Механизмы государственного регулирования деятельности гостиничного предприятия. Государственное регулирование гостиничной деятельности

Государственное регулирование деятельности по оказанию гостиничных услуг осуществляется посредством нормативно - правового регулирования данной сферы и создания благоприятных условий для её развития. Нормативные документы, регламентирующие деятельность гостиничных предприятий:

  • 1. Международные гостиничные правила. Целью является кодификация общепринятой международной торговой практики, регулирующей вопросы договора на размещение в гостинице. Они призваны проинформировать гостя и владельца гостиницы об их взаимных правах и обязанностях. Данные правила являются дополнением к положениям, предусмотренным в национальных законодательствах о договорных отношениях. Они применяются, когда такое законодательство не включает специфичных положений, касающихся договора на размещение в гостинице.
  • 2. Международная гостиничная конвенция. Конвенция применяется по отношению к гостиничным контрактам международного характера, заключенным между владельцами гостиниц и турагентами, чье местонахождение или местонахождение их предприятий зарегистрировано в разных государствах. Конвенция призвана регулировать подписание и исполнение гостиничных контрактов, которые заключают турагенты и владельцы гостиниц, взявшие на себя обязательства соблюдать правила данной Конвенции или использующие их в своей повседневной практике при заключении договоров. Конвенция регулирует два вида гостиничных контрактов: контракты по продаже гостиничных услуг индивидуальным клиентам; контракты по продаже гостиничных услуг группе клиентов. Международной конвенцией определены этапы и правила заключения гостиничного контракта по каждому виду контракта.
  • 3. Правила предоставления гостиничных услуг в РФ. Правила предоставления гостиничных услуг в Российской Федерации разработаны на основе Закона Российской Федерации “О защите прав потребителей”, действующего законодательства и регулирующего отношения между потребителями и исполнителями в сфере предоставления гостиничных услуг. Гостиница предназначена для временного проживания граждан на срок не свыше двух месяцев, независимо от места прописки. Проживание свыше двух месяцев возможно только с разрешения исполнителя. В данном документе отражается информация об услугах, порядок оформления проживания в гостинице и оплаты услуг; порядок предоставления услуг; Ответственность исполнителя и потребителя за предоставление услуг.
  • 4. Положение о государственной системе классификации гостиниц и других средств размещения. Настоящий документ устанавливает цели, организационную структуру и порядок проведения работ в Системе классификации гостиниц и других средств размещения на категорию "пять звезд", "четыре звезды", "три звезды", "две звезды", "одна звезда", регулирует порядок классификации гостиниц и других средств размещения. Классификация гостиницы и другого средства размещения осуществляется на добровольной основе. Система вправе взаимодействовать с зарубежными системами классификации средств размещения, является открытой для участия в ней предприятий различных организационно-правовых форм и ИП, оказывающих услуги средств размещения и признающих и выполняющих ее правила, предусматривает свободный доступ к информации о ее правилах, участниках и результатах классификации для исполнителей и потребителей услуг средств размещения, общественных организаций и т. д. Основными целями Системы являются: обеспечение стабильности качества обслуживания в средствах размещения; гармонизация критериев классификации средств размещения в Российской Федерации Рекомендациями Всемирной туристской организации (ВТО) и с учетом существующей зарубежной практики; дифференциация средств размещения в зависимости от ассортимента и качества предоставляемых услуг; оказание помощи потребителю в компетентном выборе услуг средства размещения; обеспечение потребителя достоверной информацией о том, что категория средства размещения подтверждена результатами классификации и соответствует категории, установленной в нормативных документах, принятых в Системе; повышение конкурентоспособности гостиниц и других средств размещения; содействие развитию въездного и внутреннего туризма за счет укрепления доверия российских и иностранных потребителей к результатам классификации средств размещения и соответственно увеличению доходной части бюджета страны.

Аннотация: Рассматривается государственное воздействие на гостинично-туристический бизнес РФ, а именно государственное регулирование этого вида деятельности. Определены государственные структуры, занимаются регулированием данного вида деятельности на федеральном уровне. Определено, что на муниципальном уровне не существует специализированых органов, занимаются развитием туристического бизнеса. Проанализированы основные документы, регламентирующие гостиничный бизнес. Отдельно уделено внимание вопросам добровольной сертификации гостинично-туристического бизнеса.

Ключевые слова: Гостиничный бизнес, государственное регулирование, добровольная сертификация, туристический бизнес, стандартизация, гостиницы

Summary: The state impact on hotel travel business of the Russian Federation, namely state regulation of this kind of activity is considered. Government institutions are defined, are engaged in regulation of this kind of activity at the federal level. It is defined that at the municipal level there are no specialized bodies, are engaged in development of travel business. The main documents regulating hotel business are analysed. The attention to questions of voluntary certification of hotel travel business is separately paid.

Keywords: Hotel business, state regulation, voluntary certification, travel business, standardization, hotels

Гостиничный бизнес является одним из экономически эффективных и наиболее динамически развивающихся видов экономической деятельности. Внутренний, как и внешний туризм, ежегодно приносит в государственную казну колоссальные суммы, сопоставимые с нефтяным бизнесом, который считается одной из самых прибыльных отраслей экономики. Эффективное проведение гостинично-туристического бизнеса оказывает непосредственное влияние на благосостояние государства, так как помимо решения внутренних проблем, таких, как обеспечение населения трудовыми местами, оказывает положительное влияние на имиджевую политику государства и его образ в глазах граждан других государств. Именно поэтому многие государства акцентируют свое внимание на улучшении качества предоставляемых гостиничных услуг.

Туристический потенциал Российской Федерации крайне обширен, в виду многообразия ландшафта, наличия исторических памятников, достояний культуры. Однако реализация государственного регулирования гостиничного бизнеса проходит на довольно слабом уровне, во многом, из-за постоянно реформации контролирующих органов и многократного внесения поправок законодательство, регулирующее гостиничную сферу деятельности. Отдельного упоминания заслуживает и слабо развитая гостинично-рекреационная инфраструктура. Все вышеперечисленное обозначает развитие сферы туризма как наиболее важную сферу в рамках государственной и муниципальной политики РФ.

Одним из направлений реализации государственного воздействия на гостиничный и туристический бизнес, является создание государственных органов, специализирующихся на проведение и совершенствование государственной политики внутри данного направления. Федеральным органом исполнительной власти выступает Федеральное агентство по туризму, которое находится в ведении Министерства спорта, туризма и молодежной политики РФ. В число функций этого органа входит проведение комплексного анализа и прогнозирование развитие гостиничного бизнеса на территории РФ, определение приоритетов развития в данной сфере, разработка и внесение нормативно-правовых актов на рассмотрение Правительству РФ, а так же самостоятельное урегулирование нормативно-правовых актов касающихся непосредственно гостиничной сферы на территории РФ.

Регламентацией гостиничного бизнеса занимается и другой орган власти РФ – Федеральное агентство по техническому регулированию и метрологии, находящееся в ведомстве у Министерства промышленности и энергетики. Его структурное подразделение – технический комитет по стандартизации, выполняет функции разработки и совершенствования системы общенациональных стандартов в области гостиничного бизнеса.

На территории муниципальных образований нет специализированных органов, занимающихся развитием туристического бизнеса, вместо них, регламентацией этого направления занимаются органы исполнительной власти муниципального образования. И если на федеральном уровне рассматриваются такие задачи, как непосредственная разработка государственной политики в сфере туризма, то на местном уровне решаются более приземленные задачи, такие как планирование местности для туристических мероприятий, подготовка туристической инфраструктуры, проведение территориального маркетинга в границах каждого муниципального образования.

Отличительной чертой туристического бизнеса является то, что конечный продукт представляет собой совокупность ряда мероприятий, таких как транспорт, проживание, питание, обеспечение досуга. Так как каждый элемент требует отдельной регламентации, существует большое количество нормативно-правовых актов, устанавливающих порядок осуществление туристической деятельности. Примером может выступать таможенное законодательство регламентирующее порядок пропуска товаров через таможенные границы или же административное законодательство, которое устанавливает порядок получения визовых документов.

