Народное декоративное искусство резьба по дереву. Проектная работа

Декоративно-прикладное искусство (от лат. deco - украшаю) - широкий раздел искусства, который охватывает различные отрасли творческой деятельности, направленной на создание художественных изделий с утилитарными и художественными функциями. Собирательный термин, условно объединяет два обширных рода искусств: декоративное и прикладное. В отличие от произведений изящного искусства, предназначенных для эстетического наслаждения и относящихся к чистому искусству, многочисленные проявления декоративно-прикладного творчества могут иметь практическое употребление в повседневной жизни.

Произведения декоративно-прикладного искусства отвечают нескольким характеристикам: обладают эстетическим качеством; рассчитаны на художественный эффект; служат для оформления быта и интерьера. Такими произведениями являются: одежда, плательные и декоративные ткани, ковры, мебель, художественное стекло, фарфор, фаянс, ювелирные и другие художественные изделия. В академической литературе со второй половины XIX века утвердилась классификация отраслей декоративно-прикладного искусства по материалу (металл, керамика, текстиль, дерево), по технике выполнения (резьба, роспись, вышивка, набойка, литьё, чеканка, интарсия (картины из разных сортов дерева) и т. д.) и по функциональным признакам использования предмета (мебель, посуда, игрушки). Эта классификация обусловлена важной ролью конструктивно-технологического начала в декоративно-прикладном искусстве и его непосредственной связью с производством.

Виды декоративно-прикладного искусства

ГОБЕЛЕН - (фр. gobelin ), или шпалера , - один из видов декоративно-прикладного искусства, стенной односторонний безворсовый ковёр с сюжетной или орнаментальной композицией, вытканный вручную перекрёстным переплетением нитей. Ткач пропускает уточную нить через основу, создавая одновременно и изображение, и саму ткань. В Энциклопедическом словаре Брокгауза и Ефрона гобелен определяется как «тканый ковёр ручной работы, на котором разноцветной шерстью и отчасти шёлком воспроизведена картина и нарочно приготовленный картон более или менее известного художника».

БАТИК - ручная роспись по ткани с использованием резервирующих составов.

На ткань - шёлк, хлопок, шерсть, синтетику - наносится соответствующая ткани краска. Для получения чётких границ на стыке красок используется специальный закрепитель, называемый резерв (резервирующий состав, на основе парафина, бензина, на водной основе - в зависимости от выбранной техники, ткани и красок).

Роспись батик издавна известна у народов Индонезии, Индии и др. В Европе - с XX века.

НАБОЙКА - (набивка) - вид декоративно-прикладного искусства; получение узора, монохромных и цветных рисунков на ткани ручным способом при помощи форм с рельефным узором, а также ткань с рисунком (набивная ткань), полученным этим способом.

Формы для набойки изготовляют резные деревянные (манеры) или наборные (наборные медные пластины с гвоздиками), в которых узор набирается из медных пластин или проволоки. При набивке на ткань накладывают покрытую краской форму и ударяют по ней специальным молотком (киянкой) (отсюда название «набойка», «набивка»). Для многоцветных рисунков число печатных форм должно соответствовать числу цветов.

Изготовление набойки - один из древних видов народного декоративно-прикладного искусства, встречающийся у многих народов: Передней и Средней Азии, Индии, Ирана, Европы и других.

Набивка малопроизводительна и почти полностью вытеснена печатанием рисунка на ткани на печатных машинах. Применяется лишь в некоторых кустарных промыслах, а также для воспроизведения крупных рисунков, повторяющаяся часть которых не может уместиться на валах печатных машин, и для расцветки штучных изделий (занавеси, скатерти). Характерные рисунки народной набивки используются при создании современных декоративных тканей.

БИСЕРОПЛЕТЕНИЕ - вид декоративно-прикладного искусства, рукоделия; создание украшений, художественных изделий из бисера, в котором, в отличие от других техник, где он применяется (ткачество с бисером, вязание с бисером, плетение из проволоки с бисером - так называемых бисерных плетений, бисерной мозаики и вышивки бисером), бисер является не только декоративным элементом, но и конструктивно-технологическим. Все остальные виды рукоделия и ДПИ (мозаика, вязание, ткачество, вышивка, проволочное плетение) без бисера возможны, однако потеряют часть своих декоративных возможностей, бисероплетение же прекратит свое существование. Это связано с тем, что технология бисероплетения носит самобытный характер.

ВЫШИВАНИЕ - общеизвестное и распространенное рукодельное искусство украшать самыми различными узорами всевозможные ткани и материалы, от самых грубых и плотных, как, например: сукно, холст, кожа, до тончайших материй - батиста, кисеи, газа, тюля и пр. Инструменты и материалы для вышивания: иглы, нитки, пяльцы, ножницы.

ВЯЗАНИЕ - процесс изготовления полотна или изделий (обычно элементов одежды) из непрерывных нитей путём изгибания их в петли и соединения петель друг с другом с помощью несложных инструментов вручную (вязальный крючок, спицы, игла, вилка) или на специальной машине (механическое вязание). Вязание, как техника, относится к видам плетения.

Вязание крючком

Вязание спицами

МАКРОМЕ - (фр. Macramé , от арабск. - тесьма, бахрома, кружево или от турецк. - шарф или салфетка с бахромой) - техника узелкового плетения.

КРУЖЕВОПЛЕТЕНИЕ - изготовление сетчатой ткани из плетёных нитяных узоров (льняных, бумажных, шерстяных и шёлковых). Различают кружева, шитые иглой, плетеные на коклюшках, вязаные крючком, тамбурные и машинные.

КОВРОТКАЧЕСТВО – изготовление художественного текстильного изделия, обычно с многоцветными узорами, служащее главным образом для украшения и утепления помещений и для обеспечения бесшумности. Художественные особенности ковра определяются фактурой ткани (ворсовой, безворсовой, валяной), характером материала (шерсти, шёлка, льна, хлопка, войлока), качеством красителей (натуральных в древности и средневековье, химических со второй пол. XIX в.), форматом, соотношением каймы и центрального поля ковра, орнаментальным набором и композицией рисунка, цветовым решением.

КВИЛЛИНГ - Бумагокручение (также квиллинг англ. quilling - от слова quill (птичье перо)) - искусство изготовления плоских или объёмных композиций из скрученных в спиральки длинных и узких полосок бумаги.

Готовым спиралькам придаётся различная форма и таким образом получаются элементы квиллинга, называемые также модулями. Уже они и являются «строительным» материалом в создании работ – картин, открыток, альбомов, рамок для фотографий, различных фигурок, часов, бижутерии, заколок и т.д. Искусство квиллинга пришло в Россию из Кореи, но также развито в ряде европейских стран.

Данная техника не требует значительных материальных затрат для начала её освоения. Однако и простым бумагокручение не назовёшь, так как для достижения достойного результата необходимо проявить терпение, усидчивость, ловкость, аккуратность и конечно выработать навыки скручивания качественных модулей.

СКРАПБУКИНГ - (англ. scrapbooking, от англ. scrapbook: scrap - вырезка, book - книга, букв. «книга из вырезок») - вид рукодельного искусства, заключающегося в изготовлении и оформлении семейных или личных фотоальбомов.

Этот вид творчества представляет собой способ хранения личной и семейной истории в виде фотографий, газетных вырезок, рисунков, записей и других памятных мелочей, используя своеобразный способ сохранения и передачи отдельных историй с помощью особых визуальных и тактильных приёмов вместо обычного рассказа. Основная идея скрапбукинга - сохранить фотографии и другие памятные вещи о каких-либо событиях на длительный срок для будущих поколений.

КЕРАМИКА - (др.-греч. κέραμος - глина) - изделия из неорганических материалов (например, глины) и их смесей с минеральными добавками, изготавливаемые под воздействием высокой температуры с последующим охлаждением.

В узком смысле слово керамика обозначает глину, прошедшую обжиг.

Самая ранняя керамика использовалась как посуда из глины или из смесей её с другими материалами. В настоящее время керамика применяется как материал в промышленности (машиностроение, приборостроение, авиационная промышленность и др.), строительстве, искусстве, широко используется в медицине, науке. В XX столетии были созданы новые керамические материалы для использования в полупроводниковой индустрии и др. областях.

