не постоянна, а увеличивается тем больше, чем дальше от камеры.

Несложно увидеть, что для компенсации наклона изделия в 45 градусов объектив достаточно наклонить всего на 8-10 градусов. Более точные значения выводятся из громоздких формул, о которых можно почитать в Википедии .
А была весьма пространная дискуссия, в процессе которой пытались вывести набор единых формул.

Фотограф-практик же обычно обходится без вычислений, подбирая угол интуитивно и визуально.

Многие фотографы испытывают трудности с тилт-шифт оптикой, не понимая принципов ее работы.
Поэтому я создал сцену из миллиметровой бумаги и снял ее с разными наклонам и без, чтобы наглядно продемонстрировать работу тилт-шифт объектива.

Вот так выглядит объект, снятый на диафрагме f/2.8 без наклонов , с фокусировкой по ближнему к зрителю углу. Видно, что ГРИП составляет при этом не более 1 см:

Если наклонить оптическую ось объектива вниз, то плоскость фокусировки станет параллельна поверхности кубика, и вся верхняя грань окажется в резкости, тогда как ГРИП будет убывать вверх и вниз:


В общих чертах помимо правила Шаймпфлюга принцип наклонов можно сформулировать так:

Передняя линза объектива в своем наклоне должна как бы стремиться к наклону снимаемой поверхности.

При необходимости для этого объектив не только наклоняют, но и поворачивают вокруг оси.
На этом кадре объектив сперва повернут на 90 градусов по часовой стрелке и затем наклонен против часовой стрелки, влево, следуя наклону боковой стенки кубика:

При изменении дистанции фокусировки плоскость ГРИП сдвигается вверх или вниз. Это наглядно продемонстрировано в анимации в шапке поста:

При работе с современными камерами, где есть режим live view , нет никакой необходимости математически рассчитывать наклоны, живая картинка с матрицы даже при двукратном увеличении покажет, как лежит плоскость ГРИП, остается только внести поправки, держа в голове описанный выше принцип.

Для наклонов тилт-шифт оптика должна обеспечивать покрытие значительной площади. Однако при сильных наклонах падение резкости к краю кадра, особенно на открытых диафрагмах, может оказаться довольно серьезным. Этот момент нужно учитывать и не наклонять объектив сверх необходимого, а также располагать изделие посередине кадра для достижения максимальной резкости.

Tilt-shift (Тилт-шифт/Наклон-смещение) фотография (или «эффект миниатюры») все еще остается относительно новым направлением, и это отличный способ вызвать интерес к своему творчеству через социальные сети, галереи и портфолио. Единственной проблемой является цена оборудования. Даже если у вас уже есть зеркальная камера, tilt-shift объектив обойдется вам порядка 1500 USD, а на такие расходы ради одного фотоэффекта готовы отважиться далеко не все из нас.

Но есть и хорошая новость: вы можете воссоздать tilt-shift эффект совершенно бесплатно или за небольшую плату во множестве вариантов. Результаты применения всех методов, о которых пойдет речь, на самом деле лучше, чем фотография, сделанная классическим tilt-shift объективом, потому что у вас всегда остается исходное изображение, с которым можно продолжать работать, а не довольствоваться тем, что получилось.

Как создать Tilt-Shift фотографию без соответствующего объектива

Вариант 1: TiltShiftMaker.com

Если вы только начинаете работать с tilt-shift фотографией, программа TiltShift Maker – это отличный выбор, потому что она предельно проста. Вы загружаете свою фотографию или ссылку на фото в сети, выполняете несколько корректировок, используя предлагаемые настройки и через считанные секунды скачиваете готовое изображение.


На сайте TiltShiftMaker.com есть также галерея выложенных пользователями превосходных tilt-shift фотографий, которые просто незаменимы, если вы в поисках вдохновения или хотите выяснить, с какими фотографиями эффект работает лучше.

Вариант 2: Tilt-Shift фильтры Photoshop

Все разновидности tilt-shift фильтров для Photoshop способны создать эффект миниатюры в рамках обычного для вас рабочего процесса. Мой любимый фильтр доступен за 5 USD на сайте Graphic River и предлагается в комплекте с четырнадцатью другими фильтрами для фотоэффектов.