Основным документами, регламентирующими гостиничный бизнес на территории РФ являются:

1. "Об основах туристской деятельности в РФ" от 24.11.96г. №132-ФЗ (с изменениями и дополнениями, вступающими в силу с 01.11.2012)

2. Федеральный закон "О стандартизации в Российской Федерации" от 29.06.2015 №162-ФЗ

3. Федеральный закон "О техническом регулировании" от 27.12.2002 N 184-ФЗ. (ред. от 13.07.2015).

4. Постановление Правительства РФ "Об утверждении Правил предоставления гостиничных услуг в Российской Федерации" от 25.04.1997 N 490 (ред. от 13.03.2013)

Государственное регулирование гостиничного бизнеса осуществляется через стандартизацию и классификацию объектов туристической индустрии, к которым относятся гостиницы. Стандартизация в РФ регулируется Федеральным законом «О техническом регулировании», в рамках которого предъявляются требования к оказанию услуг, которые, однако, носят добровольный характер и не подвергаются принудительному применению. Таким образом, можно сделать вывод о том, что сертифицирование гостиничных услуг проходит не в обязательном порядке, а подлежит лицензированию лишь на добровольной основе, по критериям, которые могут быть разработаны любой организацией.

Приказом федерального агентства по техническому регулированию был разработан и внедрен в качестве национального стандарта ГОСТ Р 51185-2008 «Туристические услуги. Средства размещения. Общие требования» в соответствии, с которым можно выделить основные группы требований, предъявляемых к гостинице, ее номерному фонду и персоналу.

Наряду с вышеуказанными требованиями, приказом Федерального агентства по туризму от 21 июля 2005 года №86 «Об утверждении системы классификаций гостиниц и других средств размещения» была разработана добровольная сертификация гостиничных услуг, основанная на классификации по системе количества «звезд», в которой низшая категория обозначается одной звездой, а высшая – пятью.

Следует отметить, что добровольный характер сертификации и отсутствие установленного списка обязательных требований приводит к существенным проблемам проведения эффективного государственного регулирования. Эта проблема находится в центре изучения специалистов, однако, все текущие разработки носят не обязательный, а только рекомендательный характер.

Основываясь на проведенном анализе нормативно-правовых документов, можно сделать вывод, что государственное регулирование и регламентация гостиничной сферы является неполной, что затрудняет эффективное функционирование всей системы гостинично-туристического бизнеса.

Основными проблемами гостиничного бизнеса в России являются:

Отсутствие организационных знаний, позволяющих эффективно развивать гостиничный бизнес

Отсутствие четкой и полной регламентации гостиничной сферы

Постоянное реформирование законодательства, регламентирующее гостинично-туристическую отрасль

Продолжающееся формирование негативного имиджа территории

Совокупность этих факторов показывает, что развитие гостиничного бизнеса в РФ носит довольно сдержанный характер. Однако, меры, принимаемые на федеральном и муниципальном уровне, позволяют надеяться на то, что влияние негативных факторов будет сокращаться, что приведет к стабилизации ситуации, позволит увеличиться количеству отелей и гостиниц, поспособствует появлению крупных гостиничных сетей, что в конечном итоге обеспечит рост числа российских и иностранных туристов, выбравших в качестве страны отдыха Россию.

Список литературы

1. ГОСТ Р 51185-2008 «Туристические услуги. Средства размещения. Общие требования» (дата вступления в силу – 01.07.2009)

2. Постановление Правительства РФ "Об утверждении Правил предоставления гостиничных услуг в Российской Федерации" от 25.04.1997 N 490 (ред. от 13.03.2013)

3. Приказ Федерального агентства по туризму «Об утверждении системы классификации гостиниц и других средств размещений» от 25.07.2005 №86

- 196.00 Кб

Несомненно, что гостиничные рынки Астаны и Алматы оказывают доминирующее влияние на состояние гостиничной отрасли страны в целом. Однако в последние годы и здесь наметились некоторые сдвиги, проявляющиеся, в первую очередь, в сокращении доли столиц в общем отраслевом балансе. Процесс деконцентрации происходит на фоне оживления гостиничных рынков других регионов. К числу таких стремительно развивающихся районов относится, в первую очередь, город-курорт Сочи, инвестиционная привлекательность которого не уступает столичным городам. В ряде регионов гостиничный бизнес развивается даже более динамично, чем другие сектора рынка недвижимости: жилищный и торгово-офисный. В значительной степени там активно развивается сегмент мини-отелей и гостиниц среднего ценового уровня.[ 7, стр.43]

3.2 Проблемы гостиничного хозяйства в Казахстане и пути их решения

Все гостиницы делятся на два сегмента - гостиничные сети и несетевые гостиницы. Производительность труда в гостиничных сетях (состоящих из 6 гостиниц и более) приблизительно на 50 % выше, чем в несетевых гостиницах, что связано с использованием сетями типовых форм организации труда, с экономией средств за счет масштаба деятельности в таких областях, как продвижение торговой марки, приобретение необходимых ресурсов и профессиональное обучение персонала (благодаря большим возможностям продвижения по службе).

Низкая производительность труда персонала несетевых казахстанских гостиниц объясняется падением спроса, низким уровнем доходов населения и неисполнением налоговой дисциплины, а также тем, что значительная их часть находится в государственной собственности. В Казхстане 47 % номерного фонда гостиниц принадлежит муниципальным, региональным или федеральным органам власти. Еще 36 % номерного фонда частично являются собственностью местных или федеральных властей, а частично - предприятий (главным образом предприятий тяжелой промышленности). Если в США широко распространены управленческие контракты, привязывающие вознаграждение менеджеров к рентабельности гостиниц, в Казахзстане договоры (по сути с государством) не обеспечивают для управляющих несетевых гостиниц достаточных стимулов к тому, чтобы избавиться от избыточного штата и совершенствовать организацию труда. Кроме того, некоторыми гостиницами такого рода управляют непосредственно государственные служащие, причем от них обычно требуют держать в резерве номера для официальных лиц, и, конечно, эти номера не приносят прибыли.

Очень серьезной проблемой развития гостиничного хозяйства в Казахстане является нехватка квалифицированных кадров, что, в частности, объясняет неэффективную организацию труда. Гостиничные сети США справляются с сезонными потребностями в рабочей силе, обращаясь к имеющемуся резерву подготовленных работников. В таких странах, как Казахстан, подобные резервы отсутствуют, а для качественного обучения неопытного работника требуется много времени. Потери от использования неподготовленных работников очевидны. Так, квалифицированная горничная может убрать на 60 % больше номеров в день, чем неопытный стажер. В неменьшей степени повышенные потребности в работниках обусловлены громоздкостью и несовершенством бухгалтерских процедур и большой потребностью в охранных услугах.

В Казахстане присутствуют почти все крупные международные сети, однако их деятельность сосредоточена в сегменте четырех- и пятизвездочных отелей и обычно управляются международными компаниями, а их собственниками являются совместные предприятия с участием частных инвесторов и местных органов власти. Здесь высокое качество обслуживания диктует высокие цены, доступные для крупных бизнесменов, деловых туристов, известных артистов, спортсменов. Но почти нет гостиниц туристского класса с хорошим уровнем сервиса для человека среднего достатка, который приезжает посмотреть нашу страну.

Наиболее востребованным сегментом остаются трехзвездочные отели, дефицит которых ощущается во всех крупных городах Казахстана. Формально такие гостиницы есть, но реально большинство из них не соответствует данной категории ни по уровню подготовки персонала, ни по качеству обслуживания, а данную категорию они получили по старым системам.

