Персонал как основа организации. Основные элементы системы управления персоналом инновационной организации Основной характеристикой стабильности персонала организации является кадров

Стабильность кадров не следует путать с их постоянством. Стабильность предполагает постоянное повышение квалификации, служебное продвижение, систематическое обновление кадров, обеспечивает оптимальное сочетание старых опытных и молодых энергичных, способных работников. Проблема стабильности кадров изучается преимущественно с помощью социологических методов.

В общем виде проблему стабильности кадров можно рассматривать с точки зрения удовлетворенности профессией и трудом.

Удовлетворенность трудом - психическое состояние работника, отражающее соответствие его трудовой установки, отношения к жизни, мотивации и ожиданий относительно труда конкретным характеристикам труда.

При этом основными факторами удовлетворенности можно считать престиж, популярность и привлекательность профессии и труда.

Престиж профессии - общепризнанная социальная значимость профессии, ее авторитет. В теории М. Вебера престиж - одна из составляющих статуса социальной группы наряду с богатством и властью. Престиж может быть объективно обусловленным, данным в соответствии с определенным установленным статусом, и приобретенным.

Популярность профессии - поощрение со стороны общественного мнения, основанное на информированности людей и способствующее выбору данной профессии и последующей удовлетворенности ею.

Привлекательность профессии и труда - степень соответствия реально существующих характеристик профессии или трудовой деятельности возможностям индивидов, желаемым или общепризнанным характеристикам. В профессии может привлекать популярность, престиж, а в трудовой деятельности - заработок, характер, содержание и условия труда.

Сегодня до 40 % офисов не соответствует нормам Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ). По данным НИИ экологии человека и гигиены окружающей среды и НИИ гигиены труда, воздух в большинстве офисных помещений в 4-6 раз грязнее и в 8-10 раз токсичнее, чем за их пределами. В некоторых офисах содержание в воздухе вредных веществ в 20 раз превышает предельно допустимые концентрации.

Во многом актуальными остаются направления рационализации труда, решающие три основные задачи:

Экономическую - обеспечить наиболее эффективное использование труда и материальных ресурсов, неуклонное повышение производительности труда;

Психофизиологическую - создать благоприятные условия труда, обеспечивающие сохранение здоровья и повышение работоспособности людей;

Социальную - воспитание в процессе труда, превращение труда в жизненную потребность.

Основные направления деятельности по реализации этих задач:

Совершенствование форм разделения и кооперации труда;

Улучшение организации и обслуживания рабочих мест;

Совершенствование методов и приемов труда;

Повышение квалификации и культурного уровня работников;

Улучшение условий труда;

Совершенствование нормирования и оплаты труда, рационализация форм и методов материального и духовного стимулирования;

Укрепление трудовой дисциплины и воспитание требуемого отношения к труду.

Современное звучание эти направления деятельности получили в связи с появлением системы международных стандартов ISO, которые включают:

Организацию и оценку эффективности процесса управления;

Оценку соответствия организации современным требованиям;

Оценку адаптационных способностей организации при изменениях состояния рыночной среды и запросов потребителей;

Оценку профессиональной пригодности персонала;

Проведение сертификации организации;

Организацию процесса производства;

Освоение методов информационной экономики и электронной коммерции;

Оптимизацию процессов создания организационных систем.

Стандарт концентрирует внимание не только на качестве конечного продукта, но и на процессе производства, на внутренней среде организации, на качестве персонала. Текучесть кадров этому не способствует.

Под потенциальной текучестью понимается так или иначе выраженная неудовлетворенность работой. Считается, что на основании информации о неудовлетворенности работой можно прогнозировать фактическую текучесть кадров. Проверить данное положение можно двумя способами:

Сравнить неудовлетворенность работой и фактическую текучесть кадров, определяемую одновременно, в одних и тех же группах работников;

Проследить, как ведут себя со временем работники, в различной степени удовлетворенные работой.

Важно знать причины потенциальной текучести, поскольку управление движением кадров основано на умении руководителя не просто констатировать реальную текучесть кадров, а предвидеть и предупреждать ее.

Процесс потенциальной текучести имеет несколько стадий и реализуется в фактической (реальной) текучести.

Затруднения в реализации потенций приводят к возникновению сначала потенциальной, а затем фактической текучести. Создание необходимых условий для реализации существующих потенций может привести к превращению потенциальной текучести в другие формы мобильности и даже к стабильности кадров. Данное явление лежит в основе научного управления процессами движения кадров. Однако чтобы получить возможность управлять этими процессами, необходимо глубокое изучение не только потенциальной текучести, но и мобильности в целом.

Различают четыре формы движения кадров:

Q демографическую (например, естественная убыль работников - 3-5%);

Связанную с социальными перемещениями (рабочий заканчивает вуз и переходит работать по специальности);

Вызванную техническим прогрессом (появление новых специальностей и отмирание старых);

Текучесть кадров.

Существуют различные определения текучести кадров, причем это понятие часто смешивается с другими формами движения кадров. Приведем наиболее точное определение.

Текучесть кадров - процесс незапланированного увольнения работников по их желанию или по инициативе администрации в случае нарушения договорных обязательств между работником и администрацией.

Территориальные перемещения принято называть миграциями, а такую форму движения кадров, в результате которой работники не только меняют место работы, но и переходят в другую социальную группу, меняют социальную принадлежность, - социальными перемещениями.

Процессы миграции могут быть как причиной, так и следствием движения кадров. Неразличение форм движения кадров и смешение их с ми-фациями и социальными перемещениями приводят к тому, что текучести кадров приписываются несвойственные ей качества: обновление коллектива; повышение квалификации и уровня образования работников; освоение новых, недостаточно заселенных, территорий и т. п.

По мнению ряда ученых, которое совпадает с мнением автора данного пособия, текучесть кадров - явление стихийное и нежелательное с точки зрения предприятия или другой социально-экономической системы.

