1 экономические методы управления. Анализ экономических методов управления на предприятии - реферат

Методами управления называется совокупность средств и способов, при помощи которых управляющий субъект воздействует на объект управления, чтобы достичь определенных целей. Через них основное содержание так называемой благополучно реализуется. Метод управления в принципе характеризует завершенный акт воздействия на любой Бывают социально-психологические, экономические, организационные

Управляя предприятием, конкретный субъект обычно применяет не один, а сразу несколько методов, то есть их сочетания. Все они находятся в динамическом постоянном равновесии и органично дополняют друг друга. Экономические методы управления или организационные - не имеет значения, все они направлены на людей, которые осуществляют разные виды трудовой деятельности.

Экономические - есть не что иное, как способы воздействия на все имущественные интересы конкретных людей, а также их объединений. Их положение в системе существующих методов приоритетное. Кроме того, экономические в условиях рыночной экономики являются базовыми способами, при помощи которых можно повлиять на поведение людей, активизировать их труд и повысить в общем деловую активность тех или иных предприятий.

Их основой являются экономические законы, которые стопроцентно объективны, а также еще и принципы вознаграждения за любой труд, имеющие свои особенности на каждом предприятии. Социально-экономические методы управления должны использовать экономические стимулы, чтобы привести к активизации деятельности всех работников в требуемом направлении и одновременно с этим поспособствовать увеличению экономического потенциала коллектива, фирмы или предприятия в целом.

Существуют такие экономические методы управления: планирование, то есть разработка планов, которые определяют каково будет состояние экономической системы, а также какими путями необходимо идти, какие способы и средства использовать, чтобы его достичь. Данный метод включает принятие различных плановых решений уполномоченными лицами или органами.

Второй метод - коммерческий расчет. Это способ ведения хозяйства. Он основан на соизмерении затрат конкретного предприятия на производство его продукции с реальными результатами например, выручка, объем продаж. В его основе также лежит полное возмещение расходов на производство исключительно за счет доход. Необходимо обеспечивать рентабельность и экономно расходовать ресурсы. Работники должны быть материально заинтересованы в результатах своего труда.

Третий метод - балансовый. Он предполагает всесторонний и тщательный анализ всех экономических процессов. Так, например, трудовой баланс - это балансы электрооборудования, топлива, строительных материалов, трудовой - баланс использования и наличия вообще трудовых ресурсов, а финансовый - баланс всех денежных расходов и доходов.

Четвертый метод - кредитование. Он предусматривает, что можно создать условия, которые побудят предприятия рационально и с умом использовать кредиты, своевременно их погашать.

Пятый метод - рыночное ценообразование - это регулятор товарно-денежных отношений, а также важнейший экономических инструмент, при помощи которого можно соизмерять себестоимость продукции и цены и так далее.

Есть также и такие экономические методы управления, как прибыль, которая является главным итогом деятельности предприятия. Оплата труда - важный мотив трудовой деятельности. И последний метод - премия. Она призвана определить индивидуальный вклад каждого работника в конечный результат производства.

Термин «Ме́неджмент » (от англ. management - управление, руководство, администрирование, дирекция, умение распоряжаться, владеть, управлять) или Управление производством - разработка и создание (организация), максимально эффективное использование (управление) и контроль социально-экономических систем. По институциональным сферам ориентирован на: предпринимательство, государственные социально-экономические системы, некоммерческие организации и т. д.

Таким образом, суть менеджмента заключается в управлении. Экономические методы, исходя из их названия, являются составной частью экономики, следовательно, экономические методы управления отражают одновременно как экономические положения и законы, так и законы менеджмента. Таким образом, когда говорят о связи экономики и менеджмента, имеют в виду, в первую очередь, экономические методы управления.

Ключевым элементом механизма управления предприятием в рыночной экономике являются методы и модели управленческого воздействия на хозяйственную деятельность для создания экономических условий эффективной реализации предпринимательской деятельности, обеспечивающих получение устойчивой выгоды от осуществления этой деятельности.

Основными экономическими методами (моделями) в менеджменте предприятия, обеспечивающими его эффективное функционирование в рыночных условиях хозяйствования, являются

– коммерческий расчет;

– внутрифирменный расчет;

ценовая политика и механизмы ценообразования;

– механизмы и методы повышения качества и обеспечения конкурентоспособности продукции и предприятия в целом .

Экономические методы управления - с пособывоздействияпосредствомсозданияэкономическихусловий,побуждающихработниковпредприятийдействоватьвнужномнаправленииидобиватьсярешенияпоставленныхпереднимзадач.

Экономические методы управления в менеджменте – это совокупность средств и инструментов, с помощью которых осуществляется целенаправленное воздействие на внутренние переменные предприятия (цели, задачи, структуру, технологии и людей) для создания благоприятных экономических условий обеспечения его эффективного функционирования и развития в рыночной экономике.

Экономический механизм менеджмента включает основные функции и методы управления хозяйственной деятельностью предприятия, ориентированные на повышение производительности и эффективности производства при постоянной адаптации деятельности предприятия в целом к изменению конъюнктуры рынка и поведения всех его участников. В отечественной практике экономический механизм управления предприятием принято называть хозяйственным механизмом .

Экономические методы управления и экономический механизм менеджмента в целом определяются социально-экономической природой рыночной экономики и окружающей среды предприятия. Они ориентированы на создание условий для его развития при организации производства и сбыта продукции и услуг на рынке. Эти методы предусматривают определение требований и формирование качественных изменений в деятельности предприятия для эффективного хозяйствования с учетом объективных факторов внешней среды, в которой ему приходится функционировать. Содержание управленческих воздействий при проведении таких изменений ориентировано на управление предприятием с целью его эффективного функционирования в рыночных условиях хозяйствования. Оно должно также учитывать объективные тенденции развития общественного производства, его концентрацию и интернационализацию, а также углубление специализации наукоемкого производства и повышение его капиталоемкости. Это связано с необходимостью внедрения в производство достижений научно-технического прогресса для формирования и поддержания конкурентной позиции предприятия, а также обеспечения устойчивого роста его производительности в условиях жесткой конкуренции на мировом рынке .

Методы управления - это способы, при помощи которых реализуются функции управления.

В системе методов управления выделяют:

– Административный метод;

– Экономический метод;

– Социально-психологический метод .

Административные методы управления – это совокупность способов и средств воздействия на персонал, основанных на власти и дисциплине. Главная особенность - прямое воздействие на объект и поведение исполнителей в определенной обстановке. Формой выражения являются распоряжения и приказы вышестоящего органа, которые носят обязательный характер для нижестоящего. Основанные на чётком разграничении прав, ответственности и обязанностей управляющего органа, которые закреплены в положениях структурных подразделений, инструкциях и функциональных обязанностях должностных лиц.

Организационно-распорядительный метод - оперативное воздействие на производственный процесс, с одной стороны, принятие перспективных и эффективных решений по усовершенствованию системы управления и производства, с другой стороны. Для классификации этих методов более рациональным и приемлемым считается деление на три группы: организационно-стабилизирующие, дисциплинарные и распорядительные.

Организационно-стабилизирующее воздействие выполняется:

· При организационном регламентировании определяются состав предприятия, функциональный набор его органов и должностных лиц. Основой является закон о предприятиях, то есть имеет характер правового регулирования всей системы управления.