На сегодняшний день для развития российского гостиничного хозяйства актуальна проблема взаимодействия гостиниц и туроператоров. Нередко эти партнеры предъявляют друг другу претензии. Жалобы относятся в основном к нарушению договорной дисциплины.

Гостиницы терпят убытки из-за того, что туроператоры, практикующие предварительное бронирование мест для своих групп, не всегда выкупают забронированные номера. Поздняя аннуляция заказов (т.е. отказ от ранее произведенных бронирований в предельно короткие сроки, что не позволяет повторно выставить номера на продажу) является одним из факторов риска в гостиничной индустрии в целом. В качестве противодействия таким неблагоприятным факторам гостиницы включают в договоры различные положения о предварительной оплате и залогах, т.е. стандартный набор мер, используемых всеми отелями независимо от страны базирования для снижения потерь от срывов предварительных финансовых планов.

Туроператоры в свою очередь тоже имеют претензии к партнерам - средствам размещения. Нередки случаи, когда гостиницы занимают выжидательную позицию и не подтверждают заявки на бронирование в сроки, оговоренные в контрактах. Особенно часто так поступают отели накануне крупных событий, праздников, вызывающих высокий спрос на услуги размещения. Поскольку отелей, принимающих иностранные туристские группы, не так много, туроператоры не идут на расторжение контрактов с гостиницами-нарушителями. Некоторые гостиницы сознательно отсекают групповой туризм, выставляя для туристских групп цены выше, чем для корпоративных клиентов, или предлагая размещение без скидок. Туроператорам бывает достаточно сложно защитить свои позиции, особенно в условиях превышения спроса над предложением.

Еще одна проблема связана с несовершенством законодательства и сложностью бюрократических процедур лицензирования, сертификации и т.п. А это, в свою очередь, является источником других проблем. Так, вследствие не совершенства законодательной базы, инвесторы с некоторой осторожность вкладывают деньги в строительство новых гостиниц в Казахстане, особенно в Астане. Это главным образом связано с тем, что в Астане отсутствуют удобные места для застройки, а вследствие дороговизна земли. Столичное правительство неоднократно заявляло о своей готовности способствовать развитию рынка гостиничных услуг, однако бюрократические преграды все еще сильны. Кроме этого, московские власти довольно неудачно, по мнению экспертов, инициируют реконструкцию и замену существующего гостиничного фонда. В течение последних трех лет московский рынок уменьшился на 3,5 тысячи номеров только в снесенных гостиницах. А это практически четверть номерного фонда среднего сегмента. Снос гостиниц между тем продолжается. Это снижает конкуренцию для существующих гостиниц, что влечет за собой дороговизну гостиниц, падения качества услуг.

Еще одной проблемой, связанной с законодательной базой, - это классификация гостиниц. В настоящее время нормативным документом, на основании которого осуществляется классификация казахстанских гостиниц, является приказ Министерства экономического развития и торговли РК от 21 июня 2003 г. № 197 «Об утверждении Положения о государственной системе классификации гостиниц и других средств размещения». Несмотря на то, что документ получил статус государственного, данная система классификации является добровольной и многие гостиницы получили свою категорию по старым системам, так более 70 % гостиниц Казахстана по качеству обслуживания не подходят ни под одну из действующих категорий. Сведения обо всех предприятиях, получивших категорию в соответствии с требованиями государственной системы, публикуются на официальном сайте органа федеральной исполнительной власти в сфере туризма, а также в каталогах и прочих публикациях, распространяемых на выставках в Казахстана и за рубежом.

Разумеется, говоря о проблемах гостиничного бизнеса, необходимо сказать и о путях их решения.

Регулирование гостиничной индустрии должно происходить «сверху», т.е. государством. Для этого, прежде всего, необходимо выработать единую маркетинговую концепцию развития гостиничного бизнеса в Казахстане, в которой должны быть предусмотрены решения всех проблем в комплексе. Государство должно определить туристские концепции регионов, потребности в дополнительной инфраструктуре, территориальное зонирование, план по привлечению инвесторов и многое другое. Так, гостиничный рынок в Астане и Алматы уже достаточно развит и стоит переориентировать денежные потоки на региональные города-миллионники, важные центры торговли и промышленности. Отдельно стоит рассмотреть перспективы Золотого кольца и курортные зоны.

Значительную работу необходимо проделать в области законодательства. Процессы регистрации, оформления должны быть упрощены и понятны с целью привлечения зарубежных инвестиций в гостиничный бизнес.

Так же не стоит забывать о проблеме качества обслуживания в гостиницах. Введенная система классификации это важный шаг на пути улучшения качества, но этого не достаточно. Во-первых, данная система имеет множество нареканий со стороны владельцев гостиниц и требует доработок, а во-вторых, она является не обязательной и множество гостиниц не соответствует ни одной категории. Для улучшения положения, государство должно инвестировать в данные гостиничные предприятия, а также стимулировать их к повышению уровня услуг.

Но решения проблем требуют активного участия владельцев гостиниц. Они должны стремиться к качественному оказанию услуг, эффективной работе с клиентами, тесному сотрудничеству с государством. Особого участия владельцев гостиниц требует проблема кадров. Многие из них могут быть решены более плотной работой с вузами, политикой компенсации и нематериальной мотивации персонала.

Таким образом, гостиничный бизнес в Казахстане сталкивается со множеством проблем и решение этих проблем должно носить комплексный характер, т.е. государство и владельцы отелей должны осуществлять совместную деятельность по планированию и реализации программ по их устранению.

Заключение

В данной работе были рассмотрены особенности государственного регулирования гостиничного сервиса. Была выявлена необоснованная позиция законодателя в вопросах регулирования качества гостиничных услуг. А качество гостиничных услуг важный фактор в развитии международного и внутреннего туризма, который в свою очередь, способствует развитию экономики нашей страны, увеличению доходов бюджета, созданию новых рабочих мест. Существующая система добровольного подтверждения соответствия не только не повышает общий уровень качества гостиничных услуг в стране, но, напротив, создаёт неразбериху и предпосылки для злоупотребления со стороны недобросовестных гостиничных компаний. Здесь я согласна с рекомендациями, которые предлагают ввести обязательную сертификацию на территории казахстана.

Основываясь на проведённом анализе нормативно-правовых актов в сфере деятельности по оказанию гостиничных услуг можно сделать вывод, что современное отечественное регулирование данной деятельности является неполным. Отсутствует регламентация отношений с участием юридических лиц на стороне заказчика услуги и индивидуальных предпринимателей, выступающих в качестве заказчика, так и получателя услуг.

Основными принципами государственного регулирования гостиничной деятельности в Республике Казахстан являются:

1) содействие гостиничной деятельности и создание благоприятных условий для ее развития;

2) определение и поддержка приоритетных направлений гостиничной деятельности;

3) формирование представления о Республике Казахстан как о стране, благоприятной для гостиничного бизнеса;

4) обеспечение безопасности, защиты прав туристов и туристских организаций Республики Казахстан и их объединений, а также защита их интересов и имущества.

Регулирование развития гостиничного бизнеса представляет собой многоуровневую систему, включающую в себя:

Координацию и содействие развитию гостиничного бизнеса в глобальном масштабе, которое осуществляется посредством Всемирной туристской организации при участии международных финансовых организаций;

Согласованность гостиничной политики на межгосударственном уровне, которая достигается через региональные туристские организации и специальные органы межгосударственных объединений (например, Европейское Сообщество);

Согласованность политики в области гостиничного бизнеса на национальном и региональном уровнях, которое осуществляется через специально созданные государственные органы и общественные ассоциации гостиничных организаций.

