Рекомендация. Государственная система обеспечения единства измерений

ГСИ. Обеспечение эффективности измерений при управлении
технологическими процессами. Метрологическая экспертиза
технической документации.

Взамен МИ 2267-93

Настоящая рекомендация устанавливает определение, цели, задачи, организацию работ, основные виды технической документации, подвергаемой метрологической экспертизе, оформление и реализацию результатов метрологической экспертизы технической документации.

1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

1.1. Метрологическая экспертиза технической документации - это анализ и оценка технических решений в части метрологического обеспечения (технических решений по выбору измеряемых параметров, установлению требований к точности измерений, выбору методов и средств измерений, их метрологическому обслуживанию).

1.2. Метрологическая экспертиза - часть комплекса работ по метрологическому обеспечению и может являться частью технической экспертизы конструкторской, технологической и проектной документации.

1.3. При метрологической экспертизе выявляются ошибочные или недостаточно обоснованные решения, вырабатываются рекомендации по конкретным вопросам метрологического обеспечения.

Метрологическая экспертиза способствует решению технико-экономических задач при разработке технической документации.

1.4. Метрологическую экспертизу можно не проводить, если в процессе разработки технической документации осуществлялась метрологическая проработка силами привлекаемых специалистов метрологической службы.

Метрологический контроль - это проверка технической документации на соответствие конкретным метрологическим требованиям, регламентированным в стандартах и других нормативных документах.

Например, проверка на соответствие требованиям ГОСТ 8.417 наименований и обозначений указанных в технической документации единиц физических величин или проверка на соответствие ГОСТ 16263, РМГ 29-99 использованных метрологических терминов.

1.5.1. Метрологический контроль может осуществляться в рамках нормоконтроля силами специально подготовленных в области метрологии нормоконтролеров.

1.5.2. Решения экспертов при метрологическом контроле имеют обязательный характер.

1.6. Общая цель метрологической экспертизы - обеспечение эффективности метрологического обеспечения, выполнение общих и конкретных требований к метрологическому обеспечению наиболее рациональными методами и средствами.

Конкретные цели метрологической экспертизы определяются назначением и содержанием технической документации.

Например, конкретной целью метрологической экспертизы чертежей простейших деталей может быть обеспечение достоверности измерительного контроля с оптимальными значениями вероятностей брака контроля 1-го и 2-го рода.

2. ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТ ПО ПРОВЕДЕНИЮ МЕТРОЛОГИЧЕСКОЙ ЭКСПЕРТИЗЫ

2.1. При организации метрологической экспертизы на предприятии осуществляются следующие мероприятия:

Определение подразделения, силами специалистов которого должна проводиться метрологическая экспертиза;

Разработка нормативного документа, устанавливающего конкретный порядок проведения метрологической экспертизы на предприятии;

Назначение экспертов;

Подготовка и повышение квалификации экспертов;

Формирование комплекса нормативных и методических документов, справочных материалов, необходимых при проведении метрологической экспертизы.

2.2. Типичные формы организации метрологической экспертизы:

Силами экспертов-метрологов в метрологической службе предприятия (эта форма организации метрологической экспертизы предпочтительна при сравнительно небольших объемах разрабатываемой технической документации);

Силами специально подготовленных экспертов из числа разработчиков документации в конструкторских, технологических, проектных и других подразделениях предприятия (эта форма предпочтительна при больших объемах разрабатываемой технической документации);

Силами специально создаваемой комиссии либо группы специалистов при приемке технических (эскизных, рабочих) проектов сложных изделий или технологических объектов, систем управления, а также на других этапах разработки технической документации;

Силами группы или отдельных специалистов, привлекаемых к проведению метрологической экспертизы по договору.

Организация метрологической экспертизы проектов государственных стандартов возлагается на межгосударственные технические комитеты (МТК) или технические комитеты (ТК) и их подкомитеты (МПК или ПК) в соответствии с ГОСТ Р 1.11-99 «Государственная система стандартизации Российской Федерации. Метрологическая экспертиза проектов государственных стандартов», введенного в действие с 01.01.2000.

Проекты государственных стандартов, в которых излагаются методики выполнения измерений, предназначенных для применения в сферах распространения государственного метрологического контроля и надзора, должны подвергаться метрологической экспертизе в государственных научных метрологических центрах (метрологических НИИ). Данная экспертиза не проводится, если государственный научный метрологический центр ранее аттестовал стандартизуемую методику выполнения измерений.

Проекты государственных стандартов ГСИ, разрабатываемые государственными научными метрологическими центрами (метрологическими НИИ Госстандарта), на метрологическую экспертизу не направляют.

