Чем достигается скрытность управления в бою. Основы управления подразделениями

Скрытое управление войсками (СУВ) - комплекс мероприятий по сохранению в тайне от противника сведений, используемых при руководстве войсками (силами) в мирное н военное время.

Для этого предусматривается: личная передача подчиненным особо секретных сведений; применение засекречивающей аппаратуры связи; шифрование секретных документов; кодирование секретных и служебных сведений, передаваемых по открытым каналам связи; применение сигналов управления однократного использования; проведение технических и организационных мероприятий по защите информации

В современных условиях организация боевых действий и надежное руководство войсками немыслимы без широкого применения радиоэлектронных средств (РЭС), которые являются основой систем управления и неотъемлемой частью большинства новых видов оружия.

Работающие активные радиоэлектронные средства излучают электромагнитную энергию, которая с помощью радиоприемных устройств может быть обнаружена, а передаваемая с помощью РЭС информация –перехвачена.

Эти уязвимые стороны радиоэлектронных средств привели к появлению особого вида разведывательной деятельности - радиоэлектронной разведке, которая характеризуется следующими особенностями:

Действует скрытно, без непосредственного контакта с объектами разведки; противнику, как правило, сложно установить факт ее ведения;

Охватывает большие расстояния и пространства, пределы которых ограничиваются лишь особенностями распространения радиоволн и чувствительностью разведывательной аппаратуры; (так по мнению американских специалистов с постов, расположенных в Англии, Италии возможен перехват излучений, считавшихся ранее недосягаемыми для радиоразведки на больших дальностях (до 1200-2200 км) – рубеж Мурманск, Ленинград, Москва, Волгоград, Тбилиси и в осенне-зимний период на расстоянии до 3000-4000 км – рубеж о. Диксон, Ханты-Мансийск, Кзыл-Орда;

Может функционировать непрерывно, в любое время года, суток и при любой погоде;

Обеспечивает получение в короткие сроки, чаще всего в реальном масштабе времени большого объема информации различного характера;

Малоуязвима и во многих случаях недосягаема для противника.

К наиболее важным целевым объектам радиоэлектронной разведки относятся:

Используемые во всех видах Вооруженных Сил активные средства радиосвязи;

Автоматизированные системы управления войсками и оружием, а также системы управления космическими объектами;

Технические средства хранения, обработки и передачи информации, работа которых сопровождается побочными электромагнитными излучениями;

Телеметрические системы передачи информации;

Радионавигационные системы, применяемые в морской, воздушной и космической навигации;



Радиолокационные станции (узлы, комплексы) всех систем и назначений.

Важнейшими видами радиоэлектронной разведки являются радиоразведка и радиотехническая разведка.

Радиоразведка имеет целью обнаружение и перехват открытых и шифрованных передач связных радиостанций противной стороны, анализ и обработку перехваченных сообщений, и определение местонахождения источников излучения путем их пеленгования.

При осуществлении перехвата, радиоразведку, кроме самих текстов радиопрограмм и переговоров интересуют и другие детали, такие, например, как позывные радиостанций и должностных лиц, адреса и пароли, кодовые и служебные фразы радистов, технические особенности и характеристики, перехватываемых РЭС, индивидуальный «почерк» обслуживающего радиосредства личного состава. Накопление, обобщение и анализ этих данных позволяют вскрывать систему радиосвязи противника, определять, сколько и каких частей и подразделений действует в полосе разведки, устанавливать ПУ, степень активности противника в определенных районах и т.д.

Радиотехническая разведка, используя те же, что и радиоразведка методы радиоприема, пеленгования и анализа радиосигналов, занимается обнаружением и распознаванием радиолокационных станций, радионавигационных и радиотелекодовых систем.

Она позволяет выявлять расположение радиоэлектронных средств, определять их тактико-технические характеристики, зоны действия, назначение и на этой основе вскрывать системы противовоздушной и противоракетной обороны противника, стартовые площадки ракет, аэродромы и другие важные объекты. Ведущие государства придают огромное значение радио и радиотехнической разведкам.

Методы радиоэлектронной разведки, способы анализа и обработки материалов перехвата постоянно совершенствуются. На постах перехвата радио и радиорелейных линий связи для выборочного приема и записи на магнитную ленту полезной информации в настоящее время используются канально-поисковые селекторы, обеспечивающие тотальный просмотр всех телефонных и телеграфных каналов и запись только тех передач, где встречаются заранее заложенные в память «ключевые слова». В качестве «ключевых слов» используются номера телефонов и фамилии должностных лиц, позывные радиосетей и номера войсковых частей.

Современные средства позволяют вести радиоэлектронную разведку не только наземными, морскими, воздушными и космическими средствами, но и используют все возможности для засылки в нашу страну своей агентуры, оснащенной специальной аппаратурой для электронного шпионажа. Микроминиатюрные технические средства позволяют вести разведку с приборами, вмонтированными в дужки очков, авторучки, пуговицы, зажигалки, запонки, часы, портсигары, браслеты и т.д.

Наземную тактическую радио и радиотехническую разведку в войсках США ведет агентство национальной безопасности (АНБ), батальоны радиоэлектронной борьбы (корпусные и армейские), отдельные отряды радиотехнической разведки. Так, например, в полосе дивизии, действующей на главном направлении наступательно операции армии, можно ожидать роту службы безопасности и роту радиоэлектронной борьбы из состава корпусного батальона РЭБ. Эти роты придаются пехотной дивизии армии США. Он могут развернуть:

1. Постов радиоразведки:

4 КВ (0,5-0,32 МГц) и 12 УКВ (0,1-60 МГц) постов радиоперехвата;

4 поста радиопеленгования (0,1-60 МГц).

2. Постов радиопомех:

4 КВ (1,5-20 МГц):

4 УКВ (20-230 МГц) и 7 наземных, 3 самолетных многоцелевых радиостанций помех.

Этими силами и средствами противник может вести наблюдение за 12-16 (50%) КВ, 36-48 (21%) УКВ радиосетями и подавить или затруднить работу 4-8 (30%) КВ и 14-48 (20%) УКВ радиосетей дивизии. В мотострелковой (танковой) дивизии организуется 25 КВ, 170 УКВ радиосетей и 10 радиорелейных линий связи. Если не предусмотреть необходимых мер защиты, то основные радиосети дивизии могут быть полностью разведаны и подавлены противником.

Возросшие возможности перехвата различной информации разведками противника обязывают всех должностных лиц войск и штабов уделять постоянное внимание скрытому управлению войсками.

Глава 3.Основы управления

50 . Управление подразделениями заключается в целенаправленной деятельности командира батальона (роты), его заместителей, штаба батальона по поддержанию постоянной боевой готовности подчиненных подразделений, своевременной подготовке их к тактическим действиям (бою), твердом и непрерывном руководстве ими при решении поставленных задач.

Основой управления является решение командира.

Основная цель управления – обеспечить максимальную эффективность использования (применения) сил и средств батальона (роты) для успешного решения задач в любых условиях обстановки.

51 . Основными задачами управления являются:

обеспечение командиром батальона (роты), штабом батальона оперативного, устойчивого, непрерывного и скрытого руководства подчиненными подразделениями при выполнении поставленных задач;

обеспечение постоянного сбора (добывания), изучения, отображения и анализа данных обстановки в целях своевременного принятия решения командиром батальона (роты) и последующее доведение задач до подчиненных подразделений; организация и поддержание непрерывного взаимодействия; организация и проведение мероприятий по всестороннему обеспечению; подготовка подразделений к действиям и непосредственное руководство ими; организация контроля и помощи подчиненным командирам и подразделениям.

52 . Управление подразделениями должно быть эффективным, устойчивым, оперативным, непрерывным и скрытым.

Эффективность управления выражается степенью использования потенциальных возможностей управляемых воинских частей и подразделений в интересах успешного и своевременного выполнения поставленных перед ними задач.

Устойчивость управления достигается организацией и проведением мероприятий, направленных на повышение ее защищенности и восстанавливаемости; тщательной маскировкой и фортификационным оборудованием пунктов управления; созданием резерва сил и средств управления.

Оперативность управления заключается в упреждении противника в принятии и реализации решений по складывающейся обстановке. Она достигается постоянной боевой готовностью органов управления; высоким уровнем их профессиональной подготовки; эффективным функционированием средств управления; своевременным принятием решений по складывающейся обстановке и организацией действий.

Непрерывность управления заключается в способности командира постоянно воздействовать на ход боевых действий: своевременно ставить задачи подчиненным подразделениям, получать от них информацию о складывающейся обстановке. Она достигается владением командиром батальона (роты) и штабом батальона обстановкой, исправным функционированием средств связи, знанием личным составом установленных сигналов управления.

Скрытость управления заключается в сокрытии от противника мест в боевом порядке командиров подразделений и сигналов управления. Она достигается тщательной маскировкой пункта управления батальона (роты), комплексным применением радио- и проводных средств связи, умелым управлением подчиненными сигнальными средствами.

Глава 4. Система управления

53 . Система управления – это совокупность функционально и организационно связанных между собой органов управления, пунктов управления и средств управления (систем связи, автоматизации, а также других специальных систем). Система управления должна обладать постоянной готовностью к функционированию, скрытностью, устойчивостью и обеспечивать возможность управления подразделениями механизированного батальона в любых условиях обстановки.

54 . Скрытность системы управления выражается в способности сохранять в тайне от противника систему управления, все мероприятия, проводимые в ходе подготовки и выполнения задач, обеспечивать защиту информации, циркулирующую в ней, районов расположения пунктов управления, линий и узлов связи. Скрытность системы управления обеспечивается надежной маскировкой ее элементов от всех видов разведки противника, определенным порядком использования и режимами работы средств связи, защитой информации, циркулирующей в ней.

