План-конспект урока на тему «Сущность предпринимательства и его виды. Закрепление по вопросам

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ

РЕСПУБЛИКИ КРЫМ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «БЕЛОГОРСКИЙ ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ ТЕХНИКУМ»

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА

УРОКА

«ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ»

по предмету «ОСНОВЫ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ»

Разработала преподаватель экономики и географии

Белогорского технологического техникума

Николаева Н.В.

Белогорск, 2015

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Предпринимательство постепенно становится природной составляющей экономики, что свидетельствует о ее продвижении к рыночным формам и методам хозяйствования. Для многих граждан России предпринимательство стало основным видом работы или формой вторичной занятости. Особенно тяготеют к занятиям предпринимательской деятельностью молодое поколение России.

Успех в осуществлении предпринимательской деятельности зависит от многих факторов. Одним из обязательных условий достижения высокой результативности практически в любой предпринимательской деятельности является получение минимально необходимых знаний, представлений о формах, принципах и сфере предпринимательской деятельности. То есть предпринимательству необходимо учиться.

Сегодня в России есть немало молодых людей, которые считают, что стать предпринимателем можно без специальных знаний, специальной подготовки. Это ложное представление. Экономические знания необходимы всем – тем, кто имеет собственный бизнес, и тем, кто нанимается на работу, тем, кто продает, и тем, кто покупает.

Урок «Понятие предпринимательства» насыщен новой информацией, которая требует активности со стороны обучающихся. Схемы, таблицы, электронная презентация, беседа и работа с опорным конспектом помогут лучше усвоить тему. В ходе уроков необходимо:

    выяснить сущность и связь между понятиями «предприятие», «предпринимательство»;

    научить называть и раскрывать свойства предпринимательства;

    показать важность развития предпринимательства.

После изучения темы обучающийся должен знать:

    основные виды предпринимательской деятельности;

    свойства предпринимательства;

    цель деятельности предпринимателя;

    качества и черты предпринимателя.

Внедрение инновационных технологий при проведении урока «Понятие предпринимательства» поможет достигнуть следующих ЦЕЛЕЙ:

    Применение метода презентаций при проведении уроков разных типов для лучшего восприятия, запоминания и закрепления обучающимися темы;

    Активное участие обучающихся в создании проектов, умение конструировать, моделировать и проектировать;

    Развитие навыков работы с информационно-компьютерными технологиями;

    Развитие навыков работы в группах;

    Закрепление навыков работы с источниками информации, инструментами и технологиями метода проектов, в том числе компьютерной грамотности;

    Помощь в осуществлении сознательного выбора в пользу определенного вида предпринимательской деятельности

Образовательные ресурсы:

1. Бревнов А.А. Основы экономической теории. Учебное пособие. – Харьков: «Одиссей», 2006.

УРОК

Тема: ПОНЯТИЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА

Цели:

Учебная:

раскрыть суть предпринимательства, охарактеризовать его признаки; показать виды,

функции и организационно-правовые формы предпринимательства;

показать важность развития предпринимательства; разобраться в понятии

«предприниматель», опираясь на характерные для него черты и качества;

Развивающая:

развивать экономическое мышление, умение ориентироваться в сфере

экономических профессий; стимулировать развитие умений учащихся

аргументировать свой ответ;

Воспитательная:

воспитание дисциплинированности и самостоятельности в процессе усвоения и

применения знаний, ответственности за результаты учебного труда; воспитывать

культуру общения; готовить к выбору будущей профессии.

Материально-техническое обеспечение: раздаточный материал (опорные конспекты), ноутбук, мультимедийный проектор, ручки, мел, доска

Тип урока: урок усвоения новых знаний

Методы обучения: объяснительно-иллюстративный, частично-поисковый

Формы обучения: индивидуальная, фронтальная

Интеграция с другими предметами: Экономика предприятий, Основы правовых знаний, Менеджмент и маркетинг, История

Структура урока:

    Организационный момент.

    Актуализация знаний

    Изучение нового материала

    Первичное осмысление и закрепление

    Итоги урока. Рефлексия

    Домашнее задание.

ХОД УРОКА

I . ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ Слайд 1 – 3

II . АКТУАЛИЗАЦИЯ ЗНАНИЙ

Начать разговор с учащимися об известных им понятиях «производство», «экономические ресурсы» («факторы производства»), используя связку вопросов:

Что такое экономика?

    Для чего существует производство?

    Какие факторы производства вы знаете?

    Что такое предприимчивость?

III . ИЗУЧЕНИЕ НОВОГО МАТЕРИАЛА

Переход к рыночным отношениям ставит перед нашим обществом множество сложных заданий, среди которых важное место занимает развитие предпринимательства.

Слайд 4 – 5

Для развития предпринимательства необходимы такие условия:

Частная собственность, появление которой обеспечивает приватизация;

Надежность соглашений, обеспеченная юридической системой;

Эффективное налогообложение, право распоряжаться прибылью;

Конкурентная среда и рыночное ценообразование;

Свободный выход на рынок;

Соответствующая инфраструктура (связующие звенья между предприятием и рынком, источниками сырья);

Государственная поддержка предпринимательства, борьба с криминалом в бизнесе.

Слайд 6

Предпринимательство (предпринимательская деятельность) это инициативная самостоятельная деятельность граждан, а также их объединений, которая осуществляется на собственный риск и под собственную имущественную ответственность и направлена на получение прибыли.

Под словом «предпринимательство» понимают производство продукта (полезной вещи) или услуги (нематериального продукта). Часто предпринимательскую деятельность называют бизнесом, хотя это не тождественные понятия. (Бизнес – дело приносящее выгоду).

Слайд 7.

Важнейшим признаком предпринимательства является самостоятельность и независимость хозяйствующих субъектов . В основе их поведения лежат внутренние побуждения.

В тесном единстве с самостоятельностью находится принцип личной экономической

заинтересованности . Собственная выгода является движущим фактором предпринимательской деятельности, но хозяйствующий субъект, преследуя свои собственные интересы, работает и на общественные интересы. Обладая самостоятельностью, предприниматель берёт на себя личную ответственность за результаты деятельности.

Предпринимательство немыслимо без новаторства, творческого поиска .

Характерным признаком предпринимательских экономических отношений является

хозяйственный риск . Риск постоянно сопутствует бизнесу. Риск формирует особый способ мышления и поведения, психологию предпринимателя.

