Презентация опыта работы на тему: «Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста. Презентация: Развитие творческих способностей детей в дошкольном возрасте Презентация развитие креативных способностей дошкольников

«Моделирование как средство развития творческих способностей дошкольников».

Щукина Елена Анатольевна

воспитатель МБДОУ д - с № 52

г. Таганрог

Актуальность

  • Реализация задачи по созданию благоприятных условий развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями, развитие творческих способностей и инициативы в соответствии с ФГОС ДО.
  • Реализация базисных задач эстетического воспитания, обучения и развития детей на всех ступенях дошкольного детства.
  • Ребёнок-дошкольник очень пластичен и легко обучаем, но для дошкольника характерна быстрая утомляемость и потеря интереса к занятию. Использование методов моделирования и схематизации вызывает интерес у детей и помогает решить целевые ориентиры ФГОС ДО.
  • Применяя графическую аналогию, мы учим детей видеть главное, систематизировать полученные знания.
  • Подготовка дошкольников к успешной адаптации.

Цель проекта

Создание условий для развития творческих способностей детей в продуктивных видах деятельности, с использованием методов моделирования и схематизации.

Задачи проекта

  • Повысить компетентность в вопросе творческого развития детей дошкольного возраста в художественно - творческой деятельности.
  • Способствовать развитию творческих способностей воспитанников посредством моделей и схем.
  • Использовать развивающую предметно – пространственную среду, в развитии интереса детей к художественно – творческой деятельности.
  • Повышение уровня развития творческих способностей и творческой инициативы у воспитанников.
  • Расширение и обогащение художественного опыта.
  • Формирование предпосылок учебной деятельности (самостоятельное планирование деятельности, самоконтроль, самооценка, обобщенные способы действия) и умения взаимодействовать друг с другом.
  • Наличие развивающей предметно - пространственной среды, стимулирующей творческую активность детей.
  • Создание комфортного психолого – педагогического климата в работе с детьми.
  • Совместная организованная деятельность в рамках кружковой работы «Умелые ручки».

Этапы реализации проекта

I этап (подготовительный)

  • Изучение теоретического аспекта проблемы развития творческих способностей у детей дошкольного возраста в художественно – творческой деятельности (И.А. Лыкова, Т.С. Комарова, В.Н. Лукьяненко, О.М.Дьяченко, Н.Г.Салмина).
  • Анализ нормативно-правовой, организационно-методической, материально-технической базы.
  • Выявление уровня развития творческих способностей у детей дошкольного возраста.
  • Разработка перспективного планирования кружка «Умелые ручки».
  • Создание развивающей предметно – пространственной среды.

Состояние проблемы

Опираясь на классификацию знаково-символических средств, представленные в монографиях Е.Е. Сапоговой и Н.Г. Салминой, мы рассматриваем схематизацию и моделирование как виды знаково-символической деятельности, имеющие свои функции и особенности, и как средства, с помощью которых можно развивать у воспитанников художественно-творческие способности. В схематизации и моделировании применяются специфические кодовые системы. Моделирование отличается от схематизации тем, что в схематизации выбор средств идет по пространственно-графическим характеристикам, в моделировании - не только по пространственно-графическим, но и по буквенно-цифровым. В принципе схемы, которые используются при схематизации и моделировании, могут быть одними и теми же. Различие между этими видами знаково-символической деятельности коренятся в их структурном решении: схемы выступают как орудие деятельности, а модели - как ее объект. В структуре схематизации как деятельности можно выделить следующие составляющие ее операции: 1) предварительный анализ; 2) построение схемы (или восприятие готовой схемы); 3) работа с реальностью при помощи схемы.

Построение схем, как отмечает Н. Г. Салмина, в традиционном обучении встречается редко. В педагогической практике как самостоятельное действие обычно применяется только последняя операция – работа с реальностью с привлечением схемы или модели.

Модель - это своеобразный каркас, структура какого-либо предмета или явления. В целом, существует три этапа работы по моделям: 1) имитационный, который заключается в повторении и запоминании модели; 2) манипуляционный, в котором с моделью проделываются различные изменения, в результате чего возникают ее варианты; 3) созидательный – воспитанники строят большое количество новых моделей и их вариантов, используя не столько изменение модели, но и сцепление двух или нескольких моделей.

Когда воспитанник видит в наглядной форме, благодаря схемам и моделям, существенные характеристики объектов (скрытые свойства и связи предметов), им осуществляется более полный анализ реальности. При применении схем и моделей включаются все возможные ресурсы ребенка(в частности, восприятие, мышление, память, воображение, речь). Таким образом, планомерное формирование художественно-творческой деятельности воспитанников на основе моделирования и схематизации приводит к разностороннему развитию всех ресурсов (функций) индивидуума, а не изменениям в сфере одного какого-либо процесса, - это, на наш взгляд, один из критериев эффективности обучения.

Реализация первого этапа Создание развивающей среды

II этап(о сновной) Содержание

  • Содержание кружковой деятельности «Умелые ручки» реализуются программами: «Цветные ладошки» И.А. Лыковой, Т.Н. Дороновой «Радуга».
  • В процессе обучения используются методы:
  • наглядные:

Использование ИКТ.

  • практические:

Игровой;

Упражнения.

Например:

«Формы»

Цель: упражнять детей в создании разных образов на основе преобразования форм и творческого воображения.

Варианты:

Вылепить несколько геометрических тел (шар, кубик, кирпичик, пирамида) или фигур (круг, квадрат, треугольник). Предложить соединить их и превратить в разные предметы.

Слепить двух похожих цыплят (или другой образ) из разных форм.

«Читаем форму» - шар, диск, цилиндр, прямой и волнистый жгутик, пирамида, конус, клякса и т. д. На что это похоже? В этом упражнении лучше использовать материал нейтрального цвета, чтобы не вызывать у детей цветовых ассоциаций.

Собери фигуру по картинке или схеме. Например: самолёт, собака, девочка, башня, кораблик и т. д.

«Пляшущие человечки»

Цель: учить анализировать простейшие схемы (фигурки человечков в разных позах) ; создавать на основе прочитанной информации выразительный динамичный образ и передать в лепке заданное движение.

Варианты:

Повторить движение или принять такую же позу, как человек, изображённый на карточке. А после вылепить.

Вылепить человека в какой-нибудь позе по желанию.

Объединить вылепленные фигурки в общую композицию.

Алгоритм работы с моделью, схемой

В работе с опорными схемами

можно выделить несколько

I этап. Это введение

элементов схем, символов.

Например, обозначения:

Величины:

Действия:

II этап. Использование элементов опорных схем, символов на всех видах занятий, в различных видах деятельности, т.к. у ребёнка не должно быть «привыкания», что этот символ применим только в какой-то одной области потому что символ универсален.

III этап. Введение отрицаний.

Например,

Не большой

Не круглый

Не съедобный

IV этап. Сочетание символов, «чтения» цепочки символов.

V этап. Самостоятельный поиск детьми изображений, символизирующих какое-либо качество. Задачей этого этапа является активный поиск изображений, умение аргументировать свой выбор.

VI этап. Рассматривание таблицы и разбор того, что на ней изображено.

VII этап. Осуществляется перекодирование информации, т.е. преобразование из абстрактных символов в образы.

