Принципы финансового планирования и финансового контроля. Финансовое планирование и финансовый контроль

Финансовое планирование представляет собой процесс разработки системы финансовых планов и плановых (нормативных) показателей по обеспечению развития предприятия необходимыми финансовыми ресурсами и повышению эффективности его финансовой деятельности в будущем периоде.

Объектами финансового планирования являются:

  • выручка от продажи продукции, работ и услуг;
  • прибыль и ее распределение;
  • фонды специального назначения и их использование;
  • объем платежей в бюджетную систему в форме налогов и сборов;
  • взносы в государственные внебюджетные фонды;
  • объем средств, привлекаемых предприятием в виде кредитов и займов;
  • плановая потребность в оборотных средствах и источники для их пополнения;
  • инвестиции, источники их финансирования и др.

Целью финансового планирования на предприятии является обоснование стратегии его развития с учетом, с одной стороны, доходности, ликвидности и риска, а с другой стороны - необходимого объема финансовых ресурсов для реализации данной стратегии.

В процессе финансового планирования решаются следующие задачи:

  • максимизация объема продаж, прибыли, собственности владельцев предприятия и т.д.;
  • определение объема планируемых поступлений денежных ресурсов по источникам и видам деятельности;
  • обоснование предполагаемых расходов на соответствующий период;
  • определение финансовых результатов реализации продукции, работ и услуг по видам деятельности предприятия;
  • обеспечение финансовыми ресурсами производственной, инвестиционной, финансовой деятельности организации;
  • определение путей эффективного вложения капитала, оценка степени его рационального использования;
  • выявление внутрихозяйственных резервов увеличения прибыли;
  • оценка финансовой реализуемости проектов стратегических планов;
  • определение рациональной структуры и объема источников финансирования.

Процесс финансового планирования включает несколько этапов.

На первом этапе анализируются финансовые показатели за предыдущие периоды. Для этого используются основные финансовые документы предприятий: бухгалтерский баланс, отчеты о финансовых результатах, отчет о движении денежных средств. Они содержат данные для анализа и расчета финансовых показателей, а также служат основой для разработки различных прогнозов.

Второй этап предусматривает составление основных прогнозных документов, таких как прогноз баланса, движения денежных средств, отчета о финансовых результатах.

На третьем этапе происходит уточнение и конкретизация показателей прогнозных финансовых документов посредством составления текущих финансовых планов.

На четвертом этапе осуществляется оперативное финансовое планирование.

Завершается процесс финансового планирования практическим внедрением планов и контролем за их выполнением.

Одной из составляющих системы финансового управления является бюджетирование, которое предназначено для оптимального распределения ресурсов предприятия. В основе бюджетирования лежит разработка системы бюджетов. Бюджет - это план деятельности предприятия и различных его структурных единиц, регламентирующий доходы и расходы организации на определенный период.

Целями бюджетирования являются:

  • обеспечение производственно-хозяйственного и финансового процессов необходимыми денежными ресурсами;
  • определение убыточных направлений деятельности предприятия;
  • достижение оптимального соотношение переменных и постоянных затрат.

В процессе бюджетирования решаются следующие задачи:

  • обеспечение планирования деятельности предприятия финансовыми ресурсами;
  • обоснование доходов, расходов и прибыли предприятия с учетом контроля бюджетов центрами финансовой ответственности;
  • создание базы для оценки и контроля планов предприятия с целью принятия оптимальных управленческих решений;
  • повышение эффективности работы организации.

В процессе бюджетирования применяется следующая классификация бюджетов.

Общий бюджет (основной, генеральный) - это скоординированный по всем подразделениям и функциям план работы предприятия в целом, объединяющий частные бюджеты и характеризующий информационный поток для принятия и контроля управленческих решений в области финансового планирования. В результате составления общего бюджета создаются: прогнозируемый банане; план прибылей и убытков; план движения денежных средств.

Общий бюджет любой организации состоит из двух частей: операционного и финансового бюджетов.

Операционный бюджет (текущий , периодический, оперативный) система бюджетов, характеризующих доходы и расходы по операциям, планируемым на предстоящий период для сегмента или отдельной функции организации.

В табл. 1.3 дана классификация бюджетов предприятия.

Таблица 1.3

Название

бюджетов

Операционный

Прогноз финансовых потребностей для будущей экономической деятельности организации, включая планируемые продажи, производство, движение ликвидности и т. д. Операционный бюджет обычно рассчитан на определенный период, как правило, на год, и представляет собой план деятельности на это время

Бюджет продаж

Является основным для составления всех остальных бюджетов компании. Бюджет продаж показывает предполагаемый сбыт каждого вида или группы продукции как в денежном, так и в натуральном выражении. Очень часто бюджет продаж формируется на год с месячной разбивкой и, как правило, определяет план отгрузки продукции

Бюджет производства

Является основой для планирования производственной деятельности. Базируется на данных бюджета продаж. Производственный бюджет дает возможность координировать сбыт, производство и товарные запасы. Представляет собой план объема производства, необходимого в течение бюджетного периода, чтобы удовлетворить требованиям сбыта

Бюджет производственных запасов

Заключается в определении необходимых прямых затрат на сырье и материалы для обеспечения производства запасов готовой продукции и запланированных объемов незавершенного производства

Бюджет прямых затрат на материалы

Показывает на какую сумму требуется закупить сырья и материалов. Объем закупок сырья и материалов зависит от ожидаемого объема их использования, а также от предлагаемого уровня запасов

производственных

накладных

расходов

Количественное выражение планов относительно всех затрат предприятия, не связанных непосредственно с операционной деятельностью (т.е. кроме прямых затрат на материалы и заработную плату). Производственные накладные расходы включают в себя постоянную и переменную части. Постоянная часть (амортизация, текущий

Название

бюджетов

ремонт и т.д.) планируется общим числом в зависимости от реальных потребностей производства. Для определения переменной части накладных расходов использован подход, основанный на величине норматива переменных затрат по отношению к базовому показателю распределения переменных затрат (под нормативом понимают величину затрат на значение базового показателя). Для оценки величины затрат используются различные базовые показатели

Бюджет прямых затрат на оплату труда

Количественное выражение планов относительно затрат компании на оплату труда основного производственного персонала. При подготовке бюджета прямых затрат на оплату труда учитывают:

  • он составляется исходя из бюджета производства, данных о производительности труда и ставок оплаты труда основного производственного персонала;
  • в бюджете прямых затрат на оплату труда выделяют фиксированную и сдельную часть оплаты труда

Бюджет коммерческих расходов

Отражает расходы на рекламу, комиссионные сбытовым посредникам, транспортные услуги и прочие расходы по реализации продукции предприятия или фирмы. Бюджет коммерческих расходов - это финансовый план (смета с распределением затрат по периодам времени), охватывающий все виды деятельности фирмы и (или) его структурного подразделения но продвижению изделий и услуг на определенный период времени, в котором определены возможные доходы (объемы продаж), лимиты вероятных расходов по продвижению продукта, порядок осуществления расчетов с поставщиками рекламных и маркетинговых услуг, выделяемых денежных средств по операциям

Бюджет управленческих расходов

Плановый документ, в котором приведены расходы на мероприятия, непосредственно не связанные с производством и сбытом продукции.

К управленческим расходам относят затраты на содержание отдела кадров, отдела автоматизированной системы управления, отопление и освещение помещений непроизводственного назначения, услуги связи, налоги, проценты по полученным кредитам и т.д. Большинство управленческих расходов носит постоянный характер, переменная часть планируется с помощью норматива, в котором роль базового показателя, как правило, играет объем проданных товаров (в натуральном или денежном выражении).

Составив описанные выше предварительные бюджеты, можно приступать к формирования основного финансового бюджета, которое начинается с формирования прогнозного отчета о прибылях и убытках компании

Финансовый

План, в котором отражаются предполагаемые источники финансовых средств и направления их использования. Финансовый бюджет включает в себя бюджеты капитальных затрат и денежных средств организации и подготовленные на их основе совместно с прогнозным отчетом о прибылях и убытках прогнозные бухгалтерский баланс и отчет о финансовом положении

Используя операционный и финансовый бюджеты, в процессе финансового планирования составляются следующие планируемые расчетные показатели.

Движение денежных средств показывает поступление и использование денежных средств в разрезе деятельности предприятия.

Объем продаж указывает, как планируется продажа каждого вида продукции.

Объем произведенной продукции, выполненных работ и оказанных услуг анализирует возможность производства каждого вида продукции, выполненных работ и оказанных услуг.

Объем закупок подытоживает состояние закупок и указывает формы оплаты закупок.

Объем запасов сырья и готовой продукции показывает уровень запасов сырья и готовой продукции.

Важными документами бюджетирования являются прогнозные расчеты, представленные в следующих документах: прогнозный отчет о финансовых результатах, прогноз движения денежных средств и прогнозный баланс.

Прогнозный отчет о финансовых результатах рассчитывает предполагаемые значения объема продаж, себестоимости реализованной продукции, коммерческих и управленческих расходов, расходов финансового характера (проценты к выплате по ссудам и займам), налогов к уплате и др. Большая часть исходных данных формируется в ходе построения операционных бюджетов. Величину налоговых и прочих обязательных платежей можно рассчитать по среднему проценту.

Прогноз о движении денежных средств является важнейшим документом по управлению текущим денежным оборотом предприятия. Он разрабатывается на предстоящий год с разбивкой по кварталам и месяцам. С помощью этого документа обеспечивается оперативное финансирование всех хозяйственных операций предприятия. На основе бюджета движения денежных средств предприятие прогнозирует выполнение своих расчетных обязательств перед государством, кредиторами и партнерами, фиксирует происходящие изменения в платежеспособности. Данный документ позволяет планировать поступление собственных средств, а также оценивать потребность в привлечении заемного капитала.

