Может ли руководитель структурного подразделения совмещать должности. Совмещение директора и заместителя директора в одной фирме

Может ли один заместитель директора выполнять обязанности или совмещать должность другого заместителя директора, например: заместитель по безопасности совмещать должность заместителя по кадрам? И положена ли заместителю директора доплата за выполнения обязанностей директора? В должностной заместителя прописано, что на период отсутствия директора он выполняет обязанности директора. Но ведь объем работы увеличивается.

Ответ

Ответ на 1 вопрос: может ли один заместитель директора выполнять обязанности или совмещать должность другого заместителя директора, например: заместитель по безопасности совмещать должность заместителя по кадрам?

Да, заместитель директора может исполнять обязанности заместителя директора по другому направлению деятельности на условиях совмещения или временного замещения за дополнительную плату.

ТК РФ устанавливает следующие ограничения на совмещение должностей:

В отношении временного замещения никаких ограничений не установлено.

Следовательно, в рассматриваемой ситуации работнику может быть оформлено как совмещение, так и временное замещение.

При этом совмещение устанавливается, когда соответствующая штатная единица в организации по каким-то причинам не заполнена (вакантна). Временное замещение предполагает, что отсутствующий сотрудник числится в организации, но не имеет возможности выполнять свои трудовые обязанности (болеет, находится в отпуске, командировке и т.д.).

Ответ на 2 вопрос: И положена ли заместителю директора доплата за выполнения обязанностей директора? В должностной заместителя прописано, что на период отсутствия директора он выполняет обязанности директора. Но ведь объем работы увеличивается.

Да, доплата положена.

Каждый случай временного замещения должен быть надлежащим образом оформлен и оплачен согласно ст. 151 ТК РФ. Включение в должностную инструкцию обязанности замещать отсутствующего сотрудника означает лишь обязанность работника соглашаться на временное замещение - работник будет не вправе отказаться от временного замещения.

Согласно ст. 60.2 ТК РФ, дополнительная работа возлагается на сотрудника с его письменного согласия и за дополнительную плату. Временное исполнение обязанностей отсутствующего работника (временное замещение) оформляется дополнительным соглашением к трудовому договору и приказом (в произвольной форме).

Согласно ст. 151 ТК РФ, размер доплаты определяется по соглашению сторон трудового договора с учетом содержания и объема дополнительной работы.

Указанные требования не зависят от продолжительности выполнения дополнительных обязанностей и от того, входит ли замещение отсутствующего работника в должностные обязанности сотрудника. Дополнительная работа в любом случае должна быть оформлена дополнительным соглашением и приказом работодателя и оплачена согласно ст. 151 ТК РФ.

Даже если обязанность замещать другого сотрудника включена в должностную инструкцию, каждый случай временного замещения означает увеличение нагрузки на работника, которое должно быть оплачено .

Следует отметить, что возможность не доплачивать за выполнение обязанностей отсутствующего работника при условии, что замещение предусмотрено должностной инструкцией, является весьма спорной . С одной стороны, Письмо Минздравсоцразвития России от 12.03.2012 N 22-2-897 «О доплате при совмещении должностей» говорит о том, что в таком случае доплачивать не нужно, так как эта работа предусмотрена должностной инструкцией. С другой стороны, Верховный суд РФ в своем Определении от 11.03.2003 N КАС03-25 «О признании частично недействующим подпункта "а" абзаца 3 и абзаца 4 пункта 1 разъяснения Государственного комитета СССР по труду и социальным вопросам и Секретариата ВЦСПС от 29 декабря 1965 года N 30/39» придерживается противоположной точки зрения: согласно ч. 1 ст. 151 ТК РФ, исполнение обязанностей временно отсутствующего работника должно быть оплачено дополнительно, даже если речь идет о его заместителе, в трудовом договоре или должностной инструкции которого предусмотрена обязанность замещать руководителя.

Скорее всего, в случае возникновение трудового спора и обращения сотрудника в суд судья будет руководствоваться определением Верховного суда. В связи с этим, во избежание конфликтов с работниками и судебных разбирательств, рекомендуется доплачивать сотруднику за временно исполнение обязанностей отсутствующего работника, даже если это входит в его обязанности согласно должностной инструкции.

Если же в должностной инструкции условия о замещении не будет, то и споров с оформлением замещения и его оплатой также не будет: только доп. соглашение определит объем дополнительной работы, поручаемой работнику, и размер доплаты за нее.

Подробности в материалах Системы Кадры:

1. Ответ: Как оформить совмещение профессий (должностей)

Условия для совмещения

При каких условиях сотрудник может совмещать профессии или должности в организации

Пример оформления совмещения должностей

Бухгалтер организации В.Н. Зайцева согласилась совмещать свою должность с должностью главного бухгалтера на время отсутствия основного работника. На основании к трудовому договору руководитель организации издал о совмещении должностей.

Доплата за совмещение

Как оплатить совмещение

При совмещении профессий (должностей) сотруднику дополнительно к его заработку .

Отмена совмещения

Как отменить совмещение

Сотрудник имеет право досрочно отказаться от выполнения дополнительной работы, а работодатель - досрочно отменить поручение о ее выполнении. О досрочном прекращении работы в режиме совмещения сотрудника нужно уведомить в не позднее чем за три рабочих дня. Если сотрудник хочет досрочно отказаться от выполнения дополнительной работы, он также должен предупредить об этом работодателя за три рабочих дня, подав . Такой порядок предусмотрен в статьи 60.2 Трудового кодекса РФ.

Независимо от того, кто являлся инициатором прекращения дополнительной работы на основе оформленного уведомления или полученного от работника заявления, издайте приказ об отмене совмещения. Типовая форма приказа не предусмотрена, поэтому составьте его в . Приказ подтвердит, что обе стороны знают об отмене совмещения, и зафиксирует его дату, а также проинформирует всех заинтересованных об этом изменении. В частности, приказ станет основанием для бухгалтерии прекратить .

