Общие сведения о текстильных материалах. Натуральные ткани растительного происхождения

Ткацкое производство — совокупность технологических процессов, необходимых для изготовления суровых (неотделанных) тканей текстильных. В зависимости от вида перерабатываемого сырья (волокон, нитей) различают хлопко- , шерсто- ,шёлко- , льноткачество и т.п.

На рисунке 1 изображена схема технологического процесса ткацкого производства.

В соответствии с технологическим процессом изготовления тканей ткацкое производство состоит из , собственно ткачества и

Иногда технологический процесс ткачества протекает по схеме, несколько иной, чем на рис.1. Это зависит от вида производства, типа вырабатываемой ткани, вида потребляемой пряжи, типа ткацкого оборудования. Например, при выработке тканей в основе из крученой хлопчатобумажной пряжи процесс шлихтования иногда заменяют процессом перегонки основ со сновальных валиков на ткацкий навой. Получение крученых нитей из однониточной пряжи часто осуществляют в пределах ткацкой фабрики. В этом случае в процесс подготовки пряжи включают операции трощения (соединения нескольких нитей) и кручения. При выработке тканей из разноцветных нитей основы и утка в процесс подготовки пряжи к ткачеству включаются крашение пряжи и ряд дополнительных операций.

Литература

  1. Хлопкоткачество. Учебник для средн. спец. учебн. заведений.- 2-е изд., перераб. и доп./Гордеев В. А., Волков П. В., Блинов И. П., Святенко М. В.- М.: Легкая и пищевая пром-сть, 1982, стр. 14-17.
  2. Большая Советская Энциклопедия
  • измерение длины ткани на мерильных машинах,
  • чистка и стрижка её,
  • контроль качества на браковочных машинах
  • укладка на складальных машинах.

Все заключительные операции осуществляются на поточных линиях, на которых суровая ткань движется непрерывным полотном, сшитым из отдельных кусков ткани.

Затем ткань в зависимости от назначения направляют либо на отделочные фабрики для дальнейшей обработки, либо потребителю.


Раздел исследовательской работы

Цели:

  1. Создание условий для формирования у учащихся представлений о производстве текстильных материалов;
  2. Формирование у учащихся универсальных учебных действий:

личностные : осознание потребности в изучении темы, уважительное отношение к труду и творчеству как естественному условию жизни человека;

познавательные: выполнение технологических операций, применяемых при производстве текстильных материалов;

регулятивные: управление своей деятельностью, контроль и коррекция, самостоятельность;

коммуникативные: развитие речевой деятельности, формирование навыков сотрудничества.

Задачи: (написаны на доске и закрыты)

1. Познакомиться со вторым и третьим этапами процесса изготовления тканей.

2. Заполнить до конца таблицу.

3. Освоить на практике второй этап процесса изготовления

текстильных материалов.

4. Познакомиться с видами простых переплетений.

5. Научиться определять в ткани направление долевой нити.

6. Научиться определять лицевую и изнаночную сторону ткани.

7. Управлять своей деятельностью, воспитывать аккуратность и

точность в работе.

Тип урока:

Комбинированный урок (открытие нового знания, практическое закрепление знаний).

Форма обучения: фронтальная, индивидуальная, парная.

Методы обучения: проблемное изложение, объяснительно- иллюстративный рассказ, беседа; лабораторно-практическая работа.

Межпредметные связи : краеведение.

Наглядные пособия: компьютер, презентация, используемый учебник:

Н.В. Синица, П.С. Самородский - Технология 5 класс, универсальная линия; плакаты и схемы получения ткани, раздаточный материал (образцы тканей, вытканный пояс), отчёт в форме таблицы. Презентация.

Характеристика 5 б класса.

В пятом классе всего 12 уч-ся, из них 7 девочек и 5 мальчиков. Две девочки находятся на индивидуальном домашнем обучении. Остальные учащиеся имеют достаточно хороший уровень школьной мотивации, но средний уровень сформированности познавательных, личностных, регулятивных и коммуникативных УУД. В целом учащиеся способны осмыслить учебную задачу, но не всегда добиваются запланированного результата из-за неустойчивости внимания, недостаточного развития самостоятельности мышления. Большинству учащихся трудно удержать в памяти последовательность собственных рассуждений и зафиксировать в памяти алгоритм деятельности во время практической работы. При работе с учебником воспринимают смысл только коротких, простых фраз. По этой причине не могут пользоваться смысловым контролем.

Организационный момент (1 минута);

Беседа, сообщение познавательных сведений (10 мин.).

Слайд № 1 (тема урока )

Мыпродолжаем наш разговор о производстве текстильных материалов.

Что узнали на предыдущем уроке? (Мы выяснили, что нас повсюду окружают текстильные материалы, ткани, из которых шьют и одежду, и постельное бельё, и шторы, и многое другое ).

Но раз их называют одним именем — ткани, значит, все ткани, даже самые непохожие с виду, всё-таки чем-то похожи?

Слайд № 2 (Выработка пряжи, прядильная машина)

(Все ткани делают из пряжи, а пряжу вырабатывают из коротких волокон на прядильной фабрике на специальном оборудовании ).

