Построенную электростанцию. Типы электростанций

Наверное, вы ужеопределились с видом электростанции или энергоустановки и приняли решение о еестроительстве. Построить электростанцию – не проблема. Но вот как ее оформить…Здесь возникают вопросы: какой статус имеет электростанция и энергоустановка,какими нормами законодательства регулируются вопросы строительства электростанций малой мощности, нужныли разрешения и какие и так далее. Ответы на данные вопросы нужно найтизаранее, чтобы впоследствии контролирующие органы не заставили вас разобратьпостроенную электростанцию как незаконно построенную. А ведь это будет дороже,чем изначально оформить все документы на строительство согласно требованиямзакона.

В данной статье мнехотелось бы ответить на вопрос, что такое электростанция малой мощности(энергоустановка), каков ее статус в понимании российского законодательства.

В последующемматериале я расскажу об аналогичных требованиях украинского законодательства.

Электростанция: объект капитальногостроительства или нет?

Вы располагаетеследующими возможностями:

1) Построитьсобственную электростанцию у себя на земельном участке для энергоснабжениясвоего дома либо фермерского хозяйства;

2) Установить энергоустановку прямо на крыше своего дома.

3) Построить электростанцию из несколькихэнергоустановок для энергоснабжения своего промышленного предприятия либоцелого жилого района.

Дело в том, чтозаконодательные требования к строительству таких энергетических объектов будутзависеть от того, является ли каждая конкретная электростанция илиэнергоустановка объектом капитального строительства или нет.

Ответим на этотвопрос.

Из положений Федерального закона «Обэлектроэнергетике» (ст. 42) косвенновытекает, что объекты электроэнергетики могут быть как объектами капитальногостроительства, так и не являться ими.

Что такое объекткапитального строительства? Мы найдем ответ в Градостроительном кодексе РФ (ст.1).

Объект капитальногостроительства - здание, строение, сооружение, объекты, строительствокоторых не завершено, за исключением временных построек, киосков, навесов идругих подобных построек.

Но что понимаетсяпод «зданиями, сооружениями». Ответнайдем в Гражданском кодексе РФ (ст. 130). К недвижимым вещам (недвижимоеимущество, недвижимость) относятся земельные участки, участки недр и все, чтопрочно связано с землей, то есть объекты, перемещение которых без несоразмерногоущерба их назначению невозможно, в том числе здания, сооружения, объектынезавершенного строительства.

Таким образом, здания, сооружения – это объекты, которыепрочно связаны с землей и их перемещение без ущерба для их назначенияневозможно. Но к таким объектам относятся не только здания и сооружения, а и вцелом все объекты, которые отвечают указанному критерию. Такие объектыодновременно являются объектами капитального строительства и недвижимостью.

По этому поводутакже существует разъяснение Департамента недвижимого имуществаМинэкономразвития РФ (Письмо Минэкономразвития РФ от 08.04.2013 № ОГ-Д23-1905).

Департаментссылается на часть 2 статьи 2 Федерального закона от 30 декабря 2009 г. № 384 ? ФЗ «Техническийрегламент о безопасности зданий и сооружений»:

здание – результат строительства, представляющий собойобъемную строительную систему, имеющую надземную и (или) подземную части,включающую в себя помещения, сети инженерно-технического обеспечения и системыинженерно-технического обеспечения и предназначенную для проживания и (или)деятельности людей, размещения производства, хранения продукции или содержанияживотных;

сооружение – результат строительства, представляющийсобой объемную, плоскостную или линейную строительную систему, имеющуюназемную, надземную и (или) подземную части, состоящую из несущих, а вотдельных случаях и ограждающих строительных конструкций и предназначенную длявыполнения производственных процессов различного вида, хранения продукции,временного пребывания людей, перемещения людей и грузов.

«Таким образом, помнению Департамента недвижимости, установление характеристик объекта,позволяющих отнести объект к объекту недвижимости, осуществляет кадастровыйинженер при проведении кадастровых работ, исходя из имеющихся документов (в томчисле разрешения на строительство, разрешения на ввод объекта в эксплуатацию),фактической связи с землей (в частности, наличие фундамента) и руководствуясьположениями федеральных законов».

Для определениястатуса объекта также можно ориентироваться на характеристики объектов,закрепленные в региональном законодательстве.

Так, для Москвы действуетспециальное Постановление Правительства Москвы № 1139-ПП от 2008-12-16 «Об утверждении Положения о размещении иустановке на территории города Москвы объектов, не являющихся объектамикапитального строительства».

В этом документеприведен перечень характеристик объектов некапитального строительства:

К объектам, неявляющимся объектами капитального строительства, относятся сооружения,конструкции, площадки независимо от их функционального назначения (далее -некапитальные объекты).

Общим критериемотнесения объектов к некапитальным объектам (движимому имуществу) согласнонормам гражданского законодательства является возможность свободногоперемещения указанных объектов без нанесения несоразмерного ущерба ихназначению, включая возможность их демонтажа (сноса) с разборкой насоставляющие сборно-разборные перемещаемые конструктивные элементы.

К некапитальным объектам относятся:

1). Объектыобслуживания - постройки, сооружения и площадки придорожной сервисно-транспортнойинфраструктуры: автопарковки (в том числе сборно-разборные механизированные),кабинные уличные туалеты, телефонные кабины, автоматические устройства дляприема платежей физических лиц (платежные терминалы) и т.п.

2) Объектырекреационно-развлекательного назначения: аттракционы, шапито, специальнымобразом благоустроенные площадки и т.п

3) Объектыпроизводственного, технического назначения, сервисно-коммунальнойинфраструктуры: ангары, производственные сооружения из быстровозводимых иразбираемых конструкций, пункты приема вторичных материальных ресурсов,строительные городки, бытовки, временные склады строительных и инертныхматериалов, укрытия, тенты и навесы для открытых автостоянок, быстровозводимыегаражи-стоянки модульного типа, в том числе расположенные в подмостовыхпространствах.

4) Площадки для выгула собак, а также объекты коммунальнойинфраструктуры и т.п.

5) Объекты исооружения из быстровозводимых конструкций в виде накрытия пешеходных тоннелейи лестничных сходов, элементы организации придомовой территории при устройствевходных групп: пандусы, подъемные механизмы и иные устройства, монтируемые сцелью обеспечения безбарьерной среды жизнедеятельности для инвалидов и другихмаломобильных групп населения.

Исходя их этого, главный критерий, на основании которого нужно определятьявляется ли генерирующий объект объектом капитального строительства – это 1)связь с землей; 2) невозможность перемещения без ущерба для назначения объекта.Плюс к этому, для определения статуса объекта необходимо учитывать признакисооружения, приведенные выше, а также идти от противного – ориентироваться наперечень объектов некапитального строительства. Ведь то, что в этот перечень невходит соответственно – объекты капитального строительства.

В целом, еслиобъективно оценить и учесть вышеперечисленные признаки и критерии:

1) собственнаяэлектростанция, построенная отдельно на земельном участке с цельюэнергоснабжения дома или фермерского хозяйства, как правило, будет являтьсяобъектом капитального строительства. Ведь обычно это отдельное сооружение,имеющее фундамент и связанное с землей, плюс к этому подключенное к инженернымкоммуникациям (если в качестве топлива используется, к примеру, газ).

2) энергоустановкана крыше дома, конечно, не будет являться объектом капитального строительства.

3) электростанциядля снабжения промышленного предприятия или жилого района, как правило, - это объект капитального строительства, таккак подпадает по вышеприведенныекритерии.

