Маркетинговая функция благотворительности заключается. Социокультурная сущность и основные принципы благотворительной деятельности


Проблемы благотворительной сферы

Слабое внимание к сфере благотворительности в значительной степени объясняется боязнью приступить к кардинальным реформам социальной сферы. Потенциал негосударственных субъектов не рассматривается в качестве существенного фактора развития общества, как это имеет место в рыночных и демократических системах.

Распределение бюджетных средств осуществляется в рамках закрытых механизмов, доступ благотворительных организаций к этому источнику практически закрыт. Непрозрачность государственных и муниципальных структур, допуск к средствам приближенных организаций порождает злоупотребления и коррупцию. Межсекторное взаимодействие в этом случае становится частью теневой экономики.

Большинство благотворительных организаций оказываются отрезанными от существенных источников финансирования своих проектов. Даже в тех случаях, когда официальные лица участвуют в благотворительных программах, это приводит к оттоку ресурсов из частного благотворительного сектора. Государство в настоящее время выступает его главным конкурентом в привлечении средств на решение общественных проблем. В созданные властными структурами фонды происходит перекачка государственных средств, которые бесконтрольно расходуются или присваиваются.

Бюджетные проблемы, с одной стороны, большая зависимость предпринимательства от государственной и муниципальной политики, с другой, и сильная мотивация сращивания власти и рыночных структур, с третьей, приводят к постоянному вторжению официальных структур в сферу благотворительности, которая по своей сути должна оставаться частным делом. Получается, что для того, чтобы сделать благотворительное пожертвование, требуется “благословение” властей. Тем самым, сдерживается поступление частных ресурсов в благотворительный сектор. Осуществляются преимущественно проекты, административно одобренные властями. Снижается мотивация как доноров, так и благотворительных организаций формировать материальную базу и ресурсы благотворительности. Это уменьшает ее и без того скудную материально-техническую и финансовую базу.

Фактически действуют неявные механизмы “принуждения” частных доноров, развивается администрируемая (казенная) и плановая благотворительность.

В системе государственного управления сохраняется приверженность административным и авторитарным формам управления. Не соответствующая современным требованиям подготовка и низкая зарплата чиновников, а также исторически присущее России недоверие граждан к официальным структурам и их представителям не способствуют развитию частных сфер деятельности, включая и благотворительность.

Социально-экономическая ситуация, характеризуемая большой долей населения с низкими доходами и отсутствием среднего класса, определяет относительно низкий потенциал доступных для благотворительности ресурсов.

Отсутствие определенной и стимулирующей политики в отношении благотворительности привело к тому, что для осуществления благотворительной деятельности сложились не очень благоприятные условия. В частности, благотворительные организации и благополучатели, участвующие в благотворительном процессе, несут неоправданно высокие налоговые обязательства перед государством. Это повышает накладные расходы благотворительности, снижает мотивацию потенциальных доноров.

С другой стороны, имеющиеся налоговые льготы часто используется не на благотворительные цели. Льготы начинают эксплуатироваться в коммерческих интересах предпринимателей, что, в свою очередь, заставляет и благотворительные организации приспосабливаться к запросам доноров. Изначальная миссия благотворительных организаций отходит на второй план.

Все это обусловило наличие острой проблемы в развитии благотворительности, которая заключается в том, что объем потенциально доступных для использования в данной сфере ресурсов относительно невелик, но и они вовлекаются не полностью. Большая часть средств, которая могла бы расходоваться на благотворительность, остается невостребованной. Таким образом, следует констатировать, что благотворительность в России развита слабо и наиболее успешные организации, как в бизнесе, так и в благотворительности, функционируют, в основном, на государственных ресурсах. В результате благотворительные организации вместо того, чтобы дополнять государство, превращаются в просителей, а в конечном итоге становятся для общества еще одной обузой. Часто многие фонды создаются, не имея достаточных средств, и вместо благотворительной деятельности заняты их поиском для собственного содержания.

Взаимоотношения с государством

До сих пор государство фактически административно включало часть благотворительного сектора в механизм осуществления своей социальной политики. Причем это не приводило в повышению эффективности бюджетных расходов, а лишь позволяло обойти ограничения в управлении бюджетными средствами или восполнить скудость бюджетного финансирования.

В первом случае средства переводятся в “карманные” благотворительные организации, где ими можно более гибко управлять. И во многих случаях завышать расценки или объемы выполняемых работ.

Во втором случае государство через благотворительные организации занимается сбором средств из частных источников, которые идут на выполнение государственных обязательств.

В любом случае механизмы сводятся к созданию для отдельных организаций привилегированного положения. Наличие таких организаций сдерживает инициативу и развитие других благотворительных структур. Это приводит к потере ресурсов благотворительного сектора. Государство соперничает с благотворительным сектором за обладание источниками ресурсов.

Государственная социальная политика должна осуществляться через бюджетное финансирование и государственные программы. Государственные обязательства должны соответствовать возможностям бюджетного финансирования и не полагаться на псевдодобровольные пожертвования из частных источников. Благотворительная сфера должна быть в полном объеме оставлена на усмотрение самодеятельного населения, граждане должны самостоятельно решать, в каком объеме и в какой форме заниматься благотворительностью.

Роль государства и местного самоуправления заключается в том, чтобы создать благоприятные условия и нормативные механизмы развития и осуществления благотворительности без непосредственного вмешательства.

Благотворительные услуги должны перестать быть в какой бы то ни было степени услугами, оказываемыми органам власти или должностным лицам. Они должны быть только услугами обществу. Власть не должна административными средствами решать, кто, в каких формах, когда и в каком масштабе должен заниматься благотворительностью. Благотворительность должна быть встроена в рынок, при регулировании благотворительности должны применяться принципы, аналогичные для рыночных структур.

Вмешательство власти разрушает философию благотворительности, фактически приводит к ее исчезновению и мешает ее развитию.