2.3. Нормативный документ, определяющий конкретный порядок проведения метрологической экспертизы на предприятии, должен устанавливать:

Номенклатуру продукции (виды объектов), документация на которую должна подвергаться метрологической экспертизе;

Конкретные виды технической документации и этапы ее разработки, на которых документация должна подвергаться метрологической экспертизе, и порядок представления документации на метрологическую экспертизу;

Подразделения или лица, проводящие метрологическую экспертизу;

Порядок рассмотрения разногласий, возникающих при проведении метрологической экспертизы;

Оформление результатов метрологической экспертизы;

Права и обязанности экспертов;

Планирование метрологической экспертизы;

Порядок проведения внеплановой метрологической экспертизы.

2.3.1. В перечень документации, подвергаемой метрологической экспертизе, в первую очередь включается документация на продукцию (виды объектов), которая попадает в сферу распространения государственного метрологического контроля и надзора.

2.3.2. В нормативном документе, устанавливающем порядок и методику проведения метрологической экспертизы, не следует указывать требования к метрологическому обеспечению и метрологические требования к технической документации. Такие требования должны излагаться в других документах.

2.4. Подготовка, повышение квалификации экспертов.

Прежде всего, эксперт должен четко представлять свои функции. Эксперт не должен заменять конструктора, технолога, проектанта при разработке технической документации, ответственность за качество которой несет исключительно разработчик. Эксперт несет ответственность за правильность и объективность заключений по результатам метрологической экспертизы.

Эксперт должен хорошо представлять задачи метрологической экспертизы, обладать навыками их решения, уметь выделить приоритетные вопросы при рассмотрении конкретной документации.

Эксперты-метрологи должны хорошо представлять содержание различных видов конструкторских и технологических документов на конкретную продукцию, состав и содержание проектной документации (особенно в части требований к точности измерений, методикам контроля и испытаний продукции и ее составных частей, применяемым средствам измерений).

Эксперты из числа разработчиков документации должны хорошо знать основные метрологические правила, ориентироваться в метрологических нормативных и методических документах, относящихся к разрабатываемым объектам.

Метрологическая служба предприятия должна заботиться о систематическом повышении квалификации экспертов.

2.5. Комплекс НТД, методических документов и справочных материалов, необходимых при проведении метрологической экспертизы, должен включать основополагающие стандарты Государственной системы обеспечения единства измерений (ГСИ), стандарты ГСИ и других систем, относящиеся к разрабатываемой документации, стандарты на методы контроля и испытаний, а также справочные материалы, относящиеся к разрабатываемой продукции (объектам), каталоги и другие информационные материалы на средства измерений, которые могут использоваться при разработке, производстве и применении продукции (объектов разработки).

2.5.1. Исходная информация о метрологических нормативных и методических документах содержится в следующих источниках:

Указатель нормативно-технических документов в области метрологии.

Указатель государственных стандартов. Изд-во стандартов.

Указатель состава комплектов средств поверки. ВНИИМС.

Ведомственные справочные материалы.

2.6. Использование вычислительной техники при проведении метрологической экспертизы.

Использование вычислительной техники значительно повышает эффективность метрологической экспертизы.

В настоящее время разработаны и нашли применение программные средства для ПЭВМ в области метрологического обеспечения, которые могут использоваться при метрологической экспертизе. В их числе следующие.

2.6.1. Автоматизированные базы данных (разработаны ВНИИМС):

О технических характеристиках средств измерений, прошедших госиспытания и допущенных к обращению;

О поверочных и ремонтных работах, проводимых государственными и ведомственными метрологическими службами;

О нормативно-технической и справочной документации в области метрологии;

Об эталонах и установках высшей точности;

Об образцовых средствах измерений и поверочных устройствах;

Электронные каталоги выпускаемых приборов.

2.6.2. Автоматизированные системы расчета погрешности измерений, включающие базы данных о всех метрологических характеристиках широко применяемых типов средств измерений (разработаны ВНИИМС). В таких системах помимо результатов расчета суммарной погрешности измерений могут выдаваться значения составляющих погрешности, что даст возможность принять рациональные решения при выборе средств измерений и условий их эксплуатации, сделать объективные оценки по этим вопросам.

2.6.3. Автоматизированные системы оценки технического уровня средств измерений (разработаны ВНИИМС). Эти системы способствуют рациональному решению вопросов при разработке средств измерений, необходимости таких разработок.

2.7. Планирование метрологической экспертизы технической документации.

Важным организационным вопросом в проведении метрологической экспертизы является планирование этой работы.

Две целесообразные формы планирования метрологической экспертизы:

Указание метрологической экспертизы (как этапа) в планах разработки, постановки на производство, технологической подготовки и т.п. планах;

Самостоятельный план метрологической экспертизы, либо соответствующий раздел в плане работ по метрологическому обеспечению.

2.7.1. В плане целесообразно указывать:

Обозначение и наименование документа (комплекта документации), его вид (оригинал, подлинник, копия и т.п.);

Этап разработки документа;

Подразделение-разработчик документа и сроки представления на метрологическую экспертизу. (Если документация разработана сторонней организацией, то указывается подразделение, отвечающее за представление документации на экспертизу);

Подразделение, проводящее метрологическую экспертизу и срок ее проведения.

