EXIF. Технические данные фотографии: как их посмотреть и удалить

Рентгенограмма является полученным при помощи рентгеновского излучения негативным изображением на специальной бумаге или фотопленке того объекта, которое исследуется.

Для того, чтобы провести рентгенологическое исследование, используются рентгеновские аппараты. В рентгенологических кабинетах больниц есть как стационарные, так и передвижные и переносные аппараты, которые используются в палатах реанимации и интенсивной терапии. Качество рентгенограммы оценивается двумя компонентами: первое - это резкость снимка, а второе – это контрастность изображения. Рентген должен быть осуществлен таким образом,чтобы на рентгеновском снимке не оказалось посторонних теней или артефактов.

Важно также, чтобы снимок достаточно полно представлял изучаемую область, а для такого результата надо выбрать правильную проекцию для снимка. Резкость, или четкость, рентгеновского изображения представляет собой наличие четко выраженного перехода от одного уровня почернения к другой. Если в процессе рентгена человек движется, то этим и обусловливается динамическая нерезкость снимка.

В процессе медицинских процедур, нередко возникает вопрос о сложности воспроизведения информации на этих снимков. На вопрос о том, как надо описывать снимки, медики отвечают быстро и легко. Доктора главным образом обращают внимание на геометрическую нерезкость, зависящая от остроты фокуса рентгеновской трубки, расстояние между рентгеновской трубкой и пленкой, расстояние между объектом - пленкой, зернистости светочувствительного слоя пленки усиливающих экранов. Что касается оптимальной контрастности изображения, то это наличие четко определяемых линий между светлыми и темными участками рентгеновского снимка.

Но если все таки, пациент хочет сам понять рентген как читать снимки, то ему на глаз надо подобрать правильное освещение: в домашних условиях это может быть яркий прицельный свет в искусственно затемненной комнате. Потом надо внимательно просмотреть все детали. Если есть трещина или какой-нибудь перелом, то на рентгене этого будет отражено (в первом случае это будет похоже на небольшую тонкую змейку).

А если надо выяснить, есть ли какое-то заболевание, протекающее в организме, к примеру, пневмония, надо искать затемнение. Надо также учитывать и не забывать, что внутренние органы человека на снимке имеют несколько больший размер, чем есть на самом деле. Так что паниковать не стоит. В клиниках снимки для описания и просмотра помещаются на специальные экраны, которые называются негатоскопами. Благодаря их яркому свечению, получается эффективно рассмотреть все детали изображения.

Узнать, как читать рентгеновские снимки без наличия специальной подготовки, не просто. Существует несколько школ, подходы к описанию рентгенограмм у которых отличаются. Наиболее популярной среди врачей-рентгенологов считается Ленинградская тактика. Еще с советских времен ее представители считались одними из лучших лучевых специалистов. На основе их учения подготовлена данная статья.

Как быстро разобраться в рентгенограмме

Быстро разбираться в рентгеновских снимках сможет каждый читатель, который не пожалеет для нас драгоценного времени.

Рентгенограмма представляет собой суммарное изображение анатомических структур, через которые проходят рентгеновские лучи. Степень поглощения их тканями разная, поэтому рентген-снимок состоит из черно-белых оттенков различной интенсивности (см. рисунок).

Яркость на рентгенограмме различных анатомических структур (по Матиасу Хоферу)

Органы и ткани представлены скоплением теней и просветлений различной интенсивности, к которым должен «привыкнуть» глаз рентгенолога (радиолога).

Чтение рентгеновских снимков легких

Чтобы читать рентген-снимки легких, изучить следует структурные элементы грудной клетки : легочные поля , средостение и костный остов. При подготовке врачей-рентгенологов в Ленинградской школе профессора применяли практический подход и рекомендовали врачу на начальных этапах смотреть максимальное количество нормальных снимков легких. Затем они должны были на ощупь определить, какой анатомический элемент скелета у них в руках. Только через несколько месяцев можно было приступать к изучению рентгенологических синдромов. В ускоренном курсе обучения предлагаем изучить структурные составляющие рентгенограммы органов грудной клетки по схеме (см. рисунок).