Вариант 3: Tilt-Shift урок в Photoshop

Есть масса обучающих материалов о том, как создать tilt-shift эффект в Photoshop. Мой любимый урок с названием «How to create your own tilt-shift photograph in Photoshop» (Как самому создать tilt-shift фотографию в Photoshop) выложен на сайте photo.tutsplu . Он прост, понятен и щедро проиллюстрирован.

Как создать в Photoshop свою собственную Tilt-Shift фотографию

Имитация эффекта миниатюры — это отличный способ оживить иногда неудавшийся, скучный снимок. Этот эффект еще называют tilt-shift (эффект сдвига и наклона), потому что результат его применения напоминает фотографию, сделанную с помощью tilt-shift объектива, в котором линзы можно наклонять и сдвигать. В этом уроке мы изучим этот интересный эффект и выясним, как его достичь, не тратя деньги на новые линзы.


Шаг 1. Как это работает?

Имитации миниатюр возможна благодаря оптическому обману зрения, заставляющему поверить, что перед нами снимок миниатюрного мира, а не изображение в натуральную величину. Такое восприятие связано с маленькой глубиной резкости. С малыми глубинами резкости мы сталкиваемся обычно при макросъемке, когда объект на фотографии кажется значительно меньше, чем на самом деле.


Шаг 2. Выбор правильного ракурса

Лучшие псевдоминиатюры получаются, когда съемка выполнена с большой высоты в совокупности с хорошим обзором, и чем больше угол между объективом камеры и землей, тем лучше. В кадрах, сделанных под небольшими углами, тоже есть своя прелесть, но для псевдоминиатюр лучшие результаты получаются с большими углами съемки. Вот почему кадры съемки с высоты эмулируют фотографии, которые выглядят, как миниатюрные модели реальности.

Если вы намерены получить хороший эффект, не спеша обдумайте и выберите лучшее место для съемки. В городе это может быть смотровая площадка, если вы «отважитесь» отправиться туда, а за городом подойдет любая возвышенность вроде холма. Высота и хороший обзор обеспечат необыкновенно интересные снимки с эффектом миниатюры. Еще одним непременным условием хорошего результата является выполнение съемки в дневное время. Даже если ваш ночной снимок очень ярко освещен, эффект малой глубины резкости не будет столь заметным, как при съемке в дневное время.

Шаг 3. Приступаем к работе в Photoshop

Первым шагом на пути к миниатюризации фото будет переход в режим Quick Mask (Быстрая маска), что произойдет при нажатии клавиши «Q», или на иконку в палитре инструментов. В этот режим можно также перейти, выбрав в меню Select (Выделение) команду Edit in Quick Mask Mode (Редактировать в режиме быстрой маски). С помощью маски мы сможем указать программе, какие области изображения должны быть в фокусе или размыты.

Шаг 4. Включаем инструмент Gradient (Градиент)

Инструмент Gradient можно выбрать, кликнув на иконке в палитре слоев, или нажав клавишу «G».

Выберите на панели инструментов вверху reflected gradient (зеркальный градиент, четвертый значок слева) и вариант перехода цвета «от черного к белому».

Шаг 5. Проводим фокусную линию

На этом шаге вряд ли удастся избежать множества проб и ошибок в стремлении к идеальному результату, и вероятно, он займет больше всего времени. Протягивая линию, начинайте с точки, где резкость должны быть максимальной. В зависимости от направления проводимой линии (вверх или вниз от исходной точки), градиент будет различным. Пробуйте разные варианты, чтобы выбрать лучший, на ваш взгляд, результат.

Главное не слишком вытягивать линию, поскольку в конечном счете она определяет глубину резкости вашего изображения, и пусть вас не смущает превращение градиента в красный, несмотря на то, что выбран переход от черного к белому, так и должно быть!

Смотрите, не сделайте полосу градиента слишком узкой, иначе размытая область изображения закроет небольшую часть того, что находится в фокусе, и наоборот, чересчур растянутый градиент приведет к избыточной глубине резкости, нивелируя эффект, который мы пытаемся достичь.

Идеальный градиент должен иметь приличную полосу сплошного, плотного цвета, где резкость будет подчеркнута, но и область затухания нужно оставить достаточной, чтобы эффект Lens Blur (Размытие при малой глубине резкости), который будет применен, выглядел правдоподобно.

