Базисные условия поставки. Базис поставки Что такое базис поставки товара

В международной торговле существует ряд правила, регламентирующийся отношениями покупателя и продавца по поводу передачи продавцом товара в собственность покупателя.

При транспортировке товара к покупателю от продавца появляются весомые расходы, которые включаются в конечную стоимость товара.

Перевозка товара также сопровождается риском повреждения товара или случайной утери. Поэтому необходимо при распределении расходов по транспортировке товара учитывать момент перехода риска повреждения товара или случайной гибели от продавца к покупателю. Поэтому, перед сторонами договора стоит задача наиболее полно и четко сформулировать и распределить обязанности в отношении доставки товара.

Базисные условия поставки

Исходя из того, какие расходы по доставке включаются в стоимость товара, формируется базис цены, отсюда и возникло название условий поставки – базисные.

Базисные условия поставки формировались на основе практики международной торговли. Впервые Международная торговая палата издала "Международные правила по толкованию торговых терминов" – International Commercial Terms (Incoterms - Инкотермс).

В дальнейшем данный документ преобразовывался и совершенствовался. В него вносились изменения, дополнения, которые были обусловлены изменениями и особенностями в конкретные периоды в международной торговой практике.

Incoterms с правовой точки зрения не является обязательным документом. Если в договоре не предусмотрено применение правил Incoterms, то сторонами могут быть согласованы другие условия поставки, которые необходимо отразить в контракте.

Базисные условия поставки Incoterms 2010

На сегодняшний день применяются базисные условия поставки в редакции 2010 г. – Incoterms 2010, которые содержат 11 терминов. Каждый из данных терминов определяет четко обязанности покупателя и продавца, которые связаны с доставкой товара.

Таблица 1 - Термины Incolentis 2010

Группа Наименование терминана русском языке Наименование терминана английском языке Обозначение термина
Е - Отгрузка "Свободно с завода" Ex works EXW
F - Основная перевозка не оплачена "Франко-перевозчик" Free earner FCA
"Свободно на борту" Free on hoard FOB
"Свободно вдоль борта судна" Free alongside ship FAS
С - Основная перевозка оплачена "Стоимость и фрахт" Cost and f reight CFR
"Перевозка, страхование оплачены до..." Carnage, insurance paid to... CIP
"Перевозка оплачена до..." Carriage paid to... СРТ
"Стоимость, страхование и фрахт" Cost, insurance, freight CIF
D - Прибытие "Поставка с уплатой пошлины" Delivered duty paid DDP
"Поставка в пункте" Delivered at point DAP
"Поставка на терминале" Delivered at terminal DAT

Все термины разделены на четыре группы:

  • "E" (EXW),
  • "F" (ЕСA, FAS и FOB),
  • "С" (CFR, CIF, СРТ и С IP),
  • "D" (DAT, DAPи DDP).

Термины группы «Е»

Данная группа покрывает все существующие виды транспорта. Кроме того, покрываются и ситуации, когда при транспортировке используется более одного вида транспорта.

Термин EXW (Ex works) - описывает ситуацию, при которой продавец считается исполнившим свои обязанности по поставке, тогда, когда он предоставит товар в распоряжение покупателя на своем предприятии или в другом названном месте (например: на заводе, фабрике, складе и так далее). Продавец не занимается погрузочными работами на транспортное средство, кроме того таможенная очистка товара для экспорта так же ложится на покупателя. То есть, на продавца возлагаются минимальные обязанности, а покупатель должен нести основную массу расходов и все риски, связанные с перевозкой товара от продавца к месту назначения. При этом, при согласии сторон, возможна ситуация, при которой продавец может взять на себя обязанности по погрузке продукции, но данный момент должен быть четко прописан в дополнительном соглашении к договору купли-продажи. В русском языке для данного термина есть такое понятие, как самовывоз.

Термины группы «F»

Данная группа описывает положение, при котором продавец должен предоставить товар в распоряжение перевозчика, который был выбран покупателем. Вместе с этим, продавцом основной вид транспортировки не оплачивается.

Термин FCA (Free carrier) - описывает ситуацию, при которой продавец доставляет таможенно-очищенный товар указанным покупателем перевозчиком до согласованного в договоре пункта назначения. Необходимо обратить внимание, что выбор места пункта назначения влияет на обязательства по проведению погрузочно-разгрузочных работ на указанном месте. Если доставка производится из помещения продавца, то продавец несет ответственность за отгрузку. При ситуации, когда доставка производится в другой согласованный пункт назначения, продавец за отгрузку товара ответственности не несет. При этом в договоре максимально точно и подробно описывается пункт назначения доставки продукции. Данная группа покрывает все существующие виды транспорта. Кроме того, покрываются и ситуации, когда при транспортировке используется более одного вида транспорта. Вид транспорта определяет покупатель, при этом именно покупатель заключает договора поставки и отслеживает всю цепочку по доставке груза.

Термин FAS (Free alongside ship) - данный термин применяется исключительно для морского и внутреннего водного транспорта. Данный термин описывает ситуацию, при которой продавец выполняет поставку с размещенным вдоль борта судна товаром, на причале либо на лихтерах в указанном порту отгрузки. Риск утраты или повреждения товара переходит, когда товар расположен вдоль борта судна, и с этого момента покупатель несет все расходы. То есть с данного момента все риски и текущие расходы возлагаются на покупателя.

Термин FOB (Free on board) - данный термин описывает ситуацию, при которой продавец исполняет свои обязательства по отгрузке тогда, когда товар перешел через поручни судна в названном порту отгрузки. После этого все расходы и риски потери продукции возлагаются на покупателя. Таможенной очисткой товара для экспорта при данной схеме занимается продавец. Данный термин может применяться только при перевозке товара морским или внутренним водным транспортом. Если заинтересованные стороны не планируют поставить товар через поручни судна, необходимо использовать термин FCA.

Термины группы «С»

Данная группа описывает условия поставки, при которых продавец обязуется заключить контракт перевозки, но он не несет ответственности за повреждение товара или случайную гибель при перевозке, также не несет каких-то иных дополнительных затрат после погрузки товара.

Термин CFR (Cost and freight) - как только товар переходит через поручни судна в порту отгрузки, функция продавца по доставке продукции считается исполненной. Как только товар находится на боту судна, все риски и расходы переходят к покупателю. При этом продавец заключает все необходимые договора для осуществления фрахта, а так же берет на себя все необходимые расходы по доставке товара.

