Виды статистической отчетности по труду. Налоги и хозяйственная деятельность

Для оперативной оценки состояния рынка труда все предприятия (кроме субъектов малого предпринимательства) представляют данные в органы государственной статистики по форме № П-4 «Сведения о численности, заработной плате и движении работников, утвержденной постановлением Госкомстата России от 30 июля 2000 г. № 57.
Аналитические возможности этой формы определяются составом показателей и периодичностью их представления.
Раздел 1 «Численность и начисленная заработная плата» заполняется ежемесячно и содержит следующие показатели:
средняя численность работников;
фонд начисленной заработной платы;
выплаты социального характера.
Информация предоставляется за текущий и предшествующий месяцы в целом по предприятию и в разрезе отдельных категорий работающих:
списочной численности работников;
внешних совместителей;
работников, выполняющих работы по договорам гражданско-правового характера.
Это позволяет определить структуру численности работников, фонда оплаты труда, оценить соответствующие структурные сдвиги и ежемесячную динамику всех показателей.
Раздел 2 «Использование рабочего времени» заполняется ежеквартально и содержит данные о количестве отработанных человеко-часов работниками списочного состава и внешними совместителями, потерях рабочего времени (в человеко-днях) по болезни и в связи с отпусками по инициативе администрации. Это дает возможность проанализировать эффективность использования рабочего времени и выявить резервы увеличения трудового потенциала предприятия.
Раздел 3 «Движение работников и предполагаемое высвобождение» характеризует интенсивность оборота рабочей силы - прием и выбытие работников, а также наличие вакантных рабочих мест или предполагаемое снижение численности. Информация позволяет судить о деловой активности предприятия и актуальна для территориальных служб занятости населения.
Органы государственной статистики периодически проводят исследование издержек, связанных с потреблением ресурсов живого труда и подлежащих включению в общую сумму издержек производства. В форме № 1 (рабочая сила,) «Сведения о составе затрат организации на рабочую силу» в соответствии с Международными нормами выделены следующие виды затрат:
1) оплата за отработанное время;
2) оплата за неотработанное время (очередные и учебные отпуска, оплата льготных часов подросткам, инвалидам, оплата простоев не по вине работников и т. д.);
3) единовременные поощрительные выплаты;
4) оплата питания, жилья, топлива, включаемая в заработную плату;
5) расходы организации по обеспечению работников жильем;
6) расходы организации на социальную защиту работников;
7) расходы на профессиональное обучение;
8) расходы на культурно-бытовое обслуживание;
9) расходы, не отнесенные к ранее приведенным классификационным группам (командировочные расходы, компенсационные выплаты-надбавки за разъездной характер работы, вахтовый метод, полевое довольствие, оплата форменной одежды и т. д.);
10) налоги и сборы, связанные с использованием рабочей силы (платы за привлечение иностранной рабочей силы, местные целевые сборы на содержание милиции, благоустройство территории, нужды образования).

Статистическая отчетность составляется на основе данных оперативного учета, который ведется в разных функциональных подразделениях организации: в отделе кадров, отделе труда и заработной платы, бухгалтерии.

Источниками обобщенной информации для заполнения формы N П-4 являются унифицированные первичные документы - трудовые договоры (контракты) и соглашения, приказы (распоряжения) о приеме на работу и увольнении работников, табели учета использования рабочего времени и расчета заработной платы и др.

Основными унифицированными формами первичной документации по учету труда и его оплаты являются:

1) приказы (распоряжения) о приеме работника на работу;

2) о переводе работника на другую работу;

3) о предоставлении отпуска работнику;

4) о прекращении (расторжении) трудового договора с работником (увольнении) (формы N Т-1, Т-5, Т-6, Т-8);

5) личная карточка работника (форма N Т-2);

6) табель учета рабочего времени и расчета оплаты труда (форма N Т-12);

7) табель учета рабочего времени (форма N Т-13);

8) расчетно-платежная ведомость (форма N Т-49) и другие документы, утвержденные постановлением Госкомстата России от05.01.2004 г. N 1.

Форма N П-4 включает три раздела, содержащие информацию о численности и начисленной заработной плате работников, использовании рабочего времени, движении работников и предполагаемом высвобождении.

2.7.1. Средняя численность работников

Показатели численности работников изначально были предназначены для статистической отчетности, поэтому порядок их расчета всегда определяли органы государственной статистики.

Так, показатель среднесписочной численности работников используется при заполнении формы федерального статистического наблюдения N 1-Т "Сведения о численности и заработной плате работников по видам деятельности".

В дальнейшем сфера применения этих статистических показателей стала расширяться. Эти показатели стали применяться и в налоговом законодательстве. В ряде случаев Налоговый кодекс РФ прямо указывает, что среднесписочная численность определяется в соответствии с инструкцией органов статистики.

Организация не имеет права применять упрощенную систему налогообложения, если средняя численность работников за налоговый (отчетный) период превышает 100 человек (подп. 15 п. 3 ст. 346.12 НК РФ). При этом средняя численность определяется по правилам, установленным федеральным органом исполнительной власти по статистике.

Среднесписочная численность работников учитывается при расчете суммы единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности (п. 3 ст. 346.29 и ст. 346.27 НК РФ). Но для ЕНВД используется показатель среднесписочной численности, включающий всех работников, в том числе работающих по совместительству.

Среднесписочная численность работников используется для установления льгот при уплате некоторых налогов. Так, одним из ограничений по применению льгот по НДС (п. 3 ст. 149 НК РФ) при реализации товаров является величина среднесписочной численности инвалидов среди работников (не менее 50\%).

При исчислении налога на прибыль в расходы включаются затраты организации по социальной защите инвалидов, если их доля в общей численности работников составляет не менее 50\%, но без учета инвалидов, работающих по совместительству и договорам гражданско-правового характера (подп. 38 п. 1 ст. 264 НК РФ).

Аналогичные льготы предусмотрены гл. 30 НК РФ "Налог на имущество организаций".

Показатель среднесписочной численности работников используют организации с обособленными подразделениями при исчислении налога на прибыль (ст. 288 НК РФ). Они распределяют сумму налога, уплачиваемого по месту нахождения организации и по месту нахождения каждого из обособленных подразделений пропорционально удельному весу среднесписочной численности работников организации и ее обособленных подразделений на конец отчетного периода.

