Перемещение через границу. Перемещение транспортных средств через таможенную границу рф

А. Юрьев, начальник отдела прокуратуры Санкт-Петербурга.

Согласно ФЗ от 8 декабря 2003 г. "Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности" защита культурных ценностей относится к национальным интересам Российской Федерации.

В связи с этим государством установлены особые правила вывоза из России и ввоза на ее территорию культурных ценностей. Порядок их перемещения через таможенную границу РФ регламентируется Таможенным кодексом РФ, Законом РФ от 15 апреля 1993 г. "О вывозе и ввозе культурных ценностей", Положением о проведении экспертизы и контроля за вывозом культурных ценностей, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 27 апреля 2001 г., и др.

Прокуратурой Санкт-Петербурга в ходе проверок деятельности таможенных органов выявлены многочисленные проблемы, связанные с применением законодательства о ввозе и вывозе культурных ценностей, которые могут быть решены только на федеральном уровне.

Например , ст. 23 Закона РФ "О вывозе и ввозе культурных ценностей" предусмотрено, что ввозимые культурные ценности подлежат таможенному контролю и специальной регистрации в порядке, установленном Федеральной службой по сохранению культурных ценностей совместно с Государственным таможенным комитетом РФ. Согласно ст. 15 этого Закона к компетенции Федеральной службы по сохранению культурных ценностей, функции которой в настоящее время переданы Федеральной службе по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия, подведомственной Министерству культуры и массовых коммуникаций РФ, относится осуществление регистрации ввозимых, временно ввозимых культурных ценностей.

Несмотря на это, порядок специальной регистрации ввозимых в РФ культурных ценностей, в том числе физическими лицами для личного пользования, до настоящего времени не утвержден, в связи с чем уже более 10 лет требования Закона не выполняются.

Направленное в нижестоящие таможенные органы письмо первого заместителя председателя ГТК России от 31 декабря 2003 г. "О проведении специальной регистрации культурных ценностей" носит рекомендательный характер.

Необходимо сказать, п. 5 ст. 282 Таможенного кодекса РФ установлено, что в отношении культурных ценностей, ввозимых физическими лицами, предоставляется полное освобождение от уплаты таможенных пошлин и налогов при условии их письменного декларирования, а также специальной регистрации, предусмотренной законодательством РФ о вывозе и ввозе культурных ценностей. В связи с этим до тех пор, пока уполномоченные ведомства в установленном порядке не разработают и не примут нормативный правовой акт о порядке специальной регистрации ввозимых в РФ культурных ценностей, физические лица не могут на законных основаниях воспользоваться указанной льготой по уплате таможенных платежей.

В соответствии со ст. 57 Закона "О вывозе и ввозе культурных ценностей" невозвращение культурных ценностей в срок, установленный в договоре о возврате временно вывезенных культурных ценностей, рассматривается как незаконный вывоз культурных ценностей и наказывается в соответствии с п. 2 ст. 56, которым установлено, что незаконные вывоз и ввоз культурных ценностей квалифицируются как контрабанда и наказываются в соответствии с уголовным законодательством РФ и законодательством об административных правонарушениях.

Формулировки ст. ст. 56 и 57 Закона представляются противоречащими уголовному законодательству РФ по следующим основаниям.

Согласно ч. 2 ст. 188 УК РФ контрабандой культурных ценностей признается их перемещение через таможенную границу РФ, если оно совершено помимо или с сокрытием от таможенного контроля либо с обманным использованием документов или средств таможенной идентификации либо сопряжено с недекларированием или недостоверным декларированием.

Таким образом, лицо, нарушившее срок возврата на территорию РФ ранее временно вывезенных культурных ценностей, но не нарушившее порядок их перемещения через таможенную границу РФ, не может нести уголовную ответственность за контрабанду по ч. 2 ст. 188 УК. Необходимо также отметить, что ст. 190 УК устанавливает уголовную ответственность за невозвращение на территорию РФ в установленный срок не любых культурных ценностей, а только предметов художественного, исторического и археологического достояния народов РФ и зарубежных стран.

В соответствии с требованиями ст. ст. 15 и 16 Закона РФ "О вывозе и ввозе культурных ценностей", п. п. 2, 15 Положения о проведении экспертизы и контроля за вывозом культурных ценностей, орган, выдавший свидетельство на право временного вывоза из РФ культурных ценностей, должен обеспечить проведение экспертизы, цель которой - установление сохранности культурных ценностей после их возврата в РФ. Согласно п. 2 Положения возвращенные после временного вывоза культурные ценности подлежат обязательной экспертизе, а п. 15 установлено, что экспертиза культурных ценностей, возвращенных после временного вывоза, осуществляется на основании представляемого в 10-дневный срок собственником культурных ценностей или уполномоченным им лицом в Министерство культуры РФ или его территориальные органы, выдавшие свидетельство на право временного вывоза культурных ценностей, извещения о возврате таких ценностей. Вместе с тем ответственность за нарушение этого срока не установлена. Представляется целесообразным рассмотрение вопроса об установлении административной ответственности за такое нарушение режима временного вывоза культурных ценностей.

Поскольку законом не установлена конкретная ответственность за непроведение экспертизы культурных ценностей, то отдельные лица ее и не проводят.

К примеру, как выяснено в ходе проверок, экспертизы культурных ценностей, ввозимых в РФ музеями федерального подчинения (в частности, ГУ "Государственный Эрмитаж") после их экспонирования на выставках за рубежом, как правило, не проводились. Со стороны бывшего Департамента по сохранению культурных ценностей Министерства культуры РФ контроль за сохранностью временно вывозимых культурных ценностей ограничивался истребованием актов о возврате, составляемых самими же сотрудниками подведомственных музейных учреждений, являющихся заинтересованными лицами.

Статьями 12 и 15 Закона "О вывозе и ввозе культурных ценностей" осуществление государственного контроля за соблюдением законности при перемещении через таможенную границу РФ культурных ценностей возложено на таможенные органы и Федеральную службу по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия, подведомственную Министерству культуры и массовых коммуникаций РФ.

В силу требований п. 3 ст. 360, п. п. 1, 3, 6 ст. 403 Таможенного кодекса РФ таможенные органы должны обеспечивать контроль за исполнением обязательств лиц об обратном ввозе вывезенных ранее с таможенной территории РФ товаров, в том числе культурных ценностей, если такие товары подлежат обязательному обратному ввозу в соответствии с законодательством РФ.

Однако, как показала проверка, в таможенных органах Санкт-Петербурга нет единообразной практики применения норм таможенного законодательства при оформлении перемещаемых через таможенную границу РФ физическими лицами культурных ценностей и контроле за соблюдением условий избранных таможенных режимов.

Какого-либо ведомственного правового акта по этому вопросу, который бы четко регламентировал последовательность действий должностных лиц таможенных органов, нет. Поэтому у каждой таможни свой подход к учету перемещаемых культурных ценностей и осуществлению таможенного оформления и контроля.

Один из существенных недостатков работы, проводимой таможенными органами в целях предотвращения, пресечения и выявления фактов незаконного перемещения через границу РФ культурных ценностей, - отсутствие надлежащего взаимодействия с территориальным органом по сохранению культурных ценностей, функции которого в регионе выполняет Управление Федеральной службы по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия по Северо-Западному федеральному округу. Сверки сведений о перемещенных через таможенную границу РФ в зоне действия таможен Санкт-Петербурга культурных ценностях с данными этого территориального органа по сохранению культурных ценностей не проводятся.

Правовых актов, которые обязывали бы таможенные органы и органы по сохранению культурных ценностей на систематической основе проводить сверки материалов и другие совместные контрольные мероприятия, направленные на предотвращение незаконного перемещения через границу культурных ценностей, также нет.

