Нефтяной самовар устройство. Русские ’самовары’ представляют новую угрозу для нефтяных цен

Контрафакт. К концу лета появится система, позволяющая государству контролировать перемещения каждой капли нефти. Нововведение поможет чиновникам решить проб­лему «самоваров» – нелегальных мини-НПЗ.

Топливно-энергетический комплекс – основа экономики: треть российского ВВП и 40% налоговых и таможенных поступлений в бюджет. Но в этом фундаменте завелись «вредители»: только за последние пять лет появилось две сотни «самоваров». Проблема особенно актуальна для южного региона, отмечает Виталий Громадин из «Арбат Капитала». «Качество нефтепродуктов на этих НПЗ не соответствует стандартам, и, конечно, такое производство может избегать уплаты налогов», – полагает эксперт. По информации Российского топливного союза, доля суррогатного топлива на российском рынке достигает 30%.
Бороться с ним поможет система контроля над неф­тепереработкой и экспортом нефтепродуктов («Нефтеконтроль»). Создать ее решили в феврале 2010 года на совещании в Омске после жалобы гендиректора «Газпром нефти» Александра Дюкова напрямую президенту Дмитрию Медведеву. По словам топ-менеджера, 116 таких производств, открывшихся с 2005 года, не были сданы по правилам. Тем не менее, они отгружают топливо на экспорт. Если продукция низкого качества, то почему же за границей ее покупают? Причина кроется в экспортных пошлинах, которые не стимулируют нефтяников увеличивать глубину переработки. Оказывается, дешевле приобрести и повторно перегнать тонну «самоварного» мазута, чем сырую нефть. Так, экспортная пошлина на нефть с 1 мая выросла до $284 за тонну, на светлые нефтепродукты – только до $204 за тонну, а темные – всего до $110 за тонну.
«В России есть проблемы со сбытом мазута, – объясняет логику чиновников Евгения Дышлюк из «КИТ Финанса». – Внутренний рынок потребляет в лучшем случае треть производимого объема. Электроэнергетика предпочитает более дешевое сырье – природный газ и уголь. Дорогой мазут сжигают на станциях только в случае крайней необходимости. В итоге его доля в топливном балансе ТЭС составляет приблизительно 2% и, по прогнозам, останется на этом уровне в будущем. В то же время сбыт бензина и дизельного топлива, напротив, не представляет трудностей: эти нефтепродукты пользуются высоким спросом и в России и за рубежом. Так, на внутреннем рынке потреб­ляется 80–90% бензина и 40–50% дизтоплива».
Эффективность вложений в первичную переработку сейчас составляет 30–35%, в то время как отдача инвестиций в глубокую переработку – около 15%, подсчитали в «Газпром нефти». «Таким образом, очень удобно переработать нефть на «самоваре» и вывозить за границу сомнительного качества нефтепродукты», – резюмирует Виталий Громадин.

Двоякий исход. «Самоварный» бизнес в скором времени может потерять свои привлекательные стороны по причине, не связанной с «Нефтеконтролем». Чтобы подтолкнуть НПЗ к сокращению производства «полуфабрикатов», которые за рубежом используются в качестве сырья, Мин­энерго давно предлагает уравнять экспортные ставки на темные (38,1% от пошлины на нефть) и светлые (70,7%) неф­тепродукты. Изначально планировалось ввести новые правила уже в 2010 году. Однако не все участники рынка оказались готовы к унификации из-за большой доли темных неф­тепродуктов (в первую очередь мазута) в структуре экспорта. Поэтому нововведение было решено перенести на 2011–2012 годы. «В этом году можно ждать бума инвестиций в НПЗ, чтобы получить выгоды от выравнивания пошлин: тем более, текущая высокая маржа нефтепереработки в России позволяет это делать», – отмечает Виталий Крюков из ИФД «Капиталъ».
Если унифицированные пошлины будут введены с 2011 года, то более значительные выгоды в относительном выражении получат «Газпром нефть» и НПЗ «Башнефти», так как в структуре выпуска и экспорта нефтепродуктов они имеют наибольшую долю светлых нефтепродуктов. Проще говоря, их маржа вырастет. Например, экономия «Башнефти» в денежном выражении при сохранении текущей структуры выпуска нефтепродуктов превысит $100 млн при стоимости нефти в $75–80 за баррель и унифицированной ставке пошлин на нефтепродукты на уровне 57% от экспортной пошлины на нефть, подсчитал Виталий Крюков. Напротив, у «Роснефти» более отсталые заводы, и выравнивание пошлин отрицательно скажется на рентабельности ее нефтепродуктового бизнеса, добавляет Евгения Дышлюк.
Уравнивание экспортной ставки станет серьезным ударом для малой нефтепереработки. «Мини-НПЗ производят в основном тяжелые дистилляты и с введением этой меры могут стать убыточными», – полагает Евгения Дышлюк. «Выживут легальные нефтеперерабатывающие производства, которые поставляют сырье преимущественно на внутренний рынок, а незаконные НПЗ, жившие за счет более низких пош­лин на темные нефтепродукты, скорее всего, будут вынуждены уйти с рынка. Конечно, если не будут модернизировать свои заводы и повышать качество топ­лива», – соглашается Виталий Крюков.
В погоне за прозрачностью и увеличением добавленной стоимости государство может навредить официально зарегистрированным НПЗ. Виталий Крюков считает, что правительство, всячески призывая увеличивать выпуск светлых нефтепродуктов, пока недо­оценивает риск отсутствия спроса на эту продукцию за рубежом. «Готова ли Европа покупать российские светлые нефтепродукты с тем же желанием, с которым она сейчас покупает темные? – вопрошает эксперт. – Там есть собственные перерабатывающие мощности, которые позволяют закрыть спрос по топливу высокой степени очистки. Россию с ее качественными нефтепродуктами никто не ждет. Европейским компаниям более выгодно покупать наши «полуфабрикаты» и доводить их уже самостоятельно до товарной продукции». Ничего личного, только бизнес.

