Готовый конспект урока по городецкой росписи. Урок изобразительного искусства «Городецкая роспись

Тема урока: Городецкая роспись.

Цели урока:

1.)Знакомить детей с русскими народными промыслами, рассказать о городецком промысле;
2.) Учить узнавать городецкую технику росписи дерева, ее характерные признаки;
3.) Познакомить с основными элементами городецкой росписи;

1.) Развивать познавательную активность детей, творческую фантазию, художественный вкус;
2.) Развивать чувство композиции, умение красиво располагать узор в заданной форме
3.) Развивать такие качества как усидчивость, внимание, аккуратность при работе с красками;
4.) Формировать практические умения и навыки рисования с образца;

1.)Воспитывать интерес к изучению русской истории и к искусству Городецких мастеров, уважение к творческому наследию;
2.)Воспитывать патриотизм, гордость за свою Родину и народ;

3.) Воспитывать стремление своими руками создавать красоту, дать возможность детям почувствовать себя народными мастерами.

Оборудование:

  1. Для учащихся:
  • модель для раскрашивания «Кухонная доска»
  • гуашь
  • кисти
  • баночка для воды
  • лист бумаги
  • салфетка
  • простой карандаш
  • стирательная резинка
  1. Для учителя:
  • образцы городецкой росписи, открытки, репродукции
  • плакат «Городецкая роспись»
  • презентации «Городецкая роспись»

План урока (45 мин):

  1. Организационный момент. Проверка готовности к уроку. 3-5 мин.
  2. Теоретическая часть. Вводная беседа с демонстрацией городецкой росписи, презентаций. Объяснение последовательности росписи. 10-15 мин.
  3. Практическая часть. Самостоятельная роспись модели для раскрашивания. 15-20 мин.
  4. Заключительная часть. Подведение итогов. 5 мин.

Ход урока:

Запись на доске: Городецкая роспись.

Учитель: На берегу Волги стоит славный и древний город Городец. По преданию, основал его еще в 1152 году князь Юрий Долгорукий как сторожевую крепость. Называли Городец в те времена Малым Китежем. Во время нашествия хана Батыя враги сожгли, разграбили Городец. Но он, словно птица Феникс, отстроился заново.

Городец стоял на бойком месте, по соседству со знаменитой Макарьевской ярмаркой. Шли по Волге баржи и суда с грузами, а по дорогам – конные обозы. На километры растягивались ряды, в которых торговля велась на разных языках, тысячи лавок и лавчонок переполнены товарами, привезенными не только со всей России, но и из других стран.

Привозили все, что умели делать. По берегу Волги расползался щепной ряд, где продавали сделанные из дерева сани, кадки, корыта, коромысла, лапти. Жители Городца и окрестных селений (Курцево, Косково, Ахлебаиха) славились как умелые плотники, резчики по дереву. Леса давали дешевый и разнообразный материал, из которого делали все: от детских игрушек и колыбелей до кораблей. Особой известностью пользовались городецкие прялки. Их с удовольствием покупали во многом благодаря забавным расписным картинкам на донце прялки. После окончания работы, такое донце хозяйка вешала на стену вместо картины.

Городецкая роспись - как ее нам не знать.

Здесь и жаркие кони, молодецкая стать.

Здесь такие букеты, что нельзя описать.

Здесь такие сюжеты, что ни в сказке сказать.

Со временем мастера стали расписывали лубочные короба, игрушки, посуду, мебель и даже части дома - ставни, двери, ворота.

Желтый вечер, черный конь,

И купавки, как огонь,

Птицы смотрят из ларца –

Чудо-роспись Городца!

Л. Куликова.

Благодаря знаменитому мастеру Лазарю Мельникову в 19 веке в росписи появились бутоны цветов, розаны, купавки. Розаны это стилизованное изображение цветка шиповника. Теперь они являются основными элементами цветочного узора в Городецкой росписи.

Давайте рассмотрим последовательность выполнения цветов городецкой росписи.

В течение многих десятилетий мастера отрабатывали приемы рисования цветов (розана, купавки) и выработали определенные правила.

Сначала готовят цветной фон (часто желтый, т.к. раньше окрашивали дерево луковой шелухой), на него наносят главные фигуры в виде крупных цветовых пятен. Розан выполняется обычно розовым цветом, а купавка - голубым. Этот этап называют «подмалевка».

Следующий этап называют «теневка», т.к. здесь используются более темные краски бардовые или синие. Обозначают центр цветка и лепестки. У розана центр рисуют в середине цветка, у купавки он смещается влево или вправо. Центр обозначают небольшим кружком. Лепестки цветов имеют форму полукруглых дужек. Цвет дужек совпадает с цветом центра цветка

Завершающий этап росписи называют «оживка», т.к. именно после нее весь рисунок словно оживает. «Оживку» делают белой и черной краской.

