Благотворительность: анализ определения, функции, участники, роль в решении актуальных проблем современного общества. Основные функции благотворительности Пример позитивный маркетинг благотворительной помощи

Реферат

Благотворительность

Введение

Благотворительность в современном мире представляет собой сложное и многоплановое общественное явление, которое оказывает большое влияние на развитие социальной сферы общества. Благотворительность прошла долгий путь становления и развития, и стала основой для формирования такой профессиональной деятельности как «социальная работа». Мы можем заметить, что сегодня благотворительность переживает бурный рост и активно развивается. Это связано в первую очередь с социально-экономическими изменениями в обществе, способствовавшими становлению рыночных отношений, что позволило развиваться частному бизнесу, который сегодня активно осуществляет благотворительную деятельности. С другой стороны, в результате распада единого социального, экономического и геополитического пространства в обществе появились тенденции ранее не характерные для него: снижение уровня жизни, безработица, профессиональное нищенство, падение уровня рождаемости, распад института семьи и брака и т.д.

Благотворительность необходима для того, чтобы снизить социальное напряжение в обществе и смягчить назревшие социальные проблемы. Вот поэтому в настоящее время играет важную роль изучение основ благотворительности. Возрождение государственной благотворительной помощи, развитие благотворительности частных организаций, а также отдельных юридических лиц может способствовать не только оказанию более эффективной помощи нуждающимся людям, но и развитию общества в целом в соответствии с принципом гуманизма, который выступает как универсальный критерий прогресса.

1. Функции благотворительности в обществе: основные цели и принципы

Общепринятое определение благотворительности формулируется через указание общественных проблем. Любые действия, направленные на их решение, признаются благотворительностью. Каждая проблема обычно подразумевает и установление категорий населения, которые испытывают эту проблему. Они являются благополучателями при осуществлении благотворительности. Виды деятельности при этом, как правило, не устанавливаются жестко, т.е. допускаются любые действия, которые способствуют решению проблемы.

Осуществление благотворительности - частное и добровольное дело конкретного человека, поскольку это связано с распоряжением частными ресурсами, материальными, финансовыми или трудовыми. Каждый творит благо, вкладывая в это собственное представление о благе, о том, в какой форме и для кого его необходимо сотворить. Благотворительность лежит вне сферы официального администрирования. Решения в этой сфере принимаются, а действия предпринимаются без предписаний закона или официальной политики.

Альтруизм и сострадание - необходимые условия осуществления благотворительности. Они в той или иной степени присущи каждому человеку. В какой-то степени занятие благотворительностью - это удовлетворение потребности в альтруизме или выход соответствующих эмоций.

В общем случае благотворительность представляет собой помощь другим лицам за счет собственного благосостояния или свободного времени и при условии, что оказание этой помощи не наносит вреда другим лицам и осуществляется в рамках закона. Подразумевается также, что в той или иной степени благотворительность должна приносить пользу не только непосредственному благополучателю, но и обществу в целом.

Функции благотворительности в обществе заключаются в следующем:

Экономическая: обеспечение достойного существования тех граждан, которые в силу объективных особенностей и жизненных ситуаций не способны самостоятельно позаботиться о себе;

Социальная: снятие социальной напряженности путем выравнивания уровня жизни, поддержки самых обездоленных слоев населения, которые по объективным обстоятельствам не могут адаптироваться в новых условиях;

Рыночная: восполнение недостатков социальной политики государства и функционирования рыночных механизмов, прежде всего за счет оперативности и адресности доставляемой помощи, т.е. повышение ее эффективности;

Общественная: восполнение перекосов общественных отношений, приводящих к отходу не по своей воле отдельных категорий населения от принятых стандартов жизнедеятельности, что ограничивает их возможности потребления общественных благ и самореализации; одновременно - воздействие на общественное мнение;

Политическая: реализация механизмов обратной связи населения и властных структур, формулирование социальных приоритетов от имени тех, кто в социальном плане в силу объективных причин не способен отстаивать свои права;

Маркетинговая: удовлетворение потребностей филантропов, оказание донорам услуг по осуществлению благотворительных проектов, одновременно - культивация альтруистических и человеколюбивых настроений в обществе.

Очевидны и основные цели и принципы благотворительности в современном мире. Цель благотворительности состоит в обеспечении возможности достижения социально приемлемого уровня жизни для тех групп населения, которые под воздействием социальных рисков не могут самостоятельно реализовать свои общепринятые социальные права.

Эта стратегическая цель благотворительной деятельности осуществляется через решение определенных конкретных задач, главные из которых следующие:

Социальная поддержка и защита граждан, включая улучшение материального положения малообеспеченных, социальную реабилитацию безработных, инвалидов и иных лиц, которые в силу своих физических или интеллектуальных особенностей, иных обстоятельств не способны самостоятельно реализовывать свои права и законные интересы;

Содействие населению в преодолении последствий стихийных бедствий, экологических, промышленных или иных катастроф, к предотвращению несчастных случаев;

Оказание помощи пострадавшим в результате стихийных бедствий, экологических, промышленных или иных катастроф, социальных, национальных, религиозных конфликтов, жертвам репрессий, беженцам и вынужденным переселенцам;

Содействие укреплению мира, дружбы и согласия между народами, предотвращению социальных, региональных, национальных, религиозных конфликтов;

Содействие укреплению престижа и роли семьи в обществе;

Деятельность в сфере профилактики и охраны здоровья граждан, а также пропаганды здорового образа жизни, улучшения морально-психологического состояния граждан;

Содействие деятельности в сфере физической культуры и массового спорта;

Охрана окружающей среды и защита животных;

Охрана и должное содержание и использование зданий, объектов и территорий, имеющих историческое, культурное или природоохранительное значение, и мест захоронения.

На основе обобщения, систематизации и анализа зарубежного и российского опыта благотворительности выработаны важнейшие принципы функционирования системы благотворительности.