А в домашних условиях как вырабатывают? (Используют различные орудия труда: мялку, трепало, щётку, прялку ).

Слайд № 3 (орудия труда).

Слайд № 4 (фото А.Ф. Мокиной с прялкой).

Кстати, сегодня, 27 ноября, заговенье на Рождественский Филиппов пост. Так называют последний день перед длительным постом, когда ещё можно употреблять скоромную пищу (животного происхождения). С 28 ноября начинается пост. Раньше с этого дня женщины, девушки занимались прядением.
Слайд № 5 (таблица, в таблице заполнен 1-ый этап производства ткани)

На прошлом уроке мы начали заполнять таблицу «Производство текстильных материалов».

Мы до конца выяснили производство?

Много информации недостаёт. Проблема осталась нерешённой. Чтобы её решить, сформулируем задачи урока.

(Познакомиться со вторым и третьим этапами процесса изготовления тканей, заполнить до конца таблицу).

Я от себя ещё добавлю несколько задач.

Слайд № 6 (задачи)

Слайд № 7 (Управлять своей деятельностью)

А что означает «Управлять своей деятельностью»?

(Аккуратно работать. Уметь самостоятельно работать.

Уметь контролировать себя. Уметь сотрудничать с одноклассниками.

Уметь работать в паре. Уметь получать информацию).

Возьмите образец ткани (лён). Посмотрите на ткань через лупу.

Как ткань устроена? Что видите?

(Всюду нити переплетены, перекрывают одна другую. Одна нить располагается вдоль ткани, другая - поперёк ткани).

Слайд № 8. (определение ткани ) - 2 раза щёлкнуть.

Что же такое ткань? (Это переплетенные между собой нити. Это текстильное изделие, образованное переплетением двух систем нитей).

Кто и где их переплел? (Ткач на ткацкой фабрике ).

Слайд № 9. (Рисунок ткацкого станка)

Ткацкий станок. Продольные нити, то есть те, что натянуты вдоль станка, всё время прыгают — вверх-вниз, вверх-вниз. Не сами прыгают, конечно,— на рисунке видно, что подниматься и опускаться их заставляют решётки с колечками, сквозь которые эти нити продеты (ремизки).

А поперёк, в просветы между этими продольными нитями, летает челнок — туда - обратно, туда - обратно. Челнок тянет за собой поперечную нить.

Слайд № 10. (И.Ф. Симанова за ткацким станком)

Раньше почти в каждом деревенской избе стоял ткацкий станок. Есть станок и в нашем музее.

Слайд № 11. (Фото девочек в музее) Мы с девочками за ним поработали. Долевые нити, идущие вдоль ткацкого станка, мы переплетали поперечными полосками ткани.

________________________________________________________________

Слайд № 12. (Выработка ткани, ткачество).

Итак, вторым этапом в производстве текстильных материалов является ткачество.

Запишем в нашей таблице 2-ой этап производства текстильных материалов.

Слайд № 13. (таблица, в таблице заполнен 2-ый этап производства ткани)

1. Заполняют таблицу: «ткачество» «суровая ткань», «ткацкая фабрика», «ткач», «нити переплетают».

2. Записывают в тетради ниже таблицы новые понятия (оставьте по две строчки, а определения найдите на столе, возьмите с собой, дома допишите):

Ткачество - это процесс переплетения нитей основы и утка между собой для получения ткани .

Ткань - это переплетённые между собой нити .

Ширина ткани -это расстояние от кромки до кромки.

________________________________________________________________

Ткань состоит из переплетения долевых и поперечных нитей.

Давайте узнаем, как называются одним словом долевые нити, поперечные, неосыпающиеся края ткани?

1. Читают вслух учебник: стр. 85, 1 - 2 абзац. Можно прочитать на слайде.

Слайд № 14. (Строение ткани)

2. Пишут ответы в рабочей тетради (стр. 38, 1 задание).

________________________________________________________________

Слайд № 15. (Физкультминутка) (5 минут)

________________________________________________________________

Слайд № 16. (Практическая работа)
При пошиве швейных изделий нужно уметь определять направление долевой нити ткани.

Чтобы узнать, как это можно сделать, выполним практическую работу?

Практическая работа № 6 (учебник на стр. 88, где дана пошаговая инструкция выполнения).

(Два квадратных образца с кромкой и без кромки, игла, лупа, портновский мел) - 10 мин. Выполняем в рабочих тетрадях. Делаем вывод.

Как определяем направление долевой нити? (Растяжение. Звук. Кромка. Нити основы длинные, тонкие, менее растяжимые и более прочные. Нити утка менее прочные, более толстые, короткие).

_ _______________________________________________________________

Изготавливают ткань ткачи.

Мы сейчас тоже поработаем ткачами (на берде).

Практическая работа на бёрдышках - 10 мин.

(Рассказать и показать, как работать)

Бердо, бердышко - приспособление для ручного ткачества. Известно с древних времён. Может быть использовано для создания неширокой тканой полосы. На бердышке может быть изготовлен пояс.