Предпринимательская деятельность представляет собой совокупность последовательно осуществляемых сделок , каждая из которых ограничена сравнительно непродолжительным, чётко очерченным временным интервалом. При этом под сделкой понимается основанное на письменном договоре или устном соглашении взаимодействие двух или нескольких хозяйствующих субъектов в интересах получения взаимной выгоды.

Слайд 8.

Сущность предпринимательства раскрывается через его основные функции :

1) творческая (инновационная) генерирование и реализация новой коммерческой идеи, осуществление технико-экономических, научных разработок, проектов, связанных с хозяйственным риском.

2) организационная регистрация предприятия, организация производства, сбыта, рекламы, осуществление контроля и т.д.;

3) ресурсная мобилизация материальных, финансовых, информационных, трудовых и других ресурсов;

4) стимулирующая (мотивационная) формирование мотивационного механизма эффективного полезного труда.

Предпринимательская деятельность – разнообразна, как разнообразны человеческие потребности. Все многочисленные проявления предпринимательской деятельности можно разделить на пять основных ее вида : производственное предпринимательство; коммерческое предпринимательство; финансовое предпринимательство; посредническое и страховое предпринимательство. Слайд 9 – 15.

    Производственное – создание материального продукта для удовлетворения потребностей общества.

    Коммерческое – осуществление товарно-денежных и торгово-обменных операций, цель которых – доведение продукта от производителя к потребителю.

    Финансовое – деятельность в сфере денежно-кредитных отношений, купля-продажа денег, валюты, ценных бумаг.

    Посредническое – предоставление разного рода посреднических услуг (информационных, консультативных, маркетинговых и т.д.), как на рынке ресурсов, так и на рынке конечных товаров и услуг.

    Страховое – формирование денежных фондов и их использование для возмещения убытков при оказании помощи гражданам и фирмам.

Общеизвестны три основные организационно-правовые формы предпринимательства (Слайд 16) :

1. Индивидуальное предпринимательство – самостоятельное ведение дел, основанное на собственности предпринимателя.

2. Товарищество (общество) – договорное объединение капиталов двух или более отдельных лиц при условии распределения риска, прибыли и убытков на основе равенства; совместного контроля за результатами бизнеса и управления им.

3. Акционерное общество – независимое юридическое лицо, предприятие, основанное на акционерной собственности.

Итак, мы подошли к рассмотрению вопроса, кто же такой предприниматель? Слайд 17.

Термин «предприниматель» внедрил английский экономист Ричард Кантильон в 17 веке. Он понимал предпринимателя как человека, который берет на себя риск, связанный с организацией нового предприятия.

Согласно статье 34 Конституции Российской Федерации, за каждым гражданином России закре­плено право на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности.

Заниматься предпринимательской деятельностью гражданин может с момента приобретения полной дееспособности, то есть с 18 лет. Исключение – несовершеннолетние в возрасте 16 лет, которые приобретают полную дееспособность с момента вступления в брак (ст. 13 Семейного кодекса РФ), работают по трудовому договору, в том числе по контракту.

Для этого необходимо приобрести официальный статус предпринимательской деятельности. Слайд 18.

Предприниматель – это человек, осуществляющий самостоятельную, систематическую, инициативную, рисковую деятельность, направленную на производство товаров и предоставление услуг с целью получения прибыли или личного дохода и предусматривающий осуществление нововведений.

Характер предпринимательской деятельности выдвигает определенные требования к личности предпринимателя. Поэтому он должен иметь не только желание или наклонности к предпринимательству, а и определенные качества, и черты характера. Наиболее важные среди них (Слайд 19) :

Качества и черты предпринимателя:

Организационно-хозяйственное новаторство;

Имущественная ответственность;

Надежность;

Готовность к риску;

Инициативность;

Целенаправленность;

Высокая информированность;

Постоянная наблюдательность;

Способность к убеждению;

Честность;

Решительность.

Таким образом, некоторые самые важные характерные черты предпринимателя являются результатом обучения и опыта, а другие – продуктом развития природных данных человека. Существует три типа предпринимателей (Слайд 20) :

    предприниматель-собственник;

    предприниматель-арендатор;

    предприниматель-менеджер.

В России тоже есть достаточно успешные предприниматели, которые имеют предпринимательские способности, и, благодаря этим способностям, имеют успех в бизнесе (Слайд 21) .

IV . ПЕРВИЧНОЕ ОСМЫСЛЕНИЕ И ЗАКРЕПЛЕНИЕ

Тестирование (Слайды 22 - 33)

I уровень

1. Главным условием развития предпринимательства является:

а) разнообразие существующих форм собственности;

б) свобода частной собственности;

в) наличие людей, способных заниматься предпринимательством.

2. Какую хозяйственную деятельность называют предпринимательской?

а) самостоятельную; б) целенаправленную;

в) систематическую.

3. Какое определение наиболее полно раскрывает сущность предпринимателя?

а) собственник; б) хозяин; в) деловой человек.

4. Какой вид деятельности охарактеризован в данном определении «деятельность по производству продукции и предоставлению услуг»?

а) предпринимательская деятельность;

б) производственная деятельность;

в) коммерческая деятельность;

5. Объект предпринимательской деятельности – это…

а) производство; б) юридическое или физическое лицо;

в) наиболее эффективная комбинация факторов производства для увеличения прибыли.

6. Какая из перечисленных организационных единиц является формой предпринимательства?

а) фирма; б) бизнес; в) партнерство.

II уровень

7. Кто первым внедрил в обращение термин «предприниматель»?

8. Генерирование и реализация новой коммерческой идеи – это … функция предпринимательства.

9. Найдите соответствие терминов и их определений:

III уровень

10. Необходимо вставить пропущенные слова.

Кредо предпринимательской деятельности - __________________________, поскольку предприниматель всегда действует на свой ______ и ______ и на него ложатся все последствия и ____________________ деятельности – как прибыль, так и _______________.

При этом предприниматель не обязательно ___________________, в первую очередь – это____________________________.

Он может использовать как свои средства, так и средства, взятые в ___________ или _________________.

СЛОВА ДЛЯ СПРАВОК:

    арендованные,

    коммерческий успех,

    страх,

    убытки,

    риск,

    собственник,

    долг,

    организатор производства,

    результаты.