· Нормирование - установление нормативов, то есть рамки по нижним и верхним пределам, нормы, правила взаимодействия служб и подразделений.

· Инструктирование - создание условий для осуществления процессов, независящих от индивидуальных качеств людей, а следующих из требований системы управления.

Менеджмент не может осуществлять процесс управления без распорядительного воздействия, когда перед управляющей и управляемой системами поставлены конкретные задачи - обеспечить техническое, организационное и экономическое регулирование процесса производства, предупреждающее отклонения, восстанавливающее ранее предусмотренные параметры. Распорядительное воздействие обеспечивается посредством распоряжений, приказов, уставных указаний.

Для того, чтобы распорядительное воздействие было эффективным, необходимо организовать строгий контроль за его исполнением.

Контроль и проверка исполнения - необходимые части любого распорядительного документа. Функция контроля является важной составляющей процесса управления. Как текущий, так и итоговый контроль выполнения производственного задания, позволяют добиться наиболее эффективного результата в управленческой деятельности.

Овладение эффективным использованием методов организационно-распорядительного управления - залог успешности деятельности менеджера любого уровня.

Под экономическими методами хозяйствования понимается совокупность средств и инструментов, целенаправленно воздействующих на создание благоприятных условий для функционирования и развития фирмы. Экономические рычаги хозяйственного механизма соответствуют социально-экономической природе фирмы и являются одним из факторов развития производства и обмена на рыночной основе.

Социально-психологические методы основываются на мотивации потребностей и интересов личности, коллектива, на их профессиональных связях и общении, инициируют творческую и профессиональную активность. Сущность социально-психологических методов состоит в том, чтобы путём воздействия на неэкономические интересы работников и экономических контрагентов задействовать эффективный механизм работы.

Эти методы управления задействуют механизмы, опирающиеся на моральные и эмоциональные стимулы, на поддержание положительного микроклимата в трудовом коллективе. Социально-психологические методы управления воздействуют на человека через удовлетворение и убеждение, применяя различные методики: убеждения, внушения, «заражения идеей» и т. п. Современное управление компанией не может обойтись без социально-психологических методов управления, которые всегда дополняют как административно-командные, так и экономические методы менеджмента.

· Социальные методы

В условиях производства постиндустриального общества, особую значимость приобретает творческий подход к решению экономических задач, успешности которого в значительной степени способствует создание оптимальных условий труда, как отдельного сотрудника, так и всей творческой группы, коллектива, работающих над проектом. Деловая, творческая обстановка и здоровый микроклимат в коллективе являются важнейшими факторами, которые оказывают благоприятное влияние на результаты производства.

Трудовой коллектив - это социальная группа, для эффективного существования которой необходимо соблюдать определенный порядок, направленный на поддержание атмосферы сотрудничества и взаимопомощи.

Главной целью деятельности трудового коллектива является выполнение производственного задания, ради чего, собственного говоря, этот коллектив и создавался. По мере существования трудового коллектива, возникают и исчезают те или иные цели и задачи, значительная часть которых относится к социальной и духовной жизни людей, работающих в данном коллективе. Эти цели и задачи вытекают из общественных интересов и способствуют формированию трудовых отношений. Если внутри коллектива происходит разбалансировка единой воли коллектива, сложившихся трудовых отношений, то возникают противоречия во взглядах, появляются элементы борьбы мнений и тому подобное, что ведет к распаду коллектива.

Для сохранения и поддержания коллектива в работоспособном состоянии, необходимо, чтобы все его члены подчинялись единым требованиям: внутреннему трудовому распорядку, производственной дисциплине, сложившимся в коллективе нормам права и морали, локальным актам компании, неформальным требованиям и традициям, сложившимся в данном коллективе.

Специальные методы управления - это средства управления социальными процессами, происходящими в трудовом коллективе, на основе социологических исследований и научных подходов. Исследования охватывают различные стороны жизни трудового коллектива, это и специальная оценка рабочих мест, и уровень квалификации сотрудников, заболеваемость и производственный травматизм, отношения с коллегами, психологическое состояние сотрудников и много другое.

В практике применяются разные методы сбора социальной информации, в зависимости от ситуации, но в целом дающие возможность обеспечить её полноту, достоверность, объективность и своевременность. К самым распространенным относятся интервью, анкетирование, анализ документов, создание структурных карт, наблюдение, социальный эксперимент.

· Психологические методы

Психологические методы - это совокупность механизмов воздействия на межличностные отношения, направленного на создание оптимального психологического микроклимата. Эмоциональный фон, сопровождающий процесс производства, крайне важен для достижения положительного результата при выполнении производственных задач. Положительная реакция сотрудника на выполняемое поручение, оказывает непосредственное положительное влияние на личный результат, и, в конечном счете, на коллективный результат всей компании. Поэтому, руководителю крайне важно направлять значительные усилия на создание условий, для комфортного психологического климата в коллективе. Пути реализации могут быть разнообразны и многогранны: от четкой постановки цели, формирования творческих, малых групп, до личностной мотивации сотрудника. Для реализации принципа гуманизации труда, то есть создания комфортных внешних условий труда: оформление рабочего места, мест отдыха, исключение монотонности в работе и т. д., необходимо также учитывать совместимость работников, объединенных в группы по разным признакам: симпатия, образование, эмоциональность и т. д.

Умелый руководитель умело применяет в своей деятельности систему мотивации сотрудников. Это и моральные мотивы (похвала, награждение грамотой и т. д.), и профессиональные (престижные курсы, продвижение по службе и т. д.), и материальные (премии, повышение оклада и т. д.). Самой эффективной мотивацией является внутренняя заинтересованность человека в выполнении определенной работы. Руководитель обязан разбираться в факторах, под воздействием которых складываются отношения работника к труду: традиции, профессиональная гордость, перспектива роста, привлекательность труда и т. п. Одни и те же условия труда оказывают различное влияние на работников, поэтому важно видоизменить их.

· Производственная педагогика

Овладение основами и применение на практике инструментов и методов производственной педагогики - обязанность каждого руководителя. Каждый руководитель должен:

· знакомить сотрудников с перспективами развития общества, для того, чтобы сотрудники могли четко понимать место и роль компании на рынке труда, а также перспективу её развития;

· знакомить сотрудников с миссией, с целями, задачами и результатами работы компании;

· привлекать сотрудников к формированию цели и задач деятельности компании, для того, чтобы они сознательно и систематически повышали предъявляемые к ним требования;

· при планировании, постановке задач, осуществлении контроля для деятельность сотрудника, учитывать его индивидуальные особенности;

· ориентировать сотрудников на выбор оптимальных путей решения производственной задачи, принимать во внимание их личностные качества при выдаче индивидуального задания и определении метода стимулирования.

Вопрос

Что является основными экономическими методами в менеджменте?

Основными экономическими методами (моделями) в менеджменте предприятия являются: коммерческий расчет; внутрифирменный расчет; ценовая политика и механизмы ценообразования; механизмы и методы повышения качества и обеспечения конкурентоспособности продукции и предприятия в целом.

Основными экономическими методами (моделями) в менеджменте предприятия являются: коммерческий расчет; маркетинг, нормирование, инструктирование, контроль и проверка исполнения, система мотивации.