МОЗАИКА - (фр. mosaïque , итал. mosaico от лат. (opus) musivum - (произведение) посвящённое музам ) - декоративно-прикладное и монументальное искусство разных жанров, произведения которого подразумевают формирование изображения посредством компоновки, набора и закрепления на поверхности (как правило - на плоскости) разноцветных камней, смальты, керамических плиток и других материалов.

ЮВЕЛИРНОЕ ИСКУССТВО - это термин, обозначающий результат и процесс творчества художников-ювелиров, а также всю совокупность созданных ими предметов и произведений ювелирного искусства, предназначенных в основном для личного украшения людей, и изготовленных из драгоценных материалов, таких, как драгоценные металлы и драгоценные камни. Чтобы украшение или предмет можно было однозначно причислить к ювелирике, это украшение должно удовлетворять трём условиям: в этом украшении должен быть использован хотя бы один драгоценный материал, это украшение должно иметь в себе художественную ценность, и оно должно быть уникальным - то есть оно не должно тиражироваться изготовляющим его художником-ювелиром.

В профессиональном жаргоне ювелиров, а также и студентами и учащимися учебных заведений по специальности «ювелирное дело», часто используется жаргонный вариант слова: «ювелирка».

Хотя и считается, что в понятие «ювелирика» входят все ювелирные изделия, изготовленные с применением драгоценных материалов, а в понятие «бижутерия» - ювелирные изделия из недрагоценных материалов, но, как видим, в настоящее время разница между ювелирикой и бижутерией становится несколько размытой, и оценка того, причислить ли данное изделие к ювелирике или же к бижутерии, каждый раз принимается экспертами индивидуально в каждом конкретном случае.

ЛАКОВАЯ МИНИАТЮРА - Миниатюрная живопись на небольших предметах: коробках, шкатулках, пудреницах и др.- это вид декоративно-прикладного и народного искусства. Лаковой такую живопись называют потому, что цветной и прозрачный лаки служат не только полноправными материалами росписи, но и важнейшим средством художественной выразительности произведения. Краскам они добавляют глубину и силу и в то же время смягчают, объединяют их, как бы вплавляя изображение в самую плоть изделия.

Родина художественных лаков - страны Дальнего Востока и Юго-Восточной Азии: Китай, Япония, Корея, Вьетнам, Лаос, где они известны с глубокой древности. В Китае, например, еще во II тысячелетии до н. э. использовался сок лакового дерева, которым покрывали чашки, шкатулки, вазы. Тогда и зародилась лаковая живопись, достигшая на Востоке высочайшего уровня.

В Европу этот вид искусства проник из Индии, Ирана, стран Центральной Азии, где в XV-XVII вв. была популярна лаковая миниатюра, исполненная темперными красками на предметах из папье-маше. Европейские мастера заметно упростили технологию, начали применять масляные краски и лаки.

В России художественные лаки известны с 1798 г., когда купец П. И. Коробов построил в подмосковном селе Данилкове (позднее оно слилось с соседним селом Федоскиным) небольшую фабрику лакированных изделий из папье-маше. При его преемниках - Лукутиных русские мастера выработали неповторимые приемы федоскинской росписи. Не утрачены они и по сей день.

Палехская миниатюра - народный промысел, развившийся в поселке Палех Ивановской области. Лаковая миниатюра исполняется темперой на папье-маше. Обычно расписываются шкатулки, ларцы, кубышки, брошки, панно, пепельницы, заколки для галстука, игольницы и т. д.

Федоскинская миниатюра - вид традиционной русской лаковой миниатюрной живописи масляными красками на папье-маше, сложившийся в конце XVIII века в подмосковном селе Федоскино.

Холуйская миниатюра - народный промысел, развившийся в селе Холуй Ивановской области. Лаковая миниатюра исполняется темперой на папье-маше. Обычно расписываются шкатулки, кубышки, игольницы и т. д.

Человек издревле использует дерево в повседневном обиходе. Из него сооружали суда, строили дома и храмы, делали мебель, посуду и игрушки. Особой теплотой и уютом отличалась художественная резьба по дереву. Работы мастеров в этой сфере и сейчас завораживают красотой.

Что такое резьба по дереву?

Декоративно-прикладное искусство обработки древесины, при котором создается эстетический объект, называют резьбой по дереву. Самым распространенным типом является художественная резьба по дереву, при которой узор выполняется с помощью топора, стамески, ножа или других инструментов. Таким способом в старину делали предметы быта, мебель, посуду. Продукция из дерева и сейчас встречаются в обиходе. Из древесины можно встретить как целые дома, так и игрушки.

История резьбы по дереву

Использование древесины упоминается с первобытных времен у разных народностей практически во всех концах Земли. Истоки резьбы по дереву берут свое начало с момента использования приемов обработки этого материала и зарождения деревянного зодчества. Первой находкой, изготовленной из дерева, является идол, обнаруженный на территории нынешнего Екатеринбурга. Ориентировочную дату его создания относят к VIII веку до нашей эры. Установлено, что туловище идола покрывает геометрическая резьба по дереву, а сам он символизирует связь между подземными и небесными мирами.

По мере развития человеческого общества использование древесины в обрядах утратило свой смысл, появлялись новые техники работы с деревом, совершенствовались инструменты. Люди стали использовать дерево для украшения предметов быта. С XVI века ручная резьба по дереву становится всеобщим промыслом, появляются первые мастерские. Умелые мастера украшают храмы, царские дворцы, дома богатых людей искусной самобытной резьбой.

Наши предки очень тесно были связаны с природой и считали дерево проводником между солнцем и людьми, а деревянные изделия являлись символом здоровья, благополучия и долголетия. Им были известны и ценные качества дерева, такие как водонепроницаемость, теплоизоляция, разнообразие текстур и рисунков древесины, удобство обработки и заготовки. Дерево применялось во всех сферах жизни: в строительстве оборонительных укреплений и домов, в изготовлении посуды и орудий труда.


Виды резьбы по дереву

Современные техники деревообработки не имеют четкой классификации. В одном изделии может сочетаться несколько видов деревянной резьбы. Художественная обработка дерева условно может быть разделена на следующие виды:

  1. Плосковыемчатая резьба , где фон – плоская поверхность, а рисунок создается из выемок различной формы.
  2. Плоскорельефная резьба , где узор создается с помощью выборки фона.
  3. Рельефная резьба , где отсутствуют плоские поверхности, идет глубокая прорисовка фона и детальная выборка элементов.
  4. Прорезная резьба , характеризуется отсутствием фона. Узор получается ажурный, кружевной.
  5. Скульптурная резьба , отличающаяся объемным изображением. В этой технике изготавливают игрушки, фигурки людей и животных, деревянные колонны в архитектуре и так далее.

Плосковыемчатая резьба по дереву

В данном виде обработки древесины фоном является ровная поверхность изделия, а рисунок создается за счет выемок различной формы. Декоративная резьба по дереву в плосковыемчатой технике в зависимости от характера выемок может быть контурной и геометрической:

  1. Контурная резьба по дереву или растительная схожа с гравировкой по металлу, но выполняется иными инструментами, а линии более широкие и глубокие. Данная техника проста в исполнении и может быть выполнена на фанере.
  2. Геометрическая резьба имеет такое название благодаря орнаменту, который изображается с помощью этой техники. В основном это геометрические элементы: ромбы, треугольники, окружности.

Плоскорельефная резьба по дереву

Данная техника декоративной обработки дерева является одной из распространенных. Ручная обработка древесины в этом случае заключается в фоновой выборке вокруг узора, и в итоге рисунок получается равномерным по глубине для всей композиции. В этом технике изображают животных, людей, растительные орнаменты. Применяется в прикладном творчестве и в архитектуре.


Рельефная резьба по дереву

Выразительная и живописная техника. Ее отличает обилие светотеней и трехмерность изображения, детали элементов проработаны до скульптурных. В зависимости от вышины возвышения рисунка над фоном различают:

  1. Барельефную резьбу , когда узор возвышается до половины от толщины всей композиции.
  2. Горельефную резьбу , когда узор выступает более, чем на наполовину.

В качестве сюжета для рельефной резьбы могут быть использованы геометрические фигуры, изображения растений и животных, символы. Выразительность изделия зависит от материала древесины. Для этой техники больше всего подходят бук, береза и дуб. Ажурная резьба по дереву (или по-другому, прорезная резьба) в сочетании с контурной, геометрической и рельефной техниками придает необычайную воздушность и нежность изделию.