55 . Под устойчивостью системы управления понимается ее способность успешно функционировать в любых условиях обстановки. Устойчивость системы управления достигается проведением комплекса мероприятий организационного, технического и оперативного характера. К ним относятся: создание стационарных (подвижных) пунктов управления, их соответствующее оборудование, размещение, маскировка и правильное перемещение; организация системы связи и ее использование; повышение живучести пунктов управления и системы связи; организация и проведение мероприятий по радиоэлектронной защите радиоэлектронных средств систем управления, повышение их помехозащищенности; активная борьба со средствами радиоэлектронного поражения противника, их выявление и уничтожение; правильное размещение сил и средств управления в воинских частях и подразделениях механизированной бригады.

56 . Организация управления заключается в создании системы управления, которая должна обеспечивать высокую степень боевой готовности, устойчивость и возможность как централизованного, так и децентрализованного управления штатными и приданными подразделениями, необходимую степень защиты от информационного воздействия противника. Организационно-техническую основу управления подразделениями, силами и средствами батальона (роты) составляет система управления, представляющая собой совокупность функционально связанных между собой органов управления (командиров), командно-наблюдательных пунктов и средств управления. Система управления должна обладать высокой живучестью, помехозащищенностью, надежностью и обеспечивать возможность как централизованного, так и децентрализованного управления подразделениями.

57 . Органы управления батальона включают командование во главе с командиром батальона, штаб во главе с начальником штаба, заместителей командира батальона по вооружению и тылу со своими службами, роты – командира роты, его заместителей, а также органы управления приданных подразделений. Штаб батальона является основным органом управления. Свою работу он осуществляет на основе решения и указаний командира, а также распоряжений вышестоящего штаба.

58 . Командир батальона (роты) несет полную и единоличную ответственность за боевую готовность, подготовку подчиненных ему подразделений, правильное их применение, успешное выполнение ими боевых задач в установленные сроки. Он обязан своевременно принимать решение на бой, ставить задачи подчиненным подразделениям, организовывать взаимодействие и всестороннее обеспечение, а также непосредственную подготовку подразделений к бою, твердо управлять ими, настойчиво добиваясь выполнения поставленных задач.

59 . Командир батальона (роты) управляет подразделениями путем отдачи устных боевых приказов, распоряжений, а также командами и сигналами. Приказы, распоряжения и команды должны отдаваться кратко и предельно ясно. Он обязан немедленно докладывать командиру бригады (батальона) о выполнении боевой задачи, новых сведениях о противнике, резком изменении обстановки перед фронтом и на флангах своего подразделения, а при необходимости – о потерях и обеспеченности ракетами, боеприпасами и горючим.

60 . Штаб батальона является основным органом управления. Свою работу он осуществляет на основе решения и указаний командира, а также распоряжений вышестоящего штаба.

Главная задача штаба состоит в своевременном и полном доведении приказов и распоряжений до подчиненных командиров; в постоянном сборе, обобщении и анализе данных обстановки, докладе их командиру батальона и доведении до вышестоящего штаба.

На штаб возлагаются функции:

по обеспечению боевой готовности подразделений;

непрерывному добыванию, сбору, изучению и оценке данных обстановки; подготовке необходимых расчетов и предложений командиру для принятия решений;

оформлению боевых приказов и распоряжений; осуществлению мероприятий по организации взаимодействия и поддержанию его в ходе выполнения задач;

организации боевого обеспечения действий и защиты войск; контролю за выполнением задач подразделениями; ведению учета личного состава, вооружения и военной техники, ракет, боеприпасов всех видов, горючего и других материальных средств;

осуществлению укомплектования подчиненных подразделений личным составом, вооружением и военной техникой, пополнению материальными средствами, а также ведению учета доз облучения личного состава; информированию командиров подчиненных, взаимодействующих подразделений и соседей о новых данных обстановки;

организации системы управления подразделениями, обеспечению ее устойчивого функционирования; организации и контроле за обеспечением скрытого управления войсками и сохранением в тайне планируемых мероприятий; изучению, обобщению и доведению до подчиненных подразделений боевого опыта, а также способов управления подразделениями.

61 . Начальник штаба батальона является первым заместителем командира батальона, только он имеет право отдавать приказы от его имени. Он отвечает за организацию и поддержание непрерывного управления подразделениями, их боевую готовность и боевое обеспечение действий батальона.

Начальник штаба батальона обязан: всегда знать обстановку, предвидеть возможные ее изменения, быть в готовности доложить командиру выводы и свои предложения в решение; оказывать командиру помощь в организации боя, поддержании постоянного взаимодействия, а также в организации всестороннего, в первую очередь боевого, обеспечения боя подразделений; организовывать устойчивую связь и защиту ее от радиоэлектронного подавления противником; обеспечивать скрытое управление подразделениями; записывать боевые приказы и распоряжения, отдаваемые командиром батальона; осуществлять контроль за выполнением отданных боевых приказов (распоряжений) и обеспеченностью подразделений всем необходимым для боя; информировать командиров подразделений и соседей об обстановке; вести учет доз облучения личного состава штаба, своевременно представлять донесения вышестоящему штабу, а также изучать боевой опыт и доводить его до подчиненных. Он должен организовывать разведку наземного и воздушного противника, ставить задачи разведывательному подразделению и через командиров доводить до подразделений способы и сигналы опознавания своих самолетов (вертолетов).

62 . Заместитель командира батальона (роты) отвечает за боевую и мобилизационную готовность и успешное выполнение батальоном (ротой) боевых задач, является непосредственным организатором боевой подготовки. В отсутствие командира батальона (роты) выполняет его обязанности. Заместитель командира батальона (роты) должен постоянно знать в полном объеме всю обстановку, задачи подразделений и быть готовым взять на себя управление батальоном (ротой).

63 . Заместитель командира батальона (роты) по идеологической работе непосредственно организует и проводит идеологическую работу, отвечает за ее состояние, действенность при решении боевых задач и за готовность подразделения к их выполнению, воспитание, морально-психологическое состояние и воинскую дисциплину личного состава при выполнении боевых задач.

Он обязан: организовывать планирование и реализацию мероприятий идеологической работы и контроль за их действенностью; лично инструктировать командиров подразделений; осуществлять реализацию мероприятий идеологической работы в соответствии со складывающейся в ходе боя обстановкой, своевременно докладывать командиру батальона (роты) о проводимой идеологической работе и морально-психологическом состоянии личного состава.

64 . Командно-наблюдательный пункт (далее – КНП) батальона (роты) - это специально оборудованное и оснащенное техническими средствами связи место, с которого осуществляется управление подразделениями при подготовке и ведении боевых действий. Командно-наблюдательный пункт должен быть высокоподвижным, иметь надежную связь и обеспечивать управление подразделениями в любых условиях обстановки при нахождении на месте и в движении.

Он развертывается там, откуда обеспечивается непрерывное управление, наилучшее наблюдение за местностью, противником, действиями своих подразделений и соседей. Командно-наблюдательный пункт ничем не должен выделяться в боевом порядке, для его расположения и перемещения необходимо умело использовать местные предметы, защитные и маскирующие свойства местности.

На командно-наблюдательном пункте батальона (роты) размещаются и работают командир батальона (роты), его заместители (за исключением заместителей по вооружению и тылу), офицеры штаба, начальник связи батальона, а также командиры приданных подразделений. На командно-наблюдательном пункте батальона первого эшелона (действующего на отдельном направлении) от взаимодействующих частей ВВС и войск ПВО может развертываться пункт управления авианаводчика.

Командир батальона для управления подразделениями может выдвигаться в боевые порядки, для чего из состава командно-наблюдательного пункта выделяется машина управления на бронебазе, на которой с командиром работают заместитель (помощник) начальника штаба, командир минометной батареи (артиллерийский корректировщик, авиационный наводчик).

Перемещение командно-наблюдательного пункта осуществляется только с разрешения старшего командира (вышестоящего штаба) и производится быстро, организованно, скрытно и не должно совпадать по времени с решающими событиями в ходе выполнения поставленной задачи.

В случае выхода из строя командно-наблюдательного пункта батальона (роты) управление подразделениями осуществляется, как правило, с командно-наблюдательного пункта роты второго эшелона (одного из взводов роты). Командир, принявший на себя командование батальоном (ротой), докладывает об этом старшему командиру, сообщает подчиненным, взаимодействующим подразделениям и соседям.

За организацию (режим) работы командно-наблюдательного пункта батальона при подготовке и в ходе действий, обеспечение устойчивого функционирования системы управления отвечает начальник штаба.

65 . Средства управления включают в себя систему связи, комплексы средств автоматизации, технические средства скрытного управления войсками, обработки информации и производства расчетов, оформления и размножения.

Связь в батальоне (роте) организуется в соответствии с решением командира и указаниями начальника штаба бригады (батальона). Ответственность за организацию и состояние связи несет начальник штаба батальона (в роте – командир роты). Непосредственно организует связь и отвечает за ее устойчивую работу начальник связи батальона. Командир батальона (роты) и начальник штаба батальона в любых условиях обстановки обязаны иметь при себе средства связи, позволяющие поддерживать постоянную и устойчивую связь со старшим командиром, командирами штатных, приданных, поддерживающих и взаимодействующих подразделений, и уметь лично вести переговоры на средствах связи. Для обеспечения управления в батальоне (роте) применяются радио-, проводные, подвижные и сигнальные средства связи. Радиосредства являются важнейшими, а иногда единственными средствами, способными обеспечить управление подразделениями. В бою все команды по радио передаются открытым текстом, при этом наименования подразделений и должности командиров указываются позывными, а пункты местности – от ориентиров, а также условными (кодированными) наименованиями. Проводные средства связи применяются самостоятельно и в комплексе с радиосредствами при расположении батальона на месте, в исходном районе и в обороне.

Подвижные средства связи применяются во всех видах боя, на марше и при расположении на месте. Сигнальные средства связи применяются для передачи команд и сигналов оповещения, управления и взаимодействия. Для поддержания взаимодействия между соседними подразделениями используются радиосредства этих подразделений, а также проводные и подвижные средства правого соседа.