ОТВЕТЫ: 1 – б; 2 – а; 3 – в; 4 – б; 5 – в; 6 – в;

7 – Кантильон; 8 – творческая функция;

9: А – 3; Б – 5; В – 1; Г – 2;

10: 2, 3, 5, 9, 4, 6, 8, 7, 1.

V . ИТОГИ УРОКА. РЕФЛЕКСИЯ

Оценка выставляется с учетом степени активности на уроке, качества выполнения заданий.

Давайте подведём итог сегодняшнего урока (рефлексия).

Чему должны были вы научиться на этом уроке?

Как вы считаете, пригодятся ли знания, полученные на этом уроке в дальнейшей учебе, жизни?

«Заниматься бизнесом – то же самое, что ехать на велосипеде: либо вы движетесь, либо падаете».

Я благодарю вас за урок. Желаю вам в будущем хороших, интересных проектов, и новых знаний.

Слайд 35.

VI . ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ

    Конспект.

    Подготовьте доклады о разных видах предпринимательской деятельности, которые развиты в вашем городе или районе.

ПРИЛОЖЕНИЯ

ЛИСТ РЕФЛЕКСИИ

Ф. И. студента ___________________________________________________

Что нового Вы узнали_________________________________________________

____________________________________________________________________

Требовалась ли вам помощь:

а) учителя

б) соседа по парте?

Олигархи России

(данные 2014 г.)

Алишер Усманов

18,6

17,6

17,2

16,6

15,6

15,3

13,6

12,6

11,4

11,3

Так выглядит следующая десятка:

Михаил Прохоров

10,9

10,5

10,3

АФК Система

инвестор

8,2

Главстрой

Технологическая карта урока

2. Нуреев Р.М. Курс микроэкономики. Учебник для вузов. – Москва: издательство НОРМА, 2004.

3. Курс экономики / Под ред. Б.А. Райзберга. – Москва: ИНФРА-М, 2000.

5. Наглядный справочник: Довгань Г.Д. Основы экономики (10 – 11) класс. – Киев – Харьков: VECTA, 2006.

6. Презентация «Понятие предпринимательства»

План урока

1. Понятие предпринимательства и условия его развития.

2. Признаки и функции предпринимательства.

3. Виды и организационно-правовые формы предпринимательства.

4. Предприниматель и его качества и типы.

Цель урока

Формировать представления о том, чем предпринимательская деятельность отличается от других форм хозяйствования

Формы и методы обучения

Методы: частично-поисковый

Формы: индивидуальная, фронтальная

Основные понятия и термины

Предпринимательство, бизнес, индивидуальное предпринимательство, акционерное общество, предприниматель

Планируемые образовательные результаты

Объем освоения и уровень владения компетенциями

Приобретенная компетентность

Научатся: раскрывать суть предпринимательства, охарактеризовать его признаки; показывать виды, функции и организационно-правовые формы предпринимательства; показывать важность развития предпринимательства; разбираться в понятии «предприниматель», опираясь на характерные для него черты и качества.

Получат возможность научится: ориентироваться на понимание причин успеха в учебе; формулировать собственную точку зрения; осуществлять поиск нужной информации, выделять главное.

Ценностно-смысловая компетенция

Умеют: определять понятия, вступать в речевое общение, общаться с опорными конспектами.

ОРГАНИЗАЦИОННАЯ СТРУКТУРА УРОКА

Этапы урока

Время (мин)

Обучающие и развивающие компоненты

Деятельность учителя

Деятель-ность учащихся

Формы органи-зации совзаимо-действия на уроке

Универсальные учебные действия (УУД)

Формы контроля

I. Организа -ционный момент

Подготовка группы к работе

Знакомит с темой, целями и планом урока

Записывают тему в опорный конспект

Фронталь-ная

Личностные:

Регулятивные: принимают учебную задачу

Записи в тетради

II. Актуализация знаний

Беседа по теме

Организует диалог с учащимися по вопросам: Что такое экономи-ка? Для чего существует производство?

Какие факторы производства вы знаете? Что та-кое предприим-чивость?

Отвечают на вопросы

Фронталь-ная

Познавательные: общеучебные – строят осознанные высказывания в устной форме, формулируют ответы на вопросы учителя; логические – выдвигают предположения и их обосновывают

Устные ответы

III . Изучение нового материала

1. Презентация «Понятие предпринимательства»

2. Работа с опорными конспектами

1. Показ и комментарии слайдов презентации.

2. Поясняет, как работать с опорными тетрадями, осуществляет контроль;

3. Побуждает к высказыванию своего мнения

1. Просматри-вают презентацию.

2. Работают с опорными конспектами.

3. Высказы-вают свое мнение

1. Индиви-дуальная

2. Индиви-дуальная

3. Индиви-дуальная, фронталь-ная

Познавательные: общеучебные – умеют структурировать знания; дополняют и расширяют имеющиеся знания; строят осознанные высказывания, формулируют ответы; осу-ществляют поиск информа-ции (по воспроизведению в памяти).

Регулятивные: учитывают выделенные учителем ориентиры действия, принимают и сохраняют учебную задачу.

Личностные: понимают значение знаний для человека и принимают его

Коммуникативные: принимают другое мнение и позицию, допускают существование различных точек зрения

1. Записи в тетради

2. Записи в опорных конспектах

3. Устные ответы.

IV . Первичное осмысление и закрепление

Задания в опорных конспектах и на доске

Поясняет задания в опорных конспектах и на доске

Выполняют задания в опорных конспектах.

Один учащийся выполняет задания на доске

Индивидуальная

Познавательные: общеучебные – формулируют ответы; осуществляют поиск информации.

Личностные: проявляют интерес к новому учебному предмету

Задания в опорных конспектах

V . Итоги урока. Рефлексия

Обобщение полученных на уроке знаний

Выставляет оценки с учетом степени актив-ности на уроке, качества выпол-нения заданий.

Рефлексия: Чему должны были вы научиться на этом уроке?

Как вы считаете, пригодятся ли знания, полу-ченные на этом уроке в дальнейшей учебе, жизни?

1. Отвечают на вопросы.

2. Определя-ют свое эмо-циональное состояние на уроке

Фронталь-ная

Личностные: понимают значение знаний для чело-века и принимают его, развивают способность к самооценке.

Регулятивные: определя-ют уровень усвоения изучаемого материала

VI . Домашнее задание

1. Учить конспекты

2. Подготовить доклады о разных видах предпринимательской деятельности, которые развиты в вашем городе или районе.