Схема чтения рентген-снимка легких и схематическая рентгеноанатомия (по Хоферу), где 23 – ключицы, 27 – лопатки, 26 – позвоночник, 22b – ребра. Темные участки справа и слева грудной клетки – легочные поля (в них при патологии появляются белые участки)

На вышеприведенном рисунке под номером 26 изображен позвоночник. На рентгеновском снимке он представлен интенсивными тенями позвонков, между которыми светлые участки – межпозвонковые диски, которые имеют хрящевую структуру, поэтому не поглощают рентгеновские лучи. При патологических изменениях вертикальная ось может:

  • отклоняться в сторону (сколиоз);
  • «обрастать» костными шипами (спондилез);
  • иметь уменьшенную высоту межпозвонковых щелей (остеохондроз).

При заболеваниях прослеживается также уменьшение интенсивности позвонков (остеопороз, гемангиома).

Учимся описывать рентген-снимки пазух носа

Описать рентген-снимки пазух носа при гайморите (воспалительное скопление жидкости) любой человек может самостоятельно, если изучит рентгеновские синдромы заболевания. Достаточно запомнить нормальную интенсивность просветлений, образованных лобными и верхнечелюстными пазухами носа, чтобы научиться определять на рентгенограмме гайморит или кисты (полостные образования, наполненные жидкостью).

Рентгенограмма придаточных пазух носа. Стрелками обозначены верхнечелюстные (гайморовы) и лобные пазухи


Фрагмент рентгенограммы показывает, как выявлять двусторонний гайморит

Если сравнить рисунок 2 с предыдущим, можно обнаружить интенсивные затемнения (белого цвета) в проекции обеих верхнечелюстных пазух на фоне двустороннего гайморита. Они образованы скоплением жидкости.

Подведем итог: легко читать рентгеновские изображения легких, носа и даже зубов можно лишь после изучения рентгеноанатомии областей исследования в норме. Так советуют представители Ленинградской школы рентгенологов, и мы с ними согласны. Для определения на снимках переломов требуется практический опыт.

Инструкция

Для начала оцените качество снимков. К описанию, как правило, принимаются только четкие фотографии. Это значит, что на снимке не должно быть никаких размытых контуров органов. То есть все конечности должны быть сняты очень четко. Только на таком снимке можно увидеть отклонения от нормы.

Обязательно подберите правильное освещение. Лучше всего разглядывать снимки на фоне рентгеноскопа. Но если у вас его нет под руками, подойдет любой другой достаточно яркий прицельный свет в затемненном помещении.

Внимательно просмотрите все детали. Если у вас есть перелом или трещина, на рентгене это обязательно отразится. Например, трещина будет выглядеть как небольшая тонкая змейка в месте повреждения. Если есть перелом, то на снимке вы заметите смещение костей или деталей одной из них.

Если вы хотите понять, видно ли на снимке какое-либо заболевание, которое протекает в глубине организма, например, внутренняя гематома, туберкулез, пневмония и т.д., ищите затемнение. Бронхит обычно затрагивает все легкие. Это будет видно на снимке как более темный участок.

Туберкулез на снимках будет выглядеть как мелкие очаговые изменения, т.е. затемнения размером 2-3 мм. Они могут быть как единичными, так и множественными. По их количеству и месту локализации можно определить степень развития болезни. Чем больше таких очагов, тем запущеннее заболевание.

Теперь читайте следующий показатель - HCT. Это количество тромбоцитов. Их норма составляет 350-500 тысяч на один миллилитр крови. Более низкий уровень тромбоцитов влечет за собой пониженную свертываемость крови.

Обратите внимание на показатель WBC. Так обозначают лейкоциты. Их нормальное содержание в крови - 3,5-10 тысяч на один миллилитр. Если этот показатель понижен или повышен, это свидетельствует о том, что в организме идут воспалительные процессы.