Термин CIF (Cost, insurance, freight) - в данном термине продавец так же обязуется доставить товар на борт судна. Все риски по порче и потере груза походят к покупателю так же после того, как товар оказывается на борту. При этом все расходы на фрахт оплачивает продавец. Покупатель должен учитывать, что согласно условиям термина CIF, от продавца требуется обеспечить страхование лишь с минимально возможным уровнем покрытием. Если необходимо увеличить уровень страхового покрытия, все действия и расходы уже возлагаются на покупателя.

Термин СРТ (Carriage paid to...) - в данной ситуации продавец берет на себя все расходы по доставке и обязан передать товар в оговоренном с покупателем пункте назначения. Экспортная таможенная очистка возлагается исключительно на продавца.

Термин CIP (Carriage, insurance paid to...) - продавец в согласованном месте передает продукцию перевозчику (определенному покупателем). При этом продавец заключает договора и несет расходы, связанные с перевозкой товара до пункта назначения. Продавец так же заключает договора страхования, на период транспортировки груза от своего имени, но выгодоприобретателем в данном договоре является покупатель. Величина покрытия для груза устанавливается минимальная.

Термины группы «D»

Группа "D" описывает условия поставки, при которых продавцом оплачиваются все расходы и он принимает на себя до момента доставки товара в страну назначения все риски.

Термин DAT (Delivered at terminal) - обязанности продавца считаются исполненными с момента передачи покупателю продукции на заранее оговоренном в договоре терминале в порту назначения. При этом груз может быть доставлен любым видом транспорта (самолет, корабль, поезд, авто или трубопровод). "Терминалом" считается любое место, такое как причал, склад, контейнерный двор или автомобильный, железнодорожный или авиа карго терминал. Экспортная таможенная очистка возлагается на продавца.

Термин DAP (Delivered at point) - продавец производит доставку тогда, когда товар предоставлен в распоряжение покупателя на прибывшем транспортном средстве, готовым к разгрузке, в согласованном месте назначения. Продавец несет все риски, связанные с доставкой товара в пункт назначения. Обязанности продавца считаются исполненными, когда груз будет передан покупателю в любом оговоренном с продавцом месте в стране назначения. Данный термин рекомендует возложить таможенную очистку товара на продавца, но не требует.

Термин DDP (Delivered duty paid) - в данном случае груз передается продавцом в распоряжение покупателя на терминале в порту страны назначения или в оговоренном с продавцом месте (страны назначения). В этом случае продавец самостоятельно проводит таможенную очистку груза для импорта и оплачивает все таможенные платежи. Продавец несет все расходы и риски, связанные с доставкой товара в пункт доставки, и обязан выполнить таможенную очистку груза.

При применении терминов группы "D" продавец отвечает за прибытие товара в согласованный порт назначения или пункт и несет при этом расходы по доставке товара и все виды рисков.

Если вы заметили ошибку в тексте, пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter

Количество и качество ценности, их стоимость, место исполнения контракта (базис поставки), сроки его исполнения, условия платежа , гарантии, упаковка и маркировка и другие необходимые реквизиты.  

Термины и словосочетания в словаре расположены в строго алфавитном порядке. После каждого термина (словосочетания), как правило, приводится его эквивалент на английском языке. В тексте словарных статей основной термин обозначается начальными буквами. Для облегчения пользования словарем и повышения его информативности в необходимых случаях применены ссылки путем пометки - (см.). В конце словаря приводится алфавитный указатель английских терминов с эквивалентами на русском языке и указанием страниц их местонахождения. В дополнение к словарю дана таблица коммерческих понятий для указания условий (базиса) поставки товаров в соответствии с международными правилами "Инкотермс".  

КОММЕРЧЕСКИЕ ТЕРМИНЫ для указания условий (базиса) поставки товаров (приводятся в соответствии с международными правилами толкования)  

В западных странах, например, традиционные партнеры не предъявляют формальных требований к такому документу, как запрос покупателя на товар, поэтому в курсе рассматривается вариант запроса, который одинаково применим и на российском, и на международных рынках . Условия поставки и платежа во внешнеторговых контрактах обычно сложнее, чем в сделках на внутренних рынках , поэтому в курсе изучаются базисы поставки и платежи, применяемые во внешней торговле . В ряде случаев, когда одинаковые по звучанию в российском и международном праве понятия, например "торговый агент " или "безотзывный аккредитив ", трактуются различно, рассматриваются оба толкования.  

Обоснуйте базис поставки.  

Товар находится в порту отправления. Вы, Экспортер, для включения в оферту выбираете базис поставки с наименьшей для себя ответственностью за судьбу товара.  

Поясните ваш подход к выбору базиса поставки.  

В разделе контракта "Цена" фиксируется номинал цены либо порядок его определения и здесь же указывается базис поставки, поскольку цена как денежное выражение стоимости товара для различных условий поставки будет различной.  

Во внешнеторговой практике цены, рассчитанные с применением вышеназванных методик, указываются в сочетании с базисом поставки обычно в терминологии Инкотермс-2000.  

В табл. 9 представлена схема формирования розничной цены на товар с момента его производства, далее показано влияние транспортных и прочих расходов на различных базисах поставки и, наконец, затраты на реализацию товара конечному покупателю. Для более полной картины затрат импортера в табл. 10 показаны примерные статьи калькуляции.  

Коммерческие условия а) цена б) базис поставки в) курс валюты и т. д.  

Введение поправок на коммерческие условия 1) на базис поставки 2) на условия платежа 3) на условия поставки 4) валютные поправки 5) на торговые скидки и т. д.  

Прорабатывает с Подрядчиком транспортные условия контрактов купли-продажи с иностранными фирмами и заключает их на базисах поставки, согласованных с Подрядчиком.  

Инкотермс не регулирует момент перехода права собственности , а законодательства разных стран регламентируют его неодинаково. В контракте такая регламентация не устанавливается, что может вызвать споры. В контракт можно включить и отдельные условия Инкотермс без общей ссылки на Правила. Инкотермс следует отличать от другого издания МТП Коммерческие термины (№ 16, 1953 г.), в котором содержатся сведения о торговых обычаях, толкующих контрактные условия, определяющие базис поставки. Для применения торгового обычая не требуется ссылка на него в контракте.  

Если в условиях поставок по какой-либо позиции у продавца или покупателя указано "нет обязательств", тс любая из этих сторон может выполнить те или иные обязанности контрагента по его поручению и за его счет, но тем не менее эти процедуры не являются обязательствами, вытекающими из базиса поставки.  