Заключать отдельное дополнительное соглашение к трудовому договору об отмене совмещения можно, но не обязательно. В данном случае стороны ни о чем не договариваются. Отмена происходит в одностороннем уведомительном порядке без необходимости получать согласие второй стороны. Аналогичный подход применяют и в случае увольнения. Соглашение к трудовому договору при увольнении стороны заключают, только если в нем нужно прописать специальные условия расторжения, например особый срок увольнения или выплату дополнительной компенсации. Если сотрудник уведомляет об увольнении (прекращении работы) в общем порядке за две недели и работодатель не планирует договариваться об особых условиях, то на основе заявления издают организационный приказ на увольнение без оформления каких-либо дополнительных соглашений.

Иван Шкловец ,

2. Ответ: Как оформить временное исполнение обязанностей отсутствующего сотрудника другим сотрудником (временное замещение)

Оформление временного исполнения обязанностей отсутствующего сотрудника

Кому можно поручить временное исполнение обязанностей отсутствующего сотрудника

Порядок оформления временного исполнения обязанностей отсутствующего сотрудника зависит от того, кто будет привлечен к такой работе. Для этого работодатель может привлечь:

  • гражданина, не являющегося сотрудником данной организации ();
  • другого штатного сотрудника ( , ТК РФ).

Если для исполнения обязанностей временно отсутствующего сотрудника организация нанимает гражданина, не состоящего в ее штате, то ().

Если обязанности временно отсутствующего сотрудника будет выполнять другой штатный сотрудник, то организация может привлечь его посредством:

Отличие временного замещения от совмещения

Чем временное исполнение обязанностей отличается от совмещения

Отличие между совмещением и временным замещением состоит в том, что совмещение профессий (должностей) устанавливается, когда соответствующая штатная единица в организации по каким-то причинам не заполнена (вакантна). Временное замещение предполагает, что отсутствующий сотрудник числится в организации, но не имеет возможности выполнять свои трудовые обязанности. Например, в связи с отпуском, болезнью, командировкой, повышением квалификации и т. п.

Кроме того, при совмещении можно выполнять дополнительную работу только по другой профессии или должности. При временном замещении сотрудник может выполнять обязанности как по одноименным должностям (профессиям), так и по разным.

Личная карточка

Нужно ли вносить в личную карточку сотрудника сведения о временном замещении отсутствующего сотрудника

При необходимости сведения о временном замещении можно указать, например, в личной карточки ( указаний, утвержденных постановлением Госкомстата России от 5 января 2004 г. № 1).

Пример оформления временного исполнения обязанностей отсутствующего сотрудника (временного замещения)

Бухгалтер организации В.Н. Зайцева согласилась исполнять обязанности временно отсутствующего главного бухгалтера. На основании руководитель издал о временном замещении.

Договор о полной материальной ответственности

В каких случаях при установлении сотруднику временного замещения нужно заключить договор о полной материальной ответственности

Если должность (профессия), которую будет временно замещать сотрудник, предполагает непосредственное обслуживание или использование денег, товаров, а также иного имущества работодателя, то дополнительно с сотрудником нужно будет ().

Доплата за временное замещение

В каком размере положена доплата сотруднику за временное замещение

При временном замещении должности сотруднику дополнительно к его заработку .

Досрочное прекращение временного замещения

Может ли сотрудник досрочно отказаться от выполнения работ в рамках временного замещения

Сотрудник имеет право досрочно отказаться от выполнения дополнительной работы, а работодатель - досрочно отменить поручение о ее выполнении. О досрочном прекращении работы в режиме временного замещения сотрудника нужно не позднее чем за три рабочих дня. Если сотрудник хочет досрочно отказаться от выполнения дополнительной работы, он также должен об этом работодателя за три рабочих дня. Такой порядок предусмотрен статьи 60.2 Трудового кодекса РФ.

Иван Шкловец ,

заместитель руководителя Федеральной службы по труду и занятости

3. Судебная практика:

ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

Кассационная коллегия Верховного Суда Российской Федерации в составе:

председательствующего Федина А.И.,

членов коллегии Ермилова В.М.

и Толчеева Н.К.,

с участием прокурора Федотовой А.В.

рассмотрела в открытом судебном заседании от 11 марта 2003 г. гражданское дело по заявлению Архангельской территориальной профсоюзной организации Российского профсоюза железнодорожников и транспортных строителей (в интересах физических лиц) о признании недействительными пп. "а" абзаца 3 и абзац 4 пункта 1 разъяснения Государственного комитета СССР по труду и социальным вопросам и Секретариата ВЦСПС от 29 декабря 1965 г. N 30/39 "О порядке оплаты временного заместительства", утвержденного Постановлением Госкомтруда СССР и Секретариата ВЦСПС от 29 декабря 1965 г. N 820/39, по кассационной жалобе заявителя на решение Верховного Суда РФ от 1 ноября 2002 г., которым в удовлетворении заявленного требования отказано.

Заслушав доклад судьи Верховного Суда РФ Федина А.И., объяснения представителя Министерства труда и социального развития РФ Ефремовой О.А., возражавшей против удовлетворения кассационной жалобы, выслушав заключение прокурора Федотовой А.В., полагавшей решение суда подлежащим отмене, кассационная коллегия

установила:

Постановлением Госкомтруда СССР и Секретариата ВЦСПС от 29 декабря 1965 г. N 820/39 утверждено разъяснение Государственного комитета СССР по труду и социальным вопросам и Секретариата Всесоюзного Центрального Совета Профессиональных Союзов от 29 декабря 1965 г. N 30/39 "О порядке оплаты временного заместительства" (в ред. Постановления Госкомтруда СССР, Секретариата ВЦСПС от 11.12.86 N 521/30-18).

В соответствии с пунктом 1 разъяснения временным заместительством считается исполнение служебных обязанностей по должности временно отсутствующего работника, когда это вызвано производственной необходимостью.

Временное исполнение обязанностей по должности отсутствующего работника возлагается на другого работника приказом (распоряжением) по предприятию, учреждению или организации. Замещающему работнику выплачивается разница между его фактическим окладом (должностным, персональным) и должностным окладом замещаемого работника (без персональной надбавки) при наличии одновременно следующих условий:

а) если замещающий работник не является штатным заместителем или помощником отсутствующего работника (при отсутствии должности заместителя). В случаях, когда у руководителя имеется несколько помощников, то штатным заместителем считается первый, старший помощник.