Организация может воспользоваться льготой по ЕСН, если ее уставный капитал полностью состоит из вкладов общественной организации инвалидов. При этом среднесписочная численность инвалидов должна составлять не менее 50\%, а доля их заработной платы в фонде оплаты труда - не менее 25\% (подп. 2 п. 1 ст. 239 НК РФ).

Показатель среднесписочной численности работников используется в целях выполнения положений Федерального закона от 24.11.1995 г. N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в РФ" (с изм. и доп. от 24.07.1998 г., 4 января, 17.07.1999 г., 27.05.2000 г., 9 июня, 8 августа, 29, 30.12.2001 г., 29.05.2002 г., 10 января, 23.10.2003 г., 22 августа, 29.12.2004 г.).

Организациям с численностью работников более 100 человек по законодательству субъекта РФ устанавливается квота для приема на работу инвалидов в процентах к среднесписочной численности работников (от 2 до 4\%).

Согласно Федеральному закону от 14.06.1995 г. N 88-ФЗ "О государственной поддержке малого предпринимательства в РФ" (с изм. и доп. от 31.07.1998 г., 21.03.2002 г., 22.08.2004 г.) средняя численность работников является одним из критериев отнесения организаций к категории малых предприятий.

Методика расчета среднесписочной численности работников изложена в постановлении Федеральной службы государственной статистики от 18.10.2004 г. N 49 "Об утверждении порядка заполнения и представления формы федерального статистического наблюдения N 1-Т "Сведения о численности и заработной плате работников по видам деятельности".

Исходным периодом времени, за который рассчитывается среднесписочная численность, является календарный месяц. Затем рассчитывается среднесписочная численность за квартал, полугодие или год.

Чтобы определить среднесписочную численность работников за месяц, нужно сначала определить численность работников за каждый календарный день этого месяца. То есть с 1-го по 30-е или 31-е число (для февраля - по 28-е или 29-е число), включая праздничные (нерабочие) и выходные дни

Затем численность за каждый день суммируется, и полученная сумма делится на количество календарных дней в месяце.

Численность работников списочного состава за выходной или праздничный (нерабочий) день равна списочной численности работников за предшествующий рабочий день. Если по календарю получаются два или более выходных или праздничных (нерабочих) дней подряд, то численность работников списочного состава за каждый из этих дней принимается равной численности этих работников за рабочий день, предшествовавший выходным или праздничным (нерабочим) дням.

Для расчета среднесписочной численности работников за год необходимо суммировать среднесписочную численность работников за все месяцы отчетного года и полученную сумму разделить на 12.

В списочную численность работников включаются наемные работники, работавшие по трудовому договору и выполнявшие постоянную, временную или сезонную работу один день и более, а также работавшие собственники организации, получавшие заработную плату в данной организации.

Списочная численность работников определяется на основании ежедневного учета численности работников по данным табеля учета использования рабочего времени (формы N Т-12 и Т-13), на основании приказов о приеме, переводе работников на другую работу и прекращении трудового договора и др. (формы N Т-1, Т-5, Т-6, Т-8).

В списочной численности работников за каждый календарный день учитываются как фактически работающие, так и отсутствующие на работе по каким-либо причинам.

В списочную численность целыми единицами включаются все те работники, трудовые книжки которых должны храниться в организации, например, работники:

1) фактически явившиеся на работу, включая и тех, которые не работали по причине простоя;

2) находившиеся в служебных командировках (включая зарубежные), если за ними сохраняется заработок в данной организации;

3) не явившиеся на работу по болезни, в связи с выполнением государственных или общественных обязанностей;

4) принятые на работу с испытательным сроком;

5) надомники,

6) направленные с отрывом от работы в образовательные учреждения для повышения квалификации или приобретения новой профессии (специальности), если за ними сохраняется заработная плата;

7) временно направленные на работу из других организаций, если за ними не сохраняется заработная плата по месту основной работы;

8) студенты-практиканты, если они зачислены на должности;

9) студенты и аспиранты, находящиеся в учебном отпуске с сохранением (полностью или частично) заработной платы, а также находившиеся в дополнительном отпуске без сохранения заработной платы;

10) находившиеся в ежегодных и дополнительных отпусках в соответствии с законодательством, коллективным или трудовым договором;

11) имевшие выходной день согласно графику работы организации, а также за переработку при суммированном учете рабочего времени или получившие день отдыха за работу в выходные или праздничные (нерабочие) дни;

12) находившиеся в отпусках по беременности и родам, в отпусках в связи с усыновлением новорожденного ребенка непосредственно из родильного дома, а также в дополнительном отпуске по уходу за ребенком;

13) принятые для замещения отсутствующих работников (ввиду болезни, отпуска по беременности и родам, отпуска по уходу за ребенком);

14) находившиеся с разрешения администрации в отпуске без сохранения заработной платы по уважительным причинам и находившиеся в отпусках по инициативе администрации;

15) совершившие прогулы;

16) находившиеся под следствием до решения суда.

Не включаются в списочную численность следующие работники:

1) внешние совместители;

2) выполнявшие работу по договорам гражданско-правового характера;

3) привлеченные для работы по специальным договорам с государственными организациями на предоставление рабочей силы (военнослужащие и лица, отбывающие наказание);

4) переведенные на работу в другую организацию, если за ними не сохраняется заработная плата;

5) направленные на обучение с отрывом от работы, получающие стипендию за счет средств этих организаций, а также лица, с которыми заключен ученический договор на профессиональное обучение с выплатой стипендии;

6) подавшие заявление об увольнении и прекратившие работу до истечения срока предупреждения (прекратившие работу без предупреждения администрации). Они исключаются из списочной численности работников с первого дня невыхода на работу;

7) собственники данной организации, не получающие заработную плату.

Применяя перечни работников, включаемых и не включаемых в списочную численность, нужно учитывать следующие особенности расчета среднесписочной численности.

Некоторые работники списочной численности не включаются в расчет среднесписочной численности.

К таким работникам относятся:

1) женщины, находящиеся в отпусках по беременности и родам;

2) лица, находящиеся в отпусках в связи с усыновлением новорожденного ребенка непосредственно из родильного дома, а также в дополнительном отпуске по уходу за ребенком;

3) работники, обучающиеся в образовательных учреждениях и находящиеся в дополнительном отпуске без сохранения заработной платы, а также поступающие в образовательные учреждения, находящиеся в отпуске без сохранения заработной платы для сдачи вступительных экзаменов, в соответствии с законодательством РФ.