Эффективность любого предприятия во многом зависит от персонала. Чтобы стимулировать человека к работе, есть много различных методов, которые были разработаны специалистами и на данный момент успешно реализовываются на многих фирмах и компаниях. Экономические методы управления в менеджменте позволяют повлиять на отношения и на интерес сотрудников, чтобы достичь необходимых результатов. Что важно, они могут учитывать интересы не только предприятия, но и государства и каждого работника.

Сущность экономических методов управления

Применяя такой метод управления, происходит стимулирование работников предприятия искать разные варианты улучшения производства, эффективности труда, а также это способствует более рациональному использованию ресурсов.

Существует определенная классификация экономических . В общем, можно выделить две группы:

  1. Прямой расчет основан на плановом, централизованном и директивном распределении или перераспределении разных ресурсов (трудовых, материальных и финансовых), что позволяет расширить воспроизводство. В свою очередь, прямой расчет можно разделить на плановый и директивный. Благодаря его использованию можно предупредить и ликвидировать ЧС. В других ситуациях, он может проявлять себя в виде субсидий, дотаций и субвенций.
  2. Хозяйственный расчет основан на употреблении стоимостных категорий в виде инструментов для регуляции, а также рычага для сопоставления результатов, затрат и реализации.

В экономических методах большое значение имеет системность и комплексный подход. Применяются разные стимулы, учитывающие заинтересованность и ответственность работников за возможные последствия принятых решений, а также побуждающие стремиться к реализации поставленных целей без контроля и указаний. Основные методы управления на уровне страны представлены налогообложением и кредитно-финансовым механизмами. На уровне отдельных предприятий и фирм в основном применяются:

  1. Различного рода материальное поощрение, в том числе и заработная плата.
  2. Методы ответственности, то есть возможность получения вознаграждений или применение санкций, учитывая качество и эффективность труда.
  3. Стимулирование инновационной деятельности, что помогает увеличить эффективность работы и качество продукции.

Экономическое воздействие имеет непосредственное на специфику управляемой системы. В соответствии с этим выделяют такие формы руководства: планирование, анализ, хозрасчет, ценообразование и финансирование. Для решения задач управления также применяются экономико-математические методы. Благодаря им можно получить конкретные данные, которые помогают охарактеризовать, проанализировать и найти более правильное решение ситуаций.

Примеры экономических методов управления

Многие руководители выбирают субсидирование персонала, к примеру, создавая отдельные столовые. Многие магазины и другие предприятия, связанные с товарами, предлагают своим сотрудникам приобретать продукцию со скидкой. В некоторых случаях руководители останавливают свой выбор на ссудах, то есть человек имеет возможность получить кредит с низким процентом на различные потребительские ценности. Многие крупные компании предлагают своим работникам частное страхование здоровья, что позволяет получать обслуживание в частных клиниках.

Тема 8 «Методы управления: экономические, организационно-административные, социально-психологические

Конец ознакомительного фрагмента.

Текст предоставлен ООО «ЛитРес».

Прочитайте эту книгу целиком, купив полную легальную версию на ЛитРес.

Стоимость полной версии книги 14,99р. (на 29.03.2014).

Безопасно оплатить книгу можно банковской картой Visa, MasterCard, Maestro, со счета мобильного телефона, с платежного терминала, в салоне МТС или Связной, через PayPal, WebMoney, Яндекс.Деньги, QIWI Кошелек, бонусными картойами или другим удобным Вам способом.

1. Экономические методы управления

2.Организационно-распорядительные методы управления

3.Социально-психологические методы управления

4 Условия действенного применения методов управления

Экономические методы управления - это система экономи­ческих стимулов и рычагов, влияющих на производство не прямо, а косвенно, организующих деятельность предприятия и его работников в нужном для общества направлении.

Экономические интересы образуют в обществе систему, кото­рая может быть разложена на интересы государства, коллектива и личности. Между этими интересами существуют диалектические противоречия. Противоречия не искусственные, а существующие изначально, объективно.

Каждый работник заинтересован, во-первых, в результатах сво­его труда как такового; во-вторых, в результатах труда производ­ственного коллектива, членом которого он является; в-третьих, в результатах всего общественного производства. На первом месте должны быть интересы общества, затем производственных кол­лективов и каждой личности. Без создания материальных предпо­сылок существования общества, обеспечения безопасности его жизнедеятельности и стабильности невозможно нормальное су­ществование личности и коллектива. Без обеспечения нормаль­ных условий деятельности коллектива невозможно развитие каж­дого работника.

Проблема сочетания личных, коллективных и государствен­ных интересов всегда относилась к числу самых сложных. Она предполагает решение целого ряда задач, например установление в каждый период наиболее рациональных соотношений между фондами распределения и потребления, заработной платы и по­ощрительными и т.д. Применение экономических методов уп­равления необходимо для сознательного использования всей си­стемы экономических законов и категорий общественного раз­вития.

Система экономических методов управления многообразна, включает такие экономические рычаги, как планирование (стра­тегическое, индикативное, текущее, перспективное) и прогнози­рование, стимулирование, ценообразование, финансово-кредит­ная система, налоги, страхование, лизинг и т. д.



Схема экономических рычагов управления АПК на региональ­ном уровне представлена на рис. 5.

Бюджетная политика выражается в определении доли внутрен­него валового продукта, концентрируемой в бюджете, во взаимо­отношениях между федеральной властью и субъектами Федера­ции, в структуре расходной части бюджета, в распределении рас­ходов между бюджетами разных уровней, в нахождении путей по­крытия дефицита бюджета. Она обеспечивает стратегические задачи развития АПК, направлена на выполнение программ, важ­нейших Мероприятий, СВЯЗанНЫХ СО СТИХИЙНЫМИ бедсТВИЯМИ, раз-

тие элитного семеноводства, племенного хозяйства, а также на научное обеспечение, подготовку кадров системы АПК.

Кредитная политика должна быть также направлена на развитие АПК и прежде всего сельскохозяйственного производства. Систе­ма кредитования аграрной сферы пока неэффективна. Она недо­ступна для реального сектора АПК. Следует более широко ис­пользовать такие виды кредитования, как авансовые платежи за контрактованную продукцию, залоговые операции, фьючерсные сделки. Более широко может применяться ипотечное кредитова­ние. Важный стимул для развития сельского хозяйства - сезонное кредитование.

Ценовая политика в аграрном секторе имеет целью поддержать паритетные отношения между сельским хозяйством и другими от­раслями народнохозяйственного комплекса, создать условия для повышения доходности сельскохозяйственного производства, уве­личения объемов продукции, а также защитить отечественных то­варопроизводителей от импортируемых по демпинговым ценам товаров.

Налоговая политика - основной инструмент государства, обес­печивающий, с одной стороны, существование его самого, с дру­гой - регулирование экономики общества в целом. Налоги затра­гивают и проблему национальной безопасности, так как непроду­манная налоговая система может за сравнительно короткое время практически парализовать работу реального производящего секто­ра экономики. Налоговая система должна быть предельно про­стой. Законодательные нормы о налогах должны действовать авто­матически, трактоваться однозначно.