66 . Для управления подразделениями и огнем назначаются единые ориентиры, кодируются топографические карты и местные предметы, до командиров доводятся радиоданные и сигналы, на вооружении и технике наносятся опознавательные знаки и условные номера. В качестве ориентиров выбираются хорошо видимые днем и ночью и наиболее устойчивые от разрушения местные предметы. Ориентиры нумеруются справа налево и по рубежам от себя в сторону противника. Один из ориентиров назначается основным. Номера ориентиров и сигналы, установленные старшими командирами, изменять запрещается. При необходимости командир батальона (роты) может дополнительно назначать ориентиры и сигналы.

Командир батальона (роты), как правило, назначает не более пяти дополнительных ориентиров (на направлении и границах действий рот (взводов), на границах полосы и дополнительного сектора огня). Кроме ориентиров для управления огнем могут использоваться хорошо видимые местные предметы.

Оповещение подразделений о воздушном противнике, радиоактивном, химическом и биологическом заражении осуществляется едиными постоянно действующими сигналами. Их должен знать весь личный состав.

67 . Для взаимного опознавания, определения принадлежности и местонахождения подразделений в каждом батальоне (роте) первого эшелона бригады (батальона), находящегося в непосредственном соприкосновении с противником или ведущего боевые действия (разведку) в тылу противника, назначается пост (пункт) обозначения из состава специально подготовленного отделения (экипажа). Обозначение данным постом (пунктом) местонахождения подразделений осуществляется сигнальными и техническими средствами опознавания путем их приведения в действие по команде командира батальона (роты) или начальника штаба батальона в соответствии с распоряжением вышестоящего штаба. Пост (пункт) обозначения батальона (роты) назначается в составе трех военнослужащих, один из них старший. Он обеспечивается приборами наблюдения, крупномасштабной картой или схемой местности, журналом контроля, компасом, часами, фонарем, средствами связи и подачи сигналов связи и подачи сигналов опознавания, обозначения и оповещения. Технические средства опознавания и обозначения устанавливаются вблизи командно-наблюдательного пункта батальона. При постановке задачи посту (пункту) обозначения обычно указывают состав поста (пункта), местонахождение, секторы наблюдения, сигналы опознавания, обозначения и оповещения.

68 . Организуя управление, командир батальона (роты) определяет: места и время развертывания командно-наблюдательных пунктов батальона (роты) и приданных подразделений, порядок их перемещения в ходе боя; порядок поддержания связи и радиообмена; способы и сроки представления донесений; степень инженерного оборудования командно-наблюдательных пунктов и порядок их охраны. Командир батальона (роты) в бою управляет подразделениями с командно-наблюдательного пункта. Командиры приданных и поддерживающих подразделений, как правило, находятся на командно-наблюдательном пункте того подразделения, которому они приданы (поддерживают), или вблизи него.

Лекция
по учебной дисциплине
«Управление подразделениями в мирное время»
Тема: 1 «Структура и система управления
подразделениями в Вооружённых Силах
Российской Федерации»

Учебные цели:
1. Ознакомить обучаемых с основами социального управления,
структурой и системой управления подразделениями в
Вооружённых Силах Российской Федерации.
2.
Изучить методологические основы и подходы к управлению,
основные этапы процесса управления.
Воспитательная цель:
Воспитывать и развивать у студентов профессионально важные
качества, необходимые будущим офицерам, чувство гордости к
Вооружённым Силам РФ.
Учебные вопросы:
1. Основы социального управления. Структура и система
управления подразделениями в Вооружённых Силах РФ.
2. Методологические основы и подходы к управлению. Основные
этапы процесса управления местности.

Литература:
1. Общевоинские Уставы Вооруженных Сил РФ. М.: Воениздат, 2007.
2. Управление подразделениями в мирное время.
Учебник. М.: Голден Би, 2007.
3. Резниченко В.Г. Тактика. 2-е изд. М.: Воениздат, 1987.

Вопрос 1. Основы социального управления. Структура и система управления подразделениями в Вооруженных Силах Российской Федерации.

УПРАВЛЕНИЕ - это особый вид деятельности,
превращающий неорганизованную толпу в
эффективную и целенаправленную группу.
Под управлением (в социальной сфере) в самом
общем значении этого слова понимается
организованная деятельность человека или
группы людей, направленная на достижение
определенным коллективом заданной цели,
выраженной в каких-либо количественных и
качественных показателях.

Научное управление обществом - это сознательное,
целенаправленное воздействие людей на общественную
систему в целом или на отдельные звенья,
обеспечивающее их оптимальное функционирование и
развитие на основе использования объективных
закономерностей и тенденций.
К числу областей общественной деятельности, где
вопросы научного управления стоят особенно остро,
относится, безусловно, область вооруженной защиты
Отечества.
Особым направлением в многогранной деятельности
государства по организации вооруженной защиты
Отечества является руководство боевой и повседневной
деятельностью Вооруженных Сил.

Управлению Вооруженными Силами присущи многие
черты руководства обществом в целом.
При выяснении содержания научного управления
Вооруженными Силами следует выделить две его стороны
по отношению к самим Вооруженным Силам как объекту
управления: внутреннюю и внешнюю
Внешняя сторона научного управления жизнью и боевой
деятельностью армии и флота имеет целью создание в
рамках имеющихся возможностей оптимальных условий,
обеспечивающих эффективное управление Вооруженными
Силами.

К таким условиям относятся:
1) Своевременное и в нужном количестве обеспечение армии и
флота самым совершенным оружием и боевой техникой,
созданные трудом рабочего класса, коллективами ученых,
инженеров, конструкторов, при достаточном финансировании
обороны государства.
2) Вооруженным Силам необходим постоянный приток
подготовленного контингента людей, способных в кратчайшие
сроки овладеть военным делом. В этой связи особо важное
значение приобретает образование и морально-психологическая
подготовка молодежи, призываемой в ВС.
3) Успешное выполнение Вооруженными Силами задач по защите
Отечества зависит от прочности их связи с народом, от
постоянной и всемерной поддержки народа.
Чтобы выполнить эту задачу необходимо серьезное
внимание уделять управленческой деятельности командиров и
штабов всех уровней.

В уставах и периодической военной печати под
управлением понимается целенаправленное воздействие на
коллективы людей в целях организации и координации их
действий в процессе выполнения определенных функций в
боевой обстановке и в мирное время.
Последнее
представляет
собой
повседневную
деятельность войск, которая слагается из ряда мероприятий
обеспечивающих поддержание боевой готовности в
соответствии с предъявляемыми к ней требованиями, а
также жизнь и быт соединений, частей и подразделений.

К основным из них можно отнести:
боевую и мобилизационную готовность;
поддержание уставного порядка и высокой воинской
дисциплины;
службу войск;
воспитательную работу;
ведение войскового хозяйства;
содержание вооружения и техники в исправном состоянии;
совершенствование учебной материальной базы;
финансовое, медицинское и бытовое обеспечение.
Каждое из слагаемых включает конкретные задачи,
выполняемые в определенной последовательности. Все они
требуют непосредственного руководства со стороны
командиров и подчиненных им органов управления.

Отсюда сущность управления составляет непрерывная,
целенаправленная работа командиров, штабов, начальников
родов войск и служб по качественному выполнению задач,
решаемых соединениями, частями и подразделениями.
Практическое
значение
данного
определения
обуславливается тремя факторами:
Первый - конечная цель управления повседневной
деятельностью - поддержание боевой и мобилизационной
готовности войск.
Второй - в решении возложенных задач принимает участие
большой коллектив должностных лиц органов управления,
возлагаемых командиром (начальником).
Третий - управленческая деятельность носит коллективный
характер, поэтому на первый план выдвигается ее
организационная сторона.

Внутренняя сторона проблемы управления Вооруженными
Силами внесет своим содержанием задачи, связанные с
достижением соответствующего качественного состояния
самих Вооруженных Сил, определяемого их выучкой,
дисциплинированностью,
боеспособностью
и
боеготовностью.
Перед командным составом стоят задачи научить молодых
воинов в совершенстве владеть этим оружием и боевой
техникой, подготовить их для выполнения самых сложных
задач по защите Отечества.
Таким образом, сущность управления подразделениями,
частями и в конечном счете всеми Вооруженными Силами в
мирное время образно можно представлять так.
Государство и Вооруженные Силы как в «сосуд» вливают
три основные компонента:
1. Финансы.
2. Подготовленных людей.
3. Обеспечение связи армии и народа.

В результате успешного решения этих задач
государство требует, чтобы из «сосуда»
выливались три основные компонента:
1. Боевая и мобилизационная готовность
2. Выучка
3. Дисциплинированность,
которые являются основными для надежной
охраны рубежей государства.

Вооруженные Силы со всеми органами управления, его
учреждениями и заведениями и т.п. в мирных условиях
постоянно решают на основе широкого и всестороннего
использования данных науки и передовой практики при
непосредственном руководстве со стороны командиров на всех
уровнях основные задачи управления:
Боевая и мобилизационная готовность
Боевая подготовка
Поддержание уставного порядка и высокой воинской
дисциплины
Служба войск
Воспитательная работа
Ведение войскового хозяйства
Содержание вооружения и военной техники в исправном
состоянии
Совершенствование учебно-материальной базы
Финансовое, медицинское и торгово-бытовое обеспечение
личного состава.

Первым признаком всякого управления является наличие
определенной
структуры,
организации.
Сам
термин
«Управление» в русском языке прежде всего предполагает, что
есть субъект или объект, который управляет, и вместе с тем
имеется тот, которым управляют.
Первый принято называть ОРГАНОМ УПРАВЛЕНИЯ,
второй - ОБЪЕКТОМ УПРАВЛЕНИЯ.
Речь идет о таких действиях объекта, которые не могут и
не должны протекать стихийно, неорганизованно, когда
требуется, то или иное направляющее и организующее
воздействие на него со стороны органа управления. Но чтобы
такое воздействие было осуществимо, между органом и
объектом управления обязательно должна быть какая-либо
связь.
Совокупность этих трех элементов - органа управления с
присущими ему техническими средствами и методами
действий, объекта управления и каналов связи между ними
принято называть системой управления.