Однако является ликонкретная энергоустановка или электростанция объектом капитального строительства или нет – необходимо выяснитьдополнительно в каждом конкретном случае. Потому что все будет зависеть, впервую очередь, от технических решений. Возможно, прогресс науки и техникидойдет до того, что электростанцию можнобудет построить и без устойчивой связи с землей. А тогда она не будет считатьсяобъектом капитального строительства. А соответственно тогда автоматическиисчезает ряд юридических формальностей.

А кто и как будетвыяснять, является ли энергообъект объектом капитального строительства или нет?

Дело в том, чтоздесь законодательство не совершенно. Нет механизма и государственных органов,которые бы предварительно провели экспертизу объекта, чтобы определить егостатус. Это определяет на свое усмотрение собственник или законный владелецобъекта строительства (в том числе электростанции / энергоустановки). Этобольшой минус законодательства.

Как указано выше вПисьме Департамента недвижимости Минэкономразвития, установление характеристик,позволяющих отнести объект к объекту недвижимости (а равно – капитальногостроительства) проводит кадастровый инженер при проведении кадастровых работ наоснове имеющихся документов, фактической связи с землей и положенийзаконодательства.

Законом о кадастрене предусмотрено предварительное уведомление заявителя о возможном принятиирешения о приостановлении либо об отказе в осуществлении кадастрового учета попричинам того, что объект не является объектов недвижимости (а равно –капитального строительства).

Таким образом, согласно нормам закона официально узнать, является лиэлектростанция объектов капитального строительства или нет можно только ПОСЛЕее строительства при осуществлении ееучета как объекта недвижимости. Предварительно получить официально заключениегосударственного органа невозможно.

Поэтому, все, что остается на этапе планирования строительстваэлектростанции – это самостоятельно (либо с привлечением организаций,занимающихся подготовкой проектной документации), учитывая вышеуказанные критерии и характеристики,определить статус объекта. Ведь от этого будет зависеть, какие юридическиепроцедуры необходимо вам пройти до строительства электростанции.

Поскольку вбольшинстве случаев электростанции являются объектами капитального строительства, в следующей статье мы рассмотрим законодательные требования к строительствутаких электростанций малой мощности.

Делаем ветроэлектростанцию своими руками у себя в частном доме. Ознакомимся с уже существующими промышленными аналогами на рынке и с работами народных умельцев.

Человечество на протяжении всего своего развития не перестает искать дешевые возобновляемые источники энергии, которые могли бы решить многие проблемы энергообеспечения. Одним из таких источников является энергия ветра, для преобразования которой в электрическую энергию, разработаны ветровые энергетические установки (ВЭУ), или, как их чаще называют, ветряные электростанции.

Любому человеку, особенно имеющему частный или загородный дом, хотелось бы иметь свой ветрогенератор, обеспечивающий жилье недорогой электрической энергией. Препятствием этому служит высокая стоимость промышленных образцов ВЭУ и, соответственно, слишком большой срок окупаемости для отдельно взятого владельца жилья, делающий его приобретение невыгодным. Одним из выходов может служить изготовление ветряной электростанции своими руками, позволяющее не только снизить общие затраты на ее приобретение, но и распределить эти затраты на некоторый срок, так как работа осуществляется в течение довольно длительного времени.

Для того чтобы сделать ветряную электростанцию, необходимо определить, позволяют ли погодные условия использовать ветровую энергию в качестве постоянного источника энергии. Ведь, если ветер для вашей местности редкость, вряд ли стоит начинать строительство самодельной ветряной электростанции. Если же с ветром все обстоит благополучно, желательно узнать общие климатические характеристики и, в частности, скорость ветра, с распределением ее по времени. Знание скорости ветра позволит правильно выбрать и сделать своими руками конструкцию ветряной электростанции.

Виды

Ветроэлектростанция своими руками классифицируется по расположению оси вращения и бывают:

  • с горизонтальным расположением;
  • с вертикальным расположением.

Установки с горизонтальным расположением оси называются установками пропеллерного типа и имеют самое широкое распространение в связи с высоким коэффициентом полезного действия. Недостатком этих установок является их более сложная конструкция, затрудняющая самодельные варианты изготовления, необходимость применения механизма следования направлению ветра и большая зависимость работы от скорости ветра — как правило, при малых скоростях эти установки не работают.

Более просты, неприхотливы и мало зависимы от скорости и направления ветра установки с вертикальным расположением рабочего вала — ортогональные с ротором Дарье и карусельные с ротором Савониуса. Недостатком их является весьма малый КПД, составляющий порядка 15%.

Недостатком обеих типов самодельной ветряной электростанции является низкое качество вырабатываемой электроэнергии, требующее дорогостоящих вариантов компенсации этого качества — стабилизирующих устройств, аккумуляторов, электрических преобразователей. В чистом виде электроэнергия пригодна только для использования в активной бытовой нагрузке — лампах накаливания и простых нагревательных устройствах. Для питания бытовой техники электроэнергия такого качества не пригодна.

Конструктивные элементы

Конструктивно, независимо от расположения оси, самодельная полноценная ветряная электростанция должна состоять из следующих элементов:

  • ветряной двигатель;
  • устройство для ориентирования ветряного двигателя по направлению ветра;
  • редуктор или мультипликатор для передачи вращения от ветряного двигателя к генератору;
  • генератор постоянного тока;
  • зарядное устройство;
  • аккумуляторная батарея для накопления электроэнергии;
  • инвертор для преобразования постоянного тока в переменный.

Особенности выбора источника тока

Одним из сложных элементов ветряной электростанции является генератор. Наиболее подходящим для изготовления своими руками является электродвигатель постоянного тока с рабочим напряжением 60-100 вольт. Этот вариант не требует переделки и способен работать с аппаратурой для зарядки автомобильной батареи.

Применение автомобильного источника напряжения затруднено тем, что его номинальная частота вращения составляет порядка 1800-2500 об/мин, а такую частоту вращения при прямом соединении не сможет обеспечить ни одна конструкция ветряного двигателя. В этом случае в составе установки необходимо предусмотреть редуктор или мультипликатор подходящей конструкции для увеличения частоты вращения в необходимых размерах. Скорее всего, этот параметр придется подбирать экспериментальным путем.

Возможным вариантом может стать реконструированный асинхронный двигатель с использованием неодимовых магнитов, но этот способ требует сложных расчетов и токарных работ, что зачастую не приемлет самодельная работа. Имеется вариант с межфазным подключением к обмоткам электродвигателя конденсаторов, емкость которых рассчитывается в зависимости от его мощности.

Изготовление

Учитывая то, что эффективность электростанции с горизонтальной осью имеет лучшие показатели эффективности, а бесперебойность подачи электроэнергии предполагается обеспечивать с помощью накопления энергии в аккумуляторной батарее, предпочтительнее для изготовления своими руками является именно такой вид ВЭУ, который мы и рассмотрим в рамках данной статьи.

Для того что бы сделать такую электростанцию своими руками понадобится следующий инструмент:

  • сварочный аппарат электродуговой сварки;
  • набор гаечных ключей;
  • набор сверл по металлу;
  • электродрель;
  • ножовка по металлу или УШМ с отрезным диском;
  • болты диаметром 6 мм с гайками для крепления лопастей к шкиву и алюминиевого листа к квадратной трубе.

Для изготовления ветряной электростанции своими руками потребуются следующие материалы:

  • пластиковая труба 150 мм длиной 600 мм;
  • лист алюминия размером 300х300 мм и толщиной 2,0 — 2,5 мм;
  • металлическая квадратная труба 80х40 мм и длиной 1,0 м;
  • труба диаметром 25 мм и длиной 300 мм;
  • труба диаметром 32 мм и длиной 4000-6000 мм;
  • медный провод длиной, достаточной для соединения электродвигателя, находящегося на мачте длиной 6 м, и нагрузки, которую будет питать этот источник тока;
  • электродвигатель постоянного тока 500 об/мин;
  • шкив для двигателя диаметром 120-150 мм;
  • аккумуляторная батарея 12 вольт;
  • автомобильное зарядное реле аккумулятора;
  • инвертор 12/220 вольт.