Также осложняет развитие благотворительности отсутствие доступа этих организаций к государственным ресурсам. Включение независимых организаций в систему исполнения государственных программ, финансируемых за счет бюджетных средств, способствует расширению конкуренции в социальной сфере. Система безусловного бюджетного финансирования должна уступать системе выбора наиболее эффективного исполнителя. В настоящее время организационная слабость благотворительного сектора не позволяет государству рассматривать его в качестве серьезного партнера.

Тем не менее, необходимо ежегодно увеличивать объем бюджетных средств, распределяемых на открытом конкурсе. Четко определенная стратегия расширения конкурсов государственных заказов нацелила бы благотворительные организации на получение финансирования, стимулировала бы их развитие. На первых порах благотворительные организации могли бы получить преимущество по сравнению другими формами частных организаций, чтобы обеспечить государственные инвестиции в развитие именно этого сектора.

Конкурсы государственных заказов нужно в первую очередь организовывать по тем проблемам и в тех отраслях, где недостаточно развита сама государственная система. Вместо того, чтобы вкладывать ресурсы в ее развитие, целесообразно сориентироваться на негосударственных исполнителей.

Государственные заказы должны применяться в тех сферах, где у государства есть понимание и уверенность в том, как надо решать проблемы, и интерес государства сводится, прежде всего, к поиску эффективного управляющего.

Государство и благотворительные организации могут эффективно взаимодействовать и в тех сферах, где проблемы только обнаружились, и где нет ясности, каким образом их решать. Инициатива благотворительных организаций позволит найти новые механизмы и технологии решения. Здесь эффективно применение грантов. В этом случае интерес государства заключается в том, чтобы был реализован социально значимый проект, который еще не осуществлялся и на который благотворительным организациям трудно найти средства из других источников.

Часть государственных средств следует выделять на проекты, разработанные самими благотворительными организациями, а также на организационное развитие благотворительного сектора.

Финансирование благотворительных проектов должно осуществляться государством только на конкурсной основе.

Государственное финансирование благотворительных организаций должно преследовать цели повышения эффективности бюджетных расходов и встраивание механизмов бюджетного финансирования и благотворительной деятельности в рыночную экономику.

Законодательство, регулирующее бюджетный процесс и бюджетные расходы, должно обеспечивать участие благотворительных организаций в выполнении государственных программ и получении государственных заказов наравне с бюджетными организациями. Выбор исполнителя должен безо всяких привилегий осуществляться на основе эффективности.

Любая государственная или муниципальная программа, а также любой заказ или грант должен подвергаться обязательному аудиту и программной экспертной оценке.

Благотворительные организации достаточно активно пользуются различными услугами государства. Как правило, они предоставляются им на льготных условиях. Особенно важным для осуществления благотворительной деятельности являются аренда помещений под офисы и оплата коммунальных услуг, пользование помещениями для мероприятий, средствами связи, информационными ресурсами и т.д. Обычно поддержка в таких формах является еще одной разновидностью сегрегации негосударственных организаций по признаку близости к власти. Почти никогда такое преимущество, оказываемое некоторым организациям, не осуществляется безвозмездно. Специфика этой формы поддержки заключается в том, что она, в отличие от финансирования, охватывает продолжительный период. Предоставив возможность аренды на льготных условиях, государство перестает контролировать целесообразность этого шага через несколько месяцев. Здесь требуются более гибкие, справедливые и более выгодные государству механизмы.

Оказание такой помощи может осуществляться только путем применения открытых процедур. Целесообразно проведение конкурсов, где могут участвовать только благотворительные организации. Победитель должен определяться еще и по критериям общественной полезности. Договор об аренде должен обуславливать стоимость аренды с учетом этой полезности.

Нужно помнить, что благотворительный сектор был исключен из процесса бесплатной приватизации. Граждане могли получить недвижимость в собственность только при условии, что они будут заниматься предпринимательской деятельностью. Было бы правильно установить правила и процедуры участия благотворительных организаций в приобретении распродаваемой государством недвижимости.

Рыночный механизм требует уравнивания прав всех потребителей. Благотворительные организации при конкуренции с другими, в том числе и коммерческими организациями, должны иметь более благоприятные условия лишь для привлечения средств. Только в этом должно заключаться их преимущество.

Оплата других услуг благотворительными организациями должна производиться по расценкам, установленным для государственных бюджетных организаций.

В тех случаях, когда это уместно и возможно, организации, имеющие бюджетное финансирование, должны давать приоритет обслуживанию благотворительных организаций. Например, это относится к средствам массовой информации, для которых можно установить нормативы по освещению деятельности благотворительных организаций и на публикацию материалов, формирующих позитивный общественный образ участников благотворительности.

Для стимулирования благотворительной деятельности со стороны государства должны применяться различные неэкономические методы. Целью таких действий должно быть моральное поощрение всех участников благотворительности, усиление мотивации общественности и потенциальных доноров, стимулирование их вовлечения в благотворительность. Признание личных заслуг отечественных филантропов и активистов благотворительного движения со стороны официальных структур является очень значимым фактором формирования общественного мнения и активизации благотворительности.

Общественность и население страны должны четко и регулярно получать “сигнал”, что благотворительность и ее развитие соответствует интересам государства, поддерживается им, что благотворительное движение рассматривается им конструктивно и положительно.

В этой связи можно, в частности, затрагивать вопросы развития благотворительности в ежегодном Послании Президента РФ Федеральному собранию, касаться этой темы в специальных обращениях высших должностных лиц государства.

Большой общественный резонанс имело бы награждение орденами, например, “За заслугу перед Отечеством” и другими государственными наградами наиболее видных деятелей благотворительности по представлениям как государственных и муниципальных структур, так и общественности, а также награждать государственными и другими премиями и почетными грамотами примерные донорские и благотворительные организации. Такие награды не обязательно должны включать денежные выплаты.

Благотворительные организации также должны быть информированы, что они могут быть выдвинуты на присуждение премий различных международных организаций, в том числе системы ООН.