Учет внешних совместителей ведется отдельно.

Работник, получающий в одной организации две, полторы или менее одной ставки или оформленный в одной организации как внутренний совместитель, учитывается в списочной численности работников как один человек (целая единица).

Работник, состоящий в списочном составе и заключивший договор гражданско-правового характера с этой же организацией, учитывается в списочной и среднесписочной численности один раз по месту основной работы.

Лица, работавшие неполное рабочее время в соответствии с трудовым договором или переведенные с письменного согласия работника на работу на неполное рабочее время, при определении среднесписочной численности работников учитываются пропорционально отработанному времени.

Расчет средней численности этой категории работников производится в следующем порядке:

1) исчисляется общее количество человеко-дней, отработанных этими работниками, путем деления общего числа отработанных человеко-часов в отчетном месяце на продолжительность рабочего дня исходя из продолжительности рабочей недели:

а) 40 ч - на 8 ч (при 5-дневной рабочей неделе) или на 6,67 ч (при 6-дневной рабочей неделе);

б) 36 ч - на 7,2 ч (при 5-дневной рабочей неделе) или на 6 ч (при 6-дневной рабочей неделе);

в) 24 ч - на 4,8 ч (при 5-дневной рабочей неделе) или на 4 ч (при 6-дневной рабочей неделе);

2) затем определяется средняя численность не полностью занятых работников за отчетный месяц в пересчете на полную занятость путем деления отработанных человеко-дней на число рабочих дней по календарю в отчетном месяце. При этом за дни болезни, отпуска, неявок (приходящиеся на рабочие дни по календарю) в число отработанных человеко-часов условно включаются часы по предыдущему рабочему дню (в отличие от методологии, принятой для учета количества отработанных человеко-часов).

Упрощенный способ (условный пример).

В организации три работника заняты на работе неполное рабочее время, по 3,2 ч в день. Эти работники учитываются за каждый рабочий день как 0,4 единицы (3,2 ч/8 ч).

В сентябре Иванов отработал 22 рабочих дня, Петров - 10, Сидоров - 5. Средняя численность не полностью занятых работников составила 0,7 человека ((0,4 х 22 + 0,4 х 10 + 0,4 х 5)/22 рабочих дня в сентябре). Эта численность учитывается при определении среднесписочной численности работников.

Примечание. Лица, переведенные на неполное рабочее время по инициативе администрации (без письменного согласия работника), учитываются в среднесписочной численности работников как целые единицы. Среднесписочная численность работников за квартал определяется путем суммирования среднесписочной численности работников за все месяцы работы организации в квартале и деления полученной суммы на три.

Организация имела среднесписочную численность работников в январе 620 человек, в феврале - 640 человек и в марте - 690 человек. Среднесписочная численность работников за I квартал составила 650 человек ((620 + 640 + 690)/3).

Среднесписочная численность работников за период с начала года по отчетный месяц включительно определяется путем суммирования среднесписочной численности работников за все месяцы, истекшие за период с начала года по отчетный месяц включительно, и деления полученной суммы на число месяцев работы организации за период с начала года, т.е. соответственно на 2, 3, 4 и т.д.

Организация начала работать в марте. Среднесписочная численность работников составила в марте 450 человек, в апреле - 660, в мае - 690 человек. Среднесписочная численность работников за период с начала года (за 5 месяцев) составила 360 человек ((450 + 660 + 690)/5).

Среднесписочная численность работников за год определяется путем суммирования среднесписочной численности работников за все месяцы отчетного года и деления полученной суммы на 12.

Среднесписочная численность работников в организациях, работавших неполный месяц (например, в организациях, вновь созданных, имеющих сезонный характер производства), определяется путем деления суммы численности работников списочного состава за все дни работы организации в отчетном месяце, включая выходные и праздничные (нерабочие) дни за период работы на общее число календарных дней в отчетном месяце.

2.7.2. Начисленная оплата труда работников

При заполнении данных о фонде начисленной заработной платы и выплатах социального характера следует руководствоваться Инструкцией о составе фонда заработной платы и выплат социального характера при заполнении организациями форм федерального государственного статистического наблюдения, утвержденной постановлением Федеральной службы государственной статистики от 03.11.2004 г. N 50 "Об утверждении Порядка заполнения и представления унифицированных форм федерального государственного статистического наблюдения: N П-1 "Сведения о производстве и отгрузке товаров и услуг", N П-2 "Сведения об инвестициях", N П-3 "Сведения о финансовом состоянии организации", N П-4 "Сведения о численности, заработной плате и движении работников", N П-5(м) "Основные сведения о деятельности организации".

В состав фонда заработной платы в форме N П-4 включаются начисленные предприятиями, учреждениями, организациями суммы оплаты труда в денежной и натуральной форме за отработанное и неотработанное время, компенсационные выплаты, связанные с режимом работы и условиями труда, стимулирующие доплаты и надбавки, премии, единовременные поощрительные выплаты, а также оплата питания, жилья, топлива, носящая систематический характер.

В состав выплат социального характера включаются выплаты, связанные с предоставленными работникам социальными льготами, в частности на лечение, отдых, проезд, трудоустройство (без пособий из государственных внебюджетных социальных фондов).

В отчетности по труду показываются начисленные за отчетный период (с учетом налогов и других удержаний в соответствии с законодательством) денежные суммы, независимо от источников их выплаты, статей смет и предоставленных налоговых льгот в соответствии с платежными документами, по которым с работниками производятся расчеты по оплате труда, премиям и т.д., и независимо от срока их фактической выплаты.

Выплаты в натуральной форме в виде товаров (работ, услуг) учитываются по стоимости этих товаров (работ, услуг) исходя из их рыночных цен (тарифов) на дату начисления, а при государственном регулировании цен (тарифов) на эти товары (работы, услуги) - исходя из государственных регулируемых розничных цен.

В случае если товары, продукты питания, услуги предоставлялись по ценам (тарифам) ниже рыночных, то в фонде заработной платы или выплатах социального характера учитывается дополнительная материальная выгода, полученная работниками в виде разницы между рыночной стоимостью товаров, продуктов питания, услуг и суммой, фактически уплаченной работниками.