Процесс изготовления своими руками производится в следующем порядке:

Далее, в процессе работы установки, возможно, придется сделать другими размеры и конфигурацию лопастей, передаточное отношение между ветряным двигателем и генератором — каждый ветрогенератор, изготовленный своими руками, индивидуален в силу использования различных компонентов и условий ветрообразования. Первоначально ветряную электростанцию рекомендуют изготавливать небольшой мощности, на которой можно отработать полученную информацию не вкладывая большое количество средств.



Сила водного потока – это возобновляемый природный ресурс, позволяющий получать практически бесплатное электричество. Подаренная природой энергия предоставит возможность сэкономить на коммунальных услугах и решить проблему с подзарядкой техники.

Если рядом с вашим домом протекает ручей или река, ими стоит воспользоваться. Они смогут обеспечить электроэнергией участок и дом. А уж если построена гидроэлектростанция своими руками, экономический эффект возрастает в разы.

В представленной статье детально описаны технологии изготовления частных гидротехнических сооружений. Мы рассказали о том, что потребуется для устройства системы и подключения ее к потребителям. У нас вы узнаете о всех вариантах миниатюрных поставщиков энергии, собранных из подручных материалов.

Гидроэлектростанции – это сооружения, способные преобразовать энергию движения воды в электричество. пока активно эксплуатируются только на Западе. На территории нашей страны эта перспективная отрасль лишь делает первые робкие шаги.

Галерея изображений

В условиях постоянного роста стоимости электроэнергии многие крупные потребители часто задумывались: а могу ли я в вопросах энергоснабжения не зависеть от поставщиков электроэнергии и самостоятельно для своих нужд производить электроэнергию и не думать о конъюнктуре рынка и стоимости электроэнергии, и таким образом снизить расход электроэнергии и затраты на электроэнергию, т.е. иметь в наличии собственную генерацию на предприятии. При этом цена на электроэнергию собственной генерации на предприятии должна быть значительно ниже той, по которой мне отпускает ее поставщик.

Да, это возможно. Ответ - построить электростанцию , т.е. наладить производство электроэнергии на свои нужды. Но как и для любого проекта для того, чтобы построить электростанцию необходимо заранее взвесить все плюсы и минусы, оценить себестоимость проекта "собственная генерация на предприятии" (которая, разумеется, будет разной для различных типов потребителей), а также предполагаемый срок окупаемости затрат на постройку собственной генерации. Стоит отметить, что потребитель может быть как и очень крупным заводом (следовательно в этом случае потребуется много мощности и поэтому проект будет с высокой стоимостью и достаточно долгим сроком окупаемости), так потребитель может быть и средним (например, крупные торговые комплексы) с меньшей потребностью в электрической мощности. Для таких потребителей реализации этих проектов дешевле, а срок окупаемости гораздо короче.

Для примера, стоимость постройки собственной электростанции для производства электроэнергии с установленной мощностью от 1 000 до 10 000 кВт составляет от 20 до 50 тыс. руб. за кВт. Таким образом, строительство автономной электростанции - мобильной газотурбинной электростанции или мобильной газопоршневой электростанции с установленной мощностью 2000 кВт обойдется потребителю от 40 до 100 млн. руб.. При этом в год на такой электростанции можно выработать до 17,5 млн. кВт.ч. электроэнергии. Стоимость такого объема электроэнергии у поставщика может составить около 60 млн. руб., а себестоимость ее выработки на собственной электростанции - около 35 млн. руб. Таким образом срок окупаемости для такой электростанции может составить до 5 лет. Кроме того, преимуществами такого рода электростанций (мобильные газотурбинные электростанции) является то, что побочным продуктом выработки электроэнергии является значительное выделение тепловой энергии, которое также может быть использовано на нужды потребителя.

Таким образом, строительство собственной генерации на предприятии не только снизит удельную стоимость электроэнергии для предприятий , но и позволит организовать выработку тепловой энергии для нужд компании.

Но вместе с тем есть ряд моментов, которые обязательно необходимо учитывать перед принятием решения о постройке собственной генерации на предприятии для производства электроэнергии:

1. Себестоимость электроэнергии, выработанной на объектах собственной генерации на предприятии (мобильной газотурбинной электростанции или мобильной газопоршневой электростанции) будет значительно ниже, чем электроэнергии, приобретаемая либо у поставщика электроэнергии, либо на оптовом рынке электроэнергии и мощности ОРЭМ . Это вызвано тем, что потребителю не нужно будет оплачивать услуги по передаче электрической энергии (плата за транспорт) и сбытовую надбавку поставщика. Стоит отметить, что услуги на передачу и сбытовая надбавка может составлять до 60% от конечного тарифа на электроэнергии для предприятий .

2. Для постройки собственной генерации на предприятии (построить электростанцию) необходимо произвести подключение к источнику топлива (то, на чем будет работать электрическая станция). Чаще всего этим топливом является природный газ. А учитывая возможные сложности при подключению к газопроводу и возможном увеличении цены на природный газ, отпускаемый на внутреннем рынке до уровня мировых цен, этот вопрос нуждается в очень тщательной оценке и дополнительной проработке. То есть на данный момент в РФ цена на природный газ значительно ниже мировых, однако сейчас все идет к тому, что эти цены будут увеличиваться, и, учитывая, что в себестоимости выработанной электроэнергии на объектах собственной генерации на предприятии большую часть составляет стоимость газа, то при увеличении его цены себестоимость электроэнергии также будет возрастать.

3. При постройке собственной генерации (например, мобильные газотурбинные электростанции) особое внимание стоит уделить вопросам надежности электроснабжения: ведь рано или поздно те или блоки собственной генерации на предприятии придется выводить в плановый ремонт, либо может возникнуть какие-либо внештатная ситуация, требующая проведение останова станции. Для решения этой задачи необходимо либо рассчитывать постройку генерации с определенным резервом, либо предпринимать меры для подключения к внешним источникам электроснабжения, по которым в нормальный режим работы собственной генерации электроэнергия поступать не будет. Однако в этом случае возникает вопрос стоимости подключения к электросетям, а также вопрос оплаты резерва мощности в электрические сети, который может быть решен с 1 июля 2013г. Что это значит на практике: а то, что потребителю для обеспечения надежности электроснабжения (для случаев, когда сам он не сможет вырабатывать электроэнергию) придется подключиться к внешним электросетям и затем, даже если он потреблять через эти внешние сети не будет, должен оплачивать резерв мощности (или отказаться от него). Стоит отметить, что это нововведение привнесено «Постановлением Правительства РФ от 04.05.2012 №442 и пока не вступило в действие. Также до настоящего момента цена оплаты за резерв не определена. Однако при организации технологического подключения к электросетям (подключение к внешнему источнику электроснабжения) и выполнению ряда технических мероприятий, собственник электростанции может заключить договор и продавать излишки выработанной электроэнергии другим потребителям. Это плюс.

4. При постройке собственной электростанции появятся постоянные эксплуатационное затраты, размер которых не зависит от количества вырабатываемой электроэнергии и тепла (заработная плата обслуживающего персонала, плановое обслуживание и ремонт и т.д.).

5. При постройке электростанции можно выбрать вариант с когенерацией и тригенерацией: в этом случае когда потребитель построит электростанцию будет происходить побочный эффект при выработке электроэнергии - выделение тепла - может быть использован для отопления, а выделение холода - летом для кондиционирования.