Шаг 6. Возвращаемся в стандартный режим

Удовлетворившись результатом маскирования, перейдите в стандартный режим редактирования, снова кликнув на иконке в палитре инструментов, или нажав клавишу «Q». Сделав это, вы увидите прямоугольное выделение градиентной области, границы которой вы определили на предыдущем шаге в «красном режиме».

Шаг 7. Добавляем эффект Lens Blur

Теперь мы применим специальный эффект размывки, который уменьшит глубину резкости. Зайдите в меню Filter > Blur (Фильтр > Размытие) и выберите Lens Blur (Размытие при малой глубине резкости).

Шаг 8. Настройка фильтра

В окне редактирования фильтра Lens Blur вы увидите иллюстрацию предварительного результата применения эффекта на вашем изображении и органы управления параметрами настроек справа. Большинство настроек по умолчанию вполне удовлетвотворительны для желаемого нами эффекта.

Я бы изменил форму диафрагмы (iris shape) с шестиугольника (hexagon) на восьмиугольник (octagon), но это решение остается за вами. Можете как угодно изголяться с настройками, лишь бы результат вас устроил и вы с удовлетворением нажали бы OK в правом углу вверху.

Шаг 9. Снимаем выделение

Применив фильтр, снимите выделение, нажав Ctrl+D, или выбрав в меню Select (Выделение) команду Deselect (Отменить выделение).

Шаг 10. Усиливаем насыщенность.

Чтобы вызвать ощущение игрушеченого мира, мы немного усилим насыщенность красок на фотографии. Нажмите Ctrl+U или перейдите в Image > Adjustments (Изображение > Коррекция) и выберите Hue & Saturation (Цветовой тон/Насыщенность).

Теперь сдвиньте ползунок насыщенности (saturation) вправо, чтобы усилить ее, но не увлекайтесь. Достаточно небольшого смещения, чтобы вызвать ощущение, что на фотографии изображена игрушечная модель реальной картины. Готово!

Финальный результат

Заключение

Имитация эффекта миниатюры на фотографии – это замечательная техника, которую можно использовать для многих снимков ландшафта. Этот эффект очень легко реализуется в Photoshop, в чем вы только что убедились. Данный урок коснулся лишь основ создания псевдоминиатюр, но, используя описанный метод можно сделать гораздо больше. Более продвинутые приемы могут использовать выборочный фокус и отдельные слои для создания более реалистичного эффекта. На этом урок закончен.

Если вы счастливый обладатель Photoshop CS6, вы будете рады узнать, что компания Adobe добавила специальный tilt-shift эффект («Наклон-смещение» в меню Фильтр/Размытие) для упрощения всего процесса, который раньше включал необходимость использования быстрой маски, фильтра «Размытие» и коректирующих функций. В эффективности новой «примочки» можно убедиться, посмотрев урок на сайте ComputerArts .

Использование фильтра Tilt-Shift в Photoshop CS6

Бэн Сикрит (Ben Secret) реализует инновационный подход к насыщенности цвета и создает миниатюрную модель деревни

Tilt-shift (Наклон-смещение) – это особый способ избирательного фокусирования и расфокусирования участков изображения вручную, что реализуется наклоном и сдвигом линз объектива камеры относительно плоскости снимаемой поверхности. Сегодня этот прием больше известен, как метод превращения обычных фотографий в миниатюрные модели городов и деревень. Эффект достигается имитацией преувеличенной глубины резкости (обычно в фокусе центр изображения, а все что рядом или дальше размыто), чтобы создать изображение, похожее на снятую под углом крупным планом сценку из маленького мира.

Photoshop CS6 предлагает гениально простой эффект размытия Tilt-shift, который в сочетании с усиленной насыщенностью идеально подходит для создания оптически обманчивых иллюзий миниатюрных моделей реальных фотографий. В этом уроке я покажу вам, как добавить этот эффект к вашему изображению.

1. Для начала загрузите свою фотографию в Photoshop и продублируйте ее. Классический ракурс для tilt-shift фотографии обычно бывает у снимков, сделанных с довольно большой высоты (возможно это окно оффиса или склон холма) со средним фокусным расстоянием, не рассчитанным на слишком четкую перспективу, и с небольшими интересными деталями в центральной части. Однако это эффект может быть использован гораздо более творчески.

