Затраты на управленческий персонал относятся к. Как сокращают расходы на административный персонал

Новые уловки телефонных мошенников, на которые может попасться каждый

Административно-управленческие расходы

АДМИНИСТРАТИВНО-УПРАВЛЕНЧЕСКИЕ РАСХОДЫ - затраты по управлению государством, промышленными предприятиями и хозяйственными организациями.

По способу включения в себестоимость продукции админитративно-управленческие расходы предприятий относятся к косвенным расходам и входят в состав цеховых и общезаводских расходов.

В админитративно-управленческие расходы входят затраты на заработную плату (основную и дополнительную) цехового и административно-управленческого персонала предприятия; на служебные командировки, канцелярские, типографские, почтово-телеграфные и телефонные расходы, расходы на легковой транспорт, содержание и текущий ремонт инвентаря и зданий административно-управленческого назначения, содержание охраны и т. п.

Величина админитративно-управленческих расходов в основном определяется численностью административно-управленческого персонала.

Снижению админитративно-управленческих расходов способствуют мероприятия, направленные на упрощение структуры управления, сокращение численности административно-управленческого персонала, улучшение организации и технической оснащенности их труда.

Структура платы за жилое помещение и коммунальные услуги установлена статьей 154 Жилищного кодекса Российской Федерации.

Так, плата за жилое помещение и коммунальные услуги включает в себя:

1) плату за содержание и ремонт жилого помещения, в том числе

а) плату за услуги и работы по управлению многоквартирным домом ,

б) содержанию общего имущества,

в) текущему ремонту общего имущества;

2) взнос на капитальный ремонт;

3) плату за коммунальные услуги;

4) плата за пользование жилым помещением (плата за наем) – для несобственников жилых помещений.

Данный перечень исчерпывающий, то есть все другие наименования услуг – это лишь составные части вышеуказанных услуг.

Плата за услуги и работы по управлению МКД – это и есть АУР (административно-управленченские расходы), или АХР (административно-хозяйственные расходы), или расходы на АУП (административно-управленческий персонал) в смете доходов и расходов и квитанциях. Как видим, « АУР» («АХР», «расходы на АУП») и « Содержание общего имущества МКД» – это отдельные строки в статье «Содержание и ремонт жилого помещения» сметы доходов и расходов ЖСК.

ЖСК и ТСЖ имеют право разрабатывать формы бухгалтерской отчетности самостоятельно. Из документов, регулирующих организацию бухгалтерского учета в ЖСК, есть только Письмо Минфина России от 29.10.1993 N 118 «Об отражении в бухгалтерском учете операций в жилищно - коммунальном хозяйстве». Однако в данном письме не сказано ничего о том, к каким расходам относится начисление заработной платы председателю. Потому здесь необходимо руководствоваться документами, рекомендуемыми для ведения учета в других некоммерческих организациях.

Так, существуют Рекомендации по организации финансового и бухгалтерского учета для товариществ собственников жилья, утв. Приказом Госстроя России от 14.07.1997 N 17-45. В соответствии с ними административно - управленческие расходы – это заработная плата административно - управленческого персонала с начислениями, накладные и прочие расходы.

Административно - управленческие расходы могут включать:

Фонд оплаты труда с начислениями (взносы в Пенсионный фонд, Фонд обязательного медицинского страхования, Фонд социального страхования, Фонд занятости, транспортный налог);

Содержание конторы правления Товарищества (отопление, горячее и холодное водоснабжение, освещение, оплата телефона и др.);

Канцелярские расходы;

Обучение управленческого персонала (повышение квалификации, приобретение нормативно - правовых документов и специальной литературы);

Содержание оргтехники;

Информационные и юридические услуги;

Служебные разъезды;

Прочие расходы.