Еще в 1932 г. Н. Г. Стремлянова утверждала: «Должно стать совершенно очевидным, что текучесть и беспрерывное рассеивание опыта рабочего является одной из основных или, вернее, самой основной причиной потерь на рабочей силе». Потери от текучести кадров складываются из увеличения накладных расходов и уменьшения выпуска продукции предприятия. Основные потери связываются со снижением квалификации принимаемых работников. К перечисленным можно добавить потери, вызванные перерывом в работе выбывающих в результате текучести кадров, а также снижением производительности труда работников в период перед увольнением и после трудоустройства. Общие потери от текучести кадров приведены в табл. 6.1.

Таблица 6.1 Потери от текучести кадров

Вид потерь

Причина потерь (перерыв в работе, снижение квалификации и производительности труда работников в период перехода)

Увеличение

накладных

расходов

Увеличение расходов на оформление приема и увольнения работников.

Увеличение расходов на обучение и переподготовку кадров. Ускорение износа и порчи инструментов и оборудования. Выполнение работ, не соответствующих квалификации работников

Недополучение продукции

Простой оборудования. Снижение качества работы.

Замедление роста культурно-технического уровня работников. Снижение дисциплины труда, прогулы. Снижение рационализаторства.

Прекращение повышения образовательного уровня работников

Дестабилизация кадров имеет ряд экономических и социальных последствий. Они в первую очередь связаны с тем, что даже при 100%-ной укомплектованности штатов часть работников (вновь принятых) не имеет достаточной квалификации и опыта работы. Снижается эффективность различных видов подготовки (в том числе психологической), на которые затрачиваются значительные средства и время, так как к моменту ожидаемой отдачи работник уходит из организации. Следует отметить, что для некоторых отраслей минимальный срок освоения профессии составляет 3-5 лет. В ряде случаев это означает, что подготовленный работник достается другим, возможно, конкурирующим организациям. В некоторой степени оценить период освоения профессии, специальности, должности можно, изучая личностные и профессиональные качества классных специалистов и победителей профессиональных конкурсов. Повышенная текучесть и сменяемость кадров влияют и на социально-психологический климат коллектива, сохранение и умножение его традиций. Сменяемость в размере 20 % персонала в год означает, что за 5 лет могут смениться все 100 %.

Для вычисления уровня текучести и сменяемости кадров используются соответствующие формулы.

Показатель текучести кадров:

TK = (Y/N)x 100%,

где У - количество работников, уволенных за год по неуважительным причинам;

N - среднесписочная численность работников. Коэффициент полной сменяемости:

ПС = 100/ТК, где ТК - коэффициент текучести кадров, %. Коэффициент интенсивности текучести:

НТК = ТК(группы) / ТК(общий),

где ТК (группы) - коэффициент текучести кадров группы, %.

ТК (общий) - коэффициент текучести кадров в организации, %.

Опираясь на опыт использования приведенных коэффициентов, отметим, что:

Процесс движения кадров многогранен и требует комплексного изучения и оценки;

Текучесть и стабильность кадров следует рассматривать в однородных группах и сравнивать их показатели между собой и с общими средними показателями. В кадровом составе коллективов имеется стабильное ядро и наиболее подвижные группы работников.

Наиболее информативными, по мнению многих авторов, являются показатели, основанные на данных о стаже работы человека на конкретном предприятии, отражающие как количественную, так и качественную стороны процесса движения кадров.

Если руководство не заинтересовано в том, чтобы все должности были престижными, перспективными, с хорошими условиями труда и т. д., либо не в состоянии добиться этого, а выполнение рабочих функций требует хотя бы минимальной квалификации, неизбежны текучесть кадров и наносимый ею вред организации.

Проблема нехватки персонала сильнее всего ощущается на начальных позициях. Персонал без опыта работы требует специального обучения. В этих условиях текучесть кадров может стать настоящим бедствием: новые сотрудники покидают компанию, не успев отработать вложенные в них средства. Однако потери от текучести кадров можно снизить, считают специалисты, но лишь в том случае, если взять ее под контроль.

На должностях и рабочих местах, где нет большого функционального разнообразия, стартовые оклады новичков невысоки, а карьерный рост внутри подразделения ограничен. Сотрудники, в большинстве студенты и молодые специалисты, получив квалификацию или закончив вуз, часто увольняются, чтобы перейти на работу по специальности. Текучесть на этих позиций - нормальное явление, ведь нет таких людей, считающих своим призванием, к примеру, забивать информацию в базу данных. Но компании от этого не легче. Около трех месяцев сотрудник проходит обучение. Чтобы вернуть вложенные в него деньги, он должен отработать в компании не менее семи месяцев. Кроме того, на опытных сотрудников отдела падает двойная нагрузка из-за необходимости своевременной обработки большого объема документации и обучения новичков.

Для решения этих вопросов применяются следующие методы.

Руководители стараются заинтересовать работников изучением документов, относящихся к основным видам деятельности организации; за стремление к универсальности повышают им зарплату.

Наставникам устанавливаются надбавки к зарплате.

Продумываются возможности карьерного роста.

На вакантные должности в других подразделениях всегда рассматривают в приоритетном порядке кандидатов из внутреннего резерва, то есть сотрудников данного отдела.

Компания по договоренности с вузами принимает на работу стажеров - студентов старших курсов; подписывает с ними договор, в котором оговариваются обязательства сторон, причем студенты

должны отработать в компании определенное время после обучения и стажировки.

В некоторых организациях работников обязывают отработать год на необходимой для компании должности, прежде чем работник сможет претендовать на более перспективную позицию.

Еще один фактор, который может удержать сотрудника в компании, несмотря на невысокую заработную плату, - хороший психологический климат: ощущение, что работники делают важное дело и ценны для компании, имеет огромное значение для любого специалиста.

Важна возможность сотрудников и топ-менеджеров поддерживать прямой контакт друг с другом (так, в одной компании каждый квартал проходят завтраки лучших сотрудников центра по поддержке клиентов с исполнительным вице-президентом, отвечающим за обслуживание клиентов; выездные заседания правления компании проходят также в центре по поддержке клиентов).