Бердо представляет собой плоскую дощечку, в которой проделано несколько десятков продольных щелей. В каждом «столбике», разделяющем две щели, проделано отверстие.

При создании полотна в бердо продеваются нитки — как в продольные щели, так и в «столбиковые» отверстия. Затем бердо перемещается вверх/вниз. Нити в продольных щелях остаются на месте, а нити, продетые в отверстия, смещаются вверх или вниз. За счёт этого создаётся «зев» — промежуток между нитями основы. В этот «зев» продевается нитка утка. Так создаётся полотно ткани или пояса.

У славянских народов в древности был обычай подпоясывать как нательную, так и верхнюю одежду. Без пояса, как и без креста, нельзя было ходить. Он был обязательной деталью одежды. И это неудивительно: пояс охранял самую уязвимую часть тела человека - живот.

Снять с человека пояс означало обесчестить его, превратить его в раба, в несвободного человека, ибо свободный всегда подпоясан.

И наше выражение «распоясаться» ведёт своё происхождение из глубины тысячелетий, означая «вести себя неправильно».

В тех районах России, где существовало крепостное право, когда крестьянина отправляли на конюшню пороть, с него обязательно снимали пояс - подпоясанного пороть было нельзя.

Кстати, это отношение к поясу сохранилось по сей день: когда военнослужащих отправляют на гауптвахту, с них обязательно снимают ремень, подчёркивая тем их несвободу.

Во время работы осуществляем самоконтроль.

________________________________________________________________

Рефлексия. Вы занимались не станочным ткачеством.

Каковы ваши впечатления?

Края не осыпались? А почему? (Нити утка, пройдя между нитями основы на всю ширину ткани, поворачиваются обратно, не обрываясь . Поэтому вдоль ткани получаются неосыпающиеся края - кромки) .

У вас кромка ровная получилась?

Мы, конечно, так быстро пояс не сплетём. Постараемся с работой справиться постепенно, чтобы передать потом пояс в театральный коллектив.

________________________________________________________________

На ткацком станке и на бердышках переплетают нити.

Переплетение нитей основы и утка называется ткацким переплетением.

Слайд № 17. (Ткацкое переплетение )

Существуют разные переплетения нитей в тканях. Самый распространенный вид переплетения - полотняное. Ткань с таким переплетением называется полотном.

Слайд № 18. (Полотняное переплетение)

В нем уточные и основные нити чередуются через одну.

Показ иллюстраций и ткани. (Стр. 86, учебник). Обратите внимание на обведённые квадраты.

Найдите образец полотняного переплетения и приклейте в рабочую тетрадь. (Стр.85)

Саржевое переплетение характеризуется наличием на поверхности ткани косых полосок - диагоналей вследствие сдвига раппорта переплетения по горизонтали на одну нить. Саржевым переплетением вырабатывают ткани более плотные и тяжёлые. Раппорт равен трём нитям.

К текстильным относятся материалы, состоящие из текстильных волокон и нитей, и, конечно, сами волокна и нити.

Текстильные материалы служат для удовлетворения потребностей человека в одежде, бытовых и хозяйственных вещах (постельное белье и одеяла, полотенца, скатерти, салфетки, отделочные материалы, занавески, ковры и др.). Текстильные материалы используются почти во всех отраслях промышленности. Широкое применение они нашли в технике. Достаточно вспомнить о канатах и тканых приводных ремнях, конвейерных лентах и корде - редкой ткани из крученых нитей, составляющей основу автомобильных, авиационных и других шин, разнообразной таре и упаковочных материалах, о парусах, рыболовных снастях, о разнообразной тепловой, электрической и других видах изоляций, о ситах и фильтрах и т.д. Парашюты, костюмы космонавтов и многое другое, необходимое для авиации и космоса, также изготовляется из текстильных материалов. Медицина применяет их в качестве перевязочных и протезных материалов. Также текстильные материалы используются при оформлении интерьера театральных, клубных, школьных помещений, в переплетном деле.

Области применения текстильных материалов подвержены изменениям: в одних сферах их использование сокращается, в других возникают новые, ранее неизвестные виды применения.


Так, с развитием производства пленочных материалов ими часто стали заменять ткани при производстве отдельных видов верхней одежды; нетканые полотна широко используются как основа искусственной кожи, фильтры, материалы для покрытия дорог и др.; появились трикотажные протезы кровеносных сосудов, световоды из стеклянных нитей и др. Широкое распространение получили пластики, армируемые различными видами волокон, в том числе стеклянными, углеродными. Появились новые волокна, получаемые дроблением пленок.

Существует множество видов текстильных материалов, которые обычно классифицируют по особенностям строения, происхождению материалов или способам выработки, химическому составу, а иногда и области их использования.

Первый из данных признаков наиболее удобен для построения общей классификации основных текстильных материалов, так как они наиболее существенно отличаются друг от друга прежде всего по строению.

