Предпринимательская деятельность в общественной организации на усн. О применении упрощенной системы налогообложения некоммерческими рганизациями

Обязательным учредительным документом автономной некоммерческой организации является устав (Приложение 8), учредители организации также вправе, но не обязаны заключить учредительный договор (п. 1 ст. 14 ФЗ «О некоммерческих организациях»). Высший орган управления автономной некоммерческой организации может быть только коллегиальным. В высший орган управления автономной некоммерческой организации могут входить представители учредителей, работники организации, другие лица или их представители, называемые учредителями (п. 1 ст. 29 ФЗ «О некоммерческих организациях»). При этом для работников Автономной некоммерческой организации установлено численное ограничение на их численность в высшем органе управления — она не может превышать одной трети общего числа членов коллегиального высшего органа управления.

Бухгалтерский учет и налогообложение некоммерческих организаций

Налогообложение некоммерческих организаций предполагает отнесение к расходам:

  1. Затрат на зарплату сотрудникам.
  2. Материальных издержек.
  3. Амортизационных отчислений.
  4. Прочих расходов.

Документально подтвержденными могут считаться только такие издержки, которые указаны в первичных или иных отчетных документах (договорах, платежных бумагах и пр.), Экономически обоснованными затраты являются тогда, когда они произведены в рамках нормативных локальных актов общества. К таким издержкам относят, например, командировочные, расходы на ГСМ и пр.

Как указывает 41 статья НК, в качестве дохода может выступать исключительно экономическая выгода. Ее НКО может получать в денежном либо натуральном эквиваленте.

Соответственно, если выгоды поступления не принесли, то доходом они не признаются.

Налогообложение некоммерческих организаций

Например, при создании собственной компьютерной программы проводки будут следующими: Дт 08.5 КТ 10, 70, 69 - учтены затраты на создание продукта; Дт 04 Кт 08.5 - программа поставлена на учет как НМА; Дт 86 Кт 83 - использованы целевые суммы для создания НМА. Проводки и расшифровка операций Счет 86 используется в следующих основных хозяйственных операциях.
Дебет Кредит Расшифровка операции 86 20, 26 Израсходованы целевые суммы 83 Потраченные суммы включены в добавочный капитал 98 Целевые суммы добавлены в будущие расходы 07 86 Учтено оборудование для уставных мероприятий 08 Отражен вклад во внеоборотные активы 10, 11 Оприходованы материалы (животные) как целевой приход 15 Учтены МПЗ для мероприятий по Уставу 20 Получен объект основного производства 41 Учтены товары, переданные для целевых программ 76 Начислено финансирование Ответы на распространенные вопросы Вопрос №1.

При этом для каждого отчисления предусматривается свой срок сдачи декларации. Рассмотрим некоторые периоды:

  1. Единый налоговый отчет.

Он предоставляется плательщиками, которые ведут деятельность, не приводящую к движению денег на банковских счетах либо в кассе, и не имеют объектов обложения по соответствующим отчислениям.

  • Отчет по НДС. Он сдается ежеквартально до 25 числа первого месяца, идущего за завершенным кварталом.
  • Декларация по отчислению с дохода. Она направляется только теми субъектами, у которых возникает обязательство по уплате такого налога. Предоставление отчетности осуществляется до 28 марта периода, следующего после отчетного года.
  • Декларация по единому налогу по УСН.
  • Определенные послабления для них могут предусмотреть местные власти. УСН для НКО Упрощенная система налогообложения для некоммерческих организаций предусматривает освобождение объединений от обязанности осуществлять ряд бюджетных отчислений.

    Инфо

    В частности, льготы распространяются на платежи с доходов и имущества, а также НДС. При этом обществу придется перечислять единый налог, предусмотренный на УСН.

    Объединение может выбрать один из двух вариантов, закрепленных в НК. Так, для НКО предусмотрены ставки:
    1. 6 % при выборе типа обложения «доходы».

    Отчисления производятся с любых поступлений, признаваемых в качестве экономической выгоды согласно НК.
  • 15 % при выборе типа обложения «доходы минус затраты». Соответственно, из поступлений вычитаются расходы, и с разницы производится отчисление.
  • Особенности и задачи бухучета в нко

    • Главная
    • Некоммерческие организации

    Некоммерческими считаются организации, которые не имеют цели получить прибыль от своей деятельности. Их работа имеет общественную направленность. Они создаются для выполнения каких-либо культурных, религиозных, научных и других задач.
    Рассмотрим в статье, как осуществляется бухгалтерский и налоговый учет в некоммерческой организации. Деятельность подобных объединений регулируется планом счетов некоторыми ПБУ, а также следующими нормативными документами:

    1. Законом о бухучете № 402-ФЗ;
    2. Гражданским кодексом (ГК РФ);
    3. Законом «О некоммерческих организациях» № 7-ФЗ от 12.01.1996;
    4. Законом «Об общественных объединениях» № 82-ФЗ от 19.05.1995.

    Особенности учета в некоммерческих организациях Некоммерческие организации (НКО) ведут бухучет и составляют отчетность согласно законодательству РФ.