Прорезная резьба по дереву

В этом виде деревообработки из полотна фон полностью удаляется пилкой или долотом. По-другому этот вид именуют как сквозная резьба по дереву. В основном применяется в мебельной сфере. Крупномасштабные изделия используются в украшении фасадов зданий: в декоре балконов, наличников, карнизов и именуются как «домовая резьба». Для прорезной техники используют древесину сосны, ольхи, березы, или осины, как правило, толщиной 1-2 мм. В наше время данная техника резьбы используется для украшения беседок и дачных домиков.


Скульптурная резьба по дереву

Эта техника изготовления изделий отличается от всех перечисленных обработкой заготовки со всех или нескольких сторон. Могут быть использованы различные инструменты, но главными являются ножи-косяки и стамески. Применяется этот вид резьбы по дереву в архитектуре (при создании колонн, балясин, резных столбов балконов), при изготовлении ножек дорогой мебели. Очень красиво и реалистично в данной технике - скульптурная резьба по дереву получаются фигурки животных и людей.


Рабочее место для резьбы по дереву

Создание изделий из дерева трудоемкий, кропотливый, мусорный и шумный процесс, требующий достаточного места для размещения заготовок, инструментов и готовых полотен. Приведем основные требования к месту работы резчика по дереву:

  1. Помещение . Для работы с деревом желательно оборудовать отдельное сухое, светлое помещение.
  2. Освещение . Место для работы должно быть в меру освещенным. Источник света должен находиться слева и впереди. Солнечный свет исключается.
  3. Рабочий стол . Для работы с мелкими деталями (сувениры, ложки, небольшие скульптуры) можно использовать простой стол. Для работы с крупными деталями, например, в технике домовой резьбы, необходим стол-верстак.
  4. Инструменты и приспособления должны находиться максимально близко от рабочего места и при этом не мешать работе. Желательно закрепить стамески и прочий инструмент в специальных державках. Для токарной работы потребуется станок для резьбы по дереву. При прорезной технике понадобится также электролобзик и выпиловочный станок.

Инструменты для резьбы по дереву

Приспособления для художественной деревообработки условно можно разделить на следующие категории: основные (ножи, стамески), дополнительные (топоры, рубанки, пилы), вспомогательные (электроинструмент, краскопульт). Современный рынок представляет широкий ассортимент инструментов для резьбы. Можно приобретать их отдельно по мере необходимости, а можно купить набор для резьбы по дереву, где необходимые инструменты профессионально подобраны.

Остановимся на основных видах инструментов подробнее. Для резьбы по дереву выделяют ножи разного назначения и конструкции:

  1. Нож-резак – главный инструмент любого резчика. Длина рукоятки и лезвия может варьироваться, но основной угол режущей части должен составлять 35º.
  2. Нож-косяк применяется в технике прорезной и плоскорельефной резьбы.
  3. Для скульптурной резьбы используют Богородский нож.

Для создания различных выборок применяют стамески, среди которых распространенные:

  1. Полукруглые . Основной тип стамесок, применяемый для любой работы по дереву.
  2. Прямые . Используются для вспомогательной работы.
  3. Клюкарзы . Имеют два загиба по 120º. Необходимы при заготовке круглых изгибов и глубоких впадин рельефа.
  4. Уголковые или рейсмусы . Предназначены для контурного разрезания и создания V-образной канавки.
  5. Косые . С их помощью создают продольные канавки и проводят начальную работу с заготовкой. Лезвие у данных стамесок скошено под углом в 45º.

Резьба по дереву – изделия

На протяжении многих веков люди и деревья неразрывно связаны между собой. Деревянные изделия несут в себе теплоту, уют и гармонию. В настоящее время художественная или фигурная резьба по дереву пользуется популярностью. Среди ярких примеров изделий можно выделить:


Художественная резьба по деревянной поверхности является одной из древнейших разновидностей искусства в России. Подобной резьбой украшали избы, княжеские хоромы, корабли, домашнюю утварь, музыкальные инструменты, а также боевое оружие. Каждому региону страны был присущ свой уникальный стиль со своими особенностями. В церквях иконы, изображения святых и скульптуры, которые были вырезаны из дерева, поражали одухотворенностью и красотой.

Сегодня огромное количество изделий с неповторимым рельефным узором находится в музеях. И каждая вещь, которая была выполнена по технике художественной резьбы, уникальна и неповторима по своему, поскольку у каждого автора есть свое понимание и видение.

Художественная резьба отличается направлениями и стилями, однако установленная классификация, как таковая, отсутствует. В художественной резьбе можно условно выделить 3 основных способа - плоскостной, сквозной и рельефный. В свою очередь, все они подразделяются на виды, а также направления: ажурная (прорезная) и объемная (скульптурная) резьба. Каждое направление применяют в разных областях данного прикладного искусства. Ажурной прорезной резьбой украшают дома, а плоскостной - всевозможные изделия из дерева.

Наиболее древним и простым способом является геометрическая резьба - подвид плоскостной резьбы. Учиться художественной резьбе по дереву рекомендуется начинать именно с данной техники. Основное отличие плоскостной резьбы заключается в том, что узоры наносят на плоскую поверхность, а в прорезной резьбе фон удаляется после нанесения узора, и готовое изделие выглядит как кружева. Рельефная резьба содержит более глубокий орнамент, она используется для украшения мебели и интерьера. Самым сложным направлением резьбы по дереву является скульптурная резьба, поскольку художник должен ощущать пространство, знать практически каждый способ резьбы, а также уметь всесторонне изобразить объект.

Художественная резьба отличается техникой выполнения, поскольку дерево является разнородным природным материалом. Все виды древесины имеют свои особенные свойства, цвет, текстуру, требуют от мастеров специальных навыков и специальный набор инструментов. Все способы резьбы по дереву выполняются с помощью разных инструментов. Если геометрическая резьба по дереву некоторыми мастерами выполняется только ножом-косяком, скобчатая резьба обязательно потребует различных видов ножей для резьбы.

Художественная обработка металлов была популярна еще в глубокой древности. После того как человечество научилось использовать металлические предметы в бытовых целях, появились украшения. Интерес к металлическим изделиям, которые способны украшать...

Для декоративной холодной разновидности обработки поверхности стекла на сегодняшний день применяется ряд технологий, каждая из них обладает своими особенностями. Одной из успешно применяемых методик является гравирование. Оно производится...

Резьба по кости является ярким проявлением художественной культуры нашей страны. Обработка имеет давние традиции, это подтверждается многими предметами, которые были найдены во время археологических исследований. В Нижегородском крае косторезным...

Народная резьба - один из старинных видов искусства. Ее памятки известны на Украине в основном с XVI - XVII ст.

Интересные свидетельства тех времен рассказывают о богатой резьбе на деревянных строениях. В стремлении к прекрасному народ применял ее не только в архитектуре, но и щедро украшал вещи и орудия труда резными орнаментами. Народные столяры и резчики создали подлинные шедевры, отличающиеся самобытностью и оригинальностью художественных форм.

Довольно многочисленные резные изделия - мебель, деревянная посуда, доски для набойки, формы для медовых пряников, ярма, детали возов и саней XVII - XIX ст. Киевщины, Черниговщины, Полтавщины, Прикарпатья, Закарпатья.

В XIX и в начале XX ст. большую роль в развитии народной резьбы сыграли известные гуцульские резчики Юрий Шкрибляк (1822 - 1884) и его последователи - сыновья Василий Шкрибляк (1856 - 1928)) и Николай Шкрибляк (1858 - 1920).

Юрий Шкрибляк был известен как выдающийся художник-резчик не только на Гуцульщине, но и далеко за ее пределами.

В наше время в искусстве народной резьбы произошли большие изменения. Народные мастера наряду с традиционной орнаментальной резьбой создают тематические произведения, посвященные важным событиям в жизни народа, темам его исторического прошлого, выдающимся деятелям, образам героев произведений великих писателей. Стремление к созданию тематических композиций способствовало развитию барельефного жанра резьбы и круглой скульптуры. Нередко сюжетные композиции соединяются с орнаментальной плоской резьбой и инкрустацией.

Резные произведения Василия Гарбуза - это продолжение чудесных традиций плоской полтавской резьбы. В его миниатюрах-пепельницах, пеналах в виде птичек мы встречаемся с типичным для народной резьбы предельным лаконизмом форм.

Богатое идейное содержание и большая художественная выразительность свойственна барельефам "Герой Социалистического Труда Екатерина Соломаха" и "Свинарка" резчика Якова Усика (1872 - 1960) с Миргородщины.