Объясняет домашнее задание

Записывают домашнее задание

Индивиду-альная

(Урок в 8 классе по курсу «Обществознание», учебник А. И. Кравченко)

Цель: создать представление о том, кто такой предприниматель, о роли предпринимательства в экономике, его функция и формах, способствовать формированию умений работать с учебником, с документом, анализировать, обобщать материал, использовать его для выработки новых идей, научить правилам поведения в экономической сфере.

Характеристика основных видов деятельности ученика

Предметные результаты:

1)формулировать определение понятий «предпринимательство», «предприниматель»;

2)характеризовать качества, которыми должен обладать предприниматель;

3)называть функции предпринимателя, виды предпринимательства;

4)указывать отличия предпринимателя от менеджера и изобретателя;

5) формулировать собственное определение понятия «риск», приводить примеры предпринимательских рисков.

Метапредметные результаты:

1) используя исторические факты, а так же информацию из различных источников (СМИ, интернет), приводить конкретные примеры предпринимательской деятельности, рассказывать о российских предпринимателях.

Личностные результаты:

1)обосновывать собственное мнение, может ли любой человек стать предпринимателем;

2) оценивать свои предпринимательские способности;

3) иллюстрировать конкретными примерами проявления предпринимательской этики;

4)участвовать в групповой работе по выработке предпринимательского нововведения.

Основные понятия:

  • предпринимательство;
  • предприниматель;
  • функции предпринимателя;
  • формы предпринимательства;
  • предпринимательская идея, предпринимательское нововведение;
  • принципы предпринимательства

План урока

а) Предприниматель. Качества предпринимателя.

б) Функции предпринимателя.

в) Формы предпринимательства.

г) Предпринимательский риск.

д) Предпринимательское нововведение.

е) Этика предпринимателя.

Тип урока - комбинированный.

Оборудование:

  • Учебник «Обществознание» 8 кл. под ред. А.И. Кравченко, параграф 13.
  • Рабочая тетрадь по обществознанию к учебнику А.И Кравченко «Обществознание» 8 класс, параграф 13.
  • Презентация «Предпринимательство в истории».
  • Материалы для проведения игры «Заработать на жизнь».
  • Сообщение ученика о бегуницком предпринимателе Х.Л. Сугяне и его бизнесе «Хлебная усадьба».

Ход урока

1.Организационный момент.

Приветствие учащихся. Проверка готовности к уроку.

2. Постановка учебной задачи.

Беседа с классом.

Учитель: Назовите основные факторы производства. (Ответ: природные ресурсы, трудовые ресурсы, капитальные ресурсы, предпринимательство).

Что является платой за использование ресурсов? (Ответ: рента, зарплата, процент, прибыль).

Сегодня мы познакомимся с четвертым фактором производства — предпринимательством. Учащиеся записывают тему урока в тетради и вместе с учителем формулируют учебную задачу: выяснить, кто такой предприниматель, каковы его качества, в каких формах существует предпринимательство, каким образом регулируется деятельность предпринимателя, каждый ли может быть предпринимателем?

Вниманию учащихся предлагается РР презентация (подготовлена учащимися), в которой рассказывается о предпринимателях России и западных стран (Б.Франклин, братья Макдональды, С.Морозов, С. Мамонтов, П.Третьяков, Елисеевы, Рябушинские).

Учитель: Кто такой предприниматель? Ученики предлагают свои определения. Для одних это человек, открывающий собственное дело, для других - спекулянт, рискующий своими и чужими деньгами. Для третьих — это управляющий, координирующий дело.

Учащиеся сопоставляют свои ответы с учебником и записывают определение в тетрадь: «Предприниматель - человек, придумавший новое дело, удовлетворяющее какую- то потребность и приносящее прибыль»

Вопрос: Какими качествами обладает предприниматель?

Ученики отмечают такие качества как инициативность, умение решать встающие проблемы, свобода в выборе целей и методов, самостоятельность в принятии решений, легкую адаптацию к ситуации, умение принять ответственность на себя, способность к установлению деловых связей, проведению переговоров, планированию, организации и оказанию личного влияния. Предприниматели — это люди, живущие по принципу «можешь — сделай». Психологи утверждают, что они обладают чувством внутреннего контроля. Они готовы взять на себя ответственность за допущенные ошибки, равно как и вознаграждение за достигнутые успехи. Они никогда не относятся к неудаче как к финалу, но лишь как к пережитому опыту.

Работа в парах. Учащимся предлагается подумать над вопросами:

1 вопрос: «Как соотносится понятие «предприниматель» и «изобретатель»? Можно ли сказать, что это одно и то же? Учащиеся должны отметить, что изобретатель придумывает, создает нечто новое, но часто не может реализовать продукт, а предприниматель продвигает товары и услуги, доводит их до покупателя, потребителя.

2 вопрос: «Как соотносится понятие « предприниматель» и «менеджер»? Учащиеся с помощью учебника (С.86-87) отмечают, что в мелком бизнесе это практически одно лицо, а в среднем и крупном бизнесе, как правило, разные, т. к. предприниматель - собственник компании, а менеджер - наемный управляющий, специалист по управлению.

Вопрос: А что такое предпринимательство?

Учащиеся предлагают свои версии.

Запись в тетради. Предпринимательство — это самостоятельная инициативная экономическая деятельность, направленная на получение прибыли. (Учебник, с.85)

Вопрос: Что такое прибыль? Как ее получить?

Запись в тетради: «Прибыль - обобщающий показатель финансовых результатов хозяйственной деятельности, одна из экономических категорий; представляет собой излишек выручки от продажи товара над затратами на их производство и реализацию».

Для лучшего понимания роли предпринимателя учащимся предлагается принять участие в игре «Заработать на жизнь».

1.Класс делится на две группы: представителей фирм (предпринимателей) и потребителей. Представители фирм получают по10 фишек по 1000 рублей и значки «Предприниматель», а потребители по 15 потребительских карточек, независимо от типа (15 карточек на природные ресурсы или 10 на людские и 5 на капитальные и т. п.), важно только, чтобы общее количество распределенных карточек разного типа было приблизительно равным.

2.Положить на одну из парт лист с надписью «Фабрика». Здесь будет осуществляться обмен потребительских карточек на карточки с надписью «Эконо». Эти карточки будут обозначать произведенные товары и услуги. Учитель занимает это место на время игры.

