Презентации на тему память человека, скачать для классного часа. Презентация по психологии на тему "память как психический познавательный процесс" Презентация по теме память виды определение структура

– ОТРАЖЕНИЕ МОЗГОМ ОКРУЖАЮЩЕЙ ДЕЙСТВИТЕЛЬНОСТИ, В КОТОРОЙ ЗАКЛЮЧАЕТСЯ СОХРАНЕНИЕ, ВОСПРОИЗВЕДЕНИИ ИНФОРМАЦИИ Мгновенная Кратковрем енная Долговремен ная Оперативна я Генетическ ая Двигательн ая Зрительная Эмоциональ ная Слуховая Осязательн ая, обонятельн ая, вкусовая память связана с удержанием точной и полной картины только что воспринятого органами чувств, без какой бы то ни было переработки полученной информации. память представляет собой способ хранения информации в течение короткого промежутка времени. называют память, рассчитанную на хранение информации в течение определенного, заранее заданного срока, в диапазоне от нескольких секунд до нескольких дней. - это память, способная хранить информацию в течение практически неограниченного срока. память можно определить как такую, в которой информация хранится в генотипе, передается и воспроизводится по наследству. память связана с сохранением и воспроизведением зрительных образов. - это хорошее запоминание и точное воспроизведение разнообразных звуков, например музыкальных, речевых. память представляет собой запоминание и сохранение, а при необходимости и воспроизведение с достаточной точностью многообразных сложных движений. память -- это память на переживания. Она участвует в работе всех видов памяти, но особенно проявляется в человеческих отношениях. и другие виды памяти особой роли в жизни человека не играют, и их возможности по сравнению со зрительной, слуховой, двигательной и эмоциональной памятью ограничены. Их роль в основном сводится к удовлетворению биологических потребностей или потребностей, связанных с безопасностью и самосохранением организма. Чтобы совершенствовать и развивать память, вы можете использовать следующие приемы: Повторение заученного. Руководитель должен периодически освежать в памяти все запомненное (перечитывать, продумывать, перелистывать и т. д.). Целенаправленные упражнения. Путем специальных упражнений можно развить все виды памяти. Здесь можно предложить: заучивание цифрового материала, заучивание текстов прозы и стихов, запоминание образов. Тренировка наблюдательности. Чтобы запомнить виденное, надо развивать наблюдательность. Наблюдательность способствует улучшению непроизвольного запоминания. Для этой цели можно рекомендовать регулярные упражнения по обдумыванию того, что имело место за день, неделю, месяц и т. д. Гигиена памяти. Память является важнейшей функцией интеллекта. Можно вполне уверенно сказать: есть память есть человек, нет памяти - нет человека. Поэтому каждый человек должен соблюдать гигиену памяти.

Около 1,5 кг материи, астрономическое число нейронов, миллиарды соединений… Двигаем ли мы мизинцем, решаем ли сложное уравнение или вспоминаем наши самые счастливые дни – всеми этими действиями управляет наш мозг, главный орган центральной нервной системы. Но как связаны между собой мозг и память? Разумеется, память имеет прямое отношение к мозгу и вовлекается практически в любую деятельность. Память является неотъемлемой частью нашего самосознания, нашего интеллекта, нашей эмоциональности.


Вопреки распространенному мнению память не локализируется в каком-то определенном участке мозга. Когда та или иная информация закладывается в память, происходит одновременная активация большого числа нейронных соединений, так что в создании воспоминаний участвует очень большая часть головного мозга. Поэтому неправильно говорить о существовании центра памяти. Закрепление информации в памяти и ее воспроизведение зависят от работы различных запоминающих систем мозга и его отделов, отвечающих за восприятие сигналов(звуковых, зрительных и т.д.)


Кратковременная, или оперативная, память задействует нейронные системы коры больших полушарий (4) (главным образом ее лобные доли (1) и кортикоталамические связи). Кратковременная, или оперативная, память задействует нейронные системы коры больших полушарий (4) (главным образом ее лобные доли (1) и кортикоталамические связи). Семантическая память задействует кору больших полушарий мозга (4). Семантическая память задействует кору больших полушарий мозга (4). Двигательная памят ь задействует некоторые подкорковые структуры, такие как мозжечок (6) и зубчатые ядра(5). Двигательная памят ь задействует некоторые подкорковые структуры, такие как мозжечок (6) и зубчатые ядра(5). Эпизодическая память задействует лобные зоны коры больших полушарий (1), а также гиппокамп (3) и таламус (2) – структуры, относящиеся к лимбической системе. Эпизодическая память задействует лобные зоны коры больших полушарий (1), а также гиппокамп (3) и таламус (2) – структуры, относящиеся к лимбической системе.



