Тест фотокамеры Panasonic Lumix DMC FZ2000. Цифровая фотокамера LUMIX DMC-FZ1000EE Результаты тестирования Panasonic Lumix DMC-FZ2000

Очередной гибрид продвинутого фотоаппарата и видеокамеры? Давайте взглянем, так ли это. Серьезный фотоаппарат подразумевает сменную оптику, здесь же ее нет. Видеокамера требует видеокамерного формфактора - но и этого признака здесь не наблюдается. Зато имеется моторизованный зум с неслыханной для фотоаппаратов кратностью и, в то же время, присутствует несвойственное видеокамерам ограничение по длительности видеосъемки. Необычное сочетание атрибутов, которое обещает как минимум интересное исследование. Быть может, цена устройства что-то подскажет? Тоже не показатель, стоимость этой камеры слишком невысока для устройств с подобными характеристиками.

Конструкция, технические характеристики

Предоставленная для тестирования фото(?)камера комплектуется следующими аксессуарами:

  • съемная бленда
  • аккумулятор DMW-BLC12E емкостью 1200 мА·ч
  • зарядное устройство для аккумулятора с сетевым кабелем (прямая подзарядка батареи, находящейся в корпусе камеры, невозможна)
  • ремень
  • кабель USB с фирменным разъемом (стандартный USB-кабель к аппарату не подходит, так как используется проприетарный разъем)
  • краткое руководство пользователя и компакт-диск с ПО и PDF-версиями руководства пользователя

Камеру нельзя назвать увесистой, всего-то 690 граммов вместе с батареей (и объективом, разумеется, он ведь несъемный).

Основные органы управления - совершенно фотоаппаратные, здесь нет переключателя Фото-Видео режимов. Для съемки видео с ручными настройками следует выбрать колесом режимов классическую иконку кинокамеры.

На правой боковой стороне аппарата находятся основные служебные разъемы, прикрытые резиновой заглушкой на короткой ножке: разъем для подключения фирменного проводного пульта ДУ , приобретаемого отдельно; видеовыход Micro-HDMI; USB-порт (используется фирменный разъем - кабель прилагается).

Откидной наклонный трехдюймовый дисплей дает возможность вести съемку из любого положения и под любым углом, хоть автопортрет снимай. Благодаря тому, что дисплей этот сенсорный, появляется еще один способ быстрого доступа к основным функциям, вплоть до фокусировки «тычком» по нужному объекту на экране. Поначалу такой способ вряд ли покажется удобным, но со временем привыкнуть можно.

Классический фотоаппаратный дизайн камеры нарушается отсутствием на объективе управляющих колец. Их функцию выполняют рычажок зуммирования, обеспечивающий переменную скорость изменения фокусного расстояния, и небольшой ролик, предназначенный для ручной подстройки фокуса. С левой стороны корпуса можно отыскать еще и микрофонный вход 3,5 мм, плотно прикрытый заглушкой.

Теперь необычное свойство: эта камера не боится дождя и пыли. Проверить это утверждение сложновато в наших январских условиях, но, как оказалось, мороз и снег аппарату тоже оказались не страшны. Правда, с аккумулятором надо поаккуратнее - при эксплуатации в низких температурах, как известно, его заряда хватит очень ненадолго.

Резьбовое отверстие для крепления штативной площадки расположено довольно близко к откидной крышке батарейного отсека, в котором также находится и слот для карты памяти. Но ничего не поделаешь, такова развесовка конструкции. По всей видимости, правильная, потому что, оказавшись на стедикаме, камера не заваливает его набок. Правда, при зуммировании равновесие стедикама все равно нарушится, объектив ведь телескопический, фотоаппаратный, и при съемке на максимальном фокусном расстоянии выезжает на целых пять сантиметров.

Подзарядка аккумулятора емкостью 1200 мА·ч производится только в прилагаемом зарядном устройстве. Прямая зарядка, когда батарея находится в отсеке, невозможна - в фотоаппарате отсутствует нужный вход питания.

Предоставленный для тестирования экземпляр имеет стандартное для подавляющего большинства фотоаппаратов ограничение на длительность беспрерывной видеозаписи, которое составляет 29 минут 59 секунд вне зависимости от выбранного режима записи. По истечении этого времени запись остановится, а продолжить ее можно будет только вручную, повторным нажатием кнопки Rec. Путем долгого наблюдения за процессом съемки, в течение которой приходилось несколько раз возобновлять запись, удалось выяснить примерное время автономной работы фотоаппарата от полностью заряженного аккумулятора: его ресурса хватает на 155 минут видеозаписи в режиме 3840×2160 25p. Более двух с половиной часов видеосъемки в формате 4K - великолепное энергосбережение!

Во время длительной видеозаписи фотоаппарат почти не нагревается, всего лишь до 37 градусов в области матрицы под откидывающимся дисплеем (съемка и измерение производились в режиме 4K-видеосъемки при комнатной температуре). В связи с этим отказов аппарата из-за перегрева электроники за время тестирования не наблюдалось.

Основные технические характеристики фотоаппарата приведены в следующей таблице:

фокусное расстояние

f = 4,5–108 мм (эквивалент для камер 35 мм: 27–648 мм)

диапазон диафрагм

F2,8 - F11,0 (видеосъемка)

оптический зум
датчик изображения

MOS 1/2,3″, 12,8 Мп (эфф. 12,1 Мп)

Габариты, масса
  • 131,6×91,5×117,1 мм
  • 690 г с батареей и картой памяти
Время непрер. записи от батареи, входящей в комплект

до 155 минут в формате MP4 3840×2160 25p

Носитель

для записи в 4K требуются карты памяти SDHC/SDXC, совместимые со стандартом UHS-I UHS 3-го класса скорости

Форматы видео

MP4: AVC/H.264 + звук AAC

  • 3840×2160 25p 100 Мбит/с
  • 3840×2160 24p 100 Мбит/с
  • 1920×1080 50p 36 Мбит/с
  • 1920×1080 25p 24 Мбит/с
  • 1280×720 25p 17 Мбит/с
  • 640×480 25p 4 Мбит/с

AVCHD: AVC/H.264 + звук AC3 + титры PGS

  • 1920×1080 50p 28 Мбит/с
  • 1920×1080 50i 17 Мбит/с
  • 1920×1080 25p 24 Мбит/с
  • 1920×1080 24p 24 Мбит/с
Интерфейсы
  • микрофонный вход 3,5 мм
  • разъем проводного пульта ДУ
  • Micro-HDMI
  • USB 2.0 (фирменный кабель USB имеется в комплекте)
  • Wi-Fi IEEE 802.11b/g/n, 2,4 ГГц
Прочие характеристики
  • поворотно-откидной ЖК-дисплей 3″ 1,04 млн точек
  • электронный видоискатель
  • оптический стабилизатор
  • защита от пыли и влаги
Средняя цена
по данным Яндекс.Маркет
Предложения
по данным Яндекс.Маркет
L-12917201-10

Видео/фотосъемка

В статьях с обзорами видео- или фотокамер не делается попыток снять художественный, видовой или экшн-фильм, как того хотелось бы некоторым читателям. Цель каждой сугубо технической статьи - рассказать об эксплуатационных свойствах прибора, по возможности показать, каким образом настройки камеры либо условия съемки могут повлиять на характер и качество получаемого видео, а также ознакомиться с оригинальными видеороликами, снятыми в фиксированных условиях, для последующего сравнения со съемкой другими аппаратами.

Камера записывает видео в файлы двух стандартов: MP4 (*.MP4) и AVCHD (*.MTS). Кодек при этом используется один и тот же - H.264, отличия заключаются лишь в размере кадра (в MP4 доступно 4K), битрейте (в MP4 он может быть существенно выше), аудиокодеке (AAC в *.MP4 и AC3 в *.MTS) и наличии в AVCHD дополнительного потока субтитров PGS с датой и временем съемки.

Наглядно представить разницу в детализации и характере картинки, которые дают некоторые режимы записи, можно с помощью следующих стоп-кадров и оригинальных роликов.

MP4 3840×2160 25p 100 Мбит/с MP4 3840×2160 24p 100 Мбит/с MP4 1920×1080 50p 28 Мбит/с

Скачать ролик Скачать ролик Скачать ролик
MP4 1920×1080 25p 20 Мбит/с MP4 1280×720 25p 10 Мбит/с AVCHD 1920×1080 50p 28 Мбит/с

Скачать ролик Скачать ролик Скачать ролик
AVCHD 1920×1080 50i 17 Мбит/с AVCHD 1920×1080 25p 24 Мбит/с AVCHD 1920×1080 24p 24 Мбит/с

Скачать ролик Скачать ролик Скачать ролик

Здесь в первую очередь бросается в глаза некоторая зашумленность картинки, снятой в 4K, «рваность» краев контрастных объектов, смаз даже статичных деталей. Это не пресловутый шум, вызванный усилением (откуда ему взяться белым днем при достаточном количестве света?). Это - он самый и есть, недостаток кодека, о котором мы еще поговорим. Если бы не этот недостаток, будь кодек поаккуратнее, не столь поспешным, то картинка была бы близка к идеалу.