Указанные противоречия и пробелы в законодательстве не позволяют обеспечить на должном уровне предотвращение незаконного перемещения через границу культурных ценностей, а также создают условия для различного рода должностных злоупотреблений.

Таможенное оформление – обязательное условие ввоза-вывоза товаров различной спецификации. и индивидуальные предприниматели, занимающиеся внешнеторговой деятельностью, руководствуются , регламентируемыми Таможенным кодексом РФ. В 2016 году они дополнились некоторыми нормами и остались актуальными.

С 2010 года для государств-участников Таможенного союза применяются единые правила и порядок оформления. Процедура отличается возможностью одновременного производства двух процедур – экспорта и транзита

Порядок оформления перемещаемых через границу грузов

Таможенное оформление заключается в совместном действии должностных лиц по обеспечению законности провоза товарных грузов и транспортных средств через границу. Внешнеэкономический грузооборот осуществляется с соблюдением интересов РФ, норм и положений международного права.

Функциями таможенного оформления ввозимых/вывозимых через таможню грузов являются:

  • осмотр перемещаемого товара представителем таможни;
  • заполнение письменной декларации или устное декларирование с указанием кода по ТН ВЭД;
  • выбор процедуры оформления согласно цели импорта-экспорта;
  • расчет взимаемых таможенных платежей;
  • выдача разрешения на дальнейшее перемещение импортируемого или экспортируемого товара.

Действующими правилами перемещения товаров через границу предусмотрены разные процедуры помещения товаров под определенный режим в зависимости от целей импорта-экспорта. Различают:

  • растаможку грузов в рамках свободной экономической зоны;
  • оформление временного ввоза-вывоза;
  • оформление грузов, следующих транзитом;
  • реэкспорт, реимпорт;
  • выпуск для реализации на внутреннем рынке;
  • складирование (временное хранение);
  • выпуск грузов без взимания пошлины;
  • условный выпуск и некоторые другие процедуры.

Процедура оформления требует предоставления грузовладельцем дополнительных деловых бумаг. Их количество и характер зависит от объема и вида продукции, целей провоза через границу.

Какие официальные бумаги необходимы для перемещения грузов через границу

Основная документация, которая требуется для осуществления внешнеторговых операций, отражена в следующем списке:

  1. Регистрационные документы: свидетельство о госрегистрации юридического лица, его Устав, протоколы (решения) о назначении руководства, учредительный договор и др.
  2. Засвидетельствование постановки на учет в налоговом органе и получении ИНН.
  3. Документальное подтверждение наличия банковского расчетного счета.
  4. Контракт на перемещение товаров через таможенную границу.
  5. Копия паспорта руководителя организации.
  6. Коды статистики по ОКПО, ОГРН или ИНН.
  7. Доверенность на уполномоченного представителя организации.
  8. Деловые бумаги на товар: счета, накладные,

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Размещено на http://www.allbest.ru/

Перемещение транспортных средств через таможенную границу РФ

Введение

транспортный граница таможенный правовой

Актуальность темы контрольной работы. Помимо традиционных таможенных процедур, к которым относятся таможенное оформление и таможенные режимы, Таможенный кодекс Таможенного союза предусматривает также специальные таможенные процедуры. К ним относятся: перемещение через таможенную границу таможенного союза транспортных средств, перемещение товаров физическими лицами, перемещение товаров отдельными категориями иностранных лиц, перемещение товаров в международных почтовых отправлениях, перемещение товаров трубопроводным транспортом и по линиям электропередачи, перемещение физическими лицами через таможенную границу транспортных средств.

Временный ввоз транспортных средств на таможенную территорию таможенного союза с полным освобождением от уплаты таможенных пошлин, налогов допускается при соблюдении следующих условий: 1) если транспортное средство зарегистрировано за иностранным лицом и (или) на территории иностранного государства; 2) если транспортное средство ввозится на таможенную территорию ТС и используется иностранным лицом, за исключением случаев, когда транспортное средство используется тем российским лицом, которое надлежащим образом уполномочено на это иностранным лицом; 3) если транспортное средство не используется на таможенной территории ТС во внутренних перевозках; 4) если транспортное средство после ввоза на таможенную территорию ТС не передается в аренду, за исключением случая, когда договор аренды заключен в целях завершения транспортной операции путем немедленного вывоза транспортного средства.

С июля 2010 года в полную силу заработали ряд договоренностей Таможенного союза России, Казахстана и Белоруссии:

Договор о создании единой таможенной территории и формировании таможенного союза от 06.10.2007;

Соглашение между Правительством РФ, Правительством Республики Беларусь и Правительством Республики Казахстан от 18.06.2010 «О порядке перемещения физическими лицами товаров для личного пользования через таможенную границу таможенного союза и совершения таможенных операций, связанных с их выпуском»;

Договор о порядке перемещения физическими лицами наличных денежных средств и (или) денежных инструментов через таможенную границу таможенного союза, утв. Решением Межгосударственного Совета ЕврАзЭС от 05.07.2010 №51;

Инструкция о порядке совершения таможенных операций в отношении товаров для личного пользования, перемещаемых физическими лицами через таможенную границу, и отражении факта признания таких товаров не находящимися под таможенным контролем, утв. Решением Комиссии Таможенного союза от 18.06.2010 №311;

Положение о едином порядке осуществления ветеринарного контроля на таможенной границе таможенного союза и на таможенной территории таможенного союза, утв. Решением Комиссии Таможенного союза от 18.06.2010 №317;

Решение Комиссии Таможенного союза от 18.06.2010 №287 «Об утверждении формы пассажирской таможенной декларации и порядка заполнения пассажирской таможенной декларации»;

Единый перечень товаров, к которым применяются запреты или ограничения на ввоз или вывоз государствами - членами Таможенного союза в рамках Евразийского экономического сообщества в торговле с третьими странами и Положения о применении ограничений, утв. Решением Межгосударственного Совета ЕврАзЭС от 27.11.2009 №19, Решением Комиссии Таможенного союза от 27.11.2009 №132.

Цель контрольной работы - изучение правовых основ перемещения транспортных средств через таможенную границу.

Задачи контрольной работы:

1. Изучить правовую основу перемещения транспортных средств.

2. Исследовать понятие транспортного средства для личного пользования.

3. Рассмотреть статус физических лиц при перемещении транспортных средств через таможенную границу.

1. Правовая основа перемещения транспортных средств

Свобода передвижений выступает неотъемлемым элементом правового статуса личности, получившим закрепление в основополагающих международных документах, таких как Всеобщая декларация прав человека 1948 года (ст. 13), Международный пакт «О гражданских и политических правах» 1966 года (ст. 12) и Протокол №4 Конвенции о защите прав человека и основных свобод 1963 года (ст. 2), а также национальных конституционных актах.

После прекращения существования СССР на мировой геополитической карте отчетливо выступили государственные границы пятнадцати вновь образованных независимых государств, граждане которых получили право беспрепятственно в сопровождении своих личных вещей и (или) транспортных средств покидать любую страну и въезжать в свою страну обратно, преследуя частные, туристические, деловые, образовательные, культурные и какие угодно иные цели поездок, в порядке, установленном национальными законодательными актами о таможенном деле. «Проницаемость» пространственных пределов государственных территорий и, как следствие, трансграничная мобильность тем более усиливаются для постсоветских стран ввиду «унаследованной» от СССР включенности в международные соглашения о стандартизации правил дорожного движения, об унификации дорожных знаков и сигналов. В частности, государства - члены Конвенции о дорожном движении 1968 года (всего более 80 стран), включая Россию, Беларусь, Украину, Молдову, Казахстан и другие в прошлом советские республики, признают действительными на своей территории национальные водительские удостоверения, выпущенные всеми сторонами международного договора, при условии их соответствия единым требованиям, а также выданные каждой из стран - участниц договора международные водительские удостоверения (в форму которых были внесены существенные изменения поправками от 28 сентября 2004 года).