Для стабильности кадров имеет значение закрепление, удержание руководителей организации и ее подразделений.

Специалисты предупреждают, что необходимо учитывать стоимость внедрения тех или иных программ повышения стабильности кадров, то есть затраты, которые организация понесет в связи с реализацией этих программ. Кроме того, важно грамотно применять рассмотренные методы с учетом конкретных условий деятельности организации, ее возможностей, стадии развития бизнеса, региона и т. д.

Предыдущая

Соглашение об использовании материалов сайта

Просим использовать работы, опубликованные на сайте , исключительно в личных целях. Публикация материалов на других сайтах запрещена.
Данная работа (и все другие) доступна для скачивания совершенно бесплатно. Мысленно можете поблагодарить ее автора и коллектив сайта.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Подобные документы

    Сущность найма персонала, критерии оценки эффективности системы найма, подбора и отбора персонала. Поиск и отбор персонала как форма кадровой политики, реализуемой предприятием, элемент системы управления персоналом. Совершенствование процесса найма.

    курсовая работа , добавлен 15.11.2013

    Понятие и сущность системы управления персоналом, ее основные элементы, принципы и методы формирования на примере ОАО "Вектор-Лизинг". Разработка мероприятий по оптимизации системы найма персонала. Формирование системы мотивации персонала на предприятии.

    курсовая работа , добавлен 07.09.2013

    Аспекты системы управления персоналом в организации. Методы управления персоналом. Планирование персонала в организации. Особенности персонала как ресурса предприятия. Факторы, влияющие на работу персонала. Оценка результативности системы управления.

    курсовая работа , добавлен 02.01.2009

    Сущность найма персонала. Критерии оценки эффективности системы подбора и отбора персонала. Совершенствование процесса найма персонала на предприятии ООО "СтройКомплект". Сравнение источников набора персонала. Участие организаций в ярмарках вакансий.

    курсовая работа , добавлен 25.06.2015

    Существование определённых технологий подбора персонала, включающих два различных вида деятельности: надбор и отбор персонала. Изучение психологических аспектов подбора и найма персонала. Организация процесса подбора персонала. Источники найма персонала.

    контрольная работа , добавлен 22.06.2010

    Значение человеческих ресурсов в организации. Особенности найма, оценки, отбора и приема персонала в организации. Организация деловой оценки персонала в системе управления персоналом ООО "Техноплаза". Внедрение конкурса как метода привлечения персонала.

    дипломная работа , добавлен 11.01.2017

    Деятельность организации: понятие и цели. Управление персоналом организации. Преобразования системы управления персоналом организации: сущность и методы. Способы повышения эффективности управления персоналом. Аттестация персонала.

    курсовая работа , добавлен 03.03.2002

Масклин почесал за ухом.
- А в целом все идет нормально. - Он наклонился поближе к черному кубику.
- Знаешь, что это значит? Когда думаешь, что все идет нормально,
на самом деле это совсем не так. Просто ты об этом пока не знаешь.
Вот так. Гм… Огонек сумел, наконец, принять сочувственное выражение.
- Все твердят, что я принимаю все слишком близко к сердцу. По-моему, слово
“слишком” здесь неуместно. Гм…

Терри Пратчетт. Землекопы, или Новые приключения номов

Стадии стабилизации достигают не все организации, успешно вышедшие на рынок. Парадокс может состоять в том, что даже если клиентов много, организация может погибнуть, если не сможет вырасти в соответствии с потребностями рынка. Поэтому часть организаций так и не “доживает” до стадии стабилизации - желанной спокойной гавани. Кажется, что именно этот период является самым спокойным для фирмы - есть клиенты, есть сотрудники, понятно, что и как делать (отработаны технологии). Остается только спокойно работать, но на стадии стабилизации поджидает ряд проблем, без решений которых организация может погибнуть.

Что это за проблемы?

Основная задача работы управленческого персонала на этой стадии - не только удержание достигнутого уровня рентабельности и неувеличение затрат на производство, но и обязательное снижение затрат на сырье, технологию и особенно персонал, в частности, в ситуации жесткой конкуренции. Чтобы удержать устойчивость, любой организации необходимы поиски новых сегментов рынка, диверсификация производства, включение новых бизнесов в сферу свой деятельности. Выросшая организация должна закрепить собственную организационную структуру, сделать ее максимально эффективной в новых условиях всемерной экономии. Все это особым образом детерминирует и деятельность кадровой службы.

Какие задачи должны быть решены прежде всего в данной ситуации?

Для оптимизации производства, снижения уровня затрат на персонал необходимо провести анализ деятельности, выявить источники потерь и построить работы максимально эффективно. Новые варианты деятельности должны быть закреплены в нормативных документах и стать нормой обычной работы. В ситуации стабилизации у организаций менее всего должно быть авралов и экстремальных решений. Известен рынок, есть потребитель, гарантированный объем заказов - остается спокойно и эффективно работать. Постепенно, вводя небольшие усовершенствования, рационализацию труда, можно повысить его интенсивность, а используя систему оплаты труда, - и мотивацию персонала.

Для оценки эффективности деятельности каждого, выявления резервов роста производительности и качества организация должна проводить регулярные оценочные процедуры - аттестацию персонала, рабочих мест. На основании полученных данных могут быть улучшены системы распределения работы, технологии деятельности, формы оплаты и стимулирования.

Чтобы более эффективно использовать персонал, кадровый менеджмент должен продумать систему планирования карьеры, формирования кадрового резерва, организации обучения и продвижения персонала. Именно в ситуации стабильности персонал начинает воспринимать карьерные планы, планы роста вознаграждения как обоснованные и реальные инструменты планирования своей жизни. В стадии формирования и интенсивного роста такие кадровые инструменты кажутся малообоснованными и слишком далекими.

Вопросы, связанные с оценкой и аттестацией, формированием резерва и планированием карьеры, обучением персонала и работой с конфликтами, мы рассмотрим в гл. 10, посвященной вопросам поддержания работоспособности организации.

