Определение численности высшего управленческого персонала. Управление численностью сотрудников

Управление численностью и составом работников является наиболее ответственным звеном в общей системе функций управления персоналом торгового предприятия. Основной целью управления численностью и составом персонала является оптимизация затрат живого труда на выполнение основных видов работ, связанных с деятельностью торгового предприятия, и обеспечение заполнения необходимых рабочих мест работниками соответствующих профессий, специальностей и уровней квалификации. Реализация этой функции управления персоналом в наибольшей степени должна быть увязана с общей стратегией торгового менеджмента, т.к. сформированный на предприятии трудовой потенциал и будет обеспечивать осуществление всех стратегических целей и направлений его деятельности.

Управление численностью и составом персонала охватывает ряд последовательно выполняемых этапов работ, графически представленных на рисунке

Проектирование трудовых процессов на предприятиях предусматривает определение общего объема работ и его распределение в разрезе отдельных групп исполнителей. На предприятиях торговли общий объем выполняемых работ определяется, прежде всего, планируемым объемом и составом розничного товарооборота, а также номенклатурой и объемом оказываемых ими дополнительных услуг покупателям.

Общий объем выполняемых работ должен быть распределен между отдельными группами исполнителей. Такое распределение основано на разделении труда, т.е. на относительном обособлении различных видов деятельности торгового предприятия. Основными видами разделения труда на предприятиях торговли являются функциональное, технологическое и квалификационное.

Функциональное разделение труда осуществляется, прежде всего, в разрезе основных категорий персонала - управления, торгово-оперативного и вспомогательного.

Технологическое разделение труда осуществляется, как правило, по категориям торгово-оперативного и вспомогательного персонала. Разделение этих категорий персонала в разрезе профессий определяется объемом отдельных операций основного и вспомогательного торгово-технологических процессов.

Квалификационное разделение труда определяется различием работ, выполняемых на торговом предприятии, по уровню их сложности.

Нормирование затрат труда на выполнение отдельных работ предусматривает разработку и использование на предприятиях торговли определенной системы норм труда. Эта система может включать: нормы численности, нормы времени, нормы выработки, нормы обслуживания.

Нормы численности определяют количество работников, необходимых для выполнения определенного объема работы. Нормы времени определяют необходимые затраты времени одного или группы работников на выполнение отдельных видов работ (в расчете на единицу работы). На предприятиях торговли такие нормы устанавливаются обычно на операциях вспомогательного торгово-технологического процесса (фасовка отдельных групп товаров, разгрузка отдельных видов транспорта и т.п.) Такие нормы выражаются в человеко-часах или человеко-минутах.

Планирование численности работников отдельных должностей, профессий и уровней квалификации предусматривает установление планового количества этих работников. Планированию состава и общей численности работников действующего предприятия предшествует анализ динамики персонала, и эффективности использования рабочего времени в предплановом периоде.

Расчет плановой численности работников может быть осуществлен на основе разработанных нормативов или на основе количества рабочих мест и планового баланса рабочего времени. При планировании необходимого количества работников указанных профессий определяют явочную и среднесписочную их численность.

Явочная численность представляет собой количество работников, которые ежедневно должны быть на работе, чтобы обеспечить заполнение всех предусмотренных рабочих мест в течение всего времени работы магазина с учетом затрат времени на осуществление подготовительно-заключительных операций (выкладка товаров, подсчет выручки и т.п.).

Расчет явочной численности работников указанных профессий проводится по следующей формуле:

Среднесписочная численность представляет собой общее количество работников, которое необходимо магазину с учетом замены работников уходящих в отпуск, отсутствующих по болезни или по другим причинам. Она определяется путем умножения явочной численности на коэффициент замены временно отсутствующих работников. Этот коэффициент рассчитывается путем деления номинального фонда рабочего времени в периоде (т.е. полного числа рабочих дней в периоде) на планируемое число рабочих, дней одного работника в этом же периоде (с учетом планируемых невыходов на работу по уважительным причинам, предусмотренным действующим трудовым законодательством, коллективным трудовым договором или условиями индивидуальных трудовых контрактов). Расчет среднесписочной численности работников указанных профессий производится по следующей формуле:

Рассчитанная плановая среднесписочная численность продавцов, кассиров, контролеров-кассиров может быть уменьшена с учетом выполнения части их работ работниками других должностей и профессий (если такая практика сложилась на предприятии).

По результатам расчета плановой потребности в работниках отдельных должностей, профессий и уровней квалификации на предприятии составляется штатное расписание. В нем отражаются также работники, занятые неполный рабочий день или неполную рабочую неделю (по таким должностям и профессиям показывается соответствующая доля штатной единицы).

