Таможенная пошлина на выбор таможни называется. Виды, размеры и порядок уплаты таможенных платежей

Прежде чем перейти непосредственно к описанию процедур и порядка исчисления и уплаты таможенных пошлин в России, рассмотрим основные виды таможенных пошлин, встречающихся в мировой практике.

По экономическому содержанию все таможенные пошлины могут быть разделены на три крупные группы:

Ввозные (импортные);

Вывозные (экспортные);

Транзитные пошлины.

Доминирующее значение практически во всех странах имеют ввозные (импортные) таможенные пошлины, которые удерживаются при пересечении товарами, поступающими на внутренний рынок, таможенной границы страны. Именно на эту группу пошлин возлагаются функции защиты внутреннего рынка от конкуренции иностранных товаров и основанных на ней регулирующих экономику элементов. Для Российской Федерации эта группа таможенных пошлин имеет важное, но не ключевое значение. Доля ввозных таможенных пошлин в налоговых доходах федерального бюджета по итогам первого полугодия 2000 г. составила 6,1%. В общей же сумме таможенных пошлин доля этой группы составляет всего 26%.

Экспортные пошлины используются в мировой практике в несколько меньших объемах и устанавливаются на товары, произведенные на территории страны (в частности, в Российской Федерации) и вывозимые за пределы ее таможенной территории. К числу основных причин введения экспортных таможенных пошлин наряду с фискальной можно отнести:

Ограничение вывоза товаров, произведенных в стране, необходимых для

национальной экономики, для более полного удовлетворения

потребностей внутреннего рынка. Для российской экономики весьма

типична ситуация, когда производителям существенно более выгодно

экспортировать товар (как из-за более высоких цен на внешнем рынке,

так и из-за их полной оплаты на внешних рынках). При этом внутренний

рынок может испытывать дефицит этой продукции;

Сдерживание вывоза сырьевых товаров и стимулирование экспорта,

продукции высокой степени переработки и высокотехнологичных

В России экспортные пошлины используются очень активно, в основном по сырьевым товарам. На долю этой категории приходится 74% всей суммы таможенных пошлин, поступающих в бюджетную систему России. Доля вывозных таможенных пошлин в доходах федерального бюджета по итогам первого полугодия 2000 г. составила 16,5%.

Транзитные таможенные пошлины, как это следует из их названия, взимаются с товаров, провозимых через территорию страны транзитом в другие страны. Основной целью введения транзитных таможенных пошлин может быть регулирование (в основном сдерживание) грузопотоков (особенно нежелательных товаров) через территорию страны. Кроме того, транзитные таможенные пошлины могут вводиться для полного возмещения стране издержек, связанных с таможенным контролем и обеспечением сохранности товаров и организацией их перемещения по таможенной территории страны в третьи страны.

Эта категория таможенных пошлин в мировой практике встречается достаточно редко (в основном в развивающихся странах). В России этот вид таможенных пошлин не используется: наша страна в силу своего географического положения может быть заинтересована в получении дополнительных доходов от использования ее транспортной сети товаропроизводителями других стран. В то же время в России взимаются таможенные сборы в соответствии с таможенным режимом транзита, однако их размеры относительно невелики - 0,1% от таможенной стоимости товара.

В зависимости от конкретной экономической ситуации и политических отношений страны с другими странами, чьи фирмы являются экспортерами или импортерами, а также в зависимости от возможного срока использования отдельных видов товаров (например, сельскохозяйственной продукции) таможенные пошлины могут быть особыми или сезонными.

Сезонные таможенные пошлины имеют ограниченный срок действия (не более 6 мес.) и устанавливаются для оперативного регулирования ввоза (вывоза) определенных товаров (в основном сельскохозяйственной и пищевой продукции). К ним относятся летние пошлины на отдельные группы овощей и фруктов или сезонные пошлины на импорт сахара (вводимые и действующие, пока идет переработка свекловичного сырья на российских заводах).

Особые таможенные пошлины вводятся в целях защиты экономических интересов Российской Федерации и применяются по отношению к товарам, происходящим с территории отдельных стран, их групп или сообществ.

Особые таможенные пошлины, в свою очередь, подразделяются на: специальные; антидемпинговые; компенсационные; преференциальные; дополнительные и некоторые другие.

Специальные пошлины применяются в качестве защитной меры:

При ввозе на территорию страны товаров в количестве и на условиях,

угрожающих нанести ущерб отечественным производителям

подобных товаров;

Как ответ на дискриминационные меры, введенные другими странами

в отношении российских компаний;

Как способ пресечения недобросовестной конкуренции со стороны

иностранных компаний.

Антидемпинговые пошлины используются для защиты внутреннего рынка от импорта товаров по демпинговым ценам. Под демпингом обычно понимается ситуация, при которой экспорт товаров и их реализация в стране-импортере осуществляется по более низким ценам, чем на внутреннем рынке страны-производителя товара. Разность между этими двумя уровнями цен и составляет величину демпинга. Именно этой величиной определяется размер устанавливаемых антидемпинговых пошлин.

Компенсационные пошлины вводятся обычно на те импортируемые товары, на которые в стране их происхождения используются государственные экспортные субсидии. Задачей пошлин этой категории является компенсация стимулирующего экспорт эффекта субсидий, предоставляемых другими странами. Эти пошлины вводятся, когда предоставление экспортных субсидий в других странах приводит к импорту продукции со столь низкими ценами, что это создает угрозу для отечественного товаропроизводителя, который не может конкурировать с искусственно заниженными ценами, или если такой импорт препятствует расширению национального производства товаров этой категории.

Россия практически не использует специальные, антидемпинговые и компенсационные пошлины для защиты российского внутреннего рынка, хотя необходимость их применения периодически ощущается.

Преференциальные пошлины являются наиболее низкими и применяются для создания наиболее благоприятных условий для развития торговли со странами, которые пользуются торговыми преференциями (преимуществами). Эти пошлины применяются, как правило, промышленно развитыми странами в отношении стран развивающихся и (некоторых) с переходной экономикой. В рамках преференций может предоставляться и беспошлинный режим.

Дополнительные пошлины могут вводиться для решения конкретных задач, связанных с резким изменением экономической ситуации. Например, в России с 15 августа по 31 декабря 1998 г. действовала дополнительная импортная 3%-ная пошлина на все товары, ввозимые на таможенную территорию РФ из всех стран, за исключением государств - участников соглашений о Таможенном союзе. Эта пошлина взималась сверх действовавших в тот период основных ставок таможенных пошлин.

По способу установления ставки таможенных пошлин делятся на адвалорные, специфические и смешанные.

Адвалорные ставки таможенных пошлин представляют фиксированный процент от таможенной стоимости товара. Например, для мебельной фурнитуры установлена ставка таможенной пошлины в размере 15% таможенной стоимости товара.

Специфические ставки пошлин не связаны с таможенной стоимостью и установлены в определенных денежных единицах пропорционально количеству, весу или иным физическим единицам измерения товаров (объему, штукам и т. п.), которые перемещаются через таможенную границу. Использование специфических ставок исключает влияние изменения мировых цен на объем поступлений таможенных пошлин в бюджет, а также лишает смысла все маневры с определением и исчислением таможенной стоимости импортируемого товара. В российской практике специфические ставки, как правило, устанавливаются в евро (до этого в ЭКЮ). Так, для сырой нефти и сырых нефтепродуктов в сентябре 2000 г. была установлена ставка вывозной таможенной пошлины в 34, а для мазута в 27 евро за тонну.