2. Фильтр Tilt-shift (Наклон-смещение) вы найдете в меню Filters (Фильтр) в группе Blur (Размытие). Перед вами в центре сразу же появится кружочек, который предсатвляет собой точку фокусировки объектива (фокальная точка). Линии с каждой стороны определяют ширину горизонтальных полос, в пределах которых изображение должно быть в фокусе. По мере приближения к пунктирной линии, резкость ослабляется, а за ее пределам изображение размыто полностью. Установите радиус размытия (blur) 25px.

3. Сплошными линиями можно регулировать положение фронта размывки с обеих сторон. Здесь мы преувеличиваем глубину резкости, поэтому ориентируйтесь на пейзаж. Я сделал в фокусе узкую полосу, пересекающую всю деревню. Затем, поскольку на изображении есть близкий передний план внизу, я приподнял нижнюю пунктирную линию, чтобы переход от размытой области к резкой был контрастнее. Ползунок управления искажением (distortion control) добавляет размывке эффект перспективы (я здесь выставил 80%).

4. Эффект расфокусировки – это только полдела на пути к нашей цели, а вторая половина заключается в том, чтобы придать изображению яркий, красочный вид, и для этого я прибегну к своему собственному хитрому приему, а не к корректирующим слоям Hue/Saturation (Цветовой тон/Насыщенность), или Vibrance (Вибрация).

Скопируйте на новый слой ваше размытое изображение, нажав Cmd/Ctrl+J, и режим наложения измените на Color (Цветность).

5. Теперь создайте для дубликата корректирующий слой Curves/Кривые (на самом деле здесь можно использовать чуть ли не любой корректирующий слой) и скрепите его с нижним слоем обтравочной маской (clipping mask). Это можно сделать, либо выбрав команду Create Clipping Mask (Создать обавочную маску) в меню Layers (Слои), либо кликнув с нажатой клавишей Opt/Alt на линии, разделяющей слои в палитре слоев. Теперь измените для корректирующего слоя режим наложения на Overlay (Перекрытие) и отрегулируйте степень насыщенности ползунком непрозрачности.

Финальное изображение

Метод, описанный в первом уроке, требует значительно больше времени, чем любой из охарактеризованных здесь, но у него есть огромное преимущество в плане контроля над процессом создания эффекта, который вы можете локализовать на конкретном объекте своей фотографии или на выбранном композиционном центре.

Тем не менее, прежде чем приступить к выполнению какого бы то ни было tilt-shift урока в Photoshop, я бы рекомендовал сначала прогнать фотографию через один из других методов, чтобы получить представление о том, как мог бы выглядеть конечный результат. Самое худшее, что вы можете сделать, это потратить драгоценное время, выполняя этот урок, а в конце прийти к заключению, что выбранное вами фото не пригодно к применению tilt-shift эффекта.

Может приложения и ограничены в функциях управления, которыми обладают другие доступные методы, но зато здесь у вас есть гораздо больше возможности просматривать свои фотографии в любое время и сделать еще, если по какой-то причине конечный результат вас не совсем устраивает.

В зависимости от того, что вы фотографируете и насколько серьезны ваши намерения в отношении глубокого изучения техники tilt-shift со всеми ее возможностями, вполне приличный результат можно получить и с помощью мобильного телефона или планшета, прежде чем прибегать к съемке камерой DSLR, чтобы получить похожий снимок и затем редактировать его.

Заключение

Техника Tilt-shift фотографии доступна каждому, независимо от того, каков ваш бюджет. Это тот самый случай, когда есть возможность проявить творчество, используя доступные для вас ресурсы. С таким большим количеством недорогих и простых способов создания очень правдоподобных имитаций миниатюр для ваших фотографий теперь вполне реально осуществить свой заветный замысел.

«Tilt-shift»- это такой фотографический жанр, который за последние несколько лет стал очень популярным. По сути, это фотографирование обычного предмета или сцены из жизни, которые tilt shift объектив преображает в миниатюру на снимке.

В таких фотографиях основного эффекта можно достичь посредством поворота или сдвига. Для получения качественных профессиональных фото в жанре минимализма, не прибегая к хитростям фотошопа, единственно правильным вариантом будет использование тилт шифт .

Фотографы имеют множество возможностей для реализации своих креативных идей. Все это благодаря широкому выбору моделей, главной задачей которых является спроецировать увиденную картину на поверхность пленки. В последнее время особую популярность завоевал tilt-shift объектив.