Расходы по техническому обслуживанию, содержанию и ремонту могут включать в себя:

Заработная плата с начислениями обслуживающего персонала;

Расходы на инвентарь и материалы;

Расходы на дератизацию и дезинфекцию;

Расходы на дежурное освещение мест общего пользования;

Оплата по договору о техническом обслуживании подрядной организации;

Оплата по договорам специализированным подрядным организациям (обслуживание лифтового оборудования, чистка вентиляции, аварийные работы и др.);

Оплата по договору на комплексное оказание услуг со службой заказчика;

Прочие расходы.

ЖСК является некоммерческой организацией, потому средства юридического лица состоят в основном из поступлений собственников, носящих целевой характер. Снова обратимся к аналогии с ТСЖ.

«Смета ТСЖ, утверждаемая на очередном общем собрании членов ТСЖ, может содержать следующие разделы:

    административно-управленческие расходы, включающие заработную плату сотрудникам ТСЖ, аттестацию специалистов и обучение обслуживающего персонала, оплату услуг связи, услуг банка, расходные материалы;

    резервный фонд, включающий непредвиденные расходы.

Считаем, что расходы на премирование председателя правления ТСЖ можно включить отдельной строкой в раздел «Административно-управленческие расходы» сметы. Однако, если в смете на год не было заложено вознаграждение, но по итогам года принято решение поощрить председателя за хорошую работу и выплатить ему в следующем году вознаграждение за прошедший год, представляется целесообразным осуществить эти расходы за счет статьи «Резервный фонд» .

Для примера можем рассмотреть сметы других ЖСК, размещенные на сайте информационного портала Жилищного комитета Санкт-Петербурга.

В частности, смета ЖСК-323 в строке «содержание и ремонт МКД» содержит строку «управление МКД»; АУР выделены отдельно - в составе прочих расходов, а также отдельной строкой указаны «АУР из резервного фонда».

В ЖСК «Вперед» расходы на содержание АУП выделены отдельной строкой, а не в составе расходов на содержание и ремонт жилого помещения.

ЖСК «Заря» выделил АУР отдельно, а не в составе расходов на содержание и ремонт жилого помещения, при этом они указали в составе строки «АУР» тариф АУР, тариф «Управление домом» и «Неиспользованные средства прошлого года».

ЖСК «Тайга» выделило АУР (зарплату председателю и бухгалтеру, а также налоги) в составе расходов на содержание и ремонт дома, к прочим расходам они отнесли расходы на радио, печать квитанций, обслуживание счета и пр.

Как видим, не все ЖСК учитывают требования ст. 154 Жилищного кодекса. По нашему мнению, в смете доходов и расходов наиболее правильно отражать административно-управленческие расходы по принципу ЖСК «Тайга».

Обратимся к судебной практике. ГЖИ вынесла ЖСК предписание привести структуру платы за жилое помещение и коммунальные услуги для собственников помещений дома в соответствие с частью 2 статьи 154 ЖК РФ; исключить из платы за содержание и ремонт жилого помещения для собственников помещений, не являющихся членами ЖСК, расходы по управлению многоквартирным домом, связанные с оплатой заработной платы председателя правления и бухгалтера ЖСК, расходы на хозяйственную деятельность кооператива. Указанное предписание было признано незаконным и отменено, поскольку данные расходы являются обязательными к оплате для всех без исключения собственников помещений в многоквартирном доме независимо от членства в ЖСК. Согласно позиции, изложенной в Постановлении Конституционного Суда РФ от 03 апреля 1998 года N 10-П "По делу о проверке конституционности пунктов 1, 3 и 4 статьи 32 и пунктов 2 и 3 статьи 49 Федерального закона от 15 июня 1996 года "О товариществах собственников жилья" в связи с запросом Советского районного суда города Омска", отказ части домовладельцев от вступления в члены товарищества собственников жилья не освобождает их от участия в несении необходимых расходов, связанных с управлением кондоминиумом в целях его содержания и эксплуатации. Таким образом, несение обязательных расходов, в том числе по управлению кондоминиумом, обязательно для всех собственников жилых помещений, независимо от членства в потребительских кооперативах, осуществляющих управление таким кондоминиумом. http://www.gilkom-complex.ru/index.php?option=com_mtree&task=viewlink&link_id=1336&Itemid=100

Бюджет административных расходов необходим для управления административно-управленческими расходами компании. Считается, что если управленческие расходы компании превышают 5% от выручки, то это должно послужить сигналом для серьезного анализа причин сложившейся ситуации.