Работа с родителями

  • консультация для родителей «Развитие творческих способностей в лепке»;
  • буклет «Схемы»;
  • проведение выставок детских работ кружка «Умелые ручки»;
  • информация на сайте детского сада (отчёт о работе);
  • проведение итогового занятия в конце года с участием родителей;
  • составление фотоальбома лучших работ.

Участие воспитанников в городском конкурсе «Подарок маме».

Открытка «Поздравляем наших защитников»

Заключительный этап Содержание

  • Подведение итогов.
  • Составление первоначальной диагностики с итоговой.
  • Презентация результатов проекта.
  • Участие в конкурсах и выставках различного уровня (городском, международном).

Результативность

1. Спроектирована и создана предметно-развивающая среда, способствующая развитию творческих способностей дошкольников.

2. Внедрён проект работы по развитию творческих способностей дошкольников.

3. Повысился уровень развития творческих способностей детей.

4. Участие воспитанников в III всероссийском конкурсе детских рисунков «СтранаБезОпасности».

Сравнительный анализ Уровень развития творческих способностей

Уровень овладения дошкольниками наглядным моделированием

Приложения

Приложение № 1

Сущность и структура методики выявления уровней овладения дошкольником наглядным моделированием

Показа-

тели

Методика выявления

Установление связи «реальность – модель»

Методика «Волшебная фотография» (на основе методик

Г.А. Г лотовой и А.В. П авлюковой)

Уровни

Выбор условных заместителей

Ребенку показывают предметный рисунок; поясняют воз-

Высокий: ребенок са-

Средний: ребенок

мостоятельно выложил

Методика «Выбери похожий» (на основе методик

можность создания его пространственной модели («Вол-

Л.А. Венгера и О.М. Д ьяченко)

фигуру и ответил на

Ниже среднего: ребенок

испытывает затрудне-

шебной фотографии»), замещая предметы фигурами при

испытывает затрудне-

Ребенку предъявляют набор различных предметов: бру-

Высокий: ребенок са-

сохранении пространственных отношений между ними.

ния в построении фигу-

мостоятельно справил-

сок, палочка, пластмассовый шарик, колечко, а также

ры, пользуется подсказ-

Используются предметные рисунки с небольшим количе-

ния в выполнении зада-

Средний: ребенок стара-

ством предметов (3 и 4) и заместители-фигуры (прямоу-

ется завершить задание

картинки с изображениями, напоминающими каждый из

кой взрослого, отвечает

ния даже после помощи

ся с заданием или с

Ниже среднего: дей-

гольники и квадраты разного размера) (6 шт.).

практически на все во-

имеющихся предметов: одежная щетка, мыло, автобус;

взрослого

небольшой подсказкой

и выполнить его пра-

ствия носят характер

вильно, но испытывает

взрослого

просы, стремится завер-

карандаш, удочка, ложка; томат, яблоко, игрушка К оло-

хаотичных, непоследо-

бок; бублик, колесо, пяльцы. Цвет, размеры и пропорции

шить задание

затруднения, пользуется

Задаются вопросы «Что это?», «Чем они отличаются?»,

вательных проб

рисунков – разные.

подсказкой взрослого

«Что общего?», «Как узнал, что изображено на рисунке?»,

Ребенку предлагают рассмотреть предметы и подобрать

«Как узнал, что обозначает эта фигура?»

к ним соответствующие картинки.

Показа-

тели

Методика выявления

Перевод текста на знаково- символический язык

(кодирование)

Методика «Пиктограмма» (на основе теста А.Ф. Л урия)

Детям предлагают слова и выражения, прямое изображе-

Уровни

Выполнение действий (построение и использование)

Высокий: все рисунки

ние которых затруднено или невозможно: вкусный ужин,

Методика «Заборчик» (на основе методики Л.А. Венгера) . На стол кладутся две коробки с идентичным материалом: строительными деталями двух форм (кубиками и «кирпичиками») и фишками двух цветов (красными и синими). О дна коробка для экспериментатора, другая – для ребенка. Взрослый строит «забор» из 6–8 деталей, чередуя детали разной формы. Ребенку предлагают хорошо рассмотреть и запомнить, как сделан «забор». Затем постройка закрывается ширмой, а ребенку предлагается воспроизвести ее из своих деталей по памяти. После того, как ребенок выразит сомнение в своей возможности точно воспроизвести образец или при сравнении с образцом убедится, что построил «забор» неточно,

тяжелая работа, доброта, сила, отдых.

соответствуют смыслу

с наглядными моделями

Средний: рисунки

ему предлагают посмотреть, как в аналогичной ситуации будет действовать взрослый. Ребенок строит свой забор, а проверяющий выкладывает, глядя на его постройку, модель из фишек, передающую количество и чередование элементов оригинала, при этом одна из фигурок заменяется фишкой одного цвета, другая – фишкой другого цвета. Затем, как и в первом случае, оригинал закрывается ширмой, а экспериментатор по своей модели воспроизводит его конструкцию.

частично соответствуют

Поясняют, что не надо делать точный и конкретный рисунок, а надо нарисовать любое изображение или значок, которые помогут вспомнить слово.

Ниже среднего: рисунки

заданного слова, носят

После завершения работы дети должны вспомнить закодированные слова.

не соответствуют смыслу задуманного слова, рисунки подробны и конкретны, не обобщены, отчетливо просматривается однообразие; слова воспроизведены

обобщенный характер;

замыслу, очень конкретны и с большой степенью детализации; слова ребенок воспроизвел все или частично

Высокий: ребенок понимает значение модели, построенной взрослым; объясняет использованный в модели принцип замещения одной из

ребенок воспроизвел

форм фишкой одного цвета, а другой – фишкой другого цвета; построил модель, точно

Средний: задание вы-

частично или не воспро-

все слова

Низкий: задание выпол-

полняет правильно

изведены совсем

отражающую расположение деталей в образце, заданном взрослым; правильно и самостоятельно использовал

няется неправильно

с помощью взрослого

модели при воссоздании образца

либо не выполняется

PAGE_BREAK--С психологической точки зрения дошкольное детство является благопри­ятным периодом для развития творческих способностей потому, что в этом воз­расте дети чрезвычайно любознательны, у них есть огромное желание позна­вать окружаю­щий мир. И родители поощряя любознательность, сообщая детям знания, во­влекая их в различные виды деятельности, способствуют расшире­нию дет­ского опыта. А накопление опыта и знаний - это необходимая предпо­сылка для будущей творческой деятельности. Кроме того, мышление дошколь­ников более сво­бодно, чем мышление более взрослых детей. Оно еще не задав­лено догмами и стереотипами, оно более независимо. А это качество необхо­димо всячески развивать. Дошкольное детство также является сензитивным пе­риодом для разви­тия творческого воображения. Из всего выше сказанного можно сделать вывод, что дошкольный возраст, даёт прекрасные возможности для развития способно­стей к творчеству. И от того, насколько были использо­ваны эти возможности, во многом будет зависеть творческий потен­циал взрос­лого человека.