Главный инженер предприятия, учреждения или организации в период временного замещения отсутствующего руководителя права на получение разницы в окладах не имеет.

Архангельская территориальная профсоюзная организация Российского профсоюза железнодорожников и транспортных строителей в интересах членов профсоюза Ермолиной Г.П., Плакидина В.Е., Познякова В.Е., Копенина С.А., Морева П.Н. обратилась в Верховный Суд Российской Федерации с заявлением о признании недействительными приведенных положений пункта 1 разъяснения в части запрета на выплату штатному заместителю или помощнику отсутствующего работника, а также главному инженеру разницы между их должностным окладом и должностным окладом замещаемого работника, сославшись на то, что эти положения не соответствуют трудовому законодательству и ограничивают конституционное право работников - членов профсоюза на вознаграждение за труд, без какой бы то ни было дискриминации.

Верховный Суд РФ постановил приведенное выше решение.

В кассационной жалобе Архангельская территориальная профсоюзная организация Российского профсоюза железнодорожников и транспортных строителей ставит вопрос об отмене судебного решения, ссылаясь на ошибочность выводов суда о соответствии оспоренных положений нормативного акта федеральному закону.

Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, Кассационная коллегия находит решение Верховного Суда РФ подлежащим отмене по следующим основаниям.

Согласно ст. 423 введенного с 1 февраля 2002 г. Трудового кодекса РФ впредь до приведения законов и иных нормативных правовых актов, действующих на территории Российской Федерации, в соответствие с настоящим Кодексом законы и иные правовые акты Российской Федерации, а также законодательные акты бывшего Союза ССР, действующие на территории Российской Федерации в пределах и порядке, которые предусмотрены Конституцией Российской Федерации, Постановлением Верховного Совета РСФСР от 12 декабря 1991 г. N 2014-1 "О ратификации Соглашения о создании Содружества Независимых Государств", применяются постольку, поскольку они не противоречат настоящему Кодексу.

Отказывая в удовлетворении заявленного требования, Верховный Суд РФ исходил из того, что оспоренные положения Разъяснения не противоречат Трудовому кодексу РФ.

При этом в основу своего решения суд положил доводы представителя Министерства труда и социального развития РФ, заключающиеся в том, что должности штатного заместителя, помощника (при отсутствии должности заместителя) и главный инженер отнесены Общероссийским классификатором профессий рабочих, должностей служащих и тарифных разрядов, утвержденным Постановлением Госстандарта РФ от 26 декабря 1994 г. N 367 к должностям служащих.

Постановлением Минтруда России от 6 июня 1996 г. N 32 утверждены разряды оплаты труда Единой тарифной сетки и Тарифно-квалификационные характеристики (требования) по общеотраслевым должностям служащих. И хотя Тарифно-квалификационные характеристики по должностям заместителей руководителей не разрабатывались, однако это вызвано тем, что должностные обязанности этих работников, требование к знаниям и квалификации определяются на основании Тарифно-квалификационных характеристик по должности руководителя.

При этом должностные оклады заместителей устанавливаются на 10 - 20% ниже оклада соответствующего руководителя (п. 3 Примечание к ЕТС).

Поэтому, по мнению Верховного Суда РФ, в силу занимаемых должностей штатные заместители или помощники (при отсутствии должности заместителя), главный инженер (как являющийся по должности первым заместителем руководителя) без какой-либо доплаты обязаны осуществлять функции руководителя в его отсутствие, исходя из квалификационных требований по должности, включающих такое заместительство в качестве основной трудовой функции.

Таким образом, суд первой инстанции исходил из того, что оспоренные положения разъяснения не противоречат требованиям Трудового кодекса РФ.

Однако с такими выводами суда Кассационная коллегия согласиться не может, так как они сделаны с неправильным применением норм материального права.

Действительно, положения ст. 74 Трудового кодекса РФ, регулирующей вопрос о временном переводе на другую работу в случае производственной необходимости, и положения ст. 151 этого же Кодекса, регулирующей вопрос об оплате труда при совмещении профессий и исполнении обязанностей временно отсутствующего работника, прямого отношения к рассматриваемому спору не имеют, если исходить из того, что в должностные обязанности указанных выше замещающих работников включена функция по замещению руководителя в случае его отсутствия и тарификация должности замещающего работника произведена с учетом именно таких должностных обязанностей этого работника.

Однако принципиальное положение ст. 74 ТК РФ (имеющее определенное правовое значение и для рассматриваемого по настоящему делу случая) состоит в том, что оплата труда по фактически выполняемой работе при временном переводе на другую работу должна производиться за весь период такого перевода (до 1 месяца в течение календарного года).

Аналогичное принципиальное положение относительно обязательного производства доплаты за совмещение профессий и исполнение обязанностей временно отсутствующего работника без освобождения от своей основной работы за весь период такого совмещения либо исполнения дополнительных обязанностей содержится и в ст. 151 ТК РФ.

Согласно ст. 21 ТК РФ работник имеет право на в полном объеме выплату заработной платы в соответствии со своей квалификацией, сложностью труда, количеством и качеством выполненной работы.

Оспоренные же положения разъяснения не соответствуют этим (изложенным выше) нормам трудового законодательства, поскольку допускают выплату заработной платы приведенным выше работникам за выполняемую работу в период отсутствия руководителя, в частности, не в соответствии с количеством выполняемой работы и сложностью труда.

Совершенно очевидно, что сложность труда и количество выполняемой штатным заместителем или помощником отсутствующего работника (при отсутствии должности заместителя), а также главным инженером работы в период отсутствия замещаемого работника намного выше, нежели в период, когда приведенные работники выполняют работу при работающем руководителе.

Из материалов дела следует, что некоторые из заместителей руководителей выполняют работу в отсутствие руководителя в течение около 1 месяца в календарном году. Другие же заместители работают в отсутствие руководителей в течение длительного времени (до 8 месяцев в календарном году), однако в силу действия оспоренных положений разъяснения права на получение разницы в окладах в равной степени не имеют ни первая группа таких работников, ни вторая, что явно противоречит принципиальным положениям Трудового кодекса РФ о праве работника на получение заработной платы в соответствии не только со своей квалификацией, но и сложностью труда, количеством и качеством выполняемой работы.