Изменение денежных средств за период определяется денежными потоками, представляющими собой, с одной стороны, поступления от покупателей и заказчиков, прочие поступления, а с другой стороны - платежи поставщикам, работникам, бюджету, органам социального страхования и обеспечения и т.д. В целом между поступлениями денежных средств, объемом реализации и изменением остатков дебиторской задолженности существуют следующие зависимости:

Для того чтобы установить сумму денежных поступлений, необходимо определить величину дебиторской задолженности по состоянию на конец прогнозируемого периода. Если ожидается, что в предстоящем периоде характер расчетов с покупателями не изменится, можно использовать средние остатки дебиторской задолженности в прогнозируемом периоде.

К числу статей, по которым наблюдается наибольший отток денежных средств, относятся расчеты с поставщиками:

Увеличение кредиторской задолженности определяется объемом поступлений материальных ценностей, следовательно:

Для определения необходимого объема закупок можно воспользоваться следующей зависимостью:

Составление бюджета движения денежных средств позволяет определить объем прибыли, необходимый для обеспечения платежеспособности предприятия. В бюджет движения денежных средств на плановый период целесообразно включать следующие показатели, раскрывающие динамику высоколиквидных средств предприятия:

  • поступления средств на счет предприятия в текущем периоде за отгруженные товары и оказанные услуги в прошлом периоде;
  • поступления оплаты за отгруженные товары и оказанные услуги в текущем периоде;
  • динамику доходов от финансовой деятельности (управление фондовым портфелем, доходы от эмиссии ценных бумаг и др.);
  • расходование выручки от продаж по основным направлениям: закупка сырья и материалов, оплата труда, постоянные расходы и другие текущие потребности предприятия;
  • выплату процентов по кредитам;
  • выплату дивидендов;
  • инвестиционные расходы;
  • величину собственных оборотных средств предприятия (или величину их дефицита).

Прогнозный баланс. Необходимо спрогнозировать остатки по основным статьям бухгалтерского баланса; внеоборотные активы, запасы и затраты, дебиторская задолженность, денежные средства, долгосрочные пассивы, кредиторская задолженность и др. Каждая укрупненная балансовая статья оценивается по стандартному алгоритму для статей активов и пассивов соответственно:

  • расчетная величина активов: имущества и средств предприятия А равняется остаток активов на начало периода плюс поступление активов за планируемый период О п минус выбытие активов за тот же планируемый период О в;
  • расчетная величина пассивов: собственных, привлеченных средств и обязательств предприятия П равняется: остаток пассивов на начало периода минус погашение задолженности по обязательствам и использование собственных средств (чистой прибыли) за планируемый период О., плюс поступление собственных и привлеченных источников финансирования за тот же планируемый период О и.

В частности, для любой статьи дебиторской задолженности оборот по дебету представляет собой прогнозную оценку продажи товаров по безналичному расчету с отсрочкой платежа; оборот по кредиту - прогноз поступлений от погашения дебиторской задолженности.

Для организации финансового планирования и применения системы бюджетирования разрабатывается финансовая структура на предприятии. Финансовая структура создастся на базе организационной структуры.

Вес подразделения предприятия классифицируются по видам доходов, расходов и результатов деятельности и этим подразделениям присваивается статус соответствующего ЦФО. Центром финансовой отчетности принято называть то или иное структурное подразделение предприятия (цех, отдел, сотрудник и т.д.), ответственное за достижение целевого значения того или иного финансового показателя.

В финансовой структуре выделяется пять основных типов ЦФО:

  • центр доходов - структурное подразделение, ответственное за сбытовую деятельность компании; является центром затрат на реализацию продукции (рекламные акции, заработная плата менеджеров по продажам и т.д.) Инструментами бюджетного управления для данного типа ЦФО выступают бюджет продаж и смета сбытовых расходов. Показатели центра доходов: объемы продаж и денежных поступлений, дебиторская задолженность, объемы затрат на реализацию продукции и др.
  • центр затрат - структурное подразделение, ответственное за выполнение определенного объема работ (производственного задания) в рамках выделенных на эти цели ресурсов. Инструментами бюджетного управления для данного типа ЦФО выступают бюджет производства (производственная программа) и бюджет затрат (или смета затрат). Как разновидность центров затрат могут выделяться центры закупок и центры управленческих расходов. Показатели центра затрат: производственные задания, показатели качества продукции, величина и структура затрат на выпуск продукции и ее себестоимость, показатели эффективности использования средств производства и трудовых ресурсов и др.;
  • центр закупок несет функцию своевременного снабжения предприятия необходимыми материальными ресурсами в рамках выделенных на эти цели лимитов. Инструментами бюджетного управления для данного типа ЦФО выступают бюджет закупок и смета затрат;
  • центр управления расходами отвечает за качественное исполнение функций управления. К данному типу относится аппарат управления предприятием, в большинстве случаев без разделения его на структурные составляющие (управления, отделы). Инструментом бюджетного управления для данного типа ЦФО выступает смета управленческих расходов;
  • центр прибыли - структурное подразделение, ответственное за финансовый результат деятельности предприятия. Инструментом бюджетного управления для данного типа ЦФО (не считая бюджетов продаж, закупок, затрат) выступает бюджет доходов и расходов. Деятельность центра прибыли оценивается по показателям финансовой и экономической эффективности текущей деятельности: рентабельность, структура оборотного капитала, доходность активов и т.д.;
  • центр инвестиций - структурное подразделение, ответственное за эффективность инвестиционной деятельности. Инструментом бюджетного управления для данного типа ЦФО выступает бюджет инвестиций, а также прогнозный баланс. Показатели центра инвестиций включают показатели эффективности инвестиционной деятельности (период окупаемости, англ, return on investment , ROI) и финансового состояния предприятия в целом (коэффициенты финансовой независимости, устойчивости и др.).

Система показателей эффективности деятельности ЦФО служит основой для построения бюджетной модели и используется при финансовом планировании на предприятии. Часть показателей могут прямо включаться в бюджетные формы (например, задание по выручке), часть не относится прямо к бюджетным показателям (например, рентабельность).

Понятие финансового контроля, его принципы и задачи. Роль финансового контроля в социально-экономических преобразованиях

Финансовый контроль - это контроль за законностью и целесообразностью действий в области образования, распределения и использования денежных фондов государства и субъектов местного самоуправления в целях эффективного социально-экономического развития страны и отдельных регионов.

Финансовый контроль является важнейшим средством обеспечения законности в финансовой и хозяйственной деятельности государства.

Основные задачи финансового контроля заключаются в:
  • проверке выполнения финансовых обязательств перед государством и органами местного самоуправления организациями и гражданами;
  • проверке правильности использования государственными и муниципальными предприятиями денежных ресурсов, находящихся в их хозяйственном ведении или оперативном управлении;
  • проверке соблюдения правил совершения финансовых операций, расчетов и хранения денежных средств;
  • выявлении внутренних резервов производства;
  • устранении и предупреждении нарушений финансовой дисциплины.

В результате реализации задач финансового контроля укрепляется финансовая дисциплина, выражающая одну из сторон законности.

Роль финансового контроля в социально-экономических преобразованиях выражается в том, что при его проведении проверяются, во-первых, соблюдение установленного правопорядка в процессе финансовой деятельности государственными и общественными органами, предприятиями, учреждениями, организациями, гражданами и, во-вторых, экономическая обоснованность и эффективность осуществляемых действий, соответствие их задачам государства. Таким образом, он служит важным способом обеспечения законности и целесообразности проводимой финансовой деятельности.

Виды финансового контроля и органы, его осуществляющие.

Государственный, внутрифирменный и независимый (аудит) контроль

Финансовый контроль подразделяется на несколько видов по разным основаниям.

В зависимости от времени проведения он может быть предварительным, текущим и последующим. Такие виды контроля свойственны деятельности всех контролирующих органов.

Предварительный финансовый контроль осуществляется до совершения операций по образованию, распределению и использованию денежных фондов. Поэтому он имеет важное значение для предупреждения нарушений финансовой дисциплины.

Текущий (оперативный) финансовый контроль — это контроль, осуществляемый в процессе совершения денежных операций (в ходе выполнения финансовых обязательств перед государством, получения и использования денежных средств для административно-хозяйственных расходов и т. д.).

Последующий финансовый контроль — это контроль, осуществляемый после совершения финансовых операций (после исполнения доходной и расходной частей бюджета и т. п.). В этом случае определяется состояние финансовой дисциплины, выявляются ее нарушения, пути предупреждения и меры по их устранению.

Можно выделить обязательный и инициативный финансовый контроль. Обязательный проводится:

  • в силу требований законодательства;
  • по решению компетентных государственных органов.

Возможны и другие основания классификации финансового контроля, в частности, в зависимости от органов (субъектов), осуществляющих его . В этом случае выделяется финансовый контроль:

  • представительных органов государственной власти и местного самоуправления;
  • президента;
  • исполнительных органов власти общей компетенции;
  • ведомственный и внутрихозяйственный;
  • общественный;
  • аудиторский.

Ведомственный контроль, осуществляемый министерством, ведомством за деятельностью входящих в их систему учреждений и организаций, имеет много общего с контролем, который производится в системе общественных организаций или религиозных организаций. Близок к ним и контроль, осуществляемый хозяйствующим субъектом, не входящим в какую-либо систему. Указанный контроль целесообразно обозначить как внутренний или внутрисистемный.

