Презентация «Дымковская игрушка. Презентация " Дымковская игрушка"

Разные промыслы, разные стили объединяет русская народная игрушка. В этом многообразии раскрываются богатейшие возможности народного художественно-образного мироощущения, проявляются глубинные традиционные основы народного искусства, его национальная самобытность. Оно включает в себя не только традиционное крестьянское деревенское искусство, но и творчество посадских кустарей и городских ремесленников. Произведения, созданные в различных условиях, отличаются и по своим функциям, по художественно-образному строю и по содержанию. Так, дымковская игрушка совершенно иная, не такая, как филимоновская или каргопольская. И дело не только в своеобразии формы, пластики, цветового и орнаментального строя. Отличия носят более глубокий и принципиальный характер. Они выражены в самих вещах. Глядя на дымковские игрушки, чувствуешь в них особый стиль работы. Сам процесс создания игрушек здесь сложный, упорядоченный, отработанный до совершенства. Красную жирную глину для лепки слободские мастерицы собирали весной после половодья на реке Вятке. Тут же на речной отмели заготовляли мелкий чистый сухой песок, с которым тщательно перемешивали глину. Лепка каждой игрушки это последовательный ряд общепринятых заученных приемов работы. Сначала комок глины скатывали в шарик, потом превращали в блин и ловкими движениями свертывали в нужную форму, которую собирали дальше по частям, облепливали, усложняли. Лишнее обрезали острой лучиной, своего рода стекой, а следы лепки, «примазки», сглаживали мокрой тряпкой, и тогда «игрушка будто отлита, ровная, гладкая, четкая». Еще далеко до полной ее готовности, 4 5 дней пойдет сушка, 3 4 часа обжиг в русской печи, медленное остуживание, затем «обеливание» игрушки комовым молотым, хорошо просеянным мелом, разведенным на молоке. И снова сушка игрушек, только теперь обязательно на сквозняке, чтобы молоко, скисая, образовало на поверхности игрушки пленку из казеинового клея лучшего закрепителя мела. И вот теперь «обеленные» игрушки готовы к росписи. Раскраска их тоже не простая, не в два-три цвета и не обычными красками. До десяти цветов применяли дымковские мастерицы, а краску составляли на яйце с квасом или уксусом, т. е. писали темперой. И сама роспись также многослойна, неоднотипна, имеет несколько разных орнаментально-композиционных схем. Клетка, полоска, кружки, овалы, точки ритмуются в самых разнообразных сочетаниях. На матовой белизне фона чисто, открыто звучат пятна фуксина, сурика, ультрамарина, полоски зеленого и желтого крона. В цветовое многоголосье вплетаются еще голубой, розовый, коричневый, составленные из двух красок: ультрамарина и фуксина с мелом или сурика с сажей. А поверх росписи драгоценно сияют листки-ромбики сусального золота, и игрушка становится еще более цветистой, нарядной, праздничной. Уже сам процесс создания дымковской игрушки говорит об ее особенностях. Ни в одном традиционном крестьянском промысле мы не встретимся с таким сложным и совершенным производством игрушки. Дымковские же мастера владеют многофигурной скульптурной композицией, многообразно варьируют форму и роспись, используют многоцветие, требующее развитого вкуса, точного глаза. Такой высокий профессионализм характерен для промыслов, где игрушка была основным занятием, была предметом массового ремесленного труда. Не случайно игрушки из слободы Дымково под Вяткой и из слободы Большие Гончары под Тулой так живо напоминают фарфоровые статуэтки, которые они действительно вполне могли заменять.







Узор Солнышко Рисуем узоры кистью и печаткой-тычком. Самостоятельно изготавливаем большую и маленькую печатку тычок. Для этого нужно плотно скрутить полоску бумаги, как показано на рисунке. Для каждой краски делается свой тычок. Рисуем узор "солнышко" с помощью кисти и печатки-тычка. последовательность выполнения узора показана на рисунке.
















Дымковские узоры Знакомство с дымковскими узорами продолжаем на примере росписи декоративного оперения хвоста индюка. Надо завершить роспись, используя кисть и печатку- тычок. Применяются различные приемы работы кистью: проведение волнистых линий одинаковой толщины, прикладывание кисти для изображения декоративного цветка. Обратить внимание на то, как ритм узора согласуется с округлой формой хвоста.
