Учитель: А сейчас мы с вами научимся изображать основные элементы городецкой росписи так, как это делают народные мастера. Мы познакомились с элементами росписи. Чтобы приблизиться к ее секретам, стать мастером, нужно учиться. А как называют учеников мастера?

Ответ: Подмастерья.

Учитель: Так вот вы пока ученики - подмастерья. Начнем!

Оглавление

    Введение……………………………………………………………………3

    Сценарный план урока…………………………………………………….5

Приложение………………………………………………………………………..9

Заключение………………………………………………………………………..10

Литература……………………………………………………………………… ..11

Введение

Особое внимание на уроках изобразительного искусства уделяется народному творчеству, традициям, промыслам. Как и другие направления изобразительного искусства, народное творчество учит ребенка видеть мир во всей его полноте и красоте, любить свой край и беречь родную природу, прививает нравственные ориентиры. Вместе с тем ребенок овладевает такими понятиями, как форма, размер и цвет, а также специфическими художественными навыками. Приобщение к народному искусству на всю жизнь оставляет отпечаток прекрасного в душе человека, учит видеть красоту в окружающих предметах и явлениях. Роль народного искусства и традиционных народных промыслов в воспитании детей огромна. Именно традиционные ремесла, к которым приобщается подрастающее поколение, рассказывают о жизни наших предков, об их нравах и обычаях, не дают народу забыть свою историю.

Благодаря народному искусству, у детей улучшается память и мыслительная деятельность, развивается усидчивость, тренируется внимание. Осваивая традиционные промыслы, дети в первую очередь учатся самовыражению. Они ведут диалог с миром, рассказывая в творчестве о своих впечатлениях и переживаниях. В развитии личности это играет огромную роль, обучая человека правильному общению с окружающим миром, направляя его психическую энергию в созидательное русло. Помимо психологического аспекта, народные промыслы обучают многим чисто прикладным навыкам. Занятие традиционными промыслами развивает у детей наблюдательность, образное и пространственное мышление, способствует формированию эстетического восприятия, развивает навыки рисования, лепки, вырезания, плетения. Поскольку большинство народных ремесел предполагают кропотливый труд, изготовление традиционных предметов способствует развитию мелкой моторики.

Искусство изготовления деревянных расписных изделий известно с глубокой древности. Традиции росписи живут и развиваются в наше время. Роспись по дереву как один из старинных видов декоративно-прикладного искусства интересна и доступна детям школьного возраста.

Желание познать основы художественного ремесла может определить дальнейшее увлечение ребят, а возможно, окажет влияние на выбор жизненного пути.

Основные приёмы росписи следует выполнять почти автоматически, что требует упорной работы над выработкой твёрдых навыков. Так как многие приёмы выполнения росписей бывают предельно простыми, отшлифованными поколениями народных мастеров, первоначальное их освоение не требует от ребят каких-то усилий. Но дело не только в приёмах росписи. Каждый из них отличается своей спецификой: постановкой руки, особой ритмикой. Знание приёмов помогает проникнуть в неповторимый мир орнамента, осознанному постижению его красоты.

В повседневной работе с детьми необходимо соблюдать очень важный принцип обучения - поддерживать у учащихся радость открытия нового. Тогда у ребят возникает состояние душевной приподнятости, удивления собственным возможностям, чувство гордости за результаты своего труда и труда своих товарищей.

Актуальность.

Декоративное творчество является составной частью художественно-эстетического направления урочной и внеурочной деятельности в образовании. Оно наряду с другими видами искусства готовит обучающихся к пониманию художественных образов, знакомит их с различными средствами выражения. На основе эстетических знаний и художественного опыта у учащихся складывается отношение к собственной художественной деятельности.

Оно способствует изменению отношения ребенка к процессу познания, развивает широту интересов и любознательность, что «является базовыми ориентирами федеральных образовательных стандартов».

Занятия росписью по дереву помогают реализоваться личности ребёнка, стимулируют творческое отношение к труду, помогают узнать культуру своего народа и народов мира, воспитывают в детях патриотизм и гордость за свою страну. В настоящее время очень важным для развития современного общества является возрождение духовности. Приобщение детей к миру прекрасного раскрывает в них всё самое лучшее, светлое, доброе.

Ребёнок, создающий своими руками прекрасное, никогда не сможет разрушить тоже прекрасное, но созданное другими. Душа его наполняется восторгом, он учится видеть то, что скрыто от глаз многих, учится уважать традиции, любить и беречь окружающий мир, природу.