Также вызывает досаду метод формирования Full HD-кадра. Тут он явно не лучший - налицо явный алиасинг, ступенчатость контрастных наклонных линий. Из-за такого небрежного даунскейлинга происходит и низкая разрешающая способность в Full HD, что будет видно ниже.

Разрешающую способность мы измерили не только в разных режимах записи, но и с разным диафрагменным числом, а также с разными настройками профиля кадра. Здесь отчетливо видно, насколько падает разрешение при закрытии диафрагмы. К счастью, объектив рассматриваемой камеры отличается возможностью сохранять максимальную светосилу во всем диапазоне фокусных расстояний. Иными словами, даже на полном зуме можно снимать с максимально открытой диафрагмой F2,8.

3840×2160 25p, автонастройки в т. ч. баланс белого 3840×2160 25p автоэкспозиция, фотостиль пользовательский (контраст, четкость и насыщенность максимальные, подавление шума минимальное) 3840×2160 25p, фотостиль пользовательский (контраст, четкость, насыщенность и подавление шума максимальные, F2,8, выдержка 500, ISO 100) 3840×2160 25p , фотостиль пользовательский (контраст, четкость, насыщенность и подавление шума максимальные, F11, выдержка 50, ISO 100)

1920×1080 50p, автонастройки 1920×1080 25p, автонастройки 1280×720 100 кадров в секунду, автонастройки 640×480 200 кадров в секунду, автонастройки

В итоге максимальную разрешающую способность камеры в 4K-режиме можно оценить на уровне 1600-1700 ТВ-линий по горизонтальной стороне кадра, а в Full HD - как ожидаемо низкую, всего до 700 линий.

Благодаря имеющемуся в камере гигантскому 24-кратному зуму появляется возможность оценить, как изменяется эта разрешающая способность при изменении фокусного расстояния. В обоих случаях съемка проводилась с открытой диафрагмой (как мы помним, она может сохранять постоянное число во всем диапазоне зума).

Без зума Оптический зум 24х

Можно видеть, что с ростом фокусного расстояния падает скорее четкость, а не разрешающая способность. Думается, если бы зум тут был 10-кратный, то никакой разницы мы бы вовсе не увидели.

Несмотря на заметное снижение четкости на максимальном зуме, нельзя им не воспользоваться при съемке объектов, расположенных далеко от оператора. Напомним, речь идет исключительно о любительской съемке, когда оператор не является командиром происходящего, не обладает правом приказать массовке разойтись, не имеет возможности построить сцену по своему усмотрению. Он всего лишь наблюдатель без права вмешиваться и тем более без права требовать повторения дубля.

Можно видеть, как трудно бывает фотоаппарату сфокусироваться, если съемка ведется на максимальном фокусном расстоянии при наличии в кадре сложного освещения или множества объектов. Это немудрено и простительно любой фотокамере. Да и видеокамере тоже, если уж руку на сердце.

В условиях, близких к идеальным, автофокус отрабатывает почти так же идеально, не давая возможности предъявить в нему претензии. И, конечно же, с открытой диафрагмой фокусироваться аппарату сложнее и дольше, ведь глубина резко отображаемого пространства намного меньше, чем при закрытой.

Для просмотра в большем размере нажмите кнопку Оригинальный размер

При тестировании автофокуса в реальных условиях его работа затрудняется малой глубиной резко изображаемого пространства, когда диафрагма полностью открыта - слишком велик диапазон, по которому нужно пробежаться контрастному автофокусу, чтобы найти оптимальную зону резкости и сфокусироваться на ней. Так, при съемке на полном зуме фотоаппарат никак не хочет фокусироваться на ярком стаканчике по центру кадра - пришлось принудительно указывать объект фокусировки тычком пальца в нужную зону экрана. Но и несмотря на такое указание, фотоаппарат подчас долго размышляет.

Для просмотра в большем размере нажмите кнопку Оригинальный размер

Ручной настройкой фокусировки можно пользоваться, только если имеешь практику. Ход регулировочного колесика легок, но достичь нужной точности очень непросто - все время промахиваешься мимо фокуса, особенно при съемке на зуме.

В фотоаппарате имеется два режима стабилизации, но фактически работает только один, основной оптический. Потому, что второй тип стабилизации рассчитан на использование при фотографировании. Вот каковы оказываются ограничения (цитата из руководства по эксплуатации аппарата):

The panning effect by selecting is not fully achieved in the following cases:
  • Bright summer days or other bright locations
  • When the shutter speed is higher than 1/100 seconds
  • When the motion of a subject is slow and the speed with which the camera is moved is too slow (a nice background blur is not achieved)
  • When the camera is not adequately tracking the motion of a subject

Соответственно, при видеосъемке второй тип стабилизации оказывается недоступным, нужная иконка остается неактивной, серого цвета.

Поглядим, как работает в видеорежиме этот оптический стабилизатор. Для начала оценим его способности при съемке в Full HD.

Для просмотра в большем размере нажмите кнопку Оригинальный размер

Ну что, «пациент скорее жив»? Этот стабилизатор больше напоминает средненький видеокамерный, чем даже очень хороший фотоаппаратный. А что в 4K?

Для просмотра в большем размере нажмите кнопку Оригинальный размер

Неплохо, но вот бы разработчику еще чуток поднажать, включив дополнительное программное уплавнение. Хотя, пока это вряд ли возможно, процессоры еще не достигли нужного уровня работоспособности.

Скорее всего, в этом фотоаппарате мы не увидим слишком уж высокого уровня роллинг-шаттера (подробнее см. в материале ). Современные матрицы - они такие, в основном, быстрые. Для начала произведем измерение наклона вертикалей в четырех разных режимах - 4K, Full HD и двух высокоскоростных режимах с частотой затвора 100 и 200 в секунду.

Для просмотра в большем размере нажмите кнопку Оригинальный размер

Автоматика камеры адекватно отрабатывает изменения освещенности и температуры, что можно было видеть в одном из роликов, снятых на полном зуме (разноцветные софиты, освещавшие юную певицу, никак не влияли на баланс белого, правильно выставленный камерой в начале съемки). Как это ни обидно признавать опытным операторам, но современная автоматика в камерах рассматриваемого ценового диапазона зачастую дает результат нисколько не худший, чем тщательно выверенные ручные настройки, на которые порой уходит немалая часть драгоценного времени. Быстрое и правильное определение типа сцены, ее освещенности, температуры, расстояния до объектов - все это происходит почти мгновенно, оператору остается только нажать кнопку записи. Да, многим слышать это неприятно. Даже, может быть, унизительно. Но, к чьему-то счастью и чьему-то сожалению, сегодня все именно так и обстоит, вокруг только и слышишь о стремительно умнеющих гаджетах. Так чем же видео- или фотокамера хуже умного автомобиля или смартфона? Не одним же электрочайникам да пылесосам умнеть. Пусть о камерах меньше говорится, но ведь это не означает, что они не развиваются в ногу со временем. Вот, мы говорим.

Более того, производитель идет дальше, пытаясь освободить пользователя и от последующей за съемкой «рутины», от монтажа. Для этого во многих камерах давно имеются вшитые программные инструменты, позволяющие создать тематический ролик с озвучанием, раскрашенный в нужное настроение. Это настроение, или эффект, можно включить заранее, еще до съемки.

В зависимости от выбранного фильтра, снятое видео имеет тот характер, который был задуман «ленивым» оператором.

Без эффекта Выразительный Ретро

Эффект мыльницы Фэнтези Цветовой акцент

Помимо таких любительских инструментов перекрашивания картинки, камера разрешает тонкие профессиональные настройки так называемых фотостилей, или профилей. Перенастройке можно подвергнуть любой из имеющихся в памяти аппарата профилей, включая, конечно, пользовательский.

Интересной и многообещающей может оказаться имеющаяся в фотоаппарате индивидуальная настройка яркости светлых и темных областей с использованием кривых, в том числе кривых собственного «изготовления» посредством их изгибания пальцем непосредственно на сенсорном дисплее.

Настал момент рассмотреть вопрос о качестве кодирования. Оно, как мы уже отмечали, в рассматриваемой камере невысокое. Такое ощущение, что кодеку не хватает битрейта, но позвольте: 100 Мбит/с - это разве мало?

3840×2160 25p 3840×2160 24p

Скачать ролик Скачать ролик

За время тестирования наблюдались в той или иной степени такие недостатки кодирования, как недостаточно ровная заливка градиентов, зернистость. В видео с определенным цветовым наполнением и быстрым движением могут появиться даже объекты-фантомы. Например, на следующем снимке можно наблюдать повторяющиеся синего цвета границы стакана, который уходит из кадра слева направо.

Наверное, если бы разработчик использовал новый, более эффективный кодек H.265, то результат получился бы совсем иным. Что ж, быть может, в следующем году мы увидим аппараты Panasonic, кодирующие в HEVC?

