Войти забыли пароль? Теоретико-методологические основы процесса самоуправления в творческом коллективе Понятие творческий коллектив.

Введение 3 Глава 1. Творческий человек как единица творческого коллектива 5 1.1. Психологические особенности творческой личности 5 1.2. Особенности психологического состояния творческого человека 9 Глава 2. Специфика психологии творческого коллектива 13 2.1. Понятие творческого коллектива и его особенности 13 2.2. Психологические особенности творческого коллектива 18 Заключение 22 Список литературы: 25

Введение

Творчество – сложный, имеющий множество особенностей и специфичных аспектов процесс. Творческий человек отличается от остальных людей, выполняющих более прозаическую деятельность. Он обладает психологическими особенностями, которые влияют не только на сам творческий процесс, но и на взаимоотношения творческого человека в социуме. Как известно, творческий человек в социуме не всегда реализуется в процессе общения, зачастую у него возникают сложности в коммуникации, проблемы в нахождении точек соприкосновения, в выстраивании коммуникативной цепочки и в осуществлении коммуникативной деятельности. Но, как и любой человек, являющийся лишь общественной единицей, творческий человек вынужден взаимодействовать в коллективе. Особенно интересно это взаимодействие в том случае, когда весь коллектив состоит из творческих людей. Этим обусловлена актуальность выбора данной темы для написания курсовой работы. Творческий коллектив отличается от производственного и других видов коллектива, эти отличия порождены психологическими особенностями творческого коллектива. Так объект данной курсовой работы – это творческий коллектив, а ее предмет – психологические особенности творческого коллектива. Цель курсовой работы – анализ психологических особенностей творческого коллектива. В соответствии с поставленной целью были выделены следующие задачи: Рассмотреть творческую личность как единицу творческого коллектива; Изучить психологические особенности творческой личности; Проанализировать особенности творческого состояния человека; Дать определение творческому коллективу, выделить его виды и особенности; Выявить психологические особенности творческого коллектива. В ходе данной работы был использован метод анализа и синтеза данных, сравнительный и сопоставительный методы. Курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы из 28 источников.

Заключение

В ходе написания данной работы была рассмотрена творческая личность как единица творческого коллектива, изучены психологические особенности творческой личности, проведен анализ особенностей творческого состояния человека, дано определение творческому коллективу, выделены его виды и особенности, выявлены психологические особенности творческого коллектива. И сделаны следующие выводы: Творческого человека характеризует и обостренное внимание к явлению мира, и избирательная память особого характера, и воображение, позволяющее комбинационно-творческое воспроизведение цепи представлений и впечатлений, которые хранятся в памяти19 Галин А.Л. Личность и творчество. - «Сибирское университетское издательство», 2009, 290 с. . Творческая личность воспринимает творческую деятельность в качестве жизненной потребности, а творческий стиль поведения – в качестве наиболее характерного20 Пономарев Я.А. Психология творчества. - «Высшая школа», 2010,366 с. . Признаками творческого коллектива являются следующие: 1. Творческий коллектив является добровольным объединением с целью совместного осуществления поставленной творческой цели в свободное от основного занятия время. 2. Единой творческой целью является максимальная самореализация личности посредством совместной художественно-творческой деятельности. 3. Организационным оформлением группы становится наличие и выделение руководителя, органов самоуправления. Отличительными признаками творческого коллектива становятся следующие: Функционирование в сфере свободного времени; Добровольность деятельности; Общедоступность деятельности; Осуществление деятельности во взаимосвязи с внутренними потребностями личности. Участниками, членами творческого коллектива осуществляется воплощение одновременно двух функций: профессиональной - «творца» и социальной - «гражданина». Управление творческим коллективом осуществляется именно человеком, который ответственен за творческую реализацию функций данного коллектива. Лидер творческого коллектива, исходя из его особенностей, не отделяет строго функции лидерства и управления, именно из-за врожденного дуализма, свойственного любому творческому коллективу. Творческий коллектив имеет специфичную, отдельную психологию в виду особенности осуществляемого им процесса – творчества, в соответствии с этим видоизменяются все аспекты деятельности коллектива, все внутренние и внешние взаимоотношения, цели и задачи коллективной деятельности, а также способы и средства их реализации. Творческий коллектив отличает иные подходы к решению тех же задач, что могут быть поручены и коллективу обычному, нетворческому. Эти подходы выбираются, опираясь на все творческие необъятные возможности и способности участников творческой деятельности – членов творческого коллектива. Коллектив - является свободной группой людей, которых объединяет единая цель, единое действие, организованной, снабженной органами управления, дисциплины и ответственности. Творческий коллектив представляет собой демократическую саморазвивающуюся организацию людей, основанную на таких аспектах, как общность интересов, принципы добровольности и общедоступности, эту группу объединяет относительно стабильная совместная деятельность в сфере свободного времени. Таким образом, можно говорить о том, что цель данной работы достигнута – проведен анализ психологических особенностей творческого коллектива.

Список литературы

Абульханова-Славская К.А. Деятельность и психология личности. – М.,1980. Агеев В.С. Межгрупповое взаимодействие. – М.,1990. Алексеев В.А. Творчество музыканта-исполнителя. - М.: Музыка.1991. Андреева Г.М. Социальная психология. - М., 2000. Асмолов А.Г. Психология личности. – М., 1990. Берн Э. Игры, в которые играют люди. Люди, которые играют в игры. – СПб., 1995. Боно Э. Серьезное творческое мышление / Э. Боно, - М.: Попурри, 2005. – 416 с. Богоявленская Д.Б. Психология творческих способностей. - М.:Академия. - 2002 Буякас Т.М. О феномене наслаждения процессом деятельности и условиях его возникновения (По работам М. Чиксентмихайи) // Вестник Московского университета. Серия 14. Психология. - 1995 - №2 Выготский Л.С. Собрание соч.: В 6 т. – М. 1983. Галин А.Л. Личность и творчество. - «Сибирское университетское издательство», 2009, 290 с. Гончаренко Н.В. Вдохновение и интуиция. В кн.: «Психические состояния». -Питер.: Спб. - 2001 Интеллект и творчество / под ред. А.Н. Воронина, - М.: Прогресс, - 1999. – 266 с. Ицхак Калдерон Адизес, Идеальный руководитель. М.: Альпина. 2011. - 428с. Андреева Г.М. Социальная психология. М., 1994,- 430 с Коломинский А.Л. Психология общения. – М., 1984. Кричевский Р.Л., Дубовская Е.М. Психология малой группы. - М., 1991. Кривчун А.А. Эстетика: Учебник для студентов вузов. - «Аспект Пресс», 2008. - 430 с. Крысько В.Г. Социальная психология. М., - 2004. Левитов Н.Д. Состояние вдохновения. В кн.: «Психические состояния». - Спб. Питер, 2001 Методики социально-психологического исследования личности и малых групп. – М.,1995. Парыгин Б.Д. Социальная психология. Проблемы методологии, истории и теории. – СПб. 1999. Пономарев Я.А. Психология творчества. - «Высшая школа», 2010,366 с. Психологическая теория коллектива. – М., 1979. Современная психология. РАН. ИП РАН. Под ред. Дружинина В.Н. М.: Инфра. М. –624 с Уманский Л.И. Психология организаторской деятельности школьников. М.: Просвещение, 1980, - 160 с. Шихирев П.Н. Современная социальная психология. – М., 1999. Ядов В.А. Стратегия социологических исследований. – М., 1998.

