Общественная организация отчетность. Бухгалтерская отчетность некоммерческих организаций

Любое предприятие, работающее на территории России, должно сдавать отчетность в различные государственные органы.

Не являются исключением. Однако для таких субъектов предусмотрен иной состав документации и особые сроки сдачи.

Что такое НКО?

Некоммерческой называется организация, целью деятельности которой не является получение прибыли, а доходы от деятельности не распределяются между учредителями.

Такой субъект хозяйствования имеет все признаки юридического лица:

  • имеет самостоятельный баланс;
  • может открывать счета в банках;
  • имеет право на штампы со своим названием;
  • действует на основании устава;
  • создаётся на неограниченный срок деятельности.

Эти предприятия создаются для социальных, культурных, образовательных, политических и прочих аналогичных видов деятельности, целью которых выступает достижение общественных благ. Наиболее известные подобные организации являются благотворительными.

Субъекты такого рода могут осуществлять коммерческую деятельность, но только если она предназначена для достижения целей компании и распределения полученного дохода между учредителями не предполагается. Их деятельность регулируется законом № 7-ФЗ.

Бухгалтерская отчетность

Некоммерческие организации обязаны вести соответствующий учёт, составлять отчёты и представлять их ежегодно. Срок, до наступления которого необходимо сдать готовые формы, наступает 31 марта года, следующего за отчетным.

Согласно законодательству, в состав бух. отчётности НКО включаются два типа документов, каждый из которых должен быть оформлен по установленной форме с учётом особенностей деятельности субъекта:

  • Бухгалтерский баланс . Отличие данного отчёта от , состоит в замене раздела «Капиталы и резервы» на «Целевое финансирование». При этом организация указывает информацию о суммах источников формирования её активов. Конкретное содержание раздела зависит от правовой формы компании.
    НКО самостоятельно определяет, насколько подробным будет отражение информации в балансе. Например, если у предприятия достаточно большое количество запасов, то в отчётности может быть показан детализированный состав МПЗ. Если же их ассортимент ограничен, то всю сумму разрешено показать одной строкой.
  • Отчёт о целевом использовании средств . В содержится следующая информация:
    • размер использованных в деятельности средств, в том числе расходы на оплату труда, благотворительность, целевые мероприятия, затраты на обеспечение функционирования предприятия;
    • остаток средств на начало года;
    • общая сумма поступивших денег, в том числе целевые, членские, вступительные и добровольные взносы, также указывается прибыль от предпринимательской деятельности;
    • остаток на конец года.

Также можно составить пояснительную записку. Этот документ содержит выраженную в произвольной форме расшифровку отдельных показателей.

Сдавать отчётность допускается в бумажном или электронном виде.

Подробную информацию о бухучете данных предприятий вы можете почерпнуть из следующего видео:

Налоговая отчетность

Некоммерческие организации отчитываются также в государственные органы ИФНС. Перечень документов зависит от выбранной системы налогообложения.

Общий режим

Если предприятие не использует специальную систему налогообложения, то оно должно представить в налоговую следующие документы:

  • . Её рекомендуется сдавать в электронном виде не позднее 25 числа месяца, который следует за датой окончания периода.
  • . Если существующая организация имеет в составе активов налогооблагаемое имущество, она должна предоставлять расчёт и перечислять платежи ежеквартально. От заполнения формы и уплаты налога освобождаются только предприятия, не владеющие основными фондами. Декларация по авансовым платежам представляется в соответствующие органы в течение 30 дней после окончания отчётного периода. Документ, содержащий сведения о итоговом расчёте, сдаётся не позднее 30 марта.
  • . НКО признаётся плательщиком , если ведёт предпринимательскую деятельность. Форма подаётся за каждый отчётный период не позднее чем через 28 дней после его окончания. Отчёт за налоговый период должен сдаваться до 28 марта года, следующего за истекшим. Если организация не вела предпринимательскую деятельность, она должна предоставить в территориальную инспекцию специальную упрощённую декларацию. Срок её сдачи также наступает 28 марта.
  • . Если в составе имущества компании имеется земельный участок, она должна предоставить данный отчет до 1 февраля года, следующего за отчетным.
  • . Она необходима, если организация имеет транспортное средство. Срок сдачи документа - также 1 февраля.

Кроме перечисленных, НКО должны предоставить в инспекцию некоторые другие бумаги:

  • . Предоставляется в случае, если в компании оформлено 100 и более сотрудников. Сдаётся до 20 января.
  • . Согласно законодательству, любое предприятие обязано отчитаться о сумме подоходного налога, удержанного с работников, если их численность превышает 25 человек. Для этого необходимо представить в налоговые органы справку по установленной форме в срок до 1 апреля.

Специальные системы

Данные организации имеют право использовать специальные налоговые режимы. В этом случае они обязаны предоставить в государственные органы соответствующие отчеты:

  • . Её нужно оформлять, если предприятие применяет . Документ сдаётся ежеквартально до 20 числа месяца, следующего за отчётным периодом.
  • . Заполняется, если компания находится на УСН (). В этом случае форма оформляется и сдаётся до 31 марта года, следующего за прошедшим периодом.

Ответственность за сведения, указанные в документах, данные субъекты несут такую же, как и другие предприятия.

Прочая документация

НКО также представляют расчёты в другие государственные учреждения.

Внебюджетные фонды

  • . Представляется в фонд социального страхования, если численность сотрудников превышает 25 человек. Даты представления документа в электронном и бумажном виде различаются:
    • на бумаге следует отчитываться до 20 января;
    • электронный расчёт разрешается представлять до 25 января.
  • . Представляется в территориальные органы ПФР, если среднесписочная численность превышает 25 человек. Сроки сдачи следующие:
    • 15 февраля, если отчёт формируется на бумаге;
    • 22 февраля, если сдаётся электронный расчёт.