Однако наиболее существенная проблема, с которой сталкивается управленческий персонал на стадии стабилизации, - выбор между ориентацией на функционирование (поддержание работоспособности организации в нынешней технологии и объеме) и развитием (подготовкой организации к следующему изменению, предотвращению кризиса, который неминуем, если организация не сможет найти новый продукт, изменить направление деятельности).

Таким образом и управление организацией, и управление персоналом должны решить, что для организации сейчас целесообразно: максимально сосредоточиться на “эксплуатации” достигнутого или начать изменения, готовить новый продукт, новый рынок, саму организацию к будущему, и этим предотвратить неминуемо приближающуюся стадию кризиса. Однако менеджер по персоналу должен учитывать, что человеку свойственно стремление к стабильности, естественности процесса. Поэтому даже после принятия стратегического управленческого решения - готовиться к новому этапу, создавать новый продукт, изменять деятельность и организационную структуру - персонал необходимо включить в реорганизационную, инновационную деятельность. Начать процесс изменения можно только, преодолевая сопротивление изменениям.

Преодоление сопротивления изменениям

Первое, что необходимо понять менеджеру по персоналу, озабоченному проблемой подготовки изменений, - это уровень ориентации организации на изменения, степень ее вариативности. Об этом могут свидетельствовать как особенности организации, так и персонала.

О готовности к изменениям свидетельствуют следующие организационные особенности компании :

  • гибкость организационной структуры - наличие мелких, легко управляемых структур (например, проектных групп), минимизация бюрократических правил и процедур, адекватность структуры управления задачам функционирования - ликвидация лишних звеньев управления;
  • принципы инновационности, заложенные в корпоративной культуре, - ориентация на постоянное совершенствование и долгосрочность процесса изменений, понимание естественности и непрерывности процесса развития, ориентация, настроенность руководства и персонала на поиск нового, внимательное отношение организации к идеям своих членов, наличие конкретных индикаторов оценки процесса изменения организации, сравнения с результатами конкурентов;
  • ориентация на изменения, закрепленная в положениях кадровой политики , - непрерывное обучение персонала, творческий подход к делу, гибкая система оплаты труда, повышающая заинтересованность в результатах, требования к хорошему результату производственной деятельности (количество, качество, творчество, готовность к новому, разнообразие способов деятельности), оценка вклада линейных руководителей в подготовку подчиненных, система призов и премий за овладение новыми навыками и выявление проблем, оценка опыта и широкого кругозора.

О способности к изменениям свидетельствуют следующие особенности персонала:

  • аналитичность сознания - способность рассматривать ситуацию в целом и в отдельных аспектах выделять взаимосвязи, детерминанты и свойства некоторых объектов;
  • диалогичность сознания - способность видеть несколько вариантов развития событий, способов решения проблем, предполагать наличие возможности нескольких вариантов решений.

Приглашая сотрудников организации к изменениям, важно предполагать, почему они могут согласиться на инновацию, какими мотивами будут руководствоваться. Можно выделить следующие движущие силы изменений:

философия контракта - заключение соглашения между группой акционеров и группой работников (через менеджеров) об обмене труда на определенную плату;

философия общей судьбы - уверенность в существовании взаимозависимости между работниками, потребителями и акционерами в том, что интересы работников и потребителей также важны, как и интересы акционеров.

Степень изменения, которая может быть достигнута, во многом зависит от времени и потенциала сопротивления трудностям, препятствующим изменению. Время - важный ресурс изменений, нельзя существенно изменить организацию в очень короткое время. Наличие материальных, финансовых, человеческих ресурсов - также важный параметр выбора стратегии изменений.

Можно выделить четыре основных уровня изменений:

1) изменение в знаниях - требует минимального времени и минимальных затрат, достаточно провести программу обучения, распространить материалы, например, инструкции. Однако проблема связана с тем, что почти все могут знать, как надо делать, но никто в организации не будет делать так, как надо, потому что может считать это неважным, слишком сложным, неэффективным и т. д.;

2) изменение в индивидуальных установках (отношение каждого к тому, что и как надо делать) требует более длительного времени и больших затрат, поэтому необходимо создать условия для того, чтобы человек принял необходимость изменения. Например, все знают, что курить вредно, но для того чтобы человек бросил курить, надо, чтобы он пережил, например, большой стресс - заболел, испугался за свою жизнь;

3) изменение в индивидуальном поведении - должно быть обеспечено еще большим временем и ресурсами. Самое главное на этом этапе - человек должен получить положительный опыт нового поведения. Продолжая пример с курильщиком, важно, чтобы человек, например под угрозой болезни, не только осознал необходимость порвать с пагубной привычкой, но и получил первый, пусть и небольшой, результат. Например, смог продержаться без курения хотя бы несколько дней. Без этой, хотя бы маленькой победы, он будет считать отказ от курения не возможным для себя, постепенно свыкнется с нависшей угрозой и вернется к прежнему поведению.

4) изменение в групповом поведении - наиболее сложное организационное поведение, требующее максимального времени и существенных ресурсов. В организации часто возникает ситуация, когда сотрудники, прошедшие программу обучения и окрыленные новыми взглядами, обогащенные передовым опытом, через некоторое время теряют общий язык с коллегами, начинают отторгаться или, если конечно, не отказываются от своих инноваций. Группа всегда требует от своего участника поведения, близкого к среднему, позволить отклоняющееся поведение коллектив может только лидеру или “дурачку”. Самая большая проблема - создание нового способа коллективного поведения. В подобном случае одним из вариантов преодоления сопротивления новому могло стать обучение всего подразделения одновременно, например, в самой организации.

Если оценивать затраты на проведение изменений, то всегда дешевле поддерживать систему в существующем состоянии (даже очень неблагоприятном), чем изменять. А поскольку затраты на изменения требуют единовременного вложения очень больших капиталов (в оборудование, обучение, покупку технологий, проектирование и прочего, без чего организация не может эффективно функционировать), изменения необходимо начинать готовить именно на стадии стабилизации.