Глава 2. Развитие творческих способностей в дошкольном возрасте.
2.1 Условия успешного развития творческих способностей.
Одним из важнейших факторов творческого развития детей является соз­дание условий, способствующих формированию их творческих способностей. На ос­нове анализа работ нескольких авторов, в частности Дж. Смита /7, 123/, Б.Н. Никитина /18, 15, 16/, и Л.Кэррола /9, 38-39/, мы выделили шесть основных условий успешного развития творческих способностей детей.
Первым шагом к успешному развитию творческих способностей является раннее физическое развитие малыша: раннее плавание, гимнастика, раннее пол­за­ние и хождение. Затем раннее чтение, счет, раннее знакомство с различными инструментами и материалами.
Вторым важным условием развития творческих способностей ребенка является создание обстановки, опережающей развитие детей. Необходимо, на­сколько это возможно заранее окружить ребенка такой средой и такой системой отношений, которые стимулировали бы его самую разнообразную творческую деятельность и исподволь развивали бы в нем именно то, что в соответствую­щий момент спо­собно наиболее эффективно развиваться. Например, еще за­долго до обучения чте­нию годовалому ребенку можно купить кубики с бук­вами, повесить азбуку на стене и во время игр называть ребенку буквы. Это способствует раннему овладению чте­нием.
Третье, чрезвычайно важное, условие эффективного развития творческих способностей вытекает из самого характера творческого процесса, который требует максимального напряжения сил. Дело в том, что способности разви­ваться тем успешнее, чем чаще в своей деятельности человек добирается «до потолка» своих возможностей и по­степенно поднимает этот потолок все выше и выше. Такое условие максимального напряжения сил легче всего достигается, когда ребенок уже ползает, но еще не умеет говорить. Процесс по­знания мира в это время идет очень интенсивно, но воспользоваться опытом взрослых малыш не может, так как объяснить такому маленькому еще ничего нельзя. Поэтому в этот период малы вынужден больше, чем когда-либо, зани­маться творчеством, решать множество совершенно новых для него задач самостоя­тельно и без предварительного обучения (если, разумеется взрослые позволяют ему это де­лать, они решают их за него). У ребенка закатился далеко под диван мяч. Роди­тели не должны спешить достать ему эту игрушку из-под дивана, если ребенок может решить эту задачу сам.
Четвертое условие успешного развития творческих способностей за­ключается в предоставлении ребенку большой свободы в выборе деятельно­сти, в чере­довании дел, в продолжительности занятий одним каким-либо делом, в выборе способов и т.д. Тогда желание ребенка, его интерес, эмоциональный подъём послужат надежной, гарантией того, что уже большее напряжение ума не приведет к переутомлению, и пойдет ребенку на пользу.
Но предоставление ребенку такой свободы не исключает, а, наоборот, предполагает не­навязчивую, умную, доброжелательную помощь взрослых – это и есть пятое условие успешного развития творческих способностей. Самое главное здесь - не превращать свободу во вседозволенность, а помощь в под­сказку. К сожалению, подсказка - распространенный среди родителей способ «помощи» детям, но она только вредит делу. Нельзя делать что-либо за ребенка, если он может сделать сам. Нельзя думать за него, когда он сам может доду­маться.
Давно известно, что для творчества необходимо комфортное психологи­ческая обстановка и наличие свободного времени, поэтому шестое условие ус­пешного развития творческих способностей – тёплая дружелюбная атмосфера в семье и детском коллективе. Взрослые должны создать безопасную психологи­ческую базу для возвращения ребенка из творческого поиска и собственных от­крытий. Важно постоянно сти­мулировать ребенка к творчеству проявлять со­чувствие к его неудачам, терпеливо относиться даже к странным идеям не­свойственным в реальной жизни. Нужно исключить из оби­хода замечания и осуждения.
Но создание благоприятных условий недостаточно для воспитания ре­бенка с высоким творческим потенциалом, хотя некоторые западные психологи и сейчас считают, что творчество изначально присуще ребенку и, что надо только не ме­шать ему свободно самовыражаться. Но практика показывает, что такого невме­шательства мало: не все дети могут открыть дорогу к созиданию, и надолго со­хранить творческую активность. Оказывается (и педагогическая практика до­казывает это), если подобрать соответствующие методы обучения, то даже до­школьники, не теряя своеобразия творчества, создают произведения более высокого уровня, чем их необученные самовыражающиеся сверстники. Не случайно сейчас так популярны детские кружки и студии, музыкальные школы и школы ис­кусств. Конечно, ведется еще много споров о том, чему же и как учить детей, но тот факт, что учить надо не вызывает сомнений.
Воспитание творческих способностей детей будет эффективным лишь в том случае, если оно будет представлять собой целенаправленный процесс, в ходе ко­торого решается ряд частных педагогических задач, направленных на достиже­ние конечной цели. И в данной курсовой работе мы, на основе изуче­ния лите­ратуры по данной теме, попытались определить основные направле­ния и педагогические задачи по развитию таких важнейших компонентов твор­ческих способностей как творческое мышление и воображение в до­школьном возрасте.
2.2 Развитие качеств творческого мышления.
Главной педагогической задачей по развитию творческого мышления в дошкольном возрасте является формирование ассоциативности, диалектично­сти и сис­темности мышления. Так как развитие именно этих качеств делает мышле­ние гибким, оригинальным и продуктивным.
Ассоциативность – это способность видеть связь и сходные черты в предметах и явлениях, на первый взгляд не сопоставимых.
Благодаря развитию ассоциативности мышление становится гибким и оригинальным.
Кроме того, большое количество ассоциативных связей позволяет быстро из­влекать нужную информацию из памяти. Ассоциативность очень легко приоб­ретается дошкольниками в ролевой игре. Так же существуют специаль­ные игры, способствующие развитию этого качества.
Часто открытия рождаются при соединении казалось бы несоединимого. Например, долгое время казались невозможными полёты на летательных аппа­ра­тах, которые тяжелее воздуха. Сформулировать противоречия и найти способ его разрешения позволяет диалектичность мышления.
Диалектичность – это способность видеть в любых системах противоре­чия, мешающие их развитию, умение устранять эти противоречия, решать про­блемы.
Диалектичность является необходимым качеством талантливого мышле­ния. Психологи провели ряд исследований и, установили, что механизм диалек­тического мышления функционирует в народном и научном творчестве. В част­ности анализ трудов Выгодского показал, что выдающийся русский психолог постоянно использовал этот механизм в своих исследованиях.
Педагогическими задачами по формированию диалектичности мышления в дошкольном возрасте являются:
1. Развитие умения выявлять противоречия в любом предмете и явлении;
2. Выработка умения четко формулировать выявленные противоречия;
3. Формирование умения разрешать противоречия;
И еще одно качество, формирующее творческое мышление - это систем­ность.
Системность – это способность видеть предмет или явление как целост­ную систему, воспринимать любой предмет, любую проблему всесторонне, во всём многооб­разии связей; способность видеть единство взаимосвязей в явле­ниях и законах развития.
Системное мышление позволяет видеть огромное количество свойств предметов, улавливать взаимосвязи на уровне частей системы и взаимосвязи с дру­гими системами. Системное мышление познает закономерности при разви­тии сис­темы от прошлого к настоящему и применяет это по отношению к бу­дущему.
Системность мышления развивается корректным анализом систем и спе­циальными уп­ражнениями. Педагогические задачи по развитию системности мышления в дошкольном возрасте:
1. Формирование умения рассматривать любой предмет или явление как систему разви­вающеюся во времени;
2. Развитие умения определять функции предметов с учетом того, что лю­бой предмет многофункционален.
2.3 Развитие творческого воображения.
Вторым направлением формирования творческих способностей дошко­льников развитие воображения.
Воображение - это умение конструировать в уме из элементов жиз­нен­ного опыта (впечатлений, представлений, знаний, переживаний) посредством новых их сочетаний к соотношений что-либо новое, выходящее за пределы ра­нее вос­принятого.
Воображение является основой всякой творческой деятельности. Оно по­могает человеку освободиться от инерции мышления, оно преобразует пред­ставление памяти, тем самым обеспечивая, в конечном счете создание заведомо нового. В этом смысле, все, что окружает нас и что сделано руками человека, весь мир культуры, в отличие от мира природы – все это является продуктом творческого вообра­жения.
Дошкольное детство является сензитивным периодом для развития вооб­ражения. На первый взгляд необходимость развивать воображение дошкольни­ков может показаться обоснованной. Ведь весьма распространено мнение о том, что воображение ребенка богаче, оригинальнее воображения взрослого. Такое представление об изначально присущем дошкольнику ярком воображе­нии существовало в прошлом и у психологов.
Однако уже в 30-е годы выдающийся русский психолог Л. С. Выготский до­казал, что воображение ребенка развивается постепенно, по мере приобрете­ния им определенного опыта. С. Выготский утверждал, что все образы вообра­жения, как бы причудливы они ни были, основываются на тех представлениях и впечатле­ниях, которые мы получаем в реальной жизни. Он писал: «Первая форма связи вооб­ражения с действительностью заключается в том, что всякое создание вообра­жения всегда строится из элементов, взятых из деятельности и содержащихся в прежнем опыте человека». /5, 8/
Из этого следует, что творческая деятельность воображения находится в прямой зависимости от богатства и разнообразия прежнего опыта человека. Педагоги­ческий вывод, который можно сделать из всего выше сказанного, за­ключается в необходимо­сти расширять опыт ребенка, если мы хотим создать достаточно прочные ос­новы для его творческой деятельности. Чем больше ре­бенок видел, слышал и пе­режил, чем больше он знает и усвоил, чем большим количеством элементов действительности он располагает в своём опыте, тем значительнее и продук­тивнее при других равных условиях, будет деятельность его воображения. Именно с накопления опыта начинается всякое воображение. Но как передать ребенку этот опыт заранее? Часто бывает так, что родители бе­седуют с ре­бенком, что-то рассказывают ему, а потом жалуются, что у него, как говорится, в одно ухо влетело, а из другого вылетело. Это происходит в том случае, если у малыша нет интереса к тому, о чём ему рассказывают, нет инте­реса к знаниям вообще, то есть когда отсутствуют познавательные интересы.
Вообще познавательные интересы ребенка дошкольника очень рано на­чинают о себе заявлять. Проявляется это сначала в форме детских вопросов, ко­торыми малыш осаждает родителей с 3-4 лет. Однако станет ли такое детское любо­пытство устойчивым познавательным интересом или оно исчезнет навсе­гда, зависит от взрослых, окружающих ребенка, прежде всего от его родителей. Взрослые должны всячески поощрять любознательность де­тей, воспитывая любовь и потребность в знаниях.
В дошкольном возрасте развитие познавательных интересов ребенка должно идти по двум основным направлениям:
1. Постепенно обогащение опыта ребенка, насыщение этого опыта новыми знаниями о различных областях действительности. Это вызывает познава­тельную активность дошкольника. Чем больше перед детьми открывается сторон окружаю­щей действительности, тем шире возможности для возник­новения и закрепле­ния у них устойчивых познавательных интересов.
