Трудовая функция специалиста по закупкам. Новые требования к специалистам в сфере закупок

Должностные инструкции с учетом профстандартов 2016-2017

Образец должностной инструкции специалиста по закупкам

Образец должностной инструкции составлен с учетом профстандарта Специалист в сфере закупок

1. Общие положения

1.1. На должность специалиста по закупкам принимается лицо, имеющее среднее профессиональное образование, дополнительное профессиональное образование по программе повышения квалификации и программе профессиональной переподготовки в сфере закупок.

1.2. Специалист по закупкам должен знать:

1) требования законодательства Российской Федерации и нормативных правовых актов, регулирующих деятельность в сфере закупок;

2) основы гражданского, бюджетного, земельного, трудового и административного законодательства в части применения к закупкам;

3) основы антимонопольного законодательства;

4) основы бухгалтерского учета в части применения к закупкам;

5) особенности ценообразования на рынке (по направлениям);

6) методы определения и обоснования начальных максимальных цен контракта;

7) особенности составления закупочной документации;

8) основы информатики в части применения к закупкам;

9) этику делового общения и правила ведения переговоров;

10) дисциплину труда;

11) Правила внутреннего трудового распорядка;

12) требования охраны труда и правила пожарной безопасности;

13) ……… (другие документы, материалы и т.д.)

1.3. Специалист по закупкам должен уметь:

1) использовать вычислительную и иную вспомогательную технику, средства связи и коммуникаций;

2) создавать и вести информационную базу данных;

3) изготавливать документы, формировать, архивировать, направлять документы и информацию;

4) обобщать полученную информацию, цены на товары, работы, услуги, статистически ее обрабатывать и формулировать аналитические выводы;

5) обосновывать начальную (максимальную) цену закупки;

6) описывать объект закупки;

7) разрабатывать закупочную документацию;

8) анализировать поступившие заявки;

9) оценивать результаты и подводить итоги закупочной процедуры;

10) формировать и согласовывать протоколы заседаний закупочных комиссий на основании решений, принятых членами комиссии по осуществлению закупок;

11) работать в единой информационной системе;

12) проверять необходимую документацию для заключения контрактов;

13) осуществлять процедуру подписания контракта с поставщиками (подрядчиками, исполнителями);

14) взаимодействовать с закупочными комиссиями и технически обеспечивать деятельность закупочных комиссий;

15) составлять и оформлять отчет, содержащий информацию об исполнении контракта, о соблюдении промежуточных и окончательных сроков исполнения контракта, о ненадлежащем исполнении контракта (с указанием допущенных нарушений) или о неисполнении контракта и о санкциях, которые применены в связи с нарушением условий контракта или его неисполнением, об изменении или о расторжении контракта в ходе его исполнения, об изменении контракта или о расторжении контракта;

16) осуществлять организацию оплаты/возврата денежных средств;

17) организовывать уплату денежных сумм по банковской гарантии в предусмотренных случаях;

18) ……… (другие навыки и умения)

1.4. Специалист по закупкам в своей деятельности руководствуется:

1) Федеральным законом от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", Федеральным законом от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц", Федеральным законом от 02.12.1994 N 53-ФЗ "О закупках и поставках сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия для государственных нужд";

2) ……… (наименование учредительного документа)

3) Положением о ……… (наименование структурного подразделения)

4) настоящей должностной инструкцией;

5) ……… (наименования локальных нормативных актов, регламентирующих

трудовые функции по должности)

1.5. Специалист по закупкам подчиняется непосредственно ……… (наименование должности руководителя)

1.6. ……… (другие общие положения)

2. Трудовые функции

2.1. Обеспечение закупок для государственных, муниципальных и корпоративных нужд:

1) предварительный сбор данных о потребностях, ценах на товары, работы, услуги;

2) подготовка закупочной документации;

3) обработка результатов закупки и заключение контракта.

2.2. ……… (другие функции)

3. Должностные обязанности

3.1. Специалист по закупкам исполняет следующие обязанности:

3.1.1. В рамках трудовой функции, указанной в подпункте 1 пункта 2.1 настоящей должностной инструкции:

1) осуществляет обработку и анализ информации о ценах на товары, работы, услуги;

2) осуществляет подготовку и направление приглашений к определению поставщиков (подрядчиков, исполнителей) различными способами;

3) обрабатывает, формирует и хранит данные, информацию, документы, в том числе полученные от поставщиков (подрядчиков, исполнителей).

3.1.2. В рамках трудовой функции, указанной в подпункте 2 пункта 2.1 настоящей должностной инструкции:

1) формирует:

Начальную (максимальную) цену закупки;

Описание объекта закупки;

Требования, предъявляемые к участнику закупки;

Порядок оценки участников;

Проект контракта;

2) составляет закупочную документацию;

3) осуществляет подготовку и публичное размещение извещения об осуществлении закупки, документации о закупках, проектов контрактов;

4) осуществляет проверку необходимой документации для проведения закупочной процедуры;

5) осуществляет организационно-техническое обеспечение деятельности закупочных комиссий;

6) осуществляет мониторинг поставщиков (подрядчиков, исполнителей) и заказчиков в сфере закупок.

3.1.3. В рамках трудовой функции, указанной в подпункте 3 пункта 2.1 настоящей должностной инструкции:

1) осуществляет сбор и анализ поступивших заявок;

2) осуществляет организационно-техническое обеспечение деятельности комиссий по осуществлению закупок;

3) выполняет обработку заявок, проверку банковских гарантий, оценку результатов и подводит итоги закупочной процедуры;

4) подготавливает протоколы заседаний закупочных комиссий на основании решений, принятых членами комиссии по осуществлению закупок;

5) осуществляет публичное размещение полученных результатов;

7) осуществляет проверку необходимой документации для заключения контрактов;

8) проводит процедуры подписания контракта с поставщиками (подрядчиками, исполнителями);

9) осуществляет публичное размещение отчетов, информации о неисполнении контракта, о санкциях, об изменении или о расторжении контракта, за исключением сведений, составляющих государственную тайну;

10) подготавливает документ о приемке результатов отдельного этапа исполнения контракта;

11) организовывает:

Осуществление оплаты поставленного товара, выполненной работы (ее результатов), оказанной услуги, а также отдельных этапов исполнения контракта;

Осуществление уплаты денежных сумм по банковской гарантии в предусмотренных случаях;

Возврат денежных средств, внесенных в качестве обеспечения исполнения заявок или обеспечения исполнения контрактов.

3.1.4. В рамках выполнения своих трудовых функций исполняет поручения своего непосредственного руководителя.