Представляется необходимым в условиях развития местного самоуправления выделить в качестве самостоятельного вида финансового контроля контроль, осуществляемый представительными и исполнительными органами местного самоуправления.

Государственный контроль осуществляется федеральными органами законодательной власти, федеральными органами исполнительной власти, в том числе специально созданными органами исполнительной власти. Большое значение для развития государственного финансового контроля имеет Указ Президента РФ «О мерах по обеспечению государственного финансового контроля в РФ» от 25 июля 1996 г. Данным Указом установлено, что в РФ государственный контроль включает в себя контроль за исполнением федерального бюджета и бюджета федеральных внебюджетных фондов, организацией денежного обращения, использованием кредитных ресурсов, состоянием государственного внутреннего и внешнего долга, государственных резервов, предоставлением финансовых и налоговых льгот и преимуществ. Одновременно в соответствии с установленным законодательством РФ разграничением функций и полномочий указываются конкретные субъекты государственного финансового контроля: Счетная палата РФ, Центральный банк РФ, Минфин РФ (Федеральная служба страхового надзора, Федеральная служба финансово-бюджетного надзора и Федеральная служба по финансовому мониторингу), Федеральная таможенная служба РФ, контрольно-ревизионные органы федеральных органов исполнительной власти, иные органы, осуществляющие контроль за поступлением и расходованием средств федерального бюджета и федеральных внебюджетных фондов. Было признано необходимым проведение не реже одного раза в год соответствующими контрольными и финансовыми органами комплексных ревизий и тематических проверок поступления и расходования бюджетных средств не только в федеральных органах исполнительной власти, но и на предприятиях и в организациях, использующих средства федерального бюджета.

Государственный контроль осуществляют также органы представительной (законодательной) и исполнительной власти субъектов РФ.

Внутренний (внутрисистемный) финансовый контроль . Данный вид финансового контроля осуществляется в министерствах, комитетах, в других органах исполнительной власти, общественных и религиозных организациях руководителями соответствующих образований и специально созданными в данных системах контрольно-ревизионными подразделениями, которые подчиняются, как правило, непосредственно руководителю министерства, комитета, иного органа исполнительной власти или соответствующему органу общественной или религиозной организации. Контрольно-ревизионная служба системы органов внутренних дел проводит ревизии финансово-хозяйственной деятельности подразделений министерства, состоящих на федеральном бюджете, не реже одного раза в два года. Внеплановые ревизии происходят по указанию вышестоящих по отношению к ревизуемому подразделению руководителей, решению судебно-следственных органов, при ликвидации подразделения, смене его руководителя или начальника финансовой службы. Срок ревизии не может превышать 40 дней. Продление этого срока допускается с разрешения руководителя, назначившего ревизию.

Основные задачи данного контроля:

  • выявление случаев хищения и недостач денежных средств и материальных ценностей, бесхозяйственности, других нарушений финансовой дисциплины;
  • разработка предложений по устранению условий и причин, их порождающих;
  • принятие мер по возмещению виновными лицами причиненного ущерба и др.

Аудиторский (независимый) финансовый контроль . В соответствии с федеральным законом «Об аудиторской деятельности» № 119-ФЗ от 7 августа 2001 г., аудиторская деятельность (аудит) представляет собой предпринимательскую деятельность аудиторов (аудиторских фирм) по осуществлению независимых вневедомственных проверок бухгалтерской (финансовой) отчетности, платежно-расчетной документации, налоговых деклараций и других финансовых обязательств и требований хозяйственных субъектов, а также оказанию им иных аудиторских услуг.

Аудиторская деятельность осуществляется наряду с финансовым контролем, проводимым в соответствии с законодательством РФ, специально уполномоченными органами. Аудиторы, прошедшие аттестацию и желающие работать самостоятельно, а также аудиторские фирмы начинают свою деятельность после государственной регистрации в качестве субъекта предпринимательской деятельности, получения лицензии и включения в государственный реестр аудиторов и аудиторских фирм.

Лицензии на осуществление специального аудита выдаются: Центральным банком РФ для проведения банковского аудита, Департаментом страхового надзора Министерства финансов РФ для проведения аудита страховых организаций. Лицензии на проведение общего аудита, а также аудита бирж, инвестиционных фондов выдает Министерство финансов РФ.

Основная цель аудиторской деятельности — установление достоверности бухгалтерской (финансовой) отчетности хозяйствующих субъектов и соответствия совершенных ими финансовых и хозяйственных операций нормативным актам РФ. Аудиторские проверки бывают обязательными и инициативными.

Обязательная аудиторская проверка проводится в случаях, прямо установленных законодательными актами РФ, инициативная — по решению хозяйствующего субъекта.

Обязательная аудиторская проверка может также производиться по поручению органов дознания, следователя при наличии санкции суда или арбитражного суда. Федеральный закон об аудиторской деятельности в РФ подробно регламентирует вопросы, связанные с оплатой работы аудитора, ответственностью хозяйствующего субъекта за уклонение от проведения обязательной аудиторской проверки, порядком проведения аттестации на право осуществления аудиторской деятельности и т. д.

Качество аудиторского заключения может быть проверено органом, выдавшим лицензию на осуществление аудиторской деятельности, по заявлению хозяйствующего субъекта, собственной инициативе или предложению прокурора. В случае обнаружения неквалифицированного проведения аудиторской проверки, приведшей к убыткам для государства или для хозяйствующего субъекта, с аудитора (аудиторской фирмы) могут быть взысканы на основании решения суда или арбитражного суда по иску органа, выдавшего лицензию:

  • понесенные убытки в полном объеме;
  • расходы на проведение перепроверки;
  • штраф, зачисляемый в федеральный бюджет, в определенном размере.

Контроль финансово-кредитных органов (банковский контроль). Государственный финансовый контроль ведется также банками и другими кредитными учреждениями. Банковский контроль осуществляется банками в ходе операций по кредитованию, финансированию и расчетам. Банковский контроль необходим для эффективного использования банковских ссуд и направлен на укрепление платежной дисциплины.

Внутрихозяйственный контроль представляет собой проверку производственной и хозяйственной деятельности предприятий в целом, отдельных его структурных подразделений, осуществляемую бухгалтерией, финансовым отделом и другими экономическими службами хозяйствующего субъекта.

Сущность и задачи финансового контроля

Финансовый контроль является одним из важнейших звеньев финансовой системы. Он обеспечивает правильность, своевременность и полноту формирования доходов; обоснованность и точность осуществления расходов. Эффективность финансового контроля обязательное условие успешного проведения экономической и социальной политики, четкого функционирования управленческого аппарата.

Финансовый контроль — механизм обеспечения законности финансовой деятельности исполнительных органов государственной власти и муниципальных образований.

В соответствии с Указом Президента РФ "О мерах по обеспечению государственного финансового контроля в Российской Федерации" от 25 июля 1996 г. сферами финансового контроля являются: исполнение федерального бюджета и бюджетов социальных внебюджетных фондов, организация денежного обращения, использование кредитных ресурсов, состояние государственного внутреннего и внешнего долга, предоставление налоговых льгот.

Счетная палата РФ в соответствии с законом РФ "О счетной политике Российской Федерации" от 11 января 1995 г. выступает ведущим органом финансового контроля.

Бюджетным кодексом РФ предусмотрено осуществление Счетной палатой контроля за исполнением федерального бюджета, социальными внебюджетными фондами, состоянием внутреннего и внешнего долга государства.

См.далее:

Наряду со Счетной палатой правом финансового контроля в РФ обладают еще ряд учреждений: Главное контрольное управление Президента РФ, Центральный банк РФ, Министерство финансов РФ (в частности, Департамент государственного финансового контроля и аудита, а также Главное управление Федерального казначейства), Министерство РФ по налогам и сборам, Комитет финансового мониторинга, Государственный таможенный комитет РФ, Федеральная служба налоговой полиции РФ, Пенсионный фонд РФ, Фонд социального страхования РФ, Федеральный и территориальные фонды обязательного медицинского страхования. Помимо федерального уровня, финансовый контроль осуществляется на уровне субъектов Федерации и муниципальных образований (см. схему 1). Такая многозвенность финансового контроля снижает его эффективность.

Министерство финансов РФ как субъект финансового контроля

В соответствии с положением о Министерстве финансов Российской Федерации (утверждений постановлением Правительства РФ № 329 от 30 июня 2004 г.) Министерство финансов Российской Федерации (Минфин России) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере бюджетной, налоговой, страховой, валютной, банковской деятельности, государственного долга, аудиторской деятельности, бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности, производства, переработки и обращения драгоценных металлов и драгоценных камней, таможенных платежей, определения таможенной стоимости товаров и транспортных средств, инвестирования средств для финансирования накопительной части трудовой пенсии, организации и проведения лотерей, производства и оборота защищенной полиграфической продукции, финансового обеспечения государственной службы, противодействия легализации доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма.

Министерство финансов Российской Федерации осуществляет координацию и контроль деятельности находящихся в его ведении Федеральной налоговой службы, Федеральной службы страхового надзора, Федеральной службы финансово-бюджетного надзора и Федеральной службы по финансовому мониторингу, а также контроль за исполнением Федеральной таможенной службой нормативных правовых актов по вопросам исчисления и взимания таможенных платежей, определения таможенной стоимости товаров и транспортных средств.

Министерство финансов Российской Федерации руководствуется в своей деятельности Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами, федеральными законами, актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, международными договорами Российской Федерации, а также настоящим Положением.

