Анализ основных направлений организации досуга. Охарактеризуйте досуговую деятельность современного учреждения дополнительного образования, основные направления организации досуговой деятельности детей и подростков

Социальная природа досуга.

Свободное время - это время досуга, которым человек располагает сам, по собственному усмотрению, не связывает с непреложными обязанностями и обязательствами, может использовать для удовлетворения своих потребностей и стремлений. Наиболее распространенное определение досуга звучит так: досуг - это свободное от работы и учебы время, остающееся за вычетом разного рода непреложных, необходимых затрат. В рамках досуга, как правило, выделяют пассивный и активный отдых. Основная функция пассивного отдыха - релаксация (уменьшение напряжения, расслабление). Для релаксации специально выделяют и оформляют места отдыха (комнаты отдыха, зоны отдыха и т.п.).

В содержательном плане структура досуга включает общение; спортивно-оздоровительную деятельность, игры и отдых на природе; пассивно-репродуктивную или развлекательную деятельность (прогулки, просмотр телепередач, слушание музыки, посещение дискотек и т.п.); интеллектуально-познавательную деятельность активного характера (чтение, занятие в кружках, посещение факультативов и т.п.); художественное, техническое, естественнонаучное и т.п. творчество; любительскую деятельность прикладного характера (шитье, вязание, фотодело и т.п.); общественно активную деятельность (деятельность в рамках общественных движений, объединений, организаций, благотворительную деятельность, взаимопомощь) и т.д.

Часть жизненной среды человека, предназначенную для отдыха, преодоления усталости и утомления, восстановления физического и психического здоровья, обозначают как сферу досуга, инфраструктуру отдыха и рекреационную (восстанавливающую) среду. Характеристики сферы досуга дают исчерпывающую информацию о культуре использования свободного времени: выступают признаком социального взросления, становления личности в детстве, отражают уровень и состояние воспитательно-образовательной деятельности и взаимодействия с ребенком в семье, школе, ближайшем микросоциуме.

Наиболее распространенной формой организации досуга выступает клубная деятельность. Она активно используется социальными педагогами как в целях профилактики, так и социальной реабилитации и коррекции.

Клубная работа - один из видов социальной деятельности, сфера реализации интересов и индивидуально-творческой активности личности. Как считает В. В. Полукаров, рекреационная деятельность преимущественно имеет восстановительный характер, досуговая - восстановительный и творческий характер, а клубная, будучи непременно творческой, носит созидательную направленность.

Клубная деятельность организуется на принципах добровольности объединения людей с общими интересами, а также самодеятельности и самоуправления, учета их возрастных и социокультурных особенностей. Следует прислушаться к рекомендациям одного из первых организаторов досуговых клубных объединений С. Т. Шацкого: чтобы соперничать с улицей, клуб должен создавать среду, в которой детям было бы интересно; работники клуба должны обладать фантазией, уметь разнообразить формы работы.



Посещения клуба способствуют включению ребенка в многообразные социально ценные и личностно значимые виды деятельности, в гуманистически ориентированные межличностные отношения со сверстниками и взрослыми; формируют опыт социального поведения, необходимый для успешного вхождения в систему общественных отношений; выявляют и развивают интеллектуальные, коммуникативные, экспрессивные, инструментальные способности.

Привлекательность клубной жизни для детей и подростков определяется:

Игровой формой усвоения будущих социальных ролей;

Разнообразной по характеру деятельностью, которая позволяет решить проблему профессионального самоопределения, самопознания;

Возможностью удовлетворить потребность в общении. В отличие от бессодержательного времяпрепровождения на улице ребята общаются в клубе на основе общих полезных дел, увлечений, интересов;

Гуманистически выстроенными по сравнению с уличными межличностными отношениями (недопустимы насмешки, унижения, физическая расправа над слабыми и т.п.);

Развитым самоуправлением, относительной автономией от взрослых.

В настоящее время происходит процесс восстановления клубной работы по месту жительства. Одни клубы существуют как образовательные учреждения дополнительного образования детей, другие - как чисто досуговые учреждения либо как общественные организации.

Целями организации клубной воспитательной деятельности с детьми и подростками в микрорайоне в зависимости от условий (наличия материальной базы, сети образовательных учреждений) могут быть:

Социально-педагогическая защита подростков (предотвращение межличностных конфликтов, формирование позитивных отношений между людьми; развитие способностей и интересов личности, защита ее прав; формирование и развитие личностных качеств подростка, необходимых для позитивной жизнедеятельности);

Увеличение степени самостоятельности детей и подростков, развитие их способности контролировать свою жизнь и более эффективно разрешать возникающие проблемы;

Создание условий, в которых дети и подростки могут максимально проявить свои потенциальные возможности;

Адаптация или реадаптация детей и подростков в обществе;

Компенсация дефицита общения в школе, семье, в среде сверстников;

Дополнительное образование, получаемое в соответствии с жизненными планами и интересами воспитанников.

Базовыми учреждениями системы образования для организации работы по месту жительства традиционно являются школы и учреждения дополнительного образования детей, включая подростковые клубы по месту жительства, центры, дома и дворцы детского и юношеского творчества, центры и станции юных туристов, техников, детско-юношеские спортивные школы и др.

Нормативной базой деятельности подростковых клубов, зарегистрированных как образовательные учреждения дополнительного образования детей, служит Типовое положение об образовательном учреждении дополнительного образования детей. Их аттестация проводится государственными органами управления образованием субъектов Российской Федерации (приказ Минобразования России от 23.03.99 № 812).

Примерный устав и направления деятельности подобных учреждений определены в письме Минобразования России, Госкоммолодежи России и Госкомспорта России от 12.03.96 № КШ 21/294-04/53 ≪О работе подростковых и молодежных клубов по месту жительства граждан≫.

Положительной чертой последних лет стала интеграция усилий подростковых клубов и иных учреждений по месту жительства разной ведомственной подчиненности, создание ассоциаций, союзов, городских и районных центров, объединяющих педагогов, работающих в учреждениях социально-педагогической направленности. Такая тенденция проявляется, например, в деятельности клубов по месту жительства, существующих в рамках

Анализ опыта последних лет позволяет определить приоритетные направления клубной деятельности по месту жительства:

Помощь семье в решении проблем, связанных с учебой, воспитанием, присмотром за ребенком;

Помощь подростку в устранении причин, негативно влияющих на его поведение, успеваемость и посещение общеобразовательного учреждения;

Привлечение детей, родителей, общественности к организации и проведению социально-педагогических мероприятий, акций по месту жительства;

Изучение, диагностирование, разрешение конфликтов, проблем, трудных жизненных ситуаций, затрагивающих интересы ребенка, на ранних стадиях развития с целью предотвращения серьезных последствий;

Индивидуальное и групповое консультирование детей, родителей, педагогов по вопросам разрешения проблемных ситуаций, конфликтов, снятию стресса, воспитанию детей в семье и т.п.;

Выявление запросов, потребностей детей и разработка мер помощи конкретным учащимся с привлечением специалистов из соответствующих организаций;

Пропаганда и разъяснение прав детей, семьи;

Решение практических вопросов обеспечения учебно-воспитательной деятельности вне учебного процесса;

Организация реабилитационных лагерей для дезадаптированных детей;

Проведение летних профильных смен (трудовых, творческих, досуговых, спортивных) по месту жительства подростков на базе клубов, школ и иных учреждений дополнительного образования детей.

Еще одной организационной формой, используемой в социально-педагогической деятельности, является кружковая (мастерские, секции и т.п.) и студийная (детские творческие коллективы, любительские объединения и т.п.) работа. Кружок - объединение любителей той или иной деятельности, во главе которого стоит профессиональный педагог или специалист по профилю кружка. В отличие от клуба, кружок всегда представляет собой структурное подразделение какого-либо учреждения (образовательного, учреждения дополнительного образования, центра досуга и т.п.). Студия, объединяя одаренную молодежь, несет в себе элементы профессиональной подготовки и профессиональной деятельности.