Цели и задачи.

Цель проекта: Создать урок направленный на воспитание личности творца, способного осуществлять свои творческие замыслы в области декоративно-прикладного искусства.

Формирование у учащихся устойчивых систематических потребностей к саморазвитию, самосовершенствованию и самоопределению в процессе познания искусства, истории, культуры, традиций.

Цель может быть достигнута при решении ряда задач:

- изучение нормативных документов и законов;

Изучение соответствующей литературы (концепции и авторские программы);

Написание конспекта урока, создание презентации, подбор пособий и иллюстративного материала;

Создание системы оценивания планируемых результатов;

Анализ урока, выводы.

Сценарный план урока изобразительного искусства: “Сказочные узоры Городецкой росписи”.

Цель: ознакомить учеников с произведениями и историей развития Городецкой росписи.

Задачи:

Изучить историю росписи;

Познакомиться с узорами в изделиях мастеров Городца и основными этапами росписи;

На основе изученного материала самостоятельно исполнить работу по мотивам Городецкой росписи.

Планируемые результаты:

предметные: освоить основные характерные элементы народного орнамента и особенности цветового строя; освоить основные приёмы кистевой росписи Городца; создать композицию росписи в традиции Городца.

метапредметные: осознание места и значения современных народных промыслов в современной жизни; умение оценивать искусство городецкой росписи как часть культуры народа; выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий; осуществление контроля своей деятельности в процессе достижения результата; постановка вопросов – инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации; планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками – определение целей, функций участников, способов взаимодействия в процессе работы.

личностные: воспитание этнической культуры, осознание чувства любви к своей Родине, приобщение к её культуре, осознание своей национальной принадлежности; уважение к культуре других народов; формируется готовность учащихся к обучению и самообразованию; формируется эстетическое чувство и ответственное отношение к учебе.

План урока:

    Организация класса. Мотивация и целеполагание. 5 мин.

    Беседа об истории развития городецкого промысла и основных элементах росписи. 5 мин.

    Практическая работа (выполнение тренинговых упражнений по написанию элементов городецкой декоративной композиции). 10 мин

    Постановка художественной задачи. 2 мин.

    Самостоятельная работа. 15 мин.

    Рефлексия. 3 мин.

    Анализ работ, подведение итогов, выставление оценок. 5 мин.

Оборудование:

Для учителя: Презентация городецкой росписи, методические пособия с показом поэтапного выполнения работы.

Для учащихся: альбом, кисть, баночка, гуашь, ножницы.

Тип урока: урок-практикум.

Ход урока:

1.Организация класса. Мотивация и целеполагание.

Учитель:

Есть на Волге город древний,

Под названьем Городец.

Славится по всей России,

Своей росписью творец.

Здравствуйте, ребята! Сегодня мы с вами познакомимся с замечательной росписью, а название её Городецкая!

Но прежде, чем мы начнём, я попрошу вас сделать подготовительную работу.

Возьмите альбомный лист А4, сложите его пополам по вертикали,в верхнем правом углу сложенного листа отрежьте уголок (показываю) , теперь разверните лист, у нас получилась разделочная доска! Закрасьте её полностью бежевым или песочным цветом, чтобы имитировать цвет дерева и пока вы это делаете, слушайте мой рассказ.

2.Беседа об истории развития городецкого промысла и основных элементах росписи.

Городец - город на берегу Волги в 60 км от Н. Новгорода. Как поселение был основан в 1152 году Юрием Долгоруким и носил название Малый Китеж.

Старинный ремесленный центр по соседству со знаменитой Макарьевской ярмаркой. На километры растягивались ряды, в которых торговля велась на разных языках, тысячи лавок и лавчонок переполнены товарами, привезенными не только со всей России, но и из других стран. Привозили все, что умели делать. По берегу Волги расползался щепной ряд, где продавали сделанные из дерева сани, кадки, корыта, рубели, лапти.

Особой красотой отличались изделия Городца, расписные коромысла, прялки, донца из деревень расположенных по реке Узол: Курцево, Косково, Ахлебаиха.

Городецкая роспись - как ее нам не знать.

Здесь и жаркие кони, молодецкая стать.

Здесь такие букеты, что нельзя описать.

Здесь такие сюжеты, что ни в сказке сказать.

Мастера расписывали лубочные короба, игрушки, посуду, мебель и даже части дома - ставни, двери, ворота. В 19 веке на донцах появились бутоны цветов; розаны, купавы благодаря знаменитому мастеру Лазарю Мельникову. Розаны это стилизованное изображение цветка шиповника, а вот с купавкой связана интересная легенда.