Посредством следующей съемки мы попытаемся выяснить, при каких значениях ISO (то есть при каком уровне усиления) видеосъемка превращается в шумный материал, который замучаешься «чистить». Съемка проведена поздним вечером, настройки фотоаппарата следующие: диафрагма полностью открыта (F2,8), выдержка зафиксирована на значении 1/25, баланс белого автоматический, а значения ISO в каждом ролике увеличиваются.

ISO 200 ISO 400 ISO 800

ISO 1600 ISO 3200 ISO 6400

Оптимальным значением ISO с такими параметрами диафрагмы и выдержки, по всей видимости, является ISO 1600, при котором уровень яркости кадра как раз тот, что и в жизни, без ненужного усиления. При этом шума практически нет, не понадобится и шумоподавление перенастраивать. Кстати, автоматика фотокамеры выбирает точно такие же оптимальные значения. Потому что с ручными настройками «лучше» снять либо трудно, либо невозможно. И чем умнее автомат, тем ближе к истине оказывается второй вариант, «невозможно».

Что касается регулируемого шумоподавления - это еще одна сладкая изюминка рассматриваемого фотоаппарата. Следующее видео снято при освещенности 5 люкс с автоматическими параметрами экспозиции, но разными настройками шумоподавления.

Освещенность 5 люкс, автоэкспозиция, ISO 1600
Подавление шума −5 Подавление шума 0 Подавление шума +5

Этот шумодав, возможно, грубоват и может показаться небрежным, но думается, что в этих вот замыливаниях при максимальном уровне шумоподавления виноват еще и кодек. Также не надо забывать: живая картинка отличается от фотоснимка тем, что в движении многие дефекты попросту не могут быть видны.

Камера создает фотоснимки размером до 5184×3888 пикселей и с разным соотношением сторон.

Среди многочисленных фоторежимов имеется любопытная функция, называющаяся серийной 4K-съемкой.

Съемка с удерживаемой кнопкой спуска. Звук не записывается. Максимальная длительность 29 минут 59 секунд Постоянная съемка аналогично видео. Доступна запись звука. Максимальная длительность 29 минут 59 секунд Съемка короткого интервала (около двух секунд). Звук не записывается

В результате таких хитростей на карту памяти записывается видеофайл с размерами 3328×2496, частотой 30 (!) кадров в секунду и битрейтом около 100 Мбит/с.

Максимальная длительность такой съемки составляет стандартные для видео 29 минут 59 секунд. Ага! Все-таки это видео, а не какое-то 4K-фото! Но вот по какой причине разработчик назвал этот режим фото съемкой и зачем упрятал в дебри меню - неясно. Может, потому, что частота в данном видео повторяет частоту NTSC, в то время как аппарат рассчитан на съемку только в стандарте PAL?

Программное обеспечение

Перед тестированием мы убедились, что версия программного обеспечения камеры является - 2.0.

HDMI-выход камеры может отдавать живой видеопоток, как с графическим наполнением, так и без него.

Однако при видео- или фотосъемке с размером кадра более чем 1920×1080 видеосигнал почему-то не отображается на Full HD-устройстве отображения (проверено на трех разных Full HD-телевизорах и двух Full HD-устройствах захвата). Не работает автоматическое определение разрешения, не помогает и принудительное переключение исходящего видеосигнала в режим 1080p или 1080i. Возможно, это какая-то программная недоработка в фотоаппарате стандарта передачи информации отображающему устройству (EDID). При подключении к 4K-телевизору сигнал исправно подается на ТВ как в 4K-разрешении, так и в Full HD. Однако для просмотра видеопотока на Full HD-телевизоре мы были вынуждены переключать фотоаппарат в режим Full HD-съемки. Надеемся, данный недостаток присутствует только в имеющемся у нас тестовом экземпляре камеры.

По HDMI на внешний монитор может выводиться настроечное меню, но не в полный экран, а в уменьшенном виде. Очень удобно: при наличии монитора с достаточно большой диагональю оператор способен производить настройки, одновременно контролируя происходящее в кадре.

Имеющаяся в настроечном меню схема расположения органов управления показывает, что пользовательские команды можно назначить четырем механическим кнопкам на корпусе и пяти кнопкам виртуальным, которые по требованию «выплывают» на край дисплея.

Также в фотоаппарате имеется, само собой, выделение контуров с выбором из нескольких предустановленных цветов и несколькими уровнями обнаружения, гистограмма, контрольные линии, настраиваемая зебра, отображение экспонометра и другие вспомогательные функции, облегчающие контроль за съемкой.

Встроенный Wi-Fi-адаптер может использоваться в нескольких случаях. С помощью пошагового мастера нетрудно осуществить быстрое первое подключение смартфона к фотокамере. Впоследствии это подключение не придется настраивать заново, оно будет использоваться по умолчанию.

За управление фотоаппаратом в режиме Wi-Fi-подключения посредством смартфона или планшета отвечает фирменное приложение Panasonic Image App, единое для всех камер Panasonic.

Несмотря на универсальность приложения, настройки и функции с каждой камерой будут разные и довольно богатые, вплоть до возможности выбора фотостиля.

О разрешающей способности камеры мы уже говорили - она достигает 1600 ТВ-линий по горизонтали в 4K-режиме и 700 линий в Full HD.

Выводы

Перечислим два явных минуса, найденных в ходе знакомства с камерой:

  • недостаточно аккуратный кодек
  • невысокая разрешающая способность при съемке в Full HD

Можно ли устранить эти изъяны? Думается, да. Обычной доработкой прошивки. Но вот вопрос: станет ли этим заниматься разработчик? Или он ограничится этим списком уже имеющихся у камеры неоспоримых преимуществ?

  • эффективный оптический стабилизатор, мало напоминающий фотоаппаратные стабилизаторы, встроенные в сменную оптику
  • высокократный совсем не фотоаппаратный и нешумный зум
  • высокая чувствительность
  • постоянная светосила F2,8 во всем диапазоне фокусных расстояний
  • откидной поворотный сенсорный монитор
  • электронный видоискатель
  • множество настроек, включая тонкую подгонку пользовательских профилей
  • длительное время работы от батареи
  • защищенный корпус, позволяющий вести съемку в неблагоприятных условиях
  • доступная цена

А ведь и в самом деле получился неплохой гибрид фотоаппарата и видеокамеры. Недорогой, доступный «бюджетному» путешественнику. Который, к тому же, позволяется использовать в сложных климатических условиях, от дождливых лесов до пыльных степей. Ну, и в снегу, конечно!

Panasonic Lumix FZ1000 может по праву называться суперзумом, в то время как 8-кратный зум Sony RX10 с натяжкой заслужил «супер». Объектив Panasonic FZ1000 достаточно сложен и состоит из 15 элементов в 11 группах, включая четыре линзы из низкодисперсионного стекла и пять асферических элементов. Разумеется, в составе объектива присутствует и стабилизатор изображения, причем пятиосевой и работающий в режиме как фото-, так и видеосъемки.

Есть что интересного поведать и о затворе камеры. Во-первых, затвор здесь комбинированного типа. Полностью механический затвор способен отработать выдержки от 1/4000 с до 60 с. В настройках камеры можно выбрать электронный бесшумный затвор и в этом случае предел выдержки составляет 1/16000 с. Доступен режим ручной выдержки с максимальной длительностью 120 с. Затвор Sony RX10 заметно проще, хотя отсутствие сверхкоротких выдержек компенсируется наличием нейтрального светофильтра. Стоит отметить еще такой момент - минимально допустимая выдержка меняется с увеличением ЭФР. Довольно неожиданно, но, начиная уже с ЭФР 32 мм, минимальная выдержка составляет те же 1/3200 с, что и у Sony RX10. Это справедливо для механического затвора. Помимо бесшумности и сверхкоротких выдержек электронный затвор позволяет стрелять сериями с частотой 50 кадров в секунду, правда, в разрешении всего 5 Мп.

Очередной пункт, по которому FZ1000 превосходит ближайшего конкурента - это видеовозможности. Мы не ожидали увидеть режим записи 4К видео в суперзуме, по крайней мере, так скоро. Фотоаппаратов, способных записывать видео в сверхвысоком разрешении , еще очень мало, но суперзум внезапно вошел в их число. Lumix FZ1000 умеет вести видеозапись в разрешении 3840х2160 с частотой 30 кадров в секунду и битрейтом 100 Мб/с. Конечно, поддерживается запись и в Full HD/60p, HD/60p и более низких разрешениях. Кроме того, имеется режим замедленной съемки - Full HD ролики можно снимать с частотой 120 кадров в секунду. Длина роликов ограничена 30 минутами, а для формата MP4 видео также ограничено 4 гигабайтами занимаемого места на карте памяти. Имейте ввиду, что для записи 4К видео потребуется карта памяти не хуже UHS-I Speed Class 3. В процессе видеозаписи можно полноценно использовать зум, правда, скорость зумирования в этом случае заметно снижается. Настройки экспозиции также доступны для ручного режима. Стоит отметить, что 5-осевая стабилизация доступна при съемке видео в разрешении Full HD и ниже, а для 4К компенсация дрожаний происходит только по четырем осям. Стереозвук записывается с помощью встроенного микрофона, но есть возможность использовать и внешний более качественный микрофон благодаря разъему 3,5 мм.