3.1.5. ……… (другие обязанности)

3.2. При исполнении своих должностных обязанностей специалист по закупкам должен соблюдать следующие этические нормы:

1) соблюдать конфиденциальность информации;

2) соблюдать этику делового общения;

3) занимать активную позицию в борьбе с профессиональной недобросовестностью;

4) не разглашать материалы рабочих исследований;

5) не создавать конфликтные ситуации на рабочем месте;

6) не совершать действий, которые дискредитируют профессию и репутацию коллег;

7) не допускать клевету и распространение сведений, порочащих иные организации и коллег.

3.3. ……… (другие положения о должностных обязанностях)

4. Права

Специалист по закупкам имеет право:

4.1. Участвовать в обсуждении проектов решений руководства организации, в совещаниях по их подготовке и выполнению.

4.2. Запрашивать у непосредственного руководителя разъяснения и уточнения по данным поручениям, выданным заданиям.

4.3. Запрашивать по поручению непосредственного руководителя и получать от других работников организации необходимую информацию, документы, необходимые для исполнения поручения.

4.4. Знакомиться с проектами решений руководства, касающихся выполняемой им функции, с документами, определяющими его права и обязанности по занимаемой должности, критерии оценки качества исполнения своих трудовых функций.

4.5. Вносить на рассмотрение своего непосредственного руководителя предложения по организации труда в рамках своих трудовых функций.

4.6. Участвовать в обсуждении вопросов, касающихся исполняемых должностных обязанностей.

4.7. ……… (другие права)

5. Ответственность

5.1. Специалист по закупкам привлекается к ответственности:

За ненадлежащее исполнение или неисполнение своих должностных обязанностей, предусмотренных настоящей должностной инструкцией, - в порядке, установленном действующим трудовым законодательством Российской Федерации, законодательством в сфере закупок;

За правонарушения и преступления, совершенные в процессе своей трудовой деятельности, - в порядке, установленном действующим административным и уголовным законодательством Российской Федерации;

За причинение ущерба организации - в порядке, установленном действующим трудовым законодательством Российской Федерации.

5.2. ……… (другие положения об ответственности)

6. Заключительные положения

6.1. Настоящая должностная инструкция разработана на основе Профессионального стандарта "Специалист в сфере закупок", утвержденного Приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от от 10.09.2015 N 625н, с учетом ……… (реквизиты локальных нормативных актов организации)

6.2. Ознакомление работника с настоящей должностной инструкцией осуществляется при приеме на работу (до подписания трудового договора).

Факт ознакомления работника с настоящей должностной инструкцией подтверждается ……… (подписью в листе ознакомления, являющемся неотъемлемой частью настоящей инструкции(в журнале ознакомления с должностными инструкциями); в экземпляре должностной инструкции, хранящемся у работодателя; иным способом)

6.3. ……… (другие заключительные положения).

25.04.2016


Понятие профстандарта и нормативная база

Впервые понятие «профессиональный стандарт» появилось в нормативной базе почти 4 года назад - в так называемом «майском» указе Президента РФ №597 1 . В этом документе шла речь в том числе о необходимости подготовить и внести в Госдуму проект федерального закона о внесении в законодательство РФ изменений, касающихся разработки, утверждения и применения профстандартов; утвердить план их разработки; разработать и утвердить не менее 800 таких стандартов. В декабре 2012 г. в Трудовом кодексе появилось определение «профессионального стандарта»: под ним понималась характеристика квалификации, необходимой работнику для осуществления определенного вида профессиональной деятельности 2 .

В январе 2013 г. Правительством РФ были приняты Правила разработки, утверждения и применения профессиональных стандартов 3 . После этого Минтруд РФ начал разрабатывать и утверждать профстандарты, а также вести их реестр на специализированном Интернет-сайте http://profstandart.rosmintrud.ru (на середину апреля 2016 г. таких стандартов было уже утверждено более 800).

К разработке стандартов привлекаются научные и образовательные организации, действующие в той или иной профессиональной сфере, органы государственной власти местного самоуправления.

Наконец, в мае 2015 г. были приняты важные изменения в Трудовой кодекс РФ 4 , в соответствии с которыми с 1 июля 2016 г. профстандарты будут обязательны для применения работодателями, если обязательность их применения будет установлена в Трудовом кодексе РФ, других федеральных законах или иных нормативных правовых актах РФ 5 . Если же такого требования не будет, то профстандарты должны применяться работодателями в качестве основы для определения требований к квалификации работников с учетом особенностей выполняемых ими трудовых функций, обусловленных применяемыми технологиями и принятой организацией производства и труда5. По сути это означает, что если, например, в федеральном законодательстве об образовании указано, что лица, имеющие право на занятие педагогической деятельностью, должны в числе прочего отвечать квалификационным требованиям, установленным в профстандартах 6 , то работодатель (образовательная организация) должен обеспечивать соответствие своих педагогических работников этому требованию.

А вот если, скажем, в отношении такого работника, как «ведущий телевизионной программы», требования к квалификации установлены только в профессиональном стандарте, а в нормативных правовых актах требования о соответствии такого работника данному профстандарту не содержится, то работодатель вправе и не предъявлять к работнику данные требования (например, по уровню образования), если в связи с теми или иными «особенностями организации производства и труда» это не представляется возможным.

Кроме того, с 1 июля 2016 г. вступит в силу норма, согласно которой Правительство РФ будет иметь право с учетом мнения Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений устанавливать особенности применения профстандартов в части требований, обязательных для применения государственными внебюджетными фондами РФ, государственными или муниципальными учреждениями, государственными или муниципальными унитарными предприятиями, а также государственными корпорациями, государственными компаниями и хозяйственными обществами, более 50 % акций (долей) в уставном капитале которых находится в государственной собственности или муниципальной собственности 7 . Это означает, что в скором времени могут появиться отдельные решения Правительства РФ, обязывающие перечисленные выше организации применять в своей деятельности те или иные стандарты.

1 Указ Президента РФ от 07.05.2012 № 597 «О мероприятиях по реализации государственной социальной политики».

2 Федеральный закон от 03.12.2012 № 236-ФЗ «О внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации и статью 1 Федерального закона «О техническом регулировании», статья 195.1 Трудового кодекса Российской Федерации.

3 Постановление Правительства РФ от 22.01.2013 № 23 «О Правилах разработки, утверждения и применения профессиональных стандартов».

4 Федеральный закон от 02.05.2015 № 122-ФЗ «О внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации и статьи 11 и 73 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации».