Как надо построить процесс подготовки и проведения изменений, для того чтобы он прошел успешно?

  • Подведение итогов и восхваление прошлого. Сжатая и обязательно правдоподобная история прошлого за определенный период с изложением существа дела, объективных фактов, надежд и мечтаний участников, а также средств их достижения. Должны быть представлены ценности, существенные для слушателей, важно не только не признавать и даже не прославлять оставляемые позади ценности.
  • Обоснование изменений. Аргументированная причина, объясняющая нововведения.
  • Создание преемственности между прошлым и будущим. Все значительные изменения встречают активное сопротивление, поэтому следует мотивировать изменения и сообщить, что часть ценностей прошлого будет сохранена и продолжит свое существование в новой форме.

Менеджеру по персоналу следует организационно обеспечить изменения, продумать процесс постепенного введения новых способов работы. Для этого он должен:

  • выделить лидеров коллектива, групп - людей, авторитетных для коллектива, для включения их в процесс преобразования либо в целевые проектные группы, либо в экспертную группу;
  • сформировать целевые, проектные группы для разработки стратегии и плана изменений и включить в них представителей разных отделений и сфер бизнеса организации;
  • сформировать экспертную группу, включающую в себя лидеров групп и людей, занимающих высокие статусы в организации, а также формальных и неформальных лидеров;
  • организовывать регулярные встречи проектной и экспертной групп по обсуждению проекта и его развитию;
  • представить проект сотрудникам организации.

Особое внимание следует уделить психологическому обеспечению внедрения изменений. Для этого кадровая служба должна:

  • привлекать внимание к необходимости изменений;
  • организовать процесс получения конкретных предложений от сотрудников организации и поддержку активных сотрудников, подающих такие предложения;
  • создавать неофициальную информационную сеть распространения информации о проводящихся изменениях;
  • учитывать при подготовке информации, способах презентации материалов особенности персонала и личностные характеристики аудитории;
  • стараться учитывать продуктивные возражения, возникающие у персонала, адаптировать программу изменений с учетом возникающих затруднений.

Для построения оптимального процесса изменений важно учитывать индивидуальные способы принятия изменений (типичные для каждого механизма). Можно выделить следующие индивидуальные механизмы принятия изменений:

  • идентификация - люди принимают предложенные изменения, руководствуясь внешними мотивами, для кадровой службы важно в таком случае разработать систему стимулирования (оплаты) за проведенные изменения;
  • усвоение - когда люди переводят общие цели и принципы изменений в специфические личные цели, для кадровой службы появляется возможность разработать систему мотивирования, ориентируясь на тот тип основополагающих внутренних мотивов, которые специфичны для каждого - потребность в общении, ориентация на получение статуса, самореализация.

Промежуточный механизм - апробация. Человек проверяет изменения на собственном опыте, чтобы сформулировать свое собственное отношению к нему и определить способ принятия. Для кадровой службы на данном этапе необходимо организовать поддержку (со стороны значимой для сотрудника социальной группы и человека) и подкрепление эффективного поведения (разработать системы оценки, стимулирования или мотивирования).

Предыдущая

а) личный штатный состав работников организации, выполняющий различные производственные функции;

B) выделение работников по социально-демографическим группам в организации;

С) совокупность работников, объединенных в специализированные службы.


  1. ^ Создание резерва кандидатов, из которых организация отбирает наиболее подходящих для нее работников – это:
а) набор и отбор персонала;

B) адаптация персонала;

С) аттестация персонала.


  1. Руководитель, который не любит принимать решения (и легко меняет ранее принятые) практически не вмешивается в работу коллектива относится к следующему стилю руководства:
а) демократический;

  1. ^ Приспособление к новым физическим и психологическим нагрузкам, к условиям труда относится к виду адаптации:
а) профессиональной;

B) психофизической;

С) социально-психологической.


  1. Сколько сотрудников вы планируете иметь в кадровой службе организации, численность персонала которой 1500 человек.
а) 2;

  1. Внешний источник набора персонала имеет недостатки:
а) достоинства нового работника неизвестны;

B) угроза накопления личных взаимоотношений;


  1. ^ Процесс знакомства сотрудника с деятельностью и организацией и изменение собственного поведения в соответствии с требованиями среды – это:
а) развитие персонала;

B) адаптация персонала;

С) набор и отбор персонала.


  1. ^ Методы управления персоналом, которые базируются на власти, дисциплине и взысканиях относятся к методам:
а) социально-психологическим;

B) административным;

С) экономическим.


  1. ^ Внутренний источник набора персонала имеет недостатки:
а) длительный период адаптации;

B) высокая степень риска из-за неизвестности человека;

С) сохраняется общий дефицит рабочей силы.


  1. ^ Рациональное использование персонала включает:
а) распределение гибких форм занятости;

B) систему взаимосвязанных действий по управлению карьерой и профессиональным ростом;

С) достижение количественной сбалансированности рабочих мест и работников.


  1. ^ Основной задачей при наборе персонала является:
а) установление соответствия качественных характеристик персонала требованиям должности или рабочего места;

B) удовлетворения спроса на работников;

С) обеспечение условий для наиболее эффективной реализации трудового потенциала работников.


  1. ^ Кадровые мероприятия призванные установить соответствие качественных характеристик персонала требованиям должности или рабочего места – это:
а) аттестация персонала;

B) адаптация персонала;

С) набор и отбор персонала.


  1. ^ При приёме на работу запрещается:
а) требовать документы о результатах медицинского освидетельствования;

B) передавать в другие организации анкетные данные кандидатов;

С) устанавливать испытательный срок.


  1. ^ Функции управления персоналом включают:
а) определение потребности в кадрах исходя из стратегии деятельности фирмы;

B) распределение ресурсов;

С) разработку плана производства и реализации продукции.