Прежде всего, это принцип равноправия всех членов общества на участие в благотворительной деятельности без какой-либо национальной, этнической, политической дискриминации, как для граждан, так и беженцев, вынужденных переселенцев, лиц без гражданства.

Принцип адресности предполагает оказание любой формы благотворительной помощи конкретным группам нуждающегося населения в соответствии с законодательно принятыми критериями и пожеланиями благотворителей.

Достаточность благотворительной помощи предусматривает такой ее объем, который будет удовлетворять базовым потребностям благополучателей на социально приемлемом уровне и минимальному возмещению материального ущерба от различных социальных рисков и непредвиденных чрезвычайных обстоятельств. Социальная эффективность благотворительности проявляется в обеспечении социально приемлемого уровня жизни благополучателя и, в тоже время, предотвращает возникновение социального иждивенчества трудоспособного населения.

Принцип правовой обеспеченности достигается за счет разработки новых и упорядочивания действующих законодательных и иных нормативных актов, регулирующих сферу благотворительности.

Устойчивость благотворительной деятельности обеспечивается за счет наиболее полного, целесообразного, прозрачного использования средств из всех источников.

Гибкость благотворительных акций предполагает систематический пересмотр направлений, форм, методов, механизмов и технологий оказания благотворительной поддержки в соответствии с изменяющимися социально-экономическими условиями жизнедеятельности общества.

Управляемость системы благотворительности достигается за счет четкого разграничения функций, полномочий, ответственности и ресурсного обеспечения различных организаций, осуществляющих благотворительную поддержку различных благополучателей, как частных лиц, так и организаций.

Научная обоснованность системы благотворительности предполагает применение теоретических, методических и экспериментально опробированных механизмов и технологий, доказавших на практике свою эффективность в решении проблем благотворительности.

Важным принципом встраивания благотворительности в систему социальной политики является информационная достаточность сопровождения благотворительных акций. Необходимым критерием эффективности функционирования благотворительных организаций является доступность предоставляемых благ нуждающимся группам населения, т.е. способность благотворителей своевременно, четко выявлять и максимально осуществлять свои уставные функции.

2. Формы и мотивы благотворительности

В современном обществе благотворительная деятельность осуществляется в разных формах. Индивидуальная благотворительность, которой может заниматься любой человек, реализуется обычно в таких формах, как милостыня, волонтерство, посильные взносы в благотворительные фонды, участие в различных благотворительных акциях. Частная благотворительность, которой занимаются в наше время предприниматели и коммерческие организации, Может быть представлена в виде меценатства, спонсорства, предоставления грантов или учреждения благотворительных фондов. Государство также оказывает помощь нуждающимся в форме опеки и попечительства, однако в литературе нет единого мнения о том, можно ли считать такую деятельность государственных структур благотворительной.

В современном мире всё более активно благотворительностью занимаются благотворительные фонды, которые учреждаются как коммерческими организациями так и предприятиями третьего сектора(некоммерческие и негосударственные организации). Благотворительные фонды подразделяются на частные и корпоративные фонды, а также фонды местных сообществ. Частные фонды создаются на полученные от частных лиц средства, которые хранятся в банках или размещены в акциях, а доходы от капитала используются для благотворительных целей. Среди наиболее известных частных фондов - фонд Форда, основанный на наследство предпринимателя Генри Форда. Частные фонды являются независимыми донорами, например, фонд Форда не зависит от компании Форд или семьи Форда и осуществляет свою деятельность под руководством международного совета попечителей.

Корпоративные фонды - это также донорские организации, которые создают и финансируют компании для управления своими благотворительными программами. Данные фонды не являются независимыми в отличие от частных фондов и фондов местных сообществ, они напрямую зависят от целей и приоритетов, которые ставит перед собой компания.

Фонды местных сообществ - это фонды, которые создаются для решения проблем на определенной территории. Данные фонды аккумулируют средства для решения данных проблем, поступающие из разных источников, от частных пожертвований населения до средств муниципальных бюджетов. Благотворительные фонды занимают центральное место в институте благотворительности, поскольку именно через них происходит аккумуляция и дальнейшее перераспределение средств, переданных донорами для благотворительных целей.

Не менее важным является вопрос о мотивах, которыми руководствуются благотворители в своей деятельности. Изначально полагается, что человек совершает благодеяние, исходя из своих нравственных и духовных принципов. В идеале, людей к благотворительной деятельности должны побуждать такие чувства, как сострадание и милосердие, а также сочувствие чужому горю, которые и вызывают желание помочь ближнему. Но так ли это происходит на самом деле. Существуют и другие мотивы, которые отодвигают вышеперечисленные на второй план. Сегодня, в эпоху рыночных отношений, благотворители могут руководствоваться не только моралью, но и в некоторой степени идеей выгоды. Например, благотворительная деятельность могла бы способствовать рекламе, создать благоприятный имидж, хорошее имя, что особенно важно для коммерческих организаций и политических партий. Дело в том, что благотворительная акция понимается как тождественное благодеянию действие, имеющее положительное нравственное значение, оцениваемое моральным сознанием как добро. Поэтому человек, занимающийся благотворительностью, расценивается как творящий добро, заслуживающий доверие. А это в свою очередь создаёт положительную репутацию, которую можно использовать для достижения личных целей. Можно сделать вывод о том, что людей к благотворительной деятельности побуждают самые разные мотивы. Одних побуждает милосердие, а других личная выгода.

Литература

Бесс Г. Полезность как основное понятие Просвещения // Вопросы философии. - №4. - 1972.

Власть и благотворительные организации в российских регионах: проблемы взаимодействия // Аналитический отчет по результатам исследования. - ЦИРКОН, март 2007г.

Гольбах П.А. Избранные антирелигиозные произведения. Т.1. - М., 1934.

Задорин И.В. Доверие общества к институту благотворительности в России в цифрах и фактах. http://www.zircon.ru/russian/publication/5_4.htm

Принципы благотворительной деятельности

1. Принцип равноправия всœех членов общества на участие в благотворительной деятельности без какой либо дискриминации (национальной, этнической, политической) как для граждан, так и для беженцев, переселœенцев, лиц без гражданства.