5 Ст. 195.3 ТК РФ.

6 Ч. 1 ст. 46 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».

7 Ч. 1 ст. 4 Федерального закона от 02.05.2015 № 122-ФЗ «О внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации и статьи 11 и 73 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации».

Отметим, что под применением профстандарта работодателем понимается их использование «при формировании кадровой политики и в управлении персоналом, при организации обучения и аттестации работников, разработке должностных инструкций, тарификации работ, присвоении тарифных разрядов работникам и установлении систем оплаты труда с учетом особенностей организации производства, труда и управления» 8 .

Профстандарты не обошли и сферу закупок. Осенью 2015 г. были утверждены 2 таких стандарта: «специалист в сфере закупок» и «эксперт в сфере закупок» 9 . Разработчиками обоих стандартов являются Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ, Междисциплинарный академический центр социальных наук «Интерцентр» и Всероссийский профессиональный союз работников аудиторских, оценочных, экспертных и консалтинговых организаций.

Пока ни законом 44-ФЗ, ни законом 223-ФЗ не установлено требование о строгом соответствии закупщиков этим профстандартам (см. для сравнения ситуацию в законодательстве в образовании, описанную выше). Лишь в 44-ФЗ указывается, что работники контрактной службы/контрактный управляющий должны иметь высшее образование или дополнительное профессиональное образование в сфере закупок 10 . Никаких других ссылок на профстандарты ни в этих законах, ни в подзаконных нормативных правовых актах нет, равно как нет и положения об обязательном применении этих профстандартов и в утверждающих их приказах Минтруда РФ 11 . Но нельзя исключать появления такого требования в будущем как по отношению ко всем заказчикам, работающим по тому или иному закону, так и в отношении отдельных категорий организаций (см. выше). Поэтому ознакомиться с содержанием этих профстандартов заказчикам стоит уже сейчас, и в данной статье, собственно, и делается соответствующий обзор.

Профессиональный стандарт «Специалист в сфере закупок»

Наименование вида профессиональной деятельности, на который распространяется данный стандарт, сформулирован как «деятельность по осуществлению, контролю и управлению закупками для обеспечения государственных, муниципальных и корпоративных нужд». Таким образом, стандарт распространяется как на закупки в рамках 44-ФЗ, так и в рамках 223-ФЗ.

Стандарт включает в себя 4 обобщенные трудовые функции и 9 соответствующих каждой из них трудовых функций:

Таблица 1.
Обобщенные трудовые функции Трудовые функции
1. Предварительный сбор данных о потребностях, ценах на товары, работы, услуги
2. Подготовка закупочной документации
3. Обработка результатов закупки и заключение контракта
4. Составление планов и обоснование закупок
5. Осуществление процедур закупок
6. Проверка соблюдений условий контракта
7. Проверка качества представленных товаров, работ, услуг
4. Контроль в сфере закупок 8. Мониторинг в сфере закупок
9. Аудит и контроль в сфере закупок

Обратим внимание, что не все трудовые функции в полной мере могут относиться к практике применения сразу обоих законов. Например, ни о каком обосновании закупок в 223-ФЗ в отличие от 44-ФЗ не упоминается, хотя, конечно, такая процедура может в принципе предусматриваться положением о закупке конкретного заказчика. Кроме того, мониторинг, аудит и контроль в сфере закупок как в рамках 44-ФЗ, так и в рамках 223-ФЗ вообще относятся не к полномочиям заказчиков, а к полномочиям государственных и муниципальных органов. В этой связи рассмотрим, с какими возможными должностями соотнесены трудовые функции стандарта:

Таблица 2.
Обобщенные трудовые функции Возможные наименования должностей сотрудников
1. Обеспечение закупок для государственных, муниципальных и корпоративных нужд
  • Специалист по закупкам
  • Работник контрактной службы
  • Контрактный управляющий
2. Осуществление закупок для государственных, муниципальных и корпоративных нужд
  • Старший специалист по закупкам
  • Консультант по закупкам
  • Работник контрактной службы
  • Контрактный управляющий
3. Экспертиза результатов закупок, приемка контракта
  • Ведущий специалист по закупкам
  • Работник контрактной службы
  • Заместитель руководителя подразделения
  • Руководитель подразделения
  • Руководитель контрактной службы
  • Контрактный управляющий
4. Контроль в сфере закупок
  • Советник
  • Заместитель руководителя
  • Руководитель

Как можно понять из приведенной таблицы, на практике возможны различные комбинации.

Например, если у заказчика, осуществляющего закупки только по 223-ФЗ, работает один сотрудник, который занимается всеми вопросами, связанными с закупками, то его должность должна называться «ведущий специалист по закупкам», поскольку именно такая должность позволяет выполнять все три первые обобщенные трудовые функции, которые могут относиться к деятельности заказчика.

Если закупками у заказчика занимается группа сотрудников, то каждый из этих сотрудников может заниматься выполнением своей собственной обобщенной трудовой функции в соответствии со своей должностью, например, обеспечением закупок - специалист, осуществлением закупок - старший специалист или консультант, а экспертизой результатов и приемкой результатов контракта - ведущий специалист или руководитель подразделения (его заместитель).

Что же касается последней обобщенной трудовой функции по контролю в сфере закупок, то, как уже говорилось выше, в отношении заказчиков как по 44-ФЗ, так и по 223-ФЗ она неприменима.

К сотруднику, выполняющему ту или иную обобщенную трудовую функцию, предъявляются в соответствии со стандартом определенные требования:

Таблица 3.
Обобщенные трудовые функции Предъявляемые требования
1. Обеспечение закупок для государственных, муниципальных и корпоративных нужд Среднее профессиональное образование и дополнительное профессиональное образование - программы повышения квалификации и программы профессиональной переподготовки в сфере закупок
2. Осуществление закупок для государственных, муниципальных и корпоративных нужд Высшее образование - бакалавриат, дополнительное профессиональное образование - программы повышения квалификации/или программы профессиональной переподготовки в сфере закупок, опыт практической работы - не менее 3 лет в сфере закупок.
3. Экспертиза результатов закупок, приемка контракта Высшее образование - специалитет, магистратура; дополнительное профессиональное образование - программы повышения квалификации/или программы профессиональной переподготовки в сфере закупок, опыт практической работы - не менее 4 лет в сфере закупок.
4. Контроль в сфере закупок Высшее образование - специалитет, магистратура; дополнительное профессиональное образование - программы повышения квалификации/или программы профессиональной переподготовки в сфере закупок, опыт практической работы - не менее 5 лет в сфере закупок, в том числе на руководящих должностях не менее 2 лет.