Правовые основы государственного регулирования гостиничной деятельности в РК закрепляются в следующих нормативно-правовых актах:

Закон Республики Казахстан от 13 июня 2001 г. № 211-II "О туристской деятельности в Республике Казахстан";

Государственная программа развития туризма на 2007-2011 годы;

Концепции развития гостиничного бизнеса в Республике Казахстан;

Законы "О стандартизации", "О сертификации продукции и услуг";

Постановление Правительства Республики Казахстан от 11 июня 2007 года N 481 «Об утверждении Правил лицензирования и квалификационных требований, предъявляемых к туроператорской, турагентской деятельности, услугам инструктора туризма»;

Программа развития перспективных направлений гостиничной индустрии Республики Казахстан на 2010 – 2014 годы;

Постановление Правительства РК "Правила предоставления гостиничных услуг в РК";

Краткое описание

Международный гостиничный бизнес занимает важное место в современной мировой экономике. По крайней мере, в последние десятилетия он относился к наиболее динамично развивающимся и весьма прибыльным видам экономической деятельности. Развитию национального гостиничного хозяйства, особенно через подключение его к международному гостиничному бизнесу, придается огромное значение во многих странах мира, так как это хозяйство играет важную роль в обеспечении занятости местного населения, оказывая позитивное влияние на другие сектора национальной экономики.

Оказание гостиничных услуг в России осуществляется в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации, а также в соответствии с Правилами предоставления гостиничных услуг в Российской Федерации, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 9 октября 2015 г.. № 1085 (далее- «Правила предоставления гостиничных услуг»). Деятельность гостиниц относится к предмету регулирования закона РФ «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации», в том числе в части определения порядка классификации объектов туристской индустрии.

На отношения гостиницы и постояльца распространяются также положения законодательства о защите прав потребителей.

Основным правовым актом, регулирующим деятельность гостиниц, являются Правила предоставления гостиничных услуг от 9 октября 2015 года. Долгое время в России действовали Правила предоставления гостиничных услуг, принятые еще в 1997 году, которые, конечно со временем перестали отвечать потребностям быстро растущего рынка гостиничных услуг.

1. Основные положения Правил предоставления гостиничных услуг, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 09.10.2015 N 1085 (далее- Правила) и вступивших в силу 21 октября 2015 года.

Правила предоставления гостиничных услуг определяют основные обязанности и права гостиницы и постояльца, основания и порядок предъявления претензий, ответственность за нарушения обязанностей и причинение вреда, другие условия.

Поскольку постоялец является слабой стороной во взаимоотношениях с гостиницей, Правила предоставления гостиничных услуг содержат ряд специальных норм, обеспечивающих, прежде всего, защиту интересов постояльца при заключении, изменении и прекращении договора об оказании гостиничных услуг.

Новыми Правилами уточнен предмет регулирования: в соответствии с п.2 Правил их действие распространяется на деятельность гостиниц и иных средств размещения. Правила не применяются в отношении деятельности молодежных туристских лагерей и туристских баз, кемпингов, детских лагерей, ведомственных общежитий, сдачи внаем для временного проживания меблированных комнат, а также деятельности по предоставлению мест для временного проживания в железнодорожных спальных вагонах и прочих транспортных средствах. Гражданам необходимо особенно внимательно отнестись к отношениям по сдаче внаем для временного проживания меблированных комнат- так в Правилах сухим юридическим языком определяются комнаты и апартаменты, сдаваемые внаем в курортных местах. При оформлении отношений с хозяевами таких комнат и апартаментов необходимо учитывать, что к данным отношениям неприменимы Правила предоставления гостиничных услуг.

Новые Правила содержат более детально разработанный понятийный аппарат: введены понятия «гостиничные услуги», «цена номера», «малое средство размещения» (гостиница с номерным фондом не более 50 номеров), «бронирование», «расчетный час» и др. Появилось понятие «гостиничные услуги»- это комплекс услуг по обеспечению временного проживания в гостинице, включая сопутствующие услуги, перечень которых определяется исполнителем.

Уточнено понятие «гостиница»- теперь это «гостиница и иное средство размещения», под которой понимается имущественный комплекс (здание, часть здания, оборудование и иное имущество), предназначенный для оказания гостиничных услуг. Появилось понятие «иные средства размещения».

Введена фигура «заказчика»- это лицо, физическое (юридическое) лицо, имеющее намерение заказать или приобрести либо заказывающее или приобретающее гостиничные услуги в соответствии с договором об оказании гостиничных услуг (далее - договор) в пользу потребителя. Судя по содержанию положений, относящихся к правам и обязанностям заказчика, появление заказчика в качестве стороны по договору с гостиницей призвано урегулировать отношения гостиниц с туроператорами, заключающими договоры с гостиницами в пользу своих клиентов, а также работодателями, организующими поездки своих работников (как в деловых целях- командировки, так и с целью организации коллективного отдыха работников). Последнее обстоятельство имеет для работодателей особое значение ввиду появления законодательной инициативы по предоставлению работодателям налоговых льгот при оплате отдыха работникам, организуемого на территории Российской Федерации (см. страницу законопроекта на официальном сайте Государственной Думы http://asozd2.duma.gov.ru/main.nsf/%28Spravka%29?OpenAgent&RN=871036-6).

В отношении заказчика Правилами установлен ряд обязанностей исполнителя (гостиницы) аналогично обязанностям в отношении потребителя: это обязанность по доведению Правил до сведения потребителя (заказчика), обязанности при оформлении бронирования и другие.

В целом, новые Правила предоставляют гостиницам бОльшую свободу в определении порядка взаимодействия с постояльцами, по сравнению с ранее действовавшими.

Так, установлено, что требования к гостиничным услугам, в том числе к их объему и качеству, определяются по соглашению сторон договора, если федеральными законами или иными нормативными правовыми актами РФ не предусмотрены другие требования. Таким образом, в Правилах получил закрепление принцип свободы договора, сформулированный в Гражданском Кодексе как основополагающий принцип гражданского оборота.

Кроме того, гостиницам предоставлено право самостоятельно устанавливать не противоречащие законодательству РФ правила проживания и пользования гостиничными услугами.

Как уже упоминалось, в новых Правилах впервые упоминается понятие «малое средство размещения», к которым относятся гостиницы и иные средства размещения с номерным фондом менее 50 номеров. Необходимость правового регулирования таких средств размещения очевидна- в курортных местах наблюдается бурный рост числа малых гостиниц, гостевых домов, управление и содержание которыми, как правило, осуществляется силами одной семьи. Очевидно, что деятельность таких малых семейных предприятий нуждается в определенных мерах поддержки со стороны государства, в том числе правовых. Правилами предоставления гостиничных услуг в отношении малых средств размещения установлено пока одно специальное правило- изъятие из обязанности гостиницы обеспечить круглосуточное обслуживание постояльцев. Возможно, в скором будущем потребности малых средств размещения в мерах правовой поддержки и регулирования будут отражены в принятии поправок к Правилам. Стоит добавить, что, помимо Правил, в отношении гостиниц применяются правила о порядке классификации объектов туристской индустрии, что будет рассмотрено подробнее ниже.

Новые Правила более полно по сравнению с прежними определяют правила бронирования номеров в гостиницах- введены понятия «гарантированное» и «негарантированное» бронирование. Кроме того, Правила дают определение общего понятия «бронирование»- под ним понимается предварительный заказ мест и (или) номеров в гостинице заказчиком (потребителем).

Бронирование считается действительным (т.е., оформленным) с момента получения потребителем (заказчиком) уведомления, содержащего сведения о наименовании (фирменном наименовании) исполнителя, заказчике (потребителе), категории (виде) заказанного номера и о его цене, об условиях бронирования, о сроках проживания в гостинице, а также иных сведений, определяемых исполнителем (администрацией гостиницы). Иными словами, бронирование представляет собой разновидность предварительного договора, в котором стороны достигают соглашения о существенных условиях договора о предоставлении гостиничных услуг.

При гарантированном бронировании гостиница ожидает потребителя до расчетного часа дня, следующего за днем запланированного заезда. В случае несвоевременного отказа от бронирования, опоздания или незаезда потребителя с него или с заказчика взимается плата за фактический простой номера (места в номере), но не более чем за сутки. При опоздании более чем на сутки гарантированное бронирование аннулируется.