Вступление в силу с 6 июля 2010 года Таможенного кодекса Таможенного союза (далее - ТК ТС) привело к объединению отдельных таможенных территорий Российской Федерации, Республики Беларусь и Республики Казахстан в единую таможенную территорию Таможенного союза в рамках ЕврАзЭС и установлению на этой территории наднационального регулирования таможенных отношений. Основным источником права, устанавливающим порядок перемещения товаров, в том числе транспортных средств, для личного пользования через таможенную границу Таможенного союза, стал ТК ТС (гл. 49). В ст. 352 ТК ТС указывается, что «товары для личного пользования перемещаются через таможенную границу в соответствии с положениями настоящей главы, а в части, не урегулированной настоящей главой, - в соответствии с порядком, установленным таможенным законодательством Таможенного союза». Так, вопросы, не нашедшие отражения в ТК ТС, регулируются международными договорами государств - членов Таможенного союза и решениями Евразийской экономической комиссии (до 1 февраля 2012 года - Комиссии Таможенного союза) о перемещении через таможенную границу Таможенного союза товаров физическими лицами. Кроме того, в случае «пробельности» таможенного законодательства Таможенного союза соответствующие отношения могут регулироваться внутренними актами законодательства государств - членов Таможенного союза о таможенном деле до установления наднациональных правил. Для Российской Федерации главным внутренним актом законодательства о таможенном деле является Федеральный закон от 27 ноября 2010 года №311-ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации» (порядку перемещения товаров для личного пользования посвящена в нем ст. 317), для Республики Казахстан - Кодекс Республики Казахстан от 30 июня 2010 года №296-IV «О таможенном деле в Республике Казахстан» (гл. 56), для Республики Беларусь - Таможенный кодекс Республики Беларусь от 4 января 2007 года №204-З (ст. 44) и Указ Президента Республики Беларусь от 15 октября 2007 года №503 «О льготном перемещении через таможенную границу товаров для личного пользования» (в связи с наблюдаемой инертностью белорусских законодателей в вопросе приведения внутреннего таможенного законодательства в соответствие с законодательством Таможенного союза оба нормативных правовых акта действуют в части, не противоречащей наднациональным документам).

2. Понятие транспортного средства для личного пользования

Согласно подп. 4 ст. 351 ТК ТС для целей регулирования таможенных операций в отношении транспортных средств, перемещаемых физическими лицами для личного пользования через таможенную границу Таможенного союза ЕврАзЭС, категорией «транспортное средство для личного пользования» охватываются «авто-, мототранспортное средство, прицеп, водное или воздушное судно вместе с запасными частями к нему и его обычными принадлежностями и оборудованием, содержащимися в его обычных баках горюче-смазочными материалами и топливом, находящиеся в собственности или владении физического лица, перемещающего эти транспортные средства через таможенную границу исключительно в личных целях, а не для транспортировки лиц за вознаграждение, промышленной или коммерческой транспортировки товаров за вознаграждение или бесплатно».

При этом понятие авто-, мототранспортного средства для личного пользования определено в подп. 1 п. 1 ст. 2 Соглашения между Правительством Российской Федерации, Правительством Республики Беларусь и Правительством Республики Казахстан от 18 июня 2010 года «О порядке перемещения физическими лицами товаров для личного пользования через таможенную границу Таможенного союза и совершения таможенных операций, связанных с их выпуском» (далее - Соглашение). В соответствии с указанной нормой права к авто-, мототранспортным средствам для личного пользования относятся:

Автомобили легковые и прочие моторные транспортные средства, предназначенные главным образом для перевозки людей, классифицируемые в товарной позиции 8703 ТН ВЭД ТС, за исключением указанных в следующем абзаце;

Квадроциклы, снегоходы и иные легковые транспортные средства, классифицируемые в товарной позиции 8703 ТН ВЭД ТС, не предназначенные для движения по дорогам общего пользования;

Мотоциклы, мопеды, мотороллеры, классифицируемые в товарной позиции 8711 ТН ВЭД ТС;

Моторные транспортные средства для перевозки не более 12 человек, включая водителя, классифицируемые в товарной позиции 8702 ТН ВЭД ТС, моторные транспортные средства для перевозки грузов с полной массой до 5 тонн, классифицируемые в товарных позициях 8704 21 и 8704 31 ТН ВЭД ТС.

Ключевым признаком при оценке соответствия транспортного средства, перемещаемого через таможенную границу, требованиям, содержащимся в ст. 351 ТК ТС, является его назначение, связанное только с личными целями физического лица, въезжающего на таможенную территорию Таможенного союза или покидающего ее. Так, использование транспортного средства в личных целях должно исключать транспортировку людей за вознаграждение, а также провоз коммерческих грузов независимо от факта возмездности. Например, таможенный орган не согласился отнести самолет, приобретенный физическим лицом за границей с целью организации аэроклуба в России, к транспортным средствам для личного пользования, мотивировав свой отказ тем, что в случае, если воздушные суда ввозятся для использования в деятельности юридического лица (аэроклуба), они не могут рассматриваться как транспортные средства для личного пользования.

Стоит отметить, что при принятии решений таможенные органы руководствуются системой управления рисками с учетом ряда фактологических критериев, включая заявление физического лица о перемещаемых товарах, сделанное им в устной или письменной форме с использованием пассажирской таможенной декларации; характер и количество товаров, перевозимых в транспортном средстве; а также частоту пересечения физическим лицом таможенной границы и (или) перемещения через нее транспортного средства, транспортировки товаров. Помимо этого, в государствах - членах Таможенного союза могут быть приняты внутренние акты, регламентирующие порядок отнесения товаров к товарам для личного пользования. В частности, в Республике Беларусь действуют Методические рекомендации по определению предназначения и стоимости товаров, перемещаемых физическими лицами (утверждены Председателем Государственного таможенного комитета Республики Беларусь от 9 сентября 2010 года). В соответствии с этим документом при принятии решения об отнесении ввозимых на таможенную территорию товаров к товарам для личного пользования должностными лицами таможенных органов должны приниматься во внимание такие факторы, как обычная потребность человека в указанного рода товарах; ассортимент перемещаемых товаров; частота перемещения лицом идентичных товаров; состав семьи; а также иные факторы, установленные в ходе опроса лица.

Если под видом товаров для личного пользования заявлены и выпущены товары, ввезенные с целью их использования в предпринимательской деятельности, то такие товары считаются незаконно перемещенными через таможенную границу и к таким товарам после их выпуска применяются нормы ТК ТС без учета особенностей, установленных гл. 49 ТК ТС, и положений Соглашения.

Таможенное декларирование транспортных средств для личного пользования. Транспортные средства для личного пользования, перемещаемые любым способом, подлежат таможенному декларированию в письменной форме с применением пассажирской таможенной декларации, образец которой и правила заполнения которой утверждены решением Комиссии Таможенного союза от 18 июня 2010 года №287. Исключениями являются транспортные средства для личного пользования, которые зарегистрированы в России, Беларуси или Казахстане и временно вывозятся лицами, постоянно проживающими в названных государствах, с таможенной территории Таможенного союза или ввозятся на эту территорию обратно. В таких случаях физическое лицо вправе ограничиться устным заявлением о перемещаемых транспортных средствах для личного пользования. Тем не менее при желании ТК ТС не запрещает произвести таможенное декларирование транспортного средства, не подлежащего таможенному декларированию в письменном виде.

В деталях порядок совершения таможенных операций, связанных с декларированием, определен Инструкцией о порядке совершения таможенных операций в отношении товаров для личного пользования, перемещаемых физическими лицами через таможенную границу, и отражении факта признания таких товаров не находящимися под таможенным контролем (утверждена решением Комиссии Таможенного союза от 18 июня 2010 года №311) (далее - Инструкция).