Посмотрите показатель П/ядерных и С/ядерных лейкоцитов. Их число должно составлять до 5% от общего количества зрелых лейкоцитов. Превышение этого показателя указывает на воспаление.

Показатель ЛИМ обозначает лимфоциты, уровень которых не должен превышать 30% от количества лейкоцитов. Более высокий уровень может быть признаком туберкулеза или лимфолейкоза.

Видео по теме

Рентгеновской трубкой называют электровакуумный прибор, предназначенный для получения рентгеновского излучения. Он представляет собой вакуумированный стеклянный баллон с впаянными в него металлическими электродами.

Фотографии способны рассказывать истории наравне с текстами, созданными на естественном языке, быть инструментом и объектом социального исследования. Представленный курс позволит овладеть языком фотографии, необходимым для анализа уже существующих снимков или создания новых.

О курсе

Курс предполагает последовательное освоение девяти тематически взаимосвязанных модулей. Представленный теоретический материал и выполнение практических заданий позволят овладеть языком фотографии, необходимым для анализа уже существующих снимков или создания новых.

Формат

Еженедельные занятия предполагают просмотр видео-лекций и других материалов с вопросами на самопроверку, а также выполнение тестовых и творческих заданий.

В курсе предусмотрено промежуточное контрольное тестирование по каждому разделу и итоговое контрольное тестирование по всему содержанию курса с автоматизированной проверкой результатов.