2. Постепенное расширение и углубление познавательных интересов внутри одной и той же сферы действительности.
Для того чтобы успешно развивать познавательные интересы ребенка, родители должны знать, чем интересуется их малыш, а уже затем оказывать влияние на формирование его интересов. Следует отметить, что для возникно­вения устойчи­вых интересов недостаточно просто познакомить ребенка с новой сферой действи­тельности. У него должно возникнуть положительное эмоцио­нальное отношение к новому. Этому способствует включение дошкольника в совместную с взрос­лыми деятельность. Взрослый может попросить ребёнка помочь ему что-ни­будь сделать или, скажем, прослушать вместе с ним люби­мую пластинку. Возникающее у малыша в таких ситуациях чувство причастно­сти к миру взрослых создаёт положительную окраску его деятельности и спо­собствует возникновению у него интереса к этой деятельности. Но в этих си­туациях сле­дует будить и собственную творческую активность ребенка, только тогда можно до­биться желаемого результата в развитии его познавательных интересов и в усвоении новых знаний. Нужно задавать ребенку вопросы, побу­ждающие к актив­ному размышлению.
Накопление знаний, опыта - это только предпосылка для развития твор­ческого воображения. Любые знания могут быть бесполезными грузом, если человек не умеет обращаться с ними, отбирать то нужное, что ведет к творче­скому решению задачи. А для этого нужна практика таких решений, умение исполь­зовать накопленную информацию в своей деятельности.
Продуктивное творческое воображение характеризуется не только та­кими осо­бенностями как оригинальность и богатство продуцируемых образов. Одним из важнейших свойств такого воображения является умение направлять пред­ставления в нужную сторону, подчинять их определённым целям. Неуме­ние управлять идеями, подчинять их своей цели, приводит к тому, что самые лучшие замыслы и намерения гибнут, не находя воплощения. По­этому важ­нейшая линия в развитии воображения дошкольника - это развитие направлен­ности воображения.
У младшего дошкольника воображение идет за предметом и все, что он соз­даёт, носит отрывочный, неоконченный характер. Взрослые должны помочь ре­бенку научиться не просто отрывочно фантазировать, а реализовывать свои замыслы, создавать пусть небольшие, но законченные произведения. С этой це­лью родители могут организовать ролевую игру и в ходе этой игры влиять на выполнение ребенком всей цепочки игровых действий. Можно также устроить коллектив­ное сочинение сказки: каждый из играющих говорит по несколько предло­жений, а участвующий в игре взрослый может направить развитие сю­жета, по­мочь детям завершить задуманное. Хорошо завести специальную папку или альбом, куда помещались бы наиболее удачные рисунки, сказки, сочинен­ные ребен­ком. Такая форма фиксации продуктов творчества поможет ребенку направлять своё воображение на создание законченных и оригинальных произ­ведений.
С целью определения уровня развития творческих способностей детей в дошкольном возрасте 10 апреля и 15 апреля 2001 года нами была проведена их диагностика у дошкольников э/ц «Букваренок» ДДК города Тольятти. Для исследования нами были использованы экспресс методики кандидатов психологических наук В. Кудрявцева и В. Синельникова (см. При­ложение 1). С помощью этих методик мы составили оперативный констатирую­щий микросрез творческого развития каждого ребёнка по всем его основаниям. Критерий для выделения оснований – вычлененные авторами универсальные творческие способности: реализм воображения, умение видеть целое раньше частей, надситуативно – преобразовательный характер творческих реше­ний, детское экспериментирование. Каждая из методик позволяет фиксировать значи­мые проявления этих способностей и реальные уровни их сформированности у ре­бенка.
продолжение
--PAGE_BREAK--Проведя диагностику, мы получили следующие результаты (см. Прило­жение 2). Развитие реализма воображения у 61,5% детей находится на низком уровне, и у 38,5% детей – среднем. Развитие такой способности как надситуативно-преобразова­тельный характер творческих решений у 54% детей - на низком уровне, у 8% - на среднем уровне, и 38% детей - на высоком. Способность видеть целое раньше частей у 30% детей развита на среднем уровне и у 70% детей на высоком. Анали­зируя полученные результаты можно сделать следующие выводы и предложе­ния.
У детей этой группы плохо развито творческое воображение. Следует сразу же cказать, что эта группа занимается по развивающей программе «Радуга», но специальная работа по развитию воображения с детьми не ведется. Однако психологи и педагоги, занимающиеся анализом программ дошкольного воспита­ния, давно говорят о том, что в них фактически не содержатся специальные меры, направленные на последовательное и систематическое развитие дет­ского воображения. В этих условиях оно развивается в основном лишь стихийно и в результате часто не достигает даже среднего уровня своего развития. Это подтвердила и проведенная нами диагностика. Из всего выше, сказанного следует, что в существующих условиях в детских садах необходимо проводить специ­альную работу, направленную на развитие творческого воображения детей, тем более, что дошкольный возраст – сензитивный период для развития этого процесса. В каких формах может осу­ществляться эта работа
Конечно, наилучший вариант – это введение специальной программы за­нятий по развитию детского воображения. В последнее время появилось боль­шое количество методических разработок таких занятий. В частности, в нашей стране Общественной лабораторией методики изобретательства был разработан специальный курс «Развитие Творческого Воображения» (РТВ). В его основе лежит ТРИЗ, АРИЗ и теория развития технических систем Г.С. Альтшуллера. Этот курс уже апробирован в различных творческих студиях, школах и дошкольных учре­ждениях, где он доказал свою эффективность. РТВ развивает не только творческое воображение, но и творческое мышление детей. Кроме того, можно предложить ме­тодику развития детского воображения О.М. Дьяченко ни Н.Е. Вераксы, а также спе­циальные игровые тренинги воображения, разработанные психологом Е.В. Заи­кой.
Если нет возможности ввести дополнительные занятия, то воспитателю можно пред­ложить на базе программы, по которой он работает, без резких изменений формы заня­тий, использовать элементы ТРИЗ для развития творческого потенциала детей. Также на специальных занятиях по музыке, рисованию, конструированию, разви­тию речи нужно давать детям задания творческого характера.
Развивать творческое воображение можно не только на специальных занятиях. Ог­ромное значение для развития фантазии детей имеет игра, которая является основным видом деятельности дошкольников. Именно в игре ребенок делает первые шаги творческой деятельности. Взрослые должны не просто наблюдать за детской игрой, а управлять её развитием, обогащать ее включать в игру творческие элементы. На раннем этапе игры детей носят предметный характер, то есть это дейст­вие с раз­личными предметами. На этом этапе очень важно научить ребенка различными способами обыгрывать один и тот же предмет. Например, кубик может быть столом, стулом, кусочком мяса и т.д. Взрослые должны показать детям возможность различных способов использования одних и тех же предметов. В 4-5 лет начинает складываться сюжетно-ролевая игра, которая предостав­ляет широчайшие возможности для развития фантазии и творчества. Взрослым необходимо знать как, и во что играют их дети, насколько разнообразны сюжеты игр, в ко­торые они играют. И если дети изо дня в день играет в одни и те же «дочки – матери» или войну, воспитатель должен помочь им научиться разнообразить сюжеты игр. Можно поиграть вместе с ними, предлагая разыгрывать разные сюжеты принимать на себя разные роли. Ребенок должен сначала в игре проявлять свою творческую инициативу, планировать и направлять игру.
Кроме того, для развития воображения и творческих способностей су­ществуют специальные игры, в которые можно играть с детьми в свободное от за­нятий время. Интересные развивающие игры разработаны Б.Н. Никитиным /18, 25/, О. М. Дьяченко и Н.Е. Вераксой /7, 135/.
Богатейшим источником развития фантазии ребёнка является сказка. Существует множество приемов работы со сказкой, которые могут использовать вос­пита­тели для развития воображения детей. Среди них: «перевирание» сказки, придумы­вание сказки наоборот, придумывание продолжения сказки, изменение конца сказки. Можно сочинять сказки вместе с детьми. Неоценимую помощь в этом окажут карты Проппа /9, 56/. Говоря о развитии детского воображения с помощью сказки, нельзя не вспомнить замеча­тельную книгу Дж. Родари " Грамматика фантазии ".
Результаты диагностирования также показывают, что у многих детей надо раз­вивать такую творческую способность как надситуативно-преобразовательный харак­тер творческих решений. Для развития этой способности перед детьми необходимо ста­вить различные проблемные ситуации, решая которые, они должны не просто выбрать опти­мальную из предложенных альтернатив, а на основе преобразования исходных средств создать свою альтернативу. Взрослые должны всячески поощрять творческий подход де­тей к решению любой проблемы. Развитие рассматриваемой способности тесно связано с фор­мированием диалектичности мышления. Поэтому игры и упражнения на формирование диалектичности мышления могут быть использованы для развития разбираемой способно­сти. Не­которые упражнения на развитие диалектичности мышления приведены в Прило­жении 4.
Результаты диагностики творческого потенциала детей выявили хорошее раз­витие способности видеть целое раньше частей. И этот результат закономе­рен, т.к. одной из особенностей детского мировосприятия является его целостность, ре­бенок всегда видит целое раньше частей. Однако очень скоро дети теряют эту спо­собность, потому что традиционная методика дошкольного воспитания входит в противоречие с этим объективным законом познания. Так как при изучении какого-либо предмета или явления воспитателю предписывается сначала обращать внимание детей на его отдельные внешние признаки и лишь затем раскрывать его целостный образ. Однако форсирование ана­литической тенденции в познавательном развитии дошкольников может приводить к существенному снижению их творческих способностей. Имеются данные, что страхи и другие негативные переживания у аффективных детей напрямую связаны с их не­умением видеть целое раньше частей, т.е. улавливать в отдельных событиях смысл, за­даваемый контекстом целостной ситуации. Отсюда вытекает необходимость раз­вития у дошкольников системности мышления. Это качество развивается корректным анализом систем и специальными играми, некоторые из которых приведены в При­ложении 5.
Говоря о проблеме творческих способностей детей, нам бы хотелось под­черкнуть, что их эффективное развитие возможно лишь при совместных усилиях как со стороны воспитателей дошкольных учреждений, так и со стороны семьи. К сожалению, педагоги жалуются на отсутствие должной поддержки со стороны роди­телей, тем более, если это касается педагогики творчества. Поэтому целесообразно проводить специ­альные беседы и лекции для родителей, на которых бы рассказывалось о том, по­чему так важно развивать творческие способности с детства, какие условия необ­хо­димо создавать в семье для их успешного развития, какие приёмы и игры можно использовать для развития творческих способностей в семье, а также родителям рекомендовалось бы специальная литература по этой проблеме.
Мы считаем, что предложенные выше меры будут способствовать более эф­фективному развитию творческих способностей в дошкольном возрасте.