Формирование персонала предприятия предусматривает осуществление комплекса мероприятий по отбору необходимых работников на рынке труда, их подготовке в соответствующих учебных заведениях, а также по повышению квалификации собственных работников. При этом обеспечивается замена выбывающих работников.

При решении задач управления движением персонала особое внимание должно уделяться предотвращению его текучести. Уровень текучести персонала оценивается по формуле:

Предотвращение увольнения работников по собственному желанию обеспечивается выявлением и удовлетворением их трудовой мотивации, а также обеспечением адаптации вновь принятых работников (особенно в первые шесть месяцев их работы).

Усложнение процессов управления является закономерным следствием научно-технического прогресса, который приводит к усложнению процессов производства. Аппарат управления использует в своей деятельности дорогостоящие технические средства управления, что приводит к росту расходов, связанных с функционированием системы управления организацией. Расходы на управление организацией имеют устойчивую тенденцию к росту. На отдельных предприятиях темпы их роста превышают темпы роста объемов про-

изводства и уровня качества продукции. Увеличивается и численность персонала управления, несмотря на постоянное ее ограничение и большие возможности повышения уровня технической оснащенности управленческого труда. Это говорит о значительных резервах сокращения численности управленческих работников. Но чтобы использовать резервы, необходимо создать действенную систему учета расходов на управление, которая позволит проводить объективный анализ их использования.

В настоящее время расходы на управление, отражаемые в статистической отчетности, не учитывают всех затрат, связанных с функционированием системы управления, не отражают в полной мере затраты на современное управление производством, требующее применения дорогостоящей вычислительной и организационной техники, подготовки и постоянного повышения квалификации и переподготовки управленческих кадров.

Кроме того, предлагаемая формами статистической отчетности структура расходов на управление не позволяет проводить эффективный анализ затрат на управление по отдельным подсистемам системы управления организацией. Такая система учета не позволяет получить информацию о затратах на функционирование той или иной подсистемы управления предприятием, так как они распылены по различным статьям расходов. Однако без учета управленческих расходов в разрезе подсистем системы управления невозможно организовать действенный контроль за соблюдением смет расходов на управление.

Учет расходов на управление в разрезе отдельных подсистем, а внутри подсистем - по статьям расходов, сформированных в соответствии с их экономическим содержанием, позволит получить данные для анализа затрат на управление и оценки результативности деятельности функциональных подразделений. Такой подход позволит провести всесторонний анализ расходов на управление и наглядно выявить, по какой подсистеме и статье расходов необходимо в первую очередь принимать меры с целью снижения затрат на управление.

Так как большой удельный вес в расходах на управление занимает основная и дополнительная заработная плата с отчислениями на социальное страхование, то особому анализу следует подвергнуть численность персонала управления. Численность работников управления по каждой подсистеме необходимо сравнить с нормативной.

Анализ затрат и численности управленческих работников в разрезе подсистем системы управления организацией и сравнение фактических данных с нормативными по ряду предприятий машиностроения позволил выявить ряд резервов снижения расходов на управление.

В табл. 3.14 приводятся данные по пяти машиностроительным предприятиям, позволяющие провести сравнение нормативной и фактической численности управленческого персонала.

При расчете нормативной численности работающих по отдельным подсистемам системы управления использовалась формула

Н = + а |Х| +#2X2 + ...+ я,х п,

где х р х 2 , ..., х п - значения факторов, определяющих численность управленческих работников по подсистеме; я, а 2 , ..., а п - коэффициенты регрессии (показатели степени и коэффициенты при факторах в линейном уравнении, характеризующие степень влияния соответствующего фактора на численность работников по подсистеме управления); а 0 - постоянный коэффициент.

При разработке нормативных данных, приведенных в табл. 3.14, учитывались прогрессивные формы и методы управления передовых предприятий, возможности применения современных автоматизированных систем управления. Расчет нормативной численности по каждой подсистеме осуществлялся на основе учета влияния от 10 до 15 факторов.

Однако не следует представлять нормативы как нечто застывшее и неизменное. Поэтому при определении численности работников управления по подсистемам (функциям) необходимо, кроме нормативов, учитывать результаты анализа фактической численности за ряд лет предшествующего периода и эффективности выполнения функций с точки зрения их роли в улучшении деятельности предприятия. Нормативный метод следует дополнять аналитическим.