Panasonic Lumix FZ1000 предлагает необычную функцию экстракции 4К фотографий напрямую из видеоролика. Можно сказать, что в этом случае камера превращается в машину для производства снимков с частотой 30 кадров в секунду и разрешением 8,3 мегапикселя. Но стоит отметить, что далеко не все выделенные из видеоролика кадры имеют право на жизнь. Все же частота съемки маловата и часть кадров получаются смазанными, но при просмотре видео это незаметно.

И еще один важный нюанс. Для записи 4К видео задействуется не полная площадь сенсора, а лишь его центральная часть, соответствующая разрешению 3840х2160 пикселей. Таким образом, сенсор работает в режиме кропа 1,48х, а значит, и эквивалентное фокусное расстоянием меняется до диапазона 37–592 мм. А вот для Full HD видео используется уже вся площадь матрицы, а кадр 1920х1080 получается путем бинирования пикселей и даунсэмплинга.

Коротко остановимся на прочих режимах съемки. По традиции, Panasonic предлагает солидный набор художественных фильтров и сценариев съемки. Имеется функция панорамной съемки и режим Handheld Night Shot, в котором камера делает несколько кадров подряд с малой выдержкой и невысоким ISO, а затем склеивает их в один снимок. Предустановленных сценариев здесь аж 25 штук, художественных фильтров - 22, а на селектор режимов отдельно вынесен пункт творческой видеосъемки. Творческая видеосъемка предполагает применение художественных фильтров именно к видеоролику. Выбрать фильтр можно до начала съемки, а результат определенно имеет право на жизнь. Кроме того, через меню камеры активируется режим интервальной съемки и режим создания покадровой анимации движения (аналог анимированного GIF).

Беспроводные функции стали уже привычным делом в большинстве фотоаппаратов. В этом плане Panasonic FZ1000 ничем не удивляет. Все эти возможности мы уже видели и испытывали ранее. Здесь есть NFC-модуль для быстрой установки связи со смартфоном и планшетом. Пользоваться этим методом предпочтительнее, иначе придется вручную вводить пароль Wi-Fi сети, которую создает сама камера. Для дистанционного управления камерой, смены настроек, а также передачи снимков по воздуху потребуется установить бесплатное мобильное приложение Panasonic Image App. Оно уже поддерживает работу с новым суперзумом.

Управлять камерой дистанционно можно и более старомодным способом, подключив проводной пульт ДУ в соответствующее гнездо. У такого метода есть один неоспоримый плюс - камера не расходует энергию на связь по Wi-Fi.

Тестовые снимки, видео, автономная работа

Переходя к тестовым снимкам, по традиции начнем с оценки качества изображения во всем диапазоне светочувствительности матрицы. Напомним, для этого мы снимаем со штатива в темное время суток, а тестовая сцена освещается лампой накаливания мощностью 40 Вт. Изменение значения ISO происходит с шагом в одну ступень (за исключением первого шага, посколько вести отсчет с шагом в 1 EV от значения 80 единиц было бы неразумно).

Panasonic уже давно известна не только своими превосходными камерами формата M4/3, но также мощныыми суперзумами, которые иногда с точкизрения оптики просто выходят за грани возможного.

FZ70, выпущенный в прошлом году, увеличил возможность оптического зума вплоть до 60 кратного увеличения, но качество изображения в режиме теле-фото существенно снизилось, хотя иногда и получаются снимки вполне приемлемые. Объявив выпуск камеры премиум класса , Sony завоевала новых покупателей в классе универсальных камер. Особенностью, по сравнению со всеми ультразумами, является постоянная апертура f/2.8, и 8-кратное оптическое увеличение, а главное — это увеличенный до одного дюйма сенсор, который в конечном итоге даёт явное преимущество.

Понятно, что стоимость 49990 руб. высока, и не позволяет стать самым рекомендуемым продуктом, но тем не менее, кратность зума и увеличение сенсора дают впечатляющий результат.

Когда Panasonic анонсировала новый по цене $899 (цена указана для США), я не сильно поверил в успех нового продукта. Не смотря на внушительные характеристики были предположения, что это обычный ценовой демпинг. Среди особенностей, Panasonic указали фирменную оптику Leica, 16-кратный зум, диафрагму f/2.8-4 и дюймовый сенсор. К тому же, электронный видоискатель от топовой модели и съёмка видео в 4К должны были сделать новый фотоаппарат заметно дороже.

Дизайн и сборка

Оптика Leica, внешность Lumix.Panasonic Lumix DMC-FZ1000 имеет заметную схожесть с поколением камер Lumix, которые побывали в моих руках, и схемой управления заимствованной у GH4, но без сменных объективов. В Panasonic рассчитывают на то, что большой дюймовый сенсор и достаточный зум не дадут покупателям и йоты сомнения в правильности их выбора. Сочетание передовых технологий и слаженной автоматики делает аппарат лёгким в управлении для новичка, и даёт полную свободу действий профессионалу, благодаря широкому спектру настроек.

Когда берёшь в руки FZ1000, то удобство расположение кнопок оценивается как «восхитительно», ведь для любой настройки достаточно минимального движения — всё необходимое под рукой. Единственной платой за удобство становиться дело привычки — кнопки похожи между собой, и для сноровки понадобиться время.

Тут, как и на аппаратах GH3 и GH4, есть одна физическая кнопка для вызова параметров съёмки и автотаймера. Также присутствует диск выбора режимов съёмки и отдельные параметры настройки диафрагмы, затвора и экспокоррекции. Всё это дополнено удобным размещением джойстика и кнопки меню, которые позволяют изменить любые конфигурации на лету. Единственным элементом управления, нехватка которого была ощутима, остаётся сенсорный экран, на котором привычнее фокусироваться. К счастью, 5 дополнительных кнопок берут на себя эту задачу и отлично с ней справляются.

С торца у FZ1000 корпус частично состоит из металла, а также корпус объектива состоит полностью из метала. Здесь есть крупное кольцо зумирования и фокусировки. Как на прекрасном объективе Panasonic 42.5mm f/1.2 Nocticron. фокусировка в ручном режиме может быть не очень корректнаНа объективе также есть кнопка влючения/отключения стабилизации, и переключатель на ручное управление фокусом. К сожалению, фокусировка в ручном режиме может быть не очень корректна, хотя у FZ1000 присутствуетэкпоцентрирование, благодаря которому получается достойные рузультат при умелом использовании.

Здесь установлена, вероятно, лучшая аппаратная начинка, в частности крупный видоискатель от GH4, который можно назвать лучшим в своём роде. Он обладает чёткой картинкой и минимальной задержкой. В течении многих лет он используется как альтернатива 921k-точечному ЖК экрану.

Единственной вещью, которая удешевляет внешний вид Panasonic Lumix DMC-FZ1000 — текстурированная пластмассовая поверхность вызывает общий дисонанс конструкции, против металлического корпуса объектива добавляющего увесистости. В этом плане, конечно, корпус Sony RX10 смотрится выигрышнее. По крайней мере, это первое что бросается в глаза не в пользу Panasonic, но только пока дело не доходит до богатой начинки и настроек.

Особенности

Panasonic предлагает лучшие фишки, хотя и не претендует на топовые предложения среди камер сегмента микро 4/3, ведь в умелых руках с ней работать эффективнее в реальных условиях, нежели в лаборатории. Здесь впервые Panasonic использует дюймовый сенсор с матрицей 20,1 мегапикселей, а наличие Wi-Fi и NFC упрощает синхронизацию в дороге с другими портативными устройствами. К тому же, это первая UHD видеокамера доступная потребителям в ценовой нише менее $1000. Да, цветовые показатели видеосъёмки весьма далеки от идеала и уходят в холодные полутона, но тем не менее тут 4К, что само по себе уже прорыв.

Большой датчик, как бы там ни было, безполезен без крупного объектива. В Panasonic это понимают, а не слепо надеются на бренд Leica, и устанавливаяют трансфокатор с линзой эквивалентной 25-400mm и лучшей диафрагмой f/2.8-4 которая в результате даёт хорошее размытие. Кроме того, добавлена 5-осевая стабилизация изображения, позволяющая осуществить наиболее качественную съёмку с высоким уровнем зуммирования.

По сравнению с объективом Sony RX10 здесь есть некоторые «за» и «против». Panasonic имеет зум в два раза больший нежели у Sony, однако объективRX10 имеет постоянную апертуру f/2.8. На (эквивалентных) 200 мм FZ1000 достигает высшего уровня в f/4, тогда как RX10 все еще делает кадр в f/2.8. Как бы там ни было, размытие по сравнению с Sony выглядит исключительно.

В скорости перенастройки и фокусировки модель Panasonic Lumix DMC-FZ1000 преуспевает благодаря технологии Depth From Defocus (DFD), автоматика настроена таким образом, что камера самостоятельно обнаруживает фокусные зоны, и использует это для моментальной съёмки. Этот алгоритм заимствован у GH4, используется для более эффективной съёмки, когда объективе камеры сразу правильно реагирует на картинку и не требует времени на перефокусировку линзы и предотвращает лишние неправильные действия.