Зрительные сигналы воспринимаются сетчаткой глаза и преобразуются в серию нервных импульсов. За тысячные доли секунды эти импульсы достигают центрального отдела зрительного анализатора - первичной проекционной зоны, расположенной в затылочной области коры больших полушарий. Полученная информация обрабатывается по отдельности согласно различным категориям (форма, цвет, движение). Затем информация временно поступает в гиппокамп, где при участии различных отделов коры больших полушарий сопоставляется с уже имеющимися в памяти сведениями. Наконец, эта информация забывается или фиксируется в памяти. Ее эмоциональная окраска влияет на то, как она отложится у нас в памяти. Зрительная память


Амнестический синдром - неспособность за­ поминать текущие события, из-за чего всякое обучение новому становится невозможным. Умственные способности при этом сохраняются, за исключением способности усваивать новую информацию и приобретать новые сенсорно- двигательные навыки. Причиной патологий могут стать сосудистые нарушения, болезнь Альцгеймера, травмы мозга или остановка сердца. Ретроградная амнезия - неспособность вспомнить события, произошедшие до начала болезни. При этом из памяти могут выпасть периоды времени от считанных дней до нескольких лет. В большинстве случаев эти вос­ поминания не стираются бесследно, но доступ к ним затруднен. При антероградной амнезии утрачиваются воспоминания о событиях в период после начала болезни, хотя то, что было раньше, человек помнит хорошо. Могут быть следствием электрического шока или мозговых травм; иногда проявляются при синдроме Корсакова и болезни Альцгеймера.


Антероретроградная или тотальная, амнезия сочетает в себе неспособность запоминать новую информацию и утрату воспоминаний обо всех знаниях, приобретенных до начала болезни. Причиной может стать обширное повреждение коры головного мозга; болезнь Альцгеймера. Гипермнезии характеризуются способностью запоминать большое количество однотипной информации (например, длинных списков имен, больших чисел и т. д.). Могут быть постоянными или кратковременными и не имеют отношения к уровню интеллекта. Могут возникать во время эпилептических припадков или в момент сильных эмоциональных переживаний. Парамнезии - искажения памяти: у человека возникает ощущение «дежавю», то есть уже однажды виденного или пережитого, или, напротив, появляется чувство нереальности всего происходящего. При экмнезиях стирается грань между прошлым и настоящим, и человек переживает события из прошлого так, как если бы они происходили в настоящем. Такие искажения памяти наблюдаются при болезни Альцгеймера.


Болезнь Альцгеймера - самое распространенное заболевание центральной нервной системы. Оно характеризуется прогрессирующим необратимым снижением интеллекта. У пациента постепенно развивается деменция, или слабоумие. В некоторых отделах мозга, начиная с гиппокампа, происходит массовая гибель нейронов, что сопровождается снижением в мозге уровня ацетилхолина - нейромедиатора, участвующего в процессах запоминания. Существуют лекарства, позволяющие затормозить эти процессы, однако они дают эффект, только если их назначают на ранней стадии развития болезни. Болезнь Альцгеймера


Атеросклероз - распространенное заболевание, которое поражает кровеносные сосуды, питающие сердце, почки, конечности и головной мозг. При атеросклерозе на внутренней стенке сосудов наслаиваются жировые отложения, из-за чего просвет сосудов сужается, что приводит к ухудшению кровоснабжения головного мозга. Стенка сосуда, пораженного склеротическими наслоениями, теряет эластичность, что может стать причиной ее разрыва и кровоизлияния в мозг (инсульта). Симптомы инсульта зависят от того, насколько обширна пораженная зона мозга и где она расположена. Атеросклероз


Болезнь Паркинсона связана с гибелью нейронов подкорковых нервных центров, отвечающих за выработку нейромедиатора дофамина и регуляцию движений. Именно из-за снижения этого вещества у страдающих болезнью Паркинсона появляется дрожание конечностей, скованность (ригидность) и замедленность движений, нарушение равновесия и походки, тормозится умственная деятельность. Информация запечатлевается в памяти больного хорошо, но процесс припоминания затруднен или замедлен. Современное лечение болезни Паркинсона строится на применении лекарственных препаратов, которые возмещают недостаток дофамина и тем самым нивелируют последствия гибели. Болезнь Паркинсона