II. Методологические основы и подходы к управлению. Основные этапы процесса управления.

Отделение (расчет, экипаж) организованно входит в
качестве подсистемы в систему вышестоящего подразделения
- взвода (роты), где функции органа управления осуществляет
также командир, но его управляющее воздействие направлено
не на солдат, а на командиров отделений. Командиры
отделений выполняют функции органа управления по
отношению к подчиненным солдатам и одновременно
являются объектом управления со стороны командира взвода.
Таким образом, в общей структуре войск управление по своей
форме представляет собой нечто иное, как деятельность
командира, штаба, заместителей командира, начальников
служб по поддержанию подчиненных подразделений и частей
в постоянной боевой готовности и высокого морального
состояния личного состава. Это первоочередная цель
управления войсками в мирное время.

Повседневная деятельность части (подразделения)
представляет собой систему тщательного планируемых и
проводимых мероприятий по поддержанию боевой и
мобилизационной
готовности,
организации
боевой
подготовки, службы войск, содержанию техники и
вооружения в исправном состоянии, ведении войскового
хозяйства, воинскому воспитанию, поддержанию воинской
дисциплины и порядка на должном уровне.
В конечном итоге – общей целью управления
повседневной деятельностью части (подразделения) является
создание в рамках имеющихся возможностей, оптимальных
условий, обеспечивающих успешное выполнение частью
(подразделением) поставленных задач.
В управлении подразделениями действуют как общие
законы, так и специфические законы управления.

Принципы управления войсками - это наиболее
общие, основополагающие требования, положения
(рекомендации)
по
содержанию,
организации
и
осуществлению управления, которые должны учитываться
и выполняться в практической деятельности органами
управления.
По своему назначению принципы управления
являются связующим звеном между фундаментальной
основой теории управления, законами управления и
управленческой практикой.
Соблюдение принципов управления
эффективность управленческой деятельности.
повышает

В Вооруженных Силах принципы управления складывались
(формировались) и проверялись на практике в ходе становления и
развития русской армии с учетом опыта Великой Отечественной войны и
послевоенного периода.
Исходя из общих принципов руководства Вооруженными Силами
можно сформулировать следующие принципы управления повседневной
деятельностью части (соединения):
- строгое соблюдение законности;
- единоначалие;
- личная ответственность командиров за принимаемые решения и
результаты выполнения задач подчиненными;
- централизация управления во всех звеньях с предоставлением
подчиненным инициативы в определении способов выполнения
поставленных им задач;
- твердость и настойчивость в реализации, принятых решений и планов;
- оперативность и гибкость управления.

Принцип
строгого
соблюдения
законности
заключается в том, чтобы все вопросы управления в
повседневной
деятельностью
части
(соединения)
решались в строгом соответствии с положениями
законодательства и требованиями общевоинских уставов,
как со стороны органов управления, так и объектов
управления.

Принцип единоначалия является важнейшим
организационным принципом управления войсками на
всех уровнях. Необходимость единоначалия в управлении
войсками обуславливается самой природой Вооружённых
Сил, их назначением, условиями и способами применения.
Сущность принципа единоначалия заключается в том, что
командир наделяется всей полнотой распорядительной
власти по отношению к подчинённым и несёт полную
ответственность за все стороны жизни и деятельности
подчинённых частей (подразделений).

Принцип личной ответственности командиров за
принимаемые решения и результаты выполнения
задач подчинёнными имеет важное значение в
управлении частями (соединениями).
Сосредоточив в своих руках всю полноту власти командир
несёт личную ответственность перед Российским
правительством
за
постоянную
боевую
и
мобилизационную готовность подчинённых ему войск и
успешное выполнение ими задач в повседневной
деятельности, независимо от количественного состава и
уровня подготовки должностных лиц органов управления,
участвующих в выработке решения. Этот принцип
предполагает установление личной ответственности
каждого должностного лица за выполнение возглавляемых
на него функциональных обязанностей.

Принцип централизации управления во всех
звеньях с предоставлением подчинённым инициативы
в определении способов выполнения поставленных им
задач отражает суть принципа демократического
централизма применительно к условиям военного
управления.
Централизованное управление позволяет командиру в
короткие сроки наилучшим образом координировать
повседневную деятельность подчинённых подразделений
(частей), контролировать решения ими задач и в случае
необходимости замыкать на себя любую инстанцию
управления. При этом наиболее полно используются
компетентность, осведомлённость и практический опыт
командира и штаба, их возможности в выработке и
принятии обоснованных решений и последовательном
проведении их в жизнь.

Принцип твёрдости и настойчивости в реализации,
принятых решений и планов находится в тесной связи с
принципом оперативного и гибкого реагирования на
изменения обстановки. Оба эти принципа лежат в основе
практической деятельности командира по руководству
подчинёнными. В них сочетаются, с одной стороны,
стремление обеспечить неуклонное проведение в жизнь
принятого решения (плана), с другой – возникающая в
связи с изменением обстановки (условий) необходимость
оперативно принять новое решение или внести уточнение
в ранее принятое решение (план) и задачи подразделениям
(частям).

Принцип оперативности и гибкости управления
требует от командира быстрого реагирования на
ожидаемые или произошедшие изменения в обстановке,
внесение необходимых уточнений, обеспечение в короткие
сроки перенацеливания усилий подчинённых в интересах
успешного выполнения стоящих перед ними задач.

Управление повседневной деятельностью войск – это
в первую очередь управление людьми. Поэтому твёрдость
и гибкость в управлении зависит от личностных качеств
командира и должностных лиц органов управления.
Профессиональная
подготовка,
уверенность
в
правильности действий, высокая требовательность и
близость к людям позволяют командиру подчинить своей
воле большие коллективы, максимально мобилизовать их
творческие возможности, физические, интеллектуальные и
духовные силы на успешное выполнение поставленных
задач.
Реализация этих принципов невозможно также без
высокого уровня организаторской работы, качественного
планирования, контроля, соблюдения установленного
режима секретности при решении поставленных задач.

Задание на самоподготовку:
1. Ознакомиться с военной специальностью, требованиям, предъявляемым к
военно-профессиональной подготовке офицера запаса.
2. Изучить задачи военной кафедры и организацию учебного процесса на
военной кафедре.
3. Ознакомиться с предметом и задачами тактики, структурой Вооруженных
Сил РФ их составом, назначением родов войск и специальных Войск.
Рекомендуемая литература:
1. ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» от 28.03.1998 г.
2. ФЗ «Об обороне» от 31.05.1996 г.
3. Постановление Правительства РФ от 6.03.2008 г.
4. Приказ Министра обороны и Министра образования и науки РФ от
10.07.2009 г.
5. Щербаков А.А. Основы общей тактики. Учебное пособие. Воронеж. ВГУ,

ТЕМА № 6: «Управление подразделами в бою».

Учебные цели:
1. Дать студентам понятие о сущности
управления подразделениями.
2. Изучить со студентами порядок, содержание
и методы работы командира подразделения
по организации боя.
Время: 2 часа.
Метод: лекция.
Место проведения: класс.

Учебные вопросы:
1. Сущность управления подразделениями.
Требования, предъявляемые к управлению. Приказы,
распоряжения, команды и способы их передачи.
2. Порядок, содержание и методы работы командира
подразделения, ЗКВ роты по организации боя.
3. Средства, обеспечивающие управление подразделениями.
Ориентиры, назначаемые подразделениям для управления
подразделениями и огнем. Сигналы управления и
оповещения.
4. Виды обеспечения боевых действий (передвижения) и их
сущность. Организация боевого обеспечения в танковом
(мотострелковом) батальоне

1-Й УЧЕБНЫЙ ВОПРОС:

Сущность управления
подразделениями.
Требования, предъявляемые к
управлению. Приказы,
распоряжения, команды и способы
их передачи.

Сущность управления подразделениями

заключается в целенаправленной
деятельности командиров, штабов и других
органов управления по поддержанию
постоянной боевой готовности войск,
подготовке их к бою и руководству ими при
выполнении поставленных задач

Требования, предъявляемые к управлению.

Устойчивость
Непрерывность
Оперативность
Скрытность

Устойчивость управления достигается:
правильным уяснением задачи, поставленной старшим
начальником;
настойчивым проведением в жизнь принятых решений;
созданием, своевременным развертыванием пунктов и
средств управления, поддержанием их в высокой боевой
готовности, умелой организацией работы на них;
проведением комплекса мероприятий по защите пунктов и
средств управления от воздействия противника и
противодействию его средствам поражения;
поддержанием устойчивой связи с вышестоящим штабом, с
подчиненными и взаимодействующими подразделениями;
умелым расположением пунктов управления, организацией
их всестороннего обеспечения и боевого применения
средств управления.

Непрерывность управления достигается:

своевременным сбором данных, постоянным
знанием и всесторонней оценкой
складывающейся обстановки;
своевременным принятием решений и четкой
постановкой задач подчиненным;
комплексным использованием всех технических
средств управления и связи, а также средств
автоматизации управления войсками;
своевременным перемещением пунктов
управления;
восстановлением нарушенного управления в
кратчайшие сроки.

Оперативность управления достигается:

способность командиров и штаба осуществлять весь
цикл управления в сроки, позволяющие подчиненным
производить необходимую подготовку и выполнять
поставленные им задача;
быстрым реагированием на изменения обстановки;
своевременным влиянием на действия подразделений
в интересах выполнения поставленных задач;
применением средств автоматизации управления
подразделениями и оружием.