Федеральная служба государственной статистики

Кроме отчётов, которые сдаются организацией, попавшей в выборку, в территориальный орган Росстата необходимо предоставить два обязательных документа:

  • Форма №1-НКО . Информацию о деятельности предприятия нужно сдать до 1 апреля года, следующего за отчётным.
  • Форма № 11 (краткая). Документ содержит информацию о движении основных фондов. Его также нужно представить в территориальные органы до 1 апреля.

Министерство юстиции

Некоммерческие предприятия обязаны предоставлять отчёты о своей деятельности в Минюст:

  • Форма №0Н0001 . В ней должны быть отражены сведения о руководителях, а также о характере деятельности организации.
  • Форма №0Н0002 . Заполненный бланк содержит информацию о расходовании целевых денежных средств, а также об использовании имущества.
  • Форма №0Н0003 . Заполняется на официальном сайте министерства.

В некоторых случаях компании могут не предоставлять указанные отчеты. Такая возможность появляется, если:

  • в НКО не было поступлений активов от иностранных лиц, международных предприятий и т. п.;
  • учредителями или участниками не являются иностранные граждане;
  • общая сумма поступлений за год не превышает 3 миллиона рублей.

В таком случае вместо форм №0Н0001 и 0Н0002 сдаётся заявление о соответствии требованиям законодательства. Оно составляется в произвольной форме.

Все перечисленные отчёты нужно предоставить в территориальное управление министерства до 15 апреля года, следующего за отчетным.

Особенности социально ориентированных НКО

Согласно действующему законодательству, социально ориентированными (СО) признаются некоммерческие организации, работа которых направлена на решение общественных проблем:

  • социальная защита;
  • помощь в преодолении стихийных бедствий, катастроф;
  • защита животных;
  • охрана зданий и сооружений, которые имеют культурное, историческое значение;
  • оказание юридической помощи безвозмездно или на льготной основе;
  • охрана окружающей среды;
  • благотворительность;
  • профилактика опасных форм поведения людей;
  • деятельность в области здравоохранения, образования, культуры, науки и т. п.

Чаще всего они создаются в форме религиозных организаций, ассоциаций, общественных объединений, автономных НКО. Политические партии, государственные корпорации не могут быть таковыми.

Отчётность таких компаний имеет ряд отличительных черт. Вместо стандартных бланков, которые сдают все предприятия, они заполняют специальные формы:

  • Бухгалтерский баланс СО НКО.
  • Отчёт о целевом использовании их средств.

Последние изменения 2019 года

Законодательством были введены некоторые новые правила составления отчётности некоммерческих предприятий. Отличие новых правил от старых в следующем:

  • раздел 3 баланса получил название «Целевое финансирование» вместо «Капиталы и резервы», в нём содержится информация о целевых средствах и фондах;
  • существенная информация о показателях отчётности может быть раскрыта в пояснительной записке к бухгалтерскому балансу;
  • малые НКО имеют право составлять упрощённые формы, в том числе отчёт о целевом использовании средств.

Согласно изменениям, социально ориентированные объединения больше не рассматриваются как отдельная категория. Формы их отчётности больше не имеют существенных отличий.

Деятельность некоммерческой организации: как правильно сформировать и сдать отчетность, особенности представления бухгалтерской отчетности некоммерческих организаций - читайте в статье.

Вопрос: Отчет о финансовых результатах полный или упрощенный? Т.е. нужно сдать баланс, отчет о финансовых результатах, - эти формы полные или упрощенные? Пояснения к бухгалтерскому балансу не нужно сдавать?

Ответ: 1. По общему правилу НКО следует применять общеустановленную форму отчета о финансовых результатах. Она приведена в приложении № 1 к приказу № 66н. При этом вы можете сдавать отчет о финансовых результатах в упрощенной форме (приложение № 5), если вашей компании не запрещено вести бухучет в упрощенном виде (пункт 4, 5 статьи 6 Закона № 402-ФЗ).

Отвечает Александр Сорокин,

заместитель начальника Управления оперативного контроля ФНС России

«ККТ нужно применять только в случаях, если продавец предоставляет покупателю, в том числе своим сотрудникам, отсрочку или рассрочку по оплате своих товаров, работ, услуг. Именно эти случаи, по мнению ФНС, относятся к предоставлению и погашению займа для оплаты товаров, работ, услуг. Если организация выдает денежный заем, получает возврат такого займа или сама получает и возвращает заем, кассу не применяйте. Когда именно нужно пробивать чек, смотрите в рекомендации ».

2. Да, вы можете применять упрощенные формы бухгалтерского баланса и отчета о целевом использовании средств для социально ориентированных организаций (приложение № 6 к приказу № 66), если организация имеет право на упрощенные способы ведения бухгалтерского учета (п. и ст. 6 Закона № 402-ФЗ, письмо Минфина России от 27.12.2013 № 07-01-06/57795 , пункт 2.1 , п. 3 ст. 1 Закона № 7-ФЗ , Закона № 7-ФЗ).

3. Да, пояснения к бухгалтерской отчетности можно не сдавать. Однако при желании по существенным показателям можно привести необходимые пояснения к бухгалтерской отчетности, составив их в произвольном виде в текстовой и (или) табличной форме. Ориентироваться при этом можно на пример оформления, приведенный в приложении № 3 к приказу № 66н. Также допустимо составить такие формы, как отчет об изменениях капитала и отчет о движении денежных средств. Обе формы приведены в приложении № 2 к приказу № 66н.

Обоснование

Какие документы нужно сдавать в составе бухгалтерской отчетности

Некоммерческие организации

Минимальный состав годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности некоммерческой организации таков: Бухгалтерский баланс, Отчет о целевом использовании средств и приложения к ним. Об этом сказано в части 2 статьи 14 Закона от 6 декабря 2011 г. № 402-ФЗ.