2. Принцип адресности - ϶ᴛᴏ оказание любой формы благотворительной помощи конкретным группам нуждающегося населœения в соответствии с законодательно принятыми критериями и пожеланиями благотворителœей.

3. Принцип правовой обеспеченности благотворительности.

4. Научная обоснованность системы благотворительности.

5. Информационная достаточность.

Доступность благотворительной деятельности нуждающимся группам населœения.

Функции благотворительности заключаются в следующем :

Экономическая: обеспечение достойного существования тех граждан, которые в силу объективных особенностей и жизненных ситуаций не способны самостоятельно позаботиться о себе;

Социальная: снятие социальной напряженности путем выравнивания уровня жизни, поддержки самых обездоленных слоев населœения, которые по объективным обстоятельствам не могут адаптироваться в новых условиях;

Рыночная: восполнение недостатков социальной политики государства и функционирования рыночных механизмов, прежде всœего за счёт оперативности и адресности доставляемой помощи, ᴛ.ᴇ. повышение ее эффективности;

Общественная: восполнение перекосов общественных отношений, приводящих к отходу не по своей воле отдельных категорий населœения от принятых стандартов жизнедеятельности, что ограничивает их возможности потребления общественных благ и самореализации; одновременно – воздействие на общественное мнение;

Политическая: реализация механизмов обратной связи населœения и властных структур, формулирование социальных приоритетов от имени тех, кто в социальном плане в силу объективных причин не способен отстаивать свои права;

Маркетинговая: удовлетворение потребностей филантропов, оказание донорам услуг по осуществлению благотворительных проектов, одновременно – культивация альтруистических и человеколюбивых настроений в обществе.

Признаки благотворительной деятельности

1. Свобода выбора субъекта. Благотворительность лежит вне сферы официального администрирования, решения и действия принимаются без предписаний закона или официальной политики.

2. Отсутствие корыстных (утилитарных) мотивов. Эта деятельность не предпринимается с целью получения прибыли, но косвенные льготы есть (налоговая, маркетинговая и т. д.)

3. Организованность и целœенаправленность т.е вклад осуществляется в реализацию программ.

4. Преимущественно безличный характер (отличие от милостыни – которая дается по просьбе конкретного лица, конкретному лицу)

5. Наличие общественно значимых целœей.

Принципы благотворительной деятельности - понятие и виды. Классификация и особенности категории "Принципы благотворительной деятельности" 2017, 2018.

Общепринятое определение благотворительности формулируется через указание общественных проблем. Любые действия, направленные на их решение, признаются благотворительностью. Каждая проблема обычно подразумевает и установление категорий населения, которые испытывают эту проблему. Они являются благополучателями при осуществлении благотворительности. Виды деятельности при этом, как правило, не устанавливаются жестко, т.е. допускаются любые действия, которые способствуют решению проблемы.

Осуществление благотворительности – частное и добровольное дело конкретного человека, поскольку это связано с распоряжением частными ресурсами, материальными, финансовыми или трудовыми. Каждый творит благо, вкладывая в это собственное представление о благе, о том, в какой форме и для кого его необходимо сотворить. Благотворительность лежит вне сферы официального администрирования. Решения в этой сфере принимаются, а действия предпринимаются без предписаний закона или официальной политики.

Альтруизм и сострадание – необходимые условия осуществления благотворительности. Они в той или иной степени присущи каждому человеку. В какой-то степени занятие благотворительностью – это удовлетворение потребности в альтруизме или выход соответствующих эмоций.

В общем случае благотворительность представляет собой помощь другим лицам за счет собственного благосостояния или свободного времени и при условии, что оказание этой помощи не наносит вреда другим лицам и осуществляется в рамках закона. Подразумевается также, что в той или иной степени благотворительность должна приносить пользу не только непосредственному благополучателю, но и обществу в целом.

Функции благотворительности в обществе заключаются в следующем:

Экономическая: обеспечение достойного существования тех граждан, которые в силу объективных особенностей и жизненных ситуаций не способны самостоятельно позаботиться о себе;

Социальная: снятие социальной напряженности путем выравнивания уровня жизни, поддержки самых обездоленных слоев населения, которые по объективным обстоятельствам не могут адаптироваться в новых условиях;

Рыночная: восполнение недостатков социальной политики государства и функционирования рыночных механизмов, прежде всего за счет оперативности и адресности доставляемой помощи, т.е. повышение ее эффективности;

Общественная: восполнение перекосов общественных отношений, приводящих к отходу не по своей воле отдельных категорий населения от принятых стандартов жизнедеятельности, что ограничивает их возможности потребления общественных благ и самореализации; одновременно – воздействие на общественное мнение;

Политическая: реализация механизмов обратной связи населения и властных структур, формулирование социальных приоритетов от имени тех, кто в социальном плане в силу объективных причин не способен отстаивать свои права;

Маркетинговая: удовлетворение потребностей филантропов, оказание донорам услуг по осуществлению благотворительных проектов, одновременно – культивация альтруистических и человеколюбивых настроений в обществе.

Очевидны и основные цели и принципы благотворительности в современном мире. Цель благотворительности состоит в обеспечении возможности достижения социально приемлемого уровня жизни для тех групп населения, которые под воздействием социальных рисков не могут самостоятельно реализовать свои общепринятые социальные права.