    Учет в некоммерческих организациях (примеры)

    Дт 91.1 Кт 91.9 - учтена прибыль за период отчета; Дт 91.9 Кт 99 - учтен финансовый результат; Дт 99 Кт 68 - начислен налог на прибыль; ДТ 99 Кт 86 - прибыль от излишка добавлена в целевые суммы. Учет нематериальных активов Нематериальные активы (НМА) учитываются в НКО на основании ПБУ 14/2007.

    При принятии их к учету устанавливают срок планируемого использования для решения уставных задач организации. Этот срок ежегодно подлежит проверке и уточнению. При наличии корректировок их отражают в учете и отчетных формах на начало года как изменения оценки.

    Амортизация на НМА в НКО не начисляется, даже при использовании их в коммерческой деятельности (п. 24 ПБУ 14/2007). Если НМА приобретены за счет дохода от предпринимательства, то начисление амортизации допускается.

    Бухгалтерский учет в автономной некоммерческой организации

    Внимание

    Для его ведения руководство обязано ввести должность бухгалтера либо составить соглашение на соответствующие услуги с иной фирмой. Операции по прописанной в Уставе деятельности и предпринимательству ведутся раздельно.

    Счета учета доходов и затрат представлены в таблице. Деятельность Счет Некоммерческая 86 «Целевое финансирование» Предпринимательская основная 90 «Продажи» Прочая предпринимательская 91 «Прочие доходы и расходы» В отличие от коммерческих компаний НКО, занимающаяся предпринимательством, не имеет права распределять полученный за период доход между участниками. Прибыль должна направляться исключительно на выполнение уставных целей объединения. В учете имеет место запись: Дт 90 Кт 99 - отражена полученная по итогам отчетного периода прибыль. В конце года сч. 99 закрывают: Дт 99 Кт 84 - учтена чистая прибыль за год; Дт 84 Кт 86 - финансирование уставной работы.

    В них определяются условия и правила работы, порядок оформления и сдачи отчетной документации, а также влияние благотворительности на налогообложение некоммерческих организаций. Необходимо сказать, что вне зависимости от цели, для достижения которой было учреждено НКО, объединение является полноправным участником бюджетных правоотношений.

    Классификация Некоммерческие организации разделяются на следующие типы:

    1. Негосударственные. Они осуществляют деятельность за счет собственных средств.
    2. Государственные. Такие НКО находятся на бюджетном финансировании.
    3. Автономные.

    НК закрепляет за НКО обязанность составлять отчетность и предоставлять декларации с приведением всех расчетов по отчислениям в местный, федеральный и региональный бюджеты. Кроме того, организациям необходимо вести бухучет и сдавать документацию на общих основаниях.

    Ано бухгалтерский учет и налогообложение

    Филиалы Отсутствуют НКО не является производителем подакцизной продукции Находящиеся на УСН организации за год сдают в инспекцию единую упрощенную декларацию. Они освобождены от уплаты налогов на прибыль, имущество и НДС.

    НКО на упрощенке рассчитывают единый налог. При налогообложении «по доходам» он равен 6% от всех поступивших доходных средств. При объекте «доходы минус расходы» - 15% от разницы, а при ее отсутствии 1%. (см. → налогообложение НКО, ставки в 2018) Использованные на уставные цели поступления единым налогом не облагаются. Это касается грантов, членских взносов, пожертвований, субсидий на целевые нужды. НКО на упрощенке обязаны учитывать доходы и затраты имеющихся целевых сумм раздельно. При данной системе руководитель вправе исполнять обязанности главного бухгалтера и не прибегать к услугам иных организаций для ведения бухгалтерии.

    Бухучет в НКО производится по тем же правилам, что и бухучет в обычных коммерческих организациях. Но на практике из-за специфичности деятельности НКО бухгалтеры часто сталкиваются с трудностями по отражению в бухучете тех или иных операций. Подробнее об этом в нашей статье.

    Схема работы некоммерческих организаций

    Чтобы понять порядок ведения бухучета в НКО, нужно для начала разобраться с сущностью их работы. Согласно ст. 2 закона «О некоммерческих организациях» от 12.01.1996 № 7-ФЗ, НКО формируются для осуществления деятельности в общественных сферах:

    • социальной;
    • благотворительной;
    • культурно-образовательной;
    • научной;
    • спортивной;
    • духовной (нематериальной);
    • для оказания юридической и правовой помощи населению и организациям;
    • разрешения спорных и конфликтных ситуаций и пр.

    НКО дополнительно могут заниматься предпринимательской деятельностью, но не имеют права распределять полученную от нее прибыль между своими участниками (п. 1 ст. 2 закона 7-ФЗ). Это означает, что вся прибыль должна направляться на целевые выплаты или организационные расходы НКО.

    С учетом вышеизложенного деятельность НКО можно представить в виде обобщенной схемы:

    Бухучет НКО во многом зависит от того, занимается она предпринимательской деятельностью или нет. Рассмотрим подробнее каждый из вариантов.

    Бухучет в некоммерческих организациях, не занимающихся предпринимательством

    Если НКО проводит только общественно-основную деятельность, то это значительно упрощает работу бухгалтера, так как все поступления будут зачисляться в кредит сч. 86, а расходы — в дебет сч. 86.