Смешанные (или комбинированные) ставки таможенных пошлин представляют собой, как это следует из их названия, комбинацию специфических и адвалорных ставок. Комбинирование этих ставок позволяет использовать преимущества обоих принципов построения ставок. Так, ставка может быть установлена как адвалорная (процент от таможенной стоимости товара), но с фиксированным пределом (не менее определенной величины исходя из физических параметров товара), или адвалорная ставка может дополняться специфической. Например, по такой товарной позиции, как мебель из пластмасс, в 2000 г. была установлена ставка ввозной пошлины в 20%, но не менее 1,3 евро за 1 кг.

Объектом налогообложения таможенной пошлиной является факт пересечения товаром таможенной границы РФ. При этом налоговая база определяется как таможенная стоимость товара, если ставки таможенной пошлины установлены как адвалорные или комбинированные, или как объем товара в физических единицах (веса, объема, мощности и т. д.), если ставки таможенной пошлины установлены как специфические.

Плательщиком таможенной пошлины является декларант - юридическое или физическое лицо, заявляющее в таможенной декларации от собственного имени товары, подлежащие перемещению через таможенную границуРФ, а также их стоимость, количество, массу и другие параметры. В качестве декларанта могут выступать лица, перемещающие товары, и таможенные брокеры (организации, обладающие соответствующей лицензией ГТК и специализирующиеся на предоставлении услуг по всему комплексу мероприятий таможенного оформления и процедуре пересечения товарами таможенной границы).

Отечественное законодательство допускает возможность уплаты таможенной пошлины другим лицом, не являющимся декларантом, если эта обязанность делегируется такому лицу декларантом.

К числу важнейших косвенных налогов относятся также таможенные пошлины и сборы. Они являются инструментом торговой политики и государственного регулирования внутреннего российского рынка при его взаимодействии с мировым рынком.

Таможенными называются налоги, которыми облагаются импортируемые и экспортируемые товары. Они выполняют несколько функций. Во-первых, защищают отечественного товаропроизводителя от конкуренции со стороны иностранных товаров. Во-вторых, используются как средство регулирования изменений в структуре производства и потребления. В-третьих, способствуют рационализации структуры экспорта и импорта. Они призваны содействовать оперативному регулированию налогообложения перемещения товаров через таможенную границу, поэтому право на установление размеров таможенных пошлин по конкретным товарам, перемещаемым через таможенную границу, в отличие от других налогов и сборов принадлежит Правительству РФ.

До вступления в силу Налогового кодекса РФ таможенные пошлины относились к федеральным законам. И даже в первой редакции Налогового кодекса РФ (до 1 января 2005 г.) таможенные пошлины и сборы входили в число федеральных налогов. В настоящее время таможенные пошлины не входят в налоговую систему РФ и взимаются согласно Таможенному кодексу РФ, Закону РФ от 21 мая 1993 г. № 5003-1 «О таможенном тарифе», а также ряду нормативных правовых документов.

Сегодня таможенные пошлины относятся к неналоговым платежам, что, на наш взгляд, не совсем справедливо, так как таможенная пошлина обладает всеми признаками налога: она носит обязательный характер; взимается в форме отчуждения денежных средств, принадлежащих плательщикам на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления; взыскивается без встречного удовлетворения и поступает в государственную казну для финансового обеспечения деятельности государства.

Различают три вида таможенных пошлин: ввозные, вывозные и транзитные.

Ввозные (импортные) пошлины - взимаются с импортируемых товаров, провозимых через таможенную границу или отпускаемых с таможенных складов, расположенных внутри страны. Они устанавливаются в фискальных целях либо для ограждения собственного рынка, либо для предотвращения доступа товаров извне. Это самый распространенный вид таможенных налогов. Доля ввозных таможенных пошлин в общей сумме таможенных пошлин составляет около 25%.

Вывозные (экспортные) пошлины - взимаются с товаров при вывозе их за таможенную территорию. Эти пошлины служат для того, чтобы ограничивать вывоз товаров из страны. Чаще всего они применяются к товарам, по которым в области экспорта страна обладает монополией. В настоящее время в России экспортные пошлины в основном существуют на сырьевые товары. На долю этой категории пошлин приходится около 75% всей суммы таможенных пошлин.

Транзитные пошлины взимаются за провоз товаров через границу. Они достаточно широко используются многими странами в фискальных целях и взимаются в виде: разрешительных, гербовых сборов, платы за провоз грузов и т.п. Основной целью введения транзитных таможенных пошлин является регулирование грузопотоков через территорию страны. В мировой практике транзитные пошлины встречаются редко. В российской практике этот вид таможенных пошлин также практически не используется.

По характеру взимания ставки таможенных пошлин делятся на специфические, адвалорные и смешанные.

При специфическом тарифе пошлина взимается в твердой фиксированной сумме с натуральной единицы продукции (веса, объема, штуки и т.п.). При адвалорном тарифе пошлина взимается в виде процента к таможенной стоимости товара, а при смешанном тарифе (коммулятивном) устанавливается частично в твердой сумме, частично в процентах.

По характеру происхождения пошлины бывают:

  • автономные - это пошлины, которые устанавливаются отдельными странами в одностороннем порядке, вне зависимости от каких-либо многосторонних или двусторонних договоров. Величина этой пошлины может быть изменена в связи с интересами государства без согласования со странами-партнерами;
  • конвенционные (договорные) - это пошлины, которые устанавливаются на основе соглашения между странами. Они не могут быть изменены странами в одностороннем порядке. Существует также целый ряд специальных пошлин. К их числу относят антидемпинговые пошлины, которые взимаются сверх обычных при обнаружения факта демпинга. С их помощью ликвидируются условия для демпинга, т.е. ввозимый товар теряет преимущество перед аналогичным товаром данной страны.

Уравнительные пошлины взимаются с импортируемых товаров с целью выравнивания цен импортных товаров с ценами товаров отечественного производства. Они применяются для поддержания определенного уровня цен на отечественные товары.

Преференциальные пошлины (предпочтительные) - это льготные пошлины, которые вводятся в пониженных размерах для одной или нескольких стран. Чаще всего они ниже минимальных или равны нулю, что равноценно беспошлинному провозу.

В противоположность преференциальным существуют дискриминационные пошлины , которые вводятся для ограничения ввоза отдельных товаров.

Существуют еще компенсационные пошлины, которые взимаются с целью нейтрализации субсидий, предоставленных государством импортеру товара. Главной целью всех специальных пошлин является противодействие вытеснению с рынка отечественных производителей из-за поступления более дешевых импортных товаров.

Объектом обложения таможенными пошлинами являются товары, перемещаемые через таможенную границу. Налоговой базой для целей исчисления таможенных пошлин являются таможенная стоимость товаров и (или) их количество.

Таможенная стоимость определяется декларантом самостоятельно согласно методам определения таможенной стоимости. Контроль за правильностью определения таможенной стоимости осуществляют таможенные органы в порядке, определяемом Федеральной таможенной службой РФ, в соответствии с Таможенным кодексом РФ.

Для определения размера таможенной пошлины применяются ставки таможенной пошлины. В РФ существует огромное количество ставок, которые устанавливаются в зависимости от номенклатуры ввозимого товара, от их характеристик, от страны происхождения и других условий.

В большинстве стран, в том числе и в России, применяются адвалорные, специфические и комбинированные ставки пошлин.