Цена в контракте указывается в денежных единицах определенной валюты за количественную единицу на согласованном базисе поставки. При этом стороны оговаривают, как понимается установленная цена , т. е. входят ли в нее расходы, связанные с отправкой груза, за тару, упаковку, маркировку и др.  

Приведение по фактору базиса поставки производится в тех случаях, когда базис расходится с желательным и принятым для ценовых расчетов. Поправка осуществляется посредством прибавления или вычитания из цены расходов на фрахт и (или) страхование. Импортные цены обычно приводят к условиям поставки "СИФ российский порт" или "франко-граница", а экспортные - "ФОБ российский порт" или "франко-граница".  

Наименование пункта отправления при базисах поставки EXW и группы F и пункта назначения при заключении контракта на условиях групп С и Д.  

Приобретение учтенных на бирже переводных гарантий и поручительств на реализацию предполагает, во-первых, (и это наиболее действенная мера), приобретение учтенных на бирже ранее полученных кем-то от заинтересованных покупателей (заказчиков) данного продукта гарантийных писем, в которых они обязуются при соблюдении оговоренных условий по цене, количеству, комплектации и качеству продукта , базису поставки (принятии продавцом определенного варианта стандартных обязательств, связанных с транспортировкой, страховкой, таможенным оформлением и обстоятельствами приемки товара) и т.п. закупить продукт фирмы к назначаемому сроку. Биржа может организовывать специализированную котировку подобных гарантий и торговлю ими.  

Последнее обстоятельство в контракте может быть урегулировано как в самом стандартном базисе поставки (если он применяется), так и особо, дополнительно. Это можно делать в любом случае, даже если таким образом дублируются общепринятые условия уже включенного в контракт международного стандартного базиса поставки.  

При воздушных перевозках поставки осуществляются франко-место сдачи товара к перевозке организации воздушного транспорта в стране Продавца. Базис поставки предусмотрен в соответствии со сложившейся практикой взаимоотношений между организациями воздушного флота и клиентами, поскольку после сдачи товара грузоотправитель лишен возможности контролировать деятельность организации воздушного флота по отправке груза.  

Иностранный партнер в соответствии с контрактом в условленное время поставил необходимое сырье. В договоре был определен базис поставки - СИФ Москва. Курс на день прохождения таможни составлял 4580 руб. Таким образом, таможенная стоимость сырья составила 458000000 руб.  

Выбор базиса поставки ФОБ, СИФ, франко-вагон -граница и т. д. согласовывают покупатель и продавец.  

Согласно договору комплектация заказываемого оборудования четко определена, и нам не понятно, почему Ваши представители настаивают на том, что мы должны поставить в случае необходимости дополнительное оборудование за свой счет, если это не входит в стоимость контракта. Тем более, это приведет к изменению базиса поставки, так как поставлять экстренно во время монтажа необходимо самолетом или автотранспортом, что повлечет повышение цены.  

Поставочная спецификация не в состоянии исчерпывающе перечислить все узлы, механизмы и отдельные детали, подлежащие поставке. Мы покупаем машины в комплекте, и в Ваших интересах отгрузить линии полностью в установленные сроки, чтобы не нести дополнительных расходов при немедленной поставке и изменении базиса поставки.  

РАСЧЕТ ЦЕНЫ ПО ЭКСПОРТУ (export pri e al ulation) - внутренний документ, составляемый во внешнеторговом предприятии для обоснования эффективности намечаемой экспортной операции. В нем указываются

Предусматривающее распределение между продавцом и покупателем обязанностей по продвижению товара, оформление соответствующих документов и оплаты транспортных расходов, определение момента перехода от продавца к покупателю права собственности на , риска случайного повреждения или утраты товара, а также даты поставки.

Большой юридический словарь. - М.: Инфра-М . А. Я. Сухарев, В. Е. Крутских, А.Я. Сухарева . 2003 .

Смотреть что такое "БАЗИС ПОСТАВКИ" в других словарях:

    Условие внешнеторговой сделки, распределяющее между продавцом и покупателем обязательства по оформлению документов сделки и оплаты транспортных расходов, определяющее момент перехода прав собственности на товар от продавца на покупателя,… … Словарь бизнес-терминов

    Условия внешнеторговой сделки, касающиеся распределения обязанностей между продавцом и покупателем относительно оформления документов, распределения расходов, выполнения сроков поставки и т.п. Райзберг Б.А., Лозовский Л.Ш., Стародубцева Е.Б..… … Экономический словарь

    БАЗИС ПОСТАВКИ - условия внешнеторговой сделки, касающиеся распределения обязанностей между продавцом и покупателем относительно оформления документов, распределения расходов, выполнения сроков поставки, определения момента перехода от продавца к покупателю права … Юридическая энциклопедия

    Условия внешнеторговой сделки, касающиеся распределения обязанностей между продавцом и покупателем относительно оформления документов, распределения расходов, выполнения сроков поставки, определение момента перехода от продавца к покупателю права …

    базис поставки - условие внешнеторговой сделки, предусматривающее распределение между продавцом и покупателем обязанностей по продвижению товара, оформление соответствующих документов и оплаты транспортных расходов, определение момента перехода от продавца к… … Большой юридический словарь

    БАЗИС ПОСТАВКИ - условие внешнеторговой сделки, предусматривающее распределение между продавцом и покупателем обязанностей по продвижению товара, оформление соответствующих документов и оплаты транспортных расходов, определение момента перехода от продавца на… … Большой экономический словарь

    базис поставки - условия внешнеторговой сделки, касающиеся распределения обязанностей между продавцом и покупателем относительно оформления документов, распределения расходов, выполнения сроков поставки и т.п … Словарь экономических терминов

    - (см. БАЗИС ПОСТАВКИ) … Энциклопедический словарь экономики и права

    - (греч. basis) надбавка к биржевой котировке или скидка с нее, являющаяся предметом торга. Она зависит от сорта и качества товара, условий поставки, платежей и др. факторов. Увеличивающийся базис указывается в пунктах вверх от биржевой котировки,… … Экономический словарь

    От греч. ba sis А. Основа, фундамент, база. Б. Надбавка или скидка к биржевой котировке. Является предметом торга, зависит от качества товара, условий поставки, сроков платежей и других факторов. Б. бывает увеличивающийся и уменьшающийся. Словарь … Словарь бизнес-терминов

Важное значение в определении роли транспортной составляющей в международном договоре купли-продажи имеют разработанные и принятые в 1936 г. МТП базисы поставки товаров. Это ключевые элементы договора международной купли-продажи, указывающие, кто из сторон организует перевозку груза, несет расходы, связанные с транспортировкой товара от экспортера к импортеру, и определяющие момент перехода права распоряжения товаром и момент перехода риска случайной гибели или повреждения товара с продавца на покупателя.