Разнообразны по тематике многочисленные произведения резчика с Киевщины Петра Верны (1876 - 1966): "Мне уж тринадцать миновало...", "Перебендя", "Кузнец Вакула", "Энеида", "Сеятель", "Озеленим дороги". Ему принадлежат произведения, олицетворяющие различные персонажи из произведений классиков украинской и русской литературы.

Почти всю свою жизнь Петр Верна посвятил созданию любимого образа великого кобзаря Т. Г. Шевченко и образов по одноименным его поэтическим произведениям. В других скульптурах Верны, наполненных пафосом современности, нашли отражение жизнь и творчество людей.

Жизнь простых людей Закарпатья отображена в произведениях народного скульптора Василия Свиды. В произведении "На полонину" автор изображает традиционный весенний выход в горы гуцулов, выгоняющих скот на летние пастбища. Этот день считается большим весенним праздником. В подобных праздниках автор лично неоднократно участвовал. Знание жизни помогло резчику взволнованно и правдиво воссоздать образы новых людей Закарпатья: вольных, гордых.

Талантливый закарпатский резчик Иван Барна за сравнительно короткий срок создал ряд содержательных художественных произведений, убедительно рассказывающих о героике прошлого. Особого внимания заслуживает его барельеф, раскрывающий образ народного героя Украины XVIII ст. Олексы Довбуша.

Творческому росту современных гуцульских резчиков, в прошлом мастеров-кустарей, содействовало объединение их в производственно-творческие коллективы.

Богатство фантазии и поэтичность присущи произведениям резчика из села Братки Львовской области Степана Чайки - "Жизнь в лесу", "Семья уток", "Олени" и др. Образы своих произведений резчик находит в самой жизни леса, а материалом для него служат причудливые формы корней деревьев, веточек и т. п.

В интересном материале - коре тополя - работает львовский резчик Михаил Ткачев. Его миниатюры - петушки, олени, коники - сделаны в духе традиций народной скульптуры.

Министерство образования и науки РФ

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования

«Новосибирский государственный педагогический университет»

Факультет технологии и предпринимательства

Кафедра педагогики и психологии профессионального образования

Курсовая работа

по методике обучения и воспитания

«Формирование у обучающихся знаний, умений и навыков на кружке художественной резьбы по дереву»

Выполнил: студент 4 курса

41 группы ФТП

Патылицин А.В.

Руководитель: ст. преподаватель кафедры ПиППО М.В. Леонов

Новосибирск 2013

Введение..……………………………………………………………………….. 3

Раздел I. ………………………………………………………………………...... 5

Организация кружка и основные принципы его работы…………………....... 5

Ученик как объект и субъект процесса обучения.…………………………..... 9

Возрастные психологические особенности ученика как объекта обучения технологии.……………………………………………………………………... 10

Исторический обзор по теме: «Художественная резьба по дереву»………. 12

Виды резьбы по дереву………………………………………………………... 15

Раздел II ..……………………………………………………………………. 18

«Художественная обработка древесины» …...…………………………….. 18

Заключение.………………………………………………………………….. 27

Библиографический список……………………………..………………………………………….. 29

Введение

Особенностью данной работы является сочетание традиционной техники резьбы по дереву с современными видами графического изображения, используемыми в качестве активизации индивидуальной творческой деятельности учащихся.

Актуальность - курсовой работы – «Формирование у обучающихся знаний, умений и навыков на кружке резьбы по дереву» -сберечь и сохранить в творчестве лучшие национальные традиции, не дать им кануть в безвестность – задача трудная, но выполнимая. Программа содержит установку на познание многообразия живых существ на земле, свойства и строение дерева – самого распространенного природного материала, на раскрытие потребностей детей творить и осознавать свои возможности.

Объект исследования - технология резьбы по дереву. Заключается в объединении традиций русского народа в изготовлении декоративно-прикладных изделий из древесины и реализации творческой индивидуальности каждого обучающегося; в программе рассмотрены все элементы резьбы по дереву, начиная с формирования художественного образа прикладного изделия из природного материала и заканчивая его представлением на выставках.

Предмет исследования - технология декорирования изделия различными видами резьбы. Сохранение изученных технологических приемов, позволило уйти от прямого копирования и создать собственную композицию, соответствующую освоенной технологии.

Цель работы: научить изготовлению плоскостных изделий из древесины с использованием техник прорезной, геометрической, плоскорельефной резьбы.

Гипотеза: Резьба по дереву как одна из наиболее распространенных и доступных форм народного орнамента, является прекрасным украшением.

Задачи данной курсовой работы:

– ознакомление с историей художественной резьбы по дереву в России,

– посещение краеведческих музеев,

– изучение технологии изготовления соответствующего изделия,

– исследование опыта мастеров-резчиков по дереву,

– изучение литературы по данному вопросу,

– показать существующие виды резьбы по дереву и подробно осветить технологию геометрической резьбы, которой декорировано изделие.

Организация кружка и основные принципы его работы.

Кружок - важное звено в системе трудового обучения и воспитания школьников. Под этим понятием подразумеваются различные формы организации трудовой деятельности стабильных групп учащихся. Трудовые кружки обеспечивают решение вопросов воспитания трудолюбия, организованности, умение работать в трудовом коллективе, подчиняться его режиму, поддерживать длительное время деловые отношения с товарищами. Широкие возможности в выборе содержания и организации работы кружка позволяют педагогам решать многие вопросы углубленного изучения и освоения видов труда. При этом интерес и самостоятельность выбора кружка, добровольность работы в нем, способствует формированию сознательности в трудовой деятельности.

Ученик идет в кружок по разным мотивам: сделать какую либо вещь, овладеть определенными умениями, работать вместе с товарищами, показать свои способности и т.д. Во всех случаях его интерес поддерживается и развивается успехом в работе, мажорной обстановкой, целесообразным расходом времени и сил. Из этого следует специфика кружковой работы: здесь не используют наказания, порицания и другие методы стимулирования деятельности членов кружка, и, наоборот, доминируют поощрения деловая поддержка, помощь, совет. В кружковой работе нет таких конкретных критериев, как в учебной, зато очень большое значение играет оригинальность, самостоятельность работы, в известной мере ее одухотворенность поиском, пытливость, удовлетворение сделанным.

Распределение учеников по изучаемым видам декоративно-прикладного искусства должно быть добровольным, так как нередко подростки приходят заниматься не одни, а с друзьями. Распределять их равномерно по разным группам не рекомендуется, творческое общение друг с другом при изучении одного и того же вида художественной обработки материалов помогает им добиваться больших успехов, активнее идет процесс их трудового и эстетического воспитания.

Занятия различными видами декоративно прикладного искусства исключает однобокость в творческом развитии учащихся, помогает приобрести широкий круг разнообразных знаний и навыков. Совершенно не обязательно, чтобы из под рук кружковцев выходила ">

Эффективность воспитательного воздействия на учащихся средствами декоративно-прикладного искусства зависит от правильного и своевременного планирования работы детского творческого коллектива. План работы на полугодие и на месяц составляется на основе годовой программы. В этом плане должны быть предусмотрены все основные формы занятий, беседа с показом лучших образцов народного искусства, практическая работа по составлению эскизов, посещение музеев, мастерских художников-прикладников, фабрик прикладного искусства.

Намеченный план и программа обсуждаются со школьниками на первом занятии кружка, где выбираются также органы самоуправления - староста и актив кружка. В их функции входит помощь руководителю кружка в возникающих организационных вопросах. На старосту возлагается, в частности, обязанность в составлении графика дежурств и назначение дежурного на каждое занятие. График дежурств, способствует приобщению к активной работе по самообслуживанию.

Чаще всего "записавшиеся" в кружок хотят побыстрее начать работу в мастерских. Поэтому их (особенно тех, кто не силен в рисунке) то и дело тянет к каким-то случайным картинкам, которые они стремятся перевести в дерево. Если на это не обратить внимание и пустить занятие по принципу "делайте, что хотите", при выполнении таких работ будут зря затрачиваться их усилия; у школьников будет развиваться дурной вкус.

Руководитель должен направлять процесс отбора композиций. Лучше, если дети будут видеть перед собой готовые работы. И не нужно стесняться предлагать ребятам повторить те или иные образы. Такая методика поможет им понять, что можно, а что нельзя создавать в том или ином виде декоративно-прикладного искусства. Вместе с профессиональными навыками они будут развивать художественный вкус.