Синдром Корсакова наблюдается у людей, злоупотребляющих спиртным, и у хронических алкоголиков. Обычно он развивается после 55 лет и проявляется антероградной амнезией, потерей ориентации и конфабуляциях - ложных воспоминаниях. Иногда развитию болезни предшествует ретроградный пробел в памяти. Болезнь сопровождается спутанностью мыслей, потерей равновесия при ходьбе, параличом глазодвигательных мышц. Иногда ее единственным признаком на первых стадиях является поражение периферических нервов, а рассудочная деятельность не нарушается. Причина этого вида амнезии - недостаток тиамина (витамина B1), связанный с тем, что алкоголь препятствует усвоению этого витамина. Синдром Корсакова


Хотя люди, подолгу пребывающие в депрессии, не страдают специфическими тяжелыми нарушениями памяти, они все же с некоторым трудом припоминают недавние события. Недостаток мотивации и энергии, связанный с депрессивным состоянием, снижает способность таких людей фиксировать информацию. Если информация неверно закодирована, ее потом трудно извлечь из памяти. Таким образом, депрессия приводит к общему ослаблению умственной деятельности. Депрессия


Тем не менее влияние депрессии на память существенно отличается от таких патологий, как болезнь Альцгеймера. Депрессия проявляется в снижении уровня мотивации, которое сказывается на способности больного концентрировать внимание, когда как болезнь Альцгеймера обусловливает патологию памяти, что ведет к нарушению процессов кодировки, хранения и повторного вызова информации из памяти. Когда депрессия проходит, к человеку возвращаются интеллектуальные способности.


Каждый орган чувств приспособлен к восприятию определенных факторов внешней среды. Поступающая от них информация анализируется и обрабатывается специализированными отделами головного мозга (в частности, корой больших полушарий). Такую информацию называют экстерорецептивной, поскольку она поступает к нам из окружающего мира. Но мы можем также воспринимать информацию, поступающую к нам изнутри, например болевые ощущения или чувство удовольствия. Такая информация носит название интерорецептивной.


Эффективность восприятия информации зависит прежде всего, от совершенства работы наших органов чувств. Причины многих трудностей в запоминании станут понятны, если мы обратим внимание на то, что происходит еще на входе в «черный ящик» нашей памяти, то есть на качество вводимой в него сенсорной информации. Нельзя восстановить в памяти то, что не удалось как следует разглядеть или расслышать. Поэтому вместо того, чтобы ругать память, лучше заняться тренировкой сенсорного аппарата.


Информация, воспринимаемая нашими органами чувств, немедленно переводится на «язык мозга», то есть кодируется. При кодировании вновь поступившая информация сравнивается с уже накопленной. Она соотносится с кодом, который может представлять собой запах, образ, мелодию, слово – иначе говоря, любой указатель или «метку», по которой эту информацию можно отыскать в памяти и вызвать повторно.




Если мы хотим запомнить какую-либо информацию надолго, то должны приложить к этому дополнительные усилия. Для эффективного запоминания недостаточно лишь правильно организовывать информацию. Ее нужно повторить 4-5 раз в течение суток и время от времени к ней возвращаться. Закрепление памяти






Изучая возможности кратковременной памяти, американский исследователь Джордж Миллер в 1956 году столкнулся с проблемой определения ее емкости. Емкость памяти означает меру, которую она способно вместить за ограниченный промежуток времени максимум за 3 минуты. Он доказал, что человеческая память, как правило, не может запомнить и повторить более 7 ± 2 элементов. Джордж Миллер назвал это число «магическим» по аналогии со многими другими символическими для нас семерками, такими, как семь дней недели, семь чудес света, ритуальный семисвечник и т.д.


