Чему учат профсоюзные уроки. Российские профсоюзы


Профсоюз работников народного образования и науки РФ является членской организацией: с 1990 года – Федерации Независимых Профсоюзов РФ. с 1993 года – Ассоциации Профсоюзов работников непроизводственной сферы РФ. с 1995 года – Интернационала образования (крупнейшей международной отраслевой организации, объединяющей 258 учительских Профсоюзов из 140 стран мира). Немного истории


В 2005 году Профсоюз работников народного образования и науки РФ отметил свое 15-летие, а свой столетний юбилей отметило организованное, в свое время, профсоюзное движение в образовании России. На сегодняшний день в этот профсоюз входит около 5,3 миллионов человек. Своеобразные объединения в учительской среде появились еще в конце XIX века. Первоначально это объединение представляло собой съезды народных учителей. Первый такой съезд прошел в 1895 году. Результатом данного собрания стало повышение профессионального уровня педагогического персонала. Так же частично были рассмотрены вопросы школьного строительства. В годах на свет появился «Союз народных учителей», который объединил демократически настроенных работников учительской среды. Уже в годах резко выросло демократическое движение. Способствовало этому активное объединение рабочих и служащих различных отраслей народного хозяйства России. История профсоюзного движения в РОССИИ


1905 год был ознаменован появлением легальных демократических общественных организаций, которые послужили в качестве нового этапа объединения педагогов России. 12 мая 1905 года было проведено собрание, на котором 256 учителей и других деятелей народного образования создали «Союз народных учителей и других деятелей по народному образованию». В декабре 1905 года прошел второй делегатский Съезд Союз. Было выдвинуто предложение создания Всероссийской организации основанной на материальной взаимопомощи и правовой защиты учителей. В 1906 году был проведен третий Съезд Союза, который был посвящен исключительно проблемам защиты социально-экономических и иных прав учителей. В 1907 году прошел четвертый делегатский Съезд, на котором Союз был признан профессиональной организацией. На этом Съезде было принято десять различных постановлений. Это был последний съезд Всероссийского союза учителей и деятелей по народному образованию.


Выступая субъектом трудового права, Профсоюз осуществляет надзор и контроль за соблюдением Трудового кодекса РФ, участвует в управлении, обеспечивает защиту права на труд, участвует в регулировании условий труда и зарплаты, участвует в нормотворческой деятельности. Задачи профсоюза


Члены профсоюзного комитета ППО ГБОУ СОШ 516: 1. Андреева М.В. 2. Генсицкая Э.А. 3. Хлопоня А.В. Профсоюз – это добровольное общественное объединение граждан в целях защиты социально-трудовых прав и интересов. Одно из демократических прав граждан РФ закреплено в КРФ и федеративном законе – право на объединение профсоюзов. Согласно российскому законодательству, каждый достигший 14 лет, осуществивший трудовую деятельность, имеет право без предварительного разрешения создавать «профсоюзы», вступать и выходить из них. - А вы, школьники, могли ли вступать в «профсоюзы»? Почему? - Что относится к экономическим интересам работников?






Что такое профсоюз? Слово профсоюз ассоциируется в первую очередь с коммунизмом, комсомолом, но это не так, профсоюз это сокращение слов «профессиональный союз», т.е. союз людей нашей отрасли – работников народного образования и науки – студентов и преподавателей. Помните, что в нашей профсоюзной организации студентов отношение к бюрократическим подходам строго отрицательное. Все должности у нас выборные, и каждый сотрудник отвечает перед всеми членами профсоюзной организации.




Направления деятельности: o социально-правовая защита; o организация отдыха и досуга; o жилищно-бытовая деятельность; o обеспечение вторичной занятости; o организация охраны правопорядка; o спортивно-оздоровительная работа; o информационно-методическая работа; o организация психологической помощи; o организация обучения студентов по профсоюзной линии.




Права и обязанности членов профсоюза: Членом профсоюза может быть каждый учащийся в высшем учебном заведении, признающий Устав профессионального союза, уплачивающий членские взносы. Допускается членство в других профсоюзах. Приём в члены профсоюза студентов первого курса в высших учебных заведениях производится решением профкома. Принятому в профсоюз студенту выдаётся профсоюзный билет единого образца. Члены профсоюза состоят на учёте в первичной профсоюзной организации.


Член профсоюза имеет право: o На защиту профсоюзом его профессиональных, трудовых и социально-экономических прав и интересов в государственных и хозяйственных органах, суде. o Участвовать в деятельности профсоюза. o Принимать участие в выработке, обсуждении и принятии решений, получать информацию о деятельности профсоюза. o Избирать и быть избранным делегатом на профсоюзные конференции и съезды, в выборные органы профсоюзной организации. o На бесплатные консультации и юридическую помощь. o Получать материальную помощь из средств профсоюзной организации. o Получать информацию о работе профсоюзной организации. o Пользоваться договорами профкома с оздоровительными, культурно-просветительными учреждениями и спортивными сооружениями города на льготных условиях. o На поощрение, устанавливаемое профсоюзными органами, за активное участие в деятельности профсоюзной организации. o После окончания университета встать с выданным профсоюзным билетом на учет по месту работы и пользоваться всеми льготами в данной организации.


Нет такой области деятельности студентов ВУЗов, которая оставалась бы без внимания профсоюза. Основным направлением деятельности первичной профсоюзной организации студентов ВУЗов является защита профессиональных, трудовых и иных гражданских, социально-экономических прав и интересов студентов и аспирантов, учащихся в университете.


В сфере внимания профсоюзной организации находится работа столовых и буфетов. Специально созданная комиссия общественного контроля при профкоме студентов контролирует точки общественного питания. По результатам проверок принимаются меры, способствующие повышению уровня обслуживания. Другим из важнейших направлений работы профсоюзной организации является работа по улучшению общежитий студенческого городка ВУЗов. Также не менее важными направлениями являются спортивно – оздоровительная, информационно-аналитическая работа, а так же работа, связанная с решением жилищно-бытовых проблем и проведение всевозможных культурно-массовых мероприятий.


