Производство компании аты в италии. Экономика италии

Отраслями промышленной специализации Италии является выпуск спецоборудования для полиграфии, производства текстиля, обуви и пищевой индустрии. Среди отраслей местного машиностроения, безусловно, лидирует автомобилестроение. Предприятия по выпуску промышленного спецоборудования и тракторов, сельскохозяйственных машин и высокоскоростных автомобилей, общественных автобусов и трамваев находятся на промышленно развитом севере страны в г. Милан и Больцано, Неаполь и Турин.

Особенности структуры промышленного производства

Слабо развитая добыча минерального сырья;
Передовые позиции машиностроительной отрасли;
Лидирующая роль нефте-химической и химической индустрии;
Хорошо развитые отрасли пищевой и соответственно легкой промышленности;
Значительная доля малых и средних промышленных предприятий


ТЭК

Страна чрезвычайно бедна топливными, минеральными и энергетическими ресурсами, имеет по мировым меркам неблагоприятный энергобаланс. Собственными энергоресурсами Италия может удовлетворить только 17% в их потребности. До 70% в местном энергобалансе средиземноморской страны пришлось на нефть, до 15% — на природный газ, 7-8% — на каменный уголь, остальные – на гидро- и природную энергию геотермальных источников. На территории страны добывается лишь 1,5 млн. т. в год, до 98% (75 млн. т.) всей необходимой нефти закупается в Саудовской Аравии, России и Ливии. Страна даже на ввозимом дорогом сырье обладает крупнейшей среди стран мира нефтепереработкой.

Собственной добычей природного газа (ежегодно до 20 млрд. куб. м.) развитая страна может обеспечить до половины (46%) местной потребности. Газ итальянское правительство закупает в Алжире, Нидерландах и России. При недостатке каменного угля страна импортирует до 80% высококачественного твердого топлива из Южно-Африканской республики и США. До 3/4 необходимой в государстве электроэнергии производится на ТЭС, на которых используется мазут. Электроэнергия в стране дорогая и большое ее количество импортируется из Франции. Сразу после аварии в Чернобыле итальянским правительством принято решение о закрытии всех АЭС. Главной целью местных властей является уменьшение ввоза энергоресурсов и разумное сбережение электроэнергии.

Машиностроение

Ведущей из отраслей индустрии стало производство разнообразных машин, эта отрасль сегодня дает 1/4 часть продукции современной обработки. Именно в местном машиностроении сегодня занято наибольшее количество (до 2 млн. чел.) высококвалифицированных специалистов. Развитая отрасль полностью обеспечивает потребности высокоразвитой страны в разных по назначению машинах.

Автомобильная промышленность

Особую роль автомобилестроения Италии отмечают все аналитики и специалисты, развитая страна стала признанным поставщиком высококачественных грузовых и легковых автомобилей, спорткаров и автодвигателей на мировые рынки. Крупнейшим из предприятий по производству разных по назначению автомобилей стал итальянский концерн «Fiat Group» (г. Турин) с ежегодным оборотом 50 млрд. евро. Две его дочерние компании занимаются сегодня производством автомобилей разного класса и назначения.

Компания «Fiat SpA» производит легковые авто, другое объединение предприятий «Fiat Industrial» выпускает грузовой и промышленный транспорт. В 2014 г. совет директоров компании «Fiat Group» принимает решение объединиться с американским автомобилестроительным концерном «Chrysler». Путем этого создана совместная компания «Fiat Chrysler Automobiles», ее штаб-квартира находится в Нидерландах.

В стране работают другие предприятия по производству престижных, роскошных и дорогих автомобилей «Lamborghini» и «Abarth», «Lancia» и «Cizeta», «Maserati» и «Ferrari», «Alfa Romeo» и «De Tomaso». Корпорация « Alfa Romero» специализируется на производстве скоростных, надежных и роскошных машин для важных персон и спорткаров. На многих европейских соревнованиях по автогонкам отличаются болиды именно от « Alfa Romero». К созданию нашумевших в Европе гоночных машин «De Tomaso» напрямую имел аргентинский гонщик Алехандро де Томазо. На местных предприятиях производятся также мопеды и велосипеды, мотороллеры и скоростные мотоциклы.

Электротехническая промышленность

Большого успеха добивается сегодня Италия в электротехнической высокотехнологичной промышленности, в изготовлении спецоборудования для выработки электроэнергии, электродвигателей и электрогенераторов, силовых трансформаторов, аккумуляторов, аппаратуры для электрохимических процессов, электронных бытовых электроприборов, холодильников и морозильников, телевизоров, компьютеров и планшетов, высококачественной электроники. Фирма «Оливетти» (г. Иврея) выпускает пользующиеся спросом пишущие машины, электронные компоненты выпускают предприятия итало-французской фирмы «СТС-Томсон». Электротехническое высокотехнологичное производство станы сосредотачивается в Милане, немногочисленном Бари и приморском Неаполе.

Судостроение

Уникальные приморские условия Аппенинского полуострова, историческое становление венецианского и генуэзского флотов обусловили развитие местного судостроения. До 90% предприятий местного судостроения принадлежат к юрисдикции фирмы «Италкантьери». Центрами морского судостроения южного побережья стали Палермо и Неаполь, Мессина и Таранто. На побережье Адриатики морские суда строятся в Венеции и Триесте, Анконе и Монфальконе. На морском лигурийском побережье судостроительные верфи сосредоточены в Специи, Ливорно и легендарной Генуе.

Металлургия

Ввиду недостаточной обеспеченности итальянской промышленности собственными полезными ископаемыми, необходимое сырье для развития производства черных металлов завозится из других стран. Так, до 90% необходимой железной руды, перерабатываемой местными металлургическими предприятиями, привозят морем из других стран. Коксующиеся угли импортируют чаще из США. Для работы металлургических заводов завозят до 2/3 высококачественной марганцевой руды и 75% отборного металлолома. Расположение металлургических предприятий тяготеет чаще к портам по месту доставки сырья, или ближе к машиностроительным центрам.

Крупннейшие из металлургических комбинатов принадлежат ТНК «Финсиндер» и «Рива», находятся они в Тарантино и Пьомбино, в Генуе и приморском Неаполе. Заводы поставляют за рубеж трубы и листовую, нужную в производстве тонкую сталь. Местные предприятия по выпуску Al и Pb, Zn и Hg в небольшой степени обеспечены своими ресурсами. В выпуске Zn и Pb перерабатываются завозные руды с альпийских и сардинских месторождений. Довольно энергоемкое изготовление Zn находится у крупнейших ГЭС или ТЭС. Большинство свинцовоплавильных предприятий находятся близ месторождений сардинских полиметаллов. Развивается выпуск редкого в использовании магния, завод по электролизу этого металла находится в Бальцано.

Химическая промышленность

Сырье для местной химической индустрии (серу, нефть, высококачественные фосфориты, природный газ и целлюлозу) итальянцы импортируют из других стран. Частично здесь используется свое сырье (калийную соль, природную серу, пириты, свой природный газ). Известными заводами стали большие комбинаты нефтехимии в городах Ферраре и Милане, Равенне и Мантуе, Терни и Приоло, Неаполе и Кальяре, Джеле и Порто-Торресе. Здесь постоянно растет выпуск пластических масс, полимеров и искусственных волокон, ставший постепенно отраслью специализации.