Специфические ставки таможенной пошлины начисляются за единицу облагаемых товаров, т.е. они взимаются с веса, объема, штуки товара. В РФ специфические ставки устанавливаются, как правило, в евро. В долларах США устанавливаются только ставки по нефти и газу. В этом случае используется следующая формула:

Пи = Вт х Си х Ке: Кв,

где Пи - размер таможенной пошлины; Вт - количество товара; Си - ставка таможенной пошлины в евро за единицу товара; Ке -курс евро, установленный Банком России на дату принятия таможенной

декларации; Кв - курс валют, в которой указана таможенная стоимость товара, установленный Банком России на дату принятия таможенной декларации.

Адвалорная ставка устанавливается в процентах к таможенной стоимости облагаемых товаров. При этом используется следующая формула:

Пи = Ст х Си,

где Пи - размер таможенной пошлины; Ст - таможенная стоимость товара; Си - ставка таможенной стоимости, установленная в процентах к таможенной стоимости товара.

Комбинированные, или смешанные, ставки пошлины сочетают в себе адвалорный и специфический принципы обложения. В этом случае сначала исчисляется размер пошлины по ставке в евро за единицу товара, затем исчисляется размер ставки по адвалорной ставке. Для определения окончательного размера таможенной пошлины, подлежащей уплате, используется наибольшая из полученных величин, определяемая по каждой формуле.

В отличие от других налогов таможенные платежи уплачиваются непосредственно таможенному органу до принятия или одновременно с принятием таможенной декларации.

Кроме таможенных пошлин на границе взимаются также таможенные сборы. Они бывают трех видов: таможенные сборы за таможенное оформление (при декларировании товаров); таможенные сборы за таможенное сопровождение; таможенные сборы за хранение (при хранении товаров на складе временного хранения или на таможенном складе таможенного органа).

Таможенные пошлины не являются регулирующим налогом. Они в полном объеме вносятся в федеральный бюджет и составляют значительную часть его доходов. Вместе с тем сегодня неиспользованные резервы увеличения таможенных платежей остаются еще значительными.

В целях совершенствования фискальной и регулирующей функций таможенной системы следует:

  • 1) последовательно снизить средневзвешенную и максимальную импортную пошлину;
  • 2) максимально укрупнить товарные группы;
  • 3) отказаться от прямых и косвенных форм квотирования экспорта и импорта (кроме исключительных случаев, связанных с защитой внутреннего рынка сельскохозяйственной продукции);
  • 4) ликвидировать все существующие льготы;
  • 5) исключить регулятивные функции из компетенции таможенных органов (кроме вопросов внутриведомственной организации работ);
  • 6) в целях укрепления связей таможенных и налоговых органов следует ввести идентификацию товаров, основанную на грузовой таможенной декларации. Этот документ должен сопровождать товар вплоть до конечного потребления, что позволит любому проверяющему, вплоть до розничной торговли, выяснить, соблюдены ли таможенные формальности при ввозе товара.

Таможенные пошлины - косвенные налоги (взносы, платежи) на импортные, экспортные и транзитные товары, поступающие в доход государственного бюджета; взимаются таможенными органами данной страны при ввозе товара на ее таможенную территорию или его вывозе с этой территории по ставкам, предусмотренным в таможенном тарифе, и являются неотъемлемым условием такого ввоза или вывоза.

Под таможенно-тарифным регулированием следует понимать совокупность таможенных и тарифных мер, используемых в каче­стве национального торгово-политического инструментария в целях регулирования внешней торговли, защиты национальных произво­дителей на внутреннем рынке, регулирования структуры экспорта и импорта товаров, а также пополнения доходной части федерального бюджета.

Таможенный тариф. Классическим инструментом регулирования внешней торговли являются таможенные тарифы, которые по харак­теру своего действия относятся к экономическим регуляторам внеш­ней торговли. В соответствии со ст. 2 Закона Российской Федерации «О таможенном тарифе» таможенный тариф РФ - свод ставок тамо­женных пошлин (таможенного тарифа), применяемых к товарам, перемещаемым через таможенную границу Российской Федерации и систематизированным в соответствии с Товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности (ТН ВЭД).

Таможенный тариф применяется в отношении ввоза товаров на таможенную территорию Российской Федерации и вывоза товаров с этой территории.

В ТН ВЭД указываются ставки таможенных пошлин, взимаемых при ввозе и вывозе товаров и транспортных средств через таможен­ную территорию Российской Федерации.

_________________

Элементами таможенного тарифа являются: таможенные пош­лины, их виды и ставки, система группировки товаров, таможенная стоимость товаров и методы ее определения, тарифные льготы, пре­ференции и привилегии.

Таможенная пошлина - это обязательный взнос (платеж), взима­емый таможенными органами при ввозе товаров на таможенную тер­риторию страны или при их вывозе с этой территории и являющийся неотъемлемым условием такого ввоза или вывоза. Уплата таможенной пошлины носит обязательный характер и обеспечивается мерами государственного принуждения.

Выделяется ряд экономических функций таможенных пошлин:

    протекционистская - для защиты национального производ­ства от притока в страну иностранных товаров;

    преференциальная - для стимулирования импорта товаров из определенных стран и районов;

    статистическая - для более точного учета внешнеторгового оборота;

    уравнительная - для выравнивания цен на импортные товары и товары местного производства.

Наиболее заметная функция таможенных пошлин - это их це-нообразующая роль - создание стоимостного барьера, повышаю­щего цену импортного товара и создающего разрыв в уровне цен на товары в разных странах. Значение пошлин как фактора, повыша­ющего цену иностранного товара, различно по отдельным товарам. По одним (сырьевые, некоторые виды полуфабрикатов) оно обычно невелико, по другим (готовые промышленные изделия и сельскохо­зяйственные товары) - значительно. Таможенная пошлина является первым и часто основным факто­ром, повышающим цену конкретного иностранного товара при его движении на внутренний рынок страны. Однако на этом ценообра-зующая роль пошлины не заканчивается. Дело в том, что, создавая разницу в ценах конкретных товаров на мировом и внутреннем рын­ках, пошлина влияет на общий уровень товарных цен в стране. Она позволяет национальным производителям повысить общий уровень

____________________

Рассматривать таможенную пошлину как обычный налог, взима­емый с целью пополнения доходной части бюджета, далеко неправо­мерно с точки зрения общепризнанных принципов и норм между­народного права.

Так, согласно принципам и нормам ГАТТ таможенная пошлина является торгово-политическим инструментом, главная цель которого состоит в оперативном регулировании внешнеторгового оборота. Таможенная пошлина - это прежде всего не фискальная, а ценовая категория, выполняющая функцию регулятора внешнеторговых опера­ций либо в сторону протекционизма, либо в сторону свободной тор­говли. Введение таможенных пошлин направлено на защиту интересов отечественных товаропроизводителей, обеспечение оптимального соотношения между конкурирующим с отечественным производст­вом товаров импортом аналогичных иностранных товаров.

Ставка таможенной пошлины - это указанный в таможенном та­рифе денежный размер платежа, подлежащий взиманию таможенными органами за конкретный товар, ввозимый на таможенную территорию России или вывозимый с ее таможенной территории. Ставки таможен­ных пошлин определяются Правительством РФ, являются едиными и не подлежат изменению в зависимости от лиц, перемещающих товары через таможенную границу, видов сделок и каких-либо других факторов.

Виды ставок пошлин. Существует следующая классификация таможенных пошлин в зависимости от способа их исчисления.

По способу взимания:

адвалорные пошлины {ай \а1огет йи1у) - исчисляются в про­ центах к таможенной стоимости товаров, облагаемых таможенной пошлиной.

Адвалорная пошлина - наиболее употребительная среди приме­няемых в международной торговле пошлин ввиду простоты ее расчета, большего соответствия принципам, нормам и правилам международ­ной торговли, способности служить инструментом сравнения степе­ней защиты рынка.