Административные затраты это те самые расходы, которые сложнее всего напрямую связать с бизнесом. Данный бюджет обязательно должен составляться в разрезе подразделений, т.к. это может значительно упростить его анализа и при планировании, и при контроле, и при подведении итогов исполнения бюджета.

Бюджет административных расходов может содержать, например, следующие группы показателей, характеризующих эффективность бизнес-процесса "Управление":

  • суммарные общефирменные расходы;
  • доля административных расходов в выручке (или в суммарных расходах);
  • общехозяйственные расходы в разрезе подразделений;
  • общефирменные административные затраты.

    При управлении бюджетом административных расходов нужно изыскивать все возможные пути их снижения. Данные расходы напрямую не связаны с производством/продажей продуктов и услуг компании, но они имеют одну очень нехорошую черту, которая заключается в том, что данные статьи затрат могут расти даже если финансово-экономические показатели бизнеса снижаются.

    Часть статей бюджета управленческих расходов финансируются как услуги сторонних организаций, то есть сами затраты формируются у подрядчика, а компания оплачивает услуги по договору. Нужно сразу приучать себя к тому, что по возможности нужно контролировать и своих подрядчиков. Для этого нужно запрашивать подробные сметы работ, проводить анализ альтернатив и т.д. В любом случае выбор конкретного подрядчика должен иметь определенное экономическое обоснование.

    Одной из статей бюджета общефирменных расходов являются расходы на обучение персонала. В отношении данной статьи тоже должен соблюдаться четкий регламент. Что касается формирования данной статьи расходов, то есть несколько подходов. Первый подход заключается в том, что просто определяют фиксированную сумму на обучение. Так часто делают в крупных компаниях.

    С одной стороны обучение дело хорошее, но к чему может привести такой подход. По началу многие проявляют интерес к обучению и охотно записываются на различные курсы. Но со временем таких желающих остается все меньше и меньше, несмотря на то, что есть текучка кадров и приходят новые сотрудники, которых нужно обучать. Но бюджет то на обучение по прежнему выделяется в том же самом объеме, если не больше.

    И получается такая картина, что менеджеры отдела персонала в буквальном смысле слова вылавливают в подразделениях "желающих" обучиться. Обучение становится добровольно-принудительным мероприятием и эффективность его падает. Получается, что в такой ситуации сотрудники службы персонала как бы отрабатывают план по финансированию обучения при этом особенно не задумываясь о целях и эффективности обучения. Я ни в коем случае не утверждаю, что так поступают абсолютно все или даже большинство крупных компаний, но такое бывает.

    Компании, не обремененные излишком денег, обычно поступают по другому. Они действуют по регламенту, согласно которому подразделения, если хотят обучить своих сотрудников, должны подавать заранее заявки и согласовывать план обучение с дирекцией по персоналу. Если план обучения будет утвержден, то эти затраты будут отнесены на соответствующее подразделение. То есть сумма затрат на обучение каждый раз определяется исходя из потребностей, ну и, конечно, с учетом возможностей компании. При этом может планироваться резерв на тот случай если вдруг будет получена информация, например, о каком-то интересном семинаре. Но обычно это резерв не большой.

    Таким образом, нужно четко понимать, что за общехозяйственными расходами нужно очень жестко следить, т.к. они не нормируются. Один из способов управления управленческими расходами, который применяется и к другим ненормируемым расходам, это введение система ограничений.

    Ограничения могут вводиться как на общую сумму административных расходов так и на самы большие статьи. Перед регламентом все равны

    Примечание : подробнее об использовании бюджета административных затрат в управлении компанией можно узнать в Части I "Бюджетирование как инструмент управления" семинара-практикума Александр Карпов .