Итальянские предприятия лидируют по выпуску продукции фармацевтики (5 мировое место по производству лекарств), изготовлению лакокрасочных изделий и минеральных удобрений, фунгицидов и пестицидов. Традиционным районом развития химической индустрии является Милан. Наиболее известной корпорацией, контролирующей до 1/4 выпуска необходимых химических веществ, стала корпорация «Монтэдисон». Здесь исторически сохраняется старинное, ставшее традиционным производство эфирного масла и пахучих натуральных эссенций из местных фруктов и живых цветов.

Текстильная промышленность

Издавна страна славится текстильным производством, по количеству занятых рабочих, ей принадлежит вторая позиция за разнообразным, хорошо развитым машиностроением. Фабрики данной отрасли производят высококачественные ткани из льна и натурального шелка, шерсти и натурального хлопка, искусственных волокон, экзотического джута и конопляного волокна. Фабрики по переработке хлопка есть в Пьемонте и Ломбардии, близко к источникам энергии альпийским ГЭС, здесь же достаточно чистой пресной воды. Предприятия по переработке шерсти находятся в Пьемонте и Венеции. Натуральный шелк перерабатывают на фабриках небольших городков Тревизо и приозерного Комо.

Пищевая промышленность

Большую роль здесь занимает пищевая индустрия, передовые позиции имеет местное мукомольное производство. Близ Неаполя выпускается высококачественная мука и известные в мире местные макароны. На обширных просторах низменной Паданской равнины находится множество сахарных заводов, они перерабатывают местную, богатую полезным веществом сахарную свеклу. Хорошо развивается в обогретой солнцем южной средиземноморской стране выпуск овощных, рыбных, фруктовых и мясных консервов. Здесь выпускают великолепные по вкусовым качествам сыры и много натуральной молочной продукции. Их выпуск сосредоточен в северных районах развития молочного животноводства. Итальянские предприятия производят до 1/3 всего вырабатываемого в мире натурального высококачественного оливкового масла.

Италия - высокоразвитая индустриально-аграрная страна. Преимущественно индустриальный и высокоразвитый север и бедный, аграрный юг. Валовой национальный продукт на душу населения 28300 долларов в год. Ведущие отрасли промышленности: машиностроение, металлургия, химическая и нефтехимическая, лёгкая и пищевкусовая. Италия входит в число крупнейших производителей и поставщиков на мировой рынок автомобилей, велосипедов и мопедов, тракторов, стиральных машин и холодильников, радиоэлектронной продукции, промышленного оборудования, стальных труб, пластмасс и химических волокон, автомобильных шин, а также готовой одежды и кожаной обуви, макарон, сыра, оливкового масла, вина, фруктовых и томатных консервов. Крупное производство цемента, натуральных эссенций и эфирных масел из цветов и фруктов, художественных изделий из стекла и фаянса, ювелирных изделий. Добыча пиритов, руд ртути, природного газа, калийной соли, доломитов, асбеста. Из-за небольшой территории и высокой плотности населения, в современной Италии остро стоит вопрос переработки отходов.

В сельском хозяйстве преобладает растениеводство. Основные культуры - пшеница, кукуруза, рис (1-е место по сбору в Европе; свыше 1 млн т. в год), сахарная свёкла. Италия - один из крупнейших в мире и ведущий в Европе производитель цитрусовых (свыше 3,3 млн т. в год), томатов (свыше 5,5 млн т.), винограда (около 10 млн т. в год; свыше 90 % перерабатывается в вино), оливок. Цветоводство. Развито птицеводство.

  • пахотные земли - 31 %
  • постоянные посевы - 10 %
  • постоянные пастбища - 15 %
  • леса и лесистая местность - 23 %

Для итальянской экономики характерно активное вмешательство государственного капитала в промышленность, высокий уровень развития государственно-монополистического капитализма. Наиболее распространенной формой воздействия государства на экономику является участие крупнейших государственно-монополистических объединений - Института промышленной реконструкции - ИРИ.

Институт промышленной реконструкции (ИРИ) - крупнейшее государственное объединение Италии - имеет структуру холдинга, входит в первую десятку промышленных групп мира, объединяет свыше 150 предприятий в различных отраслях промышленности. На предприятиях и фирмах ИРИ работает 327 тыс. человек. Годовой оборот - порядка 50 млрд долларов.

Государству почти полностью принадлежит энергетика, на 50 % - транспорт, на 30 % - горнодобывающая промышленность, на 45 % -металлургия, на 22 % - транспортное машиностроение, а также многие предприятия легкой промышленности, многие крупные банки.

Промышленность - ведущая сфера экономики Италии. Италия весьма недостаточно и неравномерно обеспечена сырьевыми энергетическими ресурсами. Среди полезных ископаемых страны выделяются по-своему промышленному или экспортному значению природный газ, пириты, полиметаллические руды, калийные соли, киноварь (ртутная руда), асбест и некоторые другие. Итальянская обрабатывающая промышленность базируется прежде всего на импортном сырье.

Во внутренних перевозках грузов и пассажиров главную роль играет автомобильный транспорт, на втором месте - железнодорожный. По уровню электрификации железных дорог страна занимает одно из первых мест в мире. Густая сеть современных шоссе и железных дорог связывает города Северной Италии.Наиболее крупные фирмы Италии:

Статистические показатели Италии
(по состоянию на 2012 год)

Институт промышленной реконструкции (ИРИ) - крупнейшее государственное объединение Италии - имеет структуру холдинга, входит в первую десятку промышленных групп мира, объединяет свыше 150 предприятий в различных отраслях промышленности. На предприятиях и фирмах ИРИ работает 327 тыс. человек. Годовой оборот - порядка 50 млрд долларов. Президент - М. Тедески.

Национальное нефтегазовое объединение (ЭНИ). Действует в нефтеперерабатывающей, газовой, химической промышленности. Ведет добычу нефти и газа прежде всего в развивающихся странах. Контролирует около 160 компаний. На предприятиях ЭНИ работает 90 тыс. человек. Годовой оборот составляет порядка 30 млрд долл. Президент - Л. Меанти.

«Конфиндустрия». Крупнейшее объединение частных предпринимателей Италии. В него входят 123 территориальных и 118 отраслевых ассоциаций промышленности, объединяющих около 100 тыс. фирм с общим числом занятых более 4 млн человек. Президент - Дж. Фосса.

В импорте Италии преобладают топливо (нефть, уголь, кокс) и промышленное сырье (металлолом, хлопок); она ввозит также машины и продовольствие. В экспорте главную роль играют готовые изделия (машины, оборудование, ткани) и фрукты (апельсины, лимоны). Наиболее велик товарооборот со странами «Общего рынка», Швейцарией и США. Дефицит внешнеторгового баланса Италии частично покрывают переводы итальянцев, работающих за рубежом, и доходы от туризма, по развитию которого страна издавна занимает одно из первых мест в мире. Ежегодно Италию посещают свыше 30 млн иностранных туристов. Обслуживание туристов превратилось в одну из важнейших отраслей экономики.

Рыболовство в Италии развито слабо. Окружающие её моря не очень богаты рыбой, так как континентальный шельф невелик по площади, мало отмелей. Половина всего улова (сардин, скумбрии, анчоусов, тунцов, а также моллюсков и ракообразных) добывается в адриатических водах. Другая важная рыболовная зона - Тирренское море, особенно в районе Тосканского архипелага и у берегов Сицилии.

