Современные проблемы науки и образования. Социальное партнерство в сфере образования Социальное партнерство в образовании суть понятия

1

Статья посвящена актуальной в современных условиях и новой для образования проблеме социального партнерства. Эта проблема связана сегодня с принципиальным изменением характера отношений между субъектами социального пространства в целом и образования в частности в направлении роста субъектности, осознанности, самостоятельности, свободы выбора каждой из сторон взаимодействия. Социальное партнерство рассматривается как взаимовыгодные отношения школы с органами и учреждениями, общественными организациями позволяющее существенно повысить качество образования и создать условия для всестороннего развития школьников. В статье анализируются особенности деятельности образовательного учреждения в условиях социального партнерства, рассматриваются состояние партнерской деятельности в современном образовании и направления его исследования и развития. Также определены формы и критерии, характеризующие эффективность системы социального партнерства в условиях общеобразовательной школы. Вопросы выстраивания системы социального партнерства в школе, показаны в контексте норм, установленных федеральными государственными образовательными стандартами.

социальное партнерство

сетевое взаимодействие

образовательное пространство

модель успешного выпускника

образовательная траектория

1. Быстрова Н.В., Плотникова Е.Е., Уханов А.Ф. Реализация антропологического подхода в условиях перехода к ФГОС общего образования // Интернет-журнал «Мир науки». – 2016. – Том 4, № 2. http://mir-nauki.com/PDF/62PDMN216.pdf.

2. Быстрова Н.В., Уханов А.Ф. Концептуальные основы воспитательной системы общеобразовательной школы // Общество: социология, психология, педагогика. – 2015. – № 6. – С. 90–92.

3. Маркова С.М. Проблемы развития профессионального образования в России / С.М. Маркова // Образование и наука. – 2007. – № 2. – С. 36–42.

4. Огородова М.В., Быстрова Н.В., Уханов А.Ф., Парадеева Н.В. Вебинар как форма сетевого взаимодействия // Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. – 2015. – № 12–7. – С. 1322–1324.

5. Прохорова М.П., Быстрова Н.В., Уханов А.Ф., Седых Д.В. Инновационная деятельность преподавателя в системе профессионального образования // Проблемы современного педагогического образования. – 2016. – № 51. – С. 140–146.

Система образования РФ в настоящее время переживает период модернизации, сопровождающей непрерывным поиском новых подходов к повышению качества обучения. Одним из направлений развития системы образования в современных условиях является реализация принципа социального партнерства, которое понимается как целенаправленно организуемые школой добровольные и взаимовыгодные отношения равноправных субъектов, которые формируются на основе заинтересованности всех сторон в создании условий для развития школьников. Создается оно и по той причине, что для решения некоторых проблем в образовании требуются усилия всего общества, а не только одного из его составляющих - школы.

Грамотно выстроенные отношения между школой и обществом (социальным окружением), действительно, позволяют создавать более комфортное пространство, в котором ориентируется и развивается ученик. Это также способствуют тому, чтобы учащийся имел возможность реализовывать свою индивидуальную образовательную программу для осуществления собственной творческой, проектировочной, научно-исследовательской деятельности, охватывая при этом определенные, необходимые ему, виды познавательной, трудовой, художественно-творческой, общественной, спортивной деятельности. Такие отношения решают проблему личностного самоопределения школьника, которая является одной из главных в условиях введения ФГОС .

Что же такое «партнерство» в отношениях сторон и субъектов сферы образования? Чем оно отличается от других форм взаимодействия? Очевидно, что в содержании соответствующего понятия и деятельности в образовании должны проявиться принципы партнерства, отработанные в других сферах: политической, экономической, социальной. Опыт партнерства в этих сферах говорит о том, что основой партнерских отношений являются: равноправие, добровольность взаимодействия, самостоятельность в выборе и принятии решений каждой из сторон, взаимовыгодность, диалогичность, осознанность.

Партнерские взаимоотношения, связанные с сущностью образовательной деятельности, затрагивающие субъекты образовательного процесса (семью, школу, ребенка), а также партнерство школы с другими (внешними) структурами и организациями как средство повышения качества образования начали рассматриваться в качестве объектов исследования только в последние годы .

В настоящее время существует проблема неэффективности функционирования современной школы, в основе которой не заложена модель социального партнерства, позволяющая формировать социально-правовую, гражданственную компетенцию школьников, будущих активных участников социума, адаптированных к дальнейшей жизни в нем в качестве равноправного социального партнера. Данная компетенция является одной из ключевых, заложенных в модель успешного выпускника, создаваемую в условиях внедрения ФГОС. Модель успешного выпускника предполагает высокий уровень развития личностного потенциала; формирование и становление профессионального самоопределения школьника. Современный выпускник - личность, максимально отвечающей условиям и запросам современного общества, обладающей ценностно-смысловыми установками, способной ставить цели и строить жизненные планы, удовлетворяющей социальному заказу и адаптированной к современной жизни. Согласно модели выпускника, школьник обладает спектром определенных умений:

Умением позиционно действовать в отдельных областях человеческой культуры;

Умением действовать в социуме с учетом позиций других людей;

Умением вступать в коммуникацию и быть понятым;

Умением анализировать определенную проблему, ситуацию, решать ее;

Умением ставить предметные, социально-ориентированные, личностные задачи, выбирать и определять средства и способы их достижения;

Умением творить, исследовать, проектировать;

Умением строить индивидуальную образовательную траекторию и жизненную траекторию.

Достигнуть результатов, по нашему мнению, возможно только посредством выстраивания в рамках общеобразовательной школы эффективно действующей системы социального партнерства.

Процесс формирования системы социального партнерства в условиях общеобразовательной школы, можно разбить на ряд последовательных этапов:

первый этап предполагает создание информационного банка социальных партнеров (с указанием на возможные или имеющиеся ресурсы). В качестве социальных партнеров общеобразовательной школы могут выступать различные органы и учреждения, общественные организации, занимающиеся вопросами обучения и воспитания подрастающего поколения.

Органы и учреждения, выступающие в качестве социальных партнеров школы, можно разделить на несколько групп:

1) образовательные организации (высшего и среднего профессионального, дополнительного образования);

2) органы и учреждения системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних;

3) государственные надзорные и контрольные органы;

4) общественные организации;

5) предприятия и организации различных форм собственности.

Внутри школы принцип социального партнерства реализуется посредством взаимодействия между участниками образовательных отношений (педагогами, родителями и учениками).

Органом, призванным координировать систему социального партнерства в общеобразовательной школе, по нашему мнению, может являться «Общественный (или управляющий) совет школы, состоящий из педагогов школы, учащихся и представителей социальных партнеров.

Второй этап - планирование и реализация сотрудничества между школой и социальными партнерами.

Отношения между общеобразовательной школы и органами и учреждениями, выступающими в качестве социальных партнеров школы, по нашему мнению, должны выстраиваться на основе договорных отношений (договор или соглашение о сотрудничестве). На основе договора о сотрудничестве разрабатывается план совместных мероприятий .

Формами сотрудничества в рамках социального партнерства могут быть:

Совместная организация и проведение внеклассных мероприятий,

Вечера-встречи с интересными людьми,

Совместная исследовательская и диагностическая деятельность,

Консультации,

Круглые столы,

Экскурсии и различные тематические проекты,

Приглашение специалистов на разные внеурочные мероприятия,

Спонсорская помощь школе.

Отдельным направлением сотрудничества в рамках социального партнерства является разработка педагогами совместно с социальными партнерами программ вариативных учебных курсов (курсов по выбору), элективных курсов, учитывающих запросы, склонности, личностные, профессиональные интересы старшеклассников, их познавательные возможности. В числе таких курсов могут быть следующее: «Методология научного исследования», «Информационные технологии в исследовательской деятельности», «Я - исследователь» и другие .

Реализация принципов социального партнерства в школе предполагает не просто выполнение всеми сторонами договорных отношений, но и изменение подхода к осуществлению учебно-воспитательного процесса в школе.