Социальный педагог при организации досуговой деятельности использует традиционные методы и приемы воспитательной работы. Наибольшее распространение получили игровые методы и технологии. Игра наряду с трудом и учением - один из основных видов деятельности человека. По определению игра - вид деятельности, направленный на воссоздание и усвоение общественного опыта, в котором складывается и совершенствуется самоуправление поведением. В человеческой практике игра выполняет следующие функции: развлекательную; коммуникативную (освоение общения); самореализации (игра - способ приобретения опыта и практики); терапевтическую (преодоление различных трудностей, возникающих в других видах жизнедеятельности); диагностическую (выявление отклонений от нормативного поведения, самопознание); коррекции (внесение позитивных изменений в структуру личностных показателей); межнациональной коммуникации (усвоение единых для всех людей социально-культурных ценностей).

1.1. Общие положения.

В рамках музыкального воспитания дошкольников развитие детей осуществляется на музыкальных занятиях, в процессе культурно-досуговой деятельности и в повседневной жизни. Каждому виду музыкальной деятельности посвящена в «Программе» отдельная глава. Роль педагога в каждом виде музыкальной деятельности детей представлена в таблице 1.

В свободное время дети занимаются интересной и содержательной, по их мнению, деятельностью, которая вызывает чувство радости и уверенности в своих силах, расширяет круг общения со взрослыми и сверстниками, наполняет значимым содержанием, а в итоге формирует основы общей культуры. Следовательно, нужно учить ребенка правильно использовать свободное время, предоставлять ему возможность заниматься разнообразной деятельностью по своему выбору. Именно поэтому в «Программе» культурно-досуговая деятельность выделена в отдельный раздел. Интересная, разнообразная досуговая деятельность позволяет детям восстановить физические и духовные силы, способствует установлению атмосферы эмоционального благополучия. Культурно-досуговая деятельность ребенка должна стать постоянной заботой взрослых. Она осуществляется как в дошкольном учреждении и дома, так и в специализированных учреждениях.

Досуговая деятельность в «Программе» рассматривается как приоритетное направление организации творческой деятельности ребенка, и осуществляется в процессе развлечений, праздников, а так же самостоятельной работы ребенка с художественными материалами. Это должно обеспечивать детям возможность совершенствования способностей и умений в деятельности, носящей развивающий характер. Такой подход опирается на научное положение о том, что продуманная организация свободного времени ребенка имеет большое значение для его эстетического воспитания и творческого развития.
1.2. Цели и задачи культурно-досуговой деятельности.

В каждой возрастной группе культурно-досуговая деятельность имеет свои цели и задачи. Многие из них одинаковы для каждого возраста. Это:


  1. Создание эмоционально-положительного климата в группе и детском саду.

  2. Обеспечение у детей чувства комфорта, уюта и защищенности.

  3. Привлечение детей к посильному участию в играх, театрализованных представлениях, забавах, развлечениях и праздниках.

  4. Вовлечение детей в процесс подготовки разных видов развлечений, праздников.

  5. Формирование потребности к творчеству.

  6. Воспитание чувства коллективизма, доброжелательного отношения друг к другу и взрослым.

  7. Осуществлять патриотическое воспитание.

  8. Воспитывать нравственные начала.

  9. Приобщать к художественной культуре, музыке, танцу, другим видам искусства.

  10. Привлечение детей к активному познанию окружающего мира, используя социокультурную пространственно- предметную среду.
Как видно, нигде не прописаны цели и задачи вроде «Удовлетворение потребности взрослых в зрелищных мероприятиях», или «Обучение детей профессиональному актерскому мастерству».

Исходя из общих целей и задач, необходимо планировать и осуществлять культурно-досуговую деятельность в каждой возрастной группе, добавляя в соответствии с возрастными психофизическими особенностями детей новые виды деятельности и формы проведения досуга. Цели и задачи культурно-досуговой деятельности в каждой возрастной группе см. в таблицах 2 и 3.
1.3. Виды культурно-досуговой деятельности

Виды культурно-досуговой деятельности многообразны. Их можно классифицировать следующим образом:


  1. Отдых

  2. Развлечения

  3. Праздники

  4. Самостоятельная художественно-музыкальная деятельность

  5. Творчество

  6. Самообразование
По сложившимся издавна в практике детского сада традиционным взглядам почему-то делается акцент на проведение праздников и развлечений, проводимых музыкальным руководителем и инструктором по физкультуре. При такой постановке работы весь коллектив занят подготовкой утренников, детей нагружают бесконечными репетициями, а взрослые испытывают эмоциональный дискомфорт от боязни хоть на немного отклониться от сценария. При этом забывают, что культурно-досуговая работа должна организовываться ежедневно, и все мероприятия должны проходить непринужденно, доставляя удовольствие и детям, и воспитателям. В «Программе» указывается, и неоднократно подчеркивается то, что праздники и развлечения, проводимые музыкальным руководителем, являются неотъемлемой, но не основной частью культурно-досуговой деятельности. Участие музыкального руководителя в той или иной степени всегда присутствует в организации досуга детей. Музыкальный руководитель готовит сценарий, музыкальную программу праздника, подбирает музыку к спектаклям, инсценировкам, моментам отдыха. Но не стоит забывать, что основная нагрузка, руководство и организация отдыха, самостоятельной деятельности, развлечений должны лежать на воспитателе группы. А принимают активное участие в организации культурно-досуговой деятельности все сотрудники детского сада и родители. Именно от степени взаимопонимания взрослых, их слаженной работы зависит успешное осуществление культурно-досуговой деятельности для детей группы.
2. ОТДЫХ.

Отдых – это культурно-досуговая деятельность, которая снимает усталость и напряжение, восстанавливает как физические, так и эмоциональные ресурсы ребенка. Поэтому так необходимо учить ребенка распределять свои силы между умственным, физическим трудом и отдыхом. Каждый ребенок должен научиться ограничивать свои желания, ставить цель и достигать ее, а после затраченных усилий – отдыхать. Отдых можно подразделить на активный и пассивный. При пассивном отдыхе напряжение снимается общим мышечным расслаблением, рассматриванием красивых объектов (произведений искусства, природы и т.д.), размышлениями, непринужденной беседой на тему, волнующую ребенка (обычно такие беседы не требуют особых интеллектуальных усилий, но развивают фантазию, воображение, речь и навыки общения с людьми). В случае необходимости можно прибегнуть к психологическим сеансам. Активный отдых включает в себя занятия гимнастикой,
физкультурой, работу на участке, подвижные игры, и т.д. При этом следует чаще предоставлять детям возможность проявлять самостоятельность, реализовывать свои желания, а иногда и возникшие в данный момент потребности.

Виды отдыха:


  • Самостоятельные занятия физическими упражнениями.

  • Работа на территории детского сада: рыхление земли, полив и прополка растений, уборка группового помещения, работа в уголке живой природы.

  • Спортивный отдых: катание на санках, на лыжах, на велосипеде, скольжение по ледяным дорожкам, игра в бадминтон, и т.д.

  • Игры со снегом, песком и водой.

  • Прогулки.

  • Непринужденная беседа со взрослым (когда ребенку хочется поговорить).

  • Игровая деятельность с игрушками, строительным материалом, бумагой, карандашами, красками, и другими материалами.

  • Рассматривание иллюстраций в книжном уголке

  • Прослушивание по желанию ребенка сказок, песен, танцевальных мелодий, произведений вокальной, инструментальной, классической, народной музыки.

  • Чтение книг.

  • Просмотр по желанию детей мультфильмов, детских телевизионных передач и художественных фильмов.