Некоммерческие организации должны составлять Отчет о финансовых результатах, если выполняются следующие условия:

  • в отчетном году некоммерческая организация получила доход от предпринимательской и (или) иной приносящей доход деятельности;
  • показатель полученного некоммерческой организацией дохода существенен;
  • раскрытия данных о прибыли от предпринимательской и (или) иной приносящей доход деятельности в Отчете о целевом использовании средств недостаточно для формирования полного представления о финансовом положении некоммерческой организации, финансовых результатах ее деятельности и изменениях в ее финансовом положении;
  • без знания о показателе полученного дохода заинтересованными пользователями невозможна оценка финансового положения некоммерческой организации и финансовых результатов ее деятельности.

Такой вывод следует из положений части 1 статьи 13 Закона от 6 декабря 2011 г. № 402-ФЗ, пунктов и ПБУ 4/99, информации Минфина России от 4 декабря 2012 г. № ПЗ-10/2012 .*

Вместе с тем, некоммерческие организации могут не представлять в составе годовой бухгалтерской отчетности Отчет о движении денежных средств (п. 85 Положения, утвержденного приказом Минфина России от 29 июля 1998 г. № 34н).

Однако применять упрощенные способы ведения бухучета и сдавать отчетность по упрощенным формам не вправе некоммерческие организации, признанные иностранными агентами. То же самое касается адвокатских бюро и нотариальных палат. Полный список тех организаций, которые не вправе упрощать учет и отчетность, приведен в части 5 статьи 6 Закона от 6 декабря 2011 г. № 402-ФЗ.*

Состав отчетности некоммерческих организаций приведен в таблице .

Состав бухгалтерской отчетности некоммерческих организаций

Форма Кто сдает Документ, которым утверждена форма Периодичность сдачи Срок сдачи
Бухгалтерский баланс Ежегодно
Бухгалтерский баланс (упрощенная форма) Приказ Минфина России от 2 июля 2010 г. № 66н Ежегодно Не позднее трех месяцев после окончания отчетного года
Отчет о финансовых результатах Все некоммерческие организации при выполнении определенных условий Приказ Минфина России от 2 июля 2010 г. № 66н Ежегодно Не позднее трех месяцев после окончания отчетного года
Отчет о целевом использовании средств Все некоммерческие организации по своему выбору Приказ Минфина России от 2 июля 2010 г. № 66н Ежегодно Не позднее трех месяцев после окончания отчетного года
Отчет о целевом использовании средств Все некоммерческие организации (за некоторыми исключениями) Приказ Минфина России от 2 июля 2010 г. № 66н Ежегодно Не позднее трех месяцев после окончания отчетного года
Пояснения к Бухгалтерскому балансу и Отчету о финансовых результатах (в текстовой и (или) табличной формах) Все некоммерческие организации Приказ Минфина России от 2 июля 2010 г. № 66н Ежегодно Не позднее трех месяцев после окончания отчетного года*

Отчетность некоммерческих организаций (НКО) в Минюст России

Что сдавать Кто сдает Отчетный период и срок сдачи Основание
Заявление о соответствии требованиям статьи 32 Закона от 12 января 1996 г. № 7-ФЗ и информация о продолжении деятельности (форма произвольная)

НКО (кроме бюджетных и казенных учреждений), у которых:

Нет участников (членов) - иностранных граждан и (или) организаций, лиц без гражданства;

В течение года не было поступлений денег и имущества от иностранных источников;

В течение года поступление денег и имущества составило не более 3 млн руб.

Законодательно срок не определен.

П. 4.1 и 4.2 ст. 1, Закона от 12 января 1996 г. № 7-ФЗ*

Правило № 1 Все НКО сдают бухгалтерский баланс и отчет о целевом использовании средств

Есть нюансы

Состав бухгалтерской отчетности государственных (муниципальных) учреждений устанавливается в соответствии с бюджетным законодательством РФ, поскольку они являются организациями государственного сектора (п. 4 ст. 14 Закона № 402-ФЗ).

Как и коммерческие фирмы, НКО в обязательном порядке составляют бухгалтерский баланс. Что касается отчета о финансовых результатах — формы № 2, то ее некоммерческим компаниям нужно заполнять только в конкретных случаях, о них мы подробно поговорим в следующем разделе. Зато всем без исключения НКО нужно заполнить отчет о целевом использовании средств (п. 2 ст. 14 Закона № 402-ФЗ). Где брать бланки указанных документов?*

Начнем с бухгалтерского баланса. В приказе Минфина России от 02.07.2010 № 66н «О формах бухгалтерской отчетности организаций» (далее — приказ № 66н) содержится целых три бланка этого документа. Первая форма — общая. Она приведена в приложении № 1 к приказу № 66н. Ее может использовать любая НКО. Две других формы — упрощенные. Поэтому есть смысл разобраться, в каких случаях НКО вправе их использовать.

Так, в приложении № 5 к приказу № 66н приведена упрощенная форма баланса для субъектов малого предпринимательства. Но из всех НКО таковыми могут считаться лишь потребительские кооперативы. И то лишь при соблюдении определенных критериев (о них мы рассказали во врезке справа). То есть большинство НКО субъектами малого предпринимательства не являются. Получается, лишь некоторые потребительские кооперативы могут позволить себе использовать эту упрощенную форму (п. и статьи 6 Закона № 402-ФЗ).

Некоммерческие организации не попадают в категорию компаний малого бизнеса, за исключением потребительских кооперативов. Но даже потребкооператив, чтобы считаться малой организацией, должен соответствовать ряду условий.