    Сч. 90 рассматриваемые нами НКО не применяют. А сч. 91 используется только при проведении операций по продаже активов (абзац 2 п. 1 ПБУ 9/99, абзац 2 п. 1 ПБУ 10/99).

    Ниже представлены проводки по основным операциям, осуществляемым НКО, которые не занимаются предпринимательской деятельностью.

    Действие

    Примечание

    Получены и учтены в доходах целевые средства

    07, 08, 10, 50, 51, 52

    НДС с целевых поступлений не начисляется (подп. 1 п. 2 ст. 146 НК РФ). Если у НКО несколько уставных видов деятельности, то к сч. 86 нужно открыть субсчета по каждому виду. Целевые средства, предназначенные для покрытия административно-организационных затрат, с целью их контролирования также нужно вывести на отдельный субсчет сч. 86

    Отражена положительная (отрицательная) курсовая разница от переоценки валютных средств

    С правилами расчета курсовых разниц ознакомьтесь в статьях:

    Проценты от размещенных на депозитах целевых средств

    Данный доход не относится к налогооблагаемому (подп. 43 п. 1 ст. 251 НК РФ), поэтому и в бухучете НКО его можно сразу относить на увеличение целевых средств

    Приобретены ОС, НМА за счет целевых средств

    Уплаченный при покупке ОС НДС включается в стоимость ОС и к вычету не принимается (абз.2 п. 4 ст. 170 НК РФ)

    Отражено использование целевых средств в виде инвестиций в ОС

    Начисление амортизации ОС

    Расчет амортизации ОС производится линейным способом раз в год в течение срока, установленного классификатором амортизационных групп (план счетов, абзац 2 п.17 ПБУ 6/01). Ежемесячно рассчитывать износ ОС не надо. По НМА НКО износ не рассчитывается (п. 24 ПБУ 14/2007)

    Выбытие ОС

    Списана балансовая стоимость ОС, НМА

    Продажа ОС

    Оплата покупателя ОС

    При бухучете продажи активов НКО должны ориентироваться на ПБУ 9/99 и ПБУ 10/99

    НДС уплачивается только с разницы между продажной стоимостью ОС и балансовой (ставка 20%).

    С подробными разъяснениями можете ознакомиться в статье «Расчет и порядок уплаты НДС с продажи (реализации) основных средств»

    Списание учтенной стоимости проданного ОС

    Оприходованы материалы, оставшиеся от списанного (проданного) ОС

    Финансовый результат от продажи ОС

    Выявлена прибыль (убыток)

    Прибыль (убыток) учтена как нераспределенная

    Нераспределенная прибыль (убыток) отнесена на увеличение (уменьшение) целевых средств

    Списана учтенная амортизация ОС

    Отражены организационные затраты НКО

    Пошлины и иные регистрационные сборы, связанные с организацией деятельности НКО

    Покупка ТМЦ и отнесение их стоимости на осуществление организационной деятельности НКО (входной НДС включается в стоимость материалов)

    Зарплатные и подотчетные расходы по работникам, организующим деятельность НКО

    Аренда помещений, консультационные услуги и др. организационные расходы (входной НДС выделять не надо)

    Налог на имущество, земельный налог, транспортный

    Отражено использование целевых средств на осуществление организационной деятельности

    Целевые средства направлены на цели, для которых создана НКО

    Средства могут быть переданы как физлицам, так и организациям

    01, 10, 50, 51, 52

    Бухучет в НКО, осуществляющих предпринимательскую деятельность

    Вести бухучет в НКО, занимающейся предпринимательством, сложнее. Здесь бухгалтеру изначально надо настраивать жесткий контроль над распределением поступлений и расходований средств между общественно-основной деятельностью и предпринимательской.

    В первую очередь нужно следить за формулировками назначения получаемых и направляемых средств в договорах и первичных документах. К примеру, поступление денег в НКО с назначением «Оплата за проведение спортивного мероприятия» налоговиками будет расценено как налогооблагаемый доход. Правильнее указать: «Целевой взнос на организацию и проведение спортивного мероприятия. НДС не облагается». Причем указанная отметка про НДС — обязательна.

    Также и с расходованием средств. Бухгалтер должен избегать обобщенных формулировок. Например, вместо назначения «Покупка бумаги» лучше указать «Покупка бумаги для проведения благотворительного конкурса по рисованию» или «Покупка бумаги для нужд административного отдела». При ведении бухучета такие конкретизированные описания производимых затрат (оплат) помогут быстро распределить их между правильными бухгалтерскими счетами.

    • приказы на распределение средств;
    • письма и распоряжения участников НКО;
    • обращения граждан (организаций) на получение средств (помощи) от НКО;
    • прочее.

    Для раздельного учета затрат по общественно-основной деятельности и предпринимательской к затратным счетам нужно открыть соответствующие субсчета:

    • 20-1 и 26-1 — для общественно-основной;
    • 20-2 и 26-2 — для предпринимательской.