    Регламент бюджета административных затрат

    Регламент бюджетирования управленческих затрат это по сути порядок планирования, учета, контроля и анализа общефирменных расходов, то есть тех, что непосредственно не связаны с бизнесом компании. Но с другой стороны понятно, что определенная инфраструктура нужна для любой компании. В бюджете административных расходов в общем-то и определяется стоимость этой управленческой инфраструктуры.

    Что касается регламента бюджетирования административных расходов, то здесь одна из проблем заключается в том, что ответственность за эти расходы, как правило, не распределяется по ЦФО, а значит она переходит на более высокий уровень, то есть на уровень исполнительного или генерального директора. Таким образом, получается, что на статьи бюджета административных расходов непосредственно влияют первые лица компании, что накладывает определенное психологическое ограничение по контролю за данными расходами со стороны финансовой дирекции.

    Финансовой дирекции нужно научиться относится к любым расходам с подозрениями, даже если их инициатором является генеральный директор (см. Книгу 5 "Роль финансовой дирекции в бюджетировании"). Таким образом, нужно добиться того, чтобы финансовая дирекция стала требовать четкого объяснения затрат в том числе и с топ-менеджеров, а не ограничивалась только, например, производственными подразделениями.

    При этом финансовый директор должен понимать, что сопротивление в данном случае будет гораздо выше, чем в случае с теми же производственниками или снабженцами. Ведь одно дело убедить менеджеров среднего звена, а другое дело генерального директора. Это же будет означать, что генеральный директор должен открыто признать свою ошибку. На самом деле очевидно, что ошибаться могут все, но в случае с генеральным директором все гораздо сложнее.

    Понято, что здесь нужно суметь перейти через определенный психологический барьер, но на самом деле генеральный директор такой шаг со стороны финансового директора оценит. Даже если первой реакцией генерального директора будет возмущение по поводу того, что его решения обсуждаются и подвергаются сомнению, все равно он потом для себя сделает положительный вывод о том, что наконец-то хоть кто-то стал беспокоится и пытаться контролировать финансово-экономическое состояние компании.

    Пример регламента бюджета административных расходов

    Пример основных функций, которые могут выполняться в рамках бюджетирования административных затрат на фазе планирования (см. Рис. 1 ):
  • планирование расходной части бюджета;
  • формирование бюджета административных расходов;
  • согласование и корректировка бюджета административных расходов;
  • предварительное утверждение бюджета административных расходов.

    Рис.1. Пример регламента бюджетирования административных расходов (на фазе планирования)

    Пример основных функций, которые могут выполняться в рамках бюджетирования административных расходов на фазе учета, контроля и анализа (см. Рис. 2 ):

  • сбор данных для фактического бюджета административных расходов;
  • формирование фактического бюджета административных расходов;
  • анализ исполнения бюджета административных расходов;
  • согласование и утверждение результатов анализа бюджета административных расходов.

    Рис.2. Пример регламента бюджетирования административных расходов (на фазе учета, контроля и анализа)

    Примечание : подробнее о регламенте бюджетирования административных расходов можно узнать в Части II "Регламент системы бюджетирования" семинара-практикума "Бюджетное управление предприятием" , который проводит автор данной статьи - Александр Карпов .

    Модель бюджета административных расходов

    Как уже отмечалось выше, довольно часто административно-управленческие расходы имеют тенденцию к росту, причем этот рост может становиться неуправляемым (см. Книгу 1 "Бюджетирование как инструмент управления"). Основная причина заключается в сложности нормирования этих статей затрат.

    С одной стороны, вроде бы понятно, что нужно выделять ресурсы на финансирование управленческой инфраструктуры компании, но, с другой стороны, эти затраты очень сложно напрямую связать с бизнесом в отличие от производственных и коммерческих затрат.