На Руси с 23 на 24 июня праздновали день Ивана Купалы. Люди считали, что в эту ночь расцветает удивительной красоты цветок папоротника, цветок счастья, но живет он мгновение. И если человек успеет дотронуться или сорвать станет счастливым. Так и стали народные мастера изображать купавки на своих работах.

Но не только роспись украшала изделия Городца. В 18 веке деревянную поверхность украшала еще и резьба. Неглубокие, но выразительные прорези, определявшие контуры рисунка. С годами трудоемкую резьбу начала вытеснять роспись масляными красками. Целые живописные мотивы появились на прялках, донцах, игрушках. Самые распространенные сюжеты; дамы и кавалеры, сценки чаепития, наездники, птицы - все эти сюжеты дополняют изображения цветов.

Давайте рассмотрим последовательность выполнения цветов городецкой росписи. Сначала мастер наносит цветовое пятно, затем темным цветом прорисовывает середину - маленький круг и лепестки – дужки. А затем белой краской мастер делает оживку в виде точек, прямых и волнистых линий. Получился - розан.

Цветок купавки- голубого цвета. Снова рисуем кружок- голубым цветом, маленький кружок - серединку синим цветом смещаем к краю, а самый крупный лепесток располагаем напротив серединки цветка. Затем выполняем оживку.

Каким цветом? - Белым.

Давайте посмотрим, как же выполняется изображение коня.

Цвета присущие городецкой росписи голубой и все оттенки синего, розовый и оттенки красного - для цветков, зеленый - листики, черный - кони, черный, синий -птицы, белый - оживка. Несмотря на цветовое многообразие, мастера придерживаются определенных правил; если фон цветка розовый, красный то серединку выполняют темно - красным, бордовым, а если фон голубой, то лепестки прописывают темно-синим или фиолетовым.

Посмотрите этапы изображения городецкой птицы.

Выполнив основные этапы росписи, мастер переходит к оживке произведения, т.е. дополняет роспись, различными элементами которые помогают связать все части росписи в единое целое, сделать композицию законченной.

3.Практическая работа (выполнение тренинговых упражнений по написанию элементов городецкой декоративной композиции).

А сейчас мы с вами научимся изображать основные элементы городецкой росписи так, как это делают народные мастера. Мы познакомились с элементами росписи. Чтобы приблизиться к ее секретам, стать мастером, нужно научиться выполнять каждый элемент по отдельности, будь то розан, купавка, конь, птица или листик.

А как называется ученик мастера?

Подмастерья!

Так вот вы пока ученики - подмастерья. Начнем!

Первый элемент-розан.

Какой цвет мы будем использовать для его изображения розана? -Розовый и оттенки красного.

Внимание на доску. (Начинается фронтальная работа.)

Сначала розовым цветом выполняем кружок.

В центре выполняем красным цветом меньший кружок.

Рисуем дужки тем же красным цветом.

Даем работе подсохнуть, в то время когда работа сохнет вы самостоятельно выполните цветок купавки используя таблицу. (Озвучиваю этапы выполнения цветка купавки, используя табличный материал).

Цветок розана подсох, пора выполнить белилами оживку.

Затем выполняем оживку в цветке купавки.

Нам нужно изобразить листки.

Обмакиваем кисть в светло-зеленую краску и ставим отпечаток всей плоскостью кисти (показываю на доске).

Тени и оживку, выполните самостоятельно, используя таблицу.

4. Постановка художественной задачи.

- Мастера из Городца просили вас расписать разделочные доски. Положите перед собой подсохшие заготовки.

Но одно условие поставили перед вами Городецкие умельцы, в центре работы нужно изобразить Городецкого коня (птицу).

5.Самостоятельная работа.

Коня мы с вами выполним вместе.

Какой цвет используем для его изображения?

Черный цвет.

Начнем.

Нарисуем большую каплю острым концом вверх - это шея.

От нижней широкой части проведем острием кисти тонкую линию вправо, приблизительно равную широкой части нашей капли.

На конце линии нарисуем каплю меньшего размера, (внимание на таблицу) острым концом вниз.

Изобразим голову лошади - маленькая капля.

Ножки три меленьких капельки и дужки (внимание на таблицу).

Хвост три мягких мазка.

Вымоем кисть и возьмем красный цвет, выполним гриву и сбрую.

Белым цветом выполним оживку.

Конь готов.

По розанам и купавам

Городецкий скачет конь,

Весь цветами он расписан

До чего ж красивый он.

Коня мы с вами изобразили, а вот цветы по которым скачет ваш конь, вы выполните самостоятельно. (Выполнение работы).

6.Рефлексия.

О каком виде росписи мы с вами сегодня говорили?

Назовите мне основные элементы городецкой росписи?