    Финансовые результаты рассматриваемых НКО отражаются следующим образом:

    • от общественно-основной деятельности — на сч. 86;
    • от предпринимательства — на сч. 90, прибыль (убыток) ежегодно списывается на сч. 86;
    • от продажи активов (прочих операций) — на сч. 91 с закрытием в конце года на сч. 86.

    В предыдущем разделе мы уже показывали проводки, составляемые НКО по общественно-основной деятельности и по продаже активов. Теперь рассмотрим формирование в НКО проводок по операциям, связанным с ее предпринимательством:

    Действие

    Примечание

    Приобретение ОС, НМА для предпринимательства за счет целевых средств

    НДС исключается из стоимости ОС, НМА и ставится к вычету при условии, что ОС, НМА будут использоваться в предпринимательской деятельности, облагаемой НДС

    Отражена покупка ОС, НМА за счет целевых средств

    Выручка от реализации товаров, оказания услуг

    Учитывается по правилам, относящимся к коммерческим организациям

    Отражаются расходы, связанные с предпринимательством

    Затраты на оплату труда работников, занятых в предпринимательстве

    Затраты на материалы, услуги, работы сторонних организаций, ИП

    Амортизация по ОС, НМА, задействованным в предпринимательстве

    Формирование результатов от предпринимательства

    Отражение в результатах стоимости покупки, производства проданных товаров

    Ежемесячное отнесение произведенных затрат на финансовые результаты

    Ежемесячное закрытие сальдо по сч. 90

    Полученная прибыль (убыток) по окончании года отнесена на увеличение (уменьшение) целевых средств

    Покупка-реализация ценных бумаг

    Приобретение ценных бумаг.

    С подробными разъяснениями по бухучету ценных бумаг можете ознакомиться в статьях:

    Переоценка ценных бумаг (ежемесячная или ежеквартальная)

    Затраты на брокерские, консультационные и прочие услуги, связанные с обращением ценных бумаг

    Проданы ценные бумаги

    Списана учетная стоимость ценных бумаг

    Формирование результатов от операций с ценными бумагами

    Выявлена прибыль (убыток)

    Перенос прибыли (убытка) на счет целевых средств по завершении года (деятельности)

    С более подробными разъяснениями по составу бухгалтерской отчетности НКО вы можете ознакомиться в нашей отдельной статье «Бухгалтерская отчетность некоммерческих организаций» .

    Итоги

    Проще всего проводить бухучет НКО, осуществляющей только общественно-основную деятельность. Результаты от нее фиксируются на сч. 86. Сложнее вести бухучет НКО, дополнительно занимающейся предпринимательством. В этом случае бухгалтеру придется четко разделять результаты общественно-основной деятельности (с аккумулированием на сч. 86) и предпринимательской (с аккумулированием на сч. 90). Результаты от прочей деятельности НКО (продажа активов) учитываются на сч. 91. Прибыль (убыток) по предпринимательской и прочей деятельности должна закрываться по итогам года на сч. 86.

    Несмотря на то что извлечение прибыли не является приоритетом некоммерческих организаций (НКО), они так же признаются плательщиками налогов, пусть и не самыми основными «наполнителями» бюджета. С НКО взимается ряд налогов и сборов, но при этом учитываются специфические особенности их деятельности, которые обуславливают некоторые налоговые льготы.

    Рассмотрим вопросы, касающиеся порядка налогообложения НКО по полагающимся для них федеральным налогам и сборам.

    Законодательное регулирование НКО как субъекта налогового права

    Пусть прибыль – не главная цель некоммерческих структур, но наличие ее возможно в большинстве случаев. Главное, чтобы ее получение преследовало заявленные организацией задачи, а не использовалось для прикрытия с целью налоговых льгот. Чтобы контролировать применение прибыли НКО по назначению, существуют положения Федерального закона от 12 января 1996 года № 7-ФЗ (свежая редакция от 31 декабря 2014 года) «О некоммерческих организациях».

    Налоговый Кодекс РФ признает обязанность НКО платить налоги на прибыль, поскольку она может быть у таких организаций (ст. 246 НК РФ), и предоставлять декларации на основании бухучета по общим требованиям.

    Тип НКО и порядок налогообложения

    Некоммерческие организации принято делить на несколько видов по источнику финансирования:

    • муниципальные (государственные) — их финансирует госбюджет;
    • общественные (негосударственные) — существуют за счет собственной прибыли и общественных взносов;
    • автономные — финансируют себя сами.

    ВАЖНО! Порядок и суммы налогов для некоммерческих организации прямо связаны с тем, ведет ли НКО предпринимательскую деятельность.

    Как правило, некоммерческие структуры не регистрируются в качестве предпринимателей, но в ходе функционирования им нередко приходится возмездно оказывать услуги или выполнять работы в пользу других лиц, чтобы заработать средства для финансирования организации, тем самым формируя налогооблагаемую прибыль.

    Общие правила налогообложения НКО

    Они обусловлены особенностями этих структур, а именно:

    • прибыль не составляет их основную цель;
    • они не являются предпринимателями, а в качестве разрешения некоторых видов деятельности им необходимы лицензии;
    • НКО могут получать доход в качестве добровольных взносов, пожертвований и других безвозмездных поступлений.