  1. ^ Руководитель, допускающий и поощряющий влияние подчиненных на процесс принятие решений, относится к следующему стилю руководства:
а) демократический;

  1. ^ Все работники организации, кроме руководителя, являются:
а) служащими;

B) подчиненными;

С) исполнителями.


  1. Маркетинг персонала включает:
а) управление конфликтами;

B) исследование качеств кандидатов и их потребностей;

С) регулирование взаимоотношений руководства с персоналом.


  1. ^ К преимуществам обучения вне рабочего месте относятся:
а) содержание и время проведения обучения приспособлены к потребностям и условиям организации;

  1. ^ Работники, осуществляющие функции общего управления относятся к:
а) администрация;

B) руководители;

С) специалисты.


  1. Стиль руководства – это:
а) устойчивая ориентация поведения человека на получение реальных результатов, овладение новыми знаниями и навыками;

B) столкновение интересов индивидов и групп в социальном взаимодействии;

С) общая характеристика способов с помощью которых происходит взаимодействие руководителей и подчиненных.


  1. ^ Основной характеристикой стабильности персонала организации является:
а) сменяемость кадров;

B) текучесть кадров;

С) оборот кадров.


  1. Характеристика философии управления персоналом организации: высокая конкуренция, гарантии для работников низкие, оплата труда по результатам, поощрение индивидуализма работников – присуще:
а) Японии;

B) России;

С) Америке.


  1. ^ Когда организация находится в кризисной ситуации и подчиненные полностью находятся во власти руководителя, то эффективнее применять стиль руководства:
а) демократический;

  1. ^ К преимуществам обучения на рабочем месте относятся:
а) участники обучения встречаются только с работниками этой же организации;

B) может быть экономически более выгодным;

С) может использоваться дорогостоящие учебное оборудование.


  1. ^ Среди стартовых условий карьеры выделяют:
а) базовое обучение;

B) наличие неформального опыта управленческой деятельности;

С) имидж организации.


  1. Основные права и обязанности подчиненных зафиксированы в:
а) единой тарифной сетке;

B) трудовом договоре;

С) трудовом кодексе РФ.


  1. ^ Социально-психологические методы управления персоналом включают в себя:
а) развитие у работников дисциплины и ответственности;

B) создание нормального психологического климата;

С) технико-экономический анализ.


  1. ^ Определение качественной потребности в персонале означает определение потребности по:
а) структуре;

B) квалификации;

С) численности.


  1. ^ Японская философия Управления персоналом основывается на:
а) традиционных ценностях нации и теории человеческих отношений;

B) традициях конкуренции и поощрения индивидуума работников с четкой ориентацией на прибыль компании и зависимость личного дохода от неё;

С) традициях уважения к старшему, коллективизма, всеобщего согласия, вежливости и патернализма.


  1. ^ К причинам исключения из состава резерва кадров не относится:
а) повышение квалификации или переподготовка;

B) отрицательная оценка при аттестации;

С) возраст старше 50 лет.

Вариант 2


  1. Безработные-это:
а) все граждане в возрасте старше шестнадцати лет не состоящие в штате в какой-либо организации;

B) трудоспособные граждане желающие получить работу и готовые приступить к ней;

С) трудоспособные граждане, не имеющие работы и заработка, зарегистрированные в службе занятости и готовые приступить к работе.

^ 2. Трудовыми ресурсами считаются:

А) часть населения, обладающая физическим развитием, умственными способностями и знаниями, которые необходимы для трудовой деятельности;

B) все граждане, желающие и имеющие возможность заниматься трудовой деятельностью;

С) все трудоспособные граждане, не вовлечённые в трудовую деятельность.

^ 3. Под занятостью понимается:

А) состояние трудоспособной части населения, связанное с выполнением ими на постоянной основе трудовых функций;

B) законная деятельность граждан, связанная с удовлетворением личных и общественных потребностей, приносящая, как правило, им заработок;

С) деятельность граждан работающих на предприятии и в организациях в соответствии с трудовыми договорами (контрактами).

^ 4. Под кадровой политикой предприятия понимают:

А) процесс воспитания у персонала предприятия качеств, соответствующих организационной культуре;

B) стратегическую линию поведения в работе с персоналом, набор основополагающих принципов;

С) перспективный план комплектования кадрами предприятия.

^ 5. Отбор персонала представляет собой:

А) процедуру социального, психологического и медицинского освидетельствования кандидатов на вакантные должности;

B) комплекс мер по профессиональной информации и консультации потенциальных работников;

С) мероприятия и действия по выявлению из списка заявителей лица или лиц, наилучшим образом подходящих для вакантного места работы и последующего найма.

^ 6. Профессиональная адаптация - это:

А) оценка профессиональных знаний, умений и навыков применительно к конкретному виду труда, рабочему месту;

B) система мер, способствующих профессиональному становлению работника, формированию и развитию у него социальных и профессиональных качеств;

С) вводимый инструктаж, знакомство с должностными инструкциями, условиями и содержанием труда, система повышения квалификации, переподготовки.

^ 7. Под профориентацией понимают:

А) полную и правдивую информацию о профессиях, их особенностях, требованиях, системе профессиональной подготовки;

B) деятельность консультативных пунктов, занимающихся диагностикой профессиональной пригодности людей для групп профессий;

С) помощь человеку в выборе профессии, которая в наибольшей степени отвечает как потребностям производства, так и его способностям, психофизиологическим особенностям.

^ 8. Оценка работника представляет собой:

А) систему показателей, характеризующих личностные качества, деятельность и результаты деятельности работника;

B) систему материального и морального поощрения работников в соответствии с их трудовым вкладом в показатели деятельности организации;

С) процедуру выявления степени соответствия личных качеств работника, результатов его деятельности требованиям должностных инструкций, организации производства и др.

^ 9. Понятием карьера характеризуется:

А) стремление работника любыми способами добиться служебного роста, успеха, славы;

B) успешное продвижение в области общественной, служебной, научной или производственной деятельности, достижение известности, славы и т.д.;

С) совокупность должностных и квалификационных перемещений сотрудника от начала трудовой деятельности до её прекращения.