Эта стратегическая цель благотворительной деятельности осуществляется через решение определенных конкретных задач, главные из которых следующие:

Социальная поддержка и защита граждан, включая улучшение материального положения малообеспеченных, социальную реабилитацию безработных, инвалидов и иных лиц, которые в силу своих физических или интеллектуальных особенностей, иных обстоятельств не способны самостоятельно реализовывать свои права и законные интересы;

Содействие населению в преодолении последствий стихийных бедствий, экологических, промышленных или иных катастроф, к предотвращению несчастных случаев;

Оказание помощи пострадавшим в результате стихийных бедствий, экологических, промышленных или иных катастроф, социальных, национальных, религиозных конфликтов, жертвам репрессий, беженцам и вынужденным переселенцам;

Содействие укреплению мира, дружбы и согласия между народами, предотвращению социальных, региональных, национальных, религиозных конфликтов;

Содействие укреплению престижа и роли семьи в обществе;

Деятельность в сфере профилактики и охраны здоровья граждан, а также пропаганды здорового образа жизни, улучшения морально-психологического состояния граждан;

Содействие деятельности в сфере физической культуры и массового спорта;

Охрана окружающей среды и защита животных;

Охрана и должное содержание и использование зданий, объектов и территорий, имеющих историческое, культурное или природоохранительное значение, и мест захоронения.

На основе обобщения, систематизации и анализа зарубежного и российского опыта благотворительности выработаны важнейшие принципы функционирования системы благотворительности.

Прежде всего, это принцип равноправия всех членов общества на участие в благотворительной деятельности без какой-либо национальной, этнической, политической дискриминации, как для граждан, так и беженцев, вынужденных переселенцев, лиц без гражданства.

Принцип адресности предполагает оказание любой формы благотворительной помощи конкретным группам нуждающегося населения в соответствии с законодательно принятыми критериями и пожеланиями благотворителей.

Достаточность благотворительной помощи предусматривает такой ее объем, который будет удовлетворять базовым потребностям благополучателей на социально приемлемом уровне и минимальному возмещению материального ущерба от различных социальных рисков и непредвиденных чрезвычайных обстоятельств. Социальная эффективность благотворительности проявляется в обеспечении социально приемлемого уровня жизни благополучателя и, в тоже время, предотвращает возникновение социального иждивенчества трудоспособного населения.

Принцип правовой обеспеченности достигается за счет разработки новых и упорядочивания действующих законодательных и иных нормативных актов, регулирующих сферу благотворительности.

Устойчивость благотворительной деятельности обеспечивается за счет наиболее полного, целесообразного, прозрачного использования средств из всех источников.

Гибкость благотворительных акций предполагает систематический пересмотр направлений, форм, методов, механизмов и технологий оказания благотворительной поддержки в соответствии с изменяющимися социально-экономическими условиями жизнедеятельности общества.

Управляемость системы благотворительности достигается за счет четкого разграничения функций, полномочий, ответственности и ресурсного обеспечения различных организаций, осуществляющих благотворительную поддержку различных благополучателей, как частных лиц, так и организаций.

Научная обоснованность системы благотворительности предполагает применение теоретических, методических и экспериментально опробированных механизмов и технологий, доказавших на практике свою эффективность в решении проблем благотворительности.

Важным принципом встраивания благотворительности в систему социальной политики является информационная достаточность сопровождения благотворительных акций. Необходимым критерием эффективности функционирования благотворительных организаций является доступность предоставляемых благ нуждающимся группам населения, т.е. способность благотворителей своевременно, четко выявлять и максимально осуществлять свои уставные функции.

2. Формы и мотивы благотворительности

В современном обществе благотворительная деятельность осуществляется в разных формах. Индивидуальная благотворительность, которой может заниматься любой человек, реализуется обычно в таких формах, как милостыня, волонтерство, посильные взносы в благотворительные фонды, участие в различных благотворительных акциях. Частная благотворительность, которой занимаются в наше время предприниматели и коммерческие организации, Может быть представлена в виде меценатства, спонсорства, предоставления грантов или учреждения благотворительных фондов. Государство также оказывает помощь нуждающимся в форме опеки и попечительства, однако в литературе нет единого мнения о том, можно ли считать такую деятельность государственных структур благотворительной.

В современном мире всё более активно благотворительностью занимаются благотворительные фонды, которые учреждаются как коммерческими организациями так и предприятиями третьего сектора(некоммерческие и негосударственные организации). Благотворительные фонды подразделяются на частные и корпоративные фонды, а также фонды местных сообществ. Частные фонды создаются на полученные от частных лиц средства, которые хранятся в банках или размещены в акциях, а доходы от капитала используются для благотворительных целей. Среди наиболее известных частных фондов – фонд Форда, основанный на наследство предпринимателя Генри Форда. Частные фонды являются независимыми донорами, например, фонд Форда не зависит от компании Форд или семьи Форда и осуществляет свою деятельность под руководством международного совета попечителей.

Корпоративные фонды – это также донорские организации, которые создают и финансируют компании для управления своими благотворительными программами. Данные фонды не являются независимыми в отличие от частных фондов и фондов местных сообществ, они напрямую зависят от целей и приоритетов, которые ставит перед собой компания.

Фонды местных сообществ – это фонды, которые создаются для решения проблем на определенной территории. Данные фонды аккумулируют средства для решения данных проблем, поступающие из разных источников, от частных пожертвований населения до средств муниципальных бюджетов. Благотворительные фонды занимают центральное место в институте благотворительности, поскольку именно через них происходит аккумуляция и дальнейшее перераспределение средств, переданных донорами для благотворительных целей.

Не менее важным является вопрос о мотивах, которыми руководствуются благотворители в своей деятельности. Изначально полагается, что человек совершает благодеяние, исходя из своих нравственных и духовных принципов. В идеале, людей к благотворительной деятельности должны побуждать такие чувства, как сострадание и милосердие, а также сочувствие чужому горю, которые и вызывают желание помочь ближнему. Но так ли это происходит на самом деле. Существуют и другие мотивы, которые отодвигают вышеперечисленные на второй план. Сегодня, в эпоху рыночных отношений, благотворители могут руководствоваться не только моралью, но и в некоторой степени идеей выгоды. Например, благотворительная деятельность могла бы способствовать рекламе, создать благоприятный имидж, хорошее имя, что особенно важно для коммерческих организаций и политических партий. Дело в том, что благотворительная акция понимается как тождественное благодеянию действие, имеющее положительное нравственное значение, оцениваемое моральным сознанием как добро. Поэтому человек, занимающийся благотворительностью, расценивается как творящий добро, заслуживающий доверие. А это в свою очередь создаёт положительную репутацию, которую можно использовать для достижения личных целей. Можно сделать вывод о том, что людей к благотворительной деятельности побуждают самые разные мотивы. Одних побуждает милосердие, а других личная выгода.