Традиционные и наиболее значимые мероприятия, имеющие широкую огласку и достаточно высокую оценку, проводимые профсоюзной организацией студентов: Социально-правовые мероприятия (оказание материальной помощи нуждающимся студентам, организация льготного питания, льготного проживания в общежитиях студгородка и др.). Спортивно-оздоровительные мероприятия (дни здоровья факультетов, легкоатлетический пробег, военно-спортивная игра и др.). Культурно-массовые мероприятия («Мисс НГТУ», «День первокурсника НГТУ», «Новый год», «Татьянин день», «Студенческая весна», «Осенние дебюты» и др. Мероприятия профсоюза ВУЗов


Здесь вы можете: 1.получить материальную помощь; 2.рассчитывать на гарантированную защиту своих прав; 3.поучаствовать в благотворительных акциях; 4.принять участие в факультетских, вузовских, городских и всероссийских мероприятиях; 5.познакомиться с интересными людьми, найти новых друзей; 6.стать известным на своём факультете и в университете; 7.получить бесценный жизненный опыт, стать настоящим лидером!


Структура профсоюза: Председатель Заместитель по организационным вопросам и делопроизводству Ответственный за работу профоргов Социальная комиссия Бытовая комиссия Заместитель по связям с общественностью Культмассовая комиссия Волонтёрская комиссия Финансовая комиссия Спортивная комиссия








ПРЕДСЕДАТЕЛЬ ППО ГБОУ СОШ 516 Коновалова Наталья Николаевна Члены Профсоюзного комитета: Андреева М.В.- уполномоченный по охране труда Ольшевская Д.И. Хлопоня А.В.-председатель ревизионной комиссии Игрунова Т.И.- председатель культурно-оздоровительной комиссии


27



В октябре, в выпускных классах большинства Российских школ проходят профсоюзные уроки, направленные на формирование у подрастающего поколения осознанного позитивного отношения к труду, повышение правовой грамотности молодежи и подготовку ее к самостоятельной трудовой деятельности. Ведь в лет молодые люди впервые начинают зарабатывать деньги. Уроки проводятся с целью ознакомления старшеклассников с основными статьями Трудового кодекса, в которых закреплены их трудовые права, а также с функциями профсоюзов. Ознакомление старшеклассников с основными статьями Трудового кодекса, в которых закреплены их трудовые права, а также с функциями профсоюзов – гарантия успешного начала трудовой деятельности. Радует, что учащиеся понимают это и принимают активное участие в изучении своих прав. Огромное спасибо директорам школ, всем профсоюзным работникам и педагогам, принимающим участие в проведении профсоюзного урока, потому что таким образом подрастающее поколение узнает о профсоюзах, о методах защиты своих социальных, экономических и трудовых прав.

Профсоюзный урок в 9 классе по теме:

«Российские профсоюзы. История и современность».

Рассмотрение проблемной ситуации:

«Зачем и кому нужны профсоюзы в современной России?

Новый педагогический опыт:

Применение метода управления мышлением «Шесть шляп де Боно» (один из методов технологии развития критического мышления посредством чтения и письма).

Форма урока:

Групповая, ролевая игра, театрализация.

Цель:

Познакомить учащихся с понятиями «профессиональный союз», историей его становления, функционала, значения и роли в современном российском обществе.

Задачи:

1. Продолжить формирование гражданской позиции учащихся, рассмотреть вопрос о важности участия каждого в работе общественных организаций, защищающих права и интересы работников, провести работу по профориентации.

2. Научить учащихся лучше понимать особенности своего мышления, контролировать свой образ мыслей, более точно соотносить его с поставленными задачами с целью более эффективного использования процесса мышления при решении проблемы.

Оборудование:

Компьютер, мультимедийный проектор, презентация, видеоролики, раздаточный материал, брошюры: Конституция РФ, Трудовой кодекс РФ, Закон «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности», стикеры жёлтого и зелёного цвета, бумага, вырезанная в форме листьев ростка (см. эмблему Профсоюза работников народного образования и науки РФ. В центре раскрытой книги - зеленый прямой росток с пятью равновеликими листьями).

Предварительный этап:

Поскольку тема профсоюзного движения является для учащихся новой (лишь отдельные вопросы затрагивались на уроках истории в 8 классе при изучении материала о промышленных революциях в Западной Европе), целесообразно провести подготовительную работу, которая состоит в следующем:

    Проводится вводное занятие, на котором учащиеся знакомятся с методом «Шести шляп» Эдварда де Боно.

    Учащиеся класса делятся на 6 групп (по количеству шляп).

    Каждая группа получает задание подобрать материалы о профсоюзном движении, ознакомиться и дать им оценку с точки зрения своей «шляпы» (позиции).

    Учащиеся знакомятся с материалами, предложенными учителями;

    Группа «белая шляпа» получает задание подготовить презентацию по истории профсоюзов.

Предложенные материалы :

    Законодательные основы деятельности профсоюзов: Конституция РФ, ст. 30, 37.;Трудовой кодекс РФ, ст. 29, 40; Закон «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности».

    Сборники нормативно-правовых актов, информационные бюллетени, издаваемые Московской городской организацией Профсоюза работников народного образования и науки РФ по различным проблемам трудового права (из профсоюзной библиотечки школы).

    А.П. Чехов. Рассказ «Размазня».

Ход урока:

    Организационный момент.

Здравствуйте, ребята! Добрый день, уважаемые гости! Сегодня у нас в гостях представители Управы района Новокосино и Территориальной профсоюзной организации работников народного образования и науки Восточного административного округа города Москвы. Мы рады приветствовать вас в нашей школе!

Ребята! Вы, ученики 9 класса, стоите на пороге вступления во взрослую жизнь. Скоро вы будете получать профессиональное образование, профессию. Важно, чтобы вы были всесторонне подготовлены к новой для вас роли в жизни. Хочется, чтобы ваша трудовая жизнь ничем не была омрачена. С этой целью мы проводим сегодня не обычный, а профсоюзный урок.