Заключение
Универсальные творческие способности - это индивидуальные особенно­сти, качества человека, которые определяют успешность выполнения им творческой дея­тельности различного рода. В основе креативных способностей человека лежат процессы мышления и воображения. Поэтому основными направлениями развития творческих спо­собностей в дошкольном возрасте являются:
1. Развитие продуктивного творческого воображения, которое характе­ризуется такими качествами как богатство продуцируемых образов и направлен­ность.
2. Развитие качеств мышления, которые формируют креативность; такими качествами являются ассоциативность, диалектичность и системность мышле­ния.
Дошкольный возраст имеет богатейшие возможности для развития творческих способностей. К сожалению, эти возможности с течением времени необ­ратимо утрачиваются, поэтому необходимо, как можно эффективнее использовать их в дошко­льном детстве.
Успешное развитие творческих способностей возможно лишь при создании определенных условий, благоприятствующих их формированию. Такими условиями являются:
1. Раннее физическое и интеллектуальное развитие детей.
2. Создание обстановки, опережающей развитие ребенка.
3. Самостоятельное решение ребенком задач, требующих максимального напряжения сил, когда ребенок добирается до «потолка » своих возмож­ностей.
4. Предоставление ребенку свободы в выборе деятельности, чередовании дел, продолжительности занятий одни делом и т.д.
5. Умная, доброжелательная помощь (а не подсказка) взрослых.
6. Комфортная психологическая обстановка, поощрение взрослыми стремления ребенка к творчеству.
Но создание благоприятных условий недостаточно для воспитания ребенка с высокоразвитыми творческими способностями. Необходима целена­правленная работа по развитию творческого потенциала детей. К сожалению, традиционно су­щест­вующая в нашей стране система дошкольного воспитания почти не содержит мер, направ­ленных на последовательное систематическое развитие творческих способностей детей. Поэтому они (способности) развиваются в основном стихийно и в результате, не дости­гают высокого уровня развития. Это подтвердили и результаты диагностики творческих способ­ностей четырех-пятилетних дошкольников э/ц «Букваренок» ДДК го­рода Тольятти. Самые низкие результаты дала диагностика творческого во­ображе­ния. Хотя дошкольный возраст является сензитивным периодом для раз­вития этого компонента творческих способностей. Для исправления сущест­вующего положения можно предложить следующие меры, направленные на эффек­тивное развитие творческих способностей дошкольников:
1. Введение в программу дошкольного воспитания специальных занятий, направленных на развитие творческого воображения и мышления детей.
2. На специальных занятиях по рисованию, музыке, развитию речи да­вать детям задания творческого характера.
3. Управление взрослыми детской предметной и сюжетно-ролевой игрой с целью развития в ней воображения детей.
4. Использование специальных игр, развивающих творческие способ­ности детей.
5. Работа с родителями.
Приложение 1 Методики диагностики универсальных творческих способностей для детей 4-5 лет (авторы: В. Синельников, В. Кудрявцев)
1. Методика" Солнце в комнате"
Основание. Реализация воображения.
Цель. Выявление способностей ребенка к преобразованию «нереального» в «реальное» в контексте заданной ситуации путем устранения несоответ­ствия.
Материал. Картинка с изображением комнаты, в которой находится че­ловечек и солнце; карандаш.
Инструкция к проведению.
Психолог, показывая ребенку картинку: «Я даю тебе эту картинку. По­смотри внимательно и скажи, что на ней нарисовано». По перечислении деталей из­ображения (стол, стул, человечек, лампа, солнышко и т. д.) психолог дает следующее задание: «Правильно. Однако, как видишь, здесь солнышко нари­совано в комнате. Скажи, пожалуйста, так может быть или художник здесь что-то напутал? Попробуй исправить картинку так, чтобы она были правиль­ной».
Пользоваться карандашом ребенку не обязательно, он может просто объ­яснить, что нужно сделать для «исправления» картинки.
Обработка данных.
В ходе обследовании психолог оценивает попытки ребенка исправить рисунок. Обработка данных осуществляется по пятибалльной системе:
1. Отсутствие ответа, непринятие задания («Не знаю, как исправить», «Картинку исправлять не нужно») - 1 балл.
2. «Формальное устранение несоответствия (стереть, закрасить сол­нышко) -2 балла.
3. Содержательное устранение несоответствия:
а) простой ответ (Нарисовать в другом месте - »Солнышко на улице") -3 балла.
б) сложный ответ (переделать рисунок - «Сделать из солнышка лампу») - 4 балла.
4. Конструктивный ответ (отделить несоответствующий элемент от дру­гих, сохранив его в контексте заданной ситуации («Картинку сделать», «Нари­совать окно», «Посадить солнышко в рамку» и т.д.) -5 баллов.
2. Методика «Складная картинка»
О с н о в а н и е. Умение видеть целое раньше частей.
Ц е л ь. Определение умения сохранить целостный контекст изображения в ситуации его разрушения.
М а т е р и а л. Складывающаяся картонная картинка с изображением утки, имеющая четыре сгиба (размер 10 * 15 см)
Инструкция к проведению.
Психолог, предъявляя ребенку картинку: «Сейчас я тебе дам эту кар­тинку. Посмотри, пожалуйста, внимательно и скажи, что на ней нарисовано?» Выслу­шав ответ, психолог складывает картинку и спрашивает: «Что станет с уткой, если мы сложим картинку вот так?» После ответа ребенка картинка рас­правля­ется, снова складывается, а ребенку задается вновь тот же вопрос. Всего при­меняется пять вариантов складывания - «угол», «мостик», «домик», «труба», «гармошка».
Обработка данных.
В ходе обследования ребенка психолог фиксирует об­щий смысл ответов при выполнении задания. Обработка данных осуществля­ется по трехбалльной системе. Каждому заданию соответствует одна позиция при сгибании рисунка. Максимальная оценка за каждое задание - 3 балла. Всего – 15 баллов. Выделяются следующие уровни ответов:
1. Отсутст­вие ответа, не­принятие задания («Не знаю», " Ничего не станет", «Так не бы­вает») - 1 балл.
2. Ответ описательного типа, перечисление деталей рисунка, находя­щихся в поле зрения или вне его, т.е. утеря контекста изображения («У утки нет головы», «Утка сломалась», «Утка разделилась на части» и т. д.) - 2 балла.
продолжение
--PAGE_BREAK--