Как показывает приведенная таблица, если у заказчика закупками (в том числе приемкой результатов контракта) занимается, например, только один сотрудник, то он должен отвечать достаточно высоким требованиям - иметь высшее образование по специалитету или магистратуре, пройти дополнительное профессиональное образование в сфере закупок и иметь опыт практической работы в сфере закупок не менее 4 лет. Если же таких сотрудников несколько и они выполняют разные обобщенные трудовые функции, то требования к ним могут предъявляться разные в зависимости от выполняемой функции. Самые высокие требования в любом случае предъявляются сотруднику, который занимается приемкой результатов контракта.

В зависимости от сложности каждой обобщенной трудовой функции в стандарте присвоен свой уровень квалификации 12: самый низкий (5-й) у первой функции «Обеспечение закупок для государственных, муниципальных и корпоративных нужд», а самый высокий (8-й) - у последней «Контроль в сфере закупок». Вторая и третья обобщенные трудовые функции соотнесены с 6-м и 7-м уровнями квалификации соответственно. В принципе, уровни квалификации коррелируют с предъявляемыми требованиями - чем выше требования, тем выше и уровень.

В рассматриваемом стандарте каждая трудовая функция, входящая в состав обобщенной трудовой функции (см. Таблицу 1), в свою очередь, расписана по составляющим ее трудовым действиям, необходимым умениям и знаниям.

Пример 1

Рассмотрим трудовую функцию «предварительный сбор данных о потребностях, ценах на товары, работы, услуги».

Для выполнения этой функции сотрудник должен осуществлять следующие трудовые действия:

1. Обрабатывать и анализировать информацию о ценах на товары, работы, услуги.

2. Готовить и направлять приглашения к определению поставщиков (подрядчиков, исполнителей) различными способами.

3. Обрабатывать, формировать и хранить данные, информацию, документы, в том числе полученные от поставщиков (подрядчиков, исполнителей).

умениями :

2. Создавать и вести информационную базу данных.

3. Изготавливать документы, формировать, архивировать, направлять документы и информацию.

4. Обобщать полученную информацию, цены на товары, работы, услуги, статистически ее обрабатывать и формулировать аналитические выводы.

И, наконец, сотрудник должен обладать следующими знаниями :

2. Основы гражданского, бюджетного, земельного, трудового и административного законодательства в части применения к закупкам.

3. Основы антимонопольного законодательства.

5. Особенности ценообразования на рынке (по направлениям).

6. Методы определения и обоснования начальных максимальных цен контракта.

7. Основы информатики в части применения к закупкам.

8. Этика делового общения и правила ведения переговоров.

9. Дисциплина труда и внутренний трудовой распорядок.

10. Требования охраны труда.

Кроме того, при выполнении трудовой функции сотрудник должен следовать ряду этических норм (соблюдать этику делового общения, не разглашать материалы рабочих исследований и т.д.).

Отметим, что опять же не все трудовые действия, содержащиеся в стандарте, могут одновременно относиться к закупочной деятельности как по 223-ФЗ, так и по 44-ФЗ. Например, трудовая функция «составление планов и обоснование закупок» содержит трудовое действие «разработка плана-графика и осуществление подготовки изменений для внесения в план-график». В деятельности заказчика, который ведет закупочную деятельность только в рамках 223-ФЗ, никакие планы-графики не предусмотрены, этот заказчик составляет только планы закупки. Однако если потенциально заказчик может попасть под действие 44-ФЗ (например, получить бюджетную инвестицию, расходование средств которой предусмотрено с применением именно этого закона, предусматривающего применение планов-графиков), то рекомендуется сразу включать данные трудовые действия в должностные инструкции сотрудников с добавлением оговорки «в установленных законодательством РФ случаях».

Профессиональный стандарт «Эксперт в сфере закупок» 13

Данный стандарт включает следующие обобщенные трудовые функции и соотнесенные с ними трудовые функции:

Таблица 1.
Обобщенные трудовые функции Трудовые функции
Консультирование в сфере закупок для государственных, муниципальных и корпоративных нужд Мониторинг рынка предмета закупок для государственных, муниципальных и корпоративных нужд
Консультирование по закупочным процедурам
Экспертиза в сфере закупок для государственных, муниципальных и корпоративных нужд Экспертиза закупочной процедуры
Экспертиза исполнения и результатов исполнения контракта
Организация работ по экспертизе и консультированию в сфере закупок для государственных, муниципальных и корпоративных нужд Управление организацией, обеспечивающей консультирование и экспертизу в сфере закупок для государственных, муниципальных и корпоративных нужд
Проведение аттестации (оценки профессиональной квалификации) и контроль повышения профессионального уровня работников в структурном подразделении или в организации
Исследование теоретических и практических проблем закупочной деятельности

К практической деятельности заказчиков здесь может быть отнесена только трудовая функция «экспертиза исполнения и результатов исполнения контракта» . Причем эта функция может реализовываться только в рамках 44-ФЗ, который обязывает заказчиков проводить экспертизу для проверки предоставленных поставщиком результатов, предусмотренных контрактом, в части их соответствия условиям контракта, но позволяет заказчику в определенных случаях проводить ее, не привлекая внешних экспертов, а «своими силами» 14 . Возможная должность, которую занимает сотрудник заказчика, осуществляющий эту функцию - контрактный управляющий. К нему предъявляются достаточно высокие требования - наличие высшего образования (специалитет, магистратура), наличие дополнительного профессионального образования (программы повышения квалификации /или программы профессиональной переподготовки в сфере закупок), наличие опыта практической работы в сфере закупок не менее 4 лет.

Пример 2

Для выполнения функций контрактного управляющего сотрудник должен осуществлять следующие трудовые действия :

1. Осуществление экспертизы выполнения контракта.

2. Осуществление экспертизы соответствия результатов, предусмотренных контрактом, условиям контракта.

3. Осуществление проверки соответствия фактов и данных при экспертизе результатов, предусмотренных контрактом, условиям контракта.

4. Осуществление проверки соответствия качества товаров, услуг, работ при экспертизе результатов, предусмотренных контрактом, условиям контракта.

5. Составление и оформление по результатам экспертизы документа в виде заключения.

Для выполнения указанных трудовых действий сотрудник должен обладать следующими умениями :

1. Использовать вычислительную и иную вспомогательную технику, средства связи и коммуникаций.

2. Выявлять при осуществлении экспертизы нарушения выполнения контракта.

3. Выявлять при осуществлении экспертизы нарушения результатов, предусмотренных контрактом.