  1. РАЗВЛЕЧЕНИЯ.

3.1. Виды развлечений

Развлечения носят компенсационный характер, возмещают рутину будничной и однообразной обстановки. Развлечение должно быть всегда красочным моментом в жизни ребенка, обогащающим его впечатлениями и развивающим творческую активность. Развлечения способствуют всестороннему развитию ребенка, знакомят с различными видами искусства: музыкальным, изобразительным, театральным, и др., пробуждают радостные чувства, поднимают настроение и жизненный тонус. На таких мероприятиях ребенок получает возможность проявить самостоятельность, а значит приобрести уверенность в себе, веру в свои способности. Развиваются положительные качества: доброжелательность, взаимопомощь, доброта, симпатия, жизнерадостность и т.д.

Развлечения могут быть хорошей основой для обучения детей. Они, с одной стороны, закрепляют навыки и умения, полученные на занятиях, а с другой – в интересной и увлекательной форме вызывают потребность в познании нового, расширяют кругозор, знания об окружающем мире, учат совместным действиям и переживаниям. Особую роль играют развлечения в формировании и развитии художественно-эстетических вкусов и способностей. Знакомясь с лучшими образцами художественного слова и музыки, присутствуя на театральных представлениях, дети получают стимул к собственному творчеству.

Для того, чтобы развлечения действительно способствовали развитию и воспитанию детей, необходимо их тщательно планировать, заранее продумывать подготовку, определяя степень участия детей в зависимости от их индивидуальных возможностей и возраста (кто будет рисовать, кто участвовать в спектакле, и т.д.). В подготовке развлечения могут принимать участие все дети группы. Иногда целесообразно объединять детей в подгруппы или использовать индивидуальную форму работы.

В практике работы дошкольных учреждений используются три вида развлечений. Они различаются по степени активности участия детей.


  1. Дети являются только слушателями или зрителями.

  2. Дети - непосредственные участники.

  3. Участниками развлечения являются и взрослые, и дети.
Развлечения можно классифицировать и по содержательной направленности:

  1. Театрализованные (кукольный, теневой, настольный, пальчиковый, плоскостной театры, фланелеграф, театр картинок, и др., то есть все виды театров и театральной деятельности).

  2. Познавательные: КВНы, викторины, на темы жизни и творчества композиторов, поэтов, писателей и художников; обычаев и традиций родной страны, народа; экологические.

  3. Спортивные: игры, эстафеты, подвижные игры, соревнования, эстафеты.

  4. Музыкально-литературные концерты.

  5. Забавы: загадки, фокусы, шутки, шарады, загадки, аттракционы, различные сюрпризные моменты.

3.2. Время проведения развлечений.

При определении времени развлечений следует учитывать время года. Это связано с тем, что дети должны обязательно гулять во второй половине дня. А зимой световой день короче, и если развлечение проводить, как это принято, после полдника, то дети пойдут на прогулку, когда на улице темно, что снижает ценность прогулки. В осенне-зимний период развлечения лучше проводить перед полдником, а в весенне-летний период – можно и после полдника, при этом они могут быть более эмоциональными.

Длительность ежедневных развлечений – не более 5-10 минут. Это могут быть веселые забавы: маленькие сюрпризы, шутки, прибаутки, потешки, загадки, фокусы, импровизированные моменты из жизни ребят в детском саду, или по литературным произведениям. Эти развлекательные моменты помогают снять усталость, способствуют переключению внимания с одного вида культурно-досуговой деятельности на другой. Их можно поводить в любое время, утром и после сна, когда это требуется для создания положительной атмосферы. Не обязательно для этого собирать всех детей группы. Воспитатель должен научиться видеть и чувствовать детей, которым необходима эмоциональная разрядка, которых нужно подбодрить, помочь выбрать для себя занятие.

Один раз в неделю целесообразно проводить развлечение длительностью до 35 минут, с большей эмоциональной нагрузкой. Это могут быть спектакли, концерты, тематические вечера, викторины, спортивные развлечения, праздники народного календаря, и др.


    1. 3.3. Забавы
Это короткие развлечения, призванные создать радостные чувства, поднять настроение и жизненный тонус, пробудить интерес к занятиям той или иной деятельностью, переключить внимание детей с одной деятельности на другую. К ним относятся шутки, фокусы, аттракционы, загадки, различные сюрпризные моменты.

Фокусы вызывают у детей живой интерес, с ними связано что-то загадочное, поражающее воображение. Фокусы обычно делят на две группы: основанные на иллюзиях и манипуляциях. Профессиональные иллюзионисты для показа фокусов пользуются специальной аппаратурой, довольно сложными приборами и механизмами. Искусство манипулятора состоит в особой ловкости рук, гибкости пальцев. Фокусы, которые показывают дошкольникам педагоги, нельзя отнести ни к той, ни к другой категории. Это скорее забавные и поучительные опыты, которые не требуют особого умения, и сложного инвентаря (можно обойтись бумагой, ножницами, графином с водой, щеткой, шнурком, и т.п.). Успех во многом зависит от умения педагога интересно объяснить и преподнести эти фокусы детям.

Шутки. Им дети рады всегда. Шутки можно использовать и в перерывах между играми, на праздничных утренниках, развлечениях. Необходимо помнить одно: ни в коем случае не стоит приводить шутки одну за другой. Полезно разучивать шутки со старшими детьми, чтобы потом рассказать их малышам. Это научит маленьких детей понимать шутки, и шутить самими, лучше видеть и понимать многообразие окружающего мира.

Шарады. Это отгадывание слов по частям (обычно по слогам). Прежде, чем отгадывать шарады, нужно объяснить детям технику их отгадывания. Например: первый слог – нота (фа), второй слог –нота тоже (соль), а в целом – на горох похоже (фасоль).

Загадки. Загадывать и отгадывать загадки любят все дети. Найдя правильный ответ, они радуются, что сумели проявить находчивость и сообразительность. Велико и воспитательное значение загадок. Они расширяют кругозор детей, знакомят с окружающим миром, развивают пытливость, тренируют память и воображение, обогащают речь. Для загадок характерны ясность, краткость, конкретность изложения, выразительность и меткость определений. Чаще всего в загадках содержится перечисление признаков, характерных для явления или предмета, которые нужно отгадать. От количества этих признаков и того, насколько подробно они характеризуют загаданное, зависит простота или сложность загадки. Педагог должен в доступной форме объяснить это детям, подробно разобрать с ними ту или иную загадку, и тогда процесс отгадывания будет более осмысленным.Загадав загадку, не надо торопить детей с ответом. Если ее никто не может отгадать, следует задать несколько наводящих вопросов, подсказать правильный путь решения. Подбор загадок зависит от того, на что воспитатель хочет сделать акцент, а так же от возраста детей. Такой вид развлечений может проводиться как со всей группой, так и с подгруппой детей.

Аттракционы. Они дают детям возможность посоревноваться в ловкости, смелости, смекалке. Воспитатель должен подумать о том, чтобы силы соревнующихся (разделенных на команды) детей были равными. Аттракционы подбираются с учетом возраста детей. После окончания соревнования нужно обязательно поощрить победителей морально (положительная оценка педагога и детей) и материально (медалька, вымпел за умение побеждать).

Сюрпризы. Это веселые и неожиданные моменты, которые всегда вызывают у детей бурю эмоций. Когда возникает сюрпризная ситуация, дошкольники оживляются, их деятельность активизируется. Сюрпризы создают ситуацию новизны, в которой нуждается ребенок дошкольного возраста. Потребность в новых впечатлениях перерастает в познавательную потребность. Сюрпризные моменты можно включать в занятия, праздники и развлечения, в прогулки и повседневную жизнь детского сада.
^ 3.4. Театрализованная деятельность.