3.Предупредить учащихся, что когда треть или четверть участников продаст все свои карточки, через 5 минут игра будет закончена. Во время игры потребители продают свои карточки ресурсов за деньги и используют деньги для покупки «Эконо», предприниматели расплачиваются деньгами за ресурсы и получает их за «Эконо». Сделка заключается на основе свободных рыночных цен.

4.После окончания игры участники подсчитывают количество карточек (потребители - «Эконо», а производители - деньги). Выяснить, кто из предпринимателей оказались банкротами (накопили меньше 10000 рублей). Объяснить, что они понесли убытки. Отметить производителей и потребителей, добившихся наилучших результатов.

Игра поможет понять, что предприниматели объединяют разные виды ресурсов, чтобы произвести товар, полезный для потребителей, реализовать его и получить прибыль.

2.Функции предпринимателя.

Учитель: какую роль играет предприниматель в обществе?

(Ученики предлагают свои версии, выделяют главное и делают краткие записи)

Предприниматель выносит на рынок новые товары или услуги. Стоит только бросить беглый взгляд на любой дом, чтобы увидеть в нем холодильник и телевизор, пылесос и компьютер, блендер и миксер. За каждым из этих предметов стоят люди, понявшие нужду потребителя, которая не могла быть удовлетворена и изыскавшие способы к ее удовлетворению. Они изыскали все ресурсы и взяли на себя смелость предложить эти товары на потребительский рынок.

Предприниматели открывают новые ресурсы или используют старые на новый лад. Например, отходы производства или обновленные источники энергии. Предприниматели способствуют развитию новых технологий (например, наукоемкие, ресурсосберегающие, безотходные технологии).

Предприниматели открывают новые рынки. Новые рынки появляются в области здравоохранения и финансовых служб. Предприниматели умеют разглядеть новые рынки там, где они еще не существуют (ОСАГО, туризм).

Предприниматели реорганизуют существующие предприятия. Любое предприятие, остающееся неизменным, вскоре непременно становится отстающим. Предприниматели умеют найти наилучшие способы такой реорганизации с помощью снижения себестоимости и усиления эффективности. Г.Форд реорганизовал автомобильную промышленность, Э.Карнеги — производство стали.

3. Формы предпринимательства .

Учитель: Предпринимательство может воплощаться в трех формах (в зависимости от области применения)

а) Рискованное начинание. Рискованное начинание - это открытие нового бизнеса. Учитель предлагает учащимся привести примеры. Например, космический туризм.

б) Внутреннее предпринимательство. Это предпринимательство в рамках существующего уже дела. Учитель предлагает ученикам привести примеры. Например, предприниматель может найти способы реорганизации управления и производства или уменьшения расходов, или увеличения эффективности путем внедрения новой системы ведения бухгалтерского отчета или обработки информации.

в) Социальное предпринимательство. В обществе есть сотни проблем требующих своего решения. Многие из этих решений могут исходить от правительства или неприбыльного сектора нашей экономики. Учащиеся приводят свои примеры (борьба с наркоманией, бездомностью, преступностью).

В зависимости от количества участников выделяют три формы предпринимательства:

(учащиеся работают со схемой на странице 87 учебника).

Индивидуальное (фирмы, предприятия розничной торговли);

Партнерское (товарищество, принадлежащее нескольким собственникам);

Корпорации (хозяйственное общество, объединение лиц и капиталов для производства товаров и услуг)

Вопрос: определите, в чем проявляются преимущества и недостатки каждой формы.

Учащиеся отвечают на вопрос, используя учебник.

Физкультминутка. Ученики выполняют зарядку:

Чтобы сильным стать и ловким,

Приступаем к тренировке (шагаем на месте),

Круг почета пробежать (бег на месте)

Или тяжести поднять (сгибание и разгибание рук),

Сделать вдох и сделать выдох (вдох - выдох),

Сделать выдох, сделать вдох (выдох-вдох).

Будь атлет всегда готов (аплодисменты).

4.Предпринимательский риск.

Учитель:

Отличительные особенности предпринимателя:

а) стремление к независимости;

б) повышенное стремление к достижению цели;

в) склонность к риску.

Сообщение ученика о бегуницком предпринимателе Сугяне Х.Л. («Хлебная усадьба).

Вопрос: Какие риски преодолевает предприниматель на пути к успеху?

Учащиеся отмечают следующее: недостаток инвестиций, необходимость постоянно усовершенствовать производство, жесткая конкуренция, текучесть кадров, необходимость повышать квалификацию, кризис, опасность разорения.

  1. Предпринимательское нововведение.

Вопрос: Как возникают предпринимательские нововведения? (Рассказ учителя)

Нововведение — это процесс развития нового производства, внедрения новых технологий. Результат нововведения всегда один и тот же: повышение возможных инвестиций в экономику. Нововведения, стимулируя рост инвестиций, повышают общий спрос, тем самым поднимая как количество продукции, так и уровень занятости. Предприниматель является носителем нововведения, создающим возможности инвестиций в экономику, которые усиливают ее рост.. Нововведение может рассматриваться как целая серия шагов, в результате которых товары и услуги, уже существующие, усовершенствуются и тем самым больше соответствуют запросам покупателей.

Процесс нововведения включает в себя три стадии:

а) выработка концепции. Сводится к определению новых потребностей общества и выработке идей в области производства, услуг и технологий.

б) Усовершенствование. Выработанная идея должна быть развита и проверена на осуществимость. Это самый длительный и трудный этап.

в) Коммерциализация. Идея должна быть претворена в товар или услугу, вынесена на рынок и эффективно продана.

Учащиеся делают записи о стадиях предпринимательского нововведения.

Работа в группах.

Класс разбивается на группы по 3-4 человека. Каждая группа предлагает и обосновывает по 1 предпринимательской идее для нашего района, поселка, школы. В процессе обсуждения вырисовываются наиболее интересные идеи.

Учащиеся получают задание на дом разработать бизнес-план для наиболее перспективной из идей. Учитель дает пояснения для составления бизнес-плана.

Бизнес-план — это документ, в котором отражаются все основные аспекты будущего коммерческого предприятия, анализируются проблемы, с которыми оно может столкнуться, и определяются способы решения этих проблем.