На рис. 8.1 представлена общая классификация текстильных материалов, включающая три основные группы: I - исходные материалы (волокнистые и элементарные нити), II - первичные и вторичные нити, III - разнообразные изделия. Различные полуфабрикаты занимают переходную позицию между группами. Поскольку полуфабрикаты представляют собой промежуточные состояния материалов, в которых они обычно находятся кратковременно в следующих один за другим процессах переработки, они не вводятся в классификацию основных материалов, поэтому ограничимся лишь кратким перечислением некоторых видов полуфабрикатов.

Так, для того чтобы получить пряжу из большинства видов волокон, их обычно последовательно превращают в следующие полуфабрикаты: холсты, прочес, ленту и, наконец, в ровницу, из которой вырабатывается собственно пряжа. При этом материалы очищаются от примесей и сора, волокна в них распрямляются, параллелизуются, а сами полуфабрикаты выравниваются вдоль своей длины, уменьшаются по толщине и ширине, постепенно превращаясь в пряжу.

Ткани на разных этапах выработки также имеют разные наименования. Например, сотканная неотделанная ткань носит название суровой, прошедшая операции химического облагораживания, крашения и другой обработки - окрашенной и отделанной.

Из общей классификации видно, что текстильные материалы последовательно усложняются по своей структуре.


В I группу входят исходные текстильные материалы (волокна, элементарные нити, мононити, полоски), из которых получают другие текстильные материалы.

Текстильными волокнами называются протяженные тела, гибкие и прочные, с малыми поперечными размерами, ограниченной длины, пригодные для изготовления текстильных изделий.

Текстильные нити представляют собой прочные тела со сравнительно небольшими поперечными размерами, но значительной длины, используемые для изготовления текстильных изделий. Тонкие единичные нити, которые не делятся в поперечном и продольном направлениях без разрушения, называются элементарными.

Полоски - узкие бумажные или пленочные ленточки, получаемые из различных полимеров.

Сами исходные текстильные материалы слагаются из волок-нообразующих полимерных веществ. По источникам получения волокна и нити делят на два типа - натуральные и химические.

К натуральным относятся волокна и нити, которые образуются в природе без непосредственного участия человека, например, развиваются в растениях (хлопок, лубяные волокна (лен, пенька, джут и др.), на коже животных (шерсть), выделяются железами насекомых (шелк).

Химические волокна и нити изготавливаются заводским путем в результате проведения различных химических, физико-химических и других процессов и подразделяются на искусственные, которые производят из природных полимеров, и синтетические, для получения которых сами полимеры предварительно синтезируют из более простых соединений (мономеров).

Натуральные волокна используются такими, какими они формируются в природе. Для выделения из сырья, очистки от примесей и сора натуральные исходные материалы до поступления на перерабатывающие их текстильные фабрики проходят процессы так называемой первичной обработки, обычно выполняемые на специальных предприятиях или в особых цехах.

Химические волокна получают путем нарезания или разрыва жгутов, составленных из большого числа элементарных нитей, на короткие отрезки или иногда путем дробления пленочных материалов на короткие продольные части (волокна).

Элементарные нити среди исходных натуральных материалов представлены только шелковинами, а среди исходных химических - многими видами, отличающимися друг от друга по своему химическому составу и другим особенностям. При этом,


будучи очень тонкими, они всегда входят пучком из нескольких единиц или десятков в комплексные нити, так как формируются не поодиночке, а комплексом. В дальнейшем перерабатываются именно комплексные нити.

Мононити представляют собой несколько более толстые элементарные нити, которые используют поодиночке для изготовления рыболовных лесок, производства тонких чулок и др.

Из узких полосок путем скручивания также образуют своеобразные комплексные нити, используемые преимущественно как бечевки для упаковочных целей.

Во 11 группу классификации входят нити всех видов: первичные - пряжа, комплексные и разрезные нити, и вторичные - крученые, фасонные, текстурированные и другие нити, получаемые дальнейшей обработкой первичных.

Пряжа является основным видом первичных нитей. Она изготовляется из волокон почти всех видов, а также их смесей. Волокна в пряже располагаются по ее длине в более или менее распрямленном виде и соединяются в основном скручиванием, а иногда склеиванием.

Комплексные нити являются вторым по своему значению видом первичных нитей. Кроме нитей из натурального шелка, все они относятся к химическим. В подавляющем большинстве случаев все составляющие их элементарные нити получают из одного и того же полимера. Чтобы удерживать элементарные нити в комплексной вместе, при выработке последней ей сообщают крутку или перепутывают составляющие ее элементарные нити между собой воздушной струей (нневмокомпактирование).

Разрезные нити получают путем скручивания узких полосок.

Непосредственно из первичных нитей простого и сложного строения (фасонных, текстурированных и др.) вырабатывают многие виды изделий, однако в ряде случаев для увеличения разнообразия изделий первичные нити сначала перерабатывают во вторичные. Для этого одинаковые или разнородные комплексные нити или пряжу продольно складывают в несколько концов (отращивают) и скручивают вместе, получая крученые нити. Видоизменяя их структуру последовательным кручением в разных направлениях, получают крученые текстурированные нити, а сообщая специальную крутку, добиваются получения на них петелек, утолщений и других эффектов (фасонные нити) и т.д.