Очевидные выгоды. Если новые таможенные пошлины бьют по экономике «самовароварения», то «Нефтеконтроль» должен исключить экспорт нелегального топлива административными методами. Вывозом нефтепродуктов смогут заниматься только производители и транспортники, отобранные Мин­энерго. Экспортерам, не попавшим в реестр, транспортные компании должны будут отказывать.
В основном мера направлена на учет перемещений энергоресурсов по железной дороге или автотранспортом. Касательно системы трубопроводов «Транснефти» уже появился проект нового постановления о порядке подключения НПЗ к магистральным нефтепроводам и нефтепродуктопроводам. Согласно документу, заявитель должен предоставить информацию о технических параметрах завода и, в первую очередь, о планируемых объемах переработки и потребности в объемах транспортировки нефти по магистральным нефтепроводам на НПЗ (с указанием поставщиков сырья). Кроме того, владелец НПЗ должен подтвердить гарантию поставок нефти на завод в течение трех лет с указанием ежемесячных объемов поставок. «Как видно, этот проект также предназначен избежать подключения к трубопроводам «самоваров» и изготовления суррогатного топлива», – отмечает Виталий Громадин.
Аналитики уверены, что права легальных производителей и поставщиков не будут ущемлены. В списке окажутся все официально зарегистрированные участники рынка, уверен Виталий Громадин. Более того, новые правила в целом будут способствовать оздоровлению системы и принесут выгоды как производителям, так и потребителям. Государство также получит свои плюсы от расширения налоговой базы. «Главное в этой ситуации не перегибать палку и действовать взвешенно, чтобы не нарушить нормальное функционирование бизнеса и способствовать развитию конкуренции, – считает Виталий Крюков. – Наведение порядка в отрасли должно только приветствоваться легальными производителями, так как это позволит им сократить потери от незаконных действий конкурентов и увеличить долю на рынке за счет сокращения теневого оборота».

НЕФТЬ В САМОВАРЕ...

Нестор НЕФТИН

На протяжении последнего десятилетия в отечественной читательской аудитории не ослабевает интерес к истории отечественной нефтяной промышленности. Естественно, что российские периодические издания не остаются в стороне от этой злободневной темы. Однако легковесный подход некоторых журналистов к освещению исторической проблематики не может не вызвать серьезного беспокойства как у профессиональных историков, так и у серьезного читателя.