Социальное партнерство позволяет организовать различные формы деятельности учеников не только в стенах школы, но и вне ее, используя ресурсы, предоставляемые социальными партнерами. Для их оптимального использования, необходимо осуществить переход от преимущественно классно-урочной организации образовательной деятельности к пространственной с предоставлением учащимся возможности осуществлять исследовательскую, проектировочную, социальную деятельность в условиях внешкольных пространств, а не только на уроках. Такими внешкольными пространствами становятся библиотеки, вузы, другие школы, образовательные организации, культурно-просветительские, спортивные учреждения. Взаимодействие с учреждениями дополнительного образования муниципального и регионального уровней позволяет также выстраивать и организовывать систему дополнительного образования в школе с учетом запроса школьников и их родителей, склонностей, личностных, профессиональных интересов учеников. Благодаря тесному сотрудничеству предоставляется возможность использования базы материально-технических ресурсов социальных партнеров школы для осуществления предпрофильной и профильной подготовки учащихся, организации эффективной профориентационной работы. Таким образом происходит создание и реализация механизма непрерывности образования (школа-колледж (техникум), школа-вуз) .

Главным результатом социального партнерства в рамках общеобразовательной школы будет эффективно функционирующие отношения между социальными партнерами, которые обеспечивают:

Повышение качества образования;

Обеспечение доступности качественного общего образования;

Укрепление материально-технической базы;

Повышение конкурентоспособности школы;

Повышение инвестиционной привлекательности школы;

Формирование эффективного рынка образовательных услуг.

Сегодня в образовательной практике идут процессы, связанные с расширением сферы партнерских отношений. В условиях растущей актуальности объединения ресурсов общества при решении наиболее сложных социальных проблем партнерство становится важнейшей позитивной тенденцией, формирующей новый тип взаимоотношений в сфере образования личности. Очевидно, что в этой новой для образования сфере пока остается много неразработанных и неисследованных тем, в частности, с точки зрения практической реализации, требуют дополнительного изучения пути, этапы, формы и механизмы социального партнерства (в том числе межсекторного) в образовании как средства повышения его качества.

Библиографическая ссылка

Огородова М.В., Быстрова Н.В., Уханов А.Ф. ОСОБЕННОСТИ РЕАЛИЗАЦИИ СОЦИАЛЬНОГО ПАРТНЕРСТВА В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОСТРАНСТВЕ ШКОЛЫ // Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. – 2016. – № 7-5. – С. 888-890;
URL: https://applied-research.ru/ru/article/view?id=9981 (дата обращения: 01.02.2020). Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»

, опираясь на похожие принципы взаимодействия сторон, в ряде аспектов существенно отличается от социального партнерства, осуществляемого в сфере труда. Рассмотрим, чем оно примечательно.

Идея социального партнерства в сфере образования

Социальное партнерство в любой из сфер жизни основано на добровольном и взаимовыгодном сотрудничестве, направленном на достижение его участниками каких-то общих социальных целей. Его правила для взаимодействия по вопросам трудовых отношений законодательно в достаточной степени очерчены (раздел II ТК РФ) и относятся к взаимоотношениям «работники — работодатель» с возможностью участия в них государственных органов.

Социальное партнерство в сфере образования , в основе своей имеющее ту же идею (добровольное взаимовыгодное сотрудничество для решения общих задач), не имеет подобной законодательной базы и, хотя базируется на сходных принципах взаимодействия сторон, использует только те из них, которые являются достаточными для достижения поставленных целей:

  • равноправие участников;
  • взаимное уважение;
  • заинтересованность в результатах;
  • свобода обсуждения интересующих вопросов;
  • добровольность принятия на себя обязательств;
  • ответственность.

Состав партнеров в сфере образования формируется в зависимости от уровня образовательного учреждения и задач, подлежащих решению, и поэтому не может быть однозначно регламентирован. Всегда в нем задействованы учебное заведение и сам обучающийся, на уровне ДОУ и школы в этот круг обычно входят также родители учащегося. Более высокий уровень образовательного учреждения определяет и более широкий круг лиц, заинтересованных в социальном сотрудничестве с ним. С повышением уровня могут смещаться акценты в вопросах определения инициатора партнерства:

  • в дошкольном образовательном учреждении (ДОУ) им обычно становится само учреждение;
  • во взаимоотношениях со школой, являющейся промежуточной ступенью между ДОУ и учебным заведением, дающим профессиональное образование, им может выступать как школа, так и оба граничащих с ней образовательных учреждения;
  • в партнерских отношениях с учреждением профессионального образования появляется заинтересованность у государственных органов, работодателей, службы занятости, школ, и они могут стать их инициатором.

Задачи социального партнерства в образовании

Для любого из образовательных учреждений основной задачей социального партнерства будет повышение качества и эффективности образования, т. е. улучшение тех показателей деятельности, ради которых они и создавались. Однако на каждом из уровней образовательного процесса приоритетным окажется свой круг задач, решаемых социальным партнерством в сфере образования :

  • в ДОУ основное внимание уделяется вопросам адаптации ребенка в коллективе, развитию способностей к коммуникации, пробуждению любознательности, выявлению особых способностей;
  • школа дает учащемуся базовые знания, необходимые для дальнейшего профессионального обучения, помогает в профориентации, развивает кругозор, способности к общению, организации, самоорганизации, руководству, творчеству;
  • учреждения профессионального образования готовят будущих работников, владеющих необходимыми знаниями и начальным опытом в соответствующих профессиях, которые будут востребованы на рынке труда.

Между этими уровнями существует достаточно тесное взаимодействие, благодаря которому осуществляется менее болезненный и более целенаправленный переход обучающихся от одного уровня к другому. Учебные заведения профессионального образования, кроме того, в определенной степени заинтересованы в дальнейшем трудоустройстве своих выпускников, т. к. от этого зависит дальнейшая востребованность получаемых профессий и требования к степени подготовленности специалистов.

На современном этапе согласованные партнерские взаимоотношения между школой и учреждениями профессионального образования, с одной стороны, государственными органами, работодателями и иными заинтересованными в специалистах партнерами, с другой стороны, позволяют на базе владения актуальной информацией о потребности в профессиональных кадрах оперативно решать такие вопросы, как:

  • переориентация на подготовку лиц более востребованных профессий;
  • изменение требований к уровню профессиональных знаний, позволяющих поднять качество подготовки специалистов и степень их конкурентоспособности;
  • развитие в будущих работниках определенных моральных и деловых качеств, обусловливающих их ответственное отношение к работе и успешное выполнение своих функций.

Виды социального партнерства в сфере образования

Партнерство в образовании может принимать самые различные формы. Круг их, очевидно, окажется шире, чем при партнерстве в сфере труда, поскольку не только ничем не ограничивается, но и приводит к появлению новых эффективных форм.

Основу видов взаимодействия между партнерами составит обмен информацией (прогнозной или актуальной), позволяющей управлять процессом образования. На уровне ДОУ и школы партнерство чаще всего приобретает характер сотрудничества, не оформляемого договорными отношениями, в то время как в социальном взаимодействии с учреждением профессионального образования договор (соглашение) становится наиболее важной формой взаимоотношений. Договорные отношения могут иметь место в сфере:

  • целенаправленного перехода обучающихся из ДОУ в определенные школы, из школ — в определенные учреждения профессионального образования, из заведения профессиональной подготовки — к определенному работодателю;
  • подготовки необходимых специалистов с устойчивыми практическими навыками, приобретенными ими еще в процессе обучения за счет курирования этого процесса конкретными работодателями.

Достаточно существенной при партнерстве в образовании оказывается роль государственных органов, выполняющих функции по сбору, систематизации данных по регионам, анализу и прогнозированию ситуаций по развитию экономики и востребованности специалистов, принятию необходимых для регулирования положения законодательных актов.

Социальное партнерство в ДОУ

ДОУ наряду с семьей ребенка формирует в нем те базовые характеристики личности, которые впоследствии определяют для него многие жизненные установки и, в частности, кругозор, выбор профессии, возможность профессионального роста, комфортность существования в коллективе.

Социальное партнерство в ДОУ может происходить:

  • внутри ДОУ с привлечением к нему родителей, педагогического совета ДОУ, педагогических коллективов школ, специалистов в каких-либо конкретных областях;
  • на уровне региона с участием в нем организаций иных сфер деятельности (здравоохранения, культуры, спорта, социальной защиты).

Формами социального партнерства становятся:

  • различные совместные мероприятия (концерты, праздники, спектакли, соревнования) как в ДОУ, так и за его пределами;
  • уроки, встречи, поездки познавательного характера;
  • дни открытых дверей;
  • общие родительские собрания;
  • индивидуальная работа с семьей;
  • консультации родителей, проведение семинаров, тренингов;
  • индивидуальная подготовка детей к школе.