2.7.3. Использование рабочего времени

Под рабочим временем в формах федерального государственного статистического наблюдения понимается продолжительность времени, в течение которого работник фактически выполнял работу.

Показатели использования рабочего времени заполняются на работников списочного состава с начала года на основании данных учета без выделения сведений по видам экономической деятельности.

Если работник был переведен на работу на неполное рабочее время по инициативе администрации хотя бы в одном отчетном периоде текущего года, то он учитывается до конца года как один человек. Если один и тот же работник в течение отчетного периода несколько раз переводился на работу на неполное рабочее время, то он показывается один раз.

Число человеко-часов, не отработанных работниками (по сравнению с установленной продолжительностью рабочей недели) в связи с переводом их на работу с неполным рабочим временем по инициативе администрации, определяется как сумма часов, не отработанных каждым работником по этой причине в отчетном периоде. Учет неотработанного времени в течение отчетного периода ведется только по дням возможной фактической работы (без ежегодных, учебных и других отпусков, дней неявок по болезни, выходных и праздничных нерабочих дней и т.п.).

Если один и тот же работник в течение отчетного периода имел более одного отпуска по инициативе администрации, то он показывается один раз. Если работник имел в отчетном периоде отпуск по инициативе администрации хотя бы в одном отчетном периоде текущего года, то он показывается до конца года. Число человеко-дней отпусков по инициативе администрации определяется как сумма дней отпусков каждого работника, находившегося в таком отпуске (без выходных и праздничных нерабочих дней), в отчетном периоде.

Если работник в отчетном периоде имел несколько отпусков без сохранения заработной платы в соответствии с законодательством и по собственному желанию, то он учитывается один раз.

Количество человеко-дней отпусков по инициативе администрации определяется как сумма дней отпусков каждого работника, находившегося в таком отпуске (без выходных и праздничных нерабочих дней), в отчетном периоде. Если работник не имеет на время болезни листка временной нетрудоспособности, оформленного в установленном порядке, то число дней невыходов его на работу не учитывается.

2.7.4. Движение работников и предполагаемое высвобождение

Форму федерального государственного статистического наблюдения N П-4 "Сведения о численности, заработной плате и движении работников" представляют все юридические лица - коммерческие и некоммерческие организации всех форм собственности, их обособленные подразделения.

Движение работников списочного состава характеризуется изменением списочной численности работников вследствие приема на работу и выбытия по различным причинам. Движение работников за отчетный период может быть представлено в виде баланса: списочная численность работников на начало отчетного периода плюс численность принятых за отчетный период минус численность выбывших за отчетный период равняется списочной численности работников на конец отчетного периода.

Показатели движения работников заполняются с начала года, в целом по организации без выделения сведений по видам экономической деятельности.

В численность принятых работников включаются лица, зачисленные в отчетном периоде в данную организацию приказом (распоряжением) о приеме на работу.

Вновь созданные организации и впервые представившие отчет должны заполнить численность работников, принятых на вновь образованные в отчетном периоде рабочие места в результате расширения, реорганизации производства, увеличения сменности работы и т.п.

К вновь созданным организациям не относятся организации, созданные на базе ликвидированных (реорганизованных) юридических лиц, обособленных или несамостоятельных подразделений.

В численность выбывших работников включаются все работники, оставившие работу в данной организации независимо от оснований (расторжение трудового договора по инициативе работника, инициативе администрации; соглашению сторон; призыв или поступление на военную службу; перевод работника с его согласия в другую организацию или переход на выборную должность и др.), уход или перевод которых оформлен приказом (распоряжением), а также выбывшие в связи со смертью.

В численность принятых и выбывших работников списочного состава не включаются:

1) работники, привлеченные на работу по специальным договорам с государственными организациями (военнослужащие и лица, отбывающие наказание в виде лишения свободы);

2) внешние совместители;

В соответствии со ст. 82 ТК РФ критерии массового увольнения определяются в отраслевых и территориальных соглашениях.

В численность уволенных по собственному желанию включаются работники, уволенные из организации по собственной инициативе, а также в следующих случаях:

1) избрание на должности, замещаемые по конкурсу;

2) переезд в другую местность или перевод супруга в другую местность, за границу;

3) зачисление в образовательное учреждение, аспирантуру или клиническую ординатуру;

4) уволены по собственному желанию с наступлением пенсионного возраста либо получающие пенсию по возрасту;

5) необходимость ухода за больными членами семьи или инвалидами I группы;

6) соглашение сторон;

7) увольнение по собственному желанию беременных женщин, женщин, имеющих детей в возрасте до 14 лет, одиноких матерей - при наличии у них ребенка в возрасте до 14 лет или ребенка-инвалида в возрасте до 16 лет.

В число принятых и выбывших работников списочного состава не включаются:

1) работники, привлеченные на работу по специальным договорам с государственными организациями (военнослужащие и отбывающие наказание в виде лишения свободы);

2) внешние совместители;

3) работники, выполнявшие работу по договорам гражданско-правового характера.

Движение работников характеризуется показателями оборота кадров и показателем постоянства кадров.

Оборот кадров - совокупность принятых на работу (зачисленных в списочный состав) и выбывших работников, рассматриваемая в соотношении со среднесписочной численностью работников за определенный (отчетный) период. Интенсивность оборота кадров характеризуется следующими коэффициентами: общего оборота, который представляет собой отношение суммарного числа принятых и выбывших за отчетный период к среднесписочной численности работников; оборота по приему, который представляет собой отношение числа принятых за отчетный период к среднесписочной численности работников за тот же период; оборота по выбытию, который представляет собой отношение выбывших работников за отчетный период к среднесписочной численности за тот же период.

Коэффициент восполнения работников характеризует восполнение работников, выбывших по различным основаниям из организации, вновь принятыми работниками и рассчитывается путем деления численности принятых работников за период на численность работников, выбывших по различным основаниям за этот период.

Коэффициент постоянства кадров - отношение численности работников, состоящих в списочном составе весь отчетный год, к среднесписочной численности работников за отчетный год.

Число вакантных рабочих мест выражается в количестве работников, требующихся в организации, при условии обеспечения их полной занятости. Показывается количество вакантных рабочих мест (ставок) по штатному расписанию, при этом вакансия половины ставки (0,5) по штату учитывается как 0,5.