Информационные ресурсы

  1. Банников К. Социальная фотосессия // Социальная реальность. 2008. № 8-10. С. 108-116.
  2. Барабанщиков В.А., Ананьева К.И., Харитонов В.Н. Организация движений глаз при восприятии изображений лица // Экспериментальная психология. 2009. Том 2. № 2. С. 31–60.
  3. Барт Р. Фотографическое сообщение // Система моды: Статьи по семиотике культуры. - Пер. с фр., вступ. ст. и сост. С. Н. Зенкина. - М.: Изд-во им. Сабашниковых, 2003. С. 378-392.
  4. Барт Р. Риторика образа // Ролан Барт. Избранные работы: Семиотика: Поэтика. М., 1989. С. 297-318.
  5. Барт Р. Camera Lucida. M.: Ad Marginem, 1997.
  6. Бел М., Брайсен Н. Семиотика и искусствознание // Вопросы искусствознания, IX (2/96). С. 521-559.
  7. Богданова Н. М. Фотография как инструмент социологического анализа практик конструирования визуальной самопрезентации // Журнал социологии и социальной антропологии. 2012. Том XV. № 2 (61). С. 98 – 113.
  8. Брекнер Р. Изображенное тело. Методика анализа фотографии.//INTER. – 2007. - № 4. С. 13-32.
  9. Воронкова Л. «Социологические выставки»: визуальные презентации в социальных кругах» //Визуальная антропология: настройка оптики/ Под редакцией Е. Ярской-Смирновой, П.Романова (Библиотека Журнала исследований социальной политики). М.: ООО «Вариант», ЦСПГИ, 2009. – 296с.
  10. Гомбрих Э. История искусства. – М.: Изд-во АСТ, 1998. – 688 с.
  11. Гофман И. Представление себя другим в повседневной жизни / Пер. с англ. и вступ. статья А.Д.Ковалёва. М.: КАНОН-пресс-Ц, Кучково поле, 2000.
  12. Зонтаг С. О фотографии. М.: ООО «Ад Маргинем Пресс», 2013.
  13. Ионин Л. Г. Идентификация и инсценировка (к теории социокультурных изменений) // Социологические исследования. 1995. № 4. С. 3-14.
  14. Круткин В. Л. Фоторепортаж как источник социологической информации // Социологические исследования. 2012. № 3. С. 65-76.
  15. Лапин А. Фотография как… Учебное пособие. – М.: Изд-во Московского университета, 2003. – 296 с.
  16. Лишаев С. А. Помнить фотографией. – СПб.: Алетейя, 2012. – 140 с.
  17. Михалкович О.И., Стигнеев В.Т. Поэтика фотографии. – М.: Искусство, 1989. – 296 с.
  18. Панофский Э. Иконография и иконология: введение в изучение искусства Ренессанса // Панофский Э. Смысл и толкование изобразительного искусства. СПб.: Академический Проект, 1999. С. 43 -57.
  19. Пауэлс Л. Репрезентируя движущуюся культуру // Визуальная антропология: настройка оптики / Под ред. Е. Ярской-Смирновой, П. Романова. М.: ООО «Вариант», ЦСПГИ, 2009. С. 37-63.
  20. Петровская Е. Антифотография. – М.: «Три квадрата», 2003. – 112 с.
  21. Флюссер В. За философию фотографии / Пер. с нем. Г. Хайдаровой. СПб.: Изд­во С.­Петерб. ун­та, 2008.
  22. Харпер Д. Фотовыявление: истоки, развитие, темы и формы / Пер. с англ. и вступительное слово Н. М. Богдановой // Социологический журнал. 2013 №3. С. 16-42.
  23. Штомпка П. Визуальная социология. Фотография как метод исследования: учебник /пер. пол. Н. В. Морозовой; авт. вступ. ст. Н. Е. Покровский. – М.: Логос, 2007. – 168 с. + 32 с. цв. Ил.
  24. Элкинс Дж. Исследуя визуальный мир / Пер. с англ. Вильнюс: ЕГУ, 2010.
  25. Ярская-Смирнова Е. Р., Романов П. В. Взгляды и образы: методология, анализ, практика // Визуальная антропология: настройка оптики/ Под редакцией Е. Р. Ярской-Смирновой, П. В. Романова. М.: ООО «Вариант», ЦСПГИ, 2009.
  26. Ball M. S., Smith G. W. H. Analyzing visual data. London: Sage. 1992.
  27. Banks M. Visual methods in social research. London: Sage, 2001.
  28. Becker, H. S. Visual Sociology, Documentary Photography, and Photojournalism: It"s (Almost) All a Matter of Context. // Visual Sociology 10 (1-2), 5-14.
  29. Bolton A., Pole C. and Mizen P. Picture This: Researching Child Workers/ Sociology, Vol. 35,No. 2,pp. 501–518.
  30. Cheatwood D., Stasz C. Visual Visual Sociology // Images of information. Still photography in the social sciences. Ed. by J. Wagner. Beverly Hills: Sage, 1979. P. 301–308.
  31. Hall S. Representation: Cultural Representations and Signifying Practices/ Edited by Stuart Hall. Sage Publication. London. Thousand Oaks/ New Delhi/ The Open University, 1997.
  32. Harper D.A. Visual sociology. New York: Routledge, 2012.
  33. Kress G., Van Leeuwen T. Reading Images: The Grammar of Visual Design. Routledge, 2001.

Требования

Полное среднее образование, бытовое знакомство с фотографией и базовые навыки владения фотокамерой.

Программа курса

Модуль 1. Фотография и язык. Фотография как текст, или Зачем нужна «визуальная грамотность». Как «говорит» фотография, или Истории в картинках. Четыре агента фотописьма и фотографическое приключение. Где рождается смысл: текст и контекст. «Чтение» фотографии: от узнавания до понимания.

Модуль 2. Восприятие фотографии: время и пространство, статика и динамика. Фотография как образ прошлого, или Что значит «помнить фотографией». Время и пространство фотографии. Геометрия фотографии, или Куда приводят углы. Движение в статике фотографии.

Модуль 3. Фотография и общество. История человека в фотографии. Фотография: реальность или вымысел. Фотография как «зеркало» и «идеализатор поведения». Фотоконструкция образа «Я». Жажда жанра.

Модуль 4. Прикладные возможности фотографии в науке. Интеграция фотографии и науки. Назначение фотографии в науке. Партнёрская работа с фотографией. Визуальные методы обратной связи: фотовыявление. Визуальные методы обратной связи: фотоотклик. Фотография и маркетинг: как картинки заставляют нас покупать.