Наш урок пройдет с использованием метода «Шесть шляп», автором которого является известный в мире аналитик Эдвард де Боно. Этот метод поможет нам преодолеть наши эмоции, беспомощность и путаницу во взглядах. Надевая и снимая «шляпу», мы будем принимать на себя определенную роль, на которую эта шляпа указывает. Хочу напомнить вам правила метода «Шести шляп». Рассмотрите, пожалуйста, схему. (Демонстрация слайда № 1.) У вас на столах есть памятка, пожалуйста, следуйте инструкции.

Правила использования шляп:

    Надевая шляпу мышления, мы принимаем на себя роль, на которую эта шляпа указывает.

    Снимая шляпу конкретного цвета, мы уходим от этого типа мышления.

    При смене одной шляпы на другую происходит мгновенное переключение мышления. Такой метод позволяет призвать к переключению хода мысли, не обижая человека. Мы не нападаем на высказываемые мысли, а просим об изменении подхода.

    Для обозначения своего мнения можно просто назвать шляпу и тем самым показать, какой тип мышления предполагается использовать. Например, просто сказав, что надеваете черную шляпу, вы получаете возможность обсуждать идею, не нападая на человека, предложившего ее.

Шесть шляп мышления

Красная шляпа. Красный цвет наводит на мысль об огне. Красная шляпа связана с эмоциями, интуицией, чувствами и предчувствиями. Здесь не нужно ничего обосновывать. Ваши чувства существуют, и красная шляпа дает возможность их изложить.

Желтая шляпа. Желтый цвет наводит на мысль о солнце и оптимизме. Под желтой шляпой мы стараемся найти достоинства и преимущества предложения, перспективы и возможные выигрыши, выявить скрытые ресурсы.

Черная шляпа. Черный цвет напоминает о мантии судьи и означает осторожность. Черная шляпа - это режим критики и оценки, она указывает на недостатки и риски и говорит, почему что-то может не получиться.

Зеленая шляпа. Зеленый цвет напоминает о растениях, росте, энергии, жизни. Зеленая шляпа - это режим творчества, генерации идей, нестандартных подходов и альтернативных точек зрения.

Белая шляпа. Белый цвет наводит на мысль о бумаге. В этом режиме мы сосредоточены на той информации, которой располагаем или которая необходима для принятия решения: только факты и цифры.

Синяя шляпа. Используется в начале обсуждений, чтобы поставить задачу мышления и решить, чего мы хотим достичь в результате. Это режим наблюдения за самим процессом мышления и управления им (формулировка целей, подведение итогов и т. п.).

    Введение в проблемную ситуацию.

Учитель: Разрешите мне принять на себя роль «синей шляпы». Я буду стараться наблюдать за процессом нашего мышления, управлять им и формулировать цели, выводы. Объявляю примерный порядок шляп: синяя, белая, красная, черная, желтая, зеленая, синяя. Итак, предлагаю вам материал для размышления (распечатки статьи на столах) .

Проблемная ситуация: Зачем и кому нужны профсоюзы в современной России?

На первый взгляд вопрос парадоксальный. В стране существует большое количество профсоюзных организаций, их объединения и ассоциации с общей численностью около 30 миллионов человек (около 50% работающего населения). У этих организаций есть собственность, деньги (взносы) и бюрократический аппарат. Представители профсоюзной стороны регулярно принимают участие в заседаниях региональных и федерального правительств, международных симпозиумах, форумах и конференциях. С профсоюзами осторожничает власть (вдруг забастуют или выйдут на улицы!), в Государственной Думе создана депутатская группа «Солидарность», которая является профсоюзным лоббистом в парламенте. Очевидно, что такая «махина» не может существовать просто так, без надобности. Базовая сущность и смысл профсоюзов всерьез не обсуждаются никем. Однако более пристальный взгляд на российские профсоюзы позволяет увидеть картину не столь однозначную.

В дополнение к статистическим данным можно констатировать, что такая влиятельная и важная структура ничтожно мало для ее масштабов и значения присутствует в информационном поле. Федеральные и региональные СМИ о профсоюзах пишут редко, в основном интересуются вопросами их недвижимости: здравницами, спорткомплексами. (Вообще очень многие по старинке воспринимают профсоюз как место, где можно получить льготную путевку.) Сюжеты о трудовых конфликтах есть, но они редки. (В основном они касаются либо предприятий с иностранным капиталом («Форд», «Кока-Кола» и др.), либо угроз забастовок бюджетников). И это когда в сфере трудовых отношений в России проблем больше, чем достаточно! Выходит, в общественном сознании профсоюз воспринимается совсем не как организация, защищающая интересы работника.
Синяя шляпа: Тогда какие профсоюзы нужны стране? На этот и другие вопросы мы попытаемся дать ответы на этом уроке. Для этого нам потребуется восстановить смысл существования профсоюзов в современном мире, проанализировать ситуацию возникновения профсоюзов в дореволюционной России и их трансформацию в советский период, что, в свою очередь, позволит объективно оценить ситуацию профсоюзов в современной России.

    Этап всестороннего изучения проблемы по методу «Шесть шляп мышления».

Белая шляпа: Историческая справка (презентация «Из истории профсоюзного движения в России» ).

(Слайд 1) Я хотела бы познакомить вас с основными этапами развития профсоюзов: от момента их зарождения до наших дней.

(Слайд 2) В Англии в начале XIX века в результате промышленного переворота сложился новый массовый слой наемных работников.

Взаимоотношения работников и работодателей изначально порождали конфликты. Одним из главных методов повышения дохода предпринимателей было ужесточение требований к работникам: удлинение рабочего дня, сокращение оплаты труда, увольнение. (Слайд 3) Чтобы противостоять такого рода действиям со стороны работодателей, рабочие сами покидали предприятия и отказывались снова приступать к работе, пока их требования не были удовлетворены хотя бы частично. (Слайд 4) Тактика забастовок начинала приносить успех.

Первые профсоюзы (тред-юнионы - англ. trade-union) появились в конце 18-го века в Англии. Их появление вызвало ожесточенное сопротивление, как среди предпринимателей, так и в государственных кругах. (Слайд 5) Для подавления профсоюзного движения принималось специальное законодательство, для организаторов профсоюзов вводилась уголовная ответственность.