Сравнение фактической численности работников управления с нормативной показало, что в целом фактическая численность управленческого персонала выше нормативной (см. табл. 3.14). Все пять предприятий имеют резервы сокращения численности персонала за счет доведения его до норматива и сокращения расходов на содержание управленческих работников. Превышение фактической численности над нормативной по предприятиям 1, 2, 3, 4, 5 составляет соответственно 68, 129, 12, 238, 24 человека.

Анализ работы этих предприятий показал, что в целом превышение фактической численности над нормативной не является обоснованным. Так, на предприятиях 2 и 4 фактическая численность общего и линейного руководства больше нормативной соответственно на 41 и 60 человек за счет нерационального построения производственной и организационной структур управления. На предприятиях действует много мелких цехов и участков, начальники цехов имеют по 3-4 заместителя. По 4-5 заместителей имеют глав-

Анализ численности управленческого персонала машиностроительных предприятий по подсистемам системы управления

организации и ее персонала

факти

ческая

норма

тивная

откло

нение

факти

ческая

норма

тивная

откло

нение

факти

ческая

норма

тивная

откло

нение

факти

ческая

норма

тивная

откло

нение

факти

ческая

норма

тивная

откло

нение

Общее и линейное руководство

Функциональные подсистемы

Управление конструкторской подготовкой производства"

  • (221)
  • (108)
  • (268)
  • (160)

Управление технологической подготовкой производства" 4

  • (147)
  • (141)
  • (197)
  • (150)
  • (282)
  • (175)
  • (190)
  • (170)

Управление инструментальной подготовкой производства

Управление ремонтным обслуживанием производства

Управление энергетическим обслуживанием производства

Управление стандартизацией

Управление метрологическим обеспечением производства

Управление рационализацией, изобретательством и патентоведением

Управление механизацией и автоматизацией производства

Управление техническим контролем и испытаниями

Наименовзние подсистем систем управления

Численность работников аппарата управления, чел., по предприятиям

факти

ческая

норма

тивная

откло

нение

факти

ческая

норма

тивная

откло

нение

факти

ческая

норма

тивная

откло

нение

факти

ческая

норма

тивная

откло

нение

факти

ческая

норма

тивная

откло

нение

Управление капитальным строительством

Оперативное управление и планирование производства

Оперативное регулирование и диспетчирование производства

Управление транспортным обслуживанием производства

Управление перспективным и текущим технико-экономическим планированием

Управление трудом и заработной платой

Управление нормированием труда

Управление экономическим стимулированием

Управление финансовой деятельностью

Управление учетом и отчетностью

Управление экономическим анализом

Управление материально-техническим снабжением

Управление внешней кооперацией и комплектацией

Наименование подсистем систем управления

Численность работников аппарата управления, чел., по предприятиям

факти

ческая

норма

тивная

откло

нение

факти

ческая

норма

тивная

откло

нение

факти

ческая

норма

тивная

откло

нение

факти

ческая

норма

тивная

откло

нение

факти

ческая

норма

тивная

откло

нение

Управление сбытовой деятельностью

Управление работой с кадрами

Управление подготовкой, переподготовкой и повышением квалификации

Обеспечивающие подсистемы

Правовое обеспечение управления

Информационное обеспечение управления

Обеспечение техническими средствами управления

Обеспечение регламентирующей документацией

Нормативное обеспечение управления

Хозяйственное обеспечение управления

Делопроизводство

Целевые подсистемы

Управление выполнением плана

производства и поставок ПРОДУКЦИИ*

Управление обеспечением качества продукции

Управление формированием и использованием трудовых ресурсов и обеспечением безопасности труда

Наименование подсистем систем управления

Численность работников аппарата управления, чел., по предприятиям

факти

ческая

норма

тивная

откло

нение

факти

ческая

норма

тивная

откло

нение

факти

ческая

норма

тивная

откло

нение

факти

ческая

норма

тивная

откло

нение

факти

ческая

норма

тивная

откло

нение

Управление формированием и использованием материальных и финансовых ресурсов

Управление формированием и использованием основных производственных фондов: " :

Управление развитием производства

Управление развитием научно-исследовательских и опытно-конструкторских разработок^

Управление развитием управления

Управление социальным развитием трудового коллектива

Управление охраной окружающей среды и природопользования

Справочно: среднесписочная численность ППП

В скобках приведена фактическая и нормативная численность всего персонала, работающего в подразделениях конструкторской подготовки производства.

В скобках приведена фактическая и нормативная численность всего персонала, работающего в подразделениях технологической подготовки производства.

Все функции этих подсистем выполняются работниками подсистемы общего и линейного руководства, функциональных и обеспечивающих систем.

Примечание . Знак (+) означает превышение фактической численности управленческого персонала над нормативной, (-) - незаполнение нормативной численности.