Модуль 5. Практика создания фотографии в целях исследования. Как и зачем фотографировать, если ты не фотограф, а исследователь. Как развить визуальное воображение. Этика работы с фотографией: «вхождение» VS «вторжение». Что такое «портрет с окружением». Три ошибки фотографирующего исследователя.

Модуль 6. Практика анализа фотографии. Секвенционная интерпретация Р. Брекнер. Семиотическая и структурная интерпретация. Герменевтическая и дискурсивная интерпретация. Иконография и иконология Э.Панофского. Контент-анализ фотографии: за и против. Комплексный подход к анализу фотографии.

Модуль 7. Предметное поле фотографических исследований. (Авто)биография и фотография в семейном альбоме. Фотография в исследованиях городского пространства. Идеологичность видения в фокусе фотокамеры. Мода, красота и телесность в зеркале фотографии. Фотография в СМИ: функции и возможности.

Модуль 8. От фотографии к киноплёнке. Кино аттракционов и первые оптические приборы. Фотография как застывший кадр. Фотография как основание природы фильма З. Кракауэра.

Модуль 9. Фотографирование само по себе. К вопросу о мотивах фотосъёмки. Туристическая фотография. Фотография в обрядах перехода. Мобилография, вернакулярная фотография и социальные сети. Фотография как повседневное искусство.

Модуль 10. Итоговое тестирование.

Результаты обучения

  • оперировать основными понятиями визуалистики и теории зрительного восприятия плоского изображения;
  • выделять и оценивать роли отдельных агентов фотографических практик;
  • выбирать наиболее релевантные подходы к анализу визуальных данных;
  • самостоятельно проводить анализ фотографии;
  • проблематизировать и объяснять визуальные проявления социальной жизни;
  • создавать собственные информативные визуальные тексты;
  • выстраивать ряд фотографий в связный и последовательный визуальный нарратив.

Формируемые компетенции

  • Способность к абстрактному мышлению, анализу, синтезу (ОК-1 ФГОС ВПО)
  • Готовность к саморазвитию, самореализации, использованию творческого потенциала (ОК-2 ФГОС ВПО)
  • Стремление к саморазвитию, повышению своей квалификации (ОК-6 ФГОС ВПО)
  • Способность использовать основные положения и методы гуманитарных и социально-экономических наук при решении профессиональных задач (ОК-9 ФГОС ВПО)
  • Владение иностранным языком на уровне, достаточном для разговорного общения, а также для поиска и анализа иностранных источников информации (ОК-15 ФГОС ВПО)
  • Способность и готовность презентовать результаты собственных фундаментальных и прикладных исследований с использованием современной аппаратуры и учетом особенностей потенциальной аудитории (ОК-42 ФГОС ВПО)
  • Способность к самостоятельному обучению новым методам исследования, к изменению научного и научно-производственного профиля своей профессиональной деятельности (ОПК-1 ФГОС ВПО)
  • Способность самостоятельно формулировать цели, ставить конкретные задачи научных исследований в различных областях социологии и решать их с помощью современных исследовательских методов с использованием новейшего отечественного и зарубежного опыта и с применением современной аппаратуры, оборудования, информационных технологий (ПК-2 ФГОС ВПО)
  • Способность осваивать новые теории, модели, методы исследования, навыки разработки новых методических подходов с учетом целей и задач исследования (ПК-3 ФГОС ВПО)
  • Способность и готовность к планированию и осуществлению проектных работ в области изучения общественного мнения, организации работы маркетинговых служб (ПК-9 ФГОС ВПО)

Без наличия специальной подготовки, не просто. Существует несколько школ, подходы к описанию рентгенограмм у которых отличаются. Наиболее популярной среди врачей-рентгенологов считается Ленинградская тактика. Еще с советских времен ее представители считались одними из лучших лучевых специалистов. На основе их учения подготовлена данная статья.