    Эти специфические свойства НКО являются основой для общих принципов, по которым осуществляется их налогообложение:

    1. Вся прибыль, получаемая НКО в ходе их деятельности, облагается соответствующим налогом (ст. 246 НК РФ).
    2. Отдельные типы прибыли НКО не входят в базу по данному налогу (ст. 251 НК РФ), а именно та прибыль, которая поступает на безвозмездной основе для обеспечения уставной деятельности. Перечень необлагаемой налогом прибыли НКО содержится в приказах Министерства финансов РФ.

    Особые правила взимания налога на прибыль

    Как было отмечено выше, не вся прибыль НКО вправе облагаться . Правомерное уменьшение налоговой базы на прибыль может быть применено только при соблюдении ряда условий:

    1. Учет целевых и нецелевых поступлений в НКО должен вестись раздельно, только тогда целевая прибыль может быть исключена из налогообложения на основании льготы для некоммерческих организаций. Естественно, эти средства должны применяться исключительно по прямому назначению, что необходимо подтверждать отчетом.
    2. Нецелевые доходы необходимо учитывать в числе «прочих», это два типа поступлений:
      • реализационные – доходы от выполнения работ, предоставления услуг (например, торговля брошюрами общества, продажа учебной литературы, организация семинаров, тренингов и пр.);
      • внереализационные – те, источник которых не имеет прямой связи с деятельностью НКО, например, штрафы за неуплату членского взноса, пеня за его просрочку, проценты с банковского счета, деньги за сдаваемую в аренду недвижимость – собственность члена НКО и др.

    Нецелевые поступления НКО (обе группы доходов), согласно НК РФ, и составляют базу налога на прибыль.

    СПРАВКА! Ставка налога на прибыль для НКО такая же, как и для коммерческих структур: 24%, из которых 6,5% пойдет в федеральный бюджет, а 17,5% – в бюджет того субъекта РФ, к которому принадлежит некоммерческая организация. Последняя часть может быть снижена по инициативе местных властей, в чей бюджет она предназначается.

    Специфика обложения некоммерческих структур НДС

    Если некоммерческая организация оказывает какие-то услуги или продает товар, ей не избежать уплаты , если деятельность не подпадает под освобождение от него. Список льготных видов деятельности без НДС представлен в гл. 21 НК РФ. В нем фигурируют, например, такие занятия:

    • присмотр за пожилыми людьми в домах для престарелых;
    • работа в центрах соцзащиты;
    • занятия с детьми в бесплатных кружках;
    • врачебные услуги частных медиков;
    • продажа товаров, сделанных инвалидами (или организациями, где людей с ограниченными возможностями не меньше половины);
    • благотворительные культурные мероприятия и др.

    Требования к видам деятельности НКО для освобождения от НДС:

    • социальная значимость как основная цель по гл. 25 НК РФ – это главное условие;
    • лицензия на право занятия этим видом деятельности;
    • оказываемая услуга должна соответствовать определенным требованиям (чаще всего это условия времени и места).

    В случае уплаты НДС рассчитывается по тем же принципам, что и для коммерческих организаций.

    Другие федеральные налоги для НКО

    Кроме главных фискальных отчислений (налога на прибыль и НДС), некоммерческие организации платят и другие налоги и сборы:

    1. Госпошлина. Если НКО обращаются к государственным структурам для совершения правовых действий, они платят пошлину наравне с другими физическими или юрлицами. Отдельные НКО и виды их деятельности могут быть освобождены от госпошлины, а именно:
      • финансируемые федеральным бюджетом – логично, ведь пошлина все равно направляется туда;
      • государственные и муниципальные хранилища культурных ценностей (архивы, музеи, галереи, выставочные залы, библиотеки и др.) – они могут не платить госпошлину за вывоз ценностей;
      • НКО инвалидов – для них упраздняются госпошлины в судах и у нотариусов;
      • спецзаведения для детей с общественно-опасным поведением – им разрешают не платить пошлину на взыскание родительской задолженности;
    2. Таможенная пошлина. А вот этот платеж «не смотрит на лица», а исключительно на товары, поэтому от нее не освобождают на основании статуса НКО, а только если товары входят в соответствующий перечень.

    Региональное налогообложение НКО

    Местные власти устанавливают порядок такого налогообложения и ставки, а также льготы, в том числе и для некоммерческих организаций.

    Налог на имущество

    Даже если организация имеет льготу на этот налог, она все равно обязана отчитываться перед контролирующими органами в налоговой декларации. Основанием для учета выступает остаточная стоимость фондов по данным в бухотчетности. Общепринятая ставка данного налога – 2,2%, если региональная власть не сочтет нужным ее снизить, на что она имеет право. Также у местных структур есть власть расширять список некоммерческих организаций, признаваемых льготниками.

    Для НКО разных типов порядок взыскания и льгот на него отличается:

    1. Безусловные бессрочные льготы по этому налогу на основании закона предусматриваются для ряда НКО, таких как:
      • организации религиозного характера и обслуживающие их;
      • научные госструктуры;
      • уголовно-исполнительные ведомства;
      • организации-собственники культурных и исторических памятников.
    2. Льготы по налогу на имущество предоставляются НКО, в членстве которого инвалиды составляют более 50% (один тип льгот) или 80%.
    3. Автономные НКО, разные фонды, кроме общественных, а также некоммерческие партнерства не получают льгот по налогу на имущество.