Творческий коллектив как организованная группа работников имеет ряд отличительных признаков:

· творчество всего коллектива напрямую зависит от активности и успеха творческой деятельности каждого участника;

· дуализм творческого коллектива, заключающийся в том, что творчество требует индивидуализации, в то время как коллектив культивирует единство;

· лидер творческого коллектива совмещает функции лидера формального и неформального.

Руководитель - это активная, творческая личность. Он выступает организатором повседневной жизни участников. Пробуждать интересы, вести участников за собой может только человек с развитой волей, где личной активности отводится решающее место. Руководство творческим коллективом обязывает руководителя быть изобретательным, сообразительным, настойчивым, готовым к самостоятельному разрешению любых ситуаций. Профессиональными качествами руководителя являются выдержка и самообладание.

Традиционно управленческий процесс разделяют на пять этапов: планирование, организация, руководство людьми, мотивация и контроль. В соответствии с этим делением можно определить и основные функции руководящей деятельности:

1. стратегическая (планирование);

2. администраторская (организация);

3. коммуникативно-регулирующая;

4. мотивационная;

5. контролирующая.

Однако, исходя из специфики деятельности руководителя творческого коллектива, выделяют следующие функции:

· гуманистическую;

· коммуникативную;

· информационную;

· обучающую.

Гуманистическая функция руководителя творческого коллектива несет в творческий процесс общечеловеческие ценности, создает условия для развития способностей и талантов человека, служит укреплению сотрудничества, равенства, справедливости, гуманности в совместной деятельности.

Реализация гуманистической функции объединяет противоположные, но тесно связанные между собой процессы социализации и индивидуализации личности. Обретение опыта общественных отношений в досуговой деятельности и общении происходит на индивидуальном уровне, когда нормы, правила общественной жизни становятся личностными качествами.

Коммуникативная функция руководителя отвечает его первостепенной потребности в общении с участниками, коллегами, учителями школ, представителями производственной сферы, тем более что рабочий процесс в учреждениях культуры - это постоянное взаимодействие, обмен информацией между заинтересованными участниками.

Обучающая функция реализуется в деятельности руководителя, направленной на овладение участником определенной системой знаний, умений, навыков, социальным опытом, на развитие его интеллекта и способностей. Успешная реализация обучающей функции обусловлена рядом факторов: уровнем профессиональной подготовки руководителя, включающей специальную, дидактическую, технологическую и методическую подготовку; уровнем готовности обучающихся к овладению знаниями, навыками, умениями; наличием соответствующей материально-технической базы обучения; наличием достаточного времени (сроками обучения); индивидуально-психологическими особенностями обучающих и обучающихся и др. Обучающимся коллективом называют ту группу работников, которая способствует обучению всех ее членов и сама непрерывно трансформируется как единое целое.

Способы развития самостоятельности, активности творческих профессий получили название проблемно-эвристической методики. Она исходит из признания нескольких уровней самостоятельности и активности, и специфики выстраивания работы в последовательном переключении на более высокие уровни.

1 уровень. Руководитель сам формулирует и решает задачу. Работник запоминает формулировку и ход решения.

2 уровень. Руководитель ставит задачу или проблему, формулирует условия, знакомит с всевозможными вариантами решения и предлагает выбрать самые эффективные.

3 уровень. Руководитель только указывает на проблему или задачу. Сотрудникам предлагается всесторонне исследовать ее и решить.

4 уровень. Участнику дается задание самому увидеть проблему, сформулировать ее и решить.

Говоря о развитии творческой активности, следует особо выделить вопрос о мотивах деятельности. Участники проявляют наибольшую активность в тех случаях, когда занятия и решаемые задачи не просто интересны или любопытны, но и ценны для других людей и общества.

Стоящие сегодня перед руководителями творческих коллективов социальные и организационно-управленческие задачи требуют новых подходов к управлению творческими и организационными процессами, применения более гибких и управленческих технологий. Одним из наиболее эффективных методов управления выделяют стиль руководства.

Стиль руководства -- способ, система методов воздействия руководителя на подчиненных. Один из важнейших факторов эффективной работы организации, полной реализации потенциальных возможностей работников и коллектива. Большинство исследователей выделяют следующие стили руководства:

* Демократический стиль (коллегиальный);

* Либеральный стиль (попустительский или анархический).

Директивный стиль управления характеризуется высокой централизацией руководства, доминированием единоначалия. Руководитель требует, чтобы обо всех делах докладывали именно ему, единолично принимает решения или отменяет их. Преобладающими методами управления являются приказы, наказания, замечания, выговоры, лишение различных льгот. Очень строгий контроль, детальный, зачастую лишающий подчиненных инициативы. Интересы дела ставятся значительно выше интересов людей, в общении преобладают резкость и грубость. Авторитарный стиль руководства отрицательно сказывается на морально-психологическом климате, ведет к значительному снижению инициативности, самоконтроля и ответственности работников. Достоинством данного стиля управления является возможность быстрого реагирования в критической ситуации.

Демократический стиль управления характеризуется распределением полномочий, инициативы и ответственности между руководителем и заместителями, руководителем и подчиненными. Руководитель демократического стиля интересуется мнением коллектива по важным производственным вопросам, принимает коллегиальные решения. Регулярно и своевременно проводится информирование членов коллектива по важным для них вопросам. Общение с подчиненными проходит в форме просьб, пожеланий, рекомендаций, советов, поощрений за качественную и оперативную работу, доброжелательно и вежливо; по необходимости применяются приказы. Руководитель стимулирует благоприятный психологический климат в коллективе, отстаивает интересы подчиненных.