Страхование представляет собой совокупность общественных отношений, связанных с образованием страхового фонда за счет взносов, вносимых его участниками, с централизацией в орга­низациях, осуществляющих проведение страховых операций, и с использованием на покрытие ущерба или осуществление дру­гих выплат лицам, в отношении которых проводится страхова­ние, в случае наступления заранее оговоренных случайных со­бытий.

Аграрный протекционизм - это система государственных меро­приятий, направленных на стимулирование отечественного про­изводства сельскохозяйственных продуктов, что обеспечит защиту внутреннего рынка от импорта. Главные инструменты аграрного протекционизма - пошлины на ввоз импортной продукции. Большое значение для защиты отечественных товаропроизводите­лей имеют импортные квоты. С их помощью устанавливаются максимальные объемы товаров, которые могут быть ввезены в страну. Определенную роль в защите отечественного продоволь­ственного рынка играют нетарифные барьеры, то есть система ли­цензирования для предъявления повышенных требований к каче­ству.

Система экономических методов управления на уровне органи­зации опирается на такие рычаги хозяйствования, как планирова­ние, экономический анализ, экономическое стимулирование и др.

Планирование. Призвано обеспечить научно обоснованную организацию управления: распределение должностных полномо­чий руководителей и специалистов, подготовку кадров управле­ния и повышение их квалификации, разработку технологии уп­равления, содержания управленческого труда.

Единство планового управления производством и деятельнос­тью управленческих работников обеспечивает планомерное и ди­намичное развитие коллектива. Большое значение имеют форми­рование прогрессивной структуры общественного производства, сбалансированное и пропорциональное его развитие, эффектив­ное использование научно-технического и производственного по­тенциалов. Выполнение этих задач требует постоянного совер­шенствования планирования. Основные пути его следующие: ши­рокий учет конъюнктуры рынка; совершенствование системы плановых показателей, усиление их направленности на конечные результаты, получение прибыли; повышение роли прогнозов и перспективных планов, обеспечение единства долгосрочных, те­кущих и оперативных планов; внедрение прогрессивных эконо­мических нормативов; применение технических средств; исполь­зование бирж, ярмарок, аукционов для эффективной работы; раз­витие договорных отношений.

Экономический анализ. Необходим для эффективного управле­ния, правильного решения экономических и социальных про­блем. Основные его задачи: определение степени выполнения программ, заданий, в случае невыполнения выяснение причин этого; изучение передового опыта и возможностей его использо­вания; определение путей повышения эффективности производ­ства; улучшение социальных условий для членов коллектива и т. д.

Экономическое стимулирование - базируется на создании для всех подразделений равных экономических условий, обеспечении равной оплаты за равный труд. Однако следует учитывать эффективность труда и меру поощрения поставить в зависимость от ее уровня.

В более широком смысле экономическое стимулирование включает применение в качестве стимулов развития производства таких рычагов, как цена, себестоимость, кредит, прибыль, рента­бельность и т. д. Использование их должно быть комплексным (то есть охватывать все рычаги управления без исключения) и систем­ным (охватывать все иерархии объекта управления). Конечная цель системного и комплексного использования методов стиму­лирования - создание объективных условий для эффективной ре­ализации социально-экономических законов общественного раз­вития в интересах личности, коллектива и общества.

Единство интересов еще не означает их рациональное, эффек­тивное и тем более оптимальное сочетание в производстве, распределении, обмене и потреблении. Поскольку экономические интересы - категория динамичная, подвижная, экономические рычаги способны оказывать на них крайне противоречивое влия­ние: и стимулирующее, и тормозящее, поэтому во всех случаях необходимо предусматривать интегрирующее действие всех рыча­гов механизма управления.

Экономические рычаги можно рассматривать по уровням вли­яния. Так, категория заработной платы - один из важнейших эко­номических рычагов, действующий на уровне личности работни­ка; на уровне коллектива таким рычагом могут выступать при­быль, рентабельность; на уровне общества - фондоотдача, окупа­емость инвестиций, экологичность производства и т. д.

2. ОРГАНИЗАЦИОННО-РАСПОРЯДИТЕЛЬНЫЕ МЕТОДЫ УПРАВЛЕНИЯ

Особое место в системе методов управления занимают органи­зационно-распорядительные методы. В них входят приемы и спо­собы воздействия субъекта управления на объект на основе силы и авторитета власти - указов, законов, постановлений, приказов, распоряжений, инструкций и т. д. Эти методы устанавливают обя­занности, права, ответственность каждого руководителя и подчи­ненного (исполнителя), а также каждого звена и уровня управле­ния. Они должны обеспечивать персональную ответственность ра­ботников аппарата управления за исполнение воли вышестоящих органов.

Основа организационно-распорядительных методов -органи­зационные отношения, объективно существующие в любом обще­стве, любой социально-экономической системе. На их базе фор­мируются многообразные отношения управления. Реально любые организационные отношения - это прежде всего субъектно-объектные отношения, которые включают в себя отношения прав и ответственности, властности, компетентности.

Организационные отношения объективно заданы не только зако­нами общественного развития, но и социально-экономическими и политическими условиями, то есть имеют объективную и субъектив­ную природу. В любом случае они служат основой для построения иерархии власти, системы соотношения прав и ответственности. Эта система играет решающую роль при построении организационно-распорядительных методов управления. Для того чтобы они работа­ли эффективно, необходимы два основных условия:

сбалансированность прав и ответственности на каждом уровне, что создает тождественность субъекта и объекта управления;

сбалансированность прав и ответственности между уровнями управления; при этом каждый промежуточный уровень должен выступать в качестве передающего устройства, не создающего по­мех и перекосов в системе управления.

При нарушении этих требований неизбежно начинают доми­нировать права в ущерб ответственности. Система превращается в автократическую или охлократическую, следствием чего становят­ся диктат центра, парад суверенитетов, безответственность работ­ников промежуточных уровней управления.

Организационно-распорядительные методы выражаются в основном в прямом директивном воздействии органов власти на управляемые системы, вследствие чего их часто называют ад­министративными. Это не совсем верно. Ряд организационно-распорядительных методов имеет характер не прямого, а кос­венного воздействия на подчиненных - рекомендации, предло­жения, советы.

Организационно-распорядительные методы разнообразны, од­нако их можно классифицировать по направлениям воздействия. Рычагами воздействия здесь служат регламенты, нормы, инструк­ции, директивные требования, ответственность и полномочия, приказы, распоряжения и т. д.

Выделяют три группы организационно-распорядительных ме­тодов:

распорядительные;

организационно-стабилизирующие;

дисциплинирующие.

Их используют комплексно, они тесно взаимосвязаны (рис. 6).

Распорядительные и дисциплинирующие методы управления всегда используют вместе с организационно-стабилизирующими, обеспечивая регламентирование, нормирование и инструктирова­ние. Направления их действия следующие:

обеспечение стабильности организационных структур социаль­но-экономической системы и условий их функционирования;

подчинение каждого процесса, протекающего в социально-экономических системах, власти.

При этом все организационно-распорядительные методы дол­жны применяться в комплексе, способствуя стабилизации систе­мы. Вопрос о взаимозаменяемости методов управления неправо­мочен, поскольку они имеют различные природу и спектр дей­ствия, а поэтому взаимодополняемы.