Воспитание эстетического вкуса в кружках декоративно-прикладного искусства должно идти через понимание учащимися художественных и технологических возможностей обрабатываемых материалов, что накладывает свой отпечаток на решение образа.

Задача руководителя ориентировать учащихся на глубокое самостоятельное изучение образов народного декоративно-прикладного искусства и создание на этой основе собственных изделий.

В работе по образцам на первом этапе обучения неизбежно наблюдается в определенной степени подражание образцу. Нужно добиваться, чтобы у школьников было не слепое копирование, а сознательное подражание.

Учащиеся приходят в кружок с настроением поработать. Поэтому, когда руководитель начинает объяснения, знакомит их с правилами и приемами работы, т.е проводит вводный инструктаж, их терпения хватает ненадолго. Они становятся невнимательными, нетерпеливыми, желая поскорее приступить к работе. От руководителя требуется учитывать это и проводить инструктаж кратко, целенаправленно, соединяя различные сведения в общую систему. Однако, хотя знания должны носить в основном практический характер, в начальный период обучения должен соблюдаться принцип решающей роли теоретического занятия. На теоретические сведения выделяется в среднем 20% учебного времени. Теоретические сведения могут быть переданы школьникам в форме тематических бесед.

При проведении инструктажа и бесед необходимо применять различные варианты сочетаний слова с демонстрацией наглядных пособий.

Очень много зависит от первого задания, которое руководитель предложит кружковцам. Оно должно быть понятным, доступным, интересным по декоративным результатам. Желательно, чтобы первое задание было небольшим по объему и его можно было бы выполнить за одно, два занятия. При объяснении первого задания учитель акцентирует внимание школьников не только на конечном результате работы. Не менее важно ясно, четко осветить все этапы, а также цели и задачи, которые стоят перед школьниками в процессе исполнения первоначальных приемов художественной обработки материалов. Это способствует развитию самостоятельности школьников, когда им будет ясна последовательность этапов исполнения изделия от эскиза до завершающих отделочных операций, они будут меньше ждать подсказки от руководителя, проявляя самостоятельность в творческой деятельности.

Выбор обрабатываемого материала зависит от возраста кружковцев. В резьбе по дереву учебные задания начального периода лучше в липе или осине. Если не учесть физических свойств материала и предоставить детям возможность работать с неподходящим материалом, их энтузиазм может очень быстро погаснуть.

Первое задание в кружке может быть общим для всех учащихся. Рисунки для него руководитель должен подготовить сам.

Отличительная особенность индивидуально-творческой деятельности в кружке является то, что у каждого ученика свой темп работы, свои сроки реализации различных этапов выполнения одних и тех же заданий.

Для первых занятий у руководителя должны быть подготовлены инструменты. Через несколько занятий, когда учащиеся войдут во вкус работы, можно выделить день для самостоятельного изготовления необходимых инструментов.

С самого начала надо приучать кружковцев к самостоятельной работе. Получив от учителя рисунок первого задания, ученик должен самостоятельно перевести его на выбранный материал и приступить к работе. Профессиональные приемы ученик будет осваивать, познавая обрабатываемые материалы при выполнении каждого из заданий, т.е. обучение будет идти в творческом процессе. После работы по образцам начинается творческая работа учащихся.

У школьников разных возрастных групп прослеживаются определенные интересы в выборе тематики для декоративных работ. В основу творческих композиций ложатся сюжеты книг, фильмов. Нередко сюжеты для декоративных композиций подсказывает материал, из которого она будет создаваться. При просмотре материала происходит активное формирование у школьников зрительного образа, который они в последствии и воплощают в данном материале.

Одна из особенностей занятий в кружке по резьбе по дереву состоит в том, что для выполнения задания требуется длительное время. Чтобы учащиеся не потеряли интереса к работе над одной и той же вещью, конечный результат которой бывает весьма далек, надо чтобы они, ожидая завтрашнюю перспективу, ощущали радость и красоту сегодняшней работы. Чтобы дети в процессе работы над длительным заданием получили эмоциональную опору, рекомендуется подводить итоги за каждый день работы, давать оценку творческой деятельности детей, отмечать результативность и значимость их труда.

Эффективный результат дают промежуточные просмотры, выполняемых учащимися работ. На текущих промежуточных просмотрах учитель фиксирует достигнутое, ставит новые задачи. Общий промежуточный просмотр можно сделать и тогда, когда выполняется трудное задание и руководитель видит, что не может помочь учащимся в индивидуальном порядке, или когда у многих школьников повторяется одна и та же ошибка. При этом ученики, участвуя в обсуждении, будут приучаться к самоконтролю. Здесь же можно высказать знаки одобрения в тех случаях, когда есть первые удачи. Это поднимает эмоциональный настрой учащихся, будет стимулировать их дальнейшую работу, даст прилив новых сил.

В конце первого года занятий и по завершении двухгодичного цикла рекомендуется устраивать итоговую выставку. Членами жюри, отбирающими работы на выставку, являются, как правило, наиболее авторитетные учащиеся. Председатель жюри- руководитель кружка.

Умелая организация и проведение выставки творческих работ учащихся могут стать одной из эффективных форм морального поощрения, стимулирования творческой деятельности детей. Возможно и материальное вознаграждение детей за успешную трудовую и творческую деятельность в процессе занятий резьбой по дереву, это не только поощрит ученика за его успехи, но и создаст эмоциональный подъем для продолжения занятий не только в школе, но и самостоятельно, в свободное время.

Ученик как объект и субъект процесса обучения.

В процессе обучения технологии непосредственно участвуют с одной стороны - учитель, с другой - ученик. Роли их в этом процессе представляются, по крайней мере, на первый взгляд, достаточно ясными: учитель организует, направляет и руководит процессом обучения технологии, а ученик должен учиться, выполнять все требования учителя.

Основная роль учителя технологии в современных условиях - это воспитание личности учащихся, формирование их потребностно–мотивационной сферы, воспитание их способностей, нравственных идеалов и убеждений. Обучение знаниям, умениям и навыкам по технологии является составной частью этого воспитания и тем процессом, в котором это воспитание осуществляется.

Возрастные психологические особенности ученика как объекта обучения технологии.

О том, что надо учитывать возрастные особенности учащихся, говорится всюду, но не всегда указывается, что это означает, какие особенности надо учитывать и как их надо учитывать. Между тем, надо иметь в виду, что возрастные особенности - это не нечто неизменное и вечное, что присуще ученикам определённого возраста. Сами эти особенности довольно резко меняются со временем. Рассмотрим некоторые психологические особенности современного ученика, имея в виду лишь те его особенности, которые важно учитывать в процессе обучения технологии.

Подростковый возраст - это весьма сложный, таящий в себе опасность кризисных явлений, период в жизни ученика. В этот период организм ребёнка претерпевает кардинальные изменения. Развёртывается процесс полового созревания. С этим процессом связано возникновение у подростка физического ощущения собственной взрослости. У него возникает представление о себе уже не как о ребёнке, он стремится быть и считаться взрослым. Отсюда у подростка возникает новая жизненная позиция по отношению к себе, к окружающим людям, к миру. Он становится социально активным, восприимчивым к усвоению норм ценностей и способов поведения, которые существуют среди взрослых.

Поэтому период подросткового возраста характерен тем, что здесь начинается формирование морально–нравственных и социальных установок личности ученика, намечается общая направленность этой личности.

Подросток стремится к активному общению со своими сверстниками, и через это общение он активно познаёт самого себя, овладевает своим поведением, ориентируясь на образцы и идеалы, почерпнутые из книг, кинофильмов, телевидения.

Подросток становится менее зависимым от взрослых ещё и потому, что у него возникают такие потребности, которые он должен удовлетворить только сам (потребность в общении со сверстниками, в дружбе, в любви). Родители и вообще взрослые при всём их желании не могут решить проблемы, встающие перед подростками в связи с возникновением у них новых потребностей, между тем как удовлетворение всех основных потребностей младших школьников зависит в основном от родителей. Всё это зачастую болезненно сказывается на отношении учащихся к учению. Вот как характеризует это известный психолог Н.С. Лейтес: «Дети 12–13 лет в подавляющем большинстве своём относятся к учению в основном благодушно: не утруждают себя излишними раздумьями, выполняют только уроки в пределах заданного, часто находят поводы для развлечения… Ослабление связи с учителем, снижение его влияния особенно дают о себе знать в недостатках поведения учеников на уроках. Теперь учащихся не только иногда позволяют себе игнорировать получаемые замечания, но могут и активно им противостоять. В средних классах можно столкнуться с изобретательными шалостями и проявлением самого легкомысленного поведения».