    Налог на землю

    Если у НКО есть в собственности, бессрочном пользовании или в наследстве земельные участки, для них обязателен к уплате земельный налог. Он составляет 1,5 % от кадастровой стоимости земельного участка. Некоторые НКО полностью освобождены от этого налога:

    • общества инвалидов в составе не менее 80% (если участок в собственности исключительно у них);
    • уголовно-исполнительная система Минюста РФ;
    • религиозные структуры.

    К СВЕДЕНИЮ! Скидки на земельный налог другим видам НКО может предоставить местная власть.

    Транспортный налог

    Если в НКО зарегистрированы транспортные средства, которые принадлежат организации на праве собственности, управления, хозяйственного ведения, они подлежат обложению транспортным налогом на общих основаниях.

    Общий режим или УСН

    НКО имеет право выбора, находиться ли им на общей системе налогообложения или перейти на «упрощенку». НКО – плательщики ограничиваются единым налогом, не оплачивая:

    • налог на прибыль;
    • налог на имущество;

    Как известно, для применения УСН существует лимит доходов в 45 млн руб. за последние 9 месяцев работы. Для некоммерческих организаций в эту сумму не считают поступления на целевые нужды (гранты, пожертвования, субсидии, взносы учредителей и членов и т.п.).

    ВНИМАНИЕ! Льгота на ставку налога на зарплату сотрудников для НКО при применении «упрощенки» больше не действует.

    "Российский налоговый курьер", N 12, 2003

    Новая упрощенная система налогообложения столь привлекательна, что перейти на нее не прочь даже некоммерческие организации. Могут ли они это сделать? Не будем торопиться с ответом.

    Прежде вспомним условие, которому должна удовлетворять организация, чтобы перейти на упрощенную систему налогообложения (УСН). Оно таково: по итогам девяти месяцев года, в котором организация подает заявление о переходе на УСН, доход от реализации не должен превышать 11 млн руб. (без учета НДС и налога с продаж). Об этом гласит п.2 ст.346.12 НК РФ.

    В п.3 ст.346.12 Кодекса приведен список ограничений по переходу на УСН. Отсутствие у организации предпринимательской деятельности и доходов от нее таким ограничением не является. Соответственно, если организация является некоммерческой, это вовсе не означает, что она не может перейти на упрощенную систему.

    Стало быть, некоммерческие организации могут воспользоваться УСН? Не все так просто. Дело в том, что пп.14 п.3 ст.346.12 НК РФ запрещает применять УСН организациям, в которых доля непосредственного участия других организаций составляет более 25% (данное ограничение в определенных случаях не распространяется на организации, уставный капитал которых полностью состоит из вкладов общественных организаций инвалидов).

    Организациями для целей налогообложения являются все юридические лица, образованные в соответствии с законодательством РФ. К организациям также относятся иностранные юридические лица, компании и другие корпоративные образования, обладающие гражданской правоспособностью, созданные в соответствии с законодательством иностранных государств, международные организации, их филиалы и представительства, созданные на территории России (п.2 ст.11 НК РФ).

    При определении доли участия одной организации в другой следует руководствоваться нормами гражданского законодательства. Под участием в организации понимается участие ее учредителей или участников в образовании имущества организации (ст.48 ГК РФ). Причем учредители (участники) могут иметь имущественные права в отношении организации, а могут и не иметь их.

    В пп.14 п.3 ст.346.12 НК РФ не сказано, что под непосредственным участием в организации других организаций понимается только участие учредителей и участников, имеющих в отношении этой организации имущественные права. Значит, под непосредственным участием в организации других организаций следует понимать любое участие учредителей или участников - организаций. Имеют ли они имущественные права в отношении данной организации, роли не играет.

    Запомним этот вывод и поговорим о каждой организационно-правовой форме, в которой может существовать некоммерческая организация, отдельно.

    Благотворительные и другие фонды

    Фондом признается не имеющая членства некоммерческая организация, учрежденная на основе добровольных имущественных взносов гражданами и (или) юридическими лицами, преследующая социальные, благотворительные, культурные, образовательные или иные общественно полезные цели. Данное определение содержится в ст.7 Федерального закона от 12.01.1996 N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях".

    Таким образом, если при учреждении фонда доля имущественных взносов учредителей-организаций превысит 25% от общей суммы имущественных взносов, фонд не вправе применять УСН.

    Профсоюзы

    Под профсоюзом понимается добровольное общественное объединение граждан, связанных общими производственными, профессиональными интересами по роду их деятельности, создаваемое в целях представительства и защиты их социально-трудовых прав и интересов. Об этом гласит ст.2 Федерального закона от 12.01.1996 N 10-ФЗ "О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности".