Социальное партнерство в школе

В школе социальное партнерство становится важным в таких аспектах, как:

  • развитие навыков общения и адаптации в коллективе;
  • гражданско-патриотическое воспитание;
  • сохранение и укрепление здоровья;
  • получение знаний, дополняющих школьную программу;
  • знакомство с профессиями и местами работы родителей;
  • помощь в трудоустройстве на время школьных каникул;
  • сотрудничество с ДОУ по подготовке детей к поступлению в школу и с учебными заведениями профессиональной направленности в части профориентации.

На этом уровне партнерство никогда не ограничивается внутренними мероприятиями учебного заведения и часто выносится за пределы школы либо путем проведения мероприятий вне ее (олимпиады, соревнования, поездки, походы, лекции), либо за счет привлечения к работе на территории школы сторонних лиц и организаций (постановка спектаклей, усиленное изучение иностранного языка, специальные курсы лекций).

Социальное партнерство в учреждениях профессионального образования

Эти учреждения в части соответствия потребностям учащихся и работодателей наиболее подвержены влиянию изменений, возникающих на рынке труда, что заставляет их оперативно реагировать на эти изменения, т. е. приводит к необходимости постоянного самосовершенствования.

Информация об изменениях базируется:

  • на прогнозных данных о востребованности определенных профессий и перспективных планах развития территорий, получаемых от государственных органов;
  • запросах работодателей;
  • текущих данных службы занятости;
  • запросах обучающихся на определенные профессии.

Оптимальность соотношения состояния рынка труда и возможности трудоустройства на нем вновь подготовленных специалистов определяет своевременный и тщательный анализ выявленных тенденций. Отсутствие такого анализа при ориентации только на запросы учащихся в отношении будущих профессий может создать ситуацию, при которой выпущенные специалисты окажутся невостребованными, а рынок труда будет иметь незаполненные вакансии по другим специальностям. Поэтому именно на этом уровне особую важность приобретает роль государства в создании гибкой системы образования и в управлении ей.

Социальное партнерство здесь может иметь место в таких формах, как:

  • разработка учебных программ и квалификационных требований к специалистам;
  • проведение производственных практик на определенных предприятиях;
  • мониторинг рынка труда;
  • проведение переподготовки специалистов по согласованным программам;
  • стажировка преподавателей на предприятиях-партнерах;
  • создание совместных консультационных органов;
  • реализация совместных проектов;
  • привлечение средств партнеров к финансированию реформирования процесса обучения;
  • государственные дотации или налоговые льготы для предприятий, участвующих в процессе подготовки специалистов.

Итоги

Социальное партнерство в образовании осуществляется по своим особым правилам, позволяющим привлечь к нему достаточно широкий круг лиц. С повышением уровня, на котором возникает партнерство, возрастает доля участия в нем сторонних организаций и государственных органов.

ОСИПОВ A.М.*, КАРСТАНЬЕ П.**, ТУМАЛЕВ B.В.***, В. Г.ЗАРУБИН***
*Доктор социологических наук, профессор Новгородский государственный университет им. Ярослава Мудрого,
**PhD, профессор Университет Амстердама, Школа управления образованием
***Доктор социологических наук, профессор проректор Института бизнеса и права,
****Профессор, Российский государственный педагогический университет им. А.И. Герцена

Социальное партнерство в сфере образования

(Статья подготовлена в рамках исследовательского проекта «Участие институтов гражданского общества в выработке и осуществлении образовательной политики» российско-голландской программы сотрудничества в области науки и образования на 2006-2008 гг.)

Государство отвечает за обеспечение единого образовательного пространства в стране (цели, задачи, стандарты) и предоставление системе образования необходимых ресурсов, однако оно вряд ли может охватить и учесть всю сложность задач и условий конкретных сообществ. Это в особенности касается местных отраслевых пропорций в структуре рабочих мест, динамики молодежных групп, безработицы, экологических и исторических обстоятельств, разницы в семейных условиях жизни детей и т.д. Эти различия привели во многих странах к большому разнообразию «политических отношений» в системе образования и вовлечению разнообразных институтов гражданского общества в жизнь образовательных учреждений.

Социальное партнерство означает практику совместной выработки решений и сбалансированной, разделяемой ответственности. Обывателям нередко свойственно мнение, что не так уж важен состав участников в управлении - лишь бы сам менеджер был волевым, а что касается ответственности, - то много ли найдется желающих разделить ее в «бедной » и не очень престижной системе образования? И, тем не менее, они находятся и действуют.

Следует отметить, что необходимость широкого социального партнерства в образовании предусмотрена и современными теоретическими взглядами на образование. Оно рассматривается как один из ведущих социальных институтов, тесно связанный с основными сферами социума - экономикой, социальной структурой, культурой и политикой. В отечественной социологии разрабатывается концепция функций образования, в определенном смысле опережающая аналогичные представления в зарубежной науке. Формулировки функций в нашей концепции носят системный характер, обладают операциональностью и поддаются эмпирической интерпретации, а потому не только очерчивают области ответственности системы образования, но и яснее обозначают в ней дисфункциональные зоны и уточняют приоритеты отраслевого и макросоциального управления .

Можно ли с позиции науки содействовать становлению социального партнерства в образовании, и каковы основные ориентиры анализа?

В современных развитых индустриальных странах организация систем общего и профессионального образования и выработка образовательной политики все больше опираются на динамичное и удивительно гибкое социальное партнерство. Жизненная необходимость социального партнерства в сфере образования здесь давно никем не оспаривается.

В нашей литературе есть попытки анализа структур социального партнерства в образовании по странам ЕС (см., например, ). В частности, выделяются типы и модели социального партнерства, однако из их описания отнюдь не следует возможность прямой применимости тех или иных образцов иностранного опыта. Такого рода информации оказывается явно недостаточно. Прежде всего, зарубежный опыт отнюдь не универсален, и требуется его более глубокий со¬циальный и историко-сравнительный анализ. В обсуждении данной проблемы также редко учитывается зависимость наличных форм партнерства от достигнутого в зарубежных странах уровня социальной интеграции.

Таким образом, нам предстоит глубже освоить теоретические наработки зарубеж-ных коллег по проблеме социального партнерства в образовании. В свою очередь, большое разнообразие местных условий в современной России потребует привязки любой научно-практической разработки к типичным ситуациям региональных и локальных сообществ. Шаги российских ученых в этой проблематике носят пока недостаточный характер и бесспорно заслуживают особой поддержки.

Еще совсем недавно с позиции ультра реформаторского подхода предполагалось, что в сфере образования удастся быстро выстроить новую систему партнерства взамен старой практики шефских отношений. Со второй половины 1990-х гг. в регионах страны создавались консультативные и координационные советы, однако ситуацию к лучшему они не изменили. В среде образовательного менеджмента коммерческие интересы и стремление к корпоративному выживанию или экспансии оказались сильнее мотивов социальной ответ¬ственности. Между тем в системе профобразования в целом продолжались перекосы - дефицит в подготовке рабочих, гипертрофированные объемы контингентов высшего образования на фоне спада контингентов в программах среднего и начального профобразования, низкие показатели трудоустройства по полученной специальности .

Вместе с тем при поддержке международных центров на северо-западе России уже в 1990-х гг. начался эксперимент по «взращиванию» партнерства «снизу» - а локальном отраслевом уровне. Сегодня можно говорить о некоторых признаках устойчивости такого партнерства, но и они обнаружились лишь в рентабельных (чаще всего не системообразующих) отраслях хозяйства. Вряд ли какой-либо регион страны или город может похвастаться наличием отлаженной системы социального партнерства в сфере образования. Так что о достижении социетального эффекта партнер¬ства в России пока говорить не приходится. Вероятно, становление систем партнерства займет не одно десятилетие, но обще-ство и государство заинтересованы в том, чтобы стимулировать и корректировать этот процесс, тем более что он входит в число приоритетных национальных проектов.

В западноевропейских странах организационные структуры социального парт¬нерства формировались в основном в послевоенный период и ныне представлены в целом комплексе учреждений, межведомственных организаций, серии документов и нормативных актов. Ключевую ответственность в таких структурах играет так называемое социальное государство, хотя, строго говоря, социальное партнерство базируется на гораздо более сложных, часто неформальных (но оттого не менее влиятельных!) социально-идеологических структурах. Оно сопровождается процессами укрепления гражданского общества, корни которого - в более ранних периодах социально-исторического развития стран ЕС. Социальное партнерство в образовании развивается по мере нарастания социаль¬ной интеграции, прежде всего на национальном уровне.