В случае, если на одно рабочее место (ставку) приняты два человека, то в списочной численности работников учитываются два человека, в среднесписочной численности они учитываются по отработанному времени. При их увольнении показывается одно вакантное рабочее место (ставка). При увольнении только одного из двух указанных работников рабочее место не является вакантным.

Статистическая отчетность - особая форма организации сбора данных, присущая только государственной статистике. Она проводится в соответствии с федеральной программой статистических работ.

Государственная статистика включает все виды статистических наблюдений (регулярные и периодические отчеты, единовременные учеты, различного рода переписи, выборочные анкетные, социологические, монографические обследования и т.д.), формы и программы которых утверждены Росстатом или по согласованию с ним органами государственной статистики республик в составе РФ, краёв, областей, автономной области, автономных округов.

Сведения о деятельности предприятий, организаций поступают в статистические органы в установленные сроки в виде определенных документов (отчетов). Бланки таких отчетов называют формами статистической отчетности. Каждая из них имеет свой шифр и название. Программа отчетности, т.е. перечень собираемых сведений, методика их регистрации и форма бланка отчетности, разрабатывается и утверждается Росстатом. Формы отчетности, включающие финансовые результаты, утверждаются, кроме того, и Министерством финансов РФ.

Отчетность как форма наблюдения характеризуется следующими основными особенностями:

  • - обязательность - каждое предприятие или организация обязаны предоставлять отчетные данные об определенном круге показателей по формам, в адреса и сроки, которые утверждаются в установленном порядке.
  • - отчетность - охватывает не только все хозяйствующие субъекты, но и все стороны их деятельности: труд и его оплату, основные средства и нематериальные объекты, материалы и малоценные и быстроизнашивающиеся предметы, капитальное строительство.
  • - юридическая сила- форма отчетности является официальным документом, она подписывается руководителем предприятия (организации) и главным бухгалтером, которые несут ответственность по закону за достоверность содержащихся в отчете показателей и за своевременное и правильно оформленное их представление.
  • - документальная обоснованность- все данные статистической отчетности получают на основе первичной документации, которой оформляются хозяйственные операции. Тем самым обеспечивается высокая достоверность отчетных данных и возможность их контроля.

Общая отчетность - это отчетность, содержащая одни и те же данные для определенной отрасли народного хозяйства.

В специализированной отчетности содержатся специфические показатели отдельных отраслей промышленности, сельского хозяйства и т.п.

По периоду времени, за который представляется отчетность, различают отчетность текущую и годовую. Если сведения представляются за год, то такую отчетность называют годовой. Отчетность за все другие периоды в пределах менее года (соответственно квартальная, месячная, недельная) называется текущей.

По способу представления различают отчетность срочную, когда сведения представляются по телетайпу, телеграфу, и почтой.

Срочная отчетность может иметь любую периодичность: недельную, двухнедельную, месячную, годовую.

Статистическое наблюдение в форме отчетности использует только один источник данных - это документы. Прежде всего, это документы бухгалтерского учета предприятий, организаций. Форма отчетности полностью основана на данных бухгалтерского баланса и приложения к нему. Целью статистический отчетности является разработка обобщающих показателей социально - экономического развития.

Основными источниками статистических данных по труду являются:

  • - Форма 0606002 "Сведения о численности и заработной плате работников" 19.08.2011 № 367 1-Т,(годовая) Предоставляют юридические лица (кроме субъектов малого предпринимательства) - территориальному органу Росстата в субъекте Российской Федерации по установленному им адресу. Сроки предоставления - 20 января после отчетного периода. Форма 0606004 "Сведения о состоянии условий труда и компенсациях за работу во вредных и (или) опасных условиях труда" 19.08.2011 № 367 1-Т (условия труда), (годовая). Предоставляют юридические лица (кроме субъектов малого предпринимательства), выполняющие научные исследования и разработки: - территориальному органу Росстата в субъекте Российской Федерации по установленному им адресу. Сроки предоставления -2 апреля после отчетного периода
  • - Форма 0606007 "Сведения о заработной плате работников по профессиям и должностям" 20.07.2011 № 330 (Пособие для кодирования профессий рабочих и должностей служащих в выборочном обследовании организаций о заработной плате работников за октябрь 2011г., составленное на основе ОКПДТР) 57-Т. Периодичность - 1 раз в 2 года. - Форма 0606009 "Сведения о приостановке (забастовке) и возобновлении работы трудовых коллективов" 18.08.2009 № 193 1-ПР. (месячная) Предоставляют юридические лица (кроме субъектов малого предпринимательства) осуществляющие все виды экономической деятельности: - территориальному органу Росстата в субъекте РФ по установленному им адресу. Сроки предоставления - на 2 день после отчётного периода.
  • - Форма 0606010 "Сведения о численности, заработной плате и движении работников" 19.08.2011 № 367 П-4 (месячная). Предоставляют юридические лица (кроме субъектов малого предпринимательства) осуществляющие все виды экономической деятельности и форм собственности, средняя численность работников которых превышает 15 человек, включая работающих по совместительству и договорам гражданско-правового характера. Сроки предоставления: не позднее 15 числа после отчетного периода.
  • - Форма 0606013 "Сведение о просроченной задолженности по заработной плате" 19.08.2011 № 367 3-Ф (месячная) Предоставляют юридические лица (кроме субъектов малого предпринимательства): -территориальному органу Росстата в субъекте РФ по установленному им адресу. Сроки предоставления - на следующий день после отчётной даты.
  • - Форма 0606014 "Сведения о дополнительном профессиональном образовании федеральных государственных гражданских служащих и государственных гражданских служащих субъектов Российской Федерации" 31.05.2011 № 260 .2-ГС (ГЗ) (годовая) Предоставляют федеральные государственные органы:
  • - территориальному органу Росстата в субъекте РФ. Сроки предоставления - 10 февраля после отчетного периода.
  • - Форма 0606016 "Сведения о составе работников, замещавших муниципальные должности и должности муниципальной службы, по полу, возрасту, стажу мунициальной службы, образованию" 31.05.2011 № 260 1-МС. Предоставляют органы местного самоуправления и избирательные комиссии муниципальных образований:
  • - территориальному органу Росстата в субъекте Российской Федерации по установленному им адресу. Сроки предоставления - на 25 день после отчетной даты. Периодичность - 1 раз в 2 года.
  • - Форма 0606017 "Сведения о составе работников, замещавших государственные должности и должности государственной гражданской службы, по полу, возрасту, стажу гражданской службы, образованию" 31.05.2011 № 260 1-ГС. Периодичность - 1 раз в 2 года. Предоставляют федеральные государственные органы:
  • - Росстату, территориальные органы федеральных органов исполнительной власти, федеральные суды, территориальные управления (отделы) Судебного департамента при Верховном Суде РФ, органы прокуратуры в субъектах РФ и следственные управления (отделы) Следственного комитета в субъектах РФ, аппараты полномочных представителей Президента РФ в федеральных округах, государственные органы субъектов РФ:
  • - территориальному органу Росстата в субъекте РФ. Сроки предоставления - на 25 день после отчетной даты.
  • - Форма 0606018 "Сведения о дополнительном профессиональном образовании муниципальных служащих" 31.05.2011 № 260 2-МС, (годовая). Предоставляют органы местного самоуправления, избирательные комиссии муниципальных образований:
  • - территориальному органу Росстата в субъекте Российской Федерации по установленному им адресу. Сроки предоставления - 10 февраля после отчетного периода.
  • - Формы 0606022 "Сведения о дополнительном профессиональном образовании работников в организациях" 06.09.2011 № 305 1-кадры