Сохранять готовность к восприятию. Развивайте наблюдательность и поддерживайте гибкость ума, воспринимайте все новое. Если необходимо запомнить важную информацию, постарайтесь избавиться на этот момент от посторонних забот, чтобы как можно лучше сосредоточиться. Сохранять любознательность и интерес к жизни. Познание мира не имеет ограничений по возрасту. Найдите для себя то, что поддержит вашу любознательность в тонусе. Строить планы и добиваться их реализации. Любая цель способствует движению вперед и стимулирует созидательную деятельность. Она придает жизни смысл, даже если наши планы со временем меняются. Цель – «двигатель» внимания. Строя и воплощая планы, мы реализуем нашу связь с внешним миром. Развивать социальные связи. Хобби и увлечения способствует общению и являются отличным способом установления новых социальных связей, которые стимулируют внимание и память. Делиться информацией означает хотеть передать знания другому. Этому предшествует умственная подготовка, стимулирующая внимание и память. Золотые правила активного внимания


Таким образом, память обеспечивает целостность и развитие личности человека, занимает центральное положение в системе познавательной деятельности, является важнейшим процессом, позволяющим человеку сохранить накопленный им жизненный опыт и использовать его в дальнейшем, позволяет ему ориентироваться в окружающем мире, не потеряться в громадном потоке информации. Знания личности об окружающей среде, о других людях, о себе самой являются важнейшим условием для понимания человеком своего места в предметном и социальном мире, определяют возможность развития и реализации личности. Получается, что именно память отвечает за то, чтобы пронести через годы представление человека о себе как об уникальном я, сохранить идентификацию с самим собой и на этой базе строить свои личностные отношения с людьми. Лишившись памяти, человек утрачивает собственное " я ", перестает существовать. ЗАКЛЮЧЕНИЕ

ПАМЯТЬ Подготовила: учитель математики МКОУ «Троицкая СОШ» Игуменова И.С.

Память - это психическое свойство человека, способность к накоплению, (запоминанию) хранению, и воспроизведению опыта и информации. Это способность вспоминать отдельные переживания из прошлого, осознавая не только само переживание, а его место в истории нашей жизни, его размещение во времени и пространстве.

Проявляется в запоминании, сохранении и воспроизведении зрительных, слуховых и двигательных образов. Это может быть зрительное представление объектов наблюдения, собеседника, участка местности, здания, а также движения, процесса общения и т. д. В состав наглядно-образной памяти входят слуховые представления. Они проявляются в том, что человек как бы слышит голос интересующего лица, звук и шум мотора нужной ему автомашины, гул соответствующего участка города. Наглядно-образная память имеет большое значение в рабочей, учебной и творческой деятельности человека
Наглядно-образная память

Выражается в запоминании и воспроизведении мыслей. Этот вид памяти тесно связан с речью. Например, объект наблюдения можно не только запечатлеть в наглядном образе, но и запомнить его характерологическую сущность. Такое запоминание возможно лишь в словесной форме.
Словесно-логическая память

Зависит от сочетаний кинестетических ощущений, от возбуждения и торможения соответствующих проводящих путей и нервных клеток. Возникнув, двигательный образ оказывает влияние на группу мышц, работа которых связана с этим образом.
Двигательная память

Это память на эмоциональные состояния, имеющие место в прошлом. Так, в памяти могут всплыть приятные воспоминания о хорошо выполненном действии, и от этого оно отчетливо, в деталях, прочно запечатляется в нервной системе человека. И наоборот, неприятные воспоминания постепенно вытесняют подробности неуверенно выполненного действия. Яркие эмоциональные переживания быстро запоминаются и легко воспроизводятся. В этом одна из причин того, что интересный материал лучше удерживается в памяти, чем неинтересный, так как интерес всегда имеет более или менее выраженную эмоциональную окрашенность.
Эмоциональная память

Кратковременная память - сохранение информации в течение короткого промежутка времени: в среднем около 20 с. Этот вид запоминания может происходить после однократного или очень краткого восприятия. Эта память работает без сознательного усилия для запоминания.
Различают также долговременную и кратковременную (оперативную) память.

Долговременная память служит для запоминания информации надолго. Все, что удерживается на протяжении более нескольких минут, находится в системе долговременной памяти. Весь приобретенный жизненный опыт составляет ее часть. Важнейшим процессом здесь выступает запоминание.

Известные в психологии приемы запоминания делятся на логические (смысловые) и механические.

Логическое запоминание направлено на смысл запоминаемой информации. При этом предлагается усиленная работа мышления. Механическое запоминание связано с формой воспринимаемой информации: слова, звуки, образы. Смысловое содержание воспринимаемого материала в процессе запоминания хотя полностью и не теряет своего значения, но как бы отходит на второй план. Это заучивание текста стихотворения, движений, номеров телефонов. В практической деятельности нередко трудно провести грань между логическим и механическим запоминанием. Это хорошо видно на самом распространенном приеме запоминания - повторении.