Изучение практики работы детского сада показало, что любимым видом развлечения у детей является театрализованное представление. Для таких представлений необходимо иметь в театральном уголке группы разнообразные виды театров. Работа с детьми по театрализованной деятельности разнообразна и интересна. По этой теме в методическом кабинете нашего ДОУ имеется множество литературы, где описаны методика, перспективное планирование, технология изготовления кукол, и др. Воспитателями в группе может проводиться большая и увлекательная работа по подготовке спектаклей, которые можно потом показать и детям из другой группы, и родителям. Каждый ребенок принимает посильное участие в подготовке театрализованных представлений: или исполняет роль, или готовит пригласительные билеты, или помогает воспитателю (в данном случае – выступающему в роли режиссера) в проведении представления. Привлечение родителей в организации таких спектаклей (изготовление костюмов, кукол и декораций, исполнение родителями ролей) объединяет педагогов и семью, делает жизнь ребенка в детском саду интересной и разнообразной.
^ 3.5. Концерты детской самодеятельности.

Музыкальные и литературные концерты занимают значительное место в организации культурно-досуговой деятельности. Они могут выступать, как развлечение, и как форма проведения праздника. Например, в форме концерта могут отмечаться такие праздники, как 8 марта, 23 февраля, День победы, и др. В то же время тематические концерты носят познавательный характер, если они посвящены творчеству какого-нибудь композитора, писателя, поэта. Как правило, концерты проводятся силами детей. Тематические концерты строятся на знакомых детям произведениях. Ведущим на концерте должен быть педагог. Он может обыграть каждый номер, если увидит, что дети устали, или им стало скучно. Наиболее удачной формой тематического концерта является сочетание музыки и поэзии, музыки и изобразительного искусства.

3.6 . Организация развлечений. .

Готовясь к организации развлечений, воспитатель должен выбрать методы и приемы, которые помогут ему решить поставленные задачи. Приемы могут быть игровыми, трудовыми, учебными, но при этом они должны быть взаимосвязаны. Только в этом случае культурно-досуговая деятельность в ходе подготовки к развлечению будет носить увлекательный характер.

^ При организации развлечений важно не перегружать детей и воспитателя. Работа должна равномерно распределяться между воспитателем и музыкальным руководителем, специалистами ДОУ, детьми и родителями. Некоторые формы развлечений воспитатель может подготовить и провести самостоятельно.

Планируют развлечения воспитатель и музыкальный руководитель совместно – это поможет углубить и разнообразить работу по воспитанию и обучению детей, а так же осуществить взаимосвязь с другими видами детской деятельности. План должен быть выполним! Для этого следует учитывать реальную нагрузку воспитателя, музыкального руководителя, их участие в общесадовских и групповых мероприятиях. Когда воспитатель загружен, можно запланировать развлечения, не требующие длительной подготовки (просмотр мультфильмов, прослушивание аудиозаписей), или включить в план работы развлечения, основная нагрузка в подготовке которых лежит на музыкальном руководителе или инструкторе по физкультуре. И наоборот: если музыкальный руководитель занят на общесадовских мероприятиях больше, чем воспитатель, то развлечения организуются воспитателем. Все зависит от конкретной ситуации. Целесообразно составлять план развлечений на месяц или на квартал. Перспективное планирование поможет педагогам рационально, с наименьшими затратами сил и времени осуществлять руководство этим разделом работы.

Большое значение имеет музыкальное оформление развлечений. Продуманный подбор музыкальных произведений помогает создать необходимое настроение, усилить впечатления, вызвать эмоциональный отклик. Музыкальный руководитель подбирает музыкальное оформление в соответствии с возрастом детей, задачей и тематикой развлечения. Нельзя составлять музыкальное оформление из одной только новой, незнакомой ребенку музыки. Обязательно должны присутствовать знакомые произведения. Музыкальное оформление развлечений согласуется с тем репертуаром, который дети проходят на музыкальных занятия.
3.7. Организация и проведение развлечений воспитателем.

Воспитатель самостоятельно, при минимальной помощи музыкального руководителя, может провести следующие развлечения:


  • Театр игрушек или картинок

  • Драматизация сказок, литературных произведений

  • Вечер загадок

  • Забавы

  • Развлечения спортивного характера

  • Тематические литературные вечера

  • Литературные викторины

  • Просмотр фильмов, телепередач

  • Прослушивание аудиозаписей

3.8. Организация и проведение развлечений музыкальным руководителем.

Музыкальный руководитель самостоятельно, при минимальной помощи воспитателя, может провести следующие развлечения:


  • Музыкальные игры

  • Игры-драматизации

  • Концерты

  • Музыкальные викторины

  • Тематические музыкальные вечера

  • Прослушивание аудиозаписей

^ 3.9. Варианты планирования развлечений:

Понедельник:


  • Показ мультфильмов

  • Инсценирование сказки воспитателем (театр игрушек)

  • Просмотр детских телепередач

  • Аттракционы, шутки, загадки
Вторник:

  • Тематические вечера, литературные и музыкальные

  • Показ кукольного, теневого, плоскостного и др. Театров

  • Показ фланелеграфа (воспитателем и детьми)

  • Литературные или музыкальные викторины
Среда:

  • Маленькие веселые забавы

  • Инсценирование сказок детьми

  • Развлечения спортивного характера, театрализованная деятельность

  • Концерты с приглашением гостей (родителей, детей из других групп)

  • Дни рождения детей
Четверг:

  • Слушание аудиозаписей

  • Концерт детской самодеятельности

  • Просмотр детских телепередач

  • Прослушивание аудиозаписей

  • Показ видео
Пятница:

  • Шутки, загадки

  • Показ фокусов

  • Аттракционы
Этот вариант планирования дан в методических рекомендациях к «Программе», как пример, и варьируется в соответствии с реальными возможностями ДОУ и педагогов.

  1. САМООБРАЗОВАНИЕ.

  2. ТВОРЧЕСТВО.

Субъектом и объектом деятельности учреждений культуры является личность. Деятельность учреждений должна быть направлена на процесс реализации сущностных сил личности, удовлетворения ее духовных потребностей.

Направления деятельности учреждений культуры:

Деятельность, связанная с гражданским воспитанием.

Деятельность, связанная с трудовым воспитанием.

Деятельность, связанная с дополнительным образованием.

Деятельность, связанная с эстетическим воспитанием.

Деятельность, связанная с рекреационной функцией.

Деятельность, связанная с экологическим воспитанием.

Деятельность, связанная с укреплением здорового образа жизни.

В досуговой деятельности человек реализует первичные, социальные и культурные потребности в той или иной доминантной постановке, поэтому содержание деятельности учреждений культуры должно включать в себя: непосредственные переживания, впечатления и состояния в конкретном досуговом занятии, осмысление субъектом и объектом воспринимаемой информации, художественных образов, оценку качества услуг.

Успешная деятельность определяется и реализацией человеком своих устремлений, воплощения жизненной позиции.

Одно из главных направлений деятельности учреждений культуры связанно с обращением и осмыслением профессионального искусства и народной культуры, знакомством с историческими памятниками и художественными шедеврами культуры народов мира.

Досуговая деятельность учреждений культуры должна формироваться на основе позитивных социально-психологических и межличностных контактов.

Типы учреждений культуры.

1. Дома и дворцы культуры. Проводит широкую культурно-досуговую деятельность среди населения, ведет большую работу по оказанию методической помощи всем учреждениям культуры района. Универсальное учреждение в организации досуга народа.

2. Парки культуры и отдыха - природные объекты познавательного и просветительского характера, имеющие возможности развлечений для эмоциональной разрядки и снятия утомления. Деятельность основана на платной основе, что дает возможность для самостоятельного хозяйственного развития.