Регламентирование включает следующие методы управления: общеорганизационные, определяющие принципы устройства предприятия и органов власти;

структурные, от которых зависит структура органов власти, то есть набор звеньев и уровней управления;

должностные, регламентирующие должностной статус каждого лица, обладающего властью;

функциональные, определяющие порядок функционирования тех или иных властных структур и общественных организаций.

Проблема использования регламентирующих методов заключа­ется в том, что во многих сферах направления регламентации слишком жестко зафиксированы, что сковывает подвижность от­дельных звеньев системы. В других случаях регламентация рас­плывчата, а иногда вообще отсутствует.

Нормирование основано на использовании нормативов. Поня­тие норматива следует отличать от понятия нормы. Норма - это величина, характеризующая естественные условия протекания природных и антропогенных процессов. Норматив - это условное распределение (закрепление) чего-либо на единицу. К нормирую­щим методам управления относятся нормативы:

времени (затраты времени на единицу товара, на потребителя и т.д.);

численности (число медработников, приходящихся на 1 тыс. человек, и т.д.);

величины (предельно допустимая концентрация вредных ве­ществ в 1 м 3 производственных помещений и др.);

выработки (объем продукции, произведенной за единицу вре­мени, и т.д.);

соотносительности (соотношение числа студентов и препода­вателей в вузе и др.).

Использование норм и нормативов - исключительно важно, их недооценка может привести к тяжелым последствиям.

Инструктирование образует широкую сферу действия организа­ционно-распорядительных методов управления. Оно включает различные виды информирования:

предостережение;

разъяснение;

ознакомление;

совет и т. д.

Инструктирующие методы управления преследуют цель ознакомить работников с последствиями необдуманных, нео­правданных или непрофессиональных действий, способных повлечь за собой тяжкие последствия или судебную ответствен­ность.

Распорядительное воздействие в сельскохозяйственных орга­низациях осуществляется в форме приказов и распоряжений, по­становлений общего собрания и собрания уполномоченных, прав­ления, проведения планерок и совещаний.

Приказ издает руководитель линейной службы в порядке ис­полнения постановлений и распоряжений вышестоящих органов. Это письменное или устное требование руководителя к подчинен­ным выполнить определенное задание с указанием сроков выпол­нения, используемых средств и других условий. Выполнение при­каза обязательно для всех работников, к которым он относится.

Распоряжение может отдавать каждое должностное лицо повопросам, которые входят в круг его непосредственных обязанностей. Например, главный агроном издает распоряжение по технологии производства, главный экономист - по планово-экономическому отделу и т.д. Распоряжение отличается от приказа тем, что его можно обжаловать у руководителя организации.

Постановление - это распорядительный документ коллегиаль­ных органов, например постановление общего собрания коллек­тива.

Планерка - важнейшая форма оперативного распорядитель­ства в сельскохозяйственных организациях. Непосредственное об­щение руководителей хозяйства со специалистами, бригадирами, заведующими фермами и другими руководителями подразделений позволяет получить детальную информацию о положении дел в хозяйстве и наметить план-наряд на предстоящий период.

Производственное совещание - одна из форм оперативного рас­порядительства. Хорошо организованные собрание, совещание и заседание - эффективный рычаг управления, поскольку позволя­ют одновременно информировать подчиненных об итогах работы, распределять задания, согласовывать сроки выполнения работ, обсуждать различные варианты решений, поощрять передовиков и т. д. Совещание следует созывать лишь в тех случаях, когда дей­ствительно необходимо коллективно решать ряд вопросов. Следу­ет помнить, что объем информации, которую получает руководи­тель на совещании, не всегда оправдывает отрыв от работы боль­шого числа специалистов.

Важная форма распорядительного воздействия - устное указа­ние, которое отдают подчиненным руководители всех уровней уп­равления. Оно относится непосредственно к подчиненному и предписывает, кто, где, когда и как должен действовать.

Объективная необходимость в организационно-распорядитель­ных методах управления не подлежит сомнению, поскольку они - составная, органичная часть дисциплины в самом широком смыс­ле. Четкое и безусловное соблюдение дисциплины - закон функ­ционирования больших технико-экономических и социальных систем, безопасности и развития общества. Вместе с тем организа­ционно-распорядительные методы требуют учета изменяющихся условий, несоблюдение этого требования приводит к возникнове­нию и развитию разрушительных тенденций в системе. При ис­пользовании этих методов необходимо учитывать динамику, дви­жение, многообразный, вероятностный характер причинно-след­ственных связей, процессов и явлений в природе, обществе, мыш­лении, поэтому регламенты, нормы, инструкции должны со временем изменяться.

3. СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ МЕТОДЫ УПРАВЛЕНИЯ

В жизни общества и отдельной личности огромная роль при­надлежит морально-этическим категориям, ценностям, пред­ставлениям о нормах этики, взаимоотношений между людьми. Целенаправленное формирование общественного мнения, его ориентация создают необходимые условия для проявления соци­альной активности общества и личности. Методы формирования и использования общественного сознания, социальной активно­сти, основывающиеся на общественно значимых морально-эти­ческих категориях и ценностях, образуют в совокупности соци­ально-психологические, или воспитательные, методы управле­ния.

Важнейшая задача социально-психологических методов - обеспечение благоприятного морально-психологического клима­та в коллективе:

отсутствие давления руководителей на подчиненных; взаимная требовательность и общая ответственность; доброжелательная и деловая критика; свободное выражение мнения при обсуждении вопросов; высокая степень взаимопомощи. Объекты социально-психологического управления: личностные характеристики работников, а также их психо­логические и психофизиологические особенности; способы организации труда и рабочих мест;

система подбора, расстановки, подготовки и переподготовки кадров;

информационное обеспечение и его использование; система стимулирования работников; морально-психологический климат в коллективе; социально-бытовые условия; инфраструктура региона.

Управление социально-психологическими процессами вклю­чает:

Анализ, учет и контроль выполнения норм и нормативов со­циально-психологических процессов;

. организацию выполнения поставленных задач;

Регулирование социально-психологических процессов.

Поскольку духовная жизнь общества отличается исключитель­ным разнообразием, различны интересы, вкусы и взгляды групп людей, социально-психологические методы также весьма разно­образны. В связи с этим особую важность приобретает их класси­фикация. Один из возможных способов классификации - состав­ление иерархии социальных процессов по уровням:

общество;

коллектив;

личность.

На уровне общества действуют методы управления социально-массовыми процессами. Это главным образом воздействие средств массовой информации, пропаганды на население страны, регио­нов, социальные слои с целью формирования представлений о ха­рактере общественного развития и состоянии социально-массо­вых процессов (социальном состоянии общества, безработице, преступности, гражданских свободах). При этом ответственность (как моральную, так и юридическую) за объективность и своевре­менность информации несут не только средства массовой инфор­мации, но и органы государственной власти.

На уровне коллективов и групп действуют методы, включаю­щие:

оценку индивидуальных качеств работников;

выработку ориентиров, создающих условия для максимального проявления профессиональных качеств.

На этом уровне конкретизируются законы развития общества, формируется и проявляется личность каждого. Организующая сила коллективного общения формирует не только профессио­нальные качества, но и развивает личность. Тем самым соци­альная устремленность коллектива органично связывается с мо­рально-этическими нормами поведения отдельного работника. Уровень развития социально-психологических методов управле­ния практически характеризует уровень развития коллектива как социальной целостности, систему его социальных ориентиров, сложившийся морально-психологический климат.