А в приложении № 6 к приказу № 66н приведена форма, предусмотренная специально для социально ориентированных некоммерческих организаций (о них смотрите во врезке ниже). При этом в письме Минфина России от 27.12.2013 № 07 01 06/57795 сказано, что данную форму могут использовать и другие НКО. Дело в том, что по общему правилу некоммерческим организациям предоставлено право вести бухучет по упрощенной форме и заполнять упрощенную бухгалтерскую отчетность (п. 4 ст. 6 Закона № 402-ФЗ). Однако специальные формы пока не утверждены, поэтому НКО разрешено применять форму баланса, предусмотренную для социально ориентированных компаний. Обратите внимание: она намного проще, чем общая форма. Только имейте в виду: эту специальную форму из приложения № 6 к приказу № 66н не могут применять некоммерческие организации, которые не имеют права на упрощенные способы ведения бухгалтерского учета. Такие НКО перечислены в пункте 5 статьи 6 Закона № 402-ФЗ. Это, в частности:

— организации, бухгалтерская отчетность которых подлежит обязательному аудиту;

— жилищные и жилищно-строительные кооперативы;

— кредитные потребительские кооперативы (включая сельскохозяйственные кредитные потребительские кооперативы);

— политические партии, их региональные отделения или иные структурные подразделения;

— адвокатские палаты;

— нотариальные палаты;

— некоммерческие организации, включенные в реестр НКО, выполняющих функции иностранного агента.*

И теперь поговорим о форме отчета о целевом использовании средств. По общему правилу НКО отчитываются по форме, приведенной в ). Это НКО, созданные в формах, предусмотренных Законом № 7-ФЗ , за исключением государственных корпораций, госкомпаний и политических партий. Абсолютно точно не могут признаваться социально ориентированными потребительские кооперативы, ТСЖ, садоводческие, огороднические и дачные некоммерческие объединения граждан. Поскольку на эти НКО Закон № 7-ФЗ не распространяется (п. 3 ст. 1 Закона № 7-ФЗ). Кроме того, чтобы организация считалась социально ориентированной, она должна осуществлять деятельность, направленную на решение социальных проблем, развитие гражданского общества в России, а также виды деятельности, указанные в статье 31.1 Закона № 7-ФЗ.*

Правило № 2 Отчет о финансовых результатах НКО рекомендовано составлять, если доходы от бизнеса существенны

Некоммерческая организация может вести предпринимательскую деятельность, если это предусмотрено ее уставом. Но лишь постольку, поскольку это служит достижению целей, ради которых она создана (п. 4 ст. 50 ГК РФ). При этом не должно быть законодательного запрета на такую деятельность.

Данные о прибыли от предпринимательской и иной подобной деятельности раскрываются в отчете о целевом использовании средств. Для этого в данной форме предусмотрена соответствующая строка. Но если вы считаете, что сведения в отчете о целевом использовании средств раскрываются недостаточно подробно, можно составить еще и отчет о финансовых результатах. Например, это потребуется, если в отчетном году ваша организация получила существенный доход от коммерческой деятельности (п. 1 ст. 13

По общему правилу НКО следует применять общеустановленную форму отчета о финансовых результатах. Она приведена в приложении № 1 к приказу № 66н. По-другому могут поступить только потребительские кооперативы, которые являются субъектами малого предпринимательства и вправе применять упрощенные способы бухучета. Они могут использовать форму, предусмотренную приложением № 5 к приказу № 66н.*

Заметьте: обе формы называются «Отчет о прибылях и убытках». Название это старое. Начиная с отчетности за 2012 год указанный отчет должен именоваться отчетом о финансовых результатах (информация № ПЗ 10/2012). Поэтому при необходимости самостоятельно внесите в заголовок формы изменения.

Некоммерческая организация (НКО), как следует из названия, не является коммерческой, то есть созданной для получения прибылей и распределения их между участниками. При образовании НКО преследуются политические, социальные, религиозные, образовательные и научные, благотворительные цели. Некоммерческие организации функционируют в рамках деятельности, олицетворяющей известное выражение: «не хлебом единым…».

Организации занимаются реализацией духовных потребностей граждан, например, развитием массовой физической культуры и спорта, здравоохранения, защитой прав организаций и граждан и прочее. Однако несмотря на то, что коммерческую деятельность НКО не ведут (хотя могут, если таковая способствует достижению целей, поставленных перед организацией ее создателями), но регулярно представлять отчетность должны. Рассмотрим, какую именно отчетность обязаны предъявить НКО в Минюст.

Время «Ч»

В 2019 году не произошло изменений во времени подачи документов по отчетности некоммерческими организациями для Министерства юстиции России. Эта дата – 15 апреля. НКО должны отчитываться о своей деятельности на основании Федерального закона «О некоммерческой деятельности» за номером 7 от января 1996 года.

В статье тридцать второй этого законодательного документа прописан порядок формирования отчета о деятельности организации перед налоговой, статистическими органами, перед учредителями и прочими лицами согласно уставным документам организации и существующему законодательству.

В контролирующие органы предоставляются сведения о поступлениях и расходованиях денежных средств и другого имущества в течение истекшего периода, о руководительском составе организации и общей деятельности НКО.

Дело это серьезное, и за безалаберное отношение к нему – несвоевременное предоставление или вообще непредставление указанных сведений – полагается соответствующее административное наказание (согласно статье 19.7 Административного кодекса РФ).

Куда нужно представить отчетность

Составленную отчетность в сегодня можно подать в двух вариантах:

  1. Почтовым отправлением. Отчетность отправляется обычным почтовым отправлением, адресованным в территориальные органы Центрального аппарата Министерства юстиции Российской Федерации. При отправке отчета обязательно вложение описи документов.
  2. Размещение данных по отчету в сети Интернет на информационных ресурсах Министерства юстиции России. Доступ к этим ресурсам можно осуществить посредством официальных сайтов региональных органов Минюста или через центральный официальный сайт Министерства юстиции – www.minjust.ru. Размещение отчетности на официальных интернет-ресурсах предусматривается специальным приказом Министерства юстиции, регламентирующим возможность размещения сообщений НКО о продолжении своей деятельности и отчетов о деятельности за истекший период в сети Интернет.
  3. Есть еще третий вариант – отправка документов об отчетности и сообщения о продолжении деятельности в электронном виде посредством электронной почты. Этот способ возможен только при существовании цифровой электронной подписи уполномоченного руководителя организации.