    Один из способов борьбы с ростом административно-управленческих расходов – введение жесткой системы ограничений (лимитов). Причем эти лимиты можно вводить как на суммарные административно-управленческие затраты, так и на отдельные статьи. Кроме того, часть административно-управленческих затрат являются прямыми по отношению к подразделениям.

    Поэтому лимиты на административно-управленческие затраты можно вводить и в разрезе подразделений. Кроме того, эти затраты можно включать в бюджеты ЦФО, чтобы они учитывались при формировании ФМП ЦФО (см. Книгу 4 "Финансовая структура компании").

    Помимо лимитов, нужно постоянно контролировать и анализировать административно-управленческие расходы. Естественно, что анализ нужно проводить и по всем остальным расходам, но здесь сложность заключается в том, что трудно оценить и объемную, и ценовую составляющую данных затрат.

    При этом нужно обратить внимание и на то, что порой в некоторых компаниях настолько увлекаются анализом административно-управленческих затрат, что возникают сомнения в эффективности затрат времени на такой анализ и контроль. Получается, что на "мелочь" времени хватает, а на более важные позиции – нет.

    Можно сказать, что в подобной ситуации проявляется известный психологический фактор. Люди охотнее выполняют те функции, которые являются наиболее простыми и понятными. То есть получается, что все подразделения вроде как активно участвуют в процессе бюджетирования – они даже заявки на канцтовары пишут. А финансовая дирекция своим суровым и подозрительным взглядом очень тщательно проверяет все эти заявки.

    Со стороны посмотришь – почти идеальная картина, т.к. вроде бы все при деле. Только получается, что при этом всякие там скрепки бюджетируются с микроскопической точностью, а более значимым показателям, от которых в гораздо большей степени зависит итоговое финансово-экономическое состояние компании, уделяется гораздо меньше внимания.

    Такого ни в коем случае допускать нельзя. Одна из проблем может заключаться в том, что финансовая дирекция проявляет свою активность в том, что не требует глубоких знаний. Для эффективного управления процессом бюджетирования финансовая дирекция должна знать, как устроены все объекты бюджетирования (см. Книгу 5 "Роль финансовой дирекции в бюджетировании"). Иначе экономисты будут заниматься, в основном, "скрепками".

    Пример модели бюджета административных затрат

    В этом примере модели бюджета административных расходов представлены все статьи, связанные с поддержкой управленческой инфраструктуры компании (см. Табл. 1 ). Часть статей в этой модели бюджета консолидируется из заявок подразделений.

    Таблица 1. Пример бюджета административных расходов

    Статьи бюджета
    Административно-управленческие затраты (тыс. руб.) 13 722 1 096 1 096 1 243 1 096 1 096 1 242 1 096 1 096 1 227 1 096 1 096 1 242
    Амортизация 1296 108 108 108 108 108 108 108 108 108 108 108 108
    Аренда офиса 1 200 100 100 100 100 100 100 100 100 100 100 100 100
    600 50 50 50 50 50 50 50 50 50 50 50 50
    Зарплата управленческого персонала 8316 693 693 693 693 693 693 693 693 693 693 693 693
    Канцелярские расходы 120 10 10 10 10 10 10 10 10 10 10 10 10
    Услуги связи 360 30 30 30 30 30 30 30 30 30 30 30 30
    Командировочные расходы 1200 100 100 100 100 100 100 100 100 100 100 100 100
    Проценты за кредит 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0
    Налог на имущество 570 0 0 147 0 0 146 0 0 131 0 0 146
    Прочие расходы 60 5 5 5 5 5 5 5 5 5 5 5 5
    Доля АУЗ в выручке 8% 10% 8% 8% 7% 8% 9% 12% 15% 8% 7% 6% 7%
    Оплата административно-управленческих затрат (тыс. руб.) 4 114 445 295 295 442 295 295 441 295 295 426 295 295
    Аренда офиса 1 200 100 100 100 100 100 100 100 100 100 100 100 100
    Содержание зданий и сооружений 600 50 50 50 50 50 50 50 50 50 50 50 50
    Канцелярские расходы 120 10 10 10 10 10 10 10 10 10 10 10 10
    Услуги связи 360 30 30 30 30 30 30 30 30 30 30 30 30
    Командировочные расходы 1 200 100 100 100 100 100 100 100 100 100 100 100 100
    Проценты за кредит 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0
    Налог на имущество 574 150 0 0 147 0 0 146 0 0 131 0 0
    Прочие расходы 60 5 5 5 5 5 5 5 5 5 5 5 5
    Административно-управленческие расходы 13 182 1 051 1 051 1 198 1 051 1 051 1 197 1 051 1 051 1 182 1 051 1 051 1 197
    Выплаты по административно-управленческим затратам с НДС 3 540 295 295 295 295 295 295 295 295 295 295 295 295