    Согласно ст.24 данного Закона источники, порядок формирования имущества и использования средств профсоюзов определяются их уставами и положениями о первичных профсоюзных организациях. При отсутствии доли участия (имущественных взносов, в том числе вступительных и членских) со стороны учредителей и участников-организаций профсоюз вправе применять УСН. Точно так же можно перейти на упрощенную систему, если доля участия организаций в имуществе профсоюза не превышает 25%.

    Профсоюзы могут объединяться в ассоциации и объединения. Профсоюзы являются юридическими лицами, поэтому в ассоциациях и объединениях доля участия организаций фактически составляет 100%. Соответственно, такие ассоциации и объединения не могут перейти на УСН.

    Ассоциации коммерческих организаций

    Коммерческие организации в целях координации своей предпринимательской деятельности, а также представления и защиты общих имущественных интересов могут по договору между собой создавать объединения в форме ассоциаций. Такое право им предоставлено ст.121 ГК РФ.

    Очевидно, что доля участия организаций в созданной ими ассоциации составляет 100%. Следовательно, ассоциация не вправе применять УСН.

    Образовательные учреждения

    Образовательные учреждения могут быть государственными, муниципальными или негосударственными (частными, учреждениями общественных и религиозных организаций и объединений). Об этом гласит ст.12 Закона РФ от 10.07.1992 N 3266-1 "Об образовании".

    Учредителями образовательного учреждения могут выступать:

    1. органы государственной власти и органы местного самоуправления;
    2. отечественные и иностранные организации всех форм собственности, их объединения (ассоциации и союзы);
    3. отечественные и иностранные общественные и частные фонды;
    4. общественные и религиозные организации (объединения), зарегистрированные на территории РФ;
    5. российские и иностранные граждане.

    Учредителями образовательного учреждения могут быть одновременно несколько лиц.

    Для обеспечения образовательной деятельности учредитель закрепляет за образовательным учреждением имущество, принадлежащее учредителю на праве собственности или арендуемое им у третьего лица.

    Исходя из сказанного негосударственные образовательные учреждения, в которых доля имущественных взносов учредителей-организаций составляет более 25% от общей суммы имущественных взносов, не вправе применять УСН.

    Торгово-промышленные палаты

    Торгово-промышленная палата (ТПП) является негосударственной некоммерческой организацией, объединяющей российские предприятия и предпринимателей. Об этом сказано в ст.1 Закона РФ от 07.07.1993 N 5340-1 "О торгово-промышленных палатах в Российской Федерации".

    Источниками формирования имущества ТПП являются, в частности, вступительные и членские взносы ее членов. Если данные взносы организаций - членов ТПП составляют более 25% от общей суммы вступительных и членских взносов, территориальная палата не вправе применять упрощенную систему.

    Автономная некоммерческая организация

    Автономной некоммерческой организацией признается не имеющая членства некоммерческая организация, учрежденная гражданами и (или) юридическими лицами на основе добровольных имущественных взносов. Целью ее учреждения является предоставление услуг в области образования, здравоохранения, культуры, науки, права, физической культуры и спорта и иных услуг. Об этом гласит ст.10 Федерального закона от 12.01.1996 N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях".

    Если при учреждении автономной некоммерческой организации доля учредителей-организаций превысит 25%, некоммерческая организация не вправе применять упрощенную систему.

    Политическая партия

    Политическая партия должна иметь региональные отделения. Под региональным отделением понимается структурное подразделение партии, созданное по решению ее уполномоченного руководящего органа и осуществляющее свою деятельность на территории субъекта РФ. Партия может иметь иные структурные подразделения. Это следует из п.п.2 и 3 ст.3 Федерального закона от 11.07.2001 N 95-ФЗ "О политических партиях".

    Партия и ее региональные отделения подлежат государственной регистрации в соответствии с Федеральным законом от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц" с учетом специального порядка их регистрации. Деятельность партии и ее региональных отделений осуществляется в полном объеме, в том числе как юридических лиц с момента государственной регистрации. Иные структурные подразделения политической партии также могут быть наделены статусом юридического лица (то есть считаться организацией для целей налогообложения).

    В собственности партии может находиться любое имущество, необходимое для обеспечения ее деятельности, в том числе переданное политической партии ее организационным комитетом. Собственником имущества партии, включая имущество ее региональных отделений и иных структурных подразделений, является партия в целом.

    Таким образом, если в образовании имущества политической партии, в том числе ее структурных подразделений, участвуют другие организации и доля такого участия составляет более 25%, политическая партия и ее региональные отделения не могут применять УСН.

    Бюджетное учреждение

    Бюджетное учреждение - организация, созданная органами государственной власти РФ, органами государственной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления для осуществления управленческих, социально-культурных, научно-технических или иных функций некоммерческого характера. Деятельность такого учреждения финансируется из бюджета или государственного внебюджетного фонда на основе сметы доходов и расходов (ст.161 Бюджетного кодекса РФ).

    Органы государственной власти и органы местного самоуправления могут своими действиями от имени России, субъектов РФ и муниципальных образований приобретать и осуществлять имущественные права и обязанности (ст.125 ГК РФ). Государственные органы власти и органы местного самоуправления являются юридическими лицами (и, соответственно, организациями в том смысле, который вкладывает в это понятие ст.11 НК РФ).