Это модель с функциями, позволяющими корректировать вид и имеющими возможность сдвигать и (или) поворачивать плоскость изображения по отношению к плоскости светочувствительного слоя. Угол наклона и величина смещения управляются двумя элементами.

К фотоаппарату tilt shift объектив присоединяется тем же способом, что и обычный. Кстати, чтобы не отказывать себе в удовольствии создавать совершенно фантастические фотоснимки, можно соорудить тилт шифт объектив своими руками.

Процесс съемки

Обычный фотоаппарат обеспечивает четкий фокус только в одной плоскости. Без функции наклона плоскость изображения расположена параллельно фокальной и перпендикулярно оптической оси. Все объекты в фокусе находятся на одинаковом расстоянии от фотокамеры.

А когда наклоняется или поворачивается, то фокальная плоскость становится под углом к изображению. Следовательно, в поле зрения попадают все объекты, находящиеся на разном расстоянии, т.е. близлежащие и удаленные, и отображаются без искажения.

Это свойство получило название принцип Шаймпфлюга. Согласно этому принципу использование поворотов позволяет менять форму . Например, если устройство и сфокусированное изображения параллельны, то глубина резкости с обеих сторон одинаковая.

А вот при наклонах или вращении она принимает клиновидную форму, с вершиной конуса у оси вращения. Причем у вершины клина резкость равна почти нулю и увеличивается по мере удаления от камеры. Для таких видов съемки, как ландшафтная, архитектурная, тилт объектив просто незаменим.

Возможности

При использовании обычного фотоаппарата плоскость может совпадать с изображением, а может и не совмещаться. В основном такое происходит при фотографировании высоких строений. Параллельные линии визуально устремляются к одной точке, и это приводит к искажению изображения.

Здание на фото выглядит не естественно, как будто оно наклонено назад. Shift — это сдвиг или смещение параллельно изображению, что позволяет регулировать положение предмета съемки, не прибегая к изменению угла самой фотокамеры. Shift может быть использован, чтобы сохранить плоскость изображения параллельно объекту или наоборот подчеркнуть искажения ради художественного эффекта.

Функции tilt и shift дают возможность использовать всего одно устройство для различных направлений в фотографии.

Можно ли сделать tilt/shift?

Имея даже небольшое представление о фотографических жанрах и фотоаппаратах, можно попробовать сделать тилт шифт объектив своими руками. С этим справиться может любой фотолюбитель.

Для того, чтобы получить тилт шифт объектив своими руками, нам понадобятся:

  1. SLR или DSLR камера;
  2. негабаритный объектив;
  3. гофрированная резиновая трубка;
  4. пластиковая защитная крышка от вашего фотоаппарата;
  5. дрель или канцелярский нож, чтобы вырезать центр байонета;
  6. горячий клеевой пистолет или другой клей;
  7. черная изолента.

Первое, что нужно сделать, это с помощью канцелярского ножа вырезать середину крышки. Затем отрезать кусок гофрированной трубки нужного размера, вставить туда устройство и с помощью клея прикрепить его к трубке. Нужно, чтобы клей высох. Место склеивания спрятать, аккуратно обмотав его черной изолентой. Сделать тилт шифт объектив своими руками не так уж сложно.

Объектив, о котором с осени 2012 года говорили фотографы и представители фотомагазинов, наконец в продаже. Нередки мнения, что такой объектив не нужен, что можно взять широкоугольник, например, 14 или 16 мм, а затем легко исправить перспективу в фотошопе. Тилт-шифт объективы имеют ручную фокусировку, работать ими неудобно. На самом деле результат, полученный широкоугольным объективом, а затем исправленный в фотошопе, сильно отличается как по передаче пространства, так и по форме объектов в кадре. Какая получается картинка со сдвигом (shift), или наклоном (tilt), или без перемещений, зачем нужны сдвиг и наклон — читайте дальше. А те, кто думает, что такой объектив им не нужен, могут дальше не читать.

Области применения тилт-шифт объектива:

  • съемка архитектуры без перспективных искажений или с минимально возможными перспективными искажениями;
  • съемка интерьеров без перспективных искажений или с минимально возможными перспективными искажениями;
  • съемка с большой глубиной резкости при малых значениях диафрагмы (открытая диафрагма);
  • съемка не только с большой глубиной резкости, но и, наоборот, имитация малой глубины резкости;
  • макросъемка с большой глубиной резкости;
  • панорамная съемка без поворота камеры;
  • съемка для конечного увеличения размера фотографии без интерполяции и поворота камеры при съемке.