Исчисление таможенной пошлины в отношении товаров, облага­емых пошлиной по адвалорным ставкам, производится по формуле:

С ПА - Т с х П А < 100% где С ПА - сумма таможенной пошлины;

Т - таможенная стоимость товара, руб.; П д - ставка таможенной пошлины, установленная в процентах к таможенной стоимости товара.

специфические пошлины {зресЩс йШу) - начисляются в уста­ новленном размере за единицу товаров, облагаемых таможенной пошлиной. Специфические пошлины наряду с комбинированными формируют пиковые ставки таможенных тарифов и служат инстру­ ментом защиты внутреннего рынка.

Таможенная пошлина в отношении товаров, облагаемых пошли­ной по специфическим ставкам, исчисляется по формуле:

С ПС т >< П с >< К Е"

где С пс - сумма таможенной пошлины;

В т - количественная или физическая характеристика товара

в натуральном выражении; П с - ставка таможенной пошлины в евро за единицу товара; К Е - курс евро, установленный ЦБ РФ.

При исчислении сумм таможенных пошлин, взимаемых по спе­цифическим ставкам, установленным в евро за килограмм массы товара, или комбинированным ставкам со специфической составля­ющей в евро за килограмм массы товара, в качестве основы исчис­ления используется масса товара с учетом его первичной упаковки, которая неотделима от товара до его потребления и в которой товар представляется для розничной продажи.

комбинированные пошлины (сотЫпеа 1 йи1у), сочетающие оба названных выше вида исчисления размера таможенной пошлины, то есть исчисляемые в процентах от стоимости облагаемого товара с добавлением определенной денежной суммы, привязанной к нату­ральному (физическому) объему товара. Комбинированные пошлины обычно формируют пиковые ставки таможенных тарифов и служат инструментом защиты внутреннего рынка.

Адвалорные пошлины аналогичны пропорциональному налогу на продажу и применяются обычно при обложении товаров, имеющих различные качественные характеристики в рамках одной товарной группы. Положительной чертой адвалорных пошлин является поддер­жание одинакового уровня защиты внутреннего рынка независимо от колебания цен на товар, изменяются лишь доходы бюджета.

Специфические пошлины обычно накладываются на стандарти­зированные товары и имеют неоспоримое преимущество, поскольку просты в администрировании и в большинстве случаев не оставляют свободы для злоупотреблений. Однако уровень таможенной защиты с помощью специфических пошлин сильно зависит от колебания цен на товары.

В мировой практике таможенные пошлины в зависимости от направленности перемещения товаров подразделяются на импортные (ввозные), экспортные (вывозные) и транзитные.

Импортные пошлины накладываются на импортные товары при выпуске их для свободного обращения на внутреннем рынке страны. Они являются преобладающей формой пошлин, используемой всеми странами мира для защиты национальных производителей от ино­странной конкуренции.

Экспортные пошлины применяютя к экспортным товарам при вы­пуске их за пределы таможенной территории государства. Они исполь­зуются обычно в случае больших различий в уровне внутренних регулируемых цен и свободных цен мирового рынка на отдельные товары. Их цель - сокращение экспорта и пополнение бюджета.

Транзитные пошлины, которые в настоящее время практически нигде, в том числе и в России, не используются, взимаются с товаров, провозимых через таможенную территорию страны транзитом в дру­гие страны, и служат, как правило, неким регулятором сдерживания транзитных грузопотоков. Они используются преимущественно как средство торговой войны.

В отдельную группу принято выделять так называемые сезонные и особые виды таможенных пошлин, применяемых с целью защиты внутреннего рынка от импорта определенного вида товара или видов товаров.

Сезонные пошлины. Согласно ст. 6 Закона «О таможенном тарифе» для оперативного регулирования ввоза и вывоза товаров Правительст­вом Российской Федерации могут устанавливаться сезонные пошлины. При этом ставки таможенных пошлин, предусмотренные таможенным тарифом, не применяются. Срок действия сезонных пошлин не может превышать шести месяцев в году.

В целях оперативного регулирования внешнеторговых операций таможенно-тарифное регулирование внешнеторговых операций с по­мощью сезонных пошлин носит ограниченный во времени характер. Сезонные пошлины применяются в отношении сельскохозяйствен­ных продуктов и некоторых других товаров. Они связаны с сезонными ценами, под которыми понимаются закупочные и розничные цены на некоторую продукцию сельского хозяйства (овощи, фрукты, кар­тофель), циклически меняющиеся по временам года. Сезонная диф­ференциация цен осуществляется с учетом различий в издержках производства и соотношения спроса и предложения на такие товары.

Эффективная защита интересов отечественных потребителей и товаропроизводителей от неблагоприятных воздействий мирового рынка предполагает немедленное реагирование таможенного законо­дательства на существенные сезонные колебания цен на сельскохо­зяйственные и иные товары.

Механизм использования сезонных пошлин предполагает, что в период их действия ставки таможенных пошлин, установленные по данным товарным позициям в таможенном тарифе, не приме­няются.

Таможенные пошлины по своему экономическому содержанию и характеру действия относятся к стоимостным, рыночным регуля-

торам внешнеторгового оборота. Как всякий налог, пошлина увели­чивает цену товара и снижает его конкурентоспособность. Однако за внешне простым и односложным действием пошлины на внеш­нюю торговлю скрыты сложные и многоплановые процессы, гене­ратором которых выступает таможенное обложение.

Экономическая роль импортных пошлин, прежде всего, связана с тем что, воздействуя на цены товаров и отгораживая национальные рынки от мировых, они, повышая уровень внутренних цен, активно влияют на накопление капитала, темпы развития и норму прибы­ли отдельных отраслей экономики, нивелируют различия в нацио­нальных и международных условиях производства. Другими слова­ми, таможенная политика затрагивает самые существенные стороны национального производства.

Уровень таможенного обложения неодинаков в различных госу­дарствах. Однако определенная закономерность при сопоставлении ставок пошлин на одинаковые товары в различных странах просле­живается достаточно четко - пошлины в развивающихся странах существенно выше, чем в развитых государствах. Это связано с тем, что развивающиеся страны с помощью таможенного обложения за­щищают отдельные отрасли своей национальной экономики, со­действуя их ускоренному развитию.

По мнению профессора И. И. Дюмулена, пошлины можно клас­сифицировать следующим образом :

Таможенные пошлины по объекту обложения делятся на две груп­пы: импортные таможенные пошлины и экспортные таможенные пошлины.

Импортные таможенные пошлины начисляются на импортные товары как условие их выпуска в свободное обращение на внутрен­ний рынок страны. Эта группа применяется всеми странами. Ими облагаются более 80% товаров, импортируемых всеми странами мира. Они играют разную роль в экономике различных стран. В большинстве случаев эта роль торгово-политическая, с их помо­щью регулируется импорт иностранных товаров, осуществляются задачи и цели торговой политики. В большинстве развивающих­ся стран импортные таможенные пошлины выполняют серьезную фискальную роль и служат часто основным источником доходов го­сударственного бюджета. Характерно, что по мере экономическо­го развития страны фискальная роль таможенных пошлин падает. Например, в США еще в конце XIX века свыше 50 % всех поступле­ний в бюджет покрывалось за счет импортных пошлин. Сейчас эта доля составляет 1,5%.

Экспортные таможенные пошлины - это пошлины, которыми облагаются вывозимые товары. Экспортные таможенные пошлины обычно применяются теми странами, которые занимают лидирую­щее место в мировой торговле отдельными товарами. Экспортная пошлина в этом случае - своеобразная рента, взимаемая с ино­странного покупателя товара за счет некоторого повышения экс­портной цены товара. В современной торгово-политической прак­тике экспортные пошлины применяются крайне редко.