    Таким образом, если совокупная доля участия федеральной собственности, собственности субъектов РФ или муниципальных образований в бюджетном учреждении составляет более 25%, учреждение не вправе применять УСН.

    Другие ограничения для перехода на УСН

    Мы рассмотрели положение ст.346.12 Кодекса, запрещающее переходить на упрощенную систему организациям, доля участия в которых других организаций превышает 25%. Однако в ст.346.12 есть и другие ограничения, которые распространяются в том числе и на некоммерческие организации. В частности, не могут перейти на упрощенную систему организации, имеющие филиалы или представительства (пп.1 п.3).

    Напомним, что представительством является обособленное подразделение юридического лица, расположенное вне места его нахождения, которое представляет интересы юридического лица и осуществляет их защиту. Филиалом является обособленное подразделение юридического лица, расположенное вне места его нахождения и осуществляющее все его функции или их часть, в том числе функции представительства (ст.55 ГК РФ).

    Обратите внимание: перейти на УСН не могут только организации, которые имеют обособленные подразделения, являющиеся филиалами и представительствами. Они должны быть указаны в таком качестве в учредительных документах организации, наделены ее имуществом и действовать на основании положений, утвержденных организацией. Организации (в том числе некоммерческие), имеющие иные обособленные подразделения, при соблюдении всех других условий, предусмотренных ст.346.12 НК РФ, вправе применять упрощенную систему.

    Кроме того, некоммерческая организация не вправе воспользоваться УСН, если средняя численность ее работников за налоговый (отчетный) период превышает 100 человек либо если стоимость основных средств и нематериальных активов по данным бухучета больше 100 млн руб.

    Если все условия, предусмотренные ст.346.12 НК РФ, соблюдены, некоммерческая организация вправе перейти на упрощенную систему. Для этого ей необходимо подать в налоговую инспекцию по месту своего нахождения заявление не позднее срока, установленного в п.1 ст.346.13 Кодекса.

    С.Б.Пахалуева

    Советник налоговой службы РФ

    Управление

    налогообложения малого бизнеса

    Ваша организация приняла решение со следующего года перейти на упрощенную систему налогообложения. Существуют ли ограничения или наоборот преференции для НКО? Читайте в статье, какие особенности нужно учесть таким организациям, чтобы грамотно перейти на "упрощенку".

    Систематизируйте или обновите знания, получите практические навыки и найдите ответы на свои вопросы на в Школе бухгалтера. Курсы разработаны с учетом профстандарта «Бухгалтер».

    Упрощенная система налогообложения применяется согласно главе 26.2 НК РФ. Правила, установленные этой главой распространяются на все организации, включая НКО.

    Для того, чтобы применить УСН организация должна соответствовать определенным критериям:

    1. Отсутствие филиалов . Применять УСН могут те организации, которые имеют и представительства и обособленные подразделения. Не могут применять УСН только те, кто имеет филиалы. Для того, чтобы определиться с понятием филиала вам нужно обратиться к ст. 55 ГК РФ, в которой говорится, что филиал — это обособленное подразделение юридического лица, расположенное вне его места нахождения и осуществляющее все его функции или их часть. Наделение статусом филиала или представительства — это прерогатива самой организации. Поэтому отличия между ними бывают очень условные. Учитывая то, что НКО не ведет предпринимательскую деятельность, то можно своему обособленному подразделению придать статус представительства. Если вы им придаете такой статус, то имеете полное право перейти на упрощенную систему. Но, если, после перехода, вы создадите филиал, то лишитесь права применения УСН.
    2. Лимит по выручке от реализации . С 2017 года увеличивается лимит выручки для перехода на УСН. Он будет составлять 120 млн. рублей. Переходить с 2017 года можно с выручкой за 9 месяцев 2016 года не более 90 млн. рублей. Т.к. мы говорим о некоммерческой организации, у которой чаще всего происходит сочетание коммерческой и некоммерческой деятельности, то в составе доходов, которые являются предельной величиной для перехода и в течение года, участвуют именно доходы от реализации и внереализационные доходы. Целевые средства не участвуют. Поэтому, если вы получили целевые средства, членские, вступительные взносы, различные пожертвования, пожертвования от учредителей и т.д., превышающие лимит, то это не основание не применять упрощенную систему.
    3. Лимит по остаточной стоимости ОС. Есть ещё один нюанс, который следует учитывать НКО в рамках перехода, — это показатель остаточной стоимости основных средств. Когда мы переходим на упрощенную систему налогообложения, то остаточная стоимость ОС не должна превышать 100 млн. рублей по состоянию на 1 октября года, предшествующему переходу (ст. 346.12 НК РФ). К этой категории относятся только амортизируемые основные средства. А если вы такие ОС приобретаете только за счет целевых источников, средств учредителей, пожертвований, то их стоимость для перехода не учитывается. Допустим, вы купили какое-либо имущество и при этом оно не участвует в коммерческой деятельности, а участвует исключительно в целевой деятельности, тогда оно не относится к категории амортизируемого имущества, и вы имеете право применять УСН, даже если бы стоимость ОС превысила лимит.

    Для главного бухгалтера предприятия на УСН программа профпереподготовки «