Декларирование транспортных средств для личного пользования осуществляется декларантом или таможенным представителем, действующим от имени и по поручению декларанта (п. 3 ст. 8 Соглашения). Декларантом может быть физическое лицо, постоянно проживающее в государстве - члене Таможенного союза, или иностранное физическое лицо:

Передавшее (передающее) товары для личного пользования, в том числе транспортные средства, перемещаемые в несопровождаемом багаже, перевозчику для их фактического перемещения через таможенную границу;

В адрес которого в качестве товаров, доставляемых перевозчиком, поступили товары для личного пользования, в том числе транспортные средства, либо который отправляет за пределы таможенной территории Таможенного союза такие товары;

Следующее на транспортном средстве для личного пользования, перемещаемом через таможенную границу, принадлежащем ему на праве владения, пользования и (или) распоряжения;

Приобретшее право владения, пользования и (или) распоряжения на транспортное средство для личного пользования, находящееся на таможенной территории Таможенного союза под таможенным контролем, по решению суда либо праву наследования;

Обладающее правом владения, пользования и (или) распоряжения в отношении транспортного средства для личного пользования, находящегося на таможенной территории Таможенного союза под таможенным контролем;

Обладающее правом перемещать товары для личного пользования с освобождением от уплаты таможенных платежей (перечень транспортных средств для личного пользования, перемещаемых через таможенную границу без уплаты таможенных платежей, приведен в разд. V Приложения 3 к Соглашению).

В соответствии со ст. 12 ТК ТС таможенным представителем является юридическое лицо, созданное по законодательству государства - члена Таможенного союза, отвечающее условиям, определенным ст. 13 ТК ТС, и включенное в реестр таможенных представителей. При этом отношения таможенных представителей с декларантами или иными заинтересованными лицами строятся на договорной основе. Отсюда любые иные лица, не являющиеся декларантом или таможенным представителем, не вправе осуществлять таможенное декларирование товаров, предназначенных для личного пользования. Например, физическое лицо заказывает для себя в иностранном государстве легковой автомобиль, который на его имя приобретает другое физическое лицо, действующее по доверенности, в чьи обязанности также входит доставить автомобиль на таможенную территорию Таможенного союза, самостоятельно совершив таможенное оформление.

Как следует из п. 3 ст. 8 Соглашения, способность лица выступать в роли декларанта определяется через наличие у него соответствующих полномочий в отношении товаров, перемещаемых через таможенную границу. Если обратиться к гражданскому законодательству, то становится очевидно, что сделка, совершенная одним лицом (представителем) от имени другого лица (представляемого) в силу полномочия, основанного на доверенности, указании закона либо акте уполномоченного на то государственного органа или органа местного самоуправления, непосредственно создает, изменяет и прекращает гражданские права и обязанности у представляемого (ст. 182 Гражданского кодекса Российской Федерации). Таким образом, физическое лицо, которому выдана доверенность, с точки зрения таможенного законодательства не обладает достаточными правами для выступления в качестве декларанта при декларировании автомобиля.

3. Статус физических лиц при перемещении транспортных средств через таможенную границу

ТК ТС установлена ответственность за неуплату таможенных пошлин и налогов для лиц, которые приобрели в собственность или во владение незаконно ввезенные товары и транспортные средства, если в момент приобретения они знали или должны были знать о незаконности ввоза. Последнее обстоятельство должно быть надлежащим образом подтверждено в порядке, установленном законодательством Российской Федерации. Указанные лица подлежат ответственности за уплату таможенных пошлин, налогов, как если бы они выступали в качестве декларанта незаконно вывозимых или незаконно ввезенных товаров.

Особенности применения указанных норм стали предметом обсуждения на самом высоком судебном уровне. В частности, в феврале 2009 г. было принято определение Конституционного Суда РФ по жалобе Р.А. Чижова.

Предметом жалобы стала норма, закрепленная в п. 5 ст. 352 ТК РФ, которая предусматривает возможность обращения взыскания на товары в счет уплаты таможенных пошлин, налогов независимо от того, в чьей собственности находятся такие товары.

По мнению Конституционного Суда РФ, данная норма не предполагает обращения взыскания на транспортное средство в счет уплаты таможенных платежей в случаях, когда известен собственник данного транспортного средства и надлежащим образом в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, не подтверждено, что это лицо, приобретшее в собственность незаконно ввезенное транспортное средство, в момент его приобретения знало или должно было знать о незаконности ввоза. Иное, по мнению Суда, означало бы возможность возложения на собственника без достаточных для того оснований публично-правовой обязанности уплатить таможенные платежи, не исполненной третьими лицами.

По сути, данное решение Конституционного Суда РФ - попытка объявить таможенную амнистию тем владельцам иномарок, которые не знали или не должны были знать о том, что автомобиль не прошел таможенное оформление. В контексте положений таможенного законодательства таких лиц принято называть добросовестными приобретателями.

Основная цель таможенного оформления - выпустить автомобиль в свободное обращение.

Система совместного контроля за соблюдением правил таможенного оформления и постановки на учет автомобилей иностранного производства сформировалась относительно недавно.

Отсутствие на тот момент у ГАИ и таможенных органов единой базы данных о транспортных средствах, прошедших таможенное оформление, истечение сроков давности хранения правоустанавливающих документов становятся причинами возникновения серьезных проблем. Установить лицо, ответственное за прохождение автомобилем таможни, не удается - и на очередного владельца автомобиля возлагается публично-правовая обязанность уплатить таможенные платежи.

В случае с автомобилем Р.А. Чижова не смогли установить первого владельца иномарки, поскольку документы, послужившие основанием для постановки и снятия автомобиля с регистрационного учета, были уничтожены органами ГАИ в связи с истечением срока их хранения, а собственники автомобиля неоднократно менялись.

Заметим, что рассматриваемое определение Конституционного Суда РФ не является основанием для изменения таможенного законодательства (в частности, п. 5 ст. 352 ТК РФ). Решение по данному делу нельзя рассматривать как прецедент, который демонстрирует способ разрешения подобных дел.

Если будет установлено, что автомобиль ввезен в Россию после 1 июля 1997 г., а органы ГАИ уничтожили соответствующие документы в связи с истечением срока их хранения, существует возможность узнать, был ли автомобиль выпущен в свободное обращение. Для этого правоохранительным органам следует обратиться в таможню или Главный научно-информационный центр ФТС России. Эта организация обязана хранить информацию о выданных таможенными органами правоустанавливающих документах (в том числе сведения об оформленных на автомобили (транспортные средства) декларациях, подтверждающих факт выпуска) и о выданных ПТС.

Более того, покупая автомобиль, физическое лицо вправе обратиться к таможенным службам за информацией о том, прошел ли автомобиль таможенное оформление. Тем самым субъект проявит должную степень заботливости и осмотрительности при заключении сделки. Если следовать логике таможенных органов, количество добросовестных приобретателей значительно сократится, поскольку возможность позаботиться указанным способом о соблюдении таможенного законодательства существует у каждого.

По действующим правилам необходимая информация должна содержаться и в паспорте транспортного средства. Действие такого паспорта не ограничивается каким-либо сроком. При изменении собственников транспортных средств или шасси в паспортах делаются соответствующие записи.

Таможенные органы по понятным причинам крайне неохотно признают лицо добросовестным. Не всегда соглашаются они и с тем, что положения ТК РФ распространяются только на реальных участников таможенных отношений. Напомним, что добросовестный приобретатель на основании п. 4 ст. 320 ТК РФ не подлежит ответственности за неуплату таможенных пошлин и налогов. Справедливости ради отметим: таможня и не возбуждает дела о нарушениях таможенного законодательства (в порядке КоАП РФ или УПК РФ) в случае обнаружения автомобиля у добросовестных лиц.

Публично-правовая обязанность уплачивать таможенные платежи, возникает у декларанта.