Скрытность управления достигается:

скрытным размещением и перемещением пунктов управления;
использованием для постановки задач подчиненным методом личного
общения;
комплексным применением автоматизированной системы управления,
засекречивающей аппаратуры связи и документов кодированной связи в
сочетании с кодированными топографическими картами;
строгим соблюдением правил и порядка использования средств связи и
автоматизированной системы управления, установленных режимов их
работы и мер радиомаскировки;
ограничением круга лиц, имеющих право пользоваться средствами связи
и автоматизированной системы управления, используемых для
управления; ограничением использования для управления
подразделениями открытых каналов связи;
максимальным ограничением круга лиц, привлекаемых к разработке
боевых документов;
обеспечением сохранности документов;
воспитанием личного состава в духе высокой бдительности,
своевременным выявлением возможных каналов утечки информации и
их закрытием.

Постановка боевых задач

Осуществляется доведением боевых
приказов, боевых распоряжений и указаний
по видам всестороннего обеспечения лично
командиром или по его указанию
начальником штаба устно и по техническим
средствами связи.

Приказ- это распоряжение
командира(начальника), обращенное к
подчиненным и требующее выполнения
определенных действий, соблюдения тех
или иных правил или устанавливающее
какой-нибудь порядок, положение.
Распоряжение-это форма доведения
задачи при организации боя и в ходе боя.
Команда-это краткое конкретное
указание на ведение какого- либо
действия (огня, маневра).

В боевом приказе командира роты указывается:

краткие выводы из оценки обстановки;
боевой состав и задачи батальона (роты);
задачи, выполняемые в интересах батальона (роты)
силами и средствами старшего начальника;
задачи соседей и взаимодействующих подразделений;
после слова «решил» доводится замысел боя (задачи);
после слова «приказываю» ставятся боевые задачи подразделениями
первого и второго эшелонов (общевойскового резерва), артиллерийским
подразделениям (подразделению), и огневым средствам, остающимся в
непосредственном подчинении командира батальона (роты),с уточнением
их боевого состава, сил и средств усиления, порядка их переподчинения,
выделенного количества ракет и боеприпасов;
места и время развертывания пунктов управления и порядок передачи
управления;
время готовности к бою (выполнению задачи).

В боевом распоряжении подразделению указываются:

- краткие выводы из оценки обстановки;
- боевой состав и задача подразделения с уточнением средств
усиления и порядка их переподчинения;
- задачи, выполняемые в интересах подразделения силами и
средствами старшего начальника;
- задачи соседей и разграничительные линии с ними (если они
назначены);
- основные вопросы взаимодействия;
- основные вопросы всестороннего обеспечения;
- основные вопросы управления;
- время готовности к выполнению полученной задачи;
- время и место доклада решения.

В предварительном боевом распоряжении указываются:

сведения о противнике;
боевой состав подразделения;
ориентировочная боевая задача
подразделения;
соседи и разграничительные линии с
ними;
время готовности к действиям и другие
данные.

Порядок передачи сигналов, команд и постановка боевых задач по техническим средствам связи.

1.
Передача сигналов, команд (боевых задач) по
радио осуществляется в следующем порядке:
позывной вызываемой радиостанции - два раза
(при хорошем качестве связи - один раз);
слово «Я» и позывной своей радиостанции- один
раз;
сигнал (команда) - два раза (задача, а при
хорошем качестве связи и команда - один раз);
слово «Я» и позывной своей радиостанции –
один раз;
слово «прием» - один раз.

2.
Сигналы и общие команды передаются,
как правило, для всех корреспондентов
радиосети с использованием циркулярного
позывного. В остальных случаях
используется линейные или
индивидуальные позывные.
При циркулярной передаче команда
повторяется два раза. Перед этим
корреспондент главной радиостанции
обязан убедиться в том, что радиостанции
сети не работают между собой.

2-Й УЧЕБНЫЙ ВОПРОС:

Порядок, содержание и методы
работы командира подразделения,
ЗКВ роты по организации боя

Работа по организации боя (выполнение полученной задачи) должна быть тщательно спланирована и может осуществляться в следующем порядке:

изучение и уяснение полученной задачи;
производство расчета времени;
ориентирование командиров подразделений и
заместителей (помощника) о полученной задаче и
мероприятиях, которые необходимо провести немедленно;
оценка обстановки с заслушиванием предложений
заместителей (помощника) командира и выработка
замысла боя (выполнения полученной задачи);
доклад и утверждение замысла у старшего начальника,
объявление его заместителям (помощнику) в части, их
касающейся, отдача указаний по дальнейшей работе по
принятию решения;
доведение предварительных боевых распоряжений до
подчиненных подразделений (при получении боевой задачи
в форме предварительного боевого распоряжения);

рассмотрение и утверждение замыслов подчиненных
командиров (при получении боевой задачи в форме
предварительного боевого распоряжения);
рассмотрение и утверждение замыслов заместителей
(начальника связи батальона) по применению подчиненных
подразделений и всестороннему обеспечению боя
(выполнения полученной задачи);
завершение принятия решения (определение боевых задач
элементам боевого (походного) порядка (подразделениям),
основных вопросов взаимодействия, всестороннего
обеспечения и управления);
доклад и утверждение решения у старшего начальника;
проведение рекогносцировки (при необходимости);
постановка задач подчиненным подразделениям
(элементам боевого (походного) порядка);
объявление решения заместителям командира;

рассмотрение и утверждение решений заместителей по
применению подчиненных подразделений и всестороннему
обеспечению выполнения поставленных задач;
рассмотрение и утверждение решений подчиненных
командиров подразделений;
планирование боя (выполнения полученной задачи);
рассмотрение и утверждение планирующих документов;
организация взаимодействия, отдача указаний по
всестороннему обеспечению и управлению;
практическая работа по подготовке подчиненных
командиров и подразделений к выполнению поставленных
задач (контроль исполнения и оказание помощи);
доклад старшему начальнику о готовности к выполнению
полученной задачи.

Подготовка подразделений к выполнению поставленной задачи заключается:

в поддержании их в высокой боевой готовности и
боеспособности;
в доукомплектовании личным составом, вооружением и
военной техникой;
в обеспечении всеми необходимыми материальными
средствами;
в подготовке командиров, штаба и личного состава к
выполнению задачи, а вооружения и военной техники к
использованию (боевому применению);
в проведении боевого слаживания, тактических (тактикоспециальных, тактико-строевых) учений (занятий) и
тренировок применительно к характеру предстоящих
действий, мероприятий всестороннего обеспечения.

Порядок, содержание и методы работы ЗКВ роты по организации технического обеспечения боя:

Боевой приказ командира роты
Указания КР по ТО
Распоряжение по ТО ЗКВ б - на
Последовательность работы
1. Уяснение полученной боевой задачи.
2. Определение неотложных мероприятий.
3. Отдача предварительного распоряжения
на подготовку В и Т к бою (маршу).
4. Расчет времени.
5. Подача заявки.
6. Оценка обстановки.
7. Принятие решения и доклад его
командиру роты.
8. Отдача распоряжений по техническому
обеспечению на бой (марш).
9. Участие в рекогносцировке.
10. Контроль и оказание помощи
подчиненным.
11. Проверка готовности В и Т, личного
состава к бою.
12. Доклад о готовности.

Уяснение полученной задачи
производится с целью изучения
боевой задачи батальона, роты,
задач по техническому
обеспечению, поставленных ЗКВ
батальона и определение
мероприятий, к выполнению
которых необходимо приступить
немедленно
1. Цель, характер боевой задачи
роты, батальона.
2. Место роты в боевом порядке
батальона и его влияние на
техническое обеспечение.
3. Задачи по техническому
обеспечению, поставленные
командиром роты, ЗКВ батальона.
4. Задачи по техническому
обеспечению надежной работы В и
Т в ходе боя.
5. Мероприятия, проводимые ЗКВ
б- на в интересах роты (какие
средства и на какой срок
выделяются, когда и куда прибудут,
какие задачи им поставлены для
оказания помощи роте.
6. Время на выполнение задачи и
срок готовности к выполнению
боевой задачи.

Определение
неотложных
мероприятий
на основе определения
боевой задачи
определяются
мероприятия по
подготовке личного
состава В и Т роты, к
выполнению которых
необходимо приступить
немедленно
1. Объем работы по подготовке В и Т к
боевым действиям.
2. Средства технического
обслуживания, выделенные для
оказания помощи и порядок их
использования.
3. Вид и тематика занятий,
проводимых с личным составом
роты. Время проведения, кто
проводит.
4. Время окончания восстановления В
и Т, требующих текущего ремонта
или эвакуации, когда и кому
передать В и Т, не
восстанавливаемые своими
силами.
5. Порядок и время пополнения
боеприпасами, ГСМ, БТИ.
6. Время и место отдачи
распоряжения по техническому
обеспечению на бой (марш).

Расчет времени
Исходные данные:
Время получения боевой задачи……………..
Время готовности……………………………..
Общий фонд времени.
Из него:
светлого…………………….
темного…………………….
1. Доклад решения по техническому обеспечению командиру
роты……………………….
2. Подача заявки ЗКВ батальона…………….
3. Передача В и Т для ремонта средствам старшего
начальника…………………………..
4. Участие в рекогносцировке………………...