Место Италии в мировой экономике

В наши дни весь ход воспроизводственного процесса в Италии вплетен в систему интернационального разделения труда и производственной кооперации. Целые группы стран на основе взаимных соглашений объединяются в региональные межгосударственные комплексы и проводят совместную региональную политику в разных сферах общественно-политической и хозяйственной жизни.

Среди многочисленных интеграционных группировок можно выделить в Европе ЕС, которая до 1 ноября 1993 г. называлась Европейские сообщества, так как она появилась после слияния в 1967 г. органов трех ранее самостоятельных региональных организаций:

  • Европейского объединения угля и стали - ЕОУС;
  • Европейского экономического сообщества - ЕЭС;
  • Европейского сообщества по атомной энергии - Евратом.

После вступления в силу Маастрихтских соглашений, официальное название этой группировки - Европейский союз. Италия - член Европейского союза.

Отношение экспорта и импорта к ВВП Италии составляет соответственно 26-28 и 27-29%. Доля импортных товаров, поступающих в дальнейшую переработку, превосходит 70% всего объема зарубежных поставок. Италия располагает и значительным экспортным потенциалом. За рубеж вывозится от 40 до 80% всей продукции различных отраслей машиностроения.

Ведущее место во внешней торговле Италии занимают готовые промышленные изделия, их доля в импорте составляет устойчиво 67%, а в экспорте - 97%. При этом как в промышленном импорте, так и в промышленном экспорте Италии около 1/3 приходится на товары с высокой степенью переработки. Поэтому потеря итальянскими производителями своих позиций на мировом рынке высокотехнологической продукции является в общем негативным фактом. Доля такой продукции в экспорте Италии составляет всего около 20%. У Италии наблюдается крупный дефицит в торговле электронным оборудованием, станками и т. п. Оплата «нефтяных счетов» поглощает ресурсы, равные 8% ВВП. Все это дает несбалансированность внешней торговли.

Ведущими торговыми партнерами Италии являются страны ЕС. На их долю приходится около 44% импорта и 48% экспорта Италии. Основными контрагентами внешней торговли Италии выступают ФРГ (16% импорта и 18% экспорта), Франция (14 и 15%), США (7 и 5%), Великобритания (4 и 7%).

Внешнеэкономические связи имеют жизненно важное значение для экономики Италии. Большая зависимость от внешней торговли определяется с одной стороны, тем, что основные отрасли итальянской промышленности используют главным образом привозное сырье, топливо и полуфабрикаты, а с другой - относительной узостью внутреннего рынка, которая обусловливает необходимость сбыта за рубежом значительной части национального продукта.

Укрепление экономического потенциала Италии неразрывно связано с углублением ее участия в международном разделении труда, с растущей специализацией отдельных отраслей промышленности, позволяющей повысить эффективность производства и создать более благоприятные условия для накопления капитала. Это ставит ее перед необходимостью все более ориентировать свою экономику на зарубежные источники покрытия потребностей и на внешние рынки сбыта.

Италия относится к числу наиболее бедных полезными ископаемыми государств. К тому же сельскохозяйственное производство не поспевает за ростом потребления населением продуктов питания и изменениями в его структуре. По имеющимся подсчетам, среди крупнейших капиталистических стран Италия в наибольшей степени (более Японии) зависит от импорта топлива, промышленного и сельскохозяйственного сырья. Так, несмотря на относительно низкий уровень потребления энергии на душу населения, Италия занимает первое место в ЕС по роли импорта в покрытии внутренних потребностей в топливе. За счет внешних источников удовлетворяется 83% потребления первичных энергоносителей в стране, в том числе нефти - 95%, твердого топлива - 93%, природного газа - 69%, электроэнергии - 42%.

В отличие от других членов Сообщества, в энергетическом балансе Италии очень большую роль играет жидкое топливо, резкое удорожание которого после 1973 года поставило страну в тяжелое положение. В общем, потреблении первичного топлива в Италии, доля отдельных его видов составляет: нефть - 56%, природный газ - 25%, твердое топливо - 8%, электроэнергия - 11%. За счет импорта покрывается 100% потребления оловянной и никелевой руд, почти 100% - медной, железной, 90% - свинцовой руды и бокситов, 60% - цинковой руды, 80% - металлолома. Довольно велика зависимость Италии от ввоза сельскохозяйственного сырья, продовольствия и лесоматериалов. В частности, за счет импорта она покрывает 100% потребности в хлопке, около 89% - в шерсти, почти 45% - в древесине.

Особенность сельского хозяйства Италии состоит в преобладании ориентации его на производство продукции растениеводства, в основном так называемой продукции “средиземноморского типа”, и относительно медленном наращивании производства многих видов продукции животноводства. В результате страна вынуждена закупать на внешнем рынке в значительном объеме многие виды сельскохозяйственных и продовольственных товаров, главным образом продукцию животноводства и корма.

Растут потребности Италии в импорте продукции обрабатывающей промышленности. С 1981 по 1992 гг. доля импорта в общем потреблении продукции обрабатывающей промышленности в постоянных ценах увеличилась с 14 до 25%, в том числе химикатов с 20 до 31%, продукции общего машиностроения с 16 до 36%, электротехнического и электронного оборудования с 22 до 36%, конторских машин и оборудования для автоматической обработки данных с 58 до 66%, автомобилей и запасных частей с 36 до 53%, продукции кожевенной и обувной промышленности с 6 до 24%, пищевой с 12 до 17%, изделий из резины и пластмасс с 8 до 19%.

Очень велика зависимость Италии от импорта иностранной технологии (лицензии, патенты). Внешняя торговля страны по этим статьям характеризуется хронически отрицательным сальдо. Главными партнерами Италии по торговле технологиями являются промышленно развитые страны. На их долю приходится основная часть платежей и примерно половина поступлений. Крупнейшими партнерами Италии в области торговли технологиями являются США, Франция, Швейцария и Германия. Италия, однако, имеет положительное сальдо в торговле ноу-хау с развивающимися странами и странами Восточной Европы.

Долговременный характер дефицита платежного баланса Италии и присоединение Италии к европейской валютной системе вызвало постоянное использование валютных резервов для поддержания курса лиры.

Величина прямых заграничных капиталовложений итальянских монополий оценивается примерно в 3 млрд. долл. Доля Италии в общем объеме соответствующих инвестиций стран экспортеров капитала, членов ЕС, равнялась лишь 2,7%. По этому показателю Италия уступает, например, такой малой стране, как Бельгия. При этом доля Италии имеет тенденцию к снижению. В классификации крупнейших 422 ТНК, подготовленной комиссией ООН, пять итальянских компаний.

По официальным данным, доля прямых инвестиций равняется 31% общего объема заграничных капиталовложений итальянских экспортеров капитала. Географически основным полем деятельности итальянских ТНК являются развитые капиталистические страны (60% прямых вложений), однако сохраняют свое значение и инвестиции в развивающихся странах (40% прямых вложений). В целом экономическое значение вывоза капитала для Италии существенно меньше, чем для большинства главных капиталистических стран.