Ссылка представителя Министерства труда и социального развития РФ на то, что, если руководитель отсутствует длительное (свыше 1 месяца) время, замещающему его работнику в действительности производится выплата разницы в окладах, не может быть учтена при разрешении настоящего спора, заключающегося в нормоконтроле при том, что в самих оспоренных положениях разъяснения ничего не говорится о необходимости такой выплаты в случае длительного замещения работником руководителя (более 1 мес. в календарном году).

Как указано выше, в рассматриваемой редакции оспоренные положения разъяснения создают препятствия для реализации заместителям, длительное время замещающим отсутствующего руководителя, права на оплату труда в соответствии с его сложностью, а также с количеством и качеством выполняемой работы.

Необоснованной является ссылка представителя Министерства труда и социального развития РФ и на то, что согласно пункту 3 Примечания к ЕТС, утвержденной Постановлением Правительства РФ N 785 от 14 октября 1992 г. (приложение N 1), должностные оклады заместителей устанавливаются на 10 - 20% ниже оклада соответствующего руководителя, так как это правило признано утратившим силу Постановлением Правительства РФ N 189 от 27 февраля 1995 г.

Оспоренные положения разъяснения в существующей редакции противоречат и другим нормам закона.

В самом разъяснении от 29 декабря 1965 г. N 30/39 не содержится исключения относительно его применения к работникам организаций, финансируемых из бюджетов различных уровней, и к работникам других организаций (коммерческих).

В соответствии же со ст. 143 Трудового кодекса РФ Тарифная система оплаты труда работников организаций, финансируемых из бюджетов всех уровней, устанавливается на основе Единой тарифной сетки по оплате труда работников бюджетной сферы, утверждаемой в порядке, установленном федеральным законом, и являющейся гарантией по оплате труда работников бюджетной сферы; тарифная система оплаты труда работников других организаций может определяться коллективными договорами, соглашениями с учетом единой тарифно-квалификационных справочников и государственных гарантий по оплате труда.

Статьей 144 Трудового кодекса РФ за работодателем предусмотрено право устанавливать различные системы премирования, стимулирующих доплат и надбавок с учетом мнения представительного органа работников; указанные системы могут устанавливаться также коллективным договором и лишь в организациях, финансируемых из федерального бюджета, порядок и условия применения доплат, надбавок, премий и других выплат устанавливаются Правительством РФ. В организациях же, финансируемых из бюджета субъекта Российской Федерации, такой порядок и условия применения доплат устанавливаются органами государственной власти субъекта РФ; в организациях, финансируемых из местного бюджета, - органами местного самоуправления.

Оспоренное ограничение в оплате труда работников, замещающих отсутствующего руководителя, в существующей в разъяснении редакции противоречит этим статьям ТК РФ.

Противоречат оспоренные положения разъяснения в существующей редакции и ст. 145 Трудового кодекса РФ, согласно которой оплата труда руководителей, их заместителей в организациях, финансируемых из бюджета субъекта РФ, производится в порядке и размерах, которые определяются органами государственной власти соответствующего субъекта РФ, а в организациях, финансируемых из местного бюджета, - органами местного самоуправления; размеры оплаты труда руководителей иных организаций, их заместителей определяются по соглашению сторон трудового договора.

Кроме того, представитель Минтруда России не представил суду в подтверждение довода об установлении штатным помощникам, заместителям и главным инженерам в случае выполнения ими обязанностей отсутствующего руководителя более высокого разряда по оплате труда и более высокой оплаты труда, и именно за выполнение ими обязанностей отсутствующего руководителя.

По изложенным мотивам вывод суда первой инстанции о соответствии оспоренных положений нормативного правового акта действующему трудовому законодательству и о том, что применение этих положений в существующей редакции не нарушает трудовые права и интересы работников, Кассационная коллегия считает ошибочным, сделанным в результате неправильного применения норм материального права.

А поскольку нормативный акт в оспоренной его части противоречит закону и применение этого акта приводит к нарушению трудовых прав граждан, заявление профсоюзного органа подлежит удовлетворению.

Руководствуясь ст. ст. 360 и 361 ГПК РФ, Кассационная коллегия

определила:

Вынести новое решение, которым признать не действующим со дня вынесения настоящего решения подпункт "а" (абзац 3) и абзац 4 пункта 1 разъяснения Государственного комитета СССР по труду и социальным вопросам и Секретариата ВЦСПС от 29 декабря 1965 года N 30/39 (в редакции Постановления от 11.12.86 N 521/30-18) "О порядке оплаты временного заместительства" в части, запрещающей выплату разницы между должностными окладами отсутствующего работника и замещающих его штатного заместителя или помощника, а также главного инженера предприятия, учреждения или организации.

Запретные документы в кадровой службе
Инспекторы ГИТ и Роскомнадзора рассказали нам, какие документы теперь ни в коем случае нельзя требовать у новичков при трудоустройстве. Наверняка какие-то бумаги из этого списка есть у вас. Мы составили полный список и подобрали для каждого запретного документа безопасную замену.


  • Если выплатите отпускные на день позже срока, компанию оштрафуют на 50 000 руб. Уменьшите срок уведомления о сокращении хотя бы на день – суд восстановит сотрудника на работе. Мы изучили судебную практику и подготовили для вас безопасные рекомендации.
  • Статьей 151 ТК РФ «Оплата труда при совмещении профессий и исполнении обязанностей временно отсутствующего работника» определено, что работнику, выполняющему у одного и того же работодателя наряду со своей основной работой, обусловленной трудовым договором, дополнительную работу по другой профессии (должности) или исполняющему обязанности временно отсутствующего работника без освобождения от своей основной работы, производится доплата за совмещение профессий (должностей) или исполнение обязанностей временно отсутствующего работника.

    Размеры доплат за совмещение профессий (должностей) или исполнение обязанностей временно отсутствующего работника устанавливаются по соглашению сторон трудового договора.

    Статья 151 ТК РФ является своего рода продолжением ст. 149 ТК РФ в части оплаты труда при совмещении профессий (должностей).