Министерство финансов Российской Федерации осуществляет свою деятельность во взаимодействии с другими федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, общественными объединениями и иными организациями.

Финансовые органы субъектов РФ при осуществлении государственного контроля за использованием ассигнований соответствующего бюджета наделяются правами, аналогичными правам Министерства финансов РФ.

Федеральная налоговая служба как субъект государственного финансового контроля

См.далее:

Схема 1 Структура органов государственного финансового контроля в РФ*

Субъекты контроля в законодательных (представительных) органах государственной власти и представительных органах местного самоуправления

Субъекты контроля в исполнительных органах государственной власти и местного самоуправления

  1. I. На федеральном уровне

Государственная дума РФ

Совет Федерации РФ

Счетная палата РФ

I . На федеральном уровне

Главное контрольное управление Президента РФ

Минфин РФ

Главное управление Федерального казначейства

Департамент государственного финансового контроля и аудита

Министерства и ведомства главные распорядители, распорядители бюджетных средств федерального бюджета

Пенсионный фонд РФ

Фонд социального страхования РФ

Фонд обязательного медицинского страхования

  1. II. На уровне субъекта РФ

Законодательный орган власти

Счетная палата субъекта РФ

II . На уровне субъекта РФ

Финансовые органы субъекта РФ

Казначейство субъекта РФ

Территориальные органы федеральных министерств и ведомств

Управление Федерального казначейства (УФК)

Управление МНС РФ России (УМНС РФ)

Таможенные органы

Отраслевые органы управления главные распорядители, распорядители средств бюджета субъекта РФ

Территориальный фонд обязательного медицинского страхования

III. На муниципальном уровне

Представительный орган муниципального образования

Счетная палата муниципального образования

III. На муниципальном уровне

Финансовое управление администрации муниципального образования

Органы управления распорядители средств местного бюджета

Местные отделения территориальных органов федеральных министерств и ведомств (УФК, УМНС РФ)

Местные отделения территориальных органов социальных внебюджетных фондов

Одним из немаловажных уровней финансового менеджмента внутри компании можно назвать внутренний финансовый контроль. Это проводимая предприятием проверка осуществления и гарантии выполнения любых управленческих решений в сфере финансовой деятельности, организуемая, чтобы реализовывать финансовую стратегию и предотвращать кризисные ситуации, которые могут стать причиной банкротства бизнеса.

Финансовый контроль внутри организации

Чтобы повысить уровень эффективности управления, руководители хозяйствующих субъектов и иных структур (включая государственные) приходят к пониманию потребности формирования в своем подчинении специализированных подразделений для выполнения финансового контроля в управляемых ими организациях. Внутренний финансовый контроль - независимая от внешнего влияния деятельность хозяйствующего субъекта или органа управления по проверке/оценке своей работы, проводимая им в личных интересах. Хотя внутренний контроль и осуществляется руководителем, который его создал, он должен быть, насколько это возможно, функционально и организационно автономным.

Цель внутреннего контроля - помощь руководящему звену хозяйствующего субъекта или органа управления (в т.ч. государственного) в продуктивном осуществлении своих функций. Внутренние контролеры обеспечивают доведение до руководства информации, полученной на основе анализа и оценки, советов и определенных данных, основанных на материалах проверок. Благодаря этим сведениям руководители принимают решения о необходимых для ликвидации обнаруженных недочетов (в том случае, если они имеются) мероприятиях и могут оценить, какие участки обладают резервами для увеличения эффективности.

Резюмируя, можно сказать, что внутренний контроль:

  • организуется внутри компании (или структуры управления) ее служащими (контролерами);
  • создается по решению руководящего звена предприятия (или органа управления);
  • его данные обычно предназначаются для управленческого персонала компании;
  • создается и финансируется из бюджета организации.

Контроль финансовой деятельности фирмы ведется экономическими подразделениями компании: и финансовым отделами, службой финансового менеджмента. Именно они следят за финансово-хозяйственной деятельностью предприятия, его филиалов и дочерних организаций.

  • Финансовый контроль в строительстве: 4 основных принципа

Основные задачи финансового контроля в организации

  1. Помощь в установлении баланса между потребностью в финансовых ресурсах, объемами денежной прибыли и фондами народного хозяйства.
  2. Формирование гарантий по соблюдению законодательных и нормативных актов, в т.ч. нормативов налогообложения предприятий, принадлежащих разным организационно-правовым формам.
  3. Помощь в целесообразной трате материальных ценностей и финансовых средств в компаниях и бюджетных учреждениях, поддержка в осуществлении адекватного и грамотного ведения бухучета и всех форм отчетности.
  4. Обнаружение внутрипроизводственных потенциалов для увеличения денежных ресурсов, включая резервы по уменьшению себестоимости и увеличению прибыльности.
  5. Создание гарантий по исполнению вовремя и в полном объеме финансовых обязательств перед государственным бюджетом.
  6. Финансовый контроль помогает в формировании качественного уровня отдачи внешнеэкономической деятельности компаний (в том числе по операциям с валютой и пр.).

Функции финансового контроля в организации

  1. Мониторинг хода достижения финансовых целей, которые формулируются системой плановых финансовых показателей и нормативов.
  2. Расчет уровня отклонения реальных итогов деятельности от запланированных.
  3. Диагностика по показателям расхождений регресса на финансовом уровне компании и серьезного уменьшения скорости ее денежного роста.
  4. Создание оперативных управленческих решений для упорядочивания финансовой деятельности фирмы с опорой на поставленные цели.
  5. Когда это неизбежно, коррекция выбранных задач и показателей финансового роста в контакте с переменами во внешней среде, конъюнктурой финансового рынка и внутренними условиями осуществления хозяйственной деятельности компании.

Данные функции иллюстрируют тот факт, что контроль финансовой деятельности предприятия не исчерпывается проведением внутреннего контроля подобной деятельности и операций. Финансовый контроль - продуктивная система, которая координирует и обеспечивает условия для выстраивания связи между созданием базы данных, финансовым анализом, планированием и внутренним финансовым контролем.

По каким принципам осуществляется финансовый контроль в организации

1. Его деятельность направлена на претворение в реальность сформированного финансового плана предприятия. Увеличение продуктивности финансового контроля связано с таким нюансом, как стратегический характер, который обязан демонстрировать ключевые приоритеты развития компании. Подобная ситуация характеризует уменьшение количества контролируемых финансовых мероприятий как целенаправленное. Нет ни необходимости, ни особой пользы в масштабном тотальном контроле над всеми сегодняшними операциями, т.к. это отвлекающий фактор для менеджеров. Они будут переключаться с глобальных целей управления финансовой деятельностью.

2. Финансовый контроль должен быть многофункциональным . Речь идет и об обеспечении контроля тех показателей финансового прогресса всей компании (плюс её обособленных центров ответственности), занимающих лидирующие позиции в плане этой организации, и о необходимости учреждения отдельных центров ответственности. Финансовый контроль должен создавать условия для проведения сравнительного анализа тех данных, которые находятся под контролем, со средним значением этих же параметров по отрасли, и позволять проводить корреляцию подконтрольных финансовых показателей.

3. Финансовый контроль необходимо настроить на количественные модели . В том случае если контролируемые стандарты деятельности компании принимают вид количественных эквивалентов, контрольные действия становятся намного более эффективными. При этом нельзя забывать и о качественных аспектах, которые, в свою очередь, необходимо выражать в парадигме количественных стандартов. При таком подходе не возникнет проблем различного понимания качественных аспектов.

4. Методы финансового контроля должны соответствовать особенностям методов финансового анализа и планирования . Когда вы находитесь на стадии составления плана и внедрения контроля, в первую очередь нужно обращать внимание на полный спектр рассмотренных до этого момента систем и методов финансового планирования (когда подготавливаются стандарты контроля) и анализа (когда разрабатываются показатели, иллюстрирующие реальное положение дел предприятия, и определяются причины несоответствия этих значений стандартам).

5. Операции контроля должны осуществляться своевременно , т.е. контрольные функции будут проводиться не просто быстро/часто. Эти периоды должны быть адекватны периоду проведения отдельно взятых операций, которые связаны с формированием итогов финансовой деятельности. Принципиальный нюанс своевременности финансового контроля возможно определить следующим образом: смысл в том, чтобы заранее уведомлять о потенциальном кризисном развитии, а значит, создавать условия для ликвидации текущих несоответствий еще до того момента, как они превратятся в серьезную проблему.

6. Организация финансового контроля должна быть максимально гибкой . Внутренний финансовый контроль необходимо выстраивать, учитывая потенциальную адаптацию к появляющимся финансовым инструментам, нормам и видам осуществления деятельности в сфере инвестиций и финансов, к новым технологическим решениям и способам проведения финансовых операций. Если система не обладает гибкостью, то она не принесет особой пользы и в тех областях контроля финансовой деятельности, для которых первоначально создавалась.

7. Модель финансового контроля должна быть простой . Причина данного утверждения в том, что контролирующим менеджерам нужно будет прикладывать меньше усилий, если методы внутреннего финансового контроля (выстроенного с учетом его целей) будут отличаться простотой форм. Если контроль финансовой деятельности осуществляется более сложными методами, то есть риск, что руководители не поймут или окажутся не способны поддерживать такую систему, в которой может возникнуть необходимость значительного увеличения объема информации для его реализации.

8. Финансовый контроль должен обладать таким качеством, как экономичность . Траты на его ведение должны уменьшаться в зависимости от адекватности производимого контролем эффекта. Значит, масштаб трат, необходимых для контроля, не должен быть больше того эффекта (уменьшение расходов, рост денежных поступлений и т.п.), который ожидается получить в ходе его реализации.