Целесообразно возродить российскую традицию проведения в Кремле благотворительного бала с участием высших должностных лиц государства в целях сбора средств на благотворительные проекты. Президент или председатель Правительства РФ должен ежегодно проводить встречу с лидерами и руководителями благотворительных организаций и крупнейшими филантропами, как это делается для предпринимателей, и устраивать президентские или правительственные приемы в честь активистов благотворительности и филантропов. Наиболее известные и популярные государственные и общественные деятели могут входить в наблюдательные советы благотворительных организаций.

Гражданам, жертвующим большие суммы средств на благотворительность, должно быть предоставлено право называть своими именами организации, проекты и другие объекты. Нужно приветствовать вхождение известных и уважаемых государственных общественных деятелей в наблюдательные советы благотворительных организаций. Такая форма участия не должна приводить к созданию для этих организаций более благоприятных условий функционирования.

Таким образом, государственная поддержка благотворительности должна строиться по следующим направлениям:

Расширение участия благотворительных организаций в осуществлении государственных программ;

Открытие им доступа к государственным источникам финансирования;

Моральное поощрение благотворительности;

Создание благоприятных условий для получения предоставляемых государством услуг;

Использование экспертного потенциала участников благотворительности.

Основные функции благотворительности

Функции благотворительности в обществе заключаются в следующем:

Экономическая: обеспечение достойного существования тех граждан, которые в силу объективных особенностей и жизненных ситуаций не способны самостоятельно позаботиться о себе;

Социальная: снятие социальной напряженности путем выравнивания уровня жизни, поддержки самых обездоленных слоев населения, которые по объективным обстоятельствам не могут адаптироваться в новых условиях;

Рыночная: восполнение недостатков социальной политики государства и функционирования рыночных механизмов, прежде всего за счет оперативности и адресности доставляемой помощи, т.е. повышение ее эффективности;

Общественная: восполнение перекосов общественных отношений, приводящих к отходу не по своей воле отдельных категорий населения от принятых стандартов жизнедеятельности, что ограничивает их возможности потребления общественных благ и самореализации; одновременно – воздействие на общественное мнение;

Политическая: реализация механизмов обратной связи населения и властных структур, формулирование социальных приоритетов от имени тех, кто в социальном плане в силу объективных причин не способен отстаивать свои права;

Маркетинговая: удовлетворение потребностей филантропов, оказание донорам услуг по осуществлению благотворительных проектов, одновременно – культивация альтруистических и человеколюбивых настроений в обществе.

Основные цели и принципы благотворительности

Цель благотворительности состоит в обеспечении возможности достижения социально приемлемого уровня жизни для тех групп населения, которые под воздействием социальных рисков не могут самостоятельно реализовать свои общепринятые социальные права.

Эта стратегическая цель благотворительной деятельности осуществляется через достижение определенных конкретных целей, главные из которых следующие:

Социальная поддержка и защита граждан, включая улучшение материального положения малообеспеченных, социальную реабилитацию безработных, инвалидов и иных лиц, которые в силу своих физических или интеллектуальных особенностей, иных обстоятельств не способны самостоятельно реализовывать свои права и законные интересы;

Содействие населению в преодолении последствий стихийных бедствий, экологических, промышленных или иных катастроф, к предотвращению несчастных случаев;

Оказание помощи пострадавшим в результате стихийных бедствий, экологических, промышленных или иных катастроф, социальных, национальных, религиозных конфликтов, жертвам репрессий, беженцам и вынужденным переселенцам;

Содействие укреплению мира, дружбы и согласия между народами, предотвращению социальных, региональных, национальных, религиозных конфликтов;

Содействие укреплению престижа и роли семьи в обществе;

Деятельность в сфере профилактики и охраны здоровья граждан, а также пропаганды здорового образа жизни, улучшения морально-психологического состояния граждан;

Содействие деятельности в сфере физической культуры и массового спорта;

Охрана окружающей среды и защита животных;

Охрана и должное содержание и использование зданий, объектов и территорий, имеющих историческое, культурное или природоохранительное значение, и мест захоронения.

На основе обобщения, систематизации и анализа зарубежного и российского опыта благотворительности выработаны важнейшие принципы функционирования системы благотворительности.

Принцип адресности предполагает оказание любой формы благотворительной помощи конкретным группам нуждающегося населения в соответствии с законодательно принятыми критериями и пожеланиями благотворителей.

Достаточность благотворительной помощи предусматривает такой ее объем, который будет удовлетворять базовым потребностям благополучателей на социально приемлемом уровне и минимальному возмещению материального ущерба от различных социальных рисков и непредвиденных чрезвычайных обстоятельств. Социальная эффективность благотворительности проявляется в обеспечении социально приемлемого уровня жизни благополучателя и, в тоже время, предотвращает возникновение социального иждивенчества трудоспособного населения.

Принцип правовой обеспеченности достигается за счет разработки новых и упорядочивания действующих законодательных и иных нормативных актов, регулирующих сферу благотворительности.

Устойчивость благотворительной деятельности обеспечивается за счет наиболее полного, целесообразного, прозрачного использования средств из всех источников.

Гибкость благотворительных акций предполагает систематический пересмотр направлений, форм, методов, механизмов и технологий оказания благотворительной поддержки в соответствии с изменяющимися социально-экономическими условиями жизнедеятельности общества.

Управляемость системы благотворительности достигается за счет четкого разграничения функций, полномочий, ответственности и ресурсного обеспечения различных организаций, осуществляющих благотворительную поддержку различных благополучателей, как частных лиц, так и организаций.

Научная обоснованность системы благотворительности предполагает применение теоретических, методических и экспериментально опробированных механизмов и технологий, доказавших на практике свою эффективность в решении проблем благотворительности.

Важным принципом встраивания благотворительности в систему социальной политики является информационная достаточность сопровождения благотворительных акций. Необходимым критерием эффективности функционирования благотворительных организаций является доступность предоставляемых благ нуждающимся группам населения, т.е. способность благотворителей своевременно, четко выявлять и максимально осуществлять свои уставные функции.