При негарантированном бронировании гостиница ожидает потребителя до определенного часа, установленного исполнителем, в день заезда, после чего бронирование аннулируется.

Потребитель вправе аннулировать заявку о бронировании. Необходимо отметить, что Правила отнесли на усмотрение исполнителя лишь определение порядка и формы отказа от бронирования. Правилами не установлены последствия для потребителя вследствие отказа от бронирования. По принятой международной практике зачастую бронирование осуществляется при условии предварительной оплаты стоимости проживания за короткий срок, как правило, за одни сутки, или даже в меньших размерах. При отказе от бронирования внесенный платеж не возвращается. Однако в России в некоторых особенно популярных туристических местах встречается практика бронирования при условии оплаты проживания более продолжительного периода; при отказе от бронирования уплаченная сумма не возвращается. Представляется, что такие ситуации нуждаются в дополнительной проработке в рамках Правил предоставления гостиничных услуг.

Согласно п.14 Правил предоставления гостиничных услуг бронирование может быть осуществлено в любой форме, в том числе путем составления документа, подписанного двумя сторонами, а также путем принятия заявки на бронирование (далее - заявка) посредством почтовой, телефонной и иной связи, позволяющей установить, что заявка исходит от потребителя или заказчика. Форма заявки устанавливается исполнителем (т.е. администрацией гостиницы ).


Похожая информация.


480 руб. | 150 грн. | 7,5 долл. ", MOUSEOFF, FGCOLOR, "#FFFFCC",BGCOLOR, "#393939");" onMouseOut="return nd();"> Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут , круглосуточно, без выходных и праздников

Цаликова Марина Борисовна. Правовое регулирование деятельности по оказанию гостиничных услуг: диссертация... кандидата юридических наук: 12.00.03 / Цаликова Марина Борисовна; [Место защиты: Кубан. гос. аграр. ун-т].- Краснодар, 2007.- 171 с.: ил. РГБ ОД, 61 07-12/2375

Введение

Глава 1 Понятие, содержание и общая классификация гостиничных услуг 14

1.1 История становления и развития деятельности по оказанию гостиничных услуг 14

1.2 Понятие и источники правового регулирования отношений по оказанию гостиничных услуг 21

1.3 Понятие и содержание гостиничной услуги как объекта гражданского права 30

1.4 Общая классификация гостиничных услуг 68

Глава 2 Договор на оказание гостиничных услуг 76

2.1 Понятие, порядок заключения и условия договора на оказание гостиничных услуг 76

2.2 Права и обязанности сторон договора на оказание гостиничных услуг 103

2.3 Изменение, расторжение и ответственность сторон по договору на оказание гостиничных услуг 129

Заключение 146

Библиографический список 155

Список сокращений 171

Введение к работе

Актуальность темы исследования. Успешное развитие гостиничного хозяйства в Российской Федерации, улучшение сервиса гостиничных услуг и успех отечественного бизнеса в этом секторе общественного производства в значительной степени зависят от того, насколько совершенно правовое регулирование отношений, возникающих в связи с оказанием гостиничных услуг. Выработка оптимальных правовых средств регулирования деятельности по оказанию гостиничных услуг способствует их развитию и все новому освоению социального пространства, что представляет собой важнейшую составляющую туристской деятельности.

Вместе с тем, на сегодняшний день в теории гражданского права отсутствуют четкие представления о том, что представляет собой гостиничная услуга как объект гражданских прав, в чем специфика деятельности по оказанию гостиничных услуг и каковы особенности правового регулирования такой деятельности.

Это обстоятельство, а также неполнота и фрагментарность правового регулирования отношений, складывающихся при оказании и потреблении гостиничных услуг обусловливают необходимость комплексного научного исследования данной проблемы.

Становится очевидным, что содержание Общих положений гл. 39 ГК РФ и Правил предоставления гостиничных услуг в РФ, явно недостаточно для эффективного правового регулирования всего комплекса общественных отношений, направленных на оказание гостиничных услуг. Целый ряд аспектов рассматриваемой проблемы, требующих специальных подходов к

Гражданский кодекс Российской Федерации. Ч. II: Федеральный закон от 22 декабря 1995 г. № 15-ФЗ (ред. от 18.12.2006) // СЗ РФ. - 1996. - № 5. - Ст. 410.

Постановление Правительства РФ от 25 апреля 1997 г. № 490 «Об утверждении Правил предоставления гостиничных услуг в Российской Федерации» (в ред. Постановления Правительства РФ от 2 октября 1999 г. № 1104,15 сентября 2000 г. № 693, 1 февраля 2005 г. № 49) // СЗ РФ. - 1997. - № 18. - Ст. 2153.

правовому регулированию, остаются пока неразработанными в науке гражданского права.

Одними из ведущих направлений в исследовании гостиничных услуг, а также совершенствования правового регулирования деятельности по оказанию гостиничных услуг является детальная качественная проработка вопросов, касающихся содержания гостиничных услуг и порядка их оказания, правовых норм регламентирующих права и обязанности сторон договора на оказание гостиничных услуг, заключение, исполнение и ответственность сторон такого договора.

В связи с этим можно констатировать насущную потребность в изучении проблем правового регулирования деятельности по оказанию гостиничных услуг.

Степень разработанности темы. Представителями науки гражданского права советского периода и последнего десятилетия 3 немало внимания уделено изучению правового феномена услуг, как объектов гражданских прав. В научных работах, так или иначе, рассматривалась проблема правого регулирования оказания услуг в целом и их разновидностей. Однако специальных работ комплексного характера по исследованию современных правоотношений, возникающих при оказании гостиничных услуг до настоящего времени нет. С учетом этого, можно утверждать, что проблемы правового регулирования гостиничных услуг относятся к числу актуальных и недостаточно исследованных в науке гражданского права.

См.: Шерстобитов А.Е. Гражданско-правовое регулирование договорных отношений в сфере обслуживания. - М, 1987; Калмыков Ю.Х. К понятию обязательства по оказанию услуг в гражданском праве // Избранное: Труды. Статьи. Выступления. - М, 1998; Иоффе О.С. Советское гражданское право (курс лекций): Отдельные виды обязательств. - Л., 1961; Шешенин Е.Д. Предмет обязательства по оказанию услуг // Сб. учен. тр. Свердловск, 1964. Вып. 3; Кабалкин А.Ю. Услуги в системе отношений, регулируемых гражданским правом // Государство и право. - 1994. - № 8-9; Кабалкин А.Ю. Гражданский закон об услугах населению. - М., 1980; Степанов Д.И. Услуги как объект гражданских прав. - М., 2005; Санникова Л.В. Услуги в гражданском праве России / Л.В. Санникова; Рос. акад. наук, Ин-т государства и права. - М: Волтерс Клувер, 2006; Баринов Н.А. Услуги (социально-правовой аспект): Монография. / Саратов: изд-во «Стило», 2001.

Объектом диссертационного исследования являются общественные отношения, возникающие в связи с оказанием гостиничных услуг.

Предмет исследования - международно-правовые, зарубежные и национальные нормы, регулирующие деятельности по оказанию гостиничных услуг.

Цель и задачи диссертационного исследования. Целью данной работы является комплексное изучение теоретических и практических проблем правового регулирования деятельности по оказанию гостиничных услуг, поиск путей их разрешения и формулирование предложений по совершенствованию российского законодательства и судебно-арбитражной практики по рассмотрению и разрешению судебных споров связанных с оказанием гостиничных услуг.

Для достижения данной цели были поставлены следующие задачи исследования:

Анализ понятия «гостиничная услуга», раскрытие объема и содержания
этого понятия на основе действующего законодательства и научных теорий в
данной области;

Анализ правового регулирования деятельности по оказанию
гостиничных услуг в рамках обязательственного правоотношения.