  • Финансовая стратегия предприятия: шпаргалка для нефинансового менеджера

Формы финансового контроля

Форма контроля финансовой деятельности - это конкретное выражение и организация контрольных мероприятий. Финансовый контроль имеет различные формы, которые могут быть классифицированы по определенным параметрам.

Основными из них следует назвать период осуществления контроля и период проведения проверяемых финансово-хозяйственных операций. Их соотношение лежит в основе выделения трех главных форм контроля:

Предварительный контроль проводится до проверяемых операций. Его осуществляют в момент создания, обзора и одобрения проектов бюджетов, финансовых планов хозяйствующих субъектов, смет доходов и расходов учреждений и предприятий, проектов законодательных актов, договорных соглашений, учредительных документов и пр. Он помогает уже в момент планирования и прогнозирования предотвратить потенциальные недочеты действующего законодательства и нецелевого или нерационального расходования финансов, обнаружить резервы дополнительных финансовых ресурсов.

Текущий контроль (оперативный) идет одновременно с совершением хозяйственных и финансовых мероприятий, выполнением планов, бюджетов. Он дает возможность обнаруживать и координировать постоянно трансформирующиеся хозяйственные ситуации, упреждать убытки, финансовые правонарушения, нецелевое расходование средств, учитывая информацию первичной документации, оперативного и бухгалтерского учета, инвентаризаций и визуального мониторинга.

Последующему контролю подлежат результаты образования и расходования денежных ресурсов. Проводится исследование полноценности их комплектования, законности, а также адекватности и оправданности использования при исполнении бюджетов, соответствия финансовым планам субъектов хозяйствования, сметам бюджетных учреждений. В завершении оценки расходования ценностей любого уровня (будь то деньги, труд или материальные ресурсы), законности совершенных действий, финансовых итогов осуществляется процесс анализа финансово-хозяйственной деятельности. Дальнейший контроль имеет такую особенность, как углубленное изучение на выбранном отрезке времени. Его итоги напрямую связаны с итогами предварительного и текущего контроля, а это дает возможность обнаружить недостатки их осуществления.

Если говорить о характере материала для реализации контроля, то можно назвать документальный (формальный) контроль и фактический.

Формальный (документальный) контроль осуществляется на основании первичной документации, регистров бухучета, бухгалтерских, статистических и оперативно-технических отчетов, нормативной, проектно-конструкторской, технологической и прочей документации.

Фактический контроль финансовой деятельности основывается на обработке и оценке действительного положения объектов проверки по собранным в ходе осмотра материалам (пересчет, взвешивание, лабораторный анализ и пр.), в связи с этим его нельзя рассматривать как всеобъемлющий в связи с непрерывностью хозяйственного процесса. Полнота и неоспоримая доказательность первичных документов и учетных записей в случае надобности определяются благодаря специальным приемам фактического контроля. Оба вида контроля работают не отдельно, а в ситуации взаимного дополнения.

Методы финансового контроля

Существует несколько методов финансового контроля (приемов и способов его ведения):

Проверки - обращение к отдельным аспектам финансовой деятельности через отчетную и расходную документацию. Далее выстраивается план ликвидации обнаруженных недочетов.

Обследование характеризуется большим охватом (относительно проверок) финансово-экономических показателей контролируемого экономического субъекта, чтоб дает возможность оценить его финансовое состояние/потенциальные перспективы роста.

Анализ финансовой деятельности включает подробный анализ периодической/годовой финансово-бухгалтерской отчетности для получения возможности оценки итогов данной деятельности, состояния обеспеченности собственным капиталом и продуктивности его использования.

Наблюдение (мониторинг) - непрерывный анализ результативности текущей финансовой деятельности. Мониторинг необходим для обнаружения расхождений между фактическими результатами и плановыми показателями, после чего осуществляется их ликвидация. Наблюдение текущей деятельности содержит следующие уровни:

  1. Анализ и контроль текущей деятельности.
  2. Установление главных для предприятия видов, показателей финансовой стабильности и показателей, диагностирующих риск его банкротства, в качестве объектов наблюдения.
  3. Назначение сотрудников для выполнения мониторинга, определение их полномочий и степени ответственности.
  4. Проработка плана и сроков выполнения оперативной финансовой отчетности.
  5. Создание, коррекция и исправление оценочных показателей оперативной экономической деятельности предприятия и амплитуды их несовпадений с предусмотренными величинами.
  6. Обнаружение причин несоответствия имеющихся показателей плановым.
  7. Оценка адекватности системы нормативных показателей и данных, которые предполагаются по итогам, а также оперативно-тактических задач, стоящих перед организацией, ее финансовому состоянию и месту на рынке.

Система финансового контроля

Чтобы обеспечить эффективность управления предприятием, создаются уровни внутреннего контроля. Обычно это системы, которые основываются на линейных или функциональных принципах, которые часто применяются одновременно. Они строятся на распределении контрольных обязанностей отдельных служб и их менеджеров.

Уже несколько лет популярностью в странах с развитой рыночной экономикой пользуется контроллинг. Это современная система внутреннего финансового контроля на предприятиях. Ее принципиальные аспекты сложились еще в 1980 году, когда появилась необходимость изобретения активных методов упреждения кризисных ситуаций, после которых компания объявлялась банкротом. В основе контроллинга лежит ключевой принцип «управления по отклонениям», когда сопоставляются ключевые плановые (нормативные) и фактические показатели, а после определяются их расхождения, общие точки и взаимозависимости, чтобы можно было принять меры по нормализации деятельности. В современных условиях контроллинг распространяется и у нас.

  • Финансовый анализ для нефинансиста: на что обращать внимание в первую очередь

Из каких этапов состоит организация финансового контроля

Этап 1. Фиксируется объект финансового контроля . Для предприятий с позицией целевой ориентации поиск объекта является единым условием для создания моделей любого вида контроля. Управленческие решения в значимых для экономической деятельности компании аспектах - объект финансового контроля.

Этап 2. Выбор сферы и видов финансового контроля . С учетом структуры можно назвать следующие виды контроля:

  • стратегический;
  • текущий;
  • оперативный.

Частота осуществления функций контроля и его сфера зависят от выбранного вида.

Этап 3. Создание иерархии приоритетов показателей, находящихся под контролем . Все типы финансового контроля и их показатели распределяются по значимости. В систему приоритетов первого уровня вносятся ключевые показатели данного вида контроля. Далее определяются системы приоритетов второго уровня, показатели которого имеют факторную связь с показателями приоритетов первого уровня. Подобно этому составляются системы приоритетов дальнейших уровней. Такой комплекс подконтрольных показателей уменьшает сложность подхода к их разложению при дальнейшей трактовке оснований расхождения реальных величин и оговоренных в соответствующих заданиях.

Системы приоритетов для отдельных типов центров ответственности, направлений экономической деятельности предприятия, для каждой из сторон создания, распределения и применения финансовых ресурсов иногда характеризуются по-разному. Нужно разработать условия для иерархической сводимости всех показателей, находящихся под контролем, на уровне компании и их сводимости по отдельным направлениям финансовой деятельности, когда формируется система приоритетов.

Этап 4. Генерирование системы количественных стандартов контроля . Этапы определения и выстраивания списка подконтрольных финансовых показателей заканчивают этап определения количественных норм по каждому этапу. Количественные стандарты имеет смысл фиксировать и в абсолютных, и в относительных значениях, которые могут быть стабильными или подвижными (применяются во время контроля значений гибких бюджетов, для внесения поправок в стандарты, если меняется учетная ставка, скорость и уровень инфляции и др.). Целевые стратегические нормативы, показатели текущих планов и бюджетов, система государственных или установленных организацией норм и нормативов и пр. могут восприниматься в качестве стандартов.

Этап 5. Составление плана мониторинга показателей финансового контроля . Мониторинг («следящая система») - база финансового контроля, наиболее активная часть схемы. Система финансового мониторинга - сложившийся в компании комплекс непрерывного контроля над показателями финансовой деятельности, вычисления количественных несоответствий фактических и плановых результатов и поиска оснований для такого рода расхождений.

Этап 6. Создание моделей алгоритмов мероприятий , целью которых является ликвидация отклонений. Это завершающий этап финансового контроля на предприятии. Здесь можно говорить о существовании трех алгоритмов в реакциях менеджеров.

  1. «Не пытаться ничего изменить», так как отрицательные отклонения во много раз меньше предусмотренного уровня, ниже которого они не должны опускаться.
  2. «Устранить расхождения». Инициируется, когда начинают поиск и реализуют резервы с учетом многочисленных и специфических моментов экономической деятельности и отдельных финансовых операций для воплощения в жизнь показателей разного уровня. Сюда можно отнести, например, оправданность ввода режима экономии, включения в деятельность системы финансовых резервов и т.д.
  3. «Внести изменения в саму модель показателей по планам и нормативам». Алгоритм срабатывает, когда невозможна нормализация параметров экономической деятельности или она затруднена. Тогда проводится финансовый мониторинг, и на основании имеющихся данных озвучиваются рекомендации по потенциальным нововведениям в целевых стратегических нормативах, показателях финансовых планов, отдельных бюджетов. В некоторых критических ситуациях целесообразно прекратить отдельные производственные, инвестиционные и финансовые операции или вообще на некоторое время заморозить работу некоторых центров затрат и инвестиций.