С учетом текущей социально-экономической ситуации наибольшие налоговые преимущества и другие привилегии должны представляться участникам благотворительной деятельности, которые сосредоточены на решении проблем малоимущих слоев населения, социально ущемленных групп и жертв социальных, природных и техногенных катаклизмов. Налоговое стимулирование других благотворительных проектов должно осуществляться в меньшем объеме и увеличиваться по мере улучшения экономической ситуации и, в частности, ситуации с наполнением бюджетов.



1.1 Понятие благотворительности. Функции, цели и принципы благотворительности

Благотворительность -- деятельность, посредством которой частные ресурсы добровольно распределяются их обладателями в целях содействия нуждающимся людям, решения общественных проблем, а также усовершенствования условий общественной жизни. Под нуждающимися в данном случае понимаются не только живущие в нужде, но и те люди (гражданские активисты, специалисты, лица творческих профессий, учащиеся) и общественные (т.е. некоммерческие и неполитические) организации, которые испытывают недостаток в дополнительных средствах для решения индивидуальных, профессиональных, культурных и гражданских задач. В качестве частных ресурсов могут выступать как финансовые и материальные средства, так способности и энергия людей. В последние десятилетия (по крайней мере, начиная с шестидесятых годов, когда получили особенное развитие так называемые неправительственные организации) сложилось устойчивое представление о благотворительности не только как о денежных и имущественных пожертвованиях, но и как о безвозмездной (добровольной, «волонтерской») деятельности -- как об общественной (т.е. некоммерческой и неполитической) деятельности в собственном смысле этого слова источник социального и морального зла, «самообман нечистой совести» Буданцева С.В. Экономическая сущность явления «благотворительность»: цели и принципы // Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки. - 2010. - № 3. - С. 81-85.

Как показывает широкая мировая практика, благотворительность по большому счету представляет собой как бы оборотную сторону успешного (временами и изворотливого) бизнеса. Но одновременно она по своей природе противоположна бизнесу: бизнес стяжателен, сориентирован на извлечение прибыли, на накопление средств с целью их вложения и извлечения еще большей прибыли. Филантропия же по внутреннему смыслу этой деятельности бескорыстна, с ее помощью средства распределяются, прибыль расточается. Однако кажущаяся противоположность, предпринимательства и благотворительности снимается тем, что в социальном плане они во многом представляют собой разные стороны одной медали. И не случайно практически во все времена филантропия -- в равной мере, как и предпринимательство -- вызывала и жадный интерес, и скепсис, и подозрение как безусловно нужное, но сплошь и рядом нечистое дело. С одной стороны, в благотворительности, несомненно усматривалось большое благо и возможность спасения для многих, даже вконец потерявших надежду. С другой -- в благотворительности видели источник социального и морального зла, «самообман нечистой совести». Гродских В.С. Экономическая теория. - СПб.: Питер, 2013. - 208 с.

Функции благотворительности в обществе заключаются в следующем:

Экономическая: обеспечение достойного существования тех граждан, которые в силу объективных особенностей и жизненных ситуаций не способны самостоятельно позаботиться о себе;

Социальная: снятие социальной напряженности путем выравнивания уровня жизни, поддержки самых обездоленных слоев населения, которые по объективным обстоятельствам не могут адаптироваться в новых условиях;

Рыночная: восполнение недостатков социальной политике государства и функционирования рыночных механизмов, прежде всего за счет оперативности и адресности доставляемой помощи, т.е. повышение ее эффективности;

Общественная: восполнение перекосов общественных отношений, приводящих к отходу не по своей воле отдельных категорий населения от принятых стандартов жизнедеятельности, что ограничивает их возможности потребления общественных благ и самореализации; одновременно - воздействие на общественное мнение;

Политическая: реализация механизмов обратной связи населения и властных структур, формулирование социальных приоритетов от имени тех, кто в социальном плане в силу объективных причин не способен отстаивать свои права;

Маркетинговая: удовлетворение потребностей филантропов, оказание донорам услуг по осуществлению благотворительных проектов, одновременно - культивация альтруистических и человеколюбивых настроений в обществе. Привалов Н.Г. Экономическая основа благотворительности // Известия Уральского государственного экономического университета. - 2006. - Т. 2. - № 14. - С. 89-96.

Цель благотворительности состоит в обеспечении возможности достижения социально приемлемого уровня жизни для тех групп населения, которые под воздействием социальных рисков не могут самостоятельно реализовать свои общепринятые социальные права.

Эта стратегическая цель благотворительной деятельности осуществляется через достижение определенных конкретных целей, главные из которых следующие:

· социальная поддержка и защита граждан, включая улучшение материального положения малообеспеченных, социальную реабилитацию безработных, инвалидов и иных лиц, которые в силу своих физических или интеллектуальных особенностей, иных обстоятельств не способны самостоятельно реализовывать свои права и законные интересы;

· содействие населению в преодолении последствий стихийных бедствий, экологических, промышленных или иных катастроф, к предотвращению несчастных случаев;

· оказание помощи пострадавшим в результате стихийных бедствий, экологических, промышленных или иных катастроф, социальных, национальных, религиозных конфликтов, жертвам репрессий, беженцам и вынужденным переселенцам;

· содействие укреплению мира, дружбы и согласия между народами, предотвращению социальных, региональных, национальных, религиозных конфликтов;

· содействие укреплению престижа и роли семьи в обществе;

· деятельность в сфере профилактики и охраны здоровья граждан, а также пропаганды здорового образа жизни, улучшения морально-психологического состояния граждан;

· содействие деятельности в сфере физической культуры и массового спорта;

· охрана окружающей среды и защита животных;

· охрана и должное содержание и использование зданий, объектов и территорий, имеющих историческое, культурное или природоохранительное значение, и мест захоронения. Буданцева С.В. Экономическая сущность явления «благотворительность»: цели и принципы // Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки. - 2010. - № 3. - С. 81-85.

На основе обобщения, систематизации и анализа зарубежного и российского опыта благотворительности выработаны важнейшие принципы функционирования системы благотворительности.

Прежде всего, это принцип равноправия всех членов общества на участие в благотворительной деятельности без какой-либо национальной, этнической, политической дискриминации как для граждан, так и беженцев, вынужденных переселенцев, лиц без гражданства.