ный инженер, главный технолог и начальник ПДО. Необоснованно увеличено количество уровней управления и т.п.

На этих же предприятиях значительно завышена фактическая численность конструкторов и технологов и соответственно управленческого персонала по подсистемам: «Управление конструкторской подготовкой производства» и «Управление технологической подготовкой производства». Такое положение сложилось из-за больших объемов работ, выполняемых службами этих подсистем для сторонних заказчиков, а также из-за низкого уровня технологии производства продукции на морально и физически устаревшем оборудовании. Отсутствие в течение 30-40 последних лет замены основных производственных фондов привело к превышению фактической численности управленческих работников над нормативной по подсистеме «Управление ремонтным обслуживанием производства» по предприятию 2 на 13 человек, а по предприятию 4 на 55 человек.

По этой же причине у всех пяти предприятий существенно завышена численность работников подсистемы «Управление капитальным строительством».

Большая численность работников подсистемы «Управление бухучетом и отчетностью» на предприятии 5 (фактическая численность превышает нормативную на 15 человек) вызвана низким уровнем автоматизации учетных работ. Превышение норматива численности по подсистеме «Управление наймом и учетом персонала» на этом же предприятии на семь человек оправдано, так как в условиях дефицита квалифицированных кадров в небольшом городе приходится проводить работу по набору кадров в других городах.

Превышение нормативов численности подсистем «Управление материально-техническим снабжением» и «Управление внешней кооперацией и комплектацией» объясняется ростом дефицита материальных ресурсов, развитием кооперативных связей и увеличением вероятности срыва поставок. Это вынуждает предприятия увеличивать число командировок работников указанных подсистем к поставщикам и затраты на поддержание постоянной телефонной, в том числе мобильной, и почтовой связи с ними.

Необоснованно увеличена численность работников подсистемы «Управление развитием управления» на предприятиях 2, 4, 5. Носителями функций этой подсистемы на предприятиях 2 и 5 являются отделы АСУ, а на предприятии 4 отдел АСУ и отдел организации управления. Завышение фактической численности по сравнению с нормативной на этих предприятиях является следствием низкого уровня использования работников данных подразделений.

Нехватка кадров по сравнению с нормативной численностью по подсистеме «Управление нормированием» на предприятиях 1, 2 и 4 связано с тем, что сокращение аппарата управления, как показало обследование ряда предприятий, осуществляется часто за счет необоснованного снижения штата работников экономических служб, в том числе нормировщиков, что отрицательно влияет на эффективность производства.

На предприятиях 2, 3 и 5 отсутствует целевая подсистема «Управление обеспечением качества продукции», а на предприятии 3 - подсистема «Управление охраной окружающей среды и рациональным природопользованием», хотя нормативами предусмотрены управленческие работники для осуществления функций этих подсистем.

Таким образом, только на основе тщательного анализа конкретных условий деятельности предприятий можно выявить причины отклонений фактической численности управленческого персонала от нормативной. Следует помнить, что занижение численности персонала по отдельным подсистемам, если это не связано с повышением уровня автоматизации управленческих работ, ведет к снижению эффективности производства и управления. В то же время завышение численности управленческого персонала не всегда способствует улучшению работы предприятия.

По характеру сложности и ответственности функций управление персоналом делится на 3 группы:

1) руководители

2) специалисты

3) другие служащие.

Нормирование труда руководителей осуществляется с помощью нормы управляемости, под которой понимается число работников или подразделений, которыми должен руководить 1 руководитель.
Для директора завода нормой управляемости является число его заместителей, а также число структурных подразделений, находящихся в его непосредственном подчинении; для мастера – число рабочих или число бригадиров.

Внутри служб и подразделений организации для расстановки людей применяются нормы соотношений, которые являются разновидность норм управляемости.

Под нормой соотношения понимается число работников той или иной квалификации или должности, которое должно приходиться на 1 работника другой квалификации или должности. С помощью норм соотношения устанавливаются, прежде всего, оптимальные соотношения между численностью управленческого персонала, руководителей, специалистов и служащих.

Для того, чтобы подвести какую-либо научную основу под расчеты численности управленческого персонала, разработаны отраслевые нормативы численности управленцев по функциям управления (экономическое планирование, бухгалтерский учет и т.д.).

Одним из перспективных направления дальнейшего совершенствования нормирования труда и расчета численности
персонала является применение метода микроэлементного нормирования.
Его сущность заключается в том, что все многообразие трудовых действий можно свести к ограниченному количеству простейших движений и на каждое из них установить время выполнения.