Как быстро разобраться в рентгенограмме

Быстро разбираться в рентгеновских снимках сможет каждый читатель, который не пожалеет для нас драгоценного времени.

Рентгенограмма представляет собой суммарное изображение анатомических структур, через которые проходят рентгеновские лучи. Степень поглощения их тканями разная, поэтому рентген-снимок состоит из черно-белых оттенков различной интенсивности (см. рисунок).

Яркость на рентгенограмме различных анатомических структур (по Матиасу Хоферу)

Органы и ткани представлены скоплением теней и просветлений различной интенсивности, к которым должен «привыкнуть» глаз рентгенолога (радиолога).

Чтение рентгеновских снимков легких

Чтобы читать рентген-снимки легких, изучить следует структурные элементы грудной клетки: легочные поля, средостение и костный остов. При подготовке врачей-рентгенологов в Ленинградской школе профессора применяли практический подход и рекомендовали врачу на начальных этапах смотреть максимальное количество нормальных снимков . Затем они должны были на ощупь определить, какой анатомический элемент скелета у них в руках. Только через несколько месяцев можно было приступать к изучению рентгенологических синдромов. В ускоренном курсе обучения предлагаем изучить структурные составляющие рентгенограммы органов грудной клетки по схеме (см. рисунок).


Схема чтения рентген-снимка легких и схематическая рентгеноанатомия (по Хоферу), где 23 – ключицы, 27 – лопатки, 26 – позвоночник, 22b – ребра. Темные участки справа и слева грудной клетки – легочные поля (в них при патологии появляются белые участки)

На вышеприведенном рисунке под номером 26 изображен . На рентгеновском снимке он представлен интенсивными тенями позвонков, между которыми светлые участки – межпозвонковые диски, которые имеют хрящевую структуру, поэтому не поглощают рентгеновские лучи. При патологических изменениях вертикальная ось может:

  • отклоняться в сторону (сколиоз);
  • «обрастать» костными шипами (спондилез);
  • иметь уменьшенную высоту межпозвонковых щелей (остеохондроз).

При заболеваниях прослеживается также уменьшение интенсивности позвонков (остеопороз, гемангиома).

Учимся описывать рентген-снимки пазух носа

Описать рентген-снимки пазух носа при (воспалительное скопление жидкости) любой человек может самостоятельно, если изучит рентгеновские синдромы заболевания. Достаточно запомнить нормальную интенсивность просветлений, образованных лобными и верхнечелюстными пазухами носа, чтобы научиться определять на рентгенограмме гайморит или кисты (полостные образования, наполненные жидкостью).

Рентгенограмма придаточных пазух носа. Стрелками обозначены верхнечелюстные (гайморовы) и лобные пазухи
Фрагмент рентгенограммы показывает, как выявлять двусторонний гайморит

Если сравнить рисунок 2 с предыдущим, можно обнаружить интенсивные затемнения (белого цвета) в проекции обеих верхнечелюстных пазух на фоне двустороннего гайморита. Они образованы скоплением жидкости.

Подведем итог: легко читать рентгеновские изображения легких, и даже зубов можно лишь после изучения рентгеноанатомии областей исследования в норме. Так советуют представители Ленинградской школы рентгенологов, и мы с ними согласны. Для определения на снимках переломов требуется практический опыт.

Рентгенограмма является полученным при помощи рентгеновского излучения негативным изображением на специальной бумаге или фотопленке того объекта, которое исследуется.

Для того, чтобы провести рентгенологическое исследование, используются рентгеновские аппараты. В рентгенологических кабинетах больниц есть как стационарные, так и передвижные и переносные аппараты, которые используются в палатах реанимации и интенсивной терапии. Качество рентгенограммы оценивается двумя компонентами: первое - это резкость снимка, а второе – это контрастность изображения. Рентген должен быть осуществлен таким образом,чтобы на рентгеновском снимке не оказалось посторонних теней или артефактов.