  1. Главное в бизнес- плане - разъяснить, что необходимо сделать, чтобы получить прибыль.
  2. За счет чего вы надеетесь обойти конкурентов, чтобы ваш будущий продукт привлекал покупателей, и продажи постоянно росли.
  3. Каких финансовых результатов вы ожидаете в будущем.

Опыт показывает, что учащиеся с интересом выполняют это задание, которое помогает им представить себя в роли предпринимателя, учесть свои интересы и запросы потребителей. Разброс тем очень широкий (авторемонтная мастерская, ветеринарная лечебница, косметический салон, интернет-кафе, пивзавод и т.д.)

Рефлексия

Учащиеся самостоятельно оценивают результаты своей учебной деятельности, прикрепляя на дереве листья, цветы, плоды:

Плоды - урок прошел полезно, плодотворно;

Цветок - неплохо;

Зеленый листок - не совсем удовлетворен;

Желтый листок - «пропащий день», неудовлетворенность.

Домашние задание:

Рабочая тетрадь, п. 13, задание 2, сформулировать правила предпринимательской этики, оценить свои предпринимательские возможности.

Составить бизнес-план какого-либо предприятия (для учащихся, успевающих на «4» и «5»).

Учитель МОУ «Бегуницкая СОШ» Симонова Л.А.

Предисловие: В поиске чего-то большего

Однажды один человек нанял вас сделать работу. И вы её сделали – и сделали хорошо.

Были разработаны успешные стратегии. Все проекты завершены вовремя. Клиенты довольны результатами. Компания росла и наращивала капитал. Но всё равно что-то было не так… не хватало чувства завершённости.

Были ли ваши остроумные идеи проигнорированы и забыты? А ваше рвение и навыки использованы в полной мере? Хватает ли управляющим вашей компании необходимых качеств, присущих настоящим бизнесменам?

Мне знакомо это чувство, когда желаешь большего.

На одном этапе своей жизни я почувствовал толчок. Будто невидимый магнит тащил меня в новом направлении. Но куда он меня направлял?

На дворе стоял 2007 год. Мне ещё предстояло основать собственную, отмеченную наградами компанию, WordStream , которая позже согласно Inc. Magazine три года подряд считалась самой быстрорастущей компанией в стране.

Тогда я даже не подозревал, что моя жизнь КРУТО изменится.

1. Призыв к действию

У каждого предпринимателя в жизни наступает момент просветления, когда идея кристаллизируется, и всё обретает смысл. У меня такой момент наступил после того, как я разработал программу для решения одной проблемы.

Моя работа в качестве маркетингового консультанта требовала больше времени и повторных действий, чем было необходимо. К сожалению, на рынке не было подходящей программы, чтобы решить эту проблему.

Поэтому я создал её сам. В какой-то момент я понял, что для многих моя программа автоматизации РРС будет очень ценной. Многие небольшие предприятия не располагают временем или ресурсами, чтобы заработать на оплачиваемом поиске, так что я решил представить свою идею на рынке.

Я также осознал, что бизнес в сфере ПО обладает большим потенциалом, чем работа в сфере услуг.
Как только у меня появился продукт и услуга на продажу я понял, что пришло время решительных действий. Я начал презентовать проект в венчурных компаниях и в конечном итоге собрал несколько миллионов долларов.

Урок: придумайте несколько бизнес идей и протестируйте их, прежде, чем выбрать лучшую и идти ва-банк.

2. Смотри в лицо страху неудачи

В жизни всегда легче плыть по течению и держать свои цели и достижения при себе, а вместе с этим и неудачи на пути к ним. Таким образом вы избегаете неловкости и критики.

Однако, когда вы открываете дело, его нужно продвигать. Вам придётся выставить себя на всеобщее обозрение.

Около 80% от всех новых компаний закрываются в первый год, так что, обстоятельства не на вашей стороне. И, что ещё печальнее, многие люди будут надеяться, что вы провалитесь, даже некоторые ваши партнёры.

Урок: не вешайте нос, игнорируйте скептиков и , чтобы в следующий раз добиться успеха. Некоторые люди открывают несколько дел, основывают разные компании и расценивают каждую попытку как неоценимый опыт, а не поражение.

3. Ищите хороших консультантов

По правде говоря, открытие и раскрутка собственного дела во многом было шокирующим для меня опытом. И в этом деле жизненно необходимо найти хороших консультантов.

У моей компании были консультанты, включая Кэрол Мейерс из Rapid7 , Криса Литстера из Constant Contact и Джанет Холиан, СЕО в Gemvara. Я консультирую несколько стартапов в Бостоне, включая Curata и ThriveHive.

Если у вас появится возможность, наверняка в программу наставничества или бизнес-инкубатора. Это отличный способ делать меньше ошибок. Плюс, кроме всего прочего, вы извлекаете прямую выгоду, обретая крепкие связи, которые будут помогать вам на протяжении всей вашей карьеры.

Также в сфере маркетинга Рэнд Фишкин создал большое сообщество, которое открыто делится своими знаниями и опытом. Я многое почерпнул из его публикаций и общения с ним на отраслевых мероприятиях.

Урок: я считаю, что каждому , и бизнесу в процессе роста важно иметь доступ к внешним знаниям и опыту.

4. Вкладывайте прибыль обратно в бизнес

Вашему новому бизнесу нужно есть, чтобы расти.

В начале своего дела я влюбился в единоличное право собственности; я мог вычитать необходимые расходы, требовать высокий процент в качестве поставщика и брать на себя многочисленных клиентов. Платил я себе щедро, купил новую машину и, по сути, вёл себя безответственно со своим новообретённым «богатством».

Короче говоря, я относился к своей компании как к личной свинье-копилке. Большая ошибка.

В конце концов, я начал мыслить более зрело – я урезал свою зарплату и инвестировал оставшуюся прибыль обратно в дело. Тяжело изменить своё мировоззрение, и заставить себя тратить «свои собственные деньги» на других работников или маркетинг, но всё же это необходимо для раскрутки бизнеса.

Урок: Рост от рядового работника до предпринимателя может быть прибыльным, но, тем не менее, опасным, особенно - если вы добились успеха на начальном этапе. Не дайте увеличению оклада (через продажи) затуманить ваш разум или затормозить рост компании.

5. Создание команды

На начальном этапе вы открываете дело, следуя своему увлечению – тому, в чём вы хороши или заинтересованы. Но с ростом бизнеса вы будете всё меньше и меньше заниматься тем, с чего начинали.