Летят утки…

В журналистском обиходе довольно часто применяется выражение «утка», и это, как правило, - синоним неправдоподобного сообщения и означает «взятое с потолка» ложное сенсационное утверждение.
Однако сегодня немногие знают, откуда произошло это понятие? Согласно исследованиям историков прессы, оно родилось в Германии в конце XVII века. Именно там редакторы под газетными статьями, излагавшими сенсационные, но недостоверные сведения, ставили NT (от латинского выражения «Non Testatur» - не проверено). Читается это сокращенно энте, что по-немецки означает «утка» (die Ente). Таким образом, безобидная птица превратилась в символ беззастенчивого газетного вранья.
Хотя в том же веке появилось и еще более яркое объяснение этого журналистского термина. В одной из брюссельских газет Роберт Корнелиссен, один из бельгийских «эквилибристов пера» поместил следующую «сенсационную» новость: «Как велика прожорливость уток, доказывает произведенный над ними опыт. Из двадцати уток взяли одну, разрубили ее на части вместе с перьями и костями и эти куски отдали на съедение остальным девятнадцати. И так продолжали убивать одну утку за другой и кормили убитыми оставшихся в живых до тех пор, пока осталась всего только одна, упитавшаяся мясом и кровью своих подруг».
Увы, сегодня, целые стаи «упитавшихся» исторических уток мигрируют по страницам отечественных периодических изданий.
Вот фрагмент из статьи Екатерины Лист «Дело Менделеева в надежных руках» (газета «Труд», 9 августа 2000 г.): «Однажды В.Рагозин пил чай из самовара. Неожиданно ему пришла такая идея: вместо щепок заправить самоварную топку нефтью, что он и сделал немедленно. После того как экспериментатор увидел поднявшееся в процессе кипения масло, он воскликнул: «Вот что нужно сейчас России! Именно этим я хочу заниматься».
Достаточно сложно комментировать этот материал. Сразу понимаешь, что юная журналистка никогда в своей жизни не видела ни самовара, ни нефти. Хотя даже и при этом, обладая только обычным здравым смыслом, нетрудно понять, если даже подожжешь нефть, то получишь в итоге пламя и продукты сгорания, ну никак не смазочное масло.
А если бы Катя из «Труда» обратилась в библиотеку, к вполне доступной исторической литературе, то смогла бы узнать, что выпускник естественного отделения физико-математического факультета Московского университета Виктор Иванович Рагозин с начала 70-х гг. XIX века в своей лаборатории в Нижнем Новгороде настойчиво занимался разработкой процесса перегонки мазута под перегретым паром. В 1874 г. «Высочайшим повелением о производстве опытов на вновь устраиваемых фотогеновых заводах» император Александр II дал ему разрешение на «испытание нового способа выделки керосина, в особенности, смазочного масла из нефти» на опытном заводе в Нижнем Новгороде. В результате большой работы ему удалось разработать и успешно внедрить в производство принципиально новую технологию производства смазочных материалов из «нефтяных отбросов», так называли в то время мазут. Произведенные на его Балахнинском заводе нефтяные масла «олеонафты» вызвали настоящий фурор на Всемирной выставке в Париже в 1878 г., где они были удостоены золотой медали. В результате в 1880 г. весь военно-морской паровой флот Франции перешел на использование российских смазочных материалов. Вот, что, даже вкратце, могла бы рассказать журналистка «Труда» своим читателем, однако вместо этого из ее самовара выпорхнула очередная «утка».
Волю своей буйной фантазии в полной мере дала и журналистка Наталья Жуковская в заметке «Он изобрел нефтепровод» («Российская газета», 28 июля 1999 г.). В сравнительно небольшом материале, посвященном деятельности братьев Нобелей в России, допущено сразу 11 исторических ошибок и неточностей. Во главе этого, несомненно, стоит утверждение, что российский предприниматель Людвиг Нобель «впервые в мире сконструировал и построил нефтепровод…», чем нанес «настоящий удар по американским конкурентам: их нефть и керосин исчезли с рынка».
Все здесь поставлено с ног на голову. В действительности первый нефтепровод появился в Соединенных Штатах Америки. Идею транспортировки нефти по трубам выдвинул в 1860 г. Самуэль Карнс (Samuel Karns), а практически реализовал ее в 1865 г. бизнесмен Самуэль Ван Сайкель (Samuel Van Syckel), построивший в Пенсильвании нефтепровод длиной 5 миль (8,05 км) и диаметром трубы 2 дюймов (50,8 мм). Что касается России, то первый нефтепровод был построен только через 12 лет, осенью 1878 г. на Апшеронском полуострове фирмой «Бари, Сытенко и Компания» по заказу семейного предприятия братьев Нобель. Длина нефтепровода составляла 8,5 верст (9,06 км), диаметр трубы – 3 дюйма (76,2 мм). Строительством трубопровода руководил инженер-механик Владимир Шухов. Осталось добавить, что к тому времени в США уже эксплуатировалась довольно разветвленная сеть нефтепроводов, а в 1879 г. был введен в эксплуатацию и первый магистральный нефтепровод Tidewater System длиной 108 миль (189,9 км) и диаметром 6 дюймов (152,4 мм), пересекший горный массив Allegheny Mountains.