2.7.2. Самостоятельный план метрологической экспертизы составляется метрологической службой, согласовывается с разработчиком документации и утверждается главным инженером (техническим руководителем) предприятия.

3. ОСНОВНЫЕ ЗАДАЧИ МЕТРОЛОГИЧЕСКОЙ ЭКСПЕРТИЗЫ ТЕХНИЧЕСКОЙ ДОКУМЕНТАЦИИ

3.1. Эксперт должен иметь в виду два исходных вопроса метрологического обеспечения любого объекта: что измерять и с какой точностью. От правильного, рационального решения этих вопросов во многом зависит эффективность метрологического обеспечения. Метрологическая экспертиза должна в максимальной степени способствовать рациональному решению этих вопросов. К этим двум приоритетным вопросам можно добавить еще 2 важных компонента метрологического обеспечения: средства и методики выполнения измерений.

3.2. Оценивание рациональности номенклатуры измеряемых параметров.

3.2.1. Измеряемые (контролируемые) параметры часто определяются исходными нормативными или другими документами на продукцию, технологию, системы управления или другие разрабатываемые объекты.

Например, в стандарте на конкретную продукцию устанавливаются характеристики продукции, а в разделе методов контроля указываются контролируемые параметры. Если таких исходных требований нет, то эксперт при анализе номенклатуры контролируемых параметров руководствуется следующими общими положениями:

Для деталей, узлов и составных частей изделий их контроль должен обеспечить размерную и функциональную взаимозаменяемость;

Для готовой продукции (в случае отсутствия требований к контролю в соответствующих нормативных или других исходных документах) необходимо обеспечить контроль основных характеристик, определяющих качество продукции, а в непрерывных производствах также количество продукции;

Для технологического оборудования, систем контроля и управления технологическими процессами необходимо осуществлять измерения параметров, определяющих безопасность, оптимальность режима по производительности и экономичности, экологическую защиту от вредных выбросов.

3.2.2. При анализе параметров, подвергаемых измерению и измерительному контролю, необходимо также принимать во внимание следующие соображения.

Многие технические характеристики деталей, узлов, составных частей изделий определяются предыдущими этапами технологических процессов, оборудованием, инструментом. Так размеры штампованных деталей определяются инструментом, поэтому их «поголовный» контроль нерационален.

Надо также принимать во внимание взаимосвязь параметров в технологическом процессе. Для параметров, не относящихся к наиболее важным, такая взаимосвязь может быть использована для сокращения числа измеряемых параметров. Для наиболее важных параметров эта взаимосвязь может быть использована в целях повышения точности измерений и надежности измерительных систем (по аналогии с дублированием измерительных каналов).

3.2.3. При анализе номенклатуры измеряемых параметров необходимо обращать внимание на четкость указаний об измеряемой величине. Неопределенность трактовки подлежащей измерению величины может привести к большим неучтенным погрешностям измерений. Необходимо выявлять избыточность измеряемых параметров, которая может привести к неоправданным затратам на измерения и метрологическое обслуживание средств измерений.

3.2.4. В некоторых случаях в документации можно встретить использование средств измерений и измерительных каналов АСУТП для целей фиксации состояния процесса или технологического оборудования (наличие или отсутствие напряжения питания, давления в питающей сети, перетекав среды и т.п.). Средства измерений в этих случаях служат индикаторами и могут быть заменены соответствующими сигнализаторами или подобными устройствами, а измерения таких параметров могут не производиться.

3.2.5. Примеры оценивания рациональности измеряемых параметров.

а) Измерение линейных размеров при контроле детали:

При измерениях размеров А и В размер С может не измеряться. Измерение размера С оправдано при необходимости контроля правильности измерений размеров А и В.

б) Измерения расхода газа на предприятии:

При измерениях расходов газа всеми потребителями на предприятии (расходы Q1, Q2, Q3) измерение общего расхода Q может не производиться. Он определяется суммой Q1 + Q2 + Q3. Если расходомеры одинакового класса точности, то эта сумма расходов определяется более точно, чем результаты измерений расхода Q на «входе» предприятия.

Общий расход газа, поступающего на предприятие, может быть определен путем вычислений полусуммы 0,5(Q + Q1 + Q2 + Q3). Этот результат получается более точным по сравнению с точностью измерений Q на «входе» предприятия или суммы Q1 + Q2 + Q3.

Такие соображения должны быть приняты во внимание при метрологической экспертизе проекта системы измерений расхода газа на предприятии.

3.3. Оценивание оптимальности требований к точности измерений.

3.3.1. Если в исходных документах (ТЗ, стандарты и т.п.) не заданы требования к точности измерений, то эксперт может руководствоваться следующими положениями.

Погрешность измерений, как правило, является источником неблагоприятных последствий (экономические потери, повышение вероятности травматизма, загрязнений окружающей среды и т.п.). Повышение точности измерений снижает размеры таких неблагоприятных последствий. Однако, уменьшение погрешности измерений связано с существенными дополнительными затратами.