Совет 1. Не выявляйте возможные потери, а предупреждайте их . Внутренний финансовый контроль состоит из двух этапов, где первый - предварительный - играет принципиальную роль, поскольку дает возможность предотвратить потенциальные потери и уменьшить риски их появления. Сформируйте важные шаги по видам деятельности и бизнес-процессам, типам ресурсов (товарно-материальные ценности, данные, технологии и др.) для их реализации на предварительном этапе.

Совет 2. Четко регламентируйте все бизнес-процессы . Необходимо минимизировать риски непроизвольных и непредумышленных действий, которые могут стать причиной потери ресурсов. На уровне юридической службы следует сформировать договоры для каждой хозяйственной операции с учетом сведения к минимуму рисков недобросовестности контрагентов. Не следует забывать о сфере товародвижения. Если максимально точно регламентировать учетные процедуры (порядок оприходования и списания товарно-материальных ценностей, порядок учета движения денежных средств, частоту проведения инвентаризаций и т.п.), то можно исключить неточностей в данных. Допустим, рабочая смена продавца не завершится до того момента, как будет проведена программная сверка остатков ТМЦ и денежных средств. Иногда нужно провести пересчет наличности в кассе и внести информацию в систему учета.

Совет 3. Работайте с персоналом. Пусть финансовый контроль вовлекает в работу топ-менеджеров и руководящее звено подразделений. Одна из принципиальных обязанностей руководителей ЦФО - создание условий для сохранности ресурсов в их сфере ответственности и информирование подчиненных о нормах и методах работы с ценностями. Необходимо регулярно проводить разъяснительные беседы с сотрудниками, демонстрировать и учить их новым способам контроля и обеспечения сохранности ресурсов. Следует заключать договоры индивидуальной или коллективной ответственности с теми служащими, которые имеют прямой доступ к ценностям. Также стоит упомянуть об обязательности соблюдения регламентов внутреннего контроля в должностных инструкциях и трудовых договорах. Все сотрудники обязаны иметь компенсационный пакет, где будут оговорены постоянная и переменная части дохода, тогда можно будет стимулировать их деятельность материально. Помимо этого необходимо постоянно контролировать практику применения и понимания внутренних документов, ведь не редкость, что контролеры воспринимают довольно подробные инструкции по-своему. Причем это более справедливо для крупных предприятий (и чаще в тех ситуациях, когда контролера поддерживает юридическая служба организации).

Пусть инвентаризационные комиссии объединяют работников разных должностей. И в том случае если на предприятии существует отдельный контрольно-ревизионный отдел, необходимо обеспечить ротацию персонала в этом подразделении, чтобы обойти стороной сговоры тех, кто осуществляет проверку, с теми, кого проверяют.

Совет 4. Обеспечьте функциональность информации. Когда осуществляется организация финансового контроля, то одним из важнейших уровней становится сфера информационной безопасности. Здесь принципиально как сохранение внутренних данных от стороннего пользователя (ведь информация специфична и не всегда может быть применена даже прямыми конкурентами), так и создание условий для формирования надежной функциональности и быстродействия учетно-контрольных процедур. Ограничением прав доступа к сведениям внутри предприятия можно поступиться ради лучшей производительности системы и более высокой устойчивости к внешним влияниям.

Совет 5. Не забывайте об антикоррупционной составляющей. Персонал должен проводить проверку любых внутренних указов, регламентов, должностных инструкций на наличие коррупционного аспекта. Это тем более принципиально для работников расходных подразделений организации (отдел закупок, арендных отношений, ремонтно-строительная служба и пр.).

  • Хозяйственный анализ предприятия: повышение и укрепление финансового состояния

Как оценить эффективность финансового контроля

Финансовый контроль и менеджмент имеют распространенные группы аналитических финансовых коэффициентов, которые демонстрируют эффективность внутреннего финансового контроля в компании.

Коэффициенты оценки финансовой устойчивости предприятия дают возможность оценить уровень финансовых рисков, связанных со структурой источников формирования капитала фирмы и, соответственно, степень ее финансовой стабильности в ходе будущего развития. Чтобы провести такую оценку, в ходе финансового анализа вводятся следующие основные показатели.

  1. Коэффициент автономии (КА): КА= СК/К; КА= ЧА/А, где СК - сумма собственного капитала организации; ЧА - стоимость чистых активов; К - общая сумма капитала; А - общая стоимость всех активов.
  2. Коэффициент финансирования (КФ): КФ = ЗК/СК, где ЗК - сумма привлеченного предприятием заемного капитала.
  3. Коэффициент задолженности (КЗ). Он показывает долю заемного капитала в общей используемой его сумме: КЗ = ЗК/К.
  4. Коэффициент текущей задолженности (КТЗ): КТЗ = ЗК к /К, где ЗК к - сумма привлеченного предприятием краткосрочного заемного капитала.
  5. Коэффициент долгосрочной финансовой независимости (КДН): КДН = (СК+ ЗК д)/А.

Коэффициенты оценки платежеспособности (ликвидности) иллюстрируют возможность компании вовремя погашать свои текущие финансовые обязательства, используя оборотные активы различного уровня ликвидности.

  1. Коэффициент абсолютной платежеспособности, или «кислотный тест» (КАП): КАП = (ДА+КФИ)/ОБ к, где ДА - сумма денежных активов организации; КФИ - сумма краткосрочных финансовых инвестиций компании; ОБ к - сумма всех текущих финансовых обязательств.
  2. Коэффициент промежуточной платежеспособности (КПП): КПП = (ДА+КФИ+ДЗ)/ОБ к, где ДЗ - сумма дебиторской задолженности всех видов (средняя или на определенную дату).
  3. Коэффициент текущей платежеспособности (КТП): КТП = ОА/ТФО, где ОА - сумма всех оборотных активов организации; ТФО - сумма всех текущих финансовых обязательств компании.

Коэффициенты оценки оборачиваемости активов демонстрируют скорость того, как уже сформированные активы оборачиваются в процессе хозяйственной деятельности организации:

  1. Коэффициент оборачиваемости всех используемых активов в рассматриваемом периоде (КО а): КО а = ОР/A, где ОР - общий объем реализации продукции в рассматриваемом периоде.
  2. Коэффициент оборачиваемости оборотных активов организации в рассматриваемом периоде (К0 оа): КО оа = ОР/OA, где OA - средняя стоимость оборотных активов в рассматриваемом периоде (рассчитанная как средняя хронологическая).
  3. Период оборота всех используемых активов в днях (ПО а): ПО а = A/ОР о; ПО а = Д/КО а, где ОР о - однодневный объем реализации продукции в рассматриваемом периоде; Д - число дней в рассматриваемом периоде.

Коэффициенты оценки оборачиваемости капитала показывают, как быстро используемый организацией капитал в целом и отдельные его элементы оборачиваются в процессе ее хозяйственной деятельности.

  1. Коэффициент оборачиваемости всего используемого капитала в рассматриваемом периоде (КО к): КО к = ОР/К, где К - средняя сумма всего используемого капитала организации.
  2. Коэффициент оборачиваемости собственного капитала в рассматриваемом периоде (К0 ск): КО ск = ОР/С к.
  3. Коэффициент оборачиваемости привлеченного заемного капитала в рассматриваемом периоде (К0 зк): КО зк = ОР/ЗК.

Коэффициенты оценки рентабельности (прибыльности) демонстрируют возможность компании создавать нужную прибыль в ходе своей хозяйственной деятельности и определяют общую эффективность использования активов и вложенного капитала.

  1. Коэффициент рентабельности всех используемых активов, или коэффициент экономической рентабельности (Р а): Р а = ЧП о /А, где ЧП о - общая сумма чистой прибыли организации, полученная от всех видов хозяйственной деятельности, в рассматриваемом периоде.
  2. Коэффициент рентабельности собственного капитала, или коэффициент финансовой рентабельности (Р ск): Р ск = ЧП о /СК.
  3. Коэффициент рентабельности реализации продукции, или коэффициент коммерческой рентабельности (Р рп): Р рп = ЧП рп /ОР.

Оценка указанных показателей в динамике за нужный промежуток времени показывает эффективность финансового контроля и финансово-хозяйственной деятельности предприятия в целом.

Копирование материала без согласования допустимо при наличии dofollow-ссылки на эту страницу

Наверняка несколько раз в день вы тратите деньги на вещи, которые вам на самом деле не нужны. Бутылка кока-колы из автомата, стаканчик кофе из дорогой модной кофейни, обед с коллегами, новая игра для телефона… Список можно продолжать. В любом случае, вы тратите пару сотен (или тысяч) рублей на всякую мелочь и сразу же об этом забываете.

Причина такого поведения - отсутствие финансового самоконтроля. Снова и снова вы совершаете мелкие траты, не задумываясь о долгосрочной перспективе. Но вот чем грозит отсутствие самоконтроля:

  • вы не становитесь ближе к достижению больших финансовых целей;
  • вам приходится брать деньги в долг;
  • вы не знаете, сколько денег у вас будет через день или через месяц;
  • вам постоянно не хватает денег.

Конечно, отказаться от привычного образа жизни непросто. Создать долгосрочный план сложнее, чем просто сорить деньгами и не отказывать себе в маленьких удовольствиях. Но если вы хотите жить в достатке и не переживать за собственное будущее, понадобится умение контролировать себя и свои траты. Поэтому мы расскажем, как обрести самоконтроль в вопросах, связанных с деньгами.

1. Перестаньте оправдываться

Каждый раз, когда вы придумываете себе оправдание, зачем тратите свои средства на бесполезные покупки, вы мешаете себе начать заниматься финансовым планированием.

Когда вы покупаете что-то ненужное сегодня, вы лишаете себя чего-то важного в будущем.