    При планировании некоторых статей используются результаты обработки статистической информации. Нужно помнить, что при согласовании бюджета административных расходов особенно важно получить четкое обоснование каждой статьи. В противном случае может сработать эффект привыкания. То есть пропустишь один раз завышенную статью затрат, она будет появляться и во всех последующих бюджетах.

    Следует отметить, что этот бюджет административных расходов может быть связан с некоторыми другими функциональными бюджетами. В частности, информация о заработной плате административно-управленческого персонала может браться из бюджета оплаты труда. Суммы транспортных расходов, которые в данном случае, конечно же, связаны с управленческим блоком (обслуживание топ-менеджеров и административно-управленческих служб), могут поступать из бюджета транспортных расходов.

    В примере бюджета административных расходов есть такая статья, как процент за кредит. В данном случае речь идет о кредите, который берется для пополнения оборотных средств компании в целом. В принципе, и эта статья затрат может относиться к процессам и подразделениям, если можно четко сказать, что кредит берется, например, для проведения масштабной рекламной акции или для приобретения производственного оборудования. Правда, в последнем случае финансовый поток, возникающий в результате оплаты этих процентов, в БДДСе будет относиться не к основной, а к инвестиционной деятельности.

    Из приведенного примера бюджета административно-управленческих расходов видно, что в данной компании периоды начислений затрат совпадают с периодами оплаты. В ином случае было бы необходимо составлять график оплаты административно-управленческих затрат.

    Примечание : подробнее о финансовой модели бюджета административных расходов можно узнать в Части III "Финансовая модель бюджетирования" семинара-практикума "Бюджетное управление предприятием" , который проводит автор данной статьи -

  • Административно-хозяйственные расходы – это категория обязательных издержек, возникновение которых связано с процессами управления компанией. Эти затраты не могут быть отнесены на результаты операционной деятельности. Эффект от осуществления расходных операций в рамках административного ресурса сказывается не на отдельном подразделении субъекта хозяйствования, а на всей организации.

    Что относится к административным расходам

    Для группы административных издержек характерно косвенное влияние на эффективность работы всего предприятия. Их завышенная величина может свидетельствовать о нерациональном использовании финансовых ресурсов фирмы, наличии проблем в кадровой политике . Административные расходы включают в себя издержки, направляемые на содержание управленческого персонала, на оплату консультационных услуг и погашение счетов, выставленных коммунальными службами.

    В эту категорию затрат целесообразно причислять потраченные средства на компенсацию командировочных расходов, организацию встреч с партнерами и оплату государственных пошлин. При участии предприятия в судебном процессе в качестве заинтересованной стороны все судебные издержки должны быть показаны в учете в составе административных трат.

    О том, как в бухгалтерском учете отражаются административные расходы (счет и типовые проводки), рассказано в статье на нашем сайте .