Экономической предпосылкой усиления социальной интеграции многих евро¬пейских обществ оказывается специфическая функция государства. Речь идет о масштабном перераспределении общественного продукта через систему налогообложения в гигантские по объемам финансирования социальные программы поддержания занятости, социальной защиты, пенсионного обеспечения, а также в программы в сфере образования. Демократическое перерас¬пределение финансовых ресурсов вовсе не означает, что в западноевропейских экономиках не существует сверхвысоких доходов топ-менеджеров или собственников, однако децильный коэффициент неравенства в развитых странах составляет 5. В России официально он равен 14, а по экс-пертным оценкам - 25 . При этом исследования говорят о глубоком экономичес¬ком расслоении российского населения, при котором большинство ощущает себя «низами» общества . Обстоятельством, которое отчасти смягчает экономическое расслоение и социальный раскол, является сравнительно высокий уровень квалификации (в т. ч. образовательной) в массе взрослого населения. Он позволяет надеяться на эффективное взаимодействие потенциальных внешних социальных партнеров с системой образования в будущем.

Пока же незрелость российских элит, их неготовность к устойчивому социально¬му партнерству проявляется в том, что они, по существу, не разделяют ответственности за развитие социума, а ориентированы лишь на собственное воспроизводство в экономической и политической жизни страны, даже за счет низкого уровня жизни основных слоев населения.

Столь же медленно развивается и другая составляющая социального партнерства - социальная организация гражданских, профессиональных и поселенческих групп. В случае с системой образования речь идет о слабом участии сообществ граждан в местном самоуправлении, отсутствии в их распоряжении достаточных экономических и правовых ресурсов, о неразвитости и бедности большинства профсоюзов, отсутствии или неустойчивости отраслевых ассоциаций и объединений родителей учащихся. Российское государство в последнее время выделяет на конкурсной основе грантовые средства для общего стимулирования деятельности общественных организаций, но сфера социального партнерства в образовании в этом конкурсе проигрывает другим секторам и в итоге не получает столь нужной целевой поддержки.

Обращение к зарубежному опыту полезно для идентификации действующих субъектов партнерства в сфере образования.

На ее низовом уровне в качестве акторов чаще всего выступают конкретные об¬разовательные учреждения, местные предприятия, особые группы местного населения (этнические, религиозные, возрастные), а также специалисты разных государственных служб (социальной защиты, безопасности, здравоохранения, труда и занятости) и активисты общественных организаций. Здесь типичным является двухстороннее взаимодействие. Партнерство проявляется в совместной постановке задач развития, в подготовке и осуществлении конкретных мероприятий (чаще всего внеучебных), в распределении ответственности и координации усилий в деле осна¬щения или ремонта учебных помещений, оказания помощи реальным семьям студентов. Трудно найти образовательное учреждение, в котором бы не функционировал попечительский совет, объединяющий специалистов, активистов и представителей местных органов власти, лидеров бизнеса. Исследования показывают, что в распоряжении региональной и федеральной власти есть, как правило, сильные инструменты для влияния на систему образования. Их возможно сгруппировать в два главных направления влияния:

1. Использование институтов гражданского общества для регулирования системы образования (оптимизации ее стандартов и структуры) ради достижения ею социетальных целей и удовлетворения специфических потребностей местных сооб¬ществ.
2. Обеспечение оптимального функционирования институтов гражданского об¬щества в качестве самостоятельных и социально полезных участников системы партнерства.

В государственном влиянии на систему образования присутствует «прямое» и «косвенное» регулирование. «Прямое» подразумевает наложение организационно-правовых ограничений, установление отраслевых норм и параметров оценивания, осуществление более или менее систематического контроля (проверок), задание определенных условий финансирования и т. п.

«Косвенное» регулирование предусматривает широкое использование институтов гражданского общества, точнее - опору на их заинтересованное отношение к системе образования.

Ряд стран, следуя положительному опыту социального партнерства в системе образования Нидерландов, создали специальные независимые агентства, структурированные по крупным отраслевым секторам, - Национальные организации по вопросам профессионального образования. Они наделены правом (предполагающим ответственность) на экспертизу учебных планов, программ и стандартов профессиональной школы с точки зрения их соответствия требованиям рабочих мест в этих секторах. Такие организации, объединяя на постоянной основе представителей бизнеса, науки, менеджмента, профсоюзов, принимают на себя функцию, ранее традиционно выполняемую министерством образования .

Другой пример непрямого государственного, точнее, общественного регули¬рования образования - механизмы аккредитации, публичного оценивания. Программы, по которым действует образовательное учреждение, могут подвергаться внешней экспертизе, а учреждение в целом (ее персонал, оборудование, системы безопасности и т.п.) - аккредитации. Комиссии по аккредитации, как правило, включают представителей авторитетных негосударственных организаций, а не только ведомственных инспекторов разных уровней.

Показательно, что в ряде стран ЕС условия оплаты труда персонала государ¬ственных (муниципальных) образователь¬ных учреждений больше не устанавливаются национальным правительством. Они определяются в процессе переговоров между учительскими профсоюзами и ассоциациями школьных директоров (или попечительскими советами). Идя по такому пути, учительские профсоюзы приобретают более весомую роль в непрямом регулировании образования (условий оплаты персонала, прав работников и т. п.). Но одно-временно они принимают на себя ряд обязательств, ценных для обеспечения общего качества системы образования (взаимный социальный контроль в трудовых коллективах, социальная и моральная взаимная поддержка и сплоченность коллег по работе и др.).

Механизм финансирования - другой регулирующий инструмент, который может стимулировать образовательные учреждения адаптироваться к потребностям сообщества. В этот механизм нередко включены институты гражданского общества. Если профессиональные школы, к примеру, получают финансирование в зависимости от числа студентов, то в их интересах увеличение контингента. Именно поэтому они пытаются выглядеть привлекательными, уделяют внимание маркетингу.

Если профессиональная школа финансируется по показателям выпуска (напри¬мер, когда объем фондов зависит преимущественно от «успешности» выпускников), то она будет стараться усилить успешность в тех параметрах, которые оказываются значимыми для участников системы партнерства. Если же «успех » трактуется как нахождение выпускником рабочего места, то вузы будут стремиться уделять больше внимания отбору абитуриентов и всему тому, что способствует предотвращению отсева и получению достойных рабочих мест. То есть механизм финансирования может стимулировать образовательное уч-реждение привлекать к участию в учебном процессе гражданские организации, ло¬кальные ассоциации работодателей. Анализ показывает, что их вовлечение в сотрудничество (а не только совершенствование методик обучения) помогает снизить отсев в вузах и оптимизировать содержание учебных планов и программ.

Другой инструмент, который может использовать государство, состоит в стиму¬лировании определенных групп гражданского общества путем оказания им финансовой поддержки на цели сотрудничества со школой. Так, в процессе осуществления российско-нидерландского проекта сотрудничества в сфере общего и начального профессионального образования в Новгородской области на уровне муниципальных районов были образованы устойчивые партнерские сети. Они объединили школы, профессиональные лицеи, местные отделы занятости населения, ассоциации товаропроизводителей (или отраслевые организации) для совместного обсуждения проблем и потребностей некоторых профилей подго-товки и релевантности их учебных планов/ программ. В некоторых случаях это привело к пересмотру прежних профилей школ и лицеев, к модернизации их учебных планов и программ.

В высшей школе - иная ситуация. Известная автономия вуза объективно ограни¬чивает круг потенциальных партнеров, способных к квалифицированному диалогу по вопросам учебных планов вузов или, скажем, содержания научно-исследовательской подготовки студентов университета. Однако это лишь усиливает необходимость стимулирования существующих партнеров (прежде всего - в лице работодателей) к включению в диалог.

Таковы основные аспекты процесса становления и функционирования социально¬го партнерства в сфере образования. Важно не только удержание в поле зрения управленческого персонала учреждений и органов образования, отмеченных выше граней партнерства, но и создание достаточно чувствительной системы информации, помогающей регулярно анализировать состояние реальных и потенциальных партнеров, выявлять противоречия, возникающие при взаимодействии между ними, осуществлять выбор путей и средств укрепления положения образовательных учреждений в конкретном сообществе.