При расстановке персонала по подразделениям и службам организации необходимо учитывать различия в численности явочного, списочного и среднесписочного состава рабочих.

В явочный состав персонала включаются как работники, явившиеся на работу, так и работники, находящиеся в отпуске, командировке, не явившиеся по болезни и т.д.

Списочная численность персонала в связи с приемом на работу и увольнением постоянно меняется и может быть дана только на определенную дату. Поэтому для характеристики численности персонала за месяц, квартал, год при планировании и учете определяют среднесписочную численность. Она определяется (за месяц) путем суммирования списочного состава персонала за все дни месяца и деления результата на число календарных дней в месяце.

Списочная численность превышает явочную, т.к. в ней учитываются планируемые невыходы на работу во время отпуска, болезни и т.д.

Чтобы определить списочную численность (Ч с), необходимо умножить явочную численность (Ч я) на коэффициент, учитывающий планируемые невыходы на работу.



К = 1 + % планируемых невыходов/ 100%

Таким образом, списочная численность работников данной профессии и квалификации рассчитывается по формуле:

Ч с = Q*K/ Ф*K 1

Q – объем работ данного вида (чел/час)

Ф – фонд времени работника, за который был выполнен объем Q (часы)

K – коэффициент, учитывающий невыходы на работу

K 1 - коэффициент, учитывающий уровень выполнения норм

Должностная инструкция - организационно-правовой документ, определяющий функции, задачи, основные права, обязанности и ответственность работника при осуществлении служебной деятельности согласно занимаемой должности.

Задачи – система целей, реализацию которых данный работник должен обеспечить в рамках достижения общей цели общества.

Должностные обязанности – совокупность действий, реализуемых работником для выполнения предписанных задач.

Для расчета необходимой численности работников по отдельным профессиям используют укрупненные нормативы времени по операциям, рекомендованными отраслевыми НИИ.

Пример расчета численности инструкторов по кадрам

Исходные данные:

Списочная численность 1887 чел.

В сборочное производство входят 6подразделений.

Вид выполняемых операций Единицы измерения объема работ № карты Норма времени на единицу измерения трудоемкости работ (чел/час) Коэффициент организационно-технического обслуживания Штуч-ное время на едини-цу измерения Объем работы за квартал Тру-доем-кость норми-руемых работ в чел/час Примечания
1. Оформление документов при приеме на работу рабочих 1 рабочий 0,46 1, 08 0,5 207,5 Списочная численность работников 1887 чел.
2. Оформление документов при увольнении рабочих 1 рабочий 0, 39 1,08 0, 42
3. Оформление перевода в другое подразделе-ние 1 рабочий 0,8 1,08 0,41
4. Оформление отпусков 1 рабочий 0,11 1,08 0,12 22,8
5. Оформление листа нетрудоспо-собности 1 лист 0,05 1,08 0,054 15,3
6. Заполнение и выдача справок с места работы 1 справка 0,05 1,08 0,054 10,8
7. Оформление документов работнику, уходящему на пенсию по возрасту 1 работник 3,3 1,08 3,56 53,4
8. Составление статистической отчетности о численности работников по полу, возрасту и образова-нию 1 отчет 18,8 1,08 20,3 20,3
9. И т.д. в соответст-вии с должностными инструкциями - - - - - - 418,17
918,3

Трудоемкость работ, нормирование которых предусмотрено сборником, составляет 278 чел/час.

Общая трудоемкость за месяц Т шт = 918,3+287 = 1196,3 чел/час.

Коэффициент, учитывающий невыходы: К = 1,1

Коэффициент, учитывающий переработку норм: К 1 = 1,05

Фонд времени на месяц принят равным 500 ч. (Ф в).

Списочная нормативная численность инструкторов по кадрам определяется по формуле:

Ч с = Т шт *К / Ф в * К 1 = 1196,3*1,1/500*1,05 = 2,51

Следовательно, необходимы 3 инспектора отдела кадров.

Решетов Игорь

На основании полученных методов и алгоритмов разработана «Методика оценки самоорганизации предприятия (далее Методика)» и программа «Расчет самоорганизации СЭС»

Остановимся на особенностях Методики.

Универсальность. Методика не противопоставляется существующим подходам управления, в том числе ситуационным, а объединяет их, предлагая универсальные методы и алгоритмы, которые могут быть уточнены и дополнены с учетом специфики конкретного предприятия. Универсальность предлагаемых методов ограничена только масштабами: с ростом масштабов анализируемых СЭС снижается точность оценки.

Взвешенность. Самоорганизация – не самоцель, ее необходимо применять в правильной пропорции с административным управлением.