Какие цвета характерны для городецкой росписи?

7.Анализ работ, подведение итогов, выставление оценок.

Выставка работ на доске.

Посмотрите ребята, какие замечательные работы у нас получились! Теперь мы настоящие Городецкие мастера! И конечно мастерам полагаются оценки. (выставление оценок).

Заключение.

Роль народного искусства и традиционных народных промыслов в воспитании детей огромна. Именно традиционные ремесла, к которым приобщается подрастающее поколение, рассказывают о жизни наших предков, об их нравах и обычаях, не дают народу забыть свою историю. Актуальная задача патриотического воспитания во многом реализуется через любовь детей к традиционному искусству. Значение народных традиций велико для воспитания подрастающего поколения. Народное искусство является воплощенным представлением народа о красоте и добре, о богатстве родной земли. Отличительной особенность декоративно-прикладного народного творчества является яркость красок, контрастность рисунка, пристрастие к растительным, животным или геометрическим орнаментам.

Важнейшее в воспитании детей, всегда имеющее непреходящее значение и очень актуальное в современных условиях - это бережное отношение к ценностям, созданным трудом человека и природой.

В народной педагогической практике мы обнаруживаем осознанное и неосознанное стремление, каждую часть, область жизни использовать в воспитательных целях. Традиция жива, пока ее чтут, берегут.

Литература.

    Асмолов, А.Г. Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от действия к мысли. Система заданий: - М.: Просвещение,2012.

    Горский, В.А, Тимофеев А.А, Смирнов Д.В. и др. Примерные программы внеурочной деятельности. Начальное и основное образование/ под ред. В. А. Горского. М.- Просвещение, 2010.-111с. – (Стандарты второго поколения).

    Данилюк А.Я., Кондаков А.М. ,Тишков В.А. Стандарты второго поколения Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, 2-е издание, - М.: Просвещение, 2011. – 24 с.

    Неменский, Б.М, Неменская Л.А., Горяева Н.А, Питерских А.С. Изобразительное искусство. 5-9 классы. Рабочие программы.- М. «Просвещение» 2012

    Примерные программы по учебным предметам. Изобразительное искусство. 5-7 классы. Музыка. 5-7 классы. Искусство. 8-9 классы: проект. – М.: Просвещение, 2010. – 176 с. (Стандарты второго поколения) 5-9 классы.

    Шпикалова,Т.Я. Изобразительное искусство. 5-8 классы. Рабочие программы. Предметная линия учебников.- М. «Просвещение» 2010

МАДОУ Центр развития ребенка – детский сад №83 «Фея»

КОНСПЕКТ

образовательной деятельности по образовательной области

«Художественно – эстетическое развитие»

в старшей группе на тему «Городецкая роспись»

Подготовила:

Воспитатель первой кв. категории

Щербакова Н.В.

г. Набережные Челны, 2015 г.

Тема: «Городецкая роспись».

Задачи:

Образовательная

Продолжать знакомить детей с городецкой росписью, закреплять умения рисовать элементы росписи,

Упражнять в составлении оттенков путем добавления в белую краску другого цвета.

Развивающая

Развивать у детей эстетическое восприятие, чувство цвета, ритма. композиции.

Воспитывающая

Воспитывать аккуратность при выполнении задания, интерес к народно – прикладному искусству.

Демонстрационный материал:

Изделия городецких мастеров, образцы элементов росписи.

Раздаточный материал:

Краски гуашь разных цветов, банки с водой, салфетки, палитры, силуэты кухонных досок,

Прямоугольных и круглых панно, кисти № 6, 8.

Интеграция образовательных областей: художественно – эстетическое, речевое, физическое,

Познавательное развитие.

Словарь: роспись, городецкая.

Предварительная работа воспитателя: подбор демонстрационного и раздаточного материала, составление

Конспекта занятия.

Предварительная работа с детьми:

Знакомство с народно – прикладным искусством, рассматривание изделий городецких мастеров, аль –

Бомов по декоративно – прикладному искусству.

Структура занятия: 1. Вводная часть - 2мин.

2. Основная часть - 15 мин.

3. Заключительная часть - 3 мин.

Методические приемы: 1. Сюрпризный момент с куклой Дашей.

2. Рассматривание изделий городецких мастеров.

3. Выделение отдельных элементов росписи.

4. Составление оттенков разного цвета.

5. Д/и «В городецкой мастерской» (самостоятельное творчество детей).

6. Выставка работ.

7. Итог занятия.

Ход образовательной деятельности.

1 часть.

Воспитатель: Ребята, к нам сегодня пришла в гости кукла Даша. Бабушка подарила ей красивую шкатулку, но Даша не знает, кто это так ее раскрасил? Давайте рассмотрим шкатулку и постараемся отгадать, что за мастер ее расписывал.