Повторение - самый распространенный метод запоминания. Здесь нужно знать следующие правила: 1) большой по объему материал нужно делить на части соответственно его смысловому значению и заучивать по частям, после чего повторять в целом;

2) число повторений должно быть больше того, что оказалось достаточным для первого полного воспроизведения заучиваемого материала;
3) повторение информации должно начинаться не позднее, чем через час после запоминания (наблюдения и специальные исследования показывают, что через час в памяти человека остается не менее 50% запомненного, а через день эта цифра доходит до 30-35%).

Тренировка памяти
Эффективность запоминания вычисляется по формуле: Число правильно воспроизведенных слов делим на 20 и умножаем на 100, получаем % эффективного запоминания.
1. Украинец 2. Экономка3. Каша 4. Татуировка 5. Нейрон 6. Любовь 7. Ножницы 8. Совесть9. Словарь10. Глина 11. Масло 12. Бумага 13.Сладости 14. Логика 15. Социализм 16. Глагол 17. Прорыв 18. Дезертир 19. Свеча 20. Вишня
Ниже приведены 20 названий (каждое под соответствующим порядковым номером), которые следует запомнить. Для запоминания дается 40 секунд. Вы должны написать все 20 слов с их номерами так, как вы их запомнили. Ответ считается правильным, если одновременно с названием указывается и его порядковый номер.

Описание презентации по отдельным слайдам:

1 слайд

Описание слайда:

Что такое память? Выполнила: Валиуллина Айша Руководитель: Гуськова Елена Анатольевна

2 слайд

Описание слайда:

Цель работы: Выяснить что такое память, возможности человеческой памяти, изучение памяти у ребят 3 «В» класса. Задачи: Изучить особенности и виды памяти; Определить виды памяти у учащихся; Провести диагностику по изучению памяти у учащихся 3 «В» класса; Проанализировать, оценить и сравнить память учащихся; Изучить способы развития памяти; Разработать рекомендации с упражнениями для учащихся. Гипотеза: Допустим, что память у всех ребят одинаковая.

3 слайд

Описание слайда:

ПЛАН 1. Память. Какова ее роль в нашей жизни? 2. Органы чувств и виды памяти. 3. В чем особенность памяти человека. 4. Возможности человеческой памяти. Некоторые законы памяти. 5. Отрицательные факторы влияющие на память. 6. Проведение диагностики и подведение итогов. 7. Вывод.

4 слайд

Описание слайда:

Память. Какова ее роль в нашей жизни? Память – это способность человека сохранять свои знания и опыт и использовать в своей жизни. Память связана с мозгом человека. Мозг получает различную информацию, перерабатывает её и сохраняет. Если бы у нас не было памяти, проснувшись, мы бы не поняли, куда и зачем нам надо идти, и что там делать. Мы не помнили бы себя, свое имя, адрес. Забыли бы родной язык и не смогли сказать ни слова. Чувствовали голод и жажду, но не помнили, где взять еду и воду.

5 слайд

Описание слайда:

Человек начинает запоминать уже в утробе матери. По мнению ученых, память у человеческого плода начинает работать уже в 20 недель.

6 слайд

Описание слайда:

Органы чувств и виды памяти Мы получаем информацию благодаря разным органам чувств: зрению, слуху, обонянию, осязанию и вкусу. В зависимости от того, какую информацию мы запоминаем, можно выделить: память на движения (двигательная), память на эмоции, чувства, переживания (эмоциональная), на образы (образная), память на расположение предметов в пространстве, лица, числа и т.д. Соответственно выделяют: зрительную слуховую обонятельную осязательную вкусовую

7 слайд

Описание слайда:

Особенность памяти человека У всех живых существ есть память. Примитивные формы памяти есть даже у насекомых. Человеческая память более многогранна. Только человеку свойственна память на слова (словесная память). Люди давно осознали, что память – это мощное средство. Мы знаем ряд исторических личностей, которые прославились и достигли успеха благодаря своей незаурядной памяти. Например, по свидетельству современников, полководцы Юлий Цезарь и Александр Македонский знали в лицо и по имени всех своих солдат. А это около 30 тысяч человек! Философ Сенека был способен повторить 2 тысячи не связанных между собой слов, услышанных лишь один раз. 150 повторений, чтобы червяк «запомнил» по какому пути двигаться безопасно Александр Македонский Юлий Цезарь Философ Сенека