    По отношению к рабочим речь идет о совмещении профессий, а по отношению к служащим - о совмещении должностей. Профессии присваиваются на основании Единого тарифно-квалификационного справочника профессий рабочих (ЕТКС) или Квалификационного справочника (КС) профессий рабочих, не вошедших в ЕТКС. Специалисты и служащие занимают должности.

    Совмещение профессий (должностей) целесообразно производить в пределах той категории персонала, к которой относится данный работник (рабочие, служащие и др.).

    Под совмещением профессий (должностей) понимается выполнение наряду со своей основной работой, обусловленной трудовым договором, дополнительной работы по другой профессии (должности).

    Отличие от совместительства состоит в том, что работник помимо основной работы выполняет другую работу в пределах установленной для основной работы продолжительности рабочего времени за счет интенсивности (уплотнения) работы в течение рабочего дня.

    Выполнение работником наряду со своей основной работой дополнительного объема работ, но уже по той же профессии (должности), рассматривается как расширение зон обслуживания или увеличение объема выполняемых работ (не является совмещением).

    Как те, так и другие виды работ допускаются на одном и том же предприятии, в учреждении, организации с согласия работника в течение установленной законодательством продолжительности рабочего дня (смены), если это экономически целесообразно и не ведет к ухудшению качества продукции, выполняемых работ, обслуживания населения.

    Понятие расширения зон обслуживания или увеличения объема выполняемых работ дано в ст. 423 ТК РФ «Применение законов и иных нормативных правовых актов». В ней установлено, что впредь до приведения законов и иных нормативных правовых актов, действующих на территории Российской Федерации, в соответствие с ТК РФ законы и иные правовые акты Российской Федерации, а также законодательные акты бывшего Союза ССР, действующие на территории Российской Федерации в пределах и порядке, которые предусмотрены Конституцией Российской Федерации, постановлением Верховного Совета РСФСР от 12 декабря 1991 г. № 2014-1 «О ратификации Соглашения о создании Содружества Независимых Государств», применяются постольку, поскольку они не противоречат ТК РФ.

    Изданные до введения в действие ТК РФ нормативные правовые акты Президента РФ, Правительства РФ и применяемые на территории Российской Федерации постановления Правительства СССР по вопросам, которые в соответствии с ТК РФ могут регулироваться только федеральными законами, действуют впредь до введения в действие соответствующих федеральных законов.

    В соответствии с постановлением Совета Министров СССР от 4 декабря 1981 г. № 1145 «О порядке и условиях совмещения профессий (должностей)» Государственным комитетом СССР по труду и социальным вопросам совместно с Министерством финансов СССР и Всесоюзным Центральным Советом Профессиональных Союзов разработана от 14 мая 1982 г. № 53-ВЛ Инструкция по применению постановления Совета Министров СССР от 4 декабря 1981 г. № 1145 «О порядке и условиях совмещения профессий (должностей)». В ней определено, что такое расширение зон обслуживания и увеличение объема выполняемых работ.

    При временном отсутствии работника (например, в связи с болезнью, командировкой, отпуском или по какой-либо другой причине, когда за ним сохраняется место работы) его должность и трудовые обязанности могут быть возложены на другого работника, но без освобождения от основной работы. На основании ст. 151 ТК РФ в этом случае предусмотрено право на установление соответствующей доплаты.

    Размеры доплат за совмещение профессий (должностей) или исполнение обязанностей временно отсутствующего работника согласно ст. 151 ТК РФ устанавливаются по соглашению сторон трудового договора.

    Конкретный размер той или иной доплаты отражается в локальном нормативном акте предприятия (например, приказ по предприятию). В приказе должно быть указано:

    Какую работу выполняет работник;

    Объем работы;

    Установлена та или иная доплата в процентном отношении к тарифной ставке, окладу или в абсолютном размере и на какой срок (месяц, полугодие и т.п.).

    Доплата за совмещение профессий (дол-жностей) должна производиться дифференцированно. При согласовании конкретного размера доплат за совмещение профессий (должностей) следует учитывать важность поручаемой дополнительной работы, ее объем, загруженность работника по основной занимаемой должности.

    На практике размер доплат, устанавливаемый работнику за совмещение профессий (должностей), предельными размерами не ограничивается. По одной вакантной должности выполнение дополнительной работы может быть поручено нескольким работникам. Однако общая сумма доплат не должна превышать экономии по фонду заработной платы по вакантным должностям.

    В коллективном договоре (другом локальном нормативном акте, например в положении о персонале или в положении об оплате труда) должны быть отражены варианты совмещения, в том числе по должностям и профессиям .

    Чтобы начисление премий при совмещении профессий или должностей (начисление производится по основной работе) производилось с учетом суммы доплат за совмещение профессий (должностей), в коллективном договоре (другом локальном нормативном акте) необходимо определить перечень доплат и надбавок к тарифным ставкам и должностным окладам работников данного предприятия, на которые начисляются премии, с учетом имеющихся денежных средств .

    Регламентирование порядка и размера доплаты за выполнение обязанностей по профессии или должности временно отсутствующего работника должно быть отражено в коллективном договоре предприятия или ином локальном нормативном акте. Таким документом на предприятиях, где не заключаются коллективные договора, как правило, является Положение о персонале данного предприятия, принятое на собрании трудового коллектива. Право на замещение временно отсутствующего работника имеют как рабочие, так и служащие. Но в связи с тем что доплаты за замещение временно отсутствующих работников производятся в основном за счет экономии по фонду заработной платы, с учетом производственной необходимости и наличия экономии фонда заработной платы, перечень работников, которым может быть поручено это замещение, должен быть отражен в коллективном договоре или ином локальном нормативном акте.

    Конкретный размер доплаты в абсолютном размере или в процентах к должностному окладу или тарифной ставке работника, на которого возложено наряду с основной работой исполнение обязанностей временно отсутствующего работника (в связи с отпуском, болезнью и в других случаях), устанавливается приказом по предприятию.

    Чтобы начисление премий при выполнении обязанностей временно отсутствующего работника производилось с учетом суммы установленной доплаты, необходимо эту доплату включить в перечень доплат и надбавок к тарифным ставкам и должностным окладам работников данного предприятия, на которые начисляются премии. Указанный перечень следует внести в коллективный договор (другой локальный нормативный акт, положение об оплате труда).