Состав отчетности

Некоммерческие организации должны представлять отчетность о своей текущей деятельности за истекший отчетный период в следующем составе:

  • налоговая отчетность. НКО, как и прочие организации, могут выбирать налоговый режим. Либо используя общий налоговый режим, либо применяя упрощенную систему налогообложения. В первом случае некоммерческие организации заполняют декларацию на прибыль и на уплату НДС. В случае использования УСН НКО заполняется декларация, по уплате налога, предусмотренного по УСН. Для организаций, имеющих на балансе недвижимость, обязательна декларация об уплате налога на недвижимое имущество;
  • бухгалтерская отчетность. Состав необходимой для представления бухгалтерской отчетности прописан в Федеральном законе о бухгалтерском учете. Однако для организаций, не ведущих коммерческую деятельность, предусмотрена упрощенная система бухгалтерской отчетности, в которой включается только отчет об убытках и прибылях, отчет о целевом использовании полученных средств и бухгалтерский баланс. Упрощено и количество отчетов: такой отчет необходимо составлять только раз в год;
  • статистическая отчетность. Кроме отчета об убытках и прибылях и бухгалтерского баланса, некоммерческими организациями, не ведущими коммерческую деятельность, подаются данные в органы государственной статистики. Для этого используется специальная форма, разработанная для некоммерческих организаций для представления сведений – № 1-НКО.

Помимо заполнения установленной формы, возможно, понадобится представить и иные сведения согласно запросу статистического органа.

  1. Данные в государственные внебюджетные фонды. Представляются сведения по начислению и уплате взносов в Фонд медицинского страхования и Пенсионный фонд, а также сведения о персонифицированном учете.
  2. Специализированная отчетность. Для НКО, в связи со спецификой их деятельности, предусмотрены специальные виды отчетности и представляемых данных. Так, организации, не занимающиеся коммерческой деятельностью ежегодно, до 31 марта, должны направлять в орган, ведающий учетом подобных организаций, заявление о продолжении деятельности в наступившем году. Сведения включают в себя данные о настоящем месте нахождения руководящего органа, информацию о руководителях организации.

Как известно, для некоммерческих организаций были упрощены процедуры государственной регистрации, предоставления отчетности и осуществления контроля за их деятельностью (Федеральный закон от 17.07.2009 № 170-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон “О некоммерческих организациях”»). Исходя из того, что некоммерческая организация как собственник целевого капитала обязана не позднее шести месяцев после окончания отчетного года подготовить и утвердить годовой отчет о формировании целевого капитала и об использовании, распределении дохода от целевого капитала, рассмотрим обусловленные спецификой деятельности формы отчетности. Отметим также, что в случае, если такой некоммерческой организацией сформировано несколько целевых капиталов, указанный годовой отчет готовится по каждому сформированному целевому капиталу.

В целом отчетность некоммерческих организаций можно условно разделить на следующие группы:

  • бухгалтерская отчетность;
  • налоговая отчетность;
  • отчетность перед государственными внебюджетными фондами;
  • статистическая отчетность;
  • специальная отчетность.

Состав отчетности в отношении некоммерческой организации зависит как от ее организационно-правовой формы, так и от особенностей налогообложения (в частности, от применяемого режима налогообложения).

Бухгалтерская отчетность

В соответствии со ст. 13 Федерального закона от 21.11.1996 № 129-ФЗ (ред. от 23.11.2009) «О бухгалтерском учете» (далее - Федеральный закон № 129-ФЗ) все организации обязаны составлять бухгалтерскую отчетность, в состав которой входят следующие формы:

  • бухгалтерский баланс (форма № 1);
  • отчет о прибылях и убытках (форма № 2);
  • отчет об изменениях капитала (форма № 3);
  • отчет о движении денежных средств (форма № 4);
  • приложение к бухгалтерскому балансу (форма № 5);
  • пояснительная записка;
  • аудиторское заключение, подтверждающее достоверность бухгалтерской отчетности организации, если она в соответствии с федеральными законами подлежит обязательному аудиту.

Следует отметить, что для общественных организаций (объединений) и их структурных подразделений, не осуществляющих предпринимательской деятельности и не имеющих кроме выбывшего имущества оборотов по реализации товаров (работ, услуг), установлен упрощенный состав годовой бухгалтерской отчетности. Указанные организации представляют бухгалтерскую отчетность только один раз в год по итогам отчетного года в составе бухгалтерского баланса, отчета о прибылях и убытках, а также отчета о целевом использовании полученных средств.

Кроме того, нужно обратить внимание на то, что в соответствии с приказом Минфина России от 22.07.2003 № 67н (ред. от 18.09.2006) «О формах бухгалтерской отчетности» некоммерческие организации могут не представлять формы № 3–5 бухгалтерской отчетности в случае отсутствия соответствующих данных.

Бухгалтерская отчетность в сокращенном составе (формы № 1 и № 2) также представляется в органы государственной статистики.

С 2003 г. в связи с введением в действие УСН многие некоммерческие организации перешли на указанный специальный налоговый режим. Такие организации в соответствии с п. 3 ст. 4 Федерального закона № 129-ФЗ освобождаются от обязанности ведения бухгалтерского учета, а значит, и составления бухгалтерской отчетности. Но при этом установлена обязанность ведения данными организациями учета доходов и расходов в порядке, установленном гл. 26.2 НК РФ. Доходы и расходы учитываются в Книге доходов и расходов, утвержденной приказом Минфина России от 31.12.2008 № 154н.

Налоговая отчетность

Обязанность составления и представления в предусмотренных законодательством случаях налоговой отчетности в форме налоговых деклараций (расчетов) установлена ст. 23 НК РФ. Состав налоговой отчетности некоммерческих организаций напрямую зависит от применяемого режима налогообложения: общего или специального налогового режима. При общем налоговом режиме состав налоговой отчетности включает в обязательном порядке:

Нужно иметь в виду, что форма декларации по НДС изменилась. Новая форма декларации по НДС утверждена приказом Минфина России от 15.10.2009. Указанная форма декларации применяется уже с отчетности за IV квартал 2009 г.