4. Выявлять при осуществлении проверки нарушения качества товаров, услуг, работ.

5. Составлять и оформлять по результатам экспертизы документ в виде заключения.

И, наконец, для выполнения данной трудовой функции сотрудник должен обладать достаточно широким кругом следующих знаний :

1. Требования законодательства РФ и нормативных правовых актов, регулирующих деятельность в сфере закупок.

2. Основы гражданского, бюджетного, трудового и административного законодательства в части применения к закупкам.

3. Экономические основы и особенности ценообразования на рынке по направлениям.

4. Основы бухгалтерского учета в части применения к закупкам.

5. Основы статистики в части применения к закупкам.

6. Особенности составления закупочной документации.

7. Порядок установления ценообразующих факторов и выявления качественных характеристик, влияющих на стоимость товаров, работ, услуг.

8. Особенности претензионной работы.

9. Методология проведения экспертизы соответствия результатов, предусмотренных контрактом, условиям контракта.

10. Этика делового общения и правила ведения переговоров.

11. Дисциплина труда и внутренний трудовой распорядок.

12. Требования охраны труда.

Также как и в предыдущем стандарте (см. выше) к сотруднику предъявляются требования по соблюдению ряда этических норм. Уровень квалификации сотрудника в данном случае - 7.

8 Пп. «а» п. 25 Правил разработки, утверждения и применения профессиональных стандартов, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 22.01.2013 № 23 «О Правилах разработки, утверждения и применения профессиональных стандартов».

9 Приказ Минтруда России от 10.09.2015 № 625н «Об утверждении профессионального стандарта «Специалист в сфере закупок» и Приказ Минтруда России от 10.09.2015 № 626н «Об утверждении профессионального стандарта «Эксперт в сфере закупок».

10 Ч. 6 ст. 38 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».

11 Для сравнения - такое положение, например, содержится в приказах Минтруда РФ, утвердивших профессиональные стандарты в сфере социального обслуживания.

12 См. Приказ Минтруда России от 12.04.2013 № 148н «Об утверждении уровней квалификации в целях разработки проектов профессиональных стандартов».

13 Приказ Минтруда России от 10.09.2015 № 626н «Об утверждении профессионального стандарта «Эксперт в сфере закупок».

14 Части 3 и 4 статьи 94 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».

Согласно п. 1 ст. 9 Закона о контрактной системе*(1) деятельность заказчика в сфере закупок должна осуществляться на профессиональной основе с привлечением квалифицированных специалистов, обладающих теоретическими знаниями и навыками в сфере закупок. Какие требования могут предъявляться к таким специалистам, где и как они должны обучаться? Эти и другие вопросы рассмотрим в статье.

Требования к специалисту по закупкам

Минтрудом разработан и утвержден профессиональный стандарт "Специалист в сфере закупок" (Приказ от 10.09.2015 N 625н). Указанный специалист осуществляет деятельность по контролю и управлению закупками с целью эффективного и результативного использования средств, выделенных для обеспечения государственных, муниципальных и корпоративных нужд.
К трудовым функциям специалиста по закупкам относятся:
предварительный сбор данных о потребностях, ценах на товары, работы, услуги;
подготовка закупочной документации;
обработка результатов закупки и заключение контракта;
составление планов и обоснование закупок;
осуществление процедур закупок;
проверка соблюдения условий контракта;
проверка качества предоставленных товаров, работ, услуг;
мониторинг в сфере закупок;
аудит и контроль в сфере закупок.

У данного специалиста должно быть образование не ниже среднего профессионального, а кроме этого, он обязан пройти подготовку по программам дополнительного профессионального образования (повышение квалификации или профессиональную переподготовку) в сфере закупок. Если работник будет занимать должность старшего специалиста по закупкам, консультанта по закупкам, работника контрактной службы или контрактного управляющего, то он должен иметь высшее образование (бакалавриат), пройти переподготовку или повышение квалификации в сфере закупок и иметь опыт работы в данной сфере не менее трех лет.
В рамках выполнения своих трудовых функций специалист по закупкам должен:
– обрабатывать и анализировать информацию о ценах на товары, работы, услуги;
– готовить и направлять приглашения к определению поставщиков (подрядчиков, исполнителей) различными способами;
– обрабатывать, формировать и хранить данные, информацию, документы, в том числе полученные от поставщиков (подрядчиков, исполнителей).
Кроме этого, в профессиональном стандарте указаны требования к знаниям, умениям и иным характеристикам.

Предъявляемые требования

Использовать вычислительную и иную вспомогательную технику, средства связи и коммуникаций

Создавать и вести информационную базу данных

Изготавливать документы, формировать, архивировать, направлять документы и информацию

Обобщать полученную информацию, цены на товары, работы, услуги, статистически ее обрабатывать и формулировать аналитические выводы

Требования законодательства РФ и нормативных правовых актов, регулирующих деятельность в сфере закупок

Основы гражданского, бюджетного, земельного, трудового и административного законодательства в части применения к закупкам

Основы антимонопольного законодательства

Основы бухгалтерского учета в части применения к закупкам

Особенности ценообразования на рынке (по направлениям)

Методы определения и обоснования начальных (максимальных) цен контракта

Основы информатики в части применения к закупкам

Этика делового общения и правила ведения переговоров

Дисциплина труда и внутренний трудовой распорядок

Требования охраны труда

Этические нормы

Соблюдать конфиденциальность информации

Соблюдать этику делового общения

Занимать активную позицию в борьбе с профессиональной недобросовестностью

Не разглашать материалы рабочих исследований

Не создавать конфликтные ситуации на рабочем месте

Не совершать действий, которые дискредитируют профессию и репутацию коллег

Не допускать клевету и распространение сведений, порочащих иные организации и коллег