Выработка общей классификации гостиничных услуг;

Исследование и построение системы источников правового
регулирования оказания гостиничных услуг;

изучение особенностей заключения, исполнения и прекращения договоров на оказание гостиничных услуг, а также вопросов ответственности сторон за его нарушение;

исследование международно-правового регулирования деятельности по оказанию гостиничных услуг и зарубежного регулирования по вопросам гостиничным услуг;

определение путей совершенствования правовых норм регулирующих деятельность по оказанию гостиничных услуг.

Методологической основой диссертационного исследования

являются общенаучные методы познания общественных явлений с использованием специальных и частнонаучньгх методов: исторического, системно-структурного анализа, сравнительного правоведения, формально-юридический, структурно-функциональный и другие.

Теоретическую базу исследования составили труды российских цивилистов: О.С. Иоффе, Н.А. Баринова, М.И. Брагинского, А.Ю. Кабалкина, Ю.Х. Калмыкова, О.А. Красавчикова, В.В. Витрянского, И.А. Покровского, В.А. Лапача, Ю.В. Романца, Л.В. Санниковой, В.И. Сенчищева, Д.И. Степанова, А.Е. Шерстобитова, P.O. Халфиной, Л.В. Щенниковой, Е.Д. Шешенина, Г.Ф. Шершеневича, Д.И. Мейер и др.

Ряд сделанных в работе выводов основывается также на положениях общей теории права, сформулированных в работах С.С. Алексеева, Н.И. Матузова, А.В. Малько, Н.М. Коркунова и других.

Нормативную базу исследования составили международно-правовые акты, Конституция Российской Федерации, действующие и отмененные российские законодательные и иные правовые акты: Гражданский Кодекс РФ, Арбитражный процессуальный кодекс РФ 5 , иные кодексы Российской Федерации, гражданское, налоговое законодательство Российской Федерации, правовые акты Президента РФ и Правительства РФ.

Ряд положений и выводов основываются на анализе норм зарубежного законодательства.

Эмпирическую основу исследования составили анализ судебно-арбитражной практики, в частности, практики Высшего Арбитражного Суда

Гражданский кодекс Российской Федерации. Ч. I: федер. закон от 21 октября 1994 г. № 51-ФЗ (ред. от ред. от 18.12.2006) // СЗ РФ. - 1994. - № 32. - Ст. 3301; Гражданский кодекс Российской Федерации. Ч. II: Федеральный закон от 22 декабря 1995 г. № 15-ФЗ (ред. от 18.12.2006) // СЗ РФ. - 1996. - № 5. - Ст. 410.

Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации: фед. закон от 24 июля 2002 № 95-ФЗ (ред. 31.03.2005, изм. 17.11.2005) // СЗ РФ. - 2002. - № 30. - Ст. 3012.

РФ, иных арбитражных судов, а также судов общей юрисдикции Российской Федерации, статистические данные, фактический материал, нашедший отражение в средствах массовой информации.

Научная новизна исследования состоит в постановке актуальных вопросов, проведении целостного, комплексного исследования правового регулирования деятельности по оказанию гостиничных услуг.

В работе содержатся новые выводы, относительно понятия гостиничной услуги и договора на оказание гостиничных услуг; сделаны предложения по введению в практику правового регулирования гостиничных услуг такого объекта договора как гостиничный продукт; выделены и проанализированы разновидности гостиничного договора; сформулированы предложения по совершенствованию нормативной регламентации деятельности по оказанию гостиничных услуг в России.

Настоящая работа является одним из первых всесторонних исследований, посвященных анализу наиболее важных вопросов связанных с оказанием гостиничных услуг. На основе проведенного анализа сформулированы выводы и предложения, выражающие научную новизну исследования и направленные на совершенствование нормативно-правовой базы.

Основные положения, выносимые на защиту:

1. Гостиничная услуга, как объект гражданского права, представляет собой результат деятельности исполнителя, который носит комплексный характер и обеспечивает временное проживание в гостинице заказчика.

Гостиничная услуга характеризуется следующими основными признаками: ограниченность во времени и пространстве; неосязаемость; синхронность оказания и потребления в одном месте; наличие у исполнителя специальных знаний в области гостеприимства; содержит в себе материальную и организационную составляющие.

2. Под договором на оказание гостиничных услуг понимается договор,
по которому исполнитель обязуется предоставить заказчику услуги по
временному проживанию в гостинице, а также иные, связанные с
проживанием услуги, а заказчик обязуется оплатить потребленные услуги.

3. Обосновывается необходимость внести изменения в части
наименования и правового положения сторон договора в Правила
предоставления гостиничных услуг в РФ. С этой целью предлагается ввести в
Правила понятие заказчика, под которым следует понимать лицо, имеющее
намерение заказать или приобрести либо заказывающее, приобретающее или
использующее гостиничные услуги. Понятие потребителя как стороны
договора следует исключить из Правил. Только в случаях, когда гостиничные
услуги приобретаются и потребляются гражданами, на них
распространяются правила, установленные Законом о защите прав
потребителей. Содержащееся в Правилах понятие исполнителя следует
сохранить.

4. В зависимости от характера регулируемых отношений, предлагается
следующая классификация договоров на оказание гостиничных услуг:

    коммерческие договоры на оказание гостиничных услуг;

    потребительские договоры на оказание гостиничных услуг. Коммерческий договор на оказание гостиничных услуг - это договор, по

которому исполнитель обязуется предоставить гостиничные услуги заказчику для использования их в предпринимательской деятельности или в иных целях, не связанных с личным, семейным и иным подобным использованием. Нормы, регулирующие такие договоры должны нести на себе специфику предпринимательского договора. В потребительских договорах граждан заказчиком выступает гражданин-потребитель. К этим договорам применяются нормы, регулирующие отношения с участием гражданина-потребителя.

5. Предлагается классифицировать гостиничные услуги по следующим
критериям: цель приобретения гостиничной услуги; субъектный состав

отношений по оказанию гостиничных услуг; продолжительность оказания гостиничных услуг; уровень цен на гостиничное обслуживание; вид гостиницы, используемый для временного проживания гостя; материальное и организационное содержание гостиничной услуги.

6. Нуждаются в дополнительных гарантиях права потребителя,
заказавшего гостиничную услугу. С этой целью предлагается в Правила
предоставления гостиничных услуг в РФ внести изменения, дополнив их
нормой следующего содержания: «Если исполнитель не предоставит
потребителю забронированный номер, он обязан за свой счет:

обеспечить размещение потребителя в ближайшей гостинице эквивалентной категории и оплатить разницу в цене;

заранее известить потребителя о невозможности оказания гостиничных услуг, в противном случае оплатить потребителю его телефонные и иные расходы в связи с извещениями домой или на работу о перемене места проживания и расходы по перебронированию в другую гостиницу;

оплатить проезд в том случае, если потребитель изъявил желание переехать в первоначально забронированную гостиницу, как только там освободится номер».

7. Гостиничное обязательство состоит из двух типов обязательств:

    гостиничное обязательство обеспечения материального результата -это отношения сторон по предоставлению исполнителем заказчику номера для временного проживания;

    гостиничное обязательство по обеспечению максимального комфорта - это отношения заказчика с персоналом гостиницы в той части, в которой не представляется возможным определить конкретный результат взаимодействия. Данные отношения связаны главным образом с профессионализмом и гостеприимством персонала. Здесь выделяются такие требования к исполнению обязанностей персонала, как внимание, забота, четкость исполнения поручения заказчика, доброжелательность, активность и индивидуальный подход к обслуживанию клиента.

8. Обосновывается вывод о том, что условие о сроке гостиничного
обслуживания является существенным условием договора на оказание
гостиничных услуг. В связи с этим предлагается внести изменения в п. 8
Правил предоставления гостиничных услуг в РФ, дополнив его указанием на
то, что в квитанции (талоне) или ином документе, подтверждающем
заключение договора на оказание гостиничных услуг, должны содержаться
сведения о дате и времени начала и окончания гостиничного обслуживания,
его продолжительности.