В отношении налога на прибыль нельзя не отметить, что в соответствии с п. 2 ст. 289 НК РФ некоммерческие организации, у которых не возникает обязанности по уплате налога, представляют налоговые декларации в упрощенной форме по истечении налогового периода. Также следует принять во внимание, что налоговая декларация по налогу на прибыль применяется в редакции приказа Минфина России от 16.12.2009 № 135н.

Некоммерческая организация, обладающая движимым и недвижимым имуществом, учитываемым на балансе в качестве объектов основных средств в порядке, установленном для ведения бухгалтерского учета, обязана составлять налоговую отчетность по налогу на имущество в форме налоговой декларации и налоговых расчетов по авансовым платежам по налогу на имущество, что закреплено в ст. 386 НК РФ. Следует обратить внимание на то, что ранее организация, не имевшая объектов налогообложения налогом на имущество, все равно обязана была представлять так называемую «нулевую» налоговую отчетность по налогу на имущество. Однако теперь в связи с принятием Федерального закона от 30.10.2009 № 242-ФЗ «О внесении изменения в статью 373 части второй Налогового кодекса Российской Федерации» организации освобождены от обязанности представлять расчеты и декларации по налогу на имущество организаций при отсутствии объекта налогообложения.

В случае если в отношении некоммерческой организации зарегистрировано транспортное средство, то она обязана составлять и представлять налоговую декларацию и налоговые расчеты по авансовым платежам по транспортному налогу (ст. 363.1 НК РФ).

Если некоммерческая организация обладает правом собственности на земельный участок или же правом постоянного (бессрочного) пользования им, то в отношении нее установлена обязанность формирования налоговой декларации и налоговых расчетов по авансовым платежам по налогу (ст. 398 НК РФ).

Некоммерческие организации, равно как и коммерческие, признаются налоговыми агентами по НДФЛ в соответствии со ст. 226 НК РФ. В качестве самого простого примера здесь можно привести отношения между работодателем и работником в части начисления и выплаты заработной платы. Указанное выше обстоятельство влечет за собой необходимость составления и представления в налоговый орган по месту своего учета сведений о доходах физических лиц в соответствии с п. 2 ст. 230 НК РФ.

Как уже было отмечено выше, с момента введения специального налогового режима в виде УСН довольно большое число некоммерческих организаций воспользовалось правом перехода на указанный налоговый режим.

В соответствии с п. 2 ст. 346.11 НК РФ применение УСН предусматривает освобождение организаций от уплаты налога на прибыль (за исключением налога, уплачиваемого с доходов, облагаемых по налоговым ставкам, предусмотренным пп. 3, 4 ст. 284 НК РФ), налога на имущество, НДС (за исключением НДС, подлежащего уплате при ввозе товаров на таможенную территорию РФ, а также НДС, уплачиваемого при осуществлении операций по договору простого товарищества, договору доверительного управления имуществом или концессионному соглашению на территории РФ).

Применение УСН обязывает некоммерческие организации составлять и представлять в налоговые органы налоговую декларацию по налогу, уплачиваемому в связи с применением УСН, в порядке, установленном ст. 346.23 НК РФ. Форма декларации утверждена приказом Минфина России от 22.06.2009 № 58н.

Отчетность перед государственными внебюджетными фондами

Данной группе отчетности следует уделить особое внимание в связи с изменениями законодательства, вступившими в силу с начала текущего года. Отмена с 01.01.2010 Федеральными законами от 24.07.2009 № 212-ФЗ (ред. от 27.12.2009) «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования» (далее - Федеральный закон № 212-ФЗ) и № 213-ФЗ (ред. от 25.12.2009) «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования"» ЕСН и введение обязанности начисления и уплаты страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, обязательное социальное страхование и обязательное медицинское страхование внесли определенные новшества, в том числе и в порядок формирования и представления отчетности.

Привычная для многих декларация по ЕСН отменена, а администрирование указанных выше страховых взносов передано от налоговых органов Пенсионному фонду России (ПФР), а также Фонду социального страхования (ФСС России). В связи с изменением порядка администрирования взносов страхователи в соответствии с п. 9 ст. 15 Федерального закона № 212-ФЗ должны подавать расчеты ежеквартально по месту своего учета:

1) до 1-го числа второго календарного месяца, следующего за отчетным периодом, в территориальный орган ПФР - расчет по начисленным и уплаченным страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в ПФР и на обязательное медицинское страхование в фонды обязательного медицинского страхования (ОМС);

2) до 15-го числа календарного месяца, следующего за отчетным периодом, в территориальный орган ФСС России - расчет по начисленным и уплаченным страховым взносам на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством в ФСС России, а также по расходам на выплату обязательного страхового обеспечения, произведенным в счет уплаты этих страховых взносов в ФСС России.

Следует обратить внимание на то, что подача расчетов в налоговый орган по месту учета налогоплательщика-страхователя не предусматривается.

Расчет по начисленным и уплаченным страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в ПФР и на обязательное медицинское страхование в фонды обязательного медицинского страхования представляется по форме РСВ-1 ПФР, утвержденной приказом Минздравсоцразвития России от 12.11.2009 № 894н.

Отчетность в ФСС России несколько видоизменилась, что стало следствием указанных выше изменений законодательства. Расчет по начисленным и уплаченным страховым взносам на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством и по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, а также по расходам на выплату страхового обеспечения за I квартал 2010 г. должен быть представлен по форме-4 ФСС РФ, утвержденной приказом Минздравсоцразвития России от 06.11.2009 № 871н.

Помимо этого организации также обязаны формировать отчетность, связанную со сдачей сведений по персонифицированному учету. Эта обязанность установлена Федеральным законом от 01.04.1996 № 27-ФЗ (ред. от 27.12.2009) «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования».