По способу взимания различают четыре вида таможенных по­шлин: адвалорные, специфические, альтернативные и комбини­рованные.

Адвалорные ставки начисляются в процентах к таможенной сто­имости облагаемых товаров (например, 15% от таможенной стои­мости автомобиля). Адвалорные пошлины - это наиболее простой метод расчета денежной величины пошлины. Они являются наибо­лее распространенными видами таможенных пошлин. В большин­стве стран мира адвалорными пошлинами облагается примерно 90 % номенклатуры ввозимых товаров. Адвалорные ставки пошлин об­легчают и процесс переговоров о взаимном снижении таможенных барьеров, поскольку дают простую и наглядную базу для сопостав­ления высоты обложения товаров пошлинами.

Специфические ставки - это пошлины, размер которых устанав­ливается в денежных единицах за единицу облагаемого товара (20 долларов за тонну груза, один доллар за литр вина и т. п.). Специ­фические пошлины напрямую не связаны с ценой товара, и денеж­ный доход от их взимания зависит только от объема ввозимого или вывозимого товара. На первый взгляд, различия между адвалорной и специфической пошлинами носят чисто технических характер. Однако в таможенном деле всегда за организационно-технически­ми различиями стоят торгово-политические и экономические цели. Адвалорная и специфическая пошлины по разному ведут себя при изменениях цен. При росте цен денежные сборы от адвалорных пошлин растут пропорционально росту цен, а уровень протекцио­нистской зашиты остается неизменным. В этих условиях адвалор­ные пошлины оказываются более эффективными, нежели специфи­ческие. А при падении цен - специфические ставки оказываются более стабильными, и степень их протекционистской защиты по­вышается. В связи с нестабильностью цен и различием цен в раз­ных странах на одни и те же товары специфические ставки пошлин трудно сопоставлять при ведении торговых переговоров. Поэтому в рамках ВТО действует рекомендация, обращенная ко всем стра­нам мира, - постепенно изменить специфические ставки пошлин на адвалорные ставки.

Альтернативная ставка пошлины содержит одновременно адва­лорную и специфическую пошлину с примечанием, что взимается та из них, которая дает наибольшую величину таможенного сбора (например, 20 долларов за тонну груза или 10 % с цены товара, ко­торая выше).

Комбинированные ставки пошлин сочетают оба вида таможенного обложения (например, 15 % от таможенной стоимости товара, но не более 20 долларов за тонну).

По характеру обложения таможенные пошлины включают мини-мальные, максимальные и преференциальные ставки пошлин.

Максимальные ставки пошлин устанавливаются на основе одно­сторонних решений органов государственной власти страны. Они обычно носят автономный характер и являются верхним пределом уровня таможенного обложения, который может применять испол­нительная власть страны.

Минимальные ставки пошлин - это, как правило, ставки пошлин, которые применяются в отношении товаров тех стран, которые пользуются режимом наибольшего благоприятствования. Обычно эти ставки пошлин имеют так называемый конвенционный (договор­ный) характер. Эти ставки устанавливаются на основе двусторонних или многосторонних соглашений и применяются в течение того вре­мени, пока действуют эти соглашения.

Преференциальные ставки пошлин - это более низкие ставки по­шлин, чем минимальные. Эти ставки пошлин, как правило, уста­навливаются односторонним решением правительства страны их вводящей. Преференциальные ставки пошлин в современных усло­виях применяются в двух направлениях: их используют развитые страны в отношении товаров, ввозимых из развивающихся стран, и их используют развивающиеся страны в торговле друг с другом. По решению ООН в отношении товаров, происходящих из наименее развитых стран, развитые государства применяют нулевые ставки пошлин. Каждая страна, предоставляющая преференциальные став­ки пошлин другой стране, как правило, ограничивает товарную но­менклатуру в отношении преференциальных ставок пошлин.

Следует еще отметить так называемые сезонные ставки пошлин. Эти ставки пошлин обычно применяются в отношении сельскохо­зяйственных товаров с целью защиты национального производства. Их величина изменяется в зависимости от времени года (например, 20% к стоимости ввозимой клубники в июле-августе и 10% - в остальные месяцы года).

В последнее десятилетие получили распространение так называ­емые тарифные квоты, которые предусматривают различные ставки пошлин на товары, ввозимые в рамках, тарифной квоты, и вне ее. Например, ставка пошлины на пшеницу в стране - 20 % с цены то­вара. Устанавливается тарифная квота в 20 000 тонн со ставкой пошлины в 10%. Это означает, что первые 20 000тонн пшеницы будут облагаться ставкой пошлины в 10%. Последующий ввоз облагается 20 %-ной ставкой. Другими словами, тарифная квота - это заранее установленное количество товара (квота), которое можно ввезти по заранее установленной более низкой ставке пошлины. Тариф­ные квоты широко применяются как инструмент аграрного про­текционизма.

По способу взимания:

    адвалорные - начисляются в процентах к таможенной сто­имости облагаемых товаров (например, 20% от таможенной стоимости);

    специфические - начисляются в установленном размере за единицу облагаемого товара (например, 10 долларов за одну тонну);

    комбинированные - сочетают оба названных вида таможен­ного обложения (например, 20 % от таможенной стоимости, но не более 10 долларов за одну тонну).

По объекту обложения:

Импортные - пошлины, которые накладываются на импорт­ ные товары при выпуске их для свободного обращения на вну­ треннем рынке страны. Являются преобладающей формой

пошлины, применяемой всеми странами мира для защиты на­циональных производителей от иностранной конкуренции;

    экспортные - пошлины, которые накладываются на экспорт­ные товары при выпуске их за пределами таможенной терри­тории государства. Применяются крайне редко отдельными странами, обычно в случае больших различий в уровне вну­тренних регулируемых цен и свободных цен мирового рынка на отдельные товары и имеет целью сократить экспорт и по­полнить бюджет;

    транзитные - пошлины, которые накладываются на товары, перевозимые транзитом через территорию данной страны. Встречаются крайне редко и используются преимущественно как средства торговой войны.

По характеру:

    сезонные - пошлины, которые применяются для оперативно­го регулирования международной торговли продукцией сезон­ного характера, прежде всего сельскохозяйственной. Обычно срок их действия не может превышать несколько месяцев в год, и на данный период действия обычного таможенного та­рифа по этим товарам приостанавливается;

    антидемпинговые - пошлины, которые применяются в слу­чае ввоза на территорию страны товаров по цене более низкой, чем их нормальная цена в экспортирующей стране, если та­кой импорт наносит ущерб местным производителям подоб­ных товаров, либо препятствует организации и расширению национального производства таких товаров;

Компенсационные - пошлины, накладываемые на импорт тех товаров, при производстве которых прямо или косвенно использовались субсидии, если их импорт наносит ущерб на­ циональным производителям таких товаров.

По происхождению:

Автономные - пошлины, вводимые на основании односто­ ронних решений органов государственной власти страны. Обычно решение о введении таможенного тарифа принима­ ется в виде закона парламентом государства, а^ конкретные ставки таможенных пошлин устанавливаются соответствую­щим ведомством (обычно Министерством торговли, финан­сов или экономики) и одобряются правительством;

    конвенционные (договорные) - пошлины, устанавливаемые на базе двустороннего или многостороннего соглашения, такого как Генеральное соглашение о тарифах и торговле (ГАТТ), или соглашения о таможенном союзе;

    преференциальные - пошлины, имеющие более низкие став­ки по сравнению с обычно действующим таможенным тари­фом, которые накладываются на основе многосторонних со­глашений на товары, происходящие из развивающихся стран. Цель преференциальных пошлин - поддержать экономиче­ское развитие этих стран за счет расширения их экспорта. С 1971 года действует Общая система преференции, предусма­тривающая значительное снижение импортных тарифов раз­витых стран на импорт готовой продукции из развивающихся стран. Россия, как и многие другие страны, с импорта из разви­вающихся стран не взимает таможенные пошлины вообще.