Время распределить
1. Уяснение задачи и определение неотложных мероприятий….........
2. Составление расчета времени……………………………………….
3. Отдача предварительного распоряжения…………………………..
4. Составление заявки…………………………………………………..
5. Оценка обстановки…………………………………………………….
6. Принятие и оформление решения, доклад КТР……………………..
7. Отдача распоряжения по техническому обеспечению……………...
8. Организация работ по подготовке В и Т к бою……………………..
9. Проведение занятий по тех. подготовке с личным составом роты
10. Инструктаж механиков-водителей………………………………….
11. Контроль и оказание помощи в подготовке В и Т к бою (маршу)
12. Доклад командиру роты о готовности В и Т к бою (маршу)………

Подача заявки
Заявка подается в целях обеспечения
роты боеприпасами, ГСМ,
запасными частями и инструментами.
Образец заявки
ЗКВ 1 тб 1.01.2009г. 16.00 выс. 102.1
карта 1:25000 изд. 1985г.
ЗАЯВКА
Прошу подать для 1 тр в район ……………………………...
к 18.00 1.01.2009г. следующее имущество:
наименование
имущества
единица
измерения
№ по
каталогу
количество
примечание
Заместитель командира 1 тр по вооружению
л- нт __________ В. Петров

Оценка обстановки
1. Наличие, техническое состояние В и Т, предполагаемый расход их ресурсов и
условия эксплуатации.
2. Укомплектованность и степень технической и специальной подготовки
личного состава.
3. Вероятные районы (рубежи) наибольших потерь В и Т, состояние и
возможности своих и приданных подразделений технического обеспечения
по восстановлению вооружения и техники, условия выполнения ремонтноэвакуационных работ.
4. Места развертывания сил и средств технического обеспечения старшего
начальника, пути эвакуации вышедших из строя В и Т.
5. Наличие запасов бронетанкового имущества, возможности и порядок его
пополнения.
6. Условия организации защиты, обороны и охраны органов технического
обеспечения и неисправных В и Т.
7. Условия организации и осуществления управления техническим
обеспечением при подготовке и в ходе боя (марша).
8. Характер местности, время года и суток, погодные условия.
9. Радиационная, химическая и бактериологическая (биологическая)
обстановка в районе действий роты.

Решение по техническому обеспечению

1. Основные задачи тех. обеспечения в предстоящем бою (марше). Направление
сосредоточения основных усилий сил и средств тех. обеспечения.
2. Порядок укомплектования (доукомплектования) В и Т при подготовке и ходе боя.
Время, место получения В и Т и порядок ввода в строй.
3. Организация технической и специальной подготовки личного состава при подготовке, в
ходе и в конце дня боя, тематика, методы, порядок и сроки проведения занятий, кто
проводит.
4. Организация технического обслуживания В и Т при подготовке, в ходе и в конце дня боя.
Сроки, районы, объем и порядок проведения тех. обслуживания и другие мероприятия по
обеспечению надежной работы В и Т, привлекаемые для этого силы и средства. Сроки и
очередность дозаправки техники ГСМ и пополнение боеприпасами.
5. Восстановление поврежденных (неисправных) В и Т при подготовке, в ходе и в конце дня
боя (марша). Состав и задачи штатным и приданным ремонтно-эвакуационным органам:
- по ведению технической разведки;
- по эвакуации вышедших из строя В и Т;
- по ремонту поврежденных В и Т и передача невосстанавливаемых машин
средствам старшего начальника и возврат их в строй;
- районы и сроки организации СППМ и пути эвакуации;
- состав, задачи, размещение и порядок перемещения РЭГ (БЗКП) батальона.
6. Распределение запасов БТИ, порядок и сроки его пополнения при подготовке, в ходе и в
конце дня боя.
7. Мероприятия по защите, охране и обороне средств тех. обеспечения и ремонтируемых
машин при подготовке, в ходе и в конце дня боя (марша).
8. Организация управления тех. обеспечением. Свое место. Состав и задачи ПТН,
размещение и порядок перемещения в ходе боя. Порядок осуществления связи. Способы,
сроки и порядок доклада о состоянии В и Т.

Распоряжение по техническому обеспечению

1. Порядок и сроки получения В и Т, ввода ее в строй.
2. Тематика, методы, порядок и сроки проведения занятий (инструктажей)
по технической подготовке личного состава.
3. Объем, сроки, место и порядок проведения технического обслуживания
и других мероприятий, обеспечивающих надежность работы В и Т при
подготовке, в ходе и в конце дня боя (марша), привлекаемые для этого
силы и средства.
4. Порядок пополнения боеприпасами и дозаправки ГСМ.
5. Состав, задачи и порядок действий РЭГ и замыкания батальона при
восстановлении вышедших из строя В и Т в ходе боя (марша).
6. Районы организации СППМ и путь эвакуации поврежденных машин
полка.
7. Порядок обеспечения БТИ при подготовке, в ходе и в конце дня боя
(марша).
8. Мероприятия по защите, охране и обороне поврежденных машин, сил и
средств тех. обеспечения.
9. Место ЗКВ в ходе боя (марша). Состав и задачи ПТН, организация связи
тех. обеспечения, способы и порядок доклада о состоянии В и Т, расходе
боеприпасов и ГСМ.

Инструктаж механиков-водителей

1. Объем, время и порядок технического
обслуживания.
2. Особенности эксплуатации В и Т в
конкретных условиях обстановки, порядок
преодоления труднопроходимых участков
местности.
3. Порядок действий экипажей при выходе
машин из строя (застревании) и оказания им
технической помощи.
4. Задачи, места развертывания органов
технического обеспечения.

3-Й УЧЕБНЫЙ ВОПРОС:

Средства, обеспечивающие управление
подразделениями. Ориентиры,
назначаемые подразделениям для
управления подразделениями и огнем.
Сигналы управления и оповещения.

Средства, обеспечивающие управление подразделениями:

Для обеспечения управления в батальоне
(роте) применяются следующие средства
связи:
радио с использованием
автоматизированной системы скрытного
управления войсками (БМП-2К);
проводные (в батальоне: ТА–57-15 шт.,
коммутатор П-193М, 8 км кабеля П-274);
подвижные (посыльные, связные);
сигнальные (ракеты, дымы).

Ориентиры, назначаемые для управления подразделениями и огнем:

Для управления подразделениями и огнем
назначаются единые ориентиры, кодируются
топографические карты и местные предметы.
До командиров доводятся радио данные, сигналы
управления, оповещения, на вооружении и технике
наносятся опознавательные знаки и условные
номера.
В качестве ориентиров выбираются хорошо
видимые днем и ночью и наиболее устойчивые от
разрушения местные предметы. Ориентиры
нумеруются справа налево и по рубежам от себя в
сторону противника. Один из ориентиров
назначается основным.
Номера ориентиров и сигналы, установленные
старшими командирами, изменять запрещается.

Сигналы управления и оповещения:

Устанавливаются сигналы управления по развертыванию и
перехода в атаку подразделений, осуществление маневра,
о начале и окончания движения, открытии и прекращении
огня и т. д.
Устанавливаются сигналы на вызов и корректировку огня
артиллерии, вызов армейской авиации. Устанавливаются
(доводятся) сигналы (команды) на открытие, перенос и
прекращение огня артиллерии и армейской авиации.
Устанавливаются единые постоянно действующие сигналы
оповещения подразделении о воздушном противнике,
радиоактивном, химическом и биологическом
(бактериологическом) заражении.

4-Й УЧЕБНЫЙ ВОПРОС:

Виды обеспечения боевых действий
(передвижения) и их сущность.
Организация боевого обеспечения в
танковом (мотострелковом) батальоне.

Виды всестороннего обеспечения боевых действий

1. Боевое обеспечение.
2. Морально-психологическое обеспечение.
3. Техническое обеспечение.
4. Тыловое обеспечение.

Организация боевого обеспечения в танковом
(мотострелковом) батальоне:
Разведка;
Охранение;
Радиоэлектронная борьба;
Тактическая маскировка;
Инженерное обеспечение;
Радиационная, химическая и биологическая
защита.

Разведка.

Разведка в батальоне организуется и ведется в целях добывания
разведывательных сведений о противнике и местности в районе
предстоящих действий, необходимых для подготовки и успешного
выполнения полученной задачи. Основные усилия разведки
сосредоточиваются на исключении внезапности действий противника и
на своевременном обеспечении командира разведывательной
информацией, необходимой для применения подразделений,
вооружения и военной техники.
Решение разведывательных задач достигается, как правило,
добыванием, сбором, обработкой и доведением до командира
батальона и штаба разведывательной информации об объектах
разведки, планах и действиях противника.
Источниками разведывательной информации являются войска,
вооружение и военная техника, отдельные военнослужащие
противника, местные жители, различные документы, а также свои
вышестоящие штабы, штабы подчиненных, взаимодействующих и
других войск.

Охранение.

Охранение организуется и осуществляется с целью:
не допустить проникновения разведки противника в район действия (расположения)
своих войск;
исключить внезапное нападение на них наземного противника;
обеспечить охраняемым частям (подразделениям) время и выгодные условия для
развертывания (приведения в боевую готовность) и вступления в бой.
Основными задачами охранения являются:
организация и несение боевого дежурства;
предупреждение охраняемых войск о непосредственной угрозе и опасности нападения
наземного противника;
выявление, поражение и уничтожение сил и средств разведки противника, его
диверсионно-разведывательных групп и иррегулярных вооруженных формирований;
ведение боевых действий перед фронтом, на флангах и в тылу подразделений с
передовыми отрядами, просочившимися группами противника, иррегулярными
вооруженными формированиями и обеспечение условий для развертывания и
вступления в бой главных сил и резервов;
обеспечение безопасности движения транспорта;
осуществление пропускного режима.
В зависимости от решаемых задач войска охраняются:
в бою – боевым охранением;
на марше – походным охранением;
при расположении на месте – сторожевым охранением;
во всех условиях обстановки - непосредственным охранением.

Радиоэлектронная борьба.

Радиоэлектронная борьба организуется и ведется в целях:
снижения эффективности применения оружия, боевой техники и
радиоэлектронных средств противника;
защиты вооружения и военной техники от технических средств разведки
противника;
обеспечения устойчивости работы систем и средств управления своими
войсками и оружием.
В батальоне (роте) совместно с решением задач разведки и маскировки
организуются и проводятся мероприятия по радиоэлектронному
поражению и радиоэлектронной защите своих средств управления
подразделениями (оружием)

Тактическая маскировка.

