Флоренция - колыбель итальянского возрождения. Презентация к уроку МХК Флоренция — колыбель эпохи Возрождения Флоренция колыбель итальянского возрождения презентация

Одним из самых больших, богатых и красивых городов Италии была Флоренция. Ее называли «Афинами Италии» . Возник город еще в античную эпоху, но наивысшего расцвета достиг в Средние века. Государственное устройство Флорентийской республики окончательно оформилось в конце XIII века. В отличие от купеческих республик Венеции и Генуи, где власть принадлежала аристократии, во Флоренции она оказалась в руках зажиточных горожан: хозяев крупных ремесленных мастерских, старшин цехов и банкиров. Феодальная аристократия была отстранена от власти. Верховным органом республики была сеньория, куда входили представители ремесленных цехов города. Глава сеньории был одновременно и командующим городским ополчением.

Главным богатством средневековой Флоренции были ее ткани. В городе насчитывалось свыше двухсот крупных мастерских по изготовлению гонкого шерстяного сукна, славившегося по всей Европе. Его производилось так много, что местной шерсти флорентийцам не хватало. Ее приходилось ввозить из-за границы. Помимо шерстяного сукна флорентийские ремесленники изготавливали прекрасные шелковые ткани, ювелирные украшения, изделия из меха.

На всю Европу были знамениты и флорентийские банки. В них хранили деньги не только купцы и зажиточные горожане, но даже римские папы. Сюда поступали их огромные доходы, стекавшиеся со всех католических стран. Папы поручали местным банкирам собирать причитавшиеся церкви деньги. Эта операция приносила флорентийским банкам колоссальные прибыли.

Флоренция была одним из богатейших городов Италии. Ее зажиточные горожане, разбогатевшие купцы и банкиры соревновались в роскоши и богатстве. Они строили великолепные виллы и дворцы, украшая их фресками и скульптурами. Они скупали произведения античного искусства, украшая ими свои дома. Возрождался интерес и к забытой прежде античной литературе. Древние книги начинали собирать и переписывать. Многие образованные флорентийцы с удовольствием читали сочинения греческих и римских писателей, поэтов, философов. Материал с сайта

Чтобы прославить свое имя, многие разбогатевшие люди строили на свои деньги церкви, поручая их роспись самым знаменитым художникам. Флоренция стала центром итальянского искусства. Ее художники, скульпторы, архитекторы прославляли своими произведениями не только родной город, но и всю Италию. Во Флоренции зародилось новое направление в живописи и скульптуре, пришедшее на смену искусству Средних веков. Вслед за ней и в других богатейших итальянских городах начинается подъем искусства. Возрождается интерес к историческому наследию Италии, к античной культуре.

Городские республики Италии были одними из самых богатых и развитых городов Европы. Они стали центром расцвета новой европейской культуры и искусства.

В 1293 году Флорентийская республика решила воздвигнуть рядом с Баптистерием Сан Джованни новый собор. Строительство начали на месте старого собора, который назывался Санта Репарата (IV-V век) в честь святой, которую особенно почитали во Флоренции, так как в день ее памяти была одержана победа над варварами. Новый собор в 1412 году официально посвятили Богородице, и он стал называться «Santa Maria del Fiore» (Санта-Мария дель Фьоре - собор Святой Девы Марии с цветком лилии в руках). Гигантская величина и сказочная нарядность нового собора должны были стать символом могущества и богатства Флоренции. Собор стал гордостью жителей Флоренции, а строительство велось под девизом: «Воздвигнуть церковь такой по величине и великолепию, чтобы нельзя было потребовать человеческих сил и рвения ни большей по размерам, ни более прекрасной постройки» . Арнольфо ди Камбио, которому гильдия искусств поручила строительство, был главным архитектором городского Совета и к этому времени успел прославиться благодаря строительству францисканской церкви Санта Кроче (Св. Креста), а в 1298 году он же приступил к проектированию Палаццо Веккьо.