Птичница и водоноска В декоративной росписи этих фигурок можно увидеть своеобразное отражение элементов народной одежды: кокошник, бусы, кофта, юбка, передник. Как и в народном костюме, все изукрашено узорами. Узоры гармонично сочетаются по цвету. В росписи фигурки крестьянки надо самостоятельно придумать узоры. Рисование узоров кистью лучше начинать с крупных элементов.












Наряд барыни - 2 Распиши наряд барыни-щеголихи. Наряд барыни поражает красивыми узорами, обилием воланов. В лепке и росписи этой фигурки народные мастера отразили своеобразие моды горожанок давно ушедших лет. Надо самостоятельно выбрать элементы декора одежды на фигурке барыни.






Лепка и роспись дымковской барыни Вылепи барыню как показано на рисунке. На рисунке изображены этапы лепки мастером дымковской игрушки. Главная особенность дымки - лепка фигурки из глины по частям. для работы понадобятся: глина (можно заменить поастилином); дощечка-подставка (деревянная, пластмассовая или из линолеума); стеки - деревянные или пластмассовые палочки с плоскими или округленными концами разной формы (см. картинку); баночка с водой; тряпочка. Вылепленная глиняная фигурка должна просохнуть, на это понадобится несколько дней. Заем можно, не обжигая в муфельной печи, расписать фигурку. Сначала покрываем ее в 2-3 слоя белой краской. Можно взять белую гуашь, но лучше воспользоваться водоэмульсионной белой краской - белый фон будет ярче, чище. По просохшему фону наносятся цветные узоры гуашью. Если фигурка была вылеплена из пластилина, то перед росписью надо поверхность обезжирить при помощи растолченного мела или зубного порошка.


Елена Дмитриева
Презентация «Дымковская игрушка»

Дымковская игрушка - один из самых старинных промыслов России, существует на Вятской земле более четырёхсот лет.

Возникновение игрушки связывают с весенним праздником Свистунья, к которому женское население слободы Дымково лепило глиняные свистульки в виде коней, баранов, козлов, уточек. Позднее, когда праздник потерял своё значение, промысел не только сохранился, но и получил дальнейшее развитие. Дымковская игрушка – это декоративная глиняная скульптура высотой до 25 сантиметров. Мастерицы лепят игрушку из красной глины , белят её мелом, разведённом на молоке, и расписывают красками. Герои дымковской игрушки : Барыни, кормилицы, кавалеры, мужики, горожанки, купчихи, офицеры, скоморохи, звери, птицы. Для росписи используют контрастные сочетания ярких цветов : красного, малинового, жёлтого, оранжевого, голубого, зеленого, синего и черного,

Публикации по теме:

Конспект НОД по изобразительной деятельности в средней группе «Дымковская игрушка» Занятие по декоративному рисованию в средней группе «Дымковские.

«Дымковская игрушка». Презентация для второй младшей группы "Дымковская игрушка" презентация для второй младшей группы подготовила Овчаренко Марина Леонтьевна На берегу реки Вятки стоит село – Дымковская.

Фотоотчет "Дымковская игрушка из глины" Задачи: -Продолжать знакомство детей с дымковской игрушкой как видом народного декоративно-прикладного.

Конспект занятия цикла «Дымковская игрушка» Конспект цикла занятий на тему: «Дымковская игрушка». Цели и задачи: 1. Продолжать знакомить с дымковской игрушкой. Учить детей передавать.

Конспект НОД «Дымковская игрушка «Лошадка» Цели: Познакомить детей с народным промыслом – дымковскими игрушками, показать яркость и красочность народной игрушки. Вызывать радость.

Конспект ООД «Дымковская игрушка» Вид «Художественное творчество» Цель: Обобщение знаний детей о дымковской игрушке. Формирование уважительного отношения к народному творчеству.

Презентация «Лэпбук (тематическая папка) «Дымковская игрушка» Лэпбук (тематическая папка) «Дымковская игрушка» выполнен в виде папки на кольцах. Дидактические и наглядные материалы выполнены в виде.






















Назад Вперёд

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.

Цель: знакомство с новым видом декоративно-прикладного искусства – дымсковской глиняной игрушкой;
развитие наблюдательности, творческих способностей, чувства цвета и пропорции, навыков кистевого письма: тычком, мазком, линией;
воспитание любви к родному народу через творчество народных умельцев.