Еще одна «сенсация» была обнародована в репортаже Ивана Краева «Есть 500 миллионов тонн мегионской нефти» (Российская газета, 1 марта 2000 г.) В отношении Ярославского нефтеперерабатывающего завода имени Д.И.Менделеева автор утверждает следующее: «…был основан еще в 1879 г. шведским предпринимателем Альфредом Нобелем и великим русским химиком Дмитрием Менделеевым». В действительности Константиновский завод (это прежнее наименование предприятия до 1942 г.) был основан известным русским предпринимателем Виктором Ивановичем Рагозиным (1833-1901), и на протяжении многих лет являлся лидером отечественной масляной промышленности. Никакого отношения к этому заводу изобретатель динамита Альфред Нобель не имел. Что касается Дмитрия Ивановича Менделеева, то по приглашению В.И.Рагозина и за достаточно высокое вознаграждение в течение летних месяцев 1881 г., по его словам, на заводе он провел испытания «способа непрерывной перегонки нефти» и изучал «добывание себонафта» (вазелина). К сожалению, по ряду причин, эта работа не получила дальнейшего продолжения. Впоследствии Д.И.Менделев больше не посещал Константиновский завод. Подробно с ходом тех давних событий можно ознакомиться в книге В.Е.Пархоменко «Д.И.Менделеев и русское нефтяное дело» (1957) и Г.В.Колесниченко «Очерки истории Ярославского нефтеперерабатывающего завода им. Д.И.Менделеева» (2001). Вот только жаль, что журналист «Российской газеты» не сделал этого перед тем, как выпустить в полет свое «творение».
Вот еще один пример подобного рода. Статью Елены Бадякиной «Их дело пахло керосином» (Деловой вторник, 4 февраля 2003 г.) сопровождает звонкий подзаголовок «180 лет назад братья Дубинины построили в Моздоке первый в мире нефтеперегонный завод». Затем эту «сенсацию» журналистка неоднократно повторяет в тексте своего материала, акцентируя внимание читателя с назойливой настойчивостью на 1823 г. И как тут, как нельзя, кстати, вспоминается знаменитое изречение о повторяемости истории. Есть еще люди, которые помнят как в 50-е гг. прошлого века в нашей стране по команде руководителей Коммунистической партии началась борьба с «безродными космополитами и буржуазным низкопоклонством». Тогда и партийная журналистика внесла свой «весомый» вклад. Советские периодические издания старательно внедряли в массовое сознание чувство превосходства над другими народами, в том числе пропагандой отечественной приоритета во всех важнейших сферах науки, техники, производства и культуры. Эта оголтелая компания, принявшая самые причудливые формы, заслужено получила в народе язвительное название - «Россия – родина слонов».
В данном случае в статье Елены Будякиной виден явный отголосок той давней «слоновой» эпопеи. Если бы она сочла нужным обратиться к исторической литературе, то без труда узнала, что возникновение процесса перегонки нефти историки относят к древности. Так в труде арабского ученого Абу-ар-Рази «Книга тайн», написанной в Х веке, приведены сведения о процессе возгонки и дистилляции различных жидкостей, в том числе и нефти. Немецкий историк Густав Фестер в своей книге «История химической техники» (1923), указывает, что арабские алхимики XIII века Аль-Барави и Аль-Квазвини в своих работах приводили данные об опытах перегонки нефти. К началу XV века относится «перегонная печь» великого Леонардо да Винчи. В фундаментальной трехтомной работе известного британского ученого Бовертона Редвуда «Petroleum» (1926) приводится немало интересных фактов о начальном периоде нефтепереработки. Так в 1613 г. на японских островах в провинции Эчиго предприниматель Магара построил кубовую установку для перегонки нефти, добываемой из поверхностных выходов в окрестностях Ниитзу. В 1625 г. в городе Страсбурге вышла в свет работа Иогана Волка (Johan Volck) в котором подробно описан процесс перегонки нефти и приведены эскизы перегонных устройств. В 1745 г. французский король Людовик XV подписал концессионное разрешение дворянину Б. де ла Саблонье (B. de la Sablonniere) на эксплуатацию нефтяной площади, где тот пробурил несколько скважин и построил небольшой нефтеперегонный завод, действовавший вплоть до 1785 года. Пожалуй, уже приведено достаточно примеров, чтобы сделать вывод - «кричать» в полный голос о мировом приоритете в этом деле российских изобретателей не следует.
Что касается семейного предприятия братьев Дубининых, то следует отметить, что здесь имеется обширная отечественная историография, начиная с работы инженера-технолога Степана Гулишамбарова «Материалы для истории фотогенового производства», опубликованной в «Горном журнале» еще в 1880 году. И ни один историк никогда не позволял себе назвать «нефтеперегонным заводом». простейшую однокубовую установку по перегонке нефти, созданную братьями Дубиниными по точному подобию «печи для выделки скипидара», нашедшей широкое распространение в северных губерниях России с XVIII века. Остается добавить, что кубовая установка братьев Дубининых располагалась не в городе Моздоке, а в ауле Акки-Юрт, куда для последующей перегонки доставлялась сырая нефть из колодцев расположенных в районе станицы Вознесенской.
А вот еще пример. Журналист Алексей Кондаков в статье «Восстановлена связь времен» (Нефтяные ведомости, 28 июля 2003 г.) рассказывая о деятельности учредителей «Товарищества нефтяного производства братьев Нобель» неожиданно делает следующее утверждение: «Они изобрели – ни много, ни мало – первую в мире вертикально интегрированную нефтяную компанию». Если бы автор обратился к вполне доступным источникам, то без труда мог бы узнать, что датой утверждения устава «Товарищества нефтяного производства братьев Нобель» является 18 (30) мая 1879 г. Однако к тому времени уже более пяти лет в России активно действовала акционерная компания «Бакинское нефтяное общество». Устав этого Общества был утвержден императором Александром II 18 (30) января 1874 г. Учредителями этой действительно первой в мире вертикально интегрированной нефтяной компании были известные российские промышленники Василий Кокорев (1817-1889) и Петр Губонин (1825-1894).