8 слайд

Описание слайда:

РЕКОРДЫ ПАМЯТИ. Южноафриканский политический деятель Ян Христиан Смэтс в преклонном возрасте выучил наизусть 5000 книг, а бирманец Виситтабм Вумса в 1974 прочел наизусть 6000 страниц буддийских канонических текстов. Мехмед Али Халиси из Анкары 14 октября 1967 года прочел на память 6666 стихов Корана за шесть часов. Валерий Лавриненко запоминает 100 знаков за две с половиной минуты, а 200 - за три, делая при этом максимум две-три ошибки. Он воспроизводит числа в любом порядке и опишет внешность людей, предложивших эти числа. Особенно полезна память на телефонные номера. Китаец Гу Ян Линь в свои 26 лет помнит 15 тысяч телефонных номеров Харбина. Паула Прентис, оператор справочной службы на Тасмании, помнит 128603 номера телефонов абонентов, их имена, адреса, названия учреждений. Самвел Гарибян безошибочно воспроизводит 1000 продиктованных ему слов, произвольно выбранных из десяти языков. Американка Барбара Мур исполнила на пианино по памяти 1852 песни. "Концерт" ее продолжался с 25 октября по 13 ноября 1988 года!

9 слайд

Описание слайда:

Но далеко не все талантливые и успешные люди обладали феноменальной памятью. Человек давно изобрел ряд приемов, которые могут помогать нашей памяти. Если хотим что-то выучить, повторение материала – одно из важных условий запоминания. Но утомительное «зазубривание» материала может быть не всегда полезно. Повторения должны быть распределены во времени. Возможности человеческой памяти. Некоторые законы памяти Если информации, которую надо запомнить много, ее надо структурировать. Например, чтобы лучше запомнить и пересказать текст мы можем сделать следующее: - выделить основные мысли, - составить план рассказа - использовать иллюстрации, которые ассоциируются с содержанием текста.

10 слайд

Описание слайда:

Примером мнемотехники может служить известное выражение: «Каждый охотник желает знать, где сидит фазан». Оно помогает нам запомнить порядок цветов в радуге. Легко запоминающееся зарифмованное грамматическое правило: «Жи -, ши- пиши с буквой «и» - еще один пример мнемонического приема. Мнемозина –Богиня памяти В греческой мифологии была богиня – Мнемозина, жена Зевса, мать девяти муз. Греки почитали её, поэтому и искусство запоминания назвали её именем. Мнемотехника уходит своими корнями в глубокую древность, насчитывает как минимум 2 000 лет. Искусство запоминания назвали мнемотехника (или мнемоника) – это искусство запоминания, означает совокупность приемов и способов, облегчающих запоминание и увеличивающих объем памяти путем образования искусственных ассоциаций (связей).

11 слайд

Описание слайда:

Одним из эффективных приемов запоминания является обычная «шпаргалка». Когда мы ее готовим, мы лучше запоминаем. Например, «шпаргалки» со списком продуктов мы готовим, когда идем в магазин. Возможности человеческой памяти. Некоторые законы памяти Есть несколько законов памяти. Например: - редкие и странные явления запоминаются лучше; - лучше запоминается начало и конец книги, рассказа, фильма и проч.; - лучше запоминаются неоконченные действия, дела и события, чем завершённые.

12 слайд

Описание слайда:

Возможности человеческой памяти. Некоторые законы памяти Несколько советов как «помочь» своей памяти при подготовке школьных заданий: - Не перегружайте внимание во время занятий большим количеством предметов на столе - Разбивайте работу на «блоки»: 20-30 минут занятий одним предметом, затем короткий отдых - Если чувствуете, что устали от одного занятия, переключитесь на другой. - Не нагружайте только один вид памяти: старайтесь во время занятий и говорить, и писать - Концентрируйте внимание на основном занятии, не отвлекайтесь на телевизор и компьютер.

13 слайд

Описание слайда:

Отрицательные факторы, влияющие на память: Отрицательное психологическое состояние (волнение, стресс и т.д.); Химические вещества; Медицинские препараты Курение; Алкоголь.