В связи с принятием Федерального закона № 212-ФЗ порядок сдачи сведений по персонифицированному учету в ПФР изменился. Так, в 2010 г. их нужно сдавать два раза - по итогам полугодия и года (до 01.08.2010 и 01.02.2011), а начиная с 2011 г. - четыре раза в год, ежеквартально (до 1 мая, 1 августа, 1 ноября и 1 февраля).

Статистическая отчетность

Помимо представления бухгалтерского баланса и отчета о прибылях и убытках некоммерческой организацией в органы государственной статистики подаются сведения по специализированным формам статистического наблюдения.

Говоря об особенностях отчетности некоммерческих организаций, следует указать, что в отношении них среди прочих установлена специальная форма статистического наблюдения - форма № 1-НКО «Сведения о деятельности некоммерческой организации». Указанная форма является новой. Форма утверждена приказом Росстата от 02.10.2009 № 213, является единовременной и действует для отчета в 2010 г. Также в отношении некоммерческих организаций действует форма № 11 (краткая) «Сведения о наличии и движении основных фондов (средств) некоммерческих организаций», утвержденная приказом Росстата от 14.08.2008 № 189 (ред. от 10.07.2009, с изм. от 18.11.2009).

Органы государственной статистики могут запросить и другие сведения по установленным формам.

Специальная отчетность

При формировании комплекта отчетности в отношении некоммерческих организаций следует принимать во внимание Федеральный закон от 12.01.1996 № 7-ФЗ (ред. от 05.04.2010) «О некоммерческих организациях» (далее - Федеральный закон № 7-ФЗ).

Согласно п. 3 ст. 32 Федерального закона № 7-ФЗ некоммерческие организации обязаны представлять в уполномоченный орган документы, содержащие отчет о своей деятельности, о персональном составе руководящих органов, а также документы о расходовании денежных средств и об использовании иного имущества, в том числе полученных от международных и иностранных организаций, иностранных граждан и лиц без гражданства.

Сейчас указанные выше сведения представляются в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный принимать решения о государственной регистрации некоммерческих организаций, или его территориальный орган, к компетенции которого отнесено принятие решения о государственной регистрации этой организации, по форме № ОН0001 «Отчет о деятельности некоммерческой организации и сведения о персональном составе ее руководящих органов», утвержденной Постановлением Правительства РФ от 15.04.2006 № 212 (ред. от 08.12.2008). Сведения представляются ежегодно не позднее 15 апреля года, следующего за отчетным.

Однако указанное выше требование распространяется не на все некоммерческие организации. Так, согласно п. 3.1 ст. 32 Федерального закона № 7-ФЗ некоммерческие организации, учредителями (участниками, членами) которых не являются иностранные граждане и (или) организации либо лица без гражданства, а также не имевшие в течение года поступлений имущества и денежных средств от международных или иностранных организаций, иностранных граждан, лиц без гражданства, в случае если поступления имущества и денежных средств таких некоммерческих организаций в течение года составили до 3 млн руб., представляют в уполномоченный орган или его территориальный орган заявление, подтверждающее их соответствие настоящему пункту, и информацию в произвольной форме о продолжении своей деятельности в сроки, которые определяются уполномоченным органом.

С 01.01.2010 вступил в силу п. 3.2 ст. 32 Федерального закона № 7-ФЗ, в соответствии с которым некоммерческие организации обязаны каждый год размещать в сети Интернет или средствах массовой информации отчет о своей деятельности в объеме сведений, которые представляются в Минюст России или его территориальный орган, а некоммерческие организации, у которых выполняются условия, перечисленные в п. 3.1 ст. 32 Федерального закона № 7-ФЗ, - сообщение о продолжении своей деятельности. Порядок и сроки размещения этих отчетов и сообщений определяет уполномоченный федеральный орган исполнительной власти.

Следует отметить, что в настоящее время существует достаточно большое число форм некоммерческих организаций, и действующее законодательство требует от них представления той или иной отчетности.

Так, общественные объединения в соответствии со ст. 29 Федерального закона от 19.05.1995 № 82-ФЗ (ред. от 23.07.2008) «Об общественных объединениях» обязаны ежегодно публиковать отчет об использовании своего имущества или обеспечивать доступность ознакомления с указанным отчетом.

Помимо этого общественные объединения обязаны ежегодно информировать орган, принявший решение о государственной регистрации общественного объединения, о продолжении своей деятельности с указанием действительного места нахождения постоянно действующего руководящего органа, его названия и данных о руководителях общественного объединения в объеме сведений, включаемых в Единый государственный реестр юридических лиц. Аналогичная обязанность закреплена и за такой формой некоммерческой организации, как религиозная организация (ст. 8 Федерального закона от 26.09.1997 № 125-ФЗ (ред. от 23.07.2008) «О свободе совести и о религиозных объединениях»).

Благотворительные организации, являясь также некоммерческими организациями, в соответствии со ст. 19 Федерального закона от 11.08.1995 № 135-ФЗ (ред. от 30.12.2008) «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях» также обязаны ежегодно представлять в орган, принявший решение о ее государственной регистрации, отчет о своей деятельности, содержащий сведения:

  • о финансово-хозяйственной деятельности, подтверждающие соблюдение требований настоящего федерального закона по использованию имущества и расходованию средств благотворительной организации;
  • персональном составе высшего органа управления благотворительной организацией;
  • составе и содержании благотворительных программ благотворительной организации (перечень и описание указанных программ);
  • содержании и результатах деятельности благотворительной организации;
  • нарушениях требований указанного выше едерального закона, выявленных в результате проверок, проведенных налоговыми органами, и принятых мерах по их устранению.

Некоммерческие фонды в соответствии со ст. 118 ГК РФ и п. 2 ст. 7 Федерального закона № 7-ФЗ обязаны ежегодно публиковать отчеты об использовании своего имущества.

М. В. Панов,
аттестованный аудитор Минфина России, член НП «Московская Аудиторская Палата», ведущий эксперт аудиторско-консалтинговой компании «РУСКОНСАЛТИНГ ГРУПП»

Любая коммерческая организация, работающая на территории Российской Федерации, обязана сдавать отчёты в государственные органы. Это позволяет контролировать деятельность (пресекать нарушения) и составлять реальную статистику, на основании которой и выстраивается законодательная политика Правительства.