В кривом зеркале

Излишне легковесный подход, непростительное незнание исторических реалий неизбежно приводит журналистов к очередному «очевидному невероятному». Так в статье Елены Батуевой «Кому насолил Нобель» есть следующие строки: «… сын Людвига Нобеля, названный в честь деда Эммануилом, продал за 20 миллионов долларов Рокфеллеру свою российскую фирму «Стандарт ойл.» (газета «Трибуна», 14 марта 2003 г.)
Даже далекий от истории человек знает, что компания известного американского предпринимателя Джона Рокфеллера носила название «Standard Oil Company», так что он ну никак не мог купить свое собственное предприятие у Эмануила Нобеля, председателя правления российской компании «Товарищество нефтяного производства братьев Нобель».
В очерке Андрея Ливнева «Страсти вокруг бакинской нефти, или особенности национальной конкуренции» (журнал «Мировая энергетическая политика», № 2, 2002 г.) на стр. 71 содержится следующее утверждение: «В 1866 году фирма «Сименс и Гальске» получила первую концессию в районе Баку. К 1868 г. инженеры «Сименса» пробурили три скважины. Далее цифры росли в геометрической прогрессии». Однако достаточно обратиться к работе историка И.Г. Бежанова «История развития нефтяной промышленности в Грузии» (1975 г.), чтобы убедится - в действительности эта фирма осуществляла свою деятельность в Кахетии (Тифлисская губерния), а вовсе не на Апшеронском полуострове. В 1867 г. братья Вернер и Карл Сименсы взяли в откупное содержание нефтяные источники «Ширакских, Эльдарских и Мирзаанских степей». В 1869 г. в районе Цители-Цкаро, называемом «Царские колодцы», ими был построен нефтеперегонный завод, оснащенный самым современным для того времени оборудованием. В том же году была заложена и первая буровая скважина.
Вообще А.Ливнев, который с определенной претензией обозначает свою профессию, как «историк», склонен к достаточно вольной трактовке исторических фактов. Так его материал иллюстрирует достаточно известная фотография церемонии посещения императором Николаем II и его супругой выставочного павильона «Товарищества нефтяного производства братьев Нобель» на Всероссийской выставке в Нижнем Новгороде летом 1896 г. Казалось, как еще можно трактовать это «протокольное» событие. Однако автор находит неожиданное решение и ставит читателя в полное недоумение подписью под этой групповой фотографией: «Из-за коррупции и ошибок чиновников Российская империя так и не смогла укрепить свое финансовое благополучие за счет наращивания экспорта нефти». Поистине эта авторская «находка»- зримая иллюстрация известной русской пословицы: «В огороде бузина, а в Киеве – дядя». Далее автор помещает фотографию группы людей с подписью «Брат известного изобретателя динамита Роберт Нобель (в центре) на свой страх и риск купил первый небольшой заводик в России и не прогадал». Но дело в том, что на данном фото Роберта Нобеля как раз и нет, и в центре группы сотрудников Бакинского отделения компании находится сын Людвига Нобеля, Эмануил, ставший в 1888 г. во главе «Товарищества нефтяного производства братьев Нобель».
А вот пример того, что наивные и поверхностные представления по истории российской нефтяной промышленности, почерпнутые из разных «утиных историй», являются вовсе не безобидными и могут иметь далеко идущие негативные последствия.
В журнале «Нефтегазовая вертикаль» (№6, 2001 г.) помещена обширная подборка «Панорама» составленная сотрудником АО «ВНИИЗарубежгеология» В.Высоцким в виде хронологического перечня основных исторических событий в отрасли. И чего здесь только нет? Уже первой строкой автор утверждает: «1745 г. Архангельский купец Федор Прядунов построил первую нефтеперегонную установку на Ухте». Жаль, что автор не пожелал ознакомиться с уже давно опубликованными документами из Российского архива древних актов сведенными в «Дело о нефтяном заводе Федора Прядунова». Из них он смог бы узнать, что «1745 году ноября 18 день по определению Берг-коллегии по прошению архангелогородца Федора Прядунова велено в Архангелогородской губернии в Пустоозерском уезде в пустом месте при малой реке Ухте завесть нефтяной завод, распространяя содержать ему тот завод довольным капиталом без остановок и ту нефть продавать». Из этого явно следует, что в ноябре 1745 г. было только получено разрешение на строительство «завода», а сам Федор Прядунов не был купцом, его социальное положение – «архангелогородец» или «посадский человек». Более интересное открытие ждало бы автора «Панорамы», когда он узнал, что «нефтяной завод» Ф.Прядунова, кстати, построенный в августе 1746 г.: «состоял из следующего строения: над самым нефтяным ключом, на средине биющем, построен четвероугольный сруб вышиной 13 бревен… Внутри сруба поставлен узкодонный чан, который истекающую изводы нефть, впускал в себя отверстиями…» То есть перед нами описание простейшего устройства для поверхностного сбора нефти с водной поверхности. Что касается перегонки 40 пудов нефти, то согласно архивным материалам, Ф.Прядунов осуществил ее в Москве в лаборатории Берг-коллегии в октябре 1748 г. 19 октября 1750 г. промысел Ф.Прядунова на Ухте посетила комиссия Берг-коллегии, которая описала все имущество вплоть до «ушата и нефтяного ковша». Упоминание о таком значительном сооружении, как кубовая установка для перегонки нефти в отчете данной комиссии отсутствует. Добавим, что в 1749 г. Ф.С.Прядунов был арестован и помещен в долговую тюрьму в Москве, где и скончался в марте 1753 года. И, наконец, последний факт, недавно архангельский краевед Николай Окладников обнаружил в Архангельском государственном архиве письмо Федора Прядунова (август 1744 г.) о его желании приобрести в частное владение, Шаховского медеплавильного завода, который находился за рекой Двиной, в 14 верстах от Архангельска в урочище Валдушки. И как свидетельствуют архивный документ, он приобретал завод для организации на нем "двоения" нефти, которую собирался добывать на реке Ухте. Объясняя причину выбора Шаховского медеплавильного завода "для передваивания" нефти, рудознатец отвечал, что завод этот «имеется в безопасном месте», а местность на Ухте «способного и безопасного места не имеет».
Все вышеприведенные факты из архивных документов ясно свидетельствует, никакой «нефтеперегонной установки» на Ухте в вышеуказанный период не было.
Или еще один «пассаж»: «1864 г. начало добычи на Кудако-Киевском месторождении в Краснодарском крае (это событие считается началом рождения нефтяной промышленности России)». Оставим в стороне такие «мелочи», как то, что в 1864 г. в России не было никакого Краснодарского края, и никто тогда не называл нефтяное месторождение недалеко от г. Анапы «Кудако-Киевским». Главное все же - не в этом. Казалось, чего же проще, для автора обратится к многочисленным работам по истории Кубанской нефтяной промышленности (К.П.Понамарев, С.И.Штейнер «Очерки истории нефтяной промышленности Кубани» (1958), А.К.Трошин «Ардалион Николаевич Новосильцев» (1996), Д.Г.Антониади и др. «Кубань – колыбель нефтяной и газовой промышленности России» (1999) и получить достоверную информацию. И тогда стало бы ясно, что в 1864 г. бригада американских специалистов, нанятая предпринимателем Ардалионом Новосильцевым завершала свою двухлетнюю и безуспешную деятельность по производству буровых работ на Кубани. Сначала ими были заложены скважины в местах поверхностного нефтепроявления под Анапой, затем у станицы Старо-Титаровской и у поселка Фонтановского. По ряду причин попытки разведочного бурения оказались неудачными, а чрезмерные амбиции заокеанских специалистов и их попытка диктовать неприемлемые условия закономерно привели А.Н.Новосильцева к решению разорвать с ними контракт.
По совету генерал-лейтенанта Григория Гельмерсена, директора Санкт-Петербургского Горного института, А.Н.Новосильцев принимает на работу механика Владимира Петерса, зарекомендовавшего себя опытным бурильщиком артезианских колодцев. После встречи с горным инженером Фридрихом Кокшулем Ардалион Новосильцев принял решение о сосредоточении разведочных работ в районе притоков Кубани - рек Кудако, Псиф и Псебепс. В августе 1865 г. началось бурение пяти скважин на левом берегу реки Кудако, в 42 км от Анапы. И когда при достижении глубины 40 футов появились притоки нефти, буровые работы были продолжены с еще большей интенсивностью.
Наконец, 3 февраля (15) февраля 1866 г. из скважины № 1 с глубины 123,5 футов (37,6 м.) ударил первый в России нефтяной фонтан. Именно эта дата и является знаменательной вехой в истории отечественной нефтяной промышленности. А вот попытка автора отсчитывать «начало рождения нефтяной промышленности России» со времени неудачных попыток американских бурильщиков, мягко говоря, не корректна.
И еще один красноречивый пример. Автор указывает: «1906 г. Первый в России нефтепровод от г. Баку до г. Батуми…» Не вдаваясь в подробные объяснения, следует отметить, что наш читатель уже знает, что первый в России нефтепровод был построен в 1878 г., а вот 17 (30) мая 1907 г. в действительности был введен в эксплуатацию керосинопровод Баку-Батуми. Однако здесь, пожалуй, следует остановиться, поскольку сущность «сочинения» сотрудника АО «ВНИИЗарубежгеология» В.Высоцкого для читателя уже предельно ясна.
Есть серьезные основания для опасения, что вышеназванная «Панорама», представленная достаточно авторитетным журналом, воспринимается массовым читателем, как достоверная историческая работа. А это значит, что на нее уже ссылаются в своих работах и студенты, и региональные журналисты, тем самым вновь и вновь тиражируя еще в больших масштабах все эти исторические нелепости, несуразности и ошибки.
Ограниченность журнальной площади не позволяет в этих критических заметках продолжить длинный перечень псевдотворческих «удач» отечественных журналистов. Поэтому после обозрения всего этого «утиного творчества» хочется воскликнуть только одно: «Господа журналисты, пишущие на исторические темы! Помните, свобода слова вовсе не означает свободу от подлинных исторических знаний, профессиональной компетентности и глубокого изучения проблемы с обращением для консультаций к специалистам. Только таким образом вы сможете вернуть уважение и восстановить свой авторитет у российского читателя».