Либеральный стиль управления характеризуется отсутствием активного участия руководителя в управлении коллективом. Такой руководитель ждет указаний высшего руководства или попадает под влияние коллектива. Предпочитает не рисковать, откладывать разрешение назревших конфликтов, стремится уменьшить свою персональную ответственность. Работу пускает на самотек, редко ее контролирует. Такой стиль руководства предпочтителен в творческих коллективах, где сотрудники отличаются самостоятельностью и творческой индивидуальностью.

Итак, творческая группа имеет свои особенности, которые нельзя оставлять без внимания. Следует помнить, что руководитель коллектива - это личность, которая ведет команду за собой. Управленческая деятельность творческими людьми специфична, поэтому она включает в себя ряд дополнительных функций (гуманистическую, коммуникативную, информационную, обучающую). Для руководителя особенно ценным является выбор подходящего стиля управления коллективом. Так или иначе, в наибольшей степени в профессии руководителя личностный рост - непременное условие достижения профессионализма.

Воспитание -это один из важнейших компанентов образования человека.

Показателями эффективности педагогической деятельности является

уровень развития классного коллектива, его психологический климат,

структура межличностных отношений, а также уровень развития личности ребенка.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Развитие творческого коллектива

Как ключевая задача воспитательной работы в классе.

Воспитание растущего человека как формирование развитой личности составляет одну из главных задач современного общества. Формирование духовно развитой личности не совершается автоматически. Оно требует усилий со стороны людей, и эти усилия направляются как на создание материальных возможностей, социальных условий, так и на реализацию возможностей для духовно-нравственного совершенствования. Однако наличие объективных условий само по себе еще не решает задачу формирования развитой личности. Необходима организация систематического воспитания.

Ребенок постоянно включен в те или иные формы общественной практики; и если отсутствует ее специальная организация, то воспитательное воздействие на ребенка оказывают традиционно сложившиеся ее формы, результат действия которых может оказаться в противоречии с целями воспитания.

Современное общество востребует не только человека информированного, знающего, сколько способного к познанию сложности быстро изменяющегося мира, к ценностному осмыслению этого многоликого мира через человека, его деятельность и взаимодействие с людьми.

Разрешение этой задачи составляет формирование личности ученика как субъекта морали. Одним из способов развития индивидуальной нравственности школьника является формирование способности к моральному и ценностному выбору, который становится основанием для организации собственной жизни.

Воспитание является одним из важнейших компонентов образования молодого человека. Показателями эффективности педагогической деятельности является уровень развития классного коллектива, его психологический климат, структура межличностных отношений, а также уровень развития личности ребенка.

Цель и задачи воспитательной работы

Цель:

  • создание условий для полноценного развития индивидуальных способностей ребенка и формирование у детей младшего школьного возраста активной жизненной позиции, интереса к общественной, познавательной и трудовой деятельности, развитию коммуникативных и организаторских способностей, умений самооценки и самоконтроля.

Задачи:

  • способствовать развитию детей на основе принципов гуманизма, личностно-ориентированного и деятельностно-отношенческого подхода к воспитанию;
  • построить отношение на основе добра, справедливости, гуманности, признания индивидуальности каждого члена коллектива;
  • создать условия для интеллектуального, нравственного, коммуникативного, эстетического и физического самовыражения личности младшего школьника;
  • воспитать духовно-нравственные ценности и утверждать их в сознании и поведении через чтение художественной литературы, семейные традиции, народные праздники и обычаи;
  • формировать здоровый образ жизни учащихся;
  • формирование дружного классного коллектива.

Ведущие направления деятельности,

способствующие реализации данной цели.

Основные направления деятельности для достижения данной цели я считаю следующие:

  • Координация жизнедеятельности детского коллектива;
  • Содейство вать организации учебно-познавательной деятельности учащихся для повышения успешности каждого;
  • Обеспечить участие во внеклассной деятельности школьного коллектива;
  • Установить связь с родителями и взаимодействие с семьей учащегося;
  • Приобщение детей к культуре родного края, традициям семьи, школы, города;
  • Вовлечение учащихся и их родителей в социальное проектирование.

Приоритетными в моей воспитательной системе класса становятся следующие

принципы :

  • принцип природосообразности – надо принимать ребенка таким, каков он есть;
  • принцип целостности охватывает образ окружающего мира, образ себя, урочную и внеурочную деятельность;
  • принцип сотрудничества – работа строится на отношениях партнерства, уважения, доверия;
  • принцип успешности - оптимистический настрой жизни ребенка должен опираться не только на коллективные успехи класса, но и на собственные достижения.
  • деятельностно-отношенческий подход – в деятельности изменяются, укрепляются отношения между воспитанниками;
  • личностно - ориентированный подход – уважение личности ребенка, его индивидуальности, бережное отношение к его мыслям, чувствам, ожиданиям.
  • принцип гуманизации воспитания обеспечивает приоритет общечеловеческих ценностей, право личности на свободное всестороннее развитие в условиях равенства и справедливости. Ориентация на общечеловеческие ценности: Человек, Добро, Семья, Отечество, Мир, Знания, Культура, Труд, Природа.
  • принцип сотрудничества детей и взрослых , основанный на единстве целей жизни детей и воспитательных целей педагога и родителей, создание детско-взрослой общности (организации, где есть доверие).

Общность – первое условие воспитания детей .

Что даёт?

  • воспитывает мировоззрение;
  • способствует взрослению;
  • формирует отношение к культурным ценностям;
  • формирует культуру досуга;
  • способствует развитию способностей, новой культуры мышления;
  • даёт возможность проявляться инициативам.

Ведущими идеями, которые легли в основу моей воспитательной системы, являются идеи педагогики гуманизма, сотрудничества, формирования единого воспитательного развивающего пространства, основоположниками которых были ученые – педагоги В.А. Сухомлинский, Н.Л.Селиванова, Е.Н.Степанов. Ценности наиболее значимые для меня, как классного руководителя: добро, семья, Родина, взаимоуважение.

Основополагающим для меня как классного руководителя в воспитательной системе является принцип семи «У»: уверенности, успешности, удивительности, убедительности, уважительности, уравновешенности, улыбчивости. (И.Г.Абрамова, РГПУ им Герцена, С.-Петербург)

Свою работу классного руководителя я начинала с изучения класса и каждого ученика в отдельности. Основная моя обязанность - это организация и воспитание классного коллектива. Я стремлюсь организовывать и сплачивать коллектив, создавать условия и предпосылки для успешного решения учебно-воспитательных задач.