3. Библиотеки - тип учреждений культуры, осуществляющих собирание книг и других печатных изданий, их специальную обработку, пропаганду и организующую массовую работу с читателями (сельские, районные, городские, областные, краевые, республиканские). Областная библиотека помимо названных функций выполняет разработку теоретических и методических вопросов библиотековедения и библиографии, осуществление научно-методического руководства всеми массовыми библиотеками.

4. Музеи - тип учреждения культуры, осуществляющий собирание, экспонирование материальных и духовных ценностей, ведет культурно-просветительскую работу. Организуют лекции, экскурсии, устраивают выставки, распространяют специальную литературу, занимаются научно-исследовательской работой.

5. Кинотеатры - тип учреждения культуры, предназначенное для осуществления показа кинофильмов населению. бывают стандартные и передвижные.

6. Центры досуга - тип учреждения культуры, занимающийся созданием оптимальных условий для массового, группового, семейного и индивидуального развития творческих способностей, общения, отдыха, развлечений, восстановления духовных и физических сил на основе изучения культурных запросов и интересов различных категорий населения.

7. Культурные комплексы - комплексы, создающиеся на принципах добровольного слияния учреждений культуры, независимо от их ведомственной принадлежности, в пределах одного или нескольких хозяйств и объединения материальных средств местных органов, собственных доходов и ассигнований хозяйства из фонда социально-культурных нужд и спонсорской помощи.

8. Культурно-спортивные комплексы - новый тип учреждения культуры направленный на культурное обслуживание населения на основе интеграции культуры и спорта и всех видов управления сферой досуга.

9. Молодежные центры досуга и кафе. Могут заниматься культурно-досуговой деятельностью для организации досуга и отдыха молодежи.

Форма собственности:

· учреждения федеральной собственности,

· учреждения субъектов РФ,

· учреждения муниципальной собственности,

· частные учреждения.

Вид учреждения культуры:

1. производящие товары и продукты культурного назначения,

2. оказывающие разного рода услуги: материальные (реставрация, видео и фотосъемка), нематериальные (обучающие, культурно-развивающие, информационные, игровые)

3. осуществляющие торговлю культурными товарами и предметами искусства.

Целевая направленность:

1. культурное просветительство,

2. художественное творчество,

3. развитие эстетических чувств,

5. развлечение.

Способ хозяйствования:

· коммерческий,

· некоммерческий,

· смешанный,

Типы учреждений культуры:

Библиотеки.

Природно-ландшафтные площадки.

Парки культуры и отдыха.

Спортивные площадки.

Игровые площадки.

Разнопрофильные культурные центры.

Учреждения дополнительного профессионального образования: спортивные, музыкальные, художественные школы.

Инфраструктура культуры и досуга - комплекс учреждений, отраслей и организаций хозяйственной практики, которые создают условия их функционирования как экономической отрасли, обеспечивая ее существование.

Рассмотрим основные элементы инфраструктуры культуры и досуга:

1. Производственный и сервисный комплексы тех отраслей хозяйства, которые обслуживают население в свободное время и создают условия для рекреации, индивидуального развития личности, развлечений.

· Исторические центры, культурные памятники, мемориальные территории.

· Отраслевые организации сферы культуры и искусства (библиотеки, кинотеатры, театры, музеи, выставочные залы, филармонии и т.п.)

· Развивающие организации, обучающие фирмы.

· Городские зоны отдыха (парки, скверы, пляжи).

· Рекреационные зоны вне города (национальные парки, санатории, курорты).

· Учреждения и фирмы, производящие услуги спортивно-оздоровительного, культурного и художественно-обучающего назначения (стадионы, фитнес-клубы, аквапарки, танцклассы)

· Турфирмы и связанные с ними перевозки, система гостеприимства.

· Тематические парки, игровые и культурно-досуговые центры.

· Рестораны, кафе.

· Модельный бизнес.

2. Производство и трансляция культурно-досуговой информации, а также товары культурно-досугового и информационно-художественного назначения:

· Развлекательные телепрограммы, радиопередачи.

· Интернет.

· Артпродукты (подготовка и запись на пленку разного рода шоу, теле и радиопрограмм, музыкальнее диски, компьютерные игры).

· Редакционно-издательская деятельность (выпуск книг, журналов, газет).

· Производство товаров и техники культурно-спортивного назначения (спортивная одежда, сувениры, настольные игры, сценического оборудования и т.д.).

· Дороги, связь, транспорт.

· Профессиональные кадры и учреждения по их подготовке.

Индустрия досуга:

1. индустрия товаров культурного назначения,

2. индустрия туризма,

3. индустрия аудио- и видеопродукции,

4. индустрия развлечения:

· газеты, журналы, книги развлекательного содержания,

· киноиндустрия и производство видеопродукции,

· сеть кинопроката, телеканалы, радиостанции,

· музыкальная индустрия, производящая и продающая музыкальную продукцию,

· артбизнес (галереи, выставочные залы),

· организации концертов, туров, шоу-бизнес,

· игровой и игорный бизнес,

· театры, концертные организации, цирки,

· досуговые центры, клубы, развлекательные комплексы, дискотеки,

· модельный бизнес,

· сеть общественного питания.

ТЕХНОЛОГИЯ ОРГАНИЗАЦИИ ДОСУГА В МИКРОСОЦИУМЕ.

Развитие человеческой культуры неразрывно связано с творчеством, которое наиболее многогранно проявляется в процессе досуговой деятельности людей. Ориентируясь на совершенствование своего профессионального мастерства, человек много сил и энергии отдаёт развитию своего творческого потенциала в данном направлении, что приводит к значительной усталости. И тогда требуется смена деятельности.Социологи считают, что досуг – это часть нерабочего или свободного времени, в структуре которого выделяется активная творческая деятельность в виде общественной деятельности, занятие спортом, самообразованием, любительские занятия, общение с другими людьми... (Большой энциклопедический словарь. М., 2000. С.1191). Таким образом, досуг как вид социальной активности направленной на реализацию творческой потенции человека, становится той отдушиной, которая позволяет нам на некоторое время «отключиться» от проблем профессиональной деятельности и заняться реализацией тех своих потенциальных возможностей, которые вызывают приятные ассоциации, дают возможность продемонстрировать свои способности в иных областях деятельности, отличных от профессиональной.

Дети так же нуждаются в перемене своей деятельности. Учёба – трудоёмкий процесс и переход к деятельности, которая является наиболее приемлемой для ребёнка в тот или иной период его жизни, явлении вполне закономерное. Досуг в процессе социализации личности организуется агентами первичной социализации, в том числе и социальным педагогом.

Развитие современной социальной инфраструктуры позволяет решать множество проблем связанных с социализацией личности, в том числе и организации досуга ребёнка. На протяжении последних лет в этой сфере культурной деятельности накоплен значительный социально-педагогический потенциал, использование которого всецело зависит от творческого подхода социального педагога к реализации своих функциональных обязанностей. Наряду с большим количеством детско-молодёжных общественных объединений, существуют внешкольные образовательные учреждения, которые принимают самое непосредственное участие в процессе социализации подрас-тающего поколения на предметном уровне. Кроме того существуют самые различные клубы для молодёжи, организованные общественностью по месту жительства, спортивные кружки и секции. Все они имеют огромное значение для реализации тех программ, которые направлены на адаптацию детей и молодёжи к современному социуму. О работе клубов, кружков, секций и других форм досуговой деятельности имеется большое количество научно-педагогической и методологической информации. Новым явлением в процессе организации досуговой деятельности стало движение «Детские и молодёжные социальные инициативы», которое создано при поддержке Министерства образования и Комитета по делам молодёжи. Оно сродни «тимуровскому» движению и привлекает на свою сторону «волонтёров», готовых к социально значимой деятельности, позволяющей развивать у них инициативу, создавать условия для самостоятельного включения в жизнь, делать осознанный выбор и действовать на основе постоянного творческого поиска. Участники этого движения осуществляют многоплановую деятельность: проводят благотворительные акции; шествуют над инвалидами и сиротами; занимаются благоустройством дворов и улиц по месту жительства; охраняют природу и памятники культуры; проводят игры и творческие занятия с детьми в клубах, кружках и секциях.