Похожая информация.


Понятие благотворительности

Благотворительность имеет весьма важное значение в обществе. Это одна из форм созидательного взаимодействия между его членами. Ее роль как вида деятельности и социального института, трудно переоценить.

Благотворительность компенсирует недостатки системы перераспределения общественных благ. Она помогает человеку реализовывать его духовную потребность в помощи ближнему.

Под понятие «благотворительность» попадает довольно большой спектр явлений и способов помощи. Сюда входят меценатство, спонсорство, пожертвования, социальные инвестиции. В наиболее широком значении под благотворительностью понимают добровольное безвозмездное содействие одних членов общества другим, которые нуждаются в ней в соответствии с нормами и обычаями данного общества. Исходя из такого понимания благотворительности, можно дать более точное и корректное ее определение.

Определение 1

Благотворительность – это осуществляемая физическими и юридическими лицами, исключая государственные органы и организации, деятельность по безвозмездному оказанию помощи либо предоставлению материальных ценностей, услуг, выполнению работ на льготных условиях.

Замечание 1

Благотворительная деятельность всегда представляет собой взаимоотношения между людьми и группами. Они являются субъектами отношений. В этих отношениях участвуют две группы субъектов: нуждающиеся в помощи и те, кто хочет ее оказать. Нуждаться в помощи могут как отдельные индивиды, так и целые группы людей. Благотворителями могут быть люди или группы людей, а также целые организации.

Сущностью благотворительности является безвозмездная помощь на добровольной основе. Она может осуществляться как в материальной, так и в нематериальной форме.

Функции благотворительности

К основным функциям благотворительности в обществе относятся:

  • Экономическая – обеспечение достойного уровня существования тем людям, которые в силу своих объективных особенностей и жизненных обстоятельств не могут самостоятельно позаботиться о себе;
  • Социальная – снятие напряженности в обществе путем выравнивания уровня жизни, поддержки обездоленных групп населения;
  • Рыночная – компенсация недостатков государственной социальной политики и функционирования рыночных механизмов, повышение ее эффективности;
  • Общественная – сглаживание перекосов общественных отношений, приводящих к отходу отдельных групп населения от принятых жизненных стандартов;
  • Политическая – реализация механизмов обратной связи граждан и властных структур;
  • Маркетинговая – удовлетворение потребностей благотворителей, а также пропаганда в обществе альтруистических настроений и ценностей.

Главная цель благотворительности в современном мире состоит в обеспечении возможности достижения приемлемого жизненного уровня для тех общественных групп и слоев, которые не могут самостоятельно реализовать свои социальные права.

Реализуется данная цель через решение ряда задач:

  • Социальная поддержка и защита граждан, в которую входит, в том числе, материальная поддержка малообеспеченных, социальная реабилитация тех, кто, в силу каких-либо причин неспособен самостоятельно реализовывать свои права и интересы;
  • Содействие населению в предотвращении несчастных случаев, преодолении последствий стихийных бедствий, экологических, промышленных и иных катастроф;
  • Оказание помощи пострадавшим в результате стихийных бедствий и различных катастроф, социальных конфликтов, беженцам и вынужденным переселенцам;
  • Содействие укреплению мира и согласия, предотвращению социальных, региональных, межэтнических и межрелигиозных конфликтов;
  • Содействие укреплению престижа семьи в обществе;
  • Деятельность в сфере профилактики различных заболеваний, охраны здоровья граждан, пропаганды здорового образа жизни;
  • Деятельность по развитию физической культуры и массового спорта;
  • Защита животных и охрана окружающей среды;
  • Охрана и содержание объектов, имеющих культурную и историческую ценность.

Взаимодействие благотворительности социальной работы

Сегодня важно, чтобы система социальной защиты играла не только роль социальной компенсации бедным, но и служила противовесом растущему материальному неравенству.

Основными принципами социальной защиты и социальной работы как профессиональной деятельности являются комплексность, адресность, гуманность, социальная справедливость, обеспечение соблюдения прав и свобод личности.

Обычно под социальной защитой понимается политика государства, на обеспечение прав граждан и социальных гарантий. Осуществляется она за счет средств из бюджетов разных уровней и различных негосударственных фондов.

Благотворительные организации могут взять на себя часть функций, исполняемых государством. Они оказывают материальную помощь нуждающимся группам населения, становятся инициаторами различных социальных проектов и программ. Организации данного типа играют значительную роль в системе социальной защиты населения.

Также благотворительные организации оказывают содействие развитию таких направлений, как: наука, образование, культура и искусство, средства массовой информации, охрана природы, спорт, церковь. Роль благотворительной деятельности возрастает в том случае, если государственные структуры оказываются не в состоянии справиться с различными социальными проблемами.

Существуют различные фонды, оказывающие поддержку нуждающимся как напрямую, так и посредством организации различных социально значимых проектов и мероприятий. Они могут тесно сотрудничать с государственными организациями, осуществляющими социальную помощь и защиту.

В нынешних условиях развитие благотворительности позволит государству решить многие общественные проблемы. В лице института благотворительности оно может получить важнейший рычаг управления. Соответственно, он должно быть заинтересовано в стимулировании благотворительной деятельности.


Проблемы благотворительной сферы

Слабое внимание к сфере благотворительности в значительной степени объясняется боязнью приступить к кардинальным реформам социальной сферы. Потенциал негосударственных субъектов не рассматривается в качестве существенного фактора развития общества, как это имеет место в рыночных и демократических системах.