Оптимальной в экономическом смысле считается погрешность измерений, при которой сумма потерь от погрешности и затрат на измерения будет минимальной. Оптимальная погрешность во многих случаях выражается следующей зависимостью:

,

где: dопт - граница оптимальной относительной погрешности измерений;

d - граница относительной погрешности измерений, для которой известны потери П и затраты на измерения З .

Так как обычно потери П и затраты З могут быть определены лишь весьма приближенно, то точное значение dопт найти практически невозможно. Поэтому погрешность может считаться практически близкой к оптимальной, если выполняется следующее условие:

0,5dопт < d < (1,5 - 2,5)dопт,

где: dопт - приближенное значение границы оптимальной относительной погрешности измерений, вычисленное по приближенным значениям П и З .

Таким образом, при решении вопроса об оптимальности требований к точности измерений разработчик и эксперт должны иметь хотя бы ориентировочное представление о размерах возможных потерь из-за погрешности измерений и о затратах на измерения с данной погрешностью.

3.3.3. Когда погрешность измерений не может вызывать заметных потерь или других неблагоприятных последствий, пределы допускаемых значений погрешности измерений могут составлять 0,2 - 0,3 границы симметричного допуска на измеряемый параметр, а для параметров, не относящихся к наиболее важным, это соотношение может быть 0,5. При несимметричных границах и одностороннем допуске могут использоваться те же значения для соотношения пределов допускаемых значений погрешности измерений и размера поля допуска.

3.4. Оценивание полноты и правильности требований к точности средств измерений.

При косвенных измерениях погрешность средств измерений составляет часть погрешности измерений. В таких случаях необходимо представление о методической составляющей погрешности измерений. Типичные источники методических погрешностей приведены в МИ 1967-89 «ГСИ. Выбор методов и средств измерений при разработке методик выполнения измерений. Общие положения».

3.4.2. Погрешность измерений средних значений (по n точкам измерений) практически в раз меньше погрешности измерений в одной точке. Погрешность измерений средних значений (в одной точке) за некоторый интервал времени также меньше погрешности измерений текущих значений за счет фильтрации высокочастотных случайных составляющих погрешности средств измерений.

Как уже указывалось выше, чем точнее средство измерений, тем выше затраты на измерения, в том числе затраты на метрологическое обслуживание этих средств. Поэтому чрезмерный запас по точности средств измерений экономически не оправдан.

3.4.3. При анализе полноты требований к точности средств измерений необходимо иметь в виду, что пределы допускаемых значений погрешности средств измерений должны сопровождаться указанием условий эксплуатации средств измерений, включая рабочий диапазон измеряемой величины и пределы возможных значений внешних влияющих величин, которые характерны для данных средств измерений.

3.5. Оценивание соответствия точности измерений заданным требованиям.

3.5.1. Если погрешность измерений указана в документации, то при метрологической экспертизе она сравнивается с заданными требованиями.

Если такие требования отсутствуют, тогда приходится границы погрешности измерений сравнивать с допуском на измеряемый параметр. Выше уже приводились практически приемлемые соотношения границы погрешности измерений и границы поля допуска на измеряемый параметр (0,2 - 0,3 для наиболее важных параметров и до 0,5 для остальных).

Контроль метрологической исправности в таких случаях может осуществляться в соответствии с рекомендациями МИ 2233-2000 «ГСИ. Обеспечение эффективности измерений при управлении технологическими процессами. Основные положения» (раздел ).

3.8. Оценивание рациональности выбранных средств и методик выполнения измерений.

3.8.2. Во многих случаях такие документы отсутствуют. Эксперт должен проанализировать рациональность выбранных средств измерений не только в части точности измерений в условиях их эксплуатации, но и по следующим характеристикам:

Возможность использования средств измерений в заданных условиях;

Трудоемкость и себестоимость измерительных операций;

Целесообразность использования статистических методов контроля;

Соответствие производительности (инерционности) средств измерений производительности технологического оборудования, потребностям систем управления в темпе поступления измерительной информации;

Удовлетворение требований техники безопасности;

Трудоемкость и себестоимость метрологического обслуживания.

3.8.3. При анализе указанных в документации методик выполнения измерений предпочтение должно быть отдано стандартизованным и аттестованным методикам. Эксперт может рекомендовать стандартизацию методик выполнения измерений при наличии соответствующих предпосылок к этому.

3.8.4. Необходимо оценить полноту изложенных методик, т.к. неопределенность в изложении некоторых операций, их последовательности и процедуры вычислений может приводить к значительной погрешности измерений.

3.8.5. При анализе соответствия погрешности измерений заданным значениям необходимо обращать внимание на возможность возникновения методических погрешностей.

а) Измерение длины детали с заданной погрешностью измерений не более 25 мкм.

Микрометр гладкий с отсчетом 0,01 мм при настройке на 0 по установочной мере;

Скоба индикаторная с ценой деления 0,01 мм;

Индикатор часового типа с ценой деления 0,01 мм класса точности 1.