Тип: урок – беседа с элементами театрализованной игры (настольный театр).

Оборудование: дымковские игрушки, таблицы с крупным изображением игрушек, таблица «Ритм и вариации орнамента дымки», гуашь, кисти, бумага, ножницы, музыкальное сопровождение, презентация.

Ход урока.

I. Организационный момент.
II. Подготовка к восприятию нового материала.
Какие народные промыслы вы знаете?
Что такое ярмарка?
Рассказ учителя.

Народное искусство – это духовная культура народа. Веками народ через песню, сказку, былину, танец, архитектуру, предметы быта старался в художественной форме выразить свое понимание жизни, природы, мира.
С древнейших времен и до наших дней люди стараются делать предметы быта не только удобными, но и красивыми. В народных промыслах проявился художественный талант народа. Самобытные русские изделия мастеров Хохломы, Городца, Жостово, Полхов-Майдана, Гжели ценятся не только у нас, но и за рубежом. В старину все эти предметы люди могли купить на ярмарках.

Борис Кустудиев. «Ярмарка» 1908 г.

Ярмарка – это не только торг, но и большой народный праздник, показ всего разнообразия искусства русского народа. На такие ярмарки собиралось множество людей. Народные гулянья, кукольные представления, веселые карусели, выступление песенников и танцоров сопровождали торг. Вся щедрость русской души отражена в праздновании ярмарки.

Внимание! Внимание!
Веселое гуляние!
Приходи, народ!
Разевай пошире рот,
Добрым людям здесь почет,
Всех нас ярмарка зовет.

Васнецов Аполлинарий Михайлович. Новгородский торг.

Для чего проводится современная ярмарка?

III. Изучение нового материала.
Прослушайте стихотворение и скажите, с каким видом народного промысла мы познакомимся сегодня на уроке?

Чем знаменито Дымково?
Игрушкою своей!
В ней нету цвету дымного,
Что серости серей.
В ней что-то есть от радуги,
От капелек росы,
В ней что-то есть от радости,
Гремящей, как басы!
Она глядит не прянично –
Ликующие и празднично.
В ней молодость – изюминка,
В ней удаль и размах…
Сияйте, охра с суриком,
По всей земле в домах!
Сияйте, охра с суриком,
Чтоб всем – светло, и сумрачно!
И злость, и хмурость льдинкою
Без всякого следа
Пусть под улыбкой Дымкова
Растают навсегда!
В. Фофанов.

(Ответы учащихся)

Тема сегодняшнего урока «Дымковская игрушка».
Ласково и нежно называют эту игрушку – Дымка. По месту их рождения – они из Слободы Дымково. С высоко берега реки Вятки, на котором стоит город Киров, видно слободу Дымково.

Почему же назвали Слободу Дымково, а игрушки дымковские?
Зимой, когда топятся печи и летом в пасмурные дни, слобода вся будто в дымке. Здесь в далекой старине и зародилась дымковская игрушка. Игрушки дымковских мастеров были самым ярким украшением ярмарки, на которой проходило праздничное гуляние с озорным и веселым названием Свистунья.
Об истории возникновения дымки, связанной с древним обрядом - свистопляской и праздничным гулянием расскажет (выступление подготовленного уч-ся).
Существует легенда, по которой начало празднику положило так называемое хлыновское побоище. Его подробно описали путешествовавшие в 1770 -1772 годах по разным провинциям Российского государства капитан Н. П. Рычков и сосланный в Вятку в 1811 году зять М. И. Кутузова, опальный генерал-майор Н. 3. Хитрово. По их сведениям, в XIV-XV веках под укрепленными стенами Хлынова собрались жившие в крае инородцы, чтобы взять город, основанный якобы пришельцами-новгородцами. Не надеясь только на свои силы, жители Хлынова послали за подмогой к устюжанам. Устюжане пришли ночью, но не с той стороны, с которой их ждали. Не распознав в темноте друзей, вятчане перебили многих и только утром увидали свою ошибку: «Своя своих не познаша». В память погибших на месте побоища поставили часовню, а в ней деревянный крест, и с тех пор ежегодно устраивали здесь панихиду - поминовение невинно убиенных, после чего начинался праздник Свистопляски, в ритуал которого входило катанье глиняных шаров с высокого берега Вятки вниз по Раздерихинскому спуску, кулачные бои, свист, песни и пляски. Ставились балаганы с обилием разных сладостей и обязательно продажей глиняных игрушек и свистулек.
На ярмарке всегда можно было услышать прибаутки, считалки, стихотворения:

А на ярмарке товары –
Расписные самовары
Продаются рамки, склянки
И картины и баранки.