6. Потребитель с собственной электростанцией может продавать излишки выработанной электроэнергии другим потребителям на розничном рынке электроэнергии по договорной цене.

Таким образом построив электростанцию, после выполнения всех необходимых мероприятий стоимость электроэнергии для юридических лиц может быть значительно снижена.

3.4. РАННИЕ ЭЛЕКТРОСТАНЦИИ

Электростанции, под которыми понимают фабрики по производству электрической энергии, подлежащей распределению между различными производителями, появились не сразу. В 70-х и начале 80-х годов XIX в. место производства электроэнергии не было отделено от места потребления.

Электрические станции, обеспечивавшие электроэнергией ограниченное количество потребителей, назывались блок-станциями (не путать с современным понятием блок-станций, под которым некоторые авторы понимают фабрично-заводские теплоэлектроцентрали). Такие станции иногда называли «домовыми».

Развитие первых электростанций было сопряжено с преодолением трудностей не только научно-технического характера. Так, городские власти запрещали сооружение воздушных линий, не желая портить внешний вид города. Конкурирующие газовые компании всячески подчеркивали действительные и мнимые недостатки нового вида освещения.

На блок-станциях в качестве первичных двигателей применялись в основном поршневые паровые машины и в отдельных случаях двигатели внутреннего сгорания (в то время являвшиеся новинкой), широко использовались локомобили. От первичного двигателя к электрическому генератору делалась ременная передача. Обычно один паровой двигатель приводил в действие один-три генератора; поэтому на крупных блок-станциях устанавливались несколько паровых машин или локомобилей. Для регулировки натяжения ремней электрические генераторы монтировались на салазках. На рис. 3.7 показан вид электростанции для освещения одного дома.

Впервые блок-станции были построены в Париже для освещения улицы Оперы. В России первой установкой такого рода явилась станция для освещения Литейного моста в Петербурге, созданная в 1879 г. при участии П.Н. Яблочкова.

Рис. 3.7. Блок-станция - электростанция с двумя генераторами (внизу справа) и локомобилем (слева) для освещения одного дома

Однако идея централизованного производства электроэнергии была настолько экономически оправданной и настолько соответствовала тенденции концентрации промышленного производства, что первые центральные электростанции возникли уже в середине 80-х годов XIX в. и быстро вытеснили блок-станции. В связи с тем что в начале 80-х годов массовыми потребителями электроэнергии могли стать только источники света, первые центральные электростанции проектировались, как правило, для питания осветительной нагрузки и вырабатывали постоянный ток.

В 1881 г. несколько предприимчивых американских финансистов под впечатлением успеха, которым сопровождалась демонстрация ламп накаливания, заключили соглашение с Т.А. Эдисоном и приступили к сооружению первой в мире центральной электростанции (на Пирльстрит в Нью-Йорке). В сентябре 1882 г. эта электростанция была сдана в эксплуатацию. В машинном зале станции было установлено шесть генераторов Т.А. Эдисона, мощность каждого составляла около 90 кВт, а общая мощность электростанции превышала 500 кВт. Здание станции и ее оборудование были спроектированы весьма целесообразно, так что в дальнейшем при строительстве новых электростанций развивались многие из тех принципов, которые были предложены Т.А. Эдисоном. Так, генераторы станций имели искусственное охлаждение и соединялись непосредственно с двигателем. Напряжение регулировалось автоматически. На станции осуществлялись механическая подача топлива в котельную и автоматическое удаление золы и шлака. Защита оборудования от токов короткого замыкания осуществлялась плавкими предохранителями, а магистральные линии были кабельными. Станция снабжала электроэнергией обширный по тому времени район площадью 2,5 км.

Вскоре в Нью-Йорке было построено еще несколько станций. В 1887 г. работали уже 57 центральных электростанций системы Т.А. Эдисона.

Исходное напряжение первых электростанций, от которого впоследствии были произведены другие, образующие известную шкалу напряжений, сложилось исторически. Дело в том, что в период исключительного распространения дугового электрического освещения эмпирически было установлено, что наиболее подходящим для горения дуги является напряжение 45 В. Чтобы уменьшить токи короткого замыкания, которые возникали в момент зажигания ламп (при соприкосновении углей), и для более устойчивого горения дуги включали последовательно с дуговой лампой балластный резистор.

Также эмпирически было найдено, что сопротивление балластного резистора должно быть таким, чтобы падение напряжения на нем при нормальной работе составляло примерно 20 В. Таким образом, общее напряжение в установках постоянного тока сначала составляло 65 В, и это напряжение применялось долгое время. Однако часто в одну цепь включали две другие лампы, для работы которых требовалось 2x45 = 90 В, а если к этому напряжению прибавить еще 20 В, приходящиеся на сопротивление балластного резистора, то получится напряжение 110 В. Это напряжение почти повсеместно было принято в качестве стандартного.

Уже при проектировании первых центральных электростанций столкнулись с трудностями, которые в достаточной степени не были преодолены в течение всего периода господства техники постоянного тока. Радиус электроснабжения определяется допустимыми потерями напряжения в электрической сети, которые для данной сети тем меньше, чем выше напряжение. Именно это обстоятельство заставило строить электростанции в центральных районах города, что существенно затрудняло не только обеспечение водой и топливом, но и удорожало стоимость земельных участков для строительства электростанций, так как земля в центре города была чрезвычайно дорога. Этим, в частности, и объясняется необычный вид нью-йоркских электростанций, на которых оборудование располагалось на многих этажах. Положение осложнялось еще тем, что на первых электростанциях приходилось размещать большое количество котлов, паропроизводительность которых не соответствовала новым требованиям, предъявленным электроэнергетикой.

Не менее удивился бы наш современник, увидев первые петербургские электростанции, которые обслуживали район Невского проспекта. В начале 80-х годов XIX в. они размещались на баржах, закрепленных у причалов на реках Мойке и Фонтанке (рис. 3.8). Строители исходили из соображений дешевого водоснабжения, кроме того, при таком решении не нужно было покупать земельные участки, близкие к потребителю.

В 1886 г. в Петербурге было учреждено акционерное «Общество электрического освещения 1886 г.»: (сокращенно называлось «Общество 1886 г.»), которое приобрело электростанции на реках Мойке и Фонтанке и построило еще две: у Казанского собора и на Инженерной площади. Мощность каждой из этих электростанций едва превышала 200 кВт.

Рис. 3.8. Электростанция на р. Фонтанке в Петербурге

В Москве первая центральная электростанция (Георгиевская) была построена в 1886 г. тоже в центре города, на углу Большой Дмитровки и Георгиевского переулка. Ее энергия использовалась для освещения прилегающего района. Мощность электростанции составляла 400 кВт.

Ограниченные возможности расширения радиуса электроснабжения привели к тому, что удовлетворить спрос на электроэнергию со временем становилось все труднее. Так, в Петербурге и Москве к середине 90-х годов возможности присоединения новой нагрузки к существующим электростанциям были исчерпаны и встал вопрос об изменении схем сети или даже об изменении рода тока.

Рост потребностей в электроэнергии эффективно стимулировал повышение производительности и экономичности тепловой части электрических станций. Прежде всего следует отметить решительный поворот от поршневых паровых машин к паровым турбинам. Первая турбина на электростанциях России была установлена в 1891 г. в Петербурге (станция на р. Фонтанке). За год до этого испытание турбины было проведено на станции, расположенной на р. Мойке. Выше уже отмечался наиболее существенный недостаток электроснабжения постоянным током - слишком малая площадь района, которая может обслуживаться центральной электростанцией. Удаленность нагрузки не превышала нескольких сотен метров. Электростанции стремились расширить круг потребителей своего товара - электроэнергии. Этим объясняются настойчивые поиски путей увеличения площади электроснабжения при условии сохранения уже построенных станций постоянного тока. Было предложено несколько идей, как увеличить радиус распределения энергии.