В свою очередь Италия является объектом экспансии капитала ведущих стран мира. Прямые иностранные капиталовложения составляют 76% всего импортного капитала в Италии, портфельные - 24%. Около 40% всех прямых вложений в настоящее время приходится на Швейцарию, остальные распределяются между США (19%), ЕС (33%) и другими странами. Иностранный капитал занимает в экономике Италии весьма значительные позиции. Под его контролем находится около 1/10 всего акционерного капитала Италии, предприятия иностранных ТНК дают до ј оборота промышленности страны и обеспечивают занятость примерно 1/6 части рабочей силы индустрии. Общий объем зарубежных прямых инвестиций в промышленность Италии в два раза превысил аналогичный показатель для итальянских вложений за границей.

Италия вступила на путь капиталистического развития позже, чем Великобритания и Франция, - в конце XIX века, после политического объединения, закончившегося в 1870 году. Однако экономическое развитие страны, тормозившееся сильными пережитками феодализма, нищетой крестьянства, слабостью топливно-сырьевой базы, шло медленно.

Накануне первой мировой войны Италия оставалась отсталой аграрной страной. Только Северная Италия выделялась более высоким уровнем экономического развития: здесь сложилась развитая промышленность, более интенсивным было сельское хозяйство.

Несмотря на экономическую слабость, итальянская буржуазия приняла активное участие в борьбе за передел мира. Политика гонки вооружений дала толчок развитию тяжелой промышленности. Большое развитие получили новые отрасли- автомобильная, авиационная, электротехническая, химическая (в частности, производство искусственного шелка). Вторая мировая война нанесла экономике Италии большой ущерб. Тем не менее, в послевоенный период итальянская промышленность развивалась довольно высокими темпами. Рост промышленного производства в большей степени обусловлен притоком иностранного капитала.

Италия по своему экономическому положению занимает промежуточное положение между наиболее экономически развитыми капиталистическими странами во главе с США и ФРГ и странами со средним уровнем развития производительных сил. По доле в капиталистическом промышленном производстве мира (5% в 1985 г.) она стоит на пятом месте после США, Японии, ФРГ и Франции. Но по размерам национального дохода на одного жителя Италия уступает не только этим странам, но и многим другим, превосходя в Западной Европе лишь Грецию, Испанию и Ирландию.

Так же как и в других высокоразвитых странах, в Италии промышленность является ведущей сферой экономики, хотя в ней занята меньшая часть экономически активного населения, чем в интенсивно и непропорционально растущей сфере услуг. Стоимость промышленной продукции вчетверо превышает стоимость продукции сельского хозяйства, в которое ежегодно вкладывается в 5,5 раза меньше капитала, чем в промышленность. Промышленные изделия резко преобладают в итальянском экспорте.

Значительная часть национальных богатств Италии находится в руках монополий, 11 из них входят в число крупнейших концернов мира. Они господствуют в химической и электротехнической промышленности (“Монтэдисон”), в автомобильной (ФИАТ), а также в резинотехнической (“Пирелли”).

В то же время в стране существует великое множество средних, мелких и мельчайших фирм, главным образом в легкой и пищевой промышленности, а также в производстве бытовой электротехники, оборудования для переработки синтетических материалов, в некоторых подотраслях станкостроения. Начиная с 70-х годов, заметна тенденция к сокращению крупных и повышению роли мелких и средних фирм и предприятий.

Итальянское государство активно и в различных формах вмешивается в экономику страны: его специализированные органы участвуют в акционерных обществах в качестве держателей контрольного пакета акций, создаются промышленные предприятия в соответствии с различными государственными программами. Государство стало крупнейшим в стране предпринимателем. Особенно сильны его позиции в энергетике, металлургии, судостроении. Ему принадлежат многие предприятия легкой промышленности. Национализированы и крупнейшие банки. По темпам развития государственный сектор превосходит развитие итальянской экономики в целом. В современных условиях вмешательство государства в экономику не сводится к тому, чтобы помогать отдельным монополистическим объединениям развивать наименее прибыльные или требующие особенно больших капиталовложений отрасли. Основная цель государственного вмешательства - обеспечить непрерывность процесса воспроизводства, сохранить и укрепить капиталистическую систему в стране.

Новой важной особенностью развития государственно-монополистического капитализма в Италии стало общенациональное долгосрочное программирование хозяйства, отражающее возросшую степень концентрации и централизации производства и капитала, усиление монополизации и огосударствления экономики. Некоторые отрасли (транспорт, связь, общественные работы и др.) финансируются преимущественно на основе экономических программ. Самая крупная и постоянно действующая с 1950 г. программа Италии направлена на развитие экономики Юга.

Правительство Италии поощряет приток иностранного капитала, который играет важную роль в хозяйстве страны. Большая часть инвестиций направлена в машиностроение, химию и энергетику, значительная доля вкладывается в сферу услуг. Преобладает капитал из США, Франции, ФРГ, Великобритании, Швейцарии, Лихтенштейна.

Многие стороны хозяйственной жизни Италии определяются ее участием в ЕЭС. Сформировавшаяся в пределах ЕЭС специализация производства заставила итальянскую экономику приспособиться к новым условиям рынка и ускорила ее структурные преобразования. В системе общего рынка Италия выступает как страна-импортер промышленной продукции (главным образом машин и оборудования) и второстепенных продуктов питания (фруктов, овощей, вина) и в то же время как страна-импортер основных продуктов питания и главных видов минерального и сельскохозяйственного сырья для своей промышленности.

Как и в других странах, в Италии хозяйство развивается стихийно и неравномерно. “Экономическое чудо” 60-х годов, когда по темпам индустриального развития Италия уступала только Японии, оказалось недолговечным. За ним последовал спад и затем жесточайший энергетический и общеэкономический кризис 1973-1975гг. В 1982 г. хозяйство страны вновь вошло в полосу кризиса: сокращается валовый национальный продукт (-1,2% в 1983 г.), усиливается инфляция, уменьшается объем внешней торговли, уровень личного потребления населения, растет безработица, стоимость жизни. Загрузка мощностей промышленности- была в 1983 г. самой низкой за весь послевоенный период - 71%.

Начиная с кризисных 70-х годов в Италии распространилось новое явление - так называемая скрытая экономика: во многих отраслях в обход коллективных договоров, налогового законодательства и т.д. действуют нигде не зарегистрированные предприятия. на них трудятся безработные, женщины, заинтересованные в неполном рабочем дне или надомной работе, учащиеся и пенсионеры, нуждающиеся в дополнительном заработке. Сохраняет всю свою остроту вековая проблема непропорционального развития отдельных частей страны, контраст между уровнем экономического и социального развития Северной и Южной Италии.

Промышленность, её отраслевая и территориальная организация

Общее состояние, темпы и характер развития итальянской экономики определяются ее важнейшей сферой - промышленностью, на которую приходится около 2/5 занятых в хозяйстве и такая же доля национального дохода. Италия выделяется крайне низкой долей добывающей и высокой долей обрабатывающей промышленности в числе занятых, основном капитале и особенно в общей стоимости промышленной продукции. Это объясняется отсутствием в стране сколько-нибудь значительных запасов наиболее важных полезных ископаемых.

Итальянская обрабатывающая промышленность работает в основном на импортном сырье. Преобладает тяжелая индустрия, основная роль в которой принадлежит машиностроению. Значительно развились также электроэнергетика, металлургия, химия и нефтехимия.

В результате происшедшей в последние десятилетия коренной перестройки энергетической базы ведущая роль в ней перешла от гидроэнергии и импортного угля к нефти, которая обеспечивает более 60% всей потребляемой энергии. За ней следует природный газ (15,5%), каменный уголь и лигниты (8,5%), гидроэнергия (7,6%) и атомная энергия (0,3%). При этом Италия вынуждена импортировать почти всю потребляемую нефть, 80% твердого топлива и 44% природного газа.