Может, это действительно просто мелочь. Может, вы действительно очень хотите это купить. Может, покупка вам необходима, чтобы произвести на кого-то впечатление.

Но если вы хотите жить обеспеченно, перестаньте оправдывать свои . Просто поймите: когда вы покупаете какую-нибудь ерунду, вы делаете шаг назад на пути к своему финансовому благополучию.

2. Перед каждой покупкой спрашивайте себя: «Проживу ли я без этой вещи?»

Чтобы контролировать свою финансовую жизнь, придётся обзавестись полезной привычкой оценивать каждую покупку. И речь сейчас не о стоимости.

Действительно ли вам нужна эта вещь? Сможете ли вы обойтись без неё? И есть ли аналог подешевле? Задавайте себе эти вопросы каждый раз, когда собираетесь совершить покупку.

Финансовый самоконтроль - это способность сказать «нет» тем вещам, которым раньше вы бы, не задумываясь, сказали «да».

Спрашивайте себя: «Проживу ли я без этой вещи?». Если вы отвечаете «да», то покупать ничего не нужно, лучше отложить деньги на более важные вещи. Если отвечаете «нет», то задавайте себе следующий вопрос: «Есть ли аналог подешевле?».

Так вы научитесь оценивать и принимать последствия каждого своего решения и действия.

3. Пользуйтесь только наличными, никаких кредитных карт

Обычно кредитные карты выпускают с очень большим лимитом, и это неспроста: с такой картой на руках человеку становится сложнее контролировать свои расходы.

Когда у вас на руках нет реальных, бумажных денег, при покупке легко абстрагироваться от того, что вы на самом деле можете себе позволить. В такой ситуации вас волнует только один момент: главное, чтобы хватило. Кроме того, с картой без лимита намного легче попасть в неприятности вроде неподъёмных счетов или больших задолженностей.

Решение проблемы очень простое: пользуйтесь только наличными. Если вы обнаружите, что вам не хватает наличных, чтобы дожить до следующего месяца, подумайте, на чём сэкономить. В следующем месяце тратьте средства разумнее.

Финансовый самоконтроль - это как езда на велосипеде. Учитесь контролировать себя на наличных, это ваш старенький велосипед, который не жалко. А уже когда почувствуете в себе уверенность, можно переходить на навороченные скоростные велосипеды - пользуйтесь кредитными и дебетовыми картами.

4. Посещайте места, где вы любите тратить деньги, без карты и с небольшим количеством наличных

У большинства людей есть такие места, где они вряд ли смогут устоять перед искушением и с большой долей вероятности потратят кучу денег на желаемое, даже не задумываясь о последствиях. Кафе. Книжный магазин. Магазин электроники. Магазин одежды. У каждого свои слабости.

Наверное, вы ожидаете совета больше никогда не посещать подобные места. Но это не научит вас самоконтролю, а только избеганию проблем.

Карточку оставьте дома, понадобится только немного наличных. Если не определились точно, что именно вы будете покупать, первый раз сходите вообще без денег и присмотритесь. Потом идите с конкретной суммой, которую нужно отдать за вожделенную покупку.

Этот процесс, особенно повторённый много раз, учит противостоять соблазну. А сопротивление искушению - это и есть основа самоконтроля.

5. Сфокусируйтесь на участии, а не на покупках

Зачастую занятые люди покупают вещи, просто чтобы поддерживать связь со своим хобби или увлечением.

Например, человек страстно любит читать, но жизнь сложилась так, что практически всегда не хватает времени. Но он продолжает покупать книги, которые хотел бы прочитать (и надеется, что прочитает их как-нибудь потом). Это психологическая ловушка: так покупка подменяет исполнение.

Займитесь чем-нибудь, а не покупайте заменители. Если проблема в нехватке свободного времени, начните с пересмотра своего графика.

Участие в каком-либо интересном для вас деле - это невероятно эффективный способ избавиться от навязчивого желания тратить всё больше и больше денег на вещи, которые подменяют собственно участие. Сначала прочитайте всё из скопившейся стопки книг, а уже только потом покупайте новые.

6. Выбирайте правильный формат общения

Все мы выходим в свет, чтобы встретиться с другими людьми, провести время вне дома и поучаствовать в какой-либо социальной активности. Чаще всего такие встречи проходят в клубах, ресторанах, магазинах и прочих местах, в которых придётся потратить кучу денег.

Например, вы идёте с друзьями на обед, потом отправляетесь в кино, а потом ещё решаете заглянуть в бар. И в вашем кошельке уже не хватает пары тысяч рублей.

Опасайтесь такого формата общения. Чтобы хорошо проводить время с друзьями, не обязательно тратить много денег. Например, можно собраться у кого-нибудь дома. Или в любом другом месте, где трата денег - не определяющее занятие, а часть опыта: сыграйте в футбол в парке неподалёку или сходите на пикник.

Возможно, некоторые из ваших друзей откажутся от такого времяпрепровождения. Что ж, это отличная проверка, чтобы определить, кто из ваших знакомых больше заинтересован в том, чтобы выйти и потратить деньги, а кто хочет пообщаться с вами.

7. Внимательно отслеживайте свои расходы и периодически пересматривайте их

Самая большая сложность при отслеживании расходов заключается в том, что обычно у людей нет одного места, где можно собрать данные обо всех тратах и посмотреть, куда вообще уходят деньги.

Выход простой: отслеживайте свои расходы и записывайте, куда вы тратите каждую копеечку. Для удобства можно разбить все траты на категории: еда, развлечения, одежда, бытовая химия, транспорт, крупные покупки, коммунальные платежи и так далее.

Можно воспользоваться одним из приложений для контроля личных финансов. Для этих же целей подойдёт и обычный блокнот, и электронная таблица на ноутбуке. Независимо от того, какой инструмент вы выберете, цель остаётся одна: записывать траты каждый день, сортировать их по категориям и анализировать, чтобы узнать, в каких категориях у вас перерасход.

Такой пересмотр трат практически всегда открытие для человека. Как следует подумайте над категориями расходов, которые поразили вас больше всего. Действительно ли эти покупки были так важны для вас? Скорее всего, нет. От каких расходов или конкретных ежемесячных покупок вы можете полностью отказаться? Хотя бы немного таких точно найдётся.

8. Автоматически переводите деньги на сберегательный счёт

Существует одно известное старое правило - в первую очередь плати себе. Это значит, что первым делом вы должны возвращать долги и откладывать деньги на будущее, а уже потом решать, как прожить на оставшуюся сумму.

Самый простой способ придерживаться этого правила - автоматизировать процесс. Как только зарплата поступает на карту, 10% сразу же переводите на ваш сберегательный счёт. Если в вашем банке есть такая услуга, сделайте так, чтобы счета за ЖКХ, кредиты тоже можно было оплатить сразу же.

Чем больше операций вы можете сделать на автомате, тем лучше.

9. Попросите о помощи близких друзей и родных

Доверенный круг друзей и членов семьи может оказаться очень полезен, когда дело доходит до личностных изменений, к которым относится и обретение финансового самоконтроля.

Как минимум, они могут дать вам очень полезные советы, которые подходят к вашей ситуации и к имеющимся у вас качествам. Они вас знают. Они знают практически всё о ваших делах, а иногда даже осведомлены лучше, чем вы.

Вдобавок, всегда прекрасно, если рядом есть человек, который заботится о вас, оказывает поддержку в трудный момент. Просто поговорите с кем-нибудь, когда в вашей жизни начинают происходить перемены. Это здорово мотивирует.

Также ваши друзья и родственники могут оказаться прекрасными образцами для подражания. Возможно, у вас есть друг, который достиг тех же финансовых целей, которые планируете достичь вы. Используйте его как наставника, чтобы пройти по тому же пути. Учитесь на его опыте.

10. Не сдавайтесь, когда что-то не получается

Вы можете ошибиться раз или два, планируя свои расходы. Вы можете что-то купить, не подумав. Можете совершить покупку, о которой потом будете сожалеть. Можете подумать, что самоконтроль - это вообще не про вас и не стоило даже начинать.

Не переживайте. Финансовый прогресс - это история про то, что на два шага вперёд приходится как минимум один назад.

Цель в том, чтобы стремиться стать лучше, чем вы были раньше. Если совершили ошибку, не зацикливайтесь на ней. Вместо этого разберитесь в причинах своего поведения и старайтесь избегать этого в будущем.

1. Значение и задачи финансового планирования в организации

2. Виды финансовых планов. Принципы, методы финансового планирования

5. Финансовые расчёты в составе бизнес план

1.Финансовое планирование - разновидность управленческой деятельности, направленной на определение необходимого объёма финансовых ресурсов, их оптимальное распределение и использование с целью обеспечения финансовой устойчивости хозяйствующего субъекта

Значение финансового планирования заключается в следующем:

1 намеченные цели организации в финансово-экономических показателях - объёме реализации, себестоимости, прибыли, инвестициях, денежных потоках и др.