Представляется, что Конституционный Суд РФ не учитывает взаимосвязи таможенного оформления и обложения. Так, исполнение публично-правовой обязанности декларировать имущество и платить таможенные платежи в совокупности влечет за собой обязательство таможенного органа выпустить товар (автомобиль) и выдать ПТС. Это означает, что без уплаты таможенных платежей выпустить автомобиль и выдать ПТС таможня не вправе.

Полагаем, что определение Конституционного Суда РФ не исключает в принципе право таможенных органов принудительно взыскивать таможенные платежи у добросовестных приобретателей.

Заключение

С 1 июля 2010 года - в связи со вступлением в силу Договора о Таможенном кодексе таможенного союза от 27 ноября 2009 года и решения Межгосударственного Совета Евразийского экономического сообщества от 27 ноября 2009 года №24 «О создании единой таможенной территории Таможенного союза в рамках ЕврАзЭС» - существенно изменились правила перемещения физическими лицами товаров для личного пользования через таможенную границу. Теперь такой ввоз / вывоз регулируется главой 49 Таможенного кодекса ТС, Соглашением о порядке перемещения физическими лицами товаров для личного пользования через таможенную границу и еще рядом нормативных документов таможенного союза.

Прежде всего необходимо учитывать, что таможенный орган будет квалифицировать товары, перемещаемые физическими лицами через таможенную границу, как товары для личного пользования:

Исходя из заявления физического лица о перемещаемых товарах (в устной или письменной форме с использованием пассажирской таможенной декларации) в случаях, установленных Соглашением;

Характера и количества товаров;

Частоты пересечения физическим лицом и (или) перемещения им товаров через таможенную границу.

Согласно изменившемуся законодательству без уплаты таможенных пошлин и налогов физические лица могут ввозить в сопровождаемом и несопровождаемом багаже товары (кроме транспортных средств):

а) общая стоимость которых не превышает сумму, эквивалентную 1500 евро;

б) общий вес которых не превышает 50 кг.

Если эти нормы превышены, то в части такого превышения применяется единая ставка таможенных пошлин, налогов в размере 30% таможенной стоимости указанных товаров, но не менее 4 евро за 1 кг.

Летом 2010 г. Правительствами Российской Федерации, Республики Беларусь и Республики Казахстан было принято Соглашение о порядке перемещения физическими лицами товаров для личного пользования через таможенную границу Таможенного союза и совершения таможенных операций, связанных с их выпуском.

Данным Соглашением определяется порядок перемещения физическими лицами через таможенную границу Таможенного союза товаров для личного пользования, в том числе транспортных средств, и осуществления их выпуска.

По новым правилам размер беспошлинного ввоза и частота пересечения границы никак не связаны, но, как было сказано выше, все же при частых зарубежных поездках таможенные органы могут посчитать ввозимые вещи товаром не для личного пользования, а для коммерческих целей.

От уплаты таможенных платежей освобождаются также товары для личного пользования, полученные физическим лицом государства - члена ТС в наследство за пределами таможенной территории таможенного союза, признанные наследуемым имуществом.

С писок использованной литературы

1. Всеобщая декларация прав человека (принята Генеральной Ассамблеей ООН 10 декабря 1948 года) // Российская газета. 05.04.1995. №67.

2. Международный пакт от 16 декабря 1966 года «О гражданских и политических правах» // Бюллетень Верховного Суда РФ. 1994. №12.

3. Конвенция о защите прав человека и основных свобод (заключена в г. Риме 4 ноября 1950 года) (вместе с Протоколом №4 об обеспечении некоторых прав и свобод помимо тех, которые уже включены в Конвенцию и первый Протокол к ней) (подписан в г. Страсбурге 16 сентября 1963 года) // Собрание законодательства РФ. 2001. №2. Ст. 163.

4. Конвенция о дорожном движении (заключена в г. Вене 8 ноября 1968 года) // На русском языке документ официально опубликован не был. СПС «КонсультантПлюс».

5. Таможенный кодекс Таможенного союза (приложение к Договору о Таможенном кодексе Таможенного союза, принятому решением Межгосударственного Совета ЕврАзЭС на уровне глав государств от 27 ноября 2009 года №17) // Собрание законодательства РФ. 2010. №50. Ст. 6615.

6. Решение Комиссии Таможенного союза от 18 июня 2010 года №287 «Об утверждении формы пассажирской таможенной декларации и порядка заполнения пассажирской таможенной декларации» // http://www.tsouz.ru/ - официальный сайт Комиссии Таможенного союза.

7. Решение Комиссии Таможенного союза от 18 июня 2010 года №311 «Об Инструкции о порядке совершения таможенных операций в отношении товаров для личного пользования, перемещаемых физическими лицами через таможенную границу, и отражении факта признания таких товаров не находящимися под таможенным контролем» // http://www.tsouz.ru/ - официальный сайт Комиссии Таможенного союза.

8. Соглашение между Правительством Российской Федерации, Правительством Республики Беларусь и Правительством Республики Казахстан от 18 июня 2010 года «О порядке перемещения физическими лицами товаров для личного пользования через таможенную границу Таможенного союза и совершения таможенных операций, связанных с их выпуском» (вместе с Порядком определения момента выпуска и объема двигателя авто-, мототранспортного средства) // Собрание законодательства Российской Федерации. 2012. №36. Ст. 4866.

9. Определение Конституционного Суда РФ от 5 февраля 2009 г. №248-О-П «По жалобе гражданина Чижова Руслана Александровича на нарушение его конституционных прав пунктом 5 статьи 352 Таможенного кодекса Российской Федерации» // СЗ РФ. 2009. №22. Ст. 2753.

10. Постановление Правительства РФ от 18 мая 1993 г. №477 «О введении паспортов транспортных средств» (с изменениями) // СПС «Гарант».

11. Гармонников С.Н. Совершенствование административно-правового механизма таможенного оформления и таможенного контроля автотранспортных средств, перемещаемых через границы Союзного государства Беларуси и России // Журнал российского права. 2010. №4.

12. Ялбулганов А.А., Бельтюкова А.А. Правовое обеспечение перемещения транспортных средств для личного пользования через таможенную границу Таможенного союза в рамках ЕврАзЭС // Реформы и право. 2013. №3. С. 50.

Размещено на Allbest.ru

Подобные документы

    Перемещение транспортных средств личного пользования и международных перевозок через границу Таможенного союза. Порядок контроля транспортных средств при перемещении через таможенную границу Белгородской области. Правонарушения в области таможенного дела.

    курсовая работа , добавлен 22.12.2014

    Основные понятия, применяемые при перемещении товаров и транспортных средств физическими лицами через таможенную границу ТС и РФ. Особенности оформления, порядок и условия уплаты таможенных платежей. Анализ таможенного законодательства в данной сфере.

    дипломная работа , добавлен 29.12.2012

    Правовые основы перемещения товаров и транспортных средств через таможенную границу физическими и юридическими лицами. Анализ деятельности Оренбургской таможни по осуществлению таможенного оформления и таможенного контроля товаров и транспортных средств.

    курсовая работа , добавлен 03.05.2009

    Правовое регулирование перемещения товаров и транспортных средств через таможенную границу. Административные правонарушения в данной области. Таможенное оформление автомобилей, вывозимых и вывозимых из РФ. Освобождение физических лиц от уплаты пошлин.

    дипломная работа , добавлен 17.11.2014

    Таможенное оформление и контроль товаров, перемещаемых физическими лицами через границу РФ. Таможенное декларирование товаров. Изучение особенностей перемещения товаров для личного пользования. Анализ проблем, возникающих при недостоверном декларировании.

    курсовая работа , добавлен 03.04.2015

    Организационно-правовые основы таможенного декларирования товаров. Совершенствование технической оснащенности пунктов пропуска через границу. Регулирование правоотношений, возникающих в процессе перемещения транспортных средств через таможенную границу.