На ввозимой морским путем нефти выросла самая мощная в Западной Европе нефтеперерабатывающая промышленность. Италия- один из крупнейших экспортеров нефтепродуктов в Западной Европе. Энергетический кризис заставил искать пути экономии энергоресурсов в целом и нефти в частности. В 80-х годах суммарная мощность нефтеперерабатывающей промышленности Италии сократилась с 206 млн.т. сырой нефти в год в 1980 г. до 150 млн.т. в 1983 г., несколько заводов было закрыто.

Жизненно важную роль в хозяйстве страны играет электроэнергетика. Установленная мощность электростанций в сумме составляет 49.4 млн.кВт, из них 64,4% приходится на тепловые электростанции, 32% - на ГЭС и ГАЭС, 2,6% - на атомные и 1% - на геотермальные. Ежегодно в стране вырабатывается 180-190 млрд. кВт.ч электроэнергии. Большую часть электроэнергии получают на тепловых электростанциях, работающих главным образом на мазуте, первое место им уступили ГЭС, так как водные ресурсы почти полностью исчерпаны. В последние годы в Италии предпочитают строить гидроаккумуляционные станции. Италия была пионером в строительстве ГАЭС (1908 г.). Почти одновременно появились и первые в мире геотермические электростанции (1905 г). В 60-х годах Италия одна из первых начала строить крупные АЭС. В стране действуют 4 АЭС общей мощностью 1,4 млн. кВт.

Зависимость от импорта топлива и сырья очень существенна в черной металлургии. В 1986 г. в стране было выплавлено 10,3 млн.т. чугуна и около 22 млн.т. стали. По выплавке стали Италия занимает 5-е место. Размещаются металлургические заводы либо вблизи портов, либо тяготеют к рынкам сбыта - крупным центрам машиностроения. Именно в портовых центрах расположены четыре крупнейших в стране комбината полного цикла, принадлежащих государственному объединению “Финсидер” (Генуя- Корнильяно, Пьомбино, Неаполь-Баньоли и Таранто. Большинство сталеплавильных и сталепрокатных заводов сконцентрировано в старых индустриальных городах Северо-Запада. В предгорьях Альп и альпийских долинах размещаются электрометаллургические предприятия. На мировой рынок итальянская черная металлургия выходит главным образом с тонкой холоднокатаной сталью и стальными трубами. По производству труб Италия занимает 4-е место в мире. В последние годы итальянская черная металлургия испытывает значительные трудности в своем развитии в связи с тем, что “Общий рынок “ под давлением США решил ограничить сталеплавильное производство в странах “десятки”.

В производстве цветных и легких металлов выделяются те отрасли, которые лучше обеспечены местными рудными запасами, - выплавка алюминия, свинца, цинка и ртути. В кризисные годы выплавка алюминия снизилась с 274 тыс.т в 1986 до 194 тыс.т в 1988 г. Большинство алюминиевых заводов расположено на богатом электроэнергией Северо-Востоке.

Свинцово-цинковая промышленность перерабатывает привозные полиметаллические руды и местные. Энергоемкая выплавка цинка размещается вблизи крупных электростанций (в городах Порто-Маргере, Монтепони, Порто-Весме, Кротоне). Свинцовоплавильные заводы группируются в основном на Сардинии, поблизости от месторождений полиметаллических руд.

В последние годы Италия уступила Испании мировое первенство по производству ртути. Это древнейшее производство было перестроено в соответствии с экологическими требованиями и на сегодняшний день производится около 2 тыс.т. в год.

Используя богатые залежи доломитов Италия вышла на одно из первых мест в мире по производству магния. В 1986 г. было добыто 85 тыс. т. магниевых руд и выплавлено 7,8 тыс.т. магния.

Ведущая отрасль итальянской промышленности - машиностроение. В нем занято 2,2млн.человек, оно дает 1/4 всей продукции обрабатывающей промышленности и 2/5 итальянского экспорта. Италия- один из крупнейших поставщиков автомобилей на мировой рынок. По размерам производства стоит на 5-м месте. Машиностроение отличается высокой концентрацией производства и капитала и находится в руках немногих крупных объединений, выпускающих сложную и разнообразную продукцию. Наиболее развито экспортное машиностроение (производство автомобилей, электровозов, вагонов, судостроение). Большую часть автомобильного производства монополизировал концерн ФИАТ - самая мощная из частных фирм в Италии и одна из крупнейших монополий мира. Заводы концерна рассеяны по всей стране и выпускают малолитражные и микролитражные легковые автомобили, грузовики, автобусы, различные двигатели, самолеты, суда, локомотивы, тракторы, оборудование для метрополитена, электростанций, аэропортов.

Немного места в автомобильном производстве оставил ФИАТ другим фирмам - “Феррари”, “Мазерати”, “Лянча”, государственной компании “Альфа-Ромео”. Почти все заводы расположены в промышленных центрах Севера. Несколько заводов выпускают мотоциклы и мотороллеры. На одном из первых мест в мире стоит Италия по выпуску велосипедов и мопедов.

В глубине веков теряются истоки итальянского судостроения. Развитие этой традиционной отрасли обусловлено историческими причинами и географическими условиями. В последние годы резко сократились заказы на танкеры, требуется больше контейнеровозов, судов смешанного типа, специализированных судов для подводного бурения и подводных исследований.

Около 85% всех судостроительных мощностей принадлежит государственной группе “Финкантьери”. Самые крупные в стране верфи находятся в Монфальконе на Адриатическом море, а также в Триесте, Венеции, Анконе. Ста- Старейший район итальянского судостроения - Лигурийское побережье (Генуя, Ливорно, Специя). На Юге главные судостроительные центры - Неаполь, Таранто, Мессина, Палермо, Кастелламаре-ди-Стабия.

В итальянском машиностроении в годы кризиса успешно продолжают развиваться электротехническая, электронная промышленность (Италия стоит на 30м месте в мире по производству холодильников и стиральных машин), производство конторского оборудования, приборостроение, производство шарикоподшипников, пишущих машинок и других неметаллоемких изделий, требующих значительных затрат труда. В Италии производится более 10% всей радиоэлектронной техники Западной Европы. Милан главенствует в этом производстве. Развивается и усложняется станкостроительная промышленность Италии. Она производит не только традиционные станки, но и станки и оборудование с программным управлением, промышленные роботы. В последние годы сложился крупный комплекс предприятий, выпускающих все виды современного оружия, половина которого продается разным странам, а часть предназначена для усиления военного потенциала НАТО. В сельскохозяйственном машиностроении Италия специализируется на производстве гусеничных тракторов. Несмотря на снижение производства в 80-х годах, Италия осталась первым в мире экспортером тракторов. Главный район этого производства - Эмилия-Романья. Международную специализацию Италии составляют также машины для текстильной, обувной, пищевой, полиграфической, пластмассоперерабатывающей и резиновой промышленности. При всем широком распространении машиностроительных предприятий по территории страны главный район сосредоточения этой отрасли в целом - индустриальный Север.