2 устанавливаются стандарты для упорядочения финансовой информации ввиде финансовых планов и отчётов об их исполнении

3 определяются приемлемые объёмы финансовых ресурсов, необходимые для реализации долгосрочных и оперативных планов организации

4 оперативные финансовые планы создают базу для разработки и корректировки общефирменной финансовой стратегии

Основные задачи финансового планирования:

1 обеспечение нормального кругооборота д/с организации, включая их вложения в реальные финансовые, интеллектуальные инвестиции, прирост оборотных средств, соц. развитие

2 выявление резервов и мобилизация ресурсов в целях эффективного использования разнообразных доходов организации

3 соблюдение интересов акционеров и инвесторов

4 определение взаимоотношений с бюджетом, внебюджетными фондами, кредитными, страховыми, вышестоящими организациями, работниками организации

5 контроль за финансовым состоянием организации, целесообразностью планируемых операций и ситуацией

Организация финансового планирования осуществляется в соответствии с определёнными принципами:

1 принцип единства т.е планирование должно иметь системный х-р, т.е представлять собой совокупность взаимосвязанных элементов, которые развиваются в едином направлении ради общей цели

2 принцип координации выражается в том, что нельзя планировать эффективную деятельность одного подразделения организации вне связи с другим

3 принцип участия означает, что каждый специалист организации независимо от должности и выполняемых функций участвует в планировании

4 принцип непрерывности заключается в том, что планирование должно осуществляться систематически в рамках установленного цикла

5 принцип гибкости состоит в придании планам и планированию способности изменяться при возникновении непредвиденных обстоятельств

6 принцип точности предполагает, что планы организации должны быть конкретизированными и детализированы в той степени, в какой позволяют внешние и внутренние условия деятельности организации


Существуют т.ж специфические принципы финансового планирования:

1 принцип соотношения сроков получения и использования средств - капитальные вложения с длительными сроками окупаемости целесообразно финансировать за счёт долгосрочных заёмных средств

2 принцип платёжеспособности - планирование д/с должно постоянно обеспечивать платёжеспособность организации

3 принцип приспособленности к потребованиям рынка

4 принцип предельной рентабельности, т.е целесообразно выбирать те капитальные вложения, которые обеспечивают тех. рентабельность и д.р

Помимо принципов организация финансового планирования требует выбора методов планирования

1 Расчётно- аналитический - основан на анализе достигнутого уровня финансовых показателей и прогнозирования их уровня на будущей период. Этот метод применяется, когда отсутствуют финансово-экономические нормативы. Таким методом определяют плановую потребность в амортизационных отчислениях, оборотных активах и др. показатели

2 Нормативный метод т.е потребность организации в финансовых ресурсах, источники их образования определяют на основе заранее установленных норм и нормативов. Такими нормативами являются ставки налогов и сборов, нормы амортизационных отчислений и др.

3 Балансовый метод , сущность в том, что благодаря балансу имеющиеся в наличии финансовые ресурсы приводит в соответствие с фактическими потребностями в них. Этот метод применяют при прогнозировании поступлений и выплат из денежных фондов, составления квартального плана доходов и расходов и т.п

4 Метод оптимизации плановых решений предполагает составления нескольких вариантов плановых расчётов, из которых выбирают оптимальный на основе различных критерий

5 Метод экономико-математического моделирования. Он позволяет дать количественную оценку взаимосвязям между финансовыми показателями и факторами, влияющими на их численное значение. Данная взаимосвязь выражается через уравнения, графики, таблицы и др.

Перспективное планирование - исследование и разработка возможных путей развития финансов организации в перспективе в течении 3-х -5 лет, оно обеспечивает достижение высокой эффективности хозяйствования

Перспективным планом некоторые учёные считают бизнес-план. Он позволяет экономистам решать 4 основные задачи:

1 изучить ёмкость и перспективы будущего рынка сбыта

2 оценить затраты и соизмерить их с ценами, по которым можно будет продавать свои товары и получать прибыль

3 обнаружить все трудности, подстерегающие новое дело в первые годы его реализации

4 определить те показатели, по которым можно будет регулярно оценивать состояния дел

Ведущим финансовым планом в современных условиях является текущий план. Он разрабатывается на год, полугодие, квартал, месяц и представляет собой баланс доходов и расходов организации или его бюджет

Бизнесс-план состоит из ряда разделов:

Характеристика продукта

Оценка рынка сбыта

Организационный план

Юридический план

Оценка риска и страхование

Финансовый план

Стратегия финансирования

2. Годовой финансовый план должен разрабатываться в несколько этапов. Начало этой работы обычно совпадает со сроками составления проекта бюджета республики (май-июнь года, предшествующего планируемому).

На втором этапе (в ноябре-декабре года предшествующего планируемому) уточняются ранее выполненные расчёты с учётом основных показателей плана экономического и социального развития народно-хозяйственного комплекса республики на планируемый год. Во внимании следует принять сведение о росте з/п и минимальной её уровне, изменяя индексов цен на материальные и топлевно-энергетические ресурсы, а также изменение налоговой, финансовой и финансово-кредитной политики правительства.

Финансовый план разрабатывается, обсуждается и утверждается в трудовом коллективе. В зависимости от формы собственности, организационно-правовой формы организации труда право утверждать финансовый план предоставляется общему собранию трудового коллектива, акционерам либо учредителям организации, совету директоров или другому органу управления, уполномоченному в соответствии с уставом организации решать финансовые вопросы.

Финансовый план с расчётами к нему или выписка из финансового плана о размере финансовых ресурсов и платежах в бюджет должны сообщаться финансовому и налоговому органу по месту нахождения организации.

Формой финансового плана организации служит баланс доходов и расходов, включающий три раздела:

1. доходы от поступления средств

2. расходы и отчисления

3. взаимоотношения с бюджетом

Составление финансового плана предполагает включение в бюджет комплекса расчётов доходов и поступлений средств, расходов и отчислений, платежей в бюджет, а также разработку проверочной таблицы к финансовому плану для увязки между собой доходов, расходов и проверку финансового плана как свободного документа.

Выполненные расчёты по отдельным статьям доходов и расходов увязываются между собой путём составления шахматной таблицы. Её назначение в том, чтобы определить источники финансирования по каждой статье затрат и распределить по направлениям доходы, а также сбалансировать доходы и расходы организации по принципу, когда на покрытие расходов в первую очередь направляются собственные доходы с учётом их целевого использования и очерёдности по статьям затрат.

Например, балансовая прибыль прежде всего направляется на уплату платежей в бюджет штрафов по хозяйственным договорам и финансовых санкций, а затем может быть использована на собственные нужды. Прирост устойчивых пассивов первоначально должен быть направлен на финансирование прироста, норматива собственных оборотных средств, а в оставшейся части оборотных средств - на другие расходы по смете фонда накопления. При недостатке собственных средств расходы могут покрываться кредитами, банками и другими заёмными ресурсами.

3.Платёжный календарь - основной оперативный финансовый план. Он является самым эффективным и надёжным инструментом оперативного управления денежными потоками организации.

Основная цель разработки платёжного календаря: установление конкретных сроков поступления д/с и платежей организации и их доведение до исполнителей в форме плановых заданий.

Период планирования определяется организацией самостоятельно с учётом специфики деятельности и экономической целесообразности. Установленной формы нет. Наиболее распространённой формой является форма, имеющая два раздела.

1. Предстоящие расходы и платежи. Здесь указываются все расходы и платежи, проходящие через расчётный или другие счета в банке.

2. Предстоящие поступления д/с. Здесь указываются планируемые источники покрытия затрат: выручка от реализации, доходы от операций с ценными бумагами, поступления дебиторской задолженности, прочие доходы и поступления.

В платёжном календаре денежные расходы и поступления должны быть сбалансированны. Если на предстоящий период поступления средств превышают расходы, то в платёжнои календаре планируется излишек средств, т.е. денежных сбережений для последующего периода. Если планируемые расходы превышают ожидаемые поступления средств, то в платёжном календаре отражается недостаток д/с. В этом случае необходимо изыскать дополнительные источники средств.

Меры по сбалансированию расходов и поступлений:

Изыскание возможности отгрузки продукции на условиях предоплаты

Выездная торговля

Получения коммерческого кредита у поставщиков

Решение вопроса об отсрочке уплаты налогов (налогового кредита) и др.

4. Кассовый план - план оборота наличных д/с, определяющий поступления и выплаты наличных денег через кассу организации. Финансовая служба организации осуществляет контроль за движением наличных денег, соблюдением кассовой дисциплины. Своевременная выплата з/п и других причитающихся рабочим сумм характеризует состояние финансовых отношений между организацией и её трудовым коллективом, её платёжеспособность. Поэтому составление кассового плана и контроль за его выполнением имеют важное значение для организаций, которые выплачивают з/п через свои кассы.

Кассовый план составляется на квартал и состоит из 4-х разделов:

1) В нём указываются поступления наличных денег в кассу организации, кроме средств, получаемых в банке. Это торговая выручка, выручка от оказания услуг и др. поступления.

2) Указываются все расходы наличными деньгами - з/п, премии, командировочные расходы, хоз-операционные расходы и др.

3) Приводится расчёт суммы наличных денег, планируемых к получению в банке для выплаты з/п и на др. цели

4) Указываются сроки и суммы выплат наличными деньгами, согласованные с банком.

5.Бизнес-план - программа деятельности организации, обоснование её стратегий и тактических мер по их осуществлению. Бизнес-планы разрабатываются организациями для обоснования:

Текущего и перспективного планирования развития организации, выбора новых видов деятельности.

Возможности получения инвестиционных и кредитных ресурсов, а также возврата заёмных средств.

Предложений по созданию совместных и иностранных организаций

Целесообразности оказания мер гос. поддержке.

В зависимости от целей составления бизнес-план может включать различное количество разделов (от 4 до 12). Обязательным является наличие финансового обоснования (прогноз финансово-хозяйственной деятельности, финансовый план, финансовые расчёты к нему).

Финансовые расчёты в составе бизнес-плана

1 Прогноз объёма реализации . Он выполняется на основе предыдущих разделов бизнес-плана и необходим для обоснования прогнозируемых сумм выручки.

Прогноз объёма реализации