Правила предоставления гостиничных услуг в РФ необходимо дополнить нормой следующего содержания: «Срок предоставления гостиничного номера определяется соглашением сторон. В случаях, когда договором срок предоставления гостиничного номера не предусмотрен, номер должен быть предоставлен исполнителем не позднее 3-х часов с момента обращения потребителя в день заезда.

В день отъезда номер в гостинице должен быть освобожден потребителем не позднее 12.00 час».

9. Регламентация качества гостиничных услуг должна обеспечиваться
следующей совокупностью мер:

а) нормативно-правовая регламентация общих требований к гостиницам
и другим объектам временного размещения, определяющим условия
оказания гостиничных услуг;

б) введение системы классификации гостиниц и других объектов
временного размещения;

в) введение системы сертификации гостиничных услуг;

г) разработка и применение корпоративных стандартов оказания
гостиничных услуг организациями гостиничных ассоциаций.

10. Условие договора о качестве гостиничной услуги определяется по
совокупности следующих показателей:

1) состояние (материально-техническое) места размещения заказчика:

соответствие общим требованиями к гостиницам и другим средствам размещения;

соответствие требованиям Системе классификации гостиниц и других средств размещения;

соответствие требованиям стандартов гостиничного обслуживания для гостиниц определенной гостиничной ассоциации.

2) уровень сервисного обслуживания заказчика в гостинице:

Набор дополнительных гостиничных услуг (сервисное обслуживание);

гуманитарная составляющая гостиничной услуги в виде профессиональных навыков персонала гостиницы по внимательному, заботливому отношению к клиенту, четкому исполнению его поручений, доброжелательном отношению к нему, активному и индивидуальному подходу к обслуживанию заказчика услуг.

11. Совершенствование правового регулирования ответственности сторон договора на оказание гостиничных услуг может идти: а) по пути внесения изменений в раздел Правил предоставления гостиничных услуг в РФ о том, что нарушение сроков размещения - это нарушение условий договора на оказание гостиничных услуг, а не договора на бронирование мест в гостинице; б) путем изменения принятого в Правилах предоставления гостиничных услуг в РФ подхода к соотношению договора на бронирование мест в гостинице и договора на оказание гостиничных услуг. В последнем случае соглашение на бронирование мест в гостинице следует признать одним из условий договора на оказание гостиничных услуг. Заключение договора на оказание гостиничных услуг будет осуществляться на основании и в соответствии с заявкой на бронирование мест в гостинице, которая признается офертой заказчика.

Теоретическая значимость исследования состоит в том, что выводы, полученные в ходе научного исследования, развивают и дополняют многие аспекты правового регулирования деятельности по оказанию гостиничных услуг.

Автором работы проведен анализ содержания и объема понятия «гостиничная услуга» и выработано его определение; сделано предложение о выделении такого объекта договора на оказание услуг как гостиничный продукт, рассмотрено его содержание и специфика договора на его реализацию; в диссертации дан обзор истории становления и развития деятельности по оказанию гостиничных услуг; охарактеризовано договорное гостиничное обязательство с точки зрения его объекта, субъектов и содержания; исследованы предусмотренные правом способы и средства защиты сторон договора на оказание гостиничных услуг; В работе дано теоретическое обоснование некоторым решениям проблем качества гостиничного обслуживания.

Практическая значимость исследования состоит в возможности использования полученных автором результатов для дальнейшего совершенствования правового регулирования деятельности по оказанию гостиничных услуг. Содержащиеся в работе концептуальные предложения и рекомендации могут быть использованы при осуществлении законотворческой деятельности, а также судьями арбитражных судов, практическими работниками органов государственной власти и управления субъектов РФ. Материалы диссертационного исследования могут представлять определенный интерес также для учебных заведений при изучении курсов «Гражданское право», «Предпринимательское право».

Апробация результатов исследования. Диссертация подготовлена на гражданского права и процесса юридического факультета Института международного права, экономики, гуманитарных наук и управления им. К.В. Российского, где проведено ее рецензирование и обсуждение. Основные положения и выводы изложены в пяти опубликованных научных работах по теме диссертации и раскрыты в сообщениях на научно-практических и научных конференциях.

Структура и содержание работы обусловлены целями и задачами диссертационного исследования. Диссертация состоит из введения, двух

глав, включающих параграфы, заключения, библиографического списка использованных нормативных актов и литературы.

История становления и развития деятельности по оказанию гостиничных услуг

Первые упоминания о гостевых предприятиях уходят вглубь веков, ко времени античности. Античность предстала перед нами как историческая эпоха, причудливо менявшая свои формы и облики - греческие, этрусские, карфагенские, эллинистические и римские. Это мир культуры и мир человека с подлинной средой исторической жизни, творимой и переживаемой людьми с их неповторимыми судьбами и индивидуальностями.

Первое упоминание о гостевых предприятиях были обнаружены в древних манускриптах - в знаменитом кодексе законов царя Вавилонии -Хаммурапи (1700 г. до н.э.). Благодаря этим упоминанием становится понятным, что существовавшие в то время таверны пользовались сомнительной репутацией. Кодекс Хаммурапи обязывал хозяев таверн доносить на посетителей, ведущих разговоры о властях. Состав посетителей был достаточно разнообразен и специфичен.

Практика предоставления частного жилья для временного проживания гостей получила свое распространение главным образом в связи с паломничеством и проведением различных празднеств. В местах, где происходили общественные празднества и приглашались гости из других государств, строили пристанища для многочисленных посетителей.7 Так, для олимпийских игр возводилось такое количество зданий - прототипов современных гостиниц - в которых смело можно было расположить население небольшого города того времени.

Наиболее разветвленная сеть постоялых дворов была создана на территории Римской империи. Вдоль главных дорог на расстоянии 25 миль друг от друга (40,2 км) стали располагать постоялые дворы. Протяженность дорог в период расцвета составляла около 85 тыс.кв.км. Государство участвовало в постройке этих постоялых дворов и в контроле над их деятельностью.

В Древней Греции приблизительно в I тысячелетии до н.э. получили распространение гостиницы трех типов: 1) частные заезжие дворы; 2) пандокеи - государственные заезжие дворы; 3) таверны.

К примеру, таверны являлись важным элементом религиозной и социальной жизни, но, в большей степени, предлагали путникам питание. Помещения для ночлега имелись, но ни о каком комфорте не могло быть и речи. Часто место для ночлега предлагалось в одном помещении с животными, что-то вроде сараев, а спальное место представляло собой, как правило, просто солому на полу.

Огромную роль в появлении предприятий гостеприимства сыграл Ближний Восток, Азия, Закавказье. По территории этих регионов проходили крупнейшие торговые пути, по которым длинными потоками двигались караваны. Появилась необходимость в организации ночлега, отдыха людей и животных.

Древние персы одними из первых организовали гостевые комплексы: караван-сараи (для людей и верблюдов). Весь комплекс был окружен крепостной стеной, которая являлась защитой от стихий и грабителей.

В период средневековья (V-XIII вв.) в Европе возникают гостиницы при монастырях (организуются по эдикту Карла Великого для странствующих). В Англии в это время распространены странноприимные дома монастырей, инны (типовые дорожные гостиницы), имеющие на первом этаже таверну и конюшню, служебные и хозяйственные помещения, а на верхних этажах спальни, выходящие в прямоугольный внутренний двор и соединенные крытой галереей.

В XVII-XIX вв. в Европе и Америке наблюдается развитие гостиничного хозяйства. Возникновение постоялых дворов в Америке в связи с появлением европейских переселенцев. Начинается строительство малых и больших гостиниц исключительно для обслуживания путешественников. Развитие массового туризма после промышленной революции в Европе и Америке оказало значительное влияние на развитие гостиничного хозяйства. Возникают гостиничные компании и корпорации. Гостиницы строятся для переселенцев, коммерсантов и бизнесменов.