Ведущая отрасль итальянской промышленности - химическая, достигшая после войны высокого уровня развития, особое развитие получила нефтехимия. Однако экономические кризисы сказались и здесь. С 70-го года не было построено ни одного завода, многие предприятия сократили свои производственные мощности. Сложное положение химической промышленности усугублялось политической и конкурентной борьбой между государством и частным капиталом в этой жизненно важной для страны отрасли. Используется как местное сырье (пириты, сера, природный газ), так и импортное (нефть, каменный уголь, фосфориты). Заводы размещены главным образом на севере страны. В составе химической продукции, кроме кислот и минеральных удобрений, видное место занимают синтетические материалы (пластмассы, синтетические волокна), хотя производство их постепенно сокращается. Заводы нефтеперерабатывающей и нефтехимической промышленности расположены в портовых городах (Неаполь, Ливорно, Генуя, Бари и др.), куда доставляется нефть из стран Ближнего Востока. В итальянской химии господствует один из крупнейших химических концернов мира - “Монтэдисон”, на долю которого приходится 1/4 общего объема химического производства Италии и 1/3 занятых в отрасли. На европейском фоне выделяются лакокрасочная и фармацевтическая промышленность. Сохранилось в Италии и одно из традиционных производств - выработка натуральных эссенций и эфирных масел из цветов и фруктов. Основную продукцию резиновой промышленности, тесно связанной с химической и размещающейся главным образом в Милане, Турине, Виджевано, Тиволи (близ Рима), составляют автомобильные шины.

Одна из старейших отраслей промышленности Италии- текстильная. По числу занятых (493 тыс.чел. в 1986 г.) она уступает лишь машиностроению. Текстильная промышленность Италии выпускает ткани и пряжу из хлопка, шерсти, шелка, конопли, льна, джута и химических волокон, а также разнообразный трикотаж. Отрасль находится в сильной зависимости от импорта сырья и от возможности экспорта своей продукции, который составляет 1/10 всего экспорта страны. Хлопчатобумажные фабрики рассеяны по всей стране, но особенно много их на Севере с его обилием воды. Шерстяная промышленность издавна сосредоточена в Пьемонте, Венеции и Тоскане. Традиционное для Италии шелковое производство размещается в районах разведения тутового шелкопряда - близ Комо, Тревизо, Кампании. Италия- второй поставщик одежды после Гонконга и первый в мире поставщик обуви. Каждая третья пара кожаной обуви, продающейся на мировом рынке, - итальянская. 12% мирового экспорта одежды идет из Италии. Италия наряду с Францией считается законодательницей моды в одежде и обуви.

Пищевая промышленность - третья отрасль по стоимости продукции после машиностроения и химии и по числу занятых после машиностроения и текстильной промышленности. Она представлена преимущественно мелкими предприятиями и рассредоточена по всей стране. Под давлением “Общего рынка” меняется ее традиционная структура, увеличивается концентрация производства. Характер и мировую специализацию пищевой промышленности Италии определяют традиционные производства макарон, различных томатных и фруктовых консервов, сыра, оливкового масла (1/3 мирового производства), виноградных вин (1-2-е место в мире), сахара (8-13% европейского производства). Даже пищевая промышленность, распространенная практически повсеместно, подчиняется общеитальянской закономерности: главные ее центры расположены на Севере. На юге выделяется Неаполь и его окружение. Табачная промышленность монополизирована государством. Для нее характерна удаленность производства(табачных фабрик Рима, Милана, Турина, Болоньи, Венеции) от сырьевой базы (табаководческих районов Юга).

В послевоенные десятилетия в городках вокруг Милана, Турина, в г. Кашина в Тоскане на импортном сырье развилось производство модной мебели (главным образом “под старину”), в основном на вывоз.

Италия обладает богатейшими ресурсами для производства строительных материалов. Мощная цементная промышленность Италии дает более 20% западноевропейской продукции. Крупнейшие цементные заводы расположены у подножия Альп, на Паданской равнине, вокруг Неаполя, в Таранто. Стекольная промышленность Италии это не музейная отрасль. Более 500 стекольных заводов Северной и Центральной Италии выпускают особо прочное стекло для автомобилей, лабораторную посуду, стекло для оптических приборов, хрусталь, листовое стекло. Широко распространено изготовление художественных и технических фаянсовых изделий. Венеция славится и в наши дни художественным стеклом, которое выдувают на острове Мурано. Италия находится на одном из первых мест в мире по масштабам ювелирной промышленности и по качеству ювелирных изделий. Эта отрасль развилась из древнейшего кустарного промысла и сохраняет высокие традиции Возрождения.

Государства. На долю этого направления приходится более 28% от всего местного ВВП. Более того, здесь задействована почти половина из всех работающих жителей. Если говорить об отраслевой структуре итальянской промышленности, то на 76% она представляет собой обрабатывающую сферу.

Машиностроение

Машиностроительная промышленность Италии считается одной из важнейших и наиболее динамичных отраслей экономики страны. Совсем недавно главными её центрами являлись Турин, Милан и Генуя. В настоящее время эта сфера распространилась и на другие регионы государства. Теперь значительные машиностроительные мощности находятся во Флоренции, Венеции, Болонье и Триесте. Ключевым направлением этой отрасли стало автомобилестроение. Ежегодно государство выпускает порядка двух миллионов легковых автомобилей, а также огромное количество мопедов, мотоциклов и велосипедов. Ведущую роль здесь играет концерн Fiat. Его штаб-квартира располагается в городе Турине, а производственные мощности - практически во всех регионах страны. В Ломбардских городах, Неаполе и Турине налажено производство авиационного транспорта, в то время как судостроительная промышленность Италии сконцентрирована в Генуе, Ливорно, Специи и Триесте.

Производство электроэнергии

Ежегодно государство производит около 190 миллиардов киловатт-часов электроэнергии. Почти 65% от этого количества приходится на ТЭС, что располагаются в самых больших городах. Они функционируют как на собственном, так и на импортном сырье. Чуть менее одной третьей части электроэнергии вырабатывается построенными на альпийских реках ГЭС. Вся оставшаяся доля приходится на объекты из сферы альтернативной энергетики. Интересная особенность отрасли заключается в том, что в государстве не работает ни одна АЭС, что стало результатом проведённого в 1987 году всенародного референдума.

Нефтяная промышленность

Страна является довольно бедной на полезные ископаемые, в том числе и на чёрное золото. Здесь оно добывается в незначительном количестве (суммарно около 1,5 миллиона тонн за год) в Ломбардии, на Сицилии и на шельфе Адриатического моря. Специализация такой отрасли промышленности Италии, как нефтепереработка на импортном сырье, не мешает ей опережать другие западноевропейские государства в объёмах. Большинство из заводов, которые функционируют в сфере, сосредоточено в припортовых районах. Именно сюда прибывает сырьё из Ближнего Востока, России и некоторых североафриканских стран. Впрочем, благодаря развитой сети нефтепроводов такие предприятия успешно функционируют и в других регионах.

Металлургия

Не имеет собственных сырьевых источников и металлургическая промышленность Италии. Аналогично упомянутым выше отраслям, сфера ориентирована на импорт, поэтому ключевые её предприятия сконцентрированы в районе крупных портов. Перерабатывающие заводы чёрной металлургии работают преимущественно в больших индустриальных городах, где в существенных объёмах накапливается металлический лом. Страна ежегодно выплавляет около 250 тысяч тонн алюминия и примерно 25 миллионов тонн стали. На них ориентированы комбинаты, что находятся поблизости источников электроэнергии - альпийских ГЭС.