Важно также, чтобы снимок достаточно полно представлял изучаемую область, а для такого результата надо выбрать правильную проекцию для снимка. Резкость, или четкость, рентгеновского изображения представляет собой наличие четко выраженного перехода от одного уровня почернения к другой. Если в процессе рентгена человек движется, то этим и обусловливается динамическая нерезкость снимка.

В процессе медицинских процедур, нередко возникает вопрос о сложности воспроизведения информации на этих снимков. На вопрос о том, как надо описывать снимки, медики отвечают быстро и легко. Доктора главным образом обращают внимание на геометрическую нерезкость, зависящая от остроты фокуса рентгеновской трубки, расстояние между рентгеновской трубкой и пленкой, расстояние между объектом - пленкой, зернистости светочувствительного слоя пленки усиливающих экранов. Что касается оптимальной контрастности изображения, то это наличие четко определяемых линий между светлыми и темными участками рентгеновского снимка.

Но если все таки, пациент хочет сам понять рентген как читать снимки, то ему на глаз надо подобрать правильное освещение: в домашних условиях это может быть яркий прицельный свет в искусственно затемненной комнате. Потом надо внимательно просмотреть все детали. Если есть трещина или какой-нибудь перелом, то на рентгене этого будет отражено (в первом случае это будет похоже на небольшую тонкую змейку).

А если надо выяснить, есть ли какое-то заболевание, протекающее в организме, к примеру, пневмония, надо искать затемнение. Надо также учитывать и не забывать, что внутренние органы человека на снимке имеют несколько больший размер, чем есть на самом деле. Так что паниковать не стоит. В клиниках снимки для описания и просмотра помещаются на специальные экраны, которые называются негатоскопами. Благодаря их яркому свечению, получается эффективно рассмотреть все детали изображения.

Благодаря развитию медицины, грыжа позвоночника может эффективно устраняться с помощью новых методов лечения. Раннее обнаружение проблемы способствует скорейшему выздоровлению пациента. Врачи для диагностики таких нарушений используют МРТ и КТ, то есть магнитно-резонансную и компьютерную томографию.

Задача подобных обследований заключается в том, чтобы получить снимки, на которых можно было бы увидеть состояние позвоночника при грыже, а также обнаружить наличие воспалительных очагов и врожденных патологий.

Магнитно-резонансная томография является более точной для изучения состояния позвоночного столба. Ее результаты будут безошибочными, когда обследуются поясничные позвонки. КТ по точности отстает, но для повышения эффективности диагностики используется контрастный препарат. Место его введения – твердая мозговая оболочка спинного мозга. Другими словами, пациенту может назначаться постмиелографическая КТ.

Любой метод всегда будет иметь плюсы и минусы. Лечащий врач сам решит, каким способом лучше провести обследование проблемных зон позвоночника, в частности, когда есть грыжа. Преимущественно специалистами назначается МРТ. На полученных фото диски будут отлично различаться. То же относится и к спинномозговым нервам, спинному мозгу, его оболочкам и связкам позвоночника.

Какой метод выбрать для исследования, решает врач

Благодаря МРТ легко установить, когда в межпозвонковом диске начинают появляться патологические изменения. Это важно для предупреждения возникновения грыж. Также определяются зоны, в которых межпозвоночная грыжа локализуется. МРТ помогает отличить, в каком случае присутствуют грыжевые выпячивания, а в каком имеют место рубцовые, воспалительные и опухолевые процессы.

Но МРТ не всегда дает точные данные, касающиеся размеров канала позвоночника и грыжи. Такая задача под силу КТ.

Зачем проводится МРТ позвоночника?

Процедура позволяет выявить, насколько работоспособным является позвоночный столб. Кроме того, она помогает более детально рассмотреть, что происходит со:

  • спинным мозгом;
  • мягкими тканями, находящимися вокруг позвоночника;
  • суставами, кровеносными сосудами и связками;
  • позвонками.

На фото, сделанное в результате МРТ, будет видно, присутствуют ли какие-либо нарушения в позвонках. Получив снимки, врач сразу поймет, в каких местах разорваны связки и где имеются растяжения. Если диагностируется грыжа позвоночника, пациента непременно направляют на прохождение МРТ или КТ. Главное, чтобы для обследования не было противопоказаний.