На основе движения «Детские и молодёжные социальные инициативы» создано социально-педагогическое движение, которое осуществляет по всей стране программу начального социально-педагогического образования. Благодаря этой программе созданы условия для реализации комплексных социально-педагогических акций, направленных на:

-патриотическое воспитание – в рамках этого направления досуговой деятельности осуществляется воспитание любви и уважения к своей большой и малой родине, обучение основам взаимопонимания, уважение к своей национальной и мировой культуре. Для реализации целей и задач патриотического воспитания организуются походы по местам боевой и трудовой славы, «вахты Памяти», поисковые экспедиции, летние оборонно-спортивные лагеря, патриотические слёты, военно-патриотические игры, изу-чение исто­рического. опыта, древних традиций; вос­становление разрушенных церквей; ремонт помещений и техники социально значи­мых объектов (библиотек, музеев, выста­вочных залов и т.п.);

-профилактическое направление способствует предотвращению воз-никновения социально запущенной, маргинальной молодежи. Наиболее эффективна работа в данном направлении при установлении «случайных» контактов с молодежными асоциальными группами в периоды их сборов и проведения свободного времени. Кроме того в рамках этого направления осуществляются: определение потребностей и особых проб­лем уличных групп, оказание им соответ­ствующей помощи, направление их актив­ности в менее агрессивное русло; поиск помещений для уличных групп молодежи и организация для них различных форм досуга; посещение следственных изолято­ров, тюрем, домов малютки, наркологиче­ских, психоневрологических, кожно-венерических диспансеров; присутствие на судеб­ных слушаниях по преступлениям, совер­шенным молодежью; установление контак­тов с наркоманами, определение их в ле­чебные заведения; привлечение подростков к солидарной поддержке своих сверстников, т.е. формирование из их рядов до­бровольных помощников социального педа­гога и социального работника;

-трудовое направление (вопросы трудовой занято­сти, профориента-ционной работы): органи­зация лагерей добровольного труда по восстановлению памятников "архитектуры, экологической очистке территорий; рас­чистка дорожек от снега; посадка цветов; утепление оконных рам; работа в огороде; сбор картофеля; помощь в выращивании рассады; уход за домашними цветами и животными; проведение, генеральной убор­ки и косметического, ремонта; предоставле­ние рабочих <мест детям, подросткам.и молодежи через создаваемые биржи труда и информационные банки данных; созда­ние педагогических и строительных отря­дов; организация молодежного строитель­ства; разработка перспективных моделей электрических и активных колясок для инвалидов; поддержка, молодежного пред­принимательства; создание центров соци­альной адаптации инвалидов и «трудных» подростков;

-валеалогичваюе направление (формирование здоро­вого образа, жизни): обучение оказанию первой медицинской помощи; сбор лекар­ственных трав и ягод; организация оздо­ровительных.процедур; работа фитобара; запись клиента кврачу; посещение больных, в лечебных. учреждениях; совместное посещение спортивных, мероприятий и секций; поддержка любительского клубного спортивного движения; организация сорев­нований «Кожаный –мяч» «Чудо-шашки», «Детские старты», проведение туристиче­ских слетов, «школ выживания»; проведе­ние «физкультминуток» с дошкольниками, младшими школьниками и подростками;

-лидерское направление (формирование активной жизненной позиции, развитие инициативы, укрепление и развитие демократических норм жизни): обучение основам управле­ния, психологии, права, бизнеса, педагоги­ки, делопроизводства, социальной работы, журналистики, экологии, валеологии; орга­низаторская работа в коллективе, проведе­ние психологических тренингов, деловых игр, «круглых столов», изучение иностран­ных языков, компьютерных технологий, проведение лагерей актива; сотрудничество с неправитель-ственными и государственны­ми организациями; занятия с детьми и молодыми лидерами общественных объ­единений; переписка, телефонные перегово­ры, командировки, реализация совместных программ - представителей разных организа­ций; оказание помощи в программирова­нии и проектировании деятельности детско-молодежных общественных объедине­ний;

-психолого-педагогическое направление (воздействие на самочувствие и поведение клиента): составление социальной карты местности; консультирование по интересующим проб­лемам; совместное обсуждение конкретного случая; наблюдение; беседа; групповые дискуссии; тренинги;

-социально-бытовоенаправление (материальные, моральные, национальные, семейные и другие интересы и потребности клиентов): доставка продуктов, гуманитарной помощи; оплата коммунальных, услуг; доставка ли­тературы из библиотеки; оформление подписки на газеты и журналы; написание писем; фотоателье на дому, мастерская по ремонту одежды, домашняя, парикмахер­ская; подготовка и доставка, праздничных посылок; патронаж; моральное и матери­альное поощрение социально активных клиентов;

-социокультурное направление (повышение уровня культуры клиентов, организация досу­га): проведение дней.рождения, поздравле­ние. с праздником: оформление, празднич­ных газет; выпуск «настенной, газеты, организация выставок; подготовка видеофиль­мов о жизни клиентов; организация, поез­док, экскурсий, концертов; сборы благотворительных пожертвований; конкурсы на лучшего помощника., социального работни­ка; приобретение.билетов в театр, кино, выставочные залы; поддержка и. развитие авторской песни; зарубежные поездки, прием зарубежных делегаций, совместные образовательные проекты с зарубежными коллегами;

-социально-правовое (повышение уров­ня правовой культуры, зашита прав чело­века): организация встреч клиентов с юристами, работниками коммунальных служб; создание специальных обществен­ных судов для несовершеннолетних; орга­низация деловых игр «Выборы», участие в избирательных кампаниях и выборах; при­влечение клиентов к работе общественных комиссий, комитетов, организаций, фондов; поддержка подростков и молодежи в мес­тах заключения;

-информационное направление (внедрение новых технологий, обеспе-чение взаимосвязи меж­ду специалистами, пропаганда новых форм социальной работы): поддержка детско-молодежных средств массовой инфор­мации; организация.работы «Интернет-кафе»; журналистская работа (подготовка заказных материалов и интервью, инфор­мирование об основных.событиях, фоторе­портажи с мест событий и др.); режис­серская и операторская работа (съемка, монтаж, звукооформление фильмов).

Предложенный вариант организации досуга, а именно привлечение детей и молодёжи к активной социальной деятельности в свободное от основного занятия время, является наиболее перспективным и социально полезным. Уже сегодня наши дети не знают куда себя деть. Досуг в обычном его понимании стал для них практически недоступен из-за перегруженности школьных программ, комерциализации работы кружков и секций, усиления идеологического фактора в социокультурной среде, компьютеризации познавательных процессов и т.д.

Современные исследования ценностных ориентаций городской молодёжи (Скриптунова Е.А., Морозова А.А. О предпочтениях городской молодёжи. /социологические исследования. 2002. № 1.) показывают, что их удовлетворённость различными сторонами жизни отвечает тем основным требованиям социума, которые доминируют в современном обществе. На четвёртом месте - досуг. Он удовлетворяет 46,6% молодых людей (не удовлетворяет12,5%). На третьем месте – здоровье (51,8%), на втором месте отношения с родителями (56,4%). И на первом месте отношения со сверстниками (66,3%). Из этого можно сделать вывод, что ценностные ориентации современного молодого человека могут более результативно развиваться в рамках ДИМСИ.