(Слайд 6) В России профсоюзы появились в октябре 1905 года в ходе первой русской революции. Профсоюзное движение в этот период времени представляло собой попытки объединения рабочих из простых стачечных групп в организации трудящихся для улучшения условий труда и экономического положения рабочих.

24 сентября - 7 октября 1905 года в Москве состоялась I Всероссийская конференция профессиональных союзов, во время проведения которой было создано Московское центральное бюро профсоюзов.

(Слайд 7) Новым, на тот момент, методом в организации деятельности профсоюзов стала выработка конструктивной программы экономических требований. Уже тогда через профсоюзы участники стачек поднимали вопрос о заключении коллективных договоров на предприятиях. Повсеместно общими собраниями рабочих принимались уставы профсоюзов, в которых основополагающими были экономические требования: установление 8-часового рабочего дня, повышение заработной платы, отмена сверхурочных и ночных работ, запрещение детского труда, отмена штрафов, улучшение условий труда и быта трудящихся, особенно женщин.

(Слайд 8) В первые годы советской власти профсоюзы принимали непосредственное участие в ликвидации неграмотности и безработицы, в поставках продовольствия и топлива рабочим и их семьям. (Слайд 9) В последующие годы их, как и иные общественные организации, превратили в рупор партии, повсеместно навязывались несвойственные им функции: (Слайд 10) управление социальным страхованием, организация санаторно-курортное лечения и отдыха трудящихся, отдыха и оздоровления детей, руководство технической инспекцией труда, проведение культурно-массовой и спортивной работы.

(Слайд 11) В 1990 году впервые в стране была принята Декларация о правах трудящихся. Профсоюзы предложили программу реформирования трудового законодательства и инициировали разработку изменений и дополнений в Кодекс законов о труде.

Российские профсоюзы подняли вопрос и отстояли основополагающее право трудящихся на объединение, которое теперь закреплено в 30-й статье Конституции Российской Федерации.

При поддержке профсоюзов был принят базовый для этой сферы деятельности Федеральный закон «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности». Он дал профорганизациям право представлять и защищать социально-трудовые права и интересы работников и участвовать в нормотворческом процессе.

(Слайд 12) Начиная с 2005 года, мы имеем возможность наблюдать новый виток деятельности профсоюзов, который связан с глобализацией экономики, затронувшей и вопросы охраны труда. Этот период можно охарактеризовать активной деятельностью профсоюзов по защите прав работников. На современном этапе профсоюзы идут путем сотрудничества или социального партнерства. Если профсоюзы помогают правильно организовать производство, то предприятия получают б о льшую прибыль и б о льшую долю могут превращать в зарплату. Если рост экономики требует перевода специалистов из одной отрасли в другую, то государство договаривается с профсоюзами, и те организуют переквалификацию работников.

Однако данные статистики говорят, что, несмотря на значительные достижения, население страны мало информировано о деятельности профсоюзов. В современных экономических условиях многие руководствуются принципом: «Каждый сам за себя». (Конец презентации).

Чёрная шляпа: Отношение простых людей к профсоюзам показывают последние результаты изучения общественного мнения. По опросу ВЦИОМ, в качестве причин недоверия профсоюзам как демократическим институтам в России граждане называют следующие:

Деятельность профсоюзов незаметна, бесполезна, неэффективна, их просто нет - 39%;

Они не отстаивают интересы работников, выполняют волю властей - 16%;

Не доверяет профсоюзам; затрудняются сформулировать причины своего недоверия, но тем не менее не доверяют - 46%.

Синяя Шляпа: В который раз в российской истории профсоюзам требуется трансформация, которая сделает их деятельность адекватной вызовам современности. Современные профсоюзы должны уметь находить новые способы объединять людей, решать конфликт работников и работодателей, добиваться принятия необходимых законов и превратиться в правозащитников. А когда ситуация стабилизируется - выстроить систему коммуникации для всех заинтересованных сторон и реализовать принцип социального партнерства. (Вывод).

Еще одной иллюстрацией к нашей проблемной ситуации будет инсценировка по мотивам рассказа А.П.Чехова «Размазня».

Сценка (по мотивам рассказа «Размазня» А.П. Чехова). Ситуация: работник и работодатель.

Я проработала гувернанткой у ваших детей 2 мес. и 5 дней и хотела бы получить расчет.

Хорошо, давайте посчитаемся. Договорились мы с вами по тридцати рублей в месяц...

- По сорока...

- Нет, по тридцати... У меня записано... Я всегда платил гувернанткам по тридцати. Проработали вы два месяца...

- Два месяца и пять дней...

- Ровно два месяца... У меня так записано. Следует вам, значит, шестьдесят рублей... Вычесть девять воскресений... вы ведь не занимались с Колей по воскресеньям, а гуляли только... да три праздника...

(Юлия Васильевна вспыхнула и затеребила оборочку, но... ни слова!..)

- Три праздника... Долой, следовательно, двенадцать рублей... Четыре дня Коля был болен и не было занятий... Вы занимались с одной только Варей... Три дня у вас болели зубы, и моя жена позволила вам не заниматься после обеда... Двенадцать и семь - девятнадцать. Вычесть... останется... гм... сорок один рубль... Верно?

(Левый глаз Юлии Васильевны покраснел и наполнился влагой. Подбородок ее задрожал. Она нервно закашляла, засморкалась, но - ни слова!..)

- Под Новый год вы разбили чайную чашку с блюдечком. Долой два рубля. Потом по вашему недосмотру Коля полез на дерево и порвал себе сюртучок... Долой десять... Горничная тоже по вашему недосмотру украла у Вари ботинки. Вы должны за всем смотреть. Вы деньги за это получаете. Итак, значит, минус еще пять... Десятого января вы взяли у меня десять рублей...

- Я не брала.

- Но у меня записано!

- Ну, пусть... хорошо.

- Из сорока одного вычесть двадцать семь - останется четырнадцать...