Большая часть нитей непосредственно к потребителю не поступает. Они предварительно перерабатываются в различные изделия.


III группа общей классификации охватывает разнообразные изделия. Основная их часть делается из изготовленных из нитей полотен. К таким изделиям относятся ткани, трикотаж, нетканые и вязано-тканые материалы.

Ткани представляют собой гибкие прочные изделия относительно малой толщины, сравнительно большой ширины и различной длины. Они обычно образованы двумя взаимно-перпендикулярными системами нитей (продольные - основные и поперечные - уточные), соединенными переплетением за счет поочередного перекрытия друг друга.

Трикотаж - гибкие прочные изделия малой толщины и разнообразной формы, получаемые из одной или многих параллельных нитей путем образования петель и их взаимного переплетения.

В последнее время появились изделия, называемые вязано- тканые. В них уток включает небольшие участки, формируемые из трикотажных петель.

Нетканые материалы, как и ткани, вырабатываются в виде полотен, получаемых из нитей. В отличие от тканей, в них две системы нитей, лежащие под углом друг к другу, не переплетаются, а провязываются дополнительной нитью. Этот способ получения нетканых полотен не является единственным. Многие из них вырабатываются непосредственно из волокон.

К текстильным изделиям, изготовляемым из нитей, относятся галантерейные, сетеснастные, трикотажные, крученые.-"

Галантерейные изделия включают в себя ленты, кружева, тюли, плетеные изделия (тесьму и шнуры).

Сетеснастные изделия представлены рыболовными сетями. Это тонкие, редкие, прочные и гибкие изделия, получаемые из нитей двух систем, образующих при перекрещивании ромбовидные ячейки, для сохранения размеров которых нити связывают узлами или проводят одни через другие.

К трикотажным относятся целыновязаные изделия: чулочно-носочные, перчаточные, шарфы, платки.

Кручеными называются нитеподобные изделия, отличающиеся от крученых нитей прежде всего тем, что они непосредственно или после небольшой дополнительной обработки идут к потребителю, тогда как крученые нити перерабатываются в различные изделия. Кроме того, крученые изделия во многих случаях значительно толще крученых нитей. К ним относятся различные виды канатов, веревок, кордные нити, используемые в шинном производстве, швейные и другие нитки и т.д. *

Часть изделий вырабатывается непосредственно из волокон. К таким изделиям относятся нетканые полотна, валяльно-вой-лочные, рыхловолкнистые.


Нетканые полотна получают из холста, состоящего из па-раллелизированных волокон, скрепленных между собой различными способами - механическими (провязыванием и др.) или химическими (проклеивавшем, сваркой и др.).

Валялъно-войлочные изделия представляют собой гибкие, прочные, различной формы и размеров полотна, получаемые путем перепутывания, сцепления и уплотнения слоев волокон, в основном шерстяных (иногда в смеси с другими). Такими изделиями являются войлоки, шляпные изделия и др.

Рыхловолокнистые изделия (вата и ватные изделия различных видов) представляют собой рыхлую массу волокон с несколько упорядоченным расположением (некоторой паралле-лизацией), в той или иной мере очищенную от посторонних примесей.

Существуют также комбинированные изделия, которые вырабатываются из материалов разных видов путем их дублирования. Например, некоторые виды нетканых материалов получают путем накладывания холста из волокон на ткань и их последующего скрепления; ковры - провязыванием жгутиками полотен; рыхловолокнистые изделия иногда комбинируют с тканями, бумагой и другими материалами путем их наклеивания на последние (так называемые ватилины). Наконец, для пальтовых и других готовых изделий тканые, трикотажные, нетканые полотна порой склеивают с пористыми пленками, утепляющими эти изделия.

При проектировании и изготовлении швейного изделия важно правильно подобрать материалы.

Чаще всего для изготовления одежды используются текстильные материалы - нитки и ткань (текстиль). Их производство - сложный процесс, состоящий из трех этапов: прядения, ткачества и отделки (рис. 9).

Рис. 9. Схема процесса производства ткани

Прядение - это процесс получения длинной нити (пряжи) из отдельных коротких волокон путем их скручивания. Волокна поступают на прядильные фабрики в виде спрессованных кип. На специальных машинах они проходят несколько стадий обработки: 1) после разрыхления, равномерного перемешивания волокон и удаления из них сорных примесей получают холст; 2) холст прочесывают и вытягивают волокнистую массу в ленту; 3) волокнистую массу еще больше вытягивают, скручивают и наматывают готовую пряжу (нити) на шпули.

Основная профессия прядильного производства - прядильщик. Он может обслуживать одновременно большое количество веретен. В процессе работы прядильщик ловко и быстро ликвидирует обрыв пряжи, меняет катушки и бобины, ухаживает за оборудованием.

Ткачество - процесс получения ткани из пряжи. Готовая пряжа поступает в цех, где на ткацких станках из нее вырабатывают ткань (рис. 10).