Воспитательная система класса - это способ организации жизнедеятельности и воспитания членов классного сообщества, представляющий собой целостную и упорядоченную совокупность взаимодействующих компонентов и способствующий развитию личности и коллектива.

Индивидуально -групповой компонент

Смысл и целесообразность всей деятельности обусловлены необходимостью реализации потребностей индивидов и групп этого компонента.

Существование и функционирование данного компонента обеспечивает три «С»;

сотрудничество, сопереживание, сотворчество.

Ценностно - ориентационный компонент

Воспитание без цели не бывает, т.к. ценностными характеристиками этого процесса являются целесообразность, целеустремлённость, целенаправленность.

Функционально -деятельностный компонент

Этот компонент выполняет роль главного системообразующего фактора, обеспечивающего упорядоченность и целостность воспитательной системы, функционирование и развитие её основных элементов и связей.

Выбор содержания и способов организации деятельности и общения в классном коллективе находится в тесной взаимосвязи с функциями воспитательной системы. Как наиболее значимые я выделила следующие Функции:

  • Образовательную (познавательную) , направленную на формирование мировоззрения учащихся;
  • воспитательную , содействующую социализации учащихся. Данная функция, на мой взгляд, является ключевой в воспитательной системе, поэтому требует более подробного рассмотрения.

Диагностический компонент

Необходимость данного компонента в системе воспитания очевидна, т.к. при отсутствии достоверной, проанализированной информации о развитии личности ребёнка и формировании классного коллектива теряется педагогическая целесообразность всей деятельности, проводимой по моделированию и построению воспитательной системы класса.

Мерилом эффективности функционирования воспитательной системы класса служат:

  • Образованность учащихся;
  • Воспитанность учащихся;
  • Удовлетворённость учащихся и родителей жизнедеятельностью коллектива;
  • Сформированность классного коллектива.

Данный компонент позволяет более достоверно и точно оценивать результаты воспитательной работы класса; выявлять слабые места и корректировать воспитательный процесс.

Созданная модель помогает мне более целенаправленно строить воспитательную работу, сосредотачивать усилия на решении наиболее важных педагогических проблем, согласовывать устремления действий учащихся и родителей при планировании и организации жизнедеятельности в классе. Это способствует повышению эффективности педагогической деятельности, достижению более существенных результатов в духовном и физическом развитии учащихся, формировании индивидуальности классного сообщества и его членов. При такой организации классных дел дети живут интересной и наполненной жизнью. Все ориентировочные мероприятия исходят из детских желаний, предложений, советов. Каждый год в сентябре ребята высказывают пожелания (мы записываем их на доске), что они хотят увидеть в этом году, куда сходить, что сделать, какие праздники или беседы их интересуют. Затем дома каждый из детей вместе с родителями обсуждают и записывают свои пожелания о проведении того или иного мероприятия. Суммируя все желаемое, я привожу это в систему и определяю направление. Сама я только корректирую эти пожелания и придаю им форму реального дела. Система воспитательной работы, разработанная с учетом возрастных особенностей учащихся, отвечает их интересам и увлечениям.

Ожидаемые результаты:

  • Наличие положительной динамики состояния уровня воспитанности учащихся класса;
  • создание сплоченного классного коллектива;
  • проявление инициативы и ответственности за порученное дело;
  • наличие положительной динамики роста духовно-нравственных качеств личности ребенка;
  • участие в конкурсах, концертах, утренниках, спортивных соревнованиях;
  • посещение спортивных секций, кружков по интересам;
  • высокий уровень удовлетворенности родителей и учащихся жизнедеятельностью класса.

Развитие органов самоуправления,

организация коллективной деятельности

Ведущим замыслом воспитательной системы является развитие самодеятельных и самоуправленческих начал в коллективе класса, способствующих становлению самостоятельной и творческой личности младшего школьника. Воплощение такого плана предполагает целенаправленное и поступательное освоение учащимися азбуки организаторского навыка, формирование реально действующего самоуправления в классе. Ключевым принципом организации самоуправления является идея сотрудничества детей и взрослых. Главным условием подготовки и проведения любого дела - делать вместе с ребятами, а не за них.

Формирования детского коллектива происходит в игре. Класс поделен на 3 команды, которые собирают «радугу» В каждой команде выбраны: командир, Знайка, спортивчик, затейник. В конце каждой недели подводятся итоги работы за неделю и четверть. Совет класса возглавляет командир – староста.

Воспитательная система класса строится на основе содружества и соуправления, т. е. через совместное переживание факта или явления, создающего напряжение и яркий эмоциональный выход, на основе формирования отношений содружества классного руководителя и детей, содружества между самими детьми. Содержание работы определяется исходя из ведущих видов деятельности, характерных для организации внеурочных занятий.

Высший орган классного самоуправления – собрание класса.

Совет коллектива класса – главный исполнительный орган, избираемый на классном собрании на один год. Его члены, как правило, руководят работой команд, создаваемых для организации в классе разнообразных видов деятельности. Наряду с постоянными в классе могут действовать и временные органы самоуправления (совет дела, временные творческие группы).

Первый шаг – обсуждение на собрании класса того, что будем делать, для кого, с кем вместе. Намечаем интересные и полезные дела. Этап коллективного планирования сменяется этапом организации коллективных творческих дел, на котором задача классного руководителя – помочь в выполнении конкретных поручений. Инициативы, желания у ребят всегда много, а опыта коллективных дел мало. Тут важно, чтобы ребята в группах увидели в лице классного руководителя доброжелательного союзника, чтобы могли помочь друг другу. Ведь в организационной работе рождается коллективное, общественно направленное творчество.

В процессе подготовки коллективных творческих дел ярко проявляется и межличностная система взаимоотношений, симпатии и антипатии. Эти отношения отражают принятие или неприятие микрогруппой той или иной личности, степень того уважения и авторитета, которым она пользуется. Поэтому в создании содружества между детьми классного руководителя должен видеть свою задачу в том, чтобы при формировании групп учитывать сложившиеся привязанности, симпатии и антипатии, а также помочь утвердиться в коллективе каждому ребенку. Что касается этапа проведения то здесь самое главное совместное переживание, создающее напряжение и яркий эмоциональный выход. Одной из важных задач на этом этапе – подготовиться и подвести итоги.