Базисы поставки товаров изданы МТП в виде сборника правил «Международные коммерческие термины» - ИНКОТЕРМС-1936. С развитием международной торговли и созданием новых транспортных технологий в сборник вносились соответствующие изменения и дополнения в 1953, 1967, 1976, 1980, 1990, 2000 гг. Последние изменения были приняты в 2010 г., и в настоящее время действует ИНКОТЕРМС- 2010.

Семь изданий ИНКОТЕРМС закрепили базисные условия поставки, которые явились результатом обобщения исторически сложившихся в международной торговой практике правил. Они упростили и, по существу, стандартизировали порядок продажи товаров на международном рынке.

Принятые базисные условия используются во внешней торговле экспортерами и импортерами на добровольных началах. Другими словами, они являются факультативными. Следовательно, стороны международного договора купли-продажи могут включить в договор соответствующие базисные условия или заключить его на другом условии. При выборе базисного условия стороны не ограничены соответствующим изданием ИНКОТЕРМС. Правда, следует отметить, что в своих комментариях к последним изданиям ИНКОТЕРМС МТП рекомендует ориентироваться именно на эти издания, как отвечающие последним изменениям в современной внешней торговле, в частности связанные с внедрением в практику поставки товаров прогрессивных транспортно-технологических систем, развитием контейнерных мультимодальных перевозок, расширением смешанных перевозок, использованием для перевозок грузов судов смешанного плавания «река-море», внедрением транспортного страхования грузов, новых систем взаиморасчетов и способов оформления документом и передачи информации с использованием электронных систем.

Всего в ИНКОТЕРМС закреплены 13 базисов поставки, в каждом из которых фиксируются свои транспортные условия. ИНКОТЕРМС-1990 распределил все базисы поставки на четыре группы в зависимости от специфических качественных особенностей международных договоров купли-продажи, а ИНКОТЕРМС-2000, сохранив эту классификацию, уточнил содержание отдельных базисов поставки.

В предложенной классификации для обозначения каждой группы использованы первые буквы терминов, относящихся к соответствующей группе: Е, F, С, D.

Первая группа, обозначенная буквой Е, содержит один базис - «с завода» (наименование пункта) - «Ех works» (EXW). Нередко он именуется «франко-завод», «франко-склад продавца» или «самовывоз товаров». По условиям базиса продавец передает в установленный срок товар покупателю на своем предприятии (заводе, складе). Обязанности продавца сводятся к подготовке товара к передаче: затаривание, упаковка, взвешивание, сосредоточение в месте передачи и т.п.

Базис поставки «франко-завод» - это правило, в соответствии с которым с момента передачи товара от одного контрагента другому все расходы и риски по доставке его в пункт назначения лежат на покупателе. Вопрос о транспортировке товара также решает покупатель. Он вправе осуществить перевозку своим транспортом либо заключить договор перевозки груза.

Предполагается, что покупатель заключает также договор страхования груза. На него же возлагаются обязанности по исполнению всех таможенных формальностей при вывозе товара, его ввозе и транзите. При этом по договоренности продавец оказывает покупателю необходимое содействие в получении документов для вывоза, ввоза и транзита товара через третьи страны.

Группа F включает три базиса:

  • - FCA - free carrer (named point) - свободно у перевозчика в указанном пункте страны отправления (франко-перевозчик);
  • - FAS - free alongside ship (named post) - свободно вдоль борта судна, предоставленного покупателем в обусловленном порту погрузки;
  • - FOB - free on board (named post of shipment) - свободно на борту судна, предоставленного покупателем, в обусловленном порту погрузки.

Эта группа базисов именуется «свободно от риска». Ее базисы включают правила, которые означают переход риска от продавца к покупателю в момент передачи товара, а также обязанности продавца погрузить товар или сдать его на склад перевозчика, предоставить транспортное средство для перевозки товаров и оплатить перевозку.

Базис FCA применяется в случаях, когда необходима консолидация груза в контейнеры, пакеты и т.п. Его отличительная особенность заключается в возложении обязанности на продавца доставить товар, прошедший таможенные формальности для вывоза, до транспортных средств, указанных покупателем, и передать его в распоряжение перевозчика, который вручает ему грузовую расписку.

В соответствии с условиями данного базиса обязанности продавца заключаются в выполнении всех официальных формальностей, необходимых для вывоза товара, а также извещении покупателя о передаче товара перевозчику или об отказе последнего принять товар.

В оговоренных в контракте случаях по просьбе покупателя продавец в порядке оказания дополнительной услуги может заключить с перевозчиком договор перевозки груза. Если такая оговорка отсутствует, договор перевозки заключает покупатель. Он же заключает и договор страхования груза.

При заключении договора перевозки продавцом факт погрузки удостоверяют транспортные документы, которые он обязан вручить покупателю.

По условиям базиса FCA покупатель обязан заключить договор перевозки (если эту функцию не взял на себя продавец), выполнить все официальные формальности, необходимые для ввоза товара, а также при его транзите через третьи страны, нести все риски с момента принятия товара от продавца либо принятия его перевозчиком.

Базис FAS применяется в ограниченных случаях, когда товар относится к генеральным грузам, а его доставка осуществляется морским транспортом на линейных ролкерных судах или лихтеровозах. В соответствии с условиями данного базиса продавец обязан разместить товар вдоль борта судна в порту отгрузки на указанном покупателем месте. С этого момента его обязанности считаются выполненными, а все риски переходят с продавца на покупателя.

Покупатель заключает договор перевозки и договор транспортного страхования груза. На нем лежит также обязанность по осуществлению погрузки товара на судно.

По условиям FAS продавец выполняет экспортные и таможенные формальности, а покупатель - импортные и транзитные.

Базис FOB применяется при морских перевозках как в линейном, так и в транзитном судоходстве. Его суть состоит в том, что обязанности продавца считаются выполненными в момент пересечения товаром поручней судна. Это означает, что продавец обязан за свой счет доставить товар в порт и погрузить его на судно. Все последующие операции с товаром возлагаются на покупателя. С рубежного момента пересечения товаром поручней судна все риски переходят от продавца на покупателя.

Так же как в случае с условиями FAS, по условиям FOB продавец выполняет экспортные и таможенные формальности, а покупатель - импортные и транзитные.