Рис. 10. Процесс изготовления ткани на ткацком станке: 1 - навой; 2 - нити основы; 3 - челнок; 4 - нити утка; 5 - кромка; 6 - товарный валик

Вдоль ткацкого станка натянуты прочные и гладкие долевые нити (основа). На челнок намотаны менее прочные и пушистые поперечные нити (уток). Нити утка переплетают нити основы в поперечном направлении.

При работе ткацкого станка нити основы раздвигаются с помощью специального приспособления. Между ними образуется отверстие, через которое ткацкий челнок прокладывает нить утка. Когда челнок возвращается назад, нить не обрывается. По краям готовой ткани образуется кромка.

Переплетаясь между собой, нити основы и утка образуют ткацкий рисунок. Самые распространенные ткацкие переплетения - полотняное, саржевое, сатиновое и атласное (рис. 11).

Внимательно рассматривая схемы ткацких переплетений, можно найти рисунок, который повторяется во всех направлениях. Повторяющийся рисунок переплетения называется раппортом (см. рис. 11).

Рис. 11. Ткацкие переплетения: а - полотняное; б - саржевое; в - сатиновое; г - атласное. Выделенные участки - раппорт

Ткацкий рисунок разных тканей имеет свои особенности. При саржевом переплетении каждое очередное прокладывание уточной нити сдвигается на одну нить в сторону. Это создает на ткани видимость косых полос, более заметных на лицевой стороне. Ткани саржевого переплетения скользкие на ощупь.

Ткацкий рисунок сатинового и атласного переплетения сдвигается в каждом ряду на две нити. Лицевая сторона этих тканей гладкая, блестящая и резко отличается от изнаночной.

Раскрой и пошив этих тканей затрудняется их большим скольжением, приводящим к перекосам и сильной осыпаемости.

Основная профессия ткацкого производства - ткач. Он обслуживает одновременно от 48 до 64 автоматических ткацких станков. При остановке станка ткач ликвидирует обрыв нитей, следит за качеством ткани.

Отделка ткани - придание ткани определенного внешнего вида и свойств.

Ткань, снятая с ткацкого станка, называется суровой. Она некрасивая, жесткая, плохо впитывает воду. В дальнейшем она проходит ряд отделочных процессов. Вот только некоторые из них.

Отбеливание - придание ткани белизны. Ткань, прошедшая отбеливание, называется отбеленной.

Крашение - окрашивание ткани в какой-либо цвет с помощью красящих веществ. Ткань, подвергшаяся процессу крашения, называется гладкокрашеной.

Печатание - нанесение рисунка на отбеленную или гладкокрашеную ткань. Такая ткань называется набивной.

Определение направления долевой нити

При раскрое швейного изделия, чтобы избежать искажения формы его деталей и перекоса, необходимо определить и учесть направление долевой нити в ткани. Вот основные признаки определения долевой нити в ткани (рис. 12):

Рис. 12. Определение долевой нити: а - по кромке; б - по растяжению; в - по виду и прочности

  1. Долевая нить всегда идет вдоль кромки ткани.
  2. При растяжении ткани долевые нити растягиваются меньше, чем поперечные.
  3. Долевые нити гладкие, тонкие и прочные, поперечные - более толстые, пушистые и менее прочные.

Определение лицевой стороны ткани

Ткань имеет лицевую и изнаночную стороны. Для изготовления одежды необходимо научиться различать их. Вот основные признаки, по которым можно отличить лицевую сторону ткани от изнаночной.

  1. В набивных тканях печатный рисунок на лицевой стороне более яркий.
  2. С лицевой стороны меньше дефектов ткани - узелков, петелек, так как они специально выводятся на изнаночную сторону.
  3. У тканей саржевого переплетения с лицевой стороны диагональный рубчик идет из левого нижнего угла в правый верхний.
  4. Ткани сатинового и атласного переплетения имеют гладкую, блестящую лицевую сторону и матовую - изнаночную.

Практическая работа № 6
Определение направления долевой нити в ткани

Вам потребуются: два квадратных образца ткани (с кромкой и без кромки), толстая игла, лупа, мел и карандаш.

Порядок выполнения работы

  1. На образце с кромкой нарисуйте мелом (карандашом) стрелку, указывающую направление долевой нити.
  2. Растяните тот же образец сначала вдоль, а затем поперек. Определите, в каком случае ткань растягивалась меньше, и нарисуйте мелом стрелку, указывающую это направление (стрелки должны совпадать). Сделайте вывод.
  3. Растяните другой образец сначала вдоль, а затем поперек. Определите, в каком направлении ткань растягивалась меньше, и нарисуйте мелом стрелку, указывающую это направление.
  4. Из второго образца с помощью иглы выдерните нити: идущую вдоль стрелки (нить 1) и поперек стрелки (нить 2). Рассмотрите эти нити в лупу. По их внешнему виду определите, какая из них более тонкая и гладкая (другая - более толстая и пушистая). Разорвите нить 1 и нить 2. Какая из них более прочная? Сделайте вывод.

Практическая работа № 7
Определение лицевой и изнаночной стороны ткани

Вам потребуются: образцы отбеленных, гладкокрашеных и набивных тканей, лупа.