1. См.: Осипов А. М. Социология образования: Очерки теории. - Ростов н/Д, 2006.
2. Олейникова О., Муравьева А. Социальное партнерство в сфере профессионально¬го образования в странах Европейского Союза // Высшее образование в России. -2006.-№6.
3. См.: Пруель Н. А. Образование как общественное благо. - СПб., 2001; Пугач В. Ф. Российское студенчество: статистико-социологический анализ. - М., 2001; Об¬разование, которое мы можем потерять / Под ред. акад. В. А. Садовничего. - М., 2002; Плаксий С. И. Блеск и нищета рос¬сийского высшего образования. - М., 2004.
4. См.: Руткевич М. Н. Социальная структура. - М., 2004. - С. 6.
5. Доклады Всероссийского социологического конгресса «Глобализация и социальные изменения в современной России». - М., 2007.-С. 25.
6. Олейникова О., Муравьева А. Социальное партнерство в сфере профессионально¬го образования в странах Европейского Союза // Высшее образование в России. -2006.-№6.

по образовательной программе дополнительного профессионального РЕФЕРАТ образования «Современный образовательный менеджмент. Принцип государственно­общественного управления в образовании» «Феномен «социальное партнерство» в образовании» на тему:

Оглавление Оглавление...............................................................................................................2 Введение...................................................................................................................3 1 Особенности социального партнерства в образовании.....................................5 2 Виды и сущность социального партнерства в школе.......................................11 Заключение.............................................................................................................18 Список использованной литературы....................................................................19 2

Введение Прогрессивная школа все более уверенно становится полноценной составляющей социальной сферы жизни общества. Она отображает сейчас характерные показатели современности ­ широкие способности для личного реализации его профессиональных и прочих выбора человека, необходимостей; вырастающую роль субъекта в обеспечении собственных интересов и способностей, многообразие моделей деятельности. Главнейшей задачей прогрессивной школы становится формирование мировоззрения персоны ­ широкой системы ее взоров на мир людей и явлений ­ как база внешней и внутренней культуры. Мировоззрение складывается не столько путем передачи культурного навыка от одного поколения к иному, сколько при помощи приобретения подрастающим человеком общественного и нравственного (многообразного реального) опыта. Решение данной задачи находится в зависимости от множества причин, а именно от становления возможности к активной социокультурной адаптации. При исследовании программы становления ученые столкнулись с задачей не сформированной у детей политической и правовой культуры. Педагогическая практика показывает, что у школьников нет конкретной жизненной позиции, навыка взаимодействия с окружающим миром. При определении цели программы следует учитывать, что нам нужно создать комплекс мер, позволяющих сформировывать у учеников ценностное отношение к миру и общественный опыт. Цель работы заключается в исследовании феномена «социальное партнерство» в сфере образования, а в частности, школы. 3

Исходя из всего вышесказанного, были поставлены следующие задачи работы: ­ изучить особенности социального партнерства в образовании; ­ проанализировать виды и сущность социального партнерства в школе. Структура работы состоит из введения, основной части, заключения и списка использованной литературы. 4

1 Особенности социального партнерства в образовании Современные тенденции социально­экономического развития, связанные с появлением новых рынков труда, глобализации экономики, трансформации традиционных форматов использования трудовых ресурсов, более широкое обращение к интеллектуальным и информационным технологиям, ориентация на развитие человеческого капитала, активизируют процессы создания и поддержки в различных сферах систем социального партнерства. Данное понятие первоначально использовалось только в социологии и экономике, описывая процесс взаимодействия работников и работодателей, в силу этого в качестве основных партнеров выдвигались органы власти, представители бизнеса и профсоюзные организации. В настоящее время все чаще указанное явление рассматривается шире и представляется как сложный, многоплановый общественный процесс, где осуществляется совместно распределенная деятельность социальных элементов в лице представителей различных социальных групп, результатом которой являются позитивные эффекты, принимаемые всеми участниками этой деятельности. В этой логике социальное партнерство ­ это определенный тип взаимодействия субъектов, объединенных общими усилиями, способами решения актуальных проблем совместной жизни, нацеленный на максимальное согласование и реализацию интересов всех участников этого процесса. Партнерство обеспечивает преодоление имеющихся у субъектов различий в представлении о методах решения общих проблем, гармонизацию общественных отношений, предотвращение конфликтов, согласование и повышение результативности действий. 5

Социальное партнерство ­ продуктивная кооперация всех субъектов развития территории для ее устойчивого социально­экономического развития и сопутствующего повышения качества жизни населения, совершенствования социальной и производственной инфраструктуры, системы муниципального управления и местного самоуправления и свободы личности. Рассматривая социальное партнерство в расширенном контексте, можно получить значимый инструмент, позволяющий проектировать, апробировать и устанавливать новую, современную систему образования, отвечающую требованиям времени. В контексте образовательной политики «социальное партнерство трактуется как: ­ особый тип взаимодействия образовательных учреждений с субъектами и институтами рынка труда, государственными и местными нацеленный на органами власти, общественными организациями, максимальное согласование и реализацию интересов всех участников этого процесса ; ­ особый тип совместной деятельности между субъектами образовательного процесса, характеризующийся доверием, общими целями и ценностями, добровольностью и долговременностью отношений, а также признанием взаимной ответственности сторон за результат их сотрудничества и развития . По мнению И.М. Реморенко, социальное партнерство по отношению к образованию следует понимать, как: ­ партнерство внутри системы образования между социальными группами данной профессиональной общности; ­ партнерство, в которое вступают работники системы образования, контактируя с представителями иных сфер общественного воспроизводства; 6

­ партнерство, которое инициирует система образования как особая сфера социальной жизни, делающая вклад в становление гражданского общества . На современном рубеже роль образования в России определяется задачами ее перехода к демократическому и правовому государству, к рыночной экономике. Развивающемуся обществу необходимы современно образованные, предприимчивые люди, которые могут без помощи других брать на себя серьезные решения в ситуации выбора, прогнозируя их вероятные результаты, могут обнаружить конструктивное решение трудности, готовы к совместной работе, выделяются мобильностью, владеют развитым чувством ответственности за происходящее. В связи с этим нужно преодолеть назревшие общественные и финансовые трудности на базе опережающего становления образования, рассматриваемого как вложение средств в будущее державы, в котором примут участие государство и общество, компании и организации, жители ­ все заинтригованные в качественном образовании. Предстоит обеспечить опережающий подъем расходов на образование, значительное повышение заработной платы сотрудникам образования и усиление стимулирования качества и результативности педагогического труда. Меры государственной помощи образования будут сочетаться с усилением роли государственной власти и управления образованием в обеспечении в сочетании с населением достойного уровня образования на базе сохранения его фундаментальности и соответствия своевременным и перспективным нуждам персоны. Модернизация образования не должна, и не может исполняться как ведомственный проект. Активными субъектами образовательной политики должны быть все жители России, семья и родительская общественность, федеральные и региональные университеты власти, органы местного 7

самоуправления, профессионально­педагогическое сообщество, научные, культурные, коммерческие и общественные институты. Задача модернизации образования состоит в создании приспособления стабильного становления системы образования. Главная проблема изыскания понятийного пространства вытекает из трудной комплексной природы социального партнерства, связанной с различными видами человеческой деятельности и отраслями научного познания и черпающей оттуда составляющие личного понятийного аппарата. Наиболее часто общественное партнерство рассматривается в фокусе социально­трудовых взаимоотношений. В данной сфере оно понимается как способ и механизм регулирования социально­трудовых взаимоотношений, разрешения противоречий между сотрудниками и работодателями, как отношения представителей бизнеса, профсоюзов и государства, как сложное социальное явление, разносторонний противоречивый процесс. Роль трех сторон в вопросах разрешения трудового законодательства, примирения интересов в области труда является традиционной формой общественного партнерства. К крупным отечественным исследованиям проблемы общественного партнерства в области социально­трудовых взаимоотношений возможно отнести работы Киселева В.Н., Михеева В.А. Гордон Л.А., Клопова Э.В., Ветрова А.В. В ряде экономических трудов общественное партнерство характеризуется как юридическая форма организации совместной финансовой деятельности нескольких физических либо юридических лиц, являет из себя переходную форму между частным, семейным предприятием и фирмой с ограниченной ответственностью. Оно создается на базе договора, которым регулируются права и обязанности партнеров, участие в единых затратах, распределение прибыли, раздел имущества. Именно в данный 8