Легкая промышленность

Далеко не самой большой, но чрезвычайно важной отраслью экономики государства является легкая промышленность Италии. Она представлена, как правило, небольшими компаниями, разбросанными по всей территории. Страна стала одним из мировых лидеров по объёму изготовления шерстяных тканей, уступая в этом показателе лишь Китаю. На высоком уровне развития находится текстильная промышленность, основные производственные мощности которой сосредоточены в северных регионах - Пьемонте и Ломбардии. Северо-западные области государства, в частности Тоскана, Марке и Венето, являются центрами обувной, кожевенной и швейной отрасли. Одной из немногих сфер, для которых характерен постоянный рост, является пищевая отрасль, функционирующая как на импортном, так и на собственном сырье. Объём производства здесь ежегодно увеличивается в среднем на 3%. Специализация промышленности Италии в этом направлении во многом связана с производством оливкового масла. На страну приходится около одной третьей части от его выпуска во всём мире.

Химическая промышленность

Сбыт продукции отрасли ориентирован преимущественно на удовлетворение потребностей собственной промышленности. Вместе с этим часть её экспортируется в США и страны так называемого общего рынка.

Заключение

В данной статье про промышленность Италии кратко описаны лишь основные её отрасли. Во многих других сферах деятельности начиная с послевоенных лет государство также совершило существенный прорыв. Среди них следует отметить электротехническую и мебельную промышленность, производство предметов роскоши, оружия, а также биоиндустрию.

Италия – высокоразвитая страна, где широко представлен новый постиндустриальный тип экономики.

После второй мировой войны экономика страны развивалась более быстрыми темпами, чем в других развитых странах. Это было обусловлено притоком капитала из США, наличием дешевой рабочей силы, развитием туризма и ростом доходов этой отрасли. Все это позволило Италии приблизиться к странам-конкурентам.

Индустриализация страны завершилась в 1960-е гг., в период так называемой «чудо-экономики». Нехватка природных ресурсов явилась решающим фактором выбора принципа экономического преобразования: экспортировать, чтобы выжить.

Все послевоенные кризисы не обошли Италию. В середине 70-х гг. в Италии имел место серьезный экономический спад, вызванный энергетическим кризисом.

В 80-е гг. итальянская экономика преодолела новый экономический кризис, обуздала инфляцию и начала промышленную реконструкцию. Следствием этого явилось бурное развитие электронной и химической промышленности.

Девяностые годы не обошлись без потрясений. Безработица достигла угрожающих масштабов, только в 1993 г. было потеряно 230 тыс. рабочих мест. Безработица и дестабилизирующее воздействие рабочих волнений стали одной из основных проблем правительства Италии.

В структуре экономики преобладает сфера услуг – 68,2% ВВП; доля промышленности – 28% ВВП; сельского хозяйства – 3,3% ВВП.

Промышленность. Для структуры итальянской промышленности характерно:

1) большее значение в экономике отраслей легкой промышленности при сохранении определенных позиций тяжелой индустрии;

2) ведущая роль машиностроения;

3) более высокая, чем в других странах ЕС, роль химической промышленности;

4) слабо развита горнодобывающая промышленность;

5) большое значение малых и средних предприятий.

Из всех развитых стран Италии присущи наиболее резкие территориальные контрасты в уровне индустриализации. В Южной Италии в промышленности занято менее 15% экономически активного населения, а на Северо-Западе – около 40%. Здесь же сосредоточена и подавляющая часть наиболее передовых наукоемких производств.

Проводимая итальянским правительством и ЕС региональная политика направлена на ликвидацию экономической отсталости ряда Центральных и Южных районов страны. Проводимая в этих районах индустриализация предполагает строительство небольших предприятий легкой и пищевой промышленности в малых и средних городах Центральной и Южной Италии. Идет ускоренное развитие приморских промышленных центров (Равенна, Таранто, Кальяри на Сардинии и др.) на базе использования импортного сырья, в частности, нефти.

В структуре итальянской промышленности наблюдается постоянный рост доли обрабатывающей промышленности – основы итальянской индустрии. Ведущее место в обрабатывающей промышленности занимает машиностроительный комплекс, доля которого превышает 35%. Сюда относятся: общее машиностроение; производство транспортных средств; выпуск электротехнического и электронного оборудования; металлообработка и выпуск изделий из металла.

Наблюдается некоторое отставание Италии от других индустриальных стран по уровню научного потенциала, поэтому страна в МРТ специализируется на производстве машин и оборудования средней и малой наукоемкости, поставляя на мировой рынок довольно широкую гамму машиностроительной продукции. В частности, она является одним из крупнейших производителей сельскохозяйственной техники, электробытового, упаковочного и пищевого оборудования, станков, текстильного оборудования, подвижного состава и других транспортных средств.

Италия является одним из крупнейших в мире производителей и экспортеров потребительских товаров, отличающихся высоким качеством и изысканным дизайном.

Топливно-энергетический комплекс. Италия крайне бедна источниками энергии, имеет неблагоприятный энергобаланс.

В среднем за счет собственных ресурсов покрывается лишь 17% потребностей. Почти 70% в энергобалансе приходится на нефть. По этому показателю Италия сравнима среди постиндустриальных стран только с Японией: около 15% – на природный газ, 7–8% – на уголь, гидро - и геотермическую энергию.

Собственная добыча нефти невелика – 1,5 млн т. в год. За рубежом Италия закупает 98% всей потребляемой нефти (свыше 75 млн т.). Нефть поступает из Саудовской Аравии, Ливии, России. Италия располагает самой крупной в Западной Европе, по установленным мощностям, нефтеперерабатывающей промышленностью (200 млн т.), но степень использования ее очень низка.

Добыча природного газа (20 млрд куб. м в 1999 г.) обеспечивает около 46% потребностей в нем. Газ импортируется из России, Алжира, Нидерландов. Италия закупает около 80% твердого топлива. Каменный уголь ввозится из США и ЮАР.

Свыше 3/4 электроэнергии вырабатывается на ТЭС, использующих главным образом мазут. Поэтому электроэнергия дорогая, велик импорт электричества из Франции. После аварии на ЧАЭС было решено работу действующих АЭС остановить и не строить новых. Главные цели государственной энергетической программы – экономия потребления энергии и сокращение импорта нефти.

Черная металлургия Италии работает на импортном сырье. Собственная добыча незначительна – 185 тыс. тонн в год. Коксующийся уголь целиком ввозится из-за границы, в основном из США. Италия является крупным экспортером металлолома, а также руд легирующих металлов.

Импорт сырья для отрасли предопределил размещение крупнейших металлургических комбинатов на морском побережье в Генуе, Неаполе, Пьомбино, Таранто (последний, самый крупный в ЕС, мощностью 10 млн тонн стали в год).

В 2000 г. производство стали составило 25,6 млн тонн (седьмое место в мире). Многочисленные передельные и прокатные заводы тяготеют к крупным центрам машиностроения и к источникам сырья (лома). Предприятия передельной металлургии построены в Милане и Турине.

Крупнейшими производителями стали в стране являются ТНК «Рива» и «Финсидер».

На мировом рынке Италия специализируется на производстве тонкой, холоднокатаной стали и стальных труб. Главная продукция цветной металлургии: алюминий, цинк, свинец и ртуть.

Страна занимает второе место в ЕС и шестое в мире по прокату металлов, на ее долю приходится 40% производства черных металлов в ЕС.