Общая картина работы учащихся–подростков на уроках по сравнению с младшими классами ухудшается. Ранее примерные и аккуратные ученики позволяют себе не выполнять задания. У многих учащихся меняется подчерк, он становится неразборчивым и небрежным. Попытки учителя заинтересовать учеников занимательностью формы изложения или какими–либо другими способами зачастую не приносят ожидаемого результата.

В то же время эти же подростки весьма охотно участвуют в работе различных кружков, где, казалось бы, наиболее трудные подростки охотно выполняют все указания взрослого руководителя кружка, с интересом и усердием овладевают теоретическими знаниями, нужными для выполнения практических работ.

В эти годы особую значимость для учеников приобретает ценностно–ориентационная деятельность. Ученик пытается произвести глубокую самооценку своей личности, своих способностей. Растёт и развивается рефлексия, познавательный интерес к философским проблемам, юноша пытается выяснить смысл жизни; оценить наблюдаемые явления с этой точки зрения.

Особо следует отметить стремление учеников старшего школьного возраста к автономии, к эмоциональной и ценностной самостоятельности, к независимости, к самоуважению, между тем как для подростков характерна зависимость от группы своих сверстников. Подросток весьма податлив влиянию сверстников. Учителю всё это надо иметь в виду и учитывать в своей работе.

Мотивация процесса учения.

Выше мы установили, что ученик в процессе обучения технологии из объекта этого обучения постепенно становится его субъектом. Что это значит? В чём выражается различие между объектом и субъектом обучения? Ведь в том и в другом случае ученик как–то учится, приобретает знания, умения, навыки.

Действительно, и когда ученик является лишь объектом обучения технологии, и когда он становится субъектом этого процесса, он выполняет задания учителя, решает задачи, повторяет изученный материал и т.д., т.е. он учится. Все различия между учением ученика в роли объекта и его же учением в роли субъекта состоят в том, ради чего он это делает.

Человек, ученик есть деятельное существо. Он всегда что–то делает, участвует в какой–то деятельности. Но ученик участвует во многих различных деятельностях, совершает разные действия. Для того чтобы ученик эффективно учился, он должен совершать не любые действия, а вполне определённые. Встаёт вопрос: почему ученик совершает именно эти действия, а не другие, что побуждает совершать эти действия, что направляет и регулирует его деятельность в процессе обучения? Иными словами, что мотивирует - побуждает и направляет - деятельность ученика.

Только разобравшись в этом, мы сможем понять, в чём различия между объектом и субъектом процесса обучения. Кроме того, в этом надо разобраться ещё и потому, а может быть главным образом потому, что учитель должен научиться управлять деятельностью учащихся в процессе обучения, а для этого он должен формировать у них нужную мотивацию.

Поэтому учитель должен вызвать у учащихся такое желание, а это значит, что он должен формировать у них соответствующую мотивацию.

Что такое мотивация, как она формируется у человека? Под мотивацией понимают обычно совокупность побуждений к деятельности.

Однако когда деятельность уже началась, то она имеет определённую цель. Цель - это то, чего сознательно хочет достигнуть человек в результате этой деятельности. Но между целью деятельности и её побуждениями не всегда существует полное соответствие. Когда оно имеется, то говорят, что эта деятельность имеет смысл; в противном случае, когда цель деятельности и вызвавшие эту деятельность побуждения не соответствуют друг другу, то говорят, что деятельность не имеет смысла, лишена для данного человека смысла.

Итак, ученик всегда является объектом деятельности в процессе обучения, а субъектом этой деятельности он становится тогда, когда сознательно принимает объективные цели деятельности за свои личные цели. Очевидно, что в последнем случае обучение является наиболее эффективном, только в этом случае учитель может легко и с удовольствием полностью осуществить цели и задачи обучения.

Учителю необходимо стремиться к тому, чтобы каждый ученик становился субъектом деятельности в процессе обучения. А для этого нужно, чтобы все стороны учебно–воспитательного процесса, его содержание, организация и методы содействовали такому становлению, были прямо направлены на воспитание ученика - субъекта своей деятельности.

Исторический обзор по теме: «Художественная резьба по дереву».

Деревянные узоры на русских избах как застывшая прекрасная музыка, как песня о любви к родному дому, к отчему краю. Деревянной резьбой украшали карнизы фронтонов, слуховые окна, фризовые доски, наличники и ставни окон, крыльцо, ворота, калитки. Она стала неизменной спутницей архитектуры крестьянского и городского жилища. И сейчас отчётливо видно пристрастие наших предков к украшению своего дома деревянным кружевом. Оно делало его ценным памятником архитектуры, в котором сочетались простота форм, естественность с разнообразием приёмов выполнения различных видов резьбы. И если на севере России художественно-конструктивное решение деревянного убранства отличалось лаконизмом и суровостью, то в Поволжье полёт фантазии художников не сдерживался ничем. Здесь смело, и раскованно использовали весь многовековой опыт народного художественного творчества, заимствования у оригинальной архитектуры. Русский Север и Поволжье - это заповедники резьбы по дереву, музей и мастерская, где любой может полюбоваться и научиться у мастера старинному почётному ремеслу - резьбе по дереву.

Истоки русского народного искусства уходят в далёкое прошлое, обнаруживая, явные языческие корни. В вещественных памятниках древности (и на постройках) есть схематические рисунки, не являющиеся изображениями предметов среды обитания человека. Они часто выглядят как орнамент, но это символы с глубоким смыслом: в дописьменную эпоху ими фиксировались важные знания, понятия, представления о мире.

Славянское язычество заключалось в прославлении жизненных сил природы, плодородия земли, прежде всего.

С годами и веками символический смысл кружков, треугольников, крестов был забыт, и они превратились в орнамент, который передавался из поколения в поколение, освещённый традицией. Можно попытаться и сегодня проникнуть в прошлое, разгадать первоначальный смысл орнамента деревянного узора домов, попытаться стать ближе к предкам. В современном крестьянском искусстве архаические элементы как элементы декора практически утратили заклинательный смысл. Но орнамент мало изменился за века, по-прежнему: зооморфный, антропоморфный, геометрический и растительный.

Резьба по дереву - одна из наиболее распространённых и доступных форм и видов народного орнамента.

Домовая резьба началась, вероятно, с заметки: зарубки топором или условного знака хозяина дома. Со временем эти знаки усложняются структурой своих рядов, фигур, мест, где они размещались на доме. Некоторые заметки-зарубки с самого начала были оберегами-символами надежды на благополучие и охрану домашнего очага от бед и невзгод.

Русское крестьянское жилище сочетало в себе практичность и необыкновенную красоту. Различные архитектурные детали несли определённое утилитарное значение и в то же время играли декоративную роль, выполняя обереговую функцию. Так, например, необходимость закрыть щели, неизбежно возникающие между бревенчатой стеной дома и рамой окна, вызвало появление наличников, которые украшают дом и являются своеобразной границей его с внешним миром. Наличники - это и украшение дома, и его оберег.

Среди элементов народной культуры деревянные резные украшения отличаются огромным многообразием по технике исполнения, сюжетами и композиционным расположением на доме. Русская архитектурная резьба условно делится на: скульптурную; плоскую; рельефную резьбу Поволжья; пропильную.

Скульптурная резьба свойственна северным губерниям: Архангельской, Вологодской, Псковской, Пермской. Концы выступающих брёвен и слег обрабатывались так, что приобретали очертания животных, птиц и прочих фигур. Скульптурная резьба декорировала двускатные кровли русских изб с охлупнем, которому придавали форму конской головы, оленьей с ветвистыми рогами, гуся, лебедя. Двускатные кровли часто имели такую протяжённость, что одного охлупня было недостаточно. На крыши укрепляли два бревна корневищами в противоположные стороны, и каждое получало скульптурную обработку. Один конь глядел на улицу, другой - в лес! Скульптура завершала композицию фасада избы идеально. Коньки плыли над землёй в далёком небе на фоне изменчивых облаков. Древность происхождения мотива парного конька и вообще коня, как оберега, подтверждается археологическими находками. Со временем представления о символическом значении коня слабели и превращались в элемент декора. Конь - охлупень как важный конструктивный и художественный элемент кровли сохраняется и в наши дни. Дань традиции и хорошему вкусу. Водоспуски дома украшались скульптурными изображениями звериных рогов, змееобразных голов и т.д. В Ярославской, Костромской и Нижегородской губерниях не менее распространены изображения птицы - гуся, лебедя, утки. Они символизировали доброе начало. Особенно часты их изображения в наличниках окон. Образы утки, петуха-павлина, курочки - оберег от дурного глаза всех живущих в доме.

Плоская резьба - группа самых распространённых видов резьбы по дереву в 19 веке. У неё много названий и разновидностей: городчатая, долблёная, выемчатая, трёхгранно- выемчатая. В плоской резьбе ритмический геометрический узор часто сочетается со сквозной прорезью, создавая настоящее деревянное кружево! Часто в рисунке повторяется изображение круга с расходящимися от центра лучами, напоминающий диск солнца. Этот мотив мы можем наблюдать в украшении балконов, галерей, крылец, наличников. Сюжеты плоской резьбы 18-19 в.в. учёные связывают с древнейшими языческими верованиями славян и их магическими заклинаниями. Круги, розетки, звёзды, кресты, колёса, ромбы, квадраты служили в древности символами огня и солнца, были сильнейшими оберегами.

Рельефная резьба Поволжья в 19 веке особенно широко применялась в декоре жилищ Верхнего и Среднего Поволжья. Корабельная (барочная), глухая, долотная - это ещё распространённые названия рельефной резьбы Поволжья. Как выразительно точны эти названия! Этот вид резьбы отличается высоким рельефом, узоры преимущественно растительного орнамента. Мужское население Поволжья издавна занималось строительством речных судов - ладей, стругов. Корма богато украшалась резьбой по дереву. Постепенно многие резчики, украшавшие суда, стали применять свои навыки при постройке домов односельчан, получали заказы от горожан. Поэтому не удивительно, что многие мотивы корабельной резьбы постепенно переходили на фасады домов.

Корабельная резьба распространилась во всём Волго-окском междуречье. Коломенский деревянный дворец царя Алексея Михайловича, который строился в 1667-1668 гг., называли "восьмым чудом света". При его украшении резчики по дереву превзошли самих себя. Они украсили кровли, подзоры, крыльца, галереи, переходы, наличники окон тончайшей корабельной резьбой. Жаль, что дворец теперь живёт только в рисунках и наших воспоминаниях о прошлом. На всех этапах развития корабельной резьбы в Поволжье фризовые (лобовые) доски оставались самой важной деталью убранства дома, хотя талант резчика в полной мере раскрывался при исполнении всего комплекса декора жилища. Украшая резьбой наличники, ставни, подзоры народные умельцы использовали различные мотивы родной природы, но и не пренебрегали образами мифических, сказочных существ: русалками, птицами-сиренами с женским лицом и роскошным хвостом павлина, львами с ветвью в лапах. Сирены - полуженщины-полурыбы - мифические существа в резьбе встречаются не только у русских, но и у мордвы. В чувашских сёлах можно встретить даже изображения человеческих фигур. И всё это острым топором и долотом!

К началу 20 века широкое распространение получил самый простой по изготовлению, не требующий современных инструментов, вид резьбы по дереву - сквозная (пропильная) резьба, которая выполняется с помощью пил различной конфигурации по нанесённому по доске рисунку. При определённой сноровке за неделю можно было выполнить декор дома. При сквозной резьбе рисунок (орнамент) стал главным определяющим элементом всей работы, как у мастериц известных на весь мир вологодских кружев.

Виды резьбы по дереву.

Много веков существует резьба по дереву, появляются новые направления, виды и подвиды резьбы, но единой классификации видов резьбы нет. Мы обобщили классические и новые виды резьбы.

Особое место в классификации видов резьбы занимает домовая резьба. В ней практически концентрируются все виды и подвиды резьбы.

Домовая резьба

Истоки возникновения резьбы по дереву прослеживаются с древнейших времён. С развитием Русского государства развивается и искусство резьбы по дереву. Резьбой украшали дворцы, храмы церквей, иконы, дома, деревянные постройки, предметы интерьера, мебель, предметы быта, музыкальные инструменты, игрушки, сувениры, обереги.

Правление Петра 1 оказалось благоприятным для развития резьбы по дереву в России. При Петре 1 кораблестроение получило наибольшее развитие, благо древесина в те далекие времена являлась основным материалом для создания русского флота. Носовые части кораблей украшали фигурами - изображениями зверей и птиц - дракона, слона, головы льва или коня. Эти изображения символизировали мощь, силу и храбрость мореплавателей.

Искусно вырезанная носовая фигура - это не только достойное украшение корабля, но и, как считалось, символ удачи мореплавателей. Такая резьба получила название корабельной или барочной.

«Сойдя на берег» резьба по дереву нашла широкое применение в деревянном зодчестве, изготовлении деревянной утвари, в отделке жилища и различных украшений.

Наибольшее развитие домовая (корабельная) резьба получила в конце 19 - начале 20 века.

При этом резьба не была однотипной, она выполнялась в различной технике - что делало декор украшаемых изделий образней, богаче и живописней.

Пропильная резьба

Во второй половине 20 века в деревянных постройках на селе и в городе большое распространение получила пропильная резьба, выполненная при помощи тонкой пилке для лобзика.

Из всего разнообразия видов резьбы - она самая распространённая и доступная.

Пропильная резьба имеет несколько подвидов: сквозная, накладная, ажурная. Во всех подвидах выпиливают или удаляют фон.

Плосковыемочная резьба и её подвиды

Самой распространённой, доступной, не требующей специальных помещений и больших материальных затрат является плосковыемочная резьба и её подвиды.

Контурная резьба

Само название говорит о том, что в этой технике резьбы выполняется контур, контурный рисунок. Контурная резьба служит для выполнения не строгих геометрических фигур, а свободных узоров, которые как бы рисуются на заготовке режущим инструментом. При этом могут применяться различные линии: прямые, кривые – произвольной кривизны, волнистые, спиралевидные и т.д. (рис.6).

Геометрическая резьба.

Геометрическая резьба – основной подвид плосковыемочной резьбы, в основе которой лежат две составляющие – плоскость и выемка, сделанная на ней. Геометрической она называется потому, что в основе её лежат всевозможные геометрические элементы – треугольники, многоугольники, окружности, ромбы, квадраты, овалы. Комбинируя простейшие геометрические фигуры, можно получить удивительный узор, где каждый элемент, каждый штрих точно нарисован.

Из геометрических фигур формируются сложные элементы резьбы: лесенки, витейки, бусины, змейки, сияния, сколыши, разнообразные сочетания которых друг с другом создают мотивы геометрической резьбы,а комбинация мотивов образует геометрический орнамент.

Скобчатая резьба.

В основе скобчатой резьбы лежит скобчатая выемка или скобчатая порезка, по форме напоминающая ноготок. Поэтому скобчатую резьбу часто называют ноготковой. Скобчатая резьба является разновидностью плосковыемочной резьбы и в сочетании с другими видами резьбы применяется при украшении шкатулок, разделочных досок, декоративных панно, хозяйственных лопаточек.

Морщинистая резьба.

Морщинистая резьба применяется для отделки и украшения элементов плосковыемочной резьбы. Особенностью этой резьбы является украшение поверхности изделия выполненного мотива морщинками-лучами. Каждый лучик представляет собой остроугольный желобок, получивший начало от центровой точки. От центра желобок плавно переходит в расширенную морщинку, достигающую наибольшей ширины и глубины внешнего конца луча.

Есть путь в бессмертие для деревянной резьбы: сохранить мастерство, опыт, приёмы резьбы. Научить молодых резать по дереву. В сёлах и городах. Ведь строят же из дерева, из брёвен дома. Это в традициях русских - строить из дерева, резать кружева по дереву, украшать свои дома резными наличниками, крылечками. Народное творчество - это истинная ценность. Резьба по дереву - его неотъемлемая часть. Русские не должны забыть, как резать по дереву. Создавать красоту своими руками - в крови нашего народа-умельца.

Учебная программа дополнительного образования

«Художественная обработка древесины»

Пояснительная записка

В настоящее время актуальной стала проблема сохранения культурной и исторической самобытности России, национальных традиций, незыблемых нравственных ценностей народа. Декоративно-прикладное творчество органично вошло в современный быт и продолжает развиваться, сохраняя национальные традиции в целостности. Оно содержит в себе огромный потенциал для освоения культурного наследия, так как донесло до сегодняшнего дня практически в неискаженном виде характер духовно-художественного постижения мира.

Декоративно-прикладное творчество является традиционным в любой стране мира. Предметная среда окружает человека постоянно, она влияет на подсознание, позитивно и негативно формируя его чувства и эмоции, манеру поведения и общения. Значит, и декоративно-прикладное творчество вносит свою лепту в духовное развитие человека – через созидательную, эстетически значимую творческую деятельность.

Резьба по дереву - это изображение, рисунок или узор, выполнение на деревянных изделиях. Резьба по дереву является одним из видов монументально-декоративного искусства и применяется для отделки и украшения интерьеров общественных зданий и архитектурных сооружений. Резьбу используют также для украшения предметов декоративно-прикладного искусства: мебели, музыкальных инструментов, оружия.

Резные работы по дереву - национальный вид искусства у многих народов России. Издавна русский крестьянин, справив избу и закончив полевые работы, в бесконечные осенние и зимние вечера принимался за художества - резьбу по дереву.

На изучение резьбы по дереву в школьных программах на уроках технологии включен лишь ознакомительный раздел. Программа «Художественная обработка древесины» ориентирована не только на расширение уровня грамотности учащихся в области декоративно-прикладного творчества, развитие эстетического вкуса, но и на создание произведений, отражающих творческую индивидуальность, духовный мир детей и подростков.

Особенностью данной программы является сочетание традиционной техники резьбы по дереву с современными видами графического изображения, используемыми в качестве активизации индивидуальной творческой деятельности учащихся.

Дополнительная образовательная программа "Художественная обработка древесины”, являясь прикладной, носит практико-ориентированный характер и направлена на овладение учащимися основными приёмами резьбы по дереву. Обучение данной программе создаёт благоприятные условия для интеллектуального и духовного воспитания личности ребенка, социально-культурного и профессионального самоопределения, развития познавательной активности и творческой самореализации учащихся.

Новизна данной программы заключается в объединении традиций русского народа в изготовлении декоративно-прикладных изделий из древесины и реализации творческой индивидуальности каждого обучающегося; в программе рассмотрены все элементы резьбы по дереву, начиная с формирования художественного образа прикладного изделия из природного материала и заканчивая его представлением на выставках.

Цель программы: научить изготовлению плоскостных изделий из древесины с использованием техник прорезной, геометрической, плоскорельефной резьбы.

I. Познавательные.

Образовательные:

Формировать пространственное представление, художественно – образное восприятие действительности; Научить познавать и использовать красоту и свойства древесины для создания художественных образов и предметов быта; Освоить основы технологии и технику безопасности ручной обработки древесины; Изучить технологию работы лобзиком; Научить работать различными инструментами, приспособлениями;

плетение», «петельное плетение».

Воспитательные:

Прививать любовь к народным традициям, к истории родного края; Пробуждать интерес к русскому народному творчеству и к новым, современным направлениям народного творчества; Развивать терпение, настойчивость, трудолюбие; Сформировать навыки работы в творческом разновозрастном коллективе. Умение экономично относиться к используемым материалам.

Развивающие:

Развивать художественно – творческие способности учащихся; Развить способности работы с инструментом, объемное видение предметов, развить руки, как важнейшее средство общения человека с окружающим миром; Развивать фантазию, память, эмоционально – эстетическое отношение к предметам и явлениям действительности;

II. Методические:

Использование на занятиях ИКТ применение презентаций на занятиях: История развития резьбы по дереву; Виды резьбы по дереву; Техника безопасности при резьбе по дереву. Инструменты (резец по дереву) и принадлежности (заготовки).

III. Организационные:

Приобретение необходимых инструментов и материалов для занятий с помощью родителей.

Результаты обучения

Учащиеся должны знать:

Принципы организации рабочего места и основные правила техники безопасности; Основные понятия графики, графического изображения (чертёж, эскиз, технический рисунок); Физико-механические, технологические, энергетические, экологические свойства материалов; Способы разметки по шаблону и чертежу; Принцип подбора столярного инструмента - по назначению, по виду деятельности, по свойствам материалов; Иметь понятие о конструировании и моделировании; Способы отделки древесины - грунтовка, шлифование, окраска, лакирование, полирование; Основные сведения о видах художественной обработки дерева на территории родного края, их характерные особенности; Основы композиции: основные принципы декоративного оформления плоскости;

Учащиеся научатся:

Рационально организовывать рабочее место. Соблюдать правила техники безопасности; Уметь читать и выполнять чертежи, эскизы, технические рисунки; Определять породу и пороки древесины по её внешнему виду; Производить разметку заготовки по шаблону и чертежу; Выполнять простейшие столярные операции; Производить отделку столярных изделий с учётом дизайна; Самостоятельно разрабатывать композиции для выпиливания, вырезания резьбы и выполнять их; Экономно расходовать материалы; Изготовлять:

Кухонные доски, подставки,

Объёмные корзинки, полочки,

Фоторамки,

Стенды.

Учащиеся получат возможность научиться:

Навыки работы с древесиной. Умение самостоятельно различать породу древесины. Умение самостоятельно разбираться и составлять чертежи изделий.

Система оценивания

По результатам обучения учащиеся получают зачет. Условия получения зачета.

Требование к зачету:

Изготовление образца (кухонная доска). Контроль теоретических знаний в виде ответов на вопросы в письменной форме. Содержательная часть.

Учебно-тематический план

Тема 1. Основные сведения о древесине и её свойствах

Знакомство с природной текстурой древесины (срез в трёх направлениях). Значение расположения и характера расположения волокон древесины при создании резьбы. Свойства хвойных и лиственных пород древесины по твёрдости. Недостатки древесины. Влажность и сушка.

Тема 2. Инструменты для резьбы по дереву. Рабочее место резчика по дереву и его оборудование.

Подготовка рабочего места резчика в зависимости от характера выполняемых работ. Про инструменты подробнее Демонстрация инструментов для резьбы по дереву, Правила безопасного пользования инструментами. Правила техники безопасности при работе с режущими инструментами.

Тема 3. Художественные и технические приёмы геометрической резьбы по дереву.

Виды художественных изделий из дерева, украшенных геометрической резьбой. Демонстрация образцов народного искусства. Приемы резьбы.

Практическая работа: Начальные приёмы геометрической резьбы. Приёмы резьбы параллельных линий вдоль волокон. Приёмы резьбы «сетки». Приёмы резьбы «шашек».

Тема 4. Создание несложных композиций узоров геометрической резьбы

Понятие о композиции (ритм, симметрия, выявление центра) в резьбе наличников окон, в украшении бытовой утвари.

Про композицию в геометрической резьбе

Практическая работа: Создание эскизов геометрических узоров для оформления кухонной доски. Перевод узоров геометрического орнамента на поверхность изделий из дерева при помощи копировальной бумаги, карандаша.

Тема 5. Выполнение узоров геометрической резьбы на изделиях из дерева.

Создание геометрического орнамента для выполнения композиции.

Практическая работа: Выполнение творческой работы в технике геометрической резьбы орнаментальных композиций на кухонной доске.

Контрольная работа:2 формы теория и практика

Методическая часть.

Курс рассчитан для учащихся 5-11 классов, срок изучения -36 часов, по 1 часу в неделю.

Формы организации учебных занятий:

Фронтальная: используется при объяснении теоретического материала.

Индивидуальная. Используется учениками при выполнении практических заданий.

Методы и приёмы обучения:

Словесный. Используется при объяснении учащимся нового материала.

Наглядный. Используется педагогом при показе и объяснении на примере готовых изделий и схем.

Практический. Используется при выполнении изделий и закреплении полученных знаний.

Формы проведения учебных занятий:

Практическая работа. Используется детьми при выполнении изделий из древесины. Предназначена для углублённого изучения курса.

Лекция. Используется для направления на первичное овладение знаний о техниках резьбы по дереву.

Беседа. Используется для выявления уровня знаний по курсу «Художественная обработка древесины».

Инструктаж. Используется при объяснении техники безопасности.

Материально-техническое обеспечение дисциплины: Учебный кабинет с партами (20шт), проектор (1шт), экран для проектора (1шт). Раздаточный материал с графическим пояснением теоретических сведений: чертежи, схемы (кухонной доски). - Презентации