Учет целеполагания объекта управления. Помимо цели субъекта управления необходимо оценивать и учитывать в управлении цель объекта управления и ее структуру.

Выработка избыточной информации для борьбы с шумом. Методика строится на гипотезе, что аппарат управления любой СЭС необходим для дублирования команд и проверки достоверности получаемой управленческой информации. Допустим, в некотором подразделении между руководителем и подчиненными имеется звено иерархии – руководитель сектора. Руководителем подразделения на следующий временной период утверждаются целевые показатели работы. Руководитель сектора преобразует эти показатели в задачи для конкретного подчиненного либо осуществляет координацию задач между исполнителями.

Возникает вопрос, нужен ли для таких функций руководитель сектора, если декомпозицию задач может выполнить подчиненный, имея подробную инструкцию в работе и соответствующую квалификацию, а взаимодействие исполнителей отражено во внутреннем регламенте. Ответ очевиден: «Не нужен». Далее может возникнуть вопрос, зачем тогда руководитель сектора? Нам представляется логичным ответ: «Для участия в процессах самоорганизации и для борьбы с шумом».

Эксперная оценка потенциального уровня предприятия

Экспертиза проводится в четыре этапа:

  • формирование экспертной группы;
  • информирование экспертов о шкалах показателей оценок и об объектах оценки;
  • анкетирование экспертов;
  • подведение итогов экспертизы.

Длительность экспертизы зависит от масштабов и специфики исследуемого предприятия, примерное распределение трудозатрат по этапам экспертизы (в %): 20, 70, 5, 5.

Объектами экспертной оценки являются:

  • соответствие целей субъекта и объекта управления;
  • сложность управляемой системы;
  • информационное поле системы;
  • характеристики шума и уровень неопределенности решаемой управленческой задачи;
  • фактор времени.

Объекты экспертизы оцениваются по 5-ти балльной шкале, отражающей применимость процессов самоорганизации (1 – наименьшая, 5 – наибольшая). При этом для каждого объекта экспертизы имеются так называемые «стоп-факторы», препятствующие реализации процессов самоорганизации. Основными среди них являются:

  • отсутствие информационного поля взаимодействия;
  • дефицит ресурсов или недостаточность полномочий по их распоряжению;
  • несоблюдение установленных правил;
  • отсутствие шума;
  • отсутствие целесообразности в поведении объекта управления;
  • отрицательная направленность процесса самоорганизации;
  • неопределенность цели объекта управления;
  • срочность выполняемых задач (немедленное исполнение).

Оценка «Стоп-факторов» необходима для ответа на вопрос, возможно ли применение механизмов самоорганизации в управлении, оценка факторов применения самоорганизации – для ответа на вопрос, как повысить эффективность воздействия на процессы самоорганизации.

Наиболее простой задачей является оценка самоорганизации для малых предприятий, не имеющих разветвленной иерархической структуры и внутренних подразделений. В случае оценки предприятий с иерархической системой управления, имеющих внутренние структурные подразделения, оценка может производится тремя способами:

  • в разрезе структурных подразделений (при этом может быть рассчитан средний показатель уровня самоорганизации подразделений);
  • на заданном уровне иерархии управления;
  • в целом по предприятию (точность экспертной оценки при заданной квалификации экспертов уменьшается с ростом масштабов предприятия).

Для информирования экспертов об объекте оценки предлагается использовать такие методы сбора информации, как интервьюирование экспертами сотрудников предприятия; анализ управленческой отчетности; изучение документов по учету персонала предприятия; проверка документов бизнес-планирования, штатного расписания; информационное обследование предприятия.

Экспертиза предполагает заполнение экспертами анкет, в которых отражаются соответствующие баллы, имеющиеся «стоп-факторы» применимости механизмов самоорганизации и ранжирование показателей. На основании данных анкет вычисляется показатель потенциального уровня самоорганизации СЭС по формуле :

где R T1 , R T2 , R NI , R S , R KT – средние баллы, присвоенные экспертами соответствующим оценочным показателям при их ранжировании (R T1 +R T2 +R NI +R S +R KT =10) .
T 1 – показатель фактора времени по срочности решаемой задачи управления;
T 2 – показатель фактора времени по «возрасту» решаемой задачи управления;
N I – показатель характеристик шума и уровня неопределенности решаемой управленческой задачи (фактор «уместность применения шума»);
S – показатель сложность управляемой системы (фактор «величина разнообразия»);
K T – показатель информационного поля системы (факторы «интенсивность коммуникаций» и «величина разнообразия»);
X – показатель соответствия целей субъекта и объекта управления (фактор целеполагания).