14 слайд

Описание слайда:

У вас хорошая память? (тест) О пожилых людях говорят, что из-за усиливающегося склероза они становятся рассеянными и забывчивыми. В действительности же забывчивость не является «привилегией» только пожилых. Увы, «дырявая» память может быть у людей разных возрастов. А какая у вас память? Чтобы получить ответ на этот вопрос, воспользуйтесь следующим тестом.

15 слайд

Описание слайда:

В течение 1 минуты - положите перед собой часы - прочтите 25 слов, закройте текст и за 5 минут запишите в любом порядке все слова, которые вам удалось запомнить. Подсчитайте число написанных слов и оцените каждое написанное слово в 1 балл. По сумме баллов определите, к какой категории вы можете себя отнести. Корова, мама, слон, лом, картошка, женщина, заяц, ложка, полы, лампочка, радио, фильм, букет, трава, самолет, аромат, сердце, месяц, автомобиль, поезд, вертолет, Карпаты, сено, перевал, столетие.

16 слайд

Описание слайда:

РЕЗУЛЬТАТЫ ТЕСТА 6 баллов и меньше. Ваша память (в первую очередь зрительная) не в лучшем состояний. Но это вовсе не безнадежно - займитесь регулярными упражнениями по тренировке памяти, например чтением книг, запоминанием текстов и т. д. Помогает и счет в уме. Употребляйте витамины. При случае посоветуйтесь с врачом или психологом об индивидуальных методах профилактики забывчивости. 7-12 баллов. Память у вас не так уж плоха, но вы, видимо, не умеете сосредоточиться, а это всегда мешает запоминанию. 13-17 баллов. Результаты ваши вполне приличны, и вы можете рассчитывать, что в большинстве случаев память вас не подведет. 18-21 балл. Отличный результат, который доказывает, что у вас незаурядная память. Вы можете заставить себя сосредоточиться, следовательно, обладаете достаточной волей. За память свою не беспокойтесь. Свыше 22 баллов. У вас прекрасная, если не сказать, феноменальная, память!

Слайд

Подводя итог своей работы, я могу сказать, что цели и задачи, поставленные мной в начале работы, я считаю достигнутыми. Приведенные выше факты и диагностика, говорят о том, что память у людей различна. Обработка данных показывает, что у одних преимущественно преобладает слуховая память, у других зрительная. Но есть и такие, у которых хорошо развиты сочетания всех видов памяти. В результате проведенных мной опытов я получила статистические данные о развитости слуховой и зрительной памяти у одноклассников, узнала, какой материал запоминается ими лучше и что для них более интересно. Надо помнить, что наша память во многом зависит от нас. Память можно улучшить с помощью специальных упражнений, улучшить память можно благодаря постоянному заучиванию стихотворений. Активное развитие памяти происходит в результате чтения, письменной речи, выступления, чтения монолога вслух и тогда не будет необходимости носить с собой записные книжки. Научись говорить себе «да» и это будет решением проблемы.

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

Методические разработки к проведению урока по психологии с учащимися по теме: Память Педагог-психолог Хоменко Нина Борисовна МАОУ СОШ «Эврика-Развитие» имени М.В.Нагибина Г. Ростов-на-Дону

Что такое память? Память есть у всех живых существ. У животных есть генетическая память (хранится в генотипе и передается по наследству) и механическая (основанная на повторении действий) Память - это сложный процесс запоминания, воспроизведения и хранения информации, который продолжается в течение всей жизни человека.

Память относится к познавательным процессам. Накопление впечатлений об окружающем мире Сохранение опыта Использование жизненного опыта Хранение знаний и навыков Память - это проявление высшей нервной деятельности человека.

Любая простая или сложная деятельность (чтение, письмо или осмысливание собственного поведения) основана на том, что образ воспринятого сохраняется в памяти. Память - основа нашего сознания

Кратковременной Долговременной Оперативной Память бывает:

Например, нужно не забыть сказать другу, чтобы он взял на улицу мяч, не забыть купить хлеб в магазине и т. п. Но вот день прошел, и многие подробности, связанные с ним, отходят на задний план. В этом случае информация хранилась недолго: секунды, минуты или несколько часов. Кратковременная память

Существует определенный запас слов, сведений, понятий, образов, которые хранятся в памяти, как в арсенале, всю жизнь. Это собственное имя, образы папы и мамы, родной язык, черты и особенности того места, где человек родился и т. д. Долговременная память

Типы памяти произвольная непроизвольная

Примером произвольного запоминания может служить заучивание стихотворения наизусть. Тогда человеку необходимо поставить цель (выучить стихотворение) и приложить волевые усилия для его заучивания.