(Оба глаза наполнились слезами...)

- Я раз только брала, - сказала она дрожащим голосом . - Я у вашей жены взяла три рубля... Больше не брала...

- Да? Ишь ведь, а у меня и не записано! Долой из четырнадцати три, останется одиннадцать... Вот вам ваши деньги, милейшая! Три... три, три... один и один... Получите!

(И подал ей одиннадцать рублей... Она взяла и дрожащими пальчиками сунула их в карман.)

- Merci, - прошептала она.

Красная шляпа: Безобразие! Всех вы так обираете?

Работодатель: Не нравится – скатертью дорожка! Желающих работать у меня много…

Красная шляпа: Я не размазня, я молчать не буду! (К гувернантке) Отчего вы не протестуете? Чего молчите? Разве можно на этом свете не быть зубастой? Разве можно быть такой размазней?

Синяя шляпа: Мы с вами наблюдали, как нарушаются права работника. Всегда ли человек может отстоять свои права в одиночку? Легко ли это сделать? Может, для этого нужно объединиться и совместно отстаивать свои права?

Белая шляпа: Существует общественная организация, цель которой – защитить трудовые права работников. Это профсоюз.

Профсоюз – это добровольное общественное объединение граждан, связанных общими производственными, профессиональными интересами по роду их деятельности, создаваемое в целях представительства и защиты своих социально-трудовых прав и интересов.

Право на объединение в профсоюзы закреплено в Конституции Российской Федерации (ст. 30) и в Федеральном законе «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях их деятельности» (гл. I , ст. 2).

Согласно российскому законодательству каждый, достигший возраста 14 лет и осуществляющий трудовую (профессиональную) деятельность, имеет право, без всякого предварительного разрешения, по своему выбору создавать профсоюзы для защиты своих интересов, вступать в них, заниматься профсоюзной деятельностью и выходить из профсоюзов. Учащиеся учреждений профессионального образования (высшего и среднего) также могут вступать в профсоюзы. Так как школьники не занимаются профессиональной деятельностью, они пока не могут быть членами профсоюза.

(Презентация «Как организовать профсоюз»).

Красная шляпа: 1-ая : Да…, наверное, хорошо бы вступить в профсоюз, чтобы меня защищали… 2-ая : Ну, вот ещё! И ты веришь, что кто-то будет защищать твои права?

Черная шляпа: Изучив статистические материалы, мы пришли к выводу, что приблизительно треть населения считает деятельность профсоюзов бесполезной. Примеры этому: невыплата зарплаты, увольнения, нарушение трудовых прав работников. К этому нужно добавить, что нужно платить взносы – не менее 1 % от зарплаты!

Красная шляпа: Целый один процент! Это можно 2 раза в «Макдональдсе» поесть! Ещё и на собрания ходи! Зачем мне профсоюз? У меня и так всё хорошо…

Чёрная шляпа: Если сегодня всё хорошо, это не факт, что будет хорошо завтра. Кризис 2008 года показал, что можно легко лишиться работы. И никаких гарантий.

Красная шляпа: Караул! Помогите!

Зелёная шляпа: Один в поле не воин! Работодатель найдет много аргументов, что вы не правы. Лучше бороться за свои права сообща…

Желтая шляпа: Мы тоже изучили статистические материалы. Они говорят о том, что именно благодаря действиям профсоюзов удалось добиться снижения безработицы. Введена программа содействия занятости. Мы помогли начать свое дело более чем 172 000 (ста семидесяти двум тысячам) человек. Восстановлено более 1,5 миллионов рабочих мест. Практически отсутствуют задержки зарплат, пенсий, пособий. Улучшаются условия труда. Из уплаченных взносов формируется фонд, средства которого расходуются на оказание юридической помощи, оказание материальной помощи, просветительскую работу, повышение квалификации и многое другое. Вот говорящий пример.

(Презентация телевидения Свердловской области о деятельности профсоюзов)

Зелёная шляпа: Информации о деятельности профсоюзов мало. Для того, чтобы профсоюзу иметь вес в обществе, нужно укрепить веру людей в общественное профсоюзное движение, поэтому важнейшие направления деятельности профсоюзов сегодня это:

    информатизация – использование Интернета, массовых печатных изданий, таких как газета «Солидарность», «Мой профсоюз» и других;

    привлечение юристов;

    повышение правовой грамотности работников;

    привлечение внимания общественности к социальным проблемам общества;

    социальное партнерство с представителями работодателя и государственной власти.

Посмотрите, как активно работает профсоюз работников народного образования и науки.

(Видеоклип Молодежного совета ВАО)

    Рефлексия.

Синяя шляпа: Пришло время подвести итоги нашего урока. Мы постарались рассмотреть проблему современного профсоюзного движения с разных точек зрения и ответить на вопрос: « Зачем и кому нужны профсоюзы в современной России?»

У вас на столах есть карточки-стикеры жёлтого и зелёного цвета. Прошу ответить на вопрос: «Нужен ли мне профсоюз?» « Да» – выбираете зеленую карточку, « Нет» – выбираете желтую. Приклейте, пожалуйста, свои стикеры на лист бумаги. Уважаемые гости, прошу вас тоже высказать свое мнение по этому вопросу. Спасибо!

(На доске символ знаний – росток. По цвету стикеров, приклеенных на листочки, определяем, достигли мы своей цели или нет).

Заключительное слово предоставляется гостям.