    курсовая работа , добавлен 07.05.2015

    Особенности перемещения товаров и транспортных средств через границу таможенного союза. Судебная практика при перемещении трубопроводным транспортом, по линиям электропередач и в международных почтовых отправлениях. Таможенное декларирование товаров.

    курсовая работа , добавлен 27.11.2014

    Понятие принципов перемещения таможенную границу РФ. Равное право всех лиц на ввоз и вывоз товаров и транспортных средств. Возможность запрещения ввоза и вывоза отдельных товаров, введения ограничений на ввоз и вывоз товаров и транспортных средств.

    контрольная работа , добавлен 07.02.2009

    Таможенное оформление товаров, перемещаемых через таможенную границу, правоотношения лиц и органов. Операции и процедуры: декларирование и оформление транспортных средств и товаров, перемещаемых физическими лицами в международно-почтовых отправлениях.

    дипломная работа , добавлен 30.09.2011

    Законодательное регулирование деятельности таможенных органов РФ в области международных воздушных перевозок. Организация таможенного контроля товаров и транспортных средств при ввозе, вывозе и перемещении на склад в зоне деятельности Внуковской таможни.

РФ - совершение действий по ввозу на таможенную территорию РФ или вывозу с этой территории товаров или транспортных средств любым способом, включая пересылку в международных почтовых отправлениях, использование трубопроводного транспорта и линий электропередач. к указанным действиям относятся: при ввозе товаров или транспортных средств на таможенную территорию РФ или со свободных складов на остальную часть таможенной территории РФ - фактическое пересечение таможенной границы РФ ; при вывозе товаров или транспортных средств с таможенной территории РФ и при ввозе товаров или транспортных средств с остальной части таможенной территории РФ на территорию свободных таможенных зон и на свободные склады - подача таможенной декларации или иное действие, непосредственно направленное на реализацию намерения соответственно вывезти либо ввезти товары или транспортные средства. перемещение товаров и транспортных средств через таможенную границу РФ производится в соответствии с их таможенными режимами в порядке, предусмотренном тк РФ .

(англ. transference cross custom frontier /border) - действия, связанные с ввозом на таможенную территорию РФ и (или) вывозом с данной территории имущества (валютных ценностей, транспортных средств и др. товаров). Согласно ТК РФ* П. через т.г. РФ валюты РФ, ценных бумаг в валюте РФ, иностранной валюты и др. валютных ценностей осуществляется в соответствии с валютным законодательством РФ.

Товары, не предназначенные для производственной или иной коммерческой деятельности, могут перемещаться гражданами через таможенную границу РФ в упрощенном, льготном порядке, определяемом Правительством РФ и ГТК РФ. Этот порядок может включать полное или частичное освобождение от таможенных пошлин, налогов, установление единых ставок таможенных пошлин и налогов и неприменение мер экономической политики. Предназначение товаров устанавливается исходя из их характера и количества, частоты перемещения, с учетом всех обстоятельств поездки лица и при отсутствии оснований полагать, что товары перемещаются через таможенную границу РФ не в целях личного пользования или потребления. ГТК РФ по согласованию с Минфином РФ вправе устанавливать количественные или стоимостные ограничения на П. через т.г. РФ в упрощенном, льготном порядке отдельных категорий товаров не для коммерческих целей. Положение о перемещении товаров физическими лицами через таможенную границу Российской Федерации утверждено постановлением Правительства РФ от 10.07.1999 г. № 783.

П. через т.г. транспортных средств осуществляется в соответствии с таможенными режимами, применимыми к транспортным средствам. Транспортные средства, следующие через таможенную границу РФ, а также транспортные средства, перемещаемые через границу в качестве товара, останавливаются в местах, определяемых таможенными органами РФ. При несоблюдении этого требования таможенные органы вправе осуществлять принудительную остановку транспортных средств. Продолжительность стоянки транспортных средств определяется таможенным органом РФ совместно с перевозчиком и не может быть сокращена в ущерб осуществлению таможенного контроля и таможенного оформления. Отправление транспортных средств из мест их стоянки производится с разрешения таможенного органа РФ. Время и место пересечения таможенной границы РФ транспортными средствами согласовывается перевозчиком с соответствующим таможенным органом.

  • - предметы личного пользования, в том числе транспортные средства индивидуального пользования, которые лицо, следующее через государственную границу, имеет при себе или сдает транспортной организации для перевозки...

    Пограничный словарь

  • Словарь юридических терминов

  • - ".....

    Официальная терминология

  • - "...22) перемещение товаров через таможенную границу - ввоз товаров на таможенную территорию таможенного союза или вывоз товаров с таможенной территории таможенного союза;.....

    Официальная терминология

  • - ".....

    Официальная терминология

  • - совершение действий по ввозу на таможенную территорию РФ или вывозу с этой территории товаров или транспортных средств любым способом, включая пересылку в международных почтовых отправлениях...

    Энциклопедия юриста

  • - разрешение использовать товары или иные предметы на таможенной территории или за ее пределами в целях, заявленных таможне...

    Большой юридический словарь

  • Административное право. Словарь-справочник

  • - совершение действий по - ввозу на таможенную территорию РФ...

    Финансовый словарь

  • - это условие перевозок товаров, при котором учет экспорта и импорта ведется по моменту перехода их через государственную границу...

    Большой экономический словарь

  • - "...1.2...

    Официальная терминология

  • - ".....

    Официальная терминология

  • - ".....

    Официальная терминология

  • - ".....

    Официальная терминология

  • - совершение действий по ввозу на таможенную территорию РФ или вывозу с этой территории товаров или транспортных средств любым способом, включая пересылку в международных почтовых отправлениях, использование...

    Большой юридический словарь

  • - Загануть ли те загадку - перекинуть через грядку, через плетень, через барский двор...

    В.И. Даль. Пословицы русского народа

"перемещение через таможенную границу" в книгах

Перемещение через таможенную границу РФ

Из книги Энциклопедия юриста автора Автор неизвестен

Перемещение через таможенную границу РФ ПЕРЕМЕЩЕНИЕ ЧЕРЕЗ ТАМОЖЕННУЮ ГРАНИЦУ РФ - совершение действий по ввозу на таможенную территорию РФ или вывозу с этой территории товаров или транспортных средств любым способом, включая пересылку в международных почтовых

автора Законы РФ

Статья 12. Перемещение товаров (в том числе валюты и валютных ценностей) и транспортных средств через таможенную границу 1. Все лица на равных основаниях имеют право на перемещение товаров и транспортных средств через таможенную границу в порядке, установленном настоящим

Из книги Таможенный кодекс РФ автора Законы РФ

Статья 280. Перемещение через таможенную границу морских (речных) судов и воздушных судов, не используемых для международных перевозок товаров и пассажиров 1. Морские (речные) суда, временно вывозимые с таможенной территории Российской Федерации в целях их использования

Из книги Таможенный кодекс РФ автора Законы РФ

Статья 304. Перемещение дипломатической почты и консульской вализы иностранных государств через таможенную границу 1. Дипломатическая почта и консульская вализа иностранных государств, перемещаемые через таможенную границу, не подлежат ни вскрытию, ни задержанию. При

Глава 42. Контролируемая поставка товаров, перемещаемых через таможенную границу

Из книги Таможенный кодекс РФ автора Законы РФ

Глава 42. Контролируемая поставка товаров, перемещаемых через таможенную границу Статья 435. Особенности проведения контролируемой поставки товаров, перемещаемых через таможенную границу 1. Контролируемой поставкой товаров, перемещаемых через таможенную границу,

Из книги Таможенный кодекс РФ автора Дума Государственная

Статья 280. Перемещение через таможенную границу морских (речных) судов и воздушных судов, не используемых для международных перевозок товаров и пассажиров 1. Морские (речные) суда, временно вывозимые с таможенной территории Российской Федерации в целях их использования