Принцип адресности предполагает оказание любой формы благотворительной помощи конкретным группам нуждающегося населения в соответствии с законодательно принятыми критериями и пожеланиями благотворителей.

Достаточность благотворительной помощи предусматривает такой ее объем, который будет удовлетворять базовым потребностям благополучателей на социально приемлемом уровне и минимальному возмещению материального ущерба от различных социальных рисков и непредвиденных чрезвычайных обстоятельств. Социальная эффективность благотворительности проявляется в обеспечении социально приемлемого уровня жизни благополучателя и, в тоже время, предотвращает возникновение социального иждивенчества трудоспособного населения.

Принцип правовой обеспеченности достигается за счет разработки новых и упорядочивания действующих законодательных и иных нормативных актов, регулирующих сферу благотворительности.

Устойчивость благотворительной деятельности обеспечивается за счет наиболее полного, целесообразного, прозрачного использования средств из всех источников.

Гибкость благотворительных акций предполагает систематический пересмотр направлений, форм, методов, механизмов и технологий оказания благотворительной поддержки в соответствии с изменяющимися социально-экономическими условиями жизнедеятельности общества.

Управляемость системы благотворительности достигается за счет четкого разграничения функций, полномочий, ответственности и ресурсного обеспечения различных организаций, осуществляющих благотворительную поддержку различных благополучателей, как частных лиц, так и организаций.

Научная обоснованность системы благотворительности предполагает применение теоретических, методических и экспериментально опробированных механизмов и технологий, доказавших на практике свою эффективность в решении проблем благотворительности.

Важным принципом встраивания благотворительности в систему социальной политики является информационная достаточность сопровождения благотворительных акций. Необходимым критерием эффективности функционирования благотворительных организаций является доступность предоставляемых благ нуждающимся группам населения, т.е. способность благотворителей своевременно, четко выявлять и максимально осуществлять свои уставные функции.

С учетом текущей социально-экономической ситуации наибольшие налоговые преимущества и другие привилегии должны представляться участникам благотворительной деятельности, которые сосредоточены на решении проблем малоимущих слоев населения, социально ущемленных групп и жертв социальных, природных и техногенных катаклизмов. Налоговое стимулирование других благотворительных проектов должно осуществляться в меньшем объеме и увеличиваться по мере улучшения экономической ситуации и, в частности, ситуации с наполнением бюджетов. Удальцова Н., Аверченко Н. Налоговые последствия благотворительной деятельности // Хозяйство и право. - 2010. - №9. - С. 96 - 103.

Анализ финансового состояния предприятия ОАО "Ижавто"

Прежде всего, рассмотрим перечень и определение основных понятий, которые служат основой для составления финансовых отчетов предприятий. Активы предприятия - это его ресурсы, которые должны принести предприятию выгоды в будущем...

Достоинства и недостатки рыночной экономики и роль государства в его функционировании

Рынок - это система экономических отношений, складывающихся в процессе производства, обращения и распределения товаров, развивающаяся вместе с развитием товарного производства, при этом вовлекая в обмен не только произведенные продукты...

Общие вопросы организационной деятельности предприятий

Управление представляет собой централизованное воздействие на коллектив людей с целью организации и координации их деятельности в процессе производства. Необходимость управления связана с процессами разделения труда на предприятии...

Основные принципы и формы реализации социальной политики, ее влияние на экономику государства

Оценка бизнеса на примере предприятия "Дубок"

Оценка стоимости предприятия

Оценка стоимости предприятия (бизнеса) - это расчет и обоснование стоимости предприятия на определенную дату...

Оценка стоимости предприятия (бизнеса)

Оценка стоимости предприятия (бизнеса) - это расчет и обоснование стоимости предприятия на определенную дату...

Оценка стоимости предприятия ООО "Сладкий рай"

Оценка стоимости предприятия (бизнеса) -- это расчет и обоснование стоимости предприятия на определенную дату...

Применение метода капитализации доходов в оценке гостиницы

Недвижимое имущество - это физические объекты с фиксированным местоположением в пространстве и все, что неотделимо с ними связано как под поверхностью, так и над поверхностью земли или все, что является обслуживающим предметом, а также права...

Роль и функции национального счетоводства Республики Беларусь

Для расчета того или иного макроэкономического показателя необходима соответствующая информационная база. Возникает вопрос: каковы источники каким требованиям должна соответствовать такая экономическая информация? Известно...

Социальная политика государства, основные принципы и формы реализации

Социальная политика -- это система мер, направленных на достижение социальных целей и результатов, связанных с повышением общественного благосостояния, улучшением качества жизни населения и обеспечением социально-политической стабильности...

Социальная политика государства: основные принципы и направления реализации

Цели и направления деятельности государства по регулированию социальной сферы определяет государственная социальная политика. Социальная политика определяет направления развития всего комплекса социальных процессов и отношений...

Способы снижения затрат на производство нового продукта

Без затрат невозможна никакая деятельность предприятия - ни производство продукции, ни выполнение работ, ни оказание услуг промышленного и непромышленного характера...

Управление монастырским хозяйством как особым экономическим организмом

Основы управления той или иной организацией, построенные на опыте многовековой истории человечества, являют собой отражение важных законов диалектики...

Фирма как объект хозяйственной деятельности. Организационно-экономические формы предприятий

На всех этапах рыночных отношений основным звеном является фирма. Именно на фирме осуществляется производство продукции, происходит непосредственная связь работника со средствами производства...

Принципы благотворительной деятельности

1. Принцип равноправия всœех членов общества на участие в благотворительной деятельности без какой либо дискриминации (национальной, этнической, политической) как для граждан, так и для беженцев, переселœенцев, лиц без гражданства.

2. Принцип адресности - ϶ᴛᴏ оказание любой формы благотворительной помощи конкретным группам нуждающегося населœения в соответствии с законодательно принятыми критериями и пожеланиями благотворителœей.

3. Принцип правовой обеспеченности благотворительности.