Следует отметить, что базисными условиями FOB фактически установлен разрыв в едином технологическом процессе погрузки, размещения, крепления груза на судне и т.д. Однако закрепленные единые аккордные тарифные ставки на все перечисленные операции исключают такие разрывы. Поэтому на практике базис поставки FOB в чистом виде не применяется. Существуют две его разновидности. Первая - это FOB and trimmed (stowed). По его условиям в международном договоре купли-продажи содержится оговорка «FOB с погрузкой и укладкой». Это значит, что продавец выполняет дополнительные услуги по работе с грузом на борту судна.

Второй разновидностью базиса является FOB liner terms, которая применяется в линейных перевозках. В данном случае судовладелец организует и оплачивает грузовые работы в портах погрузки и выгрузки. Расходы включаются в ставку фрахта и оплачиваются покупателем.

Группа С включает четыре базиса:

  • - CFR - cost and freight (named port of destination) - стоимость и фрахт (порт назначения);
  • - CIF - cost insurance and freight (named port of destination) - стоимость, страхование и фрахт (порт назначения);
  • - СРТ - carriage pevid to... (named place of destination) - перевозка оплачена до... (название пункта);
  • - CIP - carriage insurance to... (named place of destination) - перевозка и страхование оплачены до... (наименование пункта).

Для этой группы базисов характерно то, что продавец свободен от риска за товар после его отправки, но несет определенные расходы по доставке товара покупателю. Он заключает договор перевозки до согласованного сторонами пункта.

Базис CFR применяется при морских и речных перевозках товаров, кроме случаев применения для таких перевозок контейнеровозов и ролкеров. По его условиям продавец обязан доставить товар в порт отправления, застраховать за свой счет судно до согласованного порта и погрузить товар на борт этого судна. Капитан судна выдает продавцу чистый бортовой коносамент (грузовую квитанцию), в котором делается отметка об оплате перевозки или о гарантиях оплаты.

Что касается покупателя, то он вправе застраховать груз. Однако в связи с тем, что в настоящее время страхуются все внешнеторговые грузы, покупатель заключает договор страхования практически во всех случаях.

Моментом перехода рисков с продавца на покупателя является пересечение товара поручней судна при погрузке в порту отправления.

Базис CIF, как и CFR, применяется при морских и речных перевозках товаров. По его условиям продавец не только заключает договор перевозки груза, но и за свой счет страхует груз. В качестве выгодоприобретателя в договоре страхования он указывает покупателя. Поэтому продавец должен вручить покупателю вместе с транспортными документами страховой полис или страховой сертификат. Вполне понятно, что в цену товара при базисе поставки CIF будет включен и размер страховой премии.

Как и в случае с базисом поставки FOB, при использовании условий CIF применяется его разновидность - «CIF с выгрузкой», которая означает, что продавец принимает на себя дополнительную услугу, а значит, и расходы по выгрузке товара на причал или в док в порту назначения.

К другим обязанностям продавца относятся следующие: предоставление покупателю всех необходимых документов, подтверждающих соответствие товара договорным условиям; выполнение всех официальных и таможенных формальностей, необходимых для вывоза товара; осуществление погрузки товара на борт судна в установленный срок; извещение покупателя о погрузке товара.

Продавец несет все риски до момента пересечения товаром поручней судна в порту отгрузки.

Основные обязанности покупателя заключаются в принятии поставки в момент погрузки товара на борт судна в порту отгрузки, получении товара от перевозчика в порту назначения, выполнении всех официальных и таможенных формальностей, необходимых при ввозе товара, а также при транзитной перевозке, выгрузке товара в порту назначения (если не применяется «CIF с выгрузкой»).

Все риски переходят на покупателя с момента пересечения товаром поручней судна в порту отгрузки.

Базис CIF, как и FOB, наиболее часто применяется в практике международной торговли в связи с тем, что цены на товарных биржах контролируются обычно по этим двум базисным условиям.

Базис СРТ - элемент международного договора купли-продажи, в соответствии с которым продавец заключает договор перевозки груза, при этом оплачивает погрузочно-разгрузочные работы, в том числе перегрузку с одного вида транспорта на другой при перевозке в прямом смешанном сообщении, а также вносит провозные платежи за весь маршрут следования груза. Этот базис включается в качестве условия в международный договор купли-продажи при перевозках практически всеми видами транспорта. Но наиболее часто он используется при автомобильных, воздушных и интермодальных перевозках.

Базис CIP получил наиболее широкое распространение в международных автомобильных, железнодорожных и воздушных перевозках. По условиям CIP продавец заключает договор перевозки груза. Как и по сделкам с базисом СРТ, он оплачивает погрузочно-разгрузочные работы, а также вносит все перевозочные платежи. Особенность CIP состоит в том, что при его применении продавец обязан застраховать груз в пользу покупателя и оплатить страховую премию. Следовательно, в цену товара входят как расходы по его погрузке-разгрузке и провозные платежи, так и расходы по страхованию.

Обязательства продавца считаются выполненными с момента передачи товара первому перевозчику, что подтверждается чистой накладной, выданной продавцу перевозчиком. Объем обязанностей продавца практически совпадает с его обязанностями по договору на условиях CFR.

Все риски переходят с продавца на покупателя с момента передачи продавцом товара первому перевозчику.

Четвертая группа D состоит из пяти базисов:

  • - DAF - delivered at frontier (named place) - поставлено на границе (наименование пункта);
  • - DES - delivered ex ship (named of destination) - поставлено c судна (наименование порта);
  • - DEQ - delivered ex quay (named of destination) - поставлено с пристани (наименование порта);
  • - DDU - delivered duty unpaid (named place of destination) - поставлено без оплаты пошлины (наименование пункта);
  • - DDR - delivered duty paid (named place of destination) - поставлено с оплатой пошлины (наименование пункта).

Характерным для перечисленной группы базисов является то, что по их условиям продавец передает товар покупателю в стране назначения. Следовательно, он несет все затраты и риски, связанные с доставкой груза в пункт назначения.

Исключение составляет только базис DAF, по которому затраты и риски связаны со сдачей товара покупателю в оговоренном пункте на границе.

Поэтому на условиях базисов группы D контракты заключают в тех случаях, когда стремятся получить гарантию выполнения продавцом обязанности по поставке товара покупателю взамен поврежденного или утраченного вследствие возникновения реального риска его несохранности.