Распределение бюджетных средств осуществляется в рамках закрытых механизмов, доступ благотворительных организаций к этому источнику практически закрыт. Непрозрачность государственных и муниципальных структур, допуск к средствам приближенных организаций порождает злоупотребления и коррупцию. Межсекторное взаимодействие в этом случае становится частью теневой экономики.

Большинство благотворительных организаций оказываются отрезанными от существенных источников финансирования своих проектов. Даже в тех случаях, когда официальные лица участвуют в благотворительных программах, это приводит к оттоку ресурсов из частного благотворительного сектора. Государство в настоящее время выступает его главным конкурентом в привлечении средств на решение общественных проблем. В созданные властными структурами фонды происходит перекачка государственных средств, которые бесконтрольно расходуются или присваиваются.

Бюджетные проблемы, с одной стороны, большая зависимость предпринимательства от государственной и муниципальной политики, с другой, и сильная мотивация сращивания власти и рыночных структур, с третьей, приводят к постоянному вторжению официальных структур в сферу благотворительности, которая по своей сути должна оставаться частным делом. Получается, что для того, чтобы сделать благотворительное пожертвование, требуется “благословение” властей. Тем самым, сдерживается поступление частных ресурсов в благотворительный сектор. Осуществляются преимущественно проекты, административно одобренные властями. Снижается мотивация как доноров, так и благотворительных организаций формировать материальную базу и ресурсы благотворительности. Это уменьшает ее и без того скудную материально-техническую и финансовую базу.

Фактически действуют неявные механизмы “принуждения” частных доноров, развивается администрируемая (казенная) и плановая благотворительность.

В системе государственного управления сохраняется приверженность административным и авторитарным формам управления. Не соответствующая современным требованиям подготовка и низкая зарплата чиновников, а также исторически присущее России недоверие граждан к официальным структурам и их представителям не способствуют развитию частных сфер деятельности, включая и благотворительность.

Социально-экономическая ситуация, характеризуемая большой долей населения с низкими доходами и отсутствием среднего класса, определяет относительно низкий потенциал доступных для благотворительности ресурсов.

Отсутствие определенной и стимулирующей политики в отношении благотворительности привело к тому, что для осуществления благотворительной деятельности сложились не очень благоприятные условия. В частности, благотворительные организации и благополучатели, участвующие в благотворительном процессе, несут неоправданно высокие налоговые обязательства перед государством. Это повышает накладные расходы благотворительности, снижает мотивацию потенциальных доноров.

С другой стороны, имеющиеся налоговые льготы часто используется не на благотворительные цели. Льготы начинают эксплуатироваться в коммерческих интересах предпринимателей, что, в свою очередь, заставляет и благотворительные организации приспосабливаться к запросам доноров. Изначальная миссия благотворительных организаций отходит на второй план.

Все это обусловило наличие острой проблемы в развитии благотворительности, которая заключается в том, что объем потенциально доступных для использования в данной сфере ресурсов относительно невелик, но и они вовлекаются не полностью. Большая часть средств, которая могла бы расходоваться на благотворительность, остается невостребованной. Таким образом, следует констатировать, что благотворительность в России развита слабо и наиболее успешные организации, как в бизнесе, так и в благотворительности, функционируют, в основном, на государственных ресурсах. В результате благотворительные организации вместо того, чтобы дополнять государство, превращаются в просителей, а в конечном итоге становятся для общества еще одной обузой. Часто многие фонды создаются, не имея достаточных средств, и вместо благотворительной деятельности заняты их поиском для собственного содержания.

Взаимоотношения с государством

До сих пор государство фактически административно включало часть благотворительного сектора в механизм осуществления своей социальной политики. Причем это не приводило в повышению эффективности бюджетных расходов, а лишь позволяло обойти ограничения в управлении бюджетными средствами или восполнить скудость бюджетного финансирования.

В первом случае средства переводятся в “карманные” благотворительные организации, где ими можно более гибко управлять. И во многих случаях завышать расценки или объемы выполняемых работ.

Во втором случае государство через благотворительные организации занимается сбором средств из частных источников, которые идут на выполнение государственных обязательств.

В любом случае механизмы сводятся к созданию для отдельных организаций привилегированного положения. Наличие таких организаций сдерживает инициативу и развитие других благотворительных структур. Это приводит к потере ресурсов благотворительного сектора. Государство соперничает с благотворительным сектором за обладание источниками ресурсов.

Государственная социальная политика должна осуществляться через бюджетное финансирование и государственные программы. Государственные обязательства должны соответствовать возможностям бюджетного финансирования и не полагаться на псевдодобровольные пожертвования из частных источников. Благотворительная сфера должна быть в полном объеме оставлена на усмотрение самодеятельного населения, граждане должны самостоятельно решать, в каком объеме и в какой форме заниматься благотворительностью.

Роль государства и местного самоуправления заключается в том, чтобы создать благоприятные условия и нормативные механизмы развития и осуществления благотворительности без непосредственного вмешательства.

Благотворительные услуги должны перестать быть в какой бы то ни было степени услугами, оказываемыми органам власти или должностным лицам. Они должны быть только услугами обществу. Власть не должна административными средствами решать, кто, в каких формах, когда и в каком масштабе должен заниматься благотворительностью. Благотворительность должна быть встроена в рынок, при регулировании благотворительности должны применяться принципы, аналогичные для рыночных структур.

Вмешательство власти разрушает философию благотворительности, фактически приводит к ее исчезновению и мешает ее развитию.

Также осложняет развитие благотворительности отсутствие доступа этих организаций к государственным ресурсам. Включение независимых организаций в систему исполнения государственных программ, финансируемых за счет бюджетных средств, способствует расширению конкуренции в социальной сфере. Система безусловного бюджетного финансирования должна уступать системе выбора наиболее эффективного исполнителя. В настоящее время организационная слабость благотворительного сектора не позволяет государству рассматривать его в качестве серьезного партнера.