Порядок выполнения работы

  1. Выберите образец набивной ткани. Рассмотрите его. С какой стороны рисунок ярче? Определите лицевую сторону.
  2. Выберите из образцов отбеленные и гладкокрашеные ткани. Внимательно рассмотрите и сравните количество узелков и ворсинок с каждой стороны тканей. Найдите их лицевую сторону.
  3. Выберите из образцов ткань, имеющую блестящую сторону. Найдите ее лицевую сторону.
  4. Приклейте образцы в рабочую тетрадь, используя приведенную ниже схему.

Новые понятия

Челнок, основа, уток, кромка; ткацкий рисунок; прядильщик, ткач; полотняное, саржевое, сатиновое, атласное переплетение; отбеливание, крашение, печатание.

Контрольные вопросы

  1. Чем отличается прядение от ткачества?
  2. Как определить лицевую сторону ткани?
  3. Почему важно уметь определять направление долевой нити в ткани?
  4. В чем отличие набивного рисунка от ткацкого?

На первом месте по величине спроса на продукцию всегда стоял и будет стоять продовольственный рынок. В этом нет ничего удивительного, ведь именно здесь продаются и покупаются товары, входящие в категорию жизненно важных для каждого человека.

Следом за ним идет текстильная промышленность. Как это ни удивительно, но в данном сегменте высокий спрос на продукцию соседствует с недостаточностью предложения со стороны отечественных производителей. Доля товаров, произведенных фабриками и заводами нашей страны, составляет лишь пятую часть всего рынка.

Остальную занимают импортные товары, ввозимые как на легальной основе, так и контрафактом. Безусловно, такое положение дел самым негативным образом влияет как на самих российских производителей, так и на экономику страны в целом. Имеет место и другая проблема - производство текстиля на отечественных предприятиях нередко замораживается на длительные сроки в связи с высокой стоимостью сырья, перебоями в поставках и необходимостью проведения модернизации оснащения.

Государственное участие в развитии отрасли

Ситуация должна в корне поменяться, и правительство уже начинает предпринимать шаги для ее улучшения. В частности, принята стратегия, направленная на развитие легкой промышленности в нашей стране вплоть до 2020 года.

В свою очередь, государство серьезно взялось за проблему отечественного производства: поддержка предприятиям оказывается как в области финансирования и субсидирования закупок сырья, так и в вопросе технической модернизации производства. Это позволяет думать, что изменения неминуемы, а небольшие улучшения уже можно наблюдать сегодня, в 2014 году.

Текстильная промышленность в России: текущее состояние

На сегодняшний день ситуация такова, что доля импортной продукции на рынке текстиля в России все еще преобладает. Однако по сравнению с прошлым десятилетием заметны существенные изменения в сторону ее уменьшения. Последние 10-12 лет российская легкая промышленность росла рекордными темпами, и на данный момент отечественные текстильные производства оцениваются примерно в 70-85 млрд. рублей.

В отрасли занято около 700 крупных и до 5 тысяч средних и мелких предприятий, совокупный объем производства которых составляет порядка 200 млрд. рублей. При этом данный сегмент все еще остается недооцененным российскими инвесторами, а значит, самое время войти в рынок.

Среднее текстильное предприятие стоит сейчас на 20-30% дешевле продовольственного при том же уровне прибыльности. Те предприниматели и инвесторы, которые сегодня обратят внимание на это направление бизнеса, через несколько лет смогут пожинать хороший "урожай" при правильном подходе к делу. О том, как грамотно организовать производство текстиля в нашей стране, мы поговорим далее.

Основные вопросы по организации текстильного производства

Безусловно, говорить о том, что сегодня это самый прибыльный бизнес в России, пока еще рано. Однако нет сомнения в том, что отдача от такого производства может быть достаточно высокой, причем в долгосрочной перспективе. Это направление подходит для стратегических инвесторов и предпринимателей, смотрящих в будущее.

Поэтому сегодня важно подойти к вопросу организации текстильного производства с совершенно новой позиции, делая ставку на инновации и актуальность. Какие моменты нужно учесть, создавая собственное предприятие с нуля? Ключевыми факторами являются:

  1. Организация дизайнерского отдела. В современном мире без работы этих специалистов не обойтись. Одним из главных условий высокого спроса на продукцию вашего предприятия будет именно актуальность и оригинальность дизайна тканей. Причем разработка новых коллекций текстиля должна осуществляться регулярно, а не разово. Поэтому при заводе/фабрике должен обязательно быть собственный отдел с группой дизайнеров, работающих совместно и под руководством ее владельца.
  2. Организация непосредственно производства. Этот вопрос требует не меньшего внимания. То, где и кем будут изготавливаться ткани, зависит от наличия достаточных инвестиций. Так, некоторые предприниматели создают собственный производственный цех с нуля, другие размещают заказы по готовым дизайнам между надомными работниками. Кроме того, многие производители тканей в России размещают свои производства на китайских фабриках (из-за наличия дешевой рабочей силы и неплохого технического оснащения).
  3. Для организации собственного текстильного производства необходимо получить соответствующий сертификат на свою продукцию, продумать и спланировать технологию изготовления тканей, приобрести современное оборудование и нанять персонал (начиная от закройщиков и швей-мотористок и заканчивая бухгалтером).
  4. Для реализации продукции потребуется продумать и ее транспортировку. Если предприятие крупное, то понадобится свой автопарк. Небольшие заводы/цехи по изготовлению текстиля пользуются услугами сторонних компаний.
  5. Как и любая коммерческая деятельность, текстильный бизнес требует рекламы. Должно быть несколько эффективных каналов: свой сайт в Интернете, рекламные блоки в специализированных журналах, собственные буклеты с образцами тканей. Неплохим (и даже обязательным) дополнением станет участие в выставках, организуемых для представителей этого сегмента рынка. Это позволит завести полезные знакомства в своей сфере, расширить дилерские и розничные сети для более эффективной реализации продукции.