Обучение специалиста по закупкам

Минэкономразвития и Минобрнауки в целях реализации единой государственной политики в области дополнительного профессионального образования специалистов в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, повышения уровня квалификации должностных лиц, занятых в сфере закупок, разработали Методические рекомендации по реализации дополнительных профессиональных программ повышения квалификации в сфере закупок (далее – Методические рекомендации). Они доведены совместным Письмом от 12.03.2015 Минэкономразвития РФ N 5594-ЕЕ/Д28и и Минобрнауки РФ N АК-553/06.
Методическими рекомендациями должны руководствоваться организации, осуществляющие образовательную деятельность по дополнительным профессиональным программам (ДПП) повышения квалификации в сфере закупок, а также заказчики при закупке образовательных услуг в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд. Познакомимся с их основными положениями.
Характеристика ДПП повышения квалификации в сфере закупок. Вне зависимости от используемых технологий обучения минимальный срок освоения программ – 108 часов. Обучение рекомендуется реализовывать в очной, очно-заочной форме. При реализации ДПП в очно-заочной форме следует устанавливать очную часть обучения в объеме не менее 40 часов аудиторной работы.
При реализации ДПП могут применяться дистанционные образовательные технологии, электронное обучение (п. 2.6 Методических рекомендаций).
В них нужно включать лекционные, практические, семинарские занятия, деловые игры, консультации по тематике осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
Согласно п. 2.8 Методических рекомендаций обучение в сфере закупок следует проводить по мере необходимости, но не реже чем каждые три года для всех категорий обучающихся.
При разработке и реализации ДПП может применяться модульный принцип представления содержания образования. Обучение по программам рекомендуется проводить с применением современных образовательных методик и технологий.
Конкретное название программы, наименование и содержание отдельных ее компонентов, формы реализации, планируемые результаты (перечень профессиональных компетенций в сфере закупок), учебный план и календарный учебный график определяются организацией, осуществляющей образовательную деятельность, самостоятельно, но с учетом требований, установленных в п. 3.3-3.5 Методических рекомендаций.
Содержание ДПП. Программы должны быть направлены на совершенствование имеющихся и (или) получение новых компетенций, необходимых для профессиональной деятельности в сфере закупок, и (или) повышение профессионального уровня в рамках имеющейся квалификации в сфере закупок (п. 3.1 Методических рекомендаций).
Содержание ДПП должно учитывать профессиональные стандарты в сфере закупок, о которых было сказано выше.
Рекомендуемый минимально необходимый объем обучения по каждой дисциплине ДПП установлен в п. 3.3 указанного документа.

Наименование дисциплин и их основные темы

Количество часов

Основы контрактной системы

Цели, задачи и принципы контрактной системы. Участники контрактной системы, их права и обязанности

Контрактная служба. Контрактные управляющие. Комиссия по осуществлению закупок

Информационное обеспечение контрактной системы в сфере закупок. Порядок организации электронного документооборота

Законодательство РФ о контрактной системе в сфере закупок

Действующая российская нормативная правовая база, регламентирующая вопросы закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд. Нормативные правовые акты, принятые в развитие законодательства, регулирующего закупки товаров, работ, услуг для государственных и муниципальных нужд. Применение антимонопольного законодательства при осуществлении закупок товаров, работ и услуг

Планирование и обоснование закупок

Планирование и обоснование закупок. Централизованные закупки

Понятие начальной (максимальной) цены контракта, ее назначение, методы определения

Осуществление закупок

Способы определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей): общая характеристика способов, основные правила выбора

Требования к участникам закупки. Антидемпинговые меры при проведении конкурса и аукциона

Правила описания объекта закупки. Порядок составления технического задания. Нормирование в сфере закупок

Порядок проведения конкурсов, включая конкурсы с ограниченным участием, двухэтапные конкурсы

Оценка заявок, окончательных предложений участников закупки и критерии этой оценки

Порядок осуществления закупок путем проведения аукциона

Порядок осуществления закупок способом запроса котировок

Порядок осуществления закупок способом запроса предложений

Осуществление закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя)

Особенности закупок, осуществляемых бюджетным, автономным учреждениями, государственным, муниципальным унитарным предприятиями и иными юридическими лицами

Особенности отдельных видов закупок

Контракты

Порядок заключения, исполнения, изменения и расторжения контрактов

Приемка продукции. Экспертиза результатов контракта и привлечение экспертов

Мониторинг, контроль, аудит и защита прав и интересов участников закупок

Мониторинг и аудит в сфере закупок. Общественный контроль и общественное обсуждение закупок

Ответственность заказчиков, работников контрактных служб, контрактных управляющих, членов комиссий по осуществлению закупок за нарушение законодательства РФ в сфере закупок. Обзор административной и арбитражной практики. Способы защиты прав и законных интересов участников процедуры закупки

Вариативная часть

Итоговая аттестация

Экзамен (тестирование) и/или защита итоговой работы

Программы могут содержать вариативную часть, предусматривающую специализацию, в том числе по объекту закупки, способам закупок, роду деятельности (для руководителей контрактных служб, уполномоченных органов, специалистов органов, уполномоченных на осуществление контроля в сфере закупок, членов комиссий, работников специализированных организаций, экспертов, консультантов и др.), по региональной специфике осуществления закупок. Объем вариативной части не может превышать 15% от общего количества часов реализуемой программы (п. 3.5 Методических рекомендаций).

Примерное содержание ДПП

Основы контрактной системы. В рамках изучения данной темы слушатели знакомятся с основными принципами, понятиями и терминами, применяемыми в российской системе закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд; с системой осуществления закупок в контексте социальных, экономических и политических процессов Российской Федерации. Она дает представление об основных принципах, заложенных в основу создания контрактной системы в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд. Здесь же изучаются цели и задачи создания и функционирования контрактной системы, ее информационное обеспечение. Кроме этого, рассматриваются участники контрактной системы, их права и обязанности, порядок создания, организация работы, функции контрактной службы (контрактного управляющего), комиссии по осуществлению закупок и происходит знакомство с информационным обеспечением контрактной системы в сфере закупок, единой информационной системой, порядком организации электронного документооборота.
Законодательство РФ о контрактной системе в сфере закупок. В данной теме рассматривается действующая российская нормативная правовая база в сфере закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд, включая Гражданский и Бюджетный кодексы, Закон о контрактной системе, постановления и распоряжения Правительства РФ, нормативные и методические документы Минэкономразвития и других федеральных органов исполнительной власти, а также слушатели знакомятся с антимонопольным законодательством.
Планирование и обоснование закупок. Эта тема знакомит слушателей с понятиями и порядком формирования и изменения планов закупок и планов-графиков закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд; обоснованием закупок; понятием начальной (максимальной) цены контракта, цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), ее назначением, методами определения.
Осуществление закупок. В этом учебном разделе установлены основные отличия способов определения поставщика (подрядчика, исполнителя), применяемых при осуществлении закупок для государственных и муниципальных нужд, назначение способов закупок. В рамках него происходит знакомство с общими положениями о конкурентных способах определения поставщика (подрядчика, исполнителя), о закупке у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя), разбираются конкретные примеры применения способов определения поставщика (подрядчика, исполнителя), преимущества и недостатки каждого способа, раскрываются условия допуска к участию в закупках, антидемпинговые механизмы в закупках и правила их использования. Слушатели получают знания об участии в закупках субъектов малого ства, социально ориентированных некоммерческих организаций, учреждений и предприятий уголовно-исполнительной системы, организаций инвалидов; знакомятся с правилами описания объекта закупки, порядком составления технического задания. В этом разделе разбирается порядок определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) различными способами; освещается документооборот по закупкам, особенности отдельных видов закупок (НИР, НИОКР, строительный подряд, лекарственные средства, компьютерная техника, продукты питания); изучаются особенности составления технических требований и спецификаций на указанную продукцию, особенности заключения энергосервисных контрактов.
Контракты. При прохождении данной темы слушатели знакомятся с основным понятийным аппаратом, структурой контрактов, опытом их заключения. Она дает знания об основных терминах и определениях при составлении контракта, особенностях государственного контракта как вида договора, терминологии условий поставок, цене контракта и условиях платежа, изменениях, внесенных в контракт, расторжении контракта, сроках, условиях вступления контракта в силу, ответственности сторон, экспертизе и приемке продукции, обеспечении исполнения контрактов, рассмотрении споров, обстоятельствах непреодолимой силы, о структуре контракта, порядке ведения реестра контрактов.
Мониторинг, контроль, аудит и защита прав и интересов участников закупок. В данном разделе рассматриваются вопросы мониторинга, аудита и контроля в сфере закупок, дается оценка обоснованности и эффективности закупок. В нем также раскрываются способы защиты прав и законных интересов участников процедуры закупки, порядок обжалования действий (бездействия) заказчика, уполномоченного органа, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной торговой площадки при осуществлении закупок.