Тем не менее, необходимо ежегодно увеличивать объем бюджетных средств, распределяемых на открытом конкурсе. Четко определенная стратегия расширения конкурсов государственных заказов нацелила бы благотворительные организации на получение финансирования, стимулировала бы их развитие. На первых порах благотворительные организации могли бы получить преимущество по сравнению другими формами частных организаций, чтобы обеспечить государственные инвестиции в развитие именно этого сектора.

Конкурсы государственных заказов нужно в первую очередь организовывать по тем проблемам и в тех отраслях, где недостаточно развита сама государственная система. Вместо того, чтобы вкладывать ресурсы в ее развитие, целесообразно сориентироваться на негосударственных исполнителей.

Государственные заказы должны применяться в тех сферах, где у государства есть понимание и уверенность в том, как надо решать проблемы, и интерес государства сводится, прежде всего, к поиску эффективного управляющего.

Государство и благотворительные организации могут эффективно взаимодействовать и в тех сферах, где проблемы только обнаружились, и где нет ясности, каким образом их решать. Инициатива благотворительных организаций позволит найти новые механизмы и технологии решения. Здесь эффективно применение грантов. В этом случае интерес государства заключается в том, чтобы был реализован социально значимый проект, который еще не осуществлялся и на который благотворительным организациям трудно найти средства из других источников.

Часть государственных средств следует выделять на проекты, разработанные самими благотворительными организациями, а также на организационное развитие благотворительного сектора.

Финансирование благотворительных проектов должно осуществляться государством только на конкурсной основе.

Государственное финансирование благотворительных организаций должно преследовать цели повышения эффективности бюджетных расходов и встраивание механизмов бюджетного финансирования и благотворительной деятельности в рыночную экономику.

Законодательство, регулирующее бюджетный процесс и бюджетные расходы, должно обеспечивать участие благотворительных организаций в выполнении государственных программ и получении государственных заказов наравне с бюджетными организациями. Выбор исполнителя должен безо всяких привилегий осуществляться на основе эффективности.

Любая государственная или муниципальная программа, а также любой заказ или грант должен подвергаться обязательному аудиту и программной экспертной оценке.

Благотворительные организации достаточно активно пользуются различными услугами государства. Как правило, они предоставляются им на льготных условиях. Особенно важным для осуществления благотворительной деятельности являются аренда помещений под офисы и оплата коммунальных услуг, пользование помещениями для мероприятий, средствами связи, информационными ресурсами и т.д. Обычно поддержка в таких формах является еще одной разновидностью сегрегации негосударственных организаций по признаку близости к власти. Почти никогда такое преимущество, оказываемое некоторым организациям, не осуществляется безвозмездно. Специфика этой формы поддержки заключается в том, что она, в отличие от финансирования, охватывает продолжительный период. Предоставив возможность аренды на льготных условиях, государство перестает контролировать целесообразность этого шага через несколько месяцев. Здесь требуются более гибкие, справедливые и более выгодные государству механизмы.

Оказание такой помощи может осуществляться только путем применения открытых процедур. Целесообразно проведение конкурсов, где могут участвовать только благотворительные организации. Победитель должен определяться еще и по критериям общественной полезности. Договор об аренде должен обуславливать стоимость аренды с учетом этой полезности.

Нужно помнить, что благотворительный сектор был исключен из процесса бесплатной приватизации. Граждане могли получить недвижимость в собственность только при условии, что они будут заниматься предпринимательской деятельностью. Было бы правильно установить правила и процедуры участия благотворительных организаций в приобретении распродаваемой государством недвижимости.

Рыночный механизм требует уравнивания прав всех потребителей. Благотворительные организации при конкуренции с другими, в том числе и коммерческими организациями, должны иметь более благоприятные условия лишь для привлечения средств. Только в этом должно заключаться их преимущество.

Оплата других услуг благотворительными организациями должна производиться по расценкам, установленным для государственных бюджетных организаций.

В тех случаях, когда это уместно и возможно, организации, имеющие бюджетное финансирование, должны давать приоритет обслуживанию благотворительных организаций. Например, это относится к средствам массовой информации, для которых можно установить нормативы по освещению деятельности благотворительных организаций и на публикацию материалов, формирующих позитивный общественный образ участников благотворительности.

Для стимулирования благотворительной деятельности со стороны государства должны применяться различные неэкономические методы. Целью таких действий должно быть моральное поощрение всех участников благотворительности, усиление мотивации общественности и потенциальных доноров, стимулирование их вовлечения в благотворительность. Признание личных заслуг отечественных филантропов и активистов благотворительного движения со стороны официальных структур является очень значимым фактором формирования общественного мнения и активизации благотворительности.

Общественность и население страны должны четко и регулярно получать “сигнал”, что благотворительность и ее развитие соответствует интересам государства, поддерживается им, что благотворительное движение рассматривается им конструктивно и положительно.

В этой связи можно, в частности, затрагивать вопросы развития благотворительности в ежегодном Послании Президента РФ Федеральному собранию, касаться этой темы в специальных обращениях высших должностных лиц государства.

Большой общественный резонанс имело бы награждение орденами, например, “За заслугу перед Отечеством” и другими государственными наградами наиболее видных деятелей благотворительности по представлениям как государственных и муниципальных структур, так и общественности, а также награждать государственными и другими премиями и почетными грамотами примерные донорские и благотворительные организации. Такие награды не обязательно должны включать денежные выплаты.

Благотворительные организации также должны быть информированы, что они могут быть выдвинуты на присуждение премий различных международных организаций, в том числе системы ООН.

Целесообразно возродить российскую традицию проведения в Кремле благотворительного бала с участием высших должностных лиц государства в целях сбора средств на благотворительные проекты. Президент или председатель Правительства РФ должен ежегодно проводить встречу с лидерами и руководителями благотворительных организаций и крупнейшими филантропами, как это делается для предпринимателей, и устраивать президентские или правительственные приемы в честь активистов благотворительности и филантропов. Наиболее известные и популярные государственные и общественные деятели могут входить в наблюдательные советы благотворительных организаций.