Из книги Таможенный кодекс РФ автора Дума Государственная

Статья 304. Перемещение дипломатической почты и консульской вализы иностранных государств через таможенную границу 1. Дипломатическая почта и консульская вализа иностранных государств, перемещаемые через таможенную границу, не подлежат ни вскрытию, ни задержанию. При

Глава 42. КОНТРОЛИРУЕМАЯ ПОСТАВКА ТОВАРОВ, ПЕРЕМЕЩАЕМЫХ ЧЕРЕЗ ТАМОЖЕННУЮ ГРАНИЦУ

Из книги Таможенный кодекс РФ автора Дума Государственная

Глава 42. КОНТРОЛИРУЕМАЯ ПОСТАВКА ТОВАРОВ, ПЕРЕМЕЩАЕМЫХ ЧЕРЕЗ ТАМОЖЕННУЮ ГРАНИЦУ Статья 435. Особенности проведения контролируемой поставки товаров, перемещаемых через таможенную границу 1. Контролируемой поставкой товаров, перемещаемых через таможенную границу,

Из книги Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях (КоАП РФ) автора Дума Государственная

Статья 16.1. Незаконное перемещение товаров и (или) транспортных средств через таможенную границу Российской Федерации Перемещение товаров и (или) транспортных средств через таможенную границу Российской Федерации помимо таможенного контроля, либо с сокрытием от него

23. Контролируемая поставка товаров, перемещаемых через таможенную границу

Из книги Таможенное право автора Чинько В А

23. Контролируемая поставка товаров, перемещаемых через таможенную границу Из пункта 1 ст. 435 ТК РФ следует, что контролируемой поставкой товаров, перемещаемых через таможенную границу, является оперативно-разыскное мероприятие, при котором с ведома и под контролем

автора Автор неизвестен

СТАТЬЯ 12. Перемещение товаров (в том числе валюты Российской Федерации, внутренних ценных бумаг и валютных ценностей) и транспортных средств через таможенную границу 1. Все лица на равных основаниях имеют право на перемещение товаров и транспортных средств через

Из книги Таможенный кодекс Российской Федерации. Текст с изменениями и дополнениями на 2009 год автора Автор неизвестен

СТАТЬЯ 280. Перемещение через таможенную границу морских (речных) судов и воздушных судов, не используемых для международных перевозок товаров и пассажиров 1. Морские (речные) суда, временно вывозимые с таможенной территории Российской Федерации в целях их использования

Из книги Таможенный кодекс Российской Федерации. Текст с изменениями и дополнениями на 2009 год автора Автор неизвестен

СТАТЬЯ 304. Перемещение дипломатической почты и консульской вализы иностранных государств через таможенную границу 1. Дипломатическая почта и консульская вализа иностранных государств, перемещаемые через таможенную границу, не подлежат ни вскрытию, ни задержанию. При

Из книги Кодекс РФ об административных правонарушениях автора Законы РФ

Статья 16. 1. Незаконное перемещение товаров и (или) транспортных средств через таможенную границу Российской Федерации 1. Нарушение порядка прибытия товаров и (или) транспортных средств на таможенную территорию Российской Федерации путем их ввоза помимо пунктов пропуска

Из книги Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях. Текст с изменениями и дополнениями на 1 ноября 2009 г. автора Автор неизвестен

Статья 16.1. Незаконное перемещение товаров и (или) транспортных средств через таможенную границу Российской Федерации 1. Нарушение порядка прибытия товаров и (или) транспортных средств на таможенную территорию Российской Федерации путем их ввоза помимо пунктов пропуска

"Финансовая газета. Региональный выпуск", N 43, 2003

Статьей 2 НК РФ установлено, что к отношениям по установлению, введению и взиманию таможенных платежей, а также к отношениям, возникающим в процессе контроля за уплатой таможенных платежей, обжалования актов таможенных органов, действий (бездействия) их должностных лиц и привлечения к ответственности виновных лиц, законодательство о налогах и сборах не применяется, если иное не предусмотрено НК РФ.

Согласно Таможенному кодексу Российской Федерации (ТК РФ) от 28.05.2003 N 61-ФЗ в отношении нормативных правовых актов, регулирующих порядок взимания таможенных пошлин, налогов, подлежащих уплате в связи с перемещением товаров через таможенную границу Российской Федерации, применяются положения, установленные ТК РФ, в отношениях, возникающих в связи с взиманием таможенных платежей при перемещении товаров через таможенную границу Российской Федерации, используются понятия, определенные ТК РФ, а в части, не урегулированной им, - НК РФ (соответственно ст.ст.6 и 11).

Глава 23 ТК РФ, который вступает в силу с 1 января 2004 г., определяет порядок перемещения товаров физическими лицами. В ст.281 ТК РФ установлено, что товары, предназначенные для личных, семейных, домашних и иных не связанных с предпринимательской деятельностью нужд физических лиц перемещаются указанными лицами через таможенную границу в соответствии с положениями данной главы ТК РФ, а в части, не урегулированной этой главой, - в соответствии с общим порядком, установленным ТК РФ. Следует иметь в виду, что в ст.11 ТК РФ, определяющей понятийный аппарат, не содержится определения "физическое лицо", как, например, в ст.11 НК РФ, согласно которой физические лица - это граждане Российской Федерации, иностранные граждане и лица без гражданства. Поэтому на основании п.2 ст.11 ТК РФ все иные понятия, т.е. не приведенные в п.1 указанной статьи, употребляются в значениях, определенных законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, гражданским законодательством Российской Федерации, законодательством Российской Федерации об административных правонарушениях и иным законодательством Российской Федерации.

В соответствии со ст.11 ТК РФ товары - любое перемещаемое через таможенную границу движимое имущество, а также перемещаемые через таможенную границу отнесенные к недвижимым вещам транспортные средства (определение недвижимых и движимых вещей дано в ст.130 Гражданского кодекса Российской Федерации). В целях гл.23 ТК РФ под транспортными средствами понимаются любые морское (речное) судно (включая самоходные и несамоходные (лихтеры) и баржи и несамоходные лихтеры и баржи, а также судно на подводных крыльях, судно на воздушной подушке, воздушное судно, автотранспортное средство (включая прицепы, полуприцепы и комбинированные транспортные средства) или единица железнодорожного подвижного состава, которые используются в международных перевозках для платной перевозки лиц либо для платной или бесплатной промышленной или коммерческой перевозки товаров, а также их штатные запасные части, принадлежности и оборудование, содержащиеся в их штатных баках горюче-смазочные материалы и топливо, если они перевозятся вместе с транспортными средствами.

Следует обратить внимание на то, что в ст.12 ТК РФ к товарам отнесены валюта и валютные ценности. Этой же статьей установлено, что товары и транспортные средства перемещаются через таможенную границу в порядке, установленном ТК РФ, а порядок перемещения валюты Российской Федерации, ценных бумаг, номинированных в валюте Российской Федерации, иностранной валюты и иных валютных ценностей регулируется законодательством Российской Федерации о валютном регулировании и валютном контроле и ТК РФ.

Перемещение через таможенную границу товаров и (или) транспортных средств - совершение действий по ввозу на таможенную территорию Российской Федерации или вывозу с этой территории товаров и (или) транспортных средств любым способом.

Ввоз товаров и (или) транспортных средств на таможенную территорию Российской Федерации - фактическое пересечение товарами и (или) транспортными средствами таможенной границы и все последующие предусмотренные ТК РФ действия с товарами и (или) транспортными средствами до их выпуска таможенными органами.

Вывоз товаров и (или) транспортных средств с таможенной территории Российской Федерации - подача таможенной декларации или совершение действий, непосредственно направленных на вывоз товаров и (или) транспортных средств (абз.2 пп.9 п.1 ст.11 ТК РФ).