Наиболее простое средство измерений - микрометр. Однако, при больших партиях контролируемых деталей применение индикатора предпочтительно, т.к. при этом обеспечивается меньшая трудоемкость измерений.

б) Измерение абсолютного давления насыщенного пара в конденсаторе турбины. Указанный параметр является одним из наиболее важных для управления турбиной и функционирования АСУТП.

Для измерительного канала этого параметра могут быть применены следующие типы датчиков:

Термометр сопротивления (используется функциональная связь абсолютного давления насыщенного пара с температурой);

Датчик избыточного давления, например типа Сапфир-22ДИ, и барометр (для периодического ввода значений давления воздуха, окружающего датчик);

Датчик абсолютного давления, например типа Сапфир-22ДА.

Измерение температуры в точке установки термометра сопротивления выполняется достаточно точно. Инструментальная погрешность измерительного канала меньше инструментальных погрешностей измерительных каналов с другими типами датчиков. Однако, из-за неравномерности температурного поля в конденсаторе турбины измерение этим способом абсолютного давления пара сопровождается существенной методической составляющей погрешности.

При измерениях с помощью датчика избыточного давления также имеет место методическая составляющая погрешности из-за неравномерности поля давления в конденсаторе турбины (хотя эта неравномерность значительно меньше неравномерности поля температуры). Кроме того, имеет место методическая составляющая погрешности из-за дискретного ввода значений атмосферного давления воздуха.

При использовании датчика абсолютного давления методические погрешности значительно меньше и обеспечивается наибольшая точность измерений. Затраты на измерения, включая затраты на метрологическое обслуживание средств измерений, с помощью измерительного канала с датчиком абсолютного давления мало отличаются от затрат при других вариантах измерительных каналов. Поэтому применение датчика абсолютного давления предпочтительно.

3.9. Анализ использования вычислительной техники в измерительных операциях.

Вычислительная техника находит все большее применение в измерительных операциях. Часто средства вычислительной техники встраиваются в измерительные системы; измерительные каналы АСУТП обычно в своем составе содержат те или иные компоненты ЭВМ. В таких случаях среди объектов анализа при метрологической экспертизе должен быть алгоритм вычислений.

Часто алгоритм вычислений не в полной мере соответствует функции, связывающей измеряемую величину с результатами прямых измерений (со значениями величины на входе средств измерений). Обычно это несоответствие вызвано возможностями вычислительной техники и вынужденными упрощениями алгоритма вычислений (линеаризацией функций, их дискретным представлением и т.п.). Задача эксперта оценить существенность методической составляющей погрешности измерений из-за несовершенства алгоритма.

3.10. Контроль метрологических терминов, наименований измеряемых величин и обозначений их единиц.

  • Тип и номер: МИ 2267-2000
  • Наименование: Государственная система обеспечения единства измерений. .Обеспечение эффективности измерений при управлении технологическими процессами. Метрологическая экспертиза технической документации
  • Область действия: Рекомендация устанавливает определение, цели, задачи, организацию работ, основные виды технической документации, подвергаемой метрологической экспертизе, оформление и реализацию результатов метрологической экспертизы технической документации.
  • Статус: Не действует - Отменен
  • Утвержден: ВНИИМС Госстандарта России, 01.01.2000
  • Текст документа: присутствует
  • Изображение документа: отсутствует
  • РМГ 63-2003 — Государственная система обеспечения единства измерений. Обеспечение эффективности измерений при управлении технологическими процессами. Метрологическая экспертиза технической документации (Сведения из "Каталога замененных нормативных документов в области метрологии" (по состоянию на 1 сентября 2008 г.)

Все документы, представленные в каталоге, не являются их официальным изданием и предназначены исключительно для ознакомительных целей. Электронные копии этих документов могут распространяться без всяких ограничений. Вы можете размещать информацию с этого сайта на любом другом сайте.

МИ 2267-2000

Рекомендация. ГСИ.Обеспечение эффективности измерений при управлении технологическими процессами. Метрологическая экспертиза технической документации