момент партнерство распространено в сфере мелкого бизнеса и услуг. Если взглянуть под другим углом, партнерство является фактической формой совместной работы фирм и компаний. Документом, подтверждающим эти отношения, традиционно является договор о кооперативном партнерстве. Социальное партнерство представляет собой сопряжение действий разных общественных институтов, которое выражается в самоактуализации участников образовательного процесса, добивающихся положительных перемен в образовательной сфере, другими словами перевода возможных форм системы образования в их важное состояние. При всем этом степень и процесс таковой самоактуализации у разных социальных институтов могут быть разными. У образовательных институтов они носят более целенаправленный, разумный и профессионально выверенный нрав, в то время как иным участникам партнерских взаимоотношений в большей степени присущи составляющие стихийности, непредвиденности и вмести с этим специфических раскладов и решений. Чем в большей степени получается согласование целей общественных партнеров, тем более действенными становятся их практические воздействия по решению образовательно­ воспитательных задач. Для эффективного общественного взаимодействия, с одной стороны, нужно формирование общего «пространства смыслов», касающегося целей и возможностей образования, если взглянуть под другим углом, в ходе самого действия происходит перемена «ментальности» отдельных социальных институтов, которые все более приближаются к пониманию и осмыслению задач образования, показывают готовность к содействию их разрешению и совместной работе в целом. Вмести с этим социальное партнерство в образовании, с нашей точки зрения, имеет ряд свежих черт, отражающих прогрессивные социально­ 9

экономические и политические особенности. Социальное партнерство инициирует активность профессионально­педагогических объединений, содействует открытости и рациональности финансовых потоков в образовании. Социальное партнерство ­ это средство, которое ориентировано на трансляцию населению положительных, плодотворных и многообещающих представлений об образовании. Следовательно, социальное партнерство в образовании подразумевает свободное выражение собственных интересов и нахождение взаимоприемлемых приемов их реализации институтами, группами, индивидами. 10

2 Виды и сущность социального партнерства в школе В начале 21 века довольно четко обозначилась потребность человека и общества в сознательно других информационно­эмоциональных, мыслительных и поведенческих стратегиях, информационном и этическом поведении как на уровне собственного внутреннего мира человека, так и на уровне социальных взаимоотношений. Прогрессивные тенденции становления образования определены процессами конфигурации ключевых парадигм восприятия мира: взамен условной стабильности ­ перманентные перемены, географическая удаленность не является преградой для общения; местные практики впитывают глобальные и рождают новейшие поликультурные традиции. Термин «партнерство» в образовании представляет упор на равноправии участников взаимодействия. Из этого можно сделать вывод, что единая задача деятельности не ущемляет персональных потребностей ее участников, а наоборот, полно отображает их. Другими словами, для вступления в партнерские отношения заинтересованному в партнерстве лицу нужно будет уверить иного в том, что предполагаемое взаимодействие даст возможность решить его трудности и, более того, в отсутствии такового взаимодействия они не имеют возможности быть разрешены. 11

А значит, идет речь о равновыгодности взаимодействия, что является, с нашей точки зрения, значимой особенностью социального партнерства в образовании. Учитывая мнение Гончар М., социальное партнерство представляет собой межгрупповую форму взаимодействия. И возникает в тех когда общественные категории понимают невозможность случаях, достижения массовых целей в отсутствии кооперации с иными обществами. Главную роль в партнерстве играет взаимоподдержка субъектов. Можно предположить, что социальное партнерство есть межгрупповое взаимодействие по реализации совместно произведенных целей, объединяющих на новом качественном уровне цели групп­участников взаимодействия. Следовательно, раз классическое взаимодействие школы с социумом различалось значительной степенью директивности, пребыванием внешнего идеологического и политического давления, то социальное партнерство характеризуется, прежде всего, добровольностью, паритетным характером взаимоотношений, равновесием интересов институтов, групп, индивидов, вступающих в партнерские взаимосвязи. Вследствие этого в процессе изыскания мы будем держаться позиции, что социальное партнерство в сфере образования имеет возможность рассматриваться как добровольные и равновыгодные взаимодействия и обоюдная поддержка всевозможных субъектов, исполняемые на базе межведомственных взаимосвязей, исключающих ведомственную замкнутость и изолированность. Структура основополагающих стратегии социального партнерства чрезвычайно идентична с основополагающими образовательных систем. Социальное партнерство, построенное на принципах обоюдной заинтересованности сторон и добровольности принятия ими обязанностей, ответственности за итог работы, становится экономически важной сферой образования. 12

Современное образовательное учреждение не может успешно реализовывать свою деятельность и развиваться без широкого сотрудничества с социумом на уровне социального партнерства. «Социальное партнерство­это приемлемый для социальных субъектов вариант отношений их потребностей, интересов, ценностных ориентиров, основанных на принципе социальной справедливости». Кроме того, школа и управляющий совет выступают в роли активного помощника семье в обеспечении единого образовательного пространства «школа ­ семья ­ социум», способствующего качественной подготовке ребенка к обучению в школе, воспитанию, развитию его индивидуальных возможностей и оздоровлению. Современная школа ­ центр социального действия, открытое пространство для взаимодействия с учреждениями социума в системе «ребенок­педагог­семья», для созидательных, творческих инициатив, призванным развивать духовно­интеллектуальный потенциал всех участников педагогического процесса. В настоящее время основой обеспечения качества школьного образования могут служить: ­ взаимодействие участников образовательного процесса, которое выступает основным компонентом внутренней среды школьного образовательного учреждения; ­ социальное партнерство в форме разноплановых социокультурных связей. Характер взаимодействия школы и социума зависит от личностных и профессиональных качеств педагогических работников, индивидуальных и возрастных особенностей детей, педагогической культуры родителей. К сожалению, в педагогической практике преобладает ограничивающее взаимодействие педагогов и родителей. 13

Оно характеризуется четкими границами и формальностью общения, что затрудняет развитие отношений с семьей. Социальное партнерство создает благоприятные условия для развития и социализации участников образовательного процесса в школе. Такая работа способствует разрушению привычного стереотипа и общественного мнения о работе школьного учреждения только с семьями своих воспитанников. Развивает позитивное общественное мнение об учреждении, повышает спрос на образовательные услуги для детей, обеспечивает доступность качественных образовательных услуг для семей, улучшает подготовку детей к более легкой адаптации в новой социальной среде. Социальное партнерство в образовании еще слишком мало освоено, если взглянуть под другим углом ­ различные виды были в практике постоянно. Из числа разных видов социального взаимодействия распознают такие, как благотворительность, сотрудничество, инвестиции, собственно партнерство. Эти все понятия пришли в образование из социально­экономической сферы и все прочнее занимают тут место. Направления работы с социумом, это: благотворительность, инвестиция. спонсорство, кооперация (совместная работа), Благотворительность ­ добровольные бесплатные и бескорыстные инвестиции труда или же материально­финансовых ресурсов. Спонсорство различается от благотворительности мерой участия сторон. Спонсор передает те самые средства (трудовые, финансовые, материальные), которые запрашивает образовательное учреждение на конкретную деятельность, известную обеим сторонам. В отличие от благотворительности, которая носит, обычно, разовый нрав, данное взаимодействие быть может периодическим причем даже регулярным. 14

Кооперация, другими словами совместная работа в одном и том же либо различных, хотя связанных между собой процессах труда, в переводе с латыни означает сотрудничество. В сотрудничество стороны включаются по обоюдному согласию. Возможность и мера участия определяются каждой стороной лично, определяются мерой ее заинтересованности и, в большинстве случаев, закреплены устным соглашением. Взаимодействие носит разовый или же периодический нрав, впрочем, становясь систематическим, служит основой для последующих партнерских взаимоотношений. Инвестиция ­ это вклад физических или же юридических лиц по личному желанию согласно со своим видением и отталкиваясь от индивидуальных интересов. Договор или же контракт ­ обязательная основополагающая. Сейчас довольно часто инвесторами образовательного учреждения становятся опекуны, которые создают фонд, обращая подобранные средства на становление образовательных учреждений. К они решают сделать в учреждении прогрессивный примеру, специализированный кабинет, логопедический и иные. Социальное партнерство в образовании ­ это путь его демократизации и обновления. В наше время в образовании реализуются все виды социального взаимодействия, хотя неоспоримо, что непосредственно партнерство дает наибольший результат, поскольку подразумевает наиболее абсолютное, заинтересованное и долгосрочное включение в решение социально­ образовательных задач. которое инициирует система образования как отличительная сфера социальной жизни, позволяет изменять, Партнерство, проектировать, устанавливать свежие социально важные функции. Другие виды работы с социумом также весьма могут быть полезны в конкретной ситуации, хотя более локально. Это технология социального партнерства ­ очередность определенных действий соучастников, техники данных воздействия и практики социального 15