Заключительный этап очень важен в формировании отношений содружества, самоуправления в коллективных творческих делах.

Задача классного руководителя – способствовать тому, чтобы ребята размышляли о причинах успехов и неудач, учились видеть влияние отношений на результативность общего дела . Коллективное подведение итогов способствует выработке общественного мнения. Отношение содружества между классного руководителя и детьми являются предпосылкой того, что педагогическая оценка классного руководителя является для детей личностно значимой и способна оказывать воздействие на формирование их оценки и самооценки. Опыт работы показывает, что такая методика коллективных творческих дел формирует отношения содружества, в которых гармонируют доброжелательность, требовательность, отзывчивость, ответственность


Что представляет собой творческий коллектив? К данному термину можно отнести группу Творческий коллектив вполне можно назвать организованным вариантом художественной, технологической, педагогической, исполнительной деятельности. Созданная группа реализует сумму ценностей и норм в соответствии с позициями и функциями совместной деятельности участников и руководителя.

Принципы организации

Творческий коллектив должен справляться с задачами, поставленными перед ним. В педагогическую деятельность входит обучение, воспитание, образование всех его участников. Обучение направлено на овладение участниками теоретических знаний и практических умений работы с разнообразными художественными произведениями, их исполнением.

Творческий коллектив систематически расширяет свой кругозор в области искусства и культуры, является активным участником общественной жизни.

Воспитание предполагает формирование в его участниках эстетических, нравственных, физических, художественных качеств.

Художественные технологии

Создание творческого коллектива предполагает серьезную работу не только руководителя, но и всех его членов. Во время их совместной деятельности осуществляется преобразование различного исходного материала в сценическое произведение, которое представляется на "суд зрителей". Исполнительная деятельность предполагает разные варианты: концерты, спектакли, праздники. Например, детский творческий коллектив принимает активное участие в разнообразных тематических вечерах, музыкальных гостиных, праздничных концертах.

Для создания самостоятельных творческих групп не нужны специальные административные приказы.

Задачи и принципы

Деятельность творческого коллектива направлена на развитие индивидуального потенциала его участников. Его организаторы должны ответственно подходить к формированию и развитию созданных объединений, развивать их с учетом субъективных и объективных факторов.

Основным пунктом формирования новой группы является учет потребностей общества. Организация творческого коллектива предполагает тщательное предварительное изучение его создателем всех реальных запросов людей различных возрастов и социальных категорий. Необходимо учесть и материальные возможности для появления новой группы. Сложно будет создать полноценный художественно-творческий коллектив без материальной базы и профессионального руководителя.

Важные факты

Условием жизнеспособности самодеятельной группы является наличие четкой, обоснованной цели. Необходимо увязать с ней интересы, желания каждого участника. Только при решении этой сложной задачи можно рассчитывать на отсутствие конфликтов внутри создаваемого коллектива.

Руководитель должен найти способ активизации творческого потенциала всех участников, направления его в нужное русло. Методика работы зависит от индивидуальных способностей, свойств участников. Для того чтобы справиться с этой сложной задачей, руководитель должен знать физические, психологические, творческие, художественные свойства каждого члена группы.

Развитие творческого коллектива позволяет обеспечивать возможности для раскрытия творческого потенциала каждого ученика.

Для сознательного и планомерного направления его деятельности важно владеть информацией о качественных особенностях его членов, этапах развития. Основным качеством такой организации являются внутригрупповые высокоразвитые отношения с обществом.

Как функционируют крупные творческие коллективы? Москва - город больших возможностей, поэтому создаваемые творческие объединения тесно сотрудничают с разнообразными социальными группами, демонстрируя им продукты совместного труда.

Специфика образования

Можно ли создать из любительских групп полноценные профессиональные творческие коллективы? Москва - столица России, поэтому именно здесь формируется максимальное количество разнообразных объединений художественной направленности. Для того чтобы группа стала полноценным "организмом", необходимо соблюдать определенные условия.

В первую очередь отметим наличие общей цели у всех ее членов. На стадии образования особое внимание необходимо уделять сотрудничеству между представителями кружка, умению их согласовывать совместную деятельность.

В качестве благоприятных мотивов, влияющих на участие в новом коллективе, отметим осознанную мотивацию, стремление к общению между кружковцами, желание улучшать репутацию коллектива, рекламировать любимое занятие.

Совместное действие выстраивается на взаимном уважении, постановке в качестве основной цели развития создаваемого коллектива.

Методы работы

Для того чтобы понять, какие творческие коллективы будут успешными, необходимо остановиться на методах работы с ними. Нельзя упускать из виду тот факт, что основным предметом деятельности любого такого объединения является искусство, а основной целью считается удовлетворение духовных и эстетических потребностей всех участников. Педагогическая деятельность осуществляется путем вовлечения в социально-культурную и художественно-творческую деятельность исполнителей. Она реализуется в процессе репетиций, занятий, концертных выступлений.

Характеристика творческого коллектива неразрывно связана со спецификой его деятельности. Недостаточно просто научиться играть на каком-то музыкальном инструменте, петь, овладеть актерским искусством, важно получить навыки коллективной деятельности, умения выстраивать взаимоотношения с остальными представителями творческого объединения. Самодеятельность не предполагает «ученических» занятий, сразу осуществляется подготовка к выходу на настоящую сцену.

Алгоритм действий

Перед руководителем стоит задача - развить у членов его объединения специальные исполнительские навыки, умения. Сначала осуществляется знакомство с основами искусства, прививаются эстетические знания, затем наблюдается плавный переход к исполнительской практике.

Классификация занятий

В зависимости от специфики творческого коллектива, допускается проведение теоретических и практических видов занятий. Нет какой-то единой теоретической методики, по которой могут проводиться теоретические занятия для творческих объединений.

В одних случаях на них предполагается отведение специальных часов, в других ситуациях их просто включают в практические занятия. Например, при отработке танцевальных движений, разучивании музыкальных партий участники сначала изучают теорию и только после этого переходят к отработке полученной информации.

Это особенно актуально для:

  • хоровых, оркестровых объединений, в которых осуществляется изучение музыкальной литературы, сольфеджио, нотной грамоты, исполнительского искусства;
  • театральных студий, где предполагается изучение культуры речи, истории театрального искусства, музыкальной литературы;
  • хореографических, в которых происходит знакомство с анатомией и физиологией человека, хореографическим искусством, историей и особенностями народного костюма.