Тактическая маскировка организуется и осуществляется в целях введения
противника в заблуждение (обмана) относительно состава, положения,
состояния, предназначения и характера действий подразделений (вооружения
и военной техники), замысла предстоящих действий и направлена на
достижение внезапности действий, повышение живучести и сохранение
боеспособности войск.
Основными задачами тактической маскировки являются обеспечение
скрытности деятельности подразделений (вооружения и военной техники),
правдоподобности ложных намерений командования и деятельности войск.
Скрытность деятельности достигается предупреждением (исключением) утечки
информации о деятельности подразделений, устранением (ослаблением)
демаскирующих признаков их действий, созданием условий, при которых
использование сил и средств разведки противника становится невозможным
или неэффективным.
Правдоподобность ложных намерений достигается показом их расположения и
характера действий (функционирования) на ложных (второстепенных)
направлениях (районах), оборудованием и содержанием ложных объектов.
Способами выполнения задач тактической маскировки в батальоне
являются:
- скрытие;
- имитация;
- демонстративные действия.
По решению старшего начальника личный состав батальона может
привлекаться для проведения мероприятий дезинформации.

Инженерное обеспечение.

Инженерное обеспечение организуется и осуществляется в целях создания
подразделениям необходимых условий для выполнения боевых задач,
повышения их защиты от средств поражения, а также для нанесения
противнику потерь инженерными боеприпасами и затруднения его действий.
Основными задачами инженерного обеспечения в батальоне являются:
инженерная разведка противника, местности и объектов;
фортификационное оборудование районов, опорных пунктов, рубежей и
позиций, занимаемых подразделениями, и районов развертывания команднонаблюдательных пунктов;
устройство и содержание инженерных заграждений;
подготовка (производство) разрушений;
проделывание и содержание проходов в заграждениях и разрушениях;
разминирование местности и объектов;
подготовка и содержание путей маневра подразделений;
оборудование переправ при форсировании (преодолении) водных преград;
оборудование и содержание пунктов полевого водообеспечения;
участие в противодействии системам разведки и наведения оружия противника,
скрытии (маскировке), имитации войск и объектов, обеспечении
дезинформации и демонстративных действий;
ликвидация последствий воздействия различных видов оружия противника и
опасных факторов природного и техногенного характера.

Радиационная, химическая и биологическая защита.

Радиационная, химическая и биологическая защита в батальоне
организуется и осуществляется в целях ослабления воздействия на
подразделения поражающих факторов оружия массового поражения,
высокоточного и других видов оружия, разрушений (аварий)
радиационно, химически и биологически опасных объектов, нанесения
противнику потерь применением огнеметно-зажигательных средств.
Основными задачами радиационной, химической и биологической
защиты в батальоне являются:
- выявление и оценка радиационной и химической обстановки;
- защита войск от поражающих факторов оружия массового поражения
и радиоактивного, химического и биологического заражения;
- снижение заметности войск и объектов;
- применение огнеметно-зажигательных средств;
- выполнение мероприятий радиационной, химической и биологической
защиты при ликвидации последствий аварий (разрушений) на
радиационно, химически и биологически опасных объектах.

Заключение

Прошедшие за последние годы в результате научнотехнического прогресса изменения в средствах и способах
ведения боевых действий оказали существенное влияние
на управление войсками.
К управлению предъявляются новые, более повышенные
требования. Особо важное значение при этом приобрело
управление частями и подразделениями при приведении их
в полную боевую готовность, подготовке подразделений
частей к бою и управлении ими в ходе боя.
Для успешного управления в бою необходимы, прежде
всего, глубокие знания боевой техники и принципов
ведения боевых действий. Но кроме того, современному
офицеру необходимы твердые знания и практические
навыки в области управления частями и подразделениями.

Тема №6. «Управление подразделениями в бою».

Занятие №1 «Управление подразделениями в
бою».
Задание на самостоятельную подготовку:
Изучить:
БУП и ВОБ, ч.2, М.: Воениздат 2004, стр. 28-65,483-598;
БУП и ВОБ, ч.3, М.: Воениздат 2005, стр. 38-54;
учебник «Тактика» книга 2, М.: Воениздат 1986,
стр. 76-107;
Тема следующего занятия:
Тема № 7: «Боевая готовность подразделений и частей».

Управление подразделениями заключается в целенаправленной деятельности командира подразделения по поддержанию постоянной боевой и мобилизационной готовности подразделения, подготовке их к бою (выполнению полученной задачи) и руководству ими при выполнении задач.

Управление подразделениями должно быть устойчивым, непрерывным, оперативным и скрытным, обеспечивать постоянную боевую и мобилизационную готовность подразделений, эффективное использование их боевых возможностей и успешное выполнение поставленных задач в установленные сроки и в любых условиях обстановки.

Устойчивость управления заключается в знании реально сложившейся обстановки; быстром восстановлении нарушенного управления и средств связи; своевременном сборе данных обстановки, принятии целесообразного решения, докладе его старшему командиру; поддержании надежной связи с подчиненными, взаимодействующими подразделениями и старшим командиром (начальником); надежной защите пункта управления от всех видов применяемого противником оружия.

Непрерывность управления проявляется в постоянном влиянии командира на ход боя в интересах успешного выполнения поставленных задач. В целях достижения непрерывности управления необходимо умело выбирать место развертывания КНП, скрытно его располагать и своевременно перемещать.

Оперативность управления заключается в своевременном и быстром проведении всех мероприятий как при подготовке подразделений к выполнению поставленных задач, так и в ходе боя. В условиях современного боя борьба за выигрыш времени, своевременное реагирование на изменение обстановки становится решающим моментом управления.

Скрытность управления достигается сохранением в тайне всех проводимых мероприятий по подготовке к бою; ограничением круга лиц, посвященных в замысел предстоящего боя; скрытным размещением и перемещением КНП; соблюдением правил и порядка ведения переговоров, передачи команд (сигналов) и постановки задач по средствам радиосвязи; использованием документов скрытого управления войсками.

Управление подразделениями включает:

Обеспечение и поддержание боевой готовности подразделений;

Непрерывное добывание, сбор, обобщение, изучение и оценку сведений об обстановке;

Организацию всех видов боевой деятельности;

Обеспечение живучести средств связи;

Подготовку и проведение необходимых тактических расчетов для принятия решений;

Своевременное доведение задач до подчиненных;

Планирование боевых действий (выполнение боевых задач);

Организацию взаимодействия;

Организацию мероприятий боевого, морально-психологического, технического и тылового обеспечения боевых действий;

Организацию ликвидации последствий применения противником оружия массового поражения;

Контроль за выполнением подразделениями поставленных задач;

Ведение учета личного состава, вооружения, военной техники, ракет, боеприпасов, горючего и других материальных средств;

Учет доз облучения личного состава;

Доклад вышестоящему командиру (начальнику) о ходе выполнения задач;

Изучение, обобщение и доведение боевого опыта до подчиненных подразделений.

Командиры подразделений (до роты включительно) управляют пу­тем отдачи устных боевых приказов, приказаний, а также командами и сигналами.

Командир взвода (отделения, танка) несет полную и единоличную ответственность за боевую готовность, подготовку взвода (отделения, танка), вооружения и техники к бою и успешное выполнение боевой за­дачи в установленные сроки, а также за воспитание, воинскую дисцип­лину и морально-психологическое состояние личного состава. Он все­гда должен знать, где находятся, какую задачу выполняют, в чем нуж­даются подчиненные ему подразделения (солдаты, сержанты) и каково их морально-психологическое состояние.

Командир взвода, получив боевую задачу, уясняет ее, оценивает обстановку, принимает решение, проводит рекогносцировку, отда­ет боевой приказ, организует взаимодействие, боевое обеспечение и управление, проводит подготовку личного состава, вооружения и техники к бою, затем проверяет готовность взвода к выполнению боевой задачи и в установленное время докладывает об этом командиру роты.

При уяснении полученной задачи командир взвода должен понять задачу роты и взвода, какие объекты (цели) на направлении действий взвода поражаются средствами старших командиров, задачи соседей и порядок взаимодействия с ними, а также время готовности к выполне­нию задачи.

Оценивая обстановку, командир взвода должен изучить: состав, положение и возможный характер действий противника, места расположения его огневых средств; состояние, обеспеченность и возможности взвода и приданных подразделений; состав, положение, характер действий соседей и условия взаимодействия с ними; характер местности, ее защитные и маскирующие свойства, выгодные подступы, заграждения и препятствия, условия наблюдения и ведения огня, кроме того, командир взвода учитывает состояние погоды, время года, суток и их влияние на подготовку и ведение боя.

Основой управления является решение командира, в котором он определяет: замысел боя (выполнение полученной задачи); задачи эле­ментам боевого порядка (подразделениям); основные вопросы взаимо­действия, всестороннего обеспечения и управления.

В боевом приказе командир взвода указывает:

Ориентиры;

Состав, положение и характер действий противника, места распо­ложения его огневых средств;

Задачу роты и взвода;

Объекты и цели, поражаемые средствами старшего командира;

Боевые задачи подразделениям;

Время готовности к выполнению задачи;

Свое место в бою и своего заместителя.

Если подчиненные подразделения не готовы к выполнению боевой задачи, командир обязан немедленно доложить об этом старшему начальнику и запросить разрешения на перенос сроков готовности.

Командир подразделения в бою управляет с командно-наблюдательного пункта (КНП), который выбирается в таком месте, откуда обеспечивается наилучшее наблюдение за местностью, противником, действиями своих подразделений и соседей. КНП ничем не должен выделяться в боевом порядке, а для его расположения и перемещения необходимо умело использовать защитные и маскирующие свойства местности и местных предметов.

КНП командира взвода находится: в обороне - в глубине опорного пункта; в наступлении - в боевом порядке взвода, а при действиях в пешем порядке - за цепью взвода.

В таблице 4.1.1 указано удаление командно-наблюдательного пункта от переднего края в бою.

Управление огнем

Огонь подразделений является основным средством уничтожения противника при выполнении боевых задач.