История профсоюзов начинается с первых выступлений рабочих против работодателей. Стачечные комитеты стали предшественниками профессиональных союзов России. Таким образом рабочие пытались объединиться для защиты своих экономических интересов. В июне 1917 г. состоялась III Всероссийская конференция профсоюзов, которая избрала временный Всероссийский центральный совет профессиональных союзов (ВЦСПС). В эти годы профсоюзами был взят курс на участие в государственном и хозяйственном строительстве. К началу Великой Отечественной войны профсоюзы СССР объединяли свыше 25 млн. человек. Свою деятельность они подчинили задаче «все для фронта, все для победы!». В 50-е годы XX в. роль профсоюзов была весьма велика, являясь одним из звеньев советской политической системы. С 1989 г. законотворческая работа стала одним из важнейших направлений в защитной деятельности профсоюзов. Они подготовили ряд важных законов: о занятости, о пенсиях, о налогах и т.д., а также Федеральный закон «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности» (1990 г.).К этому времени профсоюзы объединяли около 140 млн. человек. Профсоюзы контролировали состояние условий труда и техники безопасности на производстве силами своей технической инспекции труда, управляли бюджетом государственного социального страхования, добиваясь от государства постоянного его увеличения. Неуклонно росли и основные фонды санаторно-курортного хозяйства профсоюзов. Большая работа проводилась по контролю за соблюдением законодательства о труде. В марте 1990 года в Москве состоялся Учредительный съезд профсоюзов РСФСР и было образовано общероссийское профсоюзное объединение (профцентр) – Федерация независимых профсоюзов России (ФНПР).

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

ДОСТОЙНЫЙ ТРУД В XXI ВЕКЕ Роль профсоюзов в борьбе за достойные условия труда на примере Англии, Латвии и России.

Проблема для обсуждения Что такое достойный труд? Как добиться достойных условий труда в современном мире?

Труд Осознанная, энергозатратная, общепризнанная целесообразной деятельность человека, требующая приложения усилий и осуществления работы. Посредством трудовой деятельности человек видоизменяет предметы природы и приспосабливает их для удовлетворения своих потребностей.

Достойный труд Достойный труд Права на рабочем месте Защита трудовых и социальных прав Свобода объединений

Международная организация труда (МОТ) о понятии достойный труд Конституция РФ о понятии достойный труд Своя точка зрения Изложите свои выводы на бумаге. Подготовьте презентацию.

Стандарты достойного труда Достойная заработная плата – заработная плата, обеспечивающая расширенное воспроизводство человеческого и трудового потенциала, экономическую свободу работающему человеку и его семьи.

Стандарты достойного труда Эффективная занятость – максимально возможная занятость на рабочих местах, обеспечивающая рациональное использование знаний, умений и навыков работника, достойную заработную плату, непрерывное профессиональное развитие, возможность профессионального роста и повышение классификации, мотивацию работников к труду, грамотную организацию труда и отдыха работника, безопасные условия труда.

Стандарты достойного труда Эффективное социальное партнерство – система взаимоотношений работников, их представителей, работодателей, их представителей, органов государственной власти, органов местного самоуправления, позволяющая учитывать и согласовывать в равной и справедливой степени интересы каждой из сторон и обеспечивающая стабильное социально-экономическое развитие страны.

Стандарты достойного труда Социальное страхование-высокоэффективный механизм социальной защиты работающих и регулирования качества жизни.

Как добиться достойных условий труда в современном мире? Профсоюз - добровольное общественное объединение граждан, связанных общими производственными, профессиональными интересами по роду их деятельности, создаваемое в целях представительства и защиты их социально-трудовых прав и интересов.

Из истории профсоюзов По мере становления капиталистического общества в нем формировались два социально-экономических класса: буржуазия и пролетариат.

Из истории профсоюзов Конфликты между работодателем и работником были неизбежны. Это эпоха так называемого "дикого капитализма".

Согласно правилам МОТ, все конфликты должны решаться путем переговоров. Если переговоры заходят в тупик, то тогда каждая из сторон демонстрирует свою силу: работники устраивают забастовки, а работодатели пытаются противостоять этому с помощью государства". Современное демократическое государство должно регулировать эти отношения с помощью законодательства и отстаивать интересы большинства населения (работников).

Что делают профсоюзы в борьбе за достойный труд?

Добиться достойных условий труда можно только вместе!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Достойный труд в XXI веке (Методические рекомендации по проведению профсоюзного урока)

Дать представление учащимся о социальной природе понятия «достойный труд в современное время» и понимание значения труда в собственной жизни; определить функции и задачи профсоюзов на современном эт...

Методическая разработка открытого профсоюзного урока для 9 класса «Российские профсоюзы. История и современность».

Данная методическая разработка имеет цель:Познакомить учащихся с правом граждан на объединение в профсоюзы. Научить грамотно пользоваться своими правами.Способствовать дальнейшей социализа...

Профсоюзный урок

Тема: «Российские профсоюзы: история и современность».

Цели урока: познакомить учащихся с понятиями «профессиональный союз», «профсоюз», историей его становления, функциями профсоюза, значением и ролью в современном российском обществе; заложить основы к способам защиты своих трудовых прав .

Ход урока:

1. Организационный момент

Ведущий:

Дорогие ребята! Уважаемые гости!

Рады приветствовать вас на школьном съезде профсоюзов!

Ведущий:

Здравствуйте Взрослые, здравствуйте Дети,

День необычный сегодня на свете.

Мы в этом зале приветствуем вас

И о профсоюзах пойдет наш рассказ.

Ученики: 2 класс

Что такое профсоюзы?

Что такое профсоюзы?

Мне, ребенку, восьми лет

Прошу дать о профсоюзах подробный ответ.

Ведущий:

Что такое профсоюз - это повесть,

Наши будни, наша жизнь, наша совесть.

И в нём зависти нет и нет фальши,

Что такое профсоюз, знает каждый,

За кого постоял он однажды.

С кем он в радости был, был и в горе

И помог разрешить проблем море.

Что такое профсоюз - это сила,

Крепче не было фронта и тыла.

Закаляет сердца наши, волю,

Он надежда на лучшую долю.

Что такое профсоюз - дело чести,

Когда все как один, когда вместе.

Это главное наше богатство,

Это школа единства и братства.

Что такое профсоюз - это служба.

Это курсы, учёба и дружба.

Это людям на верность присяга.

Это смелость, напор и отвага .

Что такое профсоюз - это вера,

Это роль эталона, примера.

Профсоюз будет жить, будет вечен,

Так как он справедлив, человечен!

Частушки: 4 класс

Профсоюзы – это лихо!

Здесь не отсидишься тихо!

Много дел мы Вам предложим.

Не сумеете – поможем!