Дети рассматривают шкатулку, определяют, какими цветами она расписана, выделяют отдельные элементы и приходят к выводу, что эту шкатулку изготовили городецкие мастера.

2 часть.

Воспитатель: Правильно ребята, эту шкатулку так красиво расписали городецкие мастера.

Посмотрите на эти предметы и найдите другие изделия городецких мастеров.

(Дети находят предметы с городецкой росписью).

3 часть.

Воспитатель: А как вы догадались, что эти предметы расписали городецкие мастера?

Какие основные элементы городецкой росписи вы знаете?

Назовите основные цвета городецкой росписи.

4часть.

Как получить розовый цвет? А голубой?

(Дети отвечают: нужно смешать красную краску с белой, а для голубого - синюю с белой).

Воспитатель: Кто хочет проделать это у доски?

(Ребенок показывает, как получить оттенок основного цвета. Уточняются и правила мытья кисточки).

5 часть.

Воспитатель: Давайте представим, что все мы находимся в городецкой мастерской, а вы - мастера городецкой росписи. Скажите, кто какой предмет хочет расписать?

(Дети выбирают силуэты разных предметов: поднос, кухонная доска, панно, шкатулка).

Воспитатель: Я предлагаю нарисовать большой цветок, он может быть любого цвета или оттенка какого – либо цвета. Вы – мастера и вам создавать свой цвет.

Вспомните, как мы рисовали большой городецкий цветок. Нарисуйте цветок и листочки около него.

А кукла Даша будет внимательно наблюдать за вами и учиться рисовать городецкие узоры.

6 часть.

Воспитатель: Посмотри, Даша, какие красивые цветы расцвели на всех предметах!

(Даша говорит, что ей очень понравились ваши работы и что теперь она тоже попробует нарисовать какой-нибудь городецкий узор и подарит его своей бабушке на день рождения).

Воспитатель: Давайте попрощаемся с куклой Дашей и пригласим ее почаще приходить к нам в гости, тогда мы сможем многому ее научить. Вы согласны со мной? Вот и хорошо.

7 часть.

Воспитатель: Ребята, что вам сегодня понравилось на занятии? В чем вы испытывали затруднения? А что вам удавалось легко?

Я очень рада, что вы все справились с таким трудным заданием: научились рисовать большой городецкий цветок, смешивать краски для получения нового цвета и научили всему этому куклу Дашу.


Тема урока: Городецкая роспись.

Цели урока:

1. Знакомство с народными ремеслами России. Ознакомление с произведениями и историей развития Городецкой росписи. Познакомить с узорами в изделиях мастеров г. Городца и основными этапами росписи. Развитие познавательной активности детей, творческой фантазии, художественного вкуса. Стимулировать стремление своими руками создавать красоту.

2. Формировать практические умения и навыки рисования с образца. Учить детей составлять узор по мотивам Городецкой росписи. Совершенствовать навыки рисования кистью декоративных элементов Городецкой росписи.

3. Воспитывать интерес к искусству Городецких мастеров, уважение к творческому наследию. Развивать такие качества как усидчивость, внимание, аккуратность при работе с красками. Дать возможность детям почувствовать себя народными мастерами.

Оборудование:

    Для учащихся:

    модель для раскрашивания «Кухонная доска»

    баночка для воды

    лист бумаги

    салфетка

    простой карандаш

    стирательная резинка

    Для учителя:

    образцы городецкой росписи, открытки, репродукции

    плакат «Городецкая роспись»

    презентации «Городецкая роспись»

План урока (45 мин):

    Организационный момент. Проверка готовности к уроку. 3-5 мин.

    Теоретическая часть. Вводная беседа с демонстрацией городецкой росписи, презентаций. Объяснение последовательности росписи. 10-15 мин.

    Практическая часть. Самостоятельная роспись модели для раскрашивания. 15-20 мин.

    Заключительная часть. Подведение итогов. 5 мин.

Ход урока:

Запись на доске: Городецкая роспись.

Учитель: На берегу Волги стоит славный и древний город Городец. По преданию, основал его еще в 1152 году князь Юрий Долгорукий как сторожевую крепость. Называли Городец в те времена Малым Китежем. Во время нашествия хана Батыя враги сожгли, разграбили Городец. Но он, словно птица Феникс, отстроился заново.

Городец стоял на бойком месте, по соседству со знаменитой Макарьевской ярмаркой. Шли по Волге баржи и суда с грузами, а по дорогам – конные обозы. На километры растягивались ряды, в которых торговля велась на разных языках, тысячи лавок и лавчонок переполнены товарами, привезенными не только со всей России, но и из других стран.