Покупают люди сушки
И на дивную игрушку
Смотрят долго, не спеша,
До чего же хороша!

Ярмарка удалая,
Ярмарка расписная.
Честной народ собирайся
И душою разгуляйся.

А знаете ли вы как называют мастера, который работает с глиной?

Гончар – это мастер, который изготавливает игрушки, посуду из глины.

Давайте рассмотрим дымковские игрушки.

Характерные отличительные особенности Дымковской игрушки.

Игрушки белоснежные. Перед тем как расписать, их белили мелом, разведенным в молоке.
Узор состоит с геометрических элементов: кружки, овалы, кольца, полоски, клетки, линии.
Для росписи игрушек используют цвета: желтый, синий, красный, зеленый, черный, (белый фон).
В современной игрушке присутствуют: оранжевый, коричневый, розовый голубой.
Ритм и вариации орнамента дымки.

Кроме кисточки для росписи применяют печатку – тычок для рисования маленьких кружочков и точек.

Чтобы сделать тычок нужно свернуть полоску бумаги в трубочку.
Запомни.
Узор наносить нужно сразу кистью, без предварительного рисунка карандашом. Рисование узоров начинай с крупных элементов.

IV. Закрепление нового материала.
Почему назвали Слободу Дымково?
Как называют мастера, который работает с глиной?
Назовите отличительные особенности дымковской игрушки?
В каких элементах росписи применяется тычок?
Игра. Найди наряд для дымковской «Барышни».

Физкультминутка.

V. Постановка художественной задачи.
(Класс разделен на творческие группы, каждая группа выполняет определенное задание).
Расписать трафареты дымковских игрушек, предметов быта, растений, архитектурных сооружений (все в стиле дымковской росписи).
(Задание выполняется под народную музыку).

VI. Анализ работ. Итог урока.
Домашнее задание. Каждой группе необходимо придумать рассказ о ярмарке и на следующем уроке обыграть в настольном театре, используя расписанные трафареты.

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

Дымковская игрушка

Есть одна удивительная профессия, которой люди посвящают всю свою жизнь, - это игрушечных дел мастера, или просто игрушечники.

Среди русских глиняных игрушек самые знаменитые, пожалуй, дымковские. Это - один из русских народных глиняных художественных промыслов, которому уже более 400 лет.

Дымковская игрушка - яркая, веселая, с характером.

Где делают дымковские игрушки? С высокого берега реки Вятки видна заречная слобода Дымково, близ города Вятки (сейчас территория города Кирова). Зимой, когда топились печи, летом, когда туман, вся слобода - будто в дымке. Поэтому и название такое. Здесь в далёкую старину и зародился промысел дымковской игрушки.

Город Киров Киров (Хлынов, Вятка) - крупный город в России, административный центр Кировской области. Город расположен на реке Вятке, в 896 км от Москвы.

Памятник Дымковской игрушке р.Вятка, вид с Малой горы Вид на город Музей дымковской игрушки

Вятка славилась в старину своими базарами, праздниками-ярмарками, которые назывались «свистопляской». Развлечением праздника были глиняные игрушки-свистульки.

Имели эти свистульки различные формы животных – оленя, медведя, барана, козла и т.д., которые были просты в исполнении и призваны выполнять не декоративную, а магическую функцию.

После того как праздник потерял свое магическое значение глиняные свистульки стали делаться белее вычурнее и декоративнее. Вместе с тотемными животными уже появились свистульки в виде женщин нарядно одетых, с птицами, с младенцами на руках, корзинами с пирогами, с коромыслами…

А чуть позже игрушка стала выполнятся по городским сюжетам – это горожане, дамы-модницы, офицеры, купчихи, скоморохи.