Статус: действующий
Обозначение: МИ 2267-2000
Название рус.: Рекомендация. ГСИ.Обеспечение эффективности измерений при управлении технологическими процессами. Метрологическая экспертиза технической документации
Дата проверки текста: 01.10.2008
Дата добавления в библиотеку: 01.02.2009
Дата введения в действие: 01.07.2000
Разработан в: ВНИИМС Госстандарта России 119361, Москва, ул. Озерная, 46
Утверждён в: ВНИИМС Госстандарта России (01.01.2000)
Опубликован в: Госстандарт России № 2000
Область и условия применения: Рекомендация устанавливает определение, цели, задачи, организацию работ, основные виды технической документации, подвергаемой метрологической экспертизе, оформление и реализацию результатов метрологической экспертизы технической документации.
Заменяет собой:
  • МИ 2267-93
Оглавление документа: 1 Общие положения
2 Организация работ по проведению метрологической экспертизы
3 Основные задачи метрологической экспертизы технической документации
4 Основные виды технической документации, подвергаемой метрологической экспертизе
catalog/catalog.cgi?c=1&f2=3&f1=II004"> Нормативные документы по надзору в области строительства
  • catalog/catalog.cgi?c=1&f2=3&f1=II004007"> Нормативные документы по техническому регулированию и метрологии
Статус: действующий
Обозначение: МИ 2267-2000
Название русское: Рекомендация. ГСИ.Обеспечение эффективности измерений при управлении технологическими процессами. Метрологическая экспертиза технической документации
Дата актуализации текста: 01.10.2008
Дата добавления в базу: 01.02.2009
Дата введения: 2000-07-01
Разработан в: ВНИИМС Госстандарта России 119361, Москва, ул. Озерная, 46
Утверждён в: ВНИИМС Госстандарта России (01.01.2000)
Опубликован в: Госстандарт России № 2000
Область и условия применения: Рекомендация устанавливает определение, цели, задачи, организацию работ, основные виды технической документации, подвергаемой метрологической экспертизе, оформление и реализацию результатов метрологической экспертизы технической документации.
Заменяет собой:
  • МИ 2267-93
Оглавление: 1 Общие положения
2 Организация работ по проведению метрологической экспертизы
3 Основные задачи метрологической экспертизы технической документации
4 Основные виды технической документации, подвергаемой метрологической экспертизе
Расположен в:
Название документа: МИ 2267-2000 ГСИ. Обеспечение эффективности измерений при управлении технологическими процессами. Метрологическая экспертиза технической документации
Номер документа: 2267-2000
Вид документа: МИ
Принявший орган: ФГУП "ВНИИМС"
Статус: Недействующий
Опубликован: официальное издание

М., 2000 год

Дата принятия: 01 января 2000
Дата окончания действия: 01 января 2005

Государственная система обеспечения единства измерений

Обеспечение эффективности измерений при управлении технологическими
процессами. Метрологическая экспертиза технической документации

ИНФОРМАЦИОННЫЕ ДАННЫЕ

1. РАЗРАБОТАНА Всероссийским научно-исследовательским институтом метрологической службы (ВНИИМС)

ИСПОЛНИТЕЛИ: Н.П.Миф, к.т.н. (руководитель темы)

2. УТВЕРЖДЕНА: ВНИИМС

3. ЗАРЕГИСТРИРОВАНА: ВНИИМС

Номер документа

РД 50-160-89

4. ВЗАМЕН МИ 2267-93


Настоящая рекомендация устанавливает определение, цели, задачи, организацию работ, основные виды технической документации, подвергаемой метрологической экспертизе, оформление и реализацию результатов метрологической экспертизы технической документации.

1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

1.1. Метрологическая экспертиза технической документации - это анализ и оценка технических решений в части метрологического обеспечения (технических решений по выбору измеряемых параметров, установлению требований к точности измерений, выбору методов и средств измерений, их метрологическому обслуживанию).

1.2. Метрологическая экспертиза - часть комплекса работ по метрологическому обеспечению и может являться частью технической экспертизы конструкторской, технологической и проектной документации.

1.3. При метрологической экспертизе выявляются ошибочные или недостаточно обоснованные решения, вырабатываются рекомендации по конкретным вопросам метрологического обеспечения.

Метрологическая экспертиза способствует решению технико-экономических задач при разработке технической документации.

1.4. Метрологическую экспертизу можно не проводить, если в процессе разработки технической документации осуществлялась метрологическая проработка силами привлекаемых специалистов метрологической службы.

1.5. Метрологическая экспертиза включает метрологический контроль технической документации.

Метрологический контроль - это проверка технической документации на соответствие конкретным метрологическим требованиям, регламентированным в стандартах и других нормативных документах.

Например, проверка на соответствие требованиям ГОСТ 8.417 наименований и обозначений указанных в технической документации единиц физических величин или проверка на соответствие ГОСТ 16263 , РМГ 29-99 использованных метрологических терминов.

1.5.1. Метрологический контроль может осуществляться в рамках нормоконтроля силами специально подготовленных в области метрологии нормоконтролеров.

1.5.2. Решения экспертов при метрологическом контроле имеют обязательный характер.

1.6. Общая цель метрологической экспертизы - обеспечение эффективности метрологического обеспечения, выполнение общих и конкретных требований к метрологическому обеспечению наиболее рациональными методами и средствами.

Конкретные цели метрологической экспертизы определяются назначением и содержанием технической документации.

Например, конкретной целью метрологической экспертизы чертежей простейших деталей может быть обеспечение достоверности измерительного контроля с оптимальными значениями вероятностей брака контроля 1-го и 2-го рода.

2. ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТ ПО ПРОВЕДЕНИЮ МЕТРОЛОГИЧЕСКОЙ ЭКСПЕРТИЗЫ

2.1. При организации метрологической экспертизы на предприятии осуществляются следующие мероприятия:

- определение подразделения, силами специалистов которого должна проводиться метрологическая экспертиза;

- разработка нормативного документа, устанавливающего конкретный порядок проведения метрологической экспертизы на предприятии;



- назначение экспертов;

- подготовка и повышение квалификации экспертов;

- формирование комплекса нормативных и методических документов, справочных материалов, необходимых при проведении метрологической экспертизы.

2.2. Типичные формы организации метрологической экспертизы:

- силами экспертов-метрологов в метрологической службе предприятия (эта форма организации метрологической экспертизы предпочтительна при сравнительно небольших объемах разрабатываемой технической документации);

- силами специально подготовленных экспертов из числа разработчиков документации в конструкторских, технологических, проектных и других подразделениях предприятия (эта форма предпочтительна при больших объемах разрабатываемой технической документации);

- силами специально создаваемой комиссии либо группы специалистов при приемке технических (эскизных, рабочих) проектов сложных изделий или технологических объектов, систем управления, а также на других этапах разработки технической документации;

- силами группы или отдельных специалистов, привлекаемых к проведению метрологической экспертизы по договору.

Организация метрологической экспертизы проектов государственных стандартов возлагается на межгосударственные технические комитеты (МТК) или технические комитеты (ТК) и их подкомитеты (МПК или ПК) в соответствии с ГОСТ Р 1.11-99 "Государственная система стандартизации Российской Федерации. Метрологическая экспертиза проектов государственных стандартов", введенного в действие c 01.01.2000.

Проекты государственных стандартов, в которых излагаются методики выполнения измерений, предназначенных для применения в сферах распространения государственного метрологического контроля и надзора, должны подвергаться метрологической экспертизе в государственных научных метрологических центрах (метрологических НИИ). Данная экспертиза не проводится, если государственный научный метрологический центр ранее аттестовал стандартизуемую методику выполнения измерений.

Проекты государственных стандартов ГСИ, разрабатываемые государственными научными метрологическими центрами (метрологическими НИИ Госстандарта), на метрологическую экспертизу не направляют.

2.3. Нормативный документ, определяющий конкретный порядок проведения метрологической экспертизы на предприятии, должен устанавливать:

- номенклатуру продукции (виды объектов), документация на которую должна подвергаться метрологической экспертизе;

- конкретные виды технической документации и этапы ее разработки, на которых документация должна подвергаться метрологической экспертизе, и порядок представления документации на метрологическую экспертизу;

- подразделения или лица, проводящие метрологическую экспертизу;

- порядок рассмотрения разногласий, возникающих при проведении метрологической экспертизы;

- оформление результатов метрологической экспертизы;

- права и обязанности экспертов;

- планирование метрологической экспертизы;

- порядок проведения внеплановой метрологической экспертизы.

2.3.1. В перечень документации, подвергаемой метрологической экспертизе, в первую очередь включается документация на продукцию (виды объектов), которая попадает в сферу распространения государственного метрологического контроля и надзора.

2.3.2. В нормативном документе, устанавливающем порядок и методику проведения метрологической экспертизы, не следует указывать требования к метрологическому обеспечению и метрологические требования к технической документации. Такие требования должны излагаться в других документах.

2.4. Подготовка, повышение квалификации экспертов.

Прежде всего, эксперт должен четко представлять свои функции. Эксперт не должен заменять конструктора, технолога, проектанта при разработке технической документации, ответственность за качество которой несет исключительно разработчик. Эксперт несет ответственность за правильность и объективность заключений по результатам метрологической экспертизы.

Эксперт должен хорошо представлять задачи метрологической экспертизы, обладать навыками их решения, уметь выделить приоритетные вопросы при рассмотрении конкретной документации.

Эксперты-метрологи должны хорошо представлять содержание различных видов конструкторских и технологических документов на конкретную продукцию, состав и содержание проектной документации (особенно в части требований к точности измерений, методикам контроля и испытаний продукции и ее составных частей, применяемым средствам измерений).

Эксперты из числа разработчиков документации должны хорошо знать основные метрологические правила, ориентироваться в метрологических нормативных и методических документах, относящихся к разрабатываемым объектам.

Метрологическая служба предприятия должна заботиться о систематическом повышении квалификации экспертов.

2.5. Комплекс НТД, методических документов и справочных материалов, необходимых при проведении метрологической экспертизы, должен включать основополагающие стандарты Государственной системы обеспечения единства измерений (ГСИ), стандарты ГСИ и других систем, относящиеся к разрабатываемой документации, стандарты на методы контроля и испытаний, а также справочные материалы, относящиеся к разрабатываемой продукции (объектам), каталоги и другие информационные материалы на средства измерений, которые могут использоваться при разработке, производстве и применении продукции (объектов разработки).

2.5.1. Исходная информация о метрологических нормативных и методических документах содержится в следующих источниках:

Указатель нормативно-технических документов в области метрологии.