Привозили все, что умели делать. По берегу Волги расползался щепной ряд, где продавали сделанные из дерева сани, кадки, корыта, коромысла, лапти. Жители Городца и окрестных селений (Курцево, Косково, Ахлебаиха) славились как умелые плотники, резчики по дереву. Леса давали дешевый и разнообразный материал, из которого делали все: от детских игрушек и колыбелей до кораблей. Особой известностью пользовались городецкие прялки. Их с удовольствием покупали во многом благодаря забавным расписным картинкам на донце прялки. После окончания работы, такое донце хозяйка вешала на стену вместо картины.

Городецкая роспись — как ее нам не знать.

Здесь и жаркие кони, молодецкая стать.

Здесь такие букеты, что нельзя описать.

Здесь такие сюжеты, что ни в сказке сказать.

Со временем мастера стали расписывали лубочные короба, игрушки, посуду, мебель и даже части дома — ставни, двери, ворота.

Желтый вечер, черный конь,

И купавки, как огонь,

Птицы смотрят из ларца –

Чудо-роспись Городца!

Л. Куликова.

Благодаря знаменитому мастеру Лазарю Мельникову в 19 веке в росписи появились бутоны цветов, розаны, купавки. Розаны это стилизованное изображение цветка шиповника. Теперь они являются основными элементами цветочного узора в Городецкой росписи.

Давайте рассмотрим последовательность выполнения цветов городецкой росписи.

В течение многих десятилетий мастера отрабатывали приемы рисования цветов (розана, купавки) и выработали определенные правила.

— Сначала готовят цветной фон (часто желтый, т.к. раньше окрашивали дерево луковой шелухой), на него наносят главные фигуры в виде крупных цветовых пятен. Розан выполняется обычно розовым цветом, а купавка — голубым. Этот этап называют «подмалевка».

— Следующий этап называют «теневка», т.к. здесь используются более темные краски бардовые или синие. Обозначают центр цветка и лепестки. У розана центр рисуют в середине цветка, у купавки он смещается влево или вправо. Центр обозначают небольшим кружком. Лепестки цветов имеют форму полукруглых дужек. Цвет дужек совпадает с цветом центра цветка

— Завершающий этап росписи называют «оживка», т.к. именно после нее весь рисунок словно оживает. «Оживку» делают белой и черной краской.

Учитель: А сейчас мы с вами научимся изображать основные элементы городецкой росписи так, как это делают народные мастера. Мы познакомились с элементами росписи. Чтобы приблизиться к ее секретам, стать мастером, нужно учиться. А как называют учеников мастера?

Ответ: Подмастерья.

Учитель: Так вот вы пока ученики — подмастерья. Начнем!

В процессе самостоятельной работы учитель предоставляет детям творческую свободу, оказывая индивидуальную помощь. Можно включить негромкую народную музыку. В конце урока устраивается выставка. Ребята устанавливают свои игрушки на специальную подставку и вместе с учителем выбирают лучшие работы. Учитель не забывает похвалить каждого ученика, отметить в игрушке то, что лучше всего удалось.

Вопрос: С каким народным промыслом мы сегодня познакомились?

Ответ: С городецкой росписью.

Вопрос: Какие элементы городецкой росписи мы умеем расписывать?

Ответ: Розан, купавка, ромашка.

Вопрос: На каких изделиях выполняется роспись?

Ответ: Она выполняется на деревянных изделиях (ларцах, шкатулках, мебели, предметах быта, посуде).

Вопрос: Какие изделия Городецких мастеров больше всего понравились?

План-конспект урока по изобразительному искусству

Тема. Особенности городецкой росписи. Роспись доски (4 класс)

Цель: познакомить с произведениями и историей развития городецкой росписи, с узорами в изделиях мастеров г. Городца и основными этапами росписи; развивать познавательную активность детей, творческую фантазию, художественный вкус; воспитывать интерес к искусству городецких мастеров, уважение к творческому наследию.

Оборудование: учебные таблицы с изображением поэтапного рисунка, открытки, репродукции, плакаты «Городецкая роспись», гуашь, кисти, палитра, салфетки, стакан с водой.

Тип урока: комбинированный.

Ход урока:

Организационный момент.

Прозвенел уже звонок, Сядьте тихо и неслышно, И скорей начнем урок. Будем рисовать, трудиться.

Ребята, проверьте все ли у вас готово к уроку: альбом, гуашь, баночка с водой, кисточки, простой карандаш.

Актуализация опорных знаний.

Ребята, обратите внимание, как оформлен наш класс.

Какие предметы находятся у нас на столе? (Разделочные доски, расписные подносы, посуда деревянная и керамическая.)