Джейк Рудницкий

(Блумберг) -- Новый удар по нефтяным ценам могут нанести не ОПЕК или американские сланцевые месторождения, а русские «самовары».

Примитивные нефтеперерабатывающие заводы РФ, известные как «самовары» и производящие в основном мазут, сворачивают производство, потому что при снижении нефтяных котировок рентабельность экспорта мазута по сравнению с экспортом нефти падает. В результате мини-НПЗ перерабатывают меньше нефти, которая высвобождается для экспорта, усугубляя мировой избыток предложения.

В этом году Россия может увеличить экспорт нефти на 250 тысяч баррелей в сутки, прогнозирует Джеймс Хендерсон, старший научный сотрудник Оксфордского института энергетических исследований, более 20 лет занимающийся исследованиями российского энергетического сектора. Это соответствует росту поставок на 5 процентов, или на самую большую величину по меньшей мере за 10 лет.

«Из-за трудностей, которые Россия испытывает от падения сырьевых цен, всё больше нефти высвобождается для экспорта, - сказал Хендерсон по телефону 18 марта. - Многие российские нефтепереработчики могут урезать производство».

Рост поставок из России, которая вместе с Саудовской Аравией и США входит в тройку крупнейших нефтедобывающих стран мира, усилит давление на цены, которые во второй половине прошлого года обрушились более чем вдвое. Падение нефтяных цен, а также санкции, введенные США и Европейским союзом в прошлом году в ответ на украинский кризис, поставили российскую экономику на грань рецессии, подорвав внутренний спрос на продукты нефтепереработки.


Треснувший самовар


Отгрузка нефти из российских портов в первом квартале выросла на 9,5 процента в годовом выражении, свидетельствуют графики отгрузки, доступные в терминале Блумберг.

В прошлом году нефтяные «самовары» перерабатывали до 800 тысяч баррелей нефти в сутки, сказал 19 марта по телефону Игорь Демин, представитель трубопроводного оператора ОАО «Транснефть». По его словам, «самовары» производят в основном мазут, а не более качественные виды нефтепродуктов.

При текущем уровне цен в главной группе риска находятся семь мини-НПЗ общей мощностью 1,2 миллиона баррелей в день, отметил Хендерсон.

Когда цены на нефть идут вниз, снижается и рентабельность экспорта мазута, который служит топливом для судов и электростанций и может перерабатываться в более качественные нефтепродукты. При текущих ценах пошлина на экспорт мазута ниже пошлины на сырую нефть примерно на $25 за тонну. Если бы нефть стоила примерно $100 за баррель, то есть находилась на среднем уровне 2014 года, экономия на пошлине составила бы около $62 за тонну, свидетельствуют данные в терминале Блумберг.

Как отмечала Роснефть в январской презентации, примитивные НПЗ низкорентабельны уже при $85 за баррель и становятся убыточными, когда марка Brent опускается до $50.