^ 10. Под резервом руководящих кадров понимается:

А) группа руководящих работников, обеспечивающих взаимозаменяемость в случае служебной необходимости;

B) группа работников, отобранных для выдвижения на руководящие должности (с большим объёмом ответственности);

С) список работников различных предприятий и организаций, которые могут быть приглашены для занятия вакантных руководящих должностей.

^ 11. К факторам удовлетворённости трудом относятся:

А) престиж, популярность, привлекательность;

B) характер и содержание труда;

С) потенциальная и фактическая текучесть кадров.

^ 12. В каких формах осуществляется внутриорганизационное движение кадров :

А) социальные перемещения, карьерное продвижение;

B) естественная убыль, текучесть кадров, социальные перемещения, движение, связанное с техническим прогрессом;

^ 13. Профессиональная подготовка- это:

А) вид обучения с целью получения профессиональных знаний, умений и навыков, необходимых для овладения профессией или занятия должности;

B) комплекс инструктажей и мероприятий для быстрой адаптации к рабочему месту;

С) система непрерывного повышения квалификации по направлению выбранной деятельности.

^ 14. Престиж профессии- это:

А) общепризнанная социальная значимость профессии, её влияние, авторитет;

B) характеристика стремления людей к выбору данной профессии, частоты этого выбора;

С) широкая информационность о профессии, о её значении.

^ 15. По оценкам специалистов, доля работников службы управления персоналом в общей численности работников составляет :

А) 0,3 - 0,5 %;

B) 1,0 - 1,5 %;

С) 1,9 - 2,3 %.

^ 16. Текучесть кадров- это:

А) отношение числа уволенных в течение года работников предприятия к общему числу работников;

B) инструмент кадровой политики, используемый для освобождения от работников, в соответствующих установленным квалификационным и морально-психологическим требованиям;

С) процесс незапланированного увольнения работников по их желанию или по инициативе администрации в случае нарушения договорных обязательств между работником и администрацией.

^ 17. Чем регламентируется перечень документов, необходимых при приёме на работу:

А) приказом руководителя организации, предприятия;

B) Трудовым кодексом Российской Федерации;

С) Трудовым кодексом РФ, Правилами внутреннего трудового распорядка.

^ 18. Под удовлетворённостью трудом понимают:

А) психическое состояние работника, отражающее соответствие его трудовой установки, мотивации и ожиданий относительно труда конкретным его характеристикам;

B) выраженное проявление заинтересованности в результатах труда, высокая активность и продуктивность работника;

С) характеристику отношений между членами коллектива и к труду.

^ 19. Методы управления персоналом:

B) административный, экономический, социально-психологический;

С) планирование, набор, отбор, наем, адаптация, развитие, высвобождение.

^ 20. При приёме на работу запрещается:

А) устанавливать испытательный срок;

B) требовать документы о результатах медицинского освидетельствования;

С) заносить в компьютер анкетные данные кандидатов.

^ 21. Целью управления персоналом является:

А) повышение конкурентоспособности предприятия в рыночных условиях;

B) достижение качества персонала, обеспечивающего конкурентоспособность и стратегическое развитие предприятия;

С) обеспечение потребности предприятия в рабочей силе.

^ 22. К документам организации по управлению персоналом относятся:

А) входящая и исходящая корреспонденция организации по вопросам обеспечения условий труда работников;

B) приказы и распоряжения руководителя организации, нормативы и технологические регламенты;

С) штатное расписание, правила внутреннего трудового распорядка, положения о структурных подразделениях.

^ 23. Подходящей работой считается:

А) работа, учитывающая состояние здоровья, подготовку, пригодность, прежнюю работу и транспортную доступность;

B) работа, отвечающая желаниям работника и способствующая его развитию;

С) хорошо оплачиваемая, интересная и общественно значимая работа.

^ 24. Развитие персонала включает:

А) социальное и кадровое планирование;

B) адаптацию работников, планирование и управление карьерой;

С) подготовку, переподготовку и повышение квалификации.

^ 25. Потребность в переподготовке кадров вызвана:

А) необходимость расширения и углубления профессиональных знаний для служебного и профессионального роста;

B) высвобождением работников и необходимостью освоения новых профессий;

С) необходимость формирования кадрового резерва.

^ 26. В какой срок аттестуемые работники должны быть ознакомлены с характеристикой-отзывом:

А) за два месяца до аттестации;

B) за две недели до аттестации;

С) в день проведения аттестации.

^ 27. Повышение, понижение, перевод и увольнение персонала:

А) акт, регламентируемый трудовым законодательством РФ;

B) находится полностью в компетенции руководства;

C) процесс, основанный на законодательных нормах, анализе качества труда и психологических моментах воздействия на персонал.


  1. ^ Целью системы управления персоналом является:
а) обеспечение организации кадрами, их эффективного использования, профессионального и социального развития;

B) обеспечение потребности предприятия в рабочей силе;

С) повышение конкурентоспособности предприятия в рыночных условиях.


  1. ^ Ротация – это:
а) получение знаний и приобретение опыта в результате систематической смены рабочего места;

B) одна из составляющих деятельности по управлению персоналом предприятия, включающая работу по поиску, отбору и найму работников;

С) подготовка, переподготовка и повышение квалификации кадров.

29. Планирование потребности в кадрах учитывает:

А) только введение дополнительных должностей;

B) введение дополнительных должностей и замещение предусмотренных вакансий;

C) все изменения в составе коллектива.

30. Профессиональная адаптация:

А) требуется только неподготовленному сотруднику;

B) необходимый элемент для каждого вновь принятого сотрудника;

C) требуется сотруднику, который работал раньше в других условиях.


Для удобства изучения материала статью разбиваем на темы:

5. В зависимости от возраста и пола работника. При изучении возрастного состава рекомендуются следующие группировки: 16—17, 18-19, 20-24, 25-29, 30-34, 35-39, 40-44, 45-49, 50-54, 55-59, 60—64, 65 лет и старше. Соотношение соответствующих возрастных групп в общей численности работников представляется в виде возрастной структуры персонала. Половозрастная структура персонала организации помимо возраста учитывает и пол работников.