Методы управления на уровне коллектива наиболее адекватны правилам коллективного поведения, формирования коллективной этики.

Методы управления внутригрупповыми явлениями и процесса­ми действуют на уровне взаимоотношений между членами кол­лектива или отдельной группы.

Чаще всего руководителю приходится решать задачи формиро­вания трудового коллектива, определения путей и направлений его социального развития. Саморазвитие коллектива возможно лишь при тщательном выполнении процедур подбора, расстановки и закрепления кадров, определении перспектив удовлетворе­ния потребностей в творческом труде, удовлетворенности личнос­ти (профессиональная учеба, самообразование, самовыражение, развитие творческого потенциала и т.д.). При подборе кадров не­обходимо учитывать комплекс социально-демографических и профессиональных квалификационных качеств работника, в ко­тором нет и не может быть второстепенного и малозначимого. Стабильность коллектива зависит от уровня взаимодействия (фор­мального и неформального), интенсивности общения. Однако и интенсивность общения должна быть величиной регулируемой.

При управлении организацией коллективов выделяют три ос­новные стадии, каждая из которых должна быть осмыслена и до­ведена до логических выводов, предложений, рекомендаций и ре­зультатов.

Первая стадия - ориентация и адаптация -работники при­сматриваются друг к другу, к руководителю. Эта стадия должна быть максимально информативной, причем основным источни­ком информации служит руководитель. Он информирует новых сотрудников о целях, планах и условиях деятельности коллектива, задачах, подлежащих решению, расставляет людей, формирует требования к подчиненным, воспитывая у них ответственность за успешное выполнение поставленных задач и культуру исполне­ния. Уже на этой стадии выделяется группа активных и инициа­тивных исполнителей.

На второй стадии значительно усиливается процесс самоорга­низации, саморегулирования и саморазвития. Эта стадия предпо­лагает, что уровень административного вмешательства руководи­теля должен уменьшиться, на смену ему все в большей степени должны приходить взаимопонимание, взаимоуважение, лояль­ность друг к другу (на основе высокого профессионализма и об­щей культуры). Акцент делается на позитивные сдвиги, тенден­ции, проявления личностных свойств, поддержка и развитие ко­торых - обязанность руководителя.

Третья стадия - интеграция коллектива, когда формируется действительная общность работников как единого социального организма. Формируются коллективное мнение о нормах поведе­ния, коллективная этика, отношения взаимопомощи и сотрудни­чества. Общая цель коллектива выступает как фактор интеграции частных целей каждой личности.

На уровне личности методы управления представляют собой скорее искусство, чем науку. Субъектом управления выступает и общество в целом, и коллектив, и главным образом руководитель. В методах управления индивидуально-личностным поведением основа - личный пример, когда руководитель либо сам демонст­рирует образцы нужного поведения, либо указывает на пример­ных работников. Важнейшее значение приобретает ориентация руководителя на достоинство людей, уважение их идейно-нравственных принципов и убеждений. Весьма важен метод ориенти­рующих воздействий - создание обстановки, условий, направля­ющих поведение личности к проявлению ее лучших созидатель­ных качеств.

В решении задач морально-психологического воздействия на личность и коллектив особая роль принадлежит моральному сти-"мулированию, которое позволяет работникам глубже осознать со­циальную значимость и необходимость своего труда как нрав­ственного долга перед собой, коллективом и обществом. Методы морального стимулирования призваны обеспечить четкую диффе­ренцированную связь между результатами труда и мерой мораль­ного поощрения. При этом моральное поощрение должно быть тесно связано с материальным. Здесь требуются тактичность, вы­сокий профессионализм руководителя, талант воспитателя.

Моральное стимулирование включает поощрение как коллек­тива, так и личности. Коллективное поощрение активизирует процессы координации, кооперации и взаимопомощи. Поощре­ние может активизировать и процессы выдвижения некоторых ра­ботников, требует особо тщательных, взвешенных подходов к оценке индивидуального вклада поощряемого работника в общий итог работы, оценки сложившихся в коллективе взаимоотноше­ний.

Необходимо учитывать, что моральное поощрение, не под­крепляемое материально, также быстро теряет свою силу, как и материальное, не сопровождаемое уважением коллектива и обще­ства.

Реализация функций и принципов управления осуществляется путем применения различных методов.

Методы управления – это совокупность приемов и способов воздействия на управляемый объект для достижения поставленных организацией целей.

В практике управления, как правило, одновременно применяют различные методы и их сочетания. Так или иначе, но все методы управления органически дополняют друг друга и находятся в постоянном динамическом равновесии.

Управление персоналом включает в себя целую систему.

Система работы с персоналом – это совокупность взаимосвязанных действий по обеспечению управления в труде определенного качества и количества. Такая система предполагает не только формальную организацию работы с персоналом (подбор, расстановка, контроль и пр.), но и совокупность факторов социально- психологического, неформального характера.

Управление персоналом на предприятии – это вид деятельности, который позволяет реализовать, обобщить широкий спектр вопросов адаптации индивида к внешним условиям, учёта личного фактора в построении системы управления персоналом предприятия.

Административные методы управления

Административные методы являются способом осуществления управленческих воздействий на персонал и базируются на власти, дисциплине и взысканиях.

Административные методы ориентированы на такие мотивы поведения, как осознанная необходимость дисциплины труда, чувство долга, стремление человека трудиться в определённой организации и т.п. Эти методы воздействия отличает прямой характер воздействия: любой регламентирующий или административный акт подлежит обязательному исполнению.

Для административных методов характерно их соответствие правовым нормам, действующим на определённом уровне управления, а также актам и распоряжениям вышестоящих органов управления.

Различают пять основных способов административного воздействия:

Организационные воздействия;

Распорядительные воздействия;

Материальная ответственность и взыскания;

Дисциплинарная ответственность и взыскания;

Административная ответственность.

Организационные воздействия основаны на подготовке и утверждении внутренних нормативных документов, регламентирующих деятельность персонала конкретного предприятия. К ним относятся устав предприятия или организации, коллективный договор между администрацией и трудовым коллективом, Правила внутреннего трудового распорядка, организационная структура управления, штатное расписание предприятия, положения о структурных подразделениях, должностные инструкции сотрудников и организация рабочих мест. Эти документы (кроме устава) могут оформляться в виде стандартов предприятия и обязательно вводятся в действие приказом руководителя предприятия.

Распорядительные воздействия направлены на достижение поставленных целей управления, соблюдение внутренних нормативных документов или поддержание системы управления предприятием в заданных параметрах путём прямого административного регулирования. К известным способам распорядительного воздействия следует отнести приказы, распоряжения, указания, инструкции, целевое планирование, нормирование труда, координацию работ и контроль исполнения.

Материальная ответственность и взыскания. Материальная ответственность работников выражается в их обязанности возместить ущерб, причинённый виновным действием или бездействию предприятию, на котором они работают.