По типам ставок:

    постоянные - таможенный тариф, ставки которого едино­временно установлены органами государственной власти и не могут изменяться в зависимости от обстоятельств. Подавля­ющее большинство стран мира имеет тарифы с постоянными ставками;

    переменные - таможенный тариф, ставки которого могут из­меняться в установленных органами государственной власти случаях (при изменении уровня мировых или внутренних цен, уровня государственных субсидий). Такие тарифы - довольно редкое явление, но используются, например, в Западной Ев­ропе, в рамках единой сельскохозяйственной политики.

По способу вычисления:

Номинальные - тарифные ставки, указанные в таможенном тарифе. Они могут дать только самое общее представление об уровне таможенного обложения, которому страна подвергает свои импорт или экспорт;

Эффективные - реальный уровень таможенных пошлин на конечные товары, вычисленные с учетом уровня пошлин, на­ложенных на импортные узлы и детали этих товаров. Практика тарифных переговоров в рамках ГАТТ, а теперь в ВТО привела к появлению еще нескольких видов таможенных пошлин. Прежде всего, это так называемые «связанные ставки». Связывание (консолидации) ставок пошлин означает обязательство государства не повышать уровень таможенного обложения выше взятого на себя обязательства. Связанные ставки - это максимальные ставки по­шлин, которые страна-участник Соглашения имеет право приме­нять в рамках Соглашения. Вместе с тем государство имеет право использовать более низкие ставки пошлин, получившие название «фактически применяемые ставки». В настоящее время большин­ство стран-членов ВТО связали ставки почти на все импортируе­мые товары.

Ставки таможенных пошлин

и порядок их установления

В соответствии со статьей 4 ФЗ «О таможенном тарифе» в Россий­ской Федерации применяются следующие виды ставок пошлин:

    адвалорные, начисляемые в процентах к таможенной стоимо­сти облагаемых товаров;

    специфические, начисляемые в установленном размере за единицу облагаемых товаров;

    комбинированные, сочетающие оба названных вида таможен­ного обложения.

Ставки таможенных пошлин являются едиными и не подлежат изменению в зависимости от лиц, перемещающих товары через та­моженную границу РФ, видов сделок и других факторов, за исклю­чением случаев, предусмотренных Законом о таможенном тарифе.

Ставки ввозных таможенных пошлин определяются Правитель­ством

________________

Статья 319. Возникновение и прекращение обязанности по уплате таможенных пошлин, налогов. Случаи, когда таможенные пошлины, налоги не уплачиваются

1. При перемещении товаров через таможенную границу обязанность по уплате таможенных пошлин, налогов возникает:

1) при ввозе товаров - с момента пересечения таможенной границы;

2) при вывозе товаров - с момента подачи таможенной декларации или совершения действий, непосредственно направленных на вывоз товаров с таможенной территории Российской Федерации.

2. Таможенные пошлины, налоги не уплачиваются в случаях, если:

1) в соответствии с законодательством Российской Федерации или настоящим Кодексом:

товары не облагаются таможенными пошлинами, налогами;

в отношении товаров предоставлено условное полное освобождение от уплаты таможенных пошлин, налогов, - на срок действия такого освобождения и при соблюдении условий, в связи с которыми предоставлено такое освобождение;

2) общая таможенная стоимость товаров, ввозимых на таможенную территорию Российской Федерации в течение одной недели в адрес одного получателя, не превышает 5 000 рублей;

3) до выпуска товаров для свободного обращения и при отсутствии нарушений лицами требований и условий, установленных настоящим Кодексом, иностранные товары оказались уничтоженными или безвозвратно утерянными вследствие аварии или действия непреодолимой силы либо в результате естественного износа или убыли при нормальных условиях транспортировки, хранения или использования (эксплуатации);

Таможенный тариф любой страны состоит из конкретных ставок таможенных пошлин,

которые используются для целей налогообложения ввозимых или вывозимых товаров.

Таможенная пошлина - обязательный взнос, взимаемый таможенными органами при импорте

или экспорте товара и являющийся условием импорта или экспорта. Таможенные пошлины

выполняют три основные функции :

- фискальную, которая относится и к импортным, и к экспортным пошлинам, поскольку они являются одной из статей доходной части государственного бюджета;

- протекционистскую (защитную), относящуюся к импортным пошлинам, поскольку с их помощью государство ограждает местных производителей от нежелательной иностранной конкуренции;

- балансировочную, которая относится к экспортным пошлинам, установленным с целью предотвращения нежелательного экспорта товаров, внутренние цены на которые по тем или иным причинам ниже мировых.

Классификации таможенных пошлин.

I. По способу взимания :

- адвалорные - начисляются в процентах к таможенной стоимости облагаемых товаров (например, 20% от таможенной стоимости);

- специфические - начисляются в установленном размере за единицу облагаемого товара (например, 10 долл. За 1 тонну);

- комбинированные - сочетают оба названных вида таможенного обложения (например, 20% от таможенной стоимости, но не более 10 долл. за 1г).

Адвалорные пошлины аналогичны пропорциональному налогу на продажу и применяются обычно при обложении товаров, которые имеют различные качественные характеристики в рамках одной товарной группы. Сильной стороной адвалорных пошлин является то, что они поддерживают одинаковый уровень защиты внутреннего рынка независимо от колебания цен на товар, изменяются лишь доходы бюджета. Например, если пошлина составляет 20 % цены товара, то при цене товара 200 долл. доходы бюджета составят 40 долл.

При увеличении цены товара до 300 долл. доходы бюджета возрастут до 60 долл., при падении цены товара до 100 долл. - сократятся до 20 долл. Но независимо от цены адвалорная пошлина повышает цену импортного товара на 20 %. Слабой стороной адвалорных пошлин является то, что они предусматривают необходимость таможенной оценки стоимости товара для целей обложения пошлиной. Поскольку цена товара может колебаться под воздействием многочисленных экономических (обменный курс, процентная ставка и пр.) и административных (таможенное регулирование) факторов, применение адвалорных пошлин связано с субъективностью оценок, что оставляет место злоупотреблениям.

Специфические пошлины обычно накладываются на стандартизированные товары и имеют неоспоримое преимущество, поскольку просты в администрировании и в большинстве случаев не оставляют свободы для злоупотреблений. Однако уровень таможенной защиты с помощью специфических пошлин сильно зависит от колебания цен на товары. Например, специфическая пошлина в 1000 долл. за один импортный автомобиль значительно сильнее ограничивает импорт автомобиля ценой 8000 долл., поскольку составляет 12,5% его цены, чем автомобиля ценой 12000 долл., поскольку составляет только 8,3% его цены. В результате, когда импортные цены возрастают, уровень защиты внутреннего рынка с помощью специфического тарифа падает. Но, с другой стороны, во время экономического спада и падения импортных цен специфический тариф увеличивает уровень защиты национальных производителей.