Базис DAF применяется при перевозке товара автомобильным и железнодорожным транспортом. Особенно широко он используется участниками международных контрактов,

представляющих страны СНГ, при железнодорожных перевозках товара. Особенность условий DAF состоит в том, что продавец заключает договор перевозки груза только до назначенной станции, а покупатель в свою очередь заключает договор перевозки от назначенной станции до места назначения, т.е. фактически перевозка оформляется двумя договорами перевозки. Это неудобно как для покупателя, так и для перевозчика. Поэтому на практике в международном договоре купли-продажи в разделе об условиях договора обычно делается оговорка о том, что продавец заключает договор перевозки на весь маршрут следования с оплатой расходов на транспортировку товара. При такой оговорке в цену товара включаются расходы продавца на его транспортировку от пограничной станции до конечного пункта.

К основным обязанностям продавца относятся:

  • - заключение за свой счет договора перевозки до согласованного пункта на границе (а при договоренности - на весь маршрут следования);
  • - выполнение всех официальных и таможенных формальностей, необходимых для экспорта товара в конкретный пункт на границе и транзита через третьи страны;
  • - извещение покупателя о поставке товара;
  • - передача покупателю товара и транспортных документов в согласованном пункте на границе.

Продавец несет все риски и все расходы до момента передачи товара покупателю в согласованном пункте на границе.

По условиям DAF обязанности считаются выполненными после поступления товара па поименованный в договоре пограничный пункт в момент передачи его покупателю.

К основным обязанностям покупателя относятся:

  • - принятие поставки товара, переданного ему в согласованном пункте на границе продавцом;
  • - осуществление расчета за поставленный товар;
  • - выполнение всех официальных и таможенных формальностей, необходимых для импорта товара в конкретном пункте на границе.

Покупатель несет все риски и все расходы с момента принятия товара в согласованном пункте на границе.

В условиях DAF вопрос страхования товара не нашел четкой регламентации. На практике он решается следующим образом: до оговоренного пограничного пункта товар страхует продавец, а от пограничного пункта, когда риски переходят на покупателя, страхует товар уже последний.

Разновидностью условий DAF является условие «DAF франко вагон пограничная станция». Его главная особенность заключается в том, что если по условиям DAF продавец осуществляет на пограничной станции за свой счет операции по выгрузке или перегрузке товара, то в соответствии с условиями «DAF франко вагон пограничная станция» эти операции осуществляются покупателем и за его счет.

Базис DES применяется в морских и речных перевозках, когда покупатель имеет цель получить товар на принадлежащем ему причале или осуществить выгрузку товара своими разгрузочными средствами.

DES имеет много общего с условиями CIF. Так же как по условиям CIF, в соответствии с базисом DES продавец заключает за свой счет договор перевозки до пункта назначения. Практически совпадают права и обязанности сторон. По общим условиям договора главное отличие состоит в рисках и расходах, которые переходят на покупателя при пересечении товаром поручней судна, но не в порту погрузки, а в порту назначения. Поэтому на практике это условие называют «франко порт назначения». Второе отличие связано с тем обстоятельством, что продавец не обязан страховать товар.

Наибольшее распространение базис DES получил при поставках зерна в океанских судах с перегрузкой на рейде в малотоннажные суда или суда «река-море».

Базис DEQ, как и DES, применяется в морских и речных перевозках. Условия DEQ и DES во многом совпадают. Но в отличие от базиса DES по условиям DEQ в обязанность продавца входит не только доставка товара в порт назначения, но и выгрузка его в этом порту на указанный причал (пристань). Он же несет и расходы по выполнению этой операции. Поэтому цена товара включает также затраты, связанные с его выгрузкой в порту назначения.

На практике применяют два варианта DEQ. Первый связан с возложением оплаты импортных пошлин на продавца. Второй вариант предполагает возложение этой обязанности на покупателя. Применение того или иного варианта оговаривается в международном договоре купли-продажи. Все риски переходят на покупателя с момента, когда товар предоставлен в его распоряжение на причале (пристани) порта назначения.

Чаще всего на условиях DEQ контракты заключаются, когда продавец-экспортер договаривается с судовладельцем о перевозке мелких партий грузов по одному сборному коносаменту с выписанным в порту отправления долевыми коносаментами, по которым каждая мелкая партия груза выдается конкретному грузополучателю 1 .

Базис DDU носит универсальный характер, так как применяется при перевозках любым видом транспорта. Он называется еще «франко- покупатель» или «франко-склад покупателя». Такое название базис поставки DDU («франко-покупатель») получил потому, что в соответствии с этим правилом все расходы и риски по доставке товаров в пункт назначения несет продавец, который заключает договор перевозки, а также договор страхования товаров. Но продавец не проводит таможенную очистку для импорта и не несет расходов, связанных с налогами, пошлинами и иными официальными сборами, взимаемыми при ввозе товара.

Моментом исполнения продавцом своих обязанностей считается передача им товара покупателю на его складе. Этот факт подтверждается актом сдачи-приемки товара. Таким образом, все риски по доставке товара в указанный покупателем пункт назначения лежат на продавце.

Базис DDP характеризуется тем, что его условия практически совпадают с условиями базиса DDU. Исключение составляет обязанность продавца растаможить товар и оплатить все таможенные и иные полагающиеся импортные пошлины. Следовательно, он несет все риски и расходы, связанные как с вывозом товара, так и с его ввозом.

Таким образом, рассмотренные базисы поставки, закрепленные в ИНКОТЕРМС-2000, содержат все варианты распределения между продавцом и покупателем обязанностей по организации доставки и прежде всего по заключению договора перевозки, расходов и рисков, связанных с этой доставкой, начиная от передачи товара покупателю на складе продавца (EXW) и заканчивая доставкой его продавцом на склад покупателю с отнесением на продавца всех расходов и рисков по доставке.

Выбор сторонами международного договора купли-продажи того или иного базиса зависит от многих факторов, в том числе от характера товара, его количества, вида транспорта, используемого для его доставки к месту назначения, возможностей и конкретных целей, стоящих перед продавцом и покупателем, и других факторов.

Для унификации прав и обязанностей сторон внешнеторгового контракта разработаны специальные базисные условия. О том, что представляют собой эти условия, а также о том, каким образом они влияют на размер таможенной стоимости товара и организацию учета расчетов с иностранными поставщиками, мы проанализируем в статье.

Что такое «базис поставки»

В результате проведенной работы по унификации базисных условий поставок, основанных на международной торговой практике и торговых обычаях, Международная торговая палата издала Правила толкования международных торговых терминов 2010 года.

При заключении внешнеторгового контракта ключевое значение имеют базисные условия поставки . Именно они влияют на формирование состава расходов организации, и соответственно, на финансовый результат по экспортно-импортным операциям.