Но, что же касается некоммерческих организаций? Тех субъектов российского предпринимательства, которые не ставят своей целью получение прибыли и в некоторых случаях вовсе не участвуют в каких-либо финансовых операциях. Необходимо ли им отчитываться? И, если да, то как и перед кем?.. Почему нужно подавать отчетность в Минюст?

Какую отчётность сдают некоммерческие организации (НКО) в Минюст РФ?

С целью предоставления в государственные органы информации о том, чем занималась некоммерческая организация прошедший год, и на что были потрачены инвестированные средства, представитель НКО составляет и подаёт в Минюст России несколько отчётных документов установленного образца.

В частности это отчёты по форме: №ОН0001, №ОН0002, №ОН0003.

Первые две формы – обязательные для большинства организаций. Что же касается последней – это, так называемая, упрощённая форма, которая подаётся НКО вместе с уведомлением о продолжении деятельности в случае выполнения следующих условий:

  • в состав учредителей/руководителей/участников организации не входят иностранные граждане и юридические лица, а также лица без гражданства;
  • в течение отчётного периода не было финансовых/имущественных поступлений в бюджет НКО со стороны граждан/организаций иностранного государства;
  • общие поступления в бюджеты НКО не превысили 3 млн. руб. по итогам прошедшего года;

Данная форма отчётности применима для любых видов некоммерческих объединений. Ознакомиться с действующим вариантом бланка и уведомления о продолжении деятельности можно на официальном сайте Министерства Юстиции Российской Федерации. Там же размещаются и другие бланки форм отчётов для НКО.

Принципы составления отчётности

Все виды отчётов подготавливаются на основе информации, полученной из действующих организационных (для отчёта об учредительном составе) и бухгалтерских документов.

Они должны чётко и ясно отражать суть происходивших процессов и завершённых операций без излишней детализации. Перечень необходимой Минюсту информации так же опубликован на официальном сайте, и его самостоятельное расширение слабо приветствуется.

Все отчёты должны быть составлены на официальных бланках (либо в онлайн-форме на оф. сайте), поданы в соответствующие отделения и в установленный срок.

Порядок и сроки подачи отчётности для НКО

В соответствие с требованиями Министерства Юстиции РФ все некоммерческие организации должны ежегодно сдавать отчётность одним из предложенных способов:

  • размещение полного перечня отчётов о своей деятельности (за исключением персональной информации членов и руководителей организации) в одном из средств массовой информации, в том числе на собственном веб-ресурсе (при наличии такового);
  • личная либо почтовая доставка отчётов в Минюст России;
  • публикация отчётов, а также информации о своей деятельности на специализированном портале официального сайта уполномоченного госоргана (Министерства Юстиции).

Каждый из перечисленных способов имеет одинаковую законную силу и может быть использован организациями в равной степени.

Для всех НКО, вне зависимости от того, используют они упрощённую форму отчётности или нет, установлены одни сроки подачи документов – до 15 апреля года , следующего за отчётным периодом.

Что же касается некоммерческих агентов иностранных компаний – они подчиняются тем же требованиям, но сдают/публикуют отчёты о персональном составе руководящего звена раз в пол года, и раз в квартал – отчёт о целевом расходовании полученных от головной компании денежных средств.

Для агентов иностранных компаний обязательны аудиторские проверки, отчётность по которым сдаётся один раз в год.

Если годовой или квартальный отчет в установленный срок, то организация будет привлечена к налоговой ответственности в виде штрафа.

Способы предоставления электронной отчётности

Как уже упоминалось ранее, для некоммерческих организаций предусмотрен обычный и электронный способ подачи отчётности.

А прогнозы, как и в случае с коммерческими компаниями, говорят о том, что в ближайшие годы все НКО будут переведены на один – электронный способ обмена документами с госорганами . Так как же им воспользоваться?

Чтобы подать отчёт в Министерство Юстиции в электронном виде необходимо сначала зарегистрироваться на официальном сайте, затем войти в свой личный кабинет профиля. Там вы сможете указать информацию о представляемом вами НКО и подать отчёты одним из имеющихся способов:

  1. Загрузка документа MSExcel с готовым отчётом.
  2. Ручное заполнение онлайн-формы отчёта.

Все необходимые бланки и формы для заполнения на компьютере также есть в личном кабинете.

Впервые данный сервис был запущен в 2010 году. Так что, на данный момент, он полностью проработан и работает стабильно, экономя время и силы многих бухгалтеров.

О том, как оформить электронную отчетность, вы можете узнать из видео:

Наиболее частые ошибки

В качестве заключения хотелось бы перечислить наиболее частые ошибки, допускаемые при подготовке и сдаче отчётности некоммерческих организаций. Ведь этот процесс, хоть этот и не так сложен, как составление годового баланса, но тоже имеет свои нюансы и хитрости. Их незнание приводит к следующим ошибкам:

  • подача не полного пакета документов;
  • противоречивые данные, указанные в формах ОН0001 и ОН0002 в сравнении с информацией ведомственного реестра;
  • не заполнена форма ОН0002, несмотря на то, что деятельность фактически велась (проводились мероприятия, указания на которые есть в первой форме либо ведомственном реестре);
  • в пунктах 1, 2 формы ОН0002 вместо расходов НКО указаны инвестиции (поступившие средства);
  • технические ошибки: незаверенные, несшитые, непронумерованные страницы;
  • наличие указаний о расходовании нецелевых средств без указания на их источники (в форме ОН0001 указаны только целевые поступления).

Все указанные неточности являются результатом поспешного заполнения бланков и невнимательности заполняющего.

Поэтому, при должном старании во время подготовки отчётов, данных ошибок можно избежать и сдать отчётность НКО правильно с первого раза. Тем более, что теперь это можно сделать не выходя из офиса.