Итоговая аттестация

Освоение ДПП завершается итоговой аттестацией, которая направлена на определение теоретической и практической подготовленности обучающихся к выполнению профессиональных задач в сфере закупок.
Согласно п. 4.2 Методических рекомендаций предлагается предусматривать итоговую аттестацию в форме экзамена (тестирование) и (или) защиты итоговой работы. Для программ, реализуемых в соответствии с п. 2.4 данного документа, рекомендуется предусматривать итоговую аттестацию в форме экзамена (тестирование).
Лицам, успешно прошедшим итоговую аттестацию, выдаются удостоверения о повышении квалификации, образцы которых самостоятельно устанавливаются организациями, осуществляющими образовательную деятельность (п. 4.3 Методических рекомендаций).
В целях упрощения процесса подтверждения подлинности документов о квалификации работодателями, кадровыми службами, экономии бюджета образовательных организаций, повышения имиджа дополнительного профессионального образования в условиях рамочной регламентации образовательной деятельности в сфере дополнительного профессионального образования рекомендуется изготавливать удостоверения о повышении квалификации на бланках, являющихся защищенной от подделок полиграфической продукцией, производимой в соответствии с техническими требованиями и условиями изготовления защищенной полиграфической продукции.
Требования к содержанию, объему и структуре итоговых работ определяются организацией, осуществляющей образовательную деятельность.

Условия реализации ДПП

Образовательным организациям рекомендуется проводить внутренний мониторинг качества реализации дополнительных профессиональных программ и их результатов.
Для проведения занятий по ДПП следует привлекать специалистов, прошедших дополнительное профессиональное образование в сфере закупок и (или) имеющих практический опыт в данном направлении деятельности.
Кроме этого, организациям, реализующим ДПП, рекомендуется обеспечить обучающихся учебно-методическими материалами, необходимыми для освоения программы (учебными пособиями, дидактическими и методическими материалами, презентациями в печатном и (или) электронном виде).
В процессе обучения и в течение не менее трех месяцев после завершения обучения нужно обеспечить консультационную поддержку слушателя по вопросам, связанным с практическим применением полученных знаний в процессе решения профессиональных задач при осуществлении закупок.

* * *

Минтрудом разработан и утвержден профессиональный стандарт "Специалист в сфере закупок". В данном документе сформулированы требования к знаниям, умениям и навыкам указанной категории работников. Чтобы работать специалистом в сфере закупок, необходимо пройти обучение (получить дополнительное профессиональное образование). Минэкономразвития и Минобрнауки совместно разработали программу, по которой должно проходить такое обучение. Знакомство с ней может быть полезно и образовательным организациям, выступающим в роли заказчиков, и тем, кто сам организует обучение по предложенным программам.

──────────────────────────────────────────────────────────────────────────
*(1) Федеральный закон от 05.04.2013 N "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".

О. Марова,
эксперт журнала "Учреждения образования:
бухгалтерский учет и налогообложение"

Журнал "Учреждения образования: бухгалтерский учет и налогообложение", N 12, декабрь 2015 г., с. 54-62.

Метки: , Предыдущая запись
Следующая запись

​Нужно повысить квалификацию сотрудника контрактной службы или обучить специалиста с нуля? Оставьте заявку в форме ниже.

Для тех, кто давно работает с госзакупками и проводит мониторинг изменений в законодательстве, далеко не секрет, что с 01.01.2017 существуют четко регламентированные требования к образованию сотрудников контрактной службы и контрактных управляющих.

Произошло это благодаря вступлению в силу Приказа Минтруда России от 10.09.2015 N 625н «Об утверждении профессионального стандарта «Специалист в сфере закупок» и Приказ Минтруда России от 10.09.2015 N 626н «Об утверждении профессионального стандарта «Эксперт в сфере закупок».

Под применением профстандарта работодателем понимается его использование «при формировании кадровой политики и в управлении персоналом, при организации обучения и аттестации работников, разработке должностных инструкций, тарификации работ, присвоении тарифных разрядов работникам и установлении систем оплаты труда с учетом особенностей организации производства, труда и управления».

Таким образом, теперь при приеме на работу, назначении на должность, направлении на обучение и т.д., кадровая служба заказчика должны опираться на введенные профстандарты.

К сотруднику, выполняющему ту или иную обобщенную трудовую функцию, предъявляются в соответствии со стандартом определенные требования:

Таблица 1.