Гражданам, жертвующим большие суммы средств на благотворительность, должно быть предоставлено право называть своими именами организации, проекты и другие объекты. Нужно приветствовать вхождение известных и уважаемых государственных общественных деятелей в наблюдательные советы благотворительных организаций. Такая форма участия не должна приводить к созданию для этих организаций более благоприятных условий функционирования.

Таким образом, государственная поддержка благотворительности должна строиться по следующим направлениям:

Расширение участия благотворительных организаций в осуществлении государственных программ;

Открытие им доступа к государственным источникам финансирования;

Моральное поощрение благотворительности;

Создание благоприятных условий для получения предоставляемых государством услуг;

Использование экспертного потенциала участников благотворительности.

Основные функции благотворительности

Функции благотворительности в обществе заключаются в следующем:

Экономическая: обеспечение достойного существования тех граждан, которые в силу объективных особенностей и жизненных ситуаций не способны самостоятельно позаботиться о себе;

Социальная: снятие социальной напряженности путем выравнивания уровня жизни, поддержки самых обездоленных слоев населения, которые по объективным обстоятельствам не могут адаптироваться в новых условиях;

Рыночная: восполнение недостатков социальной политики государства и функционирования рыночных механизмов, прежде всего за счет оперативности и адресности доставляемой помощи, т.е. повышение ее эффективности;

Общественная: восполнение перекосов общественных отношений, приводящих к отходу не по своей воле отдельных категорий населения от принятых стандартов жизнедеятельности, что ограничивает их возможности потребления общественных благ и самореализации; одновременно – воздействие на общественное мнение;

Политическая: реализация механизмов обратной связи населения и властных структур, формулирование социальных приоритетов от имени тех, кто в социальном плане в силу объективных причин не способен отстаивать свои права;

Маркетинговая: удовлетворение потребностей филантропов, оказание донорам услуг по осуществлению благотворительных проектов, одновременно – культивация альтруистических и человеколюбивых настроений в обществе.

Основные цели и принципы благотворительности

Цель благотворительности состоит в обеспечении возможности достижения социально приемлемого уровня жизни для тех групп населения, которые под воздействием социальных рисков не могут самостоятельно реализовать свои общепринятые социальные права.

Эта стратегическая цель благотворительной деятельности осуществляется через достижение определенных конкретных целей, главные из которых следующие:

Социальная поддержка и защита граждан, включая улучшение материального положения малообеспеченных, социальную реабилитацию безработных, инвалидов и иных лиц, которые в силу своих физических или интеллектуальных особенностей, иных обстоятельств не способны самостоятельно реализовывать свои права и законные интересы;

Содействие населению в преодолении последствий стихийных бедствий, экологических, промышленных или иных катастроф, к предотвращению несчастных случаев;

Оказание помощи пострадавшим в результате стихийных бедствий, экологических, промышленных или иных катастроф, социальных, национальных, религиозных конфликтов, жертвам репрессий, беженцам и вынужденным переселенцам;

Содействие укреплению мира, дружбы и согласия между народами, предотвращению социальных, региональных, национальных, религиозных конфликтов;

Содействие укреплению престижа и роли семьи в обществе;

Деятельность в сфере профилактики и охраны здоровья граждан, а также пропаганды здорового образа жизни, улучшения морально-психологического состояния граждан;

Содействие деятельности в сфере физической культуры и массового спорта;

Охрана окружающей среды и защита животных;

Охрана и должное содержание и использование зданий, объектов и территорий, имеющих историческое, культурное или природоохранительное значение, и мест захоронения.

На основе обобщения, систематизации и анализа зарубежного и российского опыта благотворительности выработаны важнейшие принципы функционирования системы благотворительности.

Принцип адресности предполагает оказание любой формы благотворительной помощи конкретным группам нуждающегося населения в соответствии с законодательно принятыми критериями и пожеланиями благотворителей.

Достаточность благотворительной помощи предусматривает такой ее объем, который будет удовлетворять базовым потребностям благополучателей на социально приемлемом уровне и минимальному возмещению материального ущерба от различных социальных рисков и непредвиденных чрезвычайных обстоятельств. Социальная эффективность благотворительности проявляется в обеспечении социально приемлемого уровня жизни благополучателя и, в тоже время, предотвращает возникновение социального иждивенчества трудоспособного населения.

Принцип правовой обеспеченности достигается за счет разработки новых и упорядочивания действующих законодательных и иных нормативных актов, регулирующих сферу благотворительности.

Устойчивость благотворительной деятельности обеспечивается за счет наиболее полного, целесообразного, прозрачного использования средств из всех источников.

Гибкость благотворительных акций предполагает систематический пересмотр направлений, форм, методов, механизмов и технологий оказания благотворительной поддержки в соответствии с изменяющимися социально-экономическими условиями жизнедеятельности общества.

Управляемость системы благотворительности достигается за счет четкого разграничения функций, полномочий, ответственности и ресурсного обеспечения различных организаций, осуществляющих благотворительную поддержку различных благополучателей, как частных лиц, так и организаций.

Научная обоснованность системы благотворительности предполагает применение теоретических, методических и экспериментально опробированных механизмов и технологий, доказавших на практике свою эффективность в решении проблем благотворительности.

Важным принципом встраивания благотворительности в систему социальной политики является информационная достаточность сопровождения благотворительных акций. Необходимым критерием эффективности функционирования благотворительных организаций является доступность предоставляемых благ нуждающимся группам населения, т.е. способность благотворителей своевременно, четко выявлять и максимально осуществлять свои уставные функции.

С учетом текущей социально-экономической ситуации наибольшие налоговые преимущества и другие привилегии должны представляться участникам благотворительной деятельности, которые сосредоточены на решении проблем малоимущих слоев населения, социально ущемленных групп и жертв социальных, природных и техногенных катаклизмов. Налоговое стимулирование других благотворительных проектов должно осуществляться в меньшем объеме и увеличиваться по мере улучшения экономической ситуации и, в частности, ситуации с наполнением бюджетов.