Проблема готовность к выбору профессии. Развитие психологической готовности к выбору профессии у старшеклассников средствами профориентационного практикума

УДК 159.922

ФОРМИРОВАНИЕ ЛИЧНОСТНОЙ ГОТОВНОСТИ К ВЫБОРУ ПРОФЕССИИ У ДЕВИАНТНЫХ ПОДРОСТКОВ

© Лариса Юрьевна ПРОСКУРЯКОВА

Тамбовский государственный университет им. Г.Р. Державина, г. Тамбов, Российская Федерация, аспирант кафедры социальной психологии; Центр внешкольной работы, г. Тамбов, Российская Федерация, педагог-психолог, e-mail: [email protected]

В статье рассматривается проблема готовности к профессиональному самоопределению подростков с девиантным поведением, обусловленным их социально-педагогической запущенностью. В ней приводятся результаты эмпирического исследования, показывающие, что подростки, отличающиеся социально-педагогической запущенностью, не готовы к адекватному осознанному выбору будущей профессии, что такие подростки нуждаются в психолого-педагогической помощи, направленной на преодоление девиантности их поведения и формирование готовности к профессиональному самоопределению. Анализируется эффективность разработанной автором программы коррекционной работы с девиантными подростками.

Ключевые слова: девиантность; готовность к выбору профессии; социально-педагогическая запущенность; профессиональное самоопределение.

В настоящее время актуальной задачей практической работы специалистов системы дополнительного образования является решение вопросов оказания помощи детям из семей, находящихся в трудной жизненной ситуации, с целью профилактики и преодоления девиантного поведения, обеспечения их адекватной социализации. Такая помощь нужна и в такой важной сфере социальной адаптации, как выбор профессии.

Проблема психолого-акмеологической

поддержки в профессиональном самоопределении приобретает особую актуальность при работе с социально и педагогически запущенными подростками. В практике своей работы с такими подростками мы столкнулись с проблемой неумения молодых людей планировать свою профессиональную карьеру, незнания ими основных принципов выбора будущей профессиональной деятельности.

Юношеский возраст вообще и подростковый возраст, в особенности, представляют собой группу риска. В этой связи особое внимание уделяется поведению подростков, склонных к девиантному поведению, их психологическим особенностям. Преодоление социальной дезадаптации детей и подростков возможно только в условиях специально организованного комплекса мер учебновоспитательного характера.

Цель нашего исследования состояла в том, чтобы разработать и опробовать программу профориентационной работы с под-

ростками, склонными к девиантному поведению. На начальном этапе исследования мы выявили подростков, которые могут быть отнесены к группе риска по признакам, свидетельствующим об их склонности к девиантному поведению. Испытуемыми в нашем исследовании выступили 90 подростков, посещающих подростковые клубы г. Тамбова. Изучение подростков осуществлялось с помощью методики, выявляющей детей группы риска по таким показателям, как отношения в семье, агрессивность, недоверие к людям, неуверенность в себе, а также по наличию у них четырех типов акцентуаций характера: гипертимного, истероидного, шизоидного и эмоционально-лобильного. Полученные результаты представлены в табл. 1, в которой указаны количество и процент подростков с высокими показателями риска.

Данные табл. 1 показывают следующее.

По шкале отношения в семье высокие баллы получили 30 подростков. Это свидетельствует о том, что у 33 % обследованных подростков наблюдаются нарушения внутрисемейных отношений. Эти нарушения могут быть обусловлены напряженной ситуацией в семье, родительской неприязнью к подростку, необоснованными ограничениями и требованиями дисциплины без чувства родительской любви, страхом перед родителями и т. п. Они оказывают негативное воздействие на состояние подростка, вызывая у него дистресс. Когда напряжение, вызванное не-

удовлетворенностью отношений в семье, продолжается слишком долго, оно может оказать сильное разрушающее воздействие на здоровье детей и подростков.

По шкале агрессивность высокие баллы получили 33 подростка, что составляет 37 % от общего количества испытуемых. Высокие баллы по этой шкале свидетельствуют о повышенной враждебности, задиристости, грубости. Агрессия может выражаться и в скрытых формах - недоброжелательности и озлобленности. Повышенная агрессивность часто сопровождается повышенной склонностью к риску и является неотъемлемой чертой характера детей и подростков группы риска.

По шкале недоверие к людям высокие баллы показали 39 (43 %) подростков. Высокие баллы по этой шкале говорят о сильно выраженном недоверии к окружающим людям, подозрительности, враждебности. Такие дети и подростки часто бывают пассивными и застенчивыми в общении со сверстниками из-за боязни быть отвергнутыми. Обычно это сопровождается коммуникативной некомпетентностью, неумением устанавливать дружеские взаимоотношения с другими людьми.

По шкале неуверенности в себе высокие баллы у 47 (57 %) подростков. Высокие баллы по этой шкале свидетельствуют о высокой тревожности, неуверенности личности в себе, и возможно, также - о наличии комплекса неполноценности, низкой самооценки. Эти качества личности также являются благодатной почвой для различных расстройств в поведении, а дети и подростки,

имеющие высокие оценки по этой шкале, могут быть отнесены к группе риска.

По шкале акцентуаций характера картина наличия риска возникновения девиантного поведения выглядит следующим образом. Высокие баллы по гипертимному типу акцентуации показал 21 подросток, что составляет 23 % от общего количества обследованных подростков, по истероидному типу таких подростков было 11 человек (12 %), по шизоидному типу - 15 подростков (17 %) и эмоционально-лабильному типу - 37 подростков (41 %).

Из приведенных в табл. 1 данных видно, что в изучаемой группе подростков наиболее распространенными факторами риска девиантного поведения являются: неуверенности в себе (52 %), недоверие к людям (43 %), эмоционально-лабильный тип акцентуации характера (41 %), агрессивность (37 %), отношения в семье (33 %). Наименее значимыми факторами риска выступают такие акцентуации характера, как истероидный тип (12 %), шизоидный тип (17 %) и гипертим-ный тип (23 %).

После оценки степени риска девиантного поведения, с подростками была проведена работа по профориентационной программе, включающей блок, направленный на предупреждение девиантного поведения. Результаты такого экспериментального воздействия на испытуемых были оценены путем повторной оценки показателей риска девиантного поведения. Полученные результаты отражены в табл. 1, а также на диаграмме (рис. 1).

Таблица 1

Наличие показателей риска девиантного поведения у подростков

№ п.п. Показатель риска девиантного поведения Кол-во испыт. % испыт.

1. Отношения в семье 30 33

2. Агрессивность 33 37

3. Недоверие к людям 39 43

4. Неуверенности в себе 47 52

5. Гипертимный тип акцентуации 21 23

6. Истероидный тип акцентуации 11 12

7. Шизоидный тип акцентуации 15 17

8. Эмоционально-лабильный тип акцентуации 37 41

■до эксперимента □ после эксперимента

Рис. 1. Изменение показателей риска девиантного поведения в результате экспериментального воздействия

Если в начале эксперимента 76 % обследованных детей относилось к группе риска, то после завершения эксперимента количество таких детей стало гораздо меньше и составило всего 36 %. При этом изменения произошли по всем показателям риска девиантного поведения. Это говорит о результативности работы с подростками, проведенной по разработанной программе в подростковых клубах по месту жительства.

Являясь неотъемлемой частью личностного развития, профессиональное самоопределение происходит под воздействием ряда внутренних (личностных) и внешних (социальных) факторов. Поэтому у подростков, склонных к девиантному поведению, процесс профессионального самоопределения существенно затруднен в силу дисгармонии личностного развития и неблагоприятного влияния социальных факторов . Таким образом, данной категории молодых людей требуется профессиональная помощь при решении вопросов профессионального выбора. В противном случае процесс социализации подростка и его будущей интеграции в мир взрослых может пройти неудачно, что приведет к нравственно-моральной деградации личности, которая будет представлять угрозу обществу.