партнерства на конкретных территориях, а еще ­ экспертиза и оценка итогов и результатов социального партнерства. Философскими и методологическими основаниями социального партнерства выступает методология, объединяющая, с одной стороны, системный расклад, если взглянуть под другим углом, все, что связано с теорией самоорганизации. Идеология социального партнерства ­ это совокупность следующих основ. Принцип взаимодополнительности: люди объединяются, поскольку каждый отдельно недостаточен, и тогда каждый делает то, что у него есть возможность делать лучше. Принцип границ: умение работать без помощи других, самоопределение в своей позиции, определение в контексте иных позиций. Принцип обмена продуктами деятельности, предъявляемыми в той или иной «товарной» форме. Взаимодействие случается в тех случаях, когда есть чем обмениваться. Когда ставится вопрос о партнерстве между соучастниками, то встает вопрос: а частью какого целого они выступают? От чьего имени провозглашается данное целое? В каком едином контексте они выступают? Конкретное выделение основ, с позиции которых рассматривается социальное партнерство, разрешает переходить к наиболее глубочайшему выявлению составляющих системы социального партнерства в образовании: цели, субъектов, значений, объектов, механизмов, операций реализации. Задача социального партнерства. Целью социального партнерства является составление межсубъектного взаимодействия, приводящей к положительным и прогнозируемым всеми субъектами положительным переменам. Как следует из значимости основных для определения СП понятий «взаимодействие», «субъект­субъектное взаимодействие», «система межсубъектного взаимодействия». 16

Во взаимодействии людей есть и остается активность двух сторон, хотя мера ее проявления различна. Социально­трудовая практика должна быть компонентом демократической школы и демократического уклада, вводимая как самостоятельная образовательная область, самостоятельное образовательное пространство. Общественная практика не столько гарантирует освоение учащимися общественной среды, получения ими настоящего практического навыка социальной деятельности, в том числе работы по оказанию помощи старикам, ветеранам, инвалидам, да и непременно вызывает рост самосознания учеников, их самоопределению в общественном смысле данного слова. Совместные дела коллектива ­ планы, акции, игры, празднички ­ все то, что в последнее время возымело признание как ключевые дела школы. При всем этом школьники должны быть непременно вовлечены в планирование и подготовку таковых событий (создание оргкомитетов, распределение ответственности и т.п.). Объединяя общими целями и общим действием разновозрастные учебные категории, классы, клубы, кружки, научные и прочие общества, основные школьные дела придают отличительный нрав взаимоотношениям в коллективе, формируя его независимый, гуманный толерантный образ жизни ­ бесценный источник настоящего демократического опыта и демократической практики для детей и подростков. Школа вправду преображается в живой общественный организм, чья полнокровная, интенсивная деятельностью жизнь пульсирует, покоряясь собственным внутренним ритмам, обеспечивая практически безграничные способности для саморазвития учеников, освоения ими общественных и гражданских позиций. Носителем уклада школьной жизни является, прежде всего, преподаватель, поэтому от его отношения к этой мысли находится в зависимости возможность ее реализации. 17

Итогом присвоения учителем новейших профессиональных ценностей является личностная вариативность, гибкость. Таким образом, выше перечисленные принципы взаимодействия способствуют формированию мотивационной готовности педагогов и администрации школы к расширению круга субъектов партнерства, благодаря которым школьники могут максимально проявить собственные способности самореализации, а также улучшают организацию подготовки педагогических кадров к решению задач социализации личности на базе идей социального партнерства в образовании. Заключение Образование во все времена являлось непреходящей ценностью, потому как оно является основой экономического развития общества, одним из причин социальной стабильности, источником подъема интеллектуального ресурса и духовно­нравственного потенциала населения. Образовательные потребности народонаселения растут, увеличивается количество кандидатов на получение высшего, специального, профессионального дополнительного образования. Достижение высокого качества образования подразумевает органичное сочетание образовательных традиций и инноваторских направленностей, получивших признание в мировой и отечественной практике, творчески 18

осмысленное сравнительно отечественной педагогической действительности и стратегических целей социокультурного становления общества. Партнерские отношения могут рассматриваться в виде межсубъектных взаимодействий, эффективность которых определяется едиными ценностно­ целевыми устремлениями всех его участников, их взаимообогащением, другими словами ­ совместное становление системы ценностей. Список использованной литературы 1. Концепция гражданского образования. Проект // Гражданское образование в российской школе/ Сост. Т.И. Тюляева. ­ М.: ООО «Издательство Астрель»: ООО «Издательство ACT», 2013. ­ 605 с. 2. Концепция модернизации Российского образования на период до 2010 года. // Гражданское образование в российской школе/ Сост. Т.И. Тюляева. ­ М.: 000 «Издательство Астрель»: ООО «Издательство ACT», 2013. ­ 605 с. 19

3. Коровкин В.Ю. Совместная деятельность школы и родителей как государственно­общественного управления условие образованием. Автореферат канд. Диссер. ­ СПб, 2012. становления 4. Коровкин Д.В. Педагогические условия включения учителя в управление школой. Автореферат канд. Дис ­ СПб, 2011. 162 5. Корсунов А.В., Литвинова Н.П., Сафина З.Н. Социальное партнерство в образовании взрослых. ­ Великий Новгород ­ СПб ­ Казань, 2012. ­ 188 с. 6. Никитин М.В. Модернизация управления развитием образовательных организаций: монография. ­ М., 2011 7. Пискунова Е.В., Кондракова И.Э., Соловейкина М.П. и др. Технологии социального партнерства в сфере образования: Учебно­ методический комплекс. ­ СПб.: Изд­во РГПУ им. А.И. Герцена, 2008 8. Реморенко И.М. «Социальное партнерство» в образовании: понятие и деятельность// Новый город: образование для изменения качества жизни. ­ М.; СПб.: Югорск, 2013 20

«СОЦИАЛЬНОЕ ПАРТНЕРСТВО В СИСТЕМЕ ДОПОНИТЕЛЬНОЕГО ОБРАЗОВАНИЯ ШКОЛЫ»

ГОУ СОШ № 000

Термин «Социальное партнерство» - относительно новый для сегодняшней России. Как правило, его смысл раскрывается как налаживание конструктивного взаимодействия между тремя силами, действующими на общественной арене страны: государственными структурами, коммерческими предприятиями и некоммерческими организациями . Но сегодня речь пойдет о социальном партнерстве в образовании, где взаимодействие заключается в решении конкретной социальной проблемы

СОЦИАЛЬНОЕ ПАРТНЕРСТВО В ОБРАЗОВАНИИ – это реальное взаимодействие двух или более равных сторон (лиц и\или организаций) на основе подписанного на определенное время соглашения в целях решения конкретного вопроса (социальной проблемы), который в чем-либо не удовлетворяет одну или несколько сторон и который эффективнее решать путем объединения ресурсов (материальных, финансовых, человеческих и др) и организационных усилий до достижения желаемого результата.

Безусловно, что желаемым результатом в данном случае является создание благоприятных условий для самореализации учащихся путем взаимодействия и сотрудничества всех сторон, участвующих в процессе воспитания

Таким образом, целью является воспитание активной гражданской и жизненной позиции, создание условий для социализации подростков

Данное сотрудничество решает ряд основных задач, стоящих перед образованием в целом, позволяет привлечь все больший круг заинтересованных лиц и организаций для оптимизации учебного и воспитательного процесса, выполнения социального заказа общества


· привлекать ресурсы общества для развития образовательной сферы

· помогает направлять ресурсы образования на развитие совместной деятельности любого образовательного учреждения, его общественной самоорганизации и самоуправления

· помогает накапливать и передавать жизненный опыт, как образовательного сообщества, так и его партнеров

· способно эффективно координировать совместную деятельность с пониманием степени ответственности каждого партнера

· позволяет оказывать помощь нуждающимся членам сообщества

Кратко основные принципы взаимовыгодного сотрудничества можно сформулировать следующим образом.

Во-первых, реальное взаимодействие нескольких партнеров. Во-вторых, партнерство должно быть оформлено в письменном виде. Такая официальность дисциплинирует всех участников сотрудничества, призывает к ответственности

В-третьих, договор или соглашение о социальном партнерстве должен иметь четкие временные рамки,

В-четвертых, документ о социальном партнерстве оформляется в целях решения конкретного вопроса (социальной проблемы), который эффективнее решать путем объединения ресурсов

В-пятых, договор о социальном партнерстве считается выполненным, если достигнут намеченный обеими сторонами результат.