Указатель государственных стандартов. Изд-во стандартов.

Указатель состава комплектов средств поверки. ВНИИМС.

Ведомственные справочные материалы.

2.6. Использование вычислительной техники при проведении метрологической экспертизы.

Использование вычислительной техники значительно повышает эффективность метрологической экспертизы.

В настоящее время разработаны и нашли применение программные средства для ПЭВМ в области метрологического обеспечения, которые могут использоваться при метрологической экспертизе. В их числе следующие.

2.6.1. Автоматизированные базы данных (разработаны ВНИИМС):

- о технических характеристиках средств измерений, прошедших госиспытания и допущенных к обращению;

- о поверочных и ремонтных работах, проводимых государственными и ведомственными метрологическими службами;

- о нормативно-технической и справочной документации в области метрологии;

- об эталонах и установках высшей точности;

- об образцовых средствах измерений и поверочных устройствах;

- электронные каталоги выпускаемых приборов.

2.6.2. Автоматизированные системы расчета погрешности измерений, включающие базы данных о всех метрологических характеристиках широко применяемых типов средств измерений (разработаны ВНИИМС). В таких системах помимо результатов расчета суммарной погрешности измерений могут выдаваться значения составляющих погрешности, что даст возможность принять рациональные решения при выборе средств измерений и условий их эксплуатации, сделать объективные оценки по этим вопросам.

2.6.3. Автоматизированные системы оценки технического уровня средств измерений (разработаны ВНИИМС). Эти системы способствуют рациональному решению вопросов при разработке средств измерений, необходимости таких разработок.

2.7. Планирование метрологической экспертизы технической документации.

Важным организационным вопросом в проведении метрологической экспертизы является планирование этой работы.

Две целесообразные формы планирования метрологической экспертизы:

- указание метрологической экспертизы (как этапа) в планах разработки, постановки на производство, технологической подготовки и т.п. планах;

- самостоятельный план метрологической экспертизы либо соответствующий раздел в плане работ по метрологическому обеспечению.

2.7.1. В плане целесообразно указывать:

- обозначение и наименование документа (комплекта документации), его вид (оригинал, подлинник, копия и т.п.);

- этап разработки документа;

- подразделение - разработчик документа и сроки представления на метрологическую экспертизу (если документация разработана сторонней организацией, то указывается подразделение, отвечающее за представление документации на экспертизу);

- подразделение, проводящее метрологическую экспертизу, и срок ее проведения.

2.7.2. Самостоятельный план метрологической экспертизы составляется метрологической службой, согласовывается с разработчиком документации и утверждается главным инженером (техническим руководителем) предприятия.

3. ОСНОВНЫЕ ЗАДАЧИ МЕТРОЛОГИЧЕСКОЙ ЭКСПЕРТИЗЫ ТЕХНИЧЕСКОЙ ДОКУМЕНТАЦИИ

3.1. Эксперт должен иметь в виду два исходных вопроса метрологического обеспечения любого объекта: что измерять и с какой точностью. От правильного, рационального решения этих вопросов во многом зависит эффективность метрологического обеспечения. Метрологическая экспертиза должна в максимальной степени способствовать рациональному решению этих вопросов. К этим двум приоритетным вопросам можно добавить еще 2 важных компонента метрологического обеспечения: средства и методики выполнения измерений.

3.2. Оценивание рациональности номенклатуры измеряемых параметров.

3.2.1. Измеряемые (контролируемые) параметры часто определяются исходными нормативными или другими документами на продукцию, технологию, системы управления или другие разрабатываемые объекты.

Например, в стандарте на конкретную продукцию устанавливаются характеристики продукции, а в разделе методов контроля указываются контролируемые параметры. Если таких исходных требований нет, то эксперт при анализе номенклатуры контролируемых параметров руководствуется следующими общими положениями:

- для деталей, узлов и составных частей изделий их контроль должен обеспечить размерную и функциональную взаимозаменяемость;

- для готовой продукции (в случае отсутствия требований к контролю в соответствующих нормативных или других исходных документах) необходимо обеспечить контроль основных характеристик, определяющих качество продукции, а в непрерывных производствах также количество продукции;

- для технологического оборудования, систем контроля и управления технологическими процессами необходимо осуществлять измерения параметров, определяющих безопасность, оптимальность режима по производительности и экономичности, экологическую защиту от вредных выбросов.

3.2.2. При анализе параметров, подвергаемых измерению и измерительному контролю, необходимо также принимать во внимание следующие соображения.
[email protected]

Если процедура оплаты на сайте платежной системы не была завершена, денежные
средства с вашего счета списаны НЕ будут и подтверждения оплаты мы не получим.
В этом случае вы можете повторить покупку документа с помощью кнопки справа.

Произошла ошибка

Платеж не был завершен из-за технической ошибки, денежные средства с вашего счета
списаны не были. Попробуйте подождать несколько минут и повторить платеж еще раз.