Методы теоретической работы

Теоретическая деятельность предполагает применение определенных методов работы. Остановимся подробнее на некоторых из них. Например, информационный рассказ, описание, беседа, объяснение (словесные виды) помогают руководителю творческого объединения знакомить коллектив с теми нюансами, без которых невозможно будет выстроить выступление.

Наглядные виды работы: демонстрация явлений, процессов, дидактического материала, изображений, карт - способствуют визуальному восприятию рассматриваемого материала.

Практическая деятельность

Самым эффективным является показ реальных процессов, отдельных движений, конкретных предметов. Также работа творческих объединений выстраивается на усовершенствовании, приобретении навыков. Разновидностью практических занятий являются этюды. Это упражнения, которые способствуют развитию и совершенствованию технического мастерства, актерской техники.

В этюд включаются несколько действий, которые разработаны преподавателем.

Для создания собственного репертуара пользуются проектной методикой, собирая материал, подбирая костюмы для концертных выступлений.

Описание и объяснение подходят для тех случаев, когда участник коллектива не «схватывает» сути движения, особенностей музыкальной партии.

Овладение техникой пения, приемами игры на музыкальных инструментах осуществляется посредством их первоначальной демонстрации преподавателем (руководителем коллектива).

Уровень умений и навыков каждого представителя творческой группы является показателем исполнительского мастерства коллектива. От этого зависит выбираемый репертуар, популярность.

Руководитель объединения в своей работе часто использует обучающие игры, тренинги, осуществляет периодический контроль и коррекцию навыков и умений, приобретаемых подопечными.

Под репертуаром подразумевается совокупность всех произведений, которые будут исполняться творческим коллективом. Его по праву можно назвать "лицом" любого музыкального или художественного объединения.

Именно по нему зрители создают свое первое впечатление о художественной и общественной значимости творческого объединения.

При подборе концертного репертуара руководитель коллектива опирается на социальный запрос, пожелания артистов, их возможности.

Репертуар имеет важную воспитательную функцию, причем не только для зрителей, но и для самих исполнителей.

Классификация коллективов

Существует условное подразделение их на типы по разным признакам:

  • возрастные особенности предполагают создание юношеских, детских, взрослых объединений;
  • организационные признаки позволяют образовывать ансамбли, студии, кружки;
  • с учетом тематики и репертуарных признаков возможно создание классических, современных, народных коллективов.

Также при организации нового творческого коллектива перед руководителем стоит ответственная задача - объединение индивидуальных особенностей каждого члена коллектива, их навыков, умений, способностей. Например, в репертуаре могут быть использованы как сольные, так и коллективные выступления. Допускается объединение нескольких тематических номеров, например при подготовке к определенному празднику.

Заключение

В настоящее время вопросы, связанные с созданием творческих коллективов, являются актуальными, заслуживающими особого внимания. Практически в каждой образовательной организации есть свое творческое объединение, имеющее определенное направление деятельности. К примеру, все чаще в средних школах появляются вокальные группы среди не только школьников, но и их педагогов. В медицинских организациях врачи объединяются в коллективы художественной самодеятельности, клубы веселых и находчивых.

Безусловно, первичные клубы, объединения носят любительский характер, они не являются профессиональными творческими коллективами. Но можно привести массу примеров, когда из небольшой группы образовывались творческие ансамбли, обладающие высоким профессиональным уровнем. Среди детских коллективов, известных не только в Москве, но и далеко за ее пределами, можно отметить вокальный ансамбль «Непоседы».

Данное творческое объединение стало настоящей "кузницей кадров" для профессиональной сцены. Безусловно, заслуга того сценического профессионализма, который приобретают в студии юные вокалисты, принадлежит ее руководителю. В работе детского коллектива активно применяются разнообразные виды деятельности, учитываются индивидуальные особенности каждого ребенка, подбираются специальные методики для личностного роста.

Несмотря на компьютеризацию, которая присуща двадцать первому веку, люди не перестали посещать разнообразные концерты, с удовольствием смотрят выступления самодеятельных и профессиональных творческих коллективов, создаваемых в нашей стране и за ее пределами.

Выполнил: студент 32 группы

Подставнягин Иван

Руководитель курсовой работы:

Карпова Татьяна Вячеславовна.


Глава I. Коллектив как творческая единица.

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность данной темы - Коллектив (от лат. collectivus - собирательный) - группа, совокупность людей, работающих в одной организации, на одном предприятии, объединенных совместной деятельностью в рамках какой-либо организации.Группа может выступать в качестве управляющей, управляемой или самоуправляемой структуры с различной степенью сплоченности ее членов - от неорганизованной толпы до единого коллектива. Чтобы считаться коллективом, группа должна удовлетворять нескольким признакам, главным из которых можно считать наличие общей цели у всех ее членов. Последняя может формироваться в результате взаимного влияния их индивидуальных целей или задаваться извне в соответствии с миссией организации, но всегда будет совместной, единой для всех, а не просто одинаковой, схожей.

Другим признаком коллектива является психологическое признание членами группы друг друга и отождествление себя с нею, в основе чего лежат совместные интересы, идеалы, принципы, сходство или взаимная дополняемость характеров, темпераментов и т.п., хотя переоценивать эти моменты не следует.

Такое психологическое признание делает возможным постоянное практическое взаимодействие людей, в результате чего потенциал коллектива оказывается существенно большим, чем сумма потенциалов каждого из его членов.

Цель – исследование понятия коллектив и их классификации.



В ходе работы над курсовой были поставлены и решены следующие задачи:

1.Коллектив как творческая единиц

2.Понятие «Коллектив». Его роль в организации творческой деятельности

3. Виды творческих коллективов

4.Детский хоровой коллектив и его руководитель

5.Требования личности руководителя

6.Приёмы и методы создания коллектива

7.Специфика создания хорового народного коллектив

Объект, предмет исследования-объект исследования данной курсовой коллектив и его классификация.