Первая идея, не получившая заметного распространения, касалась понижения напряжения электрических ламп, подключавшихся в конце линии. Однако расчеты показали, что при протяженности сети более 1,5 км экономически выгоднее было построить новую электростанцию.

Другое решение, которое могло во многих случаях удовлетворить потребность, состояло в изменении схемы сети: переходе от двухпроводных сетей к многопроводным, т.е. фактически к повышению напряжения

Трехпроводная система распределения электроэнергии была предложена в 1882 г. Дж. Гопкинсоном и независимо от него Т. Эдисоном. При этой системе генераторы на электростанции соединялись последовательно и от общей точки шел нейтральный, или компенсационный провод. При этом обычные лампы сохранялись. Они включались, как правило, между рабочими и нейтральным проводами, а двигатели для сохранения симметрии нагрузки можно было включать на повышенное напряжение (220 В).

Практическими результатами введения трехпроводной системы явилось, во-первых, увеличение радиуса электроснабжения примерно до 1200 м, во-вторых, относительная экономия меди (при всех прочих одинаковых условиях расход меди при трехпроводной системе был практически вдвое меньше, чем при двухпроводной).

Для регулирования напряжения в ветвях трехпроводной сети применялись различные устройства: регулировочные дополнительные генераторы, делители напряжения, в частности получившие значительное распространение делители напряжения Михаила Осиповича Доливо-Добровольского, аккумуляторные батареи. Трехпроводная система широко применялась как в России, так и за рубежом. Она сохранилась вплоть до 20-х годов XX в., а в отдельных случаях применялась и позднее.

Максимальный вариант многопроводных систем пятипроводная сеть постоянного тока, в которой применялись четыре последовательно включенных генератора и напряжение, увеличивалось вчетверо. Радиус электроснабжения возрастал всего до 1500 м. Однако эта система не получила широкого применения.

Третий путь увеличения радиуса электроснабжения предполагал сооружение аккумуляторных подстанций. Аккумуляторные батареи были в то время обязательным дополнением каждой электростанции. Они покрывали пики нагрузок. Заряжаясь в дневные и поздние ночные часы, они служили резервом.

Сети с аккумуляторными подстанциями получили некоторое распространение. В Москве, например, в 1892 г. была построена аккумуляторная подстанция в Верхних торговых рядах (ныне ГУМ), находившаяся на расстоянии 1385 м от Георгиевской центральной станции. На этой подстанции были установлены аккумуляторы, питавшие около 2000 ламп накаливания.

В последние два десятилетия XIX в. было построено много электростанций постоянного тока, и они долгое время давали значительную долю общей выработки электроэнергии. Мощность таких электростанций редко превышала 500 кВт, агрегаты обычно имели мощность до 100 кВт.

Все возможности увеличения радиуса электроснабжения при постоянном токе довольно быстро были исчерпаны, особенно в крупных городах.

В 80-х годах XIX в. начинают сооружаться электростанции переменного тока, выгодность которых для увеличения радиуса электроснабжения была бесспорной. Если не считать блок-станций переменного тока, построенных в Англии в 1882–1883 гг., то, по-видимому, первой постоянно действовавшей электростанцией переменного тока можно считать электростанцию Гровнерской галереи (Лондон). На этой станции, пущенной в эксплуатацию в 1884 г., были установлены два генератора переменного тока В. Сименса, которые через последовательно включенные трансформаторы Дж.Д. Голяра и Л. Гиббса работали на освещение галереи. Недостатки последовательного включения трансформаторов и, в частности, трудности поддержания постоянства тока были выявлены довольно быстро, и в 1886 г. эта станция была реконструирована по проекту С.Ц. Ферранти. Генераторы В. Сименса были заменены машинами конструкции С.Ц. Ферранти мощностью 1000 кВт каждая с напряжением на зажимах 2,5 кВ. Трансформаторы, изготовленные по проекту С.Ц. Ферранти, включались в цепь параллельно и служили для снижения напряжения в непосредственной близости от потребителей.

В 1889–1890 гг. С.Ц. Ферранти вновь вернулся к проблеме электроснабжения Лондона с целью обеспечения электроэнергией района лондонского Сити. В связи с высокой стоимостью земельного участка в центре города было решено построить электростанцию в одном из предместий Лондона, в Дептфорде, находящемся в 12 км от Сити. Очевидно, на таком большом расстоянии от места потребления электроэнергии электростанция должна была вырабатывать переменный ток. При сооружении этой установки были применены мощные по тому времени генераторы высокого напряжения (10 кВ) мощностью по 1000 л.с. Общая мощность Дептфордской электростанции составляла около 3000 кВт. На четырех городских подстанциях, питавшихся по четырем магистральным кабельным линиям, напряжение понижалось до 2400 В, а затем уже у потребителей (в домах) - до 100 В.

Примером крупной гидростанции, питавшей осветительную нагрузку в однофазной цепи, может служить станция, построенная в 1889 г. на водопаде вблизи г. Портленда (США). На этой станции гидравлические двигатели приводили в действие восемь однофазных генераторов общей мощностью 720 кВт. Кроме того, на электростанции были установлены 11 генераторов, предназначенных специально для питания дуговых ламп (по 100 ламп на каждый генератор). Энергия этой станции передавалась на расстояние 14 миль в г. Портленд.

Характерная особенность первых электростанций переменного тока - изолированная работа отдельных машин. Синхронизация генераторов еще не производилась, и от каждой машины шла отдельная цепь к потребителям. Легко понять, насколько неэкономичными при таких условиях оказались электрические сети, на сооружение которых расходовались колоссальные количества меди и изоляторов.

В России крупнейшие станции переменного тока были сооружены в конце 80-х и начале 90-х годов XIX в. Первая центральная электростанция построена венгерской фирмой «Ганц и К?» в г. Одессе в 1887 г. Основным потребителем энергии была однофазная система электрического освещения нового театра. Эта электростанция представляла собой для своего времени прогрессивное сооружение. Она имела четыре водотрубных котла общей производительностью 5 т пара в час, а также два синхронных генератора общей мощностью 160 кВт при напряжении на зажимах 2 кВ и частоте 50 Гц. От распределительного щита энергия поступала в линию длиной 2,5 км, ведущую к трансформаторной подстанции театра, где напряжение понижалось до 65 В (на которое были рассчитаны лампы накаливания). Оборудование электростанции было столь совершенным для своего времени, что, несмотря на то что топливом служил привозной английский уголь, стоимость электроэнергии была ниже, чем на более поздних петербургских и московских электростанциях. Расход топлива составлял 3,4 кг/(кВт?ч) [на петербургских электростанциях 3,9–5,4 кг/(кВт?ч)].

В том же году началась эксплуатация электростанции постоянного тока в Царском Селе (ныне г. Пушкин). Протяженность воздушной сети в Царском Селе уже в 1887 г. была около 64 км, тогда как два года спустя суммарная кабельная сеть «Общества 1886 г.» в Москве и Петербурге, составляла только 115 км. В 1890 г. Царскосельская электростанция и сеть были реконструированы и переведены на однофазную систему переменного тока напряжением 2 кВ. По свидетельству современников, Царское Село было первым городом в Европе, который был освещен исключительно электричеством.