    Пример. В организации во время отсутствия бухгалтера (учебный отпуск, затем очередной отпуск) объем его работы был возложен на нормировщика. Полагается ли в этом случае нормировщику дополнительная оплата за выполнение обязанностей временно отсутствующего работника? Будет ли она учитываться при начислении премии?

    Возложение на работника (в данном случае на нормировщика) в пределах продолжительности основного рабочего времени дополнительных обязанностей отсутствующего работника (бухгалтера) в связи с учебным и очередным отпусками, когда в соответствии с действующим законодательством за ним сохраняется рабочее место или должность, рассматривается трудовым законодательством как выполнение обязанностей временно отсутствующего работника.

    В приведенном примере следует руководствоваться следующим. На основании действующего законодательства и коллективного договора нормировщику может быть произведена соответствующая доплата. По предприятию издается приказ с указанием:

    – дополнительного объема выполняемых работ;

    – срока выполнения обязанностей нормировщика за бухгалтера;

    – конкретного размера доплаты (например, 50 % оклада по основной работе).

    Если в коллективном договоре предусмотрен перечень доплат и надбавок к тарифным ставкам и должностным окладам работников, на которые начисляются премии, то на доплату, установленную нормировщику, будет производиться начисление премии.

    В том случае, если выполнение работы бухгалтера приказом возложено в равной мере на нескольких работников (например, трех), то установление доплаты возможно как каждому в равной степени, так и дифференцированно в зависимости от конкретного дополнительного объема выполняемых работ каждым работником в отдельности (первому, например, 30 % должностного оклада по основной работе, второму - 20 %, третьему - 50 %). Размер доплаты работникам может ограничиваться размером оклада отсутствующего работника (бухгалтера).

    Возникает вопрос о правомерности установления доплаты за совмещение руководителю предприятия, его заместителю и руководителю структурного подразделения. В подп. «а» п. 15 постановления указывается на то, что оно не распространяется на руководителей предприятий, учреждений и организаций, их заместителей и помощников, главных специалистов, руководителей структурных подразделений, отделов, цехов, служб и их заместителей. К руководителям, в частности, относятся:

    – директора (генеральные директора), начальники, управляющие, заведующие, председатели, командиры, комиссары, мастера, производители работ на предприятиях, в структурных единицах и подразделениях;

    – главные специалисты - главный бухгалтер, главный диспетчер, главный инженер, главный металлург, главный сварщик, главный агроном, главный геолог, главный электрик, главный экономист, главный научный сотрудник, главный редактор;

    – государственные инспекторы.

    Например, если отсутствует главный специалист, то начальник отдела может поручить ведущему специалисту вести дополнительную работу по обеспечению контроля за расходом фонда заработной платы, премирования, применению форм и систем оплаты труда, установлению разрядов рабочим и категорий служащим. В этом случае ведущему специалисту может быть установлена доплата за совмещение должности.

    Начальник отдела может и сам вести этот участок работы во время отсутствия главного специалиста. Ему в данном случае не может быть установлена доплата за совмещение должности главного специалиста, так как для начальника отдела это не дополнительный объем, а основная работа.

    Согласно п. 34 Инструкции по статистике численности и заработной платы рабочих и служащих на предприятиях, в учреждениях и организациях к руководителям относятся работники, занимающие должности руководителей предприятий и их структурных подразделений. Должность руководителя по Общероссийскому классификатору профессий рабочих, должностей служащих и тарифных разрядов имеет код 1.

    Ответом на вопрос о правомерности установления доплаты за совмещение руководителю структурного подразделения является решение Кассационной коллегии Верховного Суда РФ от 25 марта 2003 г. № КАС 03-90 о признании не действующим со дня вынесения настоящего решения подп. «а» п. 15 постановления Совета Министров СССР от 4 декабря 1981 г. № 1145 «О порядке и условиях совмещения профессий (должностей)» (в ред. постановлений от 19.02.87 № 222; 01.12.87 № 1367; 05.02.88 № 153; 31.05.88 № 689; 17.08.89 № 657) в части слов: «руководителей структурных подразделений, отделов, цехов, служб и их заместителей».

    Таким образом, подп. «а» п. 15 указанного постановления в части слов: «руководителей структурных подразделений, отделов, цехов, служб и их заместителей» признан не действующим со дня вынесения определения.

    С.И. Петрова, зам. начальника Управления оплаты, нормирования и производительности труда Министерства труда и социального развития Российской Федерации

    Отличия руководителей от других работников не заканчиваются порядком заключения и расторжения трудового договора, о котором мы говорили в прошлом номере журнала. Эта должность предполагает наличие и некоторых других особенностей, возникающих в процессе трудовой деятельности.

    СОВМЕЩЕНИЕ РУКОВОДИТЕЛЕМ ДРУГИХ ДОЛЖНОСТЕЙ

    Статья 60.2 ТК РФ предусматривает возможность выполнения работником дополнительной работы за дополнительную оплату. Это может быть:

    Совмещение профессий (должностей), если поручается дополнительная работа по другой профессии (должности);

    Расширение зон обслуживания, увеличение объема работ, если поручается дополнительная работа по такой же профессии (должности);

    Исполнение обязанностей временно отсутствующего работника как по другой, так и по такой же профессии (должности).

    Дополнительная работа в порядке совмещения должностей поручается руководителю лицом, уполномоченным на изменение условий его трудового договора в соответствии с уставом организации, либо путем принятия ее на себя по собственному решению.

    Совмещение оформляется следующим образом:

    Заключается дополнительное соглашение;

    Издается приказ о поручении дополнительной работы.

    В случае необходимости совмещение должностей может быть отменено как по инициативе работника, так и по инициативе работодателя .

    РАБОТА РУКОВОДИТЕЛЯ ПО СОВМЕСТИТЕЛЬСТВУ

    Руководитель организации может работать по совместительству у другого работодателя только после получения разрешения уполномоченного органа юридического лица, либо собственника имущества организации по основному месту работы руководителя, либо уполномоченного собственником лица (органа) .