Таможенный орган на основании заявления физического лица о товарах, перемещаемых через таможенную границу, характера товаров и их количества, а также частоты перемещения товаров через таможенную границу определяет, предназначается ли товар для личного (или иного) пользования.

В соответствии с п.3 ст.281 ТК РФ порядок перемещения через таможенную границу физическими лицами товаров для личного пользования включает в себя полное освобождение от уплаты таможенных пошлин, налогов, применение единых ставок этих платежей, взимание их в виде совокупного таможенного платежа, а также неприменение к товарам запретов и ограничений экономического характера, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации о государственном регулировании внешнеторговой деятельности, обязательного подтверждения соответствия товаров и упрощенный порядок таможенного оформления.

Статьей 318 ТК РФ определены таможенные платежи, к которым относятся ввозная и вывозная таможенные пошлины; налог на добавленную стоимость и акциз, взимаемые при ввозе товаров на таможенную территорию Российской Федерации; таможенные сборы (перечень этих сборов в ТК РФ не содержится). Лицом, ответственным за уплату таможенных пошлин, налогов, является декларант (ст.320 ТК РФ).

Согласно п.1 ст.282 ТК РФ полное освобождение от уплаты таможенных пошлин и налогов предоставляется в том случае, если стоимость ввозимых товаров, за исключением транспортных средств, не превышает 65 тыс. руб. В отношении транспортных средств, а также товаров, стоимость которых превышает 65 тыс. руб., но не более 650 тыс. руб., в части такого превышения применяются единые ставки таможенных пошлин и налогов.

Порядок применения единых ставок таможенных пошлин и налогов определяется Правительством Российской Федерации исходя из среднего размера установленных ставок таможенных пошлин и налогов, применяемых к товарам и транспортным средствам, категории которых в наибольшем количестве перемещаются через таможенную границу физическими лицами. Полное освобождение от уплаты таких платежей или единые ставки таможенных пошлин и налогов применяются в количественных пределах, устанавливаемых Правительством Российской Федерации. Оно также вправе устанавливать количественные или стоимостные ограничения на ввоз физическими лицами товаров с полным освобождением от уплаты таможенных пошлин и налогов или с применением единых ставок таможенных пошлин и налогов по подакцизным товарам, товарам, в отношении которых установлены количественные ограничения на ввоз в Российскую Федерацию в соответствии с законодательством Российской Федерации о мерах по защите экономических интересов Российской Федерации при осуществлении внешней торговли товарами.

Правительство Российской Федерации вправе определять случаи, когда полное освобождение от уплаты таможенных пошлин и налогов не предоставляется либо предоставляется в уменьшенных пределах в отношении товаров, ввозимых на таможенную территорию Российской Федерации физическими лицами, не достигшими определенного возраста, а также физическими лицами, которые часто пересекают таможенную границу (как определяется частота пересечения, не определено).

Правительство Российской Федерации определяет случаи, когда полное освобождение от уплат таможенных пошлин и налогов или единые ставки таможенных пошлин и налогов применяются в размерах, превышающих указанные пределы, в отношении товаров, ввозимых физическими лицами при переселении их на постоянное место жительства, товаров, ввозимых беженцами и вынужденными переселенцами, а также в отношении наследуемого имущества.

В отношении культурных ценностей, ввозимых физическими лицами, предоставляется полное освобождение от уплаты таможенных пошлин и налогов при условии их письменного декларирования, а также регистрации, предусмотренной законодательством Российской Федерации о вывозе и ввозе культурных ценностей.

По товарам, вывозимым физическими лицами, освобождение от уплаты, возврат или возмещение внутренних налогов (в соответствии со ст.11 ТК РФ внутренние налоги - налог на добавленную стоимость и акциз, взимаемые при обороте товаров на территории Российской Федерации) производятся в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.

В ст.284 ТК РФ установлено, что российские физические лица вправе временно вывозить с таможенной территории Российской Федерации товары для личного пользования на срок своего временного пребывания на территории иностранного государства и ввозить их обратно с полным освобождением от уплаты таможенных пошлин и налогов. При этом по заявлению физического лица таможенный орган осуществляет идентификацию временно вывозимых товаров, если такая идентификация будет способствовать их обратному ввозу с полным освобождением от уплаты ввозных таможенных пошлин и налогов. Об идентификации товаров указывается в таможенной декларации, один экземпляр которой возвращается физическому лицу, вывозящему товары (однако отсутствие идентификации не препятствует обратному ввозу товаров с полным освобождением от уплаты ввозных таможенных пошлин и налогов).

В соответствии со ст.285 ТК РФ таможенное оформление товаров, перемещаемых физическими лицами для личного пользования, производится в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации. Этой же статьей предусмотрено, что товары, включая транспортные средства, подлежат помещению на склад временного хранения за счет физических лиц, товары которых подлежат перемещению, по просьбе указанных лиц либо если немедленное таможенное оформление товаров и (или) уплата таможенных пошлин и налогов не представляются возможными по причинам, не зависящим от таможенных органов.

При следовании через Государственную границу Российской Федерации товары, перемещаемые физическими лицами в ручной клади и сопровождаемом багаже, декларируются (согласно ст.11 ТК РФ таможенная декларация - документ установленной формы, в котором указываются сведения, необходимые для представления в таможенный орган). Декларированию подлежат товары, включая транспортные средства (ст.286 ТК РФ):

перемещаемые физическими лицами в несопровождаемом багаже;

пересылаемые в адрес физических лиц для личного пользования, за исключением товаров, пересылаемых в международных почтовых отправлениях;

ввоз которых ограничен в соответствии с законодательством Российской Федерации либо стоимость и (или) количество которых превышают ограничения, устанавливаемые для перемещения через таможенную границу Российской Федерации с полным освобождением от уплаты таможенных пошлин и налогов (ст.282 ТК РФ);

вывоз которых ограничен в соответствии с законодательством Российской Федерации;

обязательное декларирование в письменной форме которых при вывозе предусмотрено законодательством Российской Федерации;

транспортные средства.

Кроме того, физическое лицо вправе по своему желанию декларировать товары, перемещаемые им через таможенную границу и не подлежащие обязательному декларированию в письменной форме.

Помимо письменной формы декларирование товаров возможно в устной форме в порядке, предусмотренном п.4 ст.286 ТК РФ.

Если перемещению подлежат товары несовершеннолетнего лица в возрасте до 16 лет, декларирование осуществляется одним из родителей, усыновителем, опекуном или попечителем, его сопровождающим, а при организованном выезде (въезде) группы несовершеннолетних лиц без сопровождения указанных лиц - руководителем группы.

Порядок декларирования товаров, перемещаемых в несопровождаемом багаже, определен в п.6 ст.286 ТК РФ.

Порядок уплаты таможенных платежей регулируется в разд.III ТК РФ. Следует иметь в виду, что таможенная стоимость товаров, которая является налоговой базой для целей исчисления таможенных пошлин и налогов, заявляется физическим лицом, перемещающим товары, при их декларировании. Для подтверждения заявленной стоимости могут быть предъявлены чеки, счета и иные документы, подтверждающие приобретение декларируемых товаров и их стоимость (при ввозе товаров физическими лицами на таможенную территорию Российской Федерации в таможенную стоимость не включаются расходы на доставку товаров до аэропорта, морского порта или иного места прибытия товаров на таможенную территорию Российской Федерации). При отсутствии указанных документов и сведений, подтверждающих правильность заявленной таможенной стоимости, она может быть определена таможенным органом в соответствии со ст.288 ТК РФ.

В соответствии со ст.290 ТК РФ федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный в области таможенного дела, и иные таможенные органы обеспечивают доступность информации о правилах перемещения товаров физическими лицами, в том числе путем распространения информационных справок в транспортных и туристических организациях, составленных на русском и иностранных языках, а также путем оборудования информационных стендов в местах таможенного оформления товаров, перемещаемых физическими лицами.