Вы увидите, что ваше внимание переместится на поиск людей, которые умнее вас или могут делать вашу работу лучше.
Важнейший аспект вашей деятельности в качестве основателя компании – меньше делать то, что вам нравится, и больше работать над созданием команды.

Очень важно дать работникам пройти обучение и предоставить им инструменты для саморазвития, а также поддерживать их на этом пути. Искренность и прозрачность крайне важны для Wordstream – мы ожидаем, что наши коллеги будут честными, этичными и открытыми для диалога.

Кроме этого, другими ключевыми ценностями для нас являются активность и успешное сотрудничество. Наша индустрия движется так быстро, что просто необходимо рассчитывать друг на друга и находить поддержку у коллег. Работники должны быть уполномочены идти на обдуманный риск, даже если это будет иногда приводить к неудачам.

Урок: Даже самое лучшее хобби может стать работой, если оно занимает полный рабочий день и приносит кусок хлеба. Обучайте и вдохновляйте свою команду – работники больше заинтересованы в результатах, если к их идеям прислушиваются, а их работа поощряется.

6. Решают не только деньги

Хотите зарабатывать тонны денег? Расширяйте и продавайте бизнес.

Не буду скрывать: это была одна из моих целей.

Одно стоит помнить всегда – большинство предпринимателей не слишком быстро богатеют. Вы надеетесь, что богатство постепенно придёт, но для этого нужно твёрдо настроиться на то, что надо будет как можно дольше оставаться в седле.

Таким образом, в гонке за тоннами денег случаются любопытные вещи. Например, в процессе построения бизнеса его ценность становится не только денежной.

Один из самых важных моментов в создании собственного бизнеса – общественный капитал и полезный опыт, который нарабатывается по пути. У меня, к примеру, были бесценные возможности встречать других начинающих бизнесменов и обсуждать с ними свои дикие идеи.

Урок: Хотя вы вполне можете зарабатывать тонны денег, убедитесь, что на пути к вершине вы не растеряете весь полученный опыт и употребите его во избежание ошибок в дальнейшем.

7. Тревожный недостаток веры

Моменты слабости – неотъемлемая часть на пути предпринимательства. В то же время, когда настают тяжёлые времена и будущее компании кажется серым, вам может захотеться махнуть на всё рукой и пойти работать на более успешную компанию.

Это нормально. Вы можете думать об этом сколько угодно.

Однако, облекая сомнения в слова, вы рубите свою компанию на корню. Предпринимателям с ограниченными средствами в равной мере необходима неизменная поддержка инвесторов, штата и стратегических партнёров.

Урок: Прозрачность это круто, да. Но нельзя давать своим сомнениям взять верх над решительностью, иначе можно легко разувериться в успехе. Почти во всех случаях жизненно необходимо держать свои сомнения при себе.

8. Преследуйте своих единорогов

Будучи нетерпеливым, я часто нахожу необычные решения для своих проблем. Взлом системы влечёт за собой абсурдно невероятные результаты, способствующие росту бизнеса.

Не путайте активность с прогрессом – 99% работы , которой занимаются люди, состоит из попыток сделать небольшие изменения. Вместо этого вам следует пуститься в погоню за единорогами.

Принцип единорога приводит нас к закону о том, что один процент лучше вместе взятых девяноста девяти. Этот один процент может выставить единорогов в невыгодном свете. Но когда вы поймёте работу этого принципа, то перестанете гоняться за небольшими переменами и сконцентрируетесь на более значительных целях.

Я считаю, что предприниматели могут создавать своих единорогов (а не ждать их внезапного появления). Здесь существует повторяемая последовательность действий. Это может выглядеть, как попытка забить гол с другой стороны поля, что кажется нелепым, но всё-таки выполнимо!

Урок: Даже незначительные усилия дадут результат. Используйте доступную информацию, чтобы узнать рычаги влияния и найти тот один процент, который принесёт огромную маркетинговую пользу. Немного математики и анализа – и вы можете добиться значительных результатов.

9. Вы (в некотором роде) босс!

Одна из самых типичных причин открыть собственное дело – желание быть самому себе начальником. Но в основном, если вы задействуете инвесторов (как я), вы потеряете единоличный контроль над компанией.

Даже если вам не придётся прибегать к помощи инвесторов, ваши клиенты станут вашим новым начальником, и они будут намного требовательнее бывшего босса!

Когда вы открываете дело, – и, особенно, когда оно находится в процессе роста, – вы зависите от многих людей. Вам нужно думать о ваших работниках, клиентах, инвесторах и партнёрах (внешних и внутренних) во время принятия любого решения.

Урок: По сравнению с обычной работой с основанием собственного дела остаётся меньше свободы и прибавляется ответственности.

10. Достижение успеха

Я мечтал, что моя большая задумка станет реальностью. Но сильно недооценивал, насколько же это круто приходить на работу и видеть свою мечту в действии.

Невозможно предугадать или описать каково это, поселиться в своём первом офисе, затем переехать в помещение побольше, в «настоящий» офис, отмечать свои успехи на корпоративах, быть удостоенным отраслевой награды или просто обзавестись по-настоящему счастливыми клиентами.

Каждый день мои сотрудники в WordStream вдохновляют меня своей блестящей работой, что и делает нашу компанию такой успешной. Я необычайно благодарен судьбе за таких невероятных и преданных людей, а также за возможность работать вместе с ними. Они вдохновляют меня работать усерднее.

Урок: Успех великолепен. Правда, когда всё идёт гладко, может развиться почва для халатности; такая среда редко становится подходящей для инноваций.

Вопрос в следующем: как оставаться изобретательным и успешным?

Большой урок для начинающих предпринимателей

«Стоит ли мне открывать дело?»

Это простой вопрос, на который тяжело дать простой ответ.

Каждый год я наблюдаю за друзьями, многие из которых заняты в маркетинге и подумывают окунуться в чудесный мир предпринимательства. Если вы думаете открыть собственное дело – будь это агентство, фирма-поставщик или издательство – хорошенько обдумайте всё то, что было сказано в этой статье. Создание компании с чистого листа потребует готовности вкладывать в неё все свои деньги и время.

Предпринимательская деятельность кардинально отличается от любой другой. Вы должны упорно преследовать идеал. Вам необходимо бешеное увлечение делом. Вам потребуется способность адаптироваться к сумасшедшим и невероятным вещам. И, кроме всего прочего, вы должны предложить своим клиентам или аудитории что-то совершенно из ряда вон выходящее.