Cлайд 1

Автономное учреждение дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида № 9 «Черепашка» «Развитие художественно – творческих способностей детей средствами народного искусства» Воспитатель Раздобыдина Е. Н. г. Радужный

Cлайд 2

Формирование творческой личности – одна из наиболее важных задач педагогической теории и практики на современном этапе. Наиболее эффективное средство для этого – изобразительная деятельность ребенка в детском саду. В процессе рисования, лепки, аппликации ребенок испытывает разнообразные чувства: радуется созданному им красивому изображению, огорчается, если что-то не получается, стремится преодолеть трудности или пасует перед ними. Радость творчества становится детям много доступнее, когда они учатся рисовать, и знают, что есть специальные приемы, с помощью которых можно разрешить трудности в рисовании. Чем больше места воображению, тем выше творческая активность, тем более раскован ребенок, и тем больше возможности у ребенка преодолеть технические трудности рисования. Предоставить свободу развития ребенку – это значит, прежде всего дать ему знания о рисовании, о художниках (какими они были в детстве); освободить от сомнения в своих способностях, помочь ему сосредоточиться, обрести уверенность, дать ему возможность раскрыть задатки, которыми он обладает от природы. Ребенок рисует не для похвалы и не для выставки, а только для себя. Но каждому ребенку хочется, чтобы его рисунок увидели, похвалили.