6. По уровню образования выделяются работники, имеющие высшее, незаконченное высшее, среднее специальное и среднее общее образование.

Кроме представленной выше структура персонала организации может быть рассмотрена и по другим категориям.

Разработку технологии управления персоналом. В технологии управления персоналом входят: организация найма, отбора, приема персонала, его деловая оценка, профориентация и адаптация, обучение, управление его деловой карьерой и служебно-профессиональным продвижением, мотивация и организация труда, управление конфликтами и стрессами, обеспечение социального развития организации, высвобождение персонала, взаимодействие с профсоюзами и службами занятости.

К основным принципам управления персоналом — правилам, основным положениям и нормам, которым должны следовать руководители и специалисты в процессе управления персоналом, относятся:

Научность, демократический централизм, плановость, единство распорядительства;

Сочетание единоначалия и коллегиальности, централизации и децентрализации; линейного, функционального и целевого управления;

Контроль исполнения решений.

Все принципы управления персоналом реализуются во взаимодействии, комплексно и оперативно.

Методы управления персоналом предприятия подразделяются на три группы:

Административные: формирование структуры управления персоналом; налаживание вертикальных и горизонтальных связей между руководителями и специалистами, подбор и отбор персонала и др.;

Экономические: материальное стимулирование и установление материальных дотаций; установление экономических норм и нормативов и др.;

Социально-психологические: социально-психологический анализ работников коллектива; моральное стимулирование персонала и др.

Регулирование поведения персонала осуществляется применением следующих институтов:

Жесткие институты — это устав, а также внутренние документы, принятые органами управления организацией в надлежащем порядке;

Развития организационной структуры управления;

Расстановка кадров;

Организация профессионального обучения;

Оценка персонала предприятия;

Управление конфликтами на предприятии. Рассмотрим эти функции подробнее.

Формирование кадровой политики

Управление персоналом начинается с выработки кадровой политики, учитывающей фирмы и условия формирования рынка труда. Кадровая политика организации должна быть тесно связана с технической и инвестиционной. В противном случае неизбежны либо неэффективное использование капиталовложений (нет кадров, способных освоить новую технику), либо утрата кадрового потенциала (способные и квалифицированные люди не находят в организации работу, соответствующую их запросам).

Кадровое планирование

Кадровое планирование является элементом общей системы планирования предприятия, в рамках которого решаются задачи обеспечения его рабочей силой необходимой численности и качества, а также совершенствования социальных отношений.

Кадровое планирование позволяет определить: сколько работников, какой квалификации, когда и где будут необходимы; какие требования предъявляются к тем или иным категориям работников; каким образом привлечь нужный и сократить ненужный персонал; как использовать персонал в соответствии с его потенциалом; как обеспечить развитие этого потенциала, повысить квалификацию работников; как обеспечить справедливую оплату труда, и решить его социальные проблемы; каких затрат потребуют проводимые мероприятия.

Подбор и отбор персонала

Процесс подбора и отбора персонала реализуется при наличии вакантных , которые необходимо заполнить.

Этот процесс, как правило, состоит из нескольких стадий:

Определение требований к вакантному рабочему месту и к кандидату на вакансию;

Подбор кандидатов;

Перераспределение обязанностей, трудовых функций и конкретных заданий исходя из личных особенностей и способностей нового работника;

Предложенный механизм воспроизводства трудового потенциала позволяет выявлять, развивать и наращивать те его компоненты, которые обеспечивают конкурентоспособность работнику. Это придает ему уверенность в завтрашнем дне, а организации — достижение намеченных целей.

Функции мотивации в управлении

Эффективное функционирование структуры управления во многом зависит от заинтересованности людей, которые выполняют в ней те или иные задачи.

Мотивация — это деятельность, имеющая целью активизировать трудовой коллектив и каждого работающего в организации и побудить их эффективно трудиться для выполнения целей, сформулированных в планах.

Опыт лидеров современного бизнеса показывает, что они добиваются успеха, если признают людей главным источником эффективного развития организации. В то же время неудачи в реализации их замыслов чаще всего связаны с отсутствием поддержки со стороны персонала. Нередко руководство детально разрабатывает стратегию и доводит до сведения всех работающих причины, но не детализирует их для каждого работника. Корпоративные планы и заявления высших руководителей о целях нередко остаются пустой риторикой. Исполнители получают заработную плату за достижение краткосрочных целей и выполнение оперативных планов.

Недооценка потенциала и интеллектуальных ресурсов людей, работающих в организациях, — существенный недостаток руководства российских предприятий. Человеческий потенциал для большинства российских предприятий представляет главное и единственное на сегодняшний день конкурентное преимущество.

Процесс мотивации включает:

Установление или оценку неудовлетворенных потребностей;

Формулировку целей, направленных на удовлетворение потребностей;

Определение действий, необходимых для удовлетворения потребностей.

В основе процесса мотивации лежит индивидуальная человеческая потребность (физиологическая или психологическая), удовлетворение которой достигается путем определенного поведения или действий. Поэтому мотивацию определяют еще и как процесс побуждения себя и других к деятельности для достижения личных целей или целей организации. Этот процесс включает несколько этапов между осознанием человеком неудовлетворенных потребностей и их удовлетворением.

Действия по мотивации включают экономическое и моральное стимулирование, обогащение самого содержания труда и создание условий для проявления творческого потенциала работников и их саморазвития. Осуществляя эту функцию, управляющие должны постоянно воздействовать на факторы результативной работы членов трудового коллектива.

Современные управляющие внимательно относятся к таким факторам, как:

Разнообразие работы по содержанию;

Рост и расширение профессиональной квалификации работающих;

Удовлетворение от работы и ее результатов;

Повышение ответственности;

Условия для проявления инициативы;

Осуществление самоконтроля.

Назад | |