Кафедральный собор находится в самом центре Флоренции, на Соборной площади. длина собора- 153 метра ширина в трансепте - 90 метров высота сводов - 45 метров высота купола изнутри - 90 метров общая высота с крестом -114 ширина Нефов - 38 метров диаметр купола - 42 метра общая площадь - 8300 м 2

Этапы троительства собора Легат папы Бонифация VIII заложил первый камень в основание здания 9 сентября 1296 года Арнольфо ди Камбио разработал проект и начал строительство стен. После смерти Арнольфо ди Камбио в 1302 году строительство собора приостановилось на тридцать лет. В 1330 году в Санта-Репарата обрелись мощи святого Зиновия Флорентийского, что придало работам новый стимул. В 1331 году гильдия торговцев шерстью взяла под своё попечение строительство и назначила на пост главного архитектора Джотто, который вместо продолжения строительства собора начал в 1334 году строительство кампанилы (колокольни). Когда Джотто умер в 1337 году, был возведён лишь первый её ярус. В 1348 году работы были прекращены в связи с чумой. С 1349 года работы возобновились под руководством ряда архитекторов, начиная с Франческо Таленти, который закончил кампанилу и расширил площадь строительства, апсиду и трансепта.

Этапы троительства собора В 1359 году пост Таленти занял Джованни ди Лапо Гини (1360- 1369), разделивший главный неф арками на четыре квадратных участка. Другие архитекторы, участвовавшие в строительстве: Альберто Арнольди, Джованни д’Амброджо, Нери ди Фьораванте и Орканья. К 1375 году старая церковь Санта-Репарата была снесена, к 1380 году был окончен неф, а к 1418 году оставалось только закончить купол. К 1380 году стены здания были, наконец, возведены, но возникли проблемы со строительством купола. Возник перерыв в строительстве на 40 лет. Затем был построен купол Брунеллески. Собор был освящён в 1436 году, но фасад был недостроен. Великий герцог Франциск I приказал разобрать фасад и построить его заново. Лишь в XIX веке было решено достроить собор. В 1887 году появился существующий ныне фасад. Его автор - Эмилио де Фабрис

Самым удивительным элементом собора является купол, проект которого предложил Брунеллески, строился по совершенно новой и уникальной по тем временам технологии. Брунеллески предложил сделать купол двухслойным. Это первый в мире восьмиугольный купол, да еще построенный без возведения опирающихся на землю лесов. Прежде чем приступить к работе, Брунеллески начертил план купола в натуральную величину на отмели реки Арно возле города. Брунеллески не располагал никакими готовыми расчетами, ему пришлось проверят устойчивость конструкции на небольшой модели. В конце 1418 г. четыре каменщика изготовили модель в масштабе 1: 12, которая демонстрировала проект купола и инновационный способ его возведения без сплошной опалубки. Две оболочки купола связаны 24 ребрами и 6 горизонтальными кольцами. Строительство купола началось в 1420 и закончилось в 1446 году. На возведение купол ушло 4 миллиона кирпича различной формы. Фонарь на куполе был закончен Michelozzo, другом Брунеллески, в 1461; шар и крест с мощами Верроккьо в 1469. Шар подняли наверх с помощью машины, сконструированной Микеланджело.

В 2013 году сайт http: //news. discovery. com сообщил о находке модели купола собора во время строительных работ по расширению музея собора. Длина окружности модели - 9 футов (1 фут = 30, 48 см). Профессор Francesco Gurrieri предполагает, что это та самая демонстрационная модель купола, которую построил Брунеллески. Такую укладку кирпичей "ёлочкой" применяли при возведении куполов в Персии. Брунеллески был первым, кто применил ее в Европе.

Купол был мастерски расписан во второй половине 16 века художниками Джорджио Вазари и Федерико Цуккари. Картина имеет многоярусную структуру и посвящена Страшному суду. Самое нижнее кольцо отведено смертельным грехам и жителям Ада, во главе с Антихристом. Последующие кольца, уходящие ввысь к лантерне, изображают святых, старцев апокалипсиса, ангелов небесных, Богоматерь и благие деяния. Образ Сатаны является антагонистом светлой фигуры Христа.

Три огромные двери фасада изготовлены в 1899 -1903 гг. На них изображены сцены из жизни Богородицы. Мозаики в люнетах над дверями создал Niccolo Barabino: Милосердие среди основателей флорентийских благотворительных учреждений; Спас на престоле с предстоящими Богоматерью и Иоанном Предтечей; флорентийские ремесленники, купцы и гуманисты. В нишах - 12 апостолов, в центре - Богородица с младенцем.

Предусмотренный проектом Арнольфо ди Камбио, фасад так и не был выполнен до конца и в 1587 году был разрушен. Лишь в 1871 году был одобрен другой проект архитектора Эмилио де Фабриса, завершившего работы в 1887 году. А отделка фасада была завершена во многом благодаря материальным пожертвованиям российского промышленника Демидова, чей герб теперь красуется справа от главного входа. Рядом помещены гербы других дарителей.