9.2.Технологический аспект социально-культурной деятельности в рамках детской и молодёжной социальной инициативы

Существующие методологические и технологические приёмы решения проблем обозначенных в основных направлениях деятельности социального педагога по организации досуговой деятельности в рамках ДИМСИ вполне отвечают современным требованиям. Существует более сорока программ, которые окончательно оформлены и реализуются в практической деятельности современных социальных педагогов. Из них наиболее приемлемые для реализации в системе практической деятельности социального педагога, программы, которые предлагаются ниже.

"Третий сектор". Программа направле­на на укрепление взаимодействия детско-молодежного общественного объединения с представителями СМИ на федеральном, региональном и местном уровнях. Предпо­лагает системную работу известных журналистов, писателей, издателей, редакторов с детьми и молодежью (имеющими склон­ность к журналистской работе и литературному творчеству и проявившими себя как социально активные волонтеры),. ак­тивное вовлечена творческой интеллиген­ции в процесс воспитания юного поколе­ния; усиление внимания к социальным проблемам подростков; создание независи­мых детско-молодежных изданий, радио- и телепередач. Данная программа разработа­на совместно с рядом газет, журналов радиостанций и телевизионных каналов.

«Лидер здоровья». Программа предпоглагает разработку и реализацию системы мер по пропаганде здорового образа жиз­ни и семейных ценностей. В ее рамках запланированы проведение разъяснительной работы среди населения о негативном влиянии алкоголизма и табакокурения на здоровье и жизнь людей; усиление обще­ственного контроля за состоянием окружа­ющей среды, условиями труда и обучения; вовлечение детей и молодежи в занятия физической культурой и спортом, привитие навыков и умений сохранения своего здо­ровья

«Диалог индивидуальностей». Програм­ма предусматривает непрерыв-ный комплекс мероприятий социально-педагогического характера по оказанию гуманитарной, пра­вовой, психолого-педагогической помощи детям из неблагополучных, неполных, ма­лообеспеченных семей, школам-интернатам для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. В качестве техноло­гической основы применяются отдельные элементы социальной работы американской благотворительной организации «Большие Братья - Большие Сестры»; на конкурс­ной основе (с использованием специаль­ных тестов и методик) проводится отбор волонтеров из числа имеющих педагоги­ческие способности и заинтересованных в индивидуальном шефстве над проблемным ребенком взрослых и студентов психологи­ческих, педагогических, медицинских и юридических вузов.

«Возвращение к истокам». программа приобщения подрастающих поколений к культурно-историческим ценностям россий­ских народов. Ее цель - осмысление значимости духовных основ человеческого бытия современного воспитания на высо­ких нравственных идеалах и традициях, культуре и искусстве; .осуществлении преемственности поколений наилучших национальных и общечеловеческих демократи­ческих.ценностях. Любовь и почитание «малой» родины, семьи, дома, родного края не воспитаешь лозунгами и призывами. Лишь в социально значимой деятельности ребенок чувствует себя хозяином, тружеником, радетелем и старателем своего отечества; именно так он может осо­знать себя реальным звеном в цепи исто­рических.событий. Участники программы проводят, экспедиции вглубь России, собирают исторические, фольклорные, этногра­фические, географические, биологические материалы, оказывают посильную помощь их хранителям - пожилым людям; обоб­щают и анализируют свои находки, по­полняют коллекции библиотек, музеев, пропагандируют народные ценности в сво­их выступлениях перед сверстниками в средствах массовой информации

"Юное поколение выбирает книгу". Программа основана на признании непре­ходящей ценности хорошей книги, высокой оценке личностного потенциала писа­телей, журналистов, художников, поэтов, издателей детских журналов в воспитании нравственно и духовно здоровых детей и подростков. Привлечение коммерческих из­дательств в качестве спонсоров позволяет сформировать призовой фонд для многих мероприятий, конкурсов и фестивалей ДИМСИ, создает возможность пополнения библиотек отдаленных районов России. В рамках программы проводятся семинары, фестиваль "Дети и книга", "Неделя дет­ской книги", конкурсы юных авторов, ас­самблеи средств массовой информации ДИМСИ и др. По приглашению регио­нальных подразделений ДИМСИ извест­ные детские писатели, журналисты и из­датели выезжают на места с презентация­ми своих трудов, анализируют и отбирают для публикаций произведения юных авто­ров; дают рекомендации для поступления ребят в престижные вузы.

"Врата учености". Программа пред­усматривает привлечение деятелей науки и культуры к работе с детьми и молоде­жью; приобщение подрастающих поколе­ний" к научным знаниям в различных об­ластях: социальная работа, педагогика, валеология, право, экономика, география, биология, химия, математика, экология, политика, русский и иностранные языки и др.; проведение конкурсов, викторин, смо"ф6в;" признание достижений юных та­лантов и их поощрение различными путя­ми - вплоть до рекомендаций и путевок в престижные вузы; издание сборников научных трудов" подростков и молодежи в области социальной работы. В рамках данного проекта ежегодно проводятся два конкурса: "Творческий конкурс на лучшее исследование" в области социальной рабо­ты и социальной педагогики"; "Творческий конкурс юных авторов ДИМСИ". "

В настоящее время в ДИМСИ насчиты­вается более 10 тыс. официальных членов и свыше 50 тыс. человек, вовлеченных в различные программы. На самом деле количественные показатели на порядок больше, так как жесткого учета нет, что естественно для неформализованной волон­терской деятельности. Чем объясняется интерес детей и молодежи к этой работе?

Главными стимулами проявления интере­са к самостоятельной социально значимой деятельности выступают:

желание добиться успеха в карьере и общественного признания;

возможность осознать свои сильные и слабые стороны, проявить свою индивиду­альность, заработать деньги чесаным тру­дом;

расширение сферы общения;

интерес и желание действовать само­стоятельно, с пользой, на перспективу;

раскрытие творческих способностей, при­обретение умений.и навыков реальной экономической, предпринимательской и профессиональной деятельности;

возможность проявить сострадание и милосердие, соприкоснуться с реальной жизнью, познакомиться с проблемами, ре­шаемыми учреждениями -социальной сфе­ры, общественными объединениями, госу­дарственными и коммерческими структура­ми; с условиями, в.которых они рабо­тают;

овладение методами социального «целительства» и разрешения конфликтов;

возможность выбора сферы применения своих сил, свободного вхождения и выхо­да во временно создаваемых<в том чис­ле и собственных) творческих объедине­ниях.

У социально-педагогического движения детей, молодежи и взрослых большое бу­дущее, потому что в его основе лежит идея единения, а не отчуждеяия людей разных социально-возрастных "и профес­сиональных групп, национальности и веро­исповедания, классовой и партийной при­надлежности на платформе Дружбы, Ми­лосердия и Вдохновения.

Предлагаемые программы являются основой для организации технологического процесса по проблемам досуга. В практической работе возможно, по усмотрению руководителя практического занятия, отработать технологический процесс по реализации данных программ в рамках социально-педагогического движения.

С 50-х годов прошлого столетия начинается рост мемориальных праздников, праздников профессий, прославляющий труд, фестивали искусств, а так же новые достижения советского государства (покорение космоса, освоение целины и т.п.). Рост этот продолжался в период 60-80 годов, и достиг своей кульминации во время открытия Московской Олимпиады в 1980 году главный режиссер – И.М. Туманов, который в своей работе собрал все достижения сценарной культуры того времени.

Необходимо сказать еще и о том, что в 70-е годы появляются публикации, дающие определение сценарию как сложном образовании, требующее специальных умений и навыков.

В 80-х годах 20 века характеризуются большим количеством богатых. Ярких, талантливых и массовых постановок: 60-летия образования СССР, 40-летия Победы, Всемирный фестиваль молодежи и студентов.

На смену им в 90-х годах наблюдается повышенный интерес к традиционным, народным гуляниям, к церковным праздникам и фольклорным обрядам. Переходный период, слом советского государственного строя, духовная пустота отразились и на досуговой деятельности.