Сокращенный перевод статьи: Russian Teapots Pose Next Big Threat to Global Crude Oil Prices


Контактные данные переводчика: Владимир Попов в Москве [email protected] Контактные данные редакторов, ответственных за перевод: Власта Демьяненко [email protected]; Наталия Быркина [email protected] Контактные данные автора статьи на английском языке: Джейк Рудницкий в Москве [email protected] Контактные данные редактора статьи на английском языке: Аларик Найтингейл [email protected] Дина Хренникова


Изображение: Fotolia/PhotoXPress

Делают незаконные врезки в газопровод. Долги многих семей за газ исчисляются сотнями тысяч. Справедливости ради стоит сказать, что воровством газа и нефти славятся не только цыгане. Энергоносители крадут по всей России, но особенно остро проблема стоит на Кавказе.

Размах криминала в топливно-энергетическом комплексе недавно обсуждался на правительственной комиссии по развитию Северо-Кавказского федерального округа. По информации МВД, с начала 2015 года в регионе выявлено сто врезок в трубопроводы по транспортировке нефти и газа. Прекращена деятельность пяти мини-заводов по переработке сырой нефти. Очевидно, что это — лишь вершина айсберга.

В дербентском райотделе полиции — очередные семеро задержанных, которые, как считает следствие, воровали нефть из магистрального трубопровода Баку-Новороссийск. Как минимум пятьдесят тонн, арестована целая цистерна, и экспертиза показала: ее содержимое совершенно точно именно из этой трубы.

Место преступления, сама незаконная врезка в нефтепровод недалеко от Дербента. В вырытом экскаватором котловане видна и сама магистральная ветка, труба семидесяти сантиметров в диаметре, и аккуратно приваренный к ней вентиль, через который откачивали нефть.

С поисковым отрядом компании "Транснефть" — это она обслуживает трубу — ищем признаки воровства. Патрули вдоль нефтепровода — на поверхности он обозначен полосатыми столбиками. — теперь курсируют круглосуточно, иначе бороться с хищениями невозможно.

Внешне незаконные врезки могут быть вообще не видны — трубопровод глубоко под землей. И чтобы обнаружить ответвления, используется специальный прибор, который называется "трассоискатель". Он реагирует на порывы изоляции, которыми вся линия обмотана. В арсенале у охранников еще есть металлоискатель, стальной щуп и обыкновенная лопата, чтобы подозрительные места можно было сразу проверить. В сложных случаях вызывают тяжелую технику.

Черные гибкие трубы злоумышленники присоединяют к нефтепроводу. Под Кизляром их, найденных, выкопанных и специально приведенных в негодность, — почти десять километров. По глубине и протяженности незаконной откачки нефти Дагестан уже поставил своеобразные рекорды.

В Дагестане бесследно исчезало до 10% всей нефти, идущей из Азербайджана на российское Черноморское побережье. Объемы гигантские, по 500-600 тонн ежедневно!

Еще несколько лет назад масштабы воровства были такими, что всерьез поднимался вопрос о целесообразности функционирования нефтепровода Баку-Новороссийск. В итоге на защиту были поставлены новые технологии, но и похитители все время выдумывают новые способы.

Станция "Транснефти" в порту Махачкалы в прошлом году останавливалась сорок восемь раз, а только с начала этого — уже десять. Лаборатория показывала, что содержание воды в нефти зашкаливает.

Специалисты "Транснефти" считают, что водой заменяют похищенную нефть, и происходит это на этапе перегрузки из танкеров, в резервуарах, которые принадлежат компании "Дагнефтепродукт". Официально доказать ничего нельзя — владельцы гигантских нефтяных баков уверяют, что получают продукт уже разбавленным.

Но есть доказанный факт. Один из танкеров "Нафталана" был задержан федеральной Службой безопасности с крупной партией контрабандной нефти. Следовал в Азербайджан, нефть, как показали лабораторные исследования, была украдена из магистральной трубы, и осуждены по делу были как раз не только капитан судна, но и работники "Дагнефтепродукта". На территории предприятия сейчас стоят три нефтеперерабатывающих завода, один из них только что построен, а откуда они берут сырье, никто точно ответить не может.

"Наше дело не покупать нефть — у нас, кстати, на это и средств нет — а перерабатывать то, что нам привезут", — сказал Ингибар Мамедов, директор нефтеперерабатывающего завода.

Эта схема в Дагестане теперь повсеместно используется. Завод стоит прямо на трубе, а нефть на него будто бы привозят откуда-нибудь издалека по поддельным бумагам.

"Завод работал круглосуточно, и, по документам, нефть была не из трубы, а из Калмыкии. Говорят, во всей Калмыкии столько не добывают, сколько перерабатывают в Дагестане", — отметил Игорь Демин, советник президента "Транснефти".

Внутрь не зайти — высокий забор, и ворота никто не открывает, как ни стучи, но над предприятием на окраине Кизляра вьется дымок, значит, оно по-прежнему функционирует.

Классический "самовар", нелегальный завод по переработке нефти. Устроен он по принципу самогонного аппарата, если уж совсем элементарно — выпаривание и последующая конденсация — только перегоняются здесь сотни тонн ежедневно.

Очевидно, что такое сооружение не может оставаться незамеченным ни для правоохранительных органов, ни для местных властей.

"Этот вид деятельности очень коррумпированный. Без высокопоставленных лиц это невозможно", — уверен Хаджимурат Тагиров, полномочный представитель общественной организации "Комиссия по борьбе с коррупцией по Республике Дагестан".

Министр внутренних дел Дагестана сообщает: за последнее время уволены уже три начальника полицейских райотделов, на территории у которых процветали хищения нефти. Почувствовав персональную ответственность, стражи порядка, которые раньше незаконных врезок не замечали, сразу стали более внимательными.