Управление огнем - это совокупность мероприятий, проводимых командиром подразделения при подготовке и в ходе ведения боевых действий в целях наиболее полного использования огневых возможностей подразделения, и средств усиления для поражения огневых средств и живой силы противника.

Организация системы огня включает:

Изучение и оценку местности;

Назначение ориентиров и кодирование местных предметов;

Наблюдение за противником;

Выбор и оборудование огневых позиций;

Постановку огневых задач подразделениям, боевым машинам, огневым средствам;

Подготовку исходных данных для стрельбы;

Установление сигналов управления огнем.

В ходе изучения и оценки местности определяются: условия для наблюдения и стрельбы; места расположения, возможного появления огневых средств противника, наиболее вероятные направления действий самолетов и вертолетов; наличие препятствий, заграждений и порядок огневого обеспечения подразделений при их преодолении; на каких направлениях, рубежах, участках какие виды и способы ведения огня целесообразно применить; дальние границы зон открытия огня и порядок ведения огня по танкам противника из танков, боевых машин пехоты, гранатометов по пехоте из стрелкового оружия.

Командир подразделения назначает единые ориентиры, а отдельным местным предметам могут даваться условные (кодированные) наименования. В качестве ориентиров выбираются хорошо видимые днем и ночью и наиболее устойчивые от разрушения предметы.

Для мотострелковых подразделений ориентиры выбираются на ру­бежах 500-600 и 800-1000 метров, а для ПТУР - на рубежах 500 и 3000 метров.

Отдельным участкам местности (формам рельефа) и местным предметам для быстроты ориентирования и скрытности управления присваиваются условные наименования, например, лес - "Темный", вы­сота - "Плоская".

Наблюдение за противником непрерывно ведется лично команди­рами подразделений, наблюдательными постами и наблюдателями. На­блюдательным постам в составе двух-трех человек назначается полоса наблюдения, наблюдателю - сектор наблюдения. Из боевых машин пе­хоты, бронетранспортеров и танков во всех случаях ведется круговое наблюдение за местностью, воздухом и сигналами командира.

Огневые позиции выбираются так, чтобы они обеспечивали: хороший обзор и возможность ведения огня в основном и дополнительном секторах обстрела; возможность стрельбы на предельную дальность и поражение противника сосредоточенным огнем; надежное укрытие от огневых средств противника; скрытые пути подхода и выхода на запасные позиции, маскировку от наблюдения противника; взаимную огневую поддержку.

Огневые позиции по своему назначению подразделяются на основ­ные, запасные и ложные.

Основные огневые позиции предназначаются для выполнения ос­новных боевых задач.

Запасные огневые позиции предназначаются для осуществления маневра в ходе боя, а также на случай невозможности выполнения по­ставленной задачи с основной позиции. Для каждого вида оружия вы­бираются одна-две запасные позиции. Переход на запасные позиции и их занятие производятся только по приказу командира подразделения.

Ложные огневые позиции создаются для введения противника в за­блуждение относительно истинного местонахождения огневых средств и для привлечения на них его огня.

В зависимости от степени укрытия от наблюдения и огня против­ника огневые позиции могут быть открытыми и закрытыми.

Открытые огневые позиции предназначаются для стрельбы прямой наводкой. Их занимают танки, боевые машины пехоты (бронетранспор­теры), противотанковые средства. С открытых огневых позиций могут вести огонь все виды артиллерии.

Закрытые огневые позиции предназначаются для стрельбы непря­мой наводкой. Такие позиции имеют впереди укрытие, исключающее возможность наблюдения противником техники и вооружения, вспышек, выстрелов и пыли, образующихся при стрельбе. С закрытых огневых позиций ведут огонь артиллерийские и минометные подразделения, а в некоторых случаях и танковые.

Постановка огневых задач подразделениям производится боевым приказом, в котором указываются: полосы огня, сектора обстрела, уча­стки сосредоточенного огня и порядок его ведения, рубежи открытия огня подразделениями, а для минометных подразделений - участки сосредоточенного огня и рубежи неподвижного заградительного огня.

Ширина полосы огня должна быть не менее фронта подразделения, а глубина - на дальности действительного огня подразделения. Полосы огня соседних подразделений должны перекрываться на дальности 500-600 м от переднего края, что обеспечивает прикрытие стыков и промежутков между подразделениями. Полоса огня назначается отделе­нию, секторы обстрела - огневым средствам (БМП, БТР, танк, ПТУР, РПГ, ПК). Величина сектора обстрела не должна превышать величину угла 03-00.

Сосредоточенный огонь предназначен для поражения наиболее важных целей. Размеры участков сосредоточенного огня определяются огневыми возможностями подразделений: для стрелкового оружия мо­тострелкового взвода участок сосредоточенного огня с плотностью 10-12 пуль на 1 метр может составлять до 100 м; для взвода на БМП уча­сток сосредоточенного огня по ширине - до 75 м, по глубине - до 50 м; для танкового взвода участок сосредоточенного огня по ширине может составлять до 120 м, по глубине - до 100 м.

Подготовка исходных данных для стрельбы включает: определение ог­невых средств привлекаемых для стрельбы прямой наводкой и с закры­тых огневых позиций. Для более точного определения дальности до ру­бежей и участков, по которым готовится огонь, расстояние до них могут быть измерены по карте или определены дальномером. Устанавливают­ся сигналы открытия (вызова), прекращения и переноса огня, сосредо­точения огня подразделения, целеуказания от танков мотострелкам, а также от мотострелков танкам.

Управление огнем включает:

Разведку наземных и воздушных целей, оценку их важности и определение очередности поражения;

Выбор вида оружия и боеприпасов, вида огня и способа его веде­ния;

Подачу команд на открытие огня и постановку огневых задач;

Наблюдение за результатами стрельбы и его корректирование;

Маневр огнем;

Контроль за расходованием боеприпасов.

Разведка наземных и воздушных целей, организованная до боя, непрерывно продолжается и в ходе боя. Чтобы уметь отыскивать цели на поле боя, необходимо изучить и знать различные демаскирующие признаки, которые делятся на три группы - зрительные, световые и зву­ковые. Обнаружив цель, командир подразделения определяет ее значе­ние, характер, местоположение и удаление. На основании этих данных о цели и, принимая во внимание обстановку и боевую задачу своего под­разделения, командир производит оценку цели и принимает решение на открытие огня. Цель обычно оценивается по степени важности и опас­ности, возможности ее поражения огнем из имеющегося оружия.

Цели на поле боя можно разделить на одиночные и групповые. По степени уязвимости цель может быть укрытой и открытой, а по своему состоянию и положению - неподвижной и движущейся, наземной и воздушной. При оценке нескольких целей для обстрела необходимо вы­бирать наиболее важную и опасную в данный момент, а из одинаково важных - ближайшую и наиболее уязвимую.

Выбор вида оружия и боеприпасов, вида и способа ведения огня для поражения цели определяется характером цели, ее местоположени­ем и удалением. Чтобы грамотно применять оружие для решения бое­вых задач, командир подразделения должен хорошо знать огневые воз­можности своих, приданных и поддерживающих огневых средств, их дальности действительного огня; применяемые боеприпасы, время под­готовки к стрельбе, боевую скорострельность, а также эффективность огня по различным целям. При выборе оружия необходимо учитывать, что с первых выстрелов цели обычно поражаются в пределах дальности прямого выстрела.

Вид огня и количество боеприпасов командир подразделения вы­бирает в зависимости от характера цели, вида оружия и боеприпасов, а также от взаимного положения оружия и цели. Вид огня при обстреле целей может меняться в зависимости от обстановки, например цель, ме­няет свое положение, дистанцию и т. д.

Подача команд на открытие огня и постановка огневых задач - один из решающих моментов управления. Общая последовательность для открытия огня из стрелкового оружия может быть следующей: кому открывать огонь ("Автоматчикам второго отделения", "Гранатомет­чику"); целеуказание ("Ориентир первый влево 30 ПТУР"); установка прицела ("Постоянный", "Пять"); установка целика или величина вы­носа точки прицеливания ("Целик влево два", "Влево две фигуры"), точ­ка прицеливания ("Под цель", "В пояс"); устанавливается длина очере­дей ("Короткими", "Длинными", "Непрерывными"), а если необходимо, то и расход боеприпасов. Затем, исходя из обстановки, командир подает исполнительную часть команды: "ОГОНЬ".

Управление огнем подразделений может осуществляться постанов­кой огневых задач. В отличие от команд на открытие огня они не со­держат исходных установок и не определяют момент открытия огня, а дают только целеуказание и задачу "подавить", "уничтожить".

Наблюдение за результатами стрельбы и его корректирование ведется стреляющими, командирами подразделений, а также всеми чле­нами экипажей (расчетов). В зависимости от результатов наблюдения корректирование может производиться по боковому направлению и по дальности. В целях улучшения условий наблюдения за результатами стрельбы и его корректирования применяются трассирующие пули и снаряды.

Маневр огнем является важнейшей составной частью управления боем. Сосредоточение огня применяют по важной или наиболее опас­ной цели для поражения ее в кратчайшие сроки. Кроме того, сосредото­чение огня применяют в тех случаях, когда цель находится на дальностях, превышающих дальности действительного огня огневых средств. Сосредоточенный огонь обычно готовится на участках местности, на пу­тях вероятного движения и скопления противника.

Распределение огня применяется для одновременного поражения нескольких целей или различных участков одной групповой цели.

Перенос огня применяется для последовательного поражения це­лей. Перенос огня может осуществляться по решению командира для сосредоточения огня всех огневых средств по наиболее важной цели.

Контроль за расходованием боеприпасовосуществляют команди­ры всех степеней. Об израсходовании половины и трех четвертей носи­мого (возимого) запаса боеприпасов докладывается командирам под­разделений. Неприкосновенный запас боеприпасов расходуется только с разрешения командира части.