4. Научная обоснованность системы благотворительности.

5. Информационная достаточность.

Доступность благотворительной деятельности нуждающимся группам населœения.

Функции благотворительности заключаются в следующем :

Экономическая: обеспечение достойного существования тех граждан, которые в силу объективных особенностей и жизненных ситуаций не способны самостоятельно позаботиться о себе;

Социальная: снятие социальной напряженности путем выравнивания уровня жизни, поддержки самых обездоленных слоев населœения, которые по объективным обстоятельствам не могут адаптироваться в новых условиях;

Рыночная: восполнение недостатков социальной политики государства и функционирования рыночных механизмов, прежде всœего за счёт оперативности и адресности доставляемой помощи, ᴛ.ᴇ. повышение ее эффективности;

Общественная: восполнение перекосов общественных отношений, приводящих к отходу не по своей воле отдельных категорий населœения от принятых стандартов жизнедеятельности, что ограничивает их возможности потребления общественных благ и самореализации; одновременно – воздействие на общественное мнение;

Политическая: реализация механизмов обратной связи населœения и властных структур, формулирование социальных приоритетов от имени тех, кто в социальном плане в силу объективных причин не способен отстаивать свои права;

Маркетинговая: удовлетворение потребностей филантропов, оказание донорам услуг по осуществлению благотворительных проектов, одновременно – культивация альтруистических и человеколюбивых настроений в обществе.

Признаки благотворительной деятельности

1. Свобода выбора субъекта. Благотворительность лежит вне сферы официального администрирования, решения и действия принимаются без предписаний закона или официальной политики.

2. Отсутствие корыстных (утилитарных) мотивов. Эта деятельность не предпринимается с целью получения прибыли, но косвенные льготы есть (налоговая, маркетинговая и т. д.)

3. Организованность и целœенаправленность т.е вклад осуществляется в реализацию программ.

4. Преимущественно безличный характер (отличие от милостыни – которая дается по просьбе конкретного лица, конкретному лицу)

5. Наличие общественно значимых целœей.

Принципы благотворительной деятельности - понятие и виды. Классификация и особенности категории "Принципы благотворительной деятельности" 2017, 2018.

Понятие благотворительности является новым для современной России. В то же время понятие «благотворительная деятельность» в российском законодательстве отличается от понятия «спонсорство», поскольку обязательным условием спонсорства является упоминание об определенном лице, предоставившем средства на конкретные цели, как о спонсоре.

Благотворительность или филантропия - это добровольная и бескорыстная деятельность субъектов (физических и юридических лиц) по вложению своих частных ресурсов в решение личностных и общественных проблем. Ресурсы могут быть финансовые, материальные, административные, маркетинговые, социальные (например, известность, имя); личностные (например, время и энергия волонтеров).

Благотворительность - это осуществляемая физическими и юридическими лицами, исключая государственные органы и организации, деятельность по безвозмездному оказанию помощи либо предоставлению материальных ценностей, услуг, выполнению работ на льготных условиях.

Благотворительность - универсальная общечеловеческая ценность, один из важнейших атрибутов гражданского общества. Благотворительность позволяет обществу обслуживать свои интересы напрямую, без посредничества государства. Благотворительность обеспечивает перераспределение доходов от наиболее имущих к наименее имущим гражданам кратчайшим путем и в кратчайшие сроки. Благотворительность все больше становится инструментом, посредством которого общество удовлетворяет свои основные социальные, общечеловеческие потребности.

Альтруизм и сострадание - необходимые условия осуществления благотворительности. Они в той или иной степени присущи каждому человеку. В какой-то степени занятие благотворительностью - это удовлетворение потребности в альтруизме или выход соответствующих эмоций. Отдавая свое, благотворитель таким образом «оплачивает» эту услугу или «получает удовлетворение» своей потребности в альтруизме.

Вторым необходимым условием благотворительности является наличие частного ресурса, который составляет экономическую базу благотворительности. Таким ресурсом могут быть деньги, материальные ценности или время, которое может быть потрачено на благое деяние.

В социальном плане благотворительность представляет собой помощь другим лицам за счет собственного благосостояния или свободного времени и при условии, что оказание этой помощи не наносит вреда другим лицам и осуществляется в рамках закона. Подразумевается также, что в той или иной степени благотворительность должна приносить пользу не только непосредственному благополучателю, но и обществу в целом.

В макроэкономическом аспекте благотворительность - это независимый от государства механизм перераспределения частных средств в интересах осуществления общественно полезных программ. Это - своего рода механизм добровольного налогообложения, в котором «налоги» уплачиваются добровольно и не в централизованный «бюджет», а непосредственно в бюджет исполнителя программы. Благотворительный ресурс при этом может принимать любую форму: денег, услуг, имущества, труда. Важной особенностью благотворительности является то, что, помимо пользы конкретному лицу или группе лиц, она является общественно выгодной в целом, т.е. индивидуальная помощь конкретному человеку одновременно является и помощью всему обществу. Все общество выигрывает оттого, что выигрывает конкретный человек. Это возможно, если только благосостояние этого человека является предметом общественной заботы, функцией и ответственностью общества, государства и самоуправления, т.е. каждый член общества несет нагрузку по его обеспечению.

Благотворительность является бесприбыльной деятельностью, т.е. осуществляется не в целях получения прибыли. Это не означает, что благополучатель пользуется благотворительной помощью полностью бесплатно. Обязательным, однако, является то, что он уплачивает за нее цену ниже рыночной и ниже себестоимости. При определенных условиях осуществление благотворительной деятельности может приводить к образованию прибыли, которая должна быть направлена на реализацию уставных целей. Не всякая некоммерческая деятельность является благотворительной, а только та, которая в полной мере соответствует признанному определению благотворительности. Все виды коммерции, т.е. деятельности, имеющей целью получение прибыли или любой выгоды для того, кто ее осуществляет, не является благотворительностью. Настоящий благотворитель всегда ухудшает свое благосостояние, благотворительность сопровождается убытком для благотворителя.