Предоставляют юридические лица (кроме субъектов малого предпринимательства): -территориальному органу Росстата в субъекте РФ по установленному им адресу. Сроки предоставления -20 января после отчетного года.

  • - Форма 0606027 "Сведения о численности и оплате труда работников органов государственной власти и местного самоуправления по категориям персонала" 31.05.2011 № 260 1-Т(ГМС). Предоставляют государственные органы, органы местного самоуправления и избирательные комиссии муниципальных образований:
  • - территориальному органу Росстата в субъекте Российской Федерации по установленному им адресу. Сроки предоставления - на 15 день после отчетного периода.
  • - Форма 0606028 "Сведения о неполной занятости и движении работников" 19.08.2011 № 367 П-4 (НЗ). (Месячная). Предоставляют юридические лица (кроме субъектов малого предпринимательства) средняя численность работников которых превышает 15 человек. Сроки предоставления: не позднее 3 числа после отчетного месяца.
  • - Форма 0609304 "Сведения о травматизме на производстве и профессиональных заболеваниях" 27.07.2011 № 334 7-травматизм. Предоставляют юридические лица, кроме микропредприятий, осуществляющие все виды экономической деятельности, кроме: финансовой деятельности, государственного управления и обеспечения военной безопасности, социального страхования, образования, деятельности домашних хозяйств, деятельности экстерриториальных организаций:
  • - территориальному органу Росстата в субъекте Российской Федерации по установленному им адресу. Сроки предоставления: 25 января.
  • - Форма 1606301 "Сведения об оплате труда работников, замещавших должности государственной гражданской (муниципальной) службы, по видам выплат" 15.07.2011 № 325 Приложение к форме № 1-Т (ГМС). Предоставляют государственные органы, органы местного самоуправления и избирательные комиссии муниципальных образований:
  • - территориальному органу Росстата в субъекте Российской Федерации по установленному им адресу. Сроки предоставления на 15 день после отчетного периода.
  • - Форма 0606030 "Анкета выборочного обследования населения по проблемам занятости" 19.08.2011 № 367 1-З. (Месячная). Предоставляют интервьюеры, ведущие опрос населения по проблемам занятости: - территориальному органу Росстата в субъекте Российской Федерации по установленному им адресу. Сроки предоставления - на 8 день после обследуемой недели.

Таким образом, статистическая отчетность дает необходимую информацию для государственных органов управления. Данные отчетности позволяют следить за динамикой объема промышленного производства и продукции отраслей народного хозяйства, оценивать комплексность развития страны и регионов, изучать соотношение разных форм собственности по отраслям и регионам и сравнивать Эффективность деятельности государственных и негосударственных предприятий и организаций. Большое значение имеют стабильность отчетности, содержание ее форм. Только при этом условии обеспечивается возможность построения протяженных рядов динамики, а значит, выявления тенденций, анализа колеблемости, разработки прогнозов. Конечно, содержание отчетности - перечень форм, показателей - меняется со временем, но прежде чем внести какое-либо изменение, нужно решить, является ли оно действительно необходимым. Ведь отчетность подготавливают десятки тысяч работников бухгалтерий и финансовых отделов предприятий и организаций. Очевидно, что такая массовая форма сбора данных может давать надежные данные, если она достаточно стабильна.

Для оперативной оценки состояния рынка труда все предприятия (кроме субъектов малого предпринимательства) представляют данные в органы государственной статистики по форме № П-4 «Сведения о численности, заработной плате и движении работников, утвержденной постановлением Госкомстата России № 57.

Аналитические возможности этой формы определяются составом показателей и периодичностью их представления.

Раздел 1 «Численность и начисленная заработная плата» заполняется ежемесячно и содержит следующие показатели:

Средняя численность работников;
фонд начисленной заработной платы;
выплаты социального характера.

Информация предоставляется за текущий и предшествующий месяцы в целом по предприятию и в разрезе отдельных категорий работающих:

Списочной численности работников;
внешних совместителей;
работников, выполняющих работы по договорам гражданско-правового характера.

Это позволяет определить структуру численности работников, фонда оплаты труда, оценить соответствующие структурные сдвиги и ежемесячную динамику всех показателей.

Раздел 2 «Использование рабочего времени» заполняется ежеквартально и содержит данные о количестве отработанных человеко-часов работниками списочного состава и внешними совместителями, потерях рабочего времени (в человеко-днях) по болезни и в связи с отпусками по инициативе администрации. Это дает возможность проанализировать эффективность использования рабочего времени и выявить резервы увеличения трудового потенциала предприятия.

Раздел 3 «Движение работников и предполагаемое высвобождение» характеризует интенсивность оборота рабочей силы - прием и выбытие работников, а также наличие вакантных рабочих мест или предполагаемое снижение численности. Информация позволяет судить о деловой активности предприятия и актуальна для территориальных служб занятости населения.

Органы государственной статистики периодически проводят исследование издержек, связанных с потреблением ресурсов живого труда и подлежащих включению в общую сумму издержек производства.