Управление собственным бизнесом, скорее всего, не будет таким, каким вы его себе представляете, но это не значит, что оно не может во много раз превзойти ваши ожидания!

Хотите создать собственный бизнес или расширить имеющийся? Обязательно изучите «Пятнадцать базовых уроков» от основателя и главы компании Subway Фреда Де Люка. В своей книге «Начни с малого» он рассказывает о том, как небольшие стартапы превращаются в гигантов индустрии. Этот опыт и лег в основу «Пятнадцати заповедей» бизнесмена.

Урок первый. Начните с малого

Некоторые люди думают: если малый бизнес не приносит ощутимого дохода или не расширяется до международной компании, то от него нет никакой пользы. Я не согласен. С одной стороны, из малого всегда может вырасти большое, а с другой стороны, пока предприятие невелико, у вас есть время выучить уроки, необходимые для будущего успеха. Поэтому, если вы хотите создать в итоге большой бизнес, то лучше всего начать с малого. В настоящем маленьком деле представлены все основы предпринимательства, и благодаря ему вы получаете очень большой опыт.

Урок второй. Заработайте несколько копеек

Как в детстве вы зарабатывали карманные деньги? Может быть собирали пустые бутылки из-под лимонада и сдавали их за несколько копеек? Вы получили важный урок, который гласит: неважно, сколько ты зарабатываешь вначале, пусть и несколько копеек, но ты учишься зарабатывать. Вот они - первые уроки экономики.

Урок третий. Старт - это идея

Оглянитесь по сторонам. Что можно улучшить? Где свободная ниша? Поинтересуйтесь мнением окружающих. Вы обязательно натолкнетесь на стоящую идею. Сейчас нам кажется, что все большие идеи связаны с новыми технологиями, интернетом. Некоторые из создателей интернет-проектов за ночь стали миллиардерами, но часто начинали они с простой идеи.

Урок четвертый. Будьте дальновидны

Одной идеи мало. Вы должны представлять себе, что за нею стоит. Скажем, вы внедрили идею, и что дальше? Это «что» действительно очень важно. Что произойдет после того, как мы запустим бизнес? Чем он может стать? Какую ценность может иметь? Какую эмоциональную и финансовую пользу я от этого получу? Что именно в моем бизнесе заставит меня действовать, вкладывая силы и средства? Ответы на эти вопросы помогут вам сформировать общую картину своего бизнеса. И, создавая ее, всегда думайте о большем! Дайте себе возможность испытать возбуждение от идеи и связанного с нею будущего.

Урок пятый. Верьте в себя

Создание бизнеса - это постоянное решение проблем, которые никогда не кончаются. Очень часто будущее вашего предприятия кажется весьма сомнительным. Вам не хватает денег, вы теряете клиентов, поставщики разочаровывают, сотрудники используют ваше дело в своих интересах. Многое идет не так. Тогда окружающие непременно посоветуют вам забыть «сумасшедшую затею» и заняться чем-нибудь другим, например найти работу! Но даже в эти моменты вы не должны терять веру в себя и свой бизнес.

Урок шестой. Готовьсь, огонь, целься!

Не бойтесь, если у вас мало опыта. Вы можете всю жизнь потратить на планы и мечты. Лучше сначала выстрелить, придерживаясь общего направления, а затем уточнить цель, чем совсем не стрелять. Начните. Двигайтесь в нужную сторону и по ходу движения корректируйте курс.

Урок седьмой. Прибыль или гибель

Можно продавать очень много, но при этом оставаться неприбыльным бизнесом. Существует лишь два способа делать деньги: повышать продажи и снижать затраты. Поверьте, это урок, который следует выучить как можно раньше.

Урок восьмой. Будьте позитивны

Перед вами препятствия, которые кажутся непреодолимыми? Плохое настроение не поможет выйти из ситуации, поэтому будьте позитивны.

Урок девятый. Постоянно совершенствуйте свой бизнес

Те, кто добивается успеха, постоянно улучшают свою работу. Требуется вводить новые продукты, новые способы обслуживания, искать новые выходы на рынок, новые способы обогнать остальных. Вы не можете сделать это раз и навсегда - процесс никогда не кончается.

Урок десятый. Доверяйте своим людям

Возможно, это дается нелегко. Но опыт успешных людей показывает: нужно больше доверять своим людям… или пенять на себя.

Урок одиннадцатый. Никогда не тратьте все деньги

Вы можете делать ошибки, у вас может быть плохой день, неделя или даже год. У вас может быть мало денег, но вы никогда не должны тратить все, что у вас есть.

Урок двенадцатый. Ежедневно привлекайте новых клиентов

Вы не сможете расти, если к вам не будут постоянно ходить новые люди. Важно донести информацию о вашем продукте, пригласить его попробовать, а затем превратить разового посетителя в постоянного. И ежедневно привлекать новых клиентов - ваша основная задача.

Урок тринадцатый. Будьте настойчивы: никогда не сдавайтесь

Именно настойчивость - то качество, которое позволяет людям двигаться и добиваться успеха. Если вы сдадитесь, то никогда не вырастете. Оставайтесь верными своему плану или цели несмотря на обстоятельства. В бизнесе вы должны решать вопросы независимо от того, насколько трудно это бывает. У людей, которые сдались, один выход: начать заново и предпринять еще одну попытку.

Урок четырнадцатый. Дайте бренду имя

Это факт: несмотря на более высокую цену, брендовые продукты продаются лучше.

Урок пятнадцатый. Возможности никого не ждут.

Когда вы сталкиваетесь с возможностью, очень важно быть готовым сказать «да», прежде чем эта возможность куда-нибудь уйдет. Это не значит, что вы должны хвататься за что попало. Но если вы хотите начать и построить бизнес, то на какое-то предложение вы должны ответить «да».

Почему эти уроки так ценны? Если вы будете следовать им, то повысите вероятность успеха своего бизнеса. Их выучивают и применяют все предприниматели. А если вы планируете расширить свой бизнес так, чтобы в нем работало больше двух человек, то, конечно, вам придется узнать и многое другое. Книга «Начни с малого» полна вдохновляющих историй предпринимателей и обращает внимание, что не нужно откладывать со стартом своего дела. Лучше начать с малого и постоянно улучшать свой бизнес, чем не начинать вовсе и откладывать на потом.