Политическая деятельность, т.е. деятельность, имеющая целью расширить свои властные полномочия или увеличить свое влияние на общество, также не может расцениваться как благотворительная. Сюда входят и участие в выборах и политических кампаниях, и ведение идеологической пропаганды, и удовлетворение честолюбия, и стремление к известности или популярности.

Благотворительность не может сопровождаться нарушением прав человека, наоборот, она, в первую очередь, направлена на защиту социально-экономических прав личности и не может осуществляться с нарушением закона.

Таким образом, обобщая характеристики, присущие благотворительности и отличающие ее от других видов общественной деятельности, следует определить благотворительность как добровольную деятельность граждан и юридических лиц, осуществляемую в формах бескорыстной (безвозмездной или на льготных условиях) передачи гражданам или юридическим лицам имущества, в том числе денежных средств, выполнении работ, предоставлении услуг, оказании иной помощи. Исходя из вышесказанного, можно выделить общие принципы благотворительности:

  • 1) Свобода выбора субъекта (она осуществляется без административного давления). Благотворительность лежит вне сферы официального администрирования. Решения в этой сфере принимаются, а действия предпринимаются без предписаний закона или официальной политики.
  • 2) Отсутствие утилитарных мотивов (эта деятельность не предпринимается с целью получения прибыли, но косвенные льготы есть - налоговые, маркетинговые и т.д.)
  • 3) Организованность и целенаправленность (т.е. вклад осуществляется в реализацию программ)
  • 4) Преимущественно безличный характер (по объекту помощи - в отличие от милостыни, которую даешь по просьбе конкретному лицу);
  • 5) Наличие общественно значимых целей.

Основные функции благотворительности в обществе заключаются в следующем:

  • · Экономическая: обеспечение достойного существования тех граждан, которые в силу объективных особенностей и жизненных ситуаций не способны самостоятельно позаботиться о себе;
  • · Социальная: снятие социальной напряженности путем выравнивания уровня жизни, поддержки самых обездоленных слоев населения, которые по объективным обстоятельствам не могут адаптироваться в новых условиях;
  • · Рыночная: восполнение недостатков социальной политики государства и функционирования рыночных механизмов, прежде всего за счет оперативности и адресности доставляемой помощи, т.е. повышение ее эффективности;
  • · Общественная: восполнение перекосов общественных отношений, приводящих к отходу, не по своей воле, отдельных категорий населения от принятых стандартов жизнедеятельности, что ограничивает их возможности, потребления общественных благ и самореализации; одновременно - воздействие на общественное мнение;
  • · Политическая: реализация механизмов обратной связи населения и властных структур, формулирование социальных приоритетов от имени тех, кто в социальном плане в силу объективных причин не способен отстаивать свои права;
  • · Маркетинговая: удовлетворение потребностей филантропов, оказание донорам услуг по осуществлению благотворительных проектов, одновременно - культивация альтруистических и человеколюбивых настроений в обществе.
  • · Созидательная: строительство на средства благотворителей, спонсоров и меценатов учреждений культуры (театров и музеев, школ и поликлиник).

Благотворительность, рассматриваемая как социальное целое, оказывает существенное влияние на состояние социальной напряженности в обществе или, как иногда говорят, на нравственно-психологический климат его. Она снимает, по крайней мере, частично, остроту противоречия между богатыми и бедными, имущими и неимущими, добровольно дарящими и по своему желанию принимающими эти дары.

Указанные стороны отмеченного выше противоречия, разрешаются с помощью феномена благотворительности в духе особо деликатного по форме и содержанию примирения сторон. Добровольность дара и его принятия снимает социальную напряженность, заменяет ее особым состоянием душевной близости, гражданской незлобивости и примирения, социального конформизма и толерантности Справочник благотворительности. Информационный центр «Благотворительность в России». Инфоблаго.ru.http://www.infoblago.ru/charity/guide/.

Благотворительная деятельность - это многосубъектный феномен, участниками которого являются различные категории. Федеральное законодательство о благотворительности под участниками благотворительности понимает граждан и юридических лиц, участвующих в благотворительном процессе и играющих в нем разные роли. Это - благотворители, благополучатели и добровольцы.

1. Благотворители - лица, осуществляющие благотворительную деятельность. Осуществление благотворительности - частное и добровольное дело конкретного человека, поскольку это связано с распоряжением частными ресурсами, материальными, финансовыми или трудовыми. Каждый творит благо, вкладывая в это собственное представление о благе, о том, в какой форме и для кого его необходимо сотворить. Благотворители осуществляют благотворительные пожертвования в различных формах: бескорыстной (безвозмездной или на льготных условиях) передачи в собственность имущества, в том числе денежных средств, объектов интеллектуальной собственности, бескорыстного наделения правами владения, пользования и распоряжения любыми объектами права собственности, безвозмездного или на льготных условиях выполнения работ, предоставления услуг благотворительным организациям для целей благотворительной деятельности.

Частное лицо участвует в благотворительности, делая пожертвования деньгами или материальными ценностями в одну из организаций, считая, что эта организация занимается благотворительностью, и, рассчитывая, что она использует этот ресурс по назначению. Человек может также выступать в качестве добровольца, бесплатно выполняя работу в одной из благотворительных организаций. Часто люди считают возможным не прибегать к услугам организации и творят то, что они считают благом, непосредственно помогая материально другим людям или обслуживая их. Во всех случаях каждый человек сам решает, в каком объеме, в какой форме, кому и когда помочь. В его действиях выражается его представление о том, что, значит заниматься благотворительностью.

Суть благотворительности - современные виды, функции и категории

Общепринятое определение благотворительности формулируется через указание общественных проблем. Любые действия, направленные на их решение, признаются благотворительностью. Каждая проблема обычно подразумевает и установление категорий населения, которые испытывают эту проблему. Они являются благополучателями при осуществлении благотворительности. Виды деятельности при этом, как правило, не устанавливаются жестко, т.е. допускаются любые действия, которые способствуют решению проблемы.