Cлайд 3

«Влюбить может только влюбленный, научить – умеющий, дать знания – знающий, воспитать культуру – человек, обладающий этой культурой сам». Приоритетные задачи, над которыми я работаю: 1. Развитие художественных способностей детей (умение создавать художественный образ, самостоятельно выбирать материал, экспериментировать с ним при создании образа); 2. Формирование основ эстетического восприятия.

Cлайд 4

Работа в детском дошкольном учреждении по развитию художественно-творческих способностей детей строится на следующих принципах: - тщательный отбор художественного материала по различным видам народного искусства (музыкального, художественно-речевого, декоративно-прикладного), соответствующий возрастным особенностям детей; интеграция работы на основе народного искусства с различными направлениями воспитательной работы и видами деятельности детей (ознакомление с природой, развитие речи, различные игры); - активное включение детей в разнообразную художественно-творческую деятельность: музыкальную, изобразительную, игровую, художественно-речевую, театрализованную; - коллективные занятия с детьми, учитывая их индивидуальные предпочтения, склонности, интересы, уровень развития той или иной художественной деятельности; - включение выполненных детьми произведений в жизнь детского сада: создание эстетической среды в повседневной жизни, оформление выставок; - бережное и уважительное отношение к детскому творчеству, в каком бы виде оно не проявлялось.

Cлайд 5

Заколдованные картинки Каждый ребенок, создавая изображение того или иного предмета, передавая сюжет, вносит в изображение свои чувства, свое понимание.

Cлайд 6

Выставка работ в группе В каждой группе есть постоянно действующая выставка детских работ. Все детские работы после учебного занятия вывешиваются, и родители могут видеть достижения своего ребенка. Смешивание красок Выполнение различных упражнений направлено на овладение и совершенствование умений и навыков детей в рисовании. Закрепление умения владеть карандашом, правильно держать кисть, смешивать краски на палитре.

Cлайд 7

Коллективная работа «Во саду ли, в огороде» В коллективной деятельности оценивают не только общий результат, но и вклад каждого участника общей работы! Это требует тщательной подготовки, необходимо так распределить работу, чтобы каждому ребенку было интересно, каждый смог справиться со своей задачей и достичь высокого результата

Cлайд 8

Работа в альбомах Дети работают в альбомах, прорисовывая элементы росписи различных видов народно-прикладного искусствадымковская игрушка, гжель, хохлома, городецкая роспись. Смешивание техник Можно смешивать различные техники. Это становится доступным детям старшей и подготовительной к школе групп детского сада, когда они освоят изобразительные и выразительные возможности нескольких материалов.

Cлайд 9

При организации кружка были определены этапы работы: 1) организация кружковой работы и создание условий; 2) составление годового плана работы и конспектов кружковых занятий; 3) подготовка к занятиям, оформление образцов; 4) проведение тематических выставок. «Наша Ярмарка» Выставки позволяют подвести итог о проделанной работе по ознакомлению детей с декоративно-прикладным искусством России.

Cлайд 10

Кружок по рисованию «ГОРОД МАСТЕРОВ» Выставки оформляются в течение всего года по темам каникулярных недель и по плану кружковой работы.

Cлайд 11

Выставка «Моя Югра» Учитывая региональные особенности культуры ХМАО, мы ввели в практику работы ДОУ знакомство детей с творчеством обско-угорских народов.

Cлайд 12

В результате проделанной работы накоплен дидактический материал: разработана серия конспектов по ознакомлению детей с творчеством обско-угорских народов; иллюстрации и образцы изделий собраны в папку «Быт и традиции народов Севера»; оформлены образцы орнаментов. иллюстрации и образцы изделий, образцы орнаментов оформлены в каждой возрастной группе.

Cлайд 13

«Наша Ярмарка» Народное декоративное искусство – часть национальной культуры. В нем проявляются лучшие черты народа – гуманизм, оптимизм, мудрость, смелость, извечное стремление к красоте.

Cлайд 14

При организации выставок мы преследуем такие цели: способствовать развитию у детей эмоционально - образного восприятия и художественного вкуса; ребенок должен знать, что продукт его деятельности интересен и значим для других людей; повышение педагогической культуры среди родителей. Выставка коллективных работ Созданы все условия для оформления тематических выставок. Выставки разнообразны по форме, содержанию и назначению.

Cлайд 15

Полочки красоты Работа по приобщению детей к искусству должна осуществляться в повседневной жизни детей. С этой целью в каждой группе есть полочки красоты. Они располагаются в удобном месте и на уровне глаз ребенка.

Cлайд 16

Посещение выставок Цель посещения выставок – объяснить, что такое выставка, познакомить с жанрами в живописи.

Cлайд 17

Перспективы развития системы учебно-воспитательной работы по изобразительной деятельности в ДОУ. 1. Совершенствовать созданную в ДОУ систему учебно - воспитательной работы по изобразительной деятельности: - интеграция педагогического процесса по ознакомлению детей с творчеством русского народа; - организация и проведение выставок по свободной самостоятельной деятельности; - разработать критерии оценивания знаний детей по изобразительному искусству. 2. Совершенствование созданных условий, способствующих формированию у детей изобразительных умений и навыков, развитию художественно-творческих способностей детей с учетом возрастных и индивидуальных особенностей: - совершенствование работы с полочками красоты; - приобретение крупных демонстрационных репродукций картин, предметов декоративно-прикладного искусства; - совершенствование организации свободной самостоятельной деятельности детей в группах. 3. Изучение современных материалов по изобразительной деятельности и внедрение их в практику изобразительной деятельности. 4. Совершенствовать взаимодействие с педагогами, родителями, социальными институтами детства в деле развития художественно- творческих способностей детей.

Cлайд 18

Заключение Изучение проблемы творчества – одно из центральных направлений научных исследований психологов, педагогов, социологов в нашей стране и за рубежом. Развитие художественно-творческих способностей ребенка протекает нормально, когда он осваивает «технологию» искусства не в качестве самоцели, а в связи с решением конкретных художественных задач. Педагогу важно знать, что наиболее важным в эстетическом опыте являются способности, которые позволяют ребенку самостоятельно переносить свой опыт в новые условия и самостоятельно применять в творческих ситуациях. Главной задачей педагога является умение заинтересовать детей, зажечь их сердца, развить в них творческую активность, не навязывая собственных мнений и вкусов.

Дошкольное детство важный период в жизни детей. Именно в этом возрасте каждый ребенок представляет собой маленького исследователя. Чем разнообразнее детская деятельность, тем успешнее идет разностороннее развитие ребенка и появляются первые проявления творчества.