Если будешь в профсоюзе,

Защищать тебя мы будем,

Ну, а если ты не с нами,

То поплачься своей маме!

Чем прекрасен наш союз,

Наш союз – профсоюз!

Защитит тебя всегда,

Не обидит никогда!

Если хочешь ты путевку,

Если стало трудно жить

Ты подумай, не пора ли

В профсоюз тебе вступить!

Профсоюз вам не игрушка,

Не сломаешь, не толкнешь,

Только в нашем профсоюзе

Соцзащиту ты найдешь!

Профсоюз – моя семья!

С ним по жизни ты и я! ВСЕ ВМЕСТЕ

2. История возникновения профсоюзов.

Ученики:

Нам, конечно, интересно.

Но, нам много неизвестно.

Как возник, где раньше жил,

С кем общался, с кем дружил?

Ведущий:

1) Что такое профсоюз?

Профсоюз – это добровольное общественное объединение граждан, связанных общими производственными, профессиональными интересами по роду их деятельности, создаваемое в целях представительства и защиты своих социально-трудовых прав и интересов.

К экономическим интересам относится : уровень заработной платы , обеспечивающий достойную жизнь, пенсионное обеспечение .

К социальным интересам относится : отсутствие безработицы, гарантия занятости, социальное страхование (оплата больничного листа, пособие по уходу за ребенком, обеспечение льгот).

К трудовым интересам относится : условия труда, система оплаты труда , продолжительность рабочего времени , продолжительность отпуска, обеспечение безопасности труда.

Социальный пакет – дополнительные льготы и гарантии на рабочем месте гарантия сохранения рабочего места выполнение трудового законодательства.

2) Как же люди поняли то, что им нужны профсоюзы?

В далеком XII в. городские купцы и ремесленники начали объединяться в товарищества: купцы – в гильдии, ремесленники – в цеха.

Гильдии и цеха прежде всего должны были защищать своих членов. Члены цеха помогали друг другу осваивать новые приемы в своем ремесле. Цеховое начальство следило, чтобы все цеха работали в равных условиях труда, чтобы другие не богатели за счет других, не переманивали заказчиков, покупателей, вводили определенный режим работы. Цехи поддерживали вдов и сирот, собратьев по профессии, безвременно скончавшихся, помогали своим инвалидам, устраивали общие праздники, контролировали качество продукции. Так зарождались профсоюзы 800 лет назад. Но настоящие профсоюзы возникли в Великобритании .

3) Первое профсоюзное движение.

Профсоюзное движение зародилось в Великобритании на рубеже 18-19 веков. Великобритания – государство Западной Европы, большая часть которого расположена на острове Британия.

В 19 веке сельская Англия превратилась в страну городов и мастерскую мира. Формируется класса промышленников – собственников и класс работников – пролетариев, противоречия между ними, привели к тому, что появилось объединение, которое отстаивало социально – экономические интересы пролетариев: продолжительность рабочего дня, условия труда, их безопасность, уровень заработной платы.

В Англии первые профессиональные союзы появились в 1792 году у рабочих хлопкопрядильной промышленности, затем у литейщиков и шахтеров.

Активно использовался детский и женский труд. В 1839 году половина рабочих Великобритании были моложе 18 лет и половину из них составляли женщины и дети.

Вполне закономерно, что впервые профсоюзы возникли в годы промышленной революции в наиболее промышленно развитой стране мира – Англии

4) Профсоюзы в России.

Профсоюзы России возникли позже, чем профсоюзы стран Западной Европы и Америки. Образование профсоюзов открыло новый этап в развитии рабочего движения в России.

В 1905 году в Москве проходила I Всероссийская конференция профессиональных союзов, образовавшая межсоюзную организацию профессиональных союзов - Московское центральное бюро профсоюзов. Эта дата считается официальной датой возникновения российских профсоюзов.

К середине 1917 года профсоюзы представляли работников около 110 профессий. В первые годы советской власти профсоюзы играли важную роль в ликвидации безработицы и неграмотности, в обеспечении продовольствием и топливом рабочих и их семей.

В 50-70-х годах XX века окончательно сформировалась правовая система профсоюзов страны.

К середине 80-х годов профсоюзы имели разветвленную и устойчивую структуру, объединяли 140 миллионов человек, то есть практически все взрослое население страны, включая учащихся средних и высших учреждений. От рабочего до министра, от токаря до главы правительства - все были объединены в 31 отраслевой профсоюз.

5) Выводы:

Профсоюзы остались единственными представителями прав и интересов работников на всех уровнях.

Важнейшей страницей в летописи профсоюзного движения России в постсоветский период стало проведение Учредительного съезда профсоюзов РСФСР в 1990 году. Съезд провозгласил создание Федерации Независимых Профсоюзов России, которая объединила основную часть традиционных профсоюзных структур.

3. Вступление в профсоюзную организацию.

Ведущий:

Ну и как вам наш рассказ?

Ученики (2 класс хором):

Нам понравился ваш сказ.

Мы хотим вас попросить

В профсоюз к себе пустить.

Ведущий :

Вот и здорово, ребята,

Для начала, без сомненья мы напишем заявленье.

(ученики 2 класса заполняют бланки заявлений и передают их Молчановой Е.М.

Звучит торжественная музыка)

Ведущий:

С профсоюзом жизнь связала нас,
Он для всех опора в трудный час,
Вот уж больше сотни лет,
Оставляет добрый след.

Ведущий :

Кто там сказал, что "нашим" не по силам?!
Поклон всем тем, кто поднял этот груз.
И этот груз в истории России, -
Подобен улью наш российский профсоюз.
Как в улье пчёлы, Вы трудяги,
Работники, вам в мире равных нет.


Вы не какие-то понурые бродяги, -
Сплотились крепко против всяких бед.
Трудом служить великой родине во славу! -
Вот чести, мужества слова.
Всегда верны Вы чёткому уставу:

ОТСТАИВАТЬ РАБОЧИЕ ПРАВА!

Ведущий :

А теперь нам с вами нужно познакомиться с основными принципами работы профсоюзов. Для этого мы проведем работу в наших профсоюзных командах.