Когда же, наоборот, цель не ставится, и волевые усилия не прилагаются, но человек помнит какое-либо действие или событие, то это и есть непроизвольное запоминание. Например, просматривая какой-либо фильм, мы не ставим перед собой цели запомнить что-либо, но спустя какое-то время можем вспомнить многие сцены этого фильма.

Обеспечивает запоминание и воспроизведение информации, необходимой для осуществления человеком конкретной операции в текущей деятельности. После решения конкретной задачи информация может исчезнуть из оперативной памяти.

Эмоциональная Образная Моторная Логическая Эйдетическая Виды памяти

Запоминание, сохранение и воспроизведение различных движений. Эти движения запрограммированы - ходьба, подъем по ступенькам, плаванье и т.д. Моторная память помогает нам воспроизводить привычные действия. Моторная память

Эмоциональная память Эта память связана с переживаниями. Эмоциональная память самая прочная.

Простые события, оставившие у человека сильное впечатление, запоминаются СРАЗУ,ПРОЧНО, НАДОЛГО. Более сложные, но менее интересные события, человек может переживать десятки раз, но в памяти они не остаются. Закон забывания (Немецкий психолог Г.Эббингауз) Закон мотивированного забывания (З.Фрейд) Человек имеет склонность забывать психологически неприятное

Образная память зрительной осязательной обонятельной вкусовой слуховой Информация запоминается в виде образов. Память может быть:

Логическая память Сложно запомнить какой-либо материал без понимания, без логического восприятия. Логическая память - результат тех интеллектуальных возможностей, которые есть у человека.

Особый вид памяти, проявляющийся далеко не у всех людей. Наличие эйдетической памяти установлено у некоторых выдающихся художников, музыкантов. Художник Виктор Васнецов Эйдетическая память

ОЬЪЕМ (возможности запоминания и сохранения информации) БЫСТРОТА ЗАПОМИНАНИЯ (скорость произвольного запоминания) ГОТОВНОСТЬ К ВОСПРОИЗВЕДЕНИЮ (использование в практической деятельности имеющуюся информацию) ТОЧНОСТЬ (точно сохранять, точно воспроизводить запечатленную в памяти информацию) ДЛИТЕЛЬНОСТЬ СОХРАНЕНИЯ (удерживание определенное время необходимой информации) свойства памяти

У женщин гораздо хуже развита зрительно-пространственная память. Поэтому не исключено, что девочки могут иметь затруднения при изучении таких предметов, как геометрия или физика, где требуется установление соотношений. Особенности памяти у женщин

У мужчин, например, лучше развита произвольная память и хуже непроизвольная. Особенности памяти у мужчин

Интересы и склонности (информация, связанная с интересами запоминается лучше) Отношение личности к той или иной деятельности Эмоционального настроя Волевых усилий И многих других факторов ЗАВИСИМОСТЬ ПАМЯТИ ОТ ИНДИВИДУАЛЬНЫХ ОСОБЕННОСТЕЙ ЛИЧНОСТИ

группы людей с разными особенностями памяти БЫСТРО ЗАПОМИНАЮТ ДЛИТЕЛЬНО ХРАНЯТ ХОРОШО ВОСПРОИЗВОДЯТ НЕТ ПРОБЛЕМ С ЗАУЧИВАНИЕМ МАТЕРИАЛА

группы людей с разными особенностями памяти МЕДЛЕННО ЗАПОМИНАЮТ ДЛИТЕЛЬНО ХРАНЯТ ЗАУЧИВАТЬ МАТЕРИАЛ ПУТЕМ АКТИВНЫХ ПОВТОРЕНИЙ; Применять различные мнемические приемы; Слушать,записывать, использовать Наглядный материал

группы людей с разными особенностями памяти БЫСТРО ЗАПОМИНАЮТ БЫСТРО ЗАБЫВАЮТ Установка на длительное запоминание Привычка самостоятельно повторять Пройденный материал Через определенное время

группы людей с разными особенностями памяти МЕДЛЕННО ЗАПОМИНАЮТ БЫСТРО ЗАБЫВАЮТ УЧИТЬСЯ ПРИЕМАМ РАЦИОНАЛЬНОГО ЗАУЧИВАНИЯ

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