Хотя дымковские игрушки и разнообразны по своей форме, но они всегда узнаваемы благодаря своему простому орнаменту и неповторимой нарядной раскраске. Как правило, белый фон раскрашен веселыми голубыми, синими, зелеными, малиновыми цветами. Количество цветов на одной игрушке не может быть больше десяти.

Не сложный орнамент в виде полосок, ромбиков, клеток, кругов в себе несет некую информацию – синяя волнистая полоса означает воду, круг с серединкой-звездочкой – солнце, перекрещенные полоски – сруб колодца.

Техника лепки дымковской игрушки очень проста и нет серийного производства на этот промысел, поскольку это истинная ручная работа. Лепятся различные фигурки по частям, которые соединяются жидкой глиной. Швы сглаживают мокрой тряпкой. Игрушку просушивают и обжигают.

Раньше игрушки обжигали в настоящей русской печи, теперь обжигаются в муфельных печах.

Обожженная дымковская игрушка имеет красно-коричневый, обыкновенный для глины цвет. Для побелки используется смесь мела и молока, в которую окунают дымковскую игрушку. При этом поверхность покрывается плотным белым слоем. Для раскрашивания использовали сухие краски, растертые на яйце. Сейчас используется гуашь, разведенная на яйце.

Дымковские игрушки

Сегодня дымковскую игрушку может попробовать изготовить любой взрослый и ребёнок, даже не имеющий специального образования. Нужна только глина, кисточка, краски и ваша фантазия.

Мастер-класс. Изготовление дымковского петушка Элементы, из которых делается все: шарик, колбаска, капелька. Какой не должна быть глина: слишком сухая, слишком жидкая.

Лепка петушка Изготовление туловища: шарик превращается в лепешечку; из лепешки формируется чашка, края чашки смыкаются, и вылепливается «пельмешка», полая внутри.

Лепка ножки Из шарика лепится капелька, нижний край капельки (ножки) для устойчивости делается вогнутым; верхняя часть ножки приготавливается как ложемент под туловище, края ложемента заостряются.

Соединение ножки с туловищем Прежде чем соединить части, место стыка размачивается водой с помощью кисти и наносятся царапки (чтобы лучше размокло). Туловище соединяется с ножкой и вращательными движениями притирается. Заостренная часть ножки примазывается к туловищу так, чтобы не было видно место их соединения.

Шейка и головка Шейка лепится аналогично ножке, только заостренный ложемент делается и внизу, и вверху. Нижней частью шейка примазывается к туловищу, а верхней – к головке. Изготовление головки: головка – это шарик, диаметр которого немного меньше диаметра грудки.

Изготовление хвоста Из шарика вылепливается лепешечка, в нижней части хвоста выщипывается выемка по форме совпадающая с задней частью туловища. Место соединения хвоста и туловища заостряется.

Хвост примазывается к туловищу. Важно чтобы при взгляде спереди хвост и голова были симметричны.

Изготовление крылышек Вылепливаются из 2-х одинаковых капель. Капельки расплющиваются в листики, заостряются и примазываются к туловищу.

Клюв Клюв – это заостренная капелька. Примазывается к середине лицевой части головы.

Декорирование Украшение головы может быть просто шариком или лепешечкой, напоминающей беретку. Она может походить на петушиный гребень. Одним словом, все, что подскажет фантазия.

Грудка и шейка украшается бородкой, которую можно вылепить из капелек или из рюшек. Крылья и хвост тоже могут быть украшены капельками и рюшками.

Лепка рюшки На жесткой поверхности раскатывается тонкая длинная колбаска. Она накрывается влажной тряпочкой. Разглаживающими движениями колбаску следует превратить в ленточку толщиной около 2 мм. Ленточка извлекается из тряпочки. Из нее формируется рюшка.


Учитель: Сегодня, ребята, мы поговорим об игрушках. Но не об обычных, а о народных игрушках. Издавна славится наша родина своими мастерами, своими делами. Где бы мы ни были - везде встретим чудо-мастеров, умеющих превращать природные материалы в удивительные творения. Места, где живут эти мастера, называют центрами народных промыслов. Их много.

Вот и Дымковская слобода (сейчас заречная часть г. Кирова), что на реке Вятке, славится своими мастерами, своими дымковскими игрушками.

(Учитель показывает дымковские игрушки)

Чем знаменито Дымково?
Игрушкою своей.
В ней нету цвета дымного,
А есть любовь людей.