Интерьер собора Необычным украшением собора служат часы, созданные Паоло Уччело в 1443 году. Изюминка хронометра в том, что его стрелки вращаются в обратном направлении.

Главная реликвия собора – это урна с мощами святого Зиновия Флорентийского, обнаруженная в руинах храма Санта Репарата в 14 веке.

На стенах собора изображены английский кондотьер Джон Хоквуд, итальянский наёмник Никколо да Толентино, Данте с «Божественной комедией» . В соборе установлены бюсты органиста Антонио Скварчалупи, философа Марсилио Фичино, и Брунеллески.

На левой стене находится фреска "Данте и три царства" или "Данте, освещающий Флоренцию своей поэмой" работы Domenico di Michelino Доменико ди Микелино, изображающая Данте с «Божественной комедией» в руке. За спиной поэта изображены ад, гора с чистилищем, на вершине горы - земной рай с Адамом и Евой. Справа - Флоренция. Вверху - сферы небесного рая. Фреска была написана в 1465 году к 200 -летию со дня рождения Данте.

В комплекс собора Санта-Мария-дель-Фьоре также входит баптистерий, иными словами место для крещения. Он выполнен в виде отдельного здания, стоящего неподалеку Дуомо на Соборной площади. Баптистерий носит имя Иоанна Крестителя, и является наиболее древним строением на площади. Баптистерий Сан-Джованни

Свод купола украшен византийскими мозаиками XIII -XIV веков. Мозаика изображает картину Страшного суда с фигурой Христа в центре. В баптистерии также находится гробница антипапы Иоанна XXIII.

Южные ворота Наиболее древними являются южные ворота, созданные Андреа Пизано. Работа над ними заняла 6 долгих лет, начиная с 1330 года. На золотистой бронзовой поверхности створок Пизано выгравировал сцены из жития Иоанна крестителя, снабдив их аллегорическими изображениями Добродетелей. 28 картин, сработанных не без помощи ювелирных дел мастеров, вызывают восхищение и трепет у гостей Флоренции.

Северные ворота Созданы в 1401- 1424 годах Лоренцо Гиберти, содержат 28 панелей, заключённых в рамы и выполненных в готическом стиле. Эти барельефы изображают картины из Нового Завета. Северные ворота настолько впечатлили заказчиков из гильдии торговцев, что Лоренцо Гиберти практически без проволочек приступил к работе над третьим порталом баптистерия, Восточным

Восточные ворота являются самыми известными. Они были созданы в 1425- 1452 годах Лоренцо Гиберти. Ворота разделены на 10 золочёных панелей без рам и представляют библейские истории. Это творение было высоко оценено Микеланджело (через 50 лет после создания) и названо им «Вратами рая» . В настоящее время панели «Врат рая» заменены на копии, а оригинальные панели находятся в музее Дуомо








Флоренция славится своей армией гениальных деятелей искусства: художников, архитекторов и скульпторов. Начиная с Арнольфо, Джотто, Нанни ди Банко и Уччелло, переходя к Гиберти, Донателло, Мазаччо, Боттичелли, Пьеро дела Франческа, Микеланджело и Леонардо, Флоренция всегда доминировала в мире изобразительных искусств как никто ни до, ни после нее. И в этот список не входят те, кто в других странах считался бы лучшими из лучших.


На рубеже XIV-XV столетий готика полностью господствовала в итальянском искусстве. Господствовала она и во Флоренции. Но здесь это была готика особого рода более сдержанная и строгая, во многом сохранившая связи с традициями проторенессансного искусства. Поэтому и готика могла быть использована в отдельных аспектах зачинателями нового движения Брунеллески, Донателло, Мазаччо. Но в целом они относились к ней враждебно, ощущая свою гораздо большую близость к великим мастерам Проторенессанса и к античному искусству.


«Это почти рай, писал из этого города Достоевский. Ничего представить нельзя лучше впечатления этого неба, воздуха и света... Здесь есть такое солнце и небо и такие действительно уж чудеса искусства (подчеркнуто Достоевским), неслыханного и невообразимого...»