В форме № 1 (рабочая сила,) «Сведения о составе затрат организации на рабочую силу» в соответствии с Международными нормами выделены следующие виды затрат:

1) оплата за отработанное время;
2) оплата за неотработанное время (очередные и учебные отпуска, оплата льготных часов подросткам, инвалидам, оплата простоев не по вине работников и т. д.);
3) единовременные поощрительные выплаты;
4) оплата питания, жилья, топлива, включаемая в заработную плату;
5) расходы организации по обеспечению работников жильем;
6) расходы организации на социальную защиту работников;
7) расходы на профессиональное обучение;
8) расходы на культурно-бытовое обслуживание;
9) расходы, не отнесенные к ранее приведенным классификационным группам (командировочные расходы, компенсационные выплаты-надбавки за разъездной характер работы, вахтовый метод, полевое довольствие, оплата форменной одежды и т. д.);
10) налоги и сборы, связанные с использованием рабочей силы (платы за привлечение иностранной рабочей силы, местные целевые сборы на содержание полиции, благоустройство территории, нужды образования).

Информация, представляемая в этой форме позволяет установить среднесписочную численность работников организации и рассчитать следующие основные показатели:

Среднемесячную и среднегодовую заработную плату работников организации (списочного состава и внешним совместителям);
среднемесячные и среднегодовые выплаты социального характера в расчете на одного среднесписочного работника.

Среднесписочная численность работников за год, показываемая в графе 4, определяется путем суммирования среднесписочной численности работников за все месяцы отчетного года и деления полученной суммы на 12.

В целях обеспечения сопоставимости данных о заработной плате по видам экономической деятельности, при заполнении данных о фонде заработной платы (графа 5), а также международных сопоставлений при заполнении статистической отчетности по труду в фонд заработной платы включаются начисленные организациями:

Суммы оплаты труда в денежной и неденежной формах за отработанное и неотработанное время;
компенсационные выплаты, связанные с условиями труда и режимом работы, доплаты и надбавки, премии;
единовременные поощрительные выплаты;
оплата питания и проживания, имеющая систематический характер.

В форме № 1-Т показываются начисленные за отчетный период (с учетом налога на доходы физических лиц и других удержаний в соответствии с законодательством РФ) денежные суммы независимо от источников их выплаты, статей смет и предоставленных налоговых льгот в соответствии с платежными документами, по которым с работниками производятся расчеты по заработной плате, премиям и т.д., независимо от срока их фактической выплаты.

В строке 14, графе 5 показывается вознаграждение лиц, не состоящих в списочном составе работников организации, за выполнение работ по договорам гражданско-правового характера, предметом которых является выполнение работ и оказание услуг, если расчеты за выполненную работу производятся организацией не с юридическими лицами, а с физическими лицами (за исключением индивидуальных предпринимателей без образования юридического лица).

При этом размер средств на выплату вознаграждений этих физических лиц определяется исходя из сметы на выполнение работ (услуг) по этому договору и платежных документов.

В эту же строку 14, графу 5 включается оплата труда (вознаграждение, гонорар) других лиц несписочного состава, с которыми не были заключены трудовые договоры или договоры гражданско-правового характера, в частности оплата за переводы, публикацию статей, консультации, чтение лекций; вознаграждения членам совета директоров акционерного общества, учредителям, освобожденным профсоюзным работникам и т.д. По этой же строке показываются начисленные с задержкой суммы заработной платы уволенным работникам.

В выплаты социального характера (графа 6) включаются суммы средств, связанные с предоставленными работникам социальными льготами, в частности на лечение, отдых, проезд, трудоустройство (без пособий из государственных социальных внебюджетных фондов).

К сожалению, в статистической отчетности ограниченно количество учетных показателей по труду, что не позволяет в достаточной степени анализировать производительность и эффективность труда, динамику изменений кадрового состава и работоспособности занятых. Такой комплексный анализ можно проводить только по материалам конкретных сельскохозяйственных организаций.

Юридические лица (кроме крестьянских (фермерских) хозяйств и субъектов малого предпринимательства), при наличии просроченной задолженности по заработной плате работникам представляют ежемесячные сведения по форме № 3-Ф «Сведения о просроченной задолженности по заработной плате».

Просроченной задолженностью по заработной плате считаются фактически начисленные работникам суммы заработной платы, но не выплаченные в срок, установленный коллективным договором. Число дней задержки считается, начиная со следующего дня после истечения этого срока. По сведениям организаций (без субъектов малого предпринимательства) суммарная задолженность по заработной плате устанавливается на 1 число очередного месяца.

Для осуществления мониторинга социально-трудовой сферы на всех уровнях, для стратегического и оперативного управления предприятием необходимо иметь достоверную, оперативную и полную информацию о ходе процессов, связанных с организацией и использованием труда и социально-трудовыми отношениями. Показатели в сфере труда оформляются в виде отчетов и широко используются в работе как внутри предприятия, так и за его пределами - на местном, региональном, отраслевом и общегосударственном уровнях управления. Отчетность показателей по труду на предприятии делится на статистическую и оперативную, она может иметь различные направления использования и периодичность составления.

Широкую и достоверную информацию о результатах внедрения программ по труду, управления и развития персонала предоставляет государственная статистическая отчетность предприятий по труду. Она формируется на основе отчетов установленных форм, предприятия независимо от форм собственности и хозяйствования обязаны подавать в установленные сроки в управление статистики местности, где предприятие зарегистрировано. В региональных управлениях статистики эта отчетность аккумулируется, анализируется и обобщены результаты подаются в Росстат, которое использует эти данные для планирования и координации работы по управлению социально-трудовыми процессами в стране. Государственная статистическая отчетность предприятий по вопросам труда состоит из статистической отчетности о труде, о состоянии задолженности по выплате заработной платы и об использовании рабочего времени.

Государственная статистическая отчетность по труду включает следующие отчеты:

- "Отчет по труду",

- "Сводный отчет по труду",

- "Отчет о состоянии условий труда, льготы и компенсации за работу в неблагоприятных условиях"

- "Численность отдельных категорий работников и подготовка кадров"

По труду и заработной плате составляются следующие отчеты: Ежемесячный отчет предприятия по выполнению плана по труду и заработной плате, в отчете указывается:

Среднесписочная численность работников;

Фонд заработной платы;

Начисления из фонда материального поощрения;

Премии и доплаты

Объем выработанной продукции на одного рабочего и на всех рабочих;

Среднемесячная заработная плата;

Использование рабочего времени персоналом.