II. По объекту обложения :

- импортные - пошлины, которые накладываются на импортные товары при выпуске их для свободного обращения на внутреннем рынке страны. Являются преобладающей формой пошлин, применяемой всеми странами мира для защиты национальных производителей от иностранной конкуренции;

- экспортные - пошлины, которые накладываются на экспортные товары при выпуске их за пределы таможенной территории государства. Применяются крайне редко отдельными странами, обычно в случае больших различий в уровне внутренних регулируемых цен и свободных цен мирового рынка на отдельные товары, и имеют целью сократить экспорт и пополнить бюджет;

- транзитные - пошлины, которые накладываются на товары, перевозимые транзитом через территорию данной страны. Встречаются крайне редко и используются преимущественно как средство торговой войны.

III. По характеру :

- сезонные - пошлины, которые применяются для оперативного регулирования международной торговли продукцией cезонного характера, прежде всего сельскохозяйственной. Обычно срок их действия не может превышать нескольких месяцев в год, и на этот период действие обычного таможенного тарифа по этим товарам приостанавливается;

- антидемпинговые - пошлины, которые применяются в случае ввоза на территорию страны товаров по цене более низкой, чем их нормальная цена в экспортирующей стране, если такой импорт наносит ущерб местным производителям подобных товаров либо препятствует организации и расширению национального производства таких товаров;

- компенсационные - пошлины, накладываемые на импорт тех товаров, при производстве которых прямо или косвенно использовались субсидии, если их импорт наносит ущерб национальным производителям таких товаров.

Обычно эти особые виды пошлин применяются страной либо в одностороннем порядке в

чисто защитных целях от попыток недобросовестной конкуренции со стороны ее торговых партнеров, либо как ответная мера на дискриминационные и иные действия, ущемляющие интересы страны, со стороны других государств и их союзов. Введению особых пошлин обычно предшествует расследование, проводимое по поручению правительства или парламента, конкретных случаев злоупотреблений положением на рынке со стороны торговых партнеров. В процессе расследования проводятся двусторонние переговоры, определяются позиции, рассматриваются возможные объяснения возникшей ситуации и предпринимаются другие попытки решить разногласия политическим путем. Введение особой пошлины обычно становится крайним средством, к которому прибегают страны, когда все остальные способы урегулирования торговых разногласий исчерпаны.

IV. По происхождению :

- автономные - пошлины, вводимые на основании односторонних решений органов государственной власти страны. Обычно решение о введении таможенного тарифа принимается в виде закона парламентом государства, а конкретные ставки таможенных пошлин устанавливаются соответствующим ведомством (обычно министерством торговли, финансов или экономики) и одобряются правительством;

- конвенционные (договорные) - пошлины, устанавливаемые на базе двустороннего или многостороннего соглашения, такого как Генеральное соглашение о тарифах и торговле (ГАТТ) или соглашений о таможенном союзе;

- преференциальные - пошлины имеющие более низкие ставки по сравнению с обычно действующим таможенным тарифом, которые накладываются на основе многосторонних соглашений на товары, происходящие из развивающихся стран. Цель преференциальных пошлин – поддержать экономическое развитие этих стран за счет расширения их экспорта. С 1971 года действует Общая система преференций, предусматривающая значительное снижение импортных тарифов развитых стран на импорт готовой продукции из развивающихся стран. Россия, как и многие другие страны, с импорта из развивающихся стран не взимает таможенные пошлины вообще.

V. По типам ставок :

- постоянные - таможенный тариф, ставки которого единовременно установлены органами государственной власти и не могут изменяться в зависимости от обстоятельств. Подавляющее большинство стран мира имеет тарифы с постоянными ставками;

- переменные - таможенный тариф, ставки которого могут изменяться в установленных органами государственной власти случаях (при изменении уровня мировых или внутренних цен, уровня государственных субсидий). Такие тарифы - довольно редкое явление, но используются, например, в Западной Европе в рамках единой сельскохозяйственной политики.

VI. По способу вычисления :

- номинальные - тарифные ставки, указанные в таможенном тарифе. Они могут дать только самое общее представление об уровне таможенного обложения, которому страна подвергает свои импорт или экспорт;

- эффективные - реальный уровень таможенных пошлин на конечные товары, вычисленные с учетом уровня пошлин, наложенных на импортные узлы и детали этих товаров.

Таблица 1 - Виды таможенных пошлин

Таможенная пошлина – это обязательный платеж, взимаемый таможенными органами в связи с перемещением товаров через таможенную границу Союза (ст. 2 ТК ЕАЭС) (далее в тексте “пошлина” и “ТП”).

Правительство Российской Федерации, как и власти любых других стран, стремится решить две главные задачи внешнеэкономической деятельности. Первая – поддержать отечественного товаропроизводителя, в какой-то степени оградив его от конкуренции со стороны иностранных производителей. Вторая – обеспечить российским гражданам доступ к лучшим импортным товарам. Решение этих задач требует сбалансированной внешнеэкономической политики государства. Инструментом выступают методы тарифного и нетарифного регулирования внешнеэкономической деятельности. Тарифные методы регулирования это различные тарифы и сборы, взимаемые при совершении внешнеторговых операций. К нетарифным мерам регулирования относятся, прежде всего, лицензирование, квотирование, сертификация товаров или услуг и некоторые другие методы.

Большинство внешнеторговых операций облагаются таможенными сборами (таможенная пошлина, налог и сбор), задачей которых пополнять бюджет государства. А так как цели внешнеэкономических сделок могут быть разными (коммерческими, образовательными или благотворительными), то и размер пошлин тоже может разным – для каких-то видов деятельности она взимается в полном размере, а для каких-то видов государство вводит преференции в виде льготных пошлин (вплоть до 0%).

На территории Таможенного союза ставки таможенных пошлин определяются согласно единой Товарной номенклатуре внешнеэкономической деятельности Таможенного союза (ТН ВЭД) и Единого таможенного тарифа Таможенного союза (со вставками ввозных пошлин). Согласно этим документам, объектом обложения пошлиной являются товары, которые перемещаются через таможенную границу. Пошлина накладывается на таможенную стоимость товара или на его физические характеристики (потребительская единица: кол-во, ед, шт, кг, литры, объем и т.д.).

Мы подберем код ТН ВЭД на Ваш товар и сообщим таможенные платежи и пошлины

Как мы уже сообщали, пошлины далеко не единственный вид таможенных платежей. Также на таможне подлежат оплате:

  • таможенные сборы или сбор за таможенное оформление
    рассчитывается и уплачивается от стоимости ввозимого товара. При экспорте-вывозе с 04.09.2018 эта сумма не уплачивается! Ранее сбор за таможенное оформление был 750 рублей. "Федеральный закон от 3 августа 2018 года N 289-ФЗ "О таможенном регулировании в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации".
  • налог на добавленную стоимость (НДС)
    начисляется только на ввозимые товары и составляет в РФ: 0% , 10% или 20% (до 31.12.18 составлял 18%)
  • акцизы
    начисляются только на акцизные товары: нефтепродукты, автомобили, алкоголь, табак, и др.

Согласно ТК ЕАЭС в 2019 году применяются следующие виды таможенных пошлин:

  • Вывозная (на вывоз);
  • Специальная;
  • Антидемпинговая;
  • Компенсационная.

Ввозная таможенная пошлина (импортная) – это обязательный платеж, взимаемый таможенными органами государств – членов Евразийского экономического союза в связи с ввозом товаров на таможенную территорию Евразийского экономического союза (п. 2 ст. 25 Договора о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 года), является инструментом таможенно-тарифного регулирования внешнеторговой деятельности. В условиях функционирования Евразийского экономического союза устанавливается и применяется Единый таможенный тариф и иные единые меры регулирования внешней торговли с третьими странами (Договор о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 года) (далее – Договор о Союзе).