Внимание, внимание первое задание. Вам нужно придумать название и девиз для своей команды.

(дети придумывают название и девиз)

1 команда ЗВЁЗДОЧКА

Девиз:

Профсоюз это сила,

Это новая жизнь.

Ты вступай в Профсоюз,

За него и держись.

2 команда КОМЕТА

Девиз:

В профсоюз вступил не зря - знаю, там мои друзья!

За каждое выполненное задание команда будет получать подарок от профсоюзной организации (билет в театр, кино, на концерт, в музей и т.д..)

Задание "Закончи предложение".

Ведущий:

Вам необходимо проявить смекалку, креативность и ответить на вопрос:

"ЧТО ДЕЛАЕТ ПРОФСОЮЗ?"

П… Протягивает руку помощи!

Р… Решает социальные проблемы!

О… Отстаивает права и интересы человека труда!

Ф… Формирует основные требования к работодателю!

С… Содействует росту заработной платы!

О… Осуществляет представительство интересов в суде!

Ю… Юридически поддерживает и защищает!

З… Знает, что делать!

Молодцы! А вот вам и награда. Следующий конкурс.

Задание "А знаете ли Вы…"

Ведущий:

"Уважаемые члены профсоюза школьников!

Я предлагаю окунуться в детство и вспомнить сказку "Золушка"

и найти нарушения трудовых прав Золушки,

проанализировав предложенный вам текст".

Участникам раздаются карточки с текстом. (+ на слайде)

Тексты: (ДЕТИ ЧИТАЮТ)

1. Пятнадцатилетнюю Золушку мачеха отправила на работу в Дом быта. Отец Золушки ничего не знал об этом, так как дочь не хотела его расстраивать.

2. При приёме на работу девочка устно обговорила условия своей работы с хозяйкой Дома быта и приступила к исполнению своих обязанностей с 6-00 до 21-00. В течение трёх месяцев она должна была проявить себя, после чего хозяйка примет окончательное решение: оставить на работе или уволить.

3. Однажды хозяйка вызвала Золушку и сказала: "Скоро новогодний бал! Нужно привести в порядок новогодние костюмы для придворных, поэтому придётся работать в выходные дни. Золушка проработала все выходные и даже оставалась ночью, чтобы выполнить задание хозяйки.

4. Золушка надеялась, что на повышенную зарплату за работу в выходные дни и ночные смены, она сможет купить себе вечернее платье и покорить принца. Но к её удивлению зарплата оказалась той же, что и в прошлом месяце.

5. На балу Золушке так и не пришлось танцевать с принцем. Хозяйка по поручению короля отправила её работать посудомойкой на кухню дворца.

6. Золушка столько много времени трудилась, не покладая рук, что заслужила настоящий отпуск. Пришло лето. Хозяйка сама уехала отдыхать в тридесятое царство, а у Золушки как всегда было много работы, и в отпуск она не пошла. Лишь осенью хозяйка сжалилась над девочкой и дала отдохнуть ей две недели.

7. Однажды, прогуливаясь в лесу, она пела свою детскую песню. Её прекрасный голос услышал принц, охотившийся неподалёку. Он влюбился в неё с первого взгляда и предложил руку и сердце.

Ведущий:

Молодцы, ребята! Наши советы должны помочь не только Золушке, но и нам всем. А чтобы не забыть их, получите памятки.

Задание: "Радуга".

Ведущий:

"Многие из нас, и вступающие в профсоюз, и уже являющиеся его членами, нередко задаются вопросом: "А что это такое? Зачем нужен профсоюз? Какие преимущества он мне даст?". Особенно часто этот вопрос возникает у людей, только услышавших о нашей организации.

Каждому участнику предлагается выбрать один из цветов радуги и

соответствующее ему определение целей и задач Профсоюза и озвучить их.

(Звучит фоновая музыка)

Ученики парами выходят к сцене (2+4 класс):

(На мольберте контур радуги со словами-подсказками)

1ая пара

Подходит к мольберту, берёт кисть, обмакивает её в баночку с фиолетовой краской, рисует нижнюю дугу радуги

«Я хочу чтобы мы в нашем школе чувствовали себя комфортно».

2ая пара

Берёт другую кисть, макает её в синюю краску, рисует вторую снизу линию и говорит:

А в этом нам поможет наша первичная профсоюзная организация, ведь профсоюз:

«Добивается повышения благосостояния и жизненного уровня

членов Профсоюза школьников»

3ья пара

Берёт другую кисть, макает её в голубую краску, рисует третью снизу линию и говорит:

«Обеспечивает защиту права каждого члена Профсоюза школьников на образование, повышение уровня воспитанности школьников».

4ая пара

Берёт другую кисть, макает её в зелёную краску, рисует четвёртую снизу линию и говорит:

«Содействует охране здоровья, созданию здоровых и безопасных условий обучения»

5ая пара

Берёт другую кисть, макает её в жёлтую краску, рисует пятую линию и говорит:

«Осуществляет общественный контроль за практической реализацией признаваемых законом приоритетов в сфере образования и науки».

6ая пара

Берёт другую кисть, макает её в оранжевую краску, рисует шестую линию и говорит

«Укрепляет организационное единство, развивает солидарность, взаимопомощь и сотрудничество членов Профсоюза школьников»

7ая пара

Берёт другую кисть, макает её в красную краску, рисует седьмую линию и говорит

«Оказывает бесплатную юридическую, методическую, консультационную, и по необходимости, материальную помощь членам профсоюза школьников»

Ведущий:

«Пусть такой же радужной будет ваша жизнь в нашем коллективе и в профсоюзе школьников, пусть вам будет легко и интересно в обществе людей, комфортно жить в нашей стране!

Желаем вам успеха, процветания, душевного спокойствия, материального благополучия!»

Председатель профсоюзной организации

В завершении нашего школьного съезда профсоюзов позвольте вручить вам профсоюзные билеты Профсоюза Школьников.

(Вручает 2ому классу профсоюзные билеты.)

Звучит гимн профсоюзов.