"Проблема еще не решена. По-прежнему есть отдельные люди, которые пользуются тем, что можно воровать нефть из нефтепровода и ее бесплатно использовать", — сказал Абдурашид Магомедов, министр внутренних дел Дагестана.

Стратегия полиции теперь в том, чтобы контролировать весь процесс: от охраны самой трубы (совместно с сотрудниками "Транснефти") до реализации конечного продукта, некачественного самодельного дизельного топлива. Один из незаконных отводов от магистрали шел прямо под вот эту автозаправочную станцию, а теперь, когда незаконная линия ликвидирована, и АЗС стала никому не нужна — продается.

Текст: "Вести недели"

Замглавы Федеральной антимонопольной службы (ФАС) Анатолий Голомолзин превращается в главного лоббиста интересов околокриминальной нефтепереработки в стране. Он упорно продвигает в правительстве изменение правил подключения к магистральным трубопроводам мини-НПЗ, прозванных в народе "самоварами" за удушливый дым и низкое качество продукции. Эксперты предупреждают, что новелла может похоронить надежды на модернизацию российской нефтепереработки.

ФАС тихой сапой добивается права подключаться к магистральным нефтепроводам для каждого перегоняющего нефть заводика. Мешают ведомству только действующие Правила подключения нефтеперерабатывающих заводов к магистральным нефтепроводам и нефтепродуктопроводам, принятые правительством Владимира Путина в 2009 году как способ подтолкнуть отечественную нефтепереработку к модернизации. Если посмотреть на ситуацию с точки зрения концепции "кнута и пряника", то Правила как раз и были "пряником". Ведь трубопроводы являются самым дешёвым способом транспортировки сырья и продукции, но чтобы получить к ним доступ, нефтяникам предложили сделать свои закупки прозрачными, а нефть перерабатывать по современным технологиям.

Ни с того ни с сего несколько месяцев назад ФАС предложила существенно изменить Правила, вычеркнув из них основные требования: заключить договоры на поставку сырья на три года вперёд, зарегистрировать нефтеперерабатывающий завод в министерстве энергетики и добиться глубины переработки нефти не ниже 70%. Что примечательно, проект в правительство отправил не глава ведомства, а его заместитель, который воспользовался временным отсутствием шефа.

Тот вариант поправок в Правила в конце января рассмотрели на совещании в Минэнерго. Участвовавшие в нём представители крупных нефтяных компаний, "Транснефти" и, что особо важно, самого министерства энергетики раскритиковали поступившие предложения. Но не прошло и трёх месяцев, как Анатолий Голомолзин подписал (и снова за спиной главы ФАС Игоря Артемьева) новый вариант изменений в Правила.

Теперь антимонопольщики настаивают на отмене только двух первых требований Правил. Последний вариант изменений размещен 25 апреля на Едином портале обсуждения проектов нормативных актов.

Соответствующие поправки в правительство ФАС планирует внести после майских праздников , пишет "Самотлор-экспресс". "Данные правила должны действовать в отношении строящихся, проектирующихся и уже существующих НПЗ, — заявил начальник управления контроля топливно-энергетического комплекса ФАС России Дмитрий Махонин на бизнес-форуме "Российский рынок нефтепродуктов". — Если после наших поправок "Транснефть" (оператор магистральных нефте- и нефтепродуктопроводов — ред.) продолжит возражать, то не понятно, чего они вообще хотят".

"Антимонопольные" поправки вряд ли достигнут своей цели, зато есть вполне реальный риск сорвать модернизацию крупнейших российских НПЗ, считают эксперты. Дело в том, что в нашей стране существует колоссальный избыток мазута. Вся нефтепереработка производит его 56 млн тонн, а внутри страны потребляется лишь 20 млн тонн. Остальное идёт на экспорт как печное топливо или для дальнейшей переработки. При этом больше мазута выпускают более примитивные производства, к которым как раз относятся все небольшие НПЗ. В то время как качественный бензин, соответствующий российским стандартам, "самоварам" произвести неспособен.

"Если поправки ФАС пройдут, вместо роста предложения бензина и, соответственно, снижения на него цен мы получим затоваривание мазутом", — говорит независимый аналитик ТЭК Роман Петроченков.

Дальше события будут развиваться по такому сценарию: новый товарный бензин на рынок не придёт, зато крупнейшие НПЗ, которые как раз и выпускают качественное топливо, столкнутся с ростом конкуренции при продаже мазута. Значит цены, а вмести с ней и рентабельность этих заводов снизится, обращает внимание эксперт.

"Вместо снижения цен на бензин мы получим вымывание средств крупных нефтепереработчиков в пользу "самоваров". Автоматически снизятся и инвестиции в модернизацию этих крупных НПЗ, что в итоге обернется провалом государственных программ по повышению глубины переработки нефти, в частности, Генеральной схемы развития нефтяной отрасли до 2020 года и Энергетической стратегии развития России до 2035 года", — полагает Роман Петроченков.

К тому же с января 2015 года выравняется уровень экспортных пошлин на мазут, бензин и дизельное топливо (сейчас а мазут они меньше). Это моментально сделает самовары нерентабельными, потому что схема, когда нефть перегоняли в мазут и вывозили его за рубеж со скидкой, работать перестанет.

Конечно, у хозяев мини-НПЗ останется вполне рыночный выход — модернизировать свои предприятия, чтобы соответствовать требованиям технического регламента. Но это потребует инвестиций порядка миллиарда долларов на каждый миллион тонн мощности НПЗ. Так что пока они идут более дешевым путем — используют административный ресурс Анатолия Голомолзина.