Сдвиг вниз



Сдвиг вверх



Наклон вниз

Характеристики

Сначала несколько слов о том, как устроен объектив Samyang T-S 24 mm f/3,5 ED AS UMC.
Samyang TS 24 mm представляет собой полнокадровый широкоугольный объектив с фиксированным фокусным расстоянием и ручной фокусировкой. Главной особенностью объектива являются наклон плоскости фокусировки относительно плоскости матрицы или пленки и сдвиг оптической оси относительно центра кадра. Эти функции и называются tilt (наклон) и shift (сдвиг).

Оба механизма (shift) и (tilt) имеют плавную и независимую регулировку. Наклон оптической оси ± 8,5° и сдвиг ± 12 мм. Функции shift и tilt можно повернуть независимо друг от друга вокруг оптической оси на 90° (с шагом в 30°). Это самая важная конструкция этого объектива. В большинстве тилт-шифт объективов других фирм поворот и сдвиг происходят в направлениях под углом 90° друг к другу. А значит, невозможно пользоваться обеими функциями, когда необходимо исправить перспективу и получить резкий передний план, например, при горизонтальном кадре. Обратите внимание, что многие модели объективов Canon и Nikon имеют только одну ось поворота.

Объектив выпускается с креплением Canon EF, EF-S, Sony A/Minolta A, Nikon F (FX, DX) и Pentax K. Резьба под светофильтр составляет 82 мм. И два слова об оптической конструкции: все компоненты объектива имеют многослойное просветление UMC. Оптическая схема состоит из 16 элементов в 11 группах с двумя асферическими элементами и двумя компонентами из мелкодисперсионного ED-стекла. Объектив оснащен шкалой глубины резкости, которая расположена рядом со шкалой расстояний. Минимальная дистанция съемки составляет около 20 см.



Наклон и сдвиг вверх одновременно





Искажения

Дисторсия, к сожалению, присуща всем широкоугольным объективам в той или иной степени. Как показало сравнение, у Samyang T-S 24 mm дисторсия несколько меньше, чем у аналогичного объектива Canon, но немного больше, чем у Nikkor. Сдвиг объектива практически не оказывает влияния на уровень дисторсии.

Хроматические аберрации очень малы, что является отличным показателем для объектива короткого фокусного расстояния с большой кроющей способностью. При этом данный вид аберраций автоматически исправляется в Capture One 7.х, или модуле Adobe Camera RAW 7.х (Photoshop CS6), или в Lightroom"е версий 4 или 5 (Lens Correction — Remove Chromatic Aberration).


Исправление хроматических аберраций в Adobe Camera RAW 7.х (8.х) и Lightroom 4 (5)

Несмотря на то, что сдвиг или наклон немного усиливают хроматические аберрации, они также исправляются автоматически в вышеназванных программах. В отношении хроматической аберрации Samyang T-S 24 mm не одинок. Этот вид аберраций присутствует и у аналогичных объективов Canon или Nikon, а у отдельных моделей тилт-шифт объективов даже в большей степени.

Виньетирование становится заметным в крайних положениях сдвига. Опять же, этот вид искажения присущ всем широкоугольным тилт-шифт объективам (законы физики, никуда не деться). У аналогов Canon или Nikon виньетирование практически совпадает с объективом Samyang T-S 24 mm.

Для себя я всегда проверяю объективы, фотографируя часть стеллажа своей библиотеки. Мелкие буквы на корешках и хороший контраст заменяют мне миру. Я давно понял, что для практического использования и печати фотографий размером А2 и даже немного больше с полного кадра Canon 5D Mark II или Canon 5D Mark III такого теста мне вполне достаточно. Я не занимаюсь научной фотографией.


4









При диафрагме 5,6 размытие практически незаметно; при f/8—f/22 резкость одинаковая по всему полю.

Shift

Используя при съемке функцию сдвига (shift), можно без труда исправить перспективные искажения или минимизировать их, если объект съемки высок, а фотограф стоит на близком расстоянии. Если же снимать стандартным объективом, то можно попытаться исправить эти искажения командой Lens Correction в программе Photoshop, или использовать команду Lens Correction в модуле Adobe Camera RAW, или в Lightroom"е, или в другой удобной программе. Однако при таком подходе снижается разрешение либо в конечном итоге для сохранения качества приходится уменьшать размер фотографии. Кроме того, изменяется передача пропорций объектов. Посмотрите внимательно на картинки ниже.