Материальная ответственность возлагается на работников за ущерб, причинённый предприятию, с которым они состоят в трудовых отношениях, а также за ущерб, возникший в связи с возмещением им ущерба, причинённого его работниками третьим лицам, если этот ущерб возмещён предприятием. В этом случае по заявленному иску на работника может быть в порядке регресса возложена обязанность возместить этот ущерб предприятию в пределах, предусмотренным гражданским законодательством. Чаще всего к видам ущерба, который необходимо возмещать, относятся следующие случаи: уничтожение или порча имущества по небрежности рабочего; утрата документов, оборудования; вынужденный простой на предприятии по вине работника и др. Материальная ответственность может быть полной и ограниченной, индивидуальной и коллективной.

Дисциплинарная ответственность и взыскания применяются в случае нарушения трудового законодательства, когда имеет место дисциплинарный проступок, под которым понимается противоправное неисполнение или ненадлежащее исполнение трудовых обязанностей работником. Невыполнение работником трудовых обязанностей существует тогда, когда доказана его личная вина и он действовал умышленно и неосторожно. Если же работник нарушил свои трудовые обязанности по причине от него не зависящей (отсутствие нормальных условий труда, недостаточная квалификация для выполнения порученной работы и др.), то он не может быть привлечён к дисциплинарной ответственности.

Для привлечения работника к дисциплинарной ответственности необходимо наличие трёх условий: неисполнение или ненадлежащее исполнение трудовых (служебных) обязанностей; противоправные действия или бездействие работника; нарушение правовых норм по вине работника. Дисциплинарные взыскания налагаются руководителем предприятия, а также другими должностными лицами, которым делегированы в установленном законном порядке соответствующие права.

Административная ответственность и взыскания применяются в случаях совершения административных правонарушений. Различают такие виды административного взыскания, как предупреждения, штрафы, административный арест, исправительные работы, конфискация или возмездное изъятие предметов.

Административные методы управления являются мощным рычагом достижения поставленных целей в случаях, когда нужно подчинить коллектив и направить его на решение конкретных задач управления. Идеальным условием их эффективности является высокий уровень регламентации управления и трудовой дисциплины, когда управленческие воздействия без значительных искажений реализуются нижестоящими звеньями управления. Это особенно актуально в больших многоуровневых системах управления, к которым относятся крупные предприятия.

Демократизация управления и развитие рыночных отношений в стране, развал централизованной административной системы и деформация Морального кодекса строителя коммунизма понизили роль административных методов управления на предприятиях.

Ряд противоречивых процессов в обществе также препятствует использованию административных методов. К ним относятся рост безработицы и частичная занятость на предприятиях, значительная инфляция в течение последних лет, превышение темпов роста цен на потребительные товары над темпами роста заработной платы, нарушение привычного уклада жизни в семье.

Экономические методы управления

Экономические методы носят косвенный характер управленческого воздействия. Такими методами осуществляют материальное стимулирование коллективов и отдельных работников; они основаны на использовании экономического механизма.

В советский период предметом регулирования экономическими методами считались централизованное планирование, хозяйственный расчёт, заработная плата, т. е. имело место узкое толкование роли и места экономических методов, что ограничивало диапазон принимаемых решений и рычагов регулирования на уровне предприятия. Экономические методы должны базироваться на товарно-денежных отношениях рыночной экономики, что вызывает необходимость нового теоретического обоснования роли экономических методов.

Плановое ведение хозяйства является главным законом функционирования любого предприятия (организации), которое имеет чётко разработанные цели и стратегию их достижения. В рыночной экономике проявление экономических методов имеет иной характер, чем в административной экономике. Так, вместо централизованного планирования утверждается, что предприятия – свободный товаропроизводитель, который выступает на рынке равным партнёром других предприятий в общественной кооперации труда. План экономического развития является основной формой обеспечения баланса между рыночным спросом на товар, необходимыми ресурсами и производством продукции и услуг. Государственный заказ трансформируется в портфель заказов предприятия с учётом спроса и предложения, в котором госзаказ уже не имеет доминирующего значения.

Для достижения поставленных целей необходимо чётко определить критерии эффективности и конечные результаты производства в виде совокупности показателей, установленных в плане экономического развития. Таким образом, роль экономических методов заключается в увязке перечисленных выше категорий и мобилизации трудового коллектива на достижение конечных результатов.

Хозяйственный расчёт является методом ведения хозяйства, основанным на соизмерении затрат предприятия на производство продукции с результатами хозяйственной деятельности (объём продаж, выручка), полном возмещении расходов на производство за счёт полученных доходов, обеспечении рентабельности производства, экономном расходовании ресурсов и материальной заинтересованности работников в результатах труда. Он позволяет сочетать интересы предприятия с интересами подразделений и отдельных работников. Хозяйственный расчёт основан на самостоятельности, когда предприятия (организации) являются юридическими лицами и выступают на рынке свободными товаропроизводителями продукции, работ и услуг. Самоокупаемость предприятия определяется отсутствием бюджетного финансирования и дотационности в покрытии убытков, т.е. оно полностью окупает свои затраты за счёт доходов и в случае длительной убыточности объявляется банкротом. Самофинансирование является главным принципом расширенного воспроизводства и развития предприятия за счёт собственной прибыли.

Оплата труда является основным мотивом трудовой деятельности и денежным измерителем стоимости рабочей силы. Она обеспечивает связь между результатами труда и его процессом и отражает количество и сложность труда работников различной квалификации. Устанавливая должностные оклады для служащих и тарифные ставки для рабочих, руководство предприятия определяет нормативную стоимость рабочей силы с учётом средних затрат труда при его нормальной продолжительности.

Дополнительная заработная плата позволяет учесть сложность и квалификацию труда, совмещение профессий, сверхнормативную работу, социальные гарантии предприятия в случае беременности или обучения сотрудников и др. Вознаграждение определяет индивидуальный вклад работников в конечные результаты производства в конкретные периоды времени. Премия напрямую связывает результаты труда каждого подразделения и работника с главным экономическим критерием предприятия – прибылью.

Руководитель предприятия может с помощью перечисленных выше пяти компонентов оплаты труда регулировать материальную заинтересованность работников с экономически возможными расходами на производство по статье «заработная плата», применять различные системы оплаты труда – сдельную или повременную, формировать материальные и духовные потребности работников и обеспечивать рост их жизненного уровня. Если руководитель чрезмерно жаден или расточительно щедр в оплате труда, то его перспективы не безоблачны, т.к. в первом случае работники «разбегутся», а во втором доживут до разорения предприятия.

Социально-психологические методы – это способы осуществления управленческих воздействий на персонал, базирующиеся на использовании закономерностей социологии и психологии. Объектом воздействия этих методов являются группы людей и отдельные личности. По масштабу и способам воздействия эти методы можно разделить на две основные группы: социологические методы, которые направлены на группы людей и их взаимодействия в процессе производства (внешний мир человека); психологические методы, которые направленно воздействуют на личность конкретного человека (внутренний мир человека).

Такое разделение достаточно условно, т.к. в современном общественном производстве человек всегда действует не в изолированном мире, а в группе разных по психологии людей. Однако эффективное управление человеческими ресурсами, состоящими из совокупности высокоразвитых личностей, предполагает знание как социологических, так и психологических методов.

Социологические методы играют важную роль в управлении персоналом, они позволяют установить назначение и место сотрудников в коллективе, выявить лидеров и обеспечить их поддержку, связать мотивацию людей с конечными результатами производства, обеспечить эффективные коммуникации и разрешение конфликтов в коллективе.