    К этой категории издержек относятся расходы по оплате труда управленческого штата работников, персонала, обслуживающего административные отделы. К ним причисляют суммы социальных пособий, начисленных и переведенных в пользу офисных сотрудников. В их состав входят мероприятия по обучению работников, проведению тренингов и мотивирующих акций. Административно-управленческие расходы включают в себя:

    • оплату по счетам за полученные аутсорсинговые услуги;
    • стоимость банковского обслуживания компании;
    • проведение маркетингового анализа рынка;
    • возмещение затрат рекрутинговых учреждений при подборе специалистов на вакантные должности;
    • платежи по водоснабжению и водоотведению, за электрическую и тепловую энергию;
    • издержки, связанные с содержанием основных средств (зданий, сооружений, оборудования);
    • закупку вычислительной техники для бухгалтерии и других групп управленческого персонала.

    Административно-хозяйственные расходы включают в себя стоимость закупок канцтоваров и других материалов для обеспечения офисного персонала. К ним можно отнести затраты, направленные на приобретение ГСМ для служебного транспорта, на расширение офисного автопарка. Установку и техническое обслуживание охранных систем, коммуникационных установок и инвентаря для пожаротушения можно записать в учете в хозяйственные издержки.

    Как административно-управленческие расходы, не могут быть показаны затратные операции, которые принесли выгоду отдельному подразделению, но не сказались на деятельности других отделов. Главным критерием, по которому определяется принадлежность к административному ресурсу, является наличие прямого или косвенного влияния на итоги работы компании в целом. Например, удовлетворение потребностей бухгалтерской службы способствует минимизации рисков налоговой безопасности, что предотвращает возникновение штрафов. Финансирование маркетингового отдела имеет признаки общих административных издержек, это позволяет получить выгоды предприятию в целом:

    • возможность регулярно проводить анализ рынка конкуренции;
    • разработка эффективной стратегии продвижения товара и увеличения продаж;
    • улучшение репутации компании.

    Административные расходы могут быть представлены арендными платежами за предоставленные во временное пользование помещения и инвентарь, затратами на отправку корреспонденции, распечатку в типографии бланков, издержками по ремонту офисных зданий, отчислениями в резерв по предстоящим ремонтным мероприятиям.

    Из него следует исключить аналитические признаки, использование которых не целесообразно. Например, если компания оформляет отношения с сотрудниками только «классическими» трудовыми договорами, то нет необходимости в признаке «Характер юридических отношений между сотрудником и компанией».

    Некоторые из представленных признаков могут быть объединены или, напротив, разукрупнены. Если, например, подразделения компании постоянно участвуют в реализации какой-то одной группы процессов, то признаки «Места возникновения затрат» и «Категория персонала» можно совместить.

    Перечень можно дополнить. Например, помимо признака «Категория персонала», дополнительно выделить признак «Процессы и проекты», который будет указывать на конкретный вид процесса или проекта, в котором задействованы сотрудники.

    1. Расходы на физическую культуру и спорт предусмотрены трудовыми договорами или коллективным договором как одна из составляющих социального пакета сотрудников. Например, согласно внесены изменения в типовой перечень ежегодно реализуемых работодателем мероприятий по улучшению условий и охраны труда и снижению уровней профессиональных рисков. Причем согласно Трудового кодекса РФ работодатели должны выделять на мероприятия, перечисленные в вышеуказанном типовом перечне, не менее 0,2 процента суммы затрат на производство продукции (работ, услуг).

    Такие расходы компании – это расходы на оплату труда. В управленческом учете их можно разделить на две части: на производственный или управленческий персонал. Списать их следует, соответственно, на себестоимость и управленческие (административные) расходы. Порядок разделения расходов будет зависеть от учетной политики и особенностей предоставления социального пакета. Например, если компания оплачивает абонемент в фитнес-зал каждому сотруднику, расходы можно разделить напрямую исходя из количества получивших абонемент человек, относящихся к категориям производственного и управленческого персонала. Если же, допустим, предприятие арендует в определенное время спортивную площадку и посещать ее может любой сотрудник этого предприятия без предварительного согласования и учета количества посещающих, то тогда данные расходы можно распределить, например, пропорционально фонду оплаты труда производственного и непроизводственного персонала.