Результаты экспертизы дают возможность выбрать приоритетные пути повышения уровня самоорганизации предприятия из четырех возможных:

  • разрешение противоречия целей объекта и субъекта управления;
  • развитие коммуникаций;
  • изменение разнообразия;
  • уместное применения шума;

В целях максимального использования процессов самоорганизации приоритет следует отдавать тому направлению развития предприятия, по которому показатель оценки имеет наибольший ранг и наименьшее значение по результатам экспертизы. Следует отметить, что увеличение возраста и срочности решаемых предприятием задач также может привести к росту потенциала самоорганизации предприятия и сокращению административных расходов.

Оценка необходимого уровня самоорганизации предприятия

В качестве входных данных в программу автоматических расчетов вводятся параметры, которые могут быть получены либо путем сбора статистических данных о предприятии, либо расчетным путем, либо путем экспертной оценки (пример интерфейса программы приведен на рис.2).

Так, путем сбора статистических данных определяются:

T – среднее время выполнения одной задачи в организации;
t – среднее время на постановку одной задачи и контроль за ее выполнением;
m – среднее количество задач, выполняемых одновременно;
n – количество исполнителей;
y – количество уровней иерархии в аппарате управления (для прямого подчинения, когда аппарат управления отсутствует, y=0);
z – количество отданных команд в заданный промежуток времени;
d – количество поступивших отчетов в заданный промежуток времени;
z" – количество неправильно выполненных команд из z ;
d" – количество недостоверных отчетов из d .

Вычисляются:

k – коэффициент шума, характеризующий долю шума (ошибочности) в работе исполнителей, допустим, что из 20 отданных руководителем команд 10 выполнены исполнителем с ошибкой, тогда коэффициент шума будет равен 1, что характеризует максимальную неопределенность процесса управления;
q – коэффициент шума при передаче информации между уровнями иерархии системы управления, в отличие от коэффициента k, q показывает ошибочность, создаваемую самим аппаратом управления, а не исполнителями;
x – коэффициент сжатия управленческой информации; например, если вместо сложного действия по запуску двигателя корабля на полную мощность, выполняемого командой из 20 человек в течение одной минуты, капитану корабля достаточно дать команду «полный вперед» (длительность команды 1 сек.), то коэффициент сжатия управленческой информации составит 1/1200, или сжатие в 1200 раз.

Параметры T, t, m являются исходными для расчета х ; параметры z, d, z", d" – для расчета k и q .

Для параметров x, q, y предусмотрено построение трехмерных моделей изменения функций максимальной численности аппарата управления и минимального необходимого уровня самоорганизации предприятия от переменных n и k . Кроме того, программа дает возможность исследовать динамику указанных трехмерных моделей с использованием встроенной функции итерации параметров x, q, y .

Путем экспертной оценки определяется С – потенциальный уровень самоорганизации СЭС (в ячейку с одноименным названием вводится значение С/5 с учетом показателя потенциального уровня самоорганизации СЭС, полученного по формуле) (3).

В качестве выходных данных программой выводятся значения промежуточных расчетных величин (a, b) и искомых расчетных величин (e o , s, с, Y max , Y min) :

a, b – коэффициенты, зависящие от количества уровней иерархии в аппарате управления и величины шума внутри него (введены для упрощения); для систем с прямым подчинением a=1, b=0 ;
указанные коэффициенты задают предельные значения оптимального уровня избыточности информации канала управления ео ;
е о – оптимальный уровень избыточности информации канала управления, определяющий, какая часть пропускной способности информационного канала субъекта управления расходуется на корректирующий сигнал для борьбы с шумом;
Y max – максимальная численность аппарата управления, отражающая максимальную способность аппарата управления с заданными характеристиками обрабатывать управленческую информацию (дальнейшее увеличение численности аппарата управление приведет к его избыточности);
Y min – минимальная численность аппарата управления, определяемая из максимальной способности СЭС к самоорганизации – потенциального уровня самоорганизации СЭС (дальнейшее уменьшение численности аппарата управления приведет к потере управляемости).

Если по расчету программы с>C/5 , то в ячейку Ymin выводится символ пустого множества. В этом случае система управления с заданными характеристиками не может существовать.

Пример расчета численности аппарата управления предприятием

Рассмотрим проектную организацию «Вектор», существующую один год, в штат которой входят 74 проектировщика (инженеры, конструкторы, IT-специалисты, дизайнеры, экономисты, сметчики), 20 руководящих работников (главные инженеры проектов, руководители секторов, начальники отделов по направлениям, заместители руководителя организации и руководитель организации). Необходимо провести исследование организации и оценить оптимальность численности аппарата управления.