Все эти пункты являются важными и, более того, обязательными этапами построения действительно успешного производства текстиля в современной России. Пренебрегать нельзя ни одним из них, если вы действительно хотите организовать высокорентабельный бизнес, способный не просто выжить, но и эффективно функционировать в течение длительного времени.

Технология текстильного производства и виды тканей

Выше мы рассмотрели основные вопросы, которые являются важными для каждого предпринимателя, решившего заниматься текстильным бизнесом в России. Теперь остановимся несколько подробнее на собственно изготовлении тканей. Этот процесс включает в себя выбор ассортимента, саму технологию производства и необходимое оборудование для ее реализации.

Виды тканей и их особенности

Весь существующий текстиль подразделяется на крупные и более мелкие виды. В целом можно разделить ткани на натуральные и химические. Первые могут иметь растительное происхождение - хлопок, лен, джут и др., и животное - шелк, шерсть и пр. Вторые подразделяются на синтетические, искусственные и минеральные.

Натуральные ткани растительного происхождения

Хлопчатобумажные ткани изготавливаются из смеси хлопка с другими волокнами. Эта категория очень распространена и имеет наивысший спрос в сегменте натуральных материалов. Они различаются в зависимости от плотности и вида. Это всем известная джинсовая ткань, бязь, ситец, сукно, батист и другие. Льняное волокно менее эластичное, чем хлопковое. Ткани из него имеют шероховатую поверхность и более жесткую структуру, а производство их обходится дороже.

Текстиль животного происхождения

Основой изготовления шелка является тутовый шелкопряд. Этот вид текстиля отличается эластичностью и прочностью, а потому очень востребован в производстве. Он используется для получения таких материалов, как бархат, атлас и др. Российские производители для изготовления шерстяных тканей берут, как правило, овечью шерсть. Она хорошо сохраняет тепло, не впитывает запахи и влагу, плохо мнется.

Химические ткани

Искусственные волокна также широко используются в современной текстильной промышленности. Вискозные и ацетатные ткани легкие и гладкие, имеют привлекательный внешний вид и хорошие гигиенические свойства. Полиамидные материалы - прочные, износоустойчивые, однако впитывают жир и отталкивают влагу, а потому являются негигиеничными. Широким спросом пользуется полиэстер, так как применяется для производства одежды.

Технология производства текстиля

Ключевым моментом, определяющим все производство текстиля и организацию отдельных его процессов, является сам этап изготовления тканей. Он состоит из нескольких основных шагов, которые мы сейчас рассмотрим:

  1. Подготовка. Получение пряжи из волокон путем их обработки - разрыхления, трепания, расчесывания.
  2. Прядение сурового волокна. Из разрозненных хлопковых волокон получается текстильная нить.
  3. Непосредственное производство ткани на ткацких станках.
  4. Заключительная процедура отделки. В результате этого этапа ткань приобретает такие свойства, как прочность, мягкость, гладкость, непромокаемость и прочие.

Это общее описание, и каждый из вышеуказанных этапов имеет свои нюансы.

Необходимое оборудование

При этом в процессе изготовления ткани на всех шагах участвует большое количество разнообразного оборудования. Из обязательного для организации полноценного производственного процесса можно выделить:

  • ровничная машина;
  • ткацкий станок;
  • уточно-мотальный автомат;
  • мотальные машины и автоматы;
  • сновальная машина;
  • шлихтовальные машины;
  • клееварки;
  • проборные станки;
  • узловязальные машины.

Как видите, список оборудования внушителен. Потому полноценно функционирующее производство текстиля требует большого по площади помещения, нескольких складов (для сырья и готовой продукции), а также достаточного для его обслуживания количества сотрудников и организации эффективного управления.

Заключение

На сегодняшний день рынок текстиля развивается достаточно хорошими темпами - не менее 25% в год. Эта ниша все еще нуждается в грамотных предпринимателях и больших инвестициях для организации современного оснащения и такого же подхода к реализации производства.

Изготовление текстиля - весьма доходный бизнес в России и будет таковым еще на протяжении ближайших 7-10 лет, а возможно, и дольше. Если вы не определились с сегментом приложения капитала и организации бизнеса, то сейчас самое время выходить на текстильный рынок.