Известный исследователь Е.Г. Соколов пишет: «Во всех отношениях массовая культура для России ХХ – ХХI вв. – великое благо, может быть, величайшее из всех, когда-либо ниспосланных Богом на эту землю. Культурное напряжение, существующее сейчас в российском обществе, чревато последствиями. Необходимы страхующие системы разрядки, амортизаторы, механизмы снятия или переориентации импульсов противления. Масскульт – один из таких очень эффектных и прекрасно зарекомендовавших себя механизмов «социальной гармонизации». Он – гарант спокойствия и мира, довольства и благополучия, потому что «заботится о населении». И это правда. Приглядывается к человеку, руководит и направляет его каждый шаг, страхуя от неудач и подавленности. За мир приходится платить».

1.2 Виды и типы культурно-досуговой деятельности

Изучая виды и типы культурно-досуговой деятельности необходимо раскрыть основные понятия, которые будут необходимы в дальнейшем.

Свободное время – доля суток, которая остается в распоряжении человека после ночного сна, оздоровительные и санитарно-гигиенические нужды, трудовые функции, проезда к месту работы и обратно, приготовление пищи и ее употребления, приобретение вещей, воспитательные процессы.

Досуг – время, свободное от необходимого труда в сфере общественного производства и воспроизводства человеком жизненных функций.

Рекреация – восстановление.

Рекреационная активность – активность человека, соответствующая его потребностям, традициям культуры, поведенческим и оценочным стандартам социального окружения.

Рекреационный эффект – эффект, проявляющийся в чувстве бодрости и удовлетворения от проведенного отдыха в результате физиологического и психологического оздоровления, достижения душевного равновесия.

Культурно-досуговая деятельность – специфическая активность людей во время досуга, направленная на создание, воспроизведение, приумножение, передачу культурных ценностей.

Культурно-досугоая деятельность – целесообразно организованная и содержательно наполненная активность массы людей или конретной личности в свободное время.

Культура – целостный, устойчивый способ жизнедеятельности многих поколений конкретного сообщества.

Культура – высокий уровень владения людьми нормами, стандартами деятельности, закрепленной в той или иной области социальной практики

Культура – активное направление деятельности, аспект государственно практики, объект правого регулирования и т.д.

Досуговая деятельность – деятельность, развивающаяся в рамках культуры данного сообщества, организующаяся на основе общественно значимых норм и представлениях о художественно-эстетической активности и творчества в целом.

Культура досуга – проведение человеком свободного времени, сбалансированного по разным видам рекреационной, развивающей и развлекательной активности, наполненного социально-значимым смыслом и согласованно с традициями данного общества и его современными требованиями.

Цель досуга – представления о совокупном результате, которого хочет добиться человек в тех или иных досуговых занятиях.

Мотив досуга - не осознанная желание участвовать в той или иной досуговой деятельности, синтезирующее в себе потребности, рациональные цели, бессознательные влечения, неявные желания и комплексы человека.

Функции досуга – целостное предназначение и место в жизни.(компенсаторные, воспитательные, образовательные, рекреационно-оздоровительные, терапевтические

Культурный продукт – завершенная единица культурно-досугового производства (вещественные – книги, компакт-диски, кинофильмы и т.д., невещественные – нематериальные усилия, духовно-ценностные аспекты деятельности творческих работников).

Компоненты КДД:

1. субъекты деятельности:

· основные (самодеятельные, организованные)

· организаторы (руководящий состав профессиональных организаторов, профессионально-творческий состав работников искусства и СМИ, специалисты, исполнители производители услуг, вспомогательный персонал. Представители власти, предприниматели в области КДД)

2. культурно-исторические, художественные, духовные ценности.

3. товары культурного назначения.

4. природно-ландшафтные, биорастительные комплексы.

5. материально-технические средства.

Направления культурно-досуговой деятельности:

1. КДД, реализуемая человеком или группой лиц на основе этнонациональных традиций (участие в праздниках, гуляниях и т.п.)

2. Специально организованная КДД (с помощью организаторов, творческой группы, бизнес-структур, общественных организаций и т.д.)

Главные ценности культурно-досуговой деятельности:

1. воплощенные в прошлой культуре (народое искусство, фольклор, нравственные формы) в произведениях профессионального искусства, представляющие культурное наследие общества. – общенациональный уровень культурных ценностей, принадлежит всему народу, выступает источником духовного обогащения исторических поколений, нередко нуждается в правовой защите государства;

2. тяготеющие к государственным и общественным формам собственности, общественно значимы, часто коммерчески не выгодны, развивают личность, обеспечивают нормы общественного потребления культурных услуг всем слоям населения;

3. объекты негосударственной частной собственности коммерческого типа, выходят за пределы гарантированных культурных стандартов, основаны на коммерции, потребляются как индивидуально, так и массово, интегрируются в безубыточные виды культурно-досугового производства;

4. привлекательные и ценные для отдельных культурных или общественно-политических групп населения, значимы для отдельных этносов, религиозных сообществ, выступают объектами частной общественной собственности (авторское право, предметы личных коллекций и т.п.).

Типы КДД:

· Культурно-художественная.

· Образовательно-развивающая.

· Природно-рекреационная.

· Санаторно-оздоровительная и туристическая.

· Спортивно-зрелищная.

· Самодеятельно-любительская

· Зрелищно-развлекательная.

Все выше перечисленное определяет функции учреждений культуры и особенности их деятельности, определяющие и основную характеристику учреждения.

1.3 Основные направления и виды деятельности учреждений культуры

Субъектом и объектом деятельности учреждений культуры является личность. Деятельность учреждений должна быть направлена на процесс реализации сущностных сил личности, удовлетворения ее духовных потребностей.

Направления деятельности учреждений культуры:

1. Деятельность, связанная с гражданским воспитанием.

2. Деятельность, связанная с трудовым воспитанием.

3. Деятельность, связанная с дополнительным образованием.

4. Деятельность, связанная с эстетическим воспитанием.

5. Деятельность, связанная с рекреационной функцией.

6. Деятельность, связанная с экологическим воспитанием.

7. Деятельность, связанная с укреплением здорового образа жизни.

В досуговой деятельности человек реализует первичные, социальные и культурные потребности в той или иной доминантной постановке, поэтому содержание деятельности учреждений культуры должно включать в себя: непосредственные переживания, впечатления и состояния в конкретном досуговом занятии, осмысление субъектом и объектом воспринимаемой информации, художественных образов, оценку качества услуг.

Успешная деятельность определяется и реализацией человеком своих устремлений, воплощения жизненной позиции.

Одно из главных направлений деятельности учреждений культуры связанно с обращением и осмыслением профессионального искусства и народной культуры, знакомством с историческими памятниками и художественными шедеврами культуры народов мира.

Досуговая деятельность учреждений культуры должна формироваться на основе позитивных социально-психологических и межличностных контактов.

Типы учреждений культуры.

1. Дома и дворцы культуры. Проводит широкую культурно-досуговую деятельность среди населения, ведет большую работу по оказанию методической помощи всем учреждениям культуры района. Универсальное учреждение в организации досуга народа.

2. Парки культуры и отдыха – природные объекты познавательного и просветительского характера, имеющие возможности развлечений для эмоциональной разрядки и снятия утомления. Деятельность основана на платной основе, что дает возможность для самостоятельного хозяйственного развития.

3. Библиотеки – тип учреждений культуры, осуществляющих собирание книг и других печатных изданий, их специальную обработку, пропаганду и организующую массовую работу с читателями (сельские, районные, городские, областные, краевые, республиканские). Областная библиотека помимо названных функций выполняет разработку теоретических и методических вопросов библиотековедения и библиографии, осуществление научно-методического руководства всеми массовыми библиотеками.