Формирование творческой личности – одна из важных задач педагогической теории и практики на современном этапе. Эффективней начинается её развитие с дошкольного возраста. Вот почему одним из доступных видов работы с детьми в детском саду является изобразительная художественно-продуктивная деятельность, в процессе которой создается что-то красивое, необычное.

Актуальность и перспективность опыта заключается в том, что современное общество имеет потребность в творческой личности.

Поэтому Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования направлен на реализацию качественно новой личностно-ориентированной развивающей модели ДО, и одна из его целей является развитие личности дошкольника, его творческих способностей.

Новизнамоего педагогического опыта заключается в том, что проблему развития художественно-творческих способностей детей я решаю в процессе дополнения традиционных приемов обучения рисованию нетрадиционными техниками рисования.

Предмет исследования: приобщение детей к художественному творчеству посредством нетрадиционных техник рисования в образовательной области «Художественно – эстетическое развитие».

Скачать:

Предварительный просмотр:

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

МДОУ «Старошайговский детский сад №2 комбинированного вида» Старошайговского муниципального района РМ Творческая презентация Тема: «Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста посредством нетрадиционных техник рисования» Воспитатель: Дудина Е.Н. МДОУ «Старошайговский детский сад №2 комбинированного вида »

Дошкольное детство важный период в жизни детей. Именно в этом возрасте каждый ребенок представляет собой маленького исследователя. Чем разнообразнее детская деятельность, тем успешнее идет разностороннее развитие ребенка и появляются первые проявления творчества. Формирование творческой личности – одна из важных задач педагогической теории и практики на современном этапе. Эффективней начинается её развитие с дошкольного возраста. Вот почему одним из доступных видов работы с детьми в детском саду является изобразительная художественно-продуктивная деятельность, в процессе которой создается что-то красивое, необычное. Актуальность и перспективность опыта заключается в том, что современное общество имеет потребность в творческой личности. Поэтому Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования направлен на реализацию качественно новой личностно-ориентированной развивающей модели ДО, и одна из его целей является развитие личности дошкольника, его творческих способностей. Новизна моего педагогического опыта заключается в том, что проблему развития художественно-творческих способностей детей я решаю в процессе дополнения традиционных приемов обучения рисованию нетрадиционными техниками рисования. Предмет исследования: приобщение детей к художественному творчеству посредством нетрадиционных техник рисования в образовательной области «Художественно – эстетическое развитие».

Теоретическая база опыта Являясь одной из самых актуальных, проблема развития творческих способностей привлекает внимание ученых разных областей, поскольку связана с вопросами проектирования гибких моделей образовательного пространства, разработки вариативных форм и методов обучения и воспитания, отвечающих образовательным потребностям и возрастным возможностям личности. За основу я взяла Программу И. А. Лыковой "Цветные ладошки" по развитию художественно-творческих способностей детей. Дополнением к программе И. А. Лыковой я использую пособие Р. Г. Казаковой «Рисование с детьми дошкольного возраста». Для успешной работы с детьми в области использования нетрадиционных техник рисования для развития творческих способностей дошкольников изучила труды: «Художественное творчество и ребенок» под редакцией Н. А. Ветлугиной, «Воображение и творчество в детском возрасте» Л. С. Выготский, «Развивайте у дошкольников творчество» Т. Г. Казакова, «Изобразительная деятельность и художественное развитие дошкольников» Т. Г. Казакова.

Тема: « Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста посредством нетрадиционных техник рисования» Цель: развитие творческих способностей у детей дошкольного возраста через использование нетрадиционных техник рисования. Технология работы по овладению детьми художественными техниками

Ведущая педагогическая идея моего опыта- формирование у дошкольников способности выражать восприятие окружающего их мира, совершенствовать их интеллектуальные и творческие способности с помощью техник рисования. Для развития творчества и систематизации знаний детей, я поставила перед собой следующие задачи: Задачи: Образовательные: Познакомить детей с различными нетрадиционными техниками рисования; Учить детей использовать в рисовании разнообразные материалы и технику, разные способы создания изображения, соединяя в одном рисунке материалы с целью получения выразительного образа; Формировать у детей творческие способности посредством использования нетрадиционных техник рисования. Развивающие: Развивать эстетические чувства формы, цвет, ритм, композицию; Развивать творческую активность, желание рисовать. Воспитательные: Воспитывать дружеские взаимоотношения Воспитывать умение доводить начатое до конца, работать в коллективе, индивидуально. Оздоровительные: Укреплять здоровье детей, используя, комплексы здоровье-сберегающих технологий; Благотворно влиять с помощью нетрадиционной техники рисования на эмоциональное состояние и психическое развитие детей.

Рисование пальчиками и ладошкой.

Оттиск печатками из овощей и фруктов

Оттиск мятой бумагой

Тычок жесткой полусухой кистью

Кляксография.

Рисование ватными палочками

Технология работы по овладению детьми художественными техниками.

1- этап Подготовительный Беседа, прогулка, наблюдения, экспериментирование с материалами, рассматривание иллюстраций в нетрадиционной технике.

2-этап Основной - Активная работа с различными видами рисования -Занятие по рисованию (предметное, сюжетное, по замыслу) -Индивидуальная работа -Совместная деятельность педагога с детьми -Самостоятельная художественная деятельность детей

3-этап Заключительный Анализ результатов

Выставка детских работ

Развивающая среда по обучению нетрадиционной техники рисования В группе оформила уголок изобразительного творчества. В уголке собраны образцы народно – прикладного искусства, картины русских и зарубежных художников, музыкальный центр, атрибуты к играм, дидактические игры, книги и методические пособия. Специальное оборудование и мебель: имеются мольберты, столы можно расставлять по-разному, в зависимости от темы и формы проведения занятия.

Развивающая среда по обучению нетрадиционной техники рисования Необходимые изобразительные материалы: Акварельные краски, гуашь, карандаши, фломастеры, мелки, пластилин, свечи восковые, ватные палочки, кисточки разных размеров, клеевые щетки, кусочки поролона, детские ножницы с тупыми концами, ткани, природный материал, остатки шерстяных или полушерстяных ниток, сюжетные открытки, клей, бумага цветная, картон, красивой формы гладкие камушки, ракушки, трубочки от коктейля, колпачки, растительный материал, поролон.

Работа с родителями Провожу для родителей консультации, беседы, занятия, развлечения, дни открытых дверей.

Достижения детей Положительным результатом в своей работе считаю участие детей в конкурсах, выставках различного уровня.

Достижения воспитателя

Мониторинг Мониторинг уровня обучения дошкольников по результатам за три года повысился с 57% до 82%

Результативность педагогической технологии Дети стали творчески всматриваться в окружающий мир, находят разные оттенки, приобрели опыт эстетического восприятия, эмоциональной отзывчивости Они создают новое, оригинальное, проявляют творчество, фантазию, коммуникабельность Реализуют свой замысел, и самостоятельно находят средства для воплощения, что способствует развитию у ребенка: мелкой моторики рук и тактильного восприятия; пространственной ориентировки на листе бумаги, глазомера и зрительного восприятия; внимания и усидчивости Формируются навыки контроля и самоконтроля.

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!