В начале XX в. в Европе, Америке и Азии создаются международные союзы гостиниц и внедряются новые концепции в организации гостиничной деятельности, основанные на предоставлении клиентам максимального количества услуг. В гостиницах устраиваются собрания, приемы, конференции, встречи, развлечения и казино.

После второй мировой войны, когда развитие гостиничного хозяйства было остановлено, вновь начинается строительство отелей и мотелей. Возникают отели для семейного отдыха. Гостиничная база превращается в индустрию услуг и развлечений. Происходит сегментация гостиничного рынка в результате насыщение его гостиничными услугами.

Понятие и содержание гостиничной услуги как объекта гражданского права

Развитие речного и морского транспорта, железнодорожных сообщений, рост числа состоятельных людей, а также массовый туризм привели к тому, что в сфере гостиничных услуг произошли существенные изменения. В мировой гостиничной индустрии в последние годы наблюдается количественный и качественный рост. Он выражается в увеличении числа предприятий гостиничного хозяйства, когда дома для временного проживания превращаются в полноценный туристический комплекс, в котором предоставляются услуги по проживанию, питанию, развлечениям и отдыху. Гостиницы на автотрассах, железнодорожных вокзалах, при аэропортах, а также гостиницы для деловых людей и бизнесменов в торговых, административных центрах больших городов, курортные гостиницы и пансионаты, конгресс-отели и конгресс-центры, гостиницы и кемпинги, гостиницы-казино, молодежные гостиницы, общежития и горные приюты, дома охотников и рыбаков - вот далеко не полный перечень гостиниц целевого назначения. Для каждого из перечисленных видов характерна тенденция к расширению сервиса и повышению качества услуг.

В России, в течение последних пяти лет наблюдается стремительное развитие гостиничного бизнеса. В крупные города приходят международные отельеры, растет число маленьких частных отелей, реконструируются старые советские гостиницы. В 1961 году проектным институтом «Ленгинпрогор» был разработан типовой проект гостиницы «1Р-02-5». По всему Советскому Союзу развернулось строительство более 30-ти гостиниц по проекту «1Р-02-5», которые, появившись на свет в основном в 60-е -70-е годы и стали гостиницами-близнецами. За все свои годы эти «близнецы» при всей внешней идентичности стали меняться и своим «характером», и своим «внутренним содержанием», а иногда и внешним обликом. И это закономерно - жизнь вносит свои коррективы не только в характер и облик людей, но и таких «живых организмов» как гостиницы.

За последние несколько лет Санкт-Петербург и его окрестности стали уникальным явлением на рынке гостиничных услуг благодаря стремительному росту частных малых отелей и аналогичных средств размещения, включая загородные центры отдыха. На сегодняшний день в Санкт-Петербурге и Ленинградской области действует более 600 средств размещения с количеством номеров от 4 до 100.

Правда, количественный рост номерного фонда далеко не всегда сопровождается одновременным повышением качества обслуживания и уровня сервиса.

Эта проблема является важной социально-экономической проблемой, в разрешении которой заинтересовано Российское государство и общество. Без осознания того, что же представляет собой гостиничная услуга, каково ее содержание и каковы критерии, отграничивающие ее от других видов услуг эта проблема не может быть решена.

Необходимость в гостиничных услугах вызвана разнообразными материальными и духовными потребностями граждан и организаций. Сами эти потребности есть ничто иное, как объективно существующая нужда в потреблении материальных и духовных благ для обеспечения нормальной жизнедеятельности участников гражданского оборота.

Понятие «услуга» в российском праве имеет довольно размытые границы, толкуется учеными и практиками по-разному.31

С точки зрения теории производительного труда услуга определяется как продукт производительного труда, выраженный в нематериальной потребительной стоимости, полезный эффект, удовлетворяющий какие-либо человеческие потребности.

Услуга, по мнению М.Б. Российского представляет собой специфическую потребительную стоимость в форме конкретной трудовой деятельности и специфическую форму экономических отношений, предполагающих наличие производителя и потребителя услуг.

Тот факт, что услуга есть результат производительного труда, признается не везде. Так в Большой Советской Энциклопедии услуга определяется как форма непроизводительного труда, определенная целесообразная деятельность, существующая в форме полезного эффекта труда.

Е.П. Грушевая характеризует услугу как экономическое отношение не по поводу результатов труда, а по поводу труда как деятельности.

В.Ф. Яковлев отмечает, что услуге присуще диалектическое единство двух ее сторон. К одной из них он относит присущее услуги качество образовывать процесс труда, составлять одну из его форм (в этом плане она не является потребительной стоимостью). Другая сторона услуги состоит в том, что услуга предстает в качестве результата конкретного труда, его полезного эффекта, имеющего потребительную стоимость.

Понятие, порядок заключения и условия договора на оказание гостиничных услуг

Развитие договорных отношений по оказанию гостиничных услуг по большей своей части обязано становлению и развитию туризма.

В ранний период развития туризма бытовало частное гостеприимство и путешественник не имел больше других возможностей.

Одним из примеров частного гостеприимства является рассказ о некоем Телли, зажиточном человеке из Сицилии, который в конце V века до н.э. выставлял слуг в дверях, а они приглашали каждого лично и всех чужеземцев. Однажды он предоставил ночлег пятистам конникам, въехавшим в город во время зимней вьюги, и не только накормил их, но и отпустил их с переменой одежды. Частное гостеприимство играло важную роль и тогда, когда всюду стали появляться заезжие дворы. Так, купцы рассчитывали на гостеприимство у контрагентов, аристократы и богачи - у влиятельных друзей, а люди, что попроще - у тех, кто их приютит. В зажиточных домах всегда была хотя бы одна комната для гостей, обычно в нее был особый вход, а временами это был отдельный домик.85

Однако с течением времени уже в Великой Греции - колониях греков на побережье южной части Апеннинского полуострова представителям местных этносов обеспечивалось право их приема греческими поселенцами. Это право закреплялось соответствующими договорами. Гостеприимство осуществлялось по договорам между неаполитанскими греками и жителями прилегавшей к Неаполю территории - самнитами. Такие договоры предусматривали «публичное гостеприимство» и в период поздней Римской республики предусматривали защиту и охрану собственности граждан и обмен послами.

Другим основанием для оказания гостеприимства в Римском государстве был патронат. Он возник на основе распоряжений, которые распространялись на покоренные Римом города. Их жители обязывались уделять гостеприимство римским гражданам - чиновникам и сборщикам налогов. Договор о патронаже высекался на камне или гравировался на бронзе и постановлял, что данный город признает за определенными своими гражданами наследственную должность патрона, который от имени покоренного Римом города, ставшего союзным Риму, принимал у себя любого римского гражданина, проезжавшего через город, выполнявшего тут правительственное поручение или просто рекомендованного римскими властями. К обязанностям патрона относилось прежде всего облегчение пребывания гостя в городе. Патрон отвечал также за любые конфликты между гостем и городом.

При частном гостеприимстве гость и хозяин заключали между собой договор, который в ряде случаев был обставлен знаками гостеприимства.

Порядок оказания гостиничных услуг на основе и в соответствии с заключенным сторонами соглашением сохранился и до наших времен. Предприятия гостиничного хозяйства всюду, принимая гостей, стараются оградить свои интересы договором, который заключается между исполнителем и заказчиком гостиничной услуги.

В России договорные отношения по оказанию услуг регулируются ГК РФ. Нормами гл. 39 ГК РФ регламентируются отношения по возмездному оказанию услуг.

Согласно п. 1 ст. 779 ГК РФ по договору возмездного оказания услуг исполнитель обязуется по заданию заказчика оказать услуги (совершить определенные действия или осуществить определенную деятельность), а заказчик обязуется оплатить эти услуги. Из приведенного определения следует, что договор, которому посвящена гл. 39 ГК РФ, относится к числу консенсуальных, двусторонних и возмездных договоров.