Крупнейшей в России электростанцией для снабжения однофазной системы переменного тока была станция на Васильевском острове в Петербурге, построенная в 1894 г. инженером Н.В. Смирновым. Мощность ее составляла 800 кВт и превосходила мощность любой существовавшей в то время станции постоянного тока. В качестве первичных двигателей использовались четыре вертикальные паровые машины мощностью 250 л.с. каждая. Применение переменного напряжения 2000 В позволило упростить и удешевить электрическую сеть и увеличить радиус электроснабжения (более 2 км при потере до 3% напряжения в магистральных проводах вместо 17–20% в сетях постоянного тока). Таким образом, опыт эксплуатации центральных станций и однофазных сетей показал преимущества переменного тока, но вместе с тем, как уже отмечалось, выявил ограниченность его применения. Однофазная система тормозила развитие электропривода, усложняла его. Так, например, при подключении силовой нагрузки к сети Дептфордской станции приходилось дополнительно помещать на валу каждого синхронного однофазного двигателя еще разгонный коллекторный двигатель переменного тока. Легко понять, что такое усложнение электропривода делало весьма сомнительной возможность его широкого применения.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Из книги автора

12. АРИЗ Ранние алгоритмы (разбор примеров) Кудрявцев А. В. АРИЗ - один из основных инструментов теории решения изобретательских задач. С 1961 г. он прошел большой путь развития, превратился из простого и короткого списка инструкций в развернутый, детализированный метод

Из книги автора

5.7.2. ПЕРЕДВИЖНЫЕ ЭЛЕКТРОСТАНЦИИ СПЕЦИАЛЬНОГО НАЗНАЧЕНИЯ Развитие электроэнергетики в полевых частях сухопутных войск в значительной мере определялось основополагающим требованием мобильности. Первая русская передвижная электростанция была создана в 1913 г. для