Обобщенные трудовые функции Предъявляемые требования
1. Обеспечение закупок для государственных, муниципальных и корпоративных нужд Среднее профессиональное образование и дополнительное профессиональное образование – программы повышения квалификации и программы профессиональной переподготовки в сфере закупок.
2. Осуществление закупок для государственных, муниципальных и корпоративных нужд Высшее образование – бакалавриат, дополнительное профессиональное образование ​ – программы повышения квалификации (программы профессиональной переподготовки) в сфере закупок, опыт практической работы – не менее 3 лет в сфере закупок.
3. Экспертиза результатов закупок, приемка контракта Высшее образование – специалитет, магистратура; дополнительное профессиональное образование – программы повышения квалификации (программы профессиональной переподготовки) в сфере закупок, опыт практической работы – не менее 4 лет в сфере закупок.
4. Контроль в сфере закупок Высшее образование – специалитет, магистратура; дополнительное профессиональное образование – программы повышения квалификации (программы профессиональной переподготовки) в сфере закупок, опыт практической работы – не менее 5 лет в сфере закупок, в том числе на руководящих должностях не менее 2 лет.

Как показывает приведенная таблица, если у заказчика занимается закупками (в том числе приемкой результатов контракта), например, только один сотрудник, то он должен отвечать достаточно высоким требованиям – иметь высшее образование по специалитету (магистратуре), пройти дополнительное профессиональное образование в сфере закупок и иметь опыт практической работы в сфере закупок не менее 4 лет. Если же таких сотрудников несколько и они выполняют разные обобщенные трудовые функции, то требования к ним могут предъявляться разные в зависимости от выполняемой функции. Самые высокие требования в любом случае предъявляются сотруднику, который занимается приемкой результатов контракта (1).

Так какие требования к образованию сотрудников контрактной службы выдвигаются в утвержденных профстандартах?

Для контрактных управляющих и сотрудников контрактной службы, согласно действующему законодательству и поправкам вступившим в силу с 1 января 2017 года достаточно (настоятельно рекомендовано) иметь один из следующих уровней образования:

  • высшее образование (без учета профиля);
  • профессиональное образование в сфере размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд (среднее или высшее);
  • дополнительное профессиональное образование в сфере размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд;
  • дополнительное профессиональное образование в сфере закупок.

Требования к квалификации сотрудников заказчика выдвигаются также в самом законе о контрактной системе и в методических рекомендациях по обучению.

Заказчики по закону о контрактной системе обязаны быть максимально компетентными и должны осознавать свою ответственность при использовании и распределении бюджетных средств, поэтому закон № 44 ФЗ предъявляет следующие условия:

  1. Заказчики обязаны повышать уровень квалификации и профессионального образования сотрудников контрактных служб и комиссий, в том числе путем повышения квалификации или профессиональной переподготовки в сфере закупок (ст. 9 № 44-ФЗ).
  2. Требования к профессиональному составу комиссии заказчика и составу контрактной службы: комиссия должна формироваться из лиц, прошедших профессиональную переподготовку или повышение квалификации в сфере закупок либо обладающих специальными знаниями, относящимися к объекту закупки (ч. 5 ст. 39 № 44-ФЗ).
  3. Требования к квалификации работников контрактной службы, контрактных управляющих – должны иметь высшее образование или дополнительное профессиональное образование в сфере закупок (ч. 6 ст. 38 № 44-ФЗ, письмо Минэкономразвития России от 06.04.2016 № Д28и-841, письмо Минэкономразвития России от 13.05.2016 № Д28и-1220; Профстандарты «Эксперт в сфере закупок» и «Специалист в сфере закупок»).

О сроках, формах и стоимости обучения по контактной системе (44-ФЗ) читайте в следующей статье

(1)https://otc.ru/academy/articles/profstandarts_44fz_223fz

На специалиста по закупкам возложены контроль и управление тендерными процедурами. В статье расскажем об обязанностях, а также о том, что из себя представляет должностная инструкция специалиста по закупкам по 44-ФЗ.

Обязанности специалиста по закупкам 44-ФЗ согласно профстандарту

Профстандарт специалиста по закупкам утвержден приказом Минтруда России от 10.09.2015 № 625н. Для различных категорий сотрудников установлены разные показатели. Они включают как теоретические знания, так и наличие практического опыта.

Каким требованиям должен соответствовать специалист, зависит от объема возложенных на него обязанностей. К примеру, если он занимается предварительным сбором сведений о потребностях заказчика, ценах на товары, работы, услуги, должен уметь использовать вычислительную технику, средства связи и коммуникаций, работать с базами данных, готовить документы, обобщать полученные сведения. Необходимы следующие знания:

  1. НПА в сфере закупок;
  2. основы гражданского, бюджетного, земельного, трудового и административного законодательства;
  3. основы антимонопольного законодательства;
  4. основы бухучета;
  5. принципы ценообразования;
  6. методы расчета НМЦК;
  7. основы информатики;
  8. этика делового общения;
  9. требования охраны труда.

Если в числе обязанностей есть непосредственное проведение закупочных процедур, перечень знаний и умений будет отличаться. Специалист должен уметь выбирать способ определения поставщика, контролировать разработку проекта контракта, работать в ЕИС, составлять отчеты. Помимо перечисленных выше необходимы знания в области составления закупочной документации, основ статистики, особенности формирования требований к ТРУ, регламента работы торговых площадок .

Минимальный стаж работы в сфере закупок для контрактного управляющего - три года. Если в обязанности специалиста по закупкам входит контроль за соблюдением условий контракта, потребуется уже четырехлетний опыт.

Должностные обязанности специалиста по государственным закупкам

В ст. 38 Закона 44-ФЗ перечислены следующие обязанности:

  • разрабатывают план закупок, готовят изменения для внесения в план закупок, размещают план в ЕИС;
  • разрабатывают и публикуют план-график;
  • готовят и размещают в ЕИС извещения, документацию о закупках и проекты контрактов, готовят и направляют приглашения принять участие в определении поставщиков закрытыми способами;
  • непосредственно проводят закупки, в том числе заключают контракты;
  • участвуют в рассмотрении дел об обжаловании результатов определения поставщиков;
  • организуют в случае необходимости консультации с поставщиками.

Обязанности специалиста по закупкам заказчик указывает в положении. Этот документ составляется на основе типового регламента, утвержденного Приказом Министерства экономического развития РФ от 29.10.2013 г. № 631.

Образец

Утвержденного образца должностной инструкции специалиста по закупкам по 44-ФЗ не существует. Документ составляется в свободной форме по правилам внутреннего документооборота предприятия, на фирменном бланке. В нем прописывают требования к специалисту по закупкам, его обязанности, права, ответственность.

Какие разделы содержит должностная инструкция специалиста по закупкам:

  • общие положения - порядок назначения и увольнения, общие сведения о должности, требования к сотруднику на основе профстандарта;
  • должностные обязанности специалиста по закупкам 44-ФЗ;
  • права работника;
  • ответственность;
  • заключительные положения - ссылки на профессиональные стандарты, которые взяты за основу документа.