Не смотря на то, что FZ1000 не позиционируют, как профессиональную видеокамеру, возможностямями обладает она более высокого уровня нежели аналоги. Проверим. Зум с резким фокусом — прекрасно! Съёмка в максимальном качестве с высокими параметрами 100 Mbps 4K и 30кадров в секунду? Пожалуйста. Микрофонный вход и как у GH4, хоть и без гнезда для наушников присутствует, и здеськамера FZ1000 увереннопроизводит хорошее впечатление в качестве записывающего видеоустройства. Если Вы имеете внешний аудио рекордер или хотите использовать FZ1000 в качестве второй камеры, то фора любой полупрофессиональной камере обеспечена.

Работа Panasonic Lumix DMC-FZ1000

Рассматривать преимущества и особенности с которыми в тестах камера справилась, это конечно хорошо, но в чём же конкуренты лучше? Это действительно нелёгкий вопрос для меня, с того момента как FZ1000 достал из коробки. После тщательных тестов в нашей требовательной лаборатории, стало доподлинно известно, что FZ1000 не просто рядовой претендент, похожий на GH4, а яркий самостоятельный объект внимания. Восхищение вызывает всё — превосходная оптика, цветовоая гамма, точность передачи изображения, уверенная работа при ISO 800, высокая скорость от снимка к снимку и чрезвычайно резкое 4K видео, котороеделает FZ1000 эталоном камерыв своём классе.

Таким образом при съемке видео с хорошим освещением со скоростью 30fps и 4K, FZ1000 выдает 1000 горизонтальных линий и 1100 вертикальных. Почти не смазанное изображение по большей частитестового результата, для HD высокого качества в пределах 650 полос. Как и в GH4, при съёмке видео FZ1000 используют пиксельное соотношениt 1:1 без склеивания, благодаря чему запись в 4K происходит с большей пиксельной детализацией,что особенно заметно при сравнении 4K и HD.

Вместе с такими очевидными достоинствами, как баланс белого и цветовая точность, немалую роль в проведении нашего теста на скорость съёмки играет быстрый процессор Venus Engine с поддержкой 4K. Мы смогли сделать 10 кадров в секунду, прежде чем буфер заполнился. Если этого не достаточно, Panasonic также может использовать свою электроннику и более низкое разрешение изображений (5 мегапикселей) в сочетании с режимом высокоскоростной съемки, чтобы достигнуть захвата изображения более чем 30 кадров в секунду. Наконец-то, Panasonic позволитснимать полноценные 4K с 30 кадрами. Используя особый способ воспроизведения, FZ1000 даёт вам возможность нарезать подборку 8-ми мегапиксельных скриншотов 4K/30, которые в дальнейшем можно обрезать и экспортировать в фото формат JPEG.

Сами производители Panasonic не уходят от прямого сравнения FZ1000 с похожими моделями, включая ранее упомянутую камеру RX10, они также понимают необходимость давать людям право выбора, но и показывают свой характер, выпуская по скандальной цене такой аппарат.

Мы сравнили несколько распечатанных фотообразцов с и FZ1000. Результат нашего теста показал, что при слабом освещении на автоматических настройках 70D применяет ISO 3200, в то время как FZ1000 изо всех сил пытался ещёпри ISO 800 восполнить нехватку света, только с сильным шумоподавлением. Скорее всего, вы получите приемлемый результат при сырой обработке кадров на ISO 3200, но делать фото с ISO 6400 или 12800 уже нет смысла, ведь изображение будет шумным.

Заключение

FZ1000 это один из лучших полупрофессиональных фотоаппаратовРынок камер сейчас не такой конкурентоспособный, как это было когда-то. Вы можете получить совершенно новую камеру всего за $500. Также можно взять более старую беззеркалку с объективами за $300. И даже совершенно новые Canon и Nikon начинаются ближе к $650, чем 1,000$. В тот момент когда стоит 1,300$, а — 900$ — чувствуются сомнения, ведь это все еще $900. Какие доводы на счёт несъёмного объектива есть у Panasonic?

Проведя в лаборатории почти неделю мы убедились, что FZ1000 это один из лучших полупрофессиональных фотоаппаратов. Panasonic включил все аппаратные и дизайнерские превосходства , а съёмка фото 10 кадров в секунду, вкупе с дюймовым сенсором и фирменным объективом Leica, вполне соответствует функциональной начинке RX10.

Вероятно у вас дома ещё нет устройства для отображения 4К, а здесь уже готовый агрегат для высококачественной записи 4K видео 30 кадров в секунду. Это отличное преимущество в будущем, несмотря на наши придирки к таким мелочам как диапазон диафрагмы с f/2.8-4.

Плюсы

  • Качественный и функциональный объектив
  • Запись видео 4K
  • Запись Full HD со скоростью 100fps
  • Wi-Fi
  • Гнездо микрофона
  • Хорошее соотношение цена качество

Минусы

  • Отсутствие сенсорного экрана
  • Вьентирование при широкоугольной съемке
  • Большой размер камеры

Современный фотолюбитель при выборе фотокамеры старается найти баланс между качеством фотографий — хочется большую матрицу, возможностями — желательно иметь мощный универсал для съемок от супермакро до фотографирования лунных пейзажей и габаритами, — чем меньше, тем лучше. Производители фототехники как могут стараются удовлетворить желания пользователей и периодически представляют интересные решения. Сегодня в нашем обзоре Panasonic LUMIX DMC-FZ1000, фотокамера, претендующая на звание фотокамеры-универсала.

Матрица
Общее число пикселов 21 млн
Число эффективных пикселов 20 млн
Размер 1″ (13.2 x 8.8 мм)
Кроп-фактор 2.7
Максимальное разрешение 5472 x 3648
Тип матрицы CMOS
Чувствительность 80 — 3200 ISO, Auto ISO, ISO6400, ISO12800, ISO25600
Функциональные возможности
Баланс белого автоматический, ручная установка, из списка
Вспышка встроенная, подавление эффекта красных глаз, башмак
Стабилизатор изображения (фотосъемка) оптический
Режимы съемки
Макросъёмка есть
Скорость съемки 12 кадр./сек
Таймер есть
Режим Time-lapse есть
Объектив
Фокусное расстояние (35 мм эквивалент) 25 — 400 мм
Оптический Zoom 16x
Диафрагма F2.8 — F4
Название объектива LEICA DC VARIO-ELMARIT
Видоискатель и ЖК-экран
Видоискатель электронный
Использование экрана в качестве видоискателя есть
Поле зрения видоискателя 100%
Число пикселов видоискателя 2359000
ЖК-экран 921000 точек, 3 дюйма
Тип ЖК-экрана поворотный
Экспозиция
Выдержка 60 — 1/16000 с
Ручная настройка выдержки и диафрагмы есть
Автоматическая обработка экспозиции с приоритетом затвора, с приоритетом диафрагмы
Экспокоррекция +/- 5 EV с шагом 1/3 ступени
Замер экспозиции мультизонный, центровзвешенный, точечный
Брекетинг экспозиции есть
Фокусировка
Подсветка автофокуса есть
Ручная фокусировка есть
Фокусировка по лицу есть
Минимальное расстояние съемки 0.03 м
Память и интерфейсы
Тип карт памяти SD, SDHC, SDXC
Форматы изображения 2 JPEG, RAW
Интерфейсы USB 2.0, HDMI, Wi-Fi, разъем для пульта ДУ
Питание
Формат аккумуляторов свой собственный
Количество аккумуляторов 1
Емкость аккумулятора 360 фотографий
Запись видео и звука
Запись видео есть
Формат записи видео AVCHD, MP4
Видеокодеки AVC/H.264, MPEG4
Максимальное разрешение роликов 3840×2160
Максимальная частота кадров видеоролика 120 кадров/с
Максимальная частота кадров при съемке HD-видео 25/30 кадров/с при разрешении 1280×720, 50/60 кадров/с при разрешении 1920×1080
Оптический Zoom при записи видео есть
Запись звука есть
Запись звуковых комментариев есть
Другие функции и особенности
Материал корпуса металл/пластик
Цифровой Zoom 4x
Дополнительные возможности крепление для штатива, дистанционное управление, датчик ориентации
Дополнительная информация встроенный стереомикрофон, разъем для внешнего микрофона
Размеры и вес
Размер 137x99x131 мм
Вес 831 г, с элементами питания

По своим габаритам, 137x99x131 мм, и весу, 831 г, Lumix FZ1000 напоминает зеркальную фотокамеру, на которую установлен светосильный фикс-объектив. На лицевой панели корпуса расположен объектив, светодиод подсветки автофокуса, рукоятка. Рукоятка имеет очень хороший хват и покрыта материалом с текстурированной поверхность, пользоваться ей очень удобно. На корпусе объектива расположены два переключателя - переключатель режима работы кольца объектива (ручная фокусировка или ручной зум) и включение/отключение оптической системы стабилизации изображения. Полное зуммирование в ручном режиме от 25 мм до 400 мм (в 35 мм эквив.) происходит за треть оборота кольца.