Степень исследованности темы- В официальных документах Российской Федерации имеются указания на необходимость организации системной работы с классным коллективом: «Государственная программа «патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2001-2005 годы» (Утверждена

Постановлением правительства РФ 16 февраля 2001г.); «Об основных направлениях развития воспитания в системе образования» (Решение коллегии Минобразования России от 28 сентября 1999г.); «Организация деятельности классного руководителя в общеобразовательных учреждениях» (приложение к письму Минобразования России от 21 июня 2001г.). В последнем из названных документов подчеркнуто: «Одной из важнейших задач классного руководителя является системная работа с коллективом класса. Педагог гуманизирует отношения между детьми в коллективе, способствует формированию нравственных смыслов и духовных ориентиров, организует социально ценные отношения и переживания воспитанников в классном сообществе, творческую, личностно и общественно значимую деятельность, систему самоуправления; создает ситуацию защищенности, эмоционального комфорта, благоприятные психолого-педагогические условия для развития личности ребенка» .-

Проблема коллектива в отечественной педагогике имеет обширную историю. Значительный вклад в решение проблем формирования детского воспитательного коллектива во второй половине XIX - начале XX века внесли П.Ф.Каптерев, В.П.Вахтеров, К.Н.Вентцель, С.Т.Шацкий и др.



В 20-х гг. XX века в советской педагогике детский коллектив рассматривался как средство всестороннего развития личности. Видные идеологи и педагоги этого периода Н.К.Крупская, А.В.Луначарский, П.П.Блонский, А.П.Пинкевич, В.Н.Сорока-Росинский, С.Т.Шацкий показали, что всесторонне развитую личность можно воспитать только в условиях организованной совместной жизнедеятельности детей.

Особое значение для развития теории воспитательного коллектива

имели опыт и теоретические труды А.С.Макаренко, а также работы

ученых-педагогов О.С.Богдановой, Н.И.Болдырева, В.Е.Гмурмана,

Л.Ю.Гордина, И.Ф.Козлова, И.П.Иванова, М.Г.Казакиной,

В.А.Караковского, Т.Е.Конниковой, В.М.Коротова, Б.Т.Лихачева,

И.С.Марьенко, Е.Н.Медынского, А.В.Мудрика, Л.И.Новиковой, К.Д.Радиной, В.А.Сухомлинского и др.

Если обратиться к истории вопроса об изучении развития теории коллектива, то можно обнаружить, что оно традиционно проводилось в виде описания вклада отдельных персоналий, обычно в хронологическом порядке (С.Т.Шацкий, А.С.Макаренко, В.А.Сухомлинский, Т.Е.Конникова, Л.И.Новикова и др.) . Устройство же самой теории, ее структура, тенденции в развитии были исследованы далеко не в полной мере. Традиционный подход достаточно подробно освещал научные позиции и взгляды отдельных ученых, однако не позволял увидеть картину развития научного знания в целом, оценить тенденции его развития, проследить взаимосвязь развития теории и практики, выделить проблемные места и противоречия.

Методы исследования- конструктивно-генетический метод; метод моделирования; методы теоретического анализа и синтеза: элементный анализ, ретроспективный анализ, динамический анализ на основе разработки аналитических матриц для выявления основных предметно-проблемных областей, анализа динамики в представлениях и взглядах ученых, подходах к рассмотрению различных аспектов знания о коллективе.

Курсовая состоит из двух глав, отражающих основные концепции понятия коллектива. И из пяти подпунктов подробно описывающие становление коллектива.


Требования личности руководителя

Важнейшую роль в формировании и деятельности коллектива играет его руководитель. Целеполагающая функция связана с определением приоритета оперативных и тактических целей коллективной деятельности, определения методов и средств их достижения. Реализация этой функции требует от руководителя умения учитывать особенности текущего момента, способности находить правильное и адекватное решение в конкретной ситуации. Неспособность руководителя к выполнению этой функции приводит к дезорганизации деятельности коллектива. Поскольку целеполагающая функция руководителя заключается в планировании и прогнозировании коллективной деятельности, наиболее эффективным руководителем оказывается тот, кто способен осуществлять оптимальный выбор из ряда возможных решений на основе прогностической оценки ситуации.

Дисциплинарная функция связана с необходимостью поддержания в коллективе в процессе совместной трудовой деятельности должной результативности выполнения каждым членом коллектива своих обязанностей, а также следования принятым в коллективе нормам поведения. В выполнении дисциплинарной функции наиболее отчетливо проявляется ориентация на единоличное или коллегиальное решение вопросов; мера применения тех или иных методов воздействия характеризует личность руководителя.

Экспертно-консультативная функция связана, прежде всего, с профессиональной компетентностью руководителя. В процессе коллективной деятельности руководитель обычно является тем лицом, к которому чаще всего обращаются как к источнику достоверной и надежной информации или как к наиболее знающему человеку.

Коммуникативно-регулирующая функция предполагает регулирование в коллективе функционально-ролевых взаимоотношений и требует от руководителя давать необходимые разъяснения тем или иным управленческим решениям.

Этимология слова «хормейстер» берет свои истоки в немецком языке и трактуется как «начальник хора». Представитель этой профессии руководит хором на репетициях при разучивании партитур.

Родиной хорового пения принято считать Древнюю Грецию. Хормейстера того времени называли корифеем. Параллельно он выполнял функции конферансье, сообщал о появлении нового действующего лица, резюмировал монологи персонажей, осуществлял построение связующей линии между участниками действия. Он даже задавал ритм исполняемых песен, отстукивая его.

В XIX веке эти функции частично были возложены на головщика, регента, кантора или капельмейстера. Сходные обязанности в певческих школах и церквях Франции выполняли капелланы.

С течением времени искусство музыкального исполнения приобрело свою самостоятельность и заняло достойную нишу в области искусства и культуры.

В дореволюционное время в России подготовка хоровых дирижеров проводилась в нескольких музыкальных учебных заведениях Санкт-Петербурга и Москвы: Придворной певческой капелле и Синодальном училище церковного пения.

Известен факт из истории, что дирижеры не всегда стояли лицом к своему хору. До середины XIX века они дирижировали коллективами, стоя к ним спиной, потому что стоять спиной к многоуважаемой публике считалось дурным тоном. Первым, кто нарушил это правило, был Рихард Вагнер, который и ввел за правило дирижеру стоять лицом к хору.

Профессиональные навыки хормейстера

Для полного исполнения профессиональных обязанностей хормейстер должен обладать внушительным объемом профессиональных знаний. Мастер должен ориентироваться в области теории и технических навыков пения, знать специфику формирования разных голосов, иметь хорошую певческую подготовку, владеть собственным голосом и различными приемами вокала. В основном они дирижируют руками, указывая жестами паузы, места, где нужно взять дыхание, изменить темп, а где поработать над силой звучания.