Вывозная таможенная пошлина (экспортная) – это обязательный платеж, взимаемый таможенными органами государств – членов Евразийского экономического союза при вывозе товаров за пределы таможенной территории Евразийского экономического союза.

Специальные, антидемпинговые и компенсационные пошлины относятся к группе особых таможенных тарифов, устанавливаются международными договорами или законодательством государств - членов Таможенного союза. Они взимаются в том же порядке, что и ввозная ТП (ФЗ от 8 декабря 2003 года №165-ФЗ (ред. От 4 июня 2014 года) “О специальных защитных, антидемпинговых и компенсационных мерах при импорте товаров”).

Другая группа таможенных тарифов – сезонные пошлины . Они носят сезонный характер и применяются по отношению к сельскохозяйственной продукции. Их цель – защитить отечественного товаропроизводителя и простимулировать собственное сельское хозяйство. Они применяются применяются в период сбора и реализации урожая и заменяют собой привычные ставки пошлин, действующих в другое время года.

Виды таможенных ставок

Единый Таможенный Тариф позволяет применять к одним и тем же товарам разные виды таможенных ставок: адвалорные, специфические и комбинированные. Зная виды таможенных ставок, можно произвести расчет ставки таможенной пошлины.

Адвалорная ставка не имеет фиксированной суммы и представляет процент от таможенной стоимости товара (стоимость товара+стоимость доставки товара до границы). Например, при ввозе партии вешалок для одежды оплате на таможне подлежит сумма равная 9% от таможенной стоимости партии.

Формула расчета пошлины по адвалорной ставке:



Сп – сумма пошлины
Стов – таможенная стоимость ввозимого/вывозимого товара
Ст(П) – ставка ввозной/вывозной пошлины в процентах

Специфическая ставка имеет фиксированную сумму, которая накладывается на каждую отдельную единицу товара (масса, кол-во, объем и т.д.). Например, при ввозе партии кроссовок будет начислена пошлина в размере 0,47 евро за пару.

Формула расчета пошлины по специфической ставке:


Сп – сумма пошлины
Ст(Е) – ставка ввозной/вывозной пошлины в долларах или евро за единицу товара
Ктов – количество ввозимого/вывозимого товара в определенных единицах измерения

Комбинированная ставка представляет собой комбинацию из адвалорной и специфической ставок. ЕТТ ТС предусматривает два способа подсчета пошлины: либо исходя из количественных характеристик или массы товара (специфическая ставка), либо исходя из его стоимости (адвалорная ставка). Оплате на таможне подлежит наибольшая из полученных сумм. Например, ввозится партия свежих экзотических фруктов: бананов (код ТНВЭД 0803901000), лимонов (код ТН ВЭД 0805501000) или помело (код ТН ВЭД 0805400000). По отношению к данной товарной позиции применяется комбинированная ставка, которая гласит, что ТП должна составить 4% от таможенной стоимости партии (адвалорная ставка), но она должна быть меньше суммы, если бы расчеты проводились по формуле 0,015 евро/кг (специфическая ставка).

Размер пошлины на импортируемые товары определяется по коду ТН ВЭД в соответствии с Решением Комиссии Таможенного союза “О едином таможенно-тарифном регулировании” от 27 ноября 2009 года. Размер пошлины на экспортируемые товары определяется по коду ТН ВЭД в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 30 августа 2013 года №754.

Плательщиками таможенных пошлин , налогов является декларант или иные лица, у которых возникла обязанность по уплате ТП и налогов (ст. 50 ТК ЕАЭС).

Мы рассчитаем Вам таможенные платежи и пошлины

Льготы по уплате таможенных пошлин

Льготы по уплате ТП распространяются на товары, произведенные в странах, с которыми у Российской Федерации действует международный договор о предоставлении взаимных преференций в области внешней торговли. Право на такую льготу участник ВЭД может подтвердить, предоставив в таможенный орган Сертификат о происхождении товара (Общей формы , Form A , СТ-1 или СТ-2).

Льготы по уплате ТП бывают следующих видов:

  • тарифные преференции;
  • тарифные льготы;
  • льготы по уплате налогов;
  • льготы по уплате таможенных сборов.

Перечень льгот, действующих на территории РФ, представлен в Приказе ФТС России от 26 мая 2010 года №1022 (ред. От 20 декабря 2012 года).

Таможенное оформление товаров без уплаты таможенных пошлин в 2019 году

Особенности таможенного оформления при ввозе товаров без уплаты таможенных пошлин в 2019 году участниками ВЭД:

Физическим лицом: от уплаты таможенных пошлин освобождаются грузы и товары перевозимых для личного пользования, при условии что:

  • их вес не превышает 50 кг, а общая стоимость не превышает 10000 евро (для воздушного транспорта - сопровождаемым багажом);
  • их вес не превышает 25 кг, а общая стоимость не превышает 500 евро (исключая воздушный транспорт - сопроводаемым багажом);
  • их вес не превышает 31 кг, а общая стоимость не превышает 500 евро (для почтовых отправлений и товаров доставляемых перевозчиком - несопровождаемым багажом).

При превышении любого из данных показателей гражданин должен оплатить таможенные платежи из расчета 30% от суммы превышающей допустимую стоимость, либо 4 евро за каждый килограмм перевеса.

Также гражданин вправе провозить через таможенную границу без уплаты пошлин:

  • до 50 сигар, или 200 сигарет, или 250 гр. табака;
  • до 3 литров алкогольной продукции.

Юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем: грузы и товары без уплаты таможенных пошлин и налогов могут ввозиться стоимостью не превышающей 200 евро. Но при этом таможенная декларация подается таможенному органу в любом случае.

Уплата таможенных пошлин

Срок оплаты таможенных пошлин начинается с момента регистрации таможенной декларации до выпуска товаров под заявленной таможенной процедурой. Иными словами все таможенные платежи должны быть внесены в срок до того момента, когда таможня завершит таможенное оформление груза. Однако в некоторых случаях этот срок может быть увеличен еще на 10 дней (например, когда инспектору и декларанту необходимо провести корректировку таможенной стоимости товара).

Порядок оплаты таможенной пошлины

Согласно ст. 61 ТК ЕАЭС, платежи уплачиваются в том таможенном органе, где происходит процедура выпуска товара (за исключением случаев, когда товары помещаются под таможенную процедуру таможенного транзита). Способы уплаты таможенных пошлин : оплата может вноситься в кассу таможенного органа (срок зачисления на счет – от одного до нескольких дней), или перечисляться электронным способом с помощью платежной системы “Раунд” или таможенной карты (срок зачисления на счет – до нескольких часов). Платежи выплачиваются в валюте государства, в котором производится таможенное оформление товара по курсу, зафиксированному на день подачи декларации. Оплата, как правило, производится двумя платежными поручениями: первое платежное направляется на оплату пошлины, второе – НДС, акциза (при необходимости) и таможенного сбора. Правила заполнения платежного поручения определены в Приказе Министерства финансов РФ от 12 ноября 2013 года №107н “Об утверждении правил указания информации в реквизитах распоряжений о переводе денежных средств в уплату платежей в бюджетную систему Российской Федерации”.

Услуги и помощь в расчете стоимости таможенных пошлин

Наша компания “Универсальные Грузовые Решения” оказывает услуги и оформлению товаров, подбору кодов ТНВЭД, производит расчет необходимых к уплате на таможне: таможенных платежей, пошлин, налогов (НДС), сборов и акцизов. И при этом стоимость и сроки оформления в нашей компании – минимальны, а консультации бесплатны!

Мы подберем код ТН ВЭД и сообщим таможенные платежи!