На верхней панели Panasonic Lumix FZ1000 располагаются два диска управления — слева селектор вариантов съемки (один кадр, серия, по таймеру, серия по таймеру), а справа селектор режимов съемки, в который интегрирован рычажок включения/выключения фотокамеры. Справа от селектора режимов съемки располагаются кнопка видеозаписи, две функциональные кнопки (Fn1 и Fn2) светодиод состояния камеры и кнопка спуска внутри кольца управления зумом (масштабирование фотографии в режиме просмотра). По центру располагается разъем для подключения внешней вспышки («горячий башмак») и стереомикрофон под пластиковой решеткой.

На задней панели фотокамеры располагается глазок электронного видоискателя с резиновым наглазником, датчиком приближения и регулятором диоптрийной коррекции.

Видоискатель у LUMIX DMC-FZ1000 просто отличный, с разрешением 2 360 000 точек. Вся необходимая информация во время съемки выводится на него и дисплеем пользоваться практически не приходится. Те, кто привык работать по видоискателю, по достоинству оценят видоискатель этой камеры.

Слева от видоискателя расположена программируемая клавиша Fn5, она же отвечает за переключение между дисплеем и видоискателем. Справа от видоискателя расположен переключатель режимов фокусировки, совмещенный с кнопкой блокировки экспозиции и программируемая клавиша Fn3. Большую часть задней панели занимает поворотный трехдюймовый дисплей. Справа от него четырехпозиционная круглая клавиша с кнопкой ввода, кнопка перехода в режим просмотра, кнопка переключения режимов дисплея, программируемая клавиша Fn5. Ближе к правому краю располагается колесико управления, с помощью которого можно, например, управлять значениями диафрагмы в режиме приоритета диафрагмы.

Пара слов о дисплее. Фотокамера LUMIX DMC-FZ1000 оснащена трехдюймовым поворотным дисплеем. Качество картинки на нем очень высокое, большые углы обзора, отличная цветопередача, дисплей практически не слепнет на ярком солнце. Еще один плюс, на наш взгляд, экран не оснащен сенсорным вводом, отпадает проблема случайных нажатий, когда вы перемещаетесь по пересеченной местности, а фотоаппарат дисплеем стучится по животу и сенсор живет собственной жизнью.

На левом торце, кроме заглушки входа стереомикрофона и петли для ремня, ничего нет.

На правом торце под общей заглушкой расположены разъемы USB, HDMI и гнездо для подключения пульта дистанционного управления.

На нижнем торце располагается отделение для аккумулятора и карты памяти под общей крышкой и крепление для штатива.

Полевые испытания

Panasonic LUMIX DMC-FZ1000 оснащен объективом Leica DC Vario-Elmarit 25–400 мм/F2.8-4.0. Он обеспечивает 16-кратное оптическое зумирование, плюс возможно увеличение с использованием кропа матрицы, в итоге можно получить максимальное фокусное расстояние в 1600 мм. В камере используется фокусировка по контрасту, что должно хорошо сказаться на скорости фокусировки.

Тестовые фотографии:

Panasonic LUMIX DMC-FZ1000 - макрорежим

1 of 9


ФР 25 мм, F2.8, ISO 125, 1/1600c


ФР 25 мм, F5.6, ISO 400, 1/800c


ФР 25 мм, F5.6, ISO 400, 1/1300c


ФР 25 мм, F5.6, ISO 400, 1/250c


ФР 25 мм, F2.8, ISO 400, 1/1300c


ФР 25 мм, F5, ISO 125, 1/1000c


ФР 25 мм, F5, ISO 400, 1/1300c


ФР 25 мм, F5, ISO 400, 1/500c


ФР 25 мм, F5, ISO125, 1/60c

Panasonic LUMIX DMC-FZ1000 - сумерки и ночь

1 of 7


ФР 400 мм, F8, ISO 125, 1/80c


ФР 25 мм, F8, ISO 400, 1/15c


ФР 25 мм, F2.8, ISO 3200, 1/4c


ФР 25 мм, F2.8, ISO 6400, 1/8c


ФР 25 мм, F2.8, ISO 12800, 1/15c


ФР 305 мм, F5, ISO 400, 1/4000c


ФР 73 мм, F5, ISO 400, 1/1300c

Panasonic LUMIX DMC-FZ1000 - природа

1 of 9


ФР 25 мм, F5.6, ISO 400, 1/2500c


ФР 45 мм, F5.6, ISO 400, 1/1600c


ФР 25 мм, F5.6, ISO 400, 1/250cФР 400 мм, F4, ISO 400, 1/100cФР 400 мм, F8, ISO 125, 1/40c

Тестовая запись FullHD

4К видео

Panasonic LUMIX DMC-FZ1000 может записывать 4К видео (3840х2160, 30 кадров в секунду), а также уже ставшее стандартом FullHD видео. Длина роликов в формата MP4 ограничена 4 гигабайтами занимаемого места на карте памяти.

При записи 4К видео используется только центральная часть матрицы разрешением 3840х2160 точек, поэтому с учетом кроп-фактора фокусное расстоянием меняется до 37–592 мм (в 35 мм эквив.).

Тестовая запись 4К видео (№1)

Тестовая запись 4К видео (№2)

АККУМУЛЯТОР

Немаловажным параметром при эксплуатации фотокамеры является время автономной работы. Если не записывать видео, редко пользоваться вспышкой и отдавать предпочтение видоискателю, то можно рассчитывать сделать на одной полной зарядке около 400 кадров. Наш рекорд 411 фотографий. Если работать с дисплеем и записывать небольшие FullHD ролики, то у нас получилось 257 фотографий и 9 видеороликов на 14 минут.

Выводы. Когда первый раз смотришь на фотоаппарат и знаешь его рекомендованную розничную цену, возникает вопрос, а не будет лучше и дешевле купить зеркальную фотокамеру? Однако, когда проведешь с Panasonic LUMIX DMC-FZ1000 месяц, понимаешь, что качественная замена этой камеры на зеркалку обойдется существенно дороже, т.к. подразумевает покупку нескольких высококачественных объективов. Panasonic LUMIX DMC-FZ1000 – это отличная универсальная фотокамера для фотолюбителей, которые освоили азы фотографии и понимают, что хотят от фотоаппарата. Фотокамеру можно использовать практически для любых задач — от съемки супермакро и фотоохоты до фотографирования поверхности Луны и съемки высококачественного видео.

Обычные компакты уже потеряли значительную долю рынка в пользу камер мобильных телефонов, но суперзумы по-прежнему предлагают качественный оптический зум, которого пока нет в телефонных и планшетных фотокамерах. Любителям фотосъёмки нравятся мегазумы, и мы уже отмечали такие заметные из них как Canon PowerShot SX50 HS и Panasonic Lumix FZ200 . Проблема в большинстве этих продуктов в том, что разработчики снабжают их относительно маленьким сенсором и объективом с небольшой светосилой.

1-дюймовые суперзумы Panasonic FZ1000 и Sony RX10 нельзя отнести к компактным цифровым фотоаппаратам, для многих фотографов они послужат в качестве альтернативы зеркалки. Ими заинтересуются пользователи, которые не любят менять объективы и предпочитают орудовать универсальной фотокамерой типа «всё в одном», предлагающей лучшее качество изображения по сравнению с компактами и много ручного управления для творческих экспериментов.

В целом, большой датчик это новая тенденция на рынке суперзумов. И FZ1000, и Sony RX10 находятся среди тех камер, которые используют большой зум, большой сенсор и светосильный объектив. В RX10 24-200мм объектив с фиксированной диафрагмой F/2.8; в FZ200 25-400мм зум-объектив (оптический зум почти в два раза больше, чем в RX10) и переменная диафрагма F/2.8-4.0. Далее подробнее о каждом фотоаппарате по отдельности.

Panasonic Lumix FZ1000

Фотоаппарат FZ1000 - самый новый суперзум от Panasonic на момент написания статьи, который стал прямым конкурентом Sony RX10. Его наделили большим 1-дюймовым 20.1-мегапиксельным сенсором MOS, новым процессором Venus и большим количеством дополнительных функций, чтобы предложить альтернативу для цифровой зеркальной фотокамеры. Также FZ1000 ориентирован на энтузиастов видео.

Первое, что бросается в глаза, это габариты. Panasonic заметно крупнее по сравнению с RX10 и больше самого компактного зеркального фотоаппарата Canon EOS 100D (см. рисунок ниже).

Sony RX10, Panasonic FZ1000 и Canon EOS 100D - сравнение размеров через camerasize.com

Покупая FZ1000, едва ли вы станете переживать о разнице в размерах. Любую из этих моделей придётся носить в небольшой сумке. Особенность такой камеры в том, что она позволяет наслаждаться лучшей фотосъёмкой, что достойно компромисса. Если вам нужен очень компактный и портативный фотоаппарат, то просто поищите в другой категории. Например, обратите внимание на Sony RX100 III с таким же 1-дюймовым сенсором.