ОСНОВЫЕ ПРИНЦИПЫ СОЦИАЛЬНОГО ПАРТНЕРСТВА

· уважение и учет интересов участников соглашения;

· заинтересованность договаривающихся сторон об участии в договорных отношениях

· соблюдение партнерами норм законодательства РФ, других нормативных актов

· наличие соответствующих полномочий социальных партнеров и их представителей

· равноправие и доверие сторон

· невмешательство во внутренние дела друг друга

· добровольность принятия обязательств социальными партнерами на основе взаимного согласования

· регулярность проведения консультаций и переговоров по вопросам, входящим в сферу социального партнерства

· обязательность исполнения достигнутых договоренностей

· систематичность контроля за выполнением принятых в рамках социального партнерства соглашений, договоров и решений

· ответственность сторон за не выполнение по их вине принятых обязательств, соглашения, договоров.

ВИДЫ ДОГОВОРОВ

Для оптимизации сотрудничества следует различать следующие виды договоров

1. Долгосрочные договоры. В нашей школе этот вид представлен сотрудничеством с успешно действующей на базе школы ДШИ «Вдохновение», ЦВР «Март», «Новопеределкино»,

2. Договоры о проведении конкретных мероприятий и акций. Эта форма нам очень хорошо известна, так как мы все взаимодействуем в системе одного Западного Окружного управления образованием, находимся в едином образовательном пространстве

Данные договоры чаще заключаются в устной форме.

УСЛОВИЯ, НЕОБХОДИМЫЕ ДЛЯ РЕАЛИЗАЦИИ УСПЕШНОГО СОЦИАЛЬНОГО ПАРТНЕРСТВА

· развитие организационной культуры партнеров и культуры партнерских отношений

· эффективная система контроля, в том числе в области финансирования

ТАКИМ ОБРАЗОМ, СОЦИАЛЬНОЕ ПАРТНЕРСТВО – это не простое сотрудничество, где главный подход – выгода партнеров, в нем есть третья составляющая – СОЦИАЛЬНАЯ ПРОБЛЕМА, на решение которой и нацелено социальное партнерство. Естественно, что такое сотрудничество невозможно без взаимоуважения, взаимодополнения, взаимообмена опытом, полученными результатами.

СОСТАВЛЯЮЩИЕ КОМПОНЕНТЫ СТРАТЕГИИ СОЦИАЛЬНОГО ПАРТНЕРСТВА

1. Партнерское мышление – умение видеть лучшее в человеке, уважительное отношение к чужому мнении, стремление понять другого, желание и умение выстраивать социальные отношения.

2. Взаимное дополнение. В партнерских отношениях означает, что в рамках совместной деятельности для достижения наилучшего результат каждый должен делать то, что он делает лучше других.

3. Долевое участие предполагает объединение ресурсов с целью получения синергетического эффекта – результата, который невозможно получить вне партнерства.

4. Разнообразие форм объединения субъектов партнерства

ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ ПРОСТРАНСТВО ШКОЛЫ

Для успешной реализации основных принципов социального партнерства в нашей школе, мы представили образовательное пространство в целом и воспитательная работа школы сложилась в достаточно стройную воспитательной систему, являющуюся центром духовного, нравственного и гражданско-патриотического воспитания, представляющая собой три

основополагающих компонента и ставящая перед собой следующие цели и задачи:

Продолжать внедрение эффективных развивающих технологий обучения, технологии уровневой дифференциации в 5-11 классах для повышения качества образования;

Создать условия для творческой активности в урочной и внеурочной деятельности учащихся и педагогов;

Совершенствовать традиции школы через вовлечение большего количества учащихся в общешкольные мероприятия;

Развивать сети творческих объединений, спецкурсов, секций для более полного удовлетворения потребностей учащихся в организации их развивающего досуга;

Вовлекать в экспериментальную работу школы большее количество учащихся и педагогов род по различным направлениям экспериментальной и воспитательной работы школы

Решение данных целей и задач невозможно без все более развивающейся системы дополнительного образования .

Следует отметить, что дополнительное образование в школе не существует как отдельная структура.

Учебный план дополнительных образовательных услуг школы составлен на основе положения о дополнительном образовании детей в общеобразовательной школе, изучения потребностей интересов школьников разных возрастных групп, социального заказа их родителей.

Дополнительные образовательные услуги в школе направлены на решение основных ПРОБЛЕМ, стоящих перед школой:

Развитие мотивации личности к познанию и творчеству;

Приобщение обучающихся к общечеловеческим ценностям;

Профилактику асоциального поведения;

Укрепление психического и физического здоровья;

Формирование активной жизненной позиции

Принцип социального заказа является одним из основополагающих при составлении данного учебного плана. Для реализации этого принципа в школе проводится анализ, мнения учащихся и их родителей, используются методы анкетирования, тестирования, собеседования и педагогического наблюдения.

В 2009/2010 учебном году учебный план дополнительного образования представлен блоками:

Художественно-эстетический блок (вокально-хоровая студия, кружки художественного творчества), привлекаются учащиеся со 2-го по 10 класс ;

Туристско-краеведческий блок (фотостудия и ДОО «Обелиск»), привлекаются учащиеся с 5-го по 11 классы ;

Физкультурно-спортивный блок (основы боевых искусств, спортивные игры), участвуют учащиеся с 1-го по 11 класс;

Естественнонаучный блок (кружок «Занимательная география», «Ступеньки», «Юный Архимед», «Любители финансовой математики»), привлекаются учащиеся с 5-го по 11 класс;

Социально–педагогический блок (клуб «Вожатый», клуб «Юный экскурсовод», педагогические классы школы), привлекаются учащиеся с 5 по 11 класс, а также учащиеся детских садов района.

Каждое из направлений внеурочной деятельности в школе решает следующие ЗАДАЧИ:

Объединения художественно-эстетического блока решает задачи создания условий для раскрытия творческих способностей детей через систему вовлечения их в разнообразную творческую внеурочную деятельность;

Объединения туристско-краеведческого блока решают задачи привлечения школьников к сохранению историко-культурного наследия, распространение краеведческих знаний среди школьников через работу кружков, факультативов, тематических выставок. Помощь юным гражданам в формировании Российского государственного самопознания, воспитание патриотизма;

Объединения физкультурно-спортивного блока решают задачи укрепления здоровья ребенка с помощью физкультуры и спорта, обеспечение душевного здоровья и хорошего эмоционального состояния учащихся, оказание помощи в выработке воли и морально-психологических качеств;

Секция естественнонаучного блока способствует развитию аналитического мышления и исследовательских качеств учащихся.

Объединения социально-педагогического блока решают задачи создания условий для раскрытия творческих и педагогических способностей детей через вовлечение их в шефскую работу, помощь в выборе будущей профессии.

Ожидаемый РЕЗУЛЬТАТ системы педагогических воздействий – успешные в решении жизненных и профессиональных проблем выпускники, сохранившие интерес к знаниям, способные соизмерять свои возможности и пожелания с реалиями и ожиданиями общества, осознающие свой гражданский статус, связывающие свои жизненные цели и планы с целями развития общества.

Таким образом, в школе сложилось достаточно крепкое, многогранное социальное партнерство, соответствующее воспитательной системе школы, целям и задачам воспитательной и экспериментальной работы, где все компоненты тесно взаимосвязаны. Это три составляющие – в образовательном процессе, внеурочной, внешкольной деятельности. Из схемы понятно, что многие наши структуры реально действуют во всех 3 направлениях. Это и есть особенность нашего сотрудничества. Об этом подробнее расскажут мои коллеги .

ПРОБЛЕМЫ

К сожалению, работа по налаживанию социальных взаимосвязей не всегда складывается успешно. Имеется ряд проблем и рисков. Это и сложная социальная среда, в которой находится учебное заведения, инертность родительской общественности и не всегда продуктивный диалог с властными структурами, Управой района.

ЗАДАЧИ БУДУЩЕГО

Задачи будущего вытекают из сложившихся на данный момент проблем. А именно,

1. Более четкая координация взаимодействия всех структур для решения поставленных обществом задач. Ведь не секрет

2. Создание мотивации для более эффективного участия родителей в образовательном пространстве школы.

3. Разработка и реализация, в рамках экспериментальной площадки «Молодежная политика средствами образования» социально значимых проектов, влияющие на окружающую социальную среду.