Психологические методы играют очень важную роль в работе с персоналом, т. к. направлены на конкретную личность рабочего или служащего и, как правило, строго персонифицированы и индивидуальны. Главной их особенностью является обращение к внутреннему миру человека, его личности, интеллекту, чувствам, образам и поведению с тем, чтобы направить внутренний потенциал человека на решение конкретных задач предприятия.

Если рассмотреть опыт зарубежных стран в управлении персоналом предприятия, то японский стиль управления кадрами отличает проявление уважения к человеку, формирующееся за счёт системы пожизненного найма, незначительной дифференциации продвижения по службе, а также систематического обучения и вовлечения персонала в управление.

Система пожизненного найма ценна созданием у персонала ощущения того, что «все в одной лодке». При этом для персонала существует много возможностей продвижения наверх и повышения заработной платы. Но дифференциация работников незначительна, поэтому они считают добросовестную работу выгодной. С другой стороны, акцент на обучение и расширение возможностей участия в управлении улучшает понимание роли своего труда. Эти факторы приводят к высокой производительности, восприимчивости к нововведениям и, в конечном счёте, к высокой конкурентоспособности на мировых рынках.

Заключение

Вместе с решением непосредственно практических задач, управление становится также и наукой, потому что оно систематически изучает явления, которые сгруппированы в теории. Менеджмент на систематизированной основе стремится понять, почему и как люди работают, что мотивирует их поведение, что заставляет их трудиться ради общей цели. Управление позволяет скоординировать работу всего предприятия, сделать систему сотрудничества, сейчас похожую на большой муравейник, более упорядоченной и полезной для человечества.

Однако место управления может зависеть и от его уровня. Вертикальное разделение труда предполагает так же и деление на несколько уровней: высший, средний и низший.

Естественно, что наиболее главную роль будет играть высшее звено руководства. Ими принимаются все основные решения, от которых полностью зависит судьба предприятия. Именно поэтому, и для оздоровления экономики в целом, стоит ограничивать и полностью избавляться от неграмотных, неумелых, неспособных к руководящей работе людей, которые ради обогащения проходят к власти на различных крупных предприятиях. Впрочем, жестокий рынок быстро вытеснит за свои пределы таких неумелых руководителей.

Одной из важнейших проблем современного менеджмента является построение и совершенствование системы управления. При всём многообразии подходов к решению этой проблемы невозможно определить универсальные методы и приёмы построения, т. к. каждая организация имеет свои индивидуальные особенности.

Основу для построения эффективной системы управления должна дать работа кадровой службы, значение которой в последнее время всё возрастает. Кадровое подразделение становиться центром кадровой политики. Современное планирование и развитие производства уже не может обходиться без эффективной работы кадровых служб.

Поэтому важнейшим фактором успеха становится непрерывное теоретическое и практическое обучение руководителей нового типа: высокопрофессиональных, компетентных в широком круге экономических, социальных и технологических вопросов, с высоким чувством ответственности за результаты деятельности.

Каким бы прогрессивным и передовым не был зарубежный опыт, ценность его не только в том, чтобы служить образцом для подражания, но главным образом в том, чтобы быть ключом к анализу собственного опыта и практики, уметь в них разобраться, получить материал для сравнений и сопоставлений.

В настоящее время существует множество программ, повышающих эффективность управления персоналом. Объем проведенных исследований пока еще не достаточен для окончательных выводов о результативности этих программ, но уже имеющиеся данные показывают, что такие программы способствуют развитию чувства удовлетворения работой, снижению количества прогулов и текучести кадров и повышению качества продукции и как следствие – повышение эффективности производства. Но, хотя эти результаты и указывают на то, что программы изменения организации труда способствуют повышению эффективности деятельности организаций, находятся специалисты, критикующие такие программы.

И все же, какое место принадлежит управлению на предприятии? Самое высшее. Конечно, не маловажен сам производственный процесс, квалификация работников, но ничто так не сделает производство эффективней, как качественное руководство. Планирование, контроль, организация – вот составляющие успеха в крупных и мелких компаниях. Процесс управления необходим для того, чтобы сформулировать и достичь цели организации.

Список литературы

1. Абдулин В. Г. Правильное отношение к персоналу // Кадровое дело. – 2003. – № 9. – С. 17-25.

2. Виханский О. С., Наумов А. Н. Менеджмент: человек, стратегия, организация, процесс. – М.: Изд-во МГУ, 2000.

3. Горелов Н. А. Экономика трудовых ресурсов. – М.: Высшая школа, 2002.

4. Егоршин А. П. Управление персоналом. – Нижний Новгород: НИМБ, 2003.

5. Ермакова Л. И. Эволюция теории и опыт эффективного управления за рубежом. – М.: Мир, 2004.

6. Забродин Ю. Н. Психология личности и управления человеческими ресурсами. – С-Пб.: Финстатинформ, 2005.

7. Зайцев Г. Г. Управление кадрами на предприятии: персональный менеджмент. – СПб.: Изд-во Санкт-Петербургского университета экономики и финансов, 2002.

8. Козлов Е. Л. Что происходит с управлением человеческими ресурсами в России. // Управление персоналом. – 2004. – № 4. – С. 56-59.

9. Менеджмент: учебник / И. И. Герчикова. – М.: ЮНИТИ, 2003.

10. Мещерикова Е. В. Психология управления. – М.: Высшая школа, 2004.

11. Мишков П. В. Психологические черты личностей менеджеров России. // Управление персоналом. – 2004. – № 8. – С. 32-34.

12. Райзберг Б. А. Психологические основы управления. – М.: Юнити, 2005.

13. Скавитин А. В. Методические подходы к управлению текучестью кадров. – М.: Финансъ, 2000.

14. Сомов В. Умеют ли управлять в России? // Комерсантъ. – 2004. – № 5. – С. 27-30.

15. Шекшня С. В. Управление персоналом современной организации. Учебно-практическое пособие. – М.: Бизнес-школа, 2000.

16. Шипунов В. Г., Кишкель Е. Н. Основы управленческой деятельности: социальная психология, менеджмент. – М.: Высшая школа, 2004.

Приложение 1

Схема 1

Базовое дерево целей системы управления организацией

Экономическая цель

Научно-техническая цель

Социальная

Производственно-коммерческая цель

Обеспечение перспективных технологических разработок

Рост объема реализованной продукции или услуги

Обеспечение ритмичности поставок продукции или своевременности услуг

Реализация научно-технической продукции

Обеспечение качества продукции или услуг

На схеме соответствующими цифрами обозначены следующие цели:

1. Организация перспективных научно-технических разработок.

2. Сокращение длительности цикла «исследование-производство».

3. Техническое сопровождение и перевооружение производственного

процесса.

4. Обеспечение высокого качества труда.

5. Маркетинг научно-технических разработок.

6. Соответствие планов разработок научно-техническому потенциалу

организации.

7. Маркетинг продукции или услуг.

8. Соответствие производственной программы и производственно

мощности.

9. Полнота и своевременность материально-технического снабжения.

10. Обеспечение эффективного технического состояния оборудования

и ритмичности производственного процесса.

11. Ритмичность сбыта продукции или своевременность оказания