А как в целом все эти предметы называются? (Декоративно-прикладное искусство.)

Какая поделка новая пришла к нам в гости?

Это городецкая роспись.

Мотивация учебной деятельности.

Сегодня на уроке мы продолжим изучение народных промыслов по дереву, а именно с городецкой росписью.

Работа над новым материалом.

1. Беседа о народном декоративном искусстве.

Названия промысла идет от названия города. Старинный русский город Городец Нижегородской области словно пришел из сказки. В нем живут замечательные мастера, которые создают красоту своими руками, поэтому этот город называется «городом мастеров». Порой кажется, что каждый его житель – художник и мастер. Современные художественные изделия с городецкой росписью изготавливаются на фабрике города Городца.

Это детская мебель, игрушки, посуда, шкатулки, прялки. Фабрика возникла на месте старинного промысла, которому более 200 лет.

Давайте представим, что мы с вами попали на городецкую ярмарку Каждую неделю, по субботам сюда, в Городец, съезжались крестьяне из окрестных деревень. Приезжали и купцы из разных городов. И, как ни разнообразны были товары, выставленные на обозрение покупателей, они не могли затмить изделий местных мастеров – художественно оформленных игрушек, прялок, деревянной посуды из деревень, расположенных на берегах левого притока Волги – реки Узолы. Редко кто уезжал с городецкого базара без игрушки или прялки – традиционного подарка невесте, без которого тогда не обходилась ни одна свадьба.

Особой известностью пользовались городецкие прялки. Их с удовольствием покупали во многом благодаря забавным расписным картинкам на донце прялки. После окончания работы, такое донце хозяйка вешала на стену вместо картины. Из старого наследия современные мастера развивают отдельные традиционные мотивы: цветы, кони, птицы. Многие народные мастера отражают в своих узорах красоту цветущих лугов и садов.

Цветы пишут фантастические, каких в природе не встретишь, но это только на первый взгляд так кажется. Если присмотреться внимательнее, то можно узнать ромашки, ягоды, розы, купавки. Но главными элементами цветочной росписи являются розан и купавка. (Демонстрация образцов)

2. Инструктаж поэтапного рисования.

Подмалевок – так называется первая прописка розана и купавки. Розан выполняется обычно розовым цветом, а купавка – голубым. Для этого надо белую краску смешать с красной гуашью, а потом – с синей. Выполняют два круга в центре листа голубым и розовым цветом. В середине розового круга красным цветом нарисуем небольшой кружочек - это центр цветка. А центр купавки смещен, и половина его находится на подмалевке. Другая часть кружка расположена на белом поле листа. У розана обычно четное количество лепестков одинакового размера. Для того, чтобы выполнить такие одинаковые лепестки-дужки, надо: (показ схемы). У купавки нечетное количество лепестков. Напротив центра находится самый крупный лепесток-дужка, а по обе стороны от него располагаются по три лепестка. При этом, чем ближе лепестки к центру, тем меньше по размеру. Последние белые штрихи как бы оживляют цветок, и называют их «оживка». Ставим в центре розана и купавки и вокруг него белые точки. У розана в каждом из восьми лепестков также ставим короткие штрихи. А у купавки «оживка» подчеркивает его форму в середине длинный штрих, а с каждой стороны от него лежат более короткие. Рисунок закончен.

Физкультминутка Мы сегодня рисовали, Наши пальчики устали. Наши пальчики встряхнем, Рисовать опять начнем

Практическая работа.

А теперь давайте поработаем, как городецкие мастера. Сегодня мы будет готовить товары для городецкой ярмарки. Это – разделочные доски. По форме они напоминают донце прялки. Постарайтесь расписать их, используя городецкие мотивы (розаны, купавки, листья). (Ребята самостоятельно выбирают композиционное и цветовое решение работы).

Подведение итогов.

Выставка работ учащихся, выявление ошибок, выставление оценок.

Я очень рада, что у вас получились такие красивые цветы, вы работали аккуратно. Посмотрите, как красиво, разнообразно и оригинально расположены розаны и купавки. А какая оживка! Прекрасные получились работы!

Наши доски расписные, Посмотрите, вот какие: Всё хотим вам показать И подробно описать. - С каким народным промыслом мы сегодня познакомились? (С городецкой росписью.)

- Какие элементы городецкой росписи мы умеем расписывать? (Розан, купавка, ромашка.)

- На каких изделиях выполняется роспись? (Она выполняется на деревянных изделиях (ларцах, шкатулках, мебели, предметах быта, посуде)).

Домашнее задание.

Приготовить презентацию с иллюстрациями городецких узоров выполненных на разных предметах быта.