Осуществление благотворительности - частное и добровольное дело конкретного человека, поскольку это связано с распоряжением частными ресурсами, материальными, финансовыми или трудовыми. Каждый творит благо, вкладывая в это собственное представление о благе, о том, в какой форме и для кого его необходимо сотворить. Благотворительность лежит вне сферы официального администрирования. Решения в этой сфере принимаются, а действия предпринимаются без предписаний закона или официальной политики.

Альтруизм и сострадание - необходимые условия осуществления благотворительности. Они в той или иной степени присущи каждому человеку. В какой-то степени занятие благотворительностью - это удовлетворение потребности в альтруизме или выход соответствующих эмоций.

В общем случае благотворительность представляет собой помощь другим лицам за счет собственного благосостояния или свободного времени и при условии, что оказание этой помощи не наносит вреда другим лицам и осуществляется в рамках закона. Подразумевается также, что в той или иной степени благотворительность должна приносить пользу не только непосредственному благополучателю, но и обществу в целом.

Функции благотворительности в обществе заключаются в следующем:

Экономическая: обеспечение достойного существования тех граждан, которые в силу объективных особенностей и жизненных ситуаций не способны самостоятельно позаботиться о себе;

Социальная: снятие социальной напряженности путем выравнивания уровня жизни, поддержки самых обездоленных слоев населения, которые по объективным обстоятельствам не могут адаптироваться в новых условиях;

Рыночная: восполнение недостатков социальной политики государства и функционирования рыночных механизмов, прежде всего за счет оперативности и адресности доставляемой помощи, т.е. повышение ее эффективности;

Общественная: восполнение перекосов общественных отношений, приводящих к отходу не по своей воле отдельных категорий населения от принятых стандартов жизнедеятельности, что ограничивает их возможности потребления общественных благ и самореализации; одновременно - воздействие на общественное мнение;

Политическая: реализация механизмов обратной связи населения и властных структур, формулирование социальных приоритетов от имени тех, кто в социальном плане в силу объективных причин не способен отстаивать свои права;

Маркетинговая: удовлетворение потребностей филантропов, оказание донорам услуг по осуществлению благотворительных проектов, одновременно - культивация альтруистических и человеколюбивых настроений в обществе.

Очевидны и основные цели и принципы благотворительности в современном мире. Цель благотворительности состоит в обеспечении возможности достижения социально приемлемого уровня жизни для тех групп населения, которые под воздействием социальных рисков не могут самостоятельно реализовать свои общепринятые социальные права.

Эта стратегическая цель благотворительной деятельности осуществляется через решение определенных конкретных задач, главные из которых следующие:

Социальная поддержка и защита граждан, включая улучшение материального положения малообеспеченных, социальную реабилитацию безработных, инвалидов и иных лиц, которые в силу своих физических или интеллектуальных особенностей, иных обстоятельств не способны самостоятельно реализовывать свои права и законные интересы;

Содействие населению в преодолении последствий стихийных бедствий, экологических, промышленных или иных катастроф, к предотвращению несчастных случаев;

Оказание помощи пострадавшим в результате стихийных бедствий, экологических, промышленных или иных катастроф, социальных, национальных, религиозных конфликтов, жертвам репрессий, беженцам и вынужденным переселенцам;

Содействие укреплению мира, дружбы и согласия между народами, предотвращению социальных, региональных, национальных, религиозных конфликтов;

Содействие укреплению престижа и роли семьи в обществе;

Деятельность в сфере профилактики и охраны здоровья граждан, а также пропаганды здорового образа жизни, улучшения морально-психологического состояния граждан;

Содействие деятельности в сфере физической культуры и массового спорта;

Охрана окружающей среды и защита животных;

Охрана и должное содержание и использование зданий, объектов и территорий, имеющих историческое, культурное или природоохранительное значение, и мест захоронения.

На основе обобщения, систематизации и анализа зарубежного и российского опыта благотворительности выработаны важнейшие принципы функционирования системы благотворительности.

Прежде всего, это принцип равноправия всех членов общества на участие в благотворительной деятельности без какой-либо национальной, этнической, политической дискриминации, как для граждан, так и беженцев, вынужденных переселенцев, лиц без гражданства.

Принцип адресности предполагает оказание любой формы благотворительной помощи конкретным группам нуждающегося населения в соответствии с законодательно принятыми критериями и пожеланиями благотворителей.

Достаточность благотворительной помощи предусматривает такой ее объем, который будет удовлетворять базовым потребностям благополучателей на социально приемлемом уровне и минимальному возмещению материального ущерба от различных социальных рисков и непредвиденных чрезвычайных обстоятельств. Социальная эффективность благотворительности проявляется в обеспечении социально приемлемого уровня жизни благополучателя и, в тоже время, предотвращает возникновение социального иждивенчества трудоспособного населения.

Принцип правовой обеспеченности достигается за счет разработки новых и упорядочивания действующих законодательных и иных нормативных актов, регулирующих сферу благотворительности.

Устойчивость благотворительной деятельности обеспечивается за счет наиболее полного, целесообразного, прозрачного использования средств из всех источников.

Гибкость благотворительных акций предполагает систематический пересмотр направлений, форм, методов, механизмов и технологий оказания благотворительной поддержки в соответствии с изменяющимися социально-экономическими условиями жизнедеятельности общества.

Управляемость системы благотворительности достигается за счет четкого разграничения функций, полномочий, ответственности и ресурсного обеспечения различных организаций, осуществляющих благотворительную поддержку различных благополучателей, как частных лиц, так и организаций.

Научная обоснованность системы благотворительности предполагает применение теоретических, методических и экспериментально опробированных механизмов и технологий, доказавших на практике свою эффективность в решении проблем благотворительности.

Важным принципом встраивания благотворительности в систему социальной политики является информационная достаточность сопровождения благотворительных акций. Необходимым критерием эффективности функционирования благотворительных организаций является доступность предоставляемых благ нуждающимся группам населения, т.е. способность благотворителей своевременно, четко выявлять и максимально осуществлять свои уставные функции.

Суть благотворительности - современные виды, функции и категории