  • Читать книгу целиком на Litres
  • 4.11. ЭЛЕКТРОМАГНИТНЫЕ ПРОЦЕССЫ В ВЕЩЕСТВЕННЫХ СРЕДАХ
  • 4.12. ДИНАМИКА СВОБОДНЫХ ЗАРЯЖЕННЫХ ЧАСТИЦ И ТЕЛ В ЭМП
  • 4.13. ПРЕОБРАЗОВАНИЕ И ГЕНЕРАЦИЯ ЭМП В ТЕХНОЛОГИЧЕСКИХ ЦЕЛЯХ
  • 4.14. ВЛИЯНИЕ ВЫЧИСЛИТЕЛЬНОЙ ТЕХНИКИ НА РАЗВИТИЕ ТЭ
  • 4.15. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ЭЛЕКТРОТЕХНИКИ
  • 4.16. ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ ТЭ
  • 5.1. ЭЛЕКТРОЭНЕРГЕТИКА В КОНЦЕ XIX И В XX ВЕКЕ
  • 5.1.1. ПЕРВАЯ ТРЕХФАЗНАЯ ЛИНИЯ ЭЛЕКТРОПЕРЕДАЧИ
  • 5.1.2. ВОЗНИКНОВЕНИЕ РАЙОННЫХ ЭЛЕКТРОСТАНЦИЙ И ЭНЕРГЕТИЧЕСКИХ СИСТЕМ
  • 5.1.3. ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ РАЗВИТИЯ ЭЛЕКТРОЭНЕРГЕТИКИ В НАШЕЙ СТРАНЕ
  • 5.1.4. ИНТЕГРАЦИОННЫЕ ПРОЦЕССЫ В МИРОВОЙ ЭЛЕКТРОЭНЕРГЕТИКЕ
  • 5.2. ЭЛЕКТРИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ ЭЛЕКТРОСТАНЦИЙ
  • 5.3.1. ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ РАЗВИТИЯ ЭЛЕКТРИЧЕСКИХ СЕТЕЙ
  • 5.3.2. СОЗДАНИЕ ЭЛЕКТРОПЕРЕДАЧ СВН И УВН - ВЫДАЮЩЕЕСЯ ДОСТИЖЕНИЕ РОССИЙСКИХ ЭЛЕКТРОЭНЕРГЕТИКОВ
  • 5.3.3. ЭЛЕКТРОПЕРЕДАЧИ ПОСТОЯННОГО ТОКА
  • 5.3.4. РАСПРЕДЕЛИТЕЛЬНЫЕ ЭЛЕКТРИЧЕСКИЕ СЕТИ
  • 5.3.5. ПОТЕРИ И КАЧЕСТВО ЭЛЕКТРОЭНЕРГИИ
  • 5.4.1. ПЕРЕНАПРЯЖЕНИЯ И ИХ ОГРАНИЧЕНИЕ
  • 5.4.2. РАЗВИТИЕ МЕТОДОВ И АППАРАТУРЫ ДЛЯ ЗАЩИТЫ ОТ ПЕРЕНАПРЯЖЕНИЙ
  • 5.4.3. КООРДИНАЦИЯ ИЗОЛЯЦИИ И МЕТОДЫ ЕЕ ИСПЫТАНИЙ
  • 5.4.4. ИСТОЧНИКИ НАПРЯЖЕНИЙ И ТОКОВ ДЛЯ ИСПЫТАНИЙ ЭЛЕКТРООБОРУДОВАНИЯ
  • 5.5.1. РЕЛЕЙНАЯ ЗАЩИТА
  • 5.5.2. ПРОТИВОАВАРИЙНАЯ АВТОМАТИКА
  • 5.5.3. АВТОМАТИКА УПРАВЛЕНИЯ
  • 5.5.4. АВТОМАТИЗИРОВАННЫЕ СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ ТЕХНОЛОГИЧЕСКИМИ ПРОЦЕССАМИ И КОМПЛЕКСЫ ПРОТИВОАВАРИЙНОГО УПРАВЛЕНИЯ
  • 5.6.1. ФОРМИРОВАНИЕ РЫНОЧНЫХ ОТНОШЕНИЙ В РОССИЙСКОЙ ЭЛЕКТРОЭНЕРГЕТИКЕ
  • 5.6.2. АВТОМАТИЗИРОВАННАЯ СИСТЕМА ДИСПЕТЧЕРСКОГО УПРАВЛЕНИЯ ЕЭС РОССИИ
  • 5.6.3. ЧЕЛОВЕКО-МАШИННЫЕ СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ СОВРЕМЕННЫМИ ЭЭС
  • 5.7. ЭЛЕКТРОТЕХНИКА В ВОЕННОМ ДЕЛЕ
  • 5.7.7. ИСТОЧНИКИ ЭЛЕКТРОЭНЕРГИИ, ЭЛЕКТРИЧЕСКИЕ СЕТИ И ФОРМИРОВАНИЕ ЭЛЕКТРОЭНЕРГЕТИЧЕСКИХ СИСТЕМ ВОЕННОГО НАЗНАЧЕНИЯ
  • 5.7.2. ПЕРЕДВИЖНЫЕ ЭЛЕКТРОСТАНЦИИ СПЕЦИАЛЬНОГО НАЗНАЧЕНИЯ
  • 5.7.3. СОВРЕМЕННЫЙ ЭТАП ЭЛЕКТРОСНАБЖЕНИЯ ВОЕННЫХ ОБЪЕКТОВ
  • 5.7.4. ЭЛЕКТРИФИКАЦИЯ ОСНОВНЫХ МЕХАНИЗМОВ ВОЕННОЙ ТЕХНИКИ
  • 5.7.5. ЭЛЕКТРООСВЕТИТЕЛЬНЫЕ УСТРОЙСТВА ДЛЯ ВОЕННЫХ ЦЕЛЕЙ
  • 6.1. ЭЛЕКТРОМЕХАНИЧЕСКОЕ ПРЕОБРАЗОВАНИЕ ЭНЕРГИИ
  • 6.2. ЭЛЕКТРИЧЕСКИЕ МАШИНЫ ДЛЯ ЭЛЕКТРОЭНЕРГЕТИКИ И ОБЩЕГО НАЗНАЧЕНИЯ
  • 6.2.1. ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ
  • 6.2.2. МАШИНЫ ПОСТОЯННОГО ТОКА ЕДИНЫХ СЕРИЙ
  • 6.2.3. ТЯГОВЫЕ ЭЛЕКТРИЧЕСКИЕ МАШИНЫ ПОСТОЯННОГО ТОКА
  • 6.2.4. КРУПНЫЕ МАШИНЫ ПОСТОЯННОГО ТОКА
  • 6.2.5. ТИРИСТОРНЫЕ ПРЕОБРАЗОВАТЕЛИ ДЛЯ ДВИГАТЕЛЕЙ ПОСТОЯННОГО ТОКА
  • 6.2.6. ТУРБОГЕНЕРАТОРЫ
  • 6.2.7. ГИДРОГЕНЕРАТОРЫ
  • 6.2.8. СИНХРОННЫЕ КОМПЕНСАТОРЫ
  • 6.2.9. КРУПНЫЕ ЭЛЕКТРИЧЕСКИЕ МАШИНЫ ПЕРЕМЕННОГО ТОКА (КЭМ)
  • 6.2.10. ВЕНТИЛЬНЫЕ ЭЛЕКТРОДВИГАТЕЛИ
  • 6.2.11. СИСТЕМЫ ВОЗБУЖДЕНИЯ И АВТОМАТИЧЕСКИЕ РЕГУЛЯТОРЫ ВОЗБУЖДЕНИЯ
  • 6.2.12. АСИНХРОННЫЕ ДВИГАТЕЛИ
  • 6.2.13. ИЗОЛЯЦИЯ ОБМОТОК ЭЛЕКТРИЧЕСКИХ МАШИН
  • 6.2.14. МЕТАЛЛОВЕДЕНИЕ ВТ КРУПНОМ ЭЛЕКТРОМАШИНОСТРОЕНИИ
  • 6.4.1. ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ
  • 6.4.2. АППАРАТЫ ВЫСОКОГО НАПРЯЖЕНИЯ
  • 6.4.3. АППАРАТЫ УПРАВЛЕНИЯ, РЕГУЛИРОВАНИЯ И АВТОМАТИКИ
  • 6.5. ТРАНСФОРМАТОРЫ
  • 6.6. ЭЛЕКТРИЧЕСКИЙ ПРИВОД
  • 6.6.1. РАННИЙ ПЕРИОД РАЗВИТИЯ ЭЛЕКТРОПРИВОДА
  • 6.6.2. ПЕРЕХОД ОТ ГРУППОВОГО ПРОМЫШЛЕННОГО ЭЛЕКТРОПРИВОДА К ИНДИВИДУАЛЬНОМУ
  • 6.6.3. РЕГУЛИРУЕМЫЙ ЭЛЕКТРОПРИВОД - ПОИСК РЕШЕНИЙ
  • 6.6.4. ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ЭЛЕКТРОПРИВОД В ТЕХНОЛОГИЧЕСКИХ УСТАНОВКАХ
  • 6.6.5. АВТОМАТИЧЕСКОЕ УПРАВЛЕНИЕ В ЭЛЕКТРОПРИВОДЕ
  • 6.6.6. ЭЛЕКТРОПРИВОДЫ СО СТАТИЧЕСКИМИ ПРЕОБРАЗОВАТЕЛЯМИ. ЗАВЕРШЕНИЕ РАЗВИТИЯ «ДОПОЛУПРОВОДНИКОВОГО» ЭЛЕКТРОПРИВОДА
  • 6.6.7. ПОЛУПРОВОДНИКОВЫЕ ПРИБОРЫ В ЭЛЕКТРОПРИВОДЕ. СИСТЕМЫ ТИРИСТОРНЫЙ ПРЕОБРАЗОВАТЕЛЬ - ДВИГАТЕЛЬ (ТП - Д) И ИСТОЧНИК ТОКА - ДВИГАТЕЛЬ (ИТ - Д)
  • 6.6.8. РАЗВИТИЕ АСИНХРОННОГО И ДИСКРЕТНОГО ЭЛЕКТРОПРИВОДОВ
  • 6.6.9. СИСТЕМЫ ПОДЧИНЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ
  • 6.6.10. МИКРОПРОЦЕССОРЫ В ЭЛЕКТРОПРИВОДЕ
  • Глава 7. ЭЛЕКТРОТЕХНОЛОГИЯ