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

Эпоха Возрождения

Возрождение, или Ренессанс – эпоха в истории культуры Европы, пришедшая на смену культуре Средних веков и предшествующая культуре нового времени. Примерные хронологические рамки эпохи: XIV–XVI века. Отличительная черта эпохи Возрождения – светский характер культуры и её интерес к человеку и его деятельности. Появляется интерес к античной культуре, происходит как бы её «возрождение» – так и появился термин.

Общая характеристика Возрождение возникло в Италии, где первые его признаки были заметны ещё в XIII и XIV веках, но оно твёрдо установилось только с 20-х годов XV века. Во Франции, Германии и других странах это движение началось значительно позже. К концу XV века оно достигло своего наивысшего расцвета.

Раннее Возрождение Период так называемого «Раннего Возрождения» охватывает собой в Италии время с 1420 по 1500 год. В течение этих восьмидесяти лет искусство все ещё находилось под влиянием недавнего прошлого, но пробует примешивать к нему элементы, заимствованные из классической древности. Художники в своих произведениях начинают пользоваться образцами античного искусства. Леонардо да Винчи. «Витрувианский человек», 1490 г.

Высокое Возрождение Второй период Возрождения – время самого пышного развития его стиля – принято называть «Высоким Возрождением», оно длится в Италии приблизительно от 1500 по 1580 год. В это время центр итальянского искусства из Флоренции перемещается в Рим, создаётся множество монументальных зданий, исполняются великолепные скульптурные произведения, пишутся фрески и картины, до сих пор считающиеся жемчужинами живописи. Сандро Боттичелли. Мадонна с гранатом, 1497 г.

Северное Возрождение Период Ренессанса на территории Нидерландов, Германии и Франции принято выделять в отдельное направление и называть «Северное Возрождение». Здесь долго сохранялись традиции и навыки готического искусства, меньшее внимание уделялось исследованиям античного наследия. Яркий пример этого периода – замок Шамбор. Замок Шамбор во Франции, 1519-1547 г.г.

Леонардо да Винчи 1452 – 1519 гг. Художник, поэт, архитектор, скульптор, музыкант, певец Увлекался науками: физикой, математикой, астрономией, философией, механикой

Изобразительное искусство Художники Возрождения начали использовать новые художественные приёмы: построение объемной композиции, использование пейзажа на заднем плане. Это позволило им сделать изображения более реалистичными и оживленными. Леонардо да Винчи. Мона Лиза. Фрагмент, 1503-1505 г.г.

Мадонна с младенцем (Мадонна Литта)

Тайная Вечеря

Микеланджело Буанаротти 1475 – 1564 гг. Флорентийский скульптор, художник Основные произведения – статуя Давида, роспись Сикстинской капеллы и др.

Статуя Давида Создана из мрамора Высота – 5,5 метров Работа продолжалась 3 года

Сотворение светил

Рафаэль Санти Итальянский художник, архитектор 1483 – 1520 гг. Знаменитые работы – Мадонны, собор Святого Петра в Риме

Сикстинская мадонна

Изобразительное искусство В творчестве Леонардо да Винчи, Рафаэля, Тициана итальянская живопись достигла своего наивысшего рассвета. Созданные ими образы воплощали человеческое достоинство, силу, мудрость, красоту. Рафаэль. Мадонна с младенцем.

Мадонна Конестабиле

Литература В литературе Возрождения наиболее полно выразилось прославление гармоничной, свободной, творческой, всесторонне развитой личности. Литература Возрождения опиралась на две традиции: народную поэзию и античную литературу, поэтому часто реальные события сочетались с фантастикой. Это нашло отражение в наиболее известном литературном произведении эпохи – романе Мигеля Сервантеса «Дон Кихот». Иллюстрация к роману «Дон Кихот»

Литература Уильям Шекспир 1564 – 1616 гг. Английский поэт, драматург, артист

Произведения Шекспира Ромео и Джульетта Отелло Гамлет Король Лир Двенадцатая ночь

Архитектура Главное, чем характеризуется эта эпоха – возвращение в архитектуре к принципам и формам античного искусства. Особенное значение в этом направлении придаётся симметрии, пропорции, геометрии и порядку составных частей. Наибольший расцвет Ренессансная архитектура пережила в Италии, оставив после себя два города-памятника: Флоренцию и Венецию. Собор Санта Мария дель Фьоре во Флоренции

Резюме Тема Возрождения богата и неисчерпаема. Эта эпоха самоутверждения человека и его безграничных возможностей. Достижения эпохи Возрождения определили развитие всей европейской цивилизации на многие годы.


Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

Урок МХК в 10 классе Подготовила учитель русского языка и литературы Желтова О. А. Эпоха Возрождения (Ренессанса)

…Настали сроки: струны вновь запели, И краски вновь зардели с полотна. Из дряхлой Византии в жизнь – весна Вошла, напомнив о любви, о теле; В своих созданьях Винчи, Рафаэли Блеск бытия исчерпали до дна. Стремились все – открыть, изобрести, Найти, создать…Царила в эти годы Надежда – вскрыть все таинства природы. И. Бунин Эпиграф

Истоки Возрождения Термин «Возрождение» (по-французски «ренессанс», по-итальянски « ринашименто »), подчеркивающий возвращение культурных идеалов античности, появился в XVI веке для определения новой культурной эпохи, сменившей Средневековье

Признаки культурного смысла Возрождения расцвет культуры; переворот в культуре; переходный культурный этап; восстановление античности

Изменения в мировоззрении Возрождение В центре интересов человек Проповедь активности Варьета (разнообразие) Авторство Линейное восприятие времени Гуманизм Средневековье В центре интересов бог Проповедь пассивности Каноничность Анонимность Цикличность восприятия Аскетизм

Что же такое гуманизм? Гуманизм – это направление в философии, науке и искусстве, в котором внимание концентрируется на качествах человека. Человек в гуманизме рассматривается как «мера всех вещей», и критерием оценки чего бы то ни было в гуманизме считается благополучие человека

Эпоха Возрождения (хронология) Конец 13 - первая половина 14 века – проторенессанс («треченто») Вторая половина 14-15 века – раннее Возрождение («кватроченто») Конец 15-первые три десятилетия 16 веков – высокое Возрождение («чинквеченто») Вторая половина 16 века – позднее Возрождение.

Проторенессанс « протос »- «первый » (конец XIII-XIV вв.) Проторенессанс подготовил наступление Ренессанса Черты нового особенно ярко проявились в творчестве Джотто ди Бондоне (1266/76 - 1337 гг.). Лучшее творение Джотто - фрески в капелле дель Арена в Падуе, посвященные жизни Христа, Марии и ее родителей Иоакима и Анны. Джотто впервые совершенно иначе истолковывает события Священного писания

Джотто «Поцелуй Иуды»

Раннее Возрождение (XV в., кватроченто) Кватроченто - это радостный, мощный взлет итальянского искусства. Обилие талантов, высокий уровень художественных произведений поражают. Искусство играло огромную роль в жизни этой эпохи. В ее начале стоят три величайших художника Флоренции: архитектор Филиппо Брунелески (1377 -1446) скульптор Донателло (1386 - 1466) живописец Мазаччо (1401 - 1428)

Брунеллески - (1377 -1446) Собор Санта-Мария дель Фьере

Браманте. Церковь Санта-Мария делла Грация

Замок Шенонсо во Франции

Интерьер замка Шенонсо

Замок Шамбор во Франции

Донателло - (1386 - 1466). Статуя Давида работы Донателло явилась первым изображением обнаженного человеческого тела в статуарной скульптуре Возрождения

Донателло

Мазаччо - (1401 -1428). Изгнание из рая

(настоящее имя Алессандро ди Мариано ди Ванни Филипепи)

Sandro_Botticelli

Портрет Симоны Веспуччи

«Поклонение волхвов»

Портрет молодого человека с печатью Козимо Медичи

«Рождение Венеры»

«Оплакивание Христа»

Портрет Джулиано Медичи

Венера и Марс

Портрет Данте


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация к уроку литературы в 11 классе "Путь духовного возрождения героя"(По книге И.А.Ильина "Путь духовного возрождения " и повести И.С.Шмелёва "Неупиваемая чаша")

Технология, применяемая на уроке, -мастерская.По сути это интегрированный урок, материал, использованный на уроке, может пригодиться при написании сочинения на ЕГЭ по русскому языку....

Урок истории средних веков в 6 классе. Культура раннего Возрождения в Италии.

Урок истории в 7 классе " Культура раннего Возрождения в Италии".План изучения темы: 1. Связь Возрождения и Античности. 2.Гуманизм Возрождения. 3 Особенности культуры раннего Возрожден...

Работа на уроке способствует раскрытию скрытого смысла романа, подводит к авторской мысли о пути героя....