В ней что-то есть от радуги,
От капелек росы.
В ней что-то есть от радости,
Гремящей, как басы.

(В.Фофанов)

Ласково и нежно называют в народе эту игрушку – дымка. Откуда же такое удивительное название?

Оказывается, глиняные игрушки делали зимой и ранней весной, когда шла длительная подготовка к весенней ярмарке ""Свистунья"". Чтобы обжечь игрушки, печи топили до поздней ночи, и вся слобода была в дыму, в дымке. От этого и возникло название Дымково, а игрушки стали называть дымковскими. Что же это за игрушки? Давайте посмотрим.

(Учитель демонстрирует игрушки, слайды, презентации и др. Обращает внимание на особенности дымковской игрушки)

Часть исследователей связывает изготовление этой игрушки с весенней ярмаркой «свистуньей» или «свистопляской», некогда проходившей на горе Раздерихе (близ Вятки). Пробуждение природы, прилет птиц, надежды на будущий урожай (а закупка зерна именно и происходила на этой ярмарке) - все это витало в воздухе и рождало веселое настроение, радостное ожидание, а вместе с тем и веселые игрушки, какой была дымковская игрушка. Первоначально дымковская игрушка была свистулькой, на которой можно было воспроизвести несложную мелодию или наигрыш. Позже свистульки постепенно уступили место простой, но очень яркой игрушке, изготовляемой на продажу. И здесь происходит как бы изменение ее значения: из обыкновенной игрушки-свистульки она превращается в произведение искусства, дошедшее к нам из «старины глубокой».

– Дымковская барыня очень нарядна. На голове непременно – кудри, шляпки, кокошники. На плечах – пелерина, пышные рукава. По низу юбки или передника – оборки. В руках - сумочка, зонтик, собачка, коромысло и т. д. По белому фону мастерицы щедро «разбрасывали» круги, клетки, крупные и мелкие горошины.

Посмотри, как хороша
Эта девица-душа
Щечки алые горят,
Удивительный наряд.

(Народное творчество)

Дымковские кавалеры, генералы осанисты, с чувством собственного достоинства. Чаще изображаются верхом или в паре с барыней.

С лентами да бантами,
Да под ручку с франтами
Мы гуляем парами,
Проплываем павами.

(П. Синявский)

– Особой выдумкой отличаются игрушки, изображающие животных и птиц. Дымковские кони с пышной гривой и хвостом.

Кони глиняные мчатся
На подставках, что есть сил.
И за хвост не удержаться,
Если гриву упустил.

(Народное творчество)

Народная фантазия, любовь к красочности проявляется и в образе обычного петушка. Он кажется экзотическим, со своим пышным хвостом и красным гребнем, похожим на причудливый цветок. Дымковский петушок полон достоинства и боевого задора. На его груди всегда сияет круг -символ солнца.

(Народное творчество)

И по сей день дымковская игрушка продолжает радовать нас своей яркостью, красочностью, праздничностью. Промысел дымковской игрушки сохраняется благодаря дымковским мастерицам из города Кирова.

Мы игрушки знатные,
Складные да ладные,
Мы повсюду славимся,
Мы и вам понравимся!

(П. Синявский)

(Конец показа слайдов, презентаций)

Вопрос: Что общего у всех этих игрушек?

Ответ: Веселые, праздничные, нарядные.

Вопрос: Нравятся ли вам эти игрушки? Какая больше всего? Почему?

Вопрос: Как можно расписать игрушки, какие элементы лучше отобрать?

Ответ: Кружки, полоски, волны, кольца, точки, ромбы и др.

Вопрос: Какие цвета любят мастера Дымково?

Ответ: Яркие нарядные: красный, синий, малиновый, желтый, оранжевый, зеленый.

Учитель предлагает детям стать настоящими народными мастерами и расписать модели дымковской игрушки. Обращает внимание на основные этапы росписи (от крупных деталей к мелким).

В процессе самостоятельной работы учитель предоставляет детям полную творческую свободу, оказывая индивидуальную помощь. Можно включить негромкую народную музыку. В конце урока устраивается выставка. Ребята устанавливают свои игрушки на специальную подставку и вместе с учителем выбирают лучшие работы. Учитель не забывает похвалить каждого ученика, отметить в игрушке то, что лучше всего удалось.