    Данная норма направлена в первую очередь на то, чтобы защитить интересы юридического лица - работодателя по основному месту работы. Иначе говоря, основной работодатель должен быть уверен, что другая деятельность руководителя вне организации не помешает ему полноценно осуществлять функции по руководству и представлению интересов общества.

    СОВЕТ. Порядок оформления разрешения на совместительство мы рекомендуем закрепить в уставе организации и/или в трудовом договоре с руководителем, который подписывается уполномоченным на то лицом. В уставе организации может быть установлен запрет на осуществление оплачиваемой деятельности в других организациях, нарушение которого может повлечь за собой наложение дисциплинарного взыскания.

    В п. 3 ст. 69 Федерального закона от 26.12.1995 № 208-ФЗ «Об акционерных обществах» (в ред. от 30.11.2011) указано, что совмещение директором (генеральным директором) должностей в органах управления других организаций допускается только с согласия совета директоров (наблюдательного совета) общества.

    Необходимо отметить, что совмещение должностей в данном случае должно рассматриваться как совместительство, так как работа у другого работодателя является одним из признаков внешнего совместительства .

    При приеме на работу руководителя по совместительству следует помнить, что лицо, ответственное за кадровое делопроизводство, не вправе требовать представления документов, прямо не указанных в Трудовом кодексе РФ или иных федеральных законах (например, справку с основного места работы о разрешении на работу по совместительству).

    На руководителя организации, являющегося единственным участником (учредителем) , действие норм ст. 276 ТК РФ не распространяется , то есть получать разрешение уполномоченного органа на работу по внешнему совместительству не нужно.

    ОТПУСК РУКОВОДИТЕЛЯ

    В соответствии со ст. 115 ТК РФ руководителю организации предоставляется ежегодный оплачиваемый отпуск продолжительностью 28 календарных дней, если иное не предусмотрено Трудовым кодексом РФ или иными федеральными законами.

    Если руководителю в соответствии с трудовым договором установлен ненормированный рабочий день , то работа в таком режиме компенсируется предоставлением ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска продолжительностью не менее трех календарных дней .

    Приказ о предоставлении отпуска руководителю организации вправе подписывать он сам как единоличный исполнительный орган организации.

    Издавать приказ о предоставлении отпуска руководителю следует по унифицированной форме № Т-6 .

    ИСПОЛНЕНИЕ ОБЯЗАННОСТЕЙ РУКОВОДИТЕЛЯ

    На период отсутствия руководителя (например, во время отпуска, болезни, командировки) можно не назначать работника, исполняющего обязанности. Руководитель вправе делегировать часть своих полномочий , выдав доверенность на право представительства от имени общества (например, заключение договоров с контрагентами и т. д.), если передача этих полномочий разрешена уставом. Но и в таком случае юридическую ответственность за принятие решения на основании доверенности все равно будет нести руководитель организации.

    СОВЕТ. В уставе организации или иных документах целесообразно закрепить порядок назначения исполняющего обязанности руководителя и/или делегирования полномочий во избежание споров, касающихся предоставления полномочий руководителя лицу, не избранному на должность единоличного исполнительного органа (директора, генерального директора).

    В трудовом договоре или иных локальных нормативных актах также могут содержаться условия, при которых руководитель может назначить другое должностное лицо исполняющим обязанности на периоды своего отсутствия.

    Исполнение обязанностей временно отсутствующего руководителя без освобождения от работы, определенной трудовым договором, оформляется документом, подтверждающим согласие замещающего работника, и соответствующим приказом.

    Если на период отсутствия руководителя необходимо назначить исполняющего его обязанности , то следует руководствоваться нормами ст. 60.2, 151 ТК РФ. При назначении исполняющего обязанности руководителя на время его отсутствия могут быть установлены ограничения, например, касающиеся изменения структуры и штатного расписания организации.

    ЕДИНСТВЕННЫЙ УЧАСТНИК ОБЩЕСТВА

    Если общество состоит из единственного участника или акционера, то избрание на должность руководителя организации оформляется решением в письменном виде . С руководителем, который является единственным участником (учредителем) общества, также может заключаться трудовой договор.

    Если трудовой договор заключен с руководителем организации, являющимся единственным участником (учредителем), членом этой организации, собственником ее имущества, и при этом производились отчисления в ФСС России, то руководитель имеет право на получение пособий по обязательному социальному страхованию .

    Согласно разъяснению об обязательном страховом обеспечении по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством руководителей организаций, являющихся их единственными учредителями (участниками), членами организации и собственниками ее имущества , руководитель организации, состоящий с ней в трудовых отношениях, а также являющийся единственным учредителем (участником), членом организации, собственником ее имущества, отнесен к лицам, работающим по трудовому договору. Следовательно, он имеет право на получение страхового обеспечения в соответствии с законодательством.

    ВЕДЕНИЕ РУКОВОДИТЕЛЕМ ОРГАНИЗАЦИИ БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЕТА

    Федеральным законом от 21.11.1996 № 129-ФЗ «О бухгалтерском учете» (в ред. от 28.11.2011) предусмотрено несколько способов ведения бухгалтерского учета в организациях. Согласно подп. «г» п. 2 ст. 6 данного Федерального закона руководитель может вести бухгалтерский учет лично. В этом случае необходимо издать приказ по основной деятельности, в котором зафиксировать такой способ ведения бухучета.

    ДИСКВАЛИФИКАЦИЯ РУКОВОДИТЕЛЯ

    Кодексом РФ об административных правонарушениях (КоАП РФ) установлена такая мера наказания, как дисквалификация, под которой понимается лишение физического лица права занимать руководящие должности в исполнительном органе управления юридического лица, входить в совет директоров (наблюдательный совет), осуществлять предпринимательскую деятельность по управлению юридическим лицом, а также осуществлять управление юридическим лицом в иных случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации .

    Дисквалификация устанавливается на срок от шести месяцев до трех лет . Срок давности привлечения к данному виду ответственности установлен не позднее года со дня совершения административного правонарушения, а при длящемся административном правонарушении - года со дня его обнаружения . Решение о дисквалификации принимается только судом.