Первый этап. Проведение экспертной оценки потенциального уровня самоорганизации. Результаты опроса мнений 5 экспертов приведены в таблице.

Основными характеристиками персонала организации являются численность и структура.

Численность персонала организации зависят от: характера, масштаба, сложности, трудоемкости производственных и управленческих процессов, степени их механизации, автоматизации, компьютеризации.

Эти факторы определяют ее нормативную (списочную) величину. Более объективно персонал характеризуется явочной (фактической) численностью, т.е. числом людей, которые официально работают в организации на данный момент времени.

Структура персонала - это совокупность отдельных групп работников, объединенных по какому-либо признаку.

Организационная структура - это состав и соподчиненность взаимосвязанных звеньев в управлении, которые включают аппарат управления и производственные подразделения.

Функциональная структура отражает разделение управленческих функций между руководством и отдельными подразделениями. Функция управления представляет собой часть процесса управления, выделенную по определенному признаку (качество, труд и зарплата, учет и т. д.); обычно выделяют от 10 до 25 функций.

Ролевая структура - характеризует коллектив по участию в творческом процессе на производстве, по коммуникационным и поведенческим ролям. Творческие роли свойственны энтузиастам, изобретателям и организаторам, характеризуют активную позицию в решении проблемных ситуаций, в поиске альтернативных решений (генераторы идей, эрудиты, критики). Коммуникационные роли определяют содержание и степень участия в информационном процессе, взаимодействие в обмене информацией. Выделяют лидеров, связных, координаторов. Поведенческие роли характеризуют типовые психологические модели поведения людей на производстве, в быту, на отдыхе, в конфликтных ситуациях (оптимист, нигилист, конформист, кляузник и др.).

Штатная структура определяет количественно-профессиональный состав персонала, состав подразделений и перечень должностей, размеры оплаты труда и фонд заработной платы работников.

Социальная структура - характеризует трудовой коллектив организации как совокупность групп по полу, возрасту, национальному и социальному составам, уровню образования, семейному положению.

Половозрастная структура персонала - соотношение групп по полу (мужчины, женщины) и возрасту. Возрастная структура характеризуется долей лиц, соответствующих возрастов в общей численности персонала. При изучении возрастного состава персонала различают следующие группировки: 16, 17, 18, 19, 20-24, 25-29, 30-34, 35-39, 40-44, 45-44, 45-49, 50-54, 55-59, 60-64, 65 лет и старше.

Структура персонала по уровню образования (общего и специального) характеризует выделение лиц, имеющих высшее образование, в том числе по уровню подготовки: бакалавр, специалист, магистр, незаконченное высшее, среднее специальное, среднее общее, специальное среднее, начальное образование.


Квалификационная структура персонала – совокупность работников различного уровня квалификации (квалификация - степень и вид профессиональной обученности, уровень знаний по специальности), необходимой для выполнения определенных трудовых функций.

Структура по стажу может рассматриваться двояко: по общему стажу и стажу работы в данной организации. Общий стаж группируется по следующим периодам: до 16 лет, 16-20, 21-25, 25+30 и т.д.

Стаж работы в данной организации характеризует стабильность трудового коллектива. Статистика выделяет следующие периоды: до 1 года, 1-4, 5-9, 10-14, 15-19, 20-24, 25-29, 30 лет и более.

Социальная структура организации может быть статистической или аналитической.

Статистическая структура отражает распределение персонала и движение его в разрезе категорий и групп должностей. Например, можно выделить персонал основных видов деятельности (лица, работающие в основных и вспомогательных, научно-исследовательских и опытно-конструкторских подразделениях, аппарате управления, занятые созданием продукции, услуг или осуществляющие обслуживание этих процессов) и неосновных видов деятельности (работники ремонтного, жилищно-коммунального хозяйства, подразделений социальной сферы). Все они в своих подразделениях занимают должности руководителей, специалистов, рабочих, и основные сведения о них содержатся в текущей отчетности.

Аналитическая структура определяется на основе специальных исследований и расчетов и подразделяется на общую и частную. В разрезе общей структуры персонал рассматривается по таким признакам, как стаж работы, образование, профессия; частная структура отражает соотношение отдельных категорий работников, например, «занятые тяжелым трудом с помощью простейших приспособлений и без них»; «выполняющие работу вручную, не при машинах; «выполняющие ручную работу по обслуживанию машин механизмов», «занятые на обрабатывающих центрах» и проч.

Критерием оптимальности структуры персонала является соотношение численности работников различных должностных групп объемом работ, свойственным каждой должностной группе, выраженным в затратах времени.