Недавно разработанный датчик с улучшенным соотношением S/N (сигнала к шуму) позволяет снимать при высоких значениях ISO, сохраняя относительно чистое изображение с менее заметным шумом. Малошумности снимков способствует и технология шумоподавления Multi Process NR.

Одна из наиболее интересных особенностей этой камеры, кроме датчика, это её объектив. К оптике для Panasonic Lumix FZ1000 подошли основательно, снабдив её Leica DC Vario-Elmarit 25-400мм F2.8-4.0 с 16-ти кратным оптическим зумом и 5-ти осевой оптической стабилизацией изображения Hybrid O.I.S.

Минимальная дистанция фокусировки равна 3 см с максимально широким углом в режиме макросъёмки. Объектив, как и датчик, разработали специально для этой камеры. В нём объединили 5 асферических линз, 8 асферических поверхностей и 4 ED линзы для резкой и чёткой передачи изображения с минимальным искажением, как и следовало ожидать от оптики Leica.

Значение диафрагмы от F/2.8 с максимально широким углом до F/4.0 на теле-конце. Объектив имеет кольцо, которое можно использовать для фокусировки вручную или для увеличения/уменьшения масштаба. В комплекте есть бленда, присоединив её к объективу, вы уменьшите блики.

Особенность Panasonic FZ1000 в обилии кнопок и дисков, которые дают быстрый доступ к популярным настройкам камеры. 3-юймовый вращающийся LCD дисплей с разрешением 921 тыс. точек имеет антибликовое (AR) покрытие, полезное при съёмке на открытом воздухе при ярком дневном свете.

В FZ1000 есть электронный видоискатель OLED с высоким разрешением 2359 тыс. точек (0.7 x 35 мм эквив.).

Одна из примечательных особенностей FZ1000 это возможность снимать 4К-видео (первый в мире, согласно Panasonic). Если вы не знакомы с 4K (или QFHD, 2160p или UHD/Ultra HD) - это термин, который определяет пространственное разрешение, составляет не менее 3840 x 2160 пикселей, как для фото, так и для видео. Эта функция обретает всё большую популярность, и мы о ней уже писали: Запись видео в разрешении 4K - новая тенденция на рынке фототехники

Понятие «Ultra High HD» успешно реализовалось в области видеозаписи и отрасли телевизоростроения. Рынок пополнился новой линейкой 4K Ultra HD-телевизоров, которые заменяют 1080p. Например, LG выпускает гибкий 77-дюймовый UHD OLED TV. Только представьте себе, насколько хорошо будет выглядеть 4K-видео, снятое с FZ1000 на таком телевизоре... Обратите внимание, что для съёмки в 4К вам потребуется карта памяти UHS класса скорости 3 (U3). Вы можете также извлекать 8Mп изображения и использовать 5-осевую стабилизации для видео 4K.

FZ1000 записывает 4К (100 Мбит/MP4) видео с частотой 30 кадров в секунду. Чтобы улучшить качество звука, предусмотрено подключение внешнего микрофона через 3.5-мм разъём. С FZ1000 можно вести видеозапись 1080/60p, 60i, 30p, 24p, 720p30, а также 100fps slow motion видео (воспроизведение в 30p).

Другие характеристики: серийная съёмка 12 кадров в секунду, скорость затвора 1/4000 сек, готовность к съёмке за 0.66 сек, скорость автофокуса с технологией DFD (Depth From Defocus) 0.09 сек, встроенный Wi-Fi и NFC (для дистанционного управления и обмена файлами), обработка RAW в камере, датчик уровня, интеллектуальный режим Auto Plus и интерфейс горячий башмак для подключения внешней вспышки.

Кто-то сочтёт Panasonic Lumix FZ1000 слишком громоздким и тяжелым, но это зависит от вкуса и целей. Стартовая цена фотоаппарата составила около 900 долларов. RX10 продают примерно за 1300 долларов.

Sony Cyber-Shot RX10

Sony Cyber-Shot RX10 уникальная камера, которая инициировала новую категорию суперзумов и до появления FZ1000 была вне конкуренции. Она получила высокую оценку от ведущих обозревателей, в том числе золотую награду от DPReview. В нашем сравнении суперзумов RX10 также оказалась на высоте.

Это отличный выбор для путешественников и тех людей, которые не хотят носиться с парком оптики и предпочитают снимать на камеру «всё в одном». Основным препятствием к её приобретению для многих пользователей стали не спецификации, а высокая стоимость. Также критике подвергли довольно среднюю производительность автофокуса, относительно медленный зум и обработку JPEG. Но, в общем, это один из самых привлекательных суперзумов.

RX10 использует 1-дюймовой BSI CMOS датчик Exmor R с 20.2Mп. Этот сенсор существенно меньше, чем матрицы APS-C и Micro Four Thirds, которыми оснащена большая часть зеркалок среднего уровня и компактных системных камер.

Фотоаппарат оснастили качественным зум-объективом Carl Zeiss Vario-Sonnar T* 24-200мм F2.8 с 8.3x оптическим зумом. Диафрагма в нём постоянная в отличие от FZ1000. У объектива есть два кольца, одно можно использовать для ручной фокусировки либо для масштабирования (зависит от режима фотоаппарата) и кольцо диафрагмы.

Корпус выполнен с применением магниевого сплава, передняя и верхняя части защищены от пыли и влаги, что оценят наружные фотографы и путешественники.

3-дюймовый ЖК-дисплей с разрешением 1229 тыс. точек, технологией White Magic и наклонным механизмом (84 градусов вверх / 45 градусов вниз) оптимизирован для лучшей наружной видимости при ярком солнечном свете.

Среди других функций: модули Wi-Fi и NFC, запись видео 1080p60/24, мульти-интерфейсный горячий башмак, OLED видоискатель с разрешением 1440 тыс. точек, функция sweep panorama, авто HDR, ражим Active Mode, встроенный фильтр нейтральной плотности на 3EV и скорость серийной съёмки 10 кадров в секунду (с фиксированной фокусировкой на первом кадре в режиме приоритета выдержки).

Сравнительная таблица с характеристиками фотоаппаратов Panasonic Lumix FZ1000 и Sony Cyber-shot RX10

Panasonic FZ1000

Sony RX10

Дата анонса 12 июня 2014 года 16 октября 2013 года
Тип камеры

суперзум с большим сенсором

суперзум с большим сенсором

Качество сборки металл, композит передняя и верхняя панель из магниевого сплава
Погодный уплотнитель нет пыле- влагонепроницаемый
Оба фотоаппарата отличаются качественной сборкой, но у RX10 есть уплотнитель от атмосферных воздействий, который защищает корпус от попадания влаги и пыли, а FZ лишён этой особенности. Компания Panasonic из своих фотокамер обеспечила такой защитой лишь GH3 .
Кнопки
  • 2 режимных диска
  • 5 настраеваемых кнопок Fn
  • кнопка видеозаписи
  • On/Off переключатель
  • кнопка блокировки AE/AF
  • переключатель режима фокусировки AFS/AFF, AFC, MF
  • заднее колесо управления
  • навигационная клавиша
  • диск компенсации экспозиции
  • кнопка AEL (фиксация автоэкспозиции)
  • клавиша Fn
  • кнопка C (пользовательская)
  • диск управления
  • контрольное колёсико
FZ наделили большим количеством элементов физического контроля для оперативного доступа к популярным настройкам. Дизайн RX10 в этом смысле упрощён.
Сенсор
  • 1-дюймовый (13.2х8.8мм)
  • 20.1-мегапиксельный
  • 1-дюймовый (13.2х8.8мм)
  • 20.2-мегапиксельный
  • BSI-CMOS (Exmor R)

Датчики обоих фотоаппаратов одинакового размера и разрешение одинаковое (5472х3548 пикселей).

Разница в том, что Sony использует сенсор с задней подсветкой, но говорить о преимуществах стоит после теста на высокие ISO.

Диапазон ISO

с расширением: 80, 100, 25 600

с расширением: 80, 100, 25 600 (Multi Frame NR)

Анализ производительности ISO смотрите под таблицей.
Пропорции изображений 1:1, 4:3, 3:2, 16:9 1:1, 4:3, 3:2, 16:9
Стабилизация

оптическая

5-осевая (для видео)

оптическая

в активном режиме SteadyShot компенсирует тряску при видеозаписи

RX10 в активном режиме компенсирует тряску за счёт небольшого снижения разрешения, но в обычном режиме разрешение сохраняется.

От обоих фотоаппаратов можно ожидать хорошую стабилизацию для фото- видеосъёмки.

Объективы
  • Leika DC Vario-elmarit
  • 25-400мм (в эквив.)
  • F2.8-4.0
  • 16х оптический зум
  • 16 элементов в 11 группах
  • 5 асферических линз
  • 8 асферических поверхностей
  • 4 ED линзы
  • 7 лепестков диафрагмы

кольцо для зума или ручной фокусировки (переключатель на объективе)

  • Carl Zeiss Vario-Sonnar T*
  • 24-200мм (в эквив.)
  • 8.2х оптический зум
  • 14 элементов в 11 группах
  • 7 асферических элементов
  • 7 лепестков диафрагмы

2 кольца: зум + фокусировка и диафрагменное

ND фильтр на 3 стопа

Объектив - один из важнейших элементов в фотоаппарате и оба суперзума снабжены превосходной оптикой.