Требования к хормейстерам

художественный вкус;

чувство ритма;

музыкальный слух для размещения участников хора по партиям, отбора новых участников и их прослушивания;

навыки психолога в части организации работы коллектива людей с разными темпераментами, мировоззрением и жизненными позициями;

глубокие теоретические знания приемов и практические навыки их применения, используемые дирижёрами для записи и чтения произведений;

разнообразная мимика и пластика рук (умение передать коллективу нюансы воспроизведения с помощью жестов и мимики);

хорошая физическая выносливость, обусловленная работой стоя;

хорошая память (хормейстеры держат большую часть партитуры в памяти, чтобы своевременно передать хору настроение, необходимую манеру и прочие тонкости при исполнении каждого произведения).

Обязанности хормейстера

подбор репертуара хора;

постановка задач и разъяснительная работа с коллективом при разучивании каждого нового произведения;

общехоровые и индивидуальные репетиции с разучиванием партий новых произведений, повторением имеющегося репертуара, контролем качества исполнения произведений, работой над ошибками в исполнении;

отслеживание конкурсов и фестивалей с целью определения участия в них коллектива;

решение организационных вопросов с руководителями, меценатами или спонсорами хора.

В настоящее время подготовку хормейстеров осуществляют консерватории, училища культуры, соответствующие кафедры педагогических ВУЗов.

В свою очередь хормейстерско-педагогическая деятельность состоит из элементов усвоения и воспроизведения сформированных ранее знаний, умений и навыков и элементов творческой деятельности, в процессе которой участники самодеятельности учатся открывать новые для себя грани и нюансы в искусстве. Приобретенный опыт творческой деятельности закрепляется в сознании участников и в новых ситуациях воспроизводится как новые средства решения нового, как правило, более сложного класса учебно-творческих задач. Поэтому творчество - это создание нового, оригинального. В самодеятельном коллективе оно чаще всего является таковым только для данного участника или группы участников, так как в художественно - педагогической практике оно может быть известно. Вместе с тем новое обязательно наделено общественной ценностью. Оно может быть ценным с точки зрения учебно-воспитательных задач коллектива и значимым для общества, если созданное коллективом выносится на суд аудитории.

По мере накопления опыта, в том числе и опыта прошлой творческой деятельности, участники могут подняться до такого уровня, когда обогащается сокровищница художественной и педагогической культуры общества.

Следовательно, в коллективе художественная и педагогическая технология как бы включает в себя три «такта». Первый такт - воспроизведение художественного опыта, посредством которого художник-педагог определяет успешность предшествующей деятельности, а также уровень обученности, воспитанности, развитости участников. Второй такт - решение новых, ранее не встречавшихся участникам задач и проблем, которые для них несут черты творчества. Соответственно деятельность в художественной технологии носит художественно-творческий, а в обучении и воспитании - педагогически-творческий характер. Невозможно себе представить, чтобы участники смогли художественно-творчески воплощать и исполнять произведения, предварительно не научившись творчески работать в процессе обучения и воспитания. Третий такт - воспроизведение участниками творческого опыта художественной и педагогической деятельности, приобретенного в решении новых задач. Этот момент чрезвычайно важен, так как следует учить участников осознавать опыт прошлой творческой деятельности для того, чтобы, опираясь на него, используя его в качестве новых средств художественной и педагогической деятельности, они смогли бы решать в дальнейшем новые задачи.

Итак, произведение разучено и исполнено внутри коллектива. В процессе подготовки участники приобрели опыт, позволяющий им в новой сценической ситуации исполнить произведение, адресуемое зрителям (слушателям). Это кульминация творческой деятельности участников. Именно здесь выявляется, насколько они смогли научиться свободно и раскованно владеть исполнительскими средствами и с их помощью по-новому создавать идейно-художественный образ, наделив его чертами собственного эстетически вдохновенного отношения. Исполнение завершилось. Участники уносят с собою глубокие эстетические переживания, которые они приобрели в процессе исполнения произведения, уносят ощущение общественной ценности их деятельности.

В этот цикл, таким образом, входят три такта, нелинейно сгруппированных в целое с «цепочкой» сменяющихся деятельностей: репродуктивная - продуктивная - новая репродуктивная педагогическая деятельность; репродуктивная - продуктивная - репродуктивная художественная деятельность, и, наконец, продуктивная сценическая деятельность, завершающая «кругооборот» движения коллектива.

Таким образом, эта сложная композиция художественно-педагогической деятельности развертывается в соответствии с механизмом, который гласит: источником развития коллектива является педагогическая деятельность (со сменой репродуктивной деятельности продуктивной и от нее - новой учебно-воспитательной репродуктивной деятельностью), выступающая условием художественно-технологической деятельности (со сменой репродуктивной деятельности продуктивной и от нее - новой художественно-технологической репродуктивной деятельностью), которая, в свою очередь, является предпосылкой для продуктивной сценической (исполнительской) деятельности, обладающей общественно-эстетической ценностью.

Итак, мастерство педагогического взаимодействия руководителя и участников самодеятельного коллектива - это неразрывное единство и взаимосвязь педагогического, организаторского и художественно-творческого процессов, она имеет педагогическую направленность и обладает творческим характером и является, таким образом, сложной, комплексной.

«Наша работа не только, а может быть, и не столько профессия... это - судьба, наша судьба, судьба людей, которым мы по долгу службы помогаем. Человеческий контакт с ними чаще всего уже не прекращается. Мы уже как бы не можем не общаться, не помогать друг другу, жить друг без друга». Эти слова, сказанные одним из шведских специалистов, в полной мере отражают суть деятельности руководителя творческого коллектива, его место в обществе и отношение к своей обычной, но очень нужной профессии. 1. Требования личности руководителя.


Понятие коллектив. Классификация творческих коллективов.

Выполнил: студент 32 группы

Специальность: «Хоровое народное пение»

Вид: Сольное и хоровое народное пение

Подставнягин Иван

Руководитель курсовой работы:

Карпова Татьяна Вячеславовна.

Введение…………………………………………………………………………

Глава I. Коллектив как творческая единица…………………………………..

I.I. Понятие «Коллектив». Его роль в организации творческой деятельности……………………………………………………………………..

I.2. Виды творческих коллективов……………………………………………..

Глава II. Детский хоровой коллектив и его руководитель…………………...

2.1. Требования личности руководителя………………………………………

2.2. Приёмы и методы создания коллектива…………………………………..

2.3. Специфика создания хорового народного коллектива…………………..

Заключение………………………………………………………………………

Список использованной литературы…………………………………………..