Базис поставки – это специальные условия, определяющие обязательства сторон внешнеторговой сделки по доставке товара от продавца до покупателя и устанавливающие момент перехода рисков случайной гибели или повреждения товара от поставщика к покупателю, а также момент исполнения экспортером или импортером обязательств по поставке товара. Базисные условия устанавливают основу контрактной цены.

Кроме того, базисные условия поставок влияют на структуру затрат, включаемых в таможенную стоимость товара, совместно с применяемыми формами расчетов, указанных во внешнеторговом контракте, оказывают влияние на организацию учета расчетов с иностранными поставщиками.

Применение норм «Инкотермс 2010»

Достоинством «Инкотермс 2010» является то, что сторонам сделки не нужно отдельно прописывать в контракте полный перечень их прав и обязанностей по договору . Дело в том, что унифицированное толкование терминов позволяет достичь такого взаимопонимания, при котором у сторон внешнеторгового договора не возникнет разногласий в отношении его условий.

Нормы «Инкотермс 2010» носят рекомендательный характер и применяются по договоренности сторон. Если в контракте при определении базисных условий поставки сделана ссылка на конкретный «Инкотермс 2010», то они приобретают юридическую силу и соблюдение включенных в контракт условий становится для сторон обязательным.

В то же время, если в контракте сделана ссылка на базис поставки по «Инкотермс 2010», а какие-то пункты контракта не соответствуют используемым условиям поставки «Инкотермс 2010», то применяются положения контракта, а не «Инкотермс 2010». В этом случае считается, что стороны сделки оговорили такие изъятия из «Инкотермс 2010» в толковании отдельных условий поставки.

Сфера действия «Инкотермс 2010» распространяется на права и обязанности сторон по договору купли-продажи в части поставки товаров . В основном базис определяет обязанности, стоимость и риски, возникающие при доставке товара от продавца к покупателю, указывают, как распределены обязанности сторон по перевозке и страхованию, обеспечению соответствующей упаковки товара, выполнению погрузо-разгрузочных работ, установлению момента перехода риска случайной гибели или повреждения товара; по получению экспортных и импортных лицензий, выполнению таможенных формальностей для вывоза и ввоза товара; порядок извещения покупателя о поставке товара и предоставления ему необходимых транспортных документов.

В «Инкотермс 2010» выделены четыре группы видов контрактов . В основу этой классификации положены следующие принципы:

  1. определение обязанностей сторон по отношению к перевозке поставляемого товара;
  2. увеличение обязанностей продавца.

В Таблице приведено, что обозначают термины базисных условий поставок и какой вид термина следует использовать для определенного вида транспорта.

Классификация торговых терминов «Инкотермс 2010»

Название термина Вид транспорта Комментарий
Группа Е
EXW Франко-завод (…название места) любые виды транспорта Франко-предприятие… (указанное место) означает, что продавец выполнил свои обязательства по поставке товара тогда, когда он предоставил товар в распоряжение покупателя непосредственно на своей территории.

Продавец не отвечает ни за погрузку товара на транспортное средство, предоставленное покупателем, ни за уплату таможенных платежей, ни за таможенное оформление экспортируемого товара, если это не оговорено отдельно в контракте. Покупатель несет все виды рисков и все расходы по перемещению товара с территории продавца до места назначения

Группа F
FCA Франко-перевозчик (…название места назначения) FREE CARRIER любые виды транспорта Франко-перевозчик… (указанное место) означает, что продавец выполнил свои обязанности по поставке товара тогда, когда он передал товар, выпущенный в таможенном режиме экспорта, перевозчику, указанному покупателем, в установленном месте или пункте. Риск переходит на покупателя в этом месте или пункте. От продавца требуется выполнение формальностей для вывоза, если они применяются. Продавец не обязан выполнять таможенные формальности для ввоза, уплачивать импортные пошлины или выполнять иные таможенные формальности при ввозе
FAS Франко вдоль борта судна (…название порта отгрузки) FREE ALONGSIDE SHIP Свободен у борта судна… (указанный порт отгрузки) означает, что продавец выполнил свои обязательства по поставке товара тогда, когда товар размещен у борта судна на причале или в лихтерах в указанном порту отгрузки. Покупатель несет все расходы и риски утраты или повреждения товара с этого момента. Обязанность по обеспечению таможенной очистки и получению экспортной лицензии лежит на продавце
FOB Франко-борт (…название порта отгрузки) FREE ON BOARD (NAMED PORT OF SHIPMENT) морские и внутренние водные перевозки Свободен на борту… (указанный порт отгрузки) означает, что продавец выполнил свои обязательства по поставке товара, когда товар перешел за поручни судна в указанном порту отгрузки. Начиная с этого момента покупатель несет все расходы и весь риск утраты или повреждения товара. По условиям FOB на продавца возлагаются обязанности по очистке товара от пошлин для экспорта. Данный базис применяется только при перевозке груза водными видами транспорта (морским, речным)
Группа С
CFR Стоимость и фрахт (…название порта назначения) COST AND FREIGHT (NAMED PORT OF DESTINATION) морские и внутренние водные перевозки Стоимость и фрахт… (указанный порт назначения) – на продавца возлагаются расходы и фрахт, необходимые для доставки товара в указанный порт назначения. При этом риск утраты и повреждения товара, а также любые дополнительные расходы вследствие событий, происходящих после доставки товара на борт судна, переходят от продавца к покупателю в момент перехода товара за поручни судна в порту отгрузки. На продавца возлагаются обязанности по очистке товара от пошлин для экспорта
CIF Стоимость, страхование и фрахт (…название порта назначения) COST, INSURANCE, FREIGHT (NAMED PORT OF DESTINATION) морские и внутренние водные перевозки Стоимость, страхование и фрахт… (указанный порт назначения) означает, что продавец несет обязательства, что и на условиях, стоимость и фрахт, с добавлением обязанности обеспечить страхование груза от рисков его утраты и повреждения в пользу получателя. Продавец заключает договор страхования, платит страховой взнос и пересылает полис вместе с другими документами получателю
CPT Перевозка оплачена до (…название места назначения) CARRIAGE PAID TO (NAMED PLACE OF DESTINATION) любые виды транспорта Перевозка оплачена до… (указано место назначения) – продавец оплачивает фрахт за перевозку товара до указанного места назначения. Риск утраты или повреждения товара, а также любые дополнительные расходы, возникающие после доставки товара перевозчику, переходят от продавца к покупателю с предоставлением товара в распоряжение первого перевозчика. Продавец обязан оплатить расходы по выполнению таможенных формальностей, необходимых для вывоза товара, а также пошлины, налоги и сборы, уплачиваемые при экспорте, а также расходы по его перевозке через третьи страны, если они по условиям договора перевозки возложены на продавца
CIP Стоимость и страхование оплачены до (…название места назначения) CARRIAGE AND INSURANCE PAID TO (NAMED PLACE OF DESTINATION) любые виды транспорта Стоимость и страхование оплачены до… (указанное место назначения) – продавец передает товар перевозчику в согласованном месте. Продавец обязан заключить договор перевозки и нести расходы по перевозке, необходимые для доставки товара в место назначения. Кроме того, он заключает договор страхования, покрывающий риск утраты или повреждения товара во время перевозки. Продавец обязан обеспечить страхование с минимальным покрытием. При желании покупателя иметь больше защиты путем страхования необходимо согласовать это с продавцом или осуществить за свой счет дополнительное страхование. В обязанности продавца входит оплата, если потребуется, расходов по выполнению таможенных формальностей, необходимых для вывоза товара, а также пошлин, налогов и сборов, уплачиваемых при вывозе, а также расходов по его перевозке через третьи страны, если они по условиям договора перевозки возложены на продавца
Группа D
DAP Поставка на терминале (…название терминала) Delivered At Piont (…named point of destination) любые виды транспорта Поставка на терминале (…название терминала) – продавец осуществляет поставку, когда товар, разгруженный с прибывшего транспортного средства, предоставлен в распоряжение покупателя в согласованном терминале в указанном порту или в месте назначения. Продавец несет все риски, связанные с доставкой товара и его разгрузкой на терминале в поименованном порту или в месте назначения. «Терминалом» считается любое место, закрытое или открытое: причал, склад, контейнерный двор или автомобильный, железнодорожный или авиакарго-терминал.
DAT Поставка на терминале (…название терминала) Delivered At Terminal (…named terminal of destination) любые виды транспорта Поставка в месте назначения… (название терминала) – продавец осуществляет поставку, когда товар предоставлен в распоряжение покупателя на прибывшем транспортном средстве, готовом к разгрузке, в согласованном месте назначения. Продавец несет все риски, связанные с доставкой товара в указанное место. У продавца нет обязанности перед покупателем по заключению договора страхования.
Данное условие поставки используется с 1 января 2011 вместо DEQ
DDP Поставка с оплатой пошлины (…название места назначения) DELIVERY DUTY PAID (NAMED PLACE OF DESTINATION) любые виды транспорта Поставка с уплатой пошлины… (указанное место назначения) – продавец осуществляет поставку, когда в распоряжение покупателя предоставлен товар, очищенный от таможенных пошлин, необходимых для ввоза, на прибывшем транспортном средстве, готовый для разгрузки в поименованном месте назначения.