Такой же отчет составляется ежеквартально и в конце года.

Отчет о выполнении норм выработки составляется 2 раза в год, в нем указывается:



Распределение работников по группам, в зависимости от степени выполнения работ или норм выработки, т.е. сколько человек выполняют норму до 100%, от 100 до 110% и т.д. здесь же указывается средний процент норм выработки. В отчете дается характеристика действующих на предприятии норм выработки.

Эти отчеты используются:

Для анализа обеспеченности предприятия рабочей силой;

Для анализа использования рабочего времени и фонда заработной платы;

Для анализа выполнения плана производительности труда.

30.Порядок оформления и учета начислений при сдельной форме оплаты труда

Сдельная заработная плата -это форма оплаты труда, при которой величина заработка работника устанавливается в зависимости от количества произведенной или реализуемой продукции, выполненных работ, по установленным расценкам.

Сдельная форма оплаты труда в зависимости от учета выработки и применяемых видов дополнительных поощрений подразделяются на системы - прямую сдельную, косвенную сдельную, сдельно премиальную, сдельно прогрессивную, аккордную. В зависимости от того, как определяется заработок работника по индивидуальным или групповым показателям работы, каждая из систем может быть бригадной или индивидуальной.

Для учета выработки и начисления зарплаты производственным рабочим в организациях применяются в зависимости от технологии производства и организации труда первичные и сводные документы, фиксирующие выработку рабочих. Наиболее широко распространены: табель, наряд на сдельные работы, маршрутный лист, рапорт о выработке (накопительный), рапорт о выработке бригады, список лиц, работающих сверхурочно, листок учета простоев, листок на доплату.

Наряды оформляют в зависимости от характера работы на одного рабочего или на бригаду. На оборотной стороне наряда производится распределение заработка между работниками бригады, если наряд оформлен на бригаду.



Маршрутный лист применяют в серийных производствах при обработке деталей отдельными партиями. На каждую такую партию оформляют маршрутный лист с указанием в нем наименования детали, количества штук в партии, наименования операций, фамилий и табельных номеров рабочих, количества деталей, выданных в работу по каждой операции и принятых, в том числе годных, бракованных, сумм заработка по сдельным расценкам и др. данные.

Рапорт о выработке (накопительный) применяют для обобщения выработки и начисления ЗП рабочему или бригаде в массовых и крупносерийных производствах при выполнении различных периодически повторяющихся операций.

Рапорт о выработке бригады применяют на предприятиях с массово-поточным характером производства при бригадной организации труда. В рапорте ежедневно отмечают количество выданных в работу и принятых годных и забракованных изделий, производится расчет бригадного заработка и заработка каждого члена бригады.

Листок на доплату оформляют к соответствующему рапорту, наряду в связи с отступлениями от нормальных условий работы. Его заполняет мастер по действующим расценкам, делая ссылку на номер основного документа – рапорта или наряда, по которому производится доплата.

Листок учета простоев предназначен для начисления заработной платы рабочему за время простоя не по его вине. В нем отмечают время начала, окончания и продолжительности простоя, сумму к оплате, шифр причины и виновника простоя, шифр затрат и другие показатели.

На работников, привлекаемых для сверхурочных работ оформляют список. В нем указывают фамилии и инициалы работников, их разряды, табельные номера, количество сверхурочно отработанных часов, сумму доплат и др. данные..

Дополнительные операции, не предусмотренные технологическим процессом, оформляются нарядом на сдельную работу с красной полосой по диагонали или же со штампом «ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ ОПРЕРАЦИИ».

На исправление допущенного брака не по вине рабочего выписывают наряд с проставлением штампа «ИСПРАВЛЕНИЕ БРАКА».

Кроме типовых форм по учёту труда и его оплаты организации могут применять отраслевые формы первичных документов либо формы разработанные ими самостоятельно

Для учета расчётов по оплате труда предназначен счёт 70 «Расчеты с персоналом по оплате труда».

По кредиту данного счета отражаются начисленные, а по дебету- удержанные и выплаченные суммы заработной платы.

Сальдо по счёту70 показывается развернуто: по дебету сумма долга за работниками на начало или конец месяца, а по кредиту сумма долга за организацией. Аналитический учет расчётов с персоналом по оплате труда ведётся по каждому работнику в разрезе видов начислений и удержаний в лицевых счетах, расчетно-платежных, расчетных ведомостях.

На суммы начисленной заработной платы и других доходов работникам (премий, пособий т.д.) составляются проводки:

Дт20 Кт70 – на суммы начисленной заработной платы рабочим основного производства за изготовление продукции, выполнение работ, оказание услуг;

Дт23 Кт70 – на суммы начисленной заработной платы рабочим вспомогательного производства за изготовление продукции, выполнение работ, оказание услуг;

Дт29 Кт70 - на суммы начисленной заработной платы рабочим обслуживающих производств за изготовление продукции, выполнение работ, оказание услуг;

Дт28 Кт70 - на суммы начисленной заработной платы рабочим за исправление брака.

31. Порядок оформления и учета начислений при повременной форме оплаты труда

Различают простую повременную систему оплаты труда и повременно-премиальную. В первом случае в основу расчета повременной заработной платы берутся затраченное время и тарифная ставка рабочего. Заработная плата находится в прямой зависимости от количества отработанного времени.

В повременно-премиальную систему входит не только оплата времени, но и количество работы, в связи с чем работникам начисляются премии.

Повременная оплата труда распространяется на все категории работающих. Так, значительная часть труда рабочих в промышленности оплачивается по повременной форме и для расчета их заработка достаточно знать количество фактически отработанного времени и тарифную ставку. Основным документом при этом является табель учета использования рабочего времени. Сумма заработка рабочего-повременщика определяется как произведение тарифной ставки на отработанные рабочим часы.

Простая повременная система оплаты труда дает возможность учесть качество труда, квалификацию рабочего, но недостаточно обеспечивает связь между конечными результатами труда данного работника и его заработной платой.

Поэтому в промышленности широко распространена повременно-премиальная система оплаты труда, при которой учитывается количество и качество труда, усиливается ответственность и личная материальная заинтересованность рабочих в результатах труда, так как премирование производится за экономию времени, сокращение и ликвидацию простоев, экономию материалов. Размеры премий и показатели премирования определяются Положением о премировании, разрабатываемым предприятием.