RX10 предлагает чуть более широкоугольный захват, но при этом он существенно уступает FZ1000 в диапазоне фокусных расстояний. 200мм окажется недостаточно для многих сцен, зато 400мм очень полезное и универсальное расстояние, которое вы получите с Panasonic.

RX10 использует постоянную яркую диафрагму F/2.8 по сравнению с переменной F/2.8-4.0 с FZ1000. Но с Panasonic на 200мм вы получите близкое значение апертуры примерно F/3.5, а тест на высокие ISO показывает преимущество FZ1000 на 1-1.5EV.

Что касается боке. На 400мм FZ1000 (2.7 кроп) даст меньшую глубину резкости, чем RX10 на 200мм, находясь на одинаковом расстоянии от объекта съёмки.

Кольцо диафрагы в RX10 это очень удобно, но дополнительные 200мм фокусного расстояния в объективе FZ1000 привлекают больше.

Обратите внимание, что с FZ1000 диафрагма F/2.8 держится лишь на 24-25мм, затем с каждым шагом она снижается пока не достигаете 175мм, где утанавливается на уровне F/4 и сохраняется до максимально фокусного расстояния.

RAW формат Panasonic RAW2 формат Sony ARW2.3
Минимальное расстояние фокусировки

необходимо переключиться в соответствующий режим

нет необходимости переключаться

Система автофокуса

детекция по контрасту

технология DFD

детекция по контрасту

В FZ больше точек автофокуса и больше режимов фокусировки: одиночный, следящий, АФ при низкой освещённости, fokus peaking.

Теоретически FZ способен лучще отслеживать объекты.

Видоискатель
  • электронный видоискатель OLED
  • тип 0.39
  • 2359 тыс. точек
  • 100% охват
  • 1.88х (0.7 экв) увеличение
  • датчик глаз
  • электронный видоискатель OLED
  • 1440 тыс. точек
  • 100% охват
  • 1.88х (0.7 экв) увеличение
  • датчик глаз

В обоих фотоаппаратах есть датчик глаз, запускающий систему автофокусировки, когда вы приближаетесь к видоискателю.

Видоискатель в FZ1000 имеет значительно более высокое разрешение.

ЖК экран
  • 3-дюймовый TFT LCD
  • 921 тыс. точек
  • 100% поле зрения
  • покрытие AR

полностью сформулированный (180 градусов по горизонтали в каждую сторону и 270 наклон по вертикали)

  • 3-дюймовый TFT LCD
  • 1228 тыс. точек
  • 100% поле зрения
  • технология White Magic

регулировка в реальном времени

поворотный (84 градуса вверх, 43 градуса вниз)

Экран FZ имеет преимущество, предлагая больше гибкости в составлении кадров.
Скорость затвора

60-1/16 000 сек

1/16 000 сек - электронный затвор

1/4000 сек - механический звтвор

30-1/3 200 сек
Ещё одно преимущество FZ1000 это более широкий диапазон выдержек. Высокая скорость затвора отлично подходит для замораживания быстро двигающихся объектов.
Видеозапись

4K / 2160p30 (Ultra HD, 100 Mбит)

  • 1080p60
  • 1080i60
  • 1080p30
  • 1080p24
  • 720p30
  • 480p30

высокоскоростное видео 1080p30 c выходом 120fps

MPEG-4, AVCHD (4K в MP4)

стереозвук

  • 1080p60
  • 1080i60
  • 1080p24

стереозвук

Микрофонный разъём 35мм 35мм
Разъём для наушников нет 3.5мм
Чистый HDMI да нет

Panasonic с большим отрывом лидирует в возможностях видеозаписи, предлагая 4К Ultra HD и разную частоту кадров, в том числе 60p (с прогрессивной развёрткой), slow motion видео, чистый HDMI-выход.

Заголовки СМИ пестрят темой 4К-видеозаписи. FZ1000 - первый в мире компактный фотоаппарат с этой функцией.

На телевизорах Ultra HD (лучше на 55-дюймовых и выше) такие ролики будут выглядеть потрясающе. Особенно если учесть, что FZ поставляют с относительно крупным датчиком, отличным объективом и 5-осевой стабилизацией.

Эта функция делает FZ1000 уникальным в своей категории.

На картинке выше вы можете оценить разницу в разрешении 4К по сравнению с другими форматами.

Встроенная вспышка есть (13.5м) есть (10.2м)
Подключение внешней вспышки через горячий башмак через мульти-интерфейсный горячий башмак
Сюжетные режимы 27 9
Серийная съёмка 12 к/с 10 к/с
Компенсация экспозиции ±5 кадров (с шагом 1/3EV) ±3 кадра (с шагом 1/3EV)
Брекетинг экспозиции ±3 (3, 5, 7 кадров с шагом 1/3EV, 1/2EV, 1EV) ±3 (3 кадра с шагом 1/3EV, 2/3EV)
HDMI порт micro HDMI micro HDMI
Беспроводная связь Wi-Fi/NFC Wi-Fi/NFC
Порт дистанционного управления есть, 2.5мм нет
Выносливость батареи (CIPA) 360 снимков 420 снимков
Габариты 137 х 99 х 131мм 129 х 88 х 102мм
Вес 831г 813г
Запись time-lapse да нет

Сравнение производительности ISO

Слева - Panasonic FZ1000, справа - Sony RX10.

Panasonic Lumix FZ1000 и Sony RX10 - ISO 200

Panasonic Lumix FZ1000 и Sony RX10 - ISO 1600

Panasonic Lumix FZ1000 и Sony RX10 - ISO 3200

Используя ресурс для анализа изображений, наблюдаем следующее:

При низких значениях ISO обе камеры показали себя превосходно. Изображения с RX10 резче, но это за счет более высокого контраста, в образцах FZ1000 заметны неровности. Цвета с RX10 более насыщенные, с FZ1000 - более естественные.

При ISO 800 и ISO 1600 образцы Panasonic выглядят чище из-за сильного шумоподавления, которое фактически устраняет некоторые из мелких деталей. FZ1000, кажется, имеет немного более широкий динамический диапазон.

При ISO 6400 видно, что RX10 значительно страдает от шума. С FZ1000 кадры также выглядят шумно, но гораздо лучше, чем с RX10 и пригодны для небольших распечаток.

Резюмируем: Оба фотоаппарата с очень хорошей производительностью до ISO 1600, с этого момента довольно резкое ухудшение, но FZ1000 справляется лучше по сравнению с RX10.

Макро: слева - Panasonic FZ1000, справа - Sony RX10

И ещё пример: Panasonic FZ1000 и Sony RX10 соответственно. В програмном режиме, ISO200.

Выводы

Panasonic Lumix FZ1000 может привести в восторг любого фотографа-энтузиаста, который любит съёмку с мегазумом. Фотоаппарат предлагаем массу возможностей при гораздо меньшей стоимости, чем RX10, поэтому его появление многих порадовало.

Но есть аспекты, в которых RX10 остаётся лидером:

  • лучше качество сборки,
  • наличие погодного уплотнителя,
  • постоянная светосила f/2.8 на всём диапазоне фокусных расстояний,
  • широкий угол 24мм,
  • встроенный фильтр нейтральной плотности,
  • разъём для наушников,
  • очень хорошее время автономной работы.

Многие фотографы найдут убедительными возможности, которые предлагает FZ1000:

  • на корпусе фотоаппарата больше элементов управления для ручных настроек,
  • более высокая производительность ISO и лучше качество изображения (личное мнение),
  • 5-осевая стабилизация изображения,
  • больший диапазон зуммирования,
  • более совершенная система автофокусировки,
  • лучший видоискатель,
  • полностью шарнирный ЖК-дисплей,
  • высокая скорость затвора,
  • запись 4K видео и разнообразие в частоте кадров,
  • чистый выход HDMI,
  • выше скорость серийной съёмки,
  • порт для пульта дистанционного управления.

На фоне всего вышеперечисленного привлекательность RX10 меркнет, особенно, когда вы сравните ценник.

Другие суперзумы предлагают шире диапазон фокусных расстояний с постоянной светосилой F/2.8, например, FZ200, но ценой размера датчика. Здесь следует понимать, что 1-дюймовый сенсор исключительно важен с точки зрения высокой производительности ISO и глубины резкости. Диафрагма F/4 всего на одну остановку меньше, чем F/2.8 и её более чем достаточно для большинства съёмочных ситуаций при низкой освещенности (на теле-конце).

У любителей снимать видео колебаний быть не должно! Не смотря на отличное качество видеороликов, снятых с RX10, этот фотоаппарат, конечно, менее интересен чем FZ1000, который предлагает запись 4K-видео и большое разнообразие в частоте кадров, что сделает из вас увлечённого видеооператора.
У RX10 появился очень серьёзный конкурент.