Продавец несет все расходы и риски, связанные с доставкой товара в место назначения, и обязан выполнить таможенные формальности, необходимые не только для вывоза, но и для ввоза, уплатить любые сборы, взимаемые при вывозе и ввозе, и выполнить все таможенные формальности

При внешнеэкономической сделке базисные условия поставок «Инкотермс 2010» указывают условия поставки товара и определяют обязанности сторон, связанные с транспортировкой, страхованием и таможенным оформлением товаров.

В зависимости от базиса поставки контрактная цена может включать расходы по перевозке товара, погрузочно-разгрузочные расходы, страхование, пошлины и иные сборы.

Поэтому при формировании цен, исполнении контракта и определении расходов, которые несет экспортер и которые признаются для целей налогообложения прибыли как экономически обоснованные, необходимо учитывать обязанности, возлагаемые на поставщика, исходя из согласованных сторонами условий поставки, прописанных в контракте.

Например, при заключении контракта на условиях «Франко-перевозчик» (…название места)» (FCA) в цену товара входит стоимость товара, расходы по таможенному оформлению груза, стоимость погрузки товара на транспортное средство. Считается, что продавец выполнил свои обязательства по отношению к покупателю, если он оформил грузовую таможенную декларацию, «затаможил» груз и передал его организации-перевозчику или покупателю, который самостоятельно доставляет груз до своего склада или иного места назначения.

Для покупателя наиболее эффективным является базис DDP . Продавец по условиям поставки DDP исполняет максимальные обязанности – несет расходы и риски по доставке, таможенному оформлению и уплате таможенных пошлин, налогов и сборов (при экспорте, импорте и транзите, через третьи страны). При указанном базисе покупатель обязан по просьбе продавца оказать ему за его счет и за его риск полное содействие в получении любой импортной лицензии или другого официального свидетельства, требуемого для импорта товара.

При базисных условиях поставки CIP на поставщика ложится больше обязанностей. Именно он обязан предоставить товар названному им перевозчику, осуществить страхование груза, а также произвести таможенную очистку товара для экспорта. Покупатель может заключить договор страхования с большим покрытием. На покупателя возлагаются все расходы на выполнение таможенных формальностей, подлежащих оплате при импорте товара. Расходы по таможенному оформлению и уплате таможенных пошлин, налогов и сборов при транзите через третьи страны могут ложиться и на покупателя, и на продавца в зависимости от условий контракта.

При применении «доставки грузов морским или речным путем» для продавца наиболее приемлема реализация товара на условиях FOB и CIF . В обоих случаях продавец снимает с себя риск случайной гибели или повреждения товара с момента погрузки товара на судно и получения коносамента в порту отправления. Продавец получает платеж сразу после поставки товара и предъявления банку соответствующих документов, то есть задолго до получения покупателем отправленного ему товара.

Таким образом, на основании указанных во внешнеторговом контракте базисных условий «Инкотермс 2010» рассчитывают контрактную (экспортную) цену товара , определяют обязанности продавца и покупателя по представлению и оплате коммерческих документов, распределяют между сторонами риск потери или повреждения товара .

В «Инкотермс 2010» нет положений о моменте перехода права собственности на товар . Это положение необходимо специально предусматривать во внешнеторговом контракте. В противном случае этот вопрос будет решаться на основе норм применяемого права.

В базисных условиях устанавливается момент перехода риска случайной гибели или повреждения товара с продавца на покупателя . Риск гибели или повреждения товара так же, как и обязанности по оплате соответствующих расходов, переходят от продавца на покупателя с момента выполнения продавцом обязанности по поставке товара.

В контракте лучше определить, что переход права собственности на экспортируемые товары происходит в момент передачи товара перевозчику, то есть в момент выполнения поставки при данном базисном условии.