  • ВВЕДЕНИЕ
  • 7.1.1. РЕЗИСТИВНЫЙ НАГРЕВ
  • 7.1.2. ЭЛЕКТРОДУГОВОЙ НАГРЕВ
  • 7.1.3. ИНДУКЦИОННЫЙ НАГРЕВ
  • 7.7.5. ПЛАЗМЕННЫЙ НАГРЕВ
  • 7.1.6. ЭЛЕКТРОННО-ЛУЧЕВОЙ НАГРЕВ
  • 7.1.7. ЛАЗЕРНЫЙ НАГРЕВ
  • 7.2. ЭЛЕКТРИЧЕСКАЯ СВАРКА
  • 7.2.1. ЭЛЕКТРИЧЕСКАЯ ДУГОВАЯ СВАРКА
  • 7.2.2. СВАРКА ЗА СЧЕТ РЕЗИСТИВНОГО НАГРЕВА
  • 7.2.3. ПРОЧИЕ ВИДЫ ЭЛЕКТРОСВАРКИ
  • 7.3. ЭЛЕКТРОФИЗИЧЕСКИЕ МЕТОДЫ ОБРАБОТКИ
  • 7.3.1. ЭЛЕКТРОЭРОЗИОННАЯ ОБРАБОТКА
  • 7.3.2. ЭЛЕКТРОИМПУЛЬСНАЯ ОБРАБОТКА ДАВЛЕНИЕМ
  • 7.3.3. ПРОЧИЕ МЕТОДЫ ЭЛЕКТРОФИЗИЧЕСКОЙ ОБРАБОТКИ
  • 7.4. ЭЛЕКТРОХИМИЧЕСКАЯ ТЕХНОЛОГИЯ
  • 7.4.1. ЗАРОЖДЕНИЕ И РАЗВИТИЕ ЭЛЕКТРОХИМИЧЕСКОЙ ТЕХНОЛОГИИ
  • 7.4.2. ЭЛЕКТРОЛИТИЧЕСКОЕ РАЗЛОЖЕНИЕ (ЭЛЕКТРОЛИЗ) ВОДЫ
  • 7.4.3. ПОЛУЧЕНИЕ ХЛОРА И ЩЕЛОЧИ
  • 7.4.4. ЭЛЕКТРОХИМИЧЕСКОЕ ПОЛУЧЕНИЕ НЕОРГАНИЧЕСКИХ ВЕЩЕСТВ
  • 7.4.5. ЭЛЕКТРОЛИТИЧЕСКОЕ ПОЛУЧЕНИЕ И РАФИНИРОВАНИЕ МЕТАЛЛОВ
  • 7.4.6. ГАЛЬВАНОТЕХНИКА
  • 7.4.7. АНОДНАЯ ОБРАБОТКА МЕТАЛЛОВ
  • 8.1.1. ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНЫЙ ТРАНСПОРТ
  • 8.1.2. ГОРОДСКОЙ ЭЛЕКТРИЧЕСКИЙ ТРАНСПОРТ
  • 8.1.3. ПОДЪЕМНО-ТРАНСПОРТНОЕ ОБОРУДОВАНИЕ
  • 8.2.1. ЭЛЕКТРОЭНЕРГЕТИЧЕСКИЕ СИСТЕМЫ
  • 8.2.2. ГРЕБНЫЕ ЭЛЕКТРИЧЕСКИЕ УСТАНОВКИ (СИСТЕМЫ ЭЛЕКТРОДВИЖЕНИЯ)
  • 8.2.3. ИНФОРМАЦИОННО-УПРАВЛЯЮЩИЕ СИСТЕМЫ
  • 8.3. АВТОТРАКТОРНОЕ ЭЛЕКТРИЧЕСКОЕ И ЭЛЕКТРОННОЕ ОБОРУДОВАНИЕ
  • 8.3.1. СИСТЕМЫ ЗАЖИГАНИЯ
  • 8.3.2. СИСТЕМЫ ЭЛЕКТРОСНАБЖЕНИЯ
  • 8.3.3. СИСТЕМЫ ПУСКА
  • 8.3.4. СИСТЕМЫ ОСВЕЩЕНИЯ И СВЕТОВОЙ СИГНАЛИЗАЦИИ
  • 8.3.5. КОНТРОЛЬНО-ИЗМЕРИТЕЛЬНЫЕ ПРИБОРЫ
  • 8.3.6. ВСПОМОГАТЕЛЬНОЕ ОБОРУДОВАНИЕ И КОММУТАЦИОННАЯ АППАРАТУРА
  • 8.3.7. ЭЛЕКТРОННОЕ ОБОРУДОВАНИЕ
  • 8.3.8. ТЯГОВЫЕ ЭЛЕКРОПРИВОДЫ БОЛЬШЕГРУЗНЫХ КАРЬЕРНЫХ АВТОСАМОСВАЛОВ БЕЛАЗ
  • 8.4.1. АВИАЦИОННОЕ ЭЛЕКТРООБОРУДОВАНИЕ
  • 8.4.2. ЭЛЕКТРОТЕХНИЧЕСКИЕ СИСТЕМЫ КОСМИЧЕСКИХ АППАРАТОВ (КА)
  • Глава 9. СВЕТОТЕХНИКА
  • 9.1. ВВЕДЕНИЕ
  • 9.3. ПРИБОРЫ ДЛЯ ПЕРЕРАСПРЕДЕЛЕНИЯ ЭНЕРГИИ ИЗЛУЧЕНИЯ В ПРОСТРАНСТВЕ
  • 9.4. СВЕТОТЕХНИЧЕСКИЕ УСТАНОВКИ
  • Глава 10. ЭЛЕКТРОТЕХНИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ И ИЗДЕЛИЯ
  • 10.1. ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ
  • 10.2. ЭЛЕКТРОИЗОЛЯЦИОННЫЕ МАТЕРИАЛЫ
  • 10.3. КЕРАМИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ
  • 10.4. МАГНИТНЫЕ МАТЕРИАЛЫ В ЭЛЕКТРОПРОМЫШЛЕННОСТИ
  • 10.4.1. МАГНИТОМЯГКИЕ МАТЕРИАЛЫ
  • 10.4.2. АМОРФНЫЕ МАГНИТОМЯГКИЕ МАТЕРИАЛЫ (АММ)
  • 10.4.3. ФЕРРИМАГНИТНЫЕ МАТЕРИАЛЫ
  • 10.4.4. МАГНИТОТВЕРДЫЕ МАТЕРИАЛЫ
  • 10.5. КАБЕЛЬНЫЕ ИЗДЕЛИЯ
  • Глава 11. ПРОМЫШЛЕННАЯ ЭЛЕКТРОНИКА
  • 11.1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
  • 11.2. СИЛОВАЯ (ЭНЕРГЕТИЧЕСКАЯ) ЭЛЕКТРОНИКА
  • 11.2.1. ПЕРВЫЕ РТУТНЫЕ ВЫПРЯМИТЕЛИ
  • 11.2.2. УПРАВЛЯЕМЫЕ РТУТНЫЕ ПРЕОБРАЗОВАТЕЛИ
  • 11.2.3. УСИЛИТЕЛЬНЫЕ ГЕНЕРАТОРНЫЕ ЛАМПЫ
  • 11.2.4. СИЛОВЫЕ ПОЛУПРОВОДНИКОВЫЕ ПРИБОРЫ
  • 11.2.5. ПРЕОБРАЗОВАТЕЛИ ЛИНИЙ ПЕРЕДАЧИ ПОСТОЯННОГО ТОКА
  • 11.2.6. РАЗВИТИЕ И ПЕРСПЕКТИВЫ СИЛОВОЙ ЭЛЕКТРОНИКИ
  • 11.3. ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ ЭЛЕКТРОНИКА
  • 11.3.1. ИСТОЧНИКИ ЭЛЕКТРОННЫХ И ИОННЫХ ПОТОКОВ
  • 11.3.2. ЛАЗЕРНЫЕ ИСТОЧНИКИ ОПТИЧЕСКОГО ИЗЛУЧЕНИЯ
  • 11.3.3. ИСТОЧНИКИ СВЧ-ИЗЛУЧЕНИЙ
  • 11.3.4. МОЩНЫЕ ПРЕОБРАЗОВАТЕЛИ ДЛЯ ИНДУКЦИОННОГО НАГРЕВА
  • 11.4. ИНФОРМАЦИОННАЯ ЭЛЕКТРОНИКА
  • 11.4.1. ЭТАПЫ РАЗВИТИЯ
  • 11.4.2. УСИЛИТЕЛИ ЭЛЕКТРИЧЕСКИХ СИГНАЛОВ
  • 11.4.3. ИМПУЛЬСНЫЕ УСТРОЙСТВА
  • 11.4.4. РАЗВИТИЕ ПОЛУПРОВОДНИКОВОЙ ИНФОРМАЦИОННОЙ ТЕХНИКИ
  • 11.4.5. ИНТЕГРАЛЬНЫЕ ЛОГИЧЕСКИЕ И АНАЛОГОВЫЕ МИКРОСХЕМЫ
  • 11.4.6. ЭЛЕКТРОННЫЕ АВТОМАТЫ С ПАМЯТЬЮ
  • 11.4.7. МИКРОПРОЦЕССОРЫ И МИКРОКОНТРОЛЛЕРЫ
  • Глава 12. ЭЛЕКТРОИЗМЕРИТЕЛЬНАЯ ТЕХНИКА
  • 12.1. ВВЕДЕНИЕ
  • 12.3. АНАЛОГОВЫЕ ЭЛЕКТРОННЫЕ ПРИБОРЫ
  • 12.4. ЦИФРОВЫЕ ЭЛЕКТРОИЗМЕРИТЕЛЬНЫЕ ПРИБОРЫ
  • 12.5. ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ ЭЛЕКТРОИЗМЕРИТЕЛЬНОЙ ТЕХНИКИ
  • 13.1. КРАТКИЕ СВЕДЕНИЯ О РОССИЙСКИХ И ЗАРУБЕЖНЫХ УЧЕНЫХ, ВНЕСШИХ ЗНАЧИТЕЛЬНЫЙ ВКЛАД В РАЗВИТИЕ ЭЛЕКТРОТЕХНИКИ
  • 13.2.1. Академики РАН
  • 13.2.2. ЧЛЕНЫ-КОРРЕСПОНДЕНТЫ РАН
  • 13.3. ПОЧЕТНЫЕ АКАДЕМИКИ, ДЕЙСТВИТЕЛЬНЫЕ ЧЛЕНЫ И ЧЛЕНЫ-КОРРЕСПОНДЕНТЫ АЭН РФ
  • 13.3.1. ПОЧЕТНЫЕ АКАДЕМИКИ АЭН РФ
  • 13.3.2. ДЕЙСТВИТЕЛЬНЫЕ ЧЛЕНЫ АЭН РФ
  • 13.3.3. ЧЛЕНЫ-КОРРЕСПОНДЕНТЫ АЭН РФ
  • 13.4. КОЛЛЕКТИВНЫЕ ЧЛЕНЫ АЭН РФ