Химическая промышленность Италии специализируется на производстве продукции нефтехимии, полимеров (особенно полиэтилена, полипропилена) и синтетических волокон.

Отрасль высоко монополизирована, господствуют крупные фирмы. Фирма «ЭНИ» занимает первое место в Европе по производству акриловых волокон, второе – по производству пластмасс, третье – по производству удобрений. «Монтэдисон» обеспечивает 1/4 производства химических удобрений страны. «СНИА» специализируется на производстве химических волокон, пластмасс, красителей, средств защиты растений, лекарств.

Италия занимает пятое место в мире по производству лекарств.

Старейший и важнейший район химической промышленности – Северо-Запад. Вследствие обострения экологической ситуации, нехватки свободных площадей, трудностей с электроснабжением этот регион специализируется на производстве продукции тонкой химии. Крупными центрами являются: Милан, Турин, Мантуя, Савона, Новара, Генуя.

Северо-Восточная Италия специализируется на производстве массовых нефтехимических продуктов, удобрений, синтетического каучука (Венеция, Порто-Маргера, Равенна).

Профиль Центральной Италии – неорганическая химия (Розиньяно, Фоллоника, Пьомбино, Терни и другие).

Южная Италия специализируется на производстве продуктов органического синтеза, минеральных удобрений (Брензи, Аугуста, Джеле, Торто-Торресе и другие).

Машиностроение – ведущая отрасль итальянской промышленности. В ней занято 2/5 всех промышленных рабочих, создается 1/3 всей стоимости промышленной продукции и 1/3 экспорта страны.

Для отрасли характерна высокая доля транспортного машиностроения в производстве и экспорте. По производству автомобилей (1,7 млн в 1999 г.) Италия заняла девятое место в мире. Крупнейшей автомобильной компанией является фирма ФИАТ (фабрика итальянских автомобилей в Турине). Она многопрофильна и производит локомотивы и вагоны, тракторы, судовые и авиационные двигатели, дорожно-транспортные машины, станки, роботы. В 1986 г. «Фиат» приобрел контрольный пакет акций своего конкурента – фирмы «Альфа Ромео».

Столицей «Фиата» является Турин, где находится штаб-квартира и крупнейший завод «Мирафьори»; автомобильные заводы построены также в Милане, Неаполе, Больцано, Модене. Фирма имеет свои филиалы во многих странах мира. В 1960-х гг. участвовала в строительстве завода-гиганта ВАЗ в Тольятти.

«Фиат» входит в первую десятку крупнейших производителей автомобилей, на долю которой проходится 5,3% мирового производства.

Фирма «Феррари» известна производством гоночных машин.

Международной специализацией Италии является не только производство автомобилей, но и мотоциклов, мотороллеров, мопедов и велосипедов.

Судостроение – кризисная отрасль транспортного машиностроения; тоннаж ежегодно спускаемых на воду судов не превышает 250–350тыс. бр.рег.т. Центры судостроения: Монофальконе, Генуя, Триест, Таранто.

Разнообразна продукция, выпускаемая электротехнической промышленностью – холодильники, стиральные машины, телевизоры. Отрасль отличается высокой территориальной концентрацией в Милане, его пригородах и в соседних городах – Варезе, Комо и Бергамо.

Растет производство продукции в электронике. Италия производит персональные компьютеры, электронные компоненты. В отрасли лидирует фирма «Оливетти», она же один из крупнейших в Европе производителей пишущих машин. Главный завод этой фирмы расположен в г. Иврея, севернее Турина. Электронные компоненты производит итало-французская компания «СТС-Томсон».

Получила развитие в Италии легкая промышленность. Страна является одним из крупнейших в мире производителей и экспортеров хлопчатобумажных и шерстяных тканей, одежды и обуви, мебели, ювелирных и фаянсовых изделий и др. По выпуску обуви Италия занимает третье место в мире после КНР и США. Итальянская фирма «Бенеттон», специализирующаяся на производстве готовой одежды и трикотажа, – одна из крупнейших в Европе, имеет свои филиалы в 110 странах мира. Штаб-квартира фирмы расположена в городе Тревизо.

Сфера услуг. Ведущую роль в отрасли играют туризм и банковская деятельность. Важнейшим источником дохода является туризм. Италию ежегодно посещают свыше 50 млн туристов. Более 3/4 всего оборота итальянского туристического бизнеса приходится на три города: Рим, Венецию и Флоренцию. Почти все прибывающие в Рим туристы посещают уникальное государство Ватикан. Развивается и так называемый «шоппинговый туризм», привлекающий оптовых торговцев продукцией итальянских малых и средних предприятий, а также индивидуальных потребителей итальянской одежды и обуви.

Италия является родиной банков, 67% ее населенных пунктов имеют банковские учреждения.

В Италии хорошо развиты все виды транспорта. Страна имеет развитую сеть железных (протяженность 9944 мили) и автомобильных дорог. Более 90% пассажиров и 80% грузов перевозится автомобилями. Главная транспортная артерия страны – «автострада солнца», связывающая Турин и Милан через Болонью и Флоренцию с Римом, Неаполем и Роджо-ди-Калабрия. Итальянский парк автомобилей насчитывает около 32 млн. Во внешних перевозках грузов преобладает морской транспорт; 80–90% импортируемых грузов доставляется морским путем. Самые крупные порты: Генуя (грузооборот 50 млн тонн в год) и Триест (35 млн тонн в год). Главный каботажный порт страны – Неаполь.

В Италии 34 аэропорта, среди них главные: Рим, Генуя, Венеция, Триест, Палермо, Неаполь, Специя.

Сельское хозяйство играет в экономике Италии гораздо более важную роль, чем, например, в Великобритании и ФРГ. Отрасль в то же время лишь на 75–80% обеспечивает население продовольствием, несмотря на благоприятные природные условия. Это объясняется сохранением архаичных аграрных отношений на Юге и раздробленностью хозяйств. Около 3/4 из них имеют площадь меньше 5 га.

Хотя благодаря государственной аграрной политике и европейской интеграции сельское хозяйство сильно изменилось. Выросла концентрация производства в руках крупных хозяев за счет разорения мелких собственников; расширились арендные и кооперационные отношения; ирригация; выросла урожайность культур и продуктивность скота.

Север, включая Паданскую равнину, имеет более благоприятные условия для развития сельского хозяйства. Здесь сосредоточено 2/3 орошаемых площадей; вносится в 3 раза больше, чем на юге, минеральных удобрений на 1 га обрабатываемых земель.

Главной отраслью сельского хозяйства Италии является растениеводство. Ведущая отрасль растениеводства – овощеводство. Ежегодно в Италии собирают 14 млн тонн овощей, из них 5 млн помидоров (ведущие районы – Эмилия-Романья, Кампания, Апулия).

Зерновое хозяйство, вторая по значению отрасль растениеводства, испытывает кризис. По сборам зерновых (18–20 млн тонн) Италия в 2,5 раза уступает Франции. Выращивают пшеницу, кукурузу, рис.

Важнейшая техническая культура – сахарная свекла. По сборам овощей и фруктов Италия на первом месте в Европе. Италия делит с Францией первое место в мире по сборам винограда (10 млн т) и производству виноградных вин.

Развитие животноводства сдерживается недостатком кормовой базы и острой конкуренцией более дешевой продукции Франции, Нидерландов и других стран ЕС.