Как прочесть снимки МРТ?

Как можно прочитать снимки МРТ?

Обычно пациент, у которого была диагностирована грыжа, после проведения МРТ либо КТ, желает лично посмотреть результаты обследования. В ряде случаев просмотр результатов обследования может понадобиться и врачам. Как правило, снимки при выполнении МР-исследования конвертируются в формат *.dcm (DICOM). Чтобы можно было посмотреть файл, имеющий формат DICOM, понадобится специальная программа, используемая специалистами лучевой терапии. Программа для просмотра результатов КТ и МРТ имеет английское название – DICOM viewer. По-русски ее называют программой для просмотра DICOM файлов. Для более качественного поиска стоит указывать в строке поисковика операционную систему своего компьютера (Windows XP, Capitan, Windows Vista, Mac OS Leon, Yosemite, Leopard, Windows 7,8,10).

Самыми удачными программами, особенно для операционной системы Mac OS, считаются OsiriX и Horos. Пациент может пользоваться ими бесплатно (часто дается пробный вариант на 30 дней). Это важно, поскольку обычно они нужны в единичном случае.

Одной из распространенных программ для просмотра МРТ-снимков является Radiantviewer. Как правило, она отлично функционирует в наиболее распространенных операционных системах. Пользование ею достаточно простое, понятное интуитивно. Русский перевод всех команд является огромным плюсом для ее пользователей. Каких-либо дополнительных приложений для этой программы не требуется.

Какие методы диагностики могут быть оценены с помощью RadiAnt?

Эта программа помогает просматривать файлы DICOM после различных диагностических процедур:

  • ультразвуковое исследование;
  • позитронно-эмиссионная томография;
  • радионуклидное исследование;
  • МРТ и КТ;
  • маммография и цифровая рентгенография;
  • цифровая ангиография.

Возможности RadiAnt

Программа RadiAnt подходит для просмотра снимков наобычных компьютерах с любой оперативной памятью. Но чем компьютер будет мощнее, тем программа сможет продемонстрировать больший резерв возможностей. Преимущество программы в ее простоте. Кроме того, создатель перевел ее на русский язык.

Чтобы посмотреть, как выглядит межпозвоночная грыжа, файл необходимо скопировать либо сохранить на жесткий диск. Потом он открывается в этой программе.

Программа для просмотра RadiAnt позволяет:

  • изменять контрастность и яркость;
  • увеличивать-уменьшать исследуемый объект;
  • поворачивать или разворачивать сканы, а также создавать их зеркальное отражение;
  • замерять длину, ширину, толщину и объем;
  • заниматься измерением плотностей тканей.

Благодаря программе DICOM изображение можно сохранять в других форматах. При желании оно копируется в буфер обмена для дальнейшего использования.

Какие типы снимков поддерживает RadiAnt?

Существует ряд разновидностей снимков формата DICOM. Именно поэтому важно, чтобы программа для просмотра результатов диагностических исследований поддерживала конкретный формат. RadiAnt позволяет работать с такими типами изображений:

  • снимки МРТ, КТ, КР (монохроматические), 3Д-реконструкции, снимки УЗИ (цветные);
  • наборы динамических снимков (УЗИ, ЦСА) и статических (МГ, КР, КТ);
  • снимки форматов jpeg, jpeg 2000, jpeg-ls, rle.

Horos

Данная программа представляет собой оптимальный вариант для работы со снимками медицинских исследований в системе Mac OS. Скачать программу можно бесплатно. Horos поддерживает снимки наиболее распространенных методов исследований.

Программа для МРТ Horos

Horos позволяет изучить орган в 3 проекциях. Для удобства оценки МР-снимков врачи-радиологи открывают одновременно 6 окон. Особенно это имеет смысл, если нужно исследовать патологию и ее особенности в различных режимах (DWI, FLAIR, T1, T1+contrast, T2, STIR).