Использование команды Lens Correction в Photoshop"е, перспективные сходы исправлены, иная передача пространства. Значение Vertical Perspective составило —94, при максимально возможных —100












Горизонтальная панорама из двух кадров (смещение влево и вправо)






Использование функции сдвига дает примерно такое же поле зрения по горизонтали, как у 16-миллиметрового объектива, но с заметно более высоким разрешением.



Tilt

Для достижения большой глубины резкости даже при съемке широкоугольным объективом следует использовать функцию наклона (tilt). Это особенно важно, когда необходимо получить резкость всех планов снимка. Для достижения большой глубины резкости мы не можем полностью закрыть диафрагму, потому что из-за дифракции начинает снижаться резкость, и чем меньше пиксель матрицы, тем больше придется открывать диафрагму. Бороться с этим противоречим и помогает тилт-оптика. Следующие снимки стеллажа демонстрируют использование функции наклона.









Подробно о том, как работать с тилт-функцией, читайте в статье «Глубина резкости и наклон объектива » (статья в работе).

Работа с тилт-шифт объективом

При работе с тилт-шифт оптикой следует помнить, что при наклоне и сдвиге экспонометрия будет ошибочной. Это связано с тем, что встроенный экспонометр рассчитан на лучи, падающие под строго определенным углом, поэтому работать на наклонах и сдвижках следует только в ручном режим, отключив любую автоматику экспозамера. А при работе с титл-шифт оптикой лучше всего использовать отдельный экспонометр. Если такого экспонометра нет, следует провести замер без наклонов и сдвижек, а затем снимать данный сюжет именно с этими показаниями.
Поскольку ни одна модель тилт-шифт объектива не записывает в EXIF данные о наклоне или сдвиге, эту информацию полезно записывать. А этот объектив не записывает и данные по диафрагме. Я обычно после каждого кадра включаю запись видео и просто говорю в микрофон камеры параметры шифт, тилт и рабочую диафрагму.

При последующей обработке нельзя использовать профиль объектива Samyang 14 mm f/2,8 IF ED UMC Aspherical , который может автоматически подключаться, в зависимости от настроек Adobe Camera RAW или Lightroom.

Русская версия сайта компании Samyang .

Вердикт

Плюсы:

— очень хорошее качество изображения в центре кадра;
— хорошее качество изображения по краям кадра;
— очень низкие хроматические аберрации, которые легко исправимы программными методами;
— умеренная дисторсия;
— очень небольшая кома;
— низкое виньетирование при нормальном положении объектива (без любых сдвигов);
— самый дешевый полноценный тилт-шифт на рынке объективов.

Минусы:

— слегка размывает углы при диафрагме 4; при f/5,6 эффект практически незаметен; при f/8—f/22 резкость одинаковая по всему полю. (Хочу заметить, что у объектива Canon EF 17-40 mm f/4 L USM размытие углов при фокусе 17-19 мм гораздо больше, чем у Samyang T-S 24 mm f/3,5 ED AS UMC, причем на всех диафрагмах);
— блики при съемке в контровом и скользящем свете, что в некоторой степени исправимо при использовании бленды;
— узкое кольцо управления диафрагмой, что приводит к частому касанию кольца резкости и, как следствие, его смещению, а значит, к получению в итоге нерезкого кадра;
— винты фиксации тилт- и шифт-сдвижек небольшого размера, что немного неудобно в работе, так как приходится применять большие усилия.

Данное мнение является относительным, так как я не проводил тщательного замера по различным мирам и шкалам. Однако я считаю разрешение объектива Samyang T-S 24 mm f/3,5 ED AS UMC высоким для подавляющего числа фотографических сюжетов.
С помощью этого объектива можно получить фотографии такого же качества, что и снимки, сделанные его конкурентами, стоящими более чем в два раза дороже. Возможно, процесс съемки займет немного больше времени, но думаю, что игра стоит свеч, ведь разница в цене между Samyang и Canon или Nikkor отличается более чем в два раза. Конечно, каждый выбирает для себя.

Блог Александра Ефремова: http://efremovphoto.com