    Дисквалификация может быть применена к руководителю только в том случае, если она предусмотрена в санкциях статей КоАП РФ. В частности, предусмотрена возможность дисквалификации за следующие правонарушения:

    Нарушение законодательства о труде и об охране труда ;

    Фиктивное или преднамеренное банкротство ;

    Невыполнение в срок законного предписания органа, осуществляющего государственный надзор, об устранении нарушений законодательства

    Можно ли оформить исполнение заместителем генерального директора по финансовым вопросам обязанностей главного бухгалтера как внутреннее совмещение?

    Как известно, существуют две достаточно похожие, но тем не менее совершенно различные формы трудовых отношений - совмещение и совместительство. Согласно ст.98 ТК РФ совместительством называется работа за пределами нормальной продолжительности рабочего времени по инициативе работника. По заявлению работника работодатель имеет право разрешить ему работу по другому трудовому договору в этой же организации по иной профессии, специальности или должности за пределами нормальной продолжительности рабочего времени в порядке внутреннего совместительства. Работа за пределами нормальной продолжительности рабочего времени не может превышать четырех часов в день и 16 часов в неделю.

    Совмещение же профессий в соответствии со ст.149 ТК РФ трактуется как выполнение работ в условиях труда, отклоняющихся от нормальных, и связывается с доплатами, предусмотренными коллективным или персональным трудовым договором. При этом размеры доплаты за совмещение профессий (должностей) работнику, выполняющему у одного и того же работодателя наряду со своей основной работой, обусловленной трудовым договором, дополнительную работу по другой профессии (должности), устанавливаются по соглашению сторон трудового договора (ст.151 ТК РФ). Поскольку главный бухгалтер и заместитель директора по финансовым вопросам, очевидно, разные должности, то отсутствуют формальные препятствия к организации в этой ситуации совместительства. В то же время в отношении совмещения имеются определенные сложности. Согласно п.15 "а" постановления Совета Министров СССР от 4.12.81 г. N 1145 "О порядке и условиях совмещения профессий (должностей)" данное постановление не распространяется на руководителей предприятий, учреждений и организаций, их заместителей и помощников (т.е. совмещение данных категорий должностей не допускается). Отметим, что определением Кассационной коллегии Верховного суда Российской Федерации от 25.03.03 г. N КАС 03-90 из данного пункта было изъято ограничение в отношении руководителей структурных подразделений, отделов, цехов, служб и их заместителей, а решением Верховного суда Российской Федерации от 20.10.03 г. - в части главных специалистов, а ограничение в части руководителей осталось. Поэтому установить для заместителя директора по финансовым вопросам совмещение должности главного бухгалтера в настоящее время невозможно.

    Законодательное ограничение на внутреннее совместительство, как было сказано, отсутствует. При оформлении внутреннего совместительства необходимо учитывать следующее. Чтобы установить совместительство (внутреннее или внешнее), необходимо заключить другой (новый и отдельный) трудовой договор. Таким образом, совместитель фактически заново вступает в трудовые отношения со своим работодателем на других условиях, чем это указано в основном трудовом договоре. В приказе о приеме на работу совместителя данная особенность условий трудового договора должна быть отмечена. В унифицированной форме N Т-1 "Приказ (распоряжение) о приеме работника на работу", утвержденной постановлением Госкомстата России от 6.04.01 г. N 26, для этого предназначена строка "Условия приема на работу, характер работы". Заметим, что условие о совмещении профессий (должностей) предусматривается в том же трудовом договоре, причем изначально, так как совмещение заключается в том, что работник помимо своей основной выполняет еще и другую работу, и все это - в пределах установленной для основной работы продолжительности рабочего времени, т.е. за счет повышения интенсивности (уплотнения) работы в течение рабочего дня. Прием на работу совместителя (как внутреннего, так и внешнего) автоматически означает замещение соответствующей вакантной должности. При совмещении должностей это не требуется, так как должностные обязанности "растворяются" (распределяются) на других работников. Пособие по временной нетрудоспособности выплачивается по каждому месту работы, включая работу на условиях внутреннего совместительства. По основной работе пособие выплачивается по оригиналу листка временной нетрудоспособности, а по "совместительской" - на основании ксерокопии, заверенной главным врачом медицинского учреждения. Важно, что, определяя величину оплаты труда работника-совместителя, работодателю необходимо руководствоваться положениями ст.285 ТК РФ, которая предписывает исходить при этом из фактически отработанного времени или из выработки (последнее, естественно, для сдельной системы оплаты труда). Как следует из письма Управления МНС России по г.Москве от 6.09.02 г. N 26-12/41802, расходы по выплате совместителю оклада, указанного в штатном расписании, будут приняты в уменьшение налогооблагаемой прибыли только пропорционально фактически отработанному времени относительно такового при полной занятости. Напомним, что в настоящее время максимальная продолжительность рабочего дня совместителя составляет 0,4 от установленной при полной занятости (16 час./40 час.), поэтому и получаемый главным бухгалтером - совместителем оклад не может превышать 0,4 от установленного для должности "главный бухгалтер" в штатном расписании организации.

    В ТК не содержит ограничений на совмещение должностей руководителей организации, а в Постановлении Совета Министров СССР от 04.12.1981г №1145 "О порядке и условиях совмещения профессий (должностей) где содержится перечень категорий работников, которым разрешено совмещать должности. Согласно пп."а" пункт "15" данного постановления, оно не распространяется на руководителей их заместителей и помощников.Иными словами, совмещение директора должностей не допускается. Может ли зам.директора (по безопасности) совмещать какие либо должности?Дайте пожалуйста подробный ответ по моему вопросу.

    Ответ

    Подпункт "а" пункта 15 постановления Совета Министров СССР от 4 декабря 1981 года N 1145 "О порядке и условиях совмещения профессий (должностей)" признан недействующим Определением Верховного Суда РФ от 25.03.2003 № КАС03-90.

    Руководитель не должен входить в состав органов, осуществляющих функции контроля и надзора в данной организации. То есть он не может совмещать обязанности ревизора, аудитора и т. п. Руководитель не может совмещать должность главного бухгалтера. Это ограничение не распространяется на организации малого и среднего предпринимательства, при условии что они не относятся к кредитным. Руководителю кредитной организации совмещать должность главбуха запрещено во всех случаях.

    Таким образом, ограничений по совмещению должностей заместителя директора законодательством не установлено.