С целью определения уровня деформации и характера дисгармоний различных сторон, качеств и свойств личности, выявления путей и способов их профилактики и коррекции, прогнозирования дальнейшего развития подростков нами было также проведено обследование подростков, посещающих подростковые клубы, с помощью методики Р.В. Овчаровой «Комплексная экспресс-диагностика социально-педагогической запущенности детей» . По результатам обследования было выявлено следующее. Из общего числа обследованных подростков (90 человек) 90 % социально не приспособлены, 45 % имеют неадекватную самооценку и уровень притязаний, что указывает на нарушения в формировании самосознания подростков, на их социально-педагогическую запущенность. Далее было установлено, что 52 % подростков нуждаются в признании; 74 % отличаются низкой коммуникативной активностью и неудовлетворенной потребностью в общении; 39 % имеют низкий социальный статус и отвергаются окружающими.

74 % обследованных подростков имеет проявления социальной неадекватности, связанной со слабой социальной рефлексией, а остальные 26 % демонстрируют способы защитно-компенсаторного поведения социально отверженного ребенка.

Данные по шкале общей тревожности демонстрируют высокую семейную тревожность ребенка по всем 10 утверждениям шкалы. Высокий балл общей тревожности указывает на отвержение запущенного ребенка референтными общностями, его социальную дезадаптацию.

Результаты, полученные по шкале «воспитательный микросоциум семьи», показывают, что у большинства подростков наблюдаются неблагоприятная семейная и школьная атмосфера, отвержение запущенного ребенка педагогами и родителями, авторитар-но-гиперсоциализированный тип отношений к ребенку, сдерживающий его активность и самовыражение. Общее высокое количество баллов по шкале диагностирует неблагопри-ятность социально-педагогической ситуации развития ребенка.

Таким образом, у большинства подростков диагностируется социально-педагогическая запущенность. При легкой степени запущенности число совпадений составляет 10-25 %, при выраженной степени - 25-50 %, при высокой - 50 % и более.

Таким образом, результаты изучения социально-педагогической запущенности подростков, посещающих подростковые клубы, показывают, что большая часть подростков нуждается в психолого-педагогической помощи. В том числе эта помощь должна быть направлена на оказание им психолого-педа-гогической поддержки в профессиональном самоопределении. В связи с этим нами разработана и апробирована программа психо-лого-акмеологического сопровождения в профессиональном самоопределении подростков с девиантным поведением «Дорогу осилит идущий». Выбор профессии у подростка с девиантным поведением чаще всего ограничен низким уровнем его знаний и социальной дезадаптацией. В свою очередь, отсутствие возможности выбора приводит к нежеланию совершать профессиональный выбор в качестве защитной реакции. Далее процесс развивается в режиме положительной обратной связи: у подростка формируется устойчивое нежелание совершать такой выбор. Это нежелание воспринимается окружающими как асоциальное проявление, порождающее у них раздражение и агрессию и ответную реакцию того же содержания со стороны подростка. Но хуже всего то, что

раздражение эти подростки вызывают и у своих родителей. Поэтому задача психолога состоит, прежде всего, в снижении этого взаимного раздражения и его последствий .

Часто подростки считают, что работать можно и нужно только кем-то «главным», получая деньги исключительно за присутствие на рабочем месте. Конечно, такие представления - следствие ошибок, допущенных в их воспитании. Поэтому следует довести до сведения подростка, что работа должна соответствовать возможностям человека и что чем выше его должность и зарплата, тем больше у него ответственности. Кроме того, важно объяснить, что речь о престижности работы может идти только тогда, когда у человека есть выбор на основе реальных физических и интеллектуальных возможностей. Если же в силу плохой успеваемости и других причин выбор ограничен, то руководствоваться следует соображениями моральной и эмоциональной приемлемости работы в рамках существующих возможностей.

Побудить «трудных» подростков к тому, чтобы они в письменном виде изложили свои профессиональные намерения, интересы, практически невозможно. Поэтому так важно проводить с ними систематические беседы, тренинги, предоставляя им возможность высказать свои мысли по этому поводу.

В результате проведенного исследования мы пришли к следующим выводам:

Подростки, посещающие подростковые клубы, отличаются наличием педагогической и социальной запущенности;

Наличие педагогической и социальной запущенности сопровождается риском возникновения у подростков девиантного поведения и низким уровнем развития готовности к адекватному осознанному выбору профессии;

Подростки с девиантным поведением не могут самостоятельно определиться в профессиональной сфере.

Проведенные опросы показали разбросанность интересов детей. Часто мотивом выбора той или иной профессии является ее престижность, хорошая заработная плата, что было показано в нашем совместном с Б.И. Тенюшевым исследовании . Лишь только после специально проведенных занятий юноши и девушки смогли сделать осознанный выбор в пользу определенной про-

фессии. Проведенная в процессе работы методика «Профиль» (модификация методики Карта А. Голомштока) показала, что профессиональные интересы в большинстве случаев не совпадают со склонностями у 72 % подростков. Это, в свою очередь, указывает на преобладание внешних факторов выбора профессии над внутренними. В ходе работы по программе у подростков сформировалось знание о рынке востребованных профессий и мотивация к осознанному выбору профессии.

Исходя из полученных данных, можно констатировать, что выбор профессии у испытуемых на завершающем этапе эксперимента носит неслучайный характер. При выборе профессии учащиеся руководствуются знаниями ее особенностей, условиями труда и средствами.

Результаты проведенного нами исследования подтвердили связь сознательного выбора профессии и личностного развития подростка с девиантным поведением. Юноши и девушки, сделавшие свой определенный профессиональный выбор и уверенные в его правильности, более осведомлены о выбранной профессии, лучше успевают в учебной деятельности, воспринимаются учителями как более зрелые личности по сравнению с теми, кто еще профессионально не определился. После завершения работы по программе выбор старшими подростками своего профессионального пути делается более самостоятельно, без заметного влияния значимых людей, окружающих их (родителей, учителей, одноклассников и друзей и др.).

Программа психолого-акмеологического сопровождения направлена на профессиональное самоопределение, которое начинает занимать одно из ведущих мест в структуре самосознания подростков, а учебная деятельность в результате приобретает нацеленность на будущее и обусловливается профессиональной ориентацией.

Количественный анализ результатов показывает, что после формирующего эксперимента происходили изменения в профессиональных предпочтениях при выборе профессии, т. е. можно говорить о начале формирования внутреннего плана самоопределения. Таким образом, психолого-акмеологи-ческая помощь подросткам с девиантным поведением способствует повышению готовности учащихся к профессиональному само-

определению, появлению мотивов выбора профессии, устойчивых профессиональных интересов, адекватной самооценки и волевой активности в профессиональном самоопределении.

Психолого-акмеологическое сопровождение подростков с девиантным поведением в профессиональном самоопределении эффективно, если:

Изучена система поддержки девиантных подростков;

Разработана концептуальная схема психолого-акмеологической поддержки девиантных подростков в профессиональном самоопределении;

Разработана технология психолого-акмеологической поддержки в профессиональном самоопределении девиантных подростков;

Разработаны критерии и показатели профессионального самоопределения девиантных подростков;

Определены условия психолого-акмео-логической поддержки девиантных подростков в профессиональном самоопределении;

Разработана программа психолого-акмеологической поддержки девиантных подростков в профессиональном самоопределении.

1. Сергеева В.П. Социально-педагогическое сопровождение каждого учащегося в деятельности классного руководителя // Классный руководитель. 2008. № 5. С. 53-66.

2. Перешеина Н.В., Заостровцева М.Н. Девиантный школьник: профилактика и коррекция отклонений. М., 2006.

3. Научно-методическое проектирование социально-педагогического сопровождения каждого учащегося в деятельности классных руководителей образовательных учреждений / сост. В.И. Сергеева, О.А. Нестерова. М., 2009.

4. Тенюшев Б.И., Проскурякова Л.Ю. Особенности мотивационной готовности подростков к выбору профессии // 15 Державинские чтения. Академия психологии и управления: материалы Общероссийской научной конференции. Февр. 2010 г. / отв. ред. Е.А. Уваров. Тамбов, 2010.

Поступила в редакцию 8.12.2011 г.

FORMATION OF PERSONAL PREPAREDNESS FOR CHOICE OF PROFESSION IN DEVIANT ADOLESCENTS Larisa Yuryevna PROSKURYAKOVA, Tambov State University named after G.R. Derzhavin, Tambov, Russian Federation, Post-graduate Student of Social Psychology Department; Center Of Extracurricular Activities, Tambov, Russian Federation, teacher-psychologist, e-mail: [email protected]

In the article consider the problem of preparedness for professional self-determination of adolescents with behavioral problems stemming from their social and educational neglect. It presents the results of empirical research showing that adolescents, characterized by social and educational neglect, are not prepared to adequately informed choice of future profession, such that adolescents need psychological and pedagogical assistance aimed at overcoming the deviancy of their behavior and the formation of readiness for professional self-determination. The effectiveness of programs developed by the author of remedial work with deviant adolescents analyzed.

Key words: deviance; commitment to choice of profession; social and educational neglect; professional selfdetermination.

Проблема выбора профессионального и жизненного пути встает перед старшеклассником в том возрасте, когда он до конца не осознает всех отдаленных последовательных жизненных выборов, связанных с процессом дальнейшей учебы, работы и профессиональным ростом. Старший школьный возраст, согласно результатам исследований отечественных ученых (А.Е. Голомшток, С.Б. Елканов, Д.И. Фельдштейн), является периодом определения и уточнения своего социально-профессионального статуса. Первое, очень важное и самостоятельное решение, касающееся осуществления выбора своей будущей профессии, старшеклассникам приходится принимать, опираясь не на жизненный опыт, а на представления о своем будущем и о будущем общества, в котором им предстоит жить.

Психологические исследования А.М. Кухарчук и А.Б. Ценципер свидетельствуют о том, что в процентном соотношении старшеклассники выпускаются из средних общеобразовательных школ с недостаточно сформированной психологической готовностью к выбору профессии. Это свидетельствует о том, что учащиеся не могут представить свою профессиональную карьеру, а также не могут адекватно оценить свою собственную профессиональную перспективу. Возникновение данной ситуации Е.Р. Ярская-Смирнова и Г.Г. Карпова связывают с низкой психологической готовностью к выбору профессии у старшеклассников. Они указывают на то, что в современном мире человек испытывает страх перед самостоятельными решениями и именно поэтому хочет максимально «отодвинуть» время взросления, оставаясь в состоянии, когда не нужно брать на себя ответственность. Другой причиной, по мнению А.П. Чернявской, является отсутствие у старшеклассников опыта в планировании своего времени и деятельности, а также умения прогнозировать собственное профессиональное развитие самостоятельно, без посторонней помощи. Ещё одной причиной является недостаточная профориентационная работа по данной проблеме в общеобразовательных школах, т.е. такая работа ведётся, но она является несистематизированной и непоследовательной, что приводит к малоэффективным результатам.

В психолого-педагогических исследованиях представлен теоретический анализ средств формирования и развития психологической готовности к выбору профессии, которые позволяют развивать отдельные компоненты психологической готовности к выбору профессии у старшеклассников. При этом недостаточно изучены возможности применения методических средств, которые способствуют развитию психологической готовности к выбору профессии у старшеклассников как целостного образования.Таким образом, психологическая готовность к выбору профессии является одним из центральных личностных новообразований старшеклассников, но в реальной практике получения основного общего образования уделяется недостаточное внимание исследованию средств ее формирования и развития.

Целью нашего исследования является разработка и апробация программы развития психологической готовности к выбору профессии у старшеклассников средствами профориентационного практикума.

Объектом исследования выступает психологическая готовность к выбору профессии у старшеклассников.

Предметом исследования является прфориентационный практикум как средство развития психологической готовности к выбору профессии у старшеклассников.

Гипотеза исследования: если в профориентационный практикум по развитию психологической готовности к выбору профессии у старшеклассников включить комплекс методических средств (диагностико-консультационных, информационных, развивающих и активизирующих), то он будет способствовать развитию психологической готовности к выбору профессии у старшеклассников как целостного образования.

Исследованием психологической готовности к различным видам деятельности занимались многие исследователи. В работах Л.С. Нестерян, В.Н. Пушкина, Е.П. Ильина психологическая готовность рассматривается как психическое состояние, которое способствует эффективности деятельности и достижению качественного результата. В работах А.Ц. Пуни, В.Ф. Сафина, Б.Г. Ананьева психологическая готовность определяется как психическое состояние, которое зависит от личностных свойств и качеств, а также специфики предстоящей деятельности. В исследованиях Н.И. Дьяченко, А.А. Кандыбович, К.М. Дурай-Новаковой психологическая готовность понимается как сложное и целенаправленное проявление личности.

Исследованием психологической готовности к выбору профессии занимались Н.С. Пряжников, И.В. Дубровина, В.И. Байденко, А.П. Чернявская, С.Н. Чистякова. В работах исследователей анализируются: структура психологической готовности к выбору профессии у старшеклассников и трудности, с которыми сталкиваются учащиеся при выборе своего профессионального пути.

В своем исследовании мы будем опираться на положения личностно-деятельностного подхода, в котором под психологической готовностью мы будем понимать целостное личностное образование, характеризующееся активной целенаправленностью личности старшеклассника на процесс выбора профессии, эмоциональной окрашенностью и вовлеченностью в данный процесс, а также умении планировать и адекватно оценивать собственную профессиональную перспективу.

А.П. Чернявская выделяет пять взаимосвязанных компонентов психологической готовности к выбору профессии: автономность, планирование, принятие решения, информированность и эмоциональное отношение. Автономность предполагает самостоятельную активную и ответственную позицию по отношению к процессу выбора профессии, а также независимость от окружающих, умение выделять свои собственные профессиональные приоритеты. Планирование предполагает умение строить план своего профессионального развития, различные варианты по достижению профессиональных целей. Информированность предполагает, что старшеклассники обладают информацией о мире профессий в целом и информацией об отдельных профессиях, а также о своих профессионально важных качествах, необходимых для овладения профессиональной деятельностью в определенной области. Эмоциональное отношение предполагает эмоциональную включенность в процесс выбора профессии, положительно окрашенное отношение к этому процессу, а также готовность старшеклассников быть субъектами труда. Принятие решения предполагает, что старшеклассники уже определились с профессией, они решительно настроены на её освоение, способны планировать своё профессиональное будущее в её рамках.

Типичными ошибками при выборе профессии являются: ориентация подростка сразу на профессию высшей квалификации; пренебрежение к профессиям, которые являются не престижными; отсутствие своего мнения в выборе профессии и принятие решения, не по собственной воле; перенос отношения к учебному предмету на профессию, связанную с этим учебным предметом; выбор профессии, связанный с выбором данной профессии друзьями.

Психологическая готовность к выбору профессии у старшеклассников развивается при использовании: информационных, развивающих, диагностико-консультативных, активизирующих средств (табл. 1).

Таблица 1.
Направления, рассматривающие методические средства развития психологической готовности
к выбору профессии у старшеклассников

Направления психологической помощи

Методические средства развития психологической готовности к выбору профессии у старшеклассников

Информационное (информационные

методические средства)

1. Образовательные выставки, дни открытых дверей,

ярмарки вакансий, встречи со специалистами,

семинары.

2. Просмотр и обсуждение телевизионных передач, экскурсии на предприятия и в учебные заведения.

3. Информационные уроки для учащихся и уроки в учебных мастерских.

Диагностико-консультационное (диагностико-консультационные методические средства)

1. Беседа, анкетирование.

2. Анализ результатов деятельности.

3. Метод экспертов и метод обобщения независимых характеристик.

Развивающее (развивающие методические

средства)

1. Тренинги и мастер-классы.

2. Деловые игры.

3. Психотехнические упражнения, развивающиенавыки саморегуляции.

4. Резюме, самопрезентации.

Активизирующее (активизирующие методические средства)

1. Карточные информационно-поисковые игры.

2. Активизирующие профориентационные опросники.

3. Игровые профориентационные упражнения.

4. Бланковые карточные методики.

5. Бланковые игры с классом.

6. Ценностно-смыловые методики.

Комплексное использование в профориентационной работе со старшеклассниками данных методических средств способствует развитию психологической готовности к выбору профессии у старшеклассников как целостного образования.

Для изучения и развития психологической готовности к выбору профессии у старшеклассников нами было проведено исследование в логике формирующего эксперимента. Исследование проводилось на базе МОБУ «Физико-математический лицей» г.Оренбурга. В исследовании приняли участие 40 учащихся 11 «А» и «Б» класса. Все респонденты - старшеклассники в возрасте 17-18 лет. Из них 20 девушек и 20 юношей.

Экспериментальное исследование проводилось в несколько этапов.

1-й этап - подготовительный. На данном этапе определялись цели и задачи исследования, проводился анализ психолого-педагогических исследований по исследуемой проблеме, осуществлялся выбор и описание необходимого диагностического инструментария.

2-й этап - констатирующий. На этом этапе проводилась первичная диагностика компонентов и общего уровня развития психологической готовности к выбору профессии у старшеклассников, осуществлялась обработка и анализ полученных данных.

3-й этап - формирующий. На данном этапе был разработан и апробирован проект профориентационного практикума по развитию психологической готовности к выбору профессии у старшеклассников.

4-й этап - контрольный. Целью данного этапа являлась оценка результативности разработанной и апробированной программы профориентационного практикума, направленного на развитие психологической готовности к выбору профессии у старшеклассников. На данном этапе осуществлялась обработка, анализ, сравнение и обобщение результатов контрольного диагностического среза.

Зависимая переменная - развитие психологической готовности к выбору профессии. Независимая переменная - профориентационный практикум.

Для достижения целей и задач нами была реализована формирующая стратегия, в рамках которой мы применили следующие методы:

1. Метод опроса. Опрос - это психологический вербально-коммуникативный метод, заключающийся в осуществлении взаимодействия между интервьюером и респондентами посредством получения от субъекта ответов на заранее сформулированные вопросы. Иными словами, опрос представляет собой общение интервьюера и респондента, в котором инструментом выступает заранее сформулированный вопрос.

Метод опроса является весьма распространенным методом в социально-психологических исследованиях. Существуют несколько вариантов опроса, и каждый из них имеет свои преимущества и недостатки. Различают опрос устный и письменный, в нашем исследовании мы использовали вариант письменного опроса. Достоинствами метода письменного опроса являются процедуры регистрации и обработки данных, четкая формализация оценивания. Основным недостатком данной диагностической процедуры является возможность фальсификации результатов. Проблемы, связанные со снижением достоверности полученных данных, возникают в силу влияния факторов, имеющих установочную природу, и различий в понимании вопросов обследуемых.

2. Тестирование - это система заданий, позволяющих измерить уровень развития определенного психического процесса или свойств личности. Применяется в научно-исследовательских и практических целях. В настоящее время психологический тест рассматривается как специализированный метод психодиагностического исследования, применяя который можно получить точную количественную и качественную характеристику изучаемого явления. Достоинства психологического тестирования как метода исследования заключаются в его большей объективности по сравнению с другими методами (наблюдение, беседа, проективные тесты), также в возможности его повторного проведения, в наличии четких критериев фиксации и обработки данных. Ограничения психологического тестирования проявляются в однонаправленности измерения, отсутствии целостного представления об испытуемом.

3. Методы статистической обработки.

Интервальная шкала - это шкала, классифицирующая по принципу «больше на определенное количество единиц - меньше на определенное количество единиц». Каждое из возможных значений признака отстает от другого на равное расстояние. Р.Б. Кеттелл предложил шкалу стенов - «стандартной десятки». Среднее арифметическое значение в «сырых» баллах принимается за точку отсчета. Вправо и влево отмеряются интервалы, равные ½ стандартного отклонения.

Непараметрический критерий U-Манна-Уитни. Критерий применяется для оценки значимости различий контрольной и экспериментальной групп по измеряемым признакам на констатирующем и контрольном этапах эксперимента;

Непараметрический Т-критерий Вилкоксона. Критерий применяется для оценки значимости изменений внутри контрольной и экспериментальной групп после реализации профориентационного практикума по развитию психологической готовности к выбору профессии у старшеклассников.

В своем исследовании мы использовали следующие методики:

1. «Опросник для выявления готовности к выбору профессии» В.Б. Успенского. Данный опросник предназначен для выявление общего уровня психологической готовности к выбору профессии у старшеклассников (неготовность, низкая готовность, средняя готовность, высокая готовность). Опросник состоит из 23 утверждений, на которые необходимо ответить «да» или «нет». Обработка результатов осуществляется посредством ключа.

2. Методика «Профессиональная готовность» Е.А. Климова (в модификации А.П. Чернявской). Данная методика (в модификации А.П. Чернявской) применяется для определения уровня психологической готовности старшеклассников совершить самостоятельный и осознанный профессиональный выбор. Методика состоит из 99 вопросов, форма ответов на которые - дихотомическая («да» или «нет»). Обработка результатов осуществляется посредством ключа по следующим шкалам: «Эмоциональное отношение», «Принятие решения», «Информированность» «Автономность», «Планирование».

Наше исследование было направлено на разработку и апробацию программы развития психологической готовности к выбору профессии у старшеклассников средствами профориентационного практикума.

С этой целью, на констатирующем этапе эксперимента мы проводили исследование уровня общего развития психологической готовности к выбору профессии у старшеклассников. По результатам эмпирического исследования низкий уровень развития психологической готовности был выявлен у 9 старшеклассников (23%), средний уровень - у 26 старшеклассников (65%), высокий - у 5 старшеклассников (12%).Таким образом, результаты констатирующего этапа исследования показали, что для 88% старшеклассников нашей выборки необходимо проведение роботы по комплексному развитию психологической готовности к выбору профессии.

На формирующем этапе эксперимента нами был разработан и апробирован проект профориентационного практикума по развитию психологической готовности к выбору профессии у старшеклассников. В основе профориентационного практикума лежат теоретические (идея комплексности использования методических средств) и эмпирические (результаты констатирующего этапа эксперимента) основания. Целью разработанного профориентационного практикума является развитие психологической готовности к выбору профессии у старшеклассников как целостного личностного образования. Реализация данной цели осуществлялась в течение 10 занятий по 2 часа каждое.

После апробации проекта профориентационного практикума, направленного на развитие психологической готовности к выбору профессии у старшеклассников в контрольной группе по исследуемым параметрам не выявлено статистически значимых различий (Тэмп><Ткрит(0,01)), что свидетельствует о том, что проект профориентационного практикума по развитию психологической готовности к выбору профессии является результативным.

Таким образом, нашу гипотезу о том, что если в профориентационный практикум по развитию психологической готовности к выбору профессии у старшеклассников включить комплекс методических средств, то он будет способствовать развитию психологической готовности к выбору профессии у старшеклассников как целостного образования, можно считать подтвержденной со статистической значимостью 0,05 и 0,01 (по U-Манна Уитни и Т-Вилкоксона).

Динамика развития общего уровня развития психологической готовности к выбору профессии у старшеклассников и ее структурных компонентов в ходе проведения формирующего эксперимента подтверждает результативность использования профориентационного практикума по развитию психологической готовности к выбору профессии у старшеклассников для развития психологической готовности к выбору профессии у старшеклассников как целостного образования (статистически достоверно на 0,01 и 0,05 уровне).

Итак, целью нашего исследования была разработка и апробация программы развития средствами профориентационного практикума. В результате проведенного психологической готовности к выбору профессии у старшеклассников теоретического анализа психолого-педагогических исследований и формирующего эксперимента были получены следующие результаты.

Экспериментальное исследование проводилось на базе Бюджетного Муниципального Общеобразовательного Учреждения «Физико-математический лицей» г. Оренбурга. Выборка исследования составила 40 учащихся старшего школьного возраста. В качестве эмпирического метода нами были использованы тестирование и опрос. Методиками получения эмпирических данных выступили «Опросник для выявления готовности к выбору профессии» В.Б. Успенского и методика «Профессиональная готовность» Е.А. Климова (в модификации А.П. Чернявской).

По результатам проведенного эмпирического исследования низкий уровень развития психологической готовности был выявлен у 9 старшеклассников (23%), средний уровень - у 26 старшеклассников (65%), высокий - у 5 старшеклассников (12%).

Для реализации формирующего этапа эксперимента мы разделяли выборку на контрольную и экспериментальную группы, при этом статистических различий между ними выявлено не было. Далее нами был разработан и апробирован проект профориентационного практикума по комплексному развитию психологической готовности к выбору профессии у старшеклассников. Целью разработанного профориентационного практикума явилось развитие психологической готовности к выбору профессии у старшеклассников. Для достижения цели нами был использован комплекс методических средств (диагностико-консультативных, развивающих, информационных, активизирующих), которые способствуют развитию общего уровня развития психологической готовности к выбору профессии у старшеклассников и ее структурных компонентов.

После апробации проекта профориентационного практикума, направленного на развитие психологической готовности к выбору профессии у старшеклассников в контрольной группе по исследуемым параметрам не выявлено статистически значимых различий (Тэмп>Ткрит(0,05)), в экспериментальной группе выявлены статистически значимые различия (Тэмп<Ткрит(0,01)), что свидетельствует о том, что проект профориентационного практикума по развитию психологической готовности к выбору профессии является результативным.

Таким образом, нашу гипотезу о том, что если в профориентационный практикум по развитию психологической готовности к выбору профессии у старшеклассников включить комплекс методических средств (диагностико-консультационных, информационных, развивающих и активизирующих), то он будет способствовать развитию психологической готовности к выбору профессии у старшеклассников как целостного образования, можно считать подтвержденной со статистической значимостью 0,05 и 0,01 (по U-Манна Уитни и Т-Вилкоксона).

Повышение уровня общего уровня развития психологической готовности к выбору профессии у старшеклассников и ее структурных (автономность, планирование, информированность, эмоциональное отношение и принятие решения), на развитие которых был направлен наш проект профориентационного практикума, оказались статистически значимыми (на уровне 0,01 и 0,05). В связи с этим разработанный нами проект профориентационного практикума по развитию психологической готовности к выбору профессии у старшеклассников можно считать результативным для развития психологической готовности к выбору профессии у старшеклассников как целостного образования.

Готовность к выбору профессии

Методика представляет собой опросник, включающий 35 вопросов. Предназначена для учащихся 9-11-х классов.

Цель: определение уровня готовности к адекватному профессиональному выбору.

Форма проведения: индивидуальная, групповая.

Опросник состоит из пяти шкал: «автономность»; «информированность»; «ориентация во времени» (планирование); «принятие решения»; «эмоциональное отношение». Вопросы отдельных шкал распределены в методике в случайном порядке.

Инструкция. «Вам предлагается ряд утверждений об особенностях ваших представлений о мире профессий. Если вы согласны с тем, что написано в утверждении, то в бланке листа ответов поставьте знак «+» если не согласны - знак « - ». Постарайтесь не думать долго над ответом, нас интересует ваша первая реакция. Ответить необходимо на все вопросы. Надеемся на вашу искренность. Заранее благодарим».

Вопросы.

1. Я не принимаю серьезных решений мгновенно.

2. Когда мне нужно решиться на какое-то важное дело, я самым серьезным образом оцениваю своиспособности.

3. Я могу предположить в каких условиях я буду работать.

4. Я тяжело переношу неудачи в жизни.

5. Я примерно знаю обязанности, которые я буду выполнять на будущей работе.

6. Меня обязательно будут уважать за мои знания и опыт.

7. Я ищу в прошлом истоки того, что со мной происходит в настоящем.

8. Мне не нравится, что поиск дела по душе требует больших усилий.

9. Все мои действия подчинены определенным целям.

10. По моему мнению, знание будущей работы до мельчайших подробностей не застрахует от разочарований.

11. Я приложу все усилия, чтобы иметь высокие знания и навыки хотя бы в одной области (практической или теоретической).

12.У меня стало привычкой анализировать важные события моей Жизни.

13.Я ничего не делаю без причины.

14. Я задумываюсь о том, что меня ждет в будущем.

15. Я предпочитаю спокойную, малоответственную работу.

16. Я отношусь к тем людям, которые поступают необдуманно.

17. Первая же крупная неудача может «выбить меня из седла».

18. Я буду добиваться своего, даже если это вызовет недовольство родных и близких.

19. Чем больше профессий я узнаю, тем легче мне будет выбрать.

20. Меня страшат ситуации, в которых я должен сам принимать решения.

21. Я не жалею времени на обдумывание вариантов сложных математических задач.

22. Когда меня постигают неудачи, я начинаю думать, что ни на что не способен.

23. Я не знаю о перспективах, которые дает та или иная профессия.

24. У меня нет устойчивых взглядов на мое профессиональное будущее.

25. Я стремлюсь целенаправленно узнавать о профессиях, учебных заведениях и местах работы.

26. Я с детства привык доводить начатое дело до конца.

27. Я знаю, что у меня есть такие черты характера, которые совершенно необходимы для моей будущей профессии.

28. Когда я думаю о том, что мне нужно выбирать профессию и место работы (учебы), у меня портится настроение.

29. При выборе из двух или нескольких возможностей я полагаюсь на ту, которая внешне более привлекательна.

30. Своим поведением в настоящем я строю фундамент для будущего.

31. Я никогда не задумывался, по каким законам устроен мир профессий.

32. Любой совет, данный мне со стороны, может поколебать мой выбор профессии.

33. Мне не хочется брать на себя ответственность за выбор профессии.

34.Я не понимаю самого себя.

35.Я представляю, каким я буду через 10 лет.

Ключ

Автономность (А)

Номер

Знак

Информированность (И)

Номер

Знак

Принятие решения (Р)

Номер

Знак

Планирование (П)

Номер

Знак

Эмоциональное отношение (Э)

Номер

Знак

Краткая характеристика шкал

Автономность

Определяется следующими параметрами: понимание целостности своей личности; стремление реализовать возможность в практических действиях, иметь глубокие знания и навыки хотя бы в одной области. Общая ориентация на успех. Знание шагов, которые необходимо сделать для приобретения знаний и навыков. Принятие на себя ответственности за собственные действия. Самостоятельный опыт планирования своих поступков, умение соотносить свои действия с требованиями общества. Умение прогнозировать профессиональный рост;однородность профессиональных предпочтений в течение длительного времени. Собственная активность в получении информации и выборе профессионального пути. Компромисс между желаниями и возможностями, осознание необходимости таких компромиссов.

Для возникновения основных признаков автономности необходим определенный набор новообразований:

Человек должен ощутить свою независимость от родителей (в делах, мыслях, поступках);

От внешней детерминации своего поведения он должен перейти на самодетерминацию;

Он должен осознавать свой идеальный образ Я-концепции и стремиться к его достижению.

Информированность

Оценивается степень информированности о мире профессий в целом; об отдельных профессиях или группах профессий.

Понятие «информированность о мире профессий» включает следующее:

Осознание подразделения мира профессий по предмету и целям труда, орудиям производства;

Знание понятий культуры труда, трудовой дисциплины, структуры предприятия, принципов оплаты;

Знание отдельных профессий;

Знания или практические умения, касающиеся приобретения профессии, поиска и поступления на работу,требуемого уровня образования для различных профессий; того, как удержаться на работе, как совершенствовать свой профессионализм.
Предполагается, что большой объем информации о мире профессий в целом должны иметь школьники четвертого класса. В четвертом классе сформированность профессиональной позиции характеризуется рядом показателей:

Положительное отношение к любому виду труда;

Определенный уровень осведомленности относительно основных массовых профессий;

Умение различать связи между профессиями, отраженные в классификации;

Умение выделять основные требования профессии к человеку;

Стремление к самооценке в контексте профессионального самоопределения.

Информированность об отдельных профессиях или группах профессий включает знания о физических и социально-экономических условиях работы по профессии, требованиях профессии к человеку (психофизиологические особенности, познавательная сфера, личностные качества), требованиях к уровню образования, возможностях получения образования; перспективах профессионального роста; знание социально-экономических потребностей общества, конкретного региона и потребности в кадрах отдельных предприятий.

Принятие решения

Важным условием развития умения принимать решения является автономность и самостоятельность человека,когда он принимает на себя ответственность за решение и его последствия, когда он в состоянии самостоятельно выдвигать и оценивать альтернативу.

Для того чтобы принимать эффективные решения, учитывающие все факторы ситуации и ее перспективы, важно наличие определенных качеств, способностей, знаний и навыков, основными среди которых являютсяследующие:

Любознательность, любопытство – желание и умение собирать и накапливать информацию;

Предвидение, предусмотрительность- способность предвосхищать проблемы и заранее готовить альтернативы;

Здравый смысл, проницательность – способность соотнести имеющуюся информацию с рассматриваемойпроблемой и оценить ее;

Решительность – способность поручиться за принятое решение и взять на себя ответственность за него;

Делегирование полномочий – умение эффективно разделить авторитет и ответственность с коллегами;

Планирование – умение разработать для коллектива реальный, конкретный и действенный план решенияпроблемы;

Оценка риска – способность оценить потенциальный риск принятого решения; ответственность за риск –способность оценить риск и взять ответственность на себя;

Контроль – способность получить в процессе решения проблемы именно тот результат, который планировался.

Планирование («ориентация во времени»)

Предполагает оценку временной перспективы в профессиональном плане: «Кем я буду?», «Где я буду учиться?», «Первая работа, дальнейшие перспективы», пути и средства достижения ближайших жизненных целей: ознакомление, проба сил, самообразование; оценка вероятных внешних препятствий, своих возможностей изапасных вариантов.

Включает также способность выделять события, являющиеся единицами анализа жизненного и профессионального пути (поступление на учебу, выбор и смена работы и т. д.). Анализ или прогноз конкретных событийпозволяют человеку составить целостное представление о своей жизни, ее прошлом, настоящем и будущем.

Эмоциональное отношение к ситуации выбора профессии.

Включает отношение к разным профессиям, профессиональным группам и к необходимости принятия решения о выборе профессии. Данный показатель включает в себя не только отношение к разным вариантам выбора, но и отношение к планированию, к тому, что надо принять какое-то решение, отношение к ответственности за решение, к тому, что при этом надо проявлять активность, идти на компромисс и т. д. Эмоциональный компонент профессиональной готовности выражается в общем настрое человека и тесно связан с эмоциональным компонентом зрелости личности, который проявляется в положительном эмоциональном настроении, жизненном оптимизме, эмоциональной уравновешенности и переносимости неудач.

Отсутствие эмоционального отношения зачастую говорит не об излишней рациональности, а об отсутствии значимости для человека ситуации принятия решения.

Функции профориентации

Предпосылки профориентационной работы

Место профориентации в системе подготовки учащихся к труду

Лекция 16

Тема: «Основы профориентационной работы в школе»

Система профориентации рассматривается не как отдельное направление педагогической деятельности школы, семьи и общественности, а как органическая часть всей системы подготовки школьников к труду. В этом случае профориентация становится более значимой, содействует их общему трудовому становлению.

Фактором, усиливающим связь профориентации и трудового воспитания, выступает процесс жизненного самоопределения, который включает в себя формирование мотивационной сферы личности, ее социально ценного жизненного опыта, гармоническое единство намерений, возможностей и способностей в поисках своего места в жизни.

Вчерашний выпускник школы, становясь рабочим, крестьянином, учащимся профтехучилища или колледжа, техникума или вуза, занимает новую жизненную позицию как созидателя духовных и материальных благ, активного творца истории общества, объекта и субъекта производительного труда и определенных социальных отношений. Такой переход осуществляется не без трудностей и требует тщательной подготовки.

С психологической точки зрения установлено, что готовность к труду и выбору профессии имеют единую природу. Первоначально школьник выступает как объект и субъект учебного процесса и общения, а потом уже как объект и субъект труда. Но затем возникает и обратная зависимость: трудовая деятельность облегчает перенос самооценки с учения на общение, она способствует переводу требований коллектива в требовательность к себе, обогащает мотивы учения и выбора профессии, поэтому является важным связующим звеном в формировании отношения к труду и профессии. Сам по себе труд становится воспитательным средством в рамках качественно организованной педагогической системы, формирующей личность как субъект труда и выбора профессии одновременно.

Выявлена особая значимость такого компонента, как объективная самооценка своего труда, своих возможностей и способностей при выборе профессии; на нем базируются все другие элементы профессионального самоопределения.

Несовершенства учебно-воспитательной работы школы отражаются в мотивах выбора профессии. Они как катализатор позволяют делать вывод о сильных и слабых сторонах работы школы.

Если исходить из данных социологических исследований в Республике Беларусь, то человеку труда прежде всего дает удовлетворение труд как творчество, затем – возможность применять в нем свои силы и способности, далее важны значимость и необходимость труда для общества, для людей, возможность повышать свою квалификацию, расти профессионально и духовно, наконец идет такой мотив, как материальная сторона и социально-бытовые факторы (получение квартиры, близость предприятия к дому, возможность устроить ребенка в детский сад и др.).



У старшеклассников на первом месте среди мотивов выбора профессии стоят желание получить высшее образование или среднее, затем престижность профессии, возможность применять свои способности, общественная значимость труда и материальная сторона.

Школа явно не дорабатывает в главном: то, что прежде всего обеспечивает у взрослых удовлетворение трудом и прочность выбора профессии – творческий характер труда и применение в нем дарований, способностей, – не является ведущими мотивами выбора профессии у школьников. Следовательно, учебный процесс в школе слабо способствует развитию самосознания личности именно в этих направлениях. Учащиеся недопустимо плохо знают себя, выбор профессии преимущественно определяется случайными факторами и зачастую противоречит призванию выпускника школы.

Исследования мотивов выбора профессии показали, что учащиеся при выборе профессии руководствуются её престижностью (дизайн, медицина, журналистика, международные отношения, экономика и управление, авиация, армия, торговля). Немало учащихся рассматривают первую рабочую профессию как ступеньку в карьере: иметь рабочий стаж для поступления в институт, в перспективе занять руководящее место или получить должность, которая даст возможность жить «красиво» (внешняя торговля, международные отношения и т. п.).

С учетом сказанного вычленяются два направления воспитательной работы: формирование социально ценных мотивов выбора профессии (социальная важность, потребность в кадрах, необходимость закрепления молодежи на селе, ответственность за будущее родного села, города и др.) и педагогическое руководство профессиональным самоопределением школьников с учетом уровня подготовленности, профпригодности и имеющихся дарований, способностей. Профессиональное самоопределение может быть прочным только тогда, когда соединяются в духовном мире личности призвание и специальность, общественные и личные интересы.

С педагогической точки зрения отмечена закономерность профессионального самоопределения: школьники быстрее ориентируются на профессии, где применяются знания любимого предмета . При этом высокий уровень учебного самопознания и объективная самооценка результатов учения способствуют объективной самооценке профпригодности при выборе профессии; значительно лучше затем связываются воедино учебная и воспитательная работа по профориентации в деятельности классного руководителя.

Таким образом, три главные предпосылки лежат в основе профориентационной работы: формирование готовности к труду в процессе разнообразной трудовой деятельности школьников, связь теории с практикой в процессе обучения, перенос интереса к предмету на интерес к профессии . Связующим их звеном выступает профессиональное самоопределение на основе выявления и развития дарований и способностей (определении призвания) и их связи с конкретной специальностью. Без решения этой проблемы нельзя рассчитывать на эффективность всей профориентационной работы.

Есть еще одно основание прочного выбора профессии – воспитание во всей системе учебно-воспитательной работы школы, семьи, общественности, производства творческого отношения к труду, которое является результатом активной познавательной самостоятельности школьников и применения теории на практике, одновременно обеспечивает и интенсивное развитие дарований и способностей учащихся.

Системный подход в профориентации включает в себя, с одной стороны, взаимосвязь деятельности школы, семьи и общественности, производства, вуза по познанию учащимися производства и своих возможностей в труде, а с другой – взаимосвязь профессионального просвещения, профессионального самоопределения и адаптации на производстве.

Для повышения эффективности профориентационной работы необходимо ее развивать во внеклассной работе по учебному предмету. Опыт передовых учителей республики и научные исследования показали, что до большую часть времени всей кружковой работы можно направить на профориентацию.

Профессионально направленный учебный процесс и внеклассная работа по предмету могут вполне самостоятельно решать многие задачи профориентации. Однако сам процесс профессионального самоопределения значительно сложнее. Естественно, что необходима и специальная профориентационная работа среди учащихся. Школьники быстрее ориентируются на профессию, в которой интеллектуальной основой являются знания по любимому предмету.

Выяснилось, что они становятся фактором профессионального самоопределения в том случае, если накоплен практический опыт в сфере деятельности, труда с учетом специфики предмета. Для того чтобы физика, например, оказывала эффективное влияние на выбор профессии, необходим разнообразный опыт конструирования, моделирования, занятий по электротехнике, рационализации, изобретательству. Биология воспитывает интерес к определенной профессии, если ее изучение связано с природоохранительной деятельностью, опытнической работой и т. д.

Во всех исследованиях отмечен ряд педагогических зависимостей:

· влияние отдельных учебных предметов на выбор профессии усиливается при наличии межпредметных связей в процессе обучения;

· интерес к предмету перерастает в интерес к профессии, если особое внимание уделяется самостоятельному применению теории на практике;

· мотивы отношения к учению и мотивы выбора профессии сближаются, если изучение основ наук помогает осмыслить практический опыт школьников;

· учебный процесс эффективнее влияет на выбор профессии, если связан с возрастными особенностями детей.

В начальной школе профориентационная работа сосредоточивается на единстве познания реальной действительности и труда людей по преобразованию окружающего мира. Взгляд на людей определяется с позиции их общественных функций как гражданина, человека и труженика, причем на первый план оценки себя и других опять-таки во всех случаях выступают трудовые качества личности.

Школьники узнают основные черты хорошего специалиста: ответственность, добросовестность, трудолюбие, качественное выполнение работы и т. д. Начальная школа формирует критерии оценки любой профессиональной деятельности и одновременно побуждает проявлять качества труженика в своей собственной разнообразной общественно полезной работе, в бытовом труде.

В V-IX классах осуществляется главная профессиональная ориентация и на первый план выдвигается профессиональное самоопределение школьников на основе практического опыта в разных видах деятельности, самопознания своих особенностей и способностей, применения их в деятельности, уже близкой к профессиональной, в полезном труде.

В старших классах связываются воедино профориентация, профадаптация, закрепление знаний и умений на производстве. Лишь когда серьезный производительный труд по специальности создает положительный опыт жизнедеятельности, старшеклассники делают окончательный и точный выбор профессии.

Теоретический анализ психолого-педагогических исследований показал, что большинство школьников лучше готовы к труду, чем к выбору профессии . Это запаздывание сохраняется постоянно. В науке установлено, что выбор профессии зависит от самосознания личности, социальной мотивации, ориентации в сфере производства, осознания значимости избираемой специальности для своего дальнейшего развития и др.

Но в процессе труда надо знать себя, ориентироваться в производстве и т. п. Компоненты готовности к труду, к выбору профессии, профессиональное самоопределение и самоутверждение тесно связаны между собой. Так, например, теоретическая и практическая подготовленность к труду обеспечивает необходимую научную осведомленность школьника в различных сферах народного хозяйства, отраслях промышленности, в содержании профессий.

Самооценка своих сил и возможностей в труде переносится на самооценку профессиональной пригодности, требовательность к своему труду проявляется в ответственности при выборе профессии и т. д. (табл. 5). В целом все интегративные качества связаны не только компонентами готовности к труду, но и компонентами готовности к выбору профессии. Эти связи могут быть прямыми и опосредованными.

Готовность к выбору профессии непосредственно зависит от сформированности таких качеств, как эрудированность, сообразительность, любознательность, самостоятель­ность, работоспособность, решительность. Но поскольку с этими же личностными качествами связаны компоненты готовности к труду, то можно сделать вывод о единстве процессов формирования готовности к труду и выбору профессии.

Таблица 5 – Взаимозависимость личностных качеств, компонентов готовности к труду и выбору профессии

КАЧЕСТВО ЛИЧНОСТИ КОМПОНЕНТЫ ГОТОВНОСТИ К ТРУДУ КОМПОНЕНТЫ ГОТОВНОСТИ К ВЫБОРУ ПРОФЕССИИ
Сообразительность Творческое отношение к труду, применение теории на практике Отношение к избираемой профессии как результат приобретенных знаний о ней
Эрудированность Технологическая готовность к труду Научность и объективность при выборе профессии
Проницательность Объективная самооценка сил и возможностей в труде Самооценка профпригодности
Любознательность Устойчивый познавательный интерес к науке и технике Профессиональное самообразование
Коллективизм Умение трудиться сообща Социальные мотивы выбора профессии
Гуманизм Уважение к людям труда Признание важности всех профессий
Трудолюбие Потребность в труде Потребность в профессиональной самоподготовке
Честность Нетерпимость к лени и проявлениям иждивенчества в трудовом коллективе Профессиональная гордость и честь
Самостоятельность Организованность, культура труда и рабочего места, экономия и бережливость Способность к профессиональному самоопределению
Работоспособность Добросовестное выполнение трудовых обязанностей Способность к профессиональному самосовершенствованию
Требовательность к себе Требовательность к своему и чужому труду Ответственное отношение к избираемой профессии
Решительность Умение преодолевать трудности в труде и отношениях с коллективом Способность к профессиональному самоутверждению
Оптимистичность Определение жизненных перспектив в связи с трудовым образом жизни Предвидение перспектив развития своей профессии и роста профмастерства
Восприимчивость Эстетическое отношение к труду Любовь к избираемой профессии

Существуют определенные связи также между готовностью к труду и выбору профессии в мотивационной сфере: старшеклассники с ярко выраженной общественной направленностью руководствуются при выборе профессии не только личными интересами и возможностями, но и чувством долга – охотно остаются трудиться на местных предприятиях, в родном городе, селе.

Формирование интегративных качеств оказывает опосредованное, но эффективное воздействие на профессиональное самоопределение выпускников. А через воспитание компонентов готовности к труду осуществляется непосредственное воздействие на выбор профессии и профессиональное самоутверждение. Следовательно, изучение и формирование личности как объекта и субъекта труда и выбора профессии – единый процесс. Система, наложенная на систему, – вот что такое сегодня профориентация в школе.

Для того чтобы определиться с выбором профессии, необходимо соотнести множество различных факторов: свои потребности, самооценку, мечты, интересы, темперамент, способности, состояние здоровья и другие. Достаточно сложной задачей является выбор профессии. Можно сказать, что любая профессия - является сложным миром, в котором нужно адаптация, годы обучения, приспособление к различным факторам и условиям. Если посмотреть с другой стороны, то прежде чем выбрать какую-либо профессию, надо уже заранее знать, из чего выбирать. Таким образом, незнание мира существующих профессий является трудностью и важнейшей проблемой профессионального самоопределения для современных подростков. Подросток должен не просто выбрать профессию, она должна ему нравиться, он должен учитывать потребности в профессии в том регионе, в котором он будет жить.

Профориентация, выполняющая функции профессиональной подготовки предполагает два пути его получения - самообразование или обучение в образовательных учреждениях профессионального образования или успех профессионального образования определяет такой важный психологический момент как готовность (эмоциональная, мотивационная) к приобретению той или иной профессии. Рассмотрим понятие профессионального самоопределения. Профессиональное самоопределение - это отношение человека к миру профессий в целом и к конкретной выбранной профессии в частности. Профессиональное самоопределение проходит в несколько этапов:

1 Этап: Зарождение профессиональных намерений в соответствии с общественными и со своими личными потребностями;

2 Этап: Целенаправленное профессиональное обучение конкретной деятельности. На этом этапе происходит профессиональное самоопределение личности;

3 Этап: Вхождение в профессию. Это непосредственно знакомство с условиями труда, со служебными обязанностями, вхождение в коллективные отношения;

4 Этап: Реализация профессиональных устремлений. Отношение к труду, уровень мастерства, творческий подход.

Предлагаем рассмотреть возможные ошибки, совершаемые подростком на выделенных этапах, применительно к проблеме профессионального самоопределения.

1 этап. Первая ошибка состоит в том, что подросток в первую очередь ищет учебное учреждение, в котором он бы хотел учиться, а потом уже только начинает выбирать профессию в данном заведении. Вторая ошибка состоит в несвоевременности выбора. Это означает, что у подростка не хватает времени на то, чтобы выбрать профессию. Третья ошибка состоит в отсутствии у учащегося ощущения необходимости в выборе профессии. Например, у подростка все родственники имеют профессию педагога, данная профессия является традицией в данном семейном коллективе. Естественно, родители заставляют подростка сохранить традицию, несмотря на то, что подросток, может быть, и не хочет пойти в данном направлении.

2 этап. Огромное значение при выборе профессии играет самооценка подростка. Самооценка лежит в основе уровня притязаний, т. е. уровня трудности тех задач, к осуществлению которых человек считает себя способным.

3 этап. Одним из основных этапов принятия решения о выборе какой-либо желаемой профессии является сбор необходимой информации о ней. При этом могут возникнуть ошибки и сложности, на данном этапе, которые обусловлены тремя причинами: личностными характеристиками, ролью семьи и влиянием сверстников.

4 этап. На этом этапе типичные ошибки могут быть связаны с недостаточным уровнем критичности подростка. Низкий уровень критичности не позволяет в полном объеме выявить и дать объективную характеристику собственного положения.

Выделяют множество факторов, оказывающих влияние на выбор профессии, но мы рассмотрим самые основные:

1.Личные профессиональные предпочтения - то, что является потребностью подростка;

2.Позиция родителей. Часто родители побуждают подростка выбрать профессию по своему предпочтению;

3.Позиция сверстников. Порой подростки выбирают профессию «за компанию», либо по местоположению вуза или предприятия;

4.Позиция учителей, которые тоже могут повлиять на выбор подростка своим авторитетом;

5.Способности заложены природой в человеке и их стоит развивать, с тем, чтобы они способствовали наилучшему выбору профессии;

6.Уровень притязаний. Часто подростки ориентированы на профессии высшей категории, «модные» или высокооплачиваемые, которые не соответствуют ни их внутреннему миру, ни способностям. В итоге происходит разочарование в ней...

7.Информированность играет важную роль в выборе профессии. Ведь у подростка на виду и на слуху невеликий выбор профессий. Изучение профессиограмм помогает сориентироваться в мире профессий. Таким образом, возрастает и интерес к другим, ранее неизвестным профессиям;

8.Склонности - это избирательная направленность, побуждающая заниматься определенной деятельностью. В ее основе желание совершенствовать навыки и умения, связанные с этой профессиональной деятельностью. Профориентация - это комплекс психолого-педагогических мероприятий, направленных на оптимизацию процесса трудоустройства в соответствии с желаниями, склонностями и сформированными способностями, а также с учетом потребностей в специальностях на рынке труда. В наше время существует множество различных методик профориентации и широкая практика их применения. Рассмотрим блок методик, который наиболее часто применяется для помощи подросткам в осуществлении своего профессионального выбора.

Наиболее распространенными психодиагностическими методиками, направленными на оказание помощи в осуществлении профессионального выбора подростков, являются:

Дифференциально-диагностический опросник Е. А. Климова (ДДО). Методика разработана в соответствии с классификацией типов профессий Е. А. Климова (человек-природа, человек-техника, человек-человек, человек-знак, человек-художественный образ). Опросник предлагает выбрать среди 20 пар ответов по одному в каждой паре. Результаты показывают, к какой из сфер у человека проявляется наибольший интерес.

- «Карта интересов» Голомштока. Опросник включает 174 вопроса, отражающих направленность интересов в 29 сферах деятельности. Проанализировав его результаты, можно сделать вывод о приоритетной сфере интересов подростка.

Методика профессионального самоопределения Дж. Голланда (Тест Голланда). Выявляет соответствия типа личности и типа профессиональной среды. В методике предложены 43 пары профессий, в каждой из пар подростку предлагается выбрать одну, наиболее предпочитаемую.

Психодиагностическая методика «Профассоциации». Основана на ассоциативном методе. Подростку предлагаются слова-стимулы, в ответ он называет профессию, с которой они у него ассоциируются. После обработки результатов выделяются профессии, интерес к которым наиболее выражен. Опросник профессиональной готовности (ОПГ). Включает 50 вопросов, по результатам ответов на которые можно диагностировать желание и способность человека заниматься тем или иным видом профессиональной деятельности. Опросник построен на самооценке человеком своих склонностей и возможностей.

Данные методики подходят для профориентирования как подростков, так и взрослых людей, тестирование возможно провести самостоятельно по средствам интернет-ресурса на сайтах профориентации в режиме онлайн.

Выбор профессии является таким знаковым действием, которое может сделать человека счастливым в жизни и успешным в профессиональной деятельности, а может омрачить всю его жизнь, расстроить планы и сделать его несчастным. В идеале два основных фактора определяют выбор профессии - это самосовершенствование и благо другим людям. Именно поэтому к выбору будущей профессии стоит готовиться еще в детстве и юности, занимаясь профориентацией школьников.

Психология выделяет три основных фактора для правильного выбора профессии:

1.Правильная самооценка личности, ваших способностей, интересов, наклонностей, возможностей, желаний и ограничений; наличие начальных знаний и умений в той области, в которой находится выбираемая профессия; умение трезво соотнести результаты самооценки со знаниями требований, которые предъявляют те или иные профессии. Помните, что правильная профориентация - один из главных показателей развития человека.

2.Вторым важным моментом профориентации в школе является осведомленность о том, чем занимаются другие люди. Практика показывает, что наиболее распространенными трудностями и ошибками школьников, подростков и молодых людей при профотборе оказываются: руководство в выборе, основанное на информации из неверных или предвзятых источников информации; неверный анализ и систематизация получаемой информации о той или иной сфере деятельности.

3. Переоценка или недооценка отдельных индивидуально-психологических характеристик личности, неверная самооценка; неправильная оценка своих способностей, подмена их моральными качествами; ошибочное представление о возможностях освоения выбранной профессии; руководство при профориентации эмоциональной составляющей, давление со стороны авторитетных для подростка и школьника людей; наличие стереотипов; неумение вовремя поменять ошибочное решение при получении дополнительной информации; профориентация школьника на основе симпатии к тем или иным личностным качествам представителя определенной профессии, героизация, подражание перенесения своего личного отношения к человеку на профессию.

Различные проблемы поведения и формирования в подростковом возрасте. Невозможность или нежелание пройти тесты профориентации, проконсультироваться с психологом. Позиция родителей, сверстников, учителей.

В заключении можно сделать вывод, что для детей подросткового возраста на первый план ставится задача правильно выбора профессии. Это сделать не просто, и поэтому на пути профессионального выбора подростка встречаются различные трудности, ошибки, которые нужно преодолевать, изучая мир профессий с более ранних лет и проходя различные тесты на профориентацию, изучая себя.

С наилучшими пожеланиями, специалисты ЦПСМ

Материал: Костюнина Е. А., Агеева Л. Г. Трудности профессионального